Молодежь часто ведет себя так словно хочет уничтожить основу фундамент собственной жизни

Обновлено: 29.04.2024

Образец мини-сочинения по обществознанию

Олдридж, делясь своими наблюдениями о молодежи, вскрывает сущность данной социально-демографической группы . Социологи давно признали за молодежью такие специфические признаки поведения, как максимализм в оценках, яркая конфронтация, импульсивность и даже агрессивность поведения, неумение ценить себя и окружающих и другое, что в целом наносит вред прежде всего самим представителям молодого поколения.

На мой взгляд, данная странная особенность молодежи – «тяга к самоуничтожению, саморазрушению» продиктована не только юношеским максимализмом, но и нежеланием мириться с пороками и дисгармоничностью общества, в котором происходит социализация, т.е. становление личности молодого человека.

Как известно, одним из этапов социализации молодого поколения является школа . Данный специально организованный агент социализации , который должен способствовать приобщению к обществу, его нормам и ценностям, является в современном мире диссонансной нотой, толкающей молодого человека к стойкому чувству отвращения не только к тому, что преподается, но и к тому, что он видит в современном окружающем мире. Судите сами, учителя, рассказывающие у доски о вечном и прекрасном, в обычной жизни сами далеки от идеала. Налицо явная социальная мимикрия , когда слово и дело расходятся. Так, большинство учителей, рассуждающих на классных часах и предметах социально-гуманитарной направленности об альтруизме, бескорыстности и подвижничестве, часто занимаются репетиторством и иногда даже с собственными учениками. Образ бессеребренника –учителя, заинтересованного в том, чтобы лишний раз преподать нерадивому ученику урок, достучаться до него, потратить лишние драгоценные минуты собственной жизни на заблудшую душу, давно утрачен в современной действительности. Не находя таких учителей в современной школе, молодые люди перестают верить в их слова, все чаще проявляя отклоняющееся поведение в виде нарушения дисциплины, прогулов, хамства, чем, безусловно, вредят себе. Таким поведением молодежь лишает себя необходимых знаний, хороших отношений с окружающими (близкими и родными), лишает себя будущего. Данный пример наглядно показывает возможные истоки тяги к саморазрушению молодежи.

Другим примером неприятия реалий общества молодыми людьми является герой Ф.М. Достоевского из романа «Преступление и наказание» - Родион Раскольников. Умный студент, пребывающий в бедности, страдающий от несправедливости устройства общества, создает теорию о «тварях дрожащих и право имеющих». Пытаясь подтвердить свою теорию, Раскольников совершает убийство гнусной старухи-процентщицы, наживающейся на бедности и горе других людей. Убийством старухи (мерзкого явления социума) Раскольников нанес непоправимый вред и себе, доведя себя до умопомрачения, едва не лишившись самого ценного – жизни. Поведение героя Достоевского ярко иллюстрирует мысль Олждриджа о тяге к самоуничтожению молодежи, истоки которой могут лежать в общественном устройстве.

Уничтожая себя, «фундамент собственной жизни» отклоняющемся поведением, молодые люди выражают протест против несправедливости, негармоничности, неидеальности мира, в котором они живут, в котором происходит процесс становления их личности. Частота подобного явления, множество примеров, описанных в литературных произведениях (Базаров, Раскольников), известных нам из истории (декабристы, народовольцы), наблюдаемых в современной действительности свидетельствуют о том, что девиация (отклонения) молодежи является особенностью данной социально-демографической группы, вызванной несовершенством общества.

Примечания: красным цветом выделены теоретические положения, желтым – идея, позиция автора сочинения.

По цитате: «Молодёжь часто ведёт себя так, словно хочет уничтожить основу, фундамент собственной жизни» (ЕГЭ обществознание)

В данном высказывании автор выражает идею об особенностях молодежи как социальной группы, склонности её представителей к девиантному поведению.

Автор имеет в виду, что юное поколение очень часто своим безрассудным поведением бросает вызов сложившемуся образу жизни и лишает себя благоприятного будущего.

Я полностью согласна с позицией автора. Рассмотрим данное высказывание с помощью обществоведческой теории.


Молодёжи свойственен максимализм, который выражается в крайней категоричности, прямолинейности, недостаточной способности к компромиссам, поспешности в выводах, излишней самоуверенности, стремлении отличаться от других.

Характерен для молодёжи и юношеский нигилизм, выражающийся в несогласии с существующим жизненным укладом и привычками взрослых, что в итоге приводит к проблеме конфликта поколений.

Молодёжи свойственно желание переделать мир по своему усмотрению, совершить революцию и бороться за социальную справедливость, видя в том особое свое предназначение. В психологии это желание называется мессианский комплекс. Он состоит в приписывании себе важной роли в спасении человечества!

К социально-психологическим качествам молодёжи относят внутреннюю противоречивость, эмоциональную неустойчивость, повышенную тревожность, стремление к самостоятельности, не подкреплённое соответствующими физическими и психологическими способностями, кризис идентичности.

Перед молодёжью встают вопросы: «Кто я?» и «Как я впишусь в мир взрослых?».

Нужно уникальное сочинение?

Напишем в течение 3 часов.

Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру - учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Кризис идентичности современной молодёжи проявляется в трёх основных сферах: проблема выбора профессии, членство в группе сверстников, употребление алкоголя и наркотиков.

У многих молодых людей прослеживается отсутствие мотивации, в связи с чем период неопределенности в социуме приобретает затяжной характер. Иногда проблема самоопределения обретает более радикальный характер и приводит к формированию «негативной идентичности». «Негативная идентичность» подразумевает принятие индивидом социально нежелательной роли в социуме, а также наличие признаков девиантного поведения. Многие молодые, к сожалению, пытаются уходить от проблемы выбора своего жизненного пути в алкоголизм и наркоманию.

Среди направлений молодёжной субкультуры есть масса таких, чьи «ценности» в конечном счёте пагубно влияют на личность молодого человека, его здоровье, его жизнь.


Агрессивная самодеятельность, как правило, заканчивается судимостью, что является серьёзным препятствием для дальнейшей благополучной жизни. Альтернативная самодеятельность базируется на выработке альтернативных моделей поведения, системно противоречащих общепринятым, которые становятся самоцелью, например, как у хиппи, о которых мы поговорим ниже.

Итак, молодость, с одной стороны, прекрасная пора энергии, роста, возможности выбора своего пути. А с другой — эти возможности многих приводят к апатии, потому что они не готовы становиться взрослыми и брать на себя ответственность за свою дальнейшую жизнь, у многих не совпадают возможности с их желаниями, а у многих нет самого желания. Всё это толкает представителей молодёжи на скользкий путь всевозможных экспериментов со своей жизнью, не каждые из которых заканчиваются благополучно.

В качестве примера из истории хочу привести информацию о хиппи — субкультуре, изначально возникшей в 1960-х годах в США и её представителях. Хиппи верили в то, что человек должен быть свободным, изменить внутренний строй души и жить в духовной общине — «идеальной форме общежития». Хиппи предприняли самый большой бесконтрольный эксперимент употребления наркотиков, который когда-либо знало человечество. Для них это была свобода. Это был их бунт. Марихуана, кокаин, героин… Беспорядочная личная жизнь способствовала распространению гепатита и ВИЧ-инфекции. Многие из представителей хиппи тех годов последовали лозунгу: «Живи быстро, умри молодым»…

Примером из социальных реалий, доказывающий, что молодёжь — это не опытные люди с неустойчивой психикой, не всегда дающие отчёт своим действия и не понимающие, чем может закончится, по их мнению, простая шутка. Так в 2016 году появилось объединение «Синий кит». Вначале это движение представлялось игрой, состоящей из 49-ти нехитрых заданий и одного последнего, 50-го задания — совершения суицида. Жертвами «Синего кита», в основном, стали дети и подростки. Совершения самоубийства от них добивались внушением, шантажом и угрозами. В результате погибло много молодых людей. Никто из них не смог противостоять психологическому давлению, никто не поделился своей бедой со своими близкими.

Хотелось бы поделиться тревогой по поводу данных статистики В РФ. Число наркоманов и алкоголиков среди молодёжи неуклонно растёт год от года! Ведь это отрицание жизни, её разрушение! Как правило, мало, кто из начавших, возвращается назад…

Подводя итоги моему рассуждению, хочу ещё раз сказать, что молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения. Это создание фундамента всей последующей жизни.

И печально видеть, как молодые люди, совершая безрассудные поступки, начиная от прогулов школьных занятий, поедания фаст-фудов, чипсов, употребления энергетиков, заканчивая употреблением алкоголя, никотина, наркотиков, совершая правонарушения, разрушают своё будущее, свою жизнь!

Молодежь часто живёт так, будто хочет уничтожить основу, фундамент собственной жизни (Дж. Олдридж

В своем высказывании автор имел в виду, что зачастую молодое поколение придерживается совершенно других ценностей в жизни, нежели остальные возрастные группы. При этом может создаться впечатление, будто молодые люди хотят кардинально изменить мир и разрушить то, что было создано до них.

Я не согласен с автором в том, что молодежь не уважает и не хочет принимать те порядки и устои, в которых жили предыдущие поколения. Хотя более старшему поколению кажется, что образ жизни молодых людей совершенно неприемлем, в действительности здесь имеет место всего лишь проблема «отцов и детей», существовавшая на протяжении всей человеческой истории.

Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что у более взрослой прослойки общества вызывает опасения подобный образ жизни, ведь молодежь в скором времени станет тем поколением, которому предстоит управлять страной, стать основой общества и самому растить детей.

Проблема отсутствия взаимпонимания между поколениями была всегда

Древний Египет

В фильме «Октябрьское небо» рассказывается о группе подростков из американского шахтерского городка, увлеченных ракетостроением. Мечтающие о космических полетах, они встречают резкое негативное отношение со стороны окружающих, особенно ярко конфликт выражен между главным героем и его отцом, работающим на шахте. Он хочет видеть своего сына рядом с собой, в шахте на добыче угля, точно так же, как и он начинал работать рядом со своим отцом. Однако мир за пределами провинциального городка давно изменился, ему нужны не спортсмены и рабочие, а талантливые инженеры и конструкторы, которые смогут обеспечить технологический прогресс своей страны. В финале фильма отец главного героя примиряется со взглядами сына и поддерживает его.

На основании всего вышеизложенного можно утверждать, что старшее поколение никогда не сможет понять молодежь, конфликт между ними будет происходить всегда. С одной стороны, это показывает, что меняется окружающий мир, и в дальнейшем уже сам молодежь, став старше, будет также с негодованием относиться к следующему поколению.

«Молодёжь часто ведёт себя так, словно хочет уничтожить основу, фундамент собственной жизни» (Дж. Олдридж) (ЕГЭ обществознание)

В своём высказывании Дж. Олдридж рассуждает на тему особенностей такой социальной группы, как молодёжь. По мнению автора цитаты, молодёжь отличается бунтарством и стремлением кардинально менять мир.

Для того чтобы разобраться в данной нам теме, рассмотрим некоторые понятия. Молодёжь – это специфическая социально-демографическая группа, характер которой определён совокупностью возрастных характеристик, особенностей социального положения и особым психологическим складом.

Нужно уникальное сочинение?

Напишем в течение 3 часов.

Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру - учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Для молодёжи свойственна высокая социальная активность, высокий уровень горизонтальной и вертикальной мобильности. Представители молодёжи часто ищут своё место в мире, часто они могут менять свои увлечения, интересы, учебные заведения. Среди молодёжи очень популярны субкультуры – сообщества, участники которых объединены общими интересами, увлечениями, мировоззрением. Существует очень много субкультур: панки, скейтбордисты, реперы и т.д. Стоит признать, что очень часто молодёжь хочет изменить мир, сделать его не таким, каким он был раньше. Желая привнести в мир новшества, представители молодёжи часто забывают про тот «фундамент», на котором основана жизнь всего человечества. Фундамент – это наша история, открытия наших предков, их ошибки, на которых стоит поучиться. Уничтожив такую основу, уничтожится и вся жизнь. Об этом и говорит Дж. Олдридж, осуждая молодёжь за то, что часто она хочет разрушить то, благодаря чему сами живут на этом свете.

Вспомним известного поэта В. Маяковского. Будучи в самом расцвете сил, будучи представителем молодёжи, Маяковский желал продвигать в литературе футуризм, вычеркнув из истории писателей-классиков, таких как А.С. Пушкин. Однако это заведомо было плохой идеей, так как историю ничем не уничтожить: произведения русских классиков – основа русской литературы, без которой не было бы и футуризма, которым занимался Маяковский.

Также хочется упомянуть Евгения Базарова – главного героя «Отцов и детей» Тургенева. Базаров также был представителем молодёжи. Он считал себя нигилистом: отрицал всё, пропагандировал свою идеологию и даже имел несколько учеников. Разумеется, нигилизм не мог широко распространиться среди людей, так как отрицать всё неразумно, отрицать то, на чём основывается жизнь людей отчасти даже глупо. Сам Евгений под конец своей жизни разочаровывается в своей идеологии, так как понимает, что отрицал он то, что существовало на самом деле: он отрицал любовь и сам при этом полюбил женщину.

В заключение хочется сказать: молодежь в действительности часто хочет изменить всё вокруг себя и иногда даже стремится отказаться от опыта прошлых поколений, стремится разрушить то, что строилось до них годами. Безусловно, так быть не должно, и представители молодёжи должны задумываться об этом и переосмыслить свои действия.

Молодежь часто ведет себя так словно хочет уничтожить основу фундамент собственной жизни

Jurij Abazov

Jurij Abazov перейти к странице

Jurij Abazov

.
Jurij Abazov запись закреплена
На земле Баяна

100 самых мудрых цитат в мире

В цитатах скрыта правда, они заставляют задуматься…

2. Не всегда прощения просит тот, кто виноват. Прощения просит тот, кто дорожит отношениями.

Эрих Мария Ремарк

3. В молодости мы ищем красивое тело - с годами родную душу.

4. Один не разберет, чем пахнут розы. Другой из горьких трав добудет мед. Кому-то мелочь дашь, навек запомнит. Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймет.

5. Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет?

6. Самое бесполезное жить для других когда не просят.

7. Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

8. Я все равно ни о чем не жалею — хотя бы потому, что это бессмысленно.

10. У иных людей мозгов — кот наплакал, зато амбиций — слон наложил.

11. Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.

12. В наши дни люди всему знают цену, но ничего не умеют ценить

13. Когда тебя предали — это все равно, что руки сломали. Простить можно, но вот обнять уже НИКОГДА не получится.

Лев Николаевич Толстой

14. Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею.

15. Говори правду, и тогда не придется ничего запоминать.

16. Я всегда ищу в людях только хорошее. Плохое они сами покажут.

17. Бывает лед сильней огня, зима — порой длиннее лета, бывает ночь длиннее дня и тьма вдвойне сильнее света. Бывает сад громаден, густ, а вот плодов совсем не снимешь. Так берегись холодных чувств, не то, смотри, совсем застынешь.

Иосиф Александрович Бродский

19. Люди одиноки, потомy что вместо мостов они стpоят стены.

Станислав Ежи Лец

20. Не бойтесь кого-то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен вам по жизни. Теряются те, кто послан вам для опыта. Остаются те, кто послан вам судьбой.

22. Перед тем как излить душу, убедитесь что «сосуд», не протекает.

Джордж Бернард Шоу

23. Интернет, он не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни…

Януш Леон Вишневский

24. Если человек предал кого-то из-за тебя, не стоит связывать с ним жизнь, рано или поздно он предаст тебя из-за кого-то.

Антуан де Сент-Экзюпери

25. Если все сложилось не так, как вы ожидали, не расстраивайтесь. Божьи планы всегда лучше наших.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

26. Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен.

27. Верность, которую удается сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены.

Франсуа Де Ларошфуко

28. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Антон Павлович Чехов

29. Есть три вещи, которых боится большинство людей: доверять, говорить правду и быть собой.

Федор Михайлович Достоевский

30. Две самые ужасные фразы в мире, это: „Мне надо с тобой поговорить“ и „Надеюсь, мы останемся друзьями“. Самое смешное, они всегда приводят к противоположному результату, ломая и беседу, и дружбу.»

31. Что толку трогать ножкой омут, когда ныряешь с головой?

32. В грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжёлых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым — самое высшее в мире искусство.

33. B мою жизнь входят те, кто хочет, и кто хочет уходит, но есть общие правила для всех гостей: заходя — вытирайте ноги, уходя — закрывайте за собой дверь.

34. Счастливей всех тот, кто без тревоги ждет завтрашнего дня: он уверен, что принадлежит сам себе.

Луций Анней Сенека

35. Есть такие слезы, которые надо выплакать обязательно, в любое время дня и ночи, выплакать, чтобы все внутри перегорело…

36. Всё приходит в своё время для тех, кто умеет ждать.

Оноре де Бальзак

37. В молодости мужчина хочет секса, а женщина любви. В зрелости он хочет любви, а она секса. И только в старости они хотят одного и того же: покоя.

39. Когда человеку по-настоящему тяжело, он не плачет и голос его звучит почти спокойно. Боль уходит вглубь. Истерика и слезы — спутники скорее слабой или показной боли, чем истинной.

40. Величайшее в жизни счастье — это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.

41. Я презираю свое Отечество с головы до ног, но если с этим соглашаются иностранцы, мне становится очень обидно.

Александр Сергеевич Пушкин

42. У каждого мужчины где-то на свете есть женщина, созданная только для него. Она не лучше других, но она единственная, кто ему по-настоящему нужен. И у каждой женщины тоже обязательно есть такой мужчина. Мало кому выпадает счастье встретиться. Или же люди встречаются и проходят мимо, не распознав своей судьбы. Это тайна, у которой нет объяснений.

Габриэль Гарсиа Маркес

44. Любовь в браке сохраняется до тех пор, пока муж и жена продолжают интересоваться мыслями друг друга.

45. Умный человек не обижается, а делает выводы.

46. Депрессия не признак слабости — это признак того, что вы пытались быть сильным слишком долго.

47. Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости.

48. Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего не случилось.

49. У женщины действительно есть такое место, прикоснувшись к которому, можно свести ее с ума… это Душа…

50. Не спрашивай о том, что тебя не касается, не услышишь того, что тебе не понравится.

51. Дайте человеку необходимое и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное и он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает — он будет жаловаться, что его обманули и что он получил совсем не то, что хотел.

52. Кто не любит одиночества — тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным.

53. Перед самым рождением младенца ангел прижимает палец к его губам и шепчет: «Забудь все свои прошлые жизни, воспоминания о них не должны смущать тебя в жизни настоящей». И над верхней губой новорожденного остается ложбинка.

54. Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.

55. Чем честнее человек, тем меньше он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков.

Марк Туллий Цицерон

56. Уважения заслуживают те люди, которые независимо от ситуации, времени и места, остаются такими же, какие они есть на самом деле.

Михаил Юрьевич Лермонтов

57. Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.

58. Одна большая любовь, которая произошла один раз за всю жизнь, оправдывает все те бесконечные приступы отчаяния, которым человек бывает обычно так подвержен.

Михаил Афанасьевич Булгаков

60. Прощать надо молча — иначе какое же это прощение.

61. Стараться забыть кого-то-значит все время о нем помнить…

Жан де Лабрюйер

62. Счастлив тот, кто умеет быть простым в сложных отношениях.

63. То как ты поступаешь по отношению к другим людям, вернется к тебе рано или поздно. Это закон Окончательного Возврата. Он не имеет ничего общего с наказанием или вознаграждением. Так устроен мир. Ты получаешь то, что посылаешь. Это неизбежно.

Нил Доналд Уолш

64. Вот она, жизнь…Вечно всё то же: один ждёт другого, а его нет и нет. Всегда кто-нибудь любит сильнее, чем любят его. И наступает час, когда хочется уничтожить то, что ты любишь, чтобы оно тебя больше не мучило…

65. Слова, предназначенные для одного человека, ничего не дадут другому.

67. Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности.

68. Счастье — это когда ты хочешь то, что можешь, и можешь то, что хочешь.

69. Брак без любви — чреват любовью без брака.

70. Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных.

71. Каждый человек — кузнец своего счастья, причем голова служит ему то молотом, то наковальней.

72. Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни все что угодно. В любое время. Мгновенно.

Иван Сергеевич Тургенев

74. Войско баранов, возглавляемое львом всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном.

76. Знаешь, что такое верность? Умение себе запрещать.

Александр Александрович Блок

78. Грех отдаваться без любви, грех не отдаваться, если любишь.

Михаил Ефимович Литвак

79. У каждого в жизни есть кто-то, кто никогда тебя не отпустит, и кто-то, кого никогда не опустишь ты.

80. Есть люди, как наркотик — знаешь, что нельзя, а тянет… А есть люди, как торт — сладко, вкусно, но уже тошнит…

81. Умная девушка целует, но не любит, слушает, но не верит и уходит до того, как ее оставили.

82. Брак — это единственный вид тюрьмы, из которой тебя выпустят на свободу за плохое поведение.

83. Душа, в отличие от разума, не думает и не рассуждает — она чувствует и знает, поэтому не ошибается.

84. Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

85. Всегда помни, что толпа, рукоплещущая твоей коронации— та же толпа, которая будет рукоплескать твоему обезглавливанию. Люди любят шоу.

86. Кто хочет делать — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.

87. Потерять любимого человека — это страшно, но еще страшнее так никогда его и не встретить.

88. Диких зверей можно не бояться, нужно бояться плохого друга. Ибо дикий зверь ранит только тело, а плохой друг ранит душу.

Сиддхартха Гаутама (Будда Шакьямуни)

89. У её ног лежат 10 мужчин, а ей нужен одиннадцатый, который стоит и смотрит в другую сторону.

90. Для создания семьи достаточно полюбить, а для её сохранения нужно научиться терпеть и прощать.

91. Слабые никогда не прощают. Умение прощать — свойство сильных.

92. Многоточие — это следы на цыпочках ушедших слов.

93. Друг — это одна душа, живущая в двух телах.

94. Умен не тот, кто не делает ошибок, Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их.

Владимир Ильич Ленин

95. Не тот дорог, с кем хорошо, а тот, без которого плохо …

96. Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак.

97. Самый большой обман — обещать любить одного человека всю жизнь.

98. Деревья обнажили плечи, скрывает маски желтый бал, Кто говорит, что время лечит, тот никогда любви не знал.

99. Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь- как правильно жить.

Могут ли все ваши тревоги вместе взятые продлить вашу жизнь хоть на мгновение? Зачем волноваться о том, что будет завтра? Есть ли жизнь после смерти? Буду ли я жить после того как умру? Кто-то когда-то сказал: Жизнь-это то что случается с нами пока мы составляем планы.

Молодёжь часто ведёт себя так, словно хочет уничтожить основу, фундамент собственной жизни

Несмотря на сумбурную быстротечность, юношеские годы – одна из важнейших частей жизненного фундамента. Именно в этот период у каждого человека постепенно – событие за событием, решение за решением – формируется всё более выраженный облик. Не столько внешний, сколько внутренний, душевный. Конечно же, в этот период он наиболее уязвим, горд и неспокоен, поэтому поведение молодых людей так часто шокирует взрослых. Им кажется, что молодежь хочет уничтожить фундамент собственной жизни. Да, может оно и так, ведь для создания нового нужно уничтожение старого.

Так, например, Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» создаёт удивительный по своей духовности образ Марьи Болконской. Девушка выросла без материнской любви, её воспитанием всецело занимался отец, отличающийся чрезмерной суровостью. Князь Николай Андреевич поддерживал в доме патриархальный порядок и был нередко неоправданно жесток по отношению к дочери. Он тоже считал, что она своей глупостью разрушает основу собственной жизни, бранил ее легкомыслие в учебе. Но, несмотря эгоистичные выходки родного отца, на временами возникающее желание присоединиться к блуждающим странникам и «оставить всё мирское», Марья Болконская не позволяет себе предательски отречься от деспотичного, досаждающего, но всё же горячо любимого отца и смиренно проходит через все сложности. Постепенно формируется её личностное начало – искреннее, доброе, возвышенное. Она, может, и не столь умна, как хотелось отцу, зато предана ему и по-настоящему добродетельна. Перед смертью старый князь прозревает и винит себя за то, что недооценил дочь.

Но неужели взрослые никогда не бывают правы насчет деструктивных действий молодежи? Нет, иногда они зрят в корень проблемы. Противоположностью светлому образу княжны может стать собирательный образ пресыщенного жизненными благами человека из произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин провёл в светском обществе детство и юность. Слишком рано познав все прелести этого манящего, но пугающе пустого общества, он разочаровался абсолютно во всём – в том числе, и в самом себе. Это заметил его старший товарищ Максим Максимыч и попытался помочь другу преодолеть отчуждение и начать жить по-новому. Однако Григорий довел свою трагическую судьбу до печального финала и отверг помощь старика, больно ранив его холодностью при встрече.

Таким образом, поведение молодежи нельзя судить слишком строго. Иногда ее странности объяснимы непониманием со стороны «суда», а иногда и реальными проблемами. В любом случае, не стоит ее упрекать, надо помочь ей сохранить и упрочить фундамент жизни.

229. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Эгоизм умерщвляет великодушие»?

Человеческая природа не лишена эгоизма. Эта черта, заставляющая ставить свои потребности и желания выше потребностей и желаний других людей, проявляется по-разному у каждого человека. Великодушие – это понятие, совершенно противоположное понятию эгоизма. Прежде всего, это способность жертвовать, уступать, идти на компромиссы. По моему мнению, Ф.М. Достоевский прав, утверждая, что эгоизм уничтожает великодушие в человеке, ведь себялюбие делает невозможным предпочтение чужих интересов собственным.

Еще одним эгоистом русской классики является Григорий Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Эгоизм этого загадочного и вечно скучающего героя выражается в желании и умении играть чувства других людей. В этом плане очень показательна история с дочерью горского князя Бэлой, которую полюбил и выкрал Печорин. Григорий совсем не собирался жениться на Бэле, она привлекала его все то время, пока дичилась его. Удивительно, как ее сердце смогло полюбить Печорина, ведь он своим поступком опозорил ее честь и честь ее отца. Конец этой истории весьма печален, ведь для Печорина Бэла была лишь игрушкой, и вскоре его чувства к ней охладели, а его эгоизм привел к смерти молодой девушки, которая была смертельно ранена мстительным Казбичем.

Таким образом, эгоизм – это едкое качество, которое разъедает человеческую душу, не оставляя в ней места ни для каких других чувств, кроме себялюбия. Эгоизм – это удел слабых, одиноких людей, которые не способны на все лучшие человеческие чувства: любовь, дружба, сострадание. Такая слабость и неспособность испытывать что-то хорошее вытесняет и великодушие – одно из самых благородных человеческих качеств. Но я считаю, что эгоизм – это не приговор, и каждый человек способен решать, может ли он быть достаточно сильным, чтобы делать маленькие шаги к возрождению своей души.

Тот шагает быстрее, кто шагает один

Так, А.Н. Рыбаков в романе «Дети Арбата» раскрывает перед читателем личность самого Иосифа Сталина. Образ, созданный писателем, противоречив, но не оставляет сомнений в выдающихся способностях этой исторической фигуры. Начитанный, патриотичный, дальновидный и трудолюбивый политик нацелен на укрепление России любой ценой. Но с самого первого появления героя Рыбаков подчёркивает его одиночество. Много лет ведя жестокую борьбу за власть, Сталин стал замкнутым и подозрительным человеком. Самоубийство жены, которая была ему действительно дорога, только подлило масло в огонь. Чувствуя себя в окружении врагов, он провоцирует начало репрессий, погружая страну в страх и, наравне с предателями и карьеристами, губя действительно верных и полезных для страны граждан. Веря только в себя и свои силы, Сталин отказывается слушать любую альтернативную точку зрения. Но он не всеведущ, а потому совершает множество грубых ошибок, которые дорого обошлись советскому народу. Рыбаков показывает, как выдающийся, но закостенелый и бесконечно самоуверенный человек может привести к катастрофе всю страну.

Русские писатели весьма скептически относились к идее великих людей. И если Рыбаков лишь предостерегает от слепой веры в себя и эгоцентризма, то Достоевский открыто высмеивает и осуждает «тех, кто право имеет», признавая лишь власть Бога, а не отдельного человека.

Молодежь часто ведет себя так словно хочет уничтожить основу фундамент собственной жизни

Рассказы английских писателей о молодежи

Спасатель. Рассказы английских писателей о молодежи - i_001.jpg

Спасатель. Рассказы английских писателей о молодежи - i_002.jpg

Сегодня и завтра

Молодым быть хорошо.

Плохо быть молодым.

Два разных мнения.

В детстве и отрочестве, даже в ранней юности как-то не задумываешься: хорошо или плохо быть молодым. Живешь, воспринимаешь жизнь как должное. Бывают, понятно, свои радости и огорчения, свои заботы, выпадает и горе, и счастье. Но размышления о молодости обычно приходят тогда, когда уходит сама молодость. Совсем по-другому — в литературе. Она постоянно размышляет о молодежи. Ее высшая цель: ставить вопросы о человеческой жизни и, когда удается, на них отвечать. Молодым человеком литература занимается чуть ли не с момента своего появления. Опыт литературы свидетельствует, что не зря: решение загадки удивительного и сложнейшего явления, имя которому — жизнь человека, всегда начинают с истоков — с детства и юности.

Тому, что ребенок и молодой человек давно уже стали в мировой литературе полноправными героями, есть и другая причина. Смена поколений — высший закон бытия. Каждое новое поколение наследует предыдущее. Отказывается от того, что прошло и устарело, ради сохранения и приумножения того, что жизнестойко, перспективно, чему еще предстоит воплотиться в действительность. Иными словами, ради будущего. Бывают, правда, и на этом прекрасном поступательном пути отдельные срывы, о которых образно писал поэт: когда вместо прогрессивных идей новое поколение почему-то предпочитает обогащаться «ошибками отцов и поздним их умом» (М. Ю. Лермонтов). Истории такие срывы известны. Поэтому история учит: облик будущего во многом определен обликом тех, кто его наследует. Раскрыть характерные черты молодого поколения, наметить пути, которыми идет его нравственное самопознание, проследить, что и как наследует оно от «отцов» и «дедов», и значит для писателя — попытаться заглянуть в будущее, прикинуть возможный ход истории для своего времени и своего общества.

«Молодежная проблема» — проблема в первую очередь взаимоотношений поколений. Речь, понятно, идет не о чисто возрастном непонимании детьми специфики взрослой жизни, а взрослыми — детской (об этом, кстати, с прекрасным знанием дела писал Джойс Кэри) и не о «заскоках» молодежи в погоне за самостоятельностью, не о юношески эксцентричных формах самоутверждения. Речь идет о противоестественном нарушении преемственности поколений, о демонстративном отказе молодежи наследовать от «отцов» не только исчерпавшие себя идеи и нормативы, но что бы то ни было вообще.

Об этом молодежном бунте, вскрывшем потаенные недуги социального организма, в странах Запада писали много и часто. Ставили фильмы. Публиковали результаты социологических опросов. Разумеется, не обошлось без сенсационных спекуляций, но были и серьезные попытки исследования проблемы средствами искусства. Например, переведенный на русский язык роман французского писателя Робера Мерля «За стеклом» или показанные на VII Московском кинофестивале фильмы режиссеров Денниса Хоппера «Беспечный ездок» и Микельанджело Антониони «Забриски Пойнт» Если отбросить частные, продиктованные порой юношеской увлеченностью, порой стихийностью, порой расчетом на прямой эпатаж формы этого бунта, становится ясным, что главное в нем — отказ молодежи от предлагаемого ей варианта национального будущего и от той роли, которую общество ей в этом будущем отводит.

Впрочем, подробнее об этой проблеме сказано в статье Джеймса Олдриджа «Расставаясь с иллюзиями», которая предваряет рассказы английских писателей в книге.

Этот сборник представляет молодежную тему современной английской литературы в малом жанре: новеллы и короткого рассказа. И эти небольшие произведения, столь же разные по манере, стилю и углу отражения действительности, сколь несхожи между собой их авторы, в совокупности дают ответ на некоторые вопросы, которыми до сих пор задается британская социология. В совокупности, поскольку каждый из авторов касается лишь какой-то стороны этой многогранной и далеко не однозначной проблемы. Впрочем, как учил еще Козьма Прутков, «нельзя объять необъятного».

Итак, английская молодежь.

Дети, подростки, юноши и девушки, молодые люди.

В их характерах много такого, что свойственно их сверстникам во всем мире. Что там ни говори, у молодежи разных стран много общего. Особенно много общего у детей. С переходом от отрочества к юности время и среда начинают проявляться в индивидуальном характере отчетливей. Можно видеть, как конкретно-историческое налагается на общечеловеческое, постепенно направляет его в определенное законами данного общества русло. Характер молодого человека при всей его личностной неповторимости отливается как характер английский. Его радости, тревоги и проблемы становятся радостями, тревогами и проблемами молодого англичанина.

На страницах сборника действуют персонажи, вызывающие у читателя симпатию и сочувствие, и персонажи, вызывающие, напротив, самую решительную антипатию. Одних вполне устраивает сложившийся порядок вещей, они легко к нему приспосабливаются и умеют извлечь из него выгоду. Других этот порядок не устраивает, даже если подчас они и не отдают себе в том отчета. Они уязвлены несправедливостью и протестуют.

Внимательный читатель отметит, что протест вызван «скукой жизни», безысходностью существования. Несправедливость же и ощущение безысходности, в свою очередь, порождаются природой общества, его классовой структурой и обязательной для него шкалой социальных ценностей.

Этой шкале в Англии есть емкое определение: снобизм. Священнейший из священных институтов Британии.

«Как это у них быстро, только увидят, и уже готово, по твоему разговору и по одежде оценили, чего ты стоишь, и поместили тебя на полочку с этикеткой «Опасно» или «Низший сорт», — так воспринимает снобизм на практике молодой рабочий по прозвищу «Студент» из рассказа У. Мэккина «Кисейная барышня».

Снобизм четко указует человеку его место в общественной иерархии. Снобизм ставит жизненному пути человека строгие границы. Снобизм предопределяет, кем и чем быть человеку от рождения, и если человек попадает в «низший сорт», то в «высший» ему не выбиться. Снобизм назначает человеку цену, которая не подлежит пересмотру.

Типичные варианты жизненного пути, открывающегося перед молодым англичанином, представлены в новеллах сборника.

Для парней из трудящихся классов: доучиться или не доучиться, — как получится, — в средней школе, затем на завод (шахту, ферму и т. п.) по отцовским стопам или выбрав себе ремесло по вкусу. Этот путь предписан обществом героям рассказов С. Барстоу («Отчаянные»), Б. Гленвилла, Ш. Дилени, У. Мэккина, Б. Ноутона («Сестра Тома»), А. Силлитоу («Велосипед»), Г. Томаса, С. Чаплина («Руки»). Порой единообразие нарушается армией (Г. Гриффин), переездами, когда приходится подаваться за заработком в чужие места («Спасатель» Дж. Уэйна), или заведением для трудновоспитуемых (О. Мэннинг). Пробиться из трудящихся в интеллигенты или мелкие буржуа сложно и связано с невозместимыми духовными потерями. Значительно проще деклассироваться, порвать с «корнями», превратиться в некую помесь люмпена, хиппи и мелкого жулика («Из рыбы, населяющей моря» С. Чаплина, «Девчоночка из Уэльса» Б. Ноутона).

Средний класс. Низший средний, средний средний, высший средний. Здесь все усилия направлены на то, чтобы, во-первых, не скатиться на ступеньку ниже, не попасть в люмпены или, что еще хуже, в простые рабочие; во-вторых, чтобы любой ценой выбраться хотя бы на одну ступеньку повыше, а если выйдет, так и на несколько. В свое время оба варианта были исследованы в двух английских романах. Один назывался «Спеши вниз», другой — «Путь наверх». В этом сборнике проблемы молодежи из среднего класса ставятся в новеллах С. Барстоу («Сегодня и — завтра»), Э. Дэйви, Ф. Кинга, В. С. Притчетта, Д. Лессинг, Й. К. Смита, Ф. Тьюохи и Дж. Уэйна («Рафферти», «Люблю тебя, Рикки!»).

Читайте также: