Фундамент спаса на крови

Обновлено: 02.05.2024

Храм Спаса-на-Крови. Часть 2. История длинной в 24 года

До того, как строители заложили первый камень в фундамент Спаса-на-Крови, на месте гибели Александра II возвели временную часовню, спроектировал которую молодой архитектор Леонтий Николаевич Бенуа.

Она представляла собой небольшой павильон из дерева, с восьмигранной крышей и установленным на ней крестом. Сделали её довольно быстро и уже спустя месяц после смерти императора часовня украшала собой Екатерининский канал.

С началом работ по возведению храма Спаса-на-Крови, её перенесли в другое место, а разобрали только в 1892-м. Собор планировалось завершить ещё к 1890 году, однако из-за постоянных изменений в проекте и следовавших за ними согласований, сроки регулярно переносили. В итоге, храм строился 24 года.

Он создан в традиционном русском стиле, как и хотел Александр III. В качестве основной архитектурной доминанты Спаса-на-Крови выступает компактный четверик, увенчанный церковным пятиглавием. В самом центре красуется восьмигранный шатёр, с прилегающими к нему четырьмя главками-луковками.

Вид на Спаса-на-Крови с канала Грибоедова Вид на Спаса-на-Крови с канала Грибоедова

Верхняя часть храма насчитывает всего девять глав, образующих ассиметричную живописную группу. При этом некоторые главы покрыты позолотой, а другие эмалью. С западной стороны к шатру прилегает массивная колокольня, достигающая в высоту 62 метров. Венчает её грациозный золотой купол. С восточной стороны завершают композицию ещё три купола.

Отдельное внимание обращает на себя декор в оформлении собора. Здесь самым гармоничным образом сочетаются между собой кирпич и мрамор, гранит и позолоченная медь. Роскошную мозаику дополняют фигурные наличники и традиционные для русского церковного зодчества кокошники.

"Распятие" Васнецова. Храм Спаса-на-Крови "Распятие" Васнецова. Храм Спаса-на-Крови

В верхней части западного фасада находится мозаика «Спас нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном». Этот элемент исполнил гениальный Михаил Васильевич Нестеров. По его же эскизу набрано большое панно «Воскресение Христово», расположенное в северном кокошнике, смотрящим в сторону Невы.

Превосходно выполнены мозаики и на стенах колокольни, в числе которых «Десиус», исполненный по эскизам Василия Васильевича Беляева, «Богоматерь», авторства Николая Александровича Бруни и впечатляющее панно в кокошнике южного фасада «Христос во Славе», созданное по эскизам Николая Андреевича Кошелева.

"Христос во Славе" Николая Кошелева. Храм Спаса-на-Крови "Христос во Славе" Николая Кошелева. Храм Спаса-на-Крови

Отдельно стоит сказать о названии храма. Практически сразу в народе его стали называть Спасом-на-Крови. Здесь прослеживается связь, между распятым за человеческие грехи Иисусом Христом и императором Александром II, свято чтившим Христа, но также принявшим смерть не по своей воле, во благо народа.

Каноническое название обители – храм во имя Воскресения Христова. Посвящение, на котором в своё время настоял архимандрит Игнатий, было исполнено с целью реализовать глубокий смысл названия, ибо смерть человека в христианстве является только земным концом, после которого следует переход к более высокой форме существования – божественной.

Продолжение следует…

Оставляйте свои комментарии, ставьте лайки если понравилась публикация и подписывайтесь на канал!

Фундамент спаса на крови








  • История создания Спаса на Крови
  • Проектирование и строительство
  • Архитектура
  • Каменное убранство
  • Мозаика

История создания Спаса на Крови

В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на Крови). Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.


Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права. Эпоха реформ – это всегда время коренной ломки существующих политических и социальных устоев, время болезненных перемен, неизбежно влекущее за собой рост революционных настроений. На жизнь императора было совершено множество покушений, часть из которых подготовила террористическая организация «Народная воля».

Покушение 1 марта 1881 года народовольцы готовили долго и тщательно. Было известно, что по воскресеньям Государь обычно присутствует на разводе караула в Михайловском манеже. Воскресный первомартовский день не стал исключением. Как обычно, Александр II приехал в Манеж около 13:00. В этот день в разводе принимали участие лейб-гвардии Саперный и резервный пехотного полка батальоны, которые должны были заступать в караул Зимнего дворца. После церемонии Александр II вместе с братом великим князем Михаилом Николаевичем заехали в Михайловский дворец (нынешний Государственный Русский музей) к своей кузине, великой княгине Екатерине Михайловне.

После этого визита царь в сопровождении свиты выехал по Инженерной улице на Екатерининский канал, и его кортеж направился в сторону Дворцовой площади.

Во время проезда кортежа по набережной Екатерининского канала народоволец Н. Рысаков бросил бомбу, завернутую в платок, прямо под карету императора. Взрывом была повреждена задняя стенка кареты, но Александр II не пострадал. Пытавшийся скрыться террорист был схвачен. Государю предложили немедленно вернуться во дворец, однако он пожелал осмотреть место взрыва и взглянуть на преступника. И когда он по набережной возвращался к своему экипажу, раздался второй взрыв. Народоволец И. Гриневицкий бросил бомбу прямо под ноги царю. Истекающего кровью от тяжелых ран императора положили в сани и отвезли в Зимний дворец. Через полтора часа, в 15:35, государь скончался.


Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта этот участок был огорожен деревянным забором, рядом с которым выставили часового.

Через день состоялось чрезвычайное заседание Городской Думы. Депутаты обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте его смертельного ранения памятник или часовню. Император, одобрив саму идею, пожелал возвести на этом месте храм.

Фундамент спаса на крови








  • История создания Спаса на Крови
  • Проектирование и строительство
  • Архитектура
  • Каменное убранство
  • Мозаика

Реставрация Спаса на Крови

В конце 1930 года собор был закрыт как действующий храм и передан Ленинградскому отделению общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев для создания в его стенах антирелигиозного музея. Но освоить это грандиозное сооружение а, главное, содержать его должным образом политкаторжанам оказалось не под силу. В течение года храм пустовал.

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов выносит решение о целесообразности разборки Спаса по частям. Спустя три года комитет по охране памятников революции, искусства и культуры выдает Ленсовету письменное разрешение на снос этого здания. Акция была запланирована на 1941 год. С началом Великой Отечественной войны взрывники были отправлены на фронт, а в соборе во время блокады Ленинграда устраивают морг. В послевоенные годы его используют как склад декораций Малого оперного театра.

Под охрану государства собор был взят в 1968 году. На основании решения исполкома Ленгорсовета № 535 от 20.06.1970 г. вскоре происходит передача собора на баланс Государственного музея «Исаакиевский собор». К моменту приемки Спас на крови был в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

Пять куполов храма имели значительные утраты цветной ювелирной эмали. Северо-восточная глава была раскрыта на 3/4 всей площади. На центральном шатре и большой апсиде имелись разрушения цветной глазурованной черепицы. Были коррозированы и деформированы металлические оконные переплеты, отсутствовало отопление.


Колебания креста колокольни (массой более 600 кг и высотой 6 м) привели к расширению швов между мозаичными блоками, набранными золотой канторелью. Это открыло доступ влаге, которая стала причиной обрушения части окрытия.

Золоченые через огонь главы двух малых апсид были сильно загрязнены, система молниезащиты нарушена, из-за чего в 1966 году молния срезала крест северо-западной главы.

Были утрачены мозаики в цоколе и изразцы южного и северного фасадов, повреждены мозаики колокольни «Константин и Елена» и «Распятие».

В интерьере храма, подвале и на западной стороне притворов имелись трещины. Больше всего пострадали мозаики южной стены, поскольку именно здесь были резкие перепады температур. Полностью утрачена мозаика первого яруса северо-восточного пилона и на 50 % – мозаика второго яруса. Попадание артиллерийского снаряда в центральный купол стало причиной утраты 6,25 кв. м мозаики «Пантократор».

В плохом состоянии находился мрамор иконостаса: сколы по всей поверхности, натеки, пятна, местами камень вспучился и утратил полировку. На главном иконостасе с севера и юга были утрачены бронзовые эмалевые складни с рельефными изображениями святых апостолов, а также мозаики афонских святых на фланкирующих столбиках царских врат.

Резьба вокруг икон имела разрушения. Царские врата проржавели, утратили свой первоначальный облик. Украшавшие их иконы «Благовещение» и «Четыре евангелиста», выполненные в технике ювелирной эмали, утрачены, также как и кресты кокошников иконостаса.

Тревогу вызывало состояние мозаичного мраморного пола собора. Большие утраты были его в центральной части, и особенно у северо-восточного пилона, где сгорели декорации Малого оперного театра. При пожаре была разрушена облицовка цоколя пилона из лабрадорита. Сильно пострадал цоколь стен, облицованный итальянским серпентинитом. Камень почти полностью утратил полировку, покрылся натеками, во многих местах его поверхность вспучилась и деформировалась.


Были большие повреждения в убранстве северного и южного киотов: частично утрачены резные яшмовые розетки колонок и на кварцевых пластинах, разрушены кресты в навершиях.

Сень собора утрачена почти полностью, отсутствовал ее шатер, сохранились только четыре яшмовые колонны с надкапительными столбиками и мозаиками, а также два звена орлецовой балюстрады.

Однако, прежде чем приступить к реставрации, необходимо было защитить основание собора от подтопления и восстановить все инженерные сети. Этот проект разработал главный инженер 9-й мастерской института «Ленпроект» В. Д. Синьков.

Перед тем, как приступить к работе, установили причины подтопления. Их было несколько. Надежный «глиняный замок» Парланда разрушили при прокладке инженерных коммуникаций на площади возле храма в конце 1930-х годов, и грунтовые воды стали поступать в подвал. Во время строительства нового моста через канал набережную у храма разобрали. Основание моста было свайным, но при проектировании и строительстве не обратили должного внимания на сопряжение устоев моста и конструкции набережной. В результате фильтрат воды из канала стал проникать в подвал Спаса на крови.

После обследования, изысканий, изучения архивных материалов было найдено техническое решение внутренней гидроизоляции всех подвальных помещений храма-памятника площадью 520 кв. м. Это сделали при помощи металлического кессона следующей конструкции:

  • выравнивающий слой бетон М-200 – толщина 50 мм;
  • холодная асфальтовая мастика по грунтовке – толщина 5 мм;
  • стальной сварной кессон из листа и уголков – толщина 4,5 мм;
  • железобетонная монолитная плита;
  • стены – высота 1,14 м;
  • пол – толщина 150 мм;
  • цементно-песчаный раствор М-100 – толщина 30 мм.

Итого толщина конструкции при стальной гидроизоляции составляла около 24 см.

Конструкция гидроизоляции анкеровалась на глубину 300 мм (шаг анкеров в стенах 500 мм, в полу – 1 м). Для устройства кессона было затрачено 33,5 т металла, в том числе стального листа толщиной 4,5 мм.

В 1973–1974 годах специалисты Главленинградинжстроя завершили устройство кессона, и работы по монтажу внутренних инженерных коммуникаций продолжились. Были проложены теплотрасса, электрокабель, водопровод и канализация. С 1974 года началось восстановление внутренних инженерных сетей. Наиболее сложным был монтаж отопительно-вентиляционной системы, спроектированной инженерами Б. И. Ройтенбергом и Н. М. Лонской.

Параллельно с восстановлением инженерных коммуникаций научные сотрудники музея «Исаакиевский собор» изучали документы, связанные с возведением храма Воскресения Христова, причем в архивах не только Ленинграда, но и Москвы, Свердловска и Барнаула. Результаты этих трудов легли в основу архитектурно-реставрационного задания.

В 1972 году дирекция музея «Исаакиевский собор» заключила договоры со следующими институтами и организациями:

  • кафедрой металлических конструкций и испытаний сооружений Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ) для определения свойств и химического состава материалов конструкций глав собора;
  • кафедрой ЛИСИ «Основания, фундаменты, механика грунтов» для установления причин повреждения здания и степени их опасности;
  • отделом инженерной геологии треста ГРИИ для определения возможных деформаций памятника;
  • Ленинградским горным институтом для исследования состояния мрамора и других поделочных камней и рекомендаций по их реставрации;
  • Всесоюзной Центральной научно-исследовательской лабораторией по консервации и реставрации музейных художественных ценностей для разработки методики реставрации эмалевых покрытий глав Спаса;
  • кафедрой монументально-декоративной росписи ЛВХПУ им. Мухиной для обследования состояния мозаик и рекомендаций по их реставрации.

Эти изыскания, исследования, рекомендации и методики легли в основу разработки проектно-сметной документации на реставрацию собора.

Уникальность убранства Спаса на крови предопределила в ходе реставрации ряд технических сложностей, в том числе с воссозданием эмалевого покрытия куполов. Ювелирные эмали для храма были изготовлены в 1896–1898 годах на московской фабрике Постникова. Область применения эмали всегда была достаточно узкой из-за технологической сложности ее производства. В основном она использовалась в ювелирном деле. Поэтому покрытие куполов храма ювелирной эмалью – смелое и необычное решение Парланда.


Чтобы восстановить эмалевые купола Спаса, пришлось изучить и старые, и новые рецептуры эмали, адаптировать их для условий современного эмалевого производства. Эти работы сами по себе не имеют аналогов, но к эмалям Спаса были предъявлены дополнительные требования: повышенная кислотостойкость, твердость, соответствие палитре первоначальных эмалей, хорошая адгезия к медной основе и отсутствие токсичных веществ. Выполнить последнее условие оказалось особенно сложным.

Были сложности и при изготовлении цветной глазурованной черепицы, которой окрыты центральный шатер, чердаки апсид, а также шатры и скаты четырех крылец. Первоначально черепица и изразцы для Спаса выпускались на заводе Харламова в 1897–1906 годах. Было изготовлено 196 изразцов 21 рисунка и 22 000 штук черепицы 74 типоразмеров. Повторить такой заказ в условиях современного производства оказалось невозможным, и пришлось, к сожалению, отступить от первоначального проекта и свести модификации черепицы к 15 типоразмерам. Большую помощь оказали специалисты тонкой керамики Главленстройматериалов, подобравшие состав массы, цветовую гамму глазурей и режим обжига черепицы.

Заказ был размещен на Никольском керамическом заводе. Пришлось столкнуться с тем, что качество первоначальной черепицы выше, чем у современной. Применяющийся сейчас химический способ гашения извести полностью ее не гасит. И уже в процессе эксплуатации у оставшейся в черепке извести процесс гашения продолжается, разрывая глазурованное покрытие. Приходится укреплять глазури и подкрашивать их кремнеорганическими красками.

Сорок пять керамических изразцов фасадов храма воссозданы в мастерской М. Асеева в 1987–1994 годах.

Методики реставрации каменного убранства были разработаны на основании обследований Горного института. Крупные утраты восполнялись в натуральном камне и крепились на пиронах и эпоксидном клее, мелкие – путем мастиковок.

В интерьере храма больше всего пострадали камни, содержащие кальций – серпентинит и мрамор. Исследования показали, что основную массу продуктов разрушения камня составил гипс.

Восстанавливали камень бригады специалистов объединения «Реставратор» С. Радченко и А. Щербакова. Утраченную резьбу киотов из орской, аушкульской яшм и орлеца восполняли мастера ПО «Русские самоцветы» А. Кореньков, В. Юревич, Д. Горский, А. Браунов и другие (1989–1992 гг.). Разрушенные фрагменты орлецовой балюстрады сени изготовили мастера Первоуральской ГРП ПО «Уралкварцсамоцветы» из родонита Кургановского месторождения в течение 1989–1994 гг. Подбор родонита производил художник Р. Абдулин Камнерезные работы выполнили мастера Ю. Гашков и С. Лаптев. В 1992 году на ТОО «Риф-М» г. Свердловска воссоздали четыре угловые вазы и две полусферы, завершающие столбы орлецовой балюстрады. Автор-исполнитель этих работ С. К. Загоревский.

Наиболее сложной оказалась реставрация мозаик собора, к которой приступили через 2 года после запуска отопительно-вентиляционной системы. Влага, пропитавшая кирпичную кладку, проникала внутрь мозаичного блока, из-за чего на лицевой стороне мозаик образовывались высолы. На иконах и орнаментах были щели и трещины, главным образом на участках монтажных швов. Смальта между блоками отслаивалась, выпадали отдельные кубики золотой канторели. Разработал методику реставрации и воссоздания уникальных мозаичных полотен художник-мозаичист В. Шершнев.


Сначала мозаика проходила тщательное обследование, результаты которого наносились на обмерные схематические чертежи. Затем поверхность мозаики промывали раствором детского мыла, въевшиеся загрязнения удаляли школьными ластиками. Высолы после промывки снимали механическим путем – соскребали скальпелями. Значительные утраты смальты наблюдались в местах крепления мозаичных блоков к кирпичной кладке вследствие коррозии металлических костылей, а также в местах коррозии арматуры внутри блока. В этом случае, прежде всего, снимался оттиск с сохранившихся следов набора. Для воссоздания утраченного фрагмента готовили эскиз, картон и эталон. Металл очищали от коррозии, покрывали антикором, дважды – суриком. На этот участок наносился грунт и производился набор утраченного фрагмента.

Мозаика храма Воскресения Христова реставрировалась в течение 14 лет мозаичистами А. Алексеевым, А. Голомазиным, В. Марковичем, В. Панькиным, Э. Самородовым и другими под руководством В. Шершнева.

Утраченные мозаики «Апостол Петр», «Св. Спиридоний Тримифунтский», выполненные по оригиналам А.Н.Новосельцева, «Константин и Елена» по оригиналу Ф. С. Журавлева, а также иконы интерьера «Св. апостол Иоанн Богослов» и «Св. апостол Иаков Заведеев» по оригиналам А. Ф. Афанасьева воссоздали по живописным эскизам художников А. А. Любимова и В. Г. Корбана.

Четыре иконы афонских святых, украшающие фланкирующие столбики Царских врат собора, были отреставрированы и восемь икон воссозданы благодаря энергии, настойчивости и мастерству И. Ю. Лаврененко. Эти миниатюрные образы уникальны, в каждом сохранена специфика мозаичного искусства. Они набраны «на скол», то есть не отшлифованы. При освещении благодаря бликам образ как бы оживает.

И. Ю. Лавриненко разработал технологию и специальное оборудование для изготовления тянутой смальты, создал методики реставрации сохранившихся образов и определил иконографию недостающих, сам исполнил эскизы, картоны, эталоны и набор утраченных икон. Иконы афонских святых набирались тянутой смальтой, имеющей вид «дротиков» разной конфигурации – треугольной, квадратной, овальной и др. Сечение модуля такой смальты – до 1 мм. Началась реставрация миниатюрных образов в 1998 году с иконы «Св. Прокопий». В 2013 году воссоздание утраченных икон было завершено. Над каждой иконой И. Ю. Лавриненко трудился около года, такая мозаика состоит из 20 000 элементов.


Большая работа предстояла по воссозданию Царских врат, от которых остались только металлические створки, дубовая основа не подлежала реставрации. Но на этих створках сохранились отверстия от крепления серебряного оклада и эмалевого декора. В основу воссоздания Царских врат легли черно-белые фотографии из архива кинофотодокументов, цветная литография Карелина «Освящение алтаря» и эскизы Н. Бруни, по которым воссоздавались иконы Царских врат.

Все работы по металлу выполнялись под руководством художника-реставратора В. Ю. Никольского. Одновременно с работой по металлу шла работа по воссозданию эмалевых икон. Для работы по воссозданию эмалевых икон была приглашена Л. А. Соломникова. 14 марта 2012 года, в день памяти императора Александра II, были совершены Божественная литургия и чин освящения Царских врат.

Надеемся, что эти уникальные мастера продолжат работу по воссозданию утраченного декора иконостаса – бронзовых эмалевых складней с рельефными изображениями святых апостолов.

Не менее трудоемкой оказалась работа по воссозданию осветительной арматуры Спаса на крови. Сохранились только кольца в центральном и малых барабанах, световые арки, штоки от люстр и фонарей, а также кронштейны от бра над сенью. По проекту архитектора В. Н. Вороновой и конструктора Ю. М.Тихомирова, выполненному по материалам архива кинофотодокументов, мастера объединения «Реставратор» изготовили все недостающие осветительные приборы для храма-памятника.

Более 4 кг золота потребовалось бригаде П. П. Ушакова на позолоту глав, крестов, двуглавых орлов на шатрах крылец, коньковых решеток на центральном шатре и навеса над «Распятием».

Ровно через 90 лет со дня освящения и открытия храма Воскресения Христова, 19 августа 1997 года, был завершен первый этап его реставрации, и музей-памятник «Спас на крови» открылся для посетителей. Реставрация продолжается. Предстоят работы по воссозданию облицовки входных дверей, шатра сени, топазовых крестов и эмалевых складней иконостаса.

При строительстве Спаса-на-Крови применялись новейшие технологии своего времени

При строительстве Спаса-на-Крови применялись новейшие технологии своего времени

Торжественная закладка Собора Воскресения Христова состоялась б октября 1883 года, в присутствии митрополита Санкт-Петербургского Исидора и царствующей четы. Перед этим часть чугунного ограждения канала и плиты мостовой со следами крови венценосца сняли и перенесли на хранение в часовню Бенуа, перевезенную, в свою очередь, на Конюшенную площадь.

Возводился Воскресенский храм четверть века, причем главные трудности ждали строителей в начале работ, когда нужно было как можно тщательнее провести гидроизоляцию котлована — ведь здание предполагалось строить очень близко к воде.

Уникальный фундамент Воскресенского собора СПБ

При постройке применили ряд технических новшеств: так, впервые в петербургской строительной практике архитектор отказался от свайного фундамента и поставил собор на своеобразной бетонной «подушке». Выше подушки шла сплошная бутовая кладка на цементном растворе, а фундаменты под стенами выкладывались из путиловской плиты, особого рода известняка, добывавшегося в Путилове неподалеку от Петербурга. Стены были сложены из русского кирпича завода «Пирогранит» (удостоившегося за свою продукцию серебряной медали на Всемирной выставке в Париже), а облицованы зигерсдорфским кирпичом, который везли из Саксонии. На облицовку цоколя пошел гранит.

Кресты-громоотводы на куполах храма Воскресения Христова

Позаботился Парланд и о защите собора от молний: громоотводами служили кресты центральной главы и колокольни. Отопление сделали паровым. От двух котлов, расположенных в подвале, теплый воздух поступал в помещение храма по каналам, проложенным в стенах, а главный купол обогревали чугунные батареи.

Согласно проекту, храм Воскресения Христова имел электрическое освещение — модную и достаточно редкую новинку в то время. Специально для того, чтобы замена ламп в паникадилах не представляла особенной трудности, архитектор спроектировал систему лебедок, установленных на чердаке. К их тросам, спускавшимся через отверстия в куполах, подвешивалась люлька, с которой можно было также очищать мозаики от пыли и копоти. Кстати, о мозаиках: они выполнялись по эскизам известнейших тогдашних художников, работавших в «русском» стиле, столь любимом Александром III. Среди авторов мозаичного убранства интерьера и экстерьера собора можно назвать М.В. Нестерова, В. М. Васнецова, А. П. Рябушкина.

Колокола храма Спас-на-Крови

В июле 1897 года на центральную главу храма подняли крест, а в 1899 году на звоннице установили четырнадцать колоколов различной величины. Тринадцать из них были отлиты в Финляндии под присмотром протоирея Аристарха Израилева, большого знатока колокольных звонов, а четырнадцатый, самый большой, весом в 1010 пудов, приобрели на Нижегородской ярмарке еще в 1896 году. Колокола оставались на своих местах вплоть до января 1931 года, когда сделались добычей треста «Металлолом». Одним из последних штрихов, оформивших фасады собора, стало размещение на них 20-ти гранитных досок с выбитыми на них деяниями императора Александра II.

История создания храма Спаса на Крови

Конкурс на создание мемориальной церкви был объявлен комиссией Городской думы по увековечению памяти Александра II 27 апреля 1881 года. Временная часовню, по проекту молодого Л.Н. Бенуа, была возведена уже 04 апреля 1881 года и освящена 17 апреля — в день рождения Александра II .

Деньги на эту постройку выделил известный петербургский купец
и лесопромышленник И. Ф. Громов, а строительные работы оплатил купец Милитин. В часовне ежедневно служили панихиды об упокоении души убиенного раба Божия Александра . Через стекло двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови убитого императора. Часовню установили на специальных рельсах,
так что ее можно было сдвигать в сторону для совершения молебнов
над местом трагедии. На Екатерининском канале часовня простояла
до весны 1883 года — до начала сооружения каменного храма.
После этого ее перенесли на Конюшенную площадь, а в 1892 году разобрали окончательно.

Проекты подавались под условным девизом, срок представления чертежей был установлен 31 декабря 1881 года.
К этому времени на рассмотрение жюри под председательством ректора Академии художеств по архитектуре А. И. Резанова поступило
26 проектов , в том числе произведения ведущих петербургских зодчих:
И. С. Китнера и А. Л. Гуна, В. А. Шретера, А. О. Томишко, И. С. Богомолова и др. Результаты конкурса были подведены в феврале 1882 года.
Первой премии удостоился проект под девизом " Отцу отечества " архитектора А. О. Томишко (известного как автор проекта тюрьмы "Кресты" ).

Всего для представления императору было отобрано 8 проектов.
Однако ни один из них не получил Высочайшего одобрения.
Александр III неожиданно забраковал "византийский стиль".
Он признал работы участников " даровитыми художественными произведениями" , но не утвердил ни одного, высказав пожелание,
" чтобы храм был построен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле" .
Также царь пожелал, что " самое место, где император Александр II
был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде
особого придела " .
Выбор архитектурного стиля был обусловлен тем, что после 01 марта 1881 года начался период контрреформ, сопровождавшихся усилением русификации. Отражением нового курса стал манифест 29 апреля 1881 года о неуклонном сбережении начал самодержавия, составленный
обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым.
Вместе с пересмотром политической программы на первый план вышло официальное течение " русского стиля ". Теперь в России утверждался стиль зодчества " великой православной Руси" , " стиль эпохи московских царей" , которому в соответствии с указанием монарха теперь надлежало следовать. Новый храм мог должен был стать не просто мемориалом убитому императору, но памятником российскому самодержавию вообще.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге. Не просто храм

У этой статьи два информационных повода. Во-первых, Спас-на-Крови продолжает мой цикл статей «Прощание с Петербургом». Это мой самый любимый храм. Во-вторых, ровно 140 лет назад, 1 марта (по старому стилю, 13-го – по новому) был убит российский император Александр II , памятником которому и стал храм Спас-на-Крови.

Это самый молодой из знаменитых храмов Северной столицы – его строительство закончилось в 1907 году, всего лишь за десять лет до Октябрьской революции.

Не все знают, что официальное название этого храма – Собор Воскресения Христова. Но все знают его как Спас-на-Крови. Почему же?Спас – так коротко в народе называли Спасителя, Иисуса Христа, а именно его имя официально носит храм. А на крови – потому что на этом самом месте, где сейчас стоит храм, 1 марта 1881 года в результате теракта был смертельно ранен российский император Александр II.

Александр II, император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский Александр II, император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский

Что мы знаем о русском императоре Александре II ? Что был реформатором, что отменил крепостное право, что многим в России стоял поперек горла. Покушения на императора совершались семь раз. Есть легенда, что еще при рождении будущего царя было предсказано, что «новорожденный будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах». Так и случилось.

1 марта 1881 года под колеса кареты, в которой ехал император, была брошена бомба.

Покушение на императора Александра II 1 марта 1881 года Покушение на императора Александра II 1 марта 1881 года

Император не пострадал и вышел из кареты, чтобы оценить обстановку. Вторая бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, отбросила его на ограду моста. Император получил тяжелые травмы, ему почти оторвало ноги выше колен. В тот же день Александр II скончался в Зимнем дворце на руках у своей морганатической супруги княгини Екатерины Юрьевской.

Таким образом, 1 марта 1881 года прервалась жизнь императора Александра II и началась жизнь одного из самых удивительных храмов Санкт-Петербурга – Спаса-на-Крови.

Начиналось все с маленькой часовни, которую по приказу взошедшего на трон императора Александра III возвели на месте гибели его отца. Вскоре был объявлен конкурс на проект храма. Меньшего, по мнению Александра III , его отец не заслуживал.

Уникальные факты о Спасе на Крови в Санкт-Петербурге — легенды и мифы о храме

Спас на Крови. ИИсточник: spas-na-krovi.org

Спас на Крови — православный храм, полное название которого — Собор Воскресения Христова, расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова. Рядом находится один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, от которого храм Спаса на Крови отделяет ограда.

Также поблизости расположена одна из центральных площадей города на Неве — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I — российской царствующей государыни, второй жены Петра I, матери императрицы Елизаветы Петровны.

Девятикупольный храм Спаса на Крови, возведённый в уникальном стиле русского зодчества, является ценнейшим памятником архитектуры и служит мемориалом царю-мученику Александру II, принявшему на этом месте смерть от рук террористов.

Сегодня Спас на Крови ещё и музей, который входит в состав музейного комплекса "Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор". Храм имеет непростую историю, немало уникальных фактов, а также легенд и мифов. Обо всё этом мы и расскажем ниже.

Название храма Спаса на Крови

Своё название храм получил от места, на котором был возведён. Тут 13 марта 1881 года было совершено покушение на Александра II, в результате чего император был ранен и вскоре скончался. Слова "на Крови" в названии собора указывают на кровь царя.

Стиль и облик Собора Воскресения Христова

Храм Спаса на Крови возводился в русском стиле. По оценкам специалистов, он несколько повторяет стиль Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известному как Храм Василия Блаженного в Москве. Архитектурными ориентирами собора стали соборы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.

Часовня до храма Спаса на Крови

На месте современного храма Спаса на Крови и где был смертельно ранен император Александр II, сразу же после его кончины и до начала строительства Спаса на Крови, располагалась часовня. Решение о её возведении возникло уже на следующий день после гибели царя.

Предложение о строительстве часовни было утверждено на чрезвычайном заседании Городской думы. Святыня возводилась на средства купцов Громова и Милитина, последний из которых стал старостой (ведал хозяйством).

Часовню освятили 29 апреля 1881 года. Она находилась тут до 1833 года, потом её перенесли на Конюшенную площадь, а затем через 9 лет она была полностью разобрана.

Первые проекты и архитекторы собора

Собор начали строить по приказу сына Александра II — императора Александра III. Был объявлен конкурс на лучший проект. В нём приняли участие авторы 26 работ, из которых было отобрано 8 лучших. Победил проект А. Тимошко под названием Отцу Отечества". Работа предполагала возведение собора в русско-византийском стиле.

Второе место занял проект академиков И. Китнера и А. Гуна под названием "1 марта 1881 года". Дело в том, что день убийства царя 13 марта — это по новому стилю, а 1 марта — по старому. На третьем месте оказался проект Л. Бенуа, автора часовни, которая находилась на этом же месте.

Однако, ни один из отобранных проектов не был одобрен Александром III. Было вынесено решение о проведении 2-го конкурса. На него представили авторы 31 проект. И эти работы отклонил глава государства. Провели 3-й конкурс, на котором победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева).

Стоит заметить, что и этот проект был одобрен с условием его дальнейшей доработки. Одобрение первоначального проекта состоялось летом 1883 года, а его окончательный вариант был утверждён только в мае 1887 года.

Для архитектора Альфреда Парланда Спас на Крови стал самой известной работой. Настоятель Троицко-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев) со временем отошёл от строительства храма, в результате чего собор оказался воздвигнутым всецело по проекту Парланда.

Возведение Спаса на Крови и ризницы

Храм Спаса на Крови был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Храм-мемориал возвели в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Его строили на добровольные пожертвования, всем миром.

Строительство велось в течение 24 лет и обошлось в 4,6 млн рублей. Начавшиеся в 1883 году строительные работы были завершены только в 1907-м. 19 августа того года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, храм был освящён митрополитом Антонием (Вадковским) в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи.

В следующем 1908 году рядом с храмом была освящена Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Её основным предназначением стало использование для хранения икон и других даров, которые были преподнесены в память о кончине Александра II.

Новшества Собора Воскресения Христова

Собор Воскресения Христова на Крови возводили с применением новых технологий строительства. Здание было полностью электрифицировано: в нём располагалось почти 1700 электроламп.

Интересен и тот факт, что Спас на Крови не являлся приходским храмом. Собор находился на государственном содержании, в ведении Министерства внутренних дел. В храме не предусматривались массовые посещения, хотя он мог вмещать много (до 1600) прихожан. В императорской России вход в храм Спаса на Крови в Петербурге осуществлялся только по пропускам.

Собор хотели разобрать при СССР

С приходом советской власти, в 1920 году, храм стал приходским. В 1922-1930 годах Спас на Крови был и собором Петроградской автокефалии, и обновленческим, и кафедральным собором "староцерковной" ("тихоновской") Петроградской епархии, и центром иосифлянства в Ленинграде.

30 октября 1930 года храм Спаса на Крови закрыли, через год было принято решение о разборке здания. К счастью, сроки этой процедуры обозначены не были. Так собор Воскресения Христова простоял до начала Великой Отечественной войны.

Спас на Крови во время и после войны

В годы блокады Ленинграда Спас на Крови выполнял функцию морга. В него свозили тела погибших горожан. Как ни странно, после Великой Отечественной войны в храме разместили склад декораций Малого оперного театра.

Собор Воскресения Христова под охраной

В 1968 гожу Спас на Крови передали под охрану Государственной инспекции по охране памятников. Через 2 года было принято решение об организации здесь филиала музея "Исаакиевский собор", каковым он является и сегодня.

Новейшая история храма Спаса на Крови

Спас на Крови открылся для первых прихожан в августе 1997 года, а 23 мая 2004 года в нём отслужили первую после нескольких десятков лет перерыва Литургию. В январе 2014 года здесь зарегистрировали приход храма.

Красота, архитектура и размеры Спаса на Крови

Красота храма Спаса на Крови покоряет сердца туристов, которые увидев его однажды, остаются в неописуемом восторге до следующего посещения города на Неве. Их рассказы о храме дома близким и знакомым людям создают эффект сарафанного радио.

Популярность собора с годами не то, что не проходит, а неизменно растёт. Посмотреть на Спас на Крови едут со всех уголков России и мира. Причём, полюбоваться собором можно как снаружи, так и внутри. Композиционный центр здания представляет собой четверик, увенчанный 5-ю куполами. Кроме того, Спас на Крови имеет ещё 4 главы.

Храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную 5-ю куполами, часть из них имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. Центральной глава храма является шатёр, высота которого достигает 81 метр.

Мозаика храма — одна из крупнейших коллекций в Европе

С внешней стороны на стены храма нанесены надписи о достижениях России во время правления императора Александра II. В оформлении Спаса на Крови зодчие использовали различный отделочный материал: кирпич, мрамор и гранит, а также эмали, позолоченную медь и мозаику.

Во внутреннем убранстве храма особенно много мозаики, общая площадь которой 7065 квадратных метров. Её создавали в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Фролова. Работы выполнялись по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов и др.

Сегодня мозаичная экспозиция Спаса на Крови представляет собой одну из крупнейших коллекций подобного рода во всей Европе.

Сень в храме Спаса на Крови

В западной части храма Спаса на Крови, устроена сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагрённые кровью Царя-Мученика. Над сенью находится колокольня с большим золотым куполом.

Часовня-ризница при соборе Воскресения Христова

При посещении Собора Воскресения Христова на Крови отдельного внимания заслуживает часовня-ризница — памятник истории и культуры федерального значения. В ней часто проводятся выставки.

Сооружение имеет прямоугольную форму, увенчанную большим куполом. На его вершине находится хризма — монограмма имени Иисуса Христа. Она выполнена в виде греческих букв "хи", "ро", "альфы" и "омеги", вписанных в круг. Украшениями здания являются изразцы и мозаичные иконы.

Уникальная история с отголосками войны

В 1961 году во время проведения научно-производственных реставрационных работ в центральном куполе храма обнаружили неразорвавшийся немецкий фугасный снаряд времён Великой Отечественной войны. Он пролежал здесь 18 лет.

Снаряд, массой около 150 килограмм, пробил свод купола, но застрял в перекрытии свода. Его извлекала группа бывшего сапёра В. Николаева, в которой были опытные специалисты и верхолазы. Работами руководил бывший пиротехник В. Демидов. Снаряд осторожно извлекли с помощью лебёдки, после чего его вывезли и уничтожили в районе Пулковских высот.

Читайте также: