Конституция правовой фундамент социальной работы
Обновлено: 17.05.2024
Основы конституционного строя Российской Федерации
Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.
Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:
- знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
- представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
- понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.
Конституция РФ состоит из:
- вступительной части (преамбулы),
- первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
- второго раздела.
Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.
Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:
Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.
Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:
- приоритет человеческих прав и свобод;
- народовластие;
- полнота суверенитета Российской Федерации;
- равноправие субъектов РФ;
- единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
- экономическая свобода;
- разделение властей;
- гарантии МСУ;
- идеологическое многообразие;
- политический плюрализм (принцип многопартийности);
- приоритет Закона;
- приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
- особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.
Правовой статус человека и гражданина
Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод
Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.
Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.
Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.
Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:
- Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
- право на жизнь,
- право на имя,
- неприкосновенность личности,
- свобода передвижения и выбора места жительства,
- неприкосновенность жилища,
- запрет принудительного труда,
- тайна переписки,
- достоинство личности,
- свобода совести и вероисповедания.
- Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
- равенство всех перед законом,
- свобода слова и печати,
- свобода собраний,
- свобода союзов,
- право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.
- Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
- право на труд,
- право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
- право на социальное обеспечение,
- право на жилище,
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
- право на образование и др.
- Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
- право на образование,
- право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
- свобода преподавания,
- право получения образования на родном языке и др.
- Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
- право на благоприятную окружающую среду;
- право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:
- Государственная защита прав и свобод:
- президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
- правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
- прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
- уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.
Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.
Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:
Конституционно-правовые основы социальной работы в Российской Федерации
Профессия «социальный работник» была внесена в России в национальный реестр профессий в 1991 г., и с этого момента обрела официальный статус профессиональной деятельности. В этом же году в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих дополнительно были внесены характеристики 5 категорий социальных работников:
- «специалист по социальной работе»,
- «социальный педагог»,
- «педагог-организатор»,
- «заведующий отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам»,
- «социальный работник».
Содержание социальной работы, ее смысл отвечает Конституционным принципам и всей социально-политической стратегии развития современного российского государства и гражданского общества. В Конституции РФ, в его преамбуле и других важнейших статьях, закреплены основные ориентиры и идейные принципы российского государства, высшей ценностью которого провозглашается человек, его интересы и потребности. Российская Федерация провозглашается социальным и правовым сообществом и государством, стратегически ориентированным, на создание достойных условий жизни всех его граждан независимо от их национальной, религиозно-конфессиональной принадлежности.
Конституция РФ. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.)
Для реализации этих задач создан конституционный механизм защиты прав, свобод граждан, функциональным основанием которого служит государственная социальная политика правительства РФ, обеспечивающая реализацию основных социально-экономических и культурных потребностей и интересов различных групп и категорий граждан как через систему социальных органов управления и попечительства, так и через активную деятельность общественных и корпоративных структур, частную инициативу людей. В целом ряде статей Конституции (37, 38, 39, 40, 41 и др.) закреплены социальные права граждан - Право на труд и отдых; на охрану семьи, материнства, заботу о детях; Право на социальное обеспечение и защиту от безработицы; Право на жилье; Право на медицинское обеспечение и обслуживание; Право на здоровую природную среду и др. ).
Разработка и осуществление социальной политики и социального обеспечения граждан находится в ведении Правительства РФ, которое организует, координирует, направляет путем нормативно-творческой и административной деятельности всю сферу реализации социальной работы в РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях.
С принятием Концепции развития системы социального обслуживания населения Российской Федерации (август 1993 г.), по сути, произошел отход от принципов социалистической социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах.
Таким образом, Российское государство:
- во – первых, определяет, фиксирует на уровне Конституции социальные приоритеты и стандарты развития общества, граждан;
- во-вторых, разрабатывает социальную стратегию или социальную политику в сфере реализации всего спектра социальных и культурных потребностей;
- в-третьих, создает систему механизмов, структур, обеспечивающих практическое решение социальных задач, гарантии эффективной социальной защиты всех граждан, особенно, наиболее уязвимых категорий общества;
-в-четвертых, предусматривает формирование механизма стимулирования социальной деятельности всех здоровых общественных, частных, индивидуальных сил для оказания практической помощи всем индивидам, нуждающимся в дополнительной помощи со стороны для создания и сохранения режима попечения для всех слабых и незащищенных групп и индивидов.
С начала 90-х годов в РФ были приняты целый ряд законов и нормативных актов (решений Президента, Правительства, постановления органов власти всех субъектов федерации), в которых были утверждены нормы и требования по развитию системы социального служения, социального обслуживания населения страны, специфических категорий граждан (инвалидов, ветеранов, пенсионеров, многодетных семей и др.); была расширена и продолжает свое становления система учреждений, служб, организаций по решению социальных вопросов, обеспечению социальных потребностей граждан. Интенсивно развивается система адресной социальной помощи наиболее уязвимым индивидам, группам.
Становление в России специализированного вида социальной работы, оказания социально-медицинской помощи, концептуально обозначено и закреплено нормативно-правовой базой, основанной на международном праве и международных стандартах.
К нормативно-правовым актам международного уровня, на которые опираются идеология и практика социальной работы в России, относятся документы обобщающего социально-правового характера:
- Всеобщая декларация прав человека. ООН 1948 г.;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
- Декларация социального прогресса и развития 1969 г.;
- Декларация о правах инвалидов 1971 г.;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990 г.;
- Конвенция и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, 1993 г.;
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ООН, 1979 г.;
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1989 г.;
- Международная программа действий в интересах пожилых людей, 1995 г.;
- Профессионально этический кодекс социальных работников МФСР, 1994 г.
Важным политическим документом для развития основных положений медико-социальной помощи являются Алма-Атинская декларация 1978 г. и Оттавская Хартия укрепления и сохранения здоровья, подписанные представителями России, в которых было отмечено, что проблема оказания медицинской помощи населению может быть решена с учетом не только органов здравоохранения, но и других социальных служб.
2. Нормативные основы, требования и задачи профессиональной деятельности социальных работников в РФ.
Непосредственный процесс создания нормативной базы современной социальной работы и социального обслуживания в России разворачивается с момента распада СССР.
В 1992 году Правительством России принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих:
«О государственных пенсиях РСФСР»,
«О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.),
«Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.),
«О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.),
«О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.),
«О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других.
Всего с 1991 г. по 1992 г. было принято 25 законов, направленных на защиту граждан. В области охраны материнства и детства принимаются специальные указы Президента и постановления Правительства.
Важнейшими из них являются Указы Президента РФ 90-х гг.:
«О мерах по социальной поддержке многодетных семей»,
«О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др.
Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас.
В 1993 г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся граждан явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием.Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности.
(По сути дела, российское государство возвращается к страховой системе, существовавшей когда-то в СССР. Отличие новой системы страхования от старой заключается в том, что отчисления средств в государственный страховой фонд осуществляют не только государственные структуры, но и предприятия с другими формами собственности). Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования.
В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.
В области пенсионного обеспечения предусматривались индексация пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства - совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.
В 1994 г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства Российской Федерации был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и др. вопросами.
В 1993 – 1995 гг. реализуются различные федеральные программы. Так, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В 1994 г. курс оздоровления прошли более 40 тыс. детей-инвалидов.
В этом же году (1994) утверждается федеральная программа «Дети России».
Она включала в себя серию целевых программ: «Дети инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания». В состав целевых программ были включены дополнительные программы — «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев».
Предполагалось, что средства на эти программы могут привлекаться из бюджетов субъектов РФ, а также российских и зарубежных неправительственных организаций.
В мае 1995 г. выходят федеральные законы:
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,
«Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации».
Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др. Таким образом, государство определилось в объектах обязательной помощи, в тех видах услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.
За время существования нового российского государства были разработаны и приняты несколько десятков Национальных стандартов социального обслуживания населения.В их число вошли такие наиболее важные стандарты как:
ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Основные термины и определения»,
ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»,
ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг»,
ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения»,
ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания»,
ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания».
Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального развития).
Постановлением правительства РФ от 26 декабря 1991 г., на министерство возлагалась не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также организация пенсионного обеспечения граждан, материально - бытовое обслуживание граждан, организация протезно-ортопедической помощи инвалидам, медико-социальная экспертиза. Правительство взяло курс на развитие коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществление внешнеэкономической деятельности.
Наряду с традиционными функциями Министерства появляются и новые, связанные с коммерческой деятельностью и социальной защитой. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию». Устранению причин и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб.
Статья 7
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые аспекты социальной работы
Конституция Российской Федерации, как правовая основа социальной работы
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством и определяет нормативные и правовые элементы формирования и осуществления мероприятий социальной деятельности с населением страны. Конституция Российской Федерации фиксирует большую категорию социальных возможностей, включая права любого гражданина страны на труд, обучение, общественные гарантии, на охрану здоровья и прочие права.
Российская Федерация таким же образом фиксирует собственные обязательства по охране детства, материнства, отцовства, обязуется выплачивать пенсионные оплаты, в том числе социальные помощи и прочие виды поддержания населения страны. Конституция России гарантирует право обретения общественных прерогатив и высвобождение от определённых обязательств определённых групп граждан для возрождения общественного равноправия и законности.
Данные возможности и госгарантия их осуществления предоставляют в дальнейшем государству организовать ключевые ориентации в социальной политике, механизмом осуществления которой считается социальная деятельность.
Замечание 1 Конституция Российской Федерации вкладывает правовой фундамент социальной деятельности, и её подробное определение производится в государственных законодательных и прочих нормативных и правовых актах государственных организаций, а также в региональных законодательных актах и местных законах.Государственное законодательство в области социальной деятельности
Государственное законодательство определено государственными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Нужна помощьСамыми масштабными государственными законодательными актами в сфере социальной деятельности являются:
- Федеральный законодательный акт № 442 «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» – нормативный акт, регулирующий деятельность государства и негосударственных организаций, направленную на оказание социальной помощи населению. Законодательный акт вступил в действие 01.01.2015 г.;
- Федеральный законодательный акт от 24.07.1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», в котором регламентированы основные принципы осуществления и госгарантии прав и законодательных интересов детей соответственно, формирует структуру экономическо-социальных, психологических, педагогических и других мероприятий, содействующих исполнению прав ребёнка и его правильному формированию. Права ребёнка в России регламентированы также Семейным кодексом Российской Федерации;
- Федеральный законодательный акт от 24.04.2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве», регулирующий структуру отношений, связанных с назначением опеки, попечительства, установлением детей-сирот, а также детей, оказавшихся без попечения их законных опекунов, наблюдением за их собственностью, их правами и обязанностями, деятельность органов опеки и так далее. Данный закон вступил в силу 1 сентября 2008 года;
- Федеральный законодательный акт от 12.01.1995 г. № 5 «О ветеранах», устанавливающий правовые гарантии социальной защиты ветеранам, фиксирует группы и виды осуществления социальной помощи;
- Федеральный законодательный акт от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий социальные отношения в сфере приобретения образования;
- Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», регламентирующий осуществления целенаправленной социальной деятельности в части многодетных семей.
Международные правовые нормативы в сфере социальной деятельности
Действующие в Российской Федерации законы в сфере социальной деятельности соответствуют нормативам международных правовых актов в сфере социальной политики, закладывающие основы принципам, кроме всего прочего и в Российской Федерации. Формирование социальной деятельности в мировом сообществе прошло длительный путь, и по данной причине располагает большим количеством документации, которая регулирует работу международных органов, реализующих одну из ориентаций социальной деятельности. В том числе, документация регулирует тенденции социальной политики стран, утвердивших данную международную документацию.
Замечание 2 Самой важной международной документацией в сфере осуществления социальной деятельности считается Декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия, Конвенция о правах инвалидов, Конвенции Международной организации труда.Конституционные законы Российской Федерации говорят о согласованности её нормативных документов стандартам международного права в сфере защищённости прав людей. А именно, Конституция Российской Федерации обеспечивает гражданам права и свободы, которые провозглашены в Декларации прав человека: право на жизнь, свободу, охрану здоровья, на труд и другие индивидуальные права людей. Международный пакт об экономических, социальных, а также культурных правах вкладывает фундамент структуры социальных гарантий, а социальная хартия Европы – фундамент социального обслуживания.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Есть смысл заметить и иную определённую документацию международных органов в сфере социального формирования сообщества, задачи которых соответствуют задачам социальной деятельности. Одной из ключевых документаций в сфере социального формирования общества считается Декларация социального прогресса и развития Организации Объединённых Наций.
Соответственно нормативам данной документации, все люди, независимо от цвета кожи, этнического происхождения, расы, социального статуса и так далее, имеют правом на жизнедеятельность в пристойных условиях и свободно. В том числе, страны обязаны гарантировать жителям собственного государства право использовать достижения социального развития.
Замечание 3 В дальнейшем утверждена Копенгагенская декларация о социальном развитии Организации Объединённых Наций, смысл которой состоит в потребности гарантий социального прогресса и законности для поддержки мирного сосуществования и устойчивого становления в мире вообще, и в государствах, в особенности.Юридические моменты социальной деятельности имеют социальное предназначение во время основания и процесса структуры осуществления социальной поддержки, и осуществляют одну из главных ролей в инструменте деятельности служб социальной работы:
- Право предоставляет обеспечение социальных прав, свобод и гарантий, в том числе осуществляет поддержку при переходе социального обслуживания с принципа элементарного обеспечения к приемлемому;
- Обеспечивает возможность повторять опыт социальных органов в предоставлении социальных услуг, требуемых для устойчивой удовлетворенности интересов и потребностей, нуждающихся в социальных услугах;
- Право предоставляет способность регулирования социальных технологий, типов социальных услуг и их форм;
- Право устанавливает ключевые принципы формирования обмена данными внутри структуры социальной деятельности, а также меж клиентом и социальными органами.
Не нашли нужную информацию?
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Новых заказов каждый деньГарантия возврата денег
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Основы конституционного строя Российской Федерации
Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.
Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:
- знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
- представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
- понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.
Конституция РФ состоит из:
- вступительной части (преамбулы),
- первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
- второго раздела.
Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.
Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:
Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.
Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:
- приоритет человеческих прав и свобод;
- народовластие;
- полнота суверенитета Российской Федерации;
- равноправие субъектов РФ;
- единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
- экономическая свобода;
- разделение властей;
- гарантии МСУ;
- идеологическое многообразие;
- политический плюрализм (принцип многопартийности);
- приоритет Закона;
- приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
- особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.
Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.Правовой статус человека и гражданина
Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод
Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.
Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.
Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.
Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:
- Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
- право на жизнь,
- право на имя,
- неприкосновенность личности,
- свобода передвижения и выбора места жительства,
- неприкосновенность жилища,
- запрет принудительного труда,
- тайна переписки,
- достоинство личности,
- свобода совести и вероисповедания.
- Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
- равенство всех перед законом,
- свобода слова и печати,
- свобода собраний,
- свобода союзов,
- право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.
- Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
- право на труд,
- право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
- право на социальное обеспечение,
- право на жилище,
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
- право на образование и др.
- Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
- право на образование,
- право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
- свобода преподавания,
- право получения образования на родном языке и др.
- Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
- право на благоприятную окружающую среду;
- право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Обществознание. 9 класс. Учебное пособие Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:
- Государственная защита прав и свобод:
- президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
- правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
- прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
- уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.
Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.
Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:
Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)
Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.
Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудоспособности либо других независящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населения.
Конституционными формами социального обеспечения выступают государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.
К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обеспечения, что в определенной мере снижает ценность права на социальное обеспечение.
Право на трудовую пенсию при наличии других предусмотренных законодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина составляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионера, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.
Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматривается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотворительность. Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, то есть созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.
Право на жилище (ст. 40 Конституции России)
Конституционное право на жилище предполагает гарантированную законом возможность для каждого быть обеспеченным постоянным жильем, возможность стабильного пользования имеющимся жильем, неприкосновенность жилища, право на улучшение жилищных условий, а также обеспечение для проживающих в жилых домах, жилых помещениях здоровой и безопасной среды обитания.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьёй 2 Жилищного кодекса Российской Федерации право граждан на жилище обеспечивается, в том числе посредством содействия развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, стимулирования жилищного строительства, обеспечения контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и государственного жилищного надзора.
В то же время Конституция Российской Федерации и действующее законодательство не закрепляют обязанность государства обеспечивать жильем всех граждан. Граждане за свой счет или с привлечением государственных субсидий вправе покупать, менять, арендовать, строить своими силами или с привлечением подрядных организаций жилье. Исключение составляют малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище. Им жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Предоставление жилья малоимущим и иным установленным законом категориям граждан осуществляется по договорам социального найма.
Важной гарантией конституционного права на жилище является недопустимость произвольного лишения жилища. Это означает, что выселение из жилого помещения возможно только в случаях, установленных законом или в судебном порядке. При этом законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования.
Читайте также: