Какой компонент педагогического мастерства является фундаментом основой этого комплекса

Обновлено: 17.05.2024

Понятие о педагогическом мастерстве и его место в деятельности учителя

Искусство воспитания - одно из самых древних и сложных. Но начинается оно с поразительно простого, бесхитростного: принять и полюбить обучающегося таким, какой он есть.

Если урок – искусство, а не только учебное занятие, жизнь - не часы в расписании, то, наверное, это и есть призвание педагога.

Если заглянем в «Словарь русских слов» Е. Ожегова, то слово «мастер» трактуется как:

1) Руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производства, цеха (например, сменный мастер; мастер сборочного цеха);

2) Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной деятельности (например, скрипичный мастер, этот сапожник – хороший мастер);

3) Специалист, достигший высокого искусства в своем деле, (мастер искусств. Мастер спорта, мастер пчеловодства.). Человек, который умеет хорошо делать что-нибудь (например, мастер на выдумки, мастер рассказывать).

Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.

Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Выдающийся русский ученый-педагог А.С. Макаренко говорил: «Никакой контроль, никакие программы абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которые определяются составом лекторов».

К сожалению, нет определенных рецептов достижения педагогического мастерства, однако, современная концепция педагогического мастерства предполагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей будущих специалистов, благодаря чему можно достичь научно-профессиональной педагогической подготовки.

Острый интерес к вопросам мастерства воспитания обусловил не только необходимость выявить оптимальные условия всестороннего развития детей, но и те трудности, которые ежедневно возникают в практике воспитателя. По некоторым статистическим данным учитель выполняет 258 видов работ только на подготовку к занятиям по новым программам. На проверку тетрадей у него уходит 4-5 часов времени. Организация самообслуживания, дежурство, внеклассные мероприятия занимают 10-12 часов в неделю. Педагог сталкивается с постоянно меняющимся миром своих учеников, с необходимостью мгновенно принимать решения, действовать. В научно-методическом плане эти трудности, как правило, созданы, с умением устанавливать контакт с детьми в любой деятельности: учебной, организаторской, трудовой, художественной, спортивной.

Часто спрашивают, не является ли феноменом педагог, который выходит за пределы системы средств и методов. И является ли мастерство той силой, эстетики которую следуют действительно искать в самой личности педагога? Почему использование одних и тех же педагогических средств и методов у одних воспитателей дает положительный результат, а у других противоположный?

Эти вопросы нельзя сбрасывать со счетов при определении сущности педагогического мастерства.

Мастерство педагога зависит от владения разнообразными теоретическими, психолого-педагогическими, социально-психологическими, философскими знаниями и выступает в роли своеобразного звена между теорией и практикой, т.е. между системой знаний и деятельности, которая ведет к преобразованию существующей деятельности. Одно из главных сторон мастерства в том и состоит, что человек путём накопления знаний и опыта оказывается способным разрешать возникшие противоречия между наличным запасом теоретических представлений и требований жизни.

Опыт мастеров педагогического труда показывает, что, чем выше мастерство педагога, тем острее потребность в приобретении дополнительных знаний, тем больше кажущейся неясности, которая уже перешагнула данный уровень педагогических знаний и стоит на грани перехода на более высокий уровень единства теорий и практики. Мастерский педагогический опыт, если он синтезирует объективные возможности, познавательные физические, художественные данного поколения, не может исчезнуть бесследно, не может не дать себя знать. Но опыт сам по себе не передаётся. Передаётся мысль, выведенная из опыта. И эта мысль даже в своем первоначальном виде как догадка, как предположение – представляет уже первичные теоретические знания, на основе которого может быть построена развернутая теоретическая концепция.

Стремясь достичь секретов профессионального мастерства, педагог, главным образом, совершенствует методы обучения и воспитания учащегося.

Именно с помощью методов и приемов учитель включает своих питомцев в определенные знания, умения, навыки, отношения поведения.

Однако замечено, что одни и те же методы применяемыми педагогами, рождают далеко неравнозначный качественный результат. Более того, некоторым из учителей даже пробированные методы не позволяют приблизиться к минимальному успеху. Учитель разочаровывается, сетует «Всё делал по методической разработке, а дети шумят, не слушают, не учат. Почему?». На желания школьников влияют не только методы, приемы и задания, подбираемые для них педагогом. Успешность работы учителя в значительной степени обуславливается его личностью, характером, взаимоотношениями с учащимся, его мастерством, что не всегда зримо прослеживается в педагогической деятельности. Педагоги-мастера постоянно обращают внимание на реакцию, которая вызвана их действиями у учащегося. Под благотворным воздействием учителей ученик испытывает радость познания в учении, чувствует, что он может учиться лучше.

У таких педагогов методы обучения и воспитания становятся как бы средством реализации запрограммированных качеств личности самого педагога, проводником к учащимся.

Воспитатель может дать своему воспитаннику только то, что имеет сам. Поэтому педагогическое мастерство правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности учителя, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности - способностью оптимально решать педагогические задачи обучения, воспитания и развития школьников.

Педагогическая задача решается в реальной обстановке, в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которые нужно учитывать, выбирая особые воздействия на воспитанников. Прежде всего, это модель проблемной ситуации. Она, как и любая задача имеет свою цель, условия и критерии для проверки степени эффективности ее решения. Педагог-мастер тем и различается, что он умеет принимать решения в незапрограммированных условиях. Педагогическую задачу мы рассматриваем, как умозаключение учителя в том, как, ему поступать в непредвиденных ситуациях. И проверяется ее успешное решение с помощью трех основных критериев:

1. Перевод учащегося в данное состояние.

2.Выбор единого, предпочтительного способа воздействия на ученика, очевидность оптимального выбора.

3. Осознание того, что педагогическая задача существует лишь до тех пор, пока педагог не решит ее.

Что такое педагогическая задача? Педагогическая задача - это всегда осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, приближающейся к цели педагогической деятельности.

Можно считать, что педагогическая задача основная клеточка педагогического мастерства, решение которой отражает уровень профессионализма педагога. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно или специально.

Педагогические способности проявляются в умении учителя прогнозировать поведение ученика на основе постоянно получаемой информации о нем, в умение анализировать со школьниками информацию, а также видеть способы продвижения учеников к заданному уровню обучения.

Знание предмета деятельности. Без сомнений учитель должен свободно и четко оперировать информацию, видеть связи в сложной структуре доказательно, уметь легко вводить учеников в область собственных знаний и нацеливать их на овладение ими.

Стремление к самообразованию. Стремление к самообразованию позволяет постоянно педагогу пополнять собственные знания, а, стало быть, творить. Это качество тесно связано с любознательностью учителя. Любознательность успешно проявляется в результатах труда педагога. Поэтому постоянная готовность учителя пополнять свои знания благотворно сказывается на его общей эрудиции и интеллектуальной собранности, его способностях в определённых отраслях. Педагог, прежде всего, должен любить своих учеников и никогда не должен судить и плохо думать о своем питомце. Педагог, который искусственно делит учащихся на «законченных», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко прозевать человека- личность, а значит не разглядеть в нём творческий потенциал. Однако любовь к детям, уважение важно сочетать с разумной требовательностью. Требовательность дисциплинирует ученика, заставляет задуматься над своим поведением, затормаживает отрицательные и стимулирует положительные поступки. В требованиях обязательно должно быть чувство меры. Иногда учитель нетерпеливым и раздражительным тоном требует от ученика невыполнимого или слишком трудного. В результате, у некоторых школьников рождается неуверенность в своих знаниях, способностях. Требуя чего-то от других, важно уметь поставить себя на его место, т.е. уметь определить меру требовательности.

Педагогу в любой ситуации необходимо отличаться выдержкой, терпением, объективностью и чуткостью, т.е. постоянно уметь контролировать свою деятельность и поведение в общении с учениками. Важное значение имеют такие качества учителей, как наблюдательность и находчивость, умение пользоваться голосом, дикцией, непосредственное эмоциональное влияние на ученика, а также предвидение последствий своих действий.

Мастерство учителя также проявляется в голосе, дикции, мимике, тоне, жесте. Неумение пользоваться голосом граничит с непригодностью к педагогической профессии. Чрезмерно громкий голос учителя влияет на нервное состояние ученика. Неожиданный раздражительный тон педагога нервирует и учащихся. Речь педагога должна быть доступной, выразительной, логически стройной.

Следует избегать многословия и монотонности в речи и голоса. Поэтому равномерный голос, как предупреждал С.Т. Шацкий, производит своеобразное гипнотическое влияния на учеников – ученики начинают дремать. К словам надо прикасаться как к музыкальному инструменту, умело и чувствительно. В словах надо искать душу, уметь выражать свою силу, волю. Наконец, немаловажное влияние на поведение ученика оказывает тон. Доброжелательное общение рождает между педагогом и школьником отношения взаимного доверия, что положительно сказывается на успешности их взаимного труда. Предвидеть последствия своих действий помогает учителю педагогическая прозорливость, она характеризуется умением осознать, определить возможные затруднения при встрече с учащимися, а также в процессе непосредственного общения с целью предупреждения, или нейтрализации нежелательных поступков ученика. Прозорливости всегда должна предшествовать обдуманность собственного поведения. Вдумчивый учитель, способен проникать во внутренний мир ученика, понимать, какой его ждет результат от тех или иных действий.

Названные качества педагога реализуются в неразделимом единстве. Все они в большей или меньшей степени проявляются в умении учителя общаться со своими учениками, устанавливать доброжелательные отношения между ними в повседневной жизни и работе. Педагог, который считает своей главной обязанностью лишь проведение урока или «выполнение» учебной программы, по существу, работает на холостом ходу. Никакие духовные нити не связывают его и учеников. В лучшем случае между ними устанавливаются в какой-то мере терпимые отношения.

Для анализа педагогического труда требуется знать показатели-критерии педагогического мастерства, которые помогают учителям-мастерам эффективно осуществлять педагогический процесс. Педагогическое мастерство всецело обеспечивается умственной самостоятельностью, которая означает владение весьма значительными умениями познавать реальную действительность, приобретать знания, творчески применять их в сложившейся и новой ситуации, т.е., умением анализировать, отражать и прогнозировать собственную деятельность.

Пристальное внимание к работе учителей, успешно продвигаться к вершинам профессионализма, помогло выявить тот факт, что подлинные педагоги-мастера отличаются особой, тончайшей чувствительностью к личности своего воспитанника. Такая чувствительность и эмпатичность в то же время - главные условия их гибкости в работе, и творчестве.

Педагогическое мастерство обеспечивается наличием:

1. Психолого-педагогическим компонентом, входящих в психологическую структуру педагогической деятельности.

2. Соотнесённости психолого-педагогических компонентов с уровнями деятельности педагога-мастера.

Педмастерство: сущность и составляющие

Доклад на тему «Сущность и составляющие педагогического мастерства» Арбузов Н. М.

Что такое «педагогическое мастерство»? С этим вопросом можно обратиться к тысяче учителей-практиков, и каждый даст свое определение с позиций своего собственного жизненного и профессионального опыта: для тех, кто начинает свой педагогический путь, «мастерство»- понятие более абстрактное, отвлеченное; а для тех, кто имеет за плечами определенный жизненный опыт, « мастерство» воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, что ему не хватает, не достаточно. Однако, в целом, для каждого «педагогическое мастерство» - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

Мастер - это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле. Мастерство – ( высший уровень профессионализма) – это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство – это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, независимо от стажа, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие обучаемых, включая их мировоззрение и способности.

Общие компоненты педагогического мастерства:

1. Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, профессиональная педагогическая направленность.

2. Профессиональное знание, которое включает в себя знание преподаваемого предмета, его методы и методику, умение решать педагогические задачи. « Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знание человека. Чем глубже знание, тем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель – это … человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что человек без знания науки о воспитании работать с детьми не сможет. (В.А.Сухомлинский).

3. Профессиональная педагогическая техника – совокупность знаний, умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.

Компоненты педагогической техники:

1. Умение педагога управлять своим поведением: владение мимикой и пантомимой; управление эмоциями и настроением; социально - перцептивные способности ( способности, позволяющие понимать субъекта на основе чувственного восприятия) – внимание, наблюдательность, воображение; техника речи ( дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

2. Умение воздействовать на личность и коллектив. Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности; условием успешности – педагогические способности; средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога – умения в области педагогической техники.

Уровни педагогического мастерства.

Основной функцией педагога является передача деятельности с целью развития личности, способной сохранять и развивать предметную область передаваемой деятельности. Главный критерий оценки педагога – это успешность его учеников в применении переданной им деятельности. Уровень педагогического мастерства определяется уровнем успешности учеников на соответствующем этапе их деятельности.

Рассмотрим педагогический процесс как технологический. Для этого в педагогическом процессе должны быть обозначены последовательные технологические этапы, предусматривающие получение на каждом из них конкретных результатов, и , как итог – достижение поставленной цели. Переход на следующий технологический этап должен происходить только после того, как на предыдущем этапе объективно получены заданные результаты. Если же на предыдущем технологическом этапе не получены необходимые результаты, то возникает брак, а это резко снижает эффективность всего педагогического процесса.

Педагогический процесс в общем виде можно разделить на пять основных технологических этапов:

1) понимание учениками деятельности. Результат этапа: знание о предметной области;

2_ усвоение учениками деятельности. Результат этапа: умения в предметной области;

3) применение учениками деятельности. Результат этапа: навыки в предметной области;

4) улучшение учениками известной деятельности. Результат этапа: новации в предметной области.

5) создание учениками новой деятельности. Результат этапа: открытия в предметной области.

Объединив в одну систему понятия «функция педагога», «главный критерий педагогической деятельности», «педагогические технологические этапы» мы получим уровни педагогического мастерства по отношению к ученикам:

1) успешность понимания учениками деятельности;

2) успешность усвоения учениками деятельности;

3) успешность применения учениками деятельности;

4) успешность улучшения деятельности;

5) успешность создания учениками новой деятельности.

Еще одним из элементов педагогического мастерства является общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные функции и направленное ( если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри коллектива. Другими словами, «педагогическое общение» - это общение педагога с воспитанниками в педагогических целях. Будет ли общение оптимальным, зависит от педагога, от его уровня педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

Основная цель педагогического общения состоит в передаче общественног8о и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагогов к обучаемым . В общении происходит становление ( т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов. Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?

Во-первых, это высокий авторитет педагога. Во-вторых, это владение психикой и приёмами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен к практической психологии. И, наконец, третье условие – это накопленный опыт, это, то, что в обыденной практике называется «с начала-умением, а потом – мастерством.

Компоненты педагогического мастерства, как стержневого элемента педагогической культуры
статья на тему

Данная статья помогает раскрыть сущность, структуру и особенности педагогической культуры, определить место и роль педагогического мастерства в деятельности воспитателя.

ВложениеРазмер
komponenty_pedagogicheskogo_masterstva_kak_sterzhnevogo_elementa_pedagogicheskoy_kultury.docx 21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Компоненты педагогического мастерства, как стержневого элемента педагогической культуры

Рассматривая такую характеристику личности педагога как «педагогическое мастерство», правильнее начать с понятия, которое значительно шире, а именно – «педагогическая культура», ведь именно педагогическое мастерство считается основным составляющим элементом педагогической культуры. У исходного понятия «культура» есть множество определений, так как относится оно к различным областям деятельности и поведения человека. Культура человека - это принятый опыт взаимодействия и поведения, сформировавшийся и приемлемый в его жизнедеятельности. Как компонент общей культуры выделяют культуру педагогическую, и определяют её как совокупность накопленных свойств личности и данных ей от природы, предоставляющий высокий уровень активности педагога. Если рассматривать педагогическую культуру со стороны психологии, то это сочетание умственных, духовных, профессиональных педагогических качеств и преподавательского стиля, организованных на основе общей культуры, профессиональных знаний психологии и педагогики, опыта, разрешающее педагогу качественно находить решение учебных и воспитательных задач. Педагогическая культура очень многогранна, и включает в себя такие грани как профессиональная компетентность, психолого-педагогическая подготовленность, профессионально-педагогический интерес к делу, культура поведения педагога, культура внешнего выражения личности, культура педагогического мышления и общения, и конечно основополагающий элемент - педагогическое мастерство. Мастерство педагога проявляется в стойких знаниях педагогики и психологии, педагогическом такте и требовательности учителя или воспитателя. Высокий уровень развития педагогического мастерства является характерным критерием педагогической культуры.

Педагог является субъектом высокой культуры, который способен на самоопределение в мире культуры и к воспроизводству культуры в людях. Педагог – это носитель культуры. Отсюда следует, что воспитание необходимо воспринимать как возможность приобщения к культуре.

Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности [1]. Под педагогическими ценностями здесь следует понимать знания, концепции, идеи, которые в данный момент имеют значимость для педагогической системы и общества в целом.

Мастерство – это умение , владение навыками в какой-либо сфере, искусство исполнения. Педагог-мастер – это личность образованная, «человек культуры», гуманист, понимающий ценность и уникальность каждого человека. Естественно, что направленность этого мастерства должна служить общей цели — воспитанию в человеке гуманистических начал, формированию личности, способной к реализации своих творческих способностей, к успешному выполнению своих ролей во всех сферах жизни [2]. Также, это личность духовная, свободная, возвышающая ценности культуры, труда и жизни, постоянно стремящаяся к самосовершенствованию. И что очень важно, это человек, который стремится помочь ученику в его желании стать целостной личностью. Ну и конечно, педагог-мастер – это личность творческая, и культура его творчества находит своё отражение во всех областях жизнедеятельности.

Творческий характер деятельности педагога определяет его мыслительную деятельность, особый стиль, который связан с новизной и важностью результата, вызывая активизацию связи психических сфер личности воспитателя, а именно мотивационной, познавательной, эмоциональной и волевой. Также здесь немаловажны специфические способности и их проявления (например, способность мыслить педагогически), а реализует их развитая способность творить.

Здесь важно затронуть такое понятие как «творческое самочувствие педагога», так как именно оно отвечает за контакт между воспитанниками и педагогом, несущего радость учебного труда. Творческое самочувствие преподавателя-это творческое состояние, которое специфично и складывается из конкретных психических элементов, и имеет свою психическую природу. Для активизации творческого самочувствия педагогу необходим положительный эмоциональный настрой, психологическая установка на готовность к уроку, внутреннее сосредоточение. Высокий уровень развития мышления педагога способствует глубокому пониманию смысла педагогической информации, и с помощью опыта помогает приобретать личностный смысл профессиональной деятельности. Профессиональный опыт обычно рассматривают как совокупность «техник жизни» личности или событий, которые находят выход в различных профессиональных ситуациях. Педагогическая техника – это сумма профессиональных умений педагога, и является основной составляющей педагогического мастерства. Педагог-мастер знает, как помочь своим воспитанникам в овладении творческой деятельностью – он включает в учебно-воспитательный процесс разнообразные творческие технологии, например, такие как мозговой штурм, сократические диалоги, диспуты, проблемно-эмоциональное изложение, проблемное и эвристическое обучение.

К качествам личности творческого учителя (воспитателя) относятся чувство нового, остроумие, информационный голод, оригинальность, эмоциональная возбудимость в творческих ситуациях, творческое воображение и интуиция. Чувство нового считается интеллектуальным чувством творческого человека, которое позволяет своевременно отмечать появление нового, инновационного, ставить проблемы и решать их. Остроумие – это природный дар, способствующий педагогу проявить себя как личность. Юмор обеспечивает положительное самочувствие в любой ситуации, побуждает поиск новых средств оценки, выступает в роли стимула самовоспитания. Одним из основных симптомов информационного голода является постоянная потребность обогащения новой информацией из всевозможных источников, а непрерывность самообразования, это одно из условий самосовершенствования и профессионального становления. Оригинальность как качество личности выражается как нестандартность и неповторимость, это гармония индивидуальности и типичности. Также, оригинальность является одним из показателей уровня развития педагогических способностей. Неотъемлемый компонент любой формы творческой деятельности – это творческое воображение. Воображение заключается в способности по-новому смотреть на вещи, в нахождении решения нестандартной задачи. Педагог с высоким уровнем воображения мыслит нешаблонно, способен к поиску незаурядных подходов к анализу учебно-воспитательных ситуаций. Помощь в развитии творческого воображения оказывают увеличение запаса представлений, развитие способности сосредотачиваться мысленно на воображаемом объекте, развитие инициативного воображения и постоянное развитие способности воображения в процессе творческой деятельности. Интуиция педагога совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта, наличие её свидетельствует о наличии у воспитателя (учителя) способности к педагогической импровизации.

Из личностных качеств на которых основывается творчество педагога можно выделить гибкость, компетентность, как научную так и педагогическую, развитое мышление, технику и профессиональный опыт, достаточный интеллектуальный уровень, способность давать оценку. Под гибкостью подразумевается многообразие и адекватность действий, во внешних и внутренних формах активности. Она выражается в отказе от несоответствующих средств деятельности и способности найти новый способ к разрешению проблемной ситуации. Гибкость представляет собой сочетание эмоциональной устойчивости и позитивной эмоциональной экспрессивности. Компетентность - это высшая составляющая личности, проявляющаяся в сочетании профессиональных и личностных качеств, требующихся для успешной деятельности педагога. Развитие компетентности - развитие творческой индивидуальности, способность приспосабливаться в педагогической среде, подверженной постоянным изменениям, а также становление восприимчивости к инновациям педагогики.

Педагог-мастер совмещает в себе такие умения и свойства характера, как терпение, артистизм, режиссура, импровизация, духовность, мотивация учения; глубокое знание своего предмета, знание целей и задач обучения, средства обучения, понимание выбора форм обучения, умение владеть технологией отбора материала, а также знание, понимание и владение методами обучения, умение предвидеть результат обучения, знание реальных возможностей учеников и умение их развивать, умение ждать результата от любого ученика. Итак, разберемся в каждой составляющей педагогического мастерства. Терпение, а именно терпение в ожидании результатов от своих воспитанников, также стоит отметить кроме безмерного терпения, наличие выдержки и самообладания, веры в способности ученика. Артистизм, это свойство проявляется в человечном и искреннем взаимодействии с учениками, когда педагог находится в постоянном состоянии понимания важности выполнения конкретной цели. Режиссура воспитателя (учителя) раскрывается в способности строить планы своей педагогической деятельности, подчиняя все свои устремления и всю свою деятельность установленной цели. Основное качество педагога-мастера – это импровизация, то есть он должен уметь интерпретировать, переосмыслить и раскрыть воспитанникам материал. Духовность выражается в желании общаться с учениками, в желании преподавать, и чувствовать радость и смысл этого дела. Способность мотивировать воспитанников к учению также немаловажна, то есть это способность создать такую обстановку, где ученики будут учиться на каждом занятии. Педагогу-мастеру необходимо владеть множеством знаний и информации, должен уметь интегрировать знания в своём предмете, но и также иметь представления о других родственных предметах. Для лучшего понимания воспитанниками предмета важно чтобы педагог передал им знания целей и задач обучения. В овладении педагогического мастерства требуется умение представлять себе конечный результат обучения, другими словами цель должна совпадать с результатом. Воспитатель (учитель) должен уметь правильно подбирать средства обучения, подходить рационально к их отбору. Педагог-мастер не руководствуется только одной единственной формой обучения, ведь зная как сочетать формы, можно экономить время для получения эффективного обучения. Овладение технологией отбора материала к занятию необходимая способность, ведущая к педагогическому мастерству. Педагог-мастер знает множество методов обучения, определенную закономерность модификаций методов обучения зависящих от целей, материала и результата занятия.

Самоотдача, работоспособность, самосовершенствование, повышение квалификации, неустанное пополнение профессиональных знаний, желание делиться своим педагогическим опытом с коллегами, ну и, конечно же, безграничное знание своего предмета и умение научить людей, необходимые компоненты педагогического мастерства.

Каждый воспитатель (учитель) может стать педагогом-мастером, при условии постоянного профессионально-творческого самовоспитания, развивая в себе выше изложенные необходимые качества и умения.

Список использованных источников

1 Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

2 Аверченко Л.К и др. Психология и педагогика: Учеб. пособие/ Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В., Булыгина А.А., Журевич Л.А., Залесов Г.М., Звягинцев В.В., Кашник О.И., Крейк А.И., Николаенко В.М., Татаринова Г.Б., Федосихина Е.А., Шибаева С.С.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.

Педагогическая компетентность и педагогическое мастерство как деятельностные составляющие профессионализма педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вертий Илона Александровна

Статья посвящена раскрытию понятий « педагогическая компетентность » и педагогическое мастерство » как деятельностных составляющих профессионализма педагога . Проведен сравнительный анализ различных точек зрения на определение этих понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вертий Илона Александровна

Изучение технологии CUDA как фактор формирования информационных компетенций старшекласников Формирование профессиональной компетентности и профессиональной позиции в процессе педагогического образования Реализация воспитательного потенциала учебных курсов при подготовке бакалавров психолого-педагогического направления: компетентностный подход Профессиональная личность педагога: трактовки и гипотезы i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая компетентность и педагогическое мастерство как деятельностные составляющие профессионализма педагога»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА

Вертий Илона Александровна - магистрант, кафедра государственного управления и таможенного дела Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко, г. Луганск, Украина

Аннотация: статья посвящена раскрытию понятий «педагогическая компетентность» и педагогическое мастерство» как деятельностных составляющих профессионализма педагога. Проведен сравнительный анализ различных точек зрения на определение этих понятий.

Ключевые слова: профессионализм педагога, педагогическая компетентность, педагогическое мастерство.

В современной психолого-педагогической литературе встречается более пятидесяти терминов, относящихся к деятельности педагога, однако наиболее употребительными являются понятия «педагогическая компетентность» и «педагогическое мастерство».

Понятие «педагогическая компетентность» активно начало использоваться в психо лого-педагогической литературе с 80 - 90 годов ХХ века. Именно с этого времени субъектность педагога в образовательных процессах рассматривается как социальная необходимость, а в научный обиход входит понятие «профессиональная компетентность». Оно исследовалось учеными А.К. Марковой, В.А. Сластениным, И.А. Колесниковой, Е.В.Титовой, и др. Считается, что педагог-профессионал обязательно должен быть компетентным, однако «компетентность» на сегодняшний день не имеет своего точного исчерпывающего определения.

Более традиционным для отечественной психолого-педагогической науки является понятие «педагогическое мастерство». Педагогическое мастерство являлось объектом исследования И.А. Зязюна,Н.В.Кузьминой, Л.М.Митиной, А.Н. Щербакова и др., однако анализ специальной литературы по данному вопросу показывает на достаточно большую вариативность в толкованиях этого явления.

Н.В. Кузьмина определяет педагогическое мастерство как уровень деятельности, при котором педагог успешно решает профессиональные задачи. А.К.Маркова рассматривает педагогическое мастерство как уровень компетентности, которую она считает уровнем осуществления педагогической деятельности, а Л.М. Митина считает педагогическую компетентность частью педагогического мастерства, высказывая совершенно противоположную точку зрения, чем А.К. Маркова.

А.Н. Щербаков рассматривает педагогическое мастерство как основное условие продуктивной деятельности учителя [6], В.А. Сластенин видит его основой для достижения высокого уровня развития учителя [5], а И.А. Зязюн считает педагогическое мастерство качественной характеристикой степени овладения педагогом своей профессиональной деятельностью [1].

Таким образом, исследователи часто определяют одно понятие посредством другого, а иногда подменяют эти понятия друг другом.

С целью выявления структурных компонентов педагогической компетентности и педагогического мастерства, обратимся к сравнительному анализу различных точек зрения на определение данных понятий (табл. 1).

Таблица 1. Определение понятий «педагогическая компетентность» и «педагогическое мастерство» в психолого-педагогической литературе

Педагогическая компетентность Педагогическое мастерство

А.К. Маркова и др. - уровень осуществления педагогической деятельности, педагогического общения, достижение высоких результатов образовательной деятельности. Составляющие: профессиональные знания; профессиональные умения; профессиональные психологические установки [2] А.К. Маркова - уровень компетентности. Составляющие: педагогическая деятельность; педагогическое общение; личность[2]

Н.В. Кузьмина и др. - свойство личности, позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи. Составляющие: специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентности[4] Н.В. Кузьмина и др. - уровень деятельности. Составляющие: знания, умения, навыки; высокий уровень владения ими[4]

В.А. Сластенин - единство теоретической и практической готовности, выраженное в умениях[5] И.А. Зязюн - качественная характеристика степени овладения педагогом своей профессиональной деятельностью. Составляющие: комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности[1]

Л.М. Митина и др. - часть педагогического мастерства. Составляющие: профессиональные знания; педагогическая направленность; педагогические способности; общая культура; педагогические умения[3] А.И. Щербаков - условие продуктивной работы. Составляющие: глубокое знание предмета, методическая грамотность; умелое использование личностных качеств в организации деятельности учащихся[6]

Сравнительный анализ содержания понятий «педагогическая компетентность» и «педагогическое мастерство» позволяет выделить следующие общие признаки:

- и педагогическая компетентность, и педагогическое мастерство являются характеристиками, определяющими готовность и способность выполнять педагогические функции;

- знания, умения, навыки, владение педагогической техникой выделяются объективными составляющими как педагогического мастерства, так и педагогической компетентности.Мы рассматриваем педагогическую компетентность и педагогическое мастерство как равные составляющие профессионализма педагога, поэтому к педагогической компетентности относим знания и умения как теоретическую и практическую готовность совершать деятельность, а к педагогическому мастерству - степень владения педагогическими технологиями, способами, приемами деятельности, т.е. технологическую сторону педагогической деятельности;

- и педагогическое мастерство, и педагогическая компетентность определяют уровневое соответствие овладения либо содержанием (знания, умения), либо техникой (процессом) деятельности.

Еще одним общим признаком, объединяющим позиции многих ученых, является то, что многие из них (А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.И. Щербаков и др.) в число компонентов как педагогической компетентности, так и педагогического мастерства включают личностные качества и способности.

Мы рассматриваем профессионально-значимые качества в качестве самостоятельной составляющей профессионализма педагога, поскольку считаем, что в отношении педагогической компетентности и педагогического мастерства они являются фундаментом их формирования и развития.

Таким образом, педагогическую компетентность определяется как теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности, включающая овладение психолого-педагогическими, предметными, методическими знаниями и умениями, а педагогическое мастерство - это качественная характеристика педагога, отражающую высокий уровень владения педагогическими навыками и технологиями.

7. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн [и др.]. М.: Просвещение, 1989. 302 с.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

9. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.

10. Педагогическая система: теория, развитие, практика: Коллективная монография / В.П. Бедерханова [и др.]; под ред. В.П. Бедерхановой, А.А. Остапенко. М.: Народное образование, 2014. 128 с.

11. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 480 с.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Щербаков А.И. Психологические проблемы профессиональной подготовки учителя в высшей школе / А.И. Щербаков, Л.: Просвещение, 1988. 168 с.

ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ CUDA КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАСНИКОВ Суйгусар И.В.

Суйгусар Илья Владимирович - бакалавр, направление: педагогическое образование, профиль: информационные технологии в образовании, кафедра физики и информационных технологий, Институт естественных наук и математики Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Аннотация: в данном исследовании рассмотрены вопросы формирования информационной компетенции учащихся профильных классов при знакомстве с технологией CUDA. Отражен опыт обучения параллельному программированию и описаны результаты пробных занятий.

Ключевые слова: параллельные вычисления, графические процессоры, информационная компетентность, метод проектов.

Развитие информационной компетенции школьников является особо актуальной задачей, решение которой выступает важным условием реализации закона «Об Образовании в Российской Федерации». В виду того, что школе необходимо

Читайте также: