Краны манипуляторы установленные на фундаменте

Обновлено: 16.05.2024

Постановка на учет крана манипулятора в Ростехнадзоре, регистрация КМУ

КМУ является опасным производственным объектом. Их эксплуатация и техническое обслуживание строго регламентировано законом. Во избежание негативных последствий для владельца манипулятора, устройство необходимо зарегистрировать в Ростехнадзоре, а также обеспечить квалифицированным штатом и нормативной документацией.

Зачем ставить на учет КМУ в Ростехнадзоре

Основы организации деятельности и обеспечения безопасности на объектах, где используются крано-манипуляторные установки, регламентированы Федеральным законом «О промышленной безопасности на опасных производственных объектов» №116 от 21.07.1997 г.

Порядок и правила эксплуатация КМУ более подробно установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г. №533.

Согласно действующему законодательству, все технические устройства, имеющие грузозахватный орган, стрелу, а также лебедку, стационарно установленные на колесном или гусеничном шасси, независимо от устройства механизма, будь то гидравлика или тросовая система, относятся к устройствам повышенной опасности и подлежат государственной регистрации в реестре опасных производственных объектов Ростехнадзора.

Исключениями (не подлежат регистрации в Ростехнадзоре) являются следующие виды КМУ:

  1. Кму, устанавливаемые на фундаменте;
  2. Кму, предназначенные для учебных целей;
  3. Кму, грузоподъемностью до 1 тонны, с грузовым моментом до 4 тонн включительно;
  4. Кму, предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных механизмов (эвакуаторы автомобилей).

Учитывая столь короткий список исключений, можно сделать вывод, что практически все КМУ, предназначенные для выполнения своих основных функций, связанных с погрузкой и разгрузкой, транспортировкой и подачей груза, подлежат регистрации в органах Ростехнадзора в качестве опасного производственного объекта.

Стоит отметить, что регистрации в органах ГИБДД или Гостехнадзора будет недостаточно, т. к. в этих случаях осуществляется государственная регистрация шасси, на котором установлена КМУ, а не самой установки.

Многие владельцы, эксплуатирующие организации и предприниматели, ошибочно предполагают, что законно «обходят» требования об обязательной регистрации манипулятора в Ростехнадзоре путем настройки ограничителя грузового момента, снижая при этом грузоподъемность до 1 тонны. Снизить грузоподъемность возможно только в случаях реконструкции подъемного сооружения, регулировка ограничителя таковой процедурой не является.

Несоблюдение, а также игнорирование правил государственной регистрации и эксплуатации КМУ может повлечь за собой неприятные последствия в виде значительного административного штрафа, как на рабочих и должностных лиц, таки и на владельца, эксплуатирующую организацию.

  • На водителя – от 2000 до 3000 тыс. рублей;
  • На должностных лиц – от 20000 до 30000 тыс. рублей;
  • На организацию (индивидуального предпринимателя) – от 200000 до 300000 тыс. рублей.

Более того, возможны такие санкции как дисквалификация (аннулирование аттестации) сроком от 6 до 12 месяцев, а также административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Для того чтобы избежать перечисленных выше последствий, и спокойно осуществлять работы с применением технических устройств, оснащенных крано-манипуляторной установкой, потребуется следующее:

1. Разработать и утвердить положение о производственном контроле;
2. Разработать, утвердить и согласовать с Ростехнадзором положение о расследовании причин аварий на объектах;
3. Разработать и утвердить должностные инструкции для рабочих и ответственных (должностных) лиц;
4. Обеспечить наличие аттестованных Ростехнадзором следующих специалистов:

а) ответственный за осуществление производственного контроля;
б) ответственный за безопасность работ с применением грузоподъемных механизмов;
в) ответственный за содержание технических устройств в работоспособном состоянии.

5. У работников на КМУ должны быть удостоверения: оператора (механика/крановщика) и стропальщика;
6. Установка должна иметь паспорт технического оборудования (в случае его отсутствия потребуется оформление дубликата, а также прохождение процедуры экспертизы промышленной безопасности);
7. Обеспечить исправность всех механизмов КМУ, пройти техническое освидетельствование в специализированной организации или на заводе изготовителе;
8. Подать документы на регистрацию КМУ в Ростехнадзор в течение 10 суток с момента ввода в эксплуатацию;
9. Застраховать ОПО от несчастных случаев.

Мы поможем Вам с подготовкой КМУ любой модели к полноценной работе в кратчайшие сроки: проведем необходимые экспертизы, техническое освидетельствование, подготовим локальную документацию и все инструкции, поможем с аттестацией ответственных специалистов, проведем обучение рабочих, зарегистрируем КМУ в Ростехнадзоре без Вашего участия. Быстро, надежно, доступно.

Полезная информация по теме манипулятор

Poleznye statyi o manipulyatorah

Что такое краны манипуляторы, где их используют и как они работают? Классификация манипуляторов. На какие автомобили устанавливаются? Плюсы и минусы манипуляторов.

Содержание: КМУ Furukawa UNIC КМУ FASSI GROUP КМУ Soosan Heavy Ind. Co. Ltd. КМУ компании HIAB КМУ KANGLIM CO.LTD […]

Результатом многовековых исследований и открытий ученых-механиков стали незаменимые в современном мире манипуляторы в комплекте с грузовой техникой!

Куда проще было бы перечислить отрасли народного хозяйства, которые обходятся без услуг вездесущих кранов-манипуляторов. Но… получится ли? Долго пришлось бы […]

Установив на грузовой автомобиль КМУ, люди «научили» его решать широкий спектр дополнительных задач: от погрузо-разгрузочных работ, до монтажа металлоконструкций. Преимущества […]

Аренда спецтехники – весьма востребованная в наши дни услуга. Приобретать специализированные агрегаты в собственность – это, пожалуй, удел компаний, занимающихся […]

И всем требуется кран-манипулятор! Предложений аренды многофункциональных кранов-манипуляторов множество. Как выбрать самое выгодное? Для потребителя определяющий фактор – цена, и […]

В первую очередь необходимо исключить возможные ошибки при выборе манипулятора и оценить условия, при которых будут производиться работы. Для этого […]

. Для экономии вашего времени, после прочтения статьи посмотрите наш бесплатный сервис по расчету аренды манипулятора он-лайн Москва […]

Просматривая объявления об аренде кранов-манитуляторов, вы постоянно наталкиваетесь на принцип расчета стоимости услуг 7+1, согласно которому оплачивается рабочая смена устройства. […]

Часто ли пустуют федеральные трассы и пригородные автодороги? Вряд ли: круглый год «пылят» на стройки самосвалы с гравием, гонят «во […]

Казалось бы: надо перевезти груз – арендуем кран манипулятор, это же так просто! Однако, аренда аренде – рознь. Погрузка и […]

Представьте ситуацию: подобрали вы для строящегося дома прекрасную и довольно дорогую сантехнику и керамическую плитку. Изделий и материалов много – […]

Об удобстве грузоперевозок краном-манипулятором столько написано, что нет необходимости объяснять выгоду услуги – он вам и грузчик, он вам и […]

Каких только технических терминов, определений, и непонятных простому обывателю словосочетаний ни встретишь на просторах глобальной сети! А когда дело доходит […]

Перевозка грузов краном-манипулятором – довольно сложный технологический процесс. Почему к осуществлению этого вида деятельности предъявляются достаточно высокие требования? Во-первых, сам […]

Пластиковые карты и электронные деньги стремительно вытесняют из нашего обихода наличные деньги. «Печалька» для малообразованных воришек – не у кого […]

На этой странице размещены статьи, которые помогут вам, дорогой потребитель правильно выбрать кран-манипулятор для транспортировки грузов. Наша цель – изложить […]

Для того чтобы вам, дорогой потребитель было проще разобраться в специальных терминах и определениях и сделать правильный выбор КМУ, подготовлены эти полезные статьи.

Мы постарались простым и доступным языком объяснить принципы работы кранов-манипуляторов, схемы расчета грузоподъемности борта и стрелы, правила экономического расчета стоимости услуг и многие другие понятия, встречающиеся на подобных ресурсах.

Средства связи и вычислительная техника, скоростные автомобили и океанские лайнеры, «умная» бытовая техника и системы навигации – представляем ли мы свой быт без этого?

Но, даже современному, образованному человеку не дано до тонкостей разбираться в особенностях разнообразных технических средств, окружающих нас. Ведь все эти продукты «технической мысли» создают профессионалы – каждый в своей области.

Еще в XIX веке устами знаменитого острослова Козьмы Пруткова (коллективного псевдонима четырех писателей) была озвучена истина: «Никто не обнимет необъятного»!

А уж в наш-то век высоких технологий мы окружены поистине «необъятным» количеством технических новшеств.

Талантливый и опытный хирург непременно столкнется с определенными трудностями при выборе компьютера, а продвинутый «крутой» хакер может «зайти в тупик» при заказе крана-манипулятора для перевозки партии серверов.

У нас нет секретов от заказчика. В этих статьях содержится правдивая информация о правилах работы на рынке погрузо-разгрузочных работ и грузоперевозок. Наша цель – оказать качественные услуги по справедливой цене и предостеречь вас от ошибок при выборе КМУ.

Надеемся, что здесь вы найдете ответ на любой вопрос, связанный с арендой манипулятора.

Если остались сомнения – звоните нашим менеджерам 8 (495) 227-30-10, они на связи!

Ростехнадзор разъясняет

Ростехнадзор разъясняет

Как и любое технически сложное устройство, кран-манипулятор требует повышенного внимания и должен эксплуатироваться с неукоснительным соблюдением требований нормативного законодательства.

И при покупке крана-манипулятора, и при его эксплуатации, и при заказе аренды часто возникают вопросы правового характера, ответы на которые невозможно найти в технической документации. Источник абсолютно верной информации один – Ростехнадзор.

На этой странице мы подобрали наиболее часто задаваемые вопросы о кранах-манипуляторах.

Ответы специалистов Ростехнадзора на вопросы о манипуляторах

Вопрос

Требуется ли разрешение/регистрация при установке системы дистанционного радиоуправления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т(до 3т)?

Ответ: Нормативными документами не предусмотрено выдача разрешений или дополнительная регистрация при установке системы дистанционного управления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т/до 3т.

Вопрос:

Распространяется ли действие Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» на автоэвакуаторы?

Ответ: В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее – ФНП по ПС), требования настоящих ФНП не распространяется на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых используются эвакуаторы автомобилей.

Однако, в связи с многочисленными запросами в отношении специализированных кранов-манипуляторов, изготовленных в исполнении, исключающим применение съемных грузозахватных приспособлений и предназначенных только для эвакуации автомобилей, а также различным толкованием понятия «навесное оборудование» было принято решение в подпункт «в» пункта 4 ФНП по ПС внести соответствующее уточнение.

На основании изложенного, требования ФНП по ПС не распространяются только на эвакуаторы автомобилей, удовлетворяющие требованиям подпункта «е» пункта 4 ФНП по ПС, а именно: предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений. Также в этом случае изготовителем (представителем изготовителя, уполномоченным лицом) в сопроводительной документации (паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификат, декларация и т.д.) должно быть указано наименование технического устройства «эвакуатор автомобилей».

Вопрос

Разъясните, пожалуйста, необходимо ли ставить на учет кран-манипулятор (автомобильный гидравлический) грузоподъемностью 7 т.?

Ответ: Требования безопасности к опасным производственным объектам, в составе которых находятся в эксплуатации подъемные сооружения, определены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее – ФНП).

В соответствии с п. 147 ФНП перед пуском в работу краны-манипуляторы подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, за исключением кранов-манипуляторов, перечисленных в подпункте з) п. 147 ФНП, а именно: кранов-манипуляторов, установленных на фундаменте, и кранов-манипуляторов грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 т-м включительно.

Таким образом, указанный в Вашем обращении кран-манипулятор грузоподъемностью 7 т на автомобильном шасси подлежит учету в органах Ростехнадзора.

Вопрос:

Подлежит ли снятию с учета в Ростехнадзоре кран-манипулятор, если ему снизили грузоподъемность до 1 т путем настройки ограничителя грузового момента?

Ответ: Для снятия крана-манипулятора с учета в органах Ростехнадзора необходимо провести его реконструкцию, в результате которой будет снижена грузоподъемность и грузовой момент.

Регулировка ограничителя грузового момента для снижения грузоподъемности не является реконструкцией ПС, а, следовательно, после снижения грузоподъемности ПС путем настройки ограничителя грузового момента такое ПС не подлежит снятию с учета в органах Ростехнадзора.

Вопрос:

Предприятием приобретен кран-манипулятор грузоподъемностью 1,83 т и грузовым моментом 3,29 т*м. Подлежит ли кран-манипулятор учету в территориальном органе Ростехнадзора?

Ответ:

В соответствии с требованиями Федеральных нормам и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», если не выполняется хотя бы одно из требований к кранам-манипуляторам, указанным в пункте 148, то такой кран-манипулятор подлежит учету в органах Ростехнадзора, в том числе подлежат учету и краны-манипуляторы грузоподъемностью от 1 тонны и более.

Вопрос:

Требуется ли разрешение/регистрация при установке системы дистанционного радиоуправления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т(до 3т)?

Ответ: Нормативными документами не предусмотрено выдача разрешений или дополнительная регистрация при установке системы дистанционного управления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т/до 3т.

Вопрос: Согласно действующим требованиям промышленной безопасности можно ли назначать в качестве специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением ПС (подъемных сооружений) бригадиров?

Вопрос: Прошу разъяснить порядок аттестации и получения удостоверения персонала, связанного с эксплуатацией подъемных сооружений (крановщиков, стропальщиков и т. д.). Требуется ли участие инспектора Ростехнадзора в аттестации такого персонала.

Ответ: Лицам, прошедшим обучение и успешно сдавшим в установленном порядке экзамены по ведению конкретных работ на объекте, кроме свидетельства выдается соответствующее удостоверение для допуска к этим работам. Квалификационная комиссия формируется приказом руководителя организации, проводящей обучение.
В состав квалификационной комиссии по согласованию включаются представители территориального органа Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору.

При этом требований по участию представителя Ростехнадзора в первичной аттестации обслуживающего персонала (крановщиков, стропальщиков и др.) Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» не установлено.

На основании изложенного участие представителя Ростехнадзора в аттестации обслуживающего персонала не требуется.

Вопрос: Прошу разъяснить порядок продления срока службы ПС не подлежащих учету?»

Ответ: «Эксплуатация ПС, не подлежащих учету в Ростехнадзоре, осуществляется в соответствии с требованиями, действующего на территории Российской Федерации технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 000 и требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС.

Пунктом 168 ФНП по ПС определено, что объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяется руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС.

Продление срока службы ПС, не подлежащего учету осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС (техническое диагностирование, техническое освидетельствование, грузовые испытания и т. п.).

Вопрос: Необходимо ли переоформлять удостоверения по промышленной безопасности, выданные Ростехнадзором, (проходить переаттестацию) при переходе на работу из одной организации в другую?

Ответ: Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца: при назначении на должность; при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей на работе в данной организации требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Таким образом, при переводе или переходе на работу в другую организацию переаттестация по действующим областям аттестации не требуется. Выданные ранее документы об аттестации действительны до конца указанного в них срока.

Вопрос:

Организация выделяет для выполнения строительно-монтажных работ грузоподъемные краны другим организациям, предварительно заключив с ними договор. Несет ли она ответственность за нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, если краны используют на объектах в других организациях?

Ответ. Действующим законодательством предусмотрена передача опасного производственного объекта в аренду с последующей регистрацией в государственном реестре ОПО арендатором, при этом у арендатора должны быть назначены ответственные специалисты, в соответствии с требованиями ФНП по ПС. Грузоподъемные краны могут направляться для выполнения работ в другие организации при наличии у организации, выделившей кран для производства работ, специалистов и обслуживающего персонала. Согласно пункту 125 ФНП по ПС в редакции приказа № 146 эксплуатирующая организация должна определить порядок выделения и направления самоходных ПС на объекты согласно заявкам сторонних организаций. При этом ответственность за обеспечение требований промышленной безопасности при работе ПС несет организация, выделившая ПС для работ.

Вопрос:

Автотранспортное предприятие приобрело в собственность 2 автомобиля марки «КАМАЗ» с кранами – манипуляторами. Необходима ли регистрация опасного производственного объекта, если крановые установки не стационарные.

Ответ: Согласно пункту 146 ФНП регистрации подлежат только те ОПО, где эксплуатируются краны-манипуляторы (за исключением кранов — манипуляторов грузоподъемностью до 1тонны. и с грузовым моментом до 4тоннометра включительно), подлежащие учету в органах Ростехнадзора, которым в установленном порядке предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре ОПО.

ОПО в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов» от 21.07.1997 № 116- ФЗ. являются предприятия, их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в пункте 3 приложения 1 к № 116-ФЗ, где сказано, что к категориям ОПО относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. Стационарно установленными грузоподъемными механизмами являются: грузозахватный орган крана-манипулятора, стрела крана-манипулятора и грузовая лебедка крана-манипулятора.

Подведем итог:

Если у вас возникают сложные вопросы о порядке эксплуатации крана-манипулятора, или недоразумения правового характера, не стоит искать ответ у «бывалых» манипуляторщиков и в интернете. За разъяснениями следует обращаться в Ростехнадзор – вот тогда вы будете уверены, что поступили абсолютно правильно и не нарушили ни один законодательный акт.

Выбрать подходящий манипулятор поможет менеджер.

Постарайтесь дать полную информацию о параметрах груза и условиях работы.

Нужно ли регистрировать манипулятор в Ростехнадзоре

Кран-манипулятор – разновидность крана стрелкового типа, служащая для проведения строительных работ, транспортировки грузов, проведения демонтажно-монтажных работ. Конструкция крана-манипулятора состоит из краноманипулятрной установки (КМУ), монтируемой на транспортное средство либо на фундамент. Грузоподъемность КМУ составляет от 100 кг до 30 тонн.


Какие манипуляторы не подлежат регистрации

Площадки, где используются подъемных механизмы и сооружения, относятся к объектам повышенной опасности. Правила эксплуатации КМУ на таких площадках регламентируются ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

Согласно п. 147 ФНП, не нуждаются в регистрации следующие типы крановой техники:

  • Манипуляторы, эксплуатируемые с установкой на фундамент.
  • Краны, грузоподъемность которых составляет до 1 тонны включительно, а также краны, чей грузовой момент не превышает 4 тоннометров.
  • Манипуляторы, используемые в учебных целях.
Управлять краном-манипулятором могут только лица, имеющие удостоверение категории С. Если установка смонтирована на автомобиле с прицепом, водителю потребуется удостоверение категории E.

Что нужно для прохождения регистрационной процедуры

Если кран-манипулятор попадает в категорию техники, нуждающейся в регистрации, для постановки его на учет необходимо:

Что такое кран-манипулятор. Технические характеристики. Виды.

Кран-манипулятор — спецтехника широкого профиля, предусмотрена для разнообразных работ, связанных с погрузкой, выгрузкой, перемещением груза на высоту, в ямы, с транспортировкой.


Что собой представляет кран-манипулятор

Сердце машины — крано-манипуляторная установка, в аббревиатуре КМУ. В зависимости от конструкции крана, она размещается на базе автомобиля или устанавливается как стационарное оборудование. Вес установки в большинстве случаев не превышает ¼ части от установленной грузоподъемности используемого вспомогательного ТС. Это имеет значение для эффективного использования автотранспорта при перемещении груза и общих погрузо-разгрузочных работ.

КМУ — это специальное устройство для манипуляций с грузами разного уровня сложности. Конструкция состоит из:

  • рабочей стрелы;
  • опоры (рамы);
  • системы для захвата груза (крюка);
  • рычагов и сигнализации для контроля и управления.


Подключение к работам такой техники на объекте минимизирует затраты времени и денег. Во-первых, основную часть работ можно проводить без привлечения грузчиков, управляя КМУ дистанционно пультом. Во-вторых, одной установки на базе ТС достаточно, чтобы выполнить основные задачи, связанные с погрузо-разгрузочными работами и перемещением груза без аренды и расходов на дополнительную технику и транспорт.

Установка на базе ТС полностью справится с погрузкой, перевозкой, выгрузкой груза на объекте, в том числе, на территориях с ограниченным пространством или подъездными путями.

Как работают краны-манипуляторы

Колесная база для КМУ может быть самой разной, от обычных автомобильных шасси до гусеничной. Вместе с тем, именно первые наиболее востребованы на объектах и для аренды. Для этого есть как минимум три причины. Такие КМУ:

  • многофункциональные;
  • удобные;
  • маневренные.

Выражение: "Сам гружу и сам вожу" идеально описывает принцип работы и универсальность использования установки на ТС. Автомобиль, на базе которого установлена КМУ, заменят собой сразу две единицы техники: кран и машину для доставки. Еще раз отметим, что это серьезная экономия времени и денег при организации работ в сфере строительства, ремонта, реконструкции, грузо-перевозочных и пр.


Кроме того, КМУ на автомобильных шасси — единственно возможный вариант для участков с ограниченной площадью и сложной геометрией. То есть, там куда въезд обычному автокрану закрыт.

Для чего подходят

КМУ на транспортном средстве или стационарного типа эффективно справляется с задачей по механизации манипуляций, связанных с грузом на территории, в том числе, с подъемом вверх или опусканием в яму, траншею, колодец. Удобство использования установки объясняется отсутствием необходимости в подключении к процессу дополнительных машин. Кран грузит, машина, на которой он установлен, перевозит. Это удобно и дешевле чем другие способы доставки.

Ограничений практически нет. Краны-манипуляторы доставляют грузы почти всех типов, в том числе, упакованные в контейнеры и уложенные на поддоны.

Можно ли пользоваться КМУ для перевозки нестандартных грузов Вполне. Машина с установкой на борту справится с длинномерами, металлом, станками, стеклом, деревом и даже строительными бытовками, а также требующими ремонта легковыми автомобилями.


Кроме этого специальные, оборудованные кранами машины, подходят для выполнения работ в сфере:

  • малоэтажного строительства;
  • монтажа и ремонта высотных зданий;
  • коммунального хозяйства;
  • на территориях с ограниченными условиями для использования спецтехники.

Последний пункт особенно важен, учитывая, что альтернативы крану-манипулятору может просто не быть.

Варианты рабочих органов

У кранов-манипуляторов в комплекте всегда есть сменное оборудование, где каждый рабочий орган предназначен для того или иного вида работ. Например, если это гидравлические захваты, то их лучше использовать для штучных предметов или контейнеров.


Сыпучие материалы или мелкокусковой грузят с помощью грейферов, а рулоны поднимают и перемещают специальными захватами. Для людей предусмотрена съемная безопасная люлька, для работы с поддонами — вилочные подхваты. Есть также вариант и для бордюрного камня — грузозахваты и пр.

Технический ликбез

Выбор КМУ для работ на объекте напрямую зависит от модели, соответственно, набора характеристик, отвечающих за функционал и производительность. Из основных стоит выделить:

  • данные о вылете стрелы;
  • грузоподъемность;
  • минимальные значения поворотного R установки;
  • число граней стрелы;
  • тип телескопирования стрелы, влияющий на порядок выдвижения секций.

КМУ на базе ТС, оцениваются также и по техническим характеристикам последнего. Важными являются показатели грузоподъемности и опор. От них будут зависеть возможности установки и самого автомобиля для работы с теми или иными видами груза.

Перед тем как определиться с выбором нужно изучить полный перечень технических характеристик, провести анализ грузовысотной диаграммы. Именно по ней получится определить возможности установки.


Как классифицируются по грузовому моменту и уровню грузоподъемности

КМУ условно разделяют на три категории в зависимости от уровня грузоподъемности:

  • мини краны (менее 1 т);
  • средние (до 10 т);
  • тяжеловесы (от 10 т).

Несмотря на то, что грузоподъемность имеет ключевое значение при выборе типа установки, кроме нее нужно объективно оценить не менее важный момент — зависимость максимально возможного веса груза от вылета стрелы. Речь идет о грузовом моменте. Без анализа его показателей принимать решение о целесообразности использования модели КМУ не имеет смысла.

Как определить грузовой момент установки, если информации о нем нет в технической документации Все просто. Достаточно вычислить произведение данных о вылете стрелы и грузоподъемности установки. Единицы измерения — кНм/тм.

Официально КМУ по этому параметру не классифицируются, поэтому вычислять данные нужно самостоятельно, либо доверить этот пункт производителям. Так, например, австралийский бренд Palfinger для классификации собственной техники выделил 3 группы в зависимости от грузового момента. Минимальные показатели до 3,9 тм характерны для легких КМУ, максимальные доходят до 150 тм.


В каждой компании собственная индивидуально определенная классификация крано-манипуляторных установок по показателям грузового момента, поэтому перед тем как сделать выбор, нужно ознакомиться с данными производителя.

Что нужно знать о стреловой системе кранов-манипуляторов

В кранах-манипуляторах реализовано всего 2 модели стрелового оборудования:

Шарнирное работает на жесткой подвеске, тогда как в канатной системе подвеска гибкая. Второй вариант целесообразно применять для работы с лебедкой и расположенной на ней грузовым крюком. Жесткая подвеска используется в случаях, когда крюк находится на оголовке стрелы.

По типу выдвижения стреловое оборудование делят на два вида.

Z-образная стрела у КМУ

Первый вариант — стрела в форме буквы Z. Именно этот вариант стрелового оборудования выбирают большинство европейских производителей специальной техники. Альтернативное название — "коленчатая" или же шарнирно-сочлененная система.


Стреловое оборудование в таких моделях складывается в нескольких местах, как правило, крепится в задней части водительской кабины или же в зоне заднего свеса кузова. Во время транспортировки стреловое оборудование этого типа крепится поперек базового ТС.

Преимуществ у оборудования достаточно, но основное — в компактности. В сложенном виде стрела занимает так мало места, что практически все пространство кузова остается пригодными для транспортировки груза. Кроме того несколько колен стрелы увеличивают возможности для перемещения грузов в сложнодоступные места, в том числе, через всевозможные преграды, например, заборы или на верхние этажи сооружений.

Из минусов стоит выделить главный: риски серьезной перегрузки передней оси ТС, например, если установка находится за водительской кабиной основного авто, а также необходимость в использовании практичного и дорогого шасси. Кроме того, могут возникнуть сложности в процессе из-за ограниченного пространства.


Несмотря на видимые недостатки, сама возможность выбора шарнирно-сочлененного типа оборудования для работы на участке позволяет практично решать даже сложные задачи, особенно, когда речь идет о перемещении негабаритных и тяжеловесных грузов.

Стреловое L-образное оборудование

Такой тип оборудования используют преимущественно азиатские бренды. Особенность системы в телескопической прямой стреле с тросом для крючкового механизма. На базе транспортного средства преимущественно вся КМУ в компактном виде фиксируется над кузовом вдоль рамы авто или же над водительской кабиной.

Прежде чем выбирать КМУ с таким типом стрелы, нужно изучить параметры используемой лебедки.


К преимуществам L-образного оборудования относятся:

  • функциональное распределение веса установки на заднюю часть базового автомобиля, что предотвращает риск перегрузки его передней части во время выполнения работ;
  • высокую производительность;
  • точность в работе.

Из минусов стоит отметить:

  • некоторые ограничения при перевозке сыпучих грузов навалом, если установка крепится над кузовом;
  • невозможность проводить работы на участках с препятствиями для движения стрелы.

Максимальных показателей эффективности использования оборудования достигают в условиях погрузки и разгрузки тяжеловесных, но негабаритных грузов.

Рычажное управление

Управление системами построено на использовании рычагов, где у каждого своя функция. Отдельные рычаги отвечают за движение стрелы, установку опор, перемещение троса и пр. Для удобства на многих моделях техники рычаги расположены у основания стрелового оборудования по обеим сторонам от КМУ.


Не исключены варианты размещения рычагов управления в верхней части стрелы вблизи кресла оператора. Современные модели укомплектованы пультами управления для максимально удобных и безопасных работ с управлением техникой на расстоянии.

Аутригеры

Опоры предусмотрены для обеспечения устойчивости базового автомобиля во время работы. Аутригеры выдвигаются в процессе перемещения, подъема или выгрузки грузов, задвигаются обратно после окончания работ при транспортировке и движении автомобиля.

Опорную систему различают по типу выдвижения. Гидравлические опоры выдвигаются за счет подключения к процессу компактных гидроцилиндров, которые в свою очередь работают от гидромотора КМУ. У кранов с такой системой опор наиболее высокие показатели грузоподъемности.


Механические аутригеры приводятся в движение вручную с фиксацией на месте после установки КМУ.

Безопасность кранов-манипуляторов

За безопасную эксплуатацию механизмов отвечают узлы безопасности, к которым относятся:

  • датчик регулировки вылета стрелы;
  • сигнализация (звук и свет);
  • датчик контроля нагрузки;
  • клапаны-предохранители.

База для установки

Речь идет прежде всего о выборе шасси для размещения установки. Прежде чем принять решение, целесообразно проанализировать местность, где намечено проведение работ и сложность (многоуровневость) задачи.

Лидеры производства

На рынке представлены модели спецтехники брендов РФ и мира. Из российских представителей наиболее известны ЗАО "БАКМ" и ЗАО "Инман", кроме них на рынок поставляют качественную технику бренды, упомянутые выше, Palfinger, Amco Veba из Италии, HIAB, японская компания UNIC и другие.


Производитель ЗАО "БАКМ" специализируется на выпуске производительных и миниатюрных кранов-манипуляторов. Производственные мощи сосредоточены в Подмосковье, Балашихе.

ЗАО "Инман" поставляет на рынок модели кранов преимущественно с Z-образным механизмом стрелы с использованием импортных комплектующих ведущих производителей из Европы. Для повышения жесткости стрелового оборудования используется прочный и надежный шестигранный профиль.

Бренд HIAB лидирует на мировом рынке, выпускает наиболее широкий модельный ряд установок для работы в экстремальных условиях с перепадами температур.

Бренд Amco Veba сосредоточился на производстве техники для универсальных работ, с обратным стреловым оборудованием и упрощенных моделей.

Производитель держит под контролем качество и уровень безопасности техники, о чем напоминает в слогане о максимальной безопасности при такой же производительности.


Бренд UNIC поставляет краны-манипуляторы более чем в 100 стран мира. Техника японского бренда отличается технологичностью и точностью работ при максимально возможных показателях производительности и грузоподъемности, однозначно не уступает моделям европейских трендов.

Преимущества

Очевидное достоинство описанной выше техники — многофункциональность. Кран и машина для транспортировки — это удобно и выгодно. Кроме того, КМУ работают с разными типами грузов, включая сыпучие, контейнеры или паллеты без привлечения дополнительной техники.

Возможность дополнительно установить на крано-манипуляторную установку сменное оборудование, например, люльку или ковш для траншейных работ, повышает эффективность эксплуатации техники в несколько раз.

Монтаж крано-манипуляторного механизма возможен практически на все виды грузового транспорта с подходящими для определенного вида работ и особенностей местности шасси. Достаточно подобрать тип транспорта с учетом грузоподъемности и загруженности участка с целью максимально экономичного и безопасного использования.


К преимуществам техники стоит отнести также массу и габариты, гораздо более компактные по сравнению с аналогичной спецтехникой, доступные тарифы на проведение работ, в том числе, транспортировку грузов. Бесспорным достоинством является подключение установки к двигателю ТС и возможность дистанционного управления.

Вывод

Надеемся, что полный обзор технических характеристик, модельного ряда, устройства и принципа работы кранов-манипуляторов с описанием достижений наиболее известных брендов в этой сфере поможет вам сделать правильный выбор.

-->Грузоподъемные механизмы (далее – ГПМ, ПС), перечисленные в п. 3 федеральных норм и правил «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения», подлежат учету в органах Ростехнадзора. Исключения составляют ГПМ, указанные в п. 148 ФНП.

1. Постановка на учет в качестве технических устройств.

Согласно п. 146 ФНП по ПС, регистрации подлежат только те ОПО, на которых используются ГПМ, подлежащие учету в Ростехнадзора как технические устройства.

Какие ГПМ подлежат учету в Ростехнадзоре

Нужно ли вам регистрировать ГПМ? Ответ на этот вопрос можно найти самостоятельно. Следует изучить п. 3-4 и п. 148 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533).

Ниже в таблице дан перечень основных типов ГПМ и указана необходимость их регистрации в Ростехнадзоре.

  • краны, применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике;
  • краны, применяемые на объектах использования атомной энергии, а также оказывающие влияние на ядерную и радиационную безопасность;
  • краны с ручным приводом;
  • краны, установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах;
  • краны, предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием;
  • краны для подъема створов (затворов) плотин без осуществления зацепления их крюками;
  • краны-манипуляторы, используемые в технологических процессах.

Как зарегистрировать ГПМ в Ростехнадзоре

Постановка ГПМ на учет в качестве технического устройства

  • Реквизиты владельца ГПМ.
  • Сведения из паспорта ГПМ (зав. №, г/п, тип, марка, изготовитель, дата изготовления и т.д.).
  • Сведения об назначении 3-х ответственных специалистов (с реквизитами протоколов об аттестации по промышленной безопасности).
  • Сведения о наличии ППК.
  • Реквизиты полиса обязательного страхования ОПО и т.д.

3. Оригинал паспорта ГПМ (по требованию Ростехнадзора).

4. Сертификат соответствия на ГПМ (по требованию Ростехнадзора).

5. Копии протоколов аттестации специалистов по промышленной безопасности (по требованию Ростехнадзора).

6. Копия полиса обязательного страхования ОПО (по требованию Ростехнадзора).

7. Юридические документы компании-заявителя (по требованию Ростехнадзора).

Специалист Ростехнадзора в течении 14 дней проверяет указанный выше пакет документов на комплектность, достоверность, правильность оформления и соответствие действующему законодательству в области промышленной безопасности.

По итогам проверки принимается решения о постановке ГПМ на учет либо о возврате документов с замечаниями. При положительном решении ГПМ получает уникальный, состоящий только из цифр, регистрационный номер (не путать с рег. № ОПО). Регистрационный номер не имеет срока действия. Он сопровождает ГПМ в течение всего периода его эксплуатации одной организацией.

Если владелец ГПМ меняется, то новая эксплуатирующая организация должна регистрировать его на себя, в том числе заново ставить на учет. При этом ГПМ присваивается новый регистрационный номер.

  • при утилизации;
  • при передаче другому владельцу;
  • при переводе в разряд не подлежащих учету.

Второй частью процедуры является регистрация ГПМ как опасного производственного объекта (ОПО) с присвоением IV класса опасности. О том, что для объектов с ГПМ нужна регистрация ОПО, говорят Приложения №1 и №2 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ.

Организация, эксплуатирующая (именно эксплуатирующая) ГПМ, подает в Ростехнадзор пакет следующих документов:

1. Заявление по форме Приложения № 3 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 (можно скачать на сайт территориального управления ФСЭТАН).

2. Сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах), по форме Приложения № 4 Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 (можно скачать на сайт территориального управления ФСЭТАН).

3. Копии документов, подтверждающих право владения ОПО (договор купли-продажи, аренды, лизинга и т.д.).

4. Копия полиса на обязательное страхование ОПО (по требованию Ростехнадзора).

5. Паспорт ГПМ (по требованию Ростехнадзора).

6. Юридические документы заявителя (по требованию Ростехнадзора).

  • Свидетельство о регистрации ОПО.
  • Согласованные Ростехнадзором Сведения, характеризующие ОПО.

1. Положение о производственном контроле (ППК).

2. Положение о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ).

3. Полис обязательного страхования ОПО.

4. Проекты производства работ (ППР) и технологические карты (ТК).

5. Протоколы аттестации руководителей и специалистов в области промышленной безопасности (А.1 + Б.9.31 или Б.9.32 и т.д.).

6. Должностные инструкции и приказы о назначении:

- ответственных за организацию и осуществление производственного контроля;

- ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;

- ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

7. Производственные инструкции и приказы о назначении (приказы о допуске к самостоятельной работе) крановщика (оператора), стропальщика и других рабочих ОПО.

Читайте также: