Фундамент под гараж плита или лента

Обновлено: 02.05.2024

Фундамент для гаража из пеноблоков: проектирование, разметка, земельные работы и заливка ленточного основания

Ленточный фундамент – от разметки до заливки бетона

Ленточный фундамент Ленточный фундамент

Для строительства гаража не потребуется возводить дорогостоящее монолитное или армированное основания, здесь будет вполне достаточно так называемой бетонной «ленты». Почему? Все очень просто – строение в целом получится не слишком тяжелым, а это значит, что оно не будет оказывать больших нагрузок на фундамент.

Проектирование

На фото одна из схем гаража с указанными размерами (правда, условия почвы здесь не прописаны) На фото одна из схем гаража с указанными размерами (правда, условия почвы здесь не прописаны)

Как правило, любое строительство начинается с этого этапа, и гараж – не исключение. Бессмысленно закладывать фундамент, когда на руках нет готового, тщательно продуманного и просчитанного плана. Так что об этом нужно позаботиться заранее.

В первую очередь вам необходимо узнать особенности структуры грунта на месте постройки, а также, на какой глубине залегают грунтовые воды в разные сезоны. Именно от этих показателей во многом будет зависеть тип основания и проект гаража в целом.

Внимание!
Использование готовых проектов, найденных в сети Интернет, возможно лишь в том случае, если они полностью соответствуют вашим индивидуальным параметрам и условиям: тип грунта и уровень нахождения грунтовых вод.

К примеру, на песочной местности фундамент нужно закладывать глубже, до более-менее твердой почвы. А если грунт пучинистый, то под гараж придется положить монолитную плиту.

Пеноблоки – материал хоть и надежный, но плохо переносящий нагрузки на изгиб, поэтому при подвижках грунта начнет трескаться и разрушаться. Чтобы этого не произошло, всю конструкцию лучше установить на бетонную плиту, которая как бы «плавает» в почве вместе с гаражом как одно целое.

Оптимальные же условия для строительства – это, когда уровень нахождения грунтовых вод ниже 2-2,5 м, а сам грунт плотный, однородный и непучинистый. В таком случае легкий ленточный фундамент глубиной 50-80 см будет идеальным решением. К тому же, если в проекте гаража предусмотрены подвал и смотровая яма, то заглубленная бетонная лента – единственный допустимый вариант основания.

Как сделать фундамент под гараж. Расчеты и учитываемые параметры. Технические нюансы в установке свай. Особенности лент

Постройка гаража - дело нужное, с этим тяжело поспорить. Учитывая то, что строительство такого сооружения обойдется вам как минимум в две цены материалов, то первое что начинает делать настойчивый и рачительный хозяин, это искать ответ на вопрос, как сделать фундамент под гараж.

Чем проще гараж, тем больше решений. Чем проще гараж, тем больше решений.

О расчетах и учитываемых параметрах

Расчеты - это важно. Расчеты - это важно.

В настоящее время существует несколько видов фундаментов, которые имеют различную ценовую составляющую и, конечно же, несут разные нагрузки. Поэтому прежде чем ответить на вопрос, какой фундамент сделать под гараж, давайте разберемся с расчетными данными и возможными поправками.

Как рассчитать фундамент под гараж, и на что обращать внимание:

  • Прежде всего, на уровень промерзания почвы и состояние грунтов. Это важно так, как многочисленные промерзания и оттаивания почвы приводят к активным процессам в самой почве, а если сюда добавить еще и хорошую нагрузку от планируемого строения (которая может исчисляться тоннами на квадратный метр), то при ошибках процессы деформации в сооружении вам обеспечены;
  • Уровень расположения грунтовых вод. Это также важно, так как в таких случаях вам необходимо продумывать защиту фундамента от разрушения, а также в некоторых случаях и дополнительное дренирование;
  • Наличие подземных помещений и надстроек. Зачастую владельцы гаражей не ограничиваются только стенами и крышей на фундаменте, к этому добавляют погреб, а также полуторный уровень под мастерскую или комнату отдыха. Каждое такое дополнение требует своего фундамента;
  • Материалы, из которых будет строиться гараж. Нагрузка от бруса или бревна будет в разы меньше, чем нагрузка от кирпича или камня, соответственно и фундаменты будут различные.

Опора планируется под нагрузку

Просто и наглядно. Просто и наглядно.

Как правильно сделать фундамент для гаража, и какие виды фундаментов возможны:

  • Сваи.
    Эти конструкции достаточно надежны и могут быть трех видов:
  • Сваи, которые заливаются на месте. Это армированные железобетонные конструкции, которые заливаются в специально подготовленных лунках:
  • Сваи, которые собираются на месте. Это, как правило, кирпичные конструкции, которые выстраиваются в заранее подготовленных ячейках в месте строительства гаража;
  • Сваи цельнометаллические. Эти изделия заглубляют в землю методом бурения, для чего нужна специальная техника.
Примечание!
Все сваи устанавливаются под единый уровень и совмещаются ростверком (монолитным соединением, который может быть представлен швеллером или мелкозаглубленным ленточной конструкцией).
Этот тип фундамента рассчитан под небольшие нагрузки, а именно гаражи, возводимые из бревен или бруса, без дополнительных подземных или надземных сооружений.
Фото ленты. Фото ленты.
  • Ленты.
    При этом ленточные фундаменты бывают двух видов:
  • Железобетонные монолиты;
  • Ленты, набранные из железобетонных блоков или кирпича.

Оба этих фундамента готовятся под серьезную нагрузку, способны выдержать не только кирпичные стены, но и железобетонные плиты перекрытий, а также второй или полуторный уровень. При таких типах фундамента в гаражах выкапывают погреба.

  • Монолитные плиты фундамента . Хорошее решение для проблемных грунтов. Плита будет не только основой для стен и потолка. Но уже и готовым полом, не требующем дополнительных затрат. Но надо сразу оговориться, что цена этой конструкции будет совсем немаленькой.

Технические нюансы в установке свай

Как мы уже сказали, если вы не планируете нагружать гараж дополнительными помещениями, то самый простой и надежный способ установки фундамента – это сваи .

В их установке существуют моменты, которые полезно знать и учитывать:

  • Обычно на вопрос, какой глубины должен быть фундамент под гараж, вы найдете ответ – глубина равна глубине промерзания грунта + 15-20%. Если в вашей местности глубина промерзания грунта до метра, то вы вполне можете сделать сваи самостоятельно, хоть выставив их из кирпича, хоть залив железобетонную конструкцию. При более значительном промерзании готовые металлические изделия будут вам весьма кстати;
  • При рассмотрении вопроса, как сделать фундамент для гаража, многие останавливают свой взор на кирпичных сваях. Это правильно, это, пожалуй, самый дешевый вариант фундамента. Однако не забывайте о том, что кирпич очень плохо переносит контакты с водой, особенно длительные. А весна и осень как раз такие периоды. В этом случае кирпич необходимо обработать специальными составами от влаги;
  • По все канонам строительной науки свайные опоры устанавливаются в каждом углу, а также через каждые 1.5-2 метра по периметру стены. Но не забудьте, что и машина имеет собственный вес, и зачастую немаленький. Поэтому при стандартных размерах гаража 6х4 м как минимум два ряда внутренних свай все же пустить придется.
Сваи можно и под дом, и под гараж. Сваи можно и под дом, и под гараж.
Совет!
Какие бы конструкции вам не предлагались для решения вопроса, как сделать фундамент своими руками под гараж, помните, они все должны быть армированы, и кирпичные столбики также.

О лентах в фундаментах

Армирование показано капитально. Армирование показано капитально.

Самый простой тип фундамента, это монолитная лента, залитая на уровень промерзания почвы, с теми же поправками что уже были озвучены. Однако и здесь есть нюансы требующие озвучивания.

Итак, как правильно залить фундамент под гараж:

  • Яма под фундамент должна быть ровной, без выпячивания стенок, особенно в верхней части, для выравнивания дна используется подушка из щебня и песка от 10 до 20 см;
  • Армирование конструкции обязательно, если у вас нет сварочного аппарата, прутья арматуры можно связать проволокой с таким расчетом, чтобы получилась объемная конструкция, имеющая как минимум 2 этажа металлической решетки с отступом от края ямы до 5 см, с размещением поперечных фрагментов с шагом от 70 см до 1 метра, а также с расстоянием между этажами 35-40 см.
    И не забудьте усилить углы дополнительными Г-образными прутьями арматуры с переходом отрезков от углов на 1 метр в каждую сторону;
  • Решая вопрос, как залить фундамент под гараж своими руками, оставляйте не мене 30 см ленты над землей, для чего вам понадобится опалубка для фундамента . Для нее можно использовать обрезную доску, которая затем пойдет на пол гаража и на обрешетку крыши.

В заключение

От правильности возведенного фундамента и его горизонтальности зависит дальнейшее строительство и сроки беспроблемной эксплуатации. Видео в этой статье также подготовило обзор темы.

Как произвести монтаж ленточного фундамента под гараж своими руками + его глубина заложения

1

Ленточный фундамент является признанным лидером среди всех видов опорных конструкций, популярность и предпочтение которого невозможно переоценить.

Основное преимущество ленты — способность с одинаковым успехом нести как массивные и тяжелые здания, так и малые и относительно легкие постройки вспомогательного назначения.

Для таких сооружений использование ленточного фундамента становится оптимальным и экономичным вариантом, позволяющим обходиться минимальным количеством материалов при полноценно результате.

Кроме того, появляется возможность строить основание без привлечения специальной техники, что существенно расширяет возможности и позволяет производить работы в труднодоступных участках или в непосредственной близости от уже использующихся построек.

Одним из подобных вариантов является строительство гаража.

Подходит ли ленточный фундамент под гараж

С точки зрения технологии строительства, лента является оптимальным вариантом при строительстве гаража.

Основные технологии возведения оснований в подобных случаях:

  • Плитное.
  • Столбчатый тип.
  • Лента.

В этот список намеренно не включены такие виды, как свайный и свайно- винтовой фундамент, так как они имеют специфический характер и не получили широкого распространения.

Недостатками первого и второго типов фундамента является невозможность строительства подвала (погреба) или смотровой ямы. В результате гараж становится лишь помещением для хранения автомобилей, что не устроит большинство автовладельцев.

Ленточное основание, при полноценной способности нести вес стен и крыши, вполне позволяет строить подвальное помещение практически любых размеров, какие возможны в данных гидрогеологических условиях.

Прочность и устойчивость к нагрузкам, исходящим как от грунта, так и от внешних источников, значительно превосходит возможности столбчатых оснований и, как минимум, не уступает плитным типам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Выбирая вид фундамента, любой пользователь станет рассматривать ленту в первую очередь.

2

Достоинства и недостатки

К достоинствам ленты под гараж относятся:

  • Прочность, высокая несущая способность основания.
  • Устойчивость к внешним нагрузкам, хорошая переносимость воздействия морозного пучения.
  • Возможность равномерного распределения нагрузки по всей длине ленты.
  • Высокая скорость строительства (особенно при использовании сборных типов ленты).

Недостатками являются:

  • Имеется зависимость от типа грунта и уровня залегания водоносных горизонтов.
  • При строительстве монолитной ленты много времени уходит на затвердение бетона.
  • Учитывая необходимость заливки бетонного пола и дополнительные элементы конструкции, расход стройматериалов достаточно высок.

Какой вид подходит и его глубина заложения

Для строительства гаража могут быть использованы следующие виды ленты:

    . Изготавливается методом отливки из бетона непосредственно на площадке. Позволяет получить прочное и надежное основание, но на затвердение бетона уходит слишком много времени — почти месяц с момента заливки. . Состоит из отдельных элементов. Использование штучных материалов (кирпич, шлакоблок) существенно снижает несущие способности основания. Если строительство производится с применением специализированных фундаментных блоков (ФБС), время постройки значительно сокращается, но увеличивается объем земляных работ и требуется участие подъемной техники.

Кроме того, могут быть использованы разные типы ленты по глубине заложения:

    вид ленты экономичен, трудозатраты и расход строительных материалов уменьшены. При этом, такой вариант возможен только на подходящих типах грунта. . Требует погружения на глубину, превышающую величину промерзания грунта в холодное время года. Обладает максимальными несущими способностями, но требует больших объемов земляных работ с использованием спецтехники.

Гараж представляет собой легкую постройку, поэтому подавляющее большинство подобных сооружений строят на мелкозаглубленных ленточных основаниях, эксплуатационные качества которых вполне достаточны для нагрузок такого уровня.

Глубина погружения ленты обычно составляет 0,5-0,7 м в зависимости от условий участка, размеров гаража и используемых материалов.

3

Общая схема монтажа

Строительство фундамента под гараж практически ничем не отличается от общепринятой методики.

Схема работ следующая:

  • Подготовка участка. Удаление верхнего слоя грунта, разметка и рытье траншеи (котлована).
  • Создание слоя песчаной подготовки (подушки).
  • Строительство и установка опалубки. будущей ленты.
  • Заливка бетона.
  • Выдержка, процедуры по созданию оптимального режима затвердения материала.
  • Распалубка, завершение срока выдержки.
  • Последующие работы, окончание строительства фундамента.

Некоторые подробности ведения работ опущены, но общий порядок действий всегда следует изложенному перечню.

Технология строительства ленточных оснований отработана многими десятилетиями и не допускает никаких изменений. Отказ от каких-либо операций создает угрозу быстрому разрушению или деформации опорной конструкции.

4

Монтаж опалубки

Опалубка — это форма для заливки бетона, которая собирается из разных материалов непосредственно на площадке.

Для создания используются либо обрезные доски толщиной 25-40 мм, либо фанера толщиной от 14 мм. В большинстве случаев предпочитают доски, так как с ними проще и легче работать.

Опалубка состоит из двух параллельных рядов, набранных из щитов. Каждый из них имеет ширину, немного превышающую высоту ленты. Сборка производится с максимальной аккуратностью, щели или зазоры недопустимы и сразу же заполняются паклей или тонкими лучинами.

Это важно, так как утечка бетона может полностью нарушить весь процесс создания фундамента.

Установленные щиты выравнивают по осям траншеи и фиксируют кольями и наклонными упорами. Расстояние между щитами определяет ширину ленты и фиксируется поперечинами.

Монтаж выполняется с максимальной прочностью. Все соединения делаются снаружи, чтобы впоследствии было можно аккуратно разобрать опалубку, не повреждая ленту.

5

Выбираем арматуру и ее диаметр

Ширина ленты под стены гаража обычно не превышает 30 см (чаще всего она намного меньше и составляет 20-25 см).

Для такого фундамента оптимальным вариантом будет выбор рабочих (горизонтальных) стержней диаметром 10 мм и вспомогательных гладких прутков толщиной 6 мм.

В качестве рабочей арматуры могут использоваться металлические или композитные (стеклопластиковые) оребренные стержни. Композитная арматура устойчива к коррозии, способна нести большие нагрузки.

Тем не менее, большинство строителей предпочитает выбирать традиционные металлические стержни, проверенные многолетней практикой.

5

Армирование

Арматурный каркас состоит из горизонтальных стержней, расположенных в толще бетонной отливки на глубине 2-5 см от поверхности. Мелкозаглубленная лента обычно имеет 4 рабочих стержня, 2 сверху и 2 снизу.

Вертикальная арматура необходима лишь для поддержания рабочих прутков в необходимом положении до момента заливки. Ее используют в виде хомутов — П-образных элементов, к которым крепятся рабочие стержни.

Шаг установки хомутов в данном случае составляет 0,4-0,7 м.

10

Вязка арматуры

Соединение стержней армпояса проще всего производить методом вязки. Используется мягкая стальная проволока толщиной 1-1,2 мм. Она нарезается на куски по 25-30 см.

Для соединения используется специальный инструмент — крючок, который можно купить в магазине или, проще, сделать самостоятельно из сварочного электрода или длинного гвоздя.

Процесс вязки прост. Кусок проволоки складывается пополам и заводится снизу под перекрестное или продольное соединение. Концы проволоки поднимаются вверх, плотно обхватывают место соединения.

Затем конец крючка вставляется в петлю и несколько раз закручивается вокруг второго свободного конца, в результате чего получается плотная и прочная скрутка. Работа несложная и не требует подключения к сети электропитания.

10

Заливка

Для заливки рекомендуется использовать бетон марки М200. Менее плотные марки применять не рекомендуется, это может сделать ленту ослабленной и менее прочной. Процесс заливки должен быть максимально коротким, чтобы качество материала получилось однородным по всей длине.

Для этого следует заранее организовать доставку или изготовление материала в необходимом количестве. Бетон рекомендуется заливать в нескольких точках опалубки, чтобы ускорить процесс. Для удаления пузырей воздуха применяют вибромашины или сплошное штыкование.

3

Завершающие этапы работы

После заливки ленту накрывают полиэтиленом, защищая от палящих лучей солнца. Первые три дня каждые 4 часа производят полив водой из шланга. Затем 7 дней поливают трижды в сутки, после чего опалубку снимают и выдерживают ленту в открытом виде до полного затвердения, которое считается завершенным через 28 дней после заливки.

Готовую ленту гидроизолируют битумной мастикой или горячим гудроном, при необходимости устанавливают утеплитель (это рекомендуется делать при наличии подвала). Засыпку пазух траншеи производят после гидроизоляции и монтажа утеплителя.

Затем заливается отмостка, перекрывающая доступ к ленте дождевой воды.

Полезное видео

В данном видео вы узнаете, как производится монтаж ленточного фундамента под гараж своими руками:

Заключение

Ленточный фундамент для гаража — наиболее простой, экономичный и надежный вариант опорной конструкции. Он позволяет строить смотровые ямы или полноценные подвальные помещения, не нарушая устойчивости или прочности основания.

Расход материалов и трудозатраты относительно невелики, а долговечность и прочность фундамента позволяют считать его лидером среди альтернативных вариантов.

Выбор ленты для гаража — оптимальный способ решения вопроса с основанием, которым пользуется подавляющее большинство строителей.

1

Качество и степень надежности фундамента нагляднее всего демонстрирует та популярность, которую он завоевал у строителей.

Признанным и бесспорным лидером среди всех вариантов является ленточное основание, демонстрирующее оптимальный набор эксплуатационных качеств и экономичность.

Альтернативные виды опорных конструкций предназначены для специфических условий, используются только в тех ситуациях, когда лента свои функции выполнить не может.

Для того, чтобы определить преимущество или отставание того или другого вида фундамента, необходимо проанализировать их качества и особенности.

Рассмотрим параметры ленты в сравнении с другим типом основания — монолитной плитой.

Что такое ленточный фундамент

Ленточный фундамент представляет собой опору для наружных и внутренних несущих стен, выполненную в виде утолщенной и погруженной в грунт ленты. Она принимает на себя вес постройки и равномерно перераспределяет его, предавая нагрузку на слои грунта.

Все параметры ленты — толщина, высота, глубина погружения — напрямую зависят от несущих свойств грунта, состава слоев и уровня грунтовых вод (УГВ).

Основными факторами воздействия грунта на ленту являются:

  • Состав, однородность строения.
  • Уровень залегания и наличие прослоек почвенных вод.

Оба фактора взаимодействуют между собой. Наиболее проблемным типом грунта является глина. Она не пропускает воду, но способна накапливать ее в порах, создавая в зимнее время опасность пучения — расширения замерзшей воды, вызывающей изменение уровня.

Нагрузки пучения неравномерны и воздействуют на разные точки фундамента, деформируя его. Помимо этого, такие усилия непостоянны и могут возникать попеременно в разных участках опорной конструкции.

Решением проблемы является погружение ленты на глубину ниже уровня зимнего промерзания. В таких условиях нагрузок пучения снизу не возникает, но развитая боковая поверхность ленты испытывает значительные усилия в горизонтальной плоскости.

Для снижения этих нагрузок используется мелкозаглубленный тип ленточного фундамента, который погружается относительно неглубоко — 0,5-1,5 м.

Горизонтальные боковые нарузки уменьшаются, а усилия снизу совокупно компенсируются:

  • Весом постройки.
  • Отсутствием замерзания грунта под отапливаемым домом.
  • Слоем песчаной засыпки, выполняющим дренирующие функции и принимающим на себя нагрузки пучения.

Конструкция ленты достаточно проста и понятна, никаких особых сложностей в создании не имеется, что снижает риск неграмотного строительства и уменьшает опасность разрушения.

2

Плюсы и минусы

Достоинствами ленты считаются:

  • Высокая несущая способность.
  • Прочность, надежность.
  • Устойчивость к внешним нагрузкам.
  • Простота, экономичность строительства.
  • Наличие нескольких вариантов конструкции, позволяющих оптимальным образом соответствовать имеющимся условиям.
  • Возможность обустройства подвального помещения или погреба.

К недостаткам относят:

  • Необходимость тщательного обследования гидрогеологических условий участка, состава грунтовых слоев, прочих особенностей.
  • Довольно большой объем земляных работ, для которых нередко приходится привлекать строительную технику.
  • Масса ленты достаточно высока и сосредоточена на одной линии, что способствует просадкам грунта при недобросовестном строительстве.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существующие недостатки в той или иной степени свойственны большинству видов фундамента, поэтому с ними научились бороться или избегать их возникновения.

Ленточные основания различаются по нескольким признакам.

По глубине заложения существуют виды:

    . Практически вся лента расположена на дневной поверхности. Строится в условиях, когда погружение в грунт нецелесообразно или невозможно — на сухих плотных почвах, скальных плитах и т.п. На практике встречается редко, так как соответствующие условия в северных широтах почти невозможны. . Используется на сухих непучинистых (или слабопучинистых) грунтах. Применяется для строительства относительно небольших построек, малоэтажных жилых частных домов. . Полноценный тип ленты предназначается для крупных и массивных зданий. Отличается наибольшей несущей способностью и прочностью, но требует больших трудовложений и расхода стройматериалов.

По конструкции ленты:

  • Монолитный. Представляет собой сплошную ленту из железобетона. Обладает максимальной прочностью и несущей способностью, имеет высокую устойчивость к нагрузкам пучения. Недостаток — необходимость выдержки бетона для набора технологической прочности, на что уходит месяц.
  • Сборный. Лента строится из специальных фундаментных блоков (ФБС), кирпича, камня и т.д. Вариант пригоден только для непучинистых грунтов с отсутствием деформирующих воздействий. Наиболее прочной является лента из ФБС, с уменьшением размера фрагментов снижается устойчивость к деформирующим воздействиям грунта. Выгодна в соответствующих условиях из-за высокой скорости строительства.
  • Комбинированный. Примером такого фундамента может служить свайно-ленточный тип. Образуется сочетание двух типов опоры, когда сваи обеспечивают контакт с плотными и устойчивыми слоями грунта, а лента принимает и перераспределяет нагрузку от стен здания. Используется в сложных условиях, на пучинистых, рыхлых или заболоченных участках. При строительстве требуется использование специальной техники.

Существуют также различные варианты конструкции подошвы, опорного элемента фундамента, применяемые в определенных условиях.

3

Для каких условий он подходит

Ленточные основания предназначены для функционирования в различных условиях, но лучше всего они себя показывают на плотных, сухих и устойчивых грунтах с низким УГВ.

С увеличением проблемных позиций по гидрогеологическим условиям участка происходит уменьшение несущей способности и возникает необходимость в проведении дополнительных мероприятий — увеличения слоя засыпки, оборудование прочной подошвы (подбетонки), дренирование. На пучинистых грунтах ленточный фундамент используется ограниченно, только при наличии расчетных возможностей.

Условия низких температур основание переносит хорошо, но требует принятия определенных мер по отсечке от грунтовых вод или конденсата (гидроизоляция, утепление).

Какой фундамент выбрать для гаража: 7 советов

Гараж должен быть надежный, крепкий, защищать машину от воздействия внешних факторов, устойчивый, достаточно удобный, чтобы в нем можно было самостоятельно проводить ремонт авто. Его долговечность во многом зависит от типа основания. Какой фундамент выбрать для гаража, необходимо решить в первую очередь.


Такие конструкции, как гараж-ракушка или металлический бокс (коробка), как правило, не нуждаются в фундаменте. Дальше в статье мы расскажем о фундаментальной опоре для основательных, капитальных гаражей, которые могут быть выполнены в один или два этажа, оборудованы смотровой ямой и другими дополнительными элементами.

Зависимость выбора типа фундамента от грунта

Какие основные факторы влияют на грамотный выбор фундамента? Это:

  • Используемый строительный материал.
  • Размер гаража, его конфигурация и предполагаемый вес.
  • Вид грунта.
  • Уровень почвенных вод, а также количество сезонных осадков.
  • Глубина промерзания почвы.

Геологический анализ почвы – это обязательный предварительный этап, который необходимо провести перед началом строительства. В процессе исследования устанавливают прочность грунта, вероятность просадки и вспучивания земляного кома, устойчивость к смещениям. Если, например,

  • Грунтовые воды проходят выше уровня промерзания почвы – надо будет сооружать отводные водостоки, дренажные рвы, чтобы искусственно осушить подземные воды.
  • Состав грунта совершенно не подходит для сооружения фундамента – тогда улучшают его качество и структуру путем добавления песка, гравия, возможно добавление рукотворного уплотненного слоя, который можно получить способом пневматической трамбовки, кулачковой укатки и другими методами.
  • Грунт проблемный с высокой степенью влажности (глинистые почвы) – с минимальной погрешностью рассчитывают глубину основы касательно глубины промерзания грунта.

Чтобы выбрать наиболее подходящий материал для возведения гаража, определиться с видом фундамента, его техническими характеристиками, надо ознакомиться с типами почв.

  • Песчаные. Отличаются малой глубиной промерзания. Чем больше крупинки песка, тем более высокую нагрузку может выдержать грунт.
  • Глинистые. Особенность пучинистых грунтов – большая глубина возможного промерзания и неустойчивость при большом количестве влаги.
  • Супеси и суглинки. Основные составляющие – песок, глина. При сильных заморозках подвержены сильному изменению объема
  • Скальные. Не промерзают, не сжимаются, не имеют трещин и расколов, грунт – сплошной монолит.
  • Хрящеватые. Не подвержены воздействию минусовых температур, деформации, размыванию или проседанию. Представлены не монолитами, а каменными кусками.
  • Торфяники. Более чем на 50% состоят из органических веществ. К данному виду могут относить глинистые, песчаные и пылевато-глинистые грунты с содержанием органики до 20%.
  • Гравийные. Основа – гравий, глубина промерзания – невысокая, возможность деформации – незначительная.


Исходя из вида грунта рассчитывается не только тип будущего фундамента, но и его глубина. Поскольку, когда на участке:

  • Скальные породы, возможно, достаточно будет сделать бетонную стяжку.
  • Гравий, глубина будет – 50 см.
  • Песчаный грунт – глубина варьируется от 40 до 80 см.
  • Суглинистая почва – готовьтесь на траншею, котлован или скважины более 1,5 м глубиной.

Важно учесть, линия глубины фундамента должна быть расположена выше уровня залегания почвенных вод, как минимум, на 50 см

Сегодня наиболее распространены несколько видов фундаментов для гаража. Чтобы выбрать наиболее подходящий вариант для определенного типа грунта, необходимо учитывать архитектурные особенности постройки, а также финансовые возможности автовладельца.

Ленточный фундамент для гаража

Конструкция представляет собой ленту из железобетона, проходящую по всему периметру гаража, с одинаковым сечением (прямоугольник) по всей длине.


К преимуществам такого основания можно отнести:

  • Универсальность, поскольку данный вид фундамента подходит почти для любого вида грунта.
  • Возможность обустроить в гараже подвал или смотровую яму.
  • Использование в строительстве: бута, бутобетона, бетона, кирпича, железобетона.
  • Пригодность для построек с кирпичными, бетонными, каменными стенами.

К недостаткам часто относят существенные земляные работы, но они с лихвой оправдывают себя, т. к. правильно сделанная конструкция будет прочной, долговечной, может простоять более 100 лет.

Монолитный и сборный ленточный фундамент

Ленточные фундаменты бывают:

    (заливные, бесшовные)
  1. сборные.

Для сборного основания понадобятся готовые блоки, подушки под них, которые в ходе работ будут скрепляться цементным раствором. Железобетонные блоки устанавливаются в подготовленную траншею с организованной песчаной подушкой. В некоторых случаях наличие последней не обязательно, достаточно будет просто выровнять и хорошо утрамбовать имеющийся грунт. Плюсы применения фундаментальных блоков:

  • Скорость установки.
  • Заводское качество без перекосов, разрывов арматуры, внутренних дефектов.
  • Отсутствие технологического перерыва перед возведением стен.
  • Устойчивость и прочность.

С другой стороны – это:

  • Наличие стыковочных швов.
  • Возможность просачивания воды или разрыва основания в местах примыкания ФБС или ФЛ блоков.
  • Неудобства при сборе конструкции со сложной геометрией.
  • Привлечения для укладочных работ тяжелой техники, а значит, увеличение итоговой цены фундамента.

Хотя возможна и ручная кладка блоков для фундамента. Это могут быть изделия из классического бетона (вес – 31,7 кг одна штука, размер – 20х20х40) или из керамзитобетона (вес – 28 кг)

Монолитное основание для гаража является наиболее популярным в индивидуальном строительстве. Несмотря на трудоемкость процесса, все работы можно выполнить самостоятельно. Перед началом активных действий необходимо провести расчеты, определиться с шириной и глубиной конструкции. Как правило, ширина фундамента на 30% превышает толщину стен гаража, а вот глубина рассчитывается относительно глубины промерзания почвы плюс 20%. Также не следует забывать, что основа строения должна возвышаться над уровнем земли на 20-30 см.

Виды фундамента по степени капитальности

По степени капитальности ленточные бесшовные фундаменты делятся на:

1. Незаглубленные

Организовываются на поверхности. Возможно строительство на скалистых грунтах, которые не подлежат размыванию, вспучиванию, деформации.

2. Мелко-заглубленные

Закладываются на глубине 50-70 см на таких грунтах, как:

  • Крупнообломочный галечный – песок, галька, мелкие каменные породы. Отличается высокой прочностью, поэтому не деформируется.
  • Гравийный крупнообломочный – смесь крупно-каменных пород, гальки, песка и щебня. Грунт не деформируется, но возможны подвижки.
  • Хрящеватый – каменные обломки и гравий. Характерна очень высокая прочность, без возможных размывов и сжиманий.
  • Песчаные крупные – имеют незначительную степень промерзания, слабо подвергаются сжиманию, хорошо пропускают воду.
  • Песчаные средней крупности – немного промерзают, не задерживают влагу, отличаются сильным уплотнением при нагрузке.

3. Заглубленные.

Конструкции глубокого заложения актуальны на участках с:

  • Повышенной влажностью.
  • Небольшой глубиной промерзания.
  • Пучинистыми грунтами: пески крупные и средней крупности, хрящеватые, крупнообломочные, суглинки.

Ленточная конструкция – этапы строительства

Для установки монолитного фундамента потребуются:

  • Песчано-щебниевая смесь для подушки. .
  • Опалубка (можно использовать доски, листы жести, фанеру, полимерные материалы).
  • Арматура.
  • Бетонная смесь.

Когда выполнен чертеж с указанием конфигурации гаража, всех необходимых размеров, проведен анализ грунта, выполнены расчеты по углублению фундамента, подготовлены стройматериалы, можно начинать закладывать основу. Алгоритм действий следующий:

  • Земляные работы. Траншея роется глубже на 30-50 см, чем заложена в проекте глубина фундамента. Эти сантиметры заполнит хорошо уплотненная песчано-гравийная или песчаная подушка, которая нужна, чтобы сделать дно траншеи более ровным и выполнять функцию дополнительной тепло-, гидроизоляции. Кроме того, песок будет выполнять функцию дренажа.
  • Первый слой раствора. Во многих случаях подушку заливают слоем «подбетонки», толщина которого – 10-15 см. Для усиления бетонной подготовки можно положить арматурную сетку.
  • Устанавливаем опалубку. Используют покупные или самодельные опалубки, съемные и несъемные. При отсутствии профессиональных навыков стоит приобрести готовую конструкцию, чтобы исключить возможные неровности или просчеты в размерах. Для съемной опалубки подойдут: широкие доски небольшой толщины, листы шифера и ДСП, толстая фанера, металлические листы, пенополистирол (пенопласт). К несъемному ряду относятся: арболит (полые панели из цемента и деревянной щепы), стекломагнезит (металлический термопрофиль, опоясанный стекломагниевым полотном), блоки из пенополистирола и пр. На этом же этапе продумываем будущую прокладку коммуникаций. Опалубка должна удержать раствор в конкретной форме, поэтому главное – это точные размеры, качественный и ровный крепеж, не допускаются отклонения и перекосы.

Если участок под постройку гаража наклонный, то опалубка поможет вывести перепады (по горизонтали) в одну плоскость. В соответствии с расчетами опалубка в самой низкой точке конструируется выше

  • Армирование. Сетка из арматуры служит для усиления основания гаража. Защитой от поперечных нагрузок служит гладкая арматура, от продольных – ребристая. Минимальное количество вертикальных прутьев в каркасе – два ряда, количество горизонтальных растет пропорционально расчетной глубине, шаг – 30 см.
  • Заливка бетонной смеси. Процесс может производиться в один или несколько приемов. При поэтапной заливке каждый слой не должен превышать 20-30 см (один подсыхает – заливается следующий), а промежутки времени – 12 часов. В строительстве используется заводской бетон или бетонная смесь собственного изготовления с соблюдением всех необходимых пропорций компонентов. В зависимости от погодных условий и времени года фундаментный бетон в обязательном порядке защищают от осадков, прямых солнечных лучей, низких температур.
Плавающий (плитный) фундамент для гаража

Один из видов ленточного фундамента. Достаточно устойчив на ненадежном пучинистом грунте, глине, болотистой местности, при неблагоприятных погодных условиях (чрезмерных осадках), колебаниях почвы и повышенных нагрузках.


Железобетонная заглубленная плита может быть:

  • Обычной (простой) – отлично подойдет для относительно небольших гаражей.
  • Монолитной решетчатой (сборной) – дороговат.
  • Монолитной армированной (по краям) или с продольными ребрами жесткости – оптимальное соотношения цены и прочности.

К преимуществам данного вида фундамента можно отнести:

  • Несложную для выполнения технологию.
  • Возможность провести работы самостоятельно.
  • Хорошую несущую способность.
  • Прочность и устойчивость, т. к. основа является жесткой монолитной площадкой.
  • Возможность организации плиты на сложных типах грунтов, не применяя капитальные работы с землей.
  • Одновременное выполнение функций несущей основы и пола гаража.

Строительные работы проводим в следующем порядке:

  • Наносим размерную разметку и выкапываем котлован на нужную глубину с учетом части над землей (около 50 см). На дно можно уложить геотекстиль.
  • Засыпаем подушку слоем (до 20 см) щебня средней фракции и песка в необходимой пропорции, утрамбовываем ее и выравниваем.
  • Выполняем бетонную стяжку (марка М 100) толщиной от 7 см и хорошо выдерживаем ее (при температуре + 20 градусов – 10-15 дней).
  • Выставляем опалубку.

Если на участке песчаный грунт, то опалубку под кирпичный или железный гараж устанавливают до заливки стяжки на всю глубину котлована

Плавающий фундамент – это конструкция малого заложения, быстро набирающая популярность.

Столбчатый фундамент для гаража

Данные конструкции обустраивают, когда использование других фундаментов нецелесообразно:

  • В грунтах с высокой степенью промерзания.
  • На участках со сложным рельефом.
  • При плохой несущей способности грунта.


Основа представляет собой систему из деревянных, каменных, бутовых или кирпичных столбов, объединенных в единое целое. Из-за своей недолговечности, несмотря на всевозможные пропитки и гидроизоляционную защиту, столбы из дерева сегодня используют очень редко. Что касается других материалов, то опоры из них устанавливают на расстоянии 1,2-2,5 м друг от друга в наиболее ответственных местах: углах, точках пересечения стен, прогонах с повышенной нагрузкой.

Технология возведения

По технологии установки необходимо:

  • Пробурить скважины, в которые засыпать слой песчано-щебневой подушки.
  • В лунки опустить рубероид, свернутый в рулон, асбестоцементную или стальную трубу так, чтобы их верхний край был выше уровня земли на 30 см. Эти материалы послужат и гидроизоляцией, и опалубкой столбов.
  • Проводим усиление арматурной сеткой с сечением прута 6 мм – для горизонтальных, 10-12 мм – для вертикальных. Теперь арматура выше опалубки на 20-30 см (для железобетонной рамы).
  • Заливаем и утрамбовываем бетон.

Все столбы объединяем в одну конструкцию при помощи обвязочных балок, стальных швеллеров или бетонных ростверков. Главное, чтобы по горизонтали образовывалась ровная плоскость.

Для разных материалов определены соответствующие размеры столбов:

  • для дерева – диаметр 25-28 см.
  • для железобетона – 25 см.
  • для бутобетона – 50-60 см.
  • для кирпича – 50-55 см.

Фундамент столбчатого типа надежен, экономичен и не требует дополнительных работ и затрат по гидроизоляции.

Столбчато-ленточный фундамент для гаража

Описываемый тип фундамента является комбинированным и актуален при наличии в грунте большого количества подземных вод.


Процесс сооружения конструкции во многом совпадает с обустройством ленточного фундамента, но есть и некоторые новые моменты. Последовательность работ следующая:

  • Роем траншею.
  • Подготавливаем лунки. Диаметр каждой – от 15 см, глубина – 100-200 см, расстояние между углублениями не меньше 1 м.
  • Готовим лунки к заливке бетонной смесью: в каждую укладываем 10 см песчаной подушки, устанавливаем опалубку из асбестоцементной трубы или рубероида, помещаем каркас из арматуры (металлической).
  • Проводим работы с траншеей, как для ленточной конструкции (см. предыдущий пункт), по окончании которых заливаем фундамент.

Свайный фундамент для гаража

На участке слабый грунт, который легко сдавливается, или, наоборот, слишком твердый, а может, глубина залегания естественной основы (под торфяником) достаточно велика (4-6 м)? Тогда под гараж устанавливают свайный фундамент.


Его преимущества:

  • Минимальные сроки проведения всех работ.
  • Возможность круглогодичной установки.
  • Отсутствие работ по выравниванию и подготовке почвы.
  • Степень углубления свай компенсирует перепады и уклоны рельефа.

Сваи могут быть металлические, деревянные, бетонные, железобетонные; пустотелые и цельные; с круглым, прямоугольным и пирамидальным сечением.

Способу передачи, а также распределения нагрузки (на грунт) сваи бывают:

Читайте также: