Каков был идейный фундамент эпохи просвещения докажите что просветители отводили ведущую роль разуму

Обновлено: 28.03.2024

Урок "Просвещение в Европе"

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Планируемые предметные результаты урока:

Научатся определять термины: эпоха Просвещения, разделение властей, просвещенный абсолютизм.

Получат возможность научиться: характеризовать предпосылки Просвещения, объяснять основные идеи просветителей и их общественное значение.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.

Личностные УУД:

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: доска, карта.

1. Образовательный аспект:

Ознакомить учащихся с основными идеями просветителей, определить их роль в истории общества:

- определить направления и цели взглядов просветителей;

- обосновать их, исходя из исторической ситуации

- исследовать на основе анализа исторических источников взгляды, идеи, цели построения идеального государства; пути изменения традиционного общества на доиндустриальное

- определить значение философских взглядов

2. Развивающий аспект

Развивать способности учащихся к осмысленному восприятию учебного материала,

- составление плана изучения темы;

умение использовать исторический источник при ответе на вопросы, развивать умения анализировать, обобщать, высказывать и объяснять свою точку

- систематизацию результатов учебной исследовательской в таблице;

- развитие коммуникативных навыков

3. Воспитательный аспект:

- способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к знаниям, уважения к людям науки, чьи идеи легли в основу теории правового государства и гражданского общества.

- уверенность в собственных силах, умение преодолевать трудности через Разум, труд и верить в прекрасное будущее

4. Формировать навыки работы в коллективе, способности к социализации и самореализации личности через организацию работы в парах,

Понятия: Эпоха Просвещения, разделение властей, просветители.

- презентация по теме урока;

- раздаточные материалы- тексты, содержащие фрагменты исторических источников

Д.Локк “Два трактата о правлении”, «Мысль о воспитании»

Ш.Л.де Монтескье «О духе законов»

А.Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Д.Дидро «Энциклопедия наук, искусств и ремесел»

Вольтер «Собрание сочинений»

Ж.-Ж.Руссо "Об общественном договоре, или Принципы политического права"

Для работы на уроке формируются 3 пары. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Актуализация содержания предыдущего занятия. Актуализация темы «Великие гуманисты Европы».

- Для чего должны Мы учиться? Безусловно, чтобы изучать множество наук и способствовать развитию нашего разума. Образованный, просвещенный человек, четко и ясно представляет себе, что такое добро, справедливость, культура, свобода, равенство и многие категории, которые необходимы для социального прогресса.

- Ребята мы с вами много говорили об эпохе и времени преобразования.

- Скажите мне, пожалуйста, как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произошли в 15 -16вв.?

(Подчеркивается, что для эпохи просвещения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее творчески одаренное существо).

- Ребята, а что угнетало это творчески одаренное существо?

(абсолютизм, феодальные порядки, религия, ограничение его свободы, доступ к образованию).

- Ребята, а что такое гуманизм?

(от латинского Хуманус – человечный. Это принцип мировоззрения, основан на убеждении, что человек является величайшей общественной ценностью. Идея гуманизма одна из центральных в человеческой культуре и истории цивилизации).

- Что такое гуманное общество?

( Это общество справедливое, в котором главное человек, и его благо)

2.Подготовка восприятию нового учебного материала

- Тема нашего урока «Истоки просвещения»

В) направление составления плана занятия.

- О чем мы с вами сегодня будем говорить.

1. Понятие «Эпоха Просвещения».

2. Характерные особенности Просвещения.

3. Родоначальники политических идей Просвещения.

3. Изучение нового материала.

1) Работа над ключевым понятием темы.

Для эпохи Возрождения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее, творчески одаренное существо.

Великий поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» писал, обращаясь к современникам.

Подумайте о том, чьи вы сыны!

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены! (о достоинстве человека)

В стремлении усовершенствовать человеческое общество, характерно было во все века, но 18 век- это век, когда наиболее мыслящие люди, возлагали большие надежды на образование и воспитание.

В это время идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства. На их основе развивалось Просвещение – идейное течение, настаивавшее на решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. (запись в тетради).

Эпоха Просвещения - это эпоха духовного развития европейского общества 17-18вв.

Одни историки относят начало этой эпохи к концу 17в., другие к середине 18в.

Деятели Просвещения принадлежали ко всем слоям общества, многие – к третьему сословию, вышедшему на арену истории и заявившему о себе в науке и искусстве. Всех их объединяли общие цели и идеалы.

hello_html_6e727795.jpg

2) Знакомство с великими просветителями. Работа в группах.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основными идеями и главными ценностями некоторых просветителей. Кто они, просветители? К каким группам населения принадлежали?

Работать вы будете самостоятельно, в группах, заполняя таблицу. Каждая группа будет изучать одного из просветителей. Я даю вам 10 минут, по истечении времени вы предъявите результаты своей деятельности. Приступайте.

3) Проверка выполнения задания.

4) Знакомство с новой экономической теорией. А.Смит. Объяснение учителя.

Шотландский экономист и философ. Родился в семье английского таможенного чиновника.

- Итак, кто они, просветители? К каким группам населения принадлежали?

Вы правы: будучи выходцами из разных слоев населения (дворянства, духовенства, горожан, буржуа), просветители выполняли разную профессиональную деятельность.

5) Знакомство с деятельностью энциклопедистов. Доклады обучающихся.

6) Значение идей Просвещения.

старинных традиций,

абсолютной монархии.

Достоинствами считали:

Способность человека к общению.

Участие человека в коллективной созидательной деятельности.

Развитие просвещения народа.

4. Закрепление нового материала.

Каково отношение просветителей к существующим порядкам?

Выступление против абсолютизма и феодальной собственности.

Каково отношение просветителей к церкви?

Провозглашение культуры разума, а не бога.

Как, по мнению просветителей, можно было создать новый общественный порядок?

Борьба за просвещение народа широкое распространение знаний

Какие свободы могут обеспечить справедливый общественный порядок?

Распространение идей общественного равенства и личной свободы. (слайд 15)

Как видим, этих разных людей объединяла способность критически мыслить по поводу существующих порядков. Они затронули все сферы жизни общества: экономику, политику, культуру, общественные отношения. Считая феодальные порядки неразумными, эти вольнодумцы посчитали необходимым заменить их «разумными», основанными на естественных правах человека: свободе, равенстве, собственности. Просветители исходили из того, что в первую очередь просвещение и воспитание может привести к изменению существующих порядков. Многие деятели эпохи просвещения возлагали свои надежды на просвещенного монаха. Который был бы в состоянии реализовать их идеи на практике. Прекрасными примерами в этом смысле является переписка Вольтера и Дидро с Екатериной II , дружба Вольтера с прусским королем Фридрихом II . Политику просвещенного абсолютизма проводила и австрийская императрица Мария-Терезия.

Заключительное слово.

В истории нового времени «просвещению» принадлежит очень важное место. Просвещение является естественным продолжением гуманизма XIV - XV в.

Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать. Сегодня мы видим плоды рук человеческого ума:

- новое общественное устройство, правовое государство, гражданское общество, реализация прав и свобод человека.

Идеи просвещения лежат так же в основе политических свобод о поиске истины.

Рефлексия деятельности

- что нового вы узнали об эпохе Просвещения;

- чем занятие вам запомнилось;

- интересно ли вам было;

- какие формы учебной деятельности вызвали интерес.

ГДЗ история нового времени 8 класс Загладин, Белоусов Русское Слово Задание: 3 Просвещённый абсолютизм

Рабочая тетрадь по истории 8 класс Стецюра Русское слово

Решение некоторых европейских монархов (в частности Екатерины ІІ, Фридриха ІІ, Иосифа II и др.) реализовать некоторые идеи просветителей, с одной стороны, было продиктовано искренним желанием ускорить развитие возглавляемых ими государств, а с другой – попыткой укрепить собственное положение и ослабить потенциальных конкурентов центральной власти (прежде всего церковь и крупное дворянство).

Что в «просвещённом» правлении привело к реальным результатам?

Реальные результаты принесла политика «просвещённых» монархов, которая была направлена на обновление законодательства и упорядочивания системы государственного управления (т.н. административные реформы), развитие торговли и ремесел, поддержку науки, искусства и предпринимательства. Также огромное значение имело существенное ограничение влияния церкви на процессы внутри общества государства (например, запрет деятельности ордена иезуитов, отмена инквизиции и церковных судов, провозглашение свободы вероисповедания).

Что осталось лишь заявлениями?

Крайне незначительные результаты принесла политика «просвещённых» монархов по отношению к крестьянскому сословию. С одной стороны, делались заявления о необходимости улучшения быта и условий их жизни и защите от произвола землевладельцев. Однако на кардинальное решение проблемы – отмену крепостного права, решился только австрийский император Иосиф ІІ. В некоторых странах (например, в России) положение крестьян только ухудшилось.

Стр. 17. Документ №1

1. Определите на основе первого из приведённых текстов, как представлял смысл «просвещённого правления» Ж.Ж. Руссо.

Жан Жак Руссо считал «просвещённым правлением» такое, при котором монархи оказывают покровительство наиболее одаренным учёным, а те в свою очередь помогают правителям своими мудрыми советами. При таких условиях в наибольшем выигрыше окажется народ, поскольку принимаемые «просвещенными монархами» решения будут именно в их пользу.

2. Проанализируйте высказывание императора Иосифа II, осуществившего в своих владениях значительные реформы в духе «просвещённого абсолютизма». Каким путём он предпочитал проводить свою политику?

Согласно отрывку с данного документа, Иосиф ІІ не считал необходимым обсуждать свои планы с широкими народными массами, а просто ставить их перед фактом. Свою позицию император объяснял тем, что простые люди, в силу своей невежественности, не в состоянии понимать решения государственного масштаба и поэтому просто должны их послушно исполнять. Соответственно монарх должен руководствоваться исключительно собственными убеждениями и советами своего ближайшего окружения.

3*. Сопоставьте точки зрения мыслителя и монарха. В чём состояли различия? Как в связи с этим вы оцените попытки установления «союза философов и королей»?

И Руссо, и Иосиф ІІ считали, что «просвещенный» правитель не должен принимать решения самовольно, а предварительно спросив мнения у компетентных лиц. Только для Руссо такими лицами были исключительно талантливые учёные, а для Иосифа II – ближайшие слуги. Поэтому «союз философов и королей» мог быть успешным, только при условии, что такие учёные смогли завоевать доверие монарха и стать лично преданными ему советниками. В противном случае, в окружение правителей попали бы лица, которые руководствовались своими корыстными интересами и не думали о народном благе (таких среди привилегированных сословий было большинство).

Стр. 19. Документ №2

1. Как вы охарактеризуете стиль данного текста?

Данное письмо написано в дружественном тоне. Сразу видно, что Фридрих ІІ дорожит дружбой Вольтера и не хочет её потерять. Таким образом, стиль переписки не официальный, а сугубо личный, доверительный.

2*. Какими личными качествами и деяниями прославился в истории прусский король Фридрих II? (см. параграф 9 учебника.) Как можно объяснить и оценить его позицию в отношениях с Вольтером?

Если верить суждениям современников, то Фридрих ІІ Великий как личность характеризовался высоким уровнем интеллекта, любовью к искусству и наукам, склонностью к веротерпимости и гуманным отношением к подданным, а также педантичностью и рационализмом. Если оценивать его как короля, то прежде всего следует отметить его склонность к захватническим войнам и пренебрежение к существующим на то время международным принципам и порядкам. Соответственно крайне дружелюбная позиция Фридриха ІІ по отношению к Вольтеру, на мой взгляд, могла объясняться только одним – прусский король действительно восхищался личностью французского просветителя и испытывал глубокий интерес к его идеям.

Стр. 21. Вопросы в конце параграфа

1. В чём можно видеть причины интереса некоторых европейских правителей к идеям Просвещения?

Причины интереса европейских монархов к идеям Просвещения были двоякими. Во-первых, они стремились путем определенных реформ модернизировать свои страны, более активно развивать торговлю и ремесла, в некоторых случаях – даже улучшить условия жизни широких народных масс. Во-вторых, монархи желали укрепить свою власть и уменьшить влияние привилегированных слоев общества (прежде всего, крупного дворянства и духовенства). Идеи просвещения прекрасно подходили для такой задачи.

2. Используя материал учебников по всеобщей и отечественной истории, ответьте на следующие вопросы: как создавался в XVIII в. образ «просвещённого монарха»? Каков был стиль общения правителей (например, Фридриха II, Екатерины II) с известными просветителями? Можно ли сказать, что этот стиль переносился на обращение монархов с их подданными?

Моя точка зрения заключается в том, что образ «просвещённого монарха» создавался исключительно в произведениях философов-просветителей (Монтескьё, Вольтера, Руссо), был скорее плодом их мечтаний, очень часто оторванным от реальности. В действительности идеального «просвещённого монарха», каким они себе его представляли, просто не существовало. Политика Екатерины ІІ, и Фридриха ІІ, и Иосифа ІІ имели много отклонений от замыслов просветителей. Однако это все же не уменьшает их заслуг и достижений.

Если судить исключительно по переписке, то стиль общения «просвещённых монархов» был открытый, дружественный и даже иногда просящий. Правители общались с философами как равный с равным, не допускали надменности или какого-нибудь презрения. Однако такой подход не работал в обращении монархов со своими подданными, особенно с крестьянским сословием, которое традиционно занимало низшую ступеньку в социальной пирамиде тех времен. Поскольку деление людей на сословия не было отменено ни в одном государстве Европы, то можно с уверенностью говорить о том, что идеи Просвещения принципиально не повлияли на отношения «просвещённых монархов» к низшим слоям населения.

3. Систематизируйте в таблице информацию об основных мероприятиях политики «просвещённого абсолютизма» в разных сферах жизни общества.

Некоторая поддержка крестьян, улучшение условий их быта и производительности труда.

Определенная защита от своеволия со стороны помещиков

Поддержка образования и науки со стороны государства.

Основание школ, университетов, академий наук.

Ограничение цензуры, активное развитие книгопечатания.

Уменьшение влияния на государство и общество, в католических странах – запрет ордена иезуитов, церковного суда, инквизиции.

Переход к политике веротерпимости.

*Как вы оцените результаты этой политики?

Мероприятия и реформы «просвещённых монархов», при всей их важности, прогрессивности, имели незавершенный и половинчатый характер. Ни один из них не решился отменить важнейший пережиток средневековья – феодальное деление на сословия, а ограничились исключительно улучшением бытовых условий жизни крестьянского сословия и некоторой поддержкой ремесленников и торговцев. Кардинального изменения общественно-экономического и политического строя европейских государств не произошло. Если все же говорить о достижениях «просвещённого абсолютизма», то на мой взгляд, наиболее важными стало ограничение влияние церкви (консервативно настроенное духовенство практически всегда тормозило любые модернизационные процессы), расширение светского образования и поддержка науки. В перспективе это неизбежно привело к увеличению количества образованных людей, многие из которых по-другому смотрели на мир, общественные отношения и государственное устройство.

4. Объясните, чем завершилась история союза «королей и философов». В чём заключались противоречия между его участниками?

Союз «королей и философов» с самого начала был очень шатким и чаще всего имел персональный (личный) характер. Он скорее заключался в личных симпатиях монархов к определенным просветителям (например, дружественная переписка Фридриха ІІ и Екатерины ІІ с Вольтером) и интересом к некоторым их идеям. Противоречия заключались в том, что их цели были противоположными. Просветители стремились к значительным, и даже кардинальным реформам существующих порядков, в то время как правители хотели провести только косметические изменения, руководствуясь собственными интересами и взглядами. Ни один монарх не пошел на радикальные преобразования феодально-абсолютистского строя. Никто не разделил государственную власть на отдельные ветви, как этого хотел Монтескьё; никто не уравнял всех людей перед законом, как этого хотел Вольтер; никто даже не пытался обеспечить социальное равенство своих подданных, как этого хотел Руссо.

5*. Составьте исторический портрет одного из европейских монархов, разделявших идеи «просвещённого абсолютизма» (по выбору). Выскажите суждение, какое место занимали названные идеи в государственной политике вашего «героя».

Из всех представителей «просвещённого абсолютизма» наиболее выдающимся из всех, по моему мнению, был австрийский император Иосиф II с династии Габсбургов. Он правил относительно недолго – на протяжении 1780 – 1790 гг., однако даже за такой период сумел провести ряд прогрессивных преобразований, часть из которых была намного радикальнее, чем реформы в других европейских государствах.

Прежде всего следует отметить, что начало преобразований было заложено его матерью, императрицей Марией Терезией (правила в 1740 – 1780 гг.). Она тоже проводила реформы в сфере государственного управления и покровительствовала искусству и наукам. Поэтому Иосиф ІІ прежде всего продолжил модернизацию системы органов власти. Поскольку Габсбургскую империю населяли десятки различных народов, он проводил политику централизации, часто упраздняя при этом различные феодальные привилегии. Боролся со злоупотреблениями чиновников, реформировал систему судопроизводства. С целью кодификации права и отмены устаревших средневековых норм был принят сборник законов – т.н. «Иосифовский законник». Немыслимой для того времени была отмена смертной казни и замена её на пожизненную каторгу.

Не менее прогрессивным шагом Иосифа ІІ стало фактическое подчинение церкви государству. Прежде всего, вводилась политика веротерпимости. Равные с католиками права получили представители религиозных меньшинств: греко-католики, православные, протестанты (кальвинисты и лютеране). Даже иудеи получили ряд существенных послаблений (в то время почти во всех странах Европы еврейское население подлежало различным дискриминациям). Власть католической церкви была серьезно ограничена, большинство монастырей в 1782 – 1785 гг. было закрыто, а их земельные владения отошли в государственную собственность (т.н. политика секуляризации). При этом образование было выведено из-под контроля церкви (т.е. стало светским), а влияние папы римского на австрийское духовенство было сведено к минимуму. Деятельность ордена иезуитов, а также инквизиция и церковные суды на территории Австрии были запрещены.

Однако наиболее радикальной из всех реформ Иосифа ІІ стала крестьянская. Не отменяя полностью феодальное деление на сословия, он понимал, что для улучшения экономического развития государства нужно, прежде всего, улучшить благосостояние крестьян, которое составляло большинство населения. Поэтому в 1781 г. он отменил крепостное право (сначала в провинции Богемия, а потом во всей стране). Кроме ликвидации личной зависимости крестьян от землевладельцев, император даже хотел наделить их землей (этим планам не суждено было сбыться). Такие действия вызвали огромное недовольство дворянской аристократии.

Таким образом, многие идеи эпохи Просвещения занимали важное место в государственной политике Иосифа ІІ, особенно в том, что касается религии и церкви, а также положения крестьянского сословия. Более того, из-за слишком радикальных, по меркам того времени, реформ, императора, за глаза, даже называли «революционером на троне». Поэтому можно смело утверждать, что Иосиф II превзошел всех остальных «просвещённых монархов» Европы. Прогрессивные взгляды императора породили оппозицию со стороны консервативно настроенных представителей привилегированных сословий: крупных землевладельцев и католическую церковь. Поэтому сразу после смерти Иосифа ІІ в 1790 г. они добились отмены большинства его начинаний (прежде всего, была возвращена крепостная зависимость крестьян).

Каковы были основные идеи просветителей? Что не устраивало их в современном им обществе и к чему они призывали? Какое влияние век Просвещения оказал

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

ГДЗ история нового времени 8 класс Загладин, Белоусов Русское Слово Задание: 2 Просвещение в Европе и Америке

Рабочая тетрадь по истории 8 класс Стецюра Русское слово

Идеи Просвещения получили наибольшее распространение именно во Франции, поскольку там, в отличие от большинства других европейских государств, был необычно высокий уровень грамотности населения (в XVIII в. таковыми являлась почти половина мужского населения), а также большое влияние на французов печатного слова (газет, журналов, книг). Кроме того, существующие феодально-абсолютистские порядки вызывали недовольство многих представителей привилегированных сословий (дворянства и духовенства), и конечно же буржуазии. В совокупности эти факторы создавали благодатную почву для успешного распространения идей Вольтера, Монтескьё, Руссо и др.

Что способствовало, а что препятствовало распространению идей Просвещения в других странах?

Идеи Просвещения в разных странах распространялись по-разному. Помимо Франции, наибольший отклик они нашли в Англии, а также в английских колониях Северной Америки. Прежде всего, этому способствовало само английское государственное устройство в виде конституционной монархии, а также наличие широких политических и гражданских прав. В свою очередь, для жителей колоний, которым и так было свойственно свободолюбие и фактическое отсутствие феодальных сословий, взгляды просветителей были популярны еще и благодаря близости к пуританскому учению и мировоззрению.

Однако нередко идеи Просвещения сталкивались с различными трудностями. В испанских и португальских колониях Латинской Америки, например, хранение и чтение трудов просветителей были прямо запрещены властями. В Германии, ситуация определялась политической раздробленностью. Наличие большого количества феодальных пережитков и ограничений существенно замедляло распространение идей Просвещения среди образованных слоев немецкого народа.

Стр. 13. Документ №1

1. О каких ветвях власти писал Монтескьё?

Монтескьё указывал о необходимости разделения государственной власти на три независимых друг от друга ветви: законодательную (для создания законов), исполнительную (для ведения войн, заключения мирных договоров, обеспечения безопасности, ведения внешней политики) и судебную (для осуществления правосудия).

2. Почему он считал необходимым разделение трёх ветвей власти?

По мнению Монтескьё, разделение власти на три ветви необходимо для того, чтобы граждане были по-настоящему свободными, и не стали жертвой какого-либо произвола и беззакония со стороны государства. Как он считал, такого положения дел можно было добиться только если законодательная, исполнительная и судебная власти были не только независимы, но и контролировали друг друга.

3. Что означала такая позиция для Франции того времени?

Для Франции XVIII в., где вся полнота государственной власти сосредотачивалась в руках одного лица – короля, идеи Монтескьё были полностью чуждыми. Для их реализации необходимо было упразднение существующего строя – абсолютизма. И произойти это могло либо путем реформ, либо путем революции.

Стр. 15. Вопросы в конце параграфа

1. Как вы думаете, благодаря чему идеи Просвещения получили особенно значительное развитие во Франции?

В XVIII в. существующим абсолютистским строем были недовольные многие образованные французы (не только буржуазия, но также значительная часть дворян и духовенства). Кроме того, Франция отличалась крайне высоким, по меркам того времени, уровнем грамотности мужского населения (почти половина). Это способствовало большому влиянию на общественное мнение печатной продукции (газет, журналов и книг). Поэтому прогрессивные идеи Просвещения получили наибольшую популярность именно среди жителей Французского королевства.

2. Дайте характеристику одного из ведущих деятелей французского Просвещения (по выбору). Чем определялось его место в общественной жизни Франции и всей Европы второй половины XVIII в.?

Самым известным и авторитетным деятелем Эпохи Просвещения, без сомнения, был Франсуа-Мари Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер (1694 – 1778). Происходил из семьи зажиточных буржуа (отец был государственным нотариусом). Еще с молодых лет отличался критическим отношением к существующей действительности, а в особенности – к привилегиям дворянства и духовенства. Вольтер был крайне недоволен отсутствием у большинства французов каких-либо прав и свобод, а также лицемерием, корыстолюбием и аморальностью католической церкви. За свои взгляды и остроумные высказывания неоднократно оказывался узником главной политической тюрьмы Франции – Бастилии.

На дальнейшее развитие мировоззрения Вольтера сказалось проживание в Англии. Ему очень импонировал существующий там политический строй – конституционная монархия, а также наличие таких гражданских прав, как свобода слова, свобода вероисповедования, свобода предпринимательства. Впоследствии, из-за политических преследований на родине, много путешествовал. Некоторое время жил в Пруссии и Швейцарии. Несмотря на то, что к концу жизни фактически был прощен королем Людовиком XVI, Вольтер все же оставался в немилости у церкви.

Если обобщить все философские, литературные и исторические наработки Вольтера (а их насчитывается более сотни), то идеальным государственным строем для Франции, по его мнению, должна стать конституционная монархия английского образца. В социальных отношениях он выступал за всеобщее равенство всех людей перед законом, не зависимо от их происхождения, неприкосновенность их личности и собственности, а также за право свободно высказывать свои мысли устно или в печатном варианте (свобода слова и печати). Желая отменить феодальные сословия и иные средневековые пережитки, Вольтер в то же время считал разделение людей по имущественному признаку (на богатых и бедных) естественным и неизбежным. Также, не смотря на яростную критику католической церкви и её недостатков, атеистом он не был. Вольтер считал, что религия необходима для формирования моральных ценностей и борьбы с человеческими пороками (ярким подтверждением такой позиции является его знаменитая фраза «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать…»). В то же время, Вольтер активно выступал за свободу вероисповедования, а также против религиозной нетерпимости и двуличности большинства священнослужителей, обличая их аморальность и продажность в своих произведениях. За это снискал особенную ненависть среди французских церковных иерархов.

Вольтер не просто оказал наибольшее влияние из всех философов-просветителей на тогдашнее общество, но даже стал своеобразным символом Эпохи Просвещения, духовным лидером для всех тех, кто был недоволен существующим общественно-политическим строем. Недаром во второй половине XVIII в. в Российской империи проявление свободомыслия носило наименование «вольтерьянство». В то же время дружбой с Вольтером гордились многие такие просвещенные монархи как прусский король Фридрих ІІ Великий и российская императрица Екатерина II Великая. Последняя, на протяжении 1760-х – 1770-х гг. вела с Вольтером интенсивную переписку, а после его смерти выкупила личную библиотеку (сейчас хранится в Санкт-Петербурге, в Российской национальной библиотеке). Но главное значение личности Вольтера состоит в том, что его идеи оказали колоссальное влияние на зарождение и развитие Французской революции, которая началась всего через 11 лет после его смерти.

3. Систематизируйте в таблице информацию о взглядах известных французских просветителей.

Власть должна быть поделена на три независимых друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Идеальная форма правления – парламентская республика

Источником любой власти является народ (теория о народном суверенитете).

Необходимо введение всеобщего избирательного права для мужчин

Народ имеет право свергать правителей в случае неисполнения им общественного договора

С глубокой древности многих мудрецов и философов беспокоил один и тот же вопрос – как сделать так, чтобы правитель не злоупотреблял предоставленной ему властью, и использовал свои полномочия во благо народа, а не для себя и своих приближенных. Однако первым, кто предложил конкретное решение данной проблемы, стал английский философ Джон Локк. Под воздействием результатов Английской революции (ликвидация абсолютизма, победа парламента над королем), во второй половине XVII в. он пришел к мысли, что для предотвращения в будущем деспотии и тирании со стороны монарха, государственную власть нужно разделить на законодательную и исполнительную. Роль творца законов Локк отводил парламенту, избираемого широкими народными массами, роль исполнителя законов – королю и его советникам (министрам). При таком состоянии дел, полномочия монарха будут существенно ограничены, а права и свободы граждан будут надежно защищены от различных злоупотреблений со стороны власти.

Меньше чем через 100 лет, в первой половине XVIII в. французский просветитель Шарль Луи Монтескьё расширил и дополнил теорию о необходимости разделения государственной власти. По его мнению, власть должна делиться не на две, а на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Выделение судебной власти он объяснял тем, что в таком случае судьи будут принимать решения в соответствии с законами, которые уже приняты парламентом, а не создавать свои. Тем самым, граждане будут обезопасены от возможного судебного произвола и беззакония. Что касается законодательной и исполнительной власти, то Монтескьё наделял их практически теми функциями, что и Дж.Локк. Так же следует отметить, что ветви власти должны быть независимы друг от друга, и в то же время контролировать друг друга (позже это назовут система сдержек и противовесов).

Считаю, что теория о необходимости разделения государственной власти имела особенное значение для мыслителей XVII и XVIII в., поскольку в то время уже многие приходили к одной и той же мысли – для полноценного соблюдения естественных прав человека со стороны государства, нужно ограничить власть монарха, отобрать у него часть полномочий (прежде всего, в пользу избираемого парламента). В условиях абсолютизма и деспотии, права человека защищены не будут, а народные массы не смогут влиять на процессы в государстве

5. Объясните, почему издание под названием «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» стало крупным событием в общественной жизни Франции и всей Европы.

Влияние «Энциклопедии» на общественную жизнь тогдашней Франции и Европы, прежде всего, объясняется тем, что это произведение стало первым в истории комплексным и систематическим обобщением существующих на то время естественно-научных и технических достижений. Для жителей середины XVIII в. это было немыслимым успехом, когда в одной книге фактически была собрана необходимая информация со всех наук. Также следует отметить, что авторы «Энциклопедии» не только констатировали и описывали имеющиеся знания и открытия, а также очень часто критиковали существующий общественно-политический строй, невежество церкви, излагая при этом собственные прогрессивные идеи по поводу формирования государства и общества. Тем самым «Энциклопедия» еще и влияла на формирования общественного мнения во Франции и Европе в целом.

6. Охарактеризуйте особенности распространения идей Просвещения в разных странах. Какие задачи считали необходимым решить последователи этого идейного течения в Германии, американских колониях европейских держав?

Идеи Просвещения имели наибольшее влияние во Франции, в силу существования большого количества грамотного населения, а также настроенных критически по отношению к абсолютизму образованных людей. Поэтому Франция стала центром формирования различных прогрессивных идей, а большинство выдающихся просветителей были именно французами. Также Просвещение получило распространение в Англии (благодаря широким гражданским свободам и наличию конституционной монархии) и в английских колониях Америки (благодаря свободолюбию колонистов и пуританскому мировоззрению). В меньшей степени, Просвещение повлияло на общественную мысль жителей Латинской Америки (по причине запрета властей) и Германии (из-за политической раздробленности).

В американских колониях Англии, Испании и Португалии идеи Просвещения приобрели оттенок необходимости борьбы с метрополией (т.н. национально-освободительное движение). В то же время для Германии главной задачей просветителей стала борьба за национальное единство, за объединение всех феодальных княжеств в единое государство.

7*. Проведите обсуждение вопроса: «Какие черты являлись общими для известных представителей французского Просвещения при различии их биографий, характеров и т.д.?» Используйте материал учебника и дополнительную информацию.

Наиболее выдающимися представителями французского Просвещения являются Ш. Л. Монтескьё (1689 – 1755), Вольтер (1694 – 1778) и Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778). Эти философы, хоть и жили приблизительно в одинаковое время (пик их деятельности приходится на первую половину XVIII в.), все же по-разному смотрели на вещи, и выдвигали различные идеи и предложения. Во многом это обусловлено их социальным происхождением (Монтескьё был дворянином, Вольтер и Руссо были выходцами из семей мелкой буржуазии), отношениями с властью (Монтескьё и Руссо никогда не подвергались преследованиям, Вольтер – неоднократно был узником политических тюрем и изгнанником), взглядами на государственное устройство (Вольтер был сторонником конституционной монархии, Монтескьё и Руссо выступали за установление республиканской формы правления) и т.д.

Однако их идеи имели много общих черт. Среди них стоит назвать такие:

1. Твердое убеждение в необходимости уничтожения абсолютной монархии.

2. Понимание того, что демократизация политического строя Франции возможна исключительно путем создания постоянного представительского органа – парламента.

3. Желание ликвидировать все существующие феодальные порядки, и в первую очередь – разделение на сословия. Т.е. Монтескьё, Вольтер и Руссо выступали за равенство всех людей, независимо от их социального происхождения.

4. Мнение о том, что государство должно гарантировать естественные права и свободы человека (свобода слова, печати, вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища и т.д.).

5. Осуждение пороков и злоупотреблений католического духовенства, при одновременном понимании важности религии для формирования морали и нравственности.

Таким образом, названные просветители, несмотря на различия и даже противоречия во взглядах, искренне считали, что существующий феодально-абсолютистский строй Франции является несправедливым, и поэтому должен быть изменен. Поэтому именно идеи Монтескьё, Вольтера и Руссо стали своеобразным ориентиром и эталоном для будущих деятелей Французской революции, особенно в её начальном этапе.

Каков был идейный фундамент эпохи просвещения докажите что просветители отводили ведущую роль разуму

Роль разума в эпоху Просвещения

Характерной чертой Просвещения является своеобразное обожествление разума, который избирается в качестве единственного критерия при оценке всех явлений действительности. Свои взгляды просветители считали единственно правильными, разумными, отвергнув как неразумные все воззрения, унаследованные от прошлого. По их представлениям, вся предшествующая история человечества была цепью сплошных заблуждений. Особенно отрицательно они относились к средним векам, которые ими рассматривались только как эпоха нелепых предрассудков, феодальных изуверств и церковного мракобесия.

Просветители, не приняв феодальный режим, пытались, прибегая к рационалистическим спекуляциям, т. е. умозрительным путем, разработать основы нового разумного государственного и общественного строя, отвечающего естественным потребностям человека. По их мнению, достаточно людям разъяснить истину, и они могут договориться о том, какую форму общественного и государственного правления следует принять.

Неразвитость противоречий нарождающегося буржуазного общества обусловила иллюзорность представлений просветителей о будущем. Им казалось, что после крушения феодально-крепостнической системы в мире установятся на веки вечные идеальные, разумные общественные отношения. В действительности, мыслители XVIII столетия своей борьбой содействовали буржуазному прогрессу, утверждали буржуазный строй жизни.

Но иллюзорность воззрений просветителей имела и свою положительную сторону. Она питала их исторический оптимизм, безграничную веру во всемогущество человеческого разума, в силу слова и морального примера. Никогда после Возрождения не стоял так высоко авторитет человека, никогда так не прославлялись его возможности, как в эпоху Просвещения. Вся просветительная литература овеяна идеями Гуманизма, пронизана пафосом утверждения человеческой мысли, добрых начал человеческой природы.

Основную задачу времени просветители видят в критике неразумных форм жизни, в распространении гуманных взглядов и понятий. Они твердо верят в то, что посеянные ими семена социальной справедливости дадут свои всходы, приведут к полному обновлению общества. В связи с этим литература и искусство ими рассматриваются, прежде всего, как трибуна для пропаганды просветительских идей, как средство идеологического воздействия.

В лучших образцах просветительского романа и просветительской драмы (в произведениях Свифта, Филдинга, Вольтера, Дидро, Руссо, Бомарше, Лессинга, Шиллера, Гёте и ряда других) подвергаются резкому обличению представители дворянских кругов и церкви, осуждается княжеский деспотизм и фанатизм церковников и в то же время создаются образы положительных героев, воплощающих в себе лучшие качества просвещенного человека, иногда рисуются картины утопической жизни, такой, какова она должна быть.

Следовательно, Просвещение включает в себя, с одной стороны, отрицание феодально-крепостнической системы, тех ее явлений, которые не выдерживают суда разума, а с другой — прославление разумной действительности, естественных человеческих отношений.

Обе тенденции, выступая в различных сочетаниях, обычно так или иначе наличествуют в творчестве писателей просветительской направленности, но проявляются по-разному, в зависимости от факторов как объективного, так и субъективного порядка. Наиболее сильной, исторически плодотворной чертой просветительского мировоззрения следует считать ту, которая связана с критикой отживающего строя. Именно обличая феодально-крепостническое общество, раскрывая его антигуманистическую сущность, просветители больше всего просвещали народ, подготавливали общественное мнение к восприятию грядущей революции.

Читайте также: