Начало образования общественно политических лагерей в россии причины идейный фундамент

Обновлено: 19.05.2024

Начало образования общественно политических лагерей в россии причины идейный фундамент

Народничество – господствующее направление в русском освободительном движении 2-ой половины 19-ого века и начала 20-ого века.

Его родоначальники: Герцен, Чернышевский.

Народничество с самого начала было неоднородным движением. Уже в 1860-х годах в нем наметилось две основные тенденции, тоже делившиеся на отдельные лини: революционная и либеральная. С 1860-х и до начала 80-х доминировали революционные народники, но потом их погромили, и с середины 80-х господствующее положение занимали либеральные народники.

В народничестве соединялись идеи утопического социализма с радикальной программой буржуазно-демократического преобразования: выступали против пережитков крепостничества, против буржуазного развития страны. Народничество возникло под влиянием неудовлетворения результатами буржуазно-демократической революций на Западе и под влиянием резкого проявления социального антагонизма в капиталистических странах.

Главное в идеях народников – это теория некапиталистического развития Росси и тесно связанное с нею возможность перехода к социализму в России, минуя капитализм через трансформацию крестьянской общины, в которой они видели зародыш социализма в силу развитого коллективистского начала. Среди отличительных признаков народничества особо важны следующие:

1) признание капитализма в России упадком, регрессом, поскольку он ведет к расслоению крестьянства и его пролетаризации;

2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянства с его общиной, артелью и т.п. в частности [они считали, что развитие этих устоев «русской жизни» спасет страну от капитализма и откроет ей возможность непосредственного перехода к социализму].

3) интеллигенция – носитель прогресса [народ/толпа – лишь материал в руках критически мыслящей личности из интеллигенции]

Николай Бердяев писал, что народничество – это, прежде всего, вера в русский народ, трудящийся, крестьянский. Народ для них не равен нации. Все народники верили в то, что в народе хранится тайна истинной жизни, скрытая от культурных классов.

Эмоционально в основе народничества лежало чувство оторванности интеллигенции от народа. Народники не ощущали организацию частью народа и остро ощущали свою вину перед ними. Это чувство вины перед народом играло огромную роль в психологии народников: интеллигенция всегда в долгу перед народом и обязана оплатить этот долг. Вся культура создана за счет народа, за счет его труда, и это возлагает тяжкую ответственность на носителя этой культуры.

Религиозные народники [Толстой, Достоевский] верили, что в народе скрыта религиозная правда; народники-атеисты [Герцен, Бакунин] верили в социальную правду народа. И все они сознавали неправду своей жизни, потому что настоящий человек, то есть не отягощенный чувством вины, грехом эксплуатации своих собратьев – это человек из народа, то есть трудовой человек.

Народники считали, что культура сама по себе не оправдание жизни, потому что куплена слишком большой ценой порабощения народа. Бердяев писал, что интеллигентский и культурный слой в России слабо осознавал свое достоинство, культурное призвание. На вершинах творчества люди этого слоя остро чувствовали свое одиночество и все мечтали припасть к истокам. Миросозерцание – коллективистское, а не индивидуалистическое: народ – это коллектив, к которому они хотят приобщиться. Они ненавидели буржуазность и боялись развития капитализма в России. Они верили в особые пути России, в возможность миновать западный капитализм, в предназначение русского народа разрешить социальный вопрос лучше и быстрее чем на Западе. Здесь сходятся социалисты и славянофилы, это идет от Герцена. Одной из главных опор народнического социализма был тот факт, что русскому народу всегда были чужды римские понятия: абсолютный характер частной собственности отрицался – для русского сознания важно не отношение к принципу частной собственности, то есть к закону, а отношение к живому человеку.

Народники идеализировали уклад крестьянской жизни, община для них – оригинальный продукт русской истории или [по Михайловскому] высокий тип на низкой стадии развития.

Вопрос о капитализме и общине

Проблема характера общественно-экономической эволюции России и ее оценки – кардинальный теоретический вопрос народничества. Они, как и социалисты-утописты Запада, критиковали капитализм, но эта критика в плане научно-теоретическом была несостоятельной.

Капитализм для народников чуждое явление, симптом упадка, регресса. Они идеализировали формы хозяйства, которые явно отжили свое [община, артель, etc], объединяли их в понятие «народного производства» и считали более совершенным типом экономической организации общества, чем капиталистическая фабрика. Не считаясь с фактами, они уверяли, что Россия может миновать стадию капитализма. Как многие до них и после них они считали, что Россия – это чистая доска, на которой можно написать любое будущее, что стране еще только предстоит сделать выбор, хотя выбор уже был сделан.

Особую роль в их построении играла община [она считалась совершенно ошибочно зародышем социализма]. Они считали ее доказательством того, что русский крестьянин – это коммунист по традиции, по инстинкту. На самом же деле, община, которая была и у других народов, в России сохранилась из-за:

1) экономической отсталости;

2) удобств, которые она давала правительству и помещикам [фискально-полицейских].

До 1861-ого года она облегчала управление крепостным крестьянством и обеспечивала выполнение повинностей в пользу помещиков и государства. Так, после 61-ого, она осталась дешевым и комфортным средством сбора налогов.

После 1861-ого года община разлагалась, росло имущественное расслоение, хотя и не везде с одинаковой степенью интенсивности. Соответственно этим взглядам, народники отказывались видеть в русских условиях отдельную силу, отдельный класс со своими самостоятельными интересами в пролетариате. Они считали его составной частью крестьянства, которое было для них главной революционной силой. Хотя они и вели пропаганду в рабочих кругах, участвовали в стачках, эта деятельность была вспомогательной по отношению к главному вопросу – организации крестьянской революции.

Временные сезонные сельскохозяйственные рабочие привлекали их внимание куда больше, чем промышленные рабочие. Текстильщиков, то есть «фабричных» рабочих, которые привносили в город мирской дух русской деревни, они котировали выше заводских.

Субъективный метод социологии (взгляд народников на историю, вопрос о роли масс и интеллигенции)

Взгляды народников на развитие человеческого общества даны, прежде всего, Лавровым в его исторических книжках и Михайловским в работе «Что такое прогресс?». В них даются абстрактные «формулы прогресса», в которых они не объясняют ход истории, а пытаются определить, как должно развиваться общество исходя из требований «истины и справедливости».

Главным движущим фактором развития Лавров считал силу научного познания, – носитель которой – интеллигенция, выступающая в роли демиурга нового.

На вопрос «как шла история, кто ее двигал?» Лавров отвечал: «Одинокие, борющиеся личности». На критически мыслящих личностях лежит весь человеческий прогресс, он его единственное «орудие».

После появления «Народной воли» среди народников получила распространение идея, что революционная интеллигенция, пожалуй, может победить царизм и без участия широких масс народа, что систематическое применение тактики индивидуального террора может привести к капитуляции правительства или к захвату власти народовольцами.

исполнительный комитет «Народной воли» выносит смертный приговор царю

взрыв железнодорожного полотна во время возвращения царя из Крыма

взрыв, проведенный Степаном Халтуриным в Зимнем дворце

60-е-70-е: три главных направления в революционном народничестве:

1. Бунтарское/анархическое: идеолог – Михаил Бакунин (1814-1876), выходец из старинного тверского дворянского рода, он получил хорошее образование, участвовал в кружке Станкевича вместе с Белинским и Грановским, 1.

1840 – уезжает за границу, печатает революционно-демократические статьи, отказывается вернуться в России, и за это:

1844 – заочно лишен дворянства и приговорен к каторге;

1848 – участвует в Пражском восстании;

1849 – участвует в Дрезденском восстании => Саксонский суд приговаривает его к смертной казни, замененной пожизненным заключением в Австрии;

1851 – выдача России, до 1857 Бакунин сидит в Петропавловске;

1857 – Александр II отправляет Бакунина в ссылку в Сибирь, откуда он бежит через Японию и Америку в Лондон => сотрудничает с «Колоколом» Герцена;

1861 – вступает в I Интернационал;

1868 – создает свой анархический «Международный альянс социалистической демократии;

1872 – Бакунин люто возненавидел Маркса, за проповедь анархизма его исключают из Интернационала;

Основные понятия анархизма изложены им в книжке «Государственность и анархия»: государство – корень всех зол жизни, любая власть, даже самая демократическая – источник эксплуатации и деспотизма, это же относится к диктатуре пролетариата; власть развращает ее носителей и тех, кто ей подчиняется. Государственный социализм или авторитарный коммунизм монополизирует общественную собственность не в интересах народа, а в интересах государственных людей, чиновников, которые по своему произволу распоряжаются общественным капиталом, они-то и станут реальными собственниками, они-то и заменят буржуазию как элиту общества. Не нужно бороться за политические свободы, так как они буржуазны и выгодны только буржуазии, нужно бороться за социальные свободы, отсюда «аполитизм» Бакунина, отказ от политической борьбы. Всем формам государственности он противопоставляет принципы федерализма, то есть федерацию самоуправляющихся общин, производственных ассоциаций на основе коллективной собственности на орудия труда и средства производства, которая должна заменить частную собственность. Эти федерации общин потом объединяются в более крупные, федеративные единицы.

Бакунин хотел поднять мировой бунт и верил, что зажжет его, прежде всего, русский народ. Он мечтал разрушить старый мир и на его развалинах построить мир новый: «Для этого нужно разнуздать чернь, которая сбросит все оковы цивилизации, создаст новую, свободную жизнь». Он говорил, что страсть к разрушению – это творческая страсть.

Если Лавров хотел «поучать народ и ждал революции от этого поучения, то Бакунин хотел взбунтовать народ, не поучая его», сказал Бердяев. Революционеры должны только сыграть роль запала, детонатора, который взорвет старый мир, они должны вызвать народ на восстание и объединить их во всеобщий бунт.

При этом Бакунин был воинствующим атеистом, даже богоборцем, потому что церковь и вера в бога всегда были основой государства [«Если бог есть, то человек – раб» (с) М. Бакунин].

Идеи Бакунина были наиболее популярны среди молодежи, которая хотела практического дела, стремилась ковать революцию.

Бакунин считал, что народ за века выработал свой идеал свободы и поэтому надо прямо перейти к организации народного бунта. Никакой революции кроме стихийной или народно-социалистической он не признавал, ибо она была бесчестна, вредна, убийственна для свободы и для народа и дала бы только новое рабство и нищету. Для бунта нужно связать лучших крестьян всех деревень, волостей и где возможно связать крестьян и рабочих. Сами же революционеры должны были разъяснять народу его цели и задачи, не давая угаснуть бунтарскому пылу. Тем самым Бакунин признавал правомерность и оправданность тайного общества революционеров, но не массового. Он не ставил задачу навязать народу свою программу, а призывал возбуждать недовольство, раскачивать массы. Нужен штаб революции из 50-60 человек, спаянных общей идеей. Эта организация была бы посредницей между массами и революционной мыслью.

Общественно-политические движения 19 века

В историю России XIX век вошел, как период социально-экономических изменений. На смену крепостнической системе пришел и прочно утвердился капиталистический строй, аграрный экономический строй сменялся промышленным. Коренные изменения в экономике влекли за собой изменения и социуме – появились новые слои общества, такие как буржуазия, интеллигенция, пролетариат. Эти слои общества все сильнее заявляли свои права на общественную и экономическую жизнь страны, шел поиск путей их самоорганизации. Традиционный гегемон общественной и экономической жизни - дворянство не могло не осознавать необходимости перемен в экономике, и как следствие – в социальной и общественно-политической жизни страны.
В начале столетия именно дворянству, как самому просвещенному слою общества, принадлежала ведущая роль в процессе осознания необходимости перемен в общественно-экономическом укладе России. Именно представители дворянства создали первые организации, ставящие перед собой не просто замену одного монарха другим, но изменение политического и экономического строя страны. Деятельность этих организаций вошла в историю как движение декабристов.
Декабристы.
"Союз спасения" – первая тайная организация, созданная молодыми офицерами в феврале 1816 года в Петербурге. Она насчитывала не более 30 человек, и представляла собой не столько организацию, сколько клуб, объединивший людей, желавших уничтожить крепостное право и вести борьбу с самодержавием. Ни четких целей, ни тем более методов их достижения у этого клуба не было. Просуществовав до осени 1817 года, «Союз спасения» был распущен. Но в начале 1818 года его же членами был создан «Союз благоденствия». В него вошло уже коло 200 военных и гражданских чинов. Цели этого «Союза» не отличались от целей предшественника – освобождение крестьян и проведение политических реформ. Наступило понимание с методами их достижения – пропаганда среди дворянства этих идей и поддержка либеральных намерений правительства.
Но в 1821 году тактика организации изменилась – мотивирую тем, что самодержавие не способно к реформам, на московском съезде «Союза» было решено свергнуть самодержавие вооруженным путем. Изменилась не только тактика, но и сама структура организации – вместо клуба по интересам были созданы законспирированные, четко структурированные организации – Южное (в Киеве) и Северное (в Санкт-Петербурге) общества. Но, несмотря на единство целей – свержение самодержавия и отмена крепостного права – между этими организациями не было единства в будущем политическом устройстве страны. Эти противоречия отразились в программных документах двух обществ – «Русской правде» предложенной П.И. Пестелем (Южное общество) и «Конституции» Никиты Муравьева (Северное общество).
П. Пестель видел будущее России как буржуазной республики, во главе с президентом и двухпалатным парламентом. Северное общество во главе с Н. Муравьевым предлагало в качестве государственного устройства конституционную монархию. При таком варианте император, как государственный чиновник, осуществлял исполнительную власть, законодательная власть находилась у двухпалатного парламента.
По вопросу крепостного права оба лидера сходились в том, что крестьян освобождать нужно. Но вот наделять их при этом землей или нет – это было предметом споров. Пестель считал, что наделять надо, отобрав землю и слишком крупных землевладельцев. Муравьев считал, что не надо – достаточно будет огородов и двух десятин на двор.
Апофеозом деятельности тайных обществ стало восстание 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге. По сути, это была попытка государственного переворота, последняя в череде переворотов, сменявших императоров на Российском престоле на протяжении XVIII столетия. 14 декабря, в день коронации Николая I, младшего брата Александра I умершего еще 19 ноября, заговорщики вывели на площадь перед Сенатом войска, всего около 2 500 солдат и 30 офицеров. Но, по ряду причин, решительно действовать они не смогли. Восставшие так и остались стоять в «каре» на Сенатской площади. После продолжавшихся весь день безрезультатных переговоров между восставшими и представителями Николая I, «каре» было расстреляно картечью. Много восставших было ранено или убито, все организаторы были арестованы.
К следствию было привлечено 579 человек. Но всего 287 были признаны виновными. 13 июля 1826 г. пятеро руководителей восстания были казнены, еще 120 были осуждены на каторгу или поселение. Остальные отделались испугом.
В историю эта попытка государственного переворота вошла как «восстание декабристов».
Значение движения декабристов в том, что оно дало импульс развитию общественно-политической мысли в России. Будучи не просто заговорщиками, а имея политическую программу, декабристы дали первый опыт политической «внесистемной» борьбы. Идеи, изложенные в программах Пестеля и Муравьева, нашли отклик и развитие у следующих поколений сторонников переустройства России.

Официальная народность.
Восстание декабристов имело и еще одно значение – оно породило ответную реакцию власти. Николай I был серьезно напуган попыткой переворота и за годы своего тридцатилетнего правления сделал все, что бы она не повторилась. властями был установлен жесткий контроль за общественными организациями и настроением в различных кругах общества. Но карательные меры были не единственным, что могла предпринять власть для недопущения новых заговоров. Она попыталась предложить свою общественную идеологию, призванную сплотить общество. Ее сформулировал С. С. Уваров в ноябре 1833 года при вступлении в должность министра народного просвещения. В своем докладе Николаю I он достаточно емко преподнес суть этой идеологии: «Самодержавие. Православие. Народность».
Суть этой формулировки автор трактовал так: Самодержавие - исторически сложившаяся и устоявшаяся форма правления, переросшая в устой жизни русского народа; Православная вера – хранитель нравственности, основа традиций русского народа; Народность – единство царя и народа, выступающее гарантом от социальных потрясений.
Эта консервативная идеология была принята в качестве государственной и власть успешно ее придерживалась все правление Николая I. И вплоть до начала следующего столетия эта теория продолжала успешно существовать в российском обществе. Идеологией официальной народности было положено начало русскому консерватизму, как части общественно-политической мысли. Запад и Восток.
Как бы ни старалась власть выработать национальную идею, поставив жесткие идеологические рамки «Самодержавия, Православия и Народности», именно в годы правления Николая I зародился и сформировался как идеология русский либерализм. Первыми его представителями были клубы по интересам в среде зарождавшейся русской интеллигенции, получившие названия «западники» и «славянофилы». Это были не политические организации, а идейные течения единомышленников, в спорах создававших идейную платформу, позже на ней возникнут полноценные политические организации и партии.
К славянофилам себя относили писатели и публицисты И. Киреевский, А. Хомяков, Ю. Самарин, К. Аксаков и другие. Наиболее яркими представителями лагеря западников были П. Анненков, В. Боткин, А. Гончаров, И. Тургенев, П. Чаадаев. Солидарны с западниками были А. Герцен и В. Белинский.
Оба эти идеологические течения объединяла критика существующего политического строя и крепостного права. Но, будучи солидарными в признании необходимости перемен, западники и славянофилы по-разному оценивали историю и будущее устройство России.

Славянофилы:
- Европа исчерпала свой потенциал, и будущего у нее нет.
- Россия – это отдельный мир, в силу своей особенной истории, религиозности, ментальности.
- Православие - величайшая ценность русского народа, противостоящая рационалистическому католицизму.
- Деревенская община - основа нравственности, не испорченная цивилизацией. Община – опора традиционных ценностей, справедливости и совести.
- Особые отношения между русским народом и властью. Народ и власть жили по не писанному договору: есть мы и они, община и власть, у каждого своя жизнь.
- Критика реформ Петра I – реформирование России при нем привело к нарушению естественного хода ее истории, нарушило общественный баланс (договор).

Западники:
- Европа – это и есть мировая цивилизация.
- Нет самобытности русского народа, есть его отсталость от цивилизации. Россия долгое время была «вне истории» и «вне цивилизации».
- положительно относились к личности и реформам Петра I, его главной заслугой считали вхождение России в лоно мировой цивилизации.
- Россия идет по стопам Европы, поэтому должна не повторять ее ошибок и перенимать положительный опыт.
- Двигателем прогресса в России считали не крестьянскую общину, а «образованное меньшинство» (интеллигенцию).
- Приоритет свободы личности над интересами власти и общины.

Общее между славянофилами и западниками:
- Отмена крепостного права. Освобождение крестьян с землей.
- Политические свободы.
- Неприятие революции. Только путь реформ и преобразований.
Дискуссии между западниками и славянофилами имели огромное значение для становления общественно-политической мысли и либерально-буржуазной идеологии.
А. Герцен. Н. Чернышевский. Народничество.

Еще большими критиками официальной идеологи консерватизма, чем либеральные славянофилы и западники, были представители революционно - демократического идеологического течения. Наиболее яркими представителями этого лагеря были А. Герцен, Н. Огарёв, В. Белинский и Н. Чернышевский. Предложенная ими в 1840 – 1850 годах теория общинного социализма заключалась в том, что:
- Россия идет по своему историческому пути, отличному от Европы.
- капитализм – не характерное, а значит не приемлемое для России явление.
- самодержавие не вписывается в социальный строй русского общества.
- Россия неизбежно придет к социализму, минуя стадию капитализма.
- крестьянская община – прообраз социалистического общества, а значит, Россия готова к социализму.

Метод социальных преобразований - революция.
Идеи «общинного социализма» нашли отклик в среде разночинной интеллигенции, с середины XIX века начавшую играть все более заметную роль в общественном движении. Именно с идеями А. Герцена и Н. Чернышевского связано движение, в 1860 – 1870 годах вышедшее на передний план российской общественно-политической жизни. Оно будет известно как «Народничество».
Целью этого движения было коренное переустройство России на основе социалистических принципов. Но вот по способам достижения этой цели единства среди народников не было. Выделялись три основных направления:
Пропагандисты. П. Лавров и Н. Михайловский. По их мнению, социальная революция должна быть подготовлена пропагандой интеллигенции среди народа. Отвергали насильственный путь переустройства общества.
Анархисты. Главный идеолог М. Бакунин. Отрицание государства и замена его автономными обществами. Достижение цели через революцию и восстания. Непрерывные мелкие бунты и восстания готовят большой революционный взрыв.
Заговорщики. Лидер – П. Ткачев. Представители этой части народников считали, что не просвещение и пропаганда готовит революцию, а, революция даст народу просвещение. Поэтому, не теряя времени на просвещение, нужно, создав тайную организацию профессиональных революционеров, захватить власть. П. Ткачев считал, что сильное государство необходимо – только оно способно превратить страну в большую коммуну.
Расцвет деятельности народнических организаций пришелся на 1870 годы. Наиболее массовой из них была «Земля и воля» созданная в 1876 г., она объединяла до 10 тыс. человек. В 1879 году произошел раскол этой организации, камнем преткновения стал вопрос о методах ведения борьбы. Группа во главе с Г. Плехпновым, В. Засулич и Л. Дейчем, выступавшая против террора как способа ведения борьбы, создала организацию «Черный передел». Их оппоненты, Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, выступали за террор и физическое устранение представителей власти, в первую очередь царя. Сторонниками террора была организована «Народная воля». Именно члены «Народной воли» с 1879 года совершили пять покушений на Александра II, но только 1 марта 1881 им удалось достичь своей цели. Это стало концом как для самой «Народной воли», так и для других организаций народников. Руководство «Народной воли» в полном составе было арестовано и по приговору суда казнено. К суду по делу убийства императора было привлечено более 10 тыс. человек. От такого разгрома народничество уже не оправилось. Кроме того, крестьянский социализм как идеология к началу XX исчерпал себя – крестьянская община, преставала существовать. На смену ей пришли товарно-денежные отношения. Капитализм бурно развивался в России, все глубже проникая во все сферы жизни общества. И как на смену крестьянской общине пришел капитализм, так и на смену народничеству пришла социал-демократия.

Социал-демократы. Марксисты.
С разгромом народнических организаций и краха их идеологии, революционное поле общественно-политической мысли не осталось незаполненным. В 1880 годах в Россия познакомилась с учением К. Маркса идеями социал-демократов. Первой русской социал-демократической организацией стала группа «Освобождения труда». Она была создана в 1883 году в Женеве эмигрировавшими туда членами организации «Черный передел». Группе «Освобождение труда» принадлежит заслуга в переводе на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, что позволило их учению быстро распространиться в России. Основа идеологии марксизма была изложена еще 1848 в «Манифесте коммунистической партии» и к концу века не изменилась: на острие борьбы за переустройство общества выходил новый класс – наемные рабочие на промышленных предприятиях – пролетариат. Именно пролетариат совершит социалистическую революцию, как неизбежное условие перехода к социализму. В отличии от народников, марксисты понимали социализм не как прототип крестьянской общины, а как следующий за капитализмом естественный этап развития общества. Социализм – это равноправие на средства производства, народовластие и социальная справедливость.
С начала 1890 годов в России один за другим возникают социал-демократические кружки, их идеологией и был марксизм. Одной из таких организаций стал созданный в Петербурге в 1895 году «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Основателями его были будущие лидеры РСДРП – В. Ленин и Ю. Мартов. Целью этой организации было пропаганда марксизма и содействие рабочему стачечному движению. В начале 1897 года организация была ликвидирована властями. Но уже в следующем, 1898 году, на съезде представителей социал-демократических организаций в Минске была заложена основа будущей партии, окончательно оформившуюся в 1903 году на съезде в Лондоне в РСДРП.

Начало образования общественно политических лагерей в россии причины идейный фундамент

Предпосылки возникновения тайных обществ: рост национального самосознания, господство крепостного права, самодержавно-бюрократическая государственная система, влияние идей века Просвещения.

Движение декабристов причины

Первые организации будущих декабристов:
Общества декабристов:

Общее в программах: отмена крепостного права; равенство граждан перед законом; гражданские свободы.

Различия: Северное общество выступало за установление конституционной монархии, ограничение избирательных прав имущественным цензом, крестьян предполагалось освободить почти без земли. Южное общество выступало за установление республики, равенство избирательных прав, крестьяне должны освобождаться с землей.

Движение декабристов. Основные события:
  • 14 декабря 1825 г. — восстание на Сенатской площади (Северное общество).
  • 29 декабря 1825 г. — восстание Черниговского полка (Южное общество).

Осенью 1825 г. умер Александр I. Возникла проблема с наследованием престола. Поскольку у Александра не было сыновей, наследником должен был стать его брат Константин. Но по завещанию Александра I императором провозглашался другой его брат — Николай. Такое положение дел привело к неопределённости, поскольку страна присягнула Константину. Поэтому Николай не мог вступить на престол. Восстание было намечено на весну — лето 1826 г., однако ситуация междуцарствия подтолкнула к действиям в декабре 1825 г. Выступление Северного общества произошло 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади и было подавлено. 29 декабря 1825 г. члены Южного общества организовали восстание Черниговского полка, которое правительственные войска также пресекли в короткий срок.

Итоги, причины, значение

Итоги: Подавление восстания. П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский были казнены. 120 офицеров сосланы на каторгу в Сибирь. Мятежные солдаты, прогнанные «сквозь строй», сосланы на Кавказ в штрафные батальоны, на войну с горцами.

Причины поражения:

  • Узкая социальная база движения.
  • Несогласованность действий, пассивность восставших, недостаточная конспирация.
  • Неготовность большинства дворянства к ликвидации или ограничению самодержавия и крепостничества.

Историческое значение движения:

  • Движение декабристов стало первой попыткой изменить государственный строй и отменить крепостное право в царской России.
  • Необходимость проведения реформ получила наглядное подтверждение.

Во второй четверти XIX в. в русской общественной мысли сформировалось несколько основных, направлений: консервативное, либеральное (разделение на западников и славянофилов), революционно-демократическое и направление утопического социализма.

Движение декабристов Значение

Движение декабристов

Движение декабристов – это оппозиционное общественно-политическое движение, состоявшее из представителей дворянского сословия. Деятельность этого движения проявилась в создании тайных обществ и конституционных проектов, а также организации восстания (военного мятежа) 14 декабря 1825 года. Участников движения называют декабристами, так как кульминацией связанных с ними событий стало декабрьское восстание.

Предпосылки возникновения первых организаций декабристов

  • Окончание Наполеоновских войн и возвращение на родину участников Заграничного похода русской армии, познакомившихся с реалиями европейской жизни
  • Влияние идей эпохи Просвещения на российское дворянство, в частности, идей республиканизма, парламентаризма и широкого народного представительства, а также принципа разделения властей
  • Активизация деятельности европейских масонских лож через представителей российского дворянства с целью влияния на политическую ситуацию в России
  • Смена Александром I внутриполитического курса с либерального на реакционный, что повлекло недовольство т.н. прогрессивного дворянства

Тайные общества декабристов 1816–1825 гг.

А. Муравьёв,
С. Трубецкой,
С. Муравьёв-Апостол,
Н. Муравьёв,
П. Пестель

Н. Муравьёв,
С. Трубецкой,
П. Пестель,
С. Муравьёв-Апостол,
Н. Тургенев

П. Пестель,
С. Муравьёв-Апостол,
М. Бестужев-Рюмин

Н. Муравьёв,
С. Трубецкой,
К. Рылеев,
П. Каховский

Ограничение самодержавной власти, принятие конституции, расширение прав граждан

Широкая просветительская деятельность, пропаганда либеральных идей, принятие конституции

Изложены в «Русской правде» Пестеля

Изложены в «Конституции» Муравьёва

Программы Северного и Южного обществ. «Манифест к русскому народу» С. П. Трубецкого

Участникам декабристского движения принадлежат два оригинальных проекта по преобразованию России, которые были созданы в 1822–1823 гг. «Русская правда» П. Пестеля стала программой Южного общества, а «Конституция» Муравьёва выразила чаяния большинства членов Северного.

Ликвидация самодержавия. Разделение ветвей власти. Перенос столицы в Нижний Новгород. Установление конституционной (дуалистической) монархии. Монарх возглавляет исполнительную власть и вооружённые силы, формирует кабинет министров.

Законодательную власть получает Народное вече. В её состав входят Верховная дума и Палата народных представителей.

Федеративное устройство государства (территория империи дробилась на 13 держав и 2 области)

Ликвидация самодержавия. Разделение властей. Перенос столицы в Нижний Новгород. Установление парламентской республики. В качестве парламента учреждается Народное вече. Полномочия исполнительной власти передаются Державной думе, состоящей из 5 человек и формируемой Народным вечем. Члены Державной думы по очереди становятся Президентами России сроком на 1 год.

Унитарное устройство государства в составе 13 областей.

Ликвидация сословной структуры общества.

Свобода слова, печати, вероисповедания.

Право на создание общественно-политических организаций.

Избирательное право ограничивается имущественным цензом.

Ликвидация сословий и сословных ограничений.

Население получает основные гражданские свободы.

Правом участвовать в выборах наделяются все мужчины старше 20 лет.

Земельные отношения помещиков и крестьян

Упразднение крепостного права. Сохранение за помещиками их земельных владений. Крестьяне остаются без пахотной земли либо (в более поздней редакции) получают по 2 десятины.

Упразднение крепостного права. Создание общественного и частного земельных фондов. Частичная конфискация помещичьих земель в общественный земельный фонд для поддержки крестьян.

Путь реализации преобразований

Созыв Учредительного собрания для проведения преобразований.

Создание Временного революционного правительства с диктаторскими полномочиями сроком на 10–15 лет.

В ходе переговоров между членами Северного и Южного обществ ни один из проектов не был принят в качестве объединяющего всех заговорщиков. Внезапная смерть императора Александра I привела к тому, что декабристы выступили с новым программным документом, составленным накануне восстания и получившим название «Манифест к русскому народу». Он провозглашал:

  1. Упразднение самодержавия
  2. Учреждение выборного органа власти
  3. Ликвидация крепостничества
  4. Отмена подушного налога
  5. Отмена сословных ограничений, верховенство закона
  6. Отмена рекрутской повинности, прекращение практики военных поселений
  7. Передача полноты власти временному управляющему органу

Вооружённое восстание 14 декабря 1825 г.

Междуцарствие 1825 г.

19 ноября 1825 г. в Таганроге скончался бездетный император Александр I. Возник кризис власти, связанный с передачей престола одному из младших братьев почившего монарха. В итоге на престол вступил Николай I, во время проведения присяги которому 14 декабря 1825 г. заговорщики решили устроить переворот.

Подготовка восстания: план действий заговорщиков

Был разработан следующий план действий: диктатор восстания С.П. Трубецкой и три участвующих в заговоре полка должны прибыть на Сенатскую площадь, помешать Сенату и войскам принести присягу и заставить Сенат официально издать «Манифест к русскому народу»; А.И. Якубович с подчинёнными ему силами должен захватить Зимний дворец и арестовать Николая Павловича.
Ход событий на Сенатской площади

План декабристов был сорван: ко времени прибытия заговорщиков Сенат уже принёс присягу, диктатор восстания С.П. Трубецкой уклонился от прямого участия в восстании, А.И. Якубович отказался арестовывать нового императора. Во время попыток отговорить войска от неповиновения были убиты полковник Н.К. Стюрлер и генерал-губернатор Санкт-Петербурга, герой Отечественной войны 1812 года, М.А. Милорадович.

После неоднократных безуспешных попыток призвать восставших сложить оружие, Николай I принял решение применить силу. Во второй половине дня верные императору войска открыли артиллерийский огонь по восставшим. Мятеж был подавлен. Данные о жертвах колеблются от официальных 80 до более 1000 человек.

Восстание Черниговского полка

29 декабря 1825 г. члены Южного общества, офицеры Черниговского полка, силой освободив из-под ареста подполковника С.И. Муравьёва-Апостола, предприняли вторую попытку организации восстания среди армейских частей. Главную роль в мятеже сыграли С.И. Муравьёв-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин, стремившиеся привлечь на свою сторону как можно больше солдат и офицеров. В городе Васильков подчинённые заговорщикам роты захватили оружие и полковую казну. 3 января 1826 г. во время похода на Житомир восставшие были разбиты войсками генерал-майора Ф.К. Гейсмара.

Следствие и суд над участниками восстания

Для проведения полномасштабного расследования была образована следственная Комиссия и Верховный уголовный суд, в состав которого Николаем I был введён М. М. Сперанский, подозревавшийся в связях с мятежниками.

Сосланы на Кавказ из числа нижних чинов

Признаны виновными в организации заговора

Приговорены к смертной казни через отсечение головы

Приговорены к смертной казни четвертованием

Сосланы в Сибирь

13 июля 1826 г. Пестель, Рылеев, Бестужев-Рюмин, Муравьёв-Апостол и Каховский были казнены через повешение. Личным указом императора приговор многим осуждённым по делу декабристов был смягчён, 31 человеку смертная казнь была заменена вечной каторгой.

Причины поражения декабристов

Перечень причин поражения, рассматривающийся в исторической литературе, можно условно поделить на стратегические и тактические:

Стратегические причины поражения

Тактические причины поражения

Неготовность большей части дворянства вступать в открытую конфронтацию с царской властью

Узость движения в рамках исключительно дворянского сословия

Несогласованность действий заговорщиков в решающий момент

Неподготовленность российского общества к радикальным переменам

Отказ от участия в мятеже диктатора восстания С.П. Трубецкого

Значение движения декабристов

Оценку движению декабристов чаще всего дают исходя из собственных политических взглядов и убеждений. Сторонники марксистко-ленинской доктрины рассматривали и продолжают рассматривать декабристов как первых революционеров, оторванных от народных масс, но «разбудивших» Герцена и других «вольнодумцев».

Сторонники либеральных идей видят в декабристах лучших людей эпохи, пытавшихся запустить прогрессивные процессы в отсталой России. С точки зрения консервативной идеологии, декабристы – это мятежники, на чьих руках кровь Милорадовича и обманутых ими же простых солдат. Открытым остаётся вопрос о мотивах действий декабристов: от благородно-альтруистических до сугубо корыстных.

Бесспорным признаётся факт, что восстание повлияло на императора Николая I, проводимые им реформы и преобразования, а также на развитие российской общественной мысли XIX века.

Похожие записи: : 13 комментариев

Вряд ли движение декабристов можно уподобить национальным движениям Западной Европы. Никто из декабристов не был предпринимателем. Все они жили за счёт феодальной ренты и получили положение в обществе благодаря государевой службе. Восстание декабристов было скорее последней попыткой дворцового переворота, чем первым революционным выступлением.

Никогда не понимала всей глубины и смысла восстания декабристов. Всегда путалась в исторических деятелях данного движения, но одно можно сказать наверняка: данное восстание оставило немалый след в истории. Многие историки утверждают, что Николай I планировал проводить реформы по отмене крепостного права, но восстание декабристов заставило его сместить акценты своей деятельности. Быть может, если бы данного восстания не было, страна распрощалась бы с крепостным правом на пару десятков лет раньше.

Хоть история и не знает сослагательного наклонения, все же было бы интересно узнать, как бы сложилась дальнейшая история России, если во главе государства встал бы Константин.

В принципе можно себе представить его правление. Константин шесть лет был наместником в Царстве Польском и показал себя как посредственный правитель. А самым известным его деянием стало бегство из Варшавы после детронации Николая I сеймом.

Ситуация действительно уникальная для мировой истории: против действующей власти выступили те, кто стал богатым именно при этой власти и получил огромное влияние во многих государственных структурах. Такое может быть только в России!

Смысл восстания декабристов, как и любого другого, очень прост — люди недовольны нынешней властью и хотят перемен, «верхи не могут, низы не хотят».

Декабристы вообще в моем понимании как святые глупцы: рубить сук, на котором сидят. Их счастливая и сытная жизнь зависела как от крестьян, так и от государя батюшки. А им хотелось все поменять. И что было бы дальше? Крестьяне свободные, царя нет, а сами то что делали бы? Работать-то из них никто особо не умел.

Считаю это уникальным историческим явлением, согласна в этом смысле с советской трактовкой события: это было революционное выступление людей, неравнодушных к судьбе России и русского народа, умных и образованных. Казненные и сосланные, они пострадали за свои убеждения. Это событие стало толчком к развитию либерально-демократической мысли в России, что также очень важно

Добавить комментарий Отменить ответ

Histerl © 2014-2021 :: Контакты :: Карта сайта :: Дворцовые перевороты :: Романовы :: Войны :: Правители :: ВОВ :: Все даты по истории ::

Читайте также: