Индустриальное строительство зданий из монолитного железобетона в крупнощитовой опалубке

Обновлено: 17.05.2024

Лекция № 14 возведений зданий и сооружений из монолитного железобетона Опалубка. Общие сведения

Одним из ведущих компонентов технологического процесса при возведении зданий и сооружений из монолитного железобетона являет­ся устройство опалубки, поэтому выбор опалубки: ее вида, качества, на­значения - и ее постоянное совершенствование определяют эффектив­ность всего процесса.

На выбор опалубки влияют:

конструктивно-планировочные решения здания(круглые, тон­костенные, тяжелые балки, арки и т. д.);

характеристики используемых материалов(жесткий, тяжелый бетон);

функциональные особенности здания и сооружения(силосы, тоннели, бассейны, резервуары);

условия производства(зимний период, под водой);

последовательность проведения арматурных работ (в готовую опалубку устанавливают арматуру, на установленную арматуру монти­руют опалубку, арматурно-опалубочные блоки, изготовленные до уста­новки).

Общие требования к опалубке:

прочность(выдерживать уплотнение и другие нагрузки);

жесткость и устойчивость;

высокая оборачиваемость, простота сборки, разборки, перена­ладки;

способность при необходимости обеспечивать нужную поверх­ность бетона.

Дтя уменьшения сцепления бетона с палубой опалубки (адгезии) применяют различные виды смазок, которые в общем виде делят:

на пленкообразующие по палубе (на основе полимерных смазок);

гидросорбирующие (эмульсия, нефтеотходы);

замедляющие схватывание поверхности бетона;

По конструктивным особенностям и способам переналадки опалуб­ки можно подразделить:

на сборно-разборные:

переставные (с частичной разборкой):

скользящие (неразбираемые):

вертикального перемещения; горизонтального перемещения;

В общем случае опалубка состоит из трех основных частей: палу­бы, конструкций, на которые крепятся палубы, и элементов, удерживаю­щих опалубку от опрокидывания наружу и складывания вовнутрь под дей­ствием бокового давления бетонной смеси (стяжки, распорки, тяжи и др.).

Для (размещения) закрепления опалубки в проектном положении применяются различного рода поддерживающие конструкции: ригели, подпорки, стержни, растяжки, расчалки и т. д.

Сборно-разборные опалубки мелкощитовые.Мелкощитовая опа­лубка имеет следующие особенности:

масса щитов не превышает 50 кг, что позволяет собирать и раз­бирать ее вручную, имеет высокую степень универсальности и дает воз­можность, используя одни и те же щиты, бетонировать различные конст­рукции;

ее можно сконструировать так, чтобы обеспечить распалубку боковых поверхностей балок, прогонов независимо от днища, т. е. до набора необходимой прочности, или установку опалубки с одной из сто­рон не сразу на всю высоту для обеспечения доступа к уплотнению бето­на или наращивания арматуры (высокие колонны, перегородки и др.).

Каркасы щитов могут быть деревянными и металлическими, палу­ба - из досок, водостойкой фанеры, облицованной пластиком и др.

Размеры щитов колеблются по высоте от 300 до 600 мм, по длине - от 900 до 1800 мм с модулем 30 мм и соблюдением веса.

Крупнощитовая опалубка.Эта опалубка имеет повышенную жес­ткость и специальные приспособления, облегчающие собираемость и разбираемость опалубки.

Конструкция опалубки должна позволять собирать ее в виде круп­норазмерных опалубочных панелей площадью до 40-45 м 2 , которые мон­тируются кранами. Применение крупнощитовой опалубки снижает сто­имость сборки и разборки на 20 %, а трудоемкость - на 50 % и сокраща­ет сроки опалубочных работ.

Опалубка состоит из каркаса заводского изготовления, палубы из водостойкой фанеры, пластика и т. и., стяжных болтов, подкосов, домк­ратов, инвентарных подмостей (рис. 34).


Рис. 34. Крупнощитовая опалубка

Применяется крупнощитовая опалубка для возведения монолитных бескаркасных зданий модулем размеров 03: высотой этажа h= 2,8; 3,0; 3,3 м; толщиной стенЪ -13; 16; 20 см; толщиной перекрытийа -10, 12, 14, 16 см.

Пневматическая опалубка.Состоит опалубка из гибкой воздухо­непроницаемой формообразующей оболочки и удерживающих ее в про­ектном положении элементов: анкеров, стабилизационных вант, комп­рессора и вентилятора (рис. 35).

Существуют два способа бетонирования с применением пневмати­ческой опалубки: подъем опалубки до бетонирования, подъем опалубки после бетонирования.


Рис. 35. Пневмоопалубка

В первом случае бетон укладывается методом набрызга. Во втором применяется специальная спиральная арматура, которая растягивается при подъеме.

Применяется эта опалубка, в основном, в сводчатых, купольных и других криволинейных конструкциях пролетом 6, 12 и 18 м.

Переставная опалубка (с частичной разборкой). Подъемно-пере­ставная опалубкаприменяется для бетонирования высотных сооруже­ний с изменяющимися и не изменяющимися по высоте сечениями. Для возведения железобетонных труб или других сооружений конической формы опалубку выполняют из двух конических оболочек.

Дтя бетонирования четырех стенных ячеек здания с небольшим пе­риметром, например шахт лифтов, применяют опалубку, представляющую собой замкнутый блок, состоящий из четырех опалубочных плоскостей, объединенных при помощи тяг и других устройств. Это внутренняя часть, а в качестве наружной служит обычно крупнощитовая опалубка.

Конические оболочки собираются из листовой стали толщиной - 2 мм. Панели наружной оболочки имеют форму двух типов: прямоугольную и трапецеидальную для придания оболочке формы конуса. Внутренняя оболочка составляется из двух-трех ярусов прямоугольных щитов, что позволяет бетонировать ярусами.

Щиты крепятся между собой и на специальные каркасы. Оболочки прикрепляются к радиальным направляющим, а они в свою очередь - к кольцевой раме, подвешенной к шахтному подъемнику (рис. 36).


Объемно-переставная опалубкаприменяется для возведения мно­гоэтажных жилых и общественных зданий с поперечными монолитны­ми несущими стенами и фасадными стенами, выполняемыми из сбор­ных элементов.

Состоит опалубка из отдельных секций, ширина которых равна рас­стоянию между несущими стенами, а длина должна обеспечить установ­ку целого числа секций по поперечной стене (рис. 37). Применяется го­ризонтально-переставная опалубка для коллекторов, водоводов, тунне­лей и других сооружений большой протяженности с постоянным сече­нием.

Индустриальное строительство зданий из монолитного железобетона в крупнощитовой опалубке

Индустриальным домостроением из монолитного железобетона называют такой вид строительства, в котором в качестве основного материала применяют монолитный бетон; бетонирование конструкций осуществляют в крупносборной инвентарной опалубке; процессы приготовления, транспортировки и укладки бетонной смеси автоматизированы и механизированы.

Этот метод может быть использован как при поточном строительстве, так и при возведении зданий по индивидуальным проектам.

Индустриальное домостроение из монолитного железобетона рекомендуют:

а)при строительстве жилых и общественных зданий повышенной этажности, характеризующихся сложными по форме объемами;

б)в районах с высокой сейсмичностью и определенными геологическими условиями (Средняя Азия, Кавказ, Камчатка, и др.);

в)при отсутствии или недостаточной мощности базы полносборного домостроения при ограниченном объеме строительства (например, строительство жилого фонда для гидротехнических объектов), а также в период освоения новых территорий.

Наиболее распространены следующие индустриальные методы возведения зданий из монолитного железобетона:

а) бетонирование горизонтальных и вертикальных конструкций с помощью неподвижной опалубки (крупнощитовой, объемно-переставной);

б) бетонирование вертикальных конструкций с применением подвижной (скользящей) опалубки, а горизонтальных – неподвижной опалубки (крупнощитовой или объемно-переставной) или применением для горизонтальных конструкций сборных железобетонных изделий;

в) бетонирование горизонтальных конструкций в виде пакта плит перекрытий на уровне земли и последующего их подъема домкратами по сборным стальным или железобетонным колоннам на проектные отметки (методом подъема перекрытий, когда обустройство этажей осуществляется на проектных отметках);

г) бетонирование горизонтальных конструкций в виде пакта плит перекрытий и обустройство этажей на уровне земли с последующим подъемом готовых этажей на проектные отметки по сборным стальным или железобетонным колоннам (метод подъема этажей);

д) бетонирование в скользящей опалубке ядер жесткости и выполнение остальных конструкций здания из сборных элементов;

е) бетонирование в скользящей опалубке ядер жесткости и подвеска к ним перекрытий (этажей) с помощью вант (здания висячей конструкции).

Возведение зданий из монолитного железобетона в крупнощитовой и переставных опалубках

Опалубка включает щиты размером 3. 20 м 2 повышенной несущей способности и применяется для конструкций с большими опалубливаемыми поверхностями. Элементы опалубки совмещают в себе палубу с поддерживающими прогонами и ребрами. Увеличение размеров щитов опалубки позволяет резко снизить трудоемкость работ по опалубливанию конструкций и более полно реализовать комплексную механизацию процессов. Крупнощитовая опалубка наиболее универсальна и мобильна в использовании и позволяет существенно улучшить качество конструкций за счет снижения количества сопряжений, при этом высота щита принимается равной высоте яруса бетонирования.

Опалубка предназначена для возведения крупноразмерных монолитных конструкций самых разнообразных сооружений, установка и снятие опалубки осуществляется только кранами. Конструктивно опалубка состоит из четырех элементов. Щиты опалубки являются самонесущими и включают палубу, элементы жесткости щита и несущие конструкции. Такие щиты оборудуют подмостями, подкосами для установки и первоначальной выверки, регулировочными домкратами.

Крупнощитовая опалубка применима практически для всех конструктивных элементов зданий и сооружений: фундаментов, наружных и внутренних стен, колонн, перекрытий. Наибольшее распространение опалубка нашла при строительстве жилых и гражданских зданий.

В многоэтажном жилищном строительстве при использовании крупно­щитовой опалубки предпочтительнее иметь наружные стеновые стены из сборных панелей заводского изготовления - трехслойных с эффективным утеплителем, керамзитобетонных или из кирпича. Внутренние несущие стены выполняют из монолитного железобетона. Распространенной является конструктивная схема, при которой несущими являются железобетонные колонны при балочном или безбалочном перекрытии. Для сборных и кирпичных наружных стен целесообразно отставание монтажа на один этаж от бетонных работ.

В зависимости от толщины бетонируемой конструкции и требований к качеству поверхностей щит опалубки выполняют из несущего каркаса и палубы на всю плоскость опалубливания или из отдельных инвентарных щитов, объединяемых системой схваток или горизонтальных стяжек, про­пускаемых через тело будущей бетонной конструкции и устанавливаемых до бетонирования. Для обеспечения устойчивости опалубки и выверки ее в проектное положение используют различные системы подкосов и раскосов, снабженные механическими винтовыми домкратами и регулировочными устройствами, (рис.27,1).

Опалубку стен устанавливают в два этапа Сначала монтируют арматурный каркас, затем - опалубку с одной стороны стены на всю высоту этажа, и на по­следнем этапе - опалубку со второй стороны. При приемке опалубки контроли­руют геометрические размеры, совпадение осей, вертикальность и горизонталь­ность опалубочных щитов, закладные детали, плотность стыков и швов.

Бетонную смесь в опалубку укладывают сверху с закрепленных на ней консольных подмостей, располагаемых с наружной стороны щита. Бетони­рование стен ведут участками, границами обычно служат дверные проемы. Разгрузку бункера с бетонной смесью осуществляют всегда в нескольких точках, при этом смесь в опалубку укладывается слоями толщиной 30. 40 см с уплотнением глубинными вибраторами сразу при укладке. Для восприятия давления бетонной смеси при установке опалубки используют специальные инвентарные стяжки, а иногда и дополнительные вкладыши. Щиты опалубки для стен и перекрытий часто выполняют на размер бетонируемой площади (ячейки здания); эта площадь не должна превышать 70 м 2 .

Опалубку устанавливают в последовательности, определяемой ее конструкцией и обеспечением устойчивости отдельных элементов и опалубки в целом в процессе производства работ.

Широко применяются опалубки многих фирм, например, опалубка «Маммут» фирмы «Мева» (для массивных конструкций). Опалубка «Маммут» применима для всех видов строительства, но наибольшее распространение получила в жилищном строительстве.

Рис. 271. Крупнощитова* опалубка стен фирмы «Мева»: а — каркасная; б — каркасно-щитовая; 1 — каркас щита; 2 — стяжки; 3 — консольные подмости; 4подкос; 5—механический домкрат; б — цоколь стены; 7подкос-расчалка; 8палуба; 9фиксатор

Puc.27.3, Установка опалубки перекрытий: а) на стойки; б) в собранном виде, краном.

Для производства работ применяют вспомогательные элементы опалу­бочных систем:

Навесные подмости - специальные подмости, навешиваемые на стены со стороны фасадов с помощью кронштейнов, закрепленных в отверстиях, оставленных при бетонировании стен.

Выкатные подмости - подмости, предназначенные для выкатывания по ним туннельной опалубки или опалубки перекрытий при их демонтаже.

Проемообразователи - специальная опалубка, предназначенная для формирования в монолитных конструкциях оконных, дверных и прочих проемов.

Индустриальное строительство зданий из монолитного железобетона в крупнощитовой опалубке

Строительство в крупнощитовой переставной опалубке осуществляют с помощью элементов, (щитов опалубки) размеры которых соответствуют высоте помещения и расстоянию между несущими стенами. Опалубку стен и перекрытий монтирую раздельно. Щиты опалубки стен устанавливают в проектное положение и скрепляют между собой. В крупнощитовой опалубке возводят, как правило, поперечные, продольные внутренние стены и перекрытия. Продольные наружные стены не бетонируют, чтобы не препятствовать извлечению щитов опалубки перекрытий. После бетонирования монолитных конструкций навешивают наружные стеновые панели. Возможно сочетание монолитных наружных и внутренних стен со сборными перекрытиями.

Одно из основных положительных качеств крупнощитовой и объемной опалубок – их неподвижность во время укладки и твердения бетона, что позволяет получить гладкие поверхности стен и потолков, а также создает условия для использования рельефной опалубки. При крупнощитовой и объемной опалубках создаются монолитные рамные узлы сопряжения несущих стен с перекрытиями, образуются пространственные системы, обеспечивающие высокую жесткость и устойчивость сооружения. Крупнощитовая переставная опалубка позволяет строить многоэтажные здания как с компактным, так и развитым планом, как малоэтажные, так и многоэтажные, целиком монолитные и с широким применением сборных элементов.

Основной недостаток крупнощитовой опалубки – необходимость тщательной установки и выверки каждого щита. Объемная переставная опалубка исключает этот недостаток, но она более сложна и тяжела, а также ограничивает архитектурно-планировочные решения.

Возведение зданий из монолитного железобетона в скользящей опалубке.

1.Скользящая опалубкаприменяется для бетонирования стен высоких зданий и сооружений. Она представляет собой пространственную опалубочную форму, установленную по периметру и поднимаемую гидродомкратами по мере бетонирования.

Отличительной особенностью скользящей опалубки является то, что она беспрепятственно скользит по поверхности твердеющего бетона, опираясь на домкратные стержни.

Количество домкратных стержней (и домкратных рам) определяется расчетом.

Обычно стержни располагают через 1,5. 2 м по периметру стены.

При конструировании скользящей опалубки должны быть соблюдены следующие параметры и условия:

- высота опалубки =1,1. 1.2 м (при меньшей высоте теряется устойчивость, при большей - имеет место излишнее утяжеление опалубки, поскольку она соприкасается с бетоном только в своей верхней части); - опалубка внизу должна иметь зазор 5. 7 мм (конусность) для облегчения ее подъема и предотвращения срывов

Рис. 26.1. Конструкция скользящей опалубки: а — домкратная рама; б — контакт опалубки со стеной; 1 — домкратный стержень; 2 — домкрат; 3 — домкратная рама; 4 — козырек; 5 — опалубка; 6 — подмости для

затирки поверхности стены

- поперечная связь домкратной рамы для удобства работы должна возвышаться над рабочим настилом не менее, чем на 0,3 м;

- стыкование соседних домкратных стержней по мере подъема опалубки должно осуществляться в разных уровнях.

Рис.26.2. Бетонирование стен в скользящей опалубке с одновременным

устройством перекрытий: а — подъем опалубки стен; б, г — установка опалубки перекрытий с опорами в виде стоек или ферм; в — бетонирование с применением распределительной стре­лы; / — домкратная рама; 2 — домкрат; 3 — подвесные подмости для затирки стен; 4 — рукав-компенсатор бетоновода; 5 — распределительная стрела; 6 — поворот­ная платформа распределительной стрелы; 7 — бетоновод; 8 — бетононасос.

Метод скользящей опалубкинаиболее экономичен для зданий, компактных в плане, высотой 12 и более этажей. Технология: домкраты, опираясь на металлические домкратные стержни в теле бетона стены, непрерывно, без остановок поднимают опалубку по всему контуру здания. Бетонную смесь укладывают слоями = 0,2 - 0,3 м непрерывно по периметру. Подъем опалубки составляет = 0,2 м/час, при этом бетонная смесь находится в опалубке 5-6 ч. - успевает затвердеть.

Монолитные или сборно-монолитные перекрытия устраивают с отставанием на 2-3 этажа. Или одновременно со стенами, что более технологично и повышается пространственная жесткость здания. Бетонную смесь целесообразно подавать бетононасосами в сочетании с автономной шарнирно-сочлененной стрелой - манипулятором для распределения бетонной смеси.

Вариант: Способ бетонирования перекрытий «сверху вниз» нашел распространение в США, Швеции и других странах. Способ используют при возведении стен на полную высоту. Не демонтируя скользящую опалубку, на ее рабочем настиле устанавливают специальные лебедки с гибкими тягами, на которых подвешивается инвентарная опалубка перекрытий, состоящая из инвентарных телескопических прогонов и щитов. После закрепления опалубки и армирования производят бетонирование с применением бетононасосов. После приобретения бетоном распалубочной прочности опалубку демонтируют и перемещают вниз на отметку следующего перекрытия (рис. 26.3.)

Рис.26.3. Бетонирование междуэтажных перекрытий методом «сверху вниз»: 1 - гнезда; 2 - стена; 3 - пневматическое отрывное устройство; 4 -монолитное перекрытие; 5 - домкратная рама; 6 - домкратный стержень; 7 - гидродомкрат; 8 - тормозные устройства; 9 - опалубочный щит; 10 — рабочий стол; 11 - гибкие тяги; 12 - армокаркас; 13 - бетоновод; 14 - опалубка перекрытия; 15 - несущая ферма опалубки перекрытия; 16 — стойка; 17 - гильза,

В отличии от сооружений, возводимых в сборном варианте, монолитное решение исключает наличие стыков, что способствует улучшению эксплуатационных характеристик зданий. Скользящая опалубка позволяет расширить гамму архитектурно-планировочных решений, обеспечивает улучшение звукоизоляции сооружения, повышает теплотехнические характеристики здания. При возведении зданий в сейсмических районах решается проблема их надежности и сейсмостойкости.

При применении скользящей опалубки при непрерывной работе в три смены может быть достигнуто возведение сооружения на высоту 3. 4 м в сутки. При таком темпе бетонирования стен в жилищном строительстве реально сооружать до одного этажа в сутки. Такой скорости не обеспечивают другие методы производства работ.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта разработана на возведение в крупнощитовой опалубке монолитных железобетонных конструкций (стены, перекрытия) типового этажа четырехэтажного жилого дома.

1.2. В качестве аналога принят четырехэтажный 16-квартирный жилой дом с размерами в плане 33,6 ´ 13,2 м (по осям), разработанный КБ по железобетону им. А.А. Якушева (см. рис. 1 - 4).

1.3. Технологической картой предусматривается устройство монолитных железобетонных конструкций стен и перекрытий с применением алюминиевой крупнощитовой опалубки конструкции АОЗТ ЦНИИОМТП (Р.Ч. Э119-2.00.000).

1.4. Здание имеет следующие конструктивные решения: фундаменты - ленточные из монолитного железобетона; стены наружные - из монолитного железобетона толщиной 500 мм; стены внутренние - из монолитного железобетона толщиной 220 мм; перекрытия - монолитные из железобетона толщиной 160 мм.

1.5. В состав работ, рассматриваемых технологической картой, входят: монтаж опалубки;

бетонирование наружных и внутренних стен;

1.6. Работы ведут в одну смену в летний период.

Примечание . При бетонировании конструкций при отрицательной температуре используются традиционные методы зимнего бетонирования.

1.7. АОЗТ ЦНИИОМТП разработана новая конструкция универсальной унифицированной опалубки из легких алюминиевых сплавов: модульная крупнощитовая опалубка для бетонирования стен и разборно-переставная опалубка перекрытий. Крупнощитовая опалубка состоит из модульных щитов, каркас которых выполнен из алюминиевых сплавов и палубы из ламинированной фанеры толщиной 18 мм. В комплект входят также подкосы для установки, рихтовки и закрепления щитов, подмости для бетонирования, замки для соединения щитов, тяжи для восприятия давления бетонной смеси и др.

Опалубка собирается из щитов, которые соединяются замками, с выравниванием по наружной поверхности профиля и упоров. Для зажима и фиксации служит эксцентрик. Размеры и расположение выступов для установки замков унифицированы, поэтому могут быть использованы все основные замки зарубежных фирм (возможна также стыковка со щитами опалубки других фирм). При использовании между щитами вставок применяются замки с большой базой.

Опалубка перекрытий состоит из продольных и поперечных рам с винтовыми домкратами, балок и вилок для их установки.

2. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. Для начала работ по возведению надземной части из монолитного железобетона должны быть выполнены организационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства».

2.2. До начала монтажа крупнощитовой опалубки должны быть выполнены следующие работы: разбивка осей стены; нивелировка поверхности перекрытий; произведена разметка положения стен в соответствии с проектом; на поверхность перекрытия краской должны быть нанесены риски, фиксирующие рабочее положение опалубки; подготовлена монтажная оснастка и инструмент; основание очищено от грязи и мусора (стройгенплан представлен на рис. 5).

Опалубочные работы

2.3. Опалубка на строительную площадку должна поступать комплектно, пригодной к монтажу и эксплуатации, без доделок и исправлений.

2.4. Поступившие на строительную площадку элементы опалубки размещают в зоне действия башенного крана КБ-100.0А. Все элементы опалубки должны храниться в положении соответствующем транспортному, рассортированные по маркам и типоразмерам. Хранить элементы опалубки необходимо под навесом в условиях, исключающих их порчу. Щиты укладывают в штабели высотой не более 1 - 1,2 м на деревянных прокладках. Остальные элементы в зависимости от габаритов и массы укладывают в ящики.

2.5. Монтаж и демонтаж опалубки ведут при помощи башенного крана КБ-100.0А.

2.6. Крупнощитовая опалубка состоит из крупноразмерных щитов, конструктивно связанных поддерживающими элементами, элементов соединения и крепления. Щиты оборудуются подмостями для бетонирования, регулировочными и установочными домкратами.

ФАСАД В ОСЯХ 1-11


ФАСАД В ОСЯХ 11-1


ПЛАН ТИПОВОГО ЭТАЖА



СТРОЙГЕНПЛАН


1 - возводимое здание;

2- кран башенный КБ-100.0А;

3 - шкаф электропитания крана;

4 - контрольный груз;

5 - площадка приема бетонной смеси;

6 - площадка складирования строительных материалов;

7- бытовые помещения;

8 - въезд (выезд) на территорию строительной площадки;

9 - граница опасной зоны;

10 - ограждение строительной площадки;

11 - прожектор на опорах;

12 - временная дорога.

Конструкция щитов опалубки предусматривает возможность их установки и соединения друг с другом в вертикальном и горизонтальном положении.

В ребрах каркаса щитов выполнены отверстия для навески кронштейнов, лестниц и для установки подкосов и кронштейнов.

2.7. Монтаж опалубки следует начинать с укладки по всему контуру бетонируемой конструкции научных реек. Внутренняя грань рейки должна совпадать с наружной гранью бетонируемой стены. После выверки маячных реек на них яркой краской наносят риски, обозначающие граничное положение опалубочных щитов, после чего краном монтируют щиты по длине стены. Щиты верхнего яруса устанавливают на многоэтажные подмости, закрепленные к забетонированный стене. Раскладка щитов и специализация элементов опалубки стен щитового этажа представлены на рис. 6 , 7 .

2.8. Опалубку стен устанавливают в два этапа: сначала монтируют опалубку одной стороны стены на всю высоту этажа, а после установки арматуры монтируют опалубку второй стороны.

2.9. Опалубка перекрытий состоит из рам с домкратами, продольных (высотой 160 мм) и поперечных (140 мм) балок и вилок для их установки. Устройство и спецификация элементов опалубки перекрытия представлены на рис. 8.

2.10. За состоянием установленной опалубки должно вестись непрерывное наблюдение в процессе бетонирования. В случае непредвиденных деформаций отдельных элементов опалубки или недопустимого раскрытия щелей следует устанавливать дополнительные крепления и исправлять деформированные места.

2.11. Демонтаж опалубки разрешается проводить только после достижения бетоном требуемой согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» прочности и с разрешения производителя работ.

2.12. Отрыв опалубки от бетона должен производиться с помощью домкратов. Бетонная поверхность в процессе отрыва не должна повреждаться. Использование кранов для отрыва опалубочных щитов запрещено.

2.13. После снятия опалубки необходимо: провести визуальный осмотр элементов опалубки; очистить от налипшего бетона все элементы опалубки; произвести смазку поверхности палуб, проверить и нанести смазку на винтовые соединения;

провести сортировку элементов опалубки по маркам.

Арматурные работы

2.14. До монтажа арматуры необходимо:

тщательно проверить соответствие опалубки проектным размерам и качество ее выполнения;

составить акт приемки опалубки;

подготовить к работе такелажную оснастку, инструменты и электросварочную аппаратуру;

очистить арматуру от ржавчины;

проемы в перекрытиях закрыть деревянными щитами или поставить временное ограждение.

2.15. Плоские каркасы и сетки перевозят пакетами. Пространственные каркасы во избежание деформации при перевозке усиливают деревянными креплениями. Арматурные стержни транспортируют связанными в пачки, закладные детали - в ящиках. Арматурные каркасы и сетки крепятся к транспортным средствам с помощью поверхностных скруток или растяжками.

2.16. Поступившие на строительную площадку арматурные стержни укладывают на стеллажах в закрытых складах, рассортированными по маркам, диаметрам, длинам, а сетки хранят свернутыми в рулоны в вертикальном положении. Плоские сетки и каркасы должны лежать на подкладках и прокладках штабелями в зоне действия башенного крана. Высота штабеля не должна превышать 1,5 м.

Плоские и пространственные каркасы массой до 50 кг подают к месту монтажа башенным краном в пачках и устанавливают вручную. Отдельные стержни подаются к месту монтажа пучками, сетки - при помощи траверсы по три штуки.

2.17. На опалубке до установки арматурных каркасов мелом размечают места их расположения. Для временного крепления арматурных каркасов к опалубке используются струбцины.

Временное крепление каркасов по вертикали, выравнивание искривленных выпусков арматуры и установление осевого смещения свариваемых стержней осуществляются струбцинами. После установки и выверки каркасов к ним по одному привязывают при помощи проволочных скруток горизонтальные стержни.

2.18. Для образования защитного слоя между арматурой и опалубкой устанавливают фиксаторы с шагом для стен 1 - 1,2 м, перекрытий - 0,8 - 1,0 м.

2.19. Стыкование каркасов по вертикали, а также пространственных каркасов по горизонтали предусматривается сваркой.

РАСКЛАДКА ЩИТОВ ОПАЛУБКИ СТЕН ТИПОВОГО ЭТАЖА



- добор по месту

Примечания : 1. Позиции см. рис. 7.

2. Щиты настила условно не показаны.


СПЕЦИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ОПАЛУБКИ НА СТЕНЫ ТИПОВОГО ЭТАЖА

Замок для добора

ОПАЛУБКА ПЕРЕКРЫТИЯ



Спецификация элементов опалубки перекрытия

Рама (ширина 1,2 м)

Балка h = 160 мм

Балка h = 140 мм

2.20. Приемка смонтированной арматуры осуществляется до укладки бетонной смеси и оформляется актом на скрытые работы. С этой целью проводят наружный осмотр и инструментальную проверку размеров конструкций по чертежам. Расположение каркасов, стержней, их диаметр, количество и расстояние между ними должны точно соответствовать проекту.

Сварные стыки, узлы и швы, выполненные при монтаже арматуры, контролируют наружным осмотром и выборочными испытаниями. Армирование и спецификация арматурных изделий на стены и перекрытие типового этажа представлены на рис. 9 - 15.

Бетонирование стен и перекрытий

2.21. До начала укладки бетонной смеси должны быть выполнены следующие работы:

проверена правильность установки арматуры и опалубки;

устранены все дефекты опалубки;

проверено наличие фиксаторов, обеспечивающих требуемую толщину защитного слоя бетона;

приняты по акту все конструкции и их элементы, доступ к которым с целью проверки правильности установки после бетонирования невозможен;

очищены от мусора, грязи и ржавчины опалубка и арматура;

проверена работа всех механизмов, исправность приспособлений, оснастки и инструментов.

2.22. Доставка на объект бетонной смеси предусматривается автобетоносмесителями СБ-92В-2 или СБ-159Б-2.

2.23. Подача бетонной смеси к месту укладки рассмотрена в двух вариантах:

1) башенным краном КБ-100.0А в поворотных бункерах вместимостью 1,0 м 3 смеси конструкции АОЗТ ЦНИИОМТП с боковой выгрузкой и секторным затвором;

2) при помощи автобетононасоса СБ-170-1 (СБ-170-1А) с дальностью подачи бетонной смеси по горизонтали 19 м, по вертикали 22 м.

Схемы производства бетонных работ при подаче бетонной смеси краном в бункерах или автобетононасосом представлены на рис. 16 - 19.

2.24. В состав работ по бетонированию входят:

прием и подача бетонной смеси;

укладка и уплотнение бетонной смеси при бетонировании стен;

укладка и уплотнение бетонной смеси при бетонировании перекрытий;

уход за бетоном.

2.25. Для загрузки бетонной смесью поворотные бункеры не требуют перегрузочных эстакад, а подаются к месту загрузки бетонной смесью башенным краном, который устанавливает бункеры в горизонтальном положении.

Автобетоносмеситель задним ходом подъезжает к бункеру и разгружается. Затем башенный кран поднимает бункер и в вертикальном положении подает его к месту выгрузки. В зоне действия башенного крана обычно размещают несколько бункеров вплотную один к другому с расчетом, чтобы суммарная вместимость их равнялась вместимости автобетоносмесителя. В этом случае загружаются бетонной смесью все подготовленные бункеры и затем башенный кран подает их к месту выгрузки.

2.26. Нормальная эксплуатация автобетононасоса обеспечивается в том случае, если по бетоноводу перекачивают бетонную смесь подвижностью 4 - 22 см, что способствует транспортированию бетона на предельные расстояния без расслоения и образования пробок.

2.27. Подбор и назначение состава бетонной смеси осуществляется строительной лабораторией. Проверку рабочего состава производят путем опытного перекачивания автобетононасосом бетонной смеси и испытания образцов, изготовленных из отобранных после перекачивания проб бетонной смеси.

2.28. Стены бетонируют участками, заключенными между дверными проходами. Бетонную смесь укладывают слоями 30 - 40 см. Каждый слой бетона тщательно уплотняют глубинными вибраторами. Глубина погружения рабочей части вибратора при уплотнении вновь уложенной бетонной смеси в ранее уложенный слой - 5 - 10 см. Шаг перестановки вибратора не должен превышать 1,5 радиуса его действия. В углах и у стенок опалубки бетонную смесь дополнительно уплотняют штыкованием ручными шуровками. Касание вибратора во время уплотнения бетонной смеси к арматуре и опалубке не допускается. Вибрирование на одной позиции заканчивается при прекращении оседания и появлении цементного молока на поверхности бетона. Извлекать вибратор при перестановке следует медленно, не включая двигателя, чтобы пустота под Наконечником равномерно заполнялась бетонной смесью.

Перерыв между этапами бетонирования (или укладкой слоев бетонной смеси) должен быть не менее 40 минут, но не более двух часов.

Возведение зданий в крупнощитовой опалубке

Конструктивные решения зданий, возводимых в крупнощитовой опалубке, предусматривают изготовление ограждающих элементов в виде сборных панелей, кирпичных стен, трёхслойных панелей с эффективным утеплителем или цельномонолитных зданий.

Внутренние стены, которые являются несущими, выполняются в монолитном железобетоне. Как правило, наружные сборные железобетонные стены возводят с отставанием на этаж, а кирпичные наружные стены возводят с опережением на этаж.

Щитовая опалубка стен может быть балочной или рамной. Рамная опалубка изготовлена из палубы и каркаса (рис. 103) в заводских условиях. Такая опалубка при использовании на стройплощадке требует минимальных трудозатрат, необходимых только для соединения отдельных панелей между собой (рис. 104).


Рис. 103. Щит рамной опалубки

Соединение отдельных панелей производят с помощью универсального замкового соединения.


Рис. 104. Соединение щитов по горизонтали

При необходимости производится наращивание по высоте с использованием такого же замкового соединения (рис. 105).


Рис. 105. Соединение щитов по вертикали

Балочная опалубка собирается из главных балок, ригелей и щитов палубы (рис.106) на строительной площадке. Балочная опалубка является более дешёвой, применяется для конструкций нестандартных размеров. Высота яруса, поднимаемая за один приём, возможна до 18 м.


Рис. 106. Сборка балочного щита опалубки

После приёмки установленной опалубки производится укладка бетонной смеси. Подача бетона ведётся бункерами 1 м 3 . Разгрузку бункера производят в нескольких точках бетонируемой стены. Бетонирование ведётся участками, заключёнными между дверными проёмами, слоями 30÷40 см с уплотнением глубинными вибраторами.

Опалубку стен устанавливают в два этапа. Сначала монтируют опалубку с одной стороны стены, а после установки арматуры устанавливают опалубку второй стороны. Готовая опалубка подлежит приёмке. Предусматривается проверка соответствия формы и геометрических размеров опалубки рабочим чертежам, совпадение осей опалубки с разбивочными осями, точность отметок опалубочных плоскостей, вертикальность и горизонтальность щитов, правильность установки закладных деталей, плотность стыковки швов.

Порядок установки опалубки стены (рис. 107) состоит из следующих работ:

1) установки щита с рабочей площадкой и подкосами;

2) установки арматуры и закладных деталей;

3) установки щита с другой стороны;

4) установки тяжей между щитами.


Рис. 107. Установка опалубки стен

Щитовая опалубка колонн (рис. 108) позволяет возводить колонны разных размеров: квадратные или прямоугольные в плане.


Рис. 108. Опалубка колонн

Устройство монолитного перекрытия производят после возведения стен. Опалубку перекрытий устанавливают на телескопические стойки. Использование крупнощитовой опалубки целесообразно и при возведении зданий по специальным проектам.

Опалубку перекрытий собирают из щитов, главных и второстепенных балок. В качестве опор используют (рис. 109) телескопические стойки, а при высоте этажа более 4,5 м - пространственные опоры (опорные башни).


Рис. 109. Стойки опалубки перекрытий

Для строительства с открытыми фасадами (наружную стену возводят после возведения каркаса) используют (рис. 110) цельный опалубочный стол, например для опалубливания всей ширины этажа за один приём.


Рис. 110. Опалубка перекрытий

Опалубку перекрытий площадью до 150 м 2 можно перемещать за один крановый цикл. Модульная опалубка перекрытий (рис. 111) типа «стол» состоит из щитов и стоек. Она перемещается по этажу с помощью транспортной тележки. С этажа на этаж её переставляют краном через открытый фасад.

Опалубочный стол собирают под размер сооружения из модульных элементов.


Рис. 111. Опалубка перекрытий типа «стол»

Вместо главных и второстепенных балок в конструкции опалубки перекрытия может использоваться модульная решётка (рис. 112), которую навешивают на стойки.


Рис. 112. Модульная решетка

По решётке свободно перемещается монтажник, раскладывающий щиты опалубки из фанеры.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: