Конституция правовой фундамент социальной работы

Обновлено: 17.05.2024

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

    Конституционно-правовые основы социальной работы в Российской Федерации

    Профессия «социальный работник» была внесена в России в национальный реестр профессий в 1991 г., и с этого момента обрела официальный статус профессиональной деятельности. В этом же году в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих дополнительно были внесены характеристики 5 категорий социальных работников:

    - «специалист по социальной работе»,

    - «социальный педагог»,

    - «педагог-организатор»,

    - «заведующий отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам»,

    - «социальный работник».

    Содержание социальной работы, ее смысл отвечает Конституционным принципам и всей социально-политической стратегии развития современного российского государства и гражданского общества. В Конституции РФ, в его преамбуле и других важнейших статьях, закреплены основные ориентиры и идейные принципы российского государства, высшей ценностью которого провозглашается человек, его интересы и потребности. Российская Федерация провозглашается социальным и правовым сообществом и государством, стратегически ориентированным, на создание достойных условий жизни всех его граждан независимо от их национальной, религиозно-конфессиональной принадлежности.

    Конституция РФ. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

    В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.)

    Для реализации этих задач создан конституционный механизм защиты прав, свобод граждан, функциональным основанием которого служит государственная социальная политика правительства РФ, обеспечивающая реализацию основных социально-экономических и культурных потребностей и интересов различных групп и категорий граждан как через систему социальных органов управления и попечительства, так и через активную деятельность общественных и корпоративных структур, частную инициативу людей. В целом ряде статей Конституции (37, 38, 39, 40, 41 и др.) закреплены социальные права граждан - Право на труд и отдых; на охрану семьи, материнства, заботу о детях; Право на социальное обеспечение и защиту от безработицы; Право на жилье; Право на медицинское обеспечение и обслуживание; Право на здоровую природную среду и др. ).

    Разработка и осуществление социальной политики и социального обеспечения граждан находится в ведении Правительства РФ, которое организует, координирует, направляет путем нормативно-творческой и административной деятельности всю сферу реализации социальной работы в РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях.

    С принятием Концепции развития системы социального обслуживания населения Российской Федерации (август 1993 г.), по сути, произошел отход от принципов социалистической социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах.

    Таким образом, Российское государство:

    - во – первых, определяет, фиксирует на уровне Конституции социальные приоритеты и стандарты развития общества, граждан;

    - во-вторых, разрабатывает социальную стратегию или социальную политику в сфере реализации всего спектра социальных и культурных потребностей;

    - в-третьих, создает систему механизмов, структур, обеспечивающих практическое решение социальных задач, гарантии эффективной социальной защиты всех граждан, особенно, наиболее уязвимых категорий общества;

    -в-четвертых, предусматривает формирование механизма стимулирования социальной деятельности всех здоровых общественных, частных, индивидуальных сил для оказания практической помощи всем индивидам, нуждающимся в дополнительной помощи со стороны для создания и сохранения режима попечения для всех слабых и незащищенных групп и индивидов.

    С начала 90-х годов в РФ были приняты целый ряд законов и нормативных актов (решений Президента, Правительства, постановления органов власти всех субъектов федерации), в которых были утверждены нормы и требования по развитию системы социального служения, социального обслуживания населения страны, специфических категорий граждан (инвалидов, ветеранов, пенсионеров, многодетных семей и др.); была расширена и продолжает свое становления система учреждений, служб, организаций по решению социальных вопросов, обеспечению социальных потребностей граждан. Интенсивно развивается система адресной социальной помощи наиболее уязвимым индивидам, группам.

    Становление в России специализированного вида социальной работы, оказания социально-медицинской помощи, концептуально обозначено и закреплено нормативно-правовой базой, основанной на международном праве и международных стандартах.

    К нормативно-правовым актам международного уровня, на которые опираются идеология и практика социальной работы в России, относятся документы обобщающего социально-правового характера:

    - Всеобщая декларация прав человека. ООН 1948 г.;

    - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

    - Декларация социального прогресса и развития 1969 г.;

    - Декларация о правах инвалидов 1971 г.;

    - Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990 г.;

    - Конвенция и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, 1993 г.;

    - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ООН, 1979 г.;

    - Конвенция о правах ребенка, ООН, 1989 г.;

    - Международная программа действий в интересах пожилых людей, 1995 г.;

    - Профессионально этический кодекс социальных работников МФСР, 1994 г.

    Важным политическим документом для развития основных положений медико-социальной помощи являются Алма-Атинская декларация 1978 г. и Оттавская Хартия укрепления и сохранения здоровья, подписанные представителями России, в которых было отмечено, что проблема оказания медицинской помощи населению может быть решена с учетом не только органов здравоохранения, но и других социальных служб.

    2. Нормативные основы, требования и задачи профессиональной деятельности социальных работников в РФ.

    Непосредственный процесс создания нормативной базы современной социальной работы и социального обслуживания в России разворачивается с момента распада СССР.

    В 1992 году Правительством России принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих:

    «О государственных пенсиях РСФСР»,

    «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.),

    «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.),

    «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.),

    «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.),

    «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других.

    Всего с 1991 г. по 1992 г. было принято 25 законов, направленных на защиту граждан. В области охраны материнства и детства принимаются специальные указы Президента и постановления Правительства.

    Важнейшими из них являются Указы Президента РФ 90-х гг.:

    «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»,

    «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др.

    Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас.

    В 1993 г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся граждан явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием.Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности.

    (По сути дела, российское государство возвращается к страховой системе, существовавшей когда-то в СССР. Отличие новой системы страхования от старой заключается в том, что отчисления средств в государственный страховой фонд осуществляют не только государственные структуры, но и предприятия с другими формами собственности). Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования.

    В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

    В области пенсионного обеспечения предусматривались индексация пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства - совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.

    В 1994 г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства Российской Федерации был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и др. вопросами.

    В 1993 – 1995 гг. реализуются различные федеральные программы. Так, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В 1994 г. курс оздоровления прошли более 40 тыс. детей-инвалидов.

    В этом же году (1994) утверждается федеральная программа «Дети России».

    Она включала в себя серию целевых программ: «Дети инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания». В состав целевых программ были включены дополнительные программы — «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев».

    Предполагалось, что средства на эти программы могут привлекаться из бюджетов субъектов РФ, а также российских и зарубежных неправительственных организаций.

    В мае 1995 г. выходят федеральные законы:

    «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,

    «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации».

    Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др. Таким образом, государство определилось в объектах обязательной помощи, в тех видах услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.

    За время существования нового российского государства были разработаны и приняты несколько десятков Национальных стандартов социального обслуживания населения.В их число вошли такие наиболее важные стандарты как:

    ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Основные термины и определения»,

    ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»,

    ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг»,

    ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения»,

    ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания»,

    ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания».

    Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального развития).

    Постановлением правительства РФ от 26 декабря 1991 г., на министерство возлагалась не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также организация пенсионного обеспечения граждан, материально - бытовое обслуживание граждан, организация протезно-ортопедической помощи инвалидам, медико-социальная экспертиза. Правительство взяло курс на развитие коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществление внешнеэкономической деятельности.

    Наряду с традиционными функциями Министерства появляются и новые, связанные с коммерческой деятельностью и социальной защитой. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию». Устранению причин и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб.

    Статья 7

    1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Правовые аспекты социальной работы


    Конституция Российской Федерации, как правовая основа социальной работы

    Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством и определяет нормативные и правовые элементы формирования и осуществления мероприятий социальной деятельности с населением страны. Конституция Российской Федерации фиксирует большую категорию социальных возможностей, включая права любого гражданина страны на труд, обучение, общественные гарантии, на охрану здоровья и прочие права.

    Российская Федерация таким же образом фиксирует собственные обязательства по охране детства, материнства, отцовства, обязуется выплачивать пенсионные оплаты, в том числе социальные помощи и прочие виды поддержания населения страны. Конституция России гарантирует право обретения общественных прерогатив и высвобождение от определённых обязательств определённых групп граждан для возрождения общественного равноправия и законности.

    Данные возможности и госгарантия их осуществления предоставляют в дальнейшем государству организовать ключевые ориентации в социальной политике, механизмом осуществления которой считается социальная деятельность.

    Замечание 1 Конституция Российской Федерации вкладывает правовой фундамент социальной деятельности, и её подробное определение производится в государственных законодательных и прочих нормативных и правовых актах государственных организаций, а также в региональных законодательных актах и местных законах.

    Государственное законодательство в области социальной деятельности

    Государственное законодательство определено государственными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Не нашли что искали?

    Просто напиши и мы поможем

    Нужна помощь

    Самыми масштабными государственными законодательными актами в сфере социальной деятельности являются:

    1. Федеральный законодательный акт № 442 «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» – нормативный акт, регулирующий деятельность государства и негосударственных организаций, направленную на оказание социальной помощи населению. Законодательный акт вступил в действие 01.01.2015 г.;
    2. Федеральный законодательный акт от 24.07.1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», в котором регламентированы основные принципы осуществления и госгарантии прав и законодательных интересов детей соответственно, формирует структуру экономическо-социальных, психологических, педагогических и других мероприятий, содействующих исполнению прав ребёнка и его правильному формированию. Права ребёнка в России регламентированы также Семейным кодексом Российской Федерации;
    3. Федеральный законодательный акт от 24.04.2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве», регулирующий структуру отношений, связанных с назначением опеки, попечительства, установлением детей-сирот, а также детей, оказавшихся без попечения их законных опекунов, наблюдением за их собственностью, их правами и обязанностями, деятельность органов опеки и так далее. Данный закон вступил в силу 1 сентября 2008 года;
    4. Федеральный законодательный акт от 12.01.1995 г. № 5 «О ветеранах», устанавливающий правовые гарантии социальной защиты ветеранам, фиксирует группы и виды осуществления социальной помощи;
    5. Федеральный законодательный акт от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий социальные отношения в сфере приобретения образования;
    6. Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», регламентирующий осуществления целенаправленной социальной деятельности в части многодетных семей.

    Международные правовые нормативы в сфере социальной деятельности

    Действующие в Российской Федерации законы в сфере социальной деятельности соответствуют нормативам международных правовых актов в сфере социальной политики, закладывающие основы принципам, кроме всего прочего и в Российской Федерации. Формирование социальной деятельности в мировом сообществе прошло длительный путь, и по данной причине располагает большим количеством документации, которая регулирует работу международных органов, реализующих одну из ориентаций социальной деятельности. В том числе, документация регулирует тенденции социальной политики стран, утвердивших данную международную документацию.

    Замечание 2 Самой важной международной документацией в сфере осуществления социальной деятельности считается Декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия, Конвенция о правах инвалидов, Конвенции Международной организации труда.

    Конституционные законы Российской Федерации говорят о согласованности её нормативных документов стандартам международного права в сфере защищённости прав людей. А именно, Конституция Российской Федерации обеспечивает гражданам права и свободы, которые провозглашены в Декларации прав человека: право на жизнь, свободу, охрану здоровья, на труд и другие индивидуальные права людей. Международный пакт об экономических, социальных, а также культурных правах вкладывает фундамент структуры социальных гарантий, а социальная хартия Европы – фундамент социального обслуживания.

    Сложно разобраться самому?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Есть смысл заметить и иную определённую документацию международных органов в сфере социального формирования сообщества, задачи которых соответствуют задачам социальной деятельности. Одной из ключевых документаций в сфере социального формирования общества считается Декларация социального прогресса и развития Организации Объединённых Наций.

    Соответственно нормативам данной документации, все люди, независимо от цвета кожи, этнического происхождения, расы, социального статуса и так далее, имеют правом на жизнедеятельность в пристойных условиях и свободно. В том числе, страны обязаны гарантировать жителям собственного государства право использовать достижения социального развития.

    Замечание 3 В дальнейшем утверждена Копенгагенская декларация о социальном развитии Организации Объединённых Наций, смысл которой состоит в потребности гарантий социального прогресса и законности для поддержки мирного сосуществования и устойчивого становления в мире вообще, и в государствах, в особенности.

    Юридические моменты социальной деятельности имеют социальное предназначение во время основания и процесса структуры осуществления социальной поддержки, и осуществляют одну из главных ролей в инструменте деятельности служб социальной работы:

    1. Право предоставляет обеспечение социальных прав, свобод и гарантий, в том числе осуществляет поддержку при переходе социального обслуживания с принципа элементарного обеспечения к приемлемому;
    2. Обеспечивает возможность повторять опыт социальных органов в предоставлении социальных услуг, требуемых для устойчивой удовлетворенности интересов и потребностей, нуждающихся в социальных услугах;
    3. Право предоставляет способность регулирования социальных технологий, типов социальных услуг и их форм;
    4. Право устанавливает ключевые принципы формирования обмена данными внутри структуры социальной деятельности, а также меж клиентом и социальными органами.

    Не нашли нужную информацию?

    Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

    Гарантия низких цен

    Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

    Доработки и консультации включены в стоимость

    В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

    Вернем деньги за невыполненное задание

    Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

    Тех.поддержка 7 дней в неделю

    Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

    Тысячи проверенных экспертов

    Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

    Новых заказов каждый день

    computer

    Гарантия возврата денег

    Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
    Только не у нас!

    Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

    Гарантия возврата денег

    В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

    Основы конституционного строя Российской Федерации

    Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

    Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

    Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

    • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
    • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
    • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

    Конституция РФ состоит из:

    • вступительной части (преамбулы),
    • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
    • второго раздела.

    Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

    Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

    «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

    Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

    Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

    Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

    • приоритет человеческих прав и свобод;
    • народовластие;
    • полнота суверенитета Российской Федерации;
    • равноправие субъектов РФ;
    • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
    • экономическая свобода;
    • разделение властей;
    • гарантии МСУ;
    • идеологическое многообразие;
    • политический плюрализм (принцип многопартийности);
    • приоритет Закона;
    • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
    • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

    Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

    Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

    Правовой статус человека и гражданина

    Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

    Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

    Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

    Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

    Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

    1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
      • право на жизнь,
      • право на имя,
      • неприкосновенность личности,
      • свобода передвижения и выбора места жительства,
      • неприкосновенность жилища,
      • запрет принудительного труда,
      • тайна переписки,
      • достоинство личности,
      • свобода совести и вероисповедания.

    2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
      • равенство всех перед законом,
      • свобода слова и печати,
      • свобода собраний,
      • свобода союзов,
      • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

    3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
      • право на труд,
      • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
      • право на социальное обеспечение,
      • право на жилище,
      • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
      • право на образование и др.

    4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
      • право на образование,
      • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
      • свобода преподавания,
      • право получения образования на родном языке и др.

    5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
      • право на благоприятную окружающую среду;
      • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
      • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

    Обществознание. 9 класс. Учебное пособие Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

    Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

    • Государственная защита прав и свобод:
      • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
      • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
      • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
      • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

      Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

      Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

      Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)

      Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

      Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

      Конституционными формами социального обеспечения выступа­ют государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

      К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обе­спечения, что в определенной мере снижает ценность права на соци­альное обеспечение.


      Право на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

      Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

      Право на жилище (ст. 40 Конституции России)

      Конституционное право на жилище предполагает гарантирован­ную законом возможность для каждого быть обеспеченным посто­янным жильем, возможность стабильного пользования имеющимся жильем, неприкосновенность жилища, право на улучшение жилищ­ных условий, а также обеспечение для проживающих в жилых домах, жилых помещениях здоровой и безопасной среды обитания.

      Конституция Российской Федерации предусматривает, что ор­ганы государственной власти и местного самоуправления поо­щряют жилищное строительство, создают условия для осущест­вления права на жилище.

      В соответствии со статьёй 2 Жилищного кодекса Российской Фе­дерации право граждан на жилище обеспечивается, в том числе по­средством содействия развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помеще­ний государственного или муниципального жилищного фонда, стиму­лирования жилищного строительства, обеспечения контроля за ис­пользованием и сохранностью жилищного фонда и государственного жилищного надзора.

      В то же время Конституция Российской Федерации и действующее законодательство не закрепляют обязанность государства обеспечи­вать жильем всех граждан. Граждане за свой счет или с привлечени­ем государственных субсидий вправе покупать, менять, арендовать, строить своими силами или с привлечением подрядных организаций жилье. Исключение составляют малоимущие и иные указанные в зако­не граждане, нуждающиеся в жилище. Им жилье предоставляется бес­платно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

      Предоставление жилья малоимущим и иным установленным зако­ном категориям граждан осуществляется по договорам социального найма.

      Важной гарантией конституционного права на жилище являет­ся недопустимость произвольного лишения жилища. Это означает, что выселение из жилого помещения возможно только в случаях, установленных законом или в судебном порядке. При этом закон­ные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти на­рушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования.

      Читайте также: