Мировоззренческим фундаментом государственной идеологии китая явилось учение

Обновлено: 20.05.2024

Легизм в Древнем Китае (школа законников)

Цивилизация Древнего Китая зародилась 7-5 тысяч лет назад в бассейнах рек Янцзы и Хуанхе, на востоке Азиатского материкас и долгое время находилась в относительной изоляции от влияния других культур.

Эта цивилизация развивалась достаточно быстрыми темпами и достигла высочайшего уровня еще до начала 1 тысячелетия до н.э. Именно Китай подарил миру такие удивительные открытия, как порох, шелк, стенобитные орудия и компас

Всему миру известно учение выдающегося китайского философа Конфуция, ставшее государственной религией и идеологией, философией и этическим учением для многих поколений китайцев.

Но если о конфуцианстве или Дао – религиозном учении о вечном пути к совершенству, знают многие, то о легизме мало кто слышал. Сегодня мы расскажем об этом философском учении и его особенностях.

Национальные древние религии Китая

На заре цивилизации все религиозные учения тесно связаны с мифологией и стараются объяснить появление земли и человечества в целом. Первые религиозные учения – это шаманизм, тотемизм и анимизм. То есть люди наделяли душой все живые существа, а также силы природы. Кроме того, они считали людей и животных братьями, связанными кровными узами.

Почитали души предков, которых считали защитниками и советчиками всех ныне живущих. Огромным уважением в обществе пользовались жрецы или шаманы, передающие волю богов и умеющие своими ритуальными действиями испросить у богов исполнения желаний.

Зарождение конфуцианства

В 6 веке до н.э. в Китае жил великий Конфуций, о котором и сегодня мы вспоминаем с огромным уважением. Его учение нельзя считать религией в том смысле, как мы привыкли ее понимать, но тем не менее это философское этическое учение, способное гармонизировать отношения в обществе между людьми и между правителем и его подданными.

Конфуций считал, что мудрый правитель ведет себя словно снисходительный отец по отношению к своим подданным, а они в свою очередь подчиняются ему с уважением и любовью.

Главными этическими ценностями он считал снисходительность и уважение друг к другу, на основе этих понятий мы должны строить свои взаимоотношения и тогда в обществе воцарится гармония и порядок. Добродетель в понимании Конфуция – это человеколюбие, уважение к родителям и старшим, а также сановникам, чувства долга и исполнение ритуалов.

Спустя 300 лет после смерти великого ученого конфуцианство стало государственной религией и перешагнуло далеко за пределы границ Поднебесной империи.

Основателем учения даосизм считается легендарный Лао-Цзы, учитель Конфуция, проживающий в Китае в 6 веке до н.э.

Понятие дао – это вечный путь в поиске совершенства, независимый от воли Неба и Верховный владык. Дао не имеет ни начала, ни конца, так и наша жизнь находится в вечном движении. Вечный путь – это вселенская справедливость и гармония, символ добра и счастья. По отношению к дао нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простых людей, все равны и все находятся в одинаковом положении.

Любой человек только движется по правильному пути, но сам ничего не меняет в своей жизни. Один из главных принципов даосизма – это принцип отсутствия активности и практической деятельности.

Все, что создается человеком как материальное, так и духовное- все противоестественно и противоречит законам вечного пути.

Что такое легизм?

Легизм – одно из шести направлений философских школ Древнего Китая, иначе его называли «школа законников». Теоретическое обоснование этому учению дал Шан Ян, бывший правителем области Шан в 4 веке до н.э.

Основным вопросом школы легистов был вопрос правильного управления государством. Философы считали, что политика и мораль – вещи несовместимые, в идеальном государстве должно быть два направления деятельности – поощрение и наказание своих граждан.

Господствующей идеей школы этого направление было полное равенство всех людей и перед законом, и перед властью, и перед Богами. Поэтому они считали, что титулы и чины следует давать не по праву рождения, а по способностям и заслугам. Человек низкого происхождения мог стать первым министром мандарина, и, наоборот, глупый вельможа должен лишиться всех званий.

Идеи философской школы легизма

Поскольку все рождены равными перед законом и властью, и Богами, то заслуживает награды в первую очередь, тот, кто доказал свою преданность Родине и обществу.

Можно добиться большого успеха в политической деятельности, если заниматься образованием и точным расчетом.

В своей деятельности нужно умело соединять опыт древних правителей и современные требования.

Поскольку политика и экономика тесно связаны, то умный министр должен изучать экономическое положение всех, без исключения, слоев населения, а потом на основе полученных данных проводить политические реформы.

Вся полнота власти сосредоточена в руках верховного правителя, наместники лишь подчиняются ему и не имеют полномочий для самостоятельного управления. «Мудрый правитель не чинит смуту, а наводит порядок при помощи закона и сильной власти».

Для обеспечения представительства богатых и знатных представителей в чиновничьей среде следует продавать некоторые должности.

Главная и единственная задача каждого чиновника – полное подчинение верховной власти.

Для всей Поднебесной империи следует установить единые и незыблемые законы по уголовному и административному праву.

Идеальное государство охраняет свои законы при помощи силовых структур.

Каждый проступок должен быть наказан, причем главное наказание – смертная казнь. Любое инакомыслие также карается смертной казнью.

Главная задача реальной власти – объединение Китая под эгидой сильной власти и расширение территории за счет захватнических войн.

Более поздние философы – теоретики легизма отказались от некоторых крайних теорий и сблизили легизм с существующими до него философскими учениями конфуцианством и даосизмом.

Теоретики легизма

Шынь Бухай – стоял у истоков появления легизма, его идеи приближены к теории Конфуция. Он вывел свою теорию правильного управления огромным государством и взаимоотношений власти и подданных.

Гуань Чжуан – сторонник тотального контроля со стороны власти над всеми областями жизни общества, но при этом сторонник целенаправленной государственной помощи беднейшим слоям населения.

Шинь Ян – правитель провинции Шан, сторонник милитаризма и сумевший создать сильную армию, наводящую ужас на окрестные страны. Упорно поддерживал ремесленников и старался поднять сельское хозяйство. При этом умело пополнял казну государства из имущества богатых купцов, превращенных в рабов и лишенных имущества. Отстранял от управления государством аристократию, не занимающую никаких военных постов в действующей армии.

Вэо Лао-Цзы – сторонник гуманности и милосердия в делах управления государством, поддерживал конфуцианство и старался довести до широких масс населения учение философа. Но при этом хотел превращения страны в военную базу и предлагал запретить все ремесла, не имеющие отношения к военному делу.

Принц Фань Хэй – сторонник даосизма, считал, что необходимо просто идти по течению, не пытаясь изменить ход сущего. Идеальное государство не вмешивается в дела своих граждан, а граждане не стараются изменить ход истории и вмешаться в политику государства.

Уже в 3 веке до н.э. легизм настолько слился с существующими ранее морально-этическими учениями, что прекратил свое самостоятельное существование.

Последствия следованию учению легизма

Признание школы законников и введение ее в систему управления позволило Китаю заметно укрепить свой авторитет в системе международных взаимоотношений и начать расширять свои территории.

При этом усилилась эксплуатация простого народа, крайняя деспотичность власти привела к закабалению крестьян и усилению репрессий, последовали массовые казни.

Из-за того, что в обществе утвердился страх и подозрительность, поздние легисты попытались отказаться от тотального контроля, а в учение внедрить морально-этические принципы конфуцианства: милосердие, человеколюбие и снисходительность друг к другу.

Постепенно легизм как философское учение сошел на нет, и уже в 1 веке до н.э.ему на смену пришло конфуцианство. И моизм, и даосизм почувствовали на себе сильное влияние буддизма и в результате утратили влияние на формирование общественной мысли.

Конфуцианство. Кратко

Как уже говорилось в предыдущей статье, в Древнем Китае сложилась уникальная религиозная ситуация. Мифология и вера в богов, была потеснена обожествляемыми культурными героями, и натурфилософскими теориями (в прошлой статье я писала о учении об Ян, Инь и У-син).

В результате, религии, в таком же виде, как в цивилизациях-современниках Древнего Китая, не сформировалось. Религиозные воззрения приобрели характер философских учений , которые взаимовлияли и взаимодополняли друг друга.

В 6 веке до н.э. в Китае появляются два фундаментальных философских учения – Конфуцианство и Даосизм , получивших статус государственной идеологии, и, повлиявших на дальнейшее формирование культуры этой страны. В этой статье, я кратко расскажу об основных положениях конфуцианства.

Основателем конфуцианства стал философ Кун Фу–Цзы («Учитель Кун» ) , живший в 551 – 449 годах до н.э. и обожествлённый после смерти (его имя европейцы трансформировали в Конфу́ций ) .

Кун Фу–Цзы («Учитель Кун») - Конфуций. Кун Фу–Цзы («Учитель Кун») - Конфуций.

Основы философии Конфуция были изложены позже его учениками в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения») .

Рукописный текст "Лунь юй". Рукописный текст "Лунь юй".

Он разработал стройное учение, целью которого было создание идеального государства, управляемого мудрым царём, руководствующимся Разумом и Законом .

Чтобы достичь этого идеала в жизни, нужно было не так уж и многое – всем без исключения жителям станы неукоснительно соблюдать «ли» (Установления, Ритуалы, Церемонии) и почитать Прошлое , подчиняя свою жизнь традиции . (Об этих особенностях китайской культуры читайте здесь ).

Конфуций и его ученики Конфуций и его ученики

Не менее важно для личности и государства соблюдение древних традиций , завещанных предками: «Люблю древность и верю в нее!» - говорил Конфуций. Государство лишь тогда может избежать смуты и разрухи, когда в нём будет поддерживаться строгий порядок, основанный на неизменности того, что уже существует. Поэтому нужно избегать всего нового: реформ, новаций и т.п. Лучший правитель, по мнению Учителя – тот, кто ничего не делает и ничего не меняет, а лишь следит за соблюдением уже сложившегося порядка. Страна такого государя неминуемо будет процветать.

Правитель и народ Правитель и народ

Соблюдение «ли» и следование традициям неизбежно приводят к созданию жёстких правил для всех проявлений человеческой жизни. Конфуций разрабатывает теорию об иерархическом строении общества , где каждый его член, точно знает «свое место» и соблюдает все положенные ему предписания и правила. Такое идеальное общество должно быть построено по принципу большой семьи, в которой авторитет старших непререкаем. Сын обязан подчиняться отцу, жена - мужу, младший брат – старшему, крестьянин – начальнику, начальник - чиновнику, чиновник - императору. То есть, в основе управления государством заложен принцип сыновней почтительности («сяо») .

Китайская семья. Китайская семья.

Какими же должны быть граждане в этом совершенном государстве, по мнению Конфуция? Идеалом гражданина и человека (именно в этой последовательности), в учении философа, выступает «благородный муж» («цзюнь-цзы») , который должен быть наделён следующими качествами:

1. Знать и строго соблюдать «ли» ;

2. Обладать «жень» . Это слово имеет в китайском языке несколько толкований, чаще его переводят как «гуманность», «человеколюбие». Приведем слова Конфуция: «Случается, что благородный муж негуманен, но не бывает, чтобы гуманный оставался ничтожным человеком, ибо он поднялся к вершинам духа» ;

3. Подчинять свою жизнь долгу - несению возложенных на него общественных и личных обязанностей;

4. Думать не о собственном благе, а в первую очередь, стараться быть полезным государству – отдавать все свои знания, умения, силы на его процветание и поддержание порядка, установленного священной Традицией .

5. Культивировать, воспитывать в себе «вэнь» . Это понятие можно перевести, как культура, чувство прекрасного, эстетический вкус. Конфуций считал, что без воспитания внутренней культуры, в том числе - путём приобщения к различным искусствам, человек не сможет добиться действительного благородства.

Кроме того, «благородный муж» должен обладать почтительностью, обходительностью, правдивостью, добротой, преданностью, сдержанностью, осторожностью в разговоре, стремлением избегать любых крайностей.

Вот слова Конфуция о том, кто может называться « благородным мужем » :
«Благородный муж думает о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слушать чётко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу»

Главное же - в своих поступках « благородному мужу » следовало руководствоваться «золотым правилом нравственности»: «не делать другим того, чего не желаешь себе» . Конфуций говорил так: «Человек мелкий («сяо-цзы») требователен к другим, благородный муж («цзюнь-цзы») требователен к себе» .

Примечательно, что «благородным мужем» мог стать любой человек вне зависимости от своего происхождения и социального положения .
Конфуций с учениками. Конфуций с учениками.

Когда конфуцианство получило статус государственной идеологии (с 59 г. – по 1928 г.), оно словно «законсервировало» китайскую культуру, подчинив абсолютно все стороны жизни строгим правилам, обязательным для всех без исключения. Образ же «благородного мужа» стал тем эталоном, приближение к которому считалось делом чести для каждого жителя Китая, служило мерилом социального престижа гражданина страны.

Памятник Конфуцию. Китай. Памятник Конфуцию. Китай.

Конфуцианство было направлено на подчинение личной жизни индивида общественной, социальной. Принципиально другую модель предложил старший современник Конфуция - Лао Цзы, ставший основателем другого религиозно-философского учения - даосизм . О нём читайте в следующей статье.

Кстати, не забывайте поставить лайк, если статья понравилась, и подписывайтесь на мой канал, если ещё этого не сделали. :)

С какой идеологией Китай движется к мировому господству

Какое место в жизни китайского общества занимает идеология? На этот вопрос ответить просто — колоссальное. Сложнее ответить на другие вопросы: какая это идеология? Каким образом она определяет развитие КНР?

Так как правящей является Коммунистическая Партия , то и идеология, казалось бы, должна быть коммунистическая. Однако на самом деле это не совсем так. В Китае легко уживаются противоречивые философские концепции и подходы, что определяет специфику китайского менталитета.

Государственная идеология КНР закреплена Конституцией. В современном Китае принята доктрина социализма с национальной китайской спецификой . Идея специфичности социалистической модели в КНР получила обоснование еще в рамках маоизма. Однако при Мао акцент делался в большей степени на социализме, чем на национальной специфике. Однако и марксизм в Китае, как и социализм, «китаизированный». Китайский социализм провозглашает примат культуры и идеологии, а не примат экономики, что противоречит классической марксистской теории.

На данный момент, согласно конституции, Китай находится, и ещё долгое время будет находиться на ранней стадии развития социализма. Эта стадия позволяет при сохранении общей марксистской канвы представить дело так, что на начальном этапе развития социализма в Китае можно и нужно использовать рыночные механизмы и частную собственность . Но при этом, как подчёркивал Дэн Сяопин, начальный этап социализма может продлиться в Китае и 50, и 100 лет . Это положение позволило не только широко использовать рыночные механизмы, но и отложить цель строительства социализма и коммунизма на далёкое будущее, поставив вместо неё цель «построения общества малой (а потом и средней) зажиточности». Стратегическая цель китайского народа заключается в построении социализма по китайской модели , чтобы в конечном итоге превратить Китай в мощное и процветающее социалистическое государство с высоким уровнем культуры и демократии.

Сегодня в КНР главный лозунг — не построение коммунистического общества, а "великое возрождение нации Китая" . В сохраняющей актуальность идеологеме социализма с китайской национальной спецификой произошла переориентация на вторую составляющую идеологической конструкции. Социализм воспринимается уже не как цель, а как средство обеспечения величия нации.

По всем сторонам цивилизационного существования— идеологии, экономике, геополитике — Китай развивается в направлении достижения статуса мировой сверхдержавы, только культура направлена вовнутрь Китайской цивилизации.

В Китае с древних времён укрепилась традиционная китаецентристская модель мироустройства, согласно которой ойкумена представлялась как круг, центр которого занимал китайский народ. Конфуцианская традиция придерживалась концепции о качественном различии между жителями «центра Поднебесной» и «периферийными народами». Посредством этих наименований акцентировано проводится мысль о китайском национальном превосходстве. Эта эгоцентрическая концепция была взята на вооружение и другими последующими династиями и прослеживается по сей день.

Ментальная травма имперскому самосознанию китайцев была нанесена в XIX в. превращением Поднебесной в полуколонию западных государств. В новейшей истории, начиная 1949 г., стратегия развития Китая в значительной мере подспудно мотивируется идеей "отмщения за почти 100-летнее унижение со стороны империалистических государств, в том числе России".

При Мао Цзэдуне идеология китайского экспансионизма была представлена в незакамуфлированном виде. В современном Китае идея внешней экспансии представлена в большей степени в виде экономического наступления. С официальной трибуны говорится о "новом великом походе". Известны конкретные валовые показатели и даты завоевания КНР первенствующего положения в мировой экономике. Осуществляемое Китаем внешнеэкономическое наступление было определено председателем Цзян Цзэминем как "главное поле битвы". Установка "идти вовне" стала новым девизом китайской политики.

Китай — древнейшая из существующих ныне цивилизаций. Опыт ее в этой связи требует особого осмысления в плане исторической жизнеустойчивости. Одной из обнаруживаемых традиционных скреп китайского государства выступает национальная идея .

Идея государства-нации Китая была впервые теоретически сформулирована основателем партии Гоминьдан Сунь Ятсеном. Консолидация хань стала первым этапом проекта формирования единой китайской нации. Сегодня он составляет 92% китайского населения . Однако еще столетие назад единого этноса хань фактически не существовало. В него объединялись политической волей государства весьма различные этнические группы. Существенные различия диалектов десятков групп, объединенных как хань, по сей день проявляются даже на уровне лексики и грамматики. И сегодня в повседневном быту китайцы общаются в основном на диалектических наречиях.

На втором — реализовывалась задача объединения вокруг государствообразующего народа других находящихся на периферии государства этносов. Сегодня его содержание модифицируется в направлении распространения не только на граждан КНР, но и этнических китайцев, проживающих за пределами родины (хуацяо). Их деятельность в политической, экономической и культурной сферах в значительной степени теперь координируется из Пекина. Зарубежные китайские общины официально рассматриваются в КНР как фактор реализации новой мировой миссии Китая . Если называть вещи своими именами, то они составляют внешнюю армию в стратегии китайского геополитического наступления.

Председатель Си Цзиньпин, пришедший к власти в марте 2013 года, выдвинул идею воплощения «Китайской мечты» по аналогии с «американской мечтой». «Китайская мечта» направлена как раз на восстановление былого величия Китая, построение гармоничного общества, в чем и можно выразить современную национальную идею КНР.

Вся история китайской мысли – это, по сути, история её синтеза. Разные учения дополняли и обогащали друг друга.

Конфуций, Лао-цзы и Будда

Конфуций передает Будду Лао-цзы, картина эпохи Цин (1644-1911)

Так, уже в конфуцианстве Сюнь-цзы 荀子 (ок. 313 – ок. 238 до н.э.) прослеживается влияние легизма, даосизма и моизма. Учение Дун Чжуншу 董仲舒 (190/179 – 120/104 до н.э.), самого влиятельного философа эпохи Хань, Второго Конфуция, как называли его, включает в себя элементы даосизма и натурфилософии.

Один из основателей неодаосизма («учение о сокровенном», 玄学, сюань сюэ), Хэ Янь 何晏 (190-249 гг.) предлагал «опираясь на Лао-цзы, проникать в конфуцианство», а среди наиболее комментируемых книг были как даосские, так и конфуцианские произведения: «Чжоу и», «Лунь юй», «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы» (первые два из них входят в состав конфуцианского Тринадцатиканония 十三经 ши сань цзин).

Буддизм, появившийся в Китае в начале нашей эры, также не претендовал на монопольное господство истиной. Во всех странах своего распространения он включал в свой пантеон местные культы и приспосабливался к существующим реалиям.

В период Шести династий (III-VI вв.) появляются представления о единстве буддизма и китайской традиции. Часто один и тот же человек мог быть приверженцем всех трех учений. Получив классическое конфуцианское образование и сделав карьеру чиновника, он рассматривался современниками как «благородный муж». Одновременно он мог заниматься даосскими практиками внутреннего самосовершенствования и алхимией, а будучи буддистом-мирянином, переводить и комментировать буддийские сочинения и участвовать в диспутах.

Сама китайская традиция подталкивала к этому. В случае несогласия с существующими порядками, протеста против несправедливости считалось правильным покинуть свой пост. А в ряде экстраординарных случаев, например, государственного переворота и воцарении новой лже-династии, добровольная отставка чиновника считалась обязательной. В этом они опирались на слова Конфуция: «Мудрые уходят от общества; стоящие ниже их покидают место, где нет порядка. Стоящие еще ниже избегают [людей] с некрасивыми манерами, а стоящие еще ниже избегают грубых выражений» (Лунь юй, 14.37). Поэтому отшельничество было вполне естественным.

Наиболее заметно этот синтез проявился в жизни и произведениях «славных мужей», последователей течения «ветер и поток» 风流 фэн лю. Приходя на службу в строгом чиновничьем облачении, затем, в кругу друзей, он мог быть одетым нарочито небрежно, демонстрируя даосскую раскрепощенность: небрежно сдвинутая набок чиновничья шапочка, распущенный пояс.

Многие мыслители, относимые традицией к какому-то определенному течению, тем не менее часто преуспевали и на другом поприще. Так, например, Гэ Хун 葛洪 по прозвищу Баопу-цзы 抱朴子 (284-263 или 283-343), который почитается в даосизме как один из «бессмертных», блестящий энциклопедист, даосский ученый и философ, получил классическое конфуцианское образование, поступил на военную службу и за подавление крестьянского восстания Ши Бина в Цзяннани получил дворянский титул, затем служил у губернатора Гуанчжоу.

В XII в. даос Ван Чунъян 王重阳 (1113 – 1170) основал «Учение совершенной истины» 全真教 цюаньчжэнь цзяо, которое, будучи даосским, тем не менее отстаивало равенство трех религий: «три религии пребывают в единстве». В пантеон Цюаньчжэнь и последующих за ним школ входили даосские бессмертные, будды и бодхисаттвы. В XIV в. появилась даосская «Школа трех религий» (三教归一 сань цзяо гуэйи), наибольшее влияние которой пришлось на конец XVI – начало XVII веков.

Неоконфуцианство, сформировавшиеся в эпоху Сун (960 – 1279) несмотря на провозглашенную им идею возвращения к основам (учению Конфуция и Мэн-цзы) и критику буддизма и даосизма, тем не менее, не осталось в стороне от синкретических тенденций.

Тема: Философия Древней Индии и Древнего Китая.

3. Осознание тождества универсальной сущности бытия и сущности человека.

4. Нахождение в состоянии медитации.

5. Способ ухода от крайности.

43. Концепцию переселения душ в Индии называют:

44. Добровольное отречение от наслаждений, желаний и благ жизни провозглашает:

45. Нирвана:

1. Высшее блаженство.

4. Угасшее бытие.

46. Карма в древнеиндийской философии - это:

1. Закон вечного круговорота бытия.

2. Понятие долга и предназначения.

3. Закон воздаяния.

4. Выход за пределы круга перевоплощений.

47. Дхарма в древнеиндийской философии - это:

1. Понятие долга и предназначения.

2. Закон вечного круговорота бытия.

3. Абсолютное духовное освобождение.

4. Вид религиозной духовной практики.

5. Выход за пределы круга перевоплощений.

48. Основатель джайнистского учения:

49. Центральной идеей учения джайнизма является:

2. Принцип ахинсы (непричинение зла).

3. Обращение к Богу.

4. Стремление к счастью.

5. Познание всего сущего.

50. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении - это:

1. Родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни.

51. В индийской философии «Срединный путь» - главная тема:

52. Отличие буддизма от других мировых религий:

1. Буддизм – это экзистенциальная философия.

2. Философия буддизма предполагает дуализм.

3. Буддизм отражает материалистическую тенденцию.

4. В буддизме отсутствует идея Бога-творца и бессмертия души.

5. Буддизм адекватно отражает мир.

53. Письменный источник философии буддизма:

54. Исходное понятие философии буддизма:

55. Философское учение, предлагающее человеку восьмиречный путь спасения:

56. Субстанциональные начала в древнекитайской философии:

1. Ветер, небо, металл, земля, вода.

2. Вода, дерево, огонь, металл, земля.

3. Земля, небо, ветер, огонь, воздух.

4. Воздух, вода, огонь, металл, дерево.

5. Дерево, небо, огонь, ветер, вода.

57. Учение инь и ян отражает:

1. Предопределение судьбы.

3. Строгую необходимость всего сущего.

4. Всеобщий принцип двойственной природы вещей.

5. Причинно-следственные отношения.

58. Для древних китайцев высшей силой, управляющей всеми процессами на земле, является:

59. Мировоззренческим фундаментом государственной идеологии Китая явилось учение:

1. Императора Чин-Мо.

60. Ведущие принципы в конфуцианстве: этикет, человеколюбие, …:

61. Автор концепции «благородного мужа» в Древнем Китае:

62. Центральный принцип добродетели в философии Конфуция:

1. Избавление от страдания.

2. Путь «золотой середины».

3. Путь приобщения к божественным сущностям.

4. Удовлетворение потребностей.

5. Для каждого человека свой.

63. Дао означает:

Путь, закон мироздания.

64. Понятие «у-вэй» в переводе с китайского:

2. Небо, верховное начало.

5. Сыновняя почтительность.

65. Этический идеал даосов воплощал человек:

66. Согласно даосизму информация о всей Вселенной заложена в:

1. Мировом порядке вещей.

2. Каждом человеке.

3. Только лишь в законах природы.

4. Любом живом существе.

5. Любой материальной вещи.

67. Основное понятие легизма:

5. Жэнь (человеколюбие).

68. Школа «Фа-Цзя» исходит из признания:

1. Общественной природы человека.

2. Неизменной природы человека.

3. Изменяющейся природы человека.

4. Эгоистической природы человека.

5. Эстетической природы человека.

Воду.

73. Первоначало, первооснова бытия, по Анаксимену:

74. Первоначало, первооснова бытия, по Анаксимандру:

75. «Логос» согласно Гераклиту:

1. Стремление к истине.

3.Всеобщий закон мироздания.

4. Учение об относительности знаний.

5. Учение о красоте.

76. «В одну и ту же воду реки нельзя войти дважды» - считал:

77.Основоположник античной диалектики:

Гераклит.

78. Слово «философ» впервые употребил:

79. Связь числа с закономерностями обосновывал древнегреческий философ:

80. Центральной идеей Парменида является соотношение:

1. Мышления и бытия.

2. Человека и бытия.

3. Общества и бытия.

4. Природы и бытия.

5. Ценности и бытия.

81. Понятие «атом» в переводе с греческого означает:

1. Знание, познание.

3. Неделимый, вечный.

5. Свободно движущийся.

82. Поворот к человеческой проблематике в греческой философии наметился:

83. Античный философ, автор тезиса «Человек – мера всех вещей»:

84. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

85. «Познай самого себя», - так утверждал…:

86. Диалогический метод нахождения истины ввел:

87. Составляющие элементы диалектики Сократа:

1. Опровержение и майевтика.

3. Утверждение и синтез.

4. Отрицание и синтез.

5. Незнание и всезнание.

88. Мудрый, по Сократу:

1. Соблюдает традиции.

2. Владеет собой.

3. Управляет людьми.

4. Знает природу вещей.

5. Знает небесные законы.

89. Идеи являются сущностью и причиною чувственно воспринимаемых вещей – так считал:

90. Отношение идеи и вещи у Платона:

1. Вещь - инобытие идеи, её копия.

2. Идея – отражение вещи.

3. Идея – общее понятие вещи.

4. Идея и вещь противоположны.

5. Идея тождественна вещи.

91. На позиции антропологического дуализма души и тела стоял:

92. Во главе государства должны стоять философы - считал:

93. Трактат «Органон» написал:

94. Подлинное философствование, по Аристотелю, начинается:

95. «Нет материи без формы, формы – без материи». Мысль:

96. Философ, определивший человека как существо общественное, государственное, политическое:

97. Понятие Аристотеля, означающее очищение души человека посредством искусства:

98. В античности социальность и разумность человека выделил:

99. Круговорот политических форм (три правильных и три неправильных) открыл:

100. Философская школа, имевшая название «Сад»:

101. Учение, в котором приоритетом является наслаждение:

102. Основной этический принцип эпикурейцев:

Г. Гегель.

423. Диалектическое единство количественных и качественных характеристик - это:

Сущность категории мера:

1. Накопление количественных изменений.

2. Переход количественных изменений в качественные.

3.Граница, где происходят количественные изменения соответствующие данному качеству.

4. Переход от одного качества к другому.

5. Отрицание старого новым.

425. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает:

426. В процессе развития закон единства и борьбы противоположностей раскрывает:

427. В процессе развития закон отрицания отрицания раскрывает:

428. Закон, согласно которому новое всегда диалектически преодолевает старое:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон исключённого третьего.

3. Закон отрицания отрицания.

4. Закон тождества.

5. Закон перехода количественных изменений в качественные.

429. Детерминизм как философский принцип – это признание:

Скачкообразности в природе и обществе.

Воли как побудительной силы.

Стихийности социальных процессов.

Позиция индетерминизма:

Причиной всего существующего является атом.

Всё в мире возникает случайно.

В природе нет ни причин, ни следствия.

Все явления в мире причинно обусловлены.

Причиной всего существующего является Бог.

Теодицея.

491. Отрицание веры в Бога:

492. Фраза «Жизнь - это грех без Бога» принадлежит:

493. Термин «эсхатология» означает:

Учение о счастье.

Учение о морали.

Учение о конце света.

Учение об интеллекте.

494. Умонастроение, связанное с культом научно-технического прогресса:

495. Осознание опасности технического развития:

Возросла непредсказуемость развития техники для природы и человека.

С развитием цивилизации.

С улучшением условий жизни.

С уменьшением затрат труда.

496. Технология, развивающаяся наиболее быстрыми темпами в настоящее время:

3. Безотходное производство.

497. Фактуализм - это такое направление в философии науки, согласно которому:

1.Факты автономны, независимы от теории и представляют констатацию «чистого опыта».

2. Факты - результат наблюдения и эксперимента.

3. Факты первичны, они правят миром.

4. Факты полностью зависят от теории.

5. Мир людей первичен, а мир фактов вторичен.

498. Состояние растерянности сознания, когда переосмысливается система ценностей и меняются жизненные идеалы:

Иррациональной интуицией.

545. В переводе с латинского языка слово «мораль» означает:

546. «Правда» есть эквивалент истины в аспекте:

547. Вся культура по утверждению Ф. Ницше характеризуется:

1. Политико-волевым началом.

2. Дионисийским началом.

3. Аполлоновским началом.

4. Синтезом аполлоновского и дионисийского.

5. Индивидуально-личностным началом.

548. Автор разграничения двух типов морали: «мораль господ» и «мораль рабов»:

549. В переводе с латинского языка «цивилизация» означает:

550. Философское определение понятия «цивилизация»:

1. Цивилизация - это материальная культура общества.

2. Цивилизация - это совокупность материальных и духовных достижений общества в процессе его исторического развития.

3. Цивилизация – это синоним культуры общества.

4. Цивилизация – это смерть культуры.

5. Цивилизация – это ступень развития человечества, следующая за периодом дикости и варварства.

551. Точка зрения, что цивилизация ведёт к моральной деградации общества, принадлежит:

552. В русской культуре западничество ориентируется на:

1. Интуитивизм в познании мира.

2. Европейские ценности.

3. Общину и православие.

4. Самобытность пути развития России.

553. Кризис традиционной культуры казахов Шортамбай, Дулат, Мурат назвали:

554. Создатель психоаналитической концепции культурогенеза:

555. Культура в концепции З. Фрейда:

1. Психологическое состояние общества.

2. Материальные и духовные ценности.

3. Механизм подавления бессознательных влечений.

4. Уровень исторического развития.

5. Духовный мир личности.

556. Деррида предлагает в своей философии:

1. Ренессанс европейской культуры.

2. Деконструкцию европейской культуры.

3 Обращение к казахской культуре.

4. Реформацию европейской культуры.

5. Обращение к европейской культуре.

557. Культура как система символов, знаков характерно для подхода:

558. Цивилизация как старость культуры понималась:

559. Для Шпенглера, цивилизация – это:

1. Восстание масс.

2. Стабилизация культуры.

3. Рассвет культуры.

4. Прогресс культуры.

5. Закат культуры.

560. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

561. Философ, приверженец цивилизационной концепции общественного развития:

562. Человечество идёт в своём движении вперёд:

563. Прогресс в развитии предполагает:

Возникновение нового качества.

Возврат к прошлому состоянию.

564. Высший критерий общественного прогресса:

1. В развитии свободы человека.

2. В материальном благосостоянии.

3. В гуманистических ценностях.

4. В развитии техники.

5. В развитии культуры.

565. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движении (прогресса) описывался в трудах:

1. Немецкого философа К. Ясперса.

2. Новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта.

3. Французского историка и культуролога Ф. Броделя.

4. Русского историка и учёного Л. Гумилева.

5. Казахского просветителя А. Кунанбаева.

566. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:

1. К. Сен-Симон и Г. Спенсер.

2. Н.К. Михайловский и П.Л. Лавров.

3. А. Букейханов и А. Байтурсынов.

4. К. Маркс и Ф. Энгельс.

5. Ф. Ницше и А. Камю.

Аксиология.

590. «Аксиология» в переводе с греческого языка означает:

591. Термин «аксиология» впервые был использован:

3. В. Виндельбандом.

5. Э. фон Гартманом.

592. Аксиология как специальная отрасль философского знания выделилась в:

1. Античной философии.

2. Философии XX века.

3. Философии Нового времени.

4. Философии Средних веков.

5. Философии XIX века.

593. Категория «Ценность» - это:

Тема: Философия Древней Индии и Древнего Китая.

36. Священные тексты Древней Индии:

37. Школа вайшешика провозгласила параману:

1. Невидимую субстанцию, составляющую всё сущее.

2. Неопределённое духовное состояние.

3. Признание одной единой божественной истины.

4. Множество невидимых, нематериальных начал бытия.

5. Принцип единства противоположностей.

38. Название этой системы индийской философии в переводе с санскрита означает «первое исследование»:

39.Школа Индии, задачей которой является разработка комплекса приёмов для освобождения:

40. Эта школа индийской философии была скорее практической, нежели теоретической:

41. В древневосточной философии это понятие включает представление об энергии, поддерживающей всё сущее:

42. По учению упанишад «Путь богов» - это:

1. Нахождение в состоянии нирваны.

2. Подчинение законам кармы.

3. Осознание тождества универсальной сущности бытия и сущности человека.

4. Нахождение в состоянии медитации.

5. Способ ухода от крайности.

43. Концепцию переселения душ в Индии называют:

44. Добровольное отречение от наслаждений, желаний и благ жизни провозглашает:

45. Нирвана:

1. Высшее блаженство.

4. Угасшее бытие.

46. Карма в древнеиндийской философии - это:

1. Закон вечного круговорота бытия.

2. Понятие долга и предназначения.

3. Закон воздаяния.

4. Выход за пределы круга перевоплощений.

47. Дхарма в древнеиндийской философии - это:

1. Понятие долга и предназначения.

2. Закон вечного круговорота бытия.

3. Абсолютное духовное освобождение.

4. Вид религиозной духовной практики.

5. Выход за пределы круга перевоплощений.

48. Основатель джайнистского учения:

49. Центральной идеей учения джайнизма является:

2. Принцип ахинсы (непричинение зла).

3. Обращение к Богу.

4. Стремление к счастью.

5. Познание всего сущего.

50. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении - это:

1. Родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни.

51. В индийской философии «Срединный путь» - главная тема:

52. Отличие буддизма от других мировых религий:

1. Буддизм – это экзистенциальная философия.

2. Философия буддизма предполагает дуализм.

3. Буддизм отражает материалистическую тенденцию.

4. В буддизме отсутствует идея Бога-творца и бессмертия души.

5. Буддизм адекватно отражает мир.

53. Письменный источник философии буддизма:

54. Исходное понятие философии буддизма:

55. Философское учение, предлагающее человеку восьмиречный путь спасения:

56. Субстанциональные начала в древнекитайской философии:

1. Ветер, небо, металл, земля, вода.

2. Вода, дерево, огонь, металл, земля.

3. Земля, небо, ветер, огонь, воздух.

4. Воздух, вода, огонь, металл, дерево.

5. Дерево, небо, огонь, ветер, вода.

57. Учение инь и ян отражает:

1. Предопределение судьбы.

3. Строгую необходимость всего сущего.

4. Всеобщий принцип двойственной природы вещей.

5. Причинно-следственные отношения.

58. Для древних китайцев высшей силой, управляющей всеми процессами на земле, является:

59. Мировоззренческим фундаментом государственной идеологии Китая явилось учение:

1. Императора Чин-Мо.

60. Ведущие принципы в конфуцианстве: этикет, человеколюбие, …:

61. Автор концепции «благородного мужа» в Древнем Китае:

62. Центральный принцип добродетели в философии Конфуция:

1. Избавление от страдания.

2. Путь «золотой середины».

3. Путь приобщения к божественным сущностям.

4. Удовлетворение потребностей.

5. Для каждого человека свой.

63. Дао означает:

Путь, закон мироздания.

64. Понятие «у-вэй» в переводе с китайского:

2. Небо, верховное начало.

5. Сыновняя почтительность.

65. Этический идеал даосов воплощал человек:

66. Согласно даосизму информация о всей Вселенной заложена в:

1. Мировом порядке вещей.

2. Каждом человеке.

3. Только лишь в законах природы.

4. Любом живом существе.

5. Любой материальной вещи.

67. Основное понятие легизма:

5. Жэнь (человеколюбие).

68. Школа «Фа-Цзя» исходит из признания:

1. Общественной природы человека.

2. Неизменной природы человека.

3. Изменяющейся природы человека.

4. Эгоистической природы человека.

5. Эстетической природы человека.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также: