Кем должен производиться демонтаж опалубок при возведении монолитных и монолитно кирпичных зданий

Обновлено: 16.05.2024

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта разработана на возведение в крупнощитовой опалубке монолитных железобетонных конструкций (стены, перекрытия) типового этажа четырехэтажного жилого дома.

1.2. В качестве аналога принят четырехэтажный 16-квартирный жилой дом с размерами в плане 33,6 ´ 13,2 м (по осям), разработанный КБ по железобетону им. А.А. Якушева (см. рис. 1 - 4).

1.3. Технологической картой предусматривается устройство монолитных железобетонных конструкций стен и перекрытий с применением алюминиевой крупнощитовой опалубки конструкции АОЗТ ЦНИИОМТП (Р.Ч. Э119-2.00.000).

1.4. Здание имеет следующие конструктивные решения: фундаменты - ленточные из монолитного железобетона; стены наружные - из монолитного железобетона толщиной 500 мм; стены внутренние - из монолитного железобетона толщиной 220 мм; перекрытия - монолитные из железобетона толщиной 160 мм.

1.5. В состав работ, рассматриваемых технологической картой, входят: монтаж опалубки;

бетонирование наружных и внутренних стен;

1.6. Работы ведут в одну смену в летний период.

Примечание . При бетонировании конструкций при отрицательной температуре используются традиционные методы зимнего бетонирования.

1.7. АОЗТ ЦНИИОМТП разработана новая конструкция универсальной унифицированной опалубки из легких алюминиевых сплавов: модульная крупнощитовая опалубка для бетонирования стен и разборно-переставная опалубка перекрытий. Крупнощитовая опалубка состоит из модульных щитов, каркас которых выполнен из алюминиевых сплавов и палубы из ламинированной фанеры толщиной 18 мм. В комплект входят также подкосы для установки, рихтовки и закрепления щитов, подмости для бетонирования, замки для соединения щитов, тяжи для восприятия давления бетонной смеси и др.

Опалубка собирается из щитов, которые соединяются замками, с выравниванием по наружной поверхности профиля и упоров. Для зажима и фиксации служит эксцентрик. Размеры и расположение выступов для установки замков унифицированы, поэтому могут быть использованы все основные замки зарубежных фирм (возможна также стыковка со щитами опалубки других фирм). При использовании между щитами вставок применяются замки с большой базой.

Опалубка перекрытий состоит из продольных и поперечных рам с винтовыми домкратами, балок и вилок для их установки.

2. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. Для начала работ по возведению надземной части из монолитного железобетона должны быть выполнены организационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства».

2.2. До начала монтажа крупнощитовой опалубки должны быть выполнены следующие работы: разбивка осей стены; нивелировка поверхности перекрытий; произведена разметка положения стен в соответствии с проектом; на поверхность перекрытия краской должны быть нанесены риски, фиксирующие рабочее положение опалубки; подготовлена монтажная оснастка и инструмент; основание очищено от грязи и мусора (стройгенплан представлен на рис. 5).

Опалубочные работы

2.3. Опалубка на строительную площадку должна поступать комплектно, пригодной к монтажу и эксплуатации, без доделок и исправлений.

2.4. Поступившие на строительную площадку элементы опалубки размещают в зоне действия башенного крана КБ-100.0А. Все элементы опалубки должны храниться в положении соответствующем транспортному, рассортированные по маркам и типоразмерам. Хранить элементы опалубки необходимо под навесом в условиях, исключающих их порчу. Щиты укладывают в штабели высотой не более 1 - 1,2 м на деревянных прокладках. Остальные элементы в зависимости от габаритов и массы укладывают в ящики.

2.5. Монтаж и демонтаж опалубки ведут при помощи башенного крана КБ-100.0А.

2.6. Крупнощитовая опалубка состоит из крупноразмерных щитов, конструктивно связанных поддерживающими элементами, элементов соединения и крепления. Щиты оборудуются подмостями для бетонирования, регулировочными и установочными домкратами.

ФАСАД В ОСЯХ 1-11

ФАСАД В ОСЯХ 11-1

ПЛАН ТИПОВОГО ЭТАЖА

СТРОЙГЕНПЛАН

1 - возводимое здание;

2- кран башенный КБ-100.0А;

3 - шкаф электропитания крана;

4 - контрольный груз;

5 - площадка приема бетонной смеси;

6 - площадка складирования строительных материалов;

7- бытовые помещения;

8 - въезд (выезд) на территорию строительной площадки;

9 - граница опасной зоны;

10 - ограждение строительной площадки;

11 - прожектор на опорах;

12 - временная дорога.

Конструкция щитов опалубки предусматривает возможность их установки и соединения друг с другом в вертикальном и горизонтальном положении.

В ребрах каркаса щитов выполнены отверстия для навески кронштейнов, лестниц и для установки подкосов и кронштейнов.

2.7. Монтаж опалубки следует начинать с укладки по всему контуру бетонируемой конструкции научных реек. Внутренняя грань рейки должна совпадать с наружной гранью бетонируемой стены. После выверки маячных реек на них яркой краской наносят риски, обозначающие граничное положение опалубочных щитов, после чего краном монтируют щиты по длине стены. Щиты верхнего яруса устанавливают на многоэтажные подмости, закрепленные к забетонированный стене. Раскладка щитов и специализация элементов опалубки стен щитового этажа представлены на рис. 6 , 7 .

2.8. Опалубку стен устанавливают в два этапа: сначала монтируют опалубку одной стороны стены на всю высоту этажа, а после установки арматуры монтируют опалубку второй стороны.

2.9. Опалубка перекрытий состоит из рам с домкратами, продольных (высотой 160 мм) и поперечных (140 мм) балок и вилок для их установки. Устройство и спецификация элементов опалубки перекрытия представлены на рис. 8.

2.10. За состоянием установленной опалубки должно вестись непрерывное наблюдение в процессе бетонирования. В случае непредвиденных деформаций отдельных элементов опалубки или недопустимого раскрытия щелей следует устанавливать дополнительные крепления и исправлять деформированные места.

2.11. Демонтаж опалубки разрешается проводить только после достижения бетоном требуемой согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» прочности и с разрешения производителя работ.

2.12. Отрыв опалубки от бетона должен производиться с помощью домкратов. Бетонная поверхность в процессе отрыва не должна повреждаться. Использование кранов для отрыва опалубочных щитов запрещено.

2.13. После снятия опалубки необходимо: провести визуальный осмотр элементов опалубки; очистить от налипшего бетона все элементы опалубки; произвести смазку поверхности палуб, проверить и нанести смазку на винтовые соединения;

провести сортировку элементов опалубки по маркам.

Арматурные работы

2.14. До монтажа арматуры необходимо:

тщательно проверить соответствие опалубки проектным размерам и качество ее выполнения;

составить акт приемки опалубки;

подготовить к работе такелажную оснастку, инструменты и электросварочную аппаратуру;

очистить арматуру от ржавчины;

проемы в перекрытиях закрыть деревянными щитами или поставить временное ограждение.

2.15. Плоские каркасы и сетки перевозят пакетами. Пространственные каркасы во избежание деформации при перевозке усиливают деревянными креплениями. Арматурные стержни транспортируют связанными в пачки, закладные детали - в ящиках. Арматурные каркасы и сетки крепятся к транспортным средствам с помощью поверхностных скруток или растяжками.

2.16. Поступившие на строительную площадку арматурные стержни укладывают на стеллажах в закрытых складах, рассортированными по маркам, диаметрам, длинам, а сетки хранят свернутыми в рулоны в вертикальном положении. Плоские сетки и каркасы должны лежать на подкладках и прокладках штабелями в зоне действия башенного крана. Высота штабеля не должна превышать 1,5 м.

Плоские и пространственные каркасы массой до 50 кг подают к месту монтажа башенным краном в пачках и устанавливают вручную. Отдельные стержни подаются к месту монтажа пучками, сетки - при помощи траверсы по три штуки.

2.17. На опалубке до установки арматурных каркасов мелом размечают места их расположения. Для временного крепления арматурных каркасов к опалубке используются струбцины.

Временное крепление каркасов по вертикали, выравнивание искривленных выпусков арматуры и установление осевого смещения свариваемых стержней осуществляются струбцинами. После установки и выверки каркасов к ним по одному привязывают при помощи проволочных скруток горизонтальные стержни.

2.18. Для образования защитного слоя между арматурой и опалубкой устанавливают фиксаторы с шагом для стен 1 - 1,2 м, перекрытий - 0,8 - 1,0 м.

2.19. Стыкование каркасов по вертикали, а также пространственных каркасов по горизонтали предусматривается сваркой.

РАСКЛАДКА ЩИТОВ ОПАЛУБКИ СТЕН ТИПОВОГО ЭТАЖА


- добор по месту

Примечания : 1. Позиции см. рис. 7.

2. Щиты настила условно не показаны.

СПЕЦИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ОПАЛУБКИ НА СТЕНЫ ТИПОВОГО ЭТАЖА

Замок для добора

ОПАЛУБКА ПЕРЕКРЫТИЯ


Спецификация элементов опалубки перекрытия

Рама (ширина 1,2 м)

Балка h = 160 мм

Балка h = 140 мм

2.20. Приемка смонтированной арматуры осуществляется до укладки бетонной смеси и оформляется актом на скрытые работы. С этой целью проводят наружный осмотр и инструментальную проверку размеров конструкций по чертежам. Расположение каркасов, стержней, их диаметр, количество и расстояние между ними должны точно соответствовать проекту.

Сварные стыки, узлы и швы, выполненные при монтаже арматуры, контролируют наружным осмотром и выборочными испытаниями. Армирование и спецификация арматурных изделий на стены и перекрытие типового этажа представлены на рис. 9 - 15.

Бетонирование стен и перекрытий

2.21. До начала укладки бетонной смеси должны быть выполнены следующие работы:

проверена правильность установки арматуры и опалубки;

устранены все дефекты опалубки;

проверено наличие фиксаторов, обеспечивающих требуемую толщину защитного слоя бетона;

приняты по акту все конструкции и их элементы, доступ к которым с целью проверки правильности установки после бетонирования невозможен;

очищены от мусора, грязи и ржавчины опалубка и арматура;

проверена работа всех механизмов, исправность приспособлений, оснастки и инструментов.

2.22. Доставка на объект бетонной смеси предусматривается автобетоносмесителями СБ-92В-2 или СБ-159Б-2.

2.23. Подача бетонной смеси к месту укладки рассмотрена в двух вариантах:

1) башенным краном КБ-100.0А в поворотных бункерах вместимостью 1,0 м 3 смеси конструкции АОЗТ ЦНИИОМТП с боковой выгрузкой и секторным затвором;

2) при помощи автобетононасоса СБ-170-1 (СБ-170-1А) с дальностью подачи бетонной смеси по горизонтали 19 м, по вертикали 22 м.

Схемы производства бетонных работ при подаче бетонной смеси краном в бункерах или автобетононасосом представлены на рис. 16 - 19.

2.24. В состав работ по бетонированию входят:

прием и подача бетонной смеси;

укладка и уплотнение бетонной смеси при бетонировании стен;

укладка и уплотнение бетонной смеси при бетонировании перекрытий;

уход за бетоном.

2.25. Для загрузки бетонной смесью поворотные бункеры не требуют перегрузочных эстакад, а подаются к месту загрузки бетонной смесью башенным краном, который устанавливает бункеры в горизонтальном положении.

Автобетоносмеситель задним ходом подъезжает к бункеру и разгружается. Затем башенный кран поднимает бункер и в вертикальном положении подает его к месту выгрузки. В зоне действия башенного крана обычно размещают несколько бункеров вплотную один к другому с расчетом, чтобы суммарная вместимость их равнялась вместимости автобетоносмесителя. В этом случае загружаются бетонной смесью все подготовленные бункеры и затем башенный кран подает их к месту выгрузки.

2.26. Нормальная эксплуатация автобетононасоса обеспечивается в том случае, если по бетоноводу перекачивают бетонную смесь подвижностью 4 - 22 см, что способствует транспортированию бетона на предельные расстояния без расслоения и образования пробок.

2.27. Подбор и назначение состава бетонной смеси осуществляется строительной лабораторией. Проверку рабочего состава производят путем опытного перекачивания автобетононасосом бетонной смеси и испытания образцов, изготовленных из отобранных после перекачивания проб бетонной смеси.

2.28. Стены бетонируют участками, заключенными между дверными проходами. Бетонную смесь укладывают слоями 30 - 40 см. Каждый слой бетона тщательно уплотняют глубинными вибраторами. Глубина погружения рабочей части вибратора при уплотнении вновь уложенной бетонной смеси в ранее уложенный слой - 5 - 10 см. Шаг перестановки вибратора не должен превышать 1,5 радиуса его действия. В углах и у стенок опалубки бетонную смесь дополнительно уплотняют штыкованием ручными шуровками. Касание вибратора во время уплотнения бетонной смеси к арматуре и опалубке не допускается. Вибрирование на одной позиции заканчивается при прекращении оседания и появлении цементного молока на поверхности бетона. Извлекать вибратор при перестановке следует медленно, не включая двигателя, чтобы пустота под Наконечником равномерно заполнялась бетонной смесью.

Перерыв между этапами бетонирования (или укладкой слоев бетонной смеси) должен быть не менее 40 минут, но не более двух часов.

Кем должен производиться демонтаж опалубок при возведении монолитных и монолитно кирпичных зданий

Бетонные работы

213. При приготовлении, подаче, укладке и уходу за бетоном, заготовке и установке арматуры, а также установке и разборке опалубки (далее - выполнении бетонных работ) необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия на работников следующих опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером выполняемой работы:

1) расположение рабочих мест вблизи перепада по высоте 1,8 м и более на расстоянии ближе 2 м от границы перепада по высоте в условиях отсутствия защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений менее 1,1 м;

2) неустойчивое состояния сооружения, объекта, опалубки и поддерживающих креплений;

3) высокие ветровые нагрузки;

4) наличие химических добавок в бетонной смеси, возможность химических ожогов кожи и повреждения глаз работников;

5) движущиеся машины и передвигаемые ими предметы;

6) обрушение элементов конструкций;

7) шум и вибрация;

8) повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

214. При наличии опасных и вредных производственных факторов, указанных в пункте 213 Правил, безопасность бетонных работ должна быть обеспечена на основе выполнения требований по охране труда, содержащихся в проектной и организационно-технологической документации на строительное производство:

(в ред. Приказа Минтруда России от 31.05.2018 N 336н)

(см. текст в предыдущей редакции )

1) определение средств механизации для приготовления, транспортирования, подачи и укладки бетона;

2) определение несущей способности, последовательности установки и порядка разборки опалубки, а также разработка ее проекта;

3) разработка мероприятий по обеспечению безопасности рабочих мест на высоте;

4) разработка мероприятий по уходу за бетоном в холодное и теплое время года.

215. При возведении монолитных и монолитно-кирпичных зданий и сооружений дополнительно необходимо применять следующие способы производства работ, обеспечивающие безопасность труда:

1) производить заливку бетона в опалубках с применением автобетононасосов и бетонно-раздаточных стрел; заливку бетона с применением бадьи осуществлять в крайне ограниченном объеме;

2) осуществлять заливку в опалубки и уплотнение бетона вибраторами, находясь на инвентарных навесных площадках с защитными ограждениями высотой не менее 1,1 м;

3) производить монтаж и демонтаж опалубок, заливку и уплотнение бетона работниками, имеющими опыт самостоятельного выполнения работ на высоте не менее 1 года.

Приемка и уплотнение бетона работниками, находящимися на опалубках в положении "стоя", запрещается.

216. При монтаже опалубки и установке арматурных каркасов следует руководствоваться требованиями пунктов 250 - 282 Правил.

217. При возведении монолитных и монолитно-кирпичных зданий и сооружений демонтаж опалубок должен выполняться по наряду-допуску. Демонтаж опалубок должен производиться не менее чем двумя работниками под наблюдением бригадира или инженерно-технического работника.

218. Металлические опалубки, применяемые для возведения монолитного здания или сооружения, должны быть оборудованы специальными постоянно установленными на щитах или съемными приспособлениями в виде вертикальных или горизонтальных скоб для обеспечения безопасности перемещения рабочих по этим опалубкам и возможности закрепления применяемых систем обеспечения безопасности работ на высоте. Схемы расположения скоб на щитах опалубок должны быть указаны в организационно-технологической документации на строительное производство.

(в ред. Приказа Минтруда России от 31.05.2018 N 336н)

(см. текст в предыдущей редакции )

219. Цемент необходимо хранить в силосах, бункерах, ларях и других закрытых емкостях, принимая меры против распыления в процессе загрузки и выгрузки. Загрузочные отверстия должны быть закрыты защитными решетками, а люки в защитных решетках закрыты на замок.

Очистка бункеров-накопителей должна производиться под надзором работника, ответственного за обеспечение безопасного выполнения работ.

Не допускается разбивать негабаритные куски материалов на решетках бункеров ручным инструментом.

220. При использовании пара для прогрева инертных материалов, находящихся в бункерах или других емкостях, следует применять меры, предотвращающие проникновение пара в рабочие помещения.

Спуск работников в камеры, обогреваемые паром, допускается после отключения подачи пара, а также охлаждения камеры и находящихся в ней материалов и изделий до 40 °C.

221. Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных организационно-технологической документацией на строительное производство, а также нахождение людей, непосредственно не участвующих в производстве работ на установленных конструкциях опалубки, не допускается.

(в ред. Приказа Минтруда России от 31.05.2018 N 336н)

(см. текст в предыдущей редакции )

222. Для перехода работников с одного рабочего места на другое необходимо применять лестницы, переходные мостики и трапы.

223. После отсечения части скользящей опалубки и подвесных лесов торцевые стороны должны быть ограждены.

224. Для защиты работников от падения предметов на подвесных лесах по наружному периметру скользящей и переставной опалубки следует устанавливать "козырьки" шириной не менее ширины лесов.

225. Ходить по уложенной арматуре допускается только по специальным настилам шириной не менее 0,6 м, уложенным на арматурный каркас.

226. На участках натяжения арматуры в местах прохода людей должны быть установлены защитные ограждения высотой не менее 1,8 м.

Устройства для натяжения арматуры должны быть оборудованы сигнализацией, приводимой в действие при включении привода натяжного устройства.

Запрещается пребывание людей на расстоянии ближе 1 м от арматурных стержней, нагреваемых электротоком.

227. При применении бетонных смесей с химическими добавками следует использовать защитные перчатки и очки.

228. Работники, укладывающие бетонную смесь на поверхности, имеющей уклон более 20°, должны пользоваться предохранительными поясами.

229. Эстакада для подачи бетонной смеси автосамосвалами должна быть оборудована отбойными брусьями. Между отбойными брусьями и ограждениями должны быть предусмотрены проходы шириной не менее 0,6 м. На тупиковых эстакадах должны быть установлены поперечные отбойные брусья.

При очистке кузова автосамосвала от остатков бетонной смеси работникам запрещается находиться в его кузове.

230. Заготовка и укрупнительная сборка арматуры должны выполняться в специально предназначенных для этого местах.

231. Зона электропрогрева бетона должна иметь защитное ограждение, световую сигнализацию и знаки безопасности.

232. Работа смесительных машин должна осуществляться при соблюдении следующих требований:

1) очистка приямков для загрузочных ковшей должна осуществляться после надежного закрепления ковша в поднятом положении;

2) очистка барабанов и корыт смесительных машин допускается только после остановки машины и снятия напряжения.

233. При выполнении работ по заготовке арматуры необходимо:

1) устанавливать защитные ограждения рабочих мест, предназначенные для разматывания бухт (мотков) и выправления арматуры;

2) при резке станками стержней арматуры на отрезки длиной менее 0,3 м применять приспособления, предупреждающие их разлет;

3) устанавливать защитные ограждения рабочих мест при обработке стержней арматуры, выступающей за габариты верстака, а у двусторонних верстаков, кроме того, разделять верстак посередине продольной металлической предохранительной сеткой высотой не менее 1 м;

4) складывать заготовленную арматуру в специально отведенные для этого места;

5) закрывать щитами торцевые части стержней арматуры в местах общих проходов, имеющих ширину менее 1 м.

234. Элементы каркасов арматуры необходимо пакетировать с учетом условий их подъема, складирования и транспортировки к месту монтажа.

235. Перемещение загруженного или порожнего бункера (бадьи) разрешается только при закрытом затворе.

236. Перед началом укладки бетонной смеси виброхоботом необходимо проверять исправность и надежность закрепления всех его звеньев между собой и к страховочному канату.

237. При подаче бетона с помощью бетононасоса необходимо:

1) удалять всех работников от бетоновода на время продувки на расстояние не менее 10 м;

2) укладывать бетоноводы на прокладки для снижения воздействия динамической нагрузки на арматурный каркас и опалубку при подаче бетона.

238. Удаление пробки в бетоноводе сжатым воздухом допускается при условии:

1) наличия защитного щита у выходного отверстия бетоновода;

2) нахождения работников на расстоянии не менее 10 м от выходного отверстия бетоновода;

3) осуществления подачи воздуха в бетоновод равномерно, не превышая допустимого давления.

При невозможности удаления пробки в бетоноводе следует снять в нем давление, простукиванием найти место нахождения пробки, расстыковать бетоновод и удалить пробку или заменить засоренное звено.

239. При установке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать после закрепления нижнего яруса.

240. Разборка опалубки должна производиться после достижения бетоном заданной прочности.

Минимальная прочность бетона при распалубке загруженных конструкций, в том числе от собственной нагрузки, определяется организационно-технологической документацией на строительное производство и согласовывается с проектной организацией.

(в ред. Приказа Минтруда России от 31.05.2018 N 336н)

(см. текст в предыдущей редакции )

241. При разборке опалубки необходимо принимать меры против случайного падения элементов опалубки, обрушения поддерживающих строительных лесов и конструкций.

242. При перемещении секций опалубки и передвижных строительных лесов необходимо принимать меры, обеспечивающие безопасность работников. Работникам, не участвующим в этой операции, находиться на секциях опалубки или передвижных строительных лесах запрещается.

243. При уплотнении бетонной смеси электровибраторами перемещать его за токоведущие кабели не допускается, а при перерывах в работе и при переходе с одного места на другое электровибраторы необходимо выключать.

244. При устройстве технологических отверстий для пропуска трубопроводов в бетонных и железобетонных конструкциях алмазными кольцевыми сверлами необходимо на месте ожидаемого падения керна оградить опасную зону.

245. При электропрогреве бетона монтаж и присоединение электрооборудования к питающей сети должны выполнять работники из числа электротехнического персонала, имеющие группу по электробезопасности не ниже III.

246. В зоне электропрогрева необходимо применять изолированные гибкие кабели или провода в защитном шланге. Не допускается прокладывать провода непосредственно по грунту или по слою опилок, а также провода с нарушенной изоляцией.

247. Зона электропрогрева бетона должна находиться под круглосуточным наблюдением электромонтеров, выполняющих монтаж электросети.

Пребывание работников и выполнение работ на этих участках не допускается, за исключением работ, выполняемых по наряду-допуску в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок.

(в ред. Приказа Минтруда России от 31.05.2018 N 336н)

(см. текст в предыдущей редакции )

248. Открытая (незабетонированная) арматура железобетонных конструкций, связанная с участком, находящимся под электропрогревом, подлежит заземлению (занулению).

249. После каждого перемещения электрооборудования, применяемого при прогреве бетона, на новое место следует измерить сопротивление изоляции мегаомметром.

Кем должен производиться демонтаж опалубок при возведении монолитных и монолитно кирпичных зданий


ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

МОНОЛИТНЫЕ РАБОТЫ. ВОЗВЕДЕНИЕ НАДЗЕМНОЙ ЧАСТИ ЗДАНИЯ (С 4 ПО 6 ЭТАЖ)

1.1. Данный проект производства монолитных работ разработан на возведение надземной части здания с 4 по 6 этаж.

1.2. Согласно СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительства. Часть 2. Строительное производство", пп.3.3, до начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая:

- устройство ограждения территории стройплощадки;

- устройство временных автомобильных дорог, оборудовать въезды пунктами мойки колес, стендами с противопожарным инвентарем, информационными щитами с нанесенными въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения;

- прокладку сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода;

- завоз и размещение на территории стройплощадки или за ее пределами инвентарных санитарно-бытовых, производственных и административных зданий и сооружений;

- произвести перекладку коммуникаций, попадающих в контур котлована;

- очистку места производства работ от валунов, деревьев, строительного мусора.

Окончание подготовительных работ должно быть принято по акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленному согласно СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".

1.3. Основные нормативы и указания, используемые при разработке:

- СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", ч.1.

- СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве", ч.2.

- Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ. РД 11-06-2007.

- CНиП 5.02.02-86 "Нормы потребности в строительном инструменте".

2. Технологическая последовательность производства работ

2.1. Работа крана

2.1.1. Работа автомобильного крана Liebherr LTM 1030-2.1

Для возведения монолитных конструкций применяется автомобильный кран Liebherr LTM 1030-2.1. Кран работает по отдельному проекту, разработанному специализированной организацией.

2.2. Бетонные работы

2.2.1. Бетонирование стен и колонн

Проектом предусмотрено возведение стен и колонн из бетона класса В25, марки по водонепроницаемости - W4.

Работы вести по захваткам в соответствии с листом N 3. Захватки могут быть изменены в процессе производства работ при условии согласования с авторским надзором.

До начала возведения монолитных стен должны быть закончены следующие работы:

- подготовлено основание для установки опалубки;

- выполнены конструкции фундамента;

- завезены и соскладированы опалубка стен, колонн и ограждения захваток;

- подготовлены и опробованы механизмы, инвентарь, приспособления, инструмент;

- устроено освещение рабочих мест и строительной площадки;

- выполнены все мероприятия по ограждению проемов, лестничных клеток, периметра железобетонной плиты по СНиП 12-04-2002.

Работы по возведению монолитных железобетонных стен вести в следующей последовательности:

- установка арматуры. Арматурные стержни подаются автомобильным краном Liebherr LTM 1030-2.1 (возможна замена на аналогичный по характеристикам).

Армирование выполнено в виде отдельных стержней.

Запрещено резать арматуру газом.

Раскладку арматурных стержней вести вручную. После выполнения арматурных работ установить все проемообразователи.

- установка опалубки. Для возведения монолитных стен применяется щитовая опалубка марки PERI (щиты 300х3300, 600х3300, 900х330, 1200х3300, универсальные щиты 720х300 и деревянная опалубка, выполненная в построечных условиях). Для участка радиусной стены опалубка выполняется из фанеры (18 мм) и опалубочных балок с шагом 350 мм, скрепленных шарнирным ригелем (с шагом по высоте - 1000 мм).

Подача опалубки ведется автомобильным краном Liebherr LTM 1030-2.1 (возможна замена на аналогичный по характеристикам) в следующей последовательности: монтажникам М1 и М2 выйти за пределы опасной зоны и подать сигнал машинисту крана "подать щит опалубки к месту монтажа". Машинист крана подает щит опалубки, на высоте 500 мм выше встречающихся препятствий. После того как щит подан на расстояние 500 мм от арматурного каркаса стены (колонны, лестничного или лифтового узла), монтажникам М1 и М2 подойти к нему, успокоить от колебаний, выровнять и подать команду "опустить щит опалубки". Произвести крепление щита опалубки к перекрытию при помощи раскосов. После крепления щита разрешается произвести его расстроповку.

Опалубочные щиты устанавливать в проектное положение в соответствии с листом N 6. Крепление щита опалубки к перекрытию вести при помощи раскосов.

- бетонирование. Бетонирование монолитных конструкций ведется методом "кран-бадья" при помощи автомобильного крана Liebherr LTM 1030-2.1 (возможна замена на аналогичный по характеристикам) или автобетононасосом Putzmeister M 42-5 (возможна замена на аналогичный по характеристикам).

При возведении стен и колонн в осях "А-Г/1-2" допускается бетонирование несущих колонн рампы и ограждающих стен по наружной грани рампы раздельно в несколько этапов, с устройством рабочих швов по грани колонн.

Высота свободного сбрасывания бетонной смеси в опалубку определяется согласно СП 70.13330.2012 СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции", табл.2 и принимается не более 4,5 м.

Бетонные смеси укладывать горизонтальными слоями одинаковой толщины (

0,3х0,5 м) без разрывов с направлением укладки в одну сторону во всех слоях. Укладку следующего слоя бетонной смеси необходимо производить до начала схватывания бетона предыдущего слоя.

Продолжительность перерыва для обеспечения осадки уложенного бетона устанавливается в соответствии со СП 70.13330.2012. Перерыв при бетонировании не должен превышать 1,5 часов.

- вибрирование. См. лист 10.

Уплотнение бетонной смеси осуществлять вибрированием с помощью глубинных вибраторов. Шаг перестановки глубинных вибраторов не должен превышать 1,5 радиуса их действия. Наибольшая толщина укладываемого слоя не должна превышать 1,25 длины рабочей части вибратора, а при расположении вибратора под углом до 35° толщина слоя должна быть равна вертикальной проекции его рабочей части. Глубина погружения вибратора в бетонную смесь должна обеспечивать углубление его в ранее уложенный слой на 5-10 см. Продолжительность вибрирования 5-10 сек. При уплотнении бетонной смеси необходимо следить за тем, чтобы вибраторы не соприкасались с арматурой каркаса. Не допускается опирание вибраторов на арматуру, закладные изделия, тяжи и другие элементы крепления опалубки;

- прогрев. См. пункт 2.2.9;

- разборка опалубки. Демонтаж опалубки вести в последовательности обратной монтажу. Щиты опалубки отрывать от бетона ломиками или коленчатыми рычагами. Демонтаж опалубки осуществляется после набора бетоном не менее 0,5 МПа.

Запрещается отрывать опалубку краном!

Движение людей по забетонированным конструкциям и установка опалубки вышележащих конструкций допускается после достижения бетоном прочности не менее 2,5 МПа.

Бетонирование вышележащих конструкций вести после набора прочности бетона не менее 40%.

2.2.2. Бетонирование плит перекрытий

Проектом предусмотрено устройство монолитных перекрытий из бетона класса по прочности на сжатие - В25.

Захватки могут быть изменены в процессе производства работ при условии согласования с авторским надзором.

До начала возведения монолитных перекрытий должны быть закончены следующие работы:

- подготовлено основание для установки опалубки;

- выполнены конструкции колонн и стен;

- завезены и соскладированы опалубка перекрытий, опалубка торца плиты и ограждения захваток;

- проверено наличие, маркировка опалубки плиты, опалубки торца плиты и ограждений;

- подготовлены и опробованы механизмы, инвентарь, приспособления, инструмент;

- устроено освещение рабочих мест и строительной площадки;

- выполнены все мероприятия по ограждению проемов, лестничных клеток, периметра железобетонной плиты по СНиП 12-04-2002.

Для производства работ по устройству перекрытий здание разбивается на захватки. Рабочий шов бетонирования устраивается по одной из схем, указанных на листе N 3 графической части.

Работы вести в следующей последовательности:

- установка опалубки. Подача опалубки ведется автомобильным краном Liebherr LTM 1030-2.1 (возможна замена на аналогичный по характеристикам) в следующей последовательности:

а) Расстановка стоек. Монтажник М1 размечает места установки стоек на поверхности выполненного перекрытия (см. листы N 6). Монтажник М2 устанавливает крестовые головки в стойку и выдвигает ее на высоту, равную расстоянию от пола до продольной балки, и подносит ее монтажнику М1. Далее монтажник М1 временно удерживает стойку, а монтажник М2 раскрепляет ее треногами.

б) Раскладка балок. Опалубочные балки укладываются в соответствии со схемами расстановки на листах N 7 и N 8. На установленные и раскрепленные стойки монтажники М1 и М2 укладывают сначала продольные, а затем поперечные балки. Балки должны быть длинней расстояний между стойками. Далее следует установить промежуточные стойки.

в) Раскладка фанеры. Формующей поверхностью (палубой) опалубки служит водостойкая фанера.

На первой захватке монтаж фанеры начинается от угла. Для последующих захваток контейнер с фанерой подать на забетонированное перекрытие. Монтажник М1 поднимается по инвентарной лестнице и находясь на ней прибивает гвоздями длиной 50-70 мм первые листы фанеры. Потом поднимается на прибитые листы фанеры, крепит предохранительный пояс к месту указанному ответственным за безопасное производство работ. Монтажники М2 и М3 находясь на забетонированном перекрытии подают листы фанеры из контейнера монтажнику М1 на устроенную палубу. Последующие листы укладываются без креплений вплотную друг к другу так, чтобы щели между ними были не более 2 мм. После укладки не менее 12 листов 2,5х1,25 м машинист крана по сигналу Монтажника подает очередной контейнер с фанерой на высоту 1 м над устроенной палубой. Монтажники М2 и М3 поднимаются на устроенную палубу и принимают контейнер.

г) установка бортика. После установки и нивелировки опалубки перекрытия по рабочим чертежам, устраивают бортик высотой равной толщине перекрытия. Бортик проектируется и изготавливается индивидуально при сложной конфигурации плиты. При простых прямоугольных решениях устанавливается бортовая доска, опирающаяся на уголки.

Выполненная опалубка предъявляется мастеру (прорабу) для приемки. По готовой и принятой мастером или прорабом опалубке производится армирование плиты перекрытия.

- армирование. Армирование выполнено в виде отдельных стержней. Для фиксации нижних рядов арматурных стержней и обеспечения защитного слоя применять неизвлекаемые пластмассовые фиксаторы или фиксаторы из цементно-песчаного раствора, асбоцемента. Фиксация верхних рядов арматуры производится посредством установки плоских сварных каркасов. Использование в качестве фиксаторов обрезков арматуры и деревянных брусков запрещается.

Кем должен производиться демонтаж опалубок при возведении монолитных и монолитно кирпичных зданий

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

МОНТАЖ И ДЕМОНТАЖ ОПАЛУБКИ МОНОЛИТНЫХ СТЕН ПОДВАЛА ЖИЛОГО ДОМА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда, предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.

ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.

ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по монтажу и демонтажу опалубки монолитных стен подвала при строительстве жилого дома.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоёмкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001, ЕНиР, ВНиР, ТНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства строительно-монтажных работ по монтажу и демонтажу опалубки монолитных стен подвала при строительстве жилого дома с целью обеспечения высокого качества, а также:

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по монтажу и демонтажу опалубки монолитных стен подвала при строительстве жилого дома.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объёмов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана на новое строительство и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров) и рабочих на строительно-монтажных работах, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по монтажу и демонтажу опалубки монолитных стен подвала при строительстве жилого дома, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

- монолитные стены подвала - 100,0 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс строительно-монтажных работ по монтажу и демонтажу опалубки монолитных стен подвала при строительстве жилого дома.

2.2. Строительно-монтажные работы по монтажу и демонтажу опалубки монолитных стен подвала при строительстве жилого дома, выполняют в две смены, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав последовательно выполняемых строительно-монтажных работ при монтаже и демонтаже опалубки монолитных стен подвала при строительстве жилого дома входят следующие технологические операции:

- транспортирование опалубки на объект строительства, сортировка и складирование;

- укрупнительная сборка щитов на площадке;

- подача к месту установки и монтаж в проектное положение;

2.4. Для бетонирования стен подвала жилого здания используется рамная опалубка Framax Xlife фирмы Dоkа (Австрия), состоящая из следующих элементов:

- основные и доборные рамные опалубочный элементы;

- внутренние и наружные угловые элементы;

- шарнирные угловые элементы для внешних и внутренних углов;

- универсальные зажимные приспособления (суперплиты, болты, звездообразные гайки);

- универсальные клиновые зажимные клеммы;

- прямые и угловые зажимные шины;

- рихтующие стойки RN и RG;

- трубчатый рихтующий раскос BKS;

- подмости Framax U для бетонирования.

Каркас опалубочного элемента состоит из лёгких алюминиевых рам с порошковым покрытием и палубы - бакелитовой, слоёной фанерной плиты толщиной 21 мм.

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобильный стреловой кран КС-45717 (=25 т); седельный тягач КамАЗ-54115-15 с бортовым полуприцепом СЗАП-93271 (=25,0 т); монтажный гусеничный кран МКГ-25.01 (=25,0 т).

Рис.1. Грузовые характеристики автомобильного стрелового крана КС-45717

Рис.2. Седельный тягач КамАЗ-54115-15 + полуприцеп СЗАП-93271

Рис.3. Грузовые характеристики монтажного гусеничного крана МКГ-25.01

2.6. Строительно-монтажные работы по монтажу и демонтажу опалубки монолитных стен подвала при строительстве жилого дома следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Читайте также: