Начальная школа это фундамент

Обновлено: 05.05.2024

Начальная школа является фундаментом

Профессию учителя начальных классов невозможно переоценить. Это фундамент всего школьного образования. От того, как все будет заложено в это время, зависит будущее ребенка в школе, его отношение к окружающему миру. Учитель начальных классов играет неоценимую роль в формировании личности ребенка. Творческая профессия, требующая нестандартного подхода в большинстве случаев. Наверно каждый помнит своего первого учителя, человека, который помог адаптироваться среди других детей, правильно и полноценно влиться в процесс школьной жизни. Начальная школа, пожалуй, самый важный этап развития ребенка во всем школьном процессе.

Портал для учителей предлагает уникальную возможность разместить свой дидактический материал учителя начальных классов, рассказать о персональном опыте, поучаствовать в дискуссиях на интересующую тему. Иногда взгляд со стороны позволяет иначе оценить и свою преподавательскую деятельность, внести коррективы в процесс обучения. Только обмен опытом дает шанс на интенсивное развитие в сфере образования.

Для успешной работы с детьми именно интересный и легкоусвояемый материал для учителя начальных классов является первостепенной задачей поиска. Необходимо заинтересовать, увлечь процессом, вовлечь ребенка в занятие по максимуму. В большинстве случаев дидактический материал учителя начальных классов является результатом кропотливых поисков и размышлений, как с помощью игры и необычной подачи материала сделать обучение в начальной школе максимально комфортным, радостным и интересным для школьника. Игра всегда требует нестандартного подхода мышления, смекалки, тренирует внимание, учит терпению и выдержке, настойчивости, развивает у ребенка воображение, умение быстро находить правильное решение. Организовать правильно процесс обучения и предоставить качественный материал для учителя начальных классов является первостепенной функцией.

В задачу учителя начальных классов входит не только осуществление обучения и воспитания детей в школе, но и проведение определенного количества контрольных работ. Это определено необходимостью обеспечить высокий уровень подготовки, который должен соответствовать требованиям гос.стандарта. Показателем хорошего усвоения школьного материала является проверка знаний. По этой причине аттестационные материалы учителя начальных классов играют также очень важную роль в процессе всего обучения. Именно аттестационные материалы учителя начальных классов позволяют проверить уровень владения материалом, выявить возможные ошибки в процессе подачи учебного процесса и, соответственно, скорректировать программу обучения, если это требуется.


Вложение Размер
nachalnaya_shkola_-_fundament_obrazovaniya.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Начальная школа – фундамент образования.

«Посеешь мысль – пожнешь поступок,

Посеешь поступок – пожнешь привычку,

Посеешь привычку – пожнешь характер,

Пожнешь характер – пожнешь судьбу…»

Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера. Именно на этом этапе обучения успехи ребенка приобретают социальный смысл. Начальная школа – это целый мир; годы, проведенные в 1-4 классах, должны остаться в памяти человека как годы приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Главное, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травму на всю оставшуюся жизнь.

Новые образовательные стандарты нацелены на формирование у детей умения учиться и стать успешными в школе и вне школы.

В понятие «успешный ученик» вкладывают:

  • способность к усвоению образовательных программ;
  • способность продемонстрировать свои знания, умения, навыки;
  • высокие школьные отметки;
  • способность использовать полученные знания, умения, навыки в жизни;
  • положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса;
  • позитивные отношения между учеником и учителем;
  • хорошее физическое и психическое здоровье;
  • адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;
  • чувство благополучия, защищенности в семье и школе.

Какие факторы успешности являются главными?

Одним из факторов успешности является готовность ребенка к школе. Это не только умение читать, писать, считать, но и социально-психологическая и личностная готовность, которая проявляется в умении найти общий язык со сверстниками, есть навыки самообслуживания. Вторым фактором успешности является выбор программы, по которой будет обучаться ребенок. Лучше выбрать развивающие программы, которые помогают находить несколько путей при решении возникшей учебной проблемы.

На успешность ребенка влияет мастерство и профессионализм учителя, который любит своих учеников. Это третий фактор успешности. Четвертый фактор – это сотрудничество родителей, ребенка и учителя. Пятый фактор – это организация режима дня и режима питания.

Советы, которые помогут заложить основу успешного человека:

  • уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.
  • учите оптимизму;
  • найдите «дело всей жизни» ребенка;
  • развивайте красноречие ребенка;
  • учите ребенка иметь собственное мнение;
  • приучайте к самостоятельности;
  • развивайте фантазию и воображение ребенка;
  • учите ценить время;
  • приучайте ребенка к ответственности;
  • учите ставить цель и достигать ее.

Важное внимание в образовательном процессе уделяется оцениванию достижений обучающихся. Наиболее действенным с точки зрения качественного оценивания достижений является комплексный портфолио , выполняющий накопительную функцию, отражающий динамику развития обучающего вне прямого сравнения с достижениями других, помогает проводить рефлексию собственной образовательной деятельности, позволяет стимулировать учебную мотивацию как процессу, так и результату своей деятельности. За счет рефлексивной самооценки учащихся создаются условия для формирования учебной компетенции и развития готовности к самообразованию. В процессе работы над портфолио учащийся не только осознает содержание материала, но и осмысливает способы, приемы своей работы.

Задачи портфолио состоят в том, чтобы после его заполнения учащиеся могли:

Структура портфолио включает в себя семь взаимосвязанных разделов – «островов», посещение которых целенаправленно мотивирует учащихся на достижение жизненного успеха. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы, для которого формулируются цели и выбираются средства их достижения.

Остров «Успешной учебы».

Сюда входит формирование положительных мотивов учения и интереса к учению, развитие , мыслительной деятельности, критического отношения к учебной деятельности, культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать.

Задания способствуют развитию социально важных качеств человека – коммуникативных умений. Ребята учатся строить межличностные отношения, сотрудничать в команде, умение работать в группе, выполнять коллективные творческие дела.

Остров «Творческого развития».

Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями.

Остров «Познавательной активности».

Формирование любознательности, стремления к знаниям, умения работать с информацией.

Остров «Социальной значимости».

Осуществление общественно полезной и социально значимой деятельности, что особенно актуально в соответствии с формированием результатов третьего уровня при реализации ФГОС, работа в социуме.

Формирование активной жизненной позиции, стремление использовать полученные ЗУН в жизни, так как знания, которые остаются в стенах школы, никому не нужны.

Ведение здорового образа жизни, стремление к развитию хорошего физического и психического здоровья.

Чтобы ученик был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь этого маленького человека. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, учитель и сам совершенствуется, а значит, может изменить свою жизнь к лучшему. Удачи всем учителям в этом важном и интересном деле!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»Тема. Образование слов при помощи приставок. Цель урока. Формирование умения образовывать слова при помощи пр.

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов.

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Статья на тему «Роль начальной школы в жизни ученика»

Содержимое публикации

Статья на тему

«Роль начальной школы в жизни ученика»

Подготовила:

учитель МБОУ «Школа №38»

Селибова Н.И.

г. Рязань, 2020 г.

В се мы привыкли к тому, что с наступлением 6-7 лет дети начинают посещать школу. Многие родители с приходом поры отдавать своего малыша в школу даже не задумываются о том, зачем это нужно. Разве они не могут воспитать ребёнка самостоятельно? Давайте разберёмся в том, зачем вообще нужна школа и нужно ли родителям вмешиваться в процесс обучения ребёнка в данном заведении?

Ш кола играет важнейшую роль в воспитании ребёнка, так как в отличие от воспитания в семейном кругу, она учит его жить в социуме, общаться, знакомиться и взаимодействовать с другими, чужими детьми и взрослыми, чего он не научится в домашних условиях. Именно поэтому школу можно назвать социально значимым институтом, способствующим формированию социально зрелой личности каждого ребёнка.

Ш кола должна помочь детям определиться со своим местом в этой жизни, а предметы, которым их обучают, выступают в качестве средства для достижения данной цели. Здесь же ребёнок обучается грамоте. Именно в школе квалифицированные учителя способствуют тому, чтобы заинтересовать ребёнка получать новые знания. Родители, если они не знакомы с важнейшими методиками обучения, могут дать своим детям только обширные знания, которые не помогут им в дальнейшем уживаться с людьми и справляться с их будущей работой.

У читель, относящийся к своей работе с большой ответственностью, узнает особенности каждого ученика, подтянет его слабые качества и поможет стать всесторонне развитым человеком. Только в учебном заведении ребёнок обучится находить подход к различным предметам, добиваться своих целей честным трудом, станет патриотичным и общительным с другими людьми.

Е стественно, школа нужна и родителям. Сегодня такое время, что работать должны и мужчины, и женщины. Естественно, из-за работы у родителей не будет достаточно времени для того, чтобы обучить своего ребёнка правильно, подготовив его к взрослой жизни в социуме.

Должны ли родители принимать участие в обучении ребёнка в школе?

О тдавая своих детей в школу, родители зачастую полагают, что их роль в его воспитании отходит на второй план, так как большую часть времени они проводят с педагогами. Но всё происходит вовсе наоборот – роль семьи в таком случае растёт, и она должна плотно взаимодействовать с учителями. Даже знаменитый российский педагог Сухомлинский говорил о том, что и у педагогов, и родителей должны быть единые задачи, одинаковые интересы, заинтересованность в участии в общественных делах для воспитания, образования и развития всесторонне развитой личности.

Если родители не будут подталкивать ребёнка к обучению в школе, наставлять, советовать и подбадривать, то это приведёт к безразличию с его стороны к образованию, отречению от участия в общественной школьной деятельности. Зачастую родители слишком заняты своими материальными заботами, полагая, что их успешно воспитают и обучат педагоги, либо же не слишком доверяют школьным методам. Нередко причиной отсутствия желания ребёнка учиться является низкий уровень образования самих родителей, которые не могут пробудить у него культурные потребности.

Есть очень эмоциональные и застенчивые дети, которые слишком болезненно воспринимают критику учителей, насмешки одноклассников, сильно переживают из-за плохих оценок по некоторым предметам или даже незначительных ошибок. Именно такие ребята требуют поддержки родителей, в противном случае у них пропадёт желание посещать школу.

В таком случае любым заботящимся отцу или матери стоит поговорить с педагогом, узнать об особенностях в характере ребёнка и его способностях, помочь ему построить хорошие отношения со сверстниками. Покажите ребенку своё сопереживание, ненавязчиво заставляйте его делиться о взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми вне семьи.

Если ваш ребёнок до школы общался преимущественно с родственниками и взрослыми, придя в класс, они зачастую заслуживают репутацию необщительных, робких, не любящих быть на виду, при этом они очень добрые и воспитанные. Но детям с такими неинтересно, так как они предпочитают энергичных, самостоятельных и инициативных собеседников. В подобных ситуациях родители могут помочь своему малышу подружиться с одноклассниками, если будут приглашать их в гости и участвовать в общественной деятельности класса, организовывая экскурсии и так далее, при этом ребёнок тоже должен принимать активное участие, что придаст ему уверенности в себе.

Разделяют три главных этапа обучения детей:

Какова же роль начального этапа обучения, начальной школы в жизни ребенка? Начальная школа – это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательств и аксиом, теорем, правил и определений.

Именно в начальной школе начинается закладка фундамента знаний, на котором ученик будет строить свое дальнейшее образование. А от того, насколько ребенку уютно и комфортно в школе, во многом зависят его учебные успехи и душевное равновесие.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Целью образовательного процесса в начальной школе является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА является первой и основной ступенью системы обучения в школе. Именно в начальной школе закладываются основы знаний и умений, которые ребенок будет преумножать и развивать в дальнейшем.

Атмосфера, царящая в начальной школе, близка к семейной. Ученики всегда с радостью приходят на занятия, зная, что сегодня они откроют для себя что-то новое, интересное. Здесь их поддержат, похвалят и одарят вниманием и заботой любимые учителя.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, региональной (как жителя Карелии, Лоухского района), гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Отсюда вытекают целевые ориентиры, которые определяют содержание и направленность всего процесса обучения и воспитания:

Педагог начальной школы не ограничивается тем, что называет цель предстоящей деятельности, он задает вопросы: «Для чего, зачем мы будем это делать?», что дает ребенку возможность самому ставить цели и задачи, целенаправленно получать результат исходя из своих индивидуальных способностей. Работоспособность: Один из главных целевых ориентиров: научить ребенка работать, принимать самостоятельные решения в различных ситуациях, что способствует самоопределению, самоутверждению его в коллективе. На этапе начальной школы развиваются также такие качества как: Усидчивость, старательность, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца. Все эти ориентиры стоят во главу угла т.к. если эти качества не развиваются на этапе начальной школы, вряд ли их удастся развить позже.

Этому способствует и внеклассная работа. Учителя проводят большую работу по формированию классного коллектива. В каждом классе формируются свои традиции, кипит своя интересная жизнь: классные часы, культпоходы, экскурсии, выставки, праздники, конкурсы.

Приоритетной задачей начальной школы является сохранение индивидуальности ребенка, создание благоприятных условий для адаптации ребенка в школе, здоровье сберегающие технологии. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп каждого ученика, уровень его обученности, сформированности умений и навыков. Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения на уроках, так как они основаны на учебном сотрудничестве младших школьников между собой и работают без пошагового учительского руководства и контроля. Обновление содержания действующих программ в начальной школе проходит через использование параллельных программ и учебников. Все учителя начальной школы в своей работе используют различные формы и методы познавательной деятельности, что позволяет решать еще одну задачу – снять перегрузку детей в школе, пробудить в них стремление познать мир. Осуществляется взаимодействие учреждений образования: школы и дошкольных образовательных учреждений с целью обеспечения преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации школьника .

Вывод: Наши ученики – это многогранно развивающаяся личность с особенностями характера, способностями, склонностями и увлечениями, субъекты учебного процесса.

Мы хотим, чтобы наши ученики не были похожи друг на друга, понимали друг друга и адекватно оценивали окружающий мир, умели жить полноценной жизнью в современных условиях. Это возможно при условии, что мы выпустим человека, умеющего думать, анализировать и соответственно делать выбор. Во многом от нас зависит, состоится ли как личность наш ученик, сможет ли он реализовать себя и, наконец, как сложится его судьба. Школьные предметы и помогают решить эти проблемы.
Когда-то в древности Великий Учитель решил испытать своих учеников, предложив им выбрать для себя мечи. Один из них выбрал лёгкий меч, надеясь сохранить силы в долгом походе. Другой выбрал длинный меч, надеясь поразить им больше противников с безопасного расстояния. Но самым мудрым оказался третий ученик, который выбрал для себя самый удобный меч, ставший продолжением его руки. Мы как Великий Учитель, должны как раз и дать в руки ученику тот самый удобный меч Знаний, который станет для него необходимой частью жизни.

Начальная школа - фундамент образования.
статья на тему

Жилина Инесса Александровна

Начальная школа - фундамент образования, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера. Именно на этом этапе обучения, успех ребенка приобретает срциальный смысл.

ВложениеРазмер
nachalnaya_shkola_-_fundament_obrazovaniya.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Начальная школа – фундамент образования.

«Посеешь мысль – пожнешь поступок,

Посеешь поступок – пожнешь привычку,

Посеешь привычку – пожнешь характер,

Пожнешь характер – пожнешь судьбу…»

Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера. Именно на этом этапе обучения успехи ребенка приобретают социальный смысл. Начальная школа – это целый мир; годы, проведенные в 1-4 классах, должны остаться в памяти человека как годы приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Главное, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травму на всю оставшуюся жизнь.

Новые образовательные стандарты нацелены на формирование у детей умения учиться и стать успешными в школе и вне школы.

«Успешный» - заключающий в себе успех, удачный (с.686, словарь С.И.Ожегова).

В понятие «успешный ученик» вкладывают:

  • способность к усвоению образовательных программ;
  • способность продемонстрировать свои знания, умения, навыки;
  • высокие школьные отметки;
  • способность использовать полученные знания, умения, навыки в жизни;
  • положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса;
  • позитивные отношения между учеником и учителем;
  • хорошее физическое и психическое здоровье;
  • адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;
  • чувство благополучия, защищенности в семье и школе.

Какие факторы успешности являются главными?

Одним из факторов успешности является готовность ребенка к школе. Это не только умение читать, писать, считать, но и социально-психологическая и личностная готовность, которая проявляется в умении найти общий язык со сверстниками, есть навыки самообслуживания. Вторым фактором успешности является выбор программы, по которой будет обучаться ребенок. Лучше выбрать развивающие программы, которые помогают находить несколько путей при решении возникшей учебной проблемы.

На успешность ребенка влияет мастерство и профессионализм учителя, который любит своих учеников. Это третий фактор успешности. Четвертый фактор – это сотрудничество родителей, ребенка и учителя. Пятый фактор – это организация режима дня и режима питания.

Советы, которые помогут заложить основу успешного человека:

  • уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.
  • учите оптимизму;
  • найдите «дело всей жизни» ребенка;
  • развивайте красноречие ребенка;
  • учите ребенка иметь собственное мнение;
  • приучайте к самостоятельности;
  • развивайте фантазию и воображение ребенка;
  • учите ценить время;
  • приучайте ребенка к ответственности;
  • учите ставить цель и достигать ее.

Важное внимание в образовательном процессе уделяется оцениванию достижений обучающихся. Наиболее действенным с точки зрения качественного оценивания достижений является комплексный портфолио , выполняющий накопительную функцию, отражающий динамику развития обучающего вне прямого сравнения с достижениями других, помогает проводить рефлексию собственной образовательной деятельности, позволяет стимулировать учебную мотивацию как процессу, так и результату своей деятельности. За счет рефлексивной самооценки учащихся создаются условия для формирования учебной компетенции и развития готовности к самообразованию. В процессе работы над портфолио учащийся не только осознает содержание материала, но и осмысливает способы, приемы своей работы.

Задачи портфолио состоят в том, чтобы после его заполнения учащиеся могли:

- успешно развивать учебные навыки;

- анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

- плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценку, ставить цель и добиваться ее реализации;

- конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, стрессами, эмоциями;

- принимать решения и делать осознанный выбор.

Структура портфолио включает в себя семь взаимосвязанных разделов – «островов», посещение которых целенаправленно мотивирует учащихся на достижение жизненного успеха. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы, для которого формулируются цели и выбираются средства их достижения.

Остров «Успешной учебы».

Сюда входит формирование положительных мотивов учения и интереса к учению, развитие , мыслительной деятельности, критического отношения к учебной деятельности, культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать.

Задания способствуют развитию социально важных качеств человека – коммуникативных умений. Ребята учатся строить межличностные отношения, сотрудничать в команде, умение работать в группе, выполнять коллективные творческие дела.

Остров «Творческого развития».

Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями.

Остров «Познавательной активности».

Формирование любознательности, стремления к знаниям, умения работать с информацией.

Остров «Социальной значимости».

Осуществление общественно полезной и социально значимой деятельности, что особенно актуально в соответствии с формированием результатов третьего уровня при реализации ФГОС, работа в социуме.

Формирование активной жизненной позиции, стремление использовать полученные ЗУН в жизни, так как знания, которые остаются в стенах школы, никому не нужны.

Ведение здорового образа жизни, стремление к развитию хорошего физического и психического здоровья.

Чтобы ученик был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь этого маленького человека. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, учитель и сам совершенствуется, а значит, может изменить свою жизнь к лучшему. Удачи всем учителям в этом важном и интересном деле!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа» Тема. Образование слов при помощи приставок.

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»Тема. Образование слов при помощи приставок. Цель урока. Формирование умения образовывать слова при помощи пр.


Первые итоги работы по программе общеобразовательных учреждений « Планета знаний » ( начальная школа ) - новый стандарт начального образования, 2 – ое поколение.

Выступление на педсовете. Сравнение традиционной программы с УМК "Планета знаний".


Обеспечение преемственности между ДОУ и начальной школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ в ДОУ и ФГОС общего начального образования

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образов.


Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите.


Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».


Обобщение из опыта работы по теме самообразования: «Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования». Автор: Тарасенко Т.С.

Обобщение из опыта работы по теме самообразования: « Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования» уч.


Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Все о работе

Начальная школа – фундамент образования. Задача учителя начальной школы не потерять за этот период обучения ребенка с его живыми глазами и желанием учиться. Главное – не спешить учить детей, а спешить научить детей учиться; развивать внимание, умение собраться, быстро перестроиться с одного вида деятельности на другой, уважать товарища, жить в коллективе и обязательно быть добрым.

Начальная школа – это фундамент, на котором кирпичик за кирпичиком возводится огромное здание … Основы всех наук закладываются в начальной школе, умение работать самостоятельно и в группе, способность контроля и самоконтроля.

В начальной школе начинается формирование гражданской позиции маленького россиянина. Воспитание любви к Родине, родному краю, близким, уважительного отношения к старшим, бережного отношение к природе – вот приоритетные направления работы нашей начальной школы.

Статья на тему: "Начальная школа – фундамент образования"

Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера. Именно на этом этапе обучения успехи ребенка приобретают социальный смысл. Начальная школа – это целый мир; годы, проведенные в 1-4 классах, должны остаться в памяти человека как годы приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Главное, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травму на всю оставшуюся жизнь.

Новые образовательные стандарты нацелены на формирование у детей умения учиться и стать успешными в школе и вне школы.

«Успешный» - заключающий в себе успех, удачный (с.686, словарь С.И.Ожегова).

В понятие «успешный ученик» вкладывают:

способность к усвоению образовательных программ;

способность продемонстрировать свои знания, умения, навыки;

высокие школьные отметки;

способность использовать полученные знания, умения, навыки в жизни;

положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса;

позитивные отношения между учеником и учителем;

хорошее физическое и психическое здоровье;

адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;

чувство благополучия, защищенности в семье и школе.

Какие факторы успешности являются главными?

Одним из факторов успешности является готовность ребенка к школе. Это не только умение читать, писать, считать, но и социально-психологическая и личностная готовность, которая проявляется в умении найти общий язык со сверстниками, есть навыки самообслуживания. Вторым фактором успешности является выбор программы, по которой будет обучаться ребенок. Лучше выбрать развивающие программы, которые помогают находить несколько путей при решении возникшей учебной проблемы.

На успешность ребенка влияет мастерство и профессионализм учителя, который любит своих учеников. Это третий фактор успешности. Четвертый фактор – это сотрудничество родителей, ребенка и учителя. Пятый фактор – это организация режима дня и режима питания.

Советы, которые помогут заложить основу успешного человека:

уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.

найдите «дело всей жизни» ребенка;

развивайте красноречие ребенка;

учите ребенка иметь собственное мнение;

приучайте к самостоятельности;

развивайте фантазию и воображение ребенка;

учите ценить время;

приучайте ребенка к ответственности;

учите ставить цель и достигать ее.

Важное внимание в образовательном процессе уделяется оцениванию достижений обучающихся. Наиболее действенным с точки зрения качественного оценивания достижений является комплексный портфолио, выполняющий накопительную функцию, отражающий динамику развития обучающего вне прямого сравнения с достижениями других, помогает проводить рефлексию собственной образовательной деятельности, позволяет стимулировать учебную мотивацию как процессу, так и результату своей деятельности. За счет рефлексивной самооценки учащихся создаются условия для формирования учебной компетенции и развития готовности к самообразованию. В процессе работы над портфолио учащийся не только осознает содержание материала, но и осмысливает способы, приемы своей работы.

Задачи портфолио состоят в том, чтобы после его заполнения учащиеся могли:

- успешно развивать учебные навыки;

- анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

- плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценку, ставить цель и добиваться ее реализации;

- конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, стрессами, эмоциями;

- принимать решения и делать осознанный выбор.

Структура портфолио включает в себя семь взаимосвязанных разделов – «островов», посещение которых целенаправленно мотивирует учащихся на достижение жизненного успеха. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы, для которого формулируются цели и выбираются средства их достижения.

Остров «Успешной учебы».

Сюда входит формирование положительных мотивов учения и интереса к учению, развитие , мыслительной деятельности, критического отношения к учебной деятельности, культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать.

Задания способствуют развитию социально важных качеств человека – коммуникативных умений. Ребята учатся строить межличностные отношения, сотрудничать в команде, умение работать в группе, выполнять коллективные творческие дела.

Остров «Творческого развития».

Учащиеся выполняют специальные задания, направленные на развитие таких качеств, как целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, умение управлять эмоциями.

Остров «Познавательной активности».

Формирование любознательности, стремления к знаниям, умения работать с информацией.

Остров «Социальной значимости».

Осуществление общественно полезной и социально значимой деятельности, что особенно актуально в соответствии с формированием результатов третьего уровня при реализации ФГОС, работа в социуме.

Формирование активной жизненной позиции, стремление использовать полученные ЗУН в жизни, так как знания, которые остаются в стенах школы, никому не нужны.

Ведение здорового образа жизни, стремление к развитию хорошего физического и психического здоровья.

Чтобы ученик был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь этого маленького человека. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, учитель и сам совершенствуется, а значит, может изменить свою жизнь к лучшему. Удачи всем учителям в этом важном и интересном деле!

Начальная школа закладывает фундамент всего образования

Татьяной ЧЕРНЕЦКОЙ

Как известно, важнейшим этапом образования является начальная школа. Здесь закладывается основа будущего обучения, потенциал развития ребенка.

Накануне Дня учителя мы встретились с преподавателем начальных классов, по совместительству завучем первой городской школы, Татьяной ЧЕРНЕЦКОЙ, с просьбой рассказать о себе, коллегах и особенностях работы учителя начальных классов.

Татьяна Васильевна имеет за плечами огромный опыт работы, почти сорок лет. Сколько выпусков у нее было, даже не сосчитать. Начинала свою педагогическую деятельность в 1982 году в Черноре-ченской школе, о работе в которой у нее остались самые теплые воспоминания. С 1986 преподает в первой школе. В этом году ведет 3 класс.

Дети в начальных классах очень доверчивые, непосредственные. Мы знаем все их секреты, все рассказывают. Им важно, чтобы их выслушали, дали какие-то указания, в чем-то помогли. Если что-то случается, они тут же прибегают к учителю за поддержкой. А чтобы ученик мог тебе доверять, вкладывается немалый труд.

Мы сотрудничаем с ДДТ, ДШИ, РДК, и это очень большое подспорье. Мы проводим совместные мероприятия. Мой класс ходит в ДДТ на театральный кружок, и это очень хорошо. Бывает, что первоклассник стесняется отвечать на уроке перед всем классом. Дома выучит стихотворение, а прочитать его перед всеми не может. Ведь такие вещи далеко не всем сразу даются. А там, на кружке, они выступают на сцене друг перед другом, перед родителями. Показывают спектакли, сценки, участвуют в литературных чтениях. Это очень нравится и детям, и их родителям, которые не могут налюбоваться на своих, когда-то стеснительных детей. Такие вечера у нас всегда проходят очень динамично и интересно. Такие совместные занятия сплачивают класс и дают очень большой потенциал детям на будущее, помогая стать увереннее в себе и своих силах. К тому же, они получают очень хорошее творческое развитие.

Вам будет интересно прочитать Все в наших руках

С февраля у нас начнет работу «Школа будущего первоклассника». Всего будет проведено семь занятий. Там ребята познакомятся со своей первой учительницей, с будущими одноклассниками и со школой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Город образования». Начальная школа – фундамент будущего успеха

Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Марина Кузнецова подчеркнула, что по данному вопросу сегодня проводится множество исследований. Для выявления общей картины современного образования существуют региональные мониторинги и, кроме того, мы имеем возможность сравнить наше положение с другими странами благодаря международным исследованиям — таким как TIMSS и PISSA. К слову — России есть, чем гордиться. В 2011 году, когда шел переход на новые стандарты образования, в мониторинге TIMSS по результатам достижений четвероклассников по математике, Россия заняла в рейтинге 10 место из 50. 5 место из 50 — по естествознанию. При следующем исследовании, уже в 2015 году, российские младшеклассники показали результат еще лучше: 7 место по математике и 4 по естествознанию, что подтвердило эффективность новых стандартов.

Необходимо анализировать мониторинги, чтобы не потерять полученные достижения и приобрести новые. Например, тестирования показывают, что современные дети лучше справляются с заданиями на размышление, чем на применение знаний — это значит, что нужно определить адекватное соотношение стандартных и нестандартных заданий в учебном процессе. Хотя показатели России по читательской грамотности очень высокие, результаты девочек лучше, чем мальчиков — значит, нужно понять, как заинтересовать чтением мальчиков. Чтобы сохранить высокие показатели по читательской грамотности, педагогам в принципе необходимо задаться вопросом «Как помочь ребенку читать?», потому что формула «Читающий ребенок в читающей семье» хотя и остается актуальной, однако все меньше родителей демонстрируют увлечение книгами. Поэтому нужно создавать читательскую атмосферу в школах.

Зачем, за что и как хвалить ребенка. Неожиданные результаты воспитания похвалой

Зачем, за что и как хвалить ребенка. Неожиданные результаты воспитания похвалой О чем книга О том, что бесполезно по сто раз в день просто говорить ребенку: «Прекрасно! Молодец!» и удивляться, что нет результата. Книга рассказывает о том, как хвалить правильно. Алан Каздин — профессор психологии и детской психиатрии в Йельском Университете, директор Йельского Центра Воспитания.

Что такое функциональная грамотность?

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Оксана Рыдзе обозначила, что функциональная грамотность — это приоритетный результат. Это качество, которое ребенок приобретает на протяжении обучения не только в начальной, но и в средней школе. Это способность жить в обществе и применять полученные знания. Ученики усваивают правила, алгоритмы, схемы действий, однако часто, к сожалению, затрудняются применять их в реальной жизни, и из-за этого знания теряются.

Работа по формированию функциональной грамотности у учеников младших классов ведется с 2004 года. Каким образом? Первое: формируется набор конкретных знаний и умений, их должно быть определенное количество. Второе: формируются универсальные учебные действия — сравнение, классификация, диалог и т.д. Работа с УУД должна быть предусмотрена на каждом уроке, вести ее помогают современные учебники (например, УМК Н.Ф. Виноградовой). Третье: формирование через предметное содержание интегративных компонентов функциональной грамотности, таких как читательская грамотность, коммуникативная грамотность, информационная грамотность и т.д. Важно отследить успехи ребенка: легко определить его уровень предметных знаний, а вот умение действовать в тех или иных жизненных ситуациях — сложнее.

Директор Центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы, народный учитель России Ефим Рачевский высказал мнение, что непредметных знаний не бывает, поскольку весь наш мир предметен. При этом разделение на предметные и непредметные знания может приводить к спекулятивным действиям педагогов и администрации школы. Важно понимать, что сегодня дети стали другие. Им не интересен Иван Царевич, и даже уже не интересен Гарри Поттер. Пятилетки демонстрируют интерес к энтомологии и астрономии! Это заслуга не только родителей или учителей — это заслуга всего мира. И дети приходят в школу с жаждой познания — но, увы, школа остается местом, где отвечают на незаданные вопросы. Следует, напротив, взаимодействовать с младшеклассниками на уровне высокой коммуникации, формировать у них умение задавать вопросы. Педагогу младших классов не нужно бояться отойти от заданной программы.

Как педагогу начальных классов взаимодействовать с родителями?

Директор школы ГБОУ г. Москвы № 2006, кандидат педагогических наук, лауреат премий в области образования, автор учебных пособий корпорации «Российский учебник» Вера Илюхина напомнила об общечеловеческих ценностях, которые остаются прежними в картине переменчивого мира. Пусть родители не те, что раньше, но каждая мама все также хочет, чтобы учитель любил ее ребенка. И младшеклассник, придя домой из школы, не скажет: «У нас такая педагогически подкованная учительница!» Он расскажет о доброте, о помощи, и это станет отправной точкой формирования отношения родителя к учителю. Порой педагог нервничает из-за предметных результатов, однако, как известно, не каждый отличник становится успешным, хорошим человеком. Учитель же может привить те положительные качества личности, которых так не хватает в современном мире.

В общении с родителями педагогу важно показать, что он любит свою работу, любит детей и хочет, чтобы у каждого ребенка все получилось. Не стоит забывать о близком знакомстве с мамами и папами учеников: кем они работают, чем занимаются? Также в наше время необходимо пользовать гаджетами, завести чат для общения с родителями, транслировать свою деятельность и успехи детей в социальных сетях, например на Facebook. Чем больше хорошего педагог говорит о своей работе, тем позитивнее у него складываются отношения с родителями школьников.

Читайте также: