Фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте

Обновлено: 16.05.2024

Социология как наука об обществе

Социальную общность как первооснову общества рассматривает и Ф. Тённис. В книге «Общность и общество» он характеризует два типа отношений – общинные и общественные, противопоставляя их друг другу. Общественные отношения имеют вещную природу и часто строятся в форме обмена на основе осознания полезности или ценности одного человека для другого.

Файлы: 1 файл

0483922_DE46B_resheniya_zadach_iz_metodichke_dulinoy_n_v_obshaya_sociologi.docx

Опираясь на идеи З. Фрейда, П. Сорокина, а также современные теории личности, гипотетически можно определить структуру личности и выделить в ней четыре зоны:

  1. Сверхсознания (сверх-Я) – сферу психики, где расположены высшие нравственные ценности;
  2. Сознания (Я) – сферу рациональных суждений, логического мышления;
  3. Подсознания (Оно) – сферу вытесненных желаний, запретных чувств;
  4. Бессознательное – сферу биологических потребностей, условных и безусловных рефлексов.

К каким из перечисленных сфер вы бы отнесли: восприятие, интеллект, память, ощущение боли, чувство любви, эмоции радости, духовный опыт индивида, волю, самооценку, веру в Бога?

  1. Сверхсознание: духовный опыт индивида, вера в Бога
  2. Сознание: восприятие, интеллект, память, воля,
  3. Подсознание: чувство любви, эмоции радости,
  4. Бессознательное: ощущение боли, самооценка.

Распределите статусы (поставьте их номера) в соответствующие колонки таблицы:

1. Король 2. Пекарь 3. Холоп 4. Повар 5. Министр 6. Шаман 7. Вождь 8. Сантехник 9. Рыцарь 10. Любимый сын 11. Старший сын 12. Тесть 13. Пастух 14. Деверь 15. Ябеда.

2, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 15

Название фильма «Женщина французского лейтенанта» содержит в себе сразу несколько статусов. Назовите их.

Женщина – приписываемый статус,

Лейтенант – достигаемый статус,

Французский лейтенант (т.е. житель Франции) – приписываемый статус,

Женщина французского лейтенанта – статусный набор, означающий, что данная женщина в данный период находится с этим лейтенантом, т.е. для женщины это приобретенный статус.

Известно, что родители заинтересованно реагируют на то, какую невесту или какого жениха предпочитает их чадо. Оказывается, что на вкусы родителей влияют не только и не столько личностные качества, а прежде всего социально-статусные характеристики.

Ученые установили следующие закономерности:

  1. Родители с достигнутым статусом благожелательно относятся к тому, что сын выбрал честную девушку из простой семьи.
  2. Родители с предписанным статусом обращают внимание прежде всего на «чистоту крови»

Вам предстоит дать социологическую интерпретацию найденным закономерностям, либо аргументированно их опровергнуть.

Я считаю, что данные закономерности установлены абсолютно верно.

Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы

Социализация присуща не только человеку, но и животному?

Обучение может быть у животных?

Социализация заканчивается в зрелом возрасте?

Фундамент социализации заканчивается в зрелом возрасте?

Социализация включает в себя освоение социальных ролей?

Младенец – это личность?

Феральные люди – дети, воспитанные животными?

Дальние родственники – не агенты вторичной социализации?

Агенты первичной социализации – учреждение и предприятие

Взросление – практическое овладение правами и обязанностями, предписанными данному статусу?

Возмужание – физический процесс укрепления организма?

Социализация – кумулятивный процесс накопления социальных навыков?

Социализация – способ изменения и развития культуры?

Социальный статус связан скорее с социальным взаимодействием, а социальная роль – с социальными отношениями?

В примитивном обществе много статусов, а в современном мало?

Начальник и подчиненный – межличностные роли?

Ниже приведено суждение. Внимательно прочтите его.

«Ресоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Она включает многое: от занятий по исправлению навыков, чтения до профессиональной подготовки рабочих. Психотерапия – также одна из форм ресоциализации: люди пытаются найти выход из конфликтных ситуаций, изменить свое поведение».

Как вы думаете, правильно оно или нет? Что называется ресоциализацией и какие виды человеческой деятельности к ней относятся? Аргументируйте свой ответ.

Я считаю, что это высказывание правильно. Ресоциализация - это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

Ниже приведены определения важнейших понятий, составляющих по своей сути сердцевину предмета социология. Выберите из предлагаемого списка те понятия, которые определяются приведенными формулировками: индивид, социальность, социальная структура, социальный статус, социализация, ролевое ожидание, индивидуальность, социально-ролевой конфликт, общество, ролевое поведение, социальная роль, культура, социальный институт, личность, человек.

  1. социальный статус – это просто набор прав и обязанностей; его не следует однозначно отождествлять с индивидом, который занимает его;
  2. личность – субъект социальных отношений и сознательной деятельности;
  3. социальная роль – системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющиеся в совместной деятельности и общении;
  4. социальность – описывает тот факт, что обладатели статусов взаимодействуют друг с другом;
  5. социальный институт – относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые упорядочивают целые сферы социальной жизни, такие как семья, религия, образование, экономика и управление
  6. ролевое поведение – это то, что человек реально выполняет в рамках своей роли;
  7. социализация – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли;
  8. социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальных ролей;
  9. ролевое ожидание – это то, чего, согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли.

Общество и социальные институты.

Раскройте кратко содержание понятий (напишите):

Функция – 1. Роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребности общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов. 2. Зависимость, которая наблюдается между различными компонентами единого социального процесса, когда изменения одной части системы оказываются производными от изменений в другой ее части.

Социальный институт – относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредствам которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений.

Дисфункция – то выполнение теми или иными частями целого разрушающей, тормозящей роли (Р. Мертон).

Явная функция – это совпадающая с открыто провозглашаемыми целями и задачами института или социальной группы.

Латентная функция – это обнаруживающая себя лишь с течением времени и отличающаяся от провозглашаемых намерений участников этой деятельности.

Социальная практика – совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами, мышление или действие по привычке, следование правилу, поведение, имеющее ритуальный характер, частные социальные институты.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на коллективных привычках и присущ широким массам людей. Обычаи являются одобренными обществом массовыми образцами действий, которые рекомендуется выполнять. К их соблюдению людей част принуждают, а к нарушителям применяют не формальные санкции – неодобрение, порицание, изоляция.

Институционализация – процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Главные социальные институты – институт семьи и брака; политические институты; экономические институты; институты образования, включающие науку и культуру; институт религии.

Родоначальник институционализма – Торстейн Веблен – создал технологический вариант институционализма. С Веблена начинается институционалистская традиция тяготения к социологическим методам анализа, к объяснению поведения человека в соответствии с правилами.

Структурные элементы основных социальных институтов общества – это цель и сфера деятельности института; функции, предусмотрены для достижения цели; нормативно-обусловленные социальные роли и статусы; средства и учреждения достижения цели и реализации функции (материальные, символические и идеальные), включая соответствующие санкции (Я. Щепаньский).

Предмет социологии образования – 1. Образование как социальный институт, как форму и средства общественной жизни. 2. Общие социальные закономерности образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил. 3. Системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений.

Первичная социализация.

Локализованная (направленная) социализация.

Досрочная социализация.

Гендерная социализация.

Десоциализация.

Полная социализация личности.

Неполная (частичная) социализация индивида.

Односторонняя социализация индивида.

Семейная социализация

2. Правильны ли следующие суждения:

а) социальные статусы взаимодействуют между собой;- да

б) социальные отношения связывают между собой статусы;-да

в) индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие;- да

г) личные статусы связаны между собой социальными отношениями.-да

Карточка № 8

1. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:

а) социализация присуща не только человеку, но и животному;-нет

б) фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте;- нет

в) агентами первичной социализации являются учреждения или предприятия.-нет

2. К каким из основных социальных институтов (семья, производство,

государство, религия, образование) относятся институты, перечисленные

Карточка № 9

1. Что такое социальный статус и социальная роль? Как они связаны между

собой, и чем объяснить такую связь?

Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности.

Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Социальная роль не всегда может совпадать с социальным статусом, например:

1. Со­ци­аль­ный ста­тус школь­ни­ка. Иван учит­ся в школе, он по­се­ща­ет за­ня­тия, вы­пол­ня­ет до­маш­ние за­да­ния, слу­ша­ет­ся учи­те­лей и ведет себя при­мер­но.

2. Со­ци­аль­ный ста­тус учи­те­ля. Мария Ива­нов­на учит детей об­ще­ст­во­зна­нию, она про­во­дит ин­те­рес­ные уроки, про­ве­ря­ет са­мо­сто­я­тель­ные ра­бо­ты, пишет от­че­ты по успе­ва­е­мо­сти клас­сов, ездит с уче­ни­ка­ми в об­ра­зо­ва­тель­ные по­езд­ки, про­во­дит с ними вос­пи­та­тель­ные бе­се­ды.

3. Со­ци­аль­ный ста­тус врач. Иван Ми­хай­ло­вич ра­бо­та­ет хи­рур­гом, каж­дый день он при­ни­ма­ет па­ци­ен­тов, дает им ре­ко­мен­да­ции по ле­че­нию, пе­ри­о­ди­че­ски он про­во­дит опе­ра­ции, дает со­ве­ты мо­ло­дым кол­ле­гам-ме­ди­кам. Социальная роль – это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует отличать ре­альное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь мно­гое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.

В случае несовпадения социального статуса и роли натупает ролевой конфликт, когда человеку необходимо выполнять несовместимые роли (директор-его подчиненный-друг).

Ролевой конфликт - это противоречие между двумя и более ролями, двумя и более моделями поведения. Такое противоречие наступает тогда, когда ситуация требует от человека соответствия двум или более социальным статусам.

2. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются

а) социальная роль – определенная позиция в социальной структуре общества;-нет

б) один человек обладает множеством статусов;-да

в) человек имеет вдвое больше ролей, чем групп, к которым он принадлежит;-да.




г) роли связаны между собой системой прав и обязанностей;-да

Карточка № 10

1. Что собой представляет социальный статус? Что такое предписанные и

Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности.

· приобретенный (достигаемый) статус- статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

· предписанный (приписываемый) статус- статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

2. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются

а) индивид, обладающий высоким статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях;- нет

б) социальный статус – положение индивида в малой группе;-нет

ж) пол и национальность характеризуют предписываемый статус;-это прирожденный статус

в) главный статус - это наиболее характерный для индивида статус, с которым он себя идентифицирует;-да

г) ролевой набор – совокупность статусов, ассоциируемых с конкретной социальной ролью.-нет.

Карточка № 11

1. Дать развернутую характеристику основным факторам, оказывающим

влияние на формирование человеческой личности. Выделить факторы

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социальные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов.

Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.

Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, типы реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событии и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.

Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность, т.е. в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем,что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

2. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях?

а) когда духовное лицо становится депутатом;

б) когда спортсмен курит;

в) когда депутат едет в автобусе.

Да, в указанных ситуациях происходит расхождение статуса и ожидания окружающих, или ролевого поведения индивида, возникает статусная несовместимость. Спортсмен не должен курить, духовное лицо не должно заниматься политикой. Депутат, конечно, может ездить и на автобусе, но так, к сожалению, так нарушается его общепринятый статусный портрет.

Карточка № 12

1. Какие этапы проходит социализация? В какой половине жизни человек

усваивает больше социальных ролей?

Основные этапы социализации личности:

Первичная социализация — процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь.

ТЕСТ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Запоздалое возникновение социологии можно объяснись чрезвычайной сложностью предмета ее изучения.

2. Целерациональным у Вебера называется действие, направленное на ясно осознаваемые цели.

3. Целостно рациональное действие совершается автоматически, в силу привычки.

4. Аффективное действие совершается под влиянием эмоций.

5. У аффективного и традиционного действий нет цели.

6. Традиционное действие – абсолютно рациональное.

7. В античности «общество» и «государство» не различали, поэтому оба понятия употреблялись в качестве синонимов.

8. Органическая модернизация являет собой ответ на высший вызов со стороны развитых стран

9. Органическая модернизация представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости.

10. Социализация присуща не только человеку, но и животным.

11. Социализация заканчивается в зрелом возрасте.

12. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым.

13. Вся мировая социология возникла и формировалась с целью теоретически опровергнуть марксизм.

14. Социализация включает освоение социальных ролей.

15. Фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте.

16. Социализация – кумулятивный процесс накопления социальных навыков.

17. Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, инвестиций.

18. Социализация - способ изменения и развития культуры.

19. Совокупность больших социальных групп дает социальный состав населения.

20. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны.

21. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами.

22. В каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций.

23. Основные, или общие, институты в свою очередь состоят из множества неосновных, или частных, институтов.

24. Механизмами удовлетворения потребностей общества выступают социальные институты.

25. Статическая сторона общества описывается системой, а динамическая – структурой.

26. Социальная стратификация – совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального равенства и называемых стратами.

27. Переход из одной страты в другую, неравную, либо равную, описывается понятием социальной мобильности.

28. В социологическом опросе выясняются субъективные мнения людей, которых называют респондентами.

29. В виде статистических таблиц представляются математически усредненные данные опросы.

30. Начальный этап социологического исследования – создание научной теории.

31. Социологический опрос начинается с составления анкеты.

32. О. Конт дал имя социологии и творил раньше К.Маркса.

33. В классификации наук О.Конт поставил социологию на самую вершину – выше математики, физики и биологии.

34. Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества.

35. Социолог переходит к разработке инструментария после проработки проблемы.

36. Конечная стадия социологического исследования – теоретический анализ.

37. Теоретическая схема включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом.

38. Социальные статусы связаны межличностными отношениями, личные статусы связаны социальными отношениями.

39. Начальник и подчиненный – межличностные роли.

40. Социализация – совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

41. Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается беспорядок, или аномия.

42. Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов.

43. Наблюдение бывает контролируемым и неконтролируемым.

44. Закономерности – периодически повторяющиеся тенденции.

45. В примитивном обществе много статусов, в современном – мало.

46. Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки, или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводи невключенное наблюдение.




47. Если социолог встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или неанонимным), то он проводит включенное наблюдение.

48. Опрос – разновидность анкетирования.

49. Все эмпирические исследования заканчиваются созданием теории.

50. Гражданское общество покоится на общественном договоре и юридических законах.

51. О. Конта считают создателем теории социального конфликта.

52. Для М. Вебера отдельный индивид – почти ничто, а точнее абстракция. Общество же есть высшая реальность.

53. Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе.

54. У одного человека может быть только один статус.

55. Статус указывает на место, а роль – на способ поведения.

56. Статус включает в себя несколько ролей.

57. Одна из отличительных черт социологического опроса – количество опрошенных.

58. Анализ документов бывает включенным и невключенным.

59. Самый распространенный в социологии метод – наблюдение.

60. Выборочная совокупность всегда больше генеральной.

61. Перепись населения – разновидность сплошного опроса.

62. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования.

63. В социологической анкете необходимо указывать фамилию, имя и отчество.

64. Достоверность и объективность – отличительная черта журналистского опроса.

65. Если связь двух явлений теоретически доказана, то мы получаем научный факт.

66. О. Конт – соотечественник К. Маркса – жил в одно время с Э. Дюркгеймом.

67. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата.

68. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию.

69. Совокупность респондентов – объект социологического исследования.

70. Анкетой можно назвать любой перечень вопросов.

71. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.

72. Опрос подразделяется на включенный и невключенный.

73. Социальные категории – реальные большие группы людей.

74. Социальный слой – разновидность социальной категории.

75. Малую группу называют вторичной.

76. Микросоциологические понятия: общество, страна, государство, цивилизация, мировая система.

77. Семья – наибольшая кровно-родственная группа людей, связанных единством происхождения.

78. Макросоциологические понятия: малая группа, социализация, взаимодействие, социальные отношения.

79. Выборочные опросы дают бесценную информацию, но стоят безумно дорого.

80. Выборочный опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе.

81. Сплошной опрос используется чаще выборочного.

82. Основа сплошного опроса – выборочная совокупность.

83. Мировое сообщество и мировая система – синонимы.

84. Проблемы социализации личности, социального действия, социального взаимодействия, а также малой группы касаются микроуровня и размещаются на самом нижнем этапе.

85. Макроуровень социологического знания представлен социальной стратификацией, социальными институтами и обществом в целом.

86. Контент-анализ – разновидность сплошного опроса.

87. Выборочная совокупность – увеличенная копия генеральной.

88. Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить.

89. Выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает.

90. В сплошном опросе генеральная и выборочная совокупности расходятся.

91. Потребности в воспроизводстве человеческого рода удовлетворяет институт образования.

92. Потребности в безопасности и социальном порядке удовлетворяют экономические институты.

93. Потребности в добывании средств существования удовлетворяют политические институты.

94. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров удовлетворяет институт религии.

95. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

96. «Идеальный тип» - метод исследования Э. Дюркгейма.

97. Теорию социального действия разработал О. Конт.

98. Социальные институты – базисные механизмы регулирования общества.

99. Функцией экономических институтов является поддержание законов: правил и стандартов.

100. Социализация людей – главная функция института религии.

101. В тоталитарном государстве права человека соблюдаются, но закон устанавливается произвольно.

102. Общество существовало тогда, когда не было стран и государств.

103. Общество вторично, государство первично.

104. Правовое государство противоположно тоталитарному.

105. В тоталитарном государстве перед законом все равны.

106. Нуклеарная семья – признак современного общества.

107. Реформы подразумевают качественный скачок в развитии.

108. Мировая система включает только развитые страны.

109. Где нет письменности, там нет цивилизации.

110. Модернизация подразумевает переход от индустриального общества к доиндустриальному.

111. В эпоху постиндустриального общества развитые страны вступили в начале XX века.

112. Самый ранний социальный институт – институт семьи и брака.

113. Традиционное общество – сельское.

114. Англия – пример органической модернизации, Россия – неорганической.

115. Дописьменные общества относятся к традиционному обществу.

116. Личность – биологическая сущность индивида, высшая ступень эволюции.

117. Философы приступили к изучению личности раньше социологов.

118. Социальное начало – приобретенное человеком в ходе социализации, обучения и взаимодействия с другими людьми качество.

119. Понятие деятельности применимо только к человеку.

120. Элементами деятельности выступают цели, потребности, действия.

121. Поведение – совокупность движений, актов и действия, которые наблюдаемы другими людьми.

122. Стимулы относятся к внутренним побудителям, а мотивы – к внешним.

123. Субъективная мотивация и ориентация на других – два обязательных условия социального действия у Вебера.

124. Ориентация на других показывает, что социальное действие является осмысленным.

125. Мотив – разумно объясненная причина поведения.

126. Потребность – ощущаемое, переживаемое состояние организма, сопровождаемое дискомфортом и нуждой в чем-либо.

127. Потребность и мотив в строгом смысле одно и то же.

128. Чем выше уровень образования, тем ниже притязания индивида.

129. В сложных обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных.

130. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху – вниз по мере убывания доходов.

131. Один человек обладает множеством статусов.

132. В социальное взаимодействие вступают статусы.

133. Социальная роль – определенная позиция в социальной структуре группы или общества.

134. Роли связаны между собой системой прав и обязанностей.

135. Наблюдение является вторым по популярности методом в социологии.

136. Ранний переход истории называют протобществом или периодом человеческого стада.

137. Социальный статус – положение индивида в малой группе.

138. Главный статус определяет наиболее характерный для индивида статус, с которым он себя идентифицирует.

139. Достигаемым называется статус, в котором человек рожден.

140. Пол, национальность, раса характеризуют приписываемый статус.

141. Рангом называется место в социальной иерархии статусов.

142. В 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество.

143. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.

144. В индустриальном обществе собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.

145. Мировое сообщество не является частью более крупной системы.

146. Мировые экономические системы – это множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование.

147. Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу – современному.

148. Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию.

149. Большинство семей в России с обоими родителями и одним ребенком.

150. Разводимость и число детей в семье находятся между собой в прямой связи.

151. В наше время большинство молодых, одиноких и никогда не состоящих в браке людей в конце концов вступят в брак.

152. Коэффициент разводимости в России увеличился за последние 20 лет.

153. Одна из наиболее часто встречающихся проблем в браке – это проблема общения.

154. Брак и семья – это одно и тоже.

155. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только информации, которая проверяет гипотезы.

156. Дописьменные общества относятся к традиционному обществу.

157. Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию.

158. Микросоциология интересуется повседневным взаимодействием людей.

159. Социология изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека.

160. О. Конт полагал, что этот подход, называемый позитивизмом, выведет социологию на уровень точной науки об обществе.

161. Социологию вначале называли социальной физикой.

162. Карл Маркс был основателем социологии.

163. Объектом социологического познания является общество.

164. Ключевым в социологии выступает понятие социального.

165. Индивид – это степень развития человека.

166. Аффективное действие имеет четкую цель, осознаваемое намерение и мотив.

167. В правовом государстве общество имеет приоритет над личностью.

168. Переход от традиционного общества к индустриальному называется промышленной революцией.

169. Один человек имеет много статусов.

170. Сын – это достигаемый статус.

171. Мобильность – это социальные перемещения людей в обществе.

172. Повышение квалификации – пример горизонтальной мобильности.

173. Принятие другого гражданства – пример горизонтальной мобильности.

174. Перемещение из одного возраста в другой относится к мобильности.

175. Социализация присуща не только человеку, но и животному.

176. Фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте.

177. Семья – это брачные отношения между мужчиной и женщиной.

178. За воспитание детей несут ответственность прежде всего школа, а уже потом семья.

179. Неполная семья – семья, где один ребенок.

180. Анализ документов бывает включенным и невключенным.

181. Выборочная совокупность всегда больше генеральной.

182. В социологической анкете всегда необходимо указать имя, фамилию и отчество.

183. Генеральной совокупностью считают все население или ту часть, которую социолог намерен изучать.

184. Предметом социологии является человек.

185. Социологический термин «выборка» подразумевает отбор объективной информации.

186. Прикладная социология – это совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций.

187. Социальная структура – это определенный способ взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции.

188. Социальной группа – любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии.

189. Средний класс составляет в современном западном обществе больше половины населения.

190. Социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных ролей, культурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

191. В целом молодые более мобильны, чем пожилые.

192. Мобильность в религиозной среде невозможна.

193. Социометрия – это изучение «товарищества» в малых группах.

194. социология как наука возникла в XVIII веке.

195. В научный оборот термин социология ввел М. Вебер.

196. Изменение социального статуса личности – это карьера.

197. Социология под личностью понимает выдающегося деятеля.

198. Аномия – это отсутствие четких норм.

199. Класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по нескольким признакам (собственности, власти, социальному престижу и т.п.).

200. Нормы – правила, стандарты поведения, регулирующие взаимодействие между людьми.

Социализация в зрелом возрасте

Социологические критерии выделения зрелого возраста

Замечание 1

Зрелый возраст – понятие собирательное, охватывающее несколько периодов жизни человека.

Зрелый возраст совпадает с наивысшим уровнем развития интеллектуальных, духовных, физических способностей. Это время, когда человек научился реализовывать свои замыслы, перешел от самоопределения к самореализации. Значительным фактором для переосмысления сложившегося опыта выступает стремление приблизиться к самому себе, более соответствовать собственной изначальной внутренней природе.

Основными сферами самореализации личности являются сфера семейно-бытовых отношений, общения, сексуальных отношений, профессиональная сфера, сфера воспитания детей, общения, самосовершенствования и саморазвития.

Социализация во взрослом возрасте – это саморазвитие через выбор: каким быть, кем, с кем и т.д. Присутствует как свобода выбора активности в конкретных ситуациях, так и выбор собственного здоровья, психологического облика, образа жизни в целом.

Социологическим критерием разграничения молодежного и зрелого возраста является социальная, экономическая и политическая самостоятельность. К критериям взрослости относятся:

  • способность обеспечить себя средствами существования;
  • свободно и независимо от других распоряжаться деньгами;
  • проживать отдельно от родителей;
  • проявлять самостоятельность в выборе образа жизни;
  • способность нести ответственность перед законом.

С точки зрения социализации, значительным критерием взрослости является возможность вступления в брак. Семья – единственный агент социализации, который оказывает влияние на формирование личности на протяжении всей жизни.

Особенности социализации в зрелом возрасте

В онтогенезе зрелость занимает самый длительный период. Каждая стадия зрелого возраста характеризуется своими особенностями:

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Середина и вторая половина жизни характеризуются наступлением кризиса средних лет. Для его преодоления необходимо проанализировать цели, переоценить ресурсы, скорректировать жизненный курс под новые цели. Этот период должен иметь собственную значимость. В это время важно:

  • достичь зрелой социальной и гражданской ответственности;
  • поддерживать необходимый жизненный уровень;
  • помогать молодому поколению в осознании собственной ответственности за жизнь;
  • найти оптимальные варианты проведения досуга;
  • адекватно воспринимать физиологические изменения;
  • расширить личностные аспекты супружеских взаимоотношений.
Замечание 2

В зрелом возрасте к обычным агентам социализации (семья, родственники, соседи и т.д.) присоединяются коллеги по работе, супруг или супруга, единомышленники или друзья в досуговой сфере и т.д.

Социально-психологические проявления зрелого возраста

Для развития личностной зрелости самым благоприятным является уровень взаимозависимости, когда взаимозависимые люди для достижения наилучшего результата объединяют свои возможности и способности с возможностями других людей.

Замечание 3

Основными показателями проявления социально-психологической зрелости личности являются умение отстаивать свою позицию, говорить правду, сочетать личные коммуникативные возможности с нормами, требованиями, правилами поведения социального окружения, способность решать конфликтные ситуации и преодолевать коммуникативные барьеры.

Социальная зрелость характеризуется развитым чувством ответственности, она проявляется в политической, общественной, моральной, эстетической сферах. Развита способность предвидеть развитие разных социальных ситуаций, понимать других людей, активно участвовать в жизни общества, проявляется потребность заботиться о других людях, максимально использовать свои способности и знания.

Характерные черты зрелой личности значительно определяет социальная среда развития. Основным признаком зрелости является осознание индивидом ответственности и стремление к ней. Зрелый возраст характеризуется ответственностью за содержание своей жизни.

Ценностные ориентации зрелых людей играют в жизни общества ведущую роль. В этом возрасте достигаются вершины общественной и профессиональной карьеры, в руках лиц зрелого возраста сосредоточены функции управления в структурах государства, в различных сферах общественной жизни.

Важнейшими проявлениями зрелой личности выступают: стремление расширять свою деятельность, выходить за рамки своих возможностей, действовать за границами ролевых предписаний и требований ситуации; направленность личности; степень осознанности отношений к действительности, смысловые структуры, обуславливающие поведение личности и ее сознание.

Для зрелого возраста характерна широкая система связей с миром, устойчивая конфигурация основных мотивационных линий. Зрелая личность обладает свойством самопротяженности, т.е. вся жизнь не привязывается только к непосредственным обязанностям и потребностям. Человек участвует в самых разнообразных видах деятельности. Удовлетворение и фрустрации носят разносторонний и многообразный характер. Характерны как самообъективация, так и объективный взгляд на реальность.

Задание 19

Социализация присуща не только человеку, но и животному?

Обучение может быть у животных?

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Социализация заканчивается в зрелом возрасте?

Фундамент социализации заканчивается в зрелом возрасте?

Социализация включает в себя освоение социальных ролей?

Младенец – это личность?

Феральные люди – дети, воспитанные животными?

Дальние родственники – не агенты вторичной социализации?

Агенты первичной социализации – учреждение и предприятие

Взросление – практическое овладение правами и обязанностями, предписанными данному статусу?

Возмужание – физический процесс укрепления организма?

Социализация – кумулятивный процесс накопления социальных навыков?

Социализация – способ изменения и развития культуры?

Социальный статус связан скорее с социальным взаимодействием, а социальная роль – с социальными отношениями?

Читайте также: