Лахта центр строительство фундамента

Обновлено: 01.05.2024

Распорная дисковая система котлована


Для начала работ по созданию фундамента высотного здания специалисты должны подготовить соответствующий котлован.


Откопка котлована и устройство распорной дисковой системы в нем происходит внутри пятиугольника, выделенного красной границей.



Схема дисковой распорной системы в разрезе.
Дисковая распорная система удерживает стену в грунте от бокового давления грунта по мере откопки котлована. Это временная конструкция, она будет демонтирована в период сооружения коробчатого фундамента.



Откопка котлована с параллельным созданием удерживающей распорной системы началась в августе 2013 года.
Распорные крепления стен котлована применяют при его глубине более 4-5 м. Глубина котлована под здание башни «Лахта центра» - 17 м.



Особое внимание уделяется вопросу сохранности датчиков системы геотехнического мониторинга (провода изпод земли в центре фотографии). Для измерения возможных деформаций, возникающих в стволе свай, в 12 сваях установлено по 4 датчика на 7 уровнях. В 10 специальных скважинах глубиной 100 м установлены датчики измерения порового давления в грунтовом массиве и датчики измерения послойной деформации грунта.



Откапываются металлические двутавровые балки, ранее установленные в 50-ти из 264-х буронабивных свай. На них будут опираться железобетонные распорные диски.



Происходит сборка арматурного каркаса первого распорного диска.
Система водопонижения - игловые фильтры (вертикальные белые трубы по периметру котлована) погружаются в грунт на глубину 4-5 метров. Через них выкачивается вода из верхнего водонасыщенного горизонта, «запертого» внутри стены в грунте. В нижних, более плотных глинах воды практически нет, а новая в котлован не попадает - «стена в грунте» выполняет свою работу.
Дно котлована остается сухим, и это позволяет работать монтажникам.



Перед заливкой диска в арматуру устанавливаются проходные гильзы диаметром 30 мм (они необходимы в дальнейшем при демонтаже (резке) диска с помощью троса с алмазным напылением), а также диаметром 400 мм для возможности подачи бетона на нижние диски и плиту фундамента.


Чтобы не допустить образования пустот в процессе бетонирования, рабочие выравнивают раствор, применяя специальную технику – глубинные вибраторы.



Бетон набирает прочность 28 суток, но уже через 48 часов становится достаточно прочным, чтобы работы могли продолжаться.



После создания первого распорного диска продолжаются работы по углублению котлована.



Проводятся работы по извлечению грунта из-под выполненного диска для создания следующего. Задействованы экскаваторы трех видов: миниэкскаваторы, которые извлекают грунт из-под диска; средние - подтягивают его к «длиннорукому» экскаватору, который поднимает грунт наверх.



Под готовым диском на двутавровых колоннах сварщики монтируют опорные столики для следующего диска - они зафиксируют бетонный диск на двутаврах.



Создается арматурный каркас для очередного диска.



Одновременно с работами по устройству распорной дисковой системы устраняются технологические неровности «стены в грунте».



Внешний вид котлована после создания четвертого распорного диска.



«Длиннорукий» экскаватор осуществляет выборку грунта и остатков бетонного боя. В общей сложности извлечено и вывезено на специальный полигон более 100 тыс. куб.м грунта. С помощью этого экскаватора также подается щебень для укладки на дно котлована.



Для обеспечения проектных характеристик сваи изготавливаются на 2 м выше отметки дна котлована (технологическая переливка). На фото - демонтаж технологической переливки свай.



Для демонтажа верхней части свай (технологической переливки) применяются дистанционно-управляемые манипуляторы.



Металлические двутавровые колонны, на которых держатся распорные диски, сохраняются.


Целостность проводов от датчиков в стволе свай обеспечивается на протяжении всех этапов работ. Во время эксплуатации здания данные о состоянии свайного поля с этих датчиков будут поступать в единую систему геомониторинга.



Идёт продувка пустотелых металлических труб, оставленных в буронабивных сваях. Затем в эти трубы опустят ультразвуковые датчики контроля состояния свай.


Выполнены работы по устройству «бетонной подготовки» толщиной 300 мм (5 распорный диск), в дальнейшем на этом диске будет осуществляться монтаж арматурного каркаса нижней плиты (толщиной 3,6 м) коробчатого фундамента.

masterok


Некоторое время назад мне удалось побывать на уникальной строительной площадке - в питерском небоскребе Лахта Центр. Вообще-то для нашей страны небоскребы не очень-то привычное явление, но поверьте мне, это сооружение - самое уникальное в России.

Перед этой поездкой я задавал вам вопрос о том, что бы вам было интересно узнать об этом сооружении, какие тонкости о небоскребе вы не встречали в интернете или никак не можете найти информацию об этом.

После того, как я прошел все здание от фундамента до самой верхушки - готов ответить на ваши вопросы.


Фото 2.

Все мы помним, как нам рассказывали, что Петр I построил Петербург кое-как и еле-еле на болотистых и водянистых землях дельты Невы. Многие удивляются и спрашивают - разве можно тут строить такие огромные сооружения? Как они могут надежно стоять в таких ненадежных грунтах? А вдруг .

На самом деле специалисты утверждают, что строить можно практически везде. Разница будет только в сроках и стоимости. Вот про Крымский Мост тоже долго говорили, что не реально построить в таких грунтах - построили же! Точно так же и с Лахта Центром - применили современные технологии и построили с большим запасом прочности.


Фото 3.

Мы прошлись по стройке с Петром Соколовым (инженером-геодезистом отдела строительного контроля АО «МФК Лахта Центр») по подземной парковке , которая рассчитана на 2000 автомобилей.

Петр рассказал, как тут все начиналось и насколько тут все рассчитано и надежно.


Фото 4.

Возведению петербургского небоскреба предшествовали полтора года инженерно-геологических исследований. Авторы проекта изучили геологические, геодезические, экологические, историко-культурные особенности участка.

Выяснилось, что слабые грунты составляют только верхний слой. Под ним залегает вендский горизонт – это древнейшие глины, которым 635-540 миллионов лет. Прочные как скальный грунт или бетон, эти глины являются отличной опорой для небоскрёба. Но добраться до них непросто: на пути у строительной техники – отложения ледникового периода в виде гигантских валунов и песчаных супесей с гравием. Т.е. научно доказали - строить можно!


Фото 5.

Основой всего сооружения является коробчатый фундамент. Из-за того, что верхний слой грунта водопроницаем и обводнен (ведь залив совсем рядом - уровень грунтовых вод составляет полметра) надо было создать защищенное пространство. Поэтому по всему периметру здания возвели из железобетона «стену в грунте» на глубину 31 м. Она изолировала весь котлован, водопритоки при откопке работе не мешали.

Впоследствии «стена в грунте» послужит дополнительной защитой подземной части здания от грунтовых вод.


Фото 6.

В качестве основания для фундамента используются буронабивные сваи. Это 264 железобетонные сваи диаметром два метра и глубиной заложения минус 72 и 82 метра.

На сваях лежит фундаментная «коробка», состоящая из нижней плиты толщиной 3,6 м, верхней плиты толщиной 2,0 м, центрального ядра жесткости диаметром 28,5 м и 10-ти вертикальных диафрагм жесткости. Совместную работу нижней и верхней плит коробчатого фундамента обеспечивают диафрагмы жесткости, расходящиеся от ядра здания в радиальном направлении.


Фото 7.

Бетон в нижней и верхней плитах класса по прочности на сжатие В60 и В80, марки по водонепроницаемости W8, марки по морозостойкости F150. Бетон в диафрагмах жесткости и стенах ядра в пределах коробчатого фундамента класса по прочности на сжатие В80, марки по водонепроницаемости W8, марки по морозостойкости F150.

Кстати, в 2015 году была произведена уникальная операция по непрерывному единовременному бетонированию нижней плиты фундамента небоскреба. По объему безостановочно залитого бетона - 19 624 м3 - был зафиксирован новый мировой рекорд. Тринадцать заводов по всей Ленинградской области круглосуточно готовили бетон, автомиксеры подъезжали на строительную площадку практически каждую минуту. Это был уникальный процесс!

Мы начали подниматься на первые этажи небоскреба, и мне сообщили еще про одну уникальную вещь - оказывается форма здания не просто какой-то там "огурец", а закручивающийся пятиугольник. Обратили внимание?

В этом тоже заложен смысл:

"Форма здания символизирует энергию воды, перетекание пространств, открытость и легкость", – объясняют авторы проекта. Если посмотреть срез башни по этажам, то мы увидим, что пятиугольник раскрывается и поворачивается вокруг своей оси. Этим достигается уникальная форма поперечного разреза здания. Такого архитектурного и геометрического решения не было еще ни у одного объекта мира.


Фото 8.

Т.к. башня Лахта Центра закручивается вокруг своей оси на 90 градусов, то в строительстве такого здания есть определённые особенности. Например, из-за расширения, сужения и кручения все 189 тысяч составляющих металлоконструкций башни отличаются друг от друга (строго говоря, одинаковых всего две). Также разнятся по форме и изгибу фасадные элементы: 16 505 панелей покрывают площадь 72 500 квадратных метров,при этом 71% стеклопакетов отличаются друг от друга размерами и своей геометрией.

Но придумать интересную форму это еще не все. Строить то как будем?

Небоскрёб нельзя просто построить «насколько хватит кирпичей». Существуют разные системы, которые обеспечивают устойчивость супервысоких зданий. У башни Лахта Центра она состоит из ядра, аутригеров и несущих колонн по периметру здания.

Ядро представляет собой «трубу» диаметром около 28 метров у основания, с толщиной железобетонной стены от 2,5 до 0,8 метров по мере подъема. Эта конструкция отвечает за вертикальную устойчивость.

Аутригеры - они же - технические этажи, состоят из кольцевой балки вокруг ядра и идущих от нее диагональных металлических ферм и колонн. Эти элементы передают усилия от ядра на внешние колонны и снижают опорный момент внизу здания, а также придают горизонтальную жесткость – например, гасят колебания башни от ветра.

Всего аутригеров в башне Лахта Центра - пять, из которых четыре имеют вид сдвоенных этажей, а пятый – нетипичный, в виде железобетонной плиты.

Мы заглянули на один из таких этажей. Вот так выглядит аутригерный этаж внутри - коммуникации, коммуникации и оборудование.


Фото 10.

Так же очень важную роль играют колонны:


Фото 11.

Колонны выполнены из композитных материалов – стальной сердечник с железобетонной оболочкой. Такое решение применено впервые в высотном строительстве в России. Благодаря ему стоимость колонн значительно снижается, а срок возведения сокращается на 40% при прочих равных.

Вот так начинали возводить ядро:


Фото 12.

Я тогда ловил себя на мысли - что это строят какую-то трубу вместо здания!

Вот тут-то мне Петр Соколов с большим воодушевлением рассказал о нескольких способах геодезического контроля за возведением сооружения. Все проводилось с использованием самого современного оборудования.


Фото 13.

Поскольку основное назначение ядра – устойчивость, то для него отклонения от вертикали, действительно, критичны. Чтобы избежать таких отклонений, геодезисты постоянно выверяли координаты ядра и корректировали ход опалубки.

Вот один из способов контроля, который использовался:

Кстати, в ядре располагаются 40 лифтов: двухуровневые пассажирские высокоскоростные и административно-хозяйственного назначения.

- Есть одноуровневые лифты, а есть двухуровневые, которые обслуживают два смежных этажа. Скорость лифтов от 2,5 до 8 м/с.

- Предусмотрено два пересадочных уровня, на 31-32 и 51-52 этажах. Соответственно, есть нижняя, средняя и верхняя группа лифтов.

- Есть лифты, которые могут останавливаться на каждом этаже. Есть скоростные лифты, которые обслуживают только обзорную площадку и панорамный ресторан, и эти лифты имеют остановки только в пунктах посадки и назначения, скорость этих лифтов 8м/с.

- Предусмотрена система управления лифтами по этажам назначения

На нескольких лифтах я прокатился, но пока они все в защитной оболочке и передвигаются не на максимальной скорости. Но все равно чувствуется мощь и отличие от обычного домашнего лифта. Для максимального эффекта нужно будет приехать сюда через годик.


Фото 14.

Стратегия вертикального транспорта спроектирована таким образом, чтобы время ожидания в час пик не превышало 30 секунд. Для того, чтобы обеспечить такие временные характеристики движения лифтов пришлось реализовать и разработать специальную лифтовую логистику.

В обычном здании где много людей и есть 3-4 лифта, бывает, ждешь свободный лифт по 3-4 минуты, а тут сотрудники и посетители, заходя в здание и еще не доходя до лифтов, будут указывать на специальных терминалах, на какой этаж они хотят попасть. Система сразу же подскажет, к какому лифту им нужно идти.

Все лифты будут работать на единой информационной платформе и автоматически реализовывать оптимальный алгоритм движения в небоскребе.


Фото 15.

На строительстве этого гигантского сооружения в пиковое время работало около 12 тысяч человек. С учетом очень небольшого размера строительной площадки представьте себе, как четко нужно организовать логистику подвоза материалов и строителей для круглосуточного и непрерывного обеспечения строительного процесса.

Автоматизация управления логистикой осуществляется с помощью специальной виртуальной модели складской площадки, где каждая деталь здания помечена и система знает в какой момент ее нужно доставить на склад и привезти на строительную площадку.


Фото 16.

Это воздушное свободное пространство - Атриум, между двумя корпусами Многофункционального здания комплекса. Я расскажу о его назначении чуть ниже.


Фото 17.

Поднимаясь все выше и выше по зданию нельзя не обратить внимание на систему вентиляции, обогрева и охлаждения. Мне всегда казалось, что эти важные системы располагаются на верхнем уровне небоскреба и оттуда ведется забор воздуха и все необходимые технологические процессы. Но, оказывается, что наибольшая часть оборудования находится на технических этажах, остальное располагается в подшпилевом пространстве башни.

Ведущий инженер по отоплению, вентиляции и кондиционированию АО «МФК Лахта Центр» Григорий Волжин рассказал мне, как устроены эти важнейшие для небоскреба коммуникации.


Фото 18.

Вообще, если взглянуть на башню сверху, можно сравнить со звездой. В ее лучах - по углам башни, есть особые пространства - буферные зоны, которые призваны выполнять очень важную функцию. Интеллектуальная система управления зданием делает замеры направления и скорости ветра, температуры воздуха. Решив, что сквозняк не помешает, система открывает технические клапаны в буферных зонах и выбрасывает лишнее тепло. Так температура в здании понижается и создается комфортный микроклимат. Башня "дышит".

Этот механизм – вспомогательный к основной системе вентиляции и кондиционирования воздуха.

Вот вам пример небольшого кусочка потолка технического этажа небоскреба:


Фото 19.

Каждая из таких буферных зон, расположенных по периметру здания, двусветна, то есть занимает два этажа. Для сотрудников высотки – это возможность выйти на свежий воздух, не покидая здания, и насладиться потрясающими панорамными видами.

Вот мы стоим в одной из таких буферных зон:


Фото 20.

В умном небоскребе над Лахтинской гаванью автоматика решает и то, какой должна быть влажность в здании. Она же определяет, достаточно ли светло в помещениях. Контролировать микроклимат позволяют датчики, которые установлены по всему зданию. Они отправляют сигналы в “мозг” системы. К примеру, чтобы воздух не был сухим, компьютер анализирует данные и регулярно включает камеры орошения воздуха, которые распыляют воду. Человек в этих процессах уже не участвует.


Фото 21.

Фасад небоскреба тоже умный. Для создателей Лахта Центра важно было не только создать архитектурную оболочку, но и решить проблемы энергоэффективности. Уникальная формула стекла, которым облицован фасад, защищает людей в здании от перегрева от прямых солнечных лучей и сохраняет тепло в здании в холодную погоду. По проекту рабочие места сотрудников можно смело размещать вплотную к окнам – жарко не будет. Кроме того, архитектура Лахта Центра позволяет максимально использовать естественное освещение – доля помещений с таким освещением составляет 75%. Работоспособность при таких показателях повышается на 15% – заметно для эффективности глобальной энергетической компании.

Еще одна оригинальная технология, которая поддерживает микроклимат в здании в жаркую погоду, – аккумуляторы холода. Ночью, когда потребление энергии, как и цена на нее, ниже, будет намораживаться лед, который днем поможет кондиционерам справляться с нагрузками. Такая технология существенно снижает энергозатраты, а значит, и влияние на окружающую среду.

Григорий Волжин рассказал про современную систему пожаротушения в небоскребе.


Фото 22.

Еще на нижних этажах я заметил, что все металлические и бетонные конструкции обработаны каким-то материалом. Оказывается, это как раз обработка для того, чтобы по требованиям безопасности эти конструкции выдержали определенные температуры за указанное время.

Для ядра Башни предусмотрена степень огнестойкости с повышенными пределами до R/REI 240, то есть 240 минут (4 часа) - это максимальный из существующих сегодня предел огнестойкости.

Железобетонные несущие элементы подземной части здания, элементы перекрытий, сталебетонные и железобетонные несущие элементы надземной части здания имеют защитные слои бетона до арматуры не менее 45-70 мм.

Стальные несущие элементы каркаса здания и второстепенные балки перекрытий облицованы огнезащитными материалами (огнезащитными составами, плитными материалами).

Стальные несущие элементы эксплуатируемых и неэксплуатируемых покрытий, элементы лестничных клеток и лестниц имеют огнезащитную обработку вспучивающимися красками либо облицованы огнезащитными материалами.


Фото 23.

Посмотрели мы противопожарные клапаны над специальными запирающимися дверьми, которые обеспечивают пространство, свободное от дыма для зон эвакуации.

Вот оранжевые кабеля - управление пожарными системами.


Фото 24.

На случай ЧП в Лахта Центре будет круглосуточно дежурить пожарный пост – 20 человек каждую смену. Это способствует поддержанию в готовности всех систем пожаротушения, сигнализации. Именно эти люди первыми смогут оказаться на месте происшествия и оказать помощь.


Фото 25.

Не ожидал я услышать и такую информацию - оказывается краны при строительстве башни были самые высокие в Европе. Когда монтировали финальную конструкцию шпиля, высота башни самого высокого крана достигала своего максимального значения - 479,65 метра.

А вот как их крепили в свое время к ядру небоскреба. Да, эти растяжки приваривались к металлоконструкциям ядра здания.


Фото 26.

При поднятии финальной конструкции шпиля с земли, индикатор длины кранового троса показывал 499,9 метров.


Фото 27.

Сейчас уже все краны демонтированы и можно любоваться видом небоскреба без них:

DSC02665.jpg

Фото 28.

При осмотре уже с 40 этажа фасада здания я обратил внимание, что стекла все пыльные и грязные - снаружи. А как их будут мыть и чистить? Конечно же и тут не обошлось без уникальной, интересной и необычной системы.

Специально для высотного здания Лахта Центра разработана уникальная система грузоподъемных механизмов для обслуживания (очистки и текущего ремонта) остекленных фасадов, которая будет успешно работать на здании, имеющем скручивающуюся форму.

Система обслуживания фасадов на каждый «лепесток» запроектирована отдельно.


Фото 29.

Общая площадь фасадов – более 130 000 кв. м стекла, которое нужно содержать в чистоте и при необходимости ремонтировать элементы конструкций.

До высотной отметки 369 метров работает система обслуживания фасадов (СОФ), состоящая из кареток подъема-спуска, платформы, из направляющих рельс вдоль ребер здания.

Резиновые ролики не позволят повредить фасад.

Подъем всей системы осуществляется с уровня земли. На одной платформе может находиться два человека. Три ступени безопасности – основной, дублирующий трос, блокировочная система.

Верхушку шпиля будут обслуживать промышленные альпинисты. В их арсенале – электрические подъемники.


Фото 30.

В Многофункциональном здании комплекса Северный и Южный корпуса имеют весьма сложные фасады с отрицательным углом наклона. Для их обслуживания будут задействовано: два передвижных крана с вылетом стрелы 4.37 м, шесть кранов с вылетом стрелы более десяти метров, Атриум изнутри - под присмотром еще двух кранов со стрелой в 12,5 м.

По всему фасаду, имеющему отрицательный наклон, будут устроены точки фиксации люльки. С их помощью люльку можно будет закреплять и подтягивать к фасаду ближе по мере спуска или подъема. Для обслуживания фасадов Арки будет использоваться самоходный коленчатый подъемник с максимальной рабочей высотой стрелы 18 м.

Общее время мытья стекол в башне - 94 дня. В бригаде – 20 человек. Мойка фасадов двух корпусов – 119 дней снаружи и 104 – внутри. Бригада – 20 человек.


Фото 31.

Главный вход в многофункциональный комплекс Лахта Центр выполнен в виде арки. Это одна из самых больших безопорных арок в мире. Ее высота – почти 24 метра. Длина – 98 метров. Это не совсем классическая арка, а здание сложной сводчатой формы. Проекция кровли на горизонтальной плоскости имеет форму криволинейно серповидной трапеции.


Фото 32.

Обратите внимание на очень красивое, элегантное решение с фасадами Арки - они будут крепиться на стеклянные стойки-колонны. В результате будет невероятное воздушное и хрупкое на вид зрелище! Такие стеклянные колонны еще никто не делал в наше стране и для этого пришлось создавать с нуля СТУ для утверждения такого варианта.


Фото 33.


Фото 34.

Не терпится посмотреть, как это все выглядит без защитной оболочки.


Фото 35.

И вот мы на смотровой площадке. Отсюда открывается удивительный вид на Питер и окрестности. Это очень удачное расположение небоскреба на самой границе городской черты для того чтобы обозревать весь город.

Я сделал кучу снимков, покажу некоторые из них:


Фото 37.

Я уверен, что у туристов и жителей города эта площадка будет пользоваться большой популярностью, т.к. отсюда видно практически весь город.


Фото 38.

Я долго не мог оторваться от разглядывания Питера с высоты. Обзорная площадка на уровне 360 метров в башне, будет доступна всем желающим.


Фото 39.


Фото 40.


Фото 41.

Вот очередная моя мечта - отправится в круиз на лайнере. Видите - тут порт как на ладони.


Фото 42.

Это будет самая высокая площадка в Европе!


Фото 43.

Как я уже говорил, на смотровую площадку будет вести отдельный вход в здание, отдельный лифт и туристы и жители города будут наслаждаться тут видами Питера.

И вот я на самом высоком этаже небоскреба - 90. Посмотрите, как тут заканчивается ствол ядра здания и наверху - только шпиль.


Фото 44.

Помните удивительный ролик монтажника, который снял процесс обслуживания шпиля башни с самой вершины? Захватывает дух:

Стоит подробнее остановиться на Многофункциональном здании Лахта Центра. В нем будет даже больше полезной площади, чем во всем небоскребе.


Фото 45.

Около трети площадей комплекса выделены под общественные пространства и практически все они, за исключением обзорной площадки и панорамного ресторана, сосредоточены в Многофункциональном здании. Например, тут будет планетарий, бассейн, образовательный центр, трансформируемый зал.

Вот посмотрите, как идет строительство планетария:


Фото 46.

А вот - будущий бассейн, плавая в котором можно будет смотреть на Финский залив:


Фото 47.

Так же сейчас идет монтаж уникальной театральной площадки. Она сможет трансформироваться под самые разные нужны и тематики представлений, которые будут посещать жители города.

А есть же еще уличный амфитеатр. Тут с видом на город так же можно проводить различные массовые мероприятия, он открыт для прогулок и посещений всеми желающими. Я думаю это будет хорошей точкой притяжения как туристов, так и жителей города.


Фото 48.

Стройка подходит к своему финалу. И за все время столь сложного проекта - не было ни одного серьезного несчастного случая. Это - результат отличной организации строительного процесса службой охраны труда Лахта Центра. Я и сам, конечно же, перед посещением стройки побывал на инструктаже и выслушал правила техники безопасности.


Фото 49.

Хочу пояснить вам еще один момент. Вы наверняка встречали в интернете подобное фото с небоскребом Лахта Центр и питерскими достопримечательностями. Так же можно встретить обширные обсуждения этих фото в том ключе, что мол небоскреб очень портит исторический вид города.


Фото 50.

автор фото

Но, я думаю, вы уже и сами догадались, что это просто-напросто оптическая иллюзия и умелое применение телескопических объективов и точки съемки.

Вот как выглядит Лахта Центр с Исаакиевского собора без телевика:


Фото 51.

Телевик очень грубо говоря, приближает здание на фоне, не меняя масштаба переднего. Реализовано сложной системой линз. А если по-научному, то: большое фокусное расстояние объектива (500-600 мм) даёт "уплотнение" расстояния и объектов в перспективе. Глазами такого не увидишь. Фокусное расстояние объектива, соответствующее устройству глаза, равно по одним данным 43 мм, по другим - 50-55 мм. В реальности, Лахта Центра из точки съёмки визуально едва достигает высоты Исаакия.

Расстояние между Исаакием и башней почти десять километров.


Фото 52.

Это фото – с борта Cessna

Строители сдадут объект к концу этого года, а дальше начнется отделка и насыщение его оборудованием заказчиком - "Газпромом". Очень надеюсь, что в следующем году уже можно будет побывать в Лахта Центре не как на строительной площадке, а как в уникальном и современном многофункциональном комплексе Питера.

Для тех, кому информации показалось недостаточно, спрашиваете в комментариях или ищите ее на официальных ресурсах Лахта Центра:

Лахта центр строительство фундамента


Партнерский проект Небоскрёбы – это авангард строительной отрасли. Супервысотные здания всегда требуют от своих создателей особого подхода. В 2018 году в Петербурге завершится строительство «Лахта центра», который станет самым высоким небоскрёбом Европы. Какие технологии используются для возведения питерского гиганта? Новая высота Европы

Общественно-деловой комплекс «Лахта центр» строится в Приморском районе Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Его центром станет станет штаб-квартира группы Газпром и компании «Газпром нефть», другую часть площади займут общественные пространства: научно-образовательный комплекс для детей и молодежи, планетарий, выставочные пространства, медицинский и спортивный центры, многофункциональный зал-трансформер и другие.

Комплекс состоит из четырёх сооружений: многофункционального здания с атриумом, стилобата (там разместится паркинг и вспомогательные помещения), арки главного входа и небоскрёба высотой 462 метра. Именно он станет самым высоким не только в России, но и во всей Европе. Супертолл «Лахта центра» на 88 метров перерастёт нынешнего европейского рекордсмена – башню «Федерация» в «Москва-сити» – и окажется на 11 месте мирового высотного рейтинга.

Стройка на болоте


Бытует мнение, что Петербург построен на вязких грунтах, и строить небоскрёбы здесь невозможно. Специалисты отвечают: строить можно везде, но нужен хороший расчет. Возведению петербургского супертолла предшествовали полтора года инженерно-геологических исследований. Авторы проекта изучили геологические, геодезические, экологические, историко-культурные особенности участка.

Выяснилось, что слабые грунты составляют только верхний слой. Под ним залегает вендский горизонт – это древнейшие глины, которым 635-540 миллионов лет. Прочные как скальный грунт или бетон, эти глины являются отличной опорой для небоскрёба. Но добраться до них непросто: на пути у строительной техники – отложения ледникового периода в виде гигантских валунов и песчаных супесей с гравием. Комплекс исследований, проведенные расчеты и натурные испытания стали основой для создания конструкции «Лахта центра».

Устройство: основание Сваи и защитная стена От давления и воды в верхних слоях почв фундамент защищает пятигранная подземная конструкция по периметру основания небоскрёба. Её высота – 30 метров, длина стен – более 300 метров. Внутри пятиугольника установлены 264 сваи, уходящие на глубину до 82 метров. Их диаметр – 2 метра. Это самые широкие сваи в мире. Сваи фундамента небоскреба не забивают, а создают прямо на месте — в грунте. Шахту выбуривают, затем устанавливают армокаркас и заливают бетоном. На сваи опирается фундамент небоскрёба. Он состоит из трёх плит, разделенных десятью радиальными стенами, расходящимися «лучами» от ядра. Самая знаменитая из плит – нижняя, толщиной в 3,6 метра. Именно она попала в Книгу рекордов Гиннесса: строители за 49 часов уложили 19 624 кубометра бетона в основание здания. Причем уникальность плиты не в физическом размере, а в методике, которая обеспечивает необходимую несущую способность при оптимальных размерах конструкции. Подробнее о рекорде на площадке «Лахта центра» Каждая свая под башней представляет собой отдельное сложное инженерное сооружение высотой с 30-этажный дом. Контроль за ее строительством – это целая система, включающая опускаемые в шахту камеры видеоконтроля и ультразвуковые датчики, установленные в арматуре каркаса сваи для определения плотности и отсутствия пустот. Проверка под давлением


Вес башни «Лахта центра» составит 670 тысяч тонн, давящих на грунт сравнительно малой площади. Под давлением грунт будет уплотняться, а небоскрёб оседать – как и любое другое здание. Основная задача в том, чтобы эта осадка проходила равномерно и здание не отклонялось от вертикали. Для наблюдения за поведением грунта, подземными конструкциями и их взаимодействием создана система геомониторинга, которая объединяет 4800 датчиков.

Датчики размещены и в грунте, и во всех элементах подземных конструкций башни. Так, 95 датчиков «следят» за вертикальными перемещениями, 40 – за поровым давлением грунта, 336 измеряют деформации в сваях, 10 – давление под подошвой фундамента, 2136 – динамику усилий в конструкциях фундамента. Все датчики объединены в автоматическую систему. После возведения каждых пяти новых этажей башни система выдает полный отчет о том, что происходит с грунтом, сваями, фундаментом. Такие знания полезны не только для строителей, но и для научных исследований.

Управление вертикалью


Осадка может пройти равномерно. Но ведь и само здание может быть построено с наклоном. Это будет неудивительно при высоте почти в полкилометра: не исправленное отклонение в 1 мм внизу приведет к отклонению на 1 метр наверху. «Лахта центр» не может себе позволить сильного отклонения: небоскрёб устойчив «в наклоне», только если специально так спроектирован (как, например, Capital Gate – здание с самым большим наклоном в мире: при 160 метрах высоты – 18 градусов крена). Максимальное разрешенное проектом отклонение ядра «Лахта центра» – 6 миллиметров на все 462 метра. А цель – сместить дельту отклонения к нулю, хотя в мировой практике достичь абсолютного нуля пока никому не удавалось. Как питерскому супертоллу не превратиться в Пизанскую башню? В мире есть примеры зданий, которые успешно существуют в состоянии отклонения от вертикали на метры. Например, церковь 1382 года в Бад-Франкенхуазене : отклонение шпиля от вертикали составляет 4,45 метра при «росте» 25 метров. Устройство: конструкция Небоскрёб нельзя просто построить «насколько хватит кирпичей». Существуют разные системы, которые обеспечивают устойчивость супервысоких зданий. У башни «Лахта центра» она состоит из ядра, аутригеров и несущих колонн по периметру здания. Представляет собой «трубу» диаметром 24,5 метра с толщиной железобетонной стены 0,8 метра. Отвечает за вертикальную устойчивость. Аутригеры расположенные на технических этажах, состоят из кольцевой балки вокруг ядра и идущих от нее диагональных металлических ферм и колонн. Эти элементы передают усилия от ядра на внешние колонны и снижают опорный момент внизу здания, а также придают горизонтальную жесткость – например, гасят раскачивание башни от ветра. Всего аутригеров в башне «Лахта центра» - пять, из которых четыре имеют вид сдвоенных этажей, а пятый – нетипичный, в виде мощной железобетонной «шайбы» Выполнены из композитных материалов – стальной сердечник с железобетонной оболочкой. Такое решение применено впервые в гражданском строительстве в России. Благодаря ему стоимость колонн значительно снижается, а срок возведения сокращается на 40% при прочих равных. Кручёная форма


По словам создателей, башня «Лахта центра» задумывалась как современная интерпретация высотной доминанты, выделяющейся на фоне традиционной горизонтальной застройки Санкт-Петербурга. Её «собратья» – шпиль Петропавловского собора, Адмиралтейская игла, купол Исаакиевского собора – украшают центр города, в то время как новый супертолл станет организующим элементом в стремительно развивающемся Приморском районе. Новому небоскрёбу досталась роль главного акцента делового пространства, которое возникнет на линии «морского фасада» города.

«Форма здания символизирует энергию воды, перетекание пространств, открытость и легкость, – объясняют авторы проекта. – Эффект невесомости и максимального слияния будущего комплекса с окружающей средой будет усилен за счет применения особого типа стекла, благодаря которому в зависимости от времени суток высотное здание будет менять цвет, что создаст ощущение «живого объекта».

Петербургский супертолл – второй в рейтинге небоскрёбов спиралевидной формы, составленном Международным советом по высотным зданиям и городской среде (CTBUH). Первое место занимает Шанхайская башня (высота 632 метра).


Устройство: фасад Башня «Лахта центра» скручивается вокруг своей оси на 90 градусов. В строительстве такого здания есть определённые особенности. Например, из-за расширения, сужения и «кручения» все 189 тысяч составляющих металлоконструкций башни отличаются друг от друга (строго говоря, одинаковых всего две). Также разнятся по форме и изгибу фасадные элементы: 16 505 панелей покрывают площадь 72 500 квадратных метров,при этом 71% стеклопакетов отличаются друг от друга размерами и своей геометрией. Размер каждого стеклопакета 2,8 на 4,2 метра, вес 740 килограммов. Для обслуживания такого прихотливого сооружения разработана специальная система обслуживания фасадов (сокращенно СОФ).С ее помощью фасады будут поддерживаться в чистоте, а при необходимости и ремонтироваться. Как собрать 189000 деталей и ни разу не ошибиться? Задел на будущее


Покорение высоты – это всегда вопрос наличия соответствующих технологий. Лифт, вентиляция, электричество — в своё время именно высотки первыми испытывали все эти «новинки». После успешного старта производство технологий стало массовым: из категории эксклюзивных благ они перешли в категорию минимальных стандартов при строительстве уже типового жилья и общественных зданий.

Возведением небоскрёбов обусловлены разработки современной подъемной строительной техники, изобретение конструкций устойчивости зданий, внедрение новых технологий пожарной безопасности, современных высокопрочных строительных материалов. Высотное строительство – область, где формируется заказ на высокотехнологичные решения, которые затем перейдут в другие сферы нашей жизни.

«Шагающие» механизмы для строительства небоскрёба Петербургский «Лахта центр» активно внедряет технологии – что-то впервые на региональном и российском строительном рынке, что-то – на мировом. Значение этой стройки для строительной отрасли можно будет оценить позже, но уже сейчас видно, как меняется среда: появляются совместные производственные предприятия, растут квалифицированные кадры, поставщики используют новые технические решения – так осваиваются новые высоты в стандартах качества. Студия интерактивных проектов МИА «Россия сегодня» Партнер проекта — АО «Многофункциональный комплекс «Лахта центр»


«Подвиг» петербургских строителей заключается в достижении несущей способности фундамента при минимально возможных размерах. Это стало осуществимо благодаря технологии непрерывного бетонирования.

Когда бетон заливают с перерывами, между старыми и новыми слоями возникают «холодные швы». Это значит – расслоения и снижение несущей способности. Максимальной прочностью обладает абсолютный монолит, меньшей – плита, сделанная как «лоскутное одеяло» или «слоеный пирог».

К заливке нижней плиты готовились заблаговременно, ведь «переделать» работу невозможно. Участники отрепетировали все, что возможно. Например, 13 бетонных заводов-поставщиков тренировались в изготовлении бетонной смеси по уникальной рецептуре до тех пор, пока не достигли её абсолютной идентичности.

Скорость заливки составила более 400 кубометров в час, а миксеры совершили более 2450 рейсов. Процесс был организован так, что о событии местные жители узнали из СМИ – не было ни дополнительной пробки на загруженном Приморском шоссе, ни шума со строительной площадки.

За дельтой отклонения следят геодезисты. В их арсенале семь систем оборудования (оптических и лазерных), дублирование помогает перепроверить показания приборов. Три из семи геодезических систем представлены в России впервые, но успели хорошо себя зарекомендовать на ведущих мировых стройках.

Мировая геодезическая премьера – импульсный высокоскоростной лазерный сканер с двухосевым компенсатором. Прибор впервые используется на строительстве небоскреба. С его помощью строители «Лахта центра» проверяют положение металлоконструкций внутри бетонной среды при изготовлении, например, композитных колонн со стальным сердечником внутри бетонной конструкции.

Для ведения ядра строго вертикальным курсом задействована и «космическая» технология – геодезический прибор Trimble 4D Control. Он использует спутниковый сигнал и систему геодатчиков, установленных на стройплощадке. С помощью показаний GPS и ГЛОНАСС система определяет точные координаты ядра и дельту смещения, которая постоянно корректируется на основании полученных данных.

Для сборки используют BIM – относительно новую для России технологию. Она представляет собой виртуальную трехмерную модель здания, объединяющую все данные проектной документации. При добавлении измерения времени выстраивается виртуальная технология возведения объекта: проекты организации строительства, производства работ, логистики поставок. В «Лахта центре» к стандартному использованию модели добавили еще одно применение. Из-за своей сложной геометрии башня собирается из металлоконструкций, каждая из которых имеет единственно возможное место монтажа. Правильность сборки контролируется, в том числе с помощью BIM. Конструкции, поставляемые на площадку, имеют штрих-коды, связанные с BIM- моделью. Код детали однозначно указывает её место монтажа в общей конструкции.

Про петербургский супертолл строители говорят, что он – «ручной работы». Речь идёт об уникальности решений, а что касается труда – автоматизируют всё, что возможно. Например, для возведения ядра используют систему «скользящей» (автоматизированной) опалубки.

Опалубка – это форма для бетонирования, образованная двумя рядами щитов, пространство между которыми – будущая стена ядра. Бетон заливается между щитами и застывает.

Обычную опалубку нужно раскреплять, переставлять на новое место и собирать заново – гигантская потеря времени и производительности. А автоматическая по мере заливки бетона «передвигается» с помощью гидравлических домкратов.

Подобные самопередвижные инструменты на лахтинской стройке очень любят. По сходному принципу работает ветрозащита на башне – её панели скользят вслед за опалубкой. К «шагающим» механизмам относится кран в ядре башни – первый такого рода в Петербурге.

Все о том, как строится самый высокий небоскреб Европы

Друзья, рады вас приветствовать в блоге «Лахта центра». Вероятно, что раз вы заглянули к нам, то уже что-то слышали о о петербургской «стройке века», как успели окрестить наш проект некоторые СМИ. Впрочем не беда, если нет.



Визуализация проекта «Лахта центр». Санкт-Петербург, Финский залив, 2018 год

Чтобы прийти к общей отправной точке, напомним в двух словах, о чем речь.

Лахта центр – общественно-деловой комплекс, который строится в Петербурге, на побережье Финского залива. Состоит из двух зданий – многофункционального и небоскреба. Небоскреб относится к категории супертоллов, и на момент сдачи в 2018 году достигнет высоты 462 метра, став самым высоким в России, Европе и 11-ым по «росту» в мире.

За время возведения к башне успело приклеиться еще несколько громких титулов и рекордов. Например, заливка нижней плиты фундамента попала в Книгу рекордов Гиннеса, а месяц назад «Лахта центр» занял второе место в глобальном листинге самых высоких зданий скручивающейся формы. Конечно, сбор рекордов – не самоцель, просто «так получилось», как выразился один из наших руководителей. Проект заметный, и его замечают.

Второе здание – многофункциональное (МФЗ), тоже весьма интересно. Наши инженеры и строители считают, что оно конструктивно более сложно, чем башня. Если небоскребы вы наверняка видели, то МФЗ вас точно удивит.

Мы уверены, что возведение небоскребов и современное строительство – дело технологий высоких не только в прямом, но и в переносном смысле. И не обязательно собственно строительных либо архитектурных – масштаб задействованных специалистов из разных областей огромный. К примеру, вы знали, что небоскребы «тестируют» эксперты по аэродинамике? Или что за вертикальностью возведения башни наблюдают с помощью систем спутниковой навигации? Или как решается проблема обледенения? (Мы знаем, что с некоторых небоскрёбов снег сбрасывают лопатами, но применять «лопатную» технологию точно не будем).

Таких вопросов можно обнаружить еще очень и очень много. Об их решениях мы и планируем рассказывать в наших постах. Мы постараемся рассказать о самом интересном из опыта, накопленного за четыре года со старта проекта. Надеемся, что вам будет интересно с нами.


Лахта центр. Памятный снимок на подфундаментной плите (2014, кликабельно)

И немного организационной информации

Материал для постов предоставляется большей частью нашими техническими специалистами. Они же будут готовить ответы, если возникнут какие-то профильные вопросы в комментариях. И поскольку обязанность отвечать на вопросы – приятная, но не основная, на подготовку может уйти некоторое время. Надеемся на терпение и понимание.

По вопросам, связанным с проектом, можно обращаться на почту пресс-службы: press@lakhta.center

Потенциальные подрядчики – добро пожаловать сюда.
Партнеры и операторы разыскиваются здесь.

Читайте также: