Фундамент собора василия блаженного

Обновлено: 17.05.2024

masterok

Храм Покрова Богородицы «на Рву», называемый также собором Василия Блаженного, высится на Красной площади Москвы, рядом с Кремлем, напротив Спасской башни. Он был поставлен здесь в 1561 году в память о взятии русским войском Казани – столицы могущественного ханства, грозившего России и через столетия после окончания татаро-монгольского ига.

Второе (народное) имя храму дано в честь погребенного под его папертью почитаемого москвичами святого, современника постройки собора.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.
Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь. Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Приставка "на Рву", встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного – чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Архитектура храмов сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым. Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» – это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Как пишет один из основных исследователей собора, А.Л. Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность – примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы».

Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой (это, конечно, не так – А.К.) дивятся все иностранцы, и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно».

Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов.

Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…».

И – закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность» (!). В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, – высшая похвала.

Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов. Сколько их?

Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения. К тому же, узорные главы – не изначальны. Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы».

Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку». Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. И вот, перед нами пятиглавый храм, отличающийся лишь резко повышенной центральной частью: 1 + 4 = 5.

А теперь посчитаем остальные купола. Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. И здесь: 1 + 4 = 5.

Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря – это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году. Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря. И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 – центральный шатер «работает» на оба пятиглавия.

Но рисунки, сделанные иностранцами, а также древние описи собора позволяют сказать, что куполов здесь было гораздо больше.

Девять тайн собора Василия Блаженного


Кружевной, ажурный с разноцветными куполами собор Василия Блаженного на Красной площади Москвы давно стал визитной карточкой не только столицы, но и всей России. Но мало кто знает хотя бы одну его тайну. Пришедшие в начале июня в Центральный дом художника на Крымском валу дети не только узнали сразу 9 тайн собора, но и приняли участие в его постройке. Точнее, в возведении уменьшенной в 50 раз его копии.

А помогли детям разгадать тайны сотрудники филиала Государственного исторического музея "Покровский собор". Усваивать новые знания ребятам в игровой форме помогает кукла мастера Мирослава, надетая на руку ведущей. Он будет посредником между детьми и зодчими Бармой и Постником, которые в 1555 году заложили собор на Красной площади.

Строительство любого здания начинается с фундамента. Покровский собор стоит на песчаном грунте крутого спуска в Москве-реке. Заложить глубокий фундамент в таком рыхлом и влажном грунте было невозможно. Фундамент собора — всего 1,5-2 метра глубиной. На чем же стоит собор, бывший в XVI веке самым высоким (64 метра) зданием не только в Москве, но и одним из высочайших в Европе?


И это первая тайна собора. Опорой для массивной конструкции собора служит подклет. В русском языке, поясняет ведущая детям, слово "клеть" означало дом. Следовательно, подклет – это то, что находится под домом. А подклет Покровского собора внушительный, высотой 6 метров. Толщина стен подклета достигает 3 метров. К тому же все помещения подклета перекрыты мощными сводами. Они и держат весь собор на своих могучих перекрытиях.

На подклет ставятся восьмерики: восьмигранники основ будущих глав собора. Они напоминают пчелиные соты и отличаются большой прочностью. Наши предки строили на века. Сложен подклет из белого камня – известняка. Он хорошо впитывает влагу, что позволяет зданию не бояться подтопления.

Свежее дыхание собора

Собор, как живое существо. Он дышит. Это второе чудо. В стенах собора проделаны специальные отверстия — продухи, по которым циркулирует воздух, вынося снизу здания испарившуюся влагу.

Как были устроены продухи, каждый ребенок может посмотреть не только на рисунках, но и на действующей модели. Открыть заслонку, помахать специальной картонкой у входного отверстия продуха и посмотреть, какой результат производит движение воздуха на выходе.

Впрочем, дышит не только весь собор, но и каждый кирпич. Кирпич – дышащий материал, имеющий поры, впитывающий и отдающий тепло и влагу. И это третья тайна собора, которую разгадывают дети.

Воздушный макет Покровского собора на Рву

Трудно поверить, но такое сложное сооружение, как Покровский собор построено без единого чертежа. И это еще одно маленькое чудо. Строители здания создавали его макет из жердей. Современным детям предлагается использовать для построения макета их копии собора тонкие деревянные лучины и пластилин, их скрепляющий.

Тем временем строители большого макета в ЦДХ уже установили четыре церкви по сторонам света и четыре по диагонали. Вместе с центральным храмом их теперь 9. Также дети узнали секреты дополнительной прочности и красоты возведенной ими конструкции, которую придают барабаны церквей и кокошники – которыми обтянуты барабаны.

Для разгадки пятой тайны зрение не поможет. Ее проще всего прочувствовать руками и открыть кончиками пальцев. Для этого можно подойти к кубу, прикрытому материей, и просунуть внутрь руки. Внутри куба – еще одна модель Покровского собора.

Каждое здание имеет лицевую часть здания – фасад. Попробуйте найти на ощупь фасад собора. У детей, да и у взрослых тоже, это не получается. Почему? Да потому, что у собора лицо везде. Он предназначен для кругового обзора. Именно это и проще всего почувствовать, ощупав макет пальцами.

Секрет глиняного горшка

Про продухи в стенах здания дети уже узнали. А вот как объяснить уникальную акустику собора? А она объясняется не только формой самого строения, но и глиняными горшками. Да, да —обычными глиняными горшками. Удавалось ли вам когда-нибудь что-либо крикнуть в круглый глиняный горшочек, а потом слушать, как звук переливается в горшочке?

Вот такие горшки и вмонтированы в стены собора для создания хорошего звучания внутри здания. А называются они специальным словом – голосники.

Собор Покрова Божьей матери на Рву – одно из немногих строений, которое покрыто росписью с самого низа и до самого верха. Это седьмая его тайна, которую отгадывают дети. Каждый ребенок может скопировать орнамент росписи и попробовать раскрасить его по своему вкусу.

Следующая тайна – это возведение арок в соборе. И здесь уже понадобятся настоящие кирпичи. На этом этапе дети собирают из настоящих кирпичей не падающую лесенку и свод. Но в западной части собора Василия Блаженного – плоское кирпичное перекрытие. Как удалось выложить такое?

Тайна в самих кирпичах. В них проделаны круглые отверстия. В эти отверстия вставляется металлическая скрепка, накрепко связывающая два соседних кирпича. Такая конструкция надежно образует горизонтальную поверхность над пролетом.

С кирпичами, точнее с их кладкой, связана и последняя девятая тайна собора. Купол в центральной церкви собора держится на выложенных по спирали кирпичах.

Вот и всё. К макету собора прилаживаются купола, пристраивается колокольня и боковой храм Василия Блаженного, который и даёт второе название Покровскому собору. Теперь можно посчитать все главки собора. Их оказывается 11.

Строительство макета собора заняло минут 15. А древним строителям понадобилось на возведение собора целых 6 лет. Еще минут 15-20 займет у детей знакомство со всеми его тайнами. Впрочем, если кто-то хочет продолжить строительство воздушного макета или раскраску орнаментов, то здесь этому будут только рады.

А еще детям предлагается самим стать главами собора и встать вместе на площадке. Так им проще почувствовать, что собор – это символ разных народов и национальностей, объединившихся вместе в одном государстве.

Программа "Строим Покровский вместе" — один из победителей конкурсов Благотворительного фонда Владимира Потанина "Меняющийся музей в меняющемся мире", представленных на выставке в ЦДХ.

Также на выставке "Музейного гида" в ЦДХ были представлены мастер-класс с дегустацией усадебной кухни от Музея-усадьбы Льва Толстого в "Ясной поляне", секреты производства коломенской пастилы от Коломенского центра развития познавательного туризма "Город-Музей". Курский государственный областной музей археологии представил экспозицию "Золото гуннов". Здесь в девяти бочках представлены досье о том, как сокровища попали в музей. Здесь и история о черных копателях, разграбивших древнее погребение, и криминальная история с участием сотрудников ФСБ, занявшихся этим делом.

"Виштынецкие сокровища гномов" предлагает найти музейные работники из Калининграда. Они дают возможность детям отследить путь превращения обычного камня, который лежит под ногами, в настоящее сокровище. Ребенок может взвесить найти, доставить в лабораторию на транспортере, взвесить и определить возраст каждого образца. А в награду за проделанный труд получить карту Московского метро с рекомендациями гномов для увлекательного "геолого-палеонтологического" путешествия.

Проходила выставка "Музейного гида" в ЦДХ под лозунгом – "За знаниями в музей. Музей – пространство идей!". Информационными спонсорами выставки стали телеканал "Россия К", "Радио России" и "Радио Культура".

Собор Василия Блаженного: мифы и парадоксы


Он пережил пожары, его пытались снести и даже увезти за границу. И, конечно, он наряду с Кремлем давно стал визуальным символом не только Москвы, но и всей страны. Речь о легендарном храме Василия Блаженного, также известном как Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Собору в эти дни исполняется 460 лет. Какие мифы и исторические парадоксы уже неотделимы от него?

По этим ярким главам нашу столицу узнают во всем мире. О том, что это не один храм, а девять в одном соборе – знают немногие. Есть еще один удивительный для многих факт. Собор зовется Покровским. Церковь Василия Блаженного здесь лишь одна из девяти. И была пристроена к существующему собору после смерти святого.

Многие считают, что мощи московского чудотворца Василия находятся в этой раке. Но это не так. Она стоит над захоронением святого. Его похоронили на прихрамовом кладбище у стен строящегося тогда каменного Покровского собора.

Городской юродивый Василий и зимой и летом ходил по улицам, чуть прикрыв лохмотьями наготу. Предсказывал пожары и знаковые события будущего. Питался подаянием. При этом далеко не от всякого мог принять кусок хлеба.

"Иногда, например, мог опрокинуть какой-то прилавок на торговых рядах на Красной площади. Потом выяснялось, что там торгуют не совсем честно или испорченными какими-то продуктами", – рассказала москвовед и экскурсовод Юлия Дмитрюкова.

Василия Блаженного почитал Иван Грозный. Считалось, что блаженный был единственным человеком, которого боялся царь "аки провидца душ человеческих". И даже сам его хоронил.

"И в Покровском соборе есть одна икона, на которой как раз изображено клеймо захоронения Василия Блаженного. И мы видим на нем царя Ивана Грозного, который сопровождает гроб праведника", – рассказала заведующая музеем "Покровский собор" Татьяна Сарачева.

Народ, отправляясь на службу, говорил – "пойдем к Василию". Так за Покровским собором укрепилось еще одно название. А в историческом сериале "Грозный", который недавно прошел на канале "Россия 1", есть фрагмент, где царь лично делает набросок будущего храма, который привиделся ему во сне.

- Я клянусь тебе, Макарий, здесь поставлю храм. В честь Покрова Богородицы и нашей победы.

По фрагментам культовых фильмов можно проследить историю собора.

"Кроме Лобного места от древних памятников на Красной площади сохранился Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного". ("Я шагаю по Москве", 1963 г., режиссер Г. Данелия).

Именно легенда. Об увечии зодчих нет данных ни в одном документе. А о том, кто возводил храм – историки спорят до сих пор. Есть основание думать, что руку к строительству приложили итальянцы. А каменное строение москвичи использовали не только для общения с Богом.

Подклет собора – это не только основание для 9 церквей. Одно время здесь прятали часть царской казны. И сдавали помещения богатым горожанам, которые держали здесь свои ценные вещи, опасаясь пожаров. И купцам, которые хранили здесь свой товар.

Хитросплетение помещений и коридоров водит посетителей из века в век. За 460 лет его не раз реставрировали и меняли. Например, главы. От гладких и монохромных до таких ярких, зефирно-пряничных.

- А здесь можно представить масштабы глав собора. Это фрагменты железных, которые в 1967 году заменили точными медными копиями. Сохранив не только форму, но и цвет.

Наполеон, после того, как понял, что увезти собор во Францию невозможно, хотел его взорвать. Этот удивительный букет из девяти храмов пережил советские годы начала прошлого века. Собор – чудо не только архитектурное. Чудесна вся его история. По изображению, которого любой безошибочно узнает Россию.

Храм Василия Блаженного: правда и домыслы

Одним из символов Москвы является Храм Василия Блаженного, который правильнее называть Покровским собором. Вокруг этого сооружения ходит множество мифов, легенд и слухов, некоторым из которых удалось найти доказательства.

Начать следует с названия. Во время возведения храма в столице умер юродивый, почитаемый в народе — Василий Блаженный. Его могила находилась недалеко от нового сооружения. Над ней было решено возвести придел, который получил имя этого человека. Так уж вышло, что он стал единственной отапливаемой частью храма, а потому люди приходили именно сюда, особенно в зимний период, когда выстоять службу в главном Покровском храме было затруднительно из-за сильного мороза. Вот и укоренилось название, которое изначально носит лишь малая часть строения.

Кто был архитектором, придумавшим и воплотившим в жизнь удивительной красоты проект, доподлинно неизвестно. В летописях того времени о нем не осталось никаких упоминаний. Однако в более поздних источниках говорится о неких Барме и Постнике. Принято считать, что это два разных человека, которых Иван Грозный якобы ослепил после окончания работы, чтобы они нигде не могли повторить свой шедевр. Но историки полагают, что собор строил один зодчий, который параллельно трудился над другим сооружением в недавно захваченной Казани. Его звали Барма Яковлев. Постник же лишь его прозвище. О том, правда ли государь лишил своего выдающегося слугу зрения, остается лишь гадать. Но зная характер царя, предположить можно все что угодно.

Геология Храма Василия Блаженного

Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного бесспорно является одним из главных символов столицы и России в целом.

Храм Василия Блаженного входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одним из 7 чудес России.
Источник: Яндекс Источник: Яндекс

На том месте, где сейчас расположен собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». На прилегающей территории ранее был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля и Красной площади.

Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте располагается Мавзолей. В 1552 году у Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551).

Храм был построен по приказу царя Ивана Грозного. Возведение храма началось в 1555 году, а закончилось в 1561 году (6 лет) .

Полная история создания собора Василия Блаженного неизвестна. Это касается ситуации с архитекторами, известны 3 версии:

Источник: Яндекс. Памятник Постнику и Барме, установленный в Казани. Источник: Яндекс. Памятник Постнику и Барме, установленный в Казани.
  • 3-я предполагает, что строительством руководил архитектор из Европы, но документальных подтверждений этому нет и родилась недавно современной школой Александра Мельника.

Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились. В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.

Изображения Казанского похода Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. После кончины Василия Блаженного он и был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя), с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на могиле которого стали совершаться чудесные исцеления. Изображения Казанского похода

При возведении памятника архитектуры столкнулись с несколькими проблемами:

1. Наличие крутого склона в сторону р. Москва;

2. Залегающих рыхлых песков.

Фундамент собора составлял всего 1,5-2,0 метра глубиной. На чем же стоит собор, бывший в XVI веке самым высоким (64 метра) зданием не только в Москве, но и одним из высочайших в Европе?

Опорой для массивной конструкции собора служит подклет. В русском языке слово "клеть" означало дом. Следовательно, подклет – это то, что находится под домом. А подклет Покровского собора внушительный, высотой 6 метров. Толщина стен подклета достигает 3 метров. К тому же все помещения подклета перекрыты мощными сводами. Они и держат весь собор на своих могучих перекрытиях. На подклет ставятся восьмерики: восьмигранники основ будущих глав собора. Они напоминают пчелиные соты и отличаются большой прочностью и сделаны они из известняка.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте.

Некоторые данные о ходе реконструкции Храма :

1. Так в 1681-1681 г.г. проведена перестройка собора, а именно средняя часть Покровского собора между центральным и окружающими его столпами, как и обходная паперть, была перекрыта сводами с черепичной кровлей. Тогда же были заложены древние окна угловых приделов и пробиты новые. Под поздней кровлей 1688 года были скрыты первоначальные кокошники восточных угловых столпов, неизвестные историкам собора.

2. В 1920-1940 г. г. архитектором Д.П. Сухова проведена реставрация, но она касалась только надземной части памятника архитектуры.

После Октябрьской Революции 17-го года храм до 1923 г. пустовал. Когда капитально-восстановительные работы были завершены, строение стало использоваться в качестве филиала Государственного исторического музея. В 1929 г. был произведён демонтаж колоколов и запрещено проведение богослужений.

Всё это время были попытки снести Храм:

  • Л. Каганович предоставил И.В. Сталину макет Красной площади, в котором собор можно было удалить и увидеть увеличившуюся территорию. В ответ на это предложение Иосиф Виссарионович приказал ему: «Лазарь поставь на место!»
  • Позже, в 1936 г., решение взорвать собор и увеличить ширину дорог в центре разрастающегося города. В этот раз на защиту встал архитектор Барановский, выслав в Кремль телеграмму: «Если решите взрывать храм, взрывайте вместе со мной!»
Пётр Дми́триевич Барано́вский Пётр Дми́триевич Барано́вский

3. В 1950–1980 г.г ремонтно-реставрационных мероприятий под руководством Н.Н. Соболева. Программа работ включала усиление грунтов основания и инженерное укрепление конструкций, реставрацию фасадов, цоколя, белокаменных лестниц и крылец, живописи галерей, интерьеров собора, ремонтно-реставрационные работы по подпорной стене и благоустройство примыкающей территории.

4. В 2001 г. и по настоящее время проводятся комплексные работы по реставрации храма Василия Блаженного, включают инженерные, геологические, технологические и историко-архивные изыскания, а также исследования живописи. В настоящее время проводится внутренние работы под руководством главного архитектора проекта Т.П. Никитиной.

Уникальные по объему и полноте инженерные исследования строительных конструкций проведены с помощью современного оборудования неразрушающими методами. Все земляные работы сопровождались археологическими наблюдениями и исследованиями, в результате чего в галерее собора были обнаружены плиты захоронений 1620-х годов.

А теперь вернемся к геологии.

Геологическое строение данного участка следующее:

  • огромный слой техногенных грунтов (песок, супесь, суглинок, асфальт, обломки валунов, бута и строительного и бытового мусора разных времен) залегает сверху;
  • ниже залегают четвертичные грунты (небольшая прослойка песка средней крупности, более массивные глина, супесь, галечниковый грунт);
  • ещё ниже грунты каменноугольного периода, а именно мещерского (щебень), перхуровского (глина, мергель) и неверовского горизонтов (известняк).

Основание фундамента стоит на насыпном грунте, который имеет различный состав и как следствие свойства, что и способствует деформации основания.

Для стабилизации осадки Храма проведены работы по усилению основания. Так что сейчас Храму ничего не угрожает.

  • Взгляд в прошлое. Марк Витрувий о геологии. Часть 1.
  • Взгляд в прошлое. Марк Витрувий о геологии. Часть 2.
  • Взгляд в прошлое. Марк Витрувий о геологии. Часть 3.
  • История термина "грунт" и "инженер"
  • Революция в подготовке к аттестации экспертов.
  • Информационная модель и инженерные изыскания.

Понравилась статья?

Тогда не забудьте поставить лайк 👍 и подписаться на канал « О важном в инженерной геологии» , чтобы ничего не пропустить.


Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Храм Василия Блаженного. Архитектура

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Храм Василия Блаженного. Загадки

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного в Кремле

Храм Василия Блаженного в наши дни

Храм Василия Блаженного: 9 церквей на одном фундаменте

vasil03

А в XVI веке, в 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. После кончины Василий Блаженный был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя) с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора. Туда позднее и перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.

vasil06

Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.

vasil05

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию.

vasil01

Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:

Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.

vasil04

С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.

Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали, а в 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы Осип Иванович Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.

В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. На этом, казалось бы, можно было успокоиться. Но самое страшное время было еще впереди. В 1936 году архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было спокойно снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский поступил так, как от него не ожидал, наверное, никто. Прямо заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, он пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. Надо ли говорить, что после этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте…

vasil08

О том, как сохранился собор, ходит немало легенд. Самая популярная – это история о том, как Каганович, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади для удобства проведения парадов и демонстраций, снял с площади макет храма Василия Блаженного, на что Сталин скомандовал ему: «Лазарь, поставь на место!». Это будто бы и решило судьбу уникального памятника.

Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда. Хочется надеяться, что это навсегда.

Фундамент собора василия блаженного

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

Источник: Хворостова Е.Л. Фундаменты собора Покрова на Рву // Покровский собор в истории и культуре России. Материалы научной конференции, посвященной 450-летию Покровского собора (12–14 октября 2011 г.). М., 2012. С. 68–73. Все права сохранены.

Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» И.Л. Кызласовой. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2018 г.

Е.Л. Хворостова


Рис. 1. План-схема расположения шурфов.

К сожалению, по техническим причинам не удалось разместить шурфы 2002 г. с привязкой к ранее проведенным раскрытиям с тем, чтобы выявить ширину фундаментов приделов собора, ее соотношение с толщиной стен и установить, каким образом корректировалась планировка храма в процессе строительства. Тем не менее, общее представление о структуре фундамен­тов первоначальных объемов собора и технологии их устройства на имею­щемся материале составить возможно.

Прежде всего, необходимо отметить, что на всех обследованных участках нижние части фундаментов выкладывались из рваного белокаменного бута различного размера (от 20x20 см до 50-60x40 см) на известковом раство­ре. Выкладка производилась в ленточные рвы, которые отрывались на пред­полагаемую ширину фундамента; промежутки между обрезами фундамен­тов и бортами рвов (в том случае, если кладка непосредственно примыкала к бортам) плотно забивались белокаменным щебнем и проливались раство­ром. Щебенчато-известковая «шуба» настолько плотно перекрывала буто­вую кладку, что на многих участках было практически невозможно просле­дить контуры камней. В основном строители выдерживали горизонтальность рядов бутовой кладки и по возможности старались, чтобы вертикальные швы в соседних рядах не совпадали. В верхних частях фундаментов применялись главным образом грубо подтесанные крупные камни, некоторые из них со­хранили следы желобчатого тесла. Кладка могла быть как достаточно ров­ной, так и выполненной небрежно, с выступами и заглублениями отдельных камней. Все эти неровности сглаживались плотно закрывающей их щебен­чато-известковой «шубой». Практически такой же технологии придержива­лись при выкладке фундамента придела Василия Блаженного, сооруженного в 80-е годы XVI в. (Рис.2, шурф 4-2002 г. в приделе Василия Блаженного).


Рис. 2. Шурф 4 – 2002 г. в приделе Василия Блаженного.


Рис. 3. Шурф 3 – 2002 в галерее севернее придела Василия Блаженного.

В той же системе выполнялась кладка фундаментов ранней галереи со­бора, однако здесь подошву фундамента образовывал слой крупного бело­каменного шебня на известковом растворе мощностью около 25 см (Рис.З, шурф 3-2002 г. в галерее севернее придела Василия Блаженного).

В процессе закладки фундаментов различных объемов храма произво­дилась неоднократная корректировка их ширины за счет отступов по на­правлению к центральной оси фундаментов. Например, в шурфе у наруж­ной стены Троицкого придела белокаменный цоколь, завершенный сложным профилем, опирался на однорядный выступ кладки из тесаных белокаменных блоков шириной 14 см; под ним располагались два ряда грубо подтесанных большими плоскостями блоков, вынесенные еще на 41 см и явно находивши­еся ниже уровня дневной поверхности времени строительства. Далее сле­довал очередной вынос кладки (10 см), выполненной из трех рядов грубо обработанного известняка, а нижнюю часть фундамента образовывал ряд крупного бута (до 50x40 см), положенный по горизонтальному слою мелких обломков известняка и вынесенный по отношению к лежащей выше кладке на 15 см (Рис.4, шурф № 3-1955-60 гг.).


Рис. 4. Шурф 3 – 1955-1960 гг. у восточной грани придела Троицы.

Разумеется, планировка будущей постройки не может быть выполнена с прецизионной точностью уже при отрытии фундаментных рвов, она может уточняться как в процессе выкладки фундамента, так и на уровне выравни­вающих верх фундамента рядов, и даже на уровне нижней части цоколя, тем не менее, обычно эти подвижки не бывают столь резкими. К сожалению, выяснить, являются ли эти особенности оснований собора Покрова на Рву следствием неквалифицированности выполнявших «нулевой цикл» строи­тельных работ людей, недостаточным надзором и руководством тогдашнего «прораба» или не полной сформированностью представления о грядущем облике храма самого зодчего, мы, по-видимому, никогда не сможем.

Надо сказать, что мощность фундаментов варьировалась в достаточно значительных пределах (от 1.5 до 2.3 м), причем сколько-нибудь выражен­ную закономерность в ее изменениях (зависимость от высоты опирающего­ся на фундамент объема и, следовательно, большей или меньшей нагрузки, или от характера грунтов основания) проследить на имеющемся материале сложно.



Рис. 6. Шурф 13 – 1955-1960 гг. к югу от Покровской церкви.

Как еще одну характерную особенность фундаментов храма Покрова на Рву можно отметить отсутствие под ними свай, не выявленных ни в шурфах 1955-60 гг., ни в 2002 г., в то время как подавляющая часть памятников ар­хитектуры XVI в. имела основания из круглых или, в редких случаях, квадрат­ных свай. Лишь в бутовой кладке фундамента поздней колокольни (шурф 5-2002 г.) было расчищено вертикальное полукруглое вдавление шириной около 20 см, во внутренней части которого, перекрытой слоем известково­го раствора, сохранились остатки полуистлевшей сваи диаметром 17 см. Ее оголовок входил в кладку на высоту более 60 см - случай, практически бес­прецедентный в истории средневекового строительства.

Фундаменты собора Покрова на Рву - интереснейший источник ин­формации о технологии строительства середины XVI в., а при учете более поздних пристроек - временной срез технологий, привязанный к единым то­пографическим и геологическим условиям и заслуживающий дальнейшего изучения.

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Читайте также: