Изображение здания с основными архитектурными элементами свод перекрытия крыша окна фундамент и т д

Обновлено: 17.05.2024

Краткие сведения об основных конструктивных и архитектурных элементах здания

Конструктивными элементами зданий являются отдельные части, изображенные на рис. 10.1,1: 1 — фундамент; 2 — междуэтажное перекрытие; 3 — перегородка; 4 — внутренняя капитальная стена; 5 — дверной проем; 6 — наружная капитальная стена; 7— оконный проем; 8 — перемычка; 9 — лестничный марш; 10 — лестничная площадка; 11 — карниз; 12 — простенок; 13 — отмостка; 14— цоколь.

Основание — слой фунта, на который опирается фундамент и который воспринимает вес здания. Основания бывают естественные (грунт) и искусственные (сваи и т.п.).

Фундамент — это часть здания, которая находится в земле и на которую опираются стены и колонны. Фундамент служит для передачи и распределения нагрузки от здания на грунт. Верхняя часть фундамента называется поверхностью, а нижняя — подошвой фундамента. Расстояние от нижнего уровня поверхности земли до подошвы фундамента называется глубиной заложения.

Фундаменты подразделяют на ленточные, расположенные под всеми несущими стенами здания (например, наружными самонесущими, см. рис 10.1.1), столбчатые в виде отдельно стоящих столбов, сплошные и свайные. Материалом для фундамента могут служить бутовый камень, бутобетон, обожженный кирпич, дерево и т.п. Наибольшее распространение в наше время получили сборные бетонные и железобетонные фундаменты. На рис. 10.1.2 приведены следующие фундаменты: а — ленточный; б— столбчатый; в — сплошной; г — свайный. На рис. 10,1,3 показан ленточный фундамент из сборных элементов (из пустотелых блоков 2 по трапециевидным подушкам 7).

Отмостка служит для отвода атмосферных вод от стен здания. Отмостку устраивают при отсутствии у стен тротуаров в виде бетонной подготовки с асфальтовым покрытием, но могут применяться и другие конструкции и материалы. Ширина отмостки должна быть на 200 мм больше выноса верхнего карниза здания, но не менее 500 мм. Обычно ее делают шириной 700—1000 мм. Отмостка должна иметь уклон 1—3 %. На рис. 10.7.4 изображена отмостка из бетона, а на рис. 10.1.5 — из булыжных камней. Гидроизоляция защищает стены здания от увлажнения грунтовой водой. Чаще всего гидроизоляцию делают из двух слоев рубероида, склеенных битумной мастикой, или из других материалов. Гидроизоляцию укладывают в горизонтальные швы на расстоянии не менее 100—150 мм от перекрытия и не менее 150— 250 мм от отмостки.

Цоколь — нижняя часть стены над фундаментом до уровня пола первого этажа. Цоколь предохраняет эту часть стены от атмосферных влияний и механических повреждений. Цоколь выполняют из материалов повышенной прочности, влагоемкости и морозостойкости или облицовывают таким материалом. Кроме того, цоколь зрительно придает зданию более устойчивый вид. На рис. 10.1.6. показан кирпичный с облицовкой цоколь стены.

Строительное черчение

Стены ограждают помещение от внешних температурных и атмосферных воздействий. Стены, на которые, кроме собственного веса, передается нагрузка от перекрытия, крыши и т.п., называют несущими. Стены, воспринимающие нагрузку только от собственного веса и опирающиеся на фундамент или фундаментные балки, называют самонесущими. Стены разделяют на наружные и внутренние. Если они несут нагрузку от других элементов здания, их называют капитальными, Внутренние стены отделяют одно помещение от другого. Материалом стен могут служить кирпич, бетон, дерево, пластмасса и т.п. На рис. 10.1.7 приведены конструкции несущих стен гражданских зданий и конструкции стен промышленных зданий: а — стена гражданского здания; б — стена промышленного здания. Устройство стены из бревен показано на рис. 10.1.8.

Строительное черчение

Каркас является основной несущей конструкцией в каркасных зданиях. Он состоит из системы связанных между собой вертикальных колонн и горизонтальных балок (прогонов и ригелей). Каркас может быть полным, если колонны располагаются по периметру и внутри здания, и неполным, если часть нагрузки воспринимают наружные несущие стены, а часть — внутренний каркас. Каркас зданий чаще всего выполняют из железобетона. На рис. 10.1.9 изображены конструктивные схемы здании: а — с полным каркасом; б — с неполным каркасом; стойки каркаса; 2 — поперечные ригели; 3 — панели перекрытия; 4 — самонесущие или навесные стеновые панели; 5 — несущие стеновые панели.

Перегородки разделяют внутреннее пространство здания в пределах этажа на отдельные помещения. Перегородки бывают деревянные, кирпичные, пластмассовые, шлакобетонные, керамические, из гипсовых плит и другого материала. Толщина межкомнатных перегородок 50—180 мм. Перегородки могут быть выполнены из крупных панелей или мелкоразмерных элементов. Крупнопанельные перегородки изготавливаются на предприятиях строительной индустрии с поверхностями, подготовленными под покраску или оклейку обоями. На рис. 10.1.10 изображены перегородки из мелкоразмерных элементов: а, б — кирпичные; в — из мелких блоков; г — крупнопанельные индустриального изготовления из гипсобетона; д— железобетон; 1 — штукатурка; 2,3— арматура.

Пилястры — узкие вертикальные утолщения в стенах, служащие для увеличения их устойчивости. Устраивают их в местах опирания на стены элементов перекрытия или покрытия.

Раскреповка — утолщение или выступ части стены различной протяженности.

Строительное черчение

Перекрытия — разделяют здания по высоте на этажи или отделяют верхний этаж от чердака. В первом случае их называют междуэтажными, во втором — чердачными.

Если под первым этажом есть подвал, устраивают перекрытие над подвалом, как правило, из несгораемых материалов. Это перекрытие называют надподвальным. Конструкция перекрытий включает, обычно, несущие элементы, изолирующие пол и потолок.

В настоящее время основным материалом перекрытия является железобетон, реже дерево и металл. На рис. 10.1.11 изображены типы перекрытий: а, б— чердачные; в, г — над подвалами и подъездами; д — междуэтажные; е - в санузлах. В конструкцию перекрытия входят следующие материалы: 1 — панель перекрытия; 2 — шлакоизвестковая корка; 3 — утеплитель; 4 — пароизоляция; 5 — легкобетонный брусок; 6 — гипсоцементно-бетонная плита; 7— линолеум; 8 — дощатый пол по настилу; 9 — лаги 40x70 мм через 800 мм; 10— битумная мастика; 11— толь; 12 — доски пола; 13 — упругая прокладка; 14 — шлакобетон 30—40 мм; 15 — цементный раствор; 16— керамическая плитка; 17— керамический плинтус; 18 — гидроизоляция.

Полы, в зависимости от назначения помещения, могут иметь различную конструкцию (полы по лагам, по бетонному основанию). Верхний слой пола называют покрытием или чистым полом. В конструкции пола различают прослойку, стяжку, подстилающий слой или подготовку и основание под полы.

Строительное черчение

Материалом для устройства полов служит цемент, асфальт, ксилолит, керамические и пластмассовые плитки, доски, паркет, линолеум, мрамор, бетон, кирпич и т.п. На рис. 10.1.12 представлены следующие конструкции полов. На грунте: а — из линолеума; б— из керамических (метлахских) плиток; в — паркетные; г— дощатые. На перекрытии: д — из древесно-стружечных плит (этот тип полов предназначают, в основном, для гражданских зданий). Для устройства этого вида полов применяют следующие материалы и детали: 1 — утрамбованный грунт; 2— бетонную подготовку; 3— стяжку; 4 — слой рубероида или толя на мастике; 5 — линолеум; 6 — керамические плитки; 7— цементный раствор; 8— паркет; 9— асфальт; 10— смазку горячим битумом; 11- дощатый пол; 12— лаги; 13— два слоя толя; 14— кирпичный столбик; 15 — антисептированную прокладку; 16 — известково-щебеночную подготовку; 17 — панель перекрытия; 18 — клеящую мастику; 19 — гипсовый раствор; 20 — древесно-стружечную плиту; 21 — цементную стяжку; 22 — звукоизоляционный слой.

Рассмотрим несколько видов полов, применяемых в промышленных зданиях; а — бетонный; б — асфальтобетонный; в — кирпичный; г — торцовый; д — плиточный; е — металлический (рис. 10.1.13).

Крыши состоят из несущей и ограждающей частей. Несущая часть представляет собой конструктивные элементы, воспринимающие все нагрузки: стропила, различного вида фермы и железобетонные панели. На рис. 10.1.14 изображены простейшие наслонные стропила двускатной крыши (1— чердачное перекрытие; 2— мауэрлат; 3 — стропильная нога; 4 — обрешетка; 5— кобылка).

Строительное черчение

Насланными стропилами называют элементы, состоящие из бревен, брусьев или досок, имеющие менее двух опор. Стропильные ноги опираются на подстропильные брусья-мауэрлаты, уложенные по верхнему обрезу стен. Мауэрлат может состоять из брусьев, которые укладывают по всей длине стен здания, или из брусьев-коротышей, размещаемых только под каждой стропильной ногой.

Кобылка — короткая доска толщиной 40 мм, которую прибивают к стропильной ноге для крепления обрешетки в карнизной части крыши.

Обрешетка — бруски 50x50 мм или доски, к которым крепят элементы кровли.

Ограждающей частью крыши является верхний водонепроницаемый слой, т.е. кровля и основание под нее.

Крыши бывают чердачными (скатные) и бесчердачными. В чердачных крышах для освещения и проветривания чердачного пространства устраивают слуховые окна. Кровля из волокнистых асбестоцементных листов приведена на рис, 10.1.15, а, б.

В бесчердачных крышах соединяются функции крыши и перекрытия. Такие крыши называют совмещенными крышами или бесчердачными покрытиями (рис. 7(9.7.76).

Покрытия промышленных зданий могут быть холодными и утепленными. Несущими элементами ограждающей части покрытия служат крупноразмерные железобетонные настилы.

Карниз — горизонтальный профилированный выступ стены, служащий для отвода от поверхностей стен атмосферных осадков. Величина, на которую карниз выступает за поверхность стены, называется выносом карниза. Карнизы выполняют из материала стен или из сборных блоков заводского изготовления. На рис. 10.1.17 изображены карнизы из материалов стен, в данном случае, из кирпича (1 — сборные консольные плиты); 2— прижимной уголок; 3—штырь; 4— ампер).

На рис. 10.1.18 показаны карнизы совмещенных крыш (а — стены из кирпича; б — стены из крупных блоков).

Карниз, расположенный по верху стены, называют главным или венчающим (рис. 10.1.19), кроме главного карниза наружная стена может иметь промежуточный карниз и поясок. Участок стены, расположенный между проемами, называется простенком.

Парапет — часть стены, расположенная выше карниза и заменяющая ограждение. Парапет улучшает архитектурное решение здания (скрывает дымовые трубы, слуховые окна и т.п.). Чаще всего его делают при внутреннем водоотводе.

Фонари световые аэрационные представляют собой специальные надстройки над крышей, имеющие остекленные поверхности. Устраивают их в покрытиях производственных зданий. Различают три типа фонарей: световые, аэрационные и комбинированные. В настоящее время, вместо световых фонарей, в покрытиях устраивают панели из светопрозрачного стеклопластика или зенитные фонари с плафонами из оргстекла.

Окна служат для освещения и проветривания помещения. В строительной практике сейчас довольно часто используют оконные блоки. Оконный блок состоит из оконной коробки и остекленных переплетов и подоконной доски.

Строительное черчение

Строительное черчение

Оконная коробка представляет собой раму и является неподвижной частью оконного блока. Коробку устанавливают в отверстии в стене, которое называется оконным проемом. Коробку раскрепляют в проеме с помощью деревянных клиньев и крепят гвоздями к деревянным антисептированным пробкам, заложенным в кирпичную кладку. К оконной коробке крепят переплеты. Вертикальные переплеты называют створками, горизонтальные — фрамугами, Фрамуги чаще всего располагают в верхней части окна над створками. Створки и фрамуги могут быть открывающимися и неоткрывающимися (глухими). При больших размерах окон в оконной раме предусматривают вертикальные импосты и горизонтальные элементы (средники).

Оконные переплеты определяют тип окна. Оно может быть одно-, двух-, трехстворчатое или с балконной дверью. На рис. 10.1.20 показаны окна: а — одностворчатое; б — двухстворчатые; в — трехстворчатые; г— с балконной дверью (1— форточка; 2— глухая фрамуга; 3 — вертикальная створка переплета; 4— средник; 5 — открывающаяся фрамуга; 6— импост). Типы и размеры окон приводятся в ГОСТ 11214—86. Минимальная ширина одностворчатого окна 600 мм. Двухстворчатые окна имеют ширину 900, 1100, 1300 мм.

Строительное черчение

Строительное черчение

Строительное черчение

Окна могут быть с одинарным, двойным, а иногда даже с тройным остеклением. Оконные переплеты изготавливают из дерева, металла или пластмасс. Они могут быть раздельными или спаренными. Раздельные переплеты применяют преимущественно в кирпичных зданиях, а спаренные — в панельных и щитовых.

Строительное черчение

Дверные полотна могут быть глухими (марки ДГ), остекленными (марки ДО) и полностью из стекла.

Тип и габарит деревянных наружных и внутренних дверей, окон и балконных дверей, размеры проемов в стенах жилых и общественных зданий регламентируются соответствующим государственным стандартом. На рис. 10.1.21 приведены типы дверей: а — глухие; б — остекленные. Здесь же даны наиболее распространенные размеры полотен, а в скобках указан габарит проемов.

На рис. 10.1.22 изображены типы деревянных полотен и расположение приборов на полотне: а — глухое со сплошным заполнением рейками; 6— филенчатое; в — остекленное с обвязками; г— плотничное (дощатое); д — расположение приборов на полотне.

Основные элементы и материалы дверей: 1 — облицовка фанерой, шпоном; 2 — обвязка каркаса; 3 — рейка; 4 — филенка; 5 — стекло; 6 — доски в шпунт.

Материалом для дверных полотен чаще всего служит дерево, однако в последнее время довольно часто применяют пластмассу и стекло.

Ворота устраивают в промышленных, складских и сельскохозяйственных зданиях для пропуска средств напольного транспорта. По конструкции ворота могут быть распашные, раздвижные, подъемные, откатные и др. На рис, 10.1.23 изображены ворота разных типов: а — распашные; б — раздвижные, а на рис, 10.1,24— подъемные.

Строительное черчение

Полотна ворот, как правило, состоят из металлического каркаса с заполнением из досок, древесно-волокнистых плит, винипласта либо полностью из дерева или металла.

Тип и габарит деревянных распашных ворот для животноводческих и птицеводческих помещений приведены в ГОСТ 18853—73*.

Наиболее распространены ворота следующих размеров: 2950х2950 мм, 2650x2950 мм, 2650х х2350 мм, 2350x2350 мм. Для машин грузоподъемностью до 1,5 т размер ворот 3000x3000 мм, для машин грузоподъемностью 2,5—5т — 4000х х3000 мм. Для железнодорожного подвижного состава размер ворот 4600x5700 мм.

Размеры проемов в стенах для установки ворот должны быть на 50 мм больше габаритных размеров ворот.

Пандус — гладкий наклонный въезд или вход в здание или помещение. Пропускная способность пандуса намного больше, чем лестниц. Уклон пандусов небольшой — от 5° до 12°. На рис. 10.1.25 1 — пандус; 2— перила. Однако их применение ограничено из-за большой потери полезной площади.

Рампа — площадка, расположенная перед входом в складские помещения здания (рис. 10.1.26). Площадка приподнята над землей на высоту 1,15 м. Она облегчает погрузку и разгрузку с различных транспортных средств. Ширина ее принимается от 3 м до 6 м. Для въезда на рампу предусматривают пандус, расположенный в ее торце.

Архитектурно-конструктивные элементы стен

Индивидуальный вид здания зависит от конструкции наружных стен, от расположения и размеров окон и других архитектурно-конструктивных элементов.

На наружной поверхности стен различают горизонтальные и вертикальные элементы (рис. 1). Нижняя часть стены, которая расположена непосредственно над фундаментом, называется цоколем.

Рис. 1. Архитектурно-конструктивные элементы стен

Цокольные части здания делают: кирпичные с расшивкой швов или оштукатуренные цементным раствором; облицованы естественным камнем, или плитами из искусственных или естественных материалов; из бетонных блоков, в подрезку.

Рис. 2. Типы конструкции цоколей

Рис. 2. Типы конструкции цоколей 2

Актуальность сводчатых перекрытий

Существует два заблуждения относительно сводчатых перекрытий. Первое это то что свод недостаточно надёжен, второе это то что свод очень дорого построить. Мало кто знает о всех преимуществах и достоинствах сводчатого перекрытия. При этом сводчатые перекрытия очень разнообразны по своей конструкции, имеют богатую историю применения в прошлом и настоящем. За счёт появившихся новых технологий проектирования и материалов своды могут быть легче, прочнее, перекрывать большие пролёты. Сильное влияние сводчатое перекрытие оказывает на архитектуру здания, потому что стены и своды вместе представляют собой единую конструкцию. Применение свода делает дом эмоционально богатым и внутри, и снаружи. Недостатки у конструкции со сводом имеются, но не бросают тень на достоинства, а являются следствием конкурентного сравнения разных типов конструкций, каждая из которых хороша для применения в своём месте.

Когда смотришь на свод возникает впечатление невероятного момента, когда множество тяжёлых камней, упорядоченных внутри пространственной формы, застыли в воздухе. Сначала это кажется волшебством, но всмотревшись понимаешь, что это невероятное зрелище вполне рационально. Каждый из камней давит друг на друга, зажимается между соседями, и так последовательно передаёт нагрузку от своей массы на стены и далее на фундамент. То есть мы видим и понимаем весь процесс работы конструкции. Видим, как идея, уложить камни в определённом порядке, в определённую форму, реальна и материальна, потому что действует на камни, заставляет их поменять гравитацию.

Когда впервые входишь в помещение со сводчатым потолком, то вместе с удивлением, присутствует некоторый страх от неожиданного знакомства с тем что раньше не было известно. Но конструкция незыблема. Гармонична в своих формах и линиях. Она быстро покоряет сердце смотрящего и создаёт ощущение лёгкости внутри помещения, словно вместе с камнями свода, зрителю хочется взлететь. В сравнении с такой гармонией очень странно встречать вопрос о недостаточной прочности свода, потому что объяснить, определить, почувствовать прочность привычных нам железобетонных перекрытий, куда сложнее. Лучшим ответом на вопрос могла бы стать беседка со сводчатым перекрытием в парке, где, укрываясь от дождя или яркого солнца, человек мог бы увидеть и со временем оценить все качества этой увлекательной конструкции.

В сравнении с монолитным перекрытием свод может быть не только гармоничен, но и экономичен. В первую очередь это касается индивидуального строительства, где для бетона надо делать специальную опалубку, а для сводчатого перекрытия опалубка не теруется, нужны лишь лёгкие шаблоны для выкладывания арок каркаса. Вторым преимуществом при строительстве свода является совсем незначительное, по сравнению с монолитными перекрытием, количество арматуры. Обычно арматура в своде применяется для устройства затяжек над арками, между опорами. В третьих свод может быть тоньше и легче бетонного перекрытия, но при этом надо учитывать что для прочности свода требуется делать более массивные опоры и если свод используется в качестве междуэтажного перекрытия, то ещё и выравнивающие стенки над ним, для устройства пола. Четвёртой особенностью строительства свода, можно назвать лёгкость работы для строителей, при которой не нужно таскать тяжести, соответственно отпадает потребность в дорогой строительной технике, такой как мобильный бетононасос и машина бетономешалка. При этом, конечно, здесь больше требуется мастерство каменщика, но это просто работа, которой можно научиться.

Из перечисленных особенностей, и практики, можно сделать вывод что строительство свода сопоставимо по цене с монолитным перекрытием, а при стечении некоторых обстоятельств может быть выгоднее. При этом сводчатое перекрытие, кроме эстетических имеет ещё некоторые рациональные особенности. Такие как противопожарность и хорошая акустика. Противопожарность возникает из за отсутствия арматуры в перекрытии, а хорошая акустика возникает благодаря расчлененной поверхности свода построенного из твёрдого материала.

Плюсом к материальной стороне дела, может быть то, что свод не нуждается в дополнительной отделке. Вид камней, то как они взаимодействуют между собой очень хочется видеть, находясь внутри. Поэтому лучшей отделкой может быть очистка его от заусенцев после строительства, а так же, если потолок покажется слишком пёстрым, его можно тонко отшпаклевать и покрасить. Получиться поверхность подобная побелке старых церквей, через которую остаются видны камни.

Если свод является не просто перекрытием, а важным предметом интерьера, то лучшим способом украсить его будут скульптурные камни, которые надо заранее подготовить и вставить в кладку свода, в местах пересечения арок — нервюр. Такие камни специально подготовленные для своего места, облегчат работу строителям, им не придётся подпиливать кирпичи. Зритель же увидит в изображениях на камне душу, что одухотворит, в его глазах, всю конструкцию целиком.

Арочная конструкция, частным случаем которой является свод, изобретена давно и применяется сейчас, не потому-что симпатична. Дело в конструктивной идее, природе строительного материала и желании строить долговечно. Долговечным материалом, среди того что нас окружает, является камень. Особенность камня в том что он очень хорошо сопротивляются сжатию, и именно это физическое свойство использует арка в своей идее. Идея арки в том что все её элементы только сжаты. Таким образом из сочетания формы и камня появилась практичная и долговечная конструкция.

Логически и исторически, свод произошел от арки. Первые своды представляли собой повторяющиеся арки склеенные между собой. При этом с торца такой свод заканчивался стенкой в которой можно было сделать дверь или окошко. Разновидностью арочного свода можно считать купол, имеющий ту особенность, что окошко или дверь в нём нельзя сделать без усложнения конструкции. Таким усложнением является врезка одного свода в другой. Сложность здесь в том что при пересечении сводов, нужно сделать перевязку камней в месте пересечения поверхностей. Из за непрямолинейной геометрии, это сложно и трудно. Чтобы избежать этого затруднения был придуман арочный — нервюрный каркас. Нервюры построенные под линией пересечения, усиливают и одновременно декорируют это неудобное место. Но ещё большее значение нервюрный каркас имеет для всего здания целиком.

В отличие от балки которая изгибается, арка сжимается и создаёт распор в точках опоры. То есть опираясь на стены арка расталкивает их. Величина распора зависит от массы арки и от её высоты. Чем легче арка и больше её высота, тем меньше она действует на стены. В свою очередь стены остаются неподвижны если они достаточно тяжёлые и толстые, имеют хороший фундамент.

Строительство сводов в Римской империи развивалось на базе уже имевшегося строительного комплекса и в соответствии с ним. Была осуществлена идея строительства свода из бетона уложенного в несъемную опалубку из обожженного кирпича. Для этого сначала устраивался деревянный настил в форме будущего свода. На настил укладывались кирпичи плашмя и на ребро, что-бы обеспечить перевязку с монолитом. В завершение, рабы — рабочие низкой квалификации, укладывали сверху бетон из мелкого камня и цемента, добываемого в окрестностях Везувия. Своды построенные таким образом были толстые и тяжёлые что требовало ещё более тяжёлых стен и фундаментов, что-бы противодействовать распору возникающему от свода.

Римская империя строила чтобы подтвердить своё господство в колониях и усладить граждан в столице. В этом контексте высокие затраты выглядели сами по себе как символ власти и свою цель оправдывали. С распадом римской империи, потребность строить перешла к городским общинам, которые соревновались с соседями за власть над территорией. Но это было совсем другое время. Дороги для провоза материалов были закрыты, рабов не было, ресурсы были минимальны. В таких условиях нужен был другой способ строить, что бы иметь возможность обойтись своими силами и превзойти всех.

Способом облегчить строительство зданий со сводами стало применение нервюрного каркаса. Нервюрный каркас представляет собой систему арок под поверхностью свода. Кроме того что нервюры упрощают соединение частей свода, они одновременно являются рёбрами жесткости и позволяют сделать участки свода между нервюрами тоньше, а свод целиком легче. Работа нервюрного каркаса в конструкции заключается в том, что он собирает на себя нагрузку от свода и передаёт ее на участок стены который специально усиливается для ее восприятия. Остальная стена, в промежутке между опиранием нервюр, в работе не участвует и может быть заменена окном или тонким простенком. Таким образом нервюры позволили облегчить свод, стены и как следствие фундамент. Уменьшилась трудоёмкость работ и количество нужного для стройки материала.

Достижения готической архитектуры, главным элементом которой был нервюрный свод, интересны вместе с условиями в которых эта архитектура существовала. Город зарабатывал деньги и часть отдавал на строительство. Строители берегли деньги на свои нужны и старались всё делать сами, внутри своего цеха. Скульпторы соревновались за лучшее место для своего произведения. Каждая придуманная новация в конструкции или отделке, тотчас входила в общее употребление. Всё быстро совершенствовалась потому что люди были заинтересованы в своём деле.

С появлением новых империй интересы поменялись. Масштабное строительство потребовало привлечения низкоквалифицированной рабочей силы. Соответственно имеющимся возможностям ставились и задачи. Например технология строительства дома заключалась в том, что строилась каменная коробка и параллельно объявлялся конкурс среди подрядчиков на изготовление и установку карнизов. В условиях такого конвейера индивидуальный подход свойственный готическим зданиям с их замысловатой конструкцией и рачительным строительством, проигрывал с точки зрения валового продукта и заменялся типовым подходом.

В дальнейшем к идеи строить тонкие и лёгкие своды регулярно возвращались. Примером тому может быть построенная в стиле барокко дрезденская церковь Богоматери, своды архитектора и инженера Густовино в Америке, работы Гауди и Cesar Martinell i Brunet в Испании, на Кубе (школа искусств) и тд.

В настоящее время, для применения сводов нет никаких препятствий. Затяжки из арматуры использованные для восприятия распора от свода позволяют облегчить конструкцию здания. Компьютерное моделирование обеспечить индивидуальный подход в массовом проектировании. Строительные механизмы сделать квалифицированный труд производительным. Вместе это соответствует актуальным задачам энергосбережения и экологичности как результата, так и самого процесса строительства.

Размер свода должен соответствовать помещению или его части, потому что поделить свод на несколько помещений перегородками в произвольном месте затруднительно. При этом каждая точка опоры свода на наружную стену здания проявляется в виде выразительного, силового элемента на фасаде, а промежуточная опора свода внутри здания, должна встретить противодействие другого свода. Поэтому при составлении плана здания со сводами, необходимо соблюдать пропорции между помещениями, что-бы каждый из размеров плана соответствовал половине, трети, четверти и тд, большого помещения.

Кроме определенного размера, каждый свод имеет один или несколько центров, которые находятся в месте пересечения нервюр свода. Находясь в помещении со сводами зритель обязательно обратит внимание на общую композицию помещения, расположение окон и дверей относительно этих центров. Это не значит что дверь или окно должны быть обязательно посередине простенка, но требует найти какую то композиционную взаимосвязь.

Все эти особенности применения свода требуют от архитектора при проектировании здания создания взаимоувязанной композиции всего в целом, соблюдения пропорций на плане и фасаде, большой изобретательности и творческого подхода к решению частных задач. Результат этой работы остаётся виден и понятен зрителю, вызывает интерес и представляет собой самостоятельную ценность вместе с построенным домом.

В виду значимости архитектурной композиции для проектирования здания со сводами, и долговечности здания во времени, в течении которого может поменяться всё вокруг, сам подход к проектированию имеет свои особенности. Здесь не дом приспосабливается к хозяину, а будущий хозяин планирует дом к которому было бы легко приспособиться. Ведь многие процессы в нашей жизни быстро меняются и требуется не точное удовлетворение их нужд, а помещения в которых одинаково удобно разные процессы могут менять друг друга. В этом контексте, задание на проектирование представляет собой определение величены общей системы помещений и размера ее основных элементов. При этом оставаясь свободным от частностей, основное внимание уделяется вписанию дома в среду, ориентации по сторонам света, открывающимся видам из окон, восприятию здания с основны видовых точек, композиции интерьера и тд.

Практически, в настоящее время, тема свода имеет несколько основных перспектив. Первая, научные исследования в области архитектуры, конструкции и технологии, в интересах строительной индустрии. Вторая перспектива применения свода в частном строительстве, где благодаря всей совокупности его качеств возможно получить хороший результат при разумных затратах. Третьей областью применения сводов может стать образовательно — экологическое строительство, движимое идеей практического изучения старинной технологии, гармонии между человеком и природой.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФАСАДА ЗДАНИЯ

Фасадные элементы были востребованы на протяжении веков. Не утратили они своей актуальности и сегодня. Различные архитектурные решения, использующиеся дизайнерами и архитекторами в оформлении фасада здания, несут в себе практические и защитные функции, а также определяют стиль постройки, подчеркивают её привлекательность и эстетику. С их помощью можно легко превратить обычный дом в роскошную усадьбу. Это является главной причиной внедрения архитектурных элементов здания в рабочий проект.

Деталей фасада существует очень много, поэтому перед дизайнерами и архитекторами стоит нелёгкая задача. Создание гармоничного образа здания достигается благодаря удачному сочетанию нескольких видов архитектурных элементов.

Фасадное декорирование известно с самых древних времен. В ходе развития человеческой цивилизации видоизменялись и архитектурные элементы. Ниже мы поговорим о них, о тех деталях, которые придают дому уникальность и неповторимый стиль.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФАСАДА

Детали, украшающие внешние стены здания, влияют на впечатление, которое они же и создают. Архитектурные элементы являются главными отличительными признаками того или иного стиля. Но при этом так легко запутаться в огромном разнообразии названий архитектурных элементов отделки фасада. Знание, хотя бы основных из них, поможет разобраться что есть что и общаться с подрядчиками на одном языке. Итак…

Балясины . Представляют собой ряд фигурных столбиков и являются одними из ключевых элементов классического стиля, однако им не ограничивается их применение. Балясины можно встретить в оформлении фасадов домов в стиле от хай-тек до минимализма и барокко. Традиционно они изготавливаются из искусственного камня, чем выгодно подчеркивают архитектурный стиль строения, предают фасаду особую роскошь и торжественную атмосферу

Балюстрада. Ряд балясин, соединённых сверху перилами, играющий роль невысокого ограждения для лестничных маршей, террас или балконов. Традиционным для изготовления балюстрад является гипс или камень. Однако иногда его делают из дерева, бетона или же из современного популярного материала - полиуретана.

Пилястр. Основополагающий декоративный элемент фасадной отделки здания. Представляет собой вертикальный выступ (столб) в виде колонны в форме прямоугольника или полукруга. Основная часть пилястра - капитель – лепной элемент, располагающийся в верхней его части. Пилястр дарит зданию торжественность и завершенность. Данные элементы отличались высокой стоимостью, поскольку при их изготовлении использовали камень, гипс, бетон, реже дерево. Удешевить процесс и существенно уменьшить вес конструкции представилось возможным благодаря появлению пенополистирола.

Капитель . «Голова» колонны или пилястры. Сегодня капитель традиционно делают из пенопласта, что удешевляет оформление фасада здания и вес декоративной отделки в общем. Капители бывают готическими, романскими, ионическими, коринфскими, композитными, но в любом случае четко определяют стиль.

Абака. Представляет собой простейшую форму архитектурного элемента. Абакой называют обычно верхнюю квадратную плиту капители, колонны или пилястры. Она может быть украшена резьбой по краю, иметь вогнутую форму, срезанные углы, или полностью сложный профиль.

Атлант. Иногда его ещё называют атлас или Теламон. Это скульптура в виде мужчины, которая выполняет декоративную функцию. Или же практическую: для поддержания перекрытия здания, карнизов, балкона. Атлант может использоваться вместо колонны или пилястры. Материалом для изготовления может служить камень, гипс, дерево, бетон.

Фронтон. Завершающий элемент декора фасада, ограниченный с боков двумя скатами крыши и карнизом в качестве основания. Фронтоном декорируется также портик или колоннада.

Рустика. В архитектурной терминологии «руст» означает камень или разделительную полосу. Это отражает сущность данного декоративного элемента. Рустик представляет собой облицовку фасада прямоугольными плотно подогнанными друг другу камнями, края которых выделяются неширокой гладкой полосой. Декорирование рустиком призвано создавать впечатление мощного массивного прочного здания. Сегодня элемент используется в декоративном оформлении углов зданий, стыков стен, фундамента.

Портик. Полуоткрытое помещение или галерея, перекрытие/крышу которого поддерживают колонны. Как правило, портик открыт с одной стороны, с противоположной он ограничен стеной с окнами или дверьми или же полностью глухой стеной. Между колоннами могут быть перекинуты арки. Данные элементы бывают плоскими, пилястровыми или в антах и выгодно подчёркивают стилевое решение фасада здания и статус его владельцев. Благодаря современным технологиям отдельные элементы портиков производятся из пенопласта с металлическими поддерживающими стержнями/основами.

Колоннада. Ряд колонн, объединённых в одну цельную композицию горизонтальным перекрытием. Колоннаду можно встретить в виде портиков, галерей, примыкающих к строению. Визуально они соединяют здание с окружающей природой или придомовой территорией

Молдинг. Элемент, придающий фасаду изюминку: представляет собой декоративную архитектурную деталь в виде накладной выпуклой планки. Обычно его используют для декора стен, дверных и оконных проемов, арок. Благодаря молдингу достигается выразительность завершенность и аккуратность фасада здания. Изготавливают декоративный элемент из пенополистирола, гипса, бетона, реже дерева или мраморного камня.

Аркада. Представляет собой несколькоидентичных друг другу арок, как по форме, так и по размеру, которые опираются на столбы/колонны. Таким образом, формируется открытая галерея вдоль стены здания и уменьшается нагрузка стены на опоры. Архитекторы внедряют арки там, где требуется выдерживать большие нагрузки: для поддержки крыши или антаблемента.

Каннелюра. Вертикально или горизонтально направленный желоб на колонне или пилястре. Их может быть несколько расположенных плотно друг к другу или через определенное расстояние.

Кариатида. Еще один интересный элемент по типу атланта, но на этот раз представляющий собой статую одетой женщины. Их чаще всего используют в качестве поддерживающего звена под антаблемент. Использование каменных изваяний известно еще со времен античной архитектуры. Первыми стали использовать кариатиды древнегреческие зодчие как колонну или пилястру.

Антаблемент. Наверное, важнейший архитектурный элемент – верхняя часть архитектурного ордера или балочное перекрытие пролёта, завершение стены. Он бывает неполным или облегчённым в зависимости от того все ли составляющие части присутствуют в нём: архитрав, фриз и карниз. Исторически происходит данный элемент от деревянных балочных перекрытий, которым сегодня на смену пришли каменные или гипсовые детали.

Антаблемент Антаблемент

Фриз. Композиционный декоративный элемент, представляющий собой горизонтальную полосу, шов или ленту. Фризом также называют горизонтально ориентированную часть антаблемента. Фриз может быть пустым или заполненным сплошной лентой скульптурных, декоративных и живописных изображений. Особенно выигрышно смотрится эта «зажатая» часть, декорированная пышным орнаментом.

Карниз. Выступающая часть стены, грань кровли. Элемент визуально разделяет крышу и стены здания или делит горизонтально плоскость стен параллельно поверхности земли. Если карниз находится в нише, имеет небольшие размеры, треугольную, овальную или полукруглую форму, то, как правило, его называют сандриком. Основой карниза служит выступающая плита. Карнизы могут быть междуэтажными или венчающими.

Архитрав (эпистелион). Представляет собой прямолинейную балочную перекладину, что может перекрывать пространство между колоннами, оконными и дверными проёмами. Архитравом также могут называть нижнюю части антаблемента: балку, опирающуюся на капители колонны. Элементы могут быть простыми, гладкими или разделенными на 3 части.

Архитрав (эпистелион) Архитрав (эпистелион)

Барельеф. Один из самых интересных элементов архитектурной постройки, представляющее собой скульптурное изображение, выступающее над плоскостью стены до 50% своего объёма. Здание определённо привлечёт внимание любопытных «зевак», туристов и фотографов, если на его стене, в его нишах, на фронтонах или сводах расположить сюжетный барельеф.

Горельеф. Скульптурная композиция, возвышающаяся над плоскостью стены на более, чем 50% своего объёма. Иногда элементы горельефа совсем отделены от плоскости. Как и барельеф, горельеф раньше делали из камня, затем гипса, артбетона. Сегодня на фасад уменьшают нагрузку всеми возможными способами, и скульптурные композиции изготавливают всё чаще из пенопласта или подобных ему легких материалов.

Работа с элементами благоустройства и малыми архитектурными формами имеет определённую специфику, и доверять её необходимо профессионалам архитектурного дела. Довольно легко переборщить с декоративными элементами или ошибочно совместить части антаблемента разных ордеров, что в дизайнерском деле является грубейшей ошибкой.

Но особенно это касается выбора строительных материалов, коими рынок буквально переполнен. Гипс, камень, его искусственные аналоги, бетон и его разновидности: каждый из этих материалов может быть использован для того или иного архитектурного элемента фасада здания. Однако только учёт особенностей каждого из них гарантирует не только красивый, но и качественный декор.

Изображение здания с основными архитектурными элементами свод перекрытия крыша окна фундамент и т д

Система проектной документации для строительства

УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И КОНСТРУКЦИЙ

System of design documents for construction. Symbol graphics elements of buildings, works and structures

Дата введения 2013-05-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве" (ОАО "ЦНС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (МНТКС) (протокол от 8 декабря 2011 г. N 39)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Агентство по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Министерство строительства и регионального развития

Департамент архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства регионального развития

Агентство по строительству и архитектуре при Правительстве

Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2012 г. N 481-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 21.201-2011 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 мая 2013 г.

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2020 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные условные графические изображения и обозначения элементов зданий, сооружений и строительных конструкций, применяемые в проектной и рабочей документации для строительства.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.303 Единая система конструкторской документации. Линии

ГОСТ 2.306 Единая система конструкторской документации. Обозначения графические материалов и правила их нанесения на чертежах

ГОСТ 2.315 Единая система конструкторской документации. Изображения упрощенные и условные крепежных деталей

ГОСТ 21.112 Система проектной документации для строительства. Подъемно-транспортное оборудование. Условные обозначения

ГОСТ 21.204 Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта

ГОСТ 21.205 Система проектной документации для строительства. Условные обозначения элементов санитарно-технических систем

ГОСТ 21.206 Система проектной документации для строительства. Условные обозначения трубопроводов

ГОСТ 21.302 Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения в документации по инженерно-геологическим изысканиям

ГОСТ 21.501 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений

3 Общие положения

3.1 Проектируемые здания, сооружения и их элементы изображают на чертежах с применением условных графических обозначений и упрощенных изображений, установленных настоящим стандартом с учетом требований ГОСТ 21.501, а также с применением условных обозначений, установленных ГОСТ 2.306, ГОСТ 21.112, ГОСТ 21.204, ГОСТ 21.205, ГОСТ 21.206 и ГОСТ 21.302.

3.2 Типы линий, применяемые при выполнении условных изображений и обозначений, должны соответствовать ГОСТ 2.303.

3.3 Допускается применять дополнительные условные изображения и обозначения, не предусмотренные в настоящем стандарте, поясняя их на чертеже или в общих данных по рабочим чертежам.

4 Условные графические изображения и обозначения

4.1 Стены

Стены и перегородки (без заполнения проемов) на чертежах изображают в соответствии с таблицей 1.

Читайте также: