Методика закладки фундамента даньтяня

Обновлено: 17.05.2024

Дань-тянь цигун

Практикуя цигун "Железная Рубашка", мы учимся, расслабившись и не применяя усилий, стоять в позе "Обхватывания дерева", используя внутреннюю структуру "выровненного" тела, укоренение, мощную диафрагму таза и центрирование в Дань-тяне.

Упражнения в Дань-тянь цигун

Практика состоит из двух частей. Первая часть включает упражнения для увеличения давления Ци в Дань-тяне, внутренних органах, фасциях, в области поясницы и Врат Жизни, для чего используется дыхание в сочетании со сжатием (подтягиванием вверх) некоторых частей промежности (ануса) и вдавливания вниз диафрагмы.

Вторая часть включает изучение упражнений одиннадцати животных. По сути, они приводят к тем же результатам, что и упражнения первой части, но обладают большей силой и значительно повышают давление Ци и внутреннюю силу Дань-тяня. Серия разогревающих упражнений Дань-тянь цигуна нацелена на открытия крестца и Куа, т.е. той области, которую образуют крестец, пах, тазобедренные суставы и подвздошно-поясничные мышцы. Когда Куа закрыта, блокируется течение Ци, крови, лимфатической жидкости к ногам и от них, а также передача нервных импульсов к ногам. Чтобы крестец мог свободно двигаться, он должен быть отделен от тазовых костей, только в этом случае появляется возможность прохождения энергии в Нижний Дань-тянь.

Методика "закладки фундамента" даньтяня

Даньтянь (китайское) или Тандэн (японское), или Хара (индийское) - это основа всей энергетической системы человека. Даньтянь или Танден - это резервуар энергии в теле. Сохраняя энергию в даньтяне, мы можем в любое время получить к ней доступ. Если этого не делать, ЦИ рассеивается и не может быть использована. Поэтому даньтянь называют “Океан ЦИ”. Согласно теории восточной медицины, когда “Океан” заполнен, энергия начинает переливаться в восемь особых “чудесных” меридианов.

I. "Небожитель меняет ци"

ki1

Наиболее благоприятное для занятий время с 23.00 до 01.00 или с 03.00 до 05.00. Прежде всего в течение нескольких минут разомните шею, конечности, поясницу, колени, щиколотки и т.д. Встаньте прямо лицом на север или на юг. Прикройте рот и глаза, подберите подбородок. Ноги расставьте на ширину плеч, ступни поставьте параллельно, пальцы ног слегка загните внутрь так, чтобы между полом и подошвой образовалось свободное пространство. Руки свободно опустите вдоль бедер (рис. 1).

Приняв позу, трижды выполните расслабление сверху вниз в следующей последовательности: голова и лицо, шея, плечевые суставы, грудь и спина, поясница и живот, тазобедренные суставы, промежность, бедра, колени, голени, лодыжки, подошвы ног. Полностью расслабившись, тремя раздельными интенсивными выдохами выведите "грязную ци" из организма. В последующем выдыхайте ртом, вдыхайте носом. Во время вдоха языком слегка касайтесь верхнего неба и вытягивайте (без натуги) нижнюю часть живота.

Представьте, как ци на вдохе через точку байхуэй на макушке прямым потоком поступает в даньтянь (ниже пупка). Одновременно с этим медленно по дуге поднимайте руки надо лбом (рис. 2). Поднимая руки, пальцы держите слегка согнутыми, направленными кончиками друг к другу, большие пальцы поднятыми вверх, ладони должны быть повернуты к себе. Затем откройте рот и плавно выдыхайте. Во время выдоха язык опустите, нижнюю часть живота подберите. Одновременно с выдохом надавливающим движением опускайте руки (пальцы "смотрят" друг на друга) перед грудью и животом до пола перед носками ног, одновременно сгибаясь в пояснице. Ноги при этом должны оставаться прямыми (рис. 3). Представьте, как ци из даньтяня двумя потоками по передним внутренним поверхностям ног поступает в точки юнцюань в центре подошв, а оттуда уходит глубоко в землю. После этого, медленно выпрямляясь, разверните кисти ладонями кверху, пальцами наружу и по дуге поднимайте руки вверх. Одновременно с этим вдыхайте и представляйте, как "внутренняя ци" по задним внешним сторонам ног и внешним сторонам таза возвращается в даньтянь. Выпрямитесь до конца и руки остановите перед грудью. Плавно выдохните через рот. Затем, как описано выше, на вдохе поднимите руки ко лбу, на выдохе согнитесь и надавливающим движением опустите руки вниз. Выполните упражнение 49 раз.

Через неделю-месяц в области макушки, в центре ладоней и подошв обычно появляются ощущения жара, онемения, холода, "вздутия", которые могут сопровождаться урчанием кишечника. Кроме того, могут возникать ощущения увеличения и уменьшения размеров тела, легкости, тяжести, свечения, зуда. Подобные явления называются "ощущением ци", а их появление свидетельствует о том, что занимающийся научился добиваться "ощущения ци".

II. "Взращивание изначального"

"Накапливать семя - взращивать изначальное"

Упражнение можно выполнять в положении стоя, сидя, лежа или в движении. Наибольший эффект достигается в положении сидя. Что же касается выполнения упражнения в движении, то надо заметить, что это довольно трудная задача, поэтому начинающим не стоит этого делать. Упражнение выполняется следующим образом:

а) сосредоточьтесь на мысли о предстоящем занятии, примите нужную позу (лицом на север или на юг); б) в начале занятия произнесите про себя фразу: "Я уже начал занятие, не могу отвлекаться, должен сосредоточенно заниматься". После этого последовательно сверху вниз расслабьте все мышцы и суставы. Во время расслабления не следует чрезмерно сосредоточиваться на каждом отдельном участке тела, достаточно мысленно "пройтись" по телу сверху вниз, думая о расслаблении, и все мышцы и суставы быстро расслабятся. Расслабление выполняется трижды с головы до подошв. Во время расслабления положение тела должно оставаться неизменным;

в) вдох и выдох производите через нос. Закройте рот, сохраняйте спокойный вид, глаза слегка прикройте, язык держите свободно и ровно так, чтобы он легко касался десен позади верхних зубов.

г) на 3-5 минут мысленно сосредоточьтесь на даньтяне (ниже пупка);

д) представьте, что Солнце, Луна и звезды струят эфир золотистого, красного или белого цвета, который заполняет все небесное пространство и обволакивает ваше тело;

ki2

е) используйте абдоминальное дыхание (на вдохе нижняя часть живота легко, мягко выпячивается, на выдохе - поджимается). Во время вдоха представьте, что у вас точно по центру макушки раскрывается отверстие диаметром со стакан, через которое втягивается золотистая небесная ци, поступающая по воображаемому прямому каналу через все тело в даньтянь. Во время выдоха представьте, что эта ци в животе впитывается организмом, а "грязная ци" стекает по ногам в точки юнцюань и через них уходит глубоко в землю (рис. 4). Во время вдоха тело должно быть расслабленным. Когда научитесь выполнять упражнение свободно, во время вдоха можно выполнять дополнительное движение - поджимать анус. Это движение выполняется легко, без излишнего напряжения. Если упражнение выполняется в позе "лотоса" или сидя на коленях, то "грязная ци" выводится из организма через область сердца.

Примечание. Во время выполнения упражнения все тело должно быть свободным и расслабленным, как во время сна; дыхание - мягким и свободным, вдох и выдох - "тонкими" и без пауз; ци должна накапливаться в глубине даньтяня плавно и постепенно. Сосредоточение "мысЛи" на даньтяне должно быть легким: "как будто сосредоточился, а как будто нет".

Обычно почти у всех начинающих на первых порах отмечается недомогание, которое, однако, проходит через два месяца занятий и сменяется ощущением умственного покоя, бодрым настроением, приятной расслабленностью и легкостью.

"Набирание ци через пять точек"

Для выполнения упражнения примите положение "стояние столбом". Сначала сосредоточьте "мысль" на даньтяне на 3-5 минут. Дышите плавно, мягко и свободно, сначала короткий выдох, затем длинный вдох. Во время вдоха представьте, что через центральную точку макушки, центральные точки ладоней и подошв в тело вливается "чистая ци" земли и неба и скапливается в даньтяне. Одновременно с этим расслабьте анус. Во время выдоха легко подожмите анус и представьте, что "грязная ци" вытекает наружу через точки байхуэй, лаогун и юнцюань. Чередуя выдох и вдох, выполняйте упражнение в течение 30 - 60 минут. Завершающая стадия аналогична завершающей стадии упражнения "накапливать семя - взращивать изначальное".

В ходе выполнения упражнения могут возникать ощущения жара, холода, онемения, подергивания и т.д. По мере поступления "небесной ци" появляется чувство легкости и покоя, мягкой радости, как будто ваше тело омывают нежные струи теплого источника, иногда возникает ощущение, что ваше тело, подобно облаку, медленно и плавно поднимается вверх. В связи с интенсивным поступлением "семенной ци" у мужчин может произойти эрекция.

III. "Свет блаженства"

Приступать к овладению этим методом можно только после "взращивания изначального". Желательно, чтобы занятия проходили под контролем опытного инструктора.

ki3

"Водяной дракон плывет по морю"

Упражнение выполняется в положении сидя, спина прямая. Дышите носом мягко и свободно. Сосредоточьтесь на даньтяне до появления в нем тепла. Приняв пупок за центральную точку, мысленно равномерно видите ци из даньтяня вокруг пупка по часовой стрелке слева направо, сверху вниз, постепенно увеличивая радиус. Выполнив таким образом 18 оборотов, поменяйте направление и равномерно ведите цитак, чтобы она, совершив 18 оборотов, вернулась в точку шэньцюэ (пупок). Повторите весь цикл несколько раз.

Выполняйте упражнение ежедневно, поставив себе дель в совершенстве овладеть умением мысленного ведения ци. После этого постепенно увеличивайте количество оборотов ци до 24, 36, 72 и 81. Упражнение выполняется без последующего массажа живота.

При малом количестве оборотов ци радиус описываемых окружностей должен быть больше, при большом количестве оборотов - меньше. В любом случае область движения ци должна ограничиваться: сверху - нижней границей ребер, снизу - лобковой костью, слева и справа - верхним краем тазовых костей.

На первых порах, как правило, возникают трудности с "мысленным вращением ци". Приблизительно через месяц занятий приобретается устойчивый навык. Вы начнете чувствовать, как ци собирается в клубок. В последующем, по мере занятий, вы будете ощущать, как этот клубок ци вращается в брюшной полости вслед за "движением мысли".

"Движение ци по малому кольцу"

Упражнение можно выполнять после отработки предыдущего.

Во время вдоха представьте, что ци из даньтяня опускается в промежность (точка хуэйинь). Одновременно расслабьте анус и яички. На выдохе направьте ци вверх в точку минмэн и затем верните в даньтянь. Одновременно подожмите анус и яички. Таким образом продолжайте вести ци по кольцевому маршруту: даньтянь - хуэйинь - минмэн - даньтянь (этот элемент еще известен под названием "самый малый небесный круг"). После этого начинайте вести ци по границам зон инь и ян ("рыбок инь и ян") "круга Великого предела", представив в качестве этого круга область, ограниченную даньтянем, точками хуэйинь и минмэн (рис. 10, 11, 12). Маршрут движения ци при этом необязательно согласовывать с дыханием.

"Катать жемчужину в блюде"

Овладев предыдущим упражнением, можно идти дальше. Мысленно ведите ци по окружностям вокруг пупка по часовой стрелке (если смотреть сверху вниз), слева направо, постепенно уменьшая радиус вращения. На вдохе ци проходит по животу, на выдохе - по бокам поясницы (по каналу даймай). Добившись, чтобы ци следовала за мыслью, поменяйте направление и ведите ци против часовой стрелки справа налево, увеличивая радиус вращения до тех пор, пока ци не "последует за мыслью".

После этого направьте ци по внутренней поверхности брюшной полости слева направо по спирали вверх. Когда она достигнет верхней границы груди (точка тяньту), опускайте ци по спирали в обратном направлении вниз (рис. 13, 14). Таким образом, проведите ци снизу вверх и обратно 72 раза.

ki4

Вращательное движение "внутренней ци" должно осуществляться свободно, по строго концентрическим окружностям, согласованно с "движением мысли" - "ци следует за мыслью". Скорость перемещения ци, особенно на начальном этапе занятий, не должна быть слишком большой. Главное, чтобы скорость перемещения ци была скоординирована с дыханием (легким, свободным, мягким) и движением мысли. Если ци не следует за мыслью, насиловать ци недопустимо. В противном случае неизбежна реакция системы энергетических каналов, которая приводит к возникновению "отклонений".

Завершая упражнение, каждый раз мысленно возвращайте ци в даньтянь.

В процессе выполнения упражнения может появляться ощущение "наполненности" даньтяня, пульсации (подергивания) в точке хуэйинь, жара в точках байхуэй, юнцюань, лаогун и минмэн, избытка физических сил. При возникновении головной боли рекомендуется полностью расслабиться и легко сосредоточиться на точках юнцюань.

Методика закладки фундамента даньтяня

Наиболее удобное время для занятий с 23.00 до 1.00 или с 3.00 до 5.00.

Прежде чем приступить к основным упражнениям, в течении нескольких минут выполните небольшую разминку: разомните шею, конечности, поясницу, колени, щиколотки и т. д.

1. Небожитель меняет Ци.

Примите исходное положение. Для этого встаньте прямо лицом на север или на юг. Прикройте глаза. Подберите подбородок. Ноги расставлены на ширине плеч. Ступни расположены параллельно по отношению друг к другу. Пальцы ног немного подобраны так, будто вы ими загребаете землю. Между полом и подошвой должно образоваться свободное пространство. Руки свободно опущены вдоль бедер (рис. 1).

Трижды выполните расслабление тела в направлении сверху вниз. Вначале расслабляется голова и лицо, затем шея, плечевые суставы, грудь и спина, поясница и живот, тазобедренные суставы, промежность, бедра, колени, голени, лодыжки, подошвы ног.

После этого выполните три сильных и интенсивных выдоха и выведите «грязную Ци» из организма.

В последующем выдыхайте ртом, вдыхайте носом.

Во время вдоха языком слегка касайтесь верхнего нёба и вытягивайте без излишнего напряжения нижнюю часть живота (обратное абдоминальное дыхание).

Представьте, как Ци на вдохе через точку Байхуэй, расположенную на макушке, из космоса поступает в нижний Даньтянь. Одновременно медленно поднимите руки по дуге на уровень чуть выше лба (рис. 2).

Поднимая руки необходимо следить за тем, чтобы пальцы были слегка согнутыми, их кончики направлены друг к другу, большие пальцы направлены вверх, ладони направлены к себе.

Откройте рот и выполните плавный выдох. Во время выдоха язык опускается вниз. Одновременно опустите руки перед грудью, животом и опустите их вниз к самому полу, расположив перед носками ног. Во время этого движения вы сгибаетесь в пояснице. Необходимо следить за тем, чтобы ноги оставались прямыми (рис. 3).

Представьте как Ци из нижнего Даньтянь двумя потоками по передним внутренним поверхностям ног поступает в точки Юнцюань, расположенные в центре подошв, а оттуда уходит глубоко в землю.

После этого, медленно выпрямляясь, разверните кисти ладонями вверх, пальцами наружу и по дуге поднимите обе руки вверх. Выполните вдох и представьте как «внутренняя Ци» по задним внешним сторонам ног и внешним сторонам таза возвращается в нижний Даньтянь. Выпрямитесь и остановите руки перед грудью.

Выполните плавных выдох через рот.

Затем, как было описано выше, на вдохе поднимите руки ко лбу, на выдохе наклонитесь вперед и надавливающим движением опустите руки вниз.

Выполните данное упражнение 49 раз.

Примерно в течении от одной недели до месяца тренировок, в области макушки, в центре ладоней и подошв появятся ощущения жара, онемения, холода, вздутия, которые могут сопровождаться урчанием кишечника. Кроме этого могут появиться необычные ощущения легкости или тяжести тела, зуд.

Данные явления называются «Ощущение Ци», а их появление говорит о том, что занимающийся научился добиваться ощущения Ци.

2. Накапливание семени и взращивание изначального.

Упражнение можно выполнять в положении стоя, сидя, лежа или в движении, однако предпочтительней считается позиция сидя.

1) Примите исходное положение (допустим что это — позиция сидя на стуле). Лицо должно быть направлено на север или на юг.

2) Последовательно сверху вниз расслабьте все мышцы и суставы. При этом не надо чрезмерно сосредоточиваться на каждом отдельном участке тела, достаточно мысленно пройтись по телу сверху вниз, думая о расслаблении. Мышцы и суставы быстро расслабятся. Выполните расслабление три раза.

3) В данном упражнении вдох и выдох производится через нос.

Закройте рот, язык легко касается десен позади верхних зубов. Глаза полуприкрыты.

4) Мысленно сосредоточьтесь на нижнем Даньтяне.

Выполните упражнение в течении 3–5 минут.

5) Представьте себе, что Солнце, Луна и Звезды излучают эфир золотистого, красного или белого цвета, который заполняет собой все пространство вокруг и обволакивают ваше тело.

6) Используя прямое абдоминальное дыхание (на вдохе живот немного выпячивается, на выдохе — сжимается).

Во время вдоха представьте, что у вас в центре макушки раскрывается отверстие диаметром со стакан, через которое втягивается золотистая небесная Ци, поступающая по воображаемому прямому канату через все тело в нижний Даньтянь. Во время выдоха представьте, что эта энергия в животе впитывается организмом, а «грязная Ци» стекает по ногам в точки Юнцюань и через них уходить глубоко в землю (рис. 4).

Во время вдоха тело должно быть расслабленным.

Примерно через неделю тренировок необходимо во время вдоха поджимать анус.

Если данное упражнение выполняется в позе «Лотоса» или «Полулотоса», то «Грязная Ци» выводится из организма через область сердца.

Продолжительность выполнения упражнения должна состаатять от 30 до 60 минут.

Заканчивая упражнение наложите правую кисть на левую и поместите руки на живот так, чтобы точка Лаогун левой руки легла на пупок (рис. 5).

Приняв пупок за центральную точку, равномерными круговыми движениями рук выполните массаж живота, сначала по часовой стрелке слева направо, сверху вниз, постепенно увеличивая амплитуду движения рук. Сделайте 18–36 вращений (рис. 6).

Затем аналогичным образом выполните 18–36 круговых движений против часовой стрелки (рис. 7).

Женщины выполняют эту часть упражнения зеркальным образом: левая рука накладывается на правую руку, сначала массируют живот против часовой стрелки, а потом по часовой стрелке.

Закончив массаж, разотрите ладони до появления в них тепла, проведите ими 18 раз по лицу, расслабьте все мышцы, встаньте и выполните десять шагов в любых направлениях.

Во время практики этого упражнения практически у всех начинающих отмечается недомогание, которое проходит через примерно два месяца тренировок и сменяется ощущением покоя, легкости и расслабленности.

3. Набирание Ци через пять точек.

Для выполнения упражнения примите положение стоя (Позицию трех кругов). Примерно на 3–5 минут сосредоточьте внимание на нижнем Даньтяне.

Дышите плавно и мягко, вначале выполняется короткий выдох, затем длинный вдох.

Во время вдоха представьте, что через центральную точку макушки, центральные точки ладоней и подошв в тело вливается «Чистая Ци» земли и неба, которая скапливается в нижнем Даньтяне. В это время расслабьте анус.

Во время выдоха легко подожмите анус и представьте, что «грязная Ци» вытекает наружу через точки Байхуэй, Лаогун и Юнцюань. Чередуя выдох и вдох, выполняйте упражнение в течение 30–60 минут.

Завершите упражнение аналогичным предьщушему образом.

При выполнении этого упражнения могут возникнуть ощущение жара, холода, онемения, подергивания и т. д. По мере поступления «Небесной Ци» все неприятные ощущения пройдут, появятся чувство легкости и покоя.

В связи с интенсивным поступлением «Семенной Ци» у мужчин может произойти эрекция.

4. Свет блаженства.

Приступать к данному упражнению необходимо с большой осторожностью и только после овладения предыдущими упражнениями.

1) «Плывущий водяной дракон».

Данное упражнение выполняется в положении сидя.

Дыхание выполняется носом.

Сосредоточьтесь на нижнем Даньтяне до появления в этой области тепла. Мысленно ведите Ци из Даньтяня вокруг пупка по часовой стрелке слева направо, сверху вниз, постепенно увеличивая радиус. Выполните таким образом 18 оборотов. После этого поменяйте направление и повторите упражнение в обратную сторону. Радиус при этом уменьшается, а Ци возвращается в пупок (Шэньцюэ).

Повторите весь цикл несколько раз.

Данное упражнение выполняйте ежедневно, поставив целью в совершенстве овладеть умением мысленного ведения Ци.

Далее количество оборотов Ци можно увеличивать до 24, 36, 72 и 81.

По окончании упражнения НЕ НАДО выполнять массаж живота.

Необходимо следить за тем, что максимальный радиус вращения Ци должен ограничиваться нижней границей ребер — вверху и лобковой костью — внизу, а справа и слева — верхним краем тазовых костей.

2) Движение Ци по малому кольцу.

Упражнение выполняется после прадыдущего.

Во время вдоха представьте, что Ци из нижнего Даньтянь опускается в точку Хуэйинь, расположенную в промежности. Одновременно расслабьте анус.

На выдохе направьте Ци вверх в точку Минмэн и затем верните в Даньтянь. Такой маршрут движения Ци называется «Очень малый небесный круг».

Движение Ци при выполнении данного раздела упражнения можно не согласовывать с дыханием.

3) «Катать жемчужину в блюде».

После овладения предыдущим упражнением, можно приступать к последнему упражнению раздела «Закладка фундамента Даньтяня».

Мысленно ведите Ци по окружностям вокруг пупка по часовой стрелке слева направо (если смотреть сверху вниз), постепенно уменьшая радиус вращения.

На вдохе Ци проходит по животу, на выдохе — по бокам поясницы (По каналу Думай). Поменяйте направление и ведите Ци против часовой стрелки справа налево (если смотреть сверху вниз), увеличивая радиус вращения до тех пор, пока Ци не «последует за мыслью».

После этого направьте Ци по внутренней поверхности брюшной полости слева направо по спирали вверх. Когда она достигнет верхней границы груди (точка Тяньту), опустите Ци по спирали в обратном направлении вниз (рис. 11, 12).

Таким образом, проведите Ци снизу вверх и обратно 72 раза.

Вращательное движение «внутренней Ци» должно осуществляться свободно, по строго концентрическим окружностям, согласованно с «Движением мысли». В Китае в таких случаях говорят: «Ци следует за мыслью».

Необходимо следить за тем, чтобы на начальных этапах движение Ци не было достаточно быстрым.

Скорость движения Ци должна координироваться с дыханием.

В случае если «Ци не следует за мыслью» не надо насиловать организм. В противном случае неизбежна реакция системы энергетических каналов, которая может привести к возникновению «Отклонений».

Завершая упражнение, каждый раз мысленно возвращайте Ци в нижний Даньтянь.

В процессе выполнления упражнения может появляться ощущение «Наполненности» Даньтяня, пульсации (подергивания) в точке Хуэйинь, жара в точках Байхуэй, Юнцюань, Лаогун и Минмэн. Иногда появляется избыток физических сил.

При возникновении головной боли рекомендуется полностью расслабиться и легко сосредоточиться на точках Юнцюань.

3 пути накопления энергии Цзин в Китайской Медицине: концентрация на Даньтянь

Основная цель самоисцеления в Китайской медицине - это накопление природной энергии Цзин и использование ее для питания мозга и решения проблем со здоровьем.

Главный путь - это концентрация на нижнем Даньтянь - точке на 3 пальца ниже пупка, и затем "переплавление" накопленной энергии Ци и крови в нужную питательную субстанцию - даосская практика.

Первым этапом даосской практики "концентрация на Даньтянь" традиционно считается так называемое "закладывание фундамента" или "чжу цзи" - приведение в порядок своего тела, энергетической системы и сознания.

Чжу Цзи на уровне тела:

  • первичное оздоровление,
  • обретение гибкости и подвижности суставов и связок,
  • укрепление мышц всего тела, выправление осанки,
  • раскрепощение и устранение внутренних зажимов .

Этой задаче служит практика Цигун, тайцзицуань, скандинавская ходьба, бег задом наперед и мн. другие методы.

Чжу Цзи на уровне энергетической системы:

  • проработка нижнего Даньтянь и накопление энергии в нем, а в дальнейшем формирование алхимического энергетического центра,
  • первичная проработка энергетических каналов (меридианов) тела,
  • достижение гармоничной циркуляции энергии Ци в теле и общей стабильности энергетической системы.

Это достигается баночно-магнитной терапией, прижиганием активных точек полынными моксами, пиявкотерапия и самомассаж, например массаж живота "Тайфу".

Чжу Цзи на уровне сознания

  • целостность и внутренняя гармония, принятие себя, окружения и ситуации в целом,
  • стрессоустойчивость,
  • психоэмоциональная стабильность, спокойствие, уравновешенность и ясность мысли,
  • очищение сознания от омрачений, стереотипов и комплексов,
  • выработка качеств характера, необходимых для обретения мастерства: упорство, целеустремленность, терпение, твердость духа, вера в себя и выбранный путь.

Медитация, практика сосредоточения на Даньтянь, духовные и психологические практики вам в помощь на этом пути.

ВЫВОД: Человек здоров и крепок, если количество Цзин Почек достаточное.

Некоторые скажут, что если оздоровить Печень, стимулировать ее работу по выводу токсинов, человек будет здоров.
Другие говорят, что если позаботиться о Желудке и Селезенке, то можно достичь долголетия.

На самом деле нужно просто иметь достаточное количество энергии в Почках, чтобы достигать любых целей, связанных со здоровьем.

Чтобы наслаждаться истинным здоровьем, жить как король, нужно отыскать эту сокровищницу, пустить в ход изначальные запасы энергии.

Видео медитация "Концентрация на нижнем Даньтянь"

Сядьте в позу лотоса и сосредоточьте внимание на нижнем Даньтянь, попробуйте вообразить, как в эту точку под пупков входит энергия Цзин Почек, переплавляется в питание для всех органов и по позвоночному столбу поднимется в мозг.

ДАНЬТЯНЬ. Что мы об этом знаем и чего от него ждать. Часть 7/7 - Тайцзи

Достаточно (хотя, конечно, не полно) осветив Даосскую теорию алхимии, в этой части мы, наконец, приблизимся к понятию Даньтянь, о котором мы можем слышать на занятиях по внутренним школам ушу и реже Цигун. Все эти разнообразные школы так, или иначе, исторически вышли из практики внутренней алхимии Ней-дань , и теперь объединены термином Нейгун .

Среди них центральное место, конечно, занимает духовная практика и боевое искусство Тайцзицюань, об истории возникновения которого существует очень много научных исследований в Китае. Считается, что тайцзицюань был создан Чжан Саньфэном примерно в 13-м веке, получившим знание от бессмертного Хо Луна. Мне бы хотелось упомянуть здесь одно предание, о котором почему-то редко можно услышать.

Речь идёт, если так можно выразиться, о «всекитайском слёте даосских магов», прошедшем в далёкие времена, на котором стояла очень важная повестка: «Можно ли делиться с мирянами секретными знаниями». Большинство проголосовало «Против», и, конечно, за такое решение было очень много аргументов – и неправильное понимание, и несоблюдение этических принципов, различная профанация, причинение вреда себе и окружающим, отсутствие необходимых условий уединения и покоя, и тому подобное. И лишь один даос настаивал на том, что делиться необходимо. Он принципиально покинул собрание, заявив, что специально создаст алхимическую систему, доступную для мирян, которую можно было бы практиковать «без отрыва от мирской жизни». Так по преданию был создан «Кулак Великого Предела» -Тайцзицюань.

Одним из самых старых стилей тайцзи, корни которого прослеживаются исторически, считается Чэнь, названный по фамилии основателя. В методике этой практики до сих пор очень много внимания уделяется проработке Нижнего Даньтяня.

Тайцзи, соединяющие в Единое Целое противоположности Инь и Ян, является воплощением Изначального Ци, Дао. Коренясь в Изначальном Небытии («У-цзи»), Тайцзи соединяет два мира – Бытия («Йоу») и Небытия («У»), являясь Бытиём и Небытиём одновременно, содержит в себе одновременно и духовную сущность Син и жизненность Мин .*

Нижний Даньтянь является местом сбора жизненной энергии, силы, которая постоянно растрачивается из-за неочищенной сущности Син. Любое Вовлечение сознания, желания, привязка ко внешним объектам поднимает Ци вверх, опустошая Нижний котёл. Сохранение внимания внизу живота при наличии расслабления, позволяет Ци опуститься вниз. Постоянное Возвращение Ци в Даньтянь запускает её Циркуляцию, так называемый Малый Небесный Круг , что позитивно сказывается на здоровье и создаёт энергетическую основу для самозащиты. Интересно, что существует даже специальная Формула для определения Реального, Энергетического возраста практикующего нейгун. Подробнее о ней читайте Здесь .

Можно сравнить функцию Даньтяня с работой гироскопа, создающего устойчивость объекта, пропорционально силе вращения. Смотри ролик "Юла -простейшая модель Даньтяня" . Юлу стабилизирует Центробежная сила, тогда как Даньтянь по-хорошему использует обе силы - и Центробежную и уравновешивающую Центростремительную. Практикующий представляет, что все движения совершаются из центра, как бы Отпуская их наружу и отслеживая периферийные траектории, одновременно погружаясь мыслью Вглубь Даньтяня.

Следует заметить, что излишнее физическое напряжение при выполнении упражнений делает ничтожной алхимическую практику , так как Ци трансформируется в более материальную структуру – в мышечные усилия. То же и с излишней концентрацией Внимания – грубая мысль «сжигает» Ци. Без квалифицированного руководства, тайзци быстро превращается в гимнастику с элементами борьбы.

Таким образом, правильнее говорить о Мысли в этой области, которая должна именно Двигаться . На начальном этапе тонкое физическое движение может явится как бы носителем Мысли. Следует постоянно уменьшать эту физическую составляющую, чему в первую очередь способствует Осознанное Расслабление и сложность траектории , которая должна в любом случае представляться как объёмная, во всех трёх измерениях пространства.

Надо отметить, что сегодня не все стили тайцзи придают такое значение непосредственно Нижнему Даньтяню, вернее к его локации внизу живота. Концентрация на этом участке, являющемся к тому же геометрическом центром и центром тяжести, в определённой степени сохраняется, но не является ядром методики.

Так, стили Ян и У в основном используют поясницу-Яо , проекция которого также локализуется в районе почек, но на самом деле должна представляться вне границ тела, сзади, являясь как бы противовесом, подобно конструкции крана. Даньтянь же превращается как бы в большой кокон, величиной со всё тело, другими словами тело должно находиться внутри большого шара, конечно с центром в области ниже живота.

Эти различия в методиках школ тайцзи в идеале должны быть объединены, но практически существуют в уже сложившихся традиционных методиках.

Подытоживая вышесказанное, можно говорить о том, что Даньтянь является исключительно Областью Внимания , развитие и углубление которого автоматически организует общее Ци в беспрерывное движение, которое, в свою очередь, отражается на микро-движениях тела уже бессознательно, без специальной и узконаправленной концентрации, то есть Целостно, Едино.

Таким образом, продвинутые мастера тайцзи используют для концентрации даже внешнюю точку Пространства, насыщая её своим вниманием, а, соответственно, Ци до такой степени, что она воспринимается противником как реальная. Примеры таких мастеров и таких техник вы можете посмотрев в следующих роликах :

*ссылка на статью "Син-гун и Мин-гун" станет активна с 24 мая

**ссылка станет активной 5 июня

Предыдущие части стати можно посмотреть, кликнув по ссылке ниже:

Если статья вам понравилась, ставьте пожалуйста лайк, оставляйте комментарии и ваши вопросы - они могут стать темами новых заметок.

Подписавшись на мой канал, вы сможете всегда первыми узнавать о выходе новых публикаций.

Методика закладки фундамента даньтяня

В концепциях различных школ и традиций, для удобства описания, человеческое существо разделяют на три составляющие: ум, энергию и тело. Соответственно разделяются и все методы самотрансформации: воздействие через ум - на энергию и тело, через энергию - на тело и ум, и через тело - на ум и энергию. Потому практически влюбой традиции есть раздел, посвященный работе с телом, целью которого является перераспределение энергии и состояние "пустотности" ума.

Когда вы практикуете подобные техники, ваша внутренняя энергия перераспределяется - то есть, перестает подпитывать привычные автоматизмы и может быть направлена как на практики очищения (пранаямы, задержки дыхания, випассана, перепросмотр) так и на практики развития осознанности (остановка внутреннего диалога, созерцание, памятование себя, чистое присутствие). Правильное выполнение этих упражнений позволяет накопить некий потенциал энергии и внутреннего безмолвия, необходимый для дальнейшего продвижения.

Однако, выполняя эти практики, не нужно ждать этого. Самым лучшим настроем для практики является отсутствие каких бы то ни было ожиданий. Помните – любые состояния, которых вы достигаете, не являются целью практики. Не стоит заострять на них внимание. Не ждите от практик ничего! Просто делайте их изо дня в день.

В процессе практики будьте насколько возможно расслаблены - не напрягайте ничего, что не нужно для выполнения упражнения. Каждое движение нужно выполняться с минимальным усилием, с использованием только тех мышц, которые нужны по условиям этого упражнения. Концентрируйтесь на состоянии силы и легкости, которое приходит от каждого упражнения.

Прежде чем приступать к практике, закройте глаза и ощутите все свое тело - каждую его клеточку. Сделайте несколько плавных, глубоких вдохов и выдохов животом, расслабляясь с каждым выдохом и настраиваясь на практику с каждым вдохом.

Предупреждение! Иногда люди используют энергопрактики (особенно, пранаямы, слежение за дыханием и прочие дыхательные техники) для того, чтобы "накачаться" энергией. Здесь есть несколько подводных камней.

Первый: возможно нарушение естественных биологических циклов организма.

Второй: взаимодействие с "нехорошими" сущностями тонкого мира за счет сильного повышения энергетики организма, которые просто начнут паразитировать на этом, подталкивая в нужную для них сторону, что потом аукнется.

Третий: если у нас в бессознательном сидят неразрешённые негативные установки, блокировки, травмы, предрасположенности, то они будут накачиваться энергией вместе с нами. Наши непроработанные гнев, злоба, мстительность, ревность, алчность, высокомерие, похоть, ненависть, зависть, подлость, гордыня, жадность, агрессия, жажда славы, властность, жажда внимания, чувство собственной важности, чванство, лживость, хитрость, коварство и прочее тоже накачаются и вырастут. Вне зависимости от степени контроля на ними. И наши бессознательные желания тоже получат свою порцию.

Четвёртый: привыкая получать даром энергию и задерживать её в себе, человек медленно становится "вампиром". Закрывается от мира, перестаёт уметь получат энергию естественными способами и так далее, все "вампирские" проблемы и болячки. Здесь, за энергию не следует цепляться — тело само возьмёт, сколько ему нужно. Следует давать спокойно утекать всей лишней энергии по нижнему потоку (через хорошо работающее заземление). А лучше, использовать практики накачки только в экстренных и экстремальных случаях, либо, если это часть других практик, понимая, что и зачем делается. И что следует делать после.

Как усилить энергию в Нижнем Даньтяне?

Человеческое тело рассматривается как микрокосмическая копия Небес. Говорят, что небеса разделены на девять разных уровней, каждый из которых содержит разные дворцы, и, как говорят, наши тела содержат дворцы и комнаты. Говорят, что восемь звезд созвездия Большой Медведицы и Полярная звезда соответствуют девяти комнатам каждого из Трех Даньтянь.

Когда мы знаем, как стоять на одной оси с небесными и земными силами, мы можем учиться двигаться вместе с ними. Когда мы знаем, как стоять на одной оси с небесными и земными силами, мы можем учиться двигаться вместе с ними.

Функциональные аспекты психики тела были описаны древними мастерами цигун как «духи». Эти «духи» соединяют энергетические каналы тела и внутренние органы в единую гармоничную энергию жизненной силы. Мастера цигун верили, что по мере того, как каждый центр Даньтянь получает энергию, он инициирует определенные реакции в энергетической системе тела, проявляя определенные энергетические и духовные переживания в психике практикующего.

Именно поэтому все тренировки цигун начинаются с акцентом на Нижний Дантянь. На начальных этапах обучения цигуну мастер будет побуждать студентов сосредоточить свой ум и дыхание на Нижнем Даньтяне. Цель - собрать ци тела в Нижнем Даньтяне (упражнение называют «возвращение к источнику»), чтобы заземлить тело и укрепить энергетическую связь с Землей.

Вам может быть интересно: 5 упражнений цигун для снятия боли и напряжения

Древние даосские шаманы считали, что «дух жизненной сущности» всегда проявляется в энергии яркого белого света внутри Нижнего Даньтяня.

Для начинающих практиковать цигун опасно обходить уроки по сбору энергии в Нижнем Даньтяне в стремлении быстро перейти к более продвинутой интуитивной и психической тренировке Верхнего Даньтяня. Спешка в обучении может привести к отклонениям Ци и вызвать эмоциональную нестабильность, дисбаланс.

Даньтянь

Даньтянь считается местом хранения жизненной силы – энергии Ци.

Понятия сходные с Даньтянь существуют различных культурах и используются во многих боевых искусствах. Так в восточных практиках, и в том числе в восточных единоборствах существует понятия:

Наиболее полные характеристики центра жизненной силы – содержатся в древних даосских трактатах. Даньтянь в буквальном переводе означает «киноварное поле» или «резервуар энергии».

Согласно даосской теории в человеческом теле таких резервуаров три.

Каждый из трех Даньтяней наделен определенными функциями, связанными с получением, хранением, преобразованием и передачей жизненной энергии.

Даньтянь

Расположение Даньтяней

Нижней Даньтянь находится на уровне точки Цихай, внутри тела человека. Точка Цихай (в переводе с китайского «Океан Ци») расположена примерно на ширине 3-х пальцев ниже пупка.

Точка Цихай является так называемой «передней дверью» нижнего жизненного центра. «Задней дверью» в соответствии с учением даосов является точка Минмэнь, расположенная на пояснице напротив пупка.

Нижний Даньтянь является фундаментом и опорой для двух других центров жизненной силы.

Средний Даньтянь расположен внутри грудной клетки человека, примерно на уровне 3-х пальцев выше солнечного сплетения. Средний жизненный центр, который также называют «Сердечным центром» управляет эмоциональной сферой человека.

Даосы сравнивают средний Даньтянь с «дверью в небо», через которую можно проникнуть в сферу Изначального Духа.

Даньтянь в боевых искусствах

В практике боевых искусств, по большей части, развивается нижние киноварное поле, который совпадает с центром тяжести человека.

Даньтянь

Использование нижнего резервуара энергии необходимо для выполнения базовых приемов, концентрации внутренней силы, а также выполнения «взрывных» ударов, практически для всех школ восточных единоборств.

Наиболее известными практиками включающими упражнения для тренировки Даньтянь считаются комплексы «Тайцзи-цигун», «Железная рубашка», «Даньтянь-цигун» и Тибетские упражнения.

Читайте также: