Какие предметы составляют фундамент медицины

Обновлено: 19.05.2024

Предметы в медицинском институте или зачем нам это изучать?

Поступив в РязГМУ , и доучившись курса так до пятого, ты начинаешь понимать, что некоторые из тех предметов, которые изучались раннее , можно было вообще не изучать, а уделить это время другим более важным дисциплинам.

Но этим важным предметам уделяется настолько мало времени, что для кого-то они вообще перестают быть такими.

Не для кого не секрет, что «фундамент» врачебного мышления строится из знаний: анатомии, латинского языка (чтобы легче училась та же анатомия, а затем и фарма), нормальной физиологии, патологической физиологии, пропедевтики, фармакологии и в дальнейшем на старших курсах узких дисциплин (терапии, хирургии, акушерства и гинекологии, неврологии и т.д.).

Но с первых курсов вуза мы больше учим химию, биохимию, физику и даже биологию, по которой сдавали вступительный экзамен. Не говоря уже о всякой там культурологии, философии и прочих вообще не нужных вещей!

В США, например, пропедевтику начинают изучать уже на первом курсе медицинского колледжа! А у нас официально только с третьего. Потому что мы тратим два года на изучение философии, химии с биохимией, физики, биологии. Ну , да! Там еще и два года иностранного были.

Многим из вас потом не хватало времени на подготовку к анатомии, физиологии, патофизиологии, фармакологии, пропедевтики. Причем приходиться готовиться сразу к двум сложным предметам за один вечер.

Можно было начать учить пропедевтику со второго курса, убрав лишний год философии. И отвести ей не год, а два!

Биохимию с химией убрать вообще! Не надо засорять мозги первокурсников вообще не нужными полстраничными формулами! А с первого курса параллельно анатомии начать изучать нормальную физиологию. И опять - уделить ей больше и больше времени.

На третьем курсе патологическая физиология подводит итог всему, что изучалось раннее. На мой взгляд – очень важный и очень сложный предмет. И этому ключевому в понимании патологических процессов, лежащих в основе всех болезней предмету - дается только год. " Галопом по Европам" - так можно сказать. А потом преподаватели спрашивают: Почему мы нечего не знаем?

С фармой - примерно тоже самое! Там еще дозировки, которые дальше всегда будет можно в справочнике посмотреть, заставляют учить.

В конце хотелось бы , пояснить, для только что поступивших - значимость тех «фундаментальных» предметов, которые скоро Вы начнете осваивать:

Анатомия : хороший врач – тот , кто хорошо знает анатомию. Не зная топографии, например, поджелудочной железы, будущий врач не правильно оценит боль в спине у больного и т.д.

Латинский язык: помощник в изучении анатомии и рецептуры фармакологии.

Нормальная физиология: не зная норму – не поймешь патологию! Эта фраза характеризует важность этой дисциплины.

Патологическая физиология: философия медицины, так сказать. Вся теория здесь подтверждается практическими опытами на лабораторных животных. Пять основных патологических процессов – знать обязательно! И на латыни!

Пропедевтика: теоретическая база знаний о болезнях, их симптомах, синдромах, диагностики.

Фармакология: какой из тебя врач если ты не знаешь чем лечить. Даже диагноз можно поставить на основе предшествующего лечения!

Специальные предметы – помогают правильно определиться с лечением, диагностикой, дифференциальной диагностикой, сроками нетрудоспособности, правилами оформления медицинских документов. Что еще - узнаете сами…

Анатомия человека – фундаментальная дисциплина медицины

В медицинском вузе анатомия – первая наука, которая приоткрывает занавес будущей врачебной деятельности, закладывает основы специальных медицинских знаний. Вместе с физиологией анатомия составляет основу медицинского образования, так как знание форм и строения тела живого человека является непременным условием понимания жизненных отправлений здорового и больного человеческого организма и ясного представления о причинах болезней, а, следовательно, и их профилактики и лечения. Без овладения анатомическими знаниями, без понимания строения и развития организма не может обойтись ни одна врачебная специальность. Так, знаменитый российский врач и ученый Е. Мухин в начале 19-го века сказал: "Врач – не анатом не только бесполезен, но и вреден". Что же изучает анатомия человека? Какое содержание вкладывается в этот термин? Название анатомия про­исходит от древнегреческого anatemnein – рассекаю, расчленяю.

Такое определение многие века вполне соответствовало содержанию предмета, а также методу исследования, которым это содержание выявлялось. Первым и основным методом исследования человека был метод расчленения трупа, поэтому старая описательная анатомия искала ответ на вопрос как устроен организм. Она ограничивалась лишь описанием формы и строения мертвого тела. Бурный рост естествознания в XIX, и особенно в XX веке значительно расширил содержание анатомии как науки, она с успехом стала использовать для своего развития достижения других наук. Это расширение и углубление содержания предмета произошло не просто от повышения любознательности ученых, а в полном соответствии с положением теории познания окружающей действительности и о ведущем значении практики для развития науки. Потребности медицины поставили перед анатомами задачи изучения строения живого тела в связи с функцией органов, с учетом возраста и изменяющихся условий внешней среды (например, длительное пребывание при повышенном атмосферном давлении или в невесомости при космических полетах).

В настоящее время анатомия человека представляет науку, изучающую форму и строение человеческого организма, его органов и систем во взаимосвязи с функциональными возможностями, закономерностями в развитии и взаимодействия с окружающей средой.

Современная анатомия стремится выяснить, не только как устроен организм, но и почему он так устроен. Естественно, чтобы понять строение столь совершенного существа, каким является человек, необходимо сравнивать одинаковые анатомические признаки человека и животных – от наиболее простых и до приматов. Исследованиями такого рода занимается самостоятельная наука — сравнительная анатомия, которая позволяет понять историю происхождения человеческого организма как отдельного рода.

В развитии человека различают исторический и индивидуальный аспекты.

В историческом аспекте выделяют две составляющих, участвующих в выяснении закономерностей в строении человека:

1. Филогенез(от phylon – род, genesis – развитие) – развитие рода в процессе эволюции животных. Сравнительные данные филогенеза животных помогают понять закономерности отдельных этапов в развитии нормальных и аномальных структур человеческого вида.

2. Антропогенез (anthropos – человек) рассматривает историю становления человеческого рода. Здесь становление анатомических форм и структур сравнивается, в основном, с наиболее близкими видами в биологической иерархии – человекообразными обезьянами и ископаемыми предками человека.

Наконец, процесс индивидуального развития человека от первых месяцев внутриутробного периода (эмбриогенез, embrion – зародыш) до старения, которое исследуется геронтологией (от heron, herontos – старик) составляет понятие онтогенез (onthos – особь). Особенности развития анатомических структур человека после рождения являются предметом возрастной анатомии.

Рассмотрение вопросов онто- и филогенеза в курсе анатомии человека позволяет понять происхождение пороков и аномалий развития органов.

Фундаментальная медицина (специалитет)

Трудоемкость естественнонаучных дисциплин значительно увеличена. Углублённое изучение молекулярной биологии, биоинформатики, молекулярной онкологии, молекулярной эндокринологии, мед. нанобиотехнологии, генетики и др.

Фундаментальная медицина - это новое направление подготовки в РНИМУ им. Н.И. Пирогова (2021 г.)

По окончании обучения и после успешной сдачи государственного экзамена выпускники получают квалификацию врач-лечебник

С развитием новых технологий лечения и диагностики заболеваний необходима интеграция классического образования врачей и последних достижений науки в области естественнонаучных дисциплин. В арсенале врачей сегодня имеются передовые методики, основанные на генетических технологиях секвенирования, редактирования и манипулирования с генетической информацией, технологии ядерной медицины, иммунологии, масс-спектрометрии, вирусологии и искусственного интеллекта. Все это позволяет по-новому взглянуть на перечень преподаваемых дисциплин, методические подходы и практические занятия, которые входят в цикл подготовки студентов-медиков.

Образовательная траектория студента специалитета Фундаментальная медицина.

Информация для абитуриентов

Вступительные испытания (ЕГЭ)

ЕГЭ по каким предметам нужно сдать для поступления на «Фундаментальную медицину»:

Проходной балл 2020 г. - не определён, поскольку в 2021 году происходит первый набор.

На отделении осуществляется подготовка по дисциплинам

• Гуманитарным: иностранный язык, философия, инновационная экономика, правоведение, биоэтика.

• Естественно-научным: физика, химия, высшая математика, теория вероятности, биология.

• Базовым медицинским: биохимия, физиология, микробиология и вирусология, патофизиология, патологическая анатомия, фармакология и др.

• Клиническим: общая хирургия, пропедевтика внутренних болезней, терапия, хирургия, инфекционные болезни и др.

• На старших курсах появляются такие дисциплины как молекулярная биология и геномика, молекулярная онкология, медицинская генетика, клиническая лабораторная диагностика, клиническая биоинформатика, молекулярная эндокринология, молекулярная иммунология, регенеративная медицина, генная терапия.

Выпускники отделения могут

1. Пройдя первичную аккредитацию, продолжить работу врачом-терапевтом участковым

2. Поступить в ординатуру по специальностям, на которые осуществляется прием выпускников, завершивших обучения по специальности 31.05.01 «Лечебное дело».

3. Поступить в аспирантуру и продолжить заниматься научно-исследовательской работой в профильных НИИ и клиниках.

Роль выпускника профиля «Фундаментальная медицина» в современной медицине

С развитием новых технологий лечения и диагностики заболеваний необходима интеграция классического образования врачей и последних достижений науки в области естественнонаучных дисциплин. В арсенале врачей сегодня имеются передовые методики, основанные на генетических технологиях секвенирования, редактирования и манипулирования с генетической информацией, технологии ядерной медицины, иммунологии, масс-спектрометрии, вирусологии и искусственного интеллекта. Все это позволяет по-новому взглянуть на перечень преподаваемых дисциплин, методические подходы и практические занятия, которые входят в цикл подготовки студентов-медиков.

Образовательная программа по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» (профиль: Фундаментальная медицина») отличается увеличенным количеством времени на учебные и производственные практики, включением в учебный план преддипломной практики, предшествующей государственной итоговой аттестации. Трудоемкость естественнонаучных дисциплин (физика, математика, химия, биология) увеличена в 2 раза. На старших курсах появляются такие дисциплины как молекулярная биология и генетика, молекулярная онкология, медицинская генетика, клиническая лабораторная диагностика, медицинская статистика, клиническая биоинформатика, молекулярная эндокринология, молекулярная иммунология.

Специальность 31.05.01 «Лечебное дело» (профиль: Фундаментальная медицина»), общая информация

• Образовательная программа по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» (профиль: Фундаментальная медицина») отличается увеличенным количеством времени на учебные и производственные практики, включением в учебный план преддипломной практики, которая является допуском к государственной итоговой аттестации.

• Трудоемкость естественнонаучных дисциплин (физика, математика, химия, биология) увеличена в два раза.

• На старших курсах появляются такие дисциплины как молекулярная биология и генетика, молекулярная онкология, медицинская генетика, клиническая лабораторная диагностика, медицинские нанобиотехнологии, математическая биология, биоинформатика, молекулярная эндокринология.

Дисциплины учебного плана профиля «Фундаментальная медицина»

• Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия

• Гигиена, профессиональные болезни

• Инфекционные болезни, эпидемиология, фтизиатрия

• Молекулярная биология и геномика

• Неврология и психиатрия

• Общая и биоорганическая химия

• Общая и медицинская генетика

• Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения

• Онкология, лучевая терапия

• Пропедевтика внутренних болезней

• Психология и педагогика

• Статистические методы в медицине

• Топографическая анатомия и оперативная хирургия

• Травматология и ортопедия

• Физическая культура и спорт

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Дисциплины (модули) по выбору

• Минимально инвазивная абдоминальная хирургия

• Клеточные технологии в медицине

• Минимально инвазивная гинекология

• Минимально инвазивная урология

• Клиническая функциональная диагностика

• Клиническая лабораторная диагностика

• Минимально инвазивная ортопедия

Дисциплины по физической культуре и спорту

• Физическая культура: игровые виды спорта и единоборства

• Физическая культура: общая физическая подготовка

Практика (обязательная часть)

• Помощник среднего медицинского персонала

• Практика акушерско-гинекологического профиля

• Практика диагностического профиля

• Практика общеврачебного профиля

• Практика по неотложным медицинским состояниям

• Практика терапевтического профиля

• Практика хирургического профиля

Государственная итоговая аттестация

Государственный экзамен по специальности "Лечебное дело" (подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена)

• Введение в специальность

Декан МБФ Егор Борисович Прохорчук
«Университетской газете РНИМУ»
О профиле «Фундаментальная медицина»

Как возникла идея создать новое направление?

Введению профиля «фундаментальная медицина» в нашем Университете предшествовало несколько факторов.

Первый - некий общий тренд развития здравоохранения, как минимум в области диагностики и высокотехнологичной помощи. Врач должен разбираться не только в медицине, но и в современной науке - пандемия это ярко показала. Нужно знать и генную инженерию, чтобы понимать, как сделать вакцину; следует разбираться в молекулярной иммунологии, в цитокинах, чтобы усвоить, что такое цитокиновый шторм; для проведения диагностических процедур необходимы знания об РНК-вирусах, о том, что такое RT-PCR; важно уметь отличать IgM, IgG, IgA - все это требует углубленной молекулярной подготовки. И знаний в указанной области зачастую не хватает современному выпускнику медицинского вуза. Новое направление призвано усилить эту сторону врачей.

Другим фактором является определенный успех Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а именно его факультета фундаментальной медицины. Там небольшие группы, 50–60 человек, получают серьезную естественно-научную подготовку перед тем, как становиться врачами. При этом образование ведется во многом силами других подразделений, и не нужно держать большие кафедры на самом факультете. Конкурс при поступлении, качество подготовки студентов - все перечисленное показывало востребованность и жизнеспособность направления.

И третьим фактором стало то, что классические специальности медико-биологического факультета Университета - медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика - находятся под определенным ударом в связи с принятием новых профессиональных стандартов. Нормативные документы не позволяют нашим выпускникам идти в ординатуру по целому ряду направлений. В частности, это касается генетиков, рентгенологов. Пока им разрешено это делать в соответствии с приказом Минздрава № 707, но в случае его отмены все перейдут на профессиональные стандарты, которые запрещают таким выпускникам становиться врачами. У них будет один путь - в науку. Они смогут пойти работать в клиническую лабораторную диагностику и по некоторым другим специальностям. А клинические дисциплины станут для них закрыты. Поэтому мы подумали, что хорошо бы на МБФ ввести специальность «лечебное дело» по профилю «фундаментальная медицина», набирать небольшое количество человек, 50–60, чтобы они получали соответствующий диплом, с которым им были бы открыты все направления ординатуры и аспирантуры.

Эти три предпосылки привели к идее создания нового направления подготовки. Были возможны самые разные варианты ее реализации. В первую очередь встал вопрос, на каких кафедрах мы будем учить поступивших студентов именно в области медицины. Если с естественно-научными направлениями у нас все понятно - есть хорошие кафедры физики и математики, биологии на МБФ, а также химия на лечебном факультете, то как будет обстоять ситуация на старших курсах, с 3-го и выше, было неясно.

Тут к нам на помощь пришло Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА). И руководитель этого ведомства Вероника Игоревна Скворцова, бывший министр здравоохранения и выпускница нашего вуза, любезно согласилась предоставить подведомственные ФМБА учреждения в качестве клинических баз для студентов, которые будут готовиться по данной программе.

Планируется ли открытие новых кафедр?

Будут открыты две кафедры на нашем факультете: хирургии и терапии. Их клиническими базами станут учреждения ФМБА, и студенты смогут готовиться на них. Безусловно, останется некий ряд направлений, который ФМБА не сможет покрыть, такие как акушерство, инфекционные заболевания и другие (наверное, около 20 процентов от всех клинических дисциплин). Здесь мы будем просить помощи у лечебного факультета, чтобы там взяли их на себя. Но по большинству специальностей мы будем учить студентов на своих базах.

Сейчас на МБФ есть кафедра экспериментальной хирургии. В первую очередь она занимается животными, экспериментальными моделями. Ее планируется преобразовать в кафедру хирургии, где объектом исследования и изучения станет и человек.

А кафедру терапии мы собираемся создать. Поскольку таких студентов на курсе будет всего 50–60 человек, часов немного, отдельных кафедр по специфическим направлениям мы открывать не будем. Она одна включит в себя широкий спектр дисциплин. Ожидается, что кафедра терапии МБФ будет базироваться в Федеральном центре мозга и нейротехнологий. Он не перекрывает всю терапию, но в нем есть много аудиторий, которые позволят нам интегрироваться с рядом стоящим зданием, мы будем приглашать профессоров, чтобы проводить лекционные занятия. Затем с пациентами студенты будут работать в конкретных клиниках ФМБА или в Федеральном центре мозга и нейротехнологий - например, неврология и некоторые другие дисциплины могут реализовываться там.

Есть ли ключевые отличия нашего нового направления от факультета МГУ?

Помимо наличия хороших клинических баз в РНИМУ им. Н.И. Пирогова, одним из ключевых отличий мне представляется то, что наши выпускники не будут писать диплом, а студенты, обучающиеся по профилю «фундаментальная медицина» в МГУ, готовят его на последнем курсе. Мы тоже долго думали, нужен ли он нашим студентам: в учебном плане у них сильно разгружен 6-й курс, но специалисты нашего Университета, врачи, посоветовали сделать практику. Поэтому у них будет что-то похожее на субординатуру по ключевому направлению, когда наставник даст учащемуся несколько клинических случаев для анализа, а выпускник должен будет наблюдать за пациентами и защитить выбранный тип лечения. Это иной подход. Безусловно, останутся экзамены, но тем не менее у студентов будет полгода для деятельности исключительно в клинике. В МГУ это чаще всего молекулярная научная работа, а не с пациентом. Мы же хотим ориентироваться на больного.

У выпускника, обучившегося по новому направлению, как и у выпускника лечебного факультета, в дипломе будет написано «лечебное дело». В чем будет заключаться разница?

Разница будет в идеологии. Мы планируем выпускать врачей-исследователей, а лечебный факультет готовит больше клинических специалистов. Есть ряд дисциплин, на которые у нас планируется делать упор, - это молекулярная биология и геномика, молекулярная онкология, медицинская генетика, молекулярная кардиология, биоинформатика, молекулярная иммунология, клиническая лабораторная диагностика, медицинские нанобиотехнологии, регенеративная медицина, генная терапия, ядерная медицина. Их изучение будет существенно отличать выпускников нашего факультета. Другими особенностями программы станут обучение на клинических базах ФМБА и большее количество часов практики.

Помимо этого, на медико-биологическом факультете английский язык изучается отдельно, не на общих кафедрах Университета. У нас его ведут преподаватели из Академии наук, те, которые преподают его в аспирантуре у академических аспирантов. Количество учебных часов по этому предмету увеличено более чем в два раза, если сравнивать с другими факультетами РНИМУ.

Уже после завершения шести лет обучения по новому профилю на МБФ выпускник сможет пойти практически по любому направлению ординатуры и аспирантуры. Его потенциальными работодателями станут НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, НИКИ педиатрии, Центр мозга и нейротехнологий ФМБА, Российский геронтологический научно-клинический центр, Центр стратегического планирования ФМБА, НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева и другие медучреждения.

Академическая разница устроена таким образом, что если студент поступит на новую программу и по каким-то причинам захочет перейти на лечебный факультет, то на первых двух курсах он сможет это сделать без каких-либо потерь. Начиная с третьего года обучения студенты попадут уже на клинические кафедры.

Будут ли отличия на стадии поступления от лечебного факультета?

В этом году никаких отличий не будет: абитуриенты смогут поступать по результатам ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку. В следующем году, если нам разрешат, мы позволим сдавать на выбор одну из дисциплин: например, биологию, математику или физику. В таком случае химия и русский язык будут обязательными предметами, а из указанных трех абитуриент сможет выбрать, что ему больше нравится. Если для поступления на лечебный факультет необходимо сдать биологию, то в нашем случае можно будет прийти с результатами ЕГЭ, например, по математике, химии и русскому языку. Если такая схема покажет свою эффективность, мы не потеряем детей и увидим, что средний балл высокий, то, может быть, введем четвертый экзамен. То есть сделаем математику обязательной для поступления. В современном мире без этого предмета никуда, математику надо знать. Она структурирует мышление, что важно для врача.

Но это в будущем. Мы будем крайне внимательно и аккуратно вносить любые изменения, чтобы ни в коем случае не навредить абитуриентам и процессу поступления.

Что бы Вы сказали абитуриенту, который решит поступить на обучение по профилю «фундаментальная медицина» в наш Университет в этом году?

Я могу сказать только одно: будет очень тяжело и трудно. Но что-то стоящее не дается легко. Когда люди достигают каких-то результатов, они всегда проходят через трудности, пот и тяжелую работу. И потом в этой обстановке выкристаллизовываются, выковываются новые качества в человеке, появляются новые знания, способности и навыки. Мое кредо: туда, где тяжело, надо обязательно идти, там, где легко, других будет много. Я считаю, что придется тяжело. Если вы хотите попробовать себя и научиться чему-то новому, дерзайте! А мы в этом вам будем помогать.

Лекция 1. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии

Чаленко Карина Андреевна

Лекция №1 . Анатомия и физиология человека – основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия и физиология – составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология – теоретический фундамент клинических дисциплин. Первоосновой медицины является изучение тела человека. «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины» (Гиппократ).

Анатомией называется наука, изучающая форму и строение тела. Термин «анатомия» произошел от греческого слова — anatеmno — разрезать, рассекать. Основная задача анатомии человека — раскрытие структуры человеческого организма в процессе его развития и жизнедеятельности. Основным объектом изучения анатомии является человек. По методам исследования анатомия делится на макроскопическую (изучает строение организма без помощи специальных оптических приборов), и микроскопическую (с использованием микроскопа и других оптических приборов).

Изучение строения тела человека по системам (костной, мышечной, и др.), называется систематической или описательной анатомией.

Топографическая (хирургическая) анатомия изучает строение тела человека с учетом положения (топографии) органов по отношению к полостям тела (голотопия), скелету (скелетотопия) и взаиморасположение органов друг по отношению к другу (синтопия).

Пропорции и внешние формы тела человека изучает пластическая анатомия. При изучении строения тела человека широко используются данные сравнительной анатомии, изучающей строение животных в филогенезе (в процессе эволюции). Функциональная анатомия рассматривает структуры организма в связи с выполняемыми ими функциями.

Из микроскопической анатомии выделились гистология (учение о тканях) и цитология (учение о клетке).

Возрастная анатомия изучает развитие организма после рождения — постнатальный период развития), в котором выделяют науку о старении — геронтологию.

Современную анатомию называют функциональной, так как она рассматривает строение человека в связи с его функциями.

Основными методами исследования в анатомии являются: секционный, препаровочный, инъекционный, коррозионный, рентгеновский, эндоскопический, томографический, макромикроскопический, биометрический и другие методы.

Физиология человека изучает функции человеческого организма, на которых основывается современная медицина. Необходимо отметить, что функции организма человека невозможно понять без знания его анатомии, равно как нельзя представить себе закономерности строения человека без изучения функций. Физиологию, как и другие науки, характеризует ее предмет и методы. Предметом физиологии является изучение общих и частных механизмов деятельности целостного организма.

Метод физиологии — экспериментальный. Это означает, что физиолог не ограничивается простым наблюдением за течением жизненного процесса, он активно вмешивается в этот процесс.

Воздействуя на организм теми или иными способами, физиолог исследует реакции различных систем организма на эти воздействия, делая свои выводы в точном соответствии с фактическими данными, полученными в результате опыта.

Основные методы исследования в физиологии:

  • метод экстирпации (удаление) органа;
  • фистульный метод (введение в полый орган трубки и закрепление ее на коже);
  • метод перерезки нерва (денервация);
  • инструментальный метод (применение электрокардиографа, электроэнцефалографа, вживление электродов и др.);
  • методы острого и хронического физиологического эксперимента;
  • метод перфузии питательных веществ изолированных органов;
  • вариационно-статистические методы с применением компьютерной техники.

Функциональные изменения в больном организме изучает патологическая физиология, а морфологические — патологическая анатомия. Анализируя особенности строения тела человека и его функции, анатомия и физиология являются не только науками аналитическими, но и синтетическими, составляя фундамент медицины.

Положение человека в природе . Человек - часть биосферы, продукт её эволюции, поэтому состояние его здоровья находятся в тесной зависимости от состояния окружающей среды.

Среду обитания человека схематически можно изобразить следующим образом:

Среда обитания человека


Среда обитания человека

Как детище земной биосферы человек приспособлен к жизни только в её условиях, но в отличие от других видов человек легко адаптируется к окружающей среде обитания не только пассивно, но и активно (создавая себе жилище, одежду и другие блага).

" Антропогенез объясняет место современного человека (Homo sapiens) в зоологической системе. По принятой классификации для систематики животного мира, разработанной на основе достижений палеонтологии, анатомии, сравнительной анатомии, биологии и эмбриологии, человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду обезьян, надсемейству антропоморфных, семейству гоминид. " [1978 Краев А В - Анатомия человека Том 1]

Анатомия и физиология как науки . Первейшей потребностью организма человека является сохранение его жизни и здоровья. Отсутствие болезней, физических дефектов является одним из условий счастья человека и полноты жизни.

Чтобы сохранить здоровье нужно изучать свой организм, процессы, происходящие в нём и условия предупреждающие болезни.

Развитие наук, изучающих человеческий организм, позволяет разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности организма и проводить борьбу с инфекционными заболеваниями.

Анатомия человека - наука о строении форм человеческого организма, его органов и образующих их тканей с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Она выявляет взаимосвязь между формой и структурой органов и строением человека в целом.

Физиология человека - наука о процессах жизнедеятельности, о функциях и механизмах регуляции в клетках и тканях, органах, системах органов и в целом организме человека.

Жизненный цикл клетки отражает все закономерные структурно-функциональные изменения, происходящие с клеткой во времени. Жизненный цикл – это время существования клетки от момента ее образования путем деления материнской клетки до собственного деления или естественной гибели.

У клеток сложного организма (например, человека) жизненный цикл клетки может быть различным. Высокоспециализированные клетки (эритроциты, нервные клетки, клетки поперечнополосатой мускулатуры) не размножаются. Их жизненный цикл состоит из рождения, выполнения предназначенных функций, гибели (гетерокаталитической интерфазы).

Важнейшим компонентом клеточного цикла является митоти-ческий (пролиферативный) цикл. Он представляет собой комплекс взаимосвязанных и согласованных явлений во время деления клетки, а также до и после него. Митотический цикл – это совокупность процессов, происходящих в клетке от одного деления до следующего и заканчивающихся образованием двух клеток следующей генерации. Кроме этого, в понятие жизненного цикла входят также период выполнения клеткой своих функций и периоды покоя. В это время дальнейшая клеточная судьба неопределенна: клетка может начать делиться (вступает в митоз) либо начать готовиться к выполнению специфических функций.

Митоз – это основной тип деления соматических эукариоти-ческих клеток. Процесс деления включает в себя несколько последовательных фаз и представляет собой цикл. Его продолжительность различна и составляет у большинства клеток от 10 до 50 ч. При этом у клеток тела человека продолжительность самого митоза составляет 1–1,5 ч, в2-периода интерфазы – 2–3 ч, S-периода интерфазы – 6—10 ч.

2. Биологическое значение жизненного цикла

Обеспечивает преемственность генетического материала в ряду клеток дочерних генераций; приводит к образованию клеток, равноценных как по объему, так и по содержанию генетической информации.

Основные стадии митоза.

1. Редупликация (самоудвоение) генетической информации материнской клетки и равномерное распределение ее между дочерними клетками. Это сопровождается изменениями структуры и морфологии хромосом, в которых сосредоточено более 90 % информации эукариотической клетки.

2. Митотический цикл состоит из четырех последовательных периодов: пресинтетического (или постмитотического) G1, синтетического S, постсинтетического (или премитотического) G2 и собственно митоза. Они составляют автокаталитическую интерфазу (подготовительный период).

Фазы клеточного цикла:

1) пресинтетическая (G1). Идет сразу после деления клетки. Синтеза ДНК еще не происходит. Клетка активно растет в размерах, запасает вещества, необходимые для деления: белки (гистоны, структурные белки, ферменты), РНК, молекулы АТФ. Происходит деление митохондрий и хлоропластов (т. е. структур, способных к ауторепродукции). Восстанавливаются черты организации интерфазной клетки после предшествующего деления;

2) синтетическая (S). Происходит удвоение генетического материала путем репликации ДНК. Она происходит полуконсервативным способом, когда двойная спираль молекулы ДНК расходится на две цепи и на каждой из них синтезируется комплементарная цепочка.

В итоге образуются две идентичные двойные спирали ДНК, каждая из которых состоит из одной новой и старой цепи ДНК. Количество наследственного материала удваивается. Кроме этого, продолжается синтез РНК и белков. Также репликации подвергается небольшая часть митохонд-риальной ДНК (основная же ее часть реплицируется в G2 период);

3) постсинтетическая (G2). ДНК уже не синтезируется, но происходит исправление недочетов, допущенных при синтезе ее в S период (репарация). Также накапливаются энергия и питательные вещества, продолжается синтез РНК и белков (преимущественно ядерных).

S и G2 непосредственно связаны с митозом, поэтому их иногда выделяют в отдельный период – препрофазу.

После этого наступает собственно митоз, который состоит из четырех фаз.

3. Митоз. Характеристика основных этапов

Деление клетки включает в себя два этапа – деление ядра (митоз, или кариокинез) и деление цитоплазмы (цитокинез).

Митоз состоит из четырех последовательных фаз – профазы, метафазы, анафазы и телофазы. Ему предшествует период, называемый интерфазой (см. характеристику митотического цикла).

1) профаза. Центриоли клеточного центра делятся и расходятся к противоположным полюсам клетки. Из микротрубочек образуется веретено деления, которое соединяет центрио-ли разных полюсов. В начале профазы в клетке еще видны ядро и ядрышки, к концу этой фазы ядерная оболочка разделяется на отдельные фрагменты (происходит демонтаж ядерной мембраны), ядрышки распадаются. Начинается конденсация хромосом: они скручиваются, утолщаются, становятся видимыми в световой микроскоп. В цитоплазме уменьшается количество структур шероховатой ЭПС, резко сокращается число полисом;

2) метафаза. Заканчивается образование веретена деления.

Конденсированные хромосомы выстраиваются по экватору клетки, образуя метафазную пластинку. Микротрубочки веретена деления прикрепляются к центромерам, или кинетохо-рам (первичным перетяжкам), каждой хромосомы. После этого каждая хромосома продольно расщепляется на две хроматиды (дочерние хромосомы) которые оказываются связанными только в участке центромеры;

3) анафаза. Между дочерними хромосомами разрушается связь, и они начинают перемещаться к противоположным полюсам клетки со скоростью 0,2–5 мкм/мин. В конце анафазы на каждом полюсе оказывается по диплоидному набору хромосом. Хромосомы начинают деконденсироваться и раскручиваться, становятся тоньше и длиннее; 4) телофаза. Хромосомы полностью деспирализуются, восстанавливается структура ядрышек и интерфазного ядра, монтируется ядерная мембрана. Разрушается веретено деления. Происходит цитокинез (деление цитоплазмы). В животных клетках этот процесс начинается с образования в экваториальной плоскости перетяжки, которая все более углубляется и в конце концов полностью делит материнскую клетку на две дочерние.

При задержке цитокинеза образуются многоядерные клетки. Это наблюдается при размножении простейших путем шизогонии. У многоклеточных организмов так образуются синцитии – ткани, в которых отсутствуют границы между клетками (поперечно-полосатая мышечная ткань у человека).

Продолжительность каждой фазы зависит от типа ткани, физиологического состояния организма, воздействия внешних факторов (света, температуры, химических веществ) и пр.

4. Нетипичные формы митоза

К нетипичным формам митоза относятся амитоз, эндомитоз, политения.

1. Амитоз – это прямое деление ядра. При этом сохраняется морфология ядра, видны ядрышко и ядерная мембрана. Хромосомы не видны, и их равномерного распределения не происходит. Ядро делится на две относительно равные части без образования митотического аппарата (системы микротрубочек, центриолей, структурированных хромосом). Если при этом деление заканчивается, возникает двухъядерная клетка. Но иногда перешнуровывается и цитоплазма.

Такой вид деления существует в некоторых дифференцированных тканях (в клетках скелетной мускулатуры, кожи, соединительной ткани), а также в патологически измененных тканях. Амитоз никогда не встречается в клетках, которые нуждаются в сохранении полноценной генетической информации, – оплодотворенных яйцеклетках, клетках нормально развивающегося эмбриона. Этот способ деления не может считаться полноценным способом размножения эукариотических клеток.

2. Эндомитоз. При этом типе деления после репликации ДНК не происходит разделения хромосом на две дочерние хроматиды. Это приводит к увеличению числа хромосом в клетке иногда в десятки раз по сравнению с диплоидным набором. Так возникают полиплоидные клетки. В норме этот процесс имеет место в интенсивно функционирующих тканях, например, в печени, где полиплоидные клетки встречаются очень часто. Однако с генетической точки зрения эндомитоз представляет собой геномную соматическую мутацию.

3. Политения. Происходит кратное увеличение содержания ДНК (хромонем) в хромосомах без увеличения содержания самих хромосом. При этом количество хромонем может достигать 1000 и более, хромосомы при этом приобретают гигантские размеры. При политении выпадают все фазы митотического цикла, кроме репродукции первичных нитей ДНК. Такой тип деления наблюдается в некоторых высокоспециализированных тканях (печеночных клетках, клетках слюнных желез двукрылых насекомых). По-литенные хромосомы дрозофил используются для построения цитологических карт генов в хромосомах.

Латынь, и не только – какие предметы изучают в медицинском университете

Абитуриенты редко задумываются о том, какие предметы изучают в медицинском университете, но все, за редким исключением, страшатся латыни.

Учеба в медицинском заведении предполагает освоение многих дисциплин. Те, кто начал обучение после 9 класса, изучают не только профильные, но и общеобразовательные предметы. Это математика, история, обществознание, литература – все то, что проходят в средней школе.

Про латинский язык и другие предметы

Латынь не простой предмет, грамматика имеет много правил, их следует запомнить. Бывалые студенты советуют также наращивать словарный запас. Они рекомендуют, проверенные годами, способы запоминания слов.

  • Заполнить словарные карточки, которые будут всегда под рукой, и, как можно чаще, их просматривать.
  • Использовать для запоминания метод ассоциаций, создавая для каждого слова свою ассоциацию.
  • Учить слова, объединяя их в небольшие группы.

Выбор предметов, которые обязан изучить будущий медицинский работник, зависит от выбранной специальности.

Перечень предметов изучаемых по специальности « Сестринское дело »

Чтобы стать хорошей медицинской сестрой, нужны глубокие знания специальных дисциплин и практика. За период обучения будущие медсестры познают следующие врачебные дисциплины:

  • фармакология;
  • генетические особенности человека, с основами медицинской генетики;
  • микробиология и иммунология (основы);
  • латынь с медицинской терминологией, в объеме, необходимом для работы медсестрой;
  • основы профилактической деятельности;
  • реаниматология (основы);
  • сестринское дело в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи тем, кто нуждается.

Какие предметы изучают фармацевты

Дипломированный фармацевт владеет навыкам приготовления, дифференциации, и подбора лекарственных средств. Легко ориентируется в компонентах, входящих в состав лекарств. Знает, как взаимодействуют между собой лекарственные препараты.

За время учебы, будущий фармацевт изучил специальные дисциплины:

  • токсикологическую химию;
  • фармацевтическую технологию;
  • биотехнологию;
  • приготовление лекарственных средств в аптеках;
  • химическую технологию лекарственных препаратов;
  • оказание первой необходимой доврачебной помощи.

👉 Идёт набор! Нажмите здесь , чтобы получить консультацию приемной комиссии.

Лечебное дело: изучаемые предметы

Специальность « Лечебное дело » на медицинском факультете в Университете «Синергия» можно получить в течение 5,5 – 6 лет.

На начальном этапе, на протяжении первого-второго семестра первого курса, углубленно изучают – физику, химию, историю, иностранный язык, философию. Небольшое количество часов отведено профильным дисциплинам: анатомии, латыни, физиологии, биохимии, гистологии. Это нужно для понимания строения и функций жизнедеятельности организма человека.

Эти предметы изучаются студентами от полутора до двух лет, на первом и втором курсе. С каждым новым семестром количество предметов увеличивается.

На третьем курсе начинается освоение новых, чисто медицинских дисциплин. Будущие врачи подробно знакомятся с патанатомией, фармакологией, патофизиологией, топографической анатомией, оперативной хирургией, пропедевтикой внутренних заболеваний.

Четвертый год обучения: акушерство, гинекология, урология, педиатрия и реабилитация.

Пятый год обучения: кардиология, физиотерапия, анестезиология, реанимация, интенсивная терапия, пульмонология.

На завершающем, шестом году обучения, студенты начинают изучать аллергологию, эпидемиологию, иммунологию, эндокринологию, заболевания внутренних органов, радиационную медицину.

За время обучения будущий врач изучает более 60 предметов. Имея такой багаж знаний, он сможет оказать пациенту помощь в любой ситуации.

Читайте также: