Нужно ли утеплять пол если утеплен фундамент

Обновлено: 17.06.2024

Нужно ли утеплять цоколь, если нет подвала?

Строительство любого здания всегда проводится по рекомендациям СНиП и ТСН, все работы делаются при строгом соблюдении правил и указаний ГОСТ. Но по вопросу нужно ли утеплять фундамент дома без подвала, четкого регламентирования нет.

Содержание статьи
  • Теплоизоляция цоколя в доме постоянного проживания
  • Пол по грунту поверх слоя теплоизоляции
  • Пол по грунту без теплоизоляции
  • Перекрытие по балкам
  • Плита перекрытия
  • Теплоизоляция дома без отопления
  • Теплоизоляция в домах с нерегулярным отоплением
  • Утепленная отмостка

Здесь надо руководствоваться здравым смыслом, поскольку даже если строение не оборудовано подвальным помещением, основание железобетонной конструкции является мощным мостиком холода, что приведет к существенным затратам на обогрев и значительным работам по укреплению простив морозного вспучивания.

Теплоизоляция подвального помещения проводится в обязательном порядке, причем и по горизонтали, и в вертикальном направлении.

При проектировании и строительстве ленточного фундамента, особенно малозаглубленного, применяют нормы СНиП 50-101.

При таком варианте основания дом не оборудуется подпольем, но такой проект может быть осуществлен, если выполнены следующие работы: сделан дренаж кольцевого типа по периметру, грунт под основанием заменен на нерудный и выполнена обратная засыпка всех щелей песчано-щебневой смесью.

Нужно ли утеплять цоколь, если нет подвала

Такие процедуры способны решить проблему лишь частично, не давая грунту наполниться влагой. Для этого в строительных нормах отдельно рекомендуется делать утепление отмостки дома пенополистиролом, укладываемым горизонтально шириной 0,6-1,2 метра, на глубину около 0,4 м.

При этом должен сохраняться доступ к боковым поверхностям ленточного фундамента с небольшим заглублением.

Чаще всего на этапе рытья котлована его стены оклеивают экструдированным пенополистиролом повышенной плотности. Это решает несколько проблем:

  • Устраняются мостики холода, что обеспечивает утепление пола в доме и значительно сокращает теплопотери;
  • Обеспечивается защита гидроизоляции, которая может быть повреждена вспучиванием от морозов;
  • Уменьшается промерзание бетонного основания, особенно в случаях повреждения гидроизоляционного слоя, когда бетон впитывает влагу из грунта. При замерзании она на 9% увеличивается в порах материала, что приводит к разрывам и трещинам в основании дома.

Утеплительные работы фундамента могут повысить его ресурс при эксплуатации на 40%, вне зависимости от наличия подвала в доме.

Теплоизоляция цоколя в доме постоянного проживания

Дом, в котором постоянно проживают люди, отапливается, в таком случае делается утепление полов в нескольких вариантах исполнения, каждый из которых отличается своими преимуществами.

Пол по грунту поверх слоя теплоизоляции

Листы экструдированного пенополистирола сокращают теплопотери, земля под домом может сильно промерзнуть через цоколь и фундамент, которые сами по себе будут мостиками холода;

Пол по грунту без теплоизоляции

В таком случае потери тепла через перекрытие будут максимальными, зато земля под домом не замерзает из-за передаваемого тепла от дома.

Перекрытие по балкам

Между чистовым и черновым слоем полов в частном доме теплоизоляция обустраивается в любом случае по строительным правилам, а в цоколе необходимо сделать вентиляционные продухи. В таком случае почва и фундамент точно промерзнут при постоянных морозах, стоящих несколько дней.

Нужно ли утеплять цоколь, если нет подвала

Плита перекрытия

Самый холодный вариант, когда теплопотери максимальны. Все конструкции и поверхности, находящиеся ниже плит перекрытия, будут холодными.

Подытоживая, можно уверенно сказать, что если в наружной гидроизоляции есть дефекты или разрывы, то все конструкции из бетона, которые используются под землей, впитывают влагу. Она замерзает и создает внутри материала трещины и разрывы.

Если засыпка делается грунтом, который был изъят из котлована при рытье, то частыми становятся вспучивания частей фундамента. Это чревато деформациями и разрушением стяжек напольного покрытия. Все эти проблемы может устранить качественно проведенная теплоизоляция.

Эти виды защиты от теплопотерь должны выполняться комплексно, поскольку к утепленному фундаменту (основанию дома) примыкает и грунт по всему периметру.

Теплоизоляция дома без отопления

Если дом не обогревается, что часто встречается в садовых кооперативах, то часто бытует мнение, что защита фундамента и грунта не нужны из-за отсутствия проживания в доме людей. Это является большой ошибкой, поскольку конструкция теряет в своей надежности и сроке использования более полвины своего ресурса.

Нужно ли утеплять цоколь, если нет подвала?

Нужно ли утеплять цоколь, если нет подвала? Необходимость теплоизоляции строения становится понятна, если изучить тепловые контуры сооружения:

  • Геотермальное тепло присутствует на каждом участке конструкции;
  • Утепление по горизонтали сохраняет тепло почвы, не давая ей промерзать;
  • Вертикальная теплоизоляция дает защиту конструкции и слоя гидроизоляции от вымерзания в холодное время года.

Контур по горизонтали из пенополистирола должен быть сделан монолитно, без стыков и швов, потому есть некоторые особенности укладки плит материала:

  • Под подошвой фундамента по всему периметру котлована и в части отмостки делается теплоизоляционный слой, что позволит сохранить тепло под всем домом;
  • Комплексная защита от теплопотерь делается под грунтовым полом, граням фундамента изнутри, наружным сторонам фундамента и под материалом отмостки для утепления всего дома и создания непрерывной линии теплового контура.

Если не сделать теплоизоляцию пенополистиролом наружных поверхностей ленточного фундамента, то его разрушение может возникнуть даже при гидроизоляции высокого качества, обустроенных дренажных системах и при замене грунта в пазухах на специальные материалы.

Нужно ли утеплять цоколь, если нет подвала

Теплоизоляция в домах с нерегулярным отоплением

Пётр Кравец

Если строение не используется постоянно, а навещается эпизодически, то нужно, прежде всего, отапливать помещения в моменты приезда. Но когда владелец уезжает, дом остывает и больше не нагревается до следующего посещения, таким образом, его смело можно отнести к неотапливаемым помещения, обеспечивая тепловой контур по рассмотренным выше технологиям.

Утепленная отмостка

Конструкции из железобетона, которые обладают массивностью, промерзают гораздо быстрее своих мелких аналогов. Для этого в любом доме без подвала нужно усилить теплоизоляцию по углам. При этом по длине пенополистирольного участка в два слоя нужно соблюдать ширину в 3 величины ленты фундамента, а размещаемый по схеме утеплитель – поверх первого слоя.

Важно учесть, что при свайных и столбчатых фундаментах отмостка не нужна в принципе. Все остальные варианты основания дома требуют её обустройства против вспучивания грунта рядом с цоколем.

Приведенные рекомендации, как утеплять цоколь дома, для строений с разными режимами использования помогут существенно сократить стоимость эксплуатации и сохранить постройку на долгое время годной к проживанию.

Стоит ли утеплять пол?

Подскажите пожалуйста! Искал по поиску, но так и не нашел конкретного ответа на свой вопрос.

У меня пристройка к дому. Когда делал фундамент, то утеплил его на половину с наружной стороны ЭППС 5 см. толщины. Пристройка будет обшиваться пенопластом. Получаестя , что стены, цоколь, фундамент - все это утеплено. (утепление заканчивается ниже уровня чистовой стяжки на 0,6 м., т.е. расстояние от чистового уровня стяжки до крайней нижней точки утеплетеля, там где он заканчивается в земле, -0,6 м.)

Вопрос: нужно ли дополнительно утеплять пол под стяжку, ведь по идеи, через цоколь и фундамент , которые утеплены, холод проходить не будет ?

02.02.2011 в 21:39

Если есть желание тратить деньги на обогрев земли под пристройкой, то разумеется- утеплять не надо. -

п.с. Про то, что ходить придётся по холодному полу- это мы умалчиваем. Моржи ведь в доме все, пусть закаляются. -

03.02.2011 в 09:11

Михалыч, это вы из личных соображений пишите, или у вас действительно есть серьезные аргументы, проверенные практикой , или расчетами, чтобы так утверждать?

03.02.2011 в 09:14

Все правильно сказано.
Пол будет ледяным.
Тепло земли это 2-3 градуса тепла зимой, а не 20-25.

03.02.2011 в 21:15

2ANTORIX Если у Вас пол под домом прогревается, то нет смысла утеплять.
Вы вообще представляете, что будет с утеплителем без отопления? Вы считаете, что вместо котла/печки/радиаторов достаточно напихать побольше ваты и будет тепло?
Прикольно. Можете это доказать? Есть расчеты, аргументы, примеры?
Хотя вы правы! Европа отказывается о нашего газа, от атомных электростанций. ВАТА-руль.

03.02.2011 в 21:53

Янн:- Ребята а у нас не всегда зима бывает, она длиться всего 10 месяцев и два месяца лето. Вот тут то и хорошо будет иметь прохладный пол. Дополнительный источник бесплатной прохлады!

04.02.2011 в 08:27

Внесу ясность в ситуацию. Я и сам понимаю важность утепления полов, все объекты в частном секторе. где нам приходилось делать стяжку мы рекомендовали закладывать под стяжку утеплитель. Когда я себе заливал фундамент, то уложил утеплитель не ради того, чтобы не утеплять полы, а ради того, чтобы изолировать его от внешнего воздействия и от косательных сил пучения почвы. Как часто бывает, расчитываешь на одно, а получается другое. Вот и я расчитывал на одну сумму денег на стройку, а вышло несколько больше моих расчетов. На утепление мне нужно затратить 300 у.е. , а это сильно бьет по карману, вот я и думаю всякие выходы. Понятно, что вопрос, наверное , звучит глупо ,но. Вель от земли, как известно идет тепло, в Германии специально бурят скважины и через них проектируют вентеляцию для дома, чтобы воздух, заходя в дом с улицы, нагревался в земле. Называется этот метод - рекуперативная вентеляция, если я не ошибся в написании. Вот я и подумал, что вобщем -то земля будет прогреваться под стяжкой и теплопотери, в основном, будут по переметру там, где ближе всего к холоду. А , если перметр утеплен, то , возможно не так уж они и велеки будут. Да, наверное, мои доводы больше продиктованы желанием во что бы то ни стало сэкономить, но , думаю, а вдруг че-то дельное посоветуют, возможно посоветуют обойтись какой нибудь более дешевой альтернативой чем ЭППС и сетка под стяжку.

Михалыч написал :
2ANTORIXЕсли у Вас пол под домом прогревается, то нет смысла утеплять.
Вы вообще представляете, что будет с утеплителем без отопления? Вы считаете, что вместо котла/печки/радиаторов достаточно напихать побольше ваты и будет тепло?
Прикольно. Можете это доказать? Есть расчеты, аргументы, примеры?
Хотя вы правы! Европа отказывается о нашего газа, от атомных электростанций. ВАТА-руль.

Мыхалыч, ловите! вата действительно рулит

04.02.2011 в 09:23

Могу доказать.
Утепленный гараж.
Температура ниже -2 не опускается. Безо всяких отоплений. Машиной пользуюсь каждый день.
Ниже - 22 за время посторойки гаража пока не было.
За 2 часа, если надо что-то поделать, натапливаю +12 внутри при -15-18 снаружи

04.02.2011 в 19:39

Satanas написал :
Температура ниже -2 не опускается.

Это хорошо или плохо? У Вас есть примеры жизни при минусовой температуре? И ещё вопрос- не подскажите температуру замерзания воды? -

ANTORIX написал :
вата действительно рулит

Да она вобщем-то и не нужна при наличии геотермального отопления, которое Вы хотите устроить.
В принципе и это не надо. В Дании начали строить вокзал, который будет отапливаться посетителями. Можете и так сделать. Воля- Ваша.

п.с. Стройка никогда не была дешёвым удовольствием. Из г.. конфетку не сделаешь.
И ещё- можно ничего не утеплять. Вам это уже говорили. Пол будет холодный, жить будет некомфортно. Затраты на отопление надо будет увеличивать. В помещении будет жарко, но за счет холодного пола будет ВСЕГДА зябко и неуютно. Для гаража, как Вам предлагаем ув. Satanas может это и нормано, но для жилого дома- это неприемлимо.
То, что Вы утеплили цоколь- это правильно, но кроме цоколя, НЕОБХОДИМО утеплять пол. Это- нормы строительства. Т.е. утепление И ЦОКОЛЯ, и ПОЛА. Это- обычная и нормальная практика.
Мало того- утепление надо делать ПО РАСЧЕТУ! Я бы мог Вам посчитать, но вижу вам этого нужно. Вы хотели найти подтверждение своих неправильных домыслов, но их тут нет. Т.к. плохого тут не принято советовать.
Я говорил так, как надо делать. А как делать не надо. я тоже говорил.
Всё удачи!

04.02.2011 в 20:17

Михалыч, ну что вы так разнервничались! Никакого геотермального отопления я устраивать не собираюсь и задевать ваши чувства профессионального строителя я тоже не хотел. Более того, я вам скажу , что сам занимаюсь стройкой уже 10 лет,(правда, в основном по отделке) срок, конечно , не большой , но кое какой опыт имеется. Просто я хотел услышать аргументированное объективное мнение профессионала по поводу того насколько важно мероприятие по утеплению полов., и на основании этого сделать вывод важности этого мероприятия в моей ситуации.

04.02.2011 в 22:24

Если без утеплителя пол окажется холодным, то проблему можно будет решить электрическим теплым полом.

04.02.2011 в 23:34

Smic написал :
Если без утеплителя пол окажется холодным, то проблему можно будет решить электрическим теплым полом.

Как бы. я об этом уже говорил, только другими словами. Хотя лучше и утеплить и сделать ТП. -
2ANTORIX Вот представьте- Вам надо нагреть помещение. Вы приносите обогреватель, включаете и через некоторое время- становится тепло. Но если попробовать стены и пол, то окажется, что они холодные. Есть графики и зависимости для расчета комфортного проживания. Общий смысл такой, что перепад между температурой в комнате и температурой стен не должен превышать 5 гр. (если навскидку, точно не готов сейчас сказать, но смысл такой). Вобщем, стены и пол надо прогревать. Вот теперь мы начинаем прогревать стены 50см (к примеру) и пол. Если бы у нас был утеплитель под стяжкой, то прогреть надо 10см (примерно). Если утеплителя нет, то прогреть надо 1,5 метра. Причем для компенсации теплопотерь необходимо сжечь значительно больше энергии, чем для 10см. Вроде как все просто.

05.02.2011 в 00:38

Михалыч написал :
Если бы у нас был утеплитель под стяжкой, то прогреть надо 10см (примерно).

А если утеплитель между стяжкой и теплым полом?

05.02.2011 в 01:04 05.02.2011 в 01:37

Получить на полу сравнительно тонкий нагреваемый слой, отделенный от стяжки слоем теплоизолятора.

05.02.2011 в 05:55

А что будет выше стяжкі?

05.02.2011 в 10:18

Vlad55 написал :
А что будет выше стяжкі?

ЭППС, ГВЛ, нагревательный элемент теплого пола, финишное покрытие.

05.02.2011 в 15:47

Smic написал :
А если утеплитель между стяжкой и теплым полом?

Есть теплые полы ,которые кладутся сверху стяжки, например, не посредственно под плитку, или пленочные нагревательные элементы - не посредственно под ламинат, или линолиум. Но эффективность этих полов намного ниже чем у тех , которые под стяжкой. (кстати, если нагревательный элемент укладывается под стяжку, то обязательно под него кладется утеплитель, а иначе он будет греть только на 50 процентов, а остольные 50 будут уходить в основание , будь то перекрытие или подсыпка) Разница точно такая же как и у печки буржуйки и обычной отопительной печи из кирпича. Буржуйка пока горит, пока и тепло дает , как только она перестает гореть и тепла сразу становиться меньше, поскольку она очень быстро остывает. Стационарная же печь даже , если перестанет гореть, то все равно еще долго будет отдавать тепло, поскольку накопила его в толще материала из которого она сделана. Таким же образом стяжка сверху нагревательного элемента является аккумулятором тепла - она его накапливает и постепенно отдает тем самым создает комфортные и экономные условия в помещении.
В утеплении фасадов снаружи тоже есть преимущество аккумуляции тепла в стенах. Тепло проникает в стены и аккумулируется в них , а утеплитель не дает ему быстро из этой стены выходить, задерживая его на "выходе" на улицу. Это очень важно для комфорта в помешении, поскольку дает возможность при открытых окнах , или дверях , например при проветривании помещения, не остывать ему , а поддерживать за счет отдачи тепла по всей своей площади комфортную температуру. Если заменить утеплитель эквивалентым по коэффециенту теплопередачи толщины однородным материалом, из которого эта стена сделана, то эффект будет тот же и даже лучше, поскольку в эквиваленте это может быть очень толстая стена , даже до двух метров. Т.е. будет прогреваться большая толщина, а значит будет больше аккумулироваться тепла. Единственно , так это то, что пойдет больше энергии на обогрев большей толщи стены. Т.е. ,чтбы т.скать с "нуля" нагреть дом необходимо будет при толстой стенене затратить больше энергии. чем при тонкой многослойной стене с утеплителем. Но в разогретом до оптимальной температуры помещении что в одном, что в другом случае расход энергии будет одинаков. Иными словами будет больше расходоваться энергии "на старте" разогрева, а дальше этот расход будет одинаков. Вот на основании этих размышлений у меня и возник вопрос - а может быть не стоит укладывать утеплитель , ведь по периметру тепло не уйдет. а пол прогревшись "на старте" до определенной глубины будет держать температуру приемлемую для комфортных условий. Хотелось выяснить насколько справедливы мои рассуждения и что я мог не учесть, т.е. насколько земля под домом с утепленным периметром фундамента будет поглощать тепло.

Утепление ленточного фундамента: правила и практика

Жаркие споры о том, утеплять фундамент или нет, постепенно утихли – опыт показал, что это мероприятие примерно на 20% снижает теплопотери дома, продлевает срок его службы и держит в сухости отапливаемый подвал или цокольный этаж. Как и фундамент любого другого типа, ленточный лучше утеплять в ходе его возведения – как это делать, почему и когда надо утеплять отмостку, рассмотрим ниже.

Какой смысл в утеплении ленточного фундамента?

На большей части территории нашей страны сложные грунтовые условия, поэтому расчету и строительству фундаментов и уделяется такое большое значение: приходится приспосабливаться к непрочным, легко промерзающим пучинистым грунтам.

Зимой грунт промерзает, увеличивается в объеме и может вытолкнуть даже тяжелый фундамент (в средней полосе России на 200 мм), а весной фундамент опускается. Результатом таких подвижек становятся трещины и деформации фундамента, перекошенные стены, оконные и дверные проемы. Теплоизоляционные материалы уменьшают влияние окружающих холодных грунтовых слоев на участки под домом, опасность нагрузок морозного пучения сильно снижается. Пункт 12.2.5 СП 50-101-2004 позволяет назначать глубину заложения наружных фундаментов независимо от расчетной глубины промерзания, если «предусмотрены специальные теплотехнические мероприятия, исключающие промерзание грунтов».

7 причин, почему надо утеплять фундамент загородного дома.

Давайте поговорим о том, что в принципе, многие упускают, давая самому себе слово, что это можно сделать позже, а сейчас, пока погода хорошая, надо быстрее начинать кладку стен, монтаж перекрытия . И все перекрылись и поздно метаться, процесс этот становиться уже настолько трудоемким, что на него решают махнуть рукой.

Утепление фундамента загородного дома это необходимый всем застройщикам этап строительства, позволяющий в процессе эксплуатации дома , понять и оценить свою высокую значимость.

Начнем по порядку. Все помнят, наверное старый бабушкин, дедушкин деревенский дом, где классическим элементом утепления фундамента, а соответственно и подземного пространства дома была завалинка. Сооруженная из того,что было под рукою. В роли утеплителя выступала обыкновенная земля, зачастую перемешанная с листьями. Под домом ведь был подпол- хранилище продукции полей и огородов, а хранилищу нужна соответствующая температура, а также и полы никак особо не утеплялись. Достаточно было тепла земли. Ведь температура земли даже зимой плюс 5-7°С.

В Современных строениях же в большинстве своем, фундаменты не утепляются. Обычно надеются на утепление полов первого этажа, считая это достаточным условием для исключения потерь тепла через фундамент. А потери тепла через неутепленный фундамент могут быть порядка 20%.

Конструкция утепления достаточно проста и стоит не так уж и дорого.

Засыпка керамзитом Засыпка керамзитом

Есть семь причин почему фундамент надо утеплять и от этого всем будет только хорошо.

1. Хорошая теплоизоляция фундамента защищает его от промерзания. Это, в первую очередь, нужно для фундаментов, находящихся во влажных грунтах, вода при замерзании может расширяться и разрывать бетон.

2. Утеплитель становится также дополнительной преградой для влаги, совместно с гидроизоляцией.

3. Вы получаете под полом первого этажа температуру на 10-15°С выше , чем у Вас было бы без утепления ( плюс 5-7°С , вместо обязательного минуса , особенно при сильных морозах). Сокращаете затраты на отопление .

4. Не забывайте также, что есть такое понятие как тепловая инерция дома. В понятие тепловой инерции входит теплоекость строения, всего что есть в доме. Это очень характерно для русской печи, чем больше масса нагретого материала, тем дольше держится тепло в доме. Масса фундамента это значительная величина для тепловой инерции дома, чтобы ею пренебречь. Это стабилизирует микроклимат в Вашем доме, сделает проживание в нем более комфортным

5. Инженерные коммуникации , под домом, в первую очередь водопровод и канализация, не будут нуждаться в дополнительном утеплении.

6. Керамзит, хорошо сушит воздух. Деревянные конструкции, особенно при строительстве во влажных грунтах, не подвержены воздействию влаги.

7. И наконец, по сведениям, полученным из достоверных источников, в частности от домохозяек, мыши не любят керамзит, боятся ползать в нем.

Сделаете не пожалеете.

Спрашивайте меня – мои советы ничего Вам не будут стоить, но позволят сэкономить большие деньги».

Утепление фундамента: снаружи или изнутри? Самый оптимальный утеплитель

Столкнувшись с выбором утеплителя во время строительства дома, многие впадают в немой ступор, оно и понятно - утеплителей на рынке строительства огромное множество и каждый из них имеет свои особенности.

В этой статье разберемся, какие преимущества имеет тот или иной утеплитель, а также постараемся выделить лучший по соотношению цена-качество.

Виды утеплителей для дома

Прежде всего, чтобы выбрать оптимальный утеплитель для необходимо понять, что будем утеплять: фундамент, кровлю или фасад дома?

Так как материал достаточно большой, разобьем его на части. В этой статье поговорим об утеплении фундамента и цоколя.

Утепление изнутри или снаружи?

Как правило фундамент все-таки утепляется снаружи. Это обусловлено рядом факторов:

  • Во-первых, это дополнительный слой гидроизоляции, который будет препятствовать проникновению влаги в фундамент.
  • Во-вторых, наружное утепление фундамента защищает сам фундамент от промерзания и проникновения отрицательных температур.
  • В-третьих, наружный утеплитель защищает сам фундамент от контакта с почвой и влагой, удлиняя срок его службы.

Изнутри фундамент утепляют все же для получения дополнительных свойств, но не основных. Это создание микроклимата в подвале и удаление конденсата.

При дополнительном утеплении и удаления конденсата применяют утепление изнутри При дополнительном утеплении и удаления конденсата применяют утепление изнутри

Утепление фундамента

Некоторые виды фундамента не требуют утепления, и мы это понимаем. Здесь же примем частный случай, когда дом имеет подвал и утепление требуется.

Требования при утеплении фундамента

  • защита от влаги;
  • защита от плесени и грибка;
  • теплоизоляция;
  • защиты от грызунов;
  • достаточная прочность утеплителя из-за возможных нагрузок.

В таком случае сразу отбрасываем мягкие и впитывающие утеплители: каменная и минеральная ваты, не рекомендуем также и керамзит, так как он подходит только для горизонтальных панелей и имеет спорный показатель теплопроводности из-за неоднородности слоя.

Появление плесени в подвале из-за неправильного выбора утеплителя, к сожалению, нередкое явление Появление плесени в подвале из-за неправильного выбора утеплителя, к сожалению, нередкое явление

Утепление фундамента экструзией - лучшее решение

Наш опыт показывает, что оптимальным решением для утепления фундамента является экструдированный пенополистирол , экструзия, как ее еще называют.

Экструзия легка в перевозке и монтаже: листы экструзии достаточно легкие и просты в обработке. Листы имеют низкий показатель теплопроводности, и главное - экструзия не пропускает влагу и не подвержена заражению плесени. Это особенно влажно для утепления фундаментов, где идет постоянный контакт с землей.

Добавим, что фундамент можно утеплить и пенопластом, но его малая прочность может вызвать дополнительные трудности при монтаже и дальнейшей эксплуатации.

Заливка будущего пола ведется с утеплением экструзии как снизу, так и по вертикальной плоскости соприкосновения с землей Заливка будущего пола ведется с утеплением экструзии как снизу, так и по вертикальной плоскости соприкосновения с землей

Утепление цоколя

Цоколь - это часть фундамента, которая находится над уровнем земли. Здесь для утепления доступен уже более широкий выбор утеплителей.

Как правило, здесь используется сэндвич из внешнего отделочного материала, утеплительного слоя и непосредственно стены фундамента.

Здесь стоит учитывать, что около цоколя и отмостки может скапливаться влага от дождей, поэтому стоит продумать и водоотвод с крыши. Поэтому не стоит использовать впитывающие влагу, утеплители.

Отлично подойдет та же экструзия - она защитит и от влаги, и от плесени.

Также можно использовать пенопласт, пенофол, последний отличает слой фольги для дополнительной защиты от влаги. Однако, он не предназначен для больших нагрузок. Это стоит учитывать.

Как видно, экструзией можно утеплять и не новые фундаменты Как видно, экструзией можно утеплять и не новые фундаменты

Термопанели для утепления цоколя

Неплохим решением являются термопанели. Это композиционная система, состоящая из слоя утеплителя (чаще всего, пенопласта) и декоративной наружной части, выполненной под кирпичную кладку.

Термопанели выходят дороже, чем экструзия или пенопласт, но с другой стороны - выходит экономия на отделке.

Термопанели имеют широкий спектр внешнего декоративного слоя, но при этом они достаточно хрупкие и должны клеиться на идеально ровную поверхность Термопанели имеют широкий спектр внешнего декоративного слоя, но при этом они достаточно хрупкие и должны клеиться на идеально ровную поверхность

Напыляемые утеплители для цоколя

Еще одним неплохим видом утепления являются напыляемые утеплители. Чаще всего, это пенополиуретан. Они имеют низкий показатель теплопроводности, но при этом после высыхания получается неровная поверхность, что тоже необходимо учитывать.

К минусам напыляемых утеплителей можно отнести их неровную поверхность после высыхания и невозможность нанесения без специального оборудования.

Поверх напыляемого утеплителя, как правило, делается каркас, на который будет монтированы отделочные материалы, например, вентфасад Поверх напыляемого утеплителя, как правило, делается каркас, на который будет монтированы отделочные материалы, например, вентфасад

В этом материале мы затронули далеко не все теплоизоляционные материалы, применяемые для утепления фундаментов и фасадов, если вы хотели бы узнать о каком либо подробнее от наших экспертов - пишите в комментарии, мы обязательно расскажем!

Когда не стоит утеплять фундамент. Секреты опытных строителей

Хорошо утепленный фундамент дает ряд преимуществ хозяевам дома. Это утверждение справедливо для жителей регионов, где зимы бывают холодными, и грунт промерзает достаточно глубоко. Там вопрос о теплоизоляции даже не стоит. Но бывают случаи, когда утепление фундамента – бессмысленное мероприятие.

Немного теории


Теплоизоляция подземной части преследует несколько основных целей.

Большинство жителей южной и центральной России возводят коттеджи на бетонных фундаментах и не особо переживают по этому поводу. Они много лет живут, вполне счастливо и комфортно, без дополнительного утепления заглубленной части, хотя для большинства обитателей северных земель такой подход к делу кажется легкомысленностью и расточительностью. Сначала стоит разобраться, почему люди утепляют фундамент.

Теплоизоляция подземной части преследует несколько основных целей, главная из которых – снижение глубины промерзания и пучения грунта, прилегающего к зданию. Это позволяет защитить коммуникации, обустроить погреб или жилые помещения в цокольном этаже. Но главная функция теплоизоляции: защита конструкций при неравномерном пучении. Грунт под одним углом дома может подниматься выше, чем под другим. Фундамент деформируется и растрескивается, что уже плохо. Вот почему утепляют основу дома. Теперь гораздо легче говорить о том, когда этого можно не делать.

Экономим на утеплении


С теоретической точки зрения фундамент можно не утеплять лишь в нескольких случаях.

Если не утеплять фундамент, можно существенно сэкономить деньги на строительных материалах и силы на собственно строительном процессе. Главное, чтобы такая экономия не вышла боком. Еще на этапе проектирования дома стоит посоветоваться с профессионалами и проанализировать полученную информацию. Только после этого можно принимать решение об утеплении или о его отсутствии.

С теоретической точки зрения фундамент можно не утеплять в таких случаях:

  1. Дом расположен в теплой климатической зоне, где даже зимой не бывает продолжительных заморозков. Нет холодов, значит, грунт не промерзает. Нет опасности, что он вспучится или сообщит низкую температуру фундаменту. Здесь теплоизоляция просто не нужна.
  2. Грунт под фундаментом однородный. Например, дом построен на песке или глине. Тогда даже в случае промерзания пучение будет равномерным. То есть дом не перекосит в углах, а просто приподнимет. Хотя, в особо холодных широтах стоит хотя бы утеплять землю под фундаментом.
  3. Подземная часть заглублена ниже уровня промерзания. Тогда пучение грунта не будет приподнимать фундамент, а только станет давить на боковые стенки. Здесь достаточно обработать бетон, чтобы снизить его сцепление с мерзлой землей.
  4. Вокруг дома устроен хороший дренаж, который отводит воду из прилегающей почвы. Можно добиться хорошего осушения и намного уменьшить пучение. С той же целью иногда устраивают пазухи с внешней стороны фундамента и засыпают их сухим песком.

До начала строительства дно котлована под фундамент было засыпано толстым слоем керамзита или сухого песка.

Утеплять или не утеплять, этот вопрос решает хозяин строения. Есть положительный опыт проживания в домах с не утепленным фундаментом, но есть и печальные истории. Проконсультируйтесь со строителями, изучите опыт домостроения в вашем регионе, сделайте выводы и тогда обязательно получится принять правильное решение.

Почему не стоит делать утепление фундамента изнутри

Многие застройщики, особенно индивидуальные, очень часто допускают ошибку при утеплении фундамента дома. Понятно, что каждому хочется, чтобы в доме было как можно теплее, но это не значит, что теплоизоляцию нужно устанавливать снаружи и изнутри на все поверхности, в том числе на железобетонный фундамент.

Кроме того, нужно помнить, что не только основание здания, но и несущие стены не всегда нужно утеплять изнутри. Причин для этого есть много, каждая из которых имеет своё объяснение.

Промерзание

Утепление фундамента изнутри

Профессоналы настаивают на том, что утеплять фундамент следует именно снаружи

Железобетонная конструкция, которая не защищена снаружи, а защищена изнутри промерзает. Для железобетона лучше, если конструкция получает тепло из помещения, а наружная теплоизоляция позволяет сохранять тепло в бетонных плитах. Это способствует тому, что промерзания основания дома не случается. Нужно помнить о том, что основание дома должно находиться в как можно более однородном температурном режиме, в этом случае железобетон может не разрушаться столетиями.

Отказ от внутренней теплоизоляции в пользу внешней позволяет сохранить однородность температуры плит основания дома и увеличивает срок службы всего здания. Это же правило распространяется на железобетонные несущие стены. Особенно это актуально при современном монолитном строительстве, где железобетонное основание имеют не только фундаменты, но и стены.

Один из материалов, подходящий для утепления фундамента снаружи является напыляемый пенополиуретан Экотермикс, который наносится на поверхность методом напыления.

Ниже представлен видеоролик о лёгком и простом утеплении фундамента пенополиуретаном от Экотермикс (прочитать подробней можете здесь):

Смещение точки росы

При утеплении фундамента изнутри происходит смещение точки росы в те участки, которые находятся в области «утеплитель-фундамент». В этом случае, чтобы сохранить от разрушения основание дома, необходимо обустраивать дополнительный паронепроницаемый слой со стороны помещения, что значительно увеличивает расходы на строительство.

Установка паронепроницаемого слоя негативно сказывается на микроклимате подвального помещения. Влажность воздуха возрастает, что приводит к необходимости установки дополнительной вентиляции. Это тоже стоит недёшево и является, прямо скажем, лишними затратами при строительстве. Но главная неприятность состоит в том, что повышение влажности воздуха приводит к порче продуктов, овощей, фруктов, которые обычно хранятся в подвалах зимой. Негативно это сказывается и на бытовой технике, например, стиральных машинах при устройстве в подвале прачечной.

О сокращении полезной площади

Утепление цоколя

Ecotermix 300 - лучший материал для наружного утепления фундамента

Не в пользу внутренней теплоизоляции говорит и тот факт, что её установка сокращает полезную площадь всего нулевого этажа, а это непозволительное расточительство необходимого пространства, где обычно устраиваются хозяйственные помещения.

По строительной технологии утепление фундамента рекомендуется делать только снаружи, внутренняя теплоизоляция допускается тогда, когда её невозможно установить с внешней стороны. Например, это бывает, когда дом уже построен и требуется утеплить подвальное помещение. Но в этом случае теплоизоляционные работы становятся ещё дороже, потому что в готовом и сданном в эксплуатацию здании применяется особая технология и есть трудности с выполнением работ.

Читайте также: