Объединение всех финансовых институтов является фундаментом для преодоления внутренних и

Обновлено: 16.05.2024

Финансы

Финансы — Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Местный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок Финанс … Википедия

ФИНАНСЫ — (фр., от ср. век. лат. financia). Денежные средства государства, деньги и доходы; известное состояние капитала. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФИНАНСЫ приход и доход, долги и денежные обязательства … Словарь иностранных слов русского языка

финансы — См … Словарь синонимов

ФИНАНСЫ — поют романсы у кого. Разг. Шутл. Об обнищании, отсутствии денег у кого л. (Запись 1999 г.). Финансы встали раком у кого. Жарг. мол. То же, что финансы поют романсы. Максимов, 72 … Большой словарь русских поговорок

1. Подберите каждому термину его определение и дополните недостающие:
А) Финансовая стратегия
Б) Контроль
В) Оперативное управление
Г) Местные финансы
Д) Финансовый контроль
Е) Государственный кредит
Ж) Планирование
З) Финансовая политика
И) Управление финансами
К) Финансовая система
Л) Децентрализованные финансы
М) Финансовая тактика
Н) Централизованные финансы:
О) Внебюджетный фонд;
П) Объект управления;
Р) Общегосударственный контроль.

1. это решение задач, которые возникают на данном этапе развития общества;
2. это решение задач на перспективу;
3. это процесс проверки элементов планирования и оперативного управления;
4. это получение какого-либо результата при минимуме затрат;
5. это получение какого-либо результата при максимальных затратах;
6. это финансы, которые состоят их местных бюджетов и бюджетов автономных областей.
7. это отношение государства и физических или юридических лиц, при котором государство выпускает свои ценные бумаги;
8. это процесс предвидения будущего положения фирмы, исходя, из того какими средствами она располагает;
9. это процесс проверки элементов планирования и оперативного управления;
10. это отношения государства и физических или юридических лиц, при которых государство субсидирует физических и юридических лиц;
11. это действия по проверке финансовой деятельности предприятия;
12. это государственные мероприятия, которые направлены на сбор средств на выполнение своих функций и задач.
13. это приемы и методы определенного воздействия на объект для достижения определенного результата;
14. это средства, которые обращаются на уровне государства;
15. это средства, которые обращаются на уровне предприятия;
16. это система форм и методов образования, распределения и использования средств государства и предприятия;
17. это решение крупномасштабных задач на долгосрочный период;
18. это решение задач, которые возникают на данном этапе развития общества.
19. это организационная структура, которая регулирует все денежные операции;
20. это организационная структура, которая осуществляет управление;
21. это структура, в которой формируются средства для целенаправленного расходования;
22. осуществляется органами государственной и муниципальной власти;
23. это средства, которые обращаются на уровне государства;
24. это средства, которые обращаются на уровне предприятия.

Финансовая система: сущность и развитие

Функционирование финансов на практике обеспечивается с помощью финансовой системы.

Многочисленность субъектов распределения (государство в лице органов публично-правовой власти; предприятия всех форм собственности, население), многообразие форм фондов в распоряжении каждого участника (бюджет, зарплата, прибыль, накопленный капитал), различие потребностей и т.

п. являются основанием для необходимости выделения из общей совокупности финансовых отношений особых групп, сфер, звеньев. Поэтому проявляется в действительности сущность финансов как финансовая система.

В буквальном смысле система определяется как нечто целое, состоящее из отдельных частей. Между частями должны быть определенные связи; при всех особенностях они имеют общую основу, правильное расположение относительно друг друга.

При всех различиях в определении того, что представляет собой финансовая система, она есть совокупность обособленных и в то же время взаимосвязанных сфер финансовых отношений (подсистем). Отличия состоят в назначении фондов денежных средств, источниках образования, организационной структуре, правовом обеспечении. Целостность же, единство финансовой системы состоит в тех особенностях, присущих финансам, о которых говорилось ранее.

Следовательно, понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансов.

В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает определенную проблему: организационную (система просвещения), научную (система понятий) и т. п.

  • недостаточные темпы развития экономики;
  • диспропорции экономической системы;
  • неприспособленность к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
  • излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
  • низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

В зависимости от характера и частоты взаимодействия с внешней средой, выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые.

  • курс валюты был строго фиксирован;
  • собственником средств производства, земли, крупной недвижимости было государство;
  • предприятия не могли обменивать отечественную валюту на иностранную в пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);
  • имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных договорах цены не выражались в отечественной валюте;
  • валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться только государством, но не гражданами или предприятиями и др.

Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой.

Финансовые ресурсы, информация — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы открытой системы.

Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка — это более открытая система, чем в условиях директивной экономики.

Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной, совместной, кооперативной, частной собственностью.

Подобное многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов как-то; лизинг, залог, ипотека и др. Открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций, на финансовых рынках и т. д.

Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.

  • Финансовая система страны — совокупность всех сфер финансовых отношений.
  • Финансовая система — совокупность финансовых учреждений, функционирующих в государстве.
е. определение финансовой системы имеет две стороны согласно признакам: Во-первых, финансовая система — это совокупность относительно отдельных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП (по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов).

Во-вторых, финансовая система — это совокупность органов и институтов, которые управляют денежными потоками (по признаку органов, характеризующих систему управления финансами).

Финансовая система Украины может быть также определена как взаимосвязанное объединение в экономико-правовом пространстве объективного процесса распределения стоимости ВВП и субъективного процесса влияния на него политики государства.

  • с одной стороны, она выражает финансовые отношения в разных формах их существования, объективно обслуживающих общество;
  • с другой — представляет собой совокупность административных органов и служб, организующих эти отношения.

Представление о таком подходе к понятию «финансовая система» схематически можно показать на схеме 2.1.

Финансовая система и финансовый аппарат

Схема 2.1. Финансовая система и финансовый аппарат

По нашему мнению, такое соединение различных по природе слагаемых — финансовых отношений с управленческими структурами — неправомерно. Как нельзя отождествлять кредит и банки, Госкомценообразования и цены и т. п., так не следует смешивать Госказначейство с бюджетом или ГНАУ с налогами.

В правовом аспекте понятие «финансовая система» определено как взаимосвязанное объединение в экономико-правовом просторе объективного процесса распределения стоимости ВВП и субъективного воздействия на него политики государства.

  • каждое звено имеет свойственные ему методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов, направления и способов их использования;
  • каждое звено является относительно самостоятельным, имеет личную специфическую сферу применения;
  • между звеньями действует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, каждое звено может успешно функционировать только при совершенстве системы вообще;
  • законодательно закреплена и настроена деятельность каждого звена системы;
  • звенья могут состоять из подразделений (элементов подсистемы).

Мы различаем: финансы как отношения; финансовую инфраструктуру как условия, обеспечивающие функционирование этих отношений; финансовое управление как целенаправленную деятельность, влияющую на субъект управления с целью достижения необходимых результатов.

  • воспроизводственный, характеризующий отношение к процессу воспроизводства (макро- и микроуровень);
  • функциональный, выражающий специфику каждой составляющей, ее назначение;
  • иерархический, учитывающий уровень управления;
  • форма собственности также определяет строение системы.
  • политическое устройство и функции государства;
  • уровень развития производительных сил;
  • модель экономики.
  • бюджет государства;
  • местные финансы;
  • целевые фонды;
  • государственный кредит;
  • финансы предприятий (микроуровень).

Формирование финансовых систем происходит эволюционным путем: на основе первичного звена в процессе экономического развития и других преобразований появляются новые, которые могут усложняться, расщепляться и превращаться в сложную систему.

Считается, что первым в ходе исторического развития возник Государственный бюджет, который впоследствии разделился на центральный (государственный, федеральный, республиканский) и местные, муниципальные; при недостаточности средств в казне стали прибегать к займам у владельцев ссудного капитала, т. е. ростовщикам, а впоследствии — к банкам.

Различного рода целевые фонды выделялись тогда, когда понадобилось накапливать средства заранее для определенных расходов. С усилением демократических начал фонды позволяли правительствам скрывать истинные размеры и направление государственных расходов от общественности, от парламентского контроля.

Но первоосновой финансовой системы, по нашему мнению, были финансы предприятий. Подсчет доходов и расходов, распределение прибыли, хотя и в примитивной форме, вел каждый субъект экономической деятельности.

Индустриальное общество породило новые специфические финансовые отношения, планово-административная экономика ограничивала сферу финансов только исполнением государственных функций.

Рыночная модель экономики имеет свою специфику, расширяет финансовую систему и усиливает ее роль в обществе.

Финансы, налоги и налогообложение


Изложена сущность денежного обращения, приведена история происхождения денег, показано образование денежной системы. Рассмотрены финансовая, бюджетная и налоговая системы Российской Федерации, показан фондовый характер финансов, раскрыты принципы формирования бюджетной политики государства. Большое внимание уделено описанию налогообложения как источника денежных ресурсов бюджетной системы. Изложены вопросы налоговых правоотношений, которые помогают понять правовую природу налога. Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Денежное обращение
  • Глава 2. Финансовая система страны
  • Глава 3. Бюджетная система Российской Федерации

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы, налоги и налогообложение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 2. Финансовая система страны

2.1. Понятие финансов

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и развитие определяется тем, какое место занимают денежные отношения в системе экономических отношений. Деньги являются материальной основой финансов и обязательным условием их существования. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Если деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого соизмеряются затраты труда на изготовление различных товаров, определяется их стоимость и осуществляется обмен, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и национального богатства.

Термин «финансы» происходит от лат. finare — окончание, урегулирование спора (обычно денежного). Отсюда возникло financia — обязательная уплата денег или денежный платеж. С XVII в. термин «финансы» получает международное признание и применяется для обозначения любых отношений, связанных с доходами и расходами государства.

Экономическая сущность финансов заключается в исследовании: за счет каких статей доходов государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Роль финансов состоит в распределении и перераспределении стоимости созданного продукта в денежной форме между субъектами хозяйствования и распоряжении данными средствами.

Специфические признаки финансов, выделяющие их из всей массы денежных отношений:

• денежный характер: финансы — это всегда денежные отношения;

• разные права субъектов: одна из сторон в этих отношениях — государство или уполномоченный государством орган;

• движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды.

Можно выделить субъекты финансовых отношений: государство, организации различных форм собственности, граждане.

Финансы — денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансы носят фондовый характер, так как в процессе общественных отношений по поводу денег денежные ресурсы аккумулируются (обособляются) в зависимости от целей.

Следовательно, все фонды носят целевой характер и функционируют самостоятельно, например, фонд оплаты труда, амортизационный фонд, фонд поддержки малого предпринимательства и т. д.

Финансы в своем проявлении в экономических отношениях функционируют не изолированно, а взаимодействуют со многими экономическими категориями.

Финансы, участвуя в стоимостном распределении, тесно связаны с такими категориями, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, страхование.

2.2. Функции финансов

Сущность финансов, как и любой другой экономической категории, выражается в их функциях. Функция обозначает внешнее проявление свойств в данной системе отношений.

Распределительная функция. Механизм действия распределительной функции финансов на макроуровне проявляется в процессе первичного распределения стоимости ВВП, когда у субъектов, участвующих в этом процессе, формируются первичные доходы. Ими являются заработная плата работников, занятых в сфере материального производства, доходы организаций от производственной деятельности. Так как финансы носят фондовый характер, то это свойство позволяет их распределять. Например, распределением является перечисление средств в бюджеты при помощи налоговых отчислений, неналоговых платежей и страховых взносов во внебюджетные фонды.

Распределение I порядка (на основании законодательно установленных норм и нормативов):

1) возмещение затрат на производство;

2) формирование Фонда оплаты труда (ФОТ).

Распределение II порядка:

2) расчеты с бюджетами;

3) уплата взносов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС);

4) распределение прибыли между организацией и вышестоящей организацией, бюджетами.

Распределение III порядка (внутри организации): формирование фондов производственного и социального развития (отсутствие государственного регулирования).

Перераспределительная функция. Необходимость дальнейшего распределения стоимости ВВП связана с функционированием непроизводственной сферы и социальной сферы, а также с необходимостью перечисления денежных средств нижестоящим бюджетам в виде субсидий, субвенций, дотаций, трансфертам, отраслям экономики, правительствам, различным социальным группам населения.

Процесс перераспределения осуществляется следующим образом: через бюджетную сферу, сформированную в результате уплаты налогов и сборов, неналоговых платежей как организациями, так и гражданами в виде финансирования из бюджета расходов получателей бюджетных средств;

• финансовый рынок путем привлечения дополнительных денежных средств с помощью выпуска ценных бумаг, получения банковских кредитов, процентов, дивидендов;

• через страховой рынок в процессе уплаты страховых взносов плательщиками для выплаты и получения страховых вознаграждений получателям.

Кроме стоимости ВВП распределяется также часть национального богатства государства в виде накоплений прошлых лет; поступления от внешней экономической деятельности (внешней торговли, внешние займы, кредиты, дивиденды по ценным бумагам иностранных резидентов).

Таким образом, участие финансов в перераспределительном процессе характеризуется привлечением различных объектов распределения, существенными объемами денежных средств, мобилизуемыми в процессе распределения, значительной мобильностью денежных доходов и расходуемых денежных средств.

Контрольная функция. Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной и является производной от нее. Ее необходимость вытекает из объективного характера распределительного процесса, который требует осуществления механизма контроля за последовательным и пропорциональным распределением стоимости ВВП, соблюдением закономерности процесса распределения, за выявлением нарушений в этом процессе.

При рассмотрении содержания контрольной функции происходит ее отождествление с финансовым контролем.

Стимулирующая функция. Государство постоянно воздействует на процесс развития отраслей и организаций, используя финансовые рычаги: финансирование из бюджета, установление цен и тарифов, норм налогового законодательства, экспортно-импортных пошлин. Например, государство воздействует на деятельность предпринимателей, изменяя размер налоговой ставки, что позволяет стимулировать или сдерживать развитие какой-либо отрасли.

2.3. Финансовая система страны

Финансы представляют собой неотъемлемый элемент общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать кругооборот производственных фондов, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами — с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами — с другой.

При всем многообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения по своей природе распределительные, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемый критерий классификации — роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы — сферы и звенья, тесно связанные между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Финансовая система страны — совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве (рис. 4).

Сферы финансов образуют централизованные и децентрализованные финансы, которые характеризуются источниками финансов и способами их распределения.

Централизованные финансы. К централизованным (государственным) финансам относятся государственный кредит и бюджетная система.

Государственный кредит необходим государству в случае недостатка денежных средств в федеральном бюджете для осуществления своей деятельности.


Рис. 4. Финансовая система страны

Бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней власти: федерального бюджета, региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов федерального и регионального уровня. Их финансы формируются за счет обязательных отчислений организаций и физических лиц и из других источников. Перераспределение финансов осуществляется централизованно по бюджетной росписи, утвержденной Президентом России.

Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

Внебюджетные фонды имеют целевое назначение, их формирование и расходование регламентируется финансовым правом. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Они аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания, а также являются дополнительным средством для поддержки предпринимательства, используются для покрытия дефицита бюджета и решения новых важных задач, которые требуют внимания государства.

Внебюджетные фонды подразделяются на специальные и социальные. Специальные фонды преследуют реализацию экономических целей, а социальные предназначены для оказания социальных услуг населению.

В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

Определен тариф страховых взносов с 2015 г.: Пенсионный фонд — 22 %; Фонд социального страхования, как и прежде — 2,9 %; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5,1 %.

Суммируя эти три показателя, мы видим, что тариф страховых взносов во внебюджетные фонды составляет 30 %.

Пенсионный фонд России (ПФР) был образован 22 декабря 1990 г.

Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.

Первоочередная задача ПФР — обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы (создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен).

Для этого он организует:

• целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ: выплаты нетрудоспособному населению по различным категориям трудовых, военных и социальных пенсий, а также пенсий по инвалидности, специальных пособий и компенсационных выплат; • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

• контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

• проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели;

• межгосударственное и международное сотрудничество России по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в основном за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан, а также за счет средств федерального бюджета. Например, в 2018 г. определен тариф страховых взносов в ПФР (22 %), уплачиваемый организациями. При превышении базы взносов (1 021 000 руб.) тариф составляет 10 %.

В 1993 г. в стране был введен в действие Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который послужил основой для начала проведения комплексной реформы в здравоохранении. В соответствии с законом была создана система обязательного медицинского страхования (ОМС), которая обеспечивает привлечение целевых финансовых средств в здравоохранение в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан и органов исполнительной власти на страхование неработающего населения. Это предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер.

Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей.

Финансовые средства направляются на:

1) регулирование финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках федеральной программы ОМС;

2) реализацию мер социальной поддержки граждан по обеспечению лекарственными средствами;

3) софинансирование страховых взносов на ОМС неработающего населения;

4) финансирование отдельных мероприятий для системы ОМС, осуществляемых федеральным фондом ОМС централизованно. Размер взноса в ОМС в 2018 г. определен в размере 5,1 %.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением Российской Федерации и управляет средствами государственного социального страхования России.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства Фонда образуются за счет:

• доходов от инвестирования части временно свободных средств

• ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов и других поступлений;

• за счет средств социального страхования Фондом осуществляется выплата пособий работающим гражданам:

— по временной нетрудоспособности;

— по беременности и родам;

— женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (единовременное пособие);

— при рождении ребенка (единовременное пособие);

— на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (ежемесячное пособие);

— на погребение умерших работавших граждан и несовершеннолетних членов семьи работающих граждан. Взносы в ФСС в 2018 г. составляют 2,9 %.

Децентрализованные финансы. К децентрализованным финансам (финансам хозяйствующих субъектов) относятся финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансового рынка, домашних хозяйств.

Финансы хозяйствующих субъектов — основа финансовой системы страны.

Финансы хозяйствующих субъектов участвуют в процессе создания и распределения общественного продукта и национального дохода, являются главной составляющей децентрализованных финансов.

От состояния финансов коммерческих организаций зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом не исключается эффективное использование в процессе производства средств бюджетов, банковских кредитов, страхования. Хозяйствующие субъекты действуют на основе коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Полученная выручка распределяется ими самостоятельно с учетом производственных, социальных и общественных потребностей.

Некоммерческие организации занимаются оказанием услуг домашним хозяйствам, удовлетворяя индивидуальные потребности граждан в сфере образования, здравоохранения, культуры, искусства, отдыха, развлечений, социального обслуживания, а также коллективные потребности — политические партии, общества и др. Их доходы складываются из добровольных взносов, пожертвований и доходов от собственности.

Финансовый рынок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, ссудных капиталов или денежного, золота. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль в функционирования рынка играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги.

Финансовый рынок — это экономический институт, в рамках которого формируется спрос и предложение на различные финансовые активы и инструменты в процессе сделок по их купле и продаже.

Финансовый рынок представляет собой совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.

Финансовый рынок также обеспечивает трансформацию сбережений в инвестиции. Тем самым его функциональное назначение заключается в посредничестве финансовых институтов в движении капитала от его владельцев к пользователям. Субъекты финансового рынка являются финансовыми посредниками между покупателями и продавцами финансовых ресурсов (табл. 1).

В состав групп покупателей и продавцов на финансовых рынках входят домашние хозяйства, коммерческие организации, государства.

Главное предназначение финансовых рынков — эффективное удовлетворение интересов потенциальных продавца и покупателя.

Таблица 1. Типы финансовых институтов



Финансовая система включает в себя следующие звенья финансовых отношений:

Финансовые рынки и институты

С развитием финансовых отношений появляются специфические финансовые институты и инструменты. Данный процесс называется институционализацией финансовых отношений. Сущность институционализации заключается в образовании и развитии специальных финансовых институтов и финансовых инструментов, обслуживающих финансовые отношения различных субъектов и реализующих их специфические цели.

Исторически институциональная структура финансовых отношений формируется на основе коммерческих банков. По мере развития потребностей экономической системы создаются и развиваются небанковские финансовые институты, в том числе страховые компании, пенсионные фонды, кредитные товарищества, инвестиционные фонды, ипотечные фонды. Современный процесс развития финансовой системы приводит к усложнению и обогащению функций финансовых институтов и появлению новых финансовых инструментов.

Наряду с созданием многообразных финансовых институтов и инструментов образуются финансовые рынки, на которых происходит купля-продажа финансовых активов с использованием специальных технологий и с участием институтов, формирующих инфраструктуру финансовых рынков. Под финансовым рынком понимается совокупность форм проявления экономических отношений, складывающихся между различными субъектами по поводу формирования и обмена финансовыми активами с помощью определенной институциональной инфраструктуры.

Необходимо отметить, что участниками финансовых рынков выступают не только специальные финансовые институты. Безусловно, к ним относятся индивидуальные инвесторы, эмитенты ценных бумаг, государство как регулирующий орган, саморегулируемые организации. Инвестиции в финансовые инструменты фактически втягивают любого субъекта экономической деятельности в тот или иной финансовый рынок. Их цели участия разнообразны в зависимости от объема и сроков инвестиций, решения макроэкономических задач, решения текущих и перспективных проблем развития финансовой сферы. Для финансового рынка принципиально важна роль каждого участника. Вместе с тем институциональную основу финансовых рынков прежде всего создают финансовые институты.

В процессе продажи финансовых активов на финансовом рынке существенно возрастает роль финансовых посредников. Их основная функция заключается в организации взаимодействия инвесторов и эмитентов, в создании условий для трансформации сбережений в инвестиции. Их задачи можно определить следующим образом:

– информационное обслуживание контрагентов финансового рынка;

– организация заключения сделки (трансакции) с финансовыми активами;

– поддержание ликвидности финансового актива.

Интерес финансового посредника заключается в получении дохода в виде процента от стоимости заключаемых сделок или в виде разницы между ценой покупки финансового актива и ценой его перепродажи. В зависимости от специфики деятельности финансового посредника его доход может возникать как в процессе первичного размещения финансовых активов (например, в процессе эмиссий ценных бумаг), так и на вторичном рынке за счет спекулятивных операций с финансовыми активами.

Эффективное исполнение задач финансовым посредником в конечном счете снижает затраты, непосредственно связанные с заключением сделок, что приводит к экономии ресурсов для всех субъектов финансовых отношений.

В процессе функционирования образуются специфические риски, обусловленные состоянием неопределенности, в котором находятся экономические агенты. Состояние неопределенности, свойственное финансовому рынку, порождает специфические риски, например, риск ликвидности финансового актива, неполучения дохода и т.д. Финансовый риск – деятельность субъекта финансовых отношений, связанная с преодолением неопределенности в условиях выбора при наличии возможности качественного и количественного определения вероятности достижения предполагаемого результата. К основным видам рисков относятся: риск упущенной финансовой выгоды; кредитный риск; процентный риск; валютный риск; инвестиционный риск; налоговый риск; риск ликвидности.

Система рисков на финансовых рынках порождает необходимость регулирования деятельности финансовых институтов, в том числе определения правил входа на рынок, порядка заключения сделок с финансовыми активами, способов отчетности перед инвесторами. Регулирование финансовых отношений способствует защите прав инвесторов, эффективности и прозрачности финансового рынка, сокращению системного риска. Реализация этих задач осуществляется с помощью создания специальных регулирующих финансовые рынки органов, функции и полномочия которых определяются в каждой стране с учетом особенностей структуры экономики, законодательства и традиций.

С развитием финансовой системы на основе движения реального капитала и по мере институционализации финансовых отношений формируются финансовые рынки. Финансовые рынки являются элементом финансовой системы, включающей, кроме того, систему государственных финансов, финансы предприятий и совокупность финансовых институтов (коммерческих банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и др.).

Сущность финансовых рынков состоит в том, что размещение денежных ресурсов в экономике, реализуемое финансовыми рынками, становится и осуществляется как неотъемлемая часть воспроизводственного процесса и как важный механизм обеспечения условий для экономического роста. Однако не все отношения в экономической системе, возникающие в связи с обращением денежных ресурсов, можно рассматривать как предмет финансовых рынков. Иными словами, сущность и специфика финансового рынка заключаются в рыночном упорядочении движения денежных ресурсов. Финансовый рынок можно представить в виде конкурирующей совокупности институтов, обеспечивающих трансферт денежных ресурсов, организованных на рыночных началах и тем самым наилучшим образом способствующих установлению оптимального равновесия между спросом и предложением на денежные ресурсы и формированию относительных цен на денежные ресурсы различного качества.

Традиционно анализ процессов образования в экономике денежных фондов и перераспределения денежных ресурсов (собственно финансовых процессов) подразумевает агрегированное выделение двух групп взаимосвязанных между собой экономических агентов. Первая группа – это потребители денежных ресурсов, выступающие как чистые заемщики (в долгосрочной перспективе в данной системе примут участие государственный сектор и сектор частных нефинансовых корпораций), вторая – поставщики, которые являются чистыми кредиторами (составляют в основном многочисленные домохозяйства). Наличие таких агентов объясняется спецификой воспроизводства ими собственного богатства и одновременно служит предпосылкой возникновения и развития различных институциональных форм, отвечающих за процессы трансферта денежных ресурсов в экономике. Вообще, чтобы поставщики денежных ресурсов вступили во взаимоотношения с потребителями ресурсов, нужны способы установления контактов и каналов движения денежных и информационных потоков. Примером такого рода института, обслуживающего обозначенные взаимоотношения, выступает финансовый сектор – рыночная, скоординированная с помощью конкуренции совокупность субъектов (банков, бирж, фондов), предоставляющих специфические услуги. Трансферт денежных ресурсов в рамках финансового сектора происходит согласно рыночным принципам, основанным преимущественно на свободном волеизъявлении экономических агентов, а также на согласии действовать, придерживаясь определенных правил. Следует признать, что инициаторами рынка в гораздо большей мере выступают именно потребители таких ресурсов, нежели поставщики, соответственно, трансферт денежных ресурсов посредством финансового рынка – это вопрос институциональных преобразований и эволюции, основная роль в которых отводится именно потребителям и их представителям (посредникам).

Можно заметить, что финансовыми рынками, или финансовым сектором, также принято называть совокупность некоторых из данных институтов, отвечающих рыночным принципам организации отношений между экономическими агентами. Несмотря на то что финансовые рынки не могут обходиться без потребителей и поставщиков денежных ресурсов и вообще существуют благодаря их интересам, их часто рассматривают обособленно от этих участников. Поэтому состав их субъектов определяется учреждениями, специализирующимися на оказании услуг, так или иначе связанных с трансфертом денежных ресурсов и формированием денежных фондов разными группами участников, включая представителей самого финансового сектора.

Следует заметить, что размещение денежных ресурсов происходит не только посредством институтов финансового рынка. Не является обязательной реализация данной функции рыночным способом, где движение денежных потоков между агрегированными группами субъектов внутри экономического пространства обеспечивается не только финансовым сектором. То есть даже при наличии финансовых рынков каналы движения денежных ресурсов могут быть организованы без участия финансового сектора. Так, аккумуляция денежных ресурсов предприятиями может происходить, минуя финансовый сектор, скажем, через получение отсрочек платежей за товары (услуги) от своих поставщиков, за счет капитализации прибыли или, вспоминая классический пример, через процесс авансирования наемных работников. Такие процессы перераспределения ресурсов характерны для бизнес–структур, имеющих сложную организационную структуру, – компаний, построенных на принципах вертикальной и конгломеративной интеграции, что на практике принимает формы «внутрифирменного кредитования», «трансфертного ценообразования» и тому подобных явлений.

Ведущая роль в построении механизмов нерыночного перераспределения ресурсов и создании каналов трансферта этих ресурсов в экономике традиционно отводится государству.

Финансовый рынок представляет собой совокупность особых экономических отношений, складывающихся между различными субъектами по поводу формирования и обмена финансовыми активами с помощью определенной институциональной инфраструктуры, включающей специализированные финансовые институты. Сущность финансовых рынков заключается в эффективном распределении накоплений между потребителями финансовых ресурсов посредством механизма обмена финансовыми активами с помощью специальных институтов.

Финансовые рынки включают объекты, субъекты, виды операций, инфраструктуру, органы государственного регулирования, саморегулируемые организации.

На финансовых рынках формируются финансовые активы; осуществляется обращение финансовых активов; происходит переток средств от сберегателей (поставщиков инвестиций) к потребителям инвестиций.

Цель финансовых рынков заключается в создании условий для организации обмена финансовыми активами с помощью определенных торговых, платежных, расчетных и иных систем, а также специализированных финансовых институтов. В качестве элементов финансовые рынки включают:

– совокупность финансовых активов (инструментов);

– систему финансовых институтов;

– технологии заключения сделок купли-продажи финансовых активов, совершаемых на фондовых биржах, внебиржевых площадках;

– совокупность сделок купли-продажи финансовых активов.

Таким образом, финансовые рынки можно представить в виде совокупности сделок купли-продажи финансовых активов с использованием торговых, платежных и иных систем на основе определенных технологий и финансовых институтов.

К объектам финансовых рынков (специфическим товарам) относятся: деньги в национальной валюте, иностранные валюты, ценные бумаги, драгоценные металлы, депозиты, кредиты.

Традиционно в структуре финансовых рынков выделяют:

– рынок денег, под которым понимается рынок краткосрочных кредитов, краткосрочных долговых инструментов и рынок наличной валюты;

– рынок капиталов в виде рынка долевых ценных бумаг (акций), рынка долгосрочных долговых ценных бумаг (облигаций), рынок финансовых деривативов (фьючерсов, опционов), а также рынок капитала в виде рынка драгоценных металлов (золота и серебра). В отличие от рынка денег рынок капиталов представляет сделки купли-продажи долгосрочных финансовых активов.

Специфика каждого из рынков (денег и капитала) в той или иной стране определяется рядом факторов: состоянием инфраструктуры, реальной экономики, типом законодательства в области финансов, исторически сложившейся моделью финансовой системы, степенью открытости экономической системы.

Читайте также: