Фундамент нестационарного торгового объекта

Обновлено: 17.05.2024

Приложение 1. Правила размещения, обустройства и эксплуатации нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах

1.1. Правила размещения, обустройства и эксплуатации нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах (далее - Правила) устанавливают требования к размещению, обустройству и эксплуатации нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 1.1(1) с 28 ноября 2017 г. - Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 912-ПП

1.1(1). Действие настоящих Правил не распространяется на предприятия общественного питания и бытового обслуживания.

Информация об изменениях:

Пункт 1.2 изменен с 28 ноября 2017 г. - Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 912-ПП

1.2. Под нестационарным торговым объектом при стационарном торговом объекте (далее - нестационарный торговый объект) понимается размещаемый в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами, торговый объект, представляющий собой временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком, примыкающий к зданию, строению, сооружению, в котором размещен стационарный торговый объект, или размещаемый на расстоянии не более 10 метров от входной группы в такое здание, строение, сооружение.

1.3. Нестационарные торговые объекты должны быть спроектированы, изготовлены и установлены в соответствии с требованиями безопасности, технических регламентов, государственных стандартов, иными требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.

Внешний вид нестационарного торгового объекта должен соответствовать стилистике здания, строения, сооружения, в котором размещен стационарный торговый объект, и не нарушать внешний архитектурно-художественный облик города Москвы.

1.4. Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Москвы в границах земельных участков, находящихся в государственной собственности города Москвы, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без оформления земельно-правовых отношений.

Информация об изменениях:

Пункт 1.5 изменен с 28 ноября 2017 г. - Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 912-ПП

1.5. Размещение нестационарного торгового объекта допускается хозяйствующим субъектом, которому на праве собственности, ином вещном праве, праве пользования и (или) владения принадлежит входная группа в здание, строение, сооружение, в котором располагается стационарный торговый объект. При этом каждому такому хозяйствующему субъекту разрешается размещение одновременно не более одного нестационарного торгового объекта.

1.6. Специализация размещаемого нестационарного торгового объекта, предусмотренная пунктом 2.1 настоящих Правил, должна соответствовать ассортименту товаров, реализуемых в стационарном торговом объекте (за исключением нестационарных торговых объектов со специализацией "елочный базар"). При этом под специализацией нестационарного торгового объекта понимается торговая деятельность, при которой 80 и более процентов всех предлагаемых к продаже товаров от их общего количества составляют товары одной группы.

1.7. Нестационарные торговые объекты размещаются на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) и уведомления о включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения (о внесении изменений в схему размещения). Нестационарные торговые объекты включаются в схему размещения бессрочно.

1.8. Схема размещения должна содержать: адресные ориентиры, тип нестационарного торгового объекта в соответствии с утвержденным Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы типовым архитектурно-художественным решением нестационарного торгового объекта, специализацию, размер площади места размещения, период размещения нестационарного торгового объекта.

1.9. В состав схемы размещения также включаются:

1.9.1. Схема размещения по административным округам города Москвы в масштабе 1:10000.

1.9.2. Проект размещения нестационарного торгового объекта, разработанный Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, приложением к которому является типовое архитектурно-художественное решение нестационарного торгового объекта.

1.10. Включение места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения (внесение изменений в схему размещения) осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги "Включение места размещения нестационарного торгового объекта при стационарном торговом объекте в схему размещения нестационарных торговых объектов (внесение изменений в схему размещения)" с выдачей хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность в стационарном торговом объекте, уведомления о включении места размещения нестационарного торгового объекта при стационарном торговом объекте в схему размещения нестационарных торговых объектов (о внесении изменений в схему размещения).

Внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, установленном для включения места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения.

1.11. В уведомлении о включении места размещения нестационарного торгового объекта при стационарном торговом объекте в схему размещения нестационарных торговых объектов (о внесении изменений в схему размещения) указываются:

1.11.1. Сведения об адресе и площади места размещения, специализации нестационарного торгового объекта.

1.11.2. Требование о необходимости размещения, обустройства и эксплуатации нестационарного торгового объекта в соответствии с установленными требованиями и проектом размещения нестационарного торгового объекта.

1.11.3. Требование к хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность в стационарном торговом объекте, в срок не позднее 5 календарных дней со дня принятия решения об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения обеспечить демонтаж и вывоз нестационарного торгового объекта с места его размещения.

1.11.4. Положение, предусматривающее, что в случае принятия решения об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения и по истечении срока, указанного в пункте 1.11.3 настоящих Правил, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы самостоятельно обеспечивает демонтаж и (или) перемещение нестационарного торгового объекта на специально организованную площадку для хранения незаконно размещенных объектов.

1.11.5. Положение, предусматривающее, что уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в случае отказа хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность в стационарном торговом объекте, в добровольном порядке осуществить демонтаж и вывоз нестационарного торгового объекта с места его размещения в срок, указанный в пункте 1.11.3 настоящих Правил, не несет ответственность за состояние и сохранность товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в нестационарном торговом объекте, при его демонтаже и (или) перемещении на специально организованную площадку для хранения незаконно размещенных объектов.

1.12. Префектура административного округа города Москвы, Департамент торговли и услуг города Москвы, Объединение административно-технических инспекций города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы при выявлении оснований, предусмотренных пунктом 1.13 настоящих Правил, обязаны инициировать исключение места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения в следующем порядке:

1.12.1. В срок не позднее 5 рабочих дней со дня выявления оснований, предусмотренных пунктом 1.13 настоящих Правил, орган исполнительной власти города Москвы, инициирующий исключение места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения, направляет заявление об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы, которая в срок не позднее 21 рабочего дня со дня получения заявления рассматривает заявление и принимает решение об исключении или об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных пунктом 1.13 настоящих Правил.

1.12.2. При принятии Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы решения об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения префектура административного округа города Москвы в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения принимает правовой акт о внесении изменений в схему размещения (об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения) и направляет хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность в стационарном торговом объекте, уведомление о внесении изменений в схему размещения (об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения) способом, обеспечивающим подтверждение получения такого уведомления.

1.13. Основаниями для исключения места размещения нестационарного торгового объекта из схемы размещения являются:

1.13.1. Изменение градостроительной ситуации, препятствующее размещению нестационарного торгового объекта согласно требованиям, установленным настоящими Правилами, а также создание нестационарным торговым объектом препятствий при осуществлении работ по строительству или длительному (более одного года) ремонту объектов дорожно-транспортной, инженерной инфраструктуры, реконструкции или ремонту зданий, строений, сооружений, в которых размещен стационарный торговый объект, о чем префектура административного округа города Москвы одновременно с направлением заявления, указанного в пункте 1.12.1 настоящих Правил, в Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы уведомляет хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность в стационарном торговом объекте, способом, обеспечивающим подтверждение получения такого уведомления.

1.13.2. Наличие не исполненного в установленный срок предписания или представления органа государственного контроля (надзора) об устранении нарушений требований к размещению, внешнему виду и содержанию нестационарного торгового объекта, установленных настоящими Правилами.

1.13.3. Неоплата или несвоевременная оплата административного штрафа за нарушение требований к размещению, внешнему виду, содержанию и специализации нестационарного торгового объекта.

1.13.4. Наличие неразрешимого конфликта интересов между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в стационарном торговом объекте, и жителями, возникшего в результате размещения нестационарного торгового объекта (наличие неоднократных (двух и более) обоснованных жалоб жителей в органы государственной власти на нарушение требований к размещению, обустройству и эксплуатации нестационарного торгового объекта).

1.13.5. Письменный отказ хозяйствующего субъекта, которому принадлежит право на размещение нестационарного торгового объекта, от размещения нестационарного торгового объекта, поданный в префектуру соответствующего административного округа города Москвы с указанием места размещения нестационарного торгового объекта и его площади, а также специализации нестационарного торгового объекта.

1.13.6. Факт прекращения деятельности хозяйствующего субъекта в стационарном торговом объекте, установленный префектурой соответствующего административного округа города Москвы.

1.13.7. Несоответствие нестационарного торгового объекта установленным требованиям.

1.13.8. Установление актом органов исполнительной власти города Москвы, указанных в пункте 1.16 настоящих Правил, факта двукратного нарушения требований к размещению, внешнему виду и содержанию, эксплуатации нестационарного торгового объекта, установленных настоящими Правилами.

1.13.9. Наличие акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в отношении объекта недвижимости, в котором расположен стационарный торговый объект, о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости и (или) акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (при отсутствии вступившего в законную силу решения суда, подтверждающего факт наличия незаконно размещенного объекта недвижимости и (или) факт незаконного (нецелевого) использования земельного участка).

1.14. При необходимости выполнения ремонтных, профилактических и других работ объектов дорожно-транспортной, инженерной инфраструктуры, иных объектах городской инфраструктуры, реконструкции или ремонту зданий, строений, сооружений, во время выполнения которых невозможно функционирование нестационарного торгового объекта, префектура административного округа города Москвы в срок не позднее 14 календарных дней до дня начала указанных работ в письменной форме уведомляет хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность в стационарном торговом объекте, о необходимости демонтажа нестационарного торгового объекта с указанием даты начала и окончания соответствующих работ способом, обеспечивающим подтверждение получения такого уведомления. При необходимости проведения аварийных работ такое уведомление производится незамедлительно.

Хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность в стационарном торговом объекте, обязан обеспечить возможность проведения соответствующих работ в указанный префектурой административного округа города Москвы период времени.

1.15. Демонтаж нестационарного торгового объекта, незаконно размещенного на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с Положением о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденным Правительством Москвы.

1.16. Контроль за соблюдением установленных Правительством Москвы требований к внешнему виду и содержанию нестационарных торговых объектов осуществляется Объединением административно-технических инспекций города Москвы.

Контроль за соблюдением установленных Правительством Москвы требований к размещению нестационарных торговых объектов осуществляется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

Контроль за соблюдением установленных Правительством Москвы требований к эксплуатации нестационарных торговых объектов осуществляют префектуры административных округов города Москвы.

Информация об изменениях:

Раздел 2 изменен с 28 ноября 2017 г. - Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 912-ПП

2. Требования к размещению нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах

2.1. Период размещения нестационарных торговых объектов:

2.1.1. Для нестационарных торговых объектов со специализацией "овощи-фрукты", "мороженое", "хлеб и хлебобулочные изделия", "прохладительные напитки", "квас" (в том числе в розлив), "сувениры/народные промыслы", "книги", "цветы" - с 1 мая по 1 октября.

2.1.2. Для нестационарных объектов со специализацией "елочный базар" - с 20 по 31 декабря.

2.1.3. Для нестационарных объектов со специализацией "бахчевой развал" - с 1 августа по 1 октября.

2.2. Номенклатура специализаций нестационарных торговых объектов, минимальный ассортиментный перечень и номенклатура дополнительных групп товаров в соответствии со специализацией утверждаются распоряжением Департамента торговли и услуг города Москвы.

2.3. Размещение нестационарных торговых объектов специализаций, не указанных в пункте 2.1 настоящих Правил, при стационарных торговых объектах не допускается.

На территориях, переданных государственным учреждениям культуры города Москвы - паркам и садам культуры и отдыха, усадьбам, музеям-усадьбам, музеям-заповедникам, Московскому зоопарку, учреждению "Поклонная гора", подведомственным Департаменту культуры города Москвы, допускается размещение нестационарных торговых объектов следующих специализаций: "цветы", "сувениры/народные промыслы", "книги", "мороженое", "прохладительные напитки".

2.4. Размещение нестационарных торговых объектов производится в границах места размещения нестационарного торгового объекта, установленных схемой размещения.

2.5. Площадь места размещения нестационарного торгового объекта определяется проектом размещения нестационарного торгового объекта, разрабатываемым Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, и не может превышать 30 кв. м.

Площадь места размещения нестационарного торгового объекта не может превышать площадь стационарного торгового объекта, при котором он размещается (за исключением нестационарных торговых объектов со специализацией "елочный базар").

2.6. Хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность в стационарном торговом объекте, выполняет:

2.6.1. Монтаж нестационарного торгового объекта - не ранее первой даты срока, указанного в пункте 2.1 настоящих Правил.

2.6.2. Демонтаж нестационарного торгового объекта - не позднее второй даты срока, указанного в пункте 2.1 настоящих Правил.

2.7. В случае прекращения деятельности хозяйствующего субъекта в стационарном торговом объекте демонтаж нестационарного торгового объекта осуществляется в срок не позднее одного календарного дня, следующего за днем прекращения деятельности хозяйствующего субъекта.

2.8. При выполнении демонтажа нестационарного торгового объекта хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в стационарном торговом объекте, обеспечивается проведение восстановления нарушенного благоустройства в связи с размещением данного нестационарного торгового объекта.

2.9. Размещение нестационарного торгового объекта допускается непосредственно с примыканием к зданию, строению, сооружению, в котором размещен стационарный торговый объект, или на участке, отстоящем на расстоянии не более 10 метров от входной группы в такое здание, строение, сооружение, и только на асфальтобетонном покрытии (покрытии из тротуарной плитки). Указанное расстояние измеряется по прямой линии от входной группы до ближайшей к ней границы места размещения нестационарного торгового объекта, установленной схемой размещения.

2.10. Границы места размещения нестационарного торгового объекта не должны нарушать права собственников, пользователей соседних помещений зданий, строений, сооружений.

2.11. Не допускается размещение нестационарных торговых объектов:

2.11.1. За пределами границ, установленных схемой размещения.

2.11.2. В 50-метровой зоне от периметра технических сооружений метрополитена.

2.11.3. В 50-метровой зоне от периметра вестибюлей станций и входов (выходов) подземных пешеходных переходов метрополитена.

2.11.4. В арках зданий, на цветниках, озелененных территориях со сформированным травяным покровом, площадках (детские площадки, площадки отдыха, спортивные площадки, городские парковки).

2.11.5. На участках при стационарных торговых объектах, расположенных выше первых этажей нежилых зданий и не имеющих отдельного входа.

2.11.6. На остановочных пунктах городского транспорта общего пользования, а также в 10-метровой зоне от границ посадочных площадок.

2.11.7. На тротуарах и площадках, если свободная ширина прохода от крайних элементов нестационарного торгового объекта до края проезжей части, а также границ парковочной разметки автотранспорта, опор конструкций, стволов деревьев, других отдельно стоящих выступающих элементов, включая здания, строения, сооружения, не позволяет обеспечить беспрепятственное пешеходное движение в соответствии с установленными требованиями, в том числе требованиями свода правил СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

2.11.8. В охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 10-метровой зоне от наземных пешеходных переходов, от входов (выходов) в подземные и надземные пешеходные переходы (за исключением пешеходных переходов метрополитена).

2.11.9. На крышах жилых домов и их встроено-пристроенных помещений.

2.11.10. На парковках при здании, строении, сооружении, в котором размещен стационарный торговый объект, если площадь, занимаемая нестационарным торговым объектом, превышает 10 процентов парковочного пространства.

2.11.11. На парковках при здании, строении, сооружении, в котором размещен стационарный торговый объект, если площадь, занимаемая нестационарным торговым объектом, не превышает 10 процентов парковочного пространства, но при этом не обеспечивается беспрепятственное пешеходное движение и безопасное обеспечение деятельности нестационарного торгового объекта.

2.11.12. В пределах треугольников видимости нерегулируемых пешеходных переходов, перекрестков и примыканий улиц и иных линейных транспортных объектов.

2.11.13. На грунтовых (незапечатанных) поверхностях.

2.11.14. На участках, на которых размещены объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, и объекты благоустройства (контейнерные площадки, инвентарные объекты заводского изготовления, объекты контейнерного типа, объекты модульного типа и иные некапитальные объекты), препятствующие размещению нестационарного торгового объекта.

2.11.15. В случае создания нестационарным торговым объектом препятствий при осуществлении работ по строительству или длительному (более одного года) ремонту объектов дорожно-транспортной, инженерной инфраструктуры, реконструкции или ремонту зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, в которых размещен стационарный торговый объект.

2.11.16. В случае наличия неразрешимого конфликта интересов между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в стационарном торговом объекте, и жителями (наличие неоднократных (двух и более) обоснованных жалоб жителей в органы государственной власти на функционирование стационарного торгового объекта).

2.11.17. В случае если размещение нестационарного торгового объекта противоречит законодательству об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

3. Требования к обустройству нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах

3.1. При обустройстве нестационарных торговых объектов используются временные конструкции, включающие в себя элементы оборудования, выполненные в соответствии с типовыми архитектурно-художественными решениями нестационарных торговых объектов.

Размещение информационных конструкций на внешних поверхностях нестационарного торгового объекта осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Москвы.

3.2. Обустройство нестационарного торгового объекта осуществляется в соответствии с проектом размещения нестационарного торгового объекта с учетом сохранности внешнего архитектурно-художественного облика города Москвы.

3.3. Проектом размещения нестационарного торгового объекта, разрабатываемого Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, предусматривается:

3.3.1. Тип нестационарного торгового объекта в соответствии с типовым архитектурно-художественным решением нестационарного торгового объекта.

3.3.2. Специализация нестационарного торгового объекта.

3.3.3. Определение границ и площади места размещения нестационарного торгового объекта.

3.4. При оборудовании нестационарных торговых объектов не допускается:

3.4.1. Использование кирпича, строительных блоков и плит, монолитного бетона, железобетона, стальных профилированных листов.

3.4.2. Прокладка подземных инженерных коммуникаций и проведение строительно-монтажных работ капитального характера.

3.5. Допускается размещение нескольких нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах, расположенных в одном здании, строении, сооружении и принадлежащих только разным хозяйствующим субъектам, при этом конструкции нестационарных торговых объектов должны быть выполнены в едином архитектурно-художественном стиле (единые материалы конструкции, взаимосвязанное колористическое решение) с соблюдением единой линии размещения крайних точек выступа элементов оборудования нестационарного торгового объекта относительно горизонтальной плоскости фасада.

3.6. Элементы оборудования, используемые для обустройства нестационарных торговых объектов, должны быть исключительно промышленного изготовления.

3.7. При обустройстве нестационарных торговых объектов не допускается использование шатров.

3.8. Высота элементов оборудования нестационарного торгового объекта не должна превышать высоту первого этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами) здания, строения, сооружения, в котором размещен стационарный торговый объект.

3.9. Элементы оборудования нестационарных торговых объектов должны содержаться в технически исправном состоянии, быть очищенными от грязи и иного мусора.

Не допускается наличие на элементах оборудования механических повреждений, прорывов размещаемых на них полотен, а также нарушение целостности конструкций. Металлические элементы конструкций, оборудования должны быть очищены от ржавчины и окрашены.

3.10. Элементы оборудования, используемые при обустройстве нестационарного торгового объекта со специализацией "елочный базар", "бахчевой развал", должны формировать целостный объект в границах участка, отвечающий следующим требованиям:

3.10.1. Высота элементов оборудования должна определяться в соответствии с типовым архитектурно-художественными решением нестационарного торгового объекта.

3.10.2. Конструкции должны устанавливаться исключительно на асфальтобетонном покрытии (покрытии из тротуарной плитки), должны быть выполнены из жестких секций, скрепленных между собой элементами, обеспечивающими их устойчивость.

Конструкции не должны содержать элементов, создающих угрозу безопасности пешеходного движения.

3.10.3. В качестве конструкций не допускается использование глухих элементов.

3.10.4. Материалы конструкций должны быть прочными и износостойкими.

Информация об изменениях:

Приложение 1 дополнено пунктом 3.11 с 28 ноября 2017 г. - Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 912-ПП

3.11. Свес конструкций маркиз относительно границ места размещения нестационарного торгового объекта не должен превышать 0,3 м.

4. Требования к эксплуатации нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах

4.1. Не допускается нарушение периода размещения и специализации нестационарных торговых объектов, установленных в соответствии с требованиями пунктов 2.1, 2.2 настоящих Правил.

4.2. Не допускается выкладка товара за пределами границ конструктивных элементов нестационарного торгового объекта.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Фундамент нестационарного торгового объекта

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 10

- Владелец не согласен с решением о демонтаже нестационарного торгового объекта

- Владелец не согласен с исключением нестационарного торгового объекта из схемы размещения

- Заявитель не согласен с отказом в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта

1. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

2. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4. Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.

5. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 7 ст. 10 см. Постановление КС РФ от 19.04.2021 N 14-П.

7. Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках находящихся в частной собственности

Подборка наиболее важных документов по запросу Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках находящихся в частной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках находящихся в частной собственности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 10 "Особенности размещения нестационарных торговых объектов" Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" "Положения статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не лишают органы местного самоуправления контрольных полномочий. Администрация вправе ставить вопрос об освобождении нестационарного торгового объекта, если его размещение на земельном участке, находящемся в частной собственности, нарушает установленные действующим законодательством требования (например, при несоблюдении санитарно-эпидемиологических норм и правил, правил пожарной безопасности, создании угрозы жизни и здоровью граждан)."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках находящихся в частной собственности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Нужно ли включать нестационарный торговый объект, размещенный на земельном участке, находящемся в частной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, разработанную и утвержденную органом местного самоуправления?
(Консультация эксперта, 2019) Вопрос: Нужно ли включать нестационарный торговый объект, размещенный на земельном участке, находящемся в частной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, разработанную и утвержденную органом местного самоуправления?

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России
(Дзедзинский А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 1) Позиция заявителей. Оспариваемые положения противоречат статьям 8 (части 1 и 2), 12, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 34, 35 (части 1 и 2), 36 (части 1 и 2), 45, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 132 (часть 1) Конституции РФ, поскольку позволяют органам местного самоуправления устанавливать в правилах благоустройства территории муниципального образования дополнительный, по сравнению с федеральным законодательством, запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности. Тем самым данные нормы препятствуют собственникам помещений в многоквартирном доме извлекать доход при предоставлении части земельного участка в аренду и одновременно лишают хозяйствующих субъектов возможности осуществлять на таких участках торговую деятельность, а также ведут к неправомерному ограничению конкуренции.

Нормативные акты: Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках находящихся в частной собственности

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" 7. Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Информация
"Конституционно-правовая защита предпринимательства: актуальные аспекты (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2018 - 2020 годов)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 17.12.2020) Данная правовая позиция, как было впоследствии подчеркнуто Конституционным Судом, сохраняет свою силу и имеет ориентирующее значение также при решении вопроса о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности (Определение от 5 декабря 2019 года N 3274-О).

Фундамент нестационарного торгового объекта

О размещении нестационарных торговых объектов

Порядок размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) регулируется статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле).

Статьей 6 Закона о торговле установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия по разработке и принятию законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.

Согласно части 3 статьи 10 Закона о торговле, схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

С 1 марта 2015 года главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены положения, касающиеся размещения НТО на условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

При этом федеральным законодательством не исключается возможность размещения НТО на землях и земельных участках, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, с предоставлением земельного участка (на основании договора аренды).

В случае, если для размещения НТО хозяйствующему субъекту предоставляется земельный участок в аренду, то в соответствии с изменениями в Земельный кодекс Российской Федерации, вступившими в силу 1 марта 2015 года, по общему правилу предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе по истечении срока его использования (указанного в договоре аренды), осуществляется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.

В случае заключения иных договоров на право размещения НТО (отличных от договора аренды земельного участка) порядок предоставления права на размещение НТО определяется органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках их полномочий. При этом Методическими рекомендациями по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации (письмо Минпромторга России от 23 марта 2015 г. N ЕВ-5999/08 в субъекты Российской Федерации) рекомендовано предоставлять право на размещение НТО в случае наличия нескольких заявок на одно торговое место по результатам торгов (указанные методические рекомендации носят не обязательный для применения характер).

В целях развития многоформатной торговли и конкуренции постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 291 утверждены правила установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методика расчета указанных нормативов.

Так, в соответствии с указанной методикой субъекты Российской Федерации устанавливают нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в зависимости от видов торговых объектов (стационарные торговые объекты, объекты торговли местного значения, торговые места по реализации продуктов питания на розничных рынках, нестационарные торговые объекты) в целях сбалансированного развития многоформатной торговли.

Фундамент нестационарного торгового объекта

Требуется ли разрешение на строительство нестационарного торгового объекта

Ситуация: Клиент, являясь собственником земельного участка, принял решение разместить на нем торговый павильон. Вид разрешенного использования участка - "под организацию торговли", позволял ему использовать участок для размещения объектов торговли.

Начав возведение фундамента, он получил от местной администрации предписание остановить строительные работы до получения разрешения на строительство. Параллельно началась прокурорская проверка.

Вопрос: Требуется ли для возведения торгового павильона разрешение на строительство?

Ответ: В описанной ситуации для строительства торгового павильона Клиента получение разрешения на строительство не требовалось. Т.к. по своим техническим характеристикам указанный объект является объектом нестационарной торговли.

Обоснование ответа: Право застройщика на возведение объекта капитального строительства удостоверяется разрешением на строительство. Такой документ застройщик может получить в порядке, установленном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Однако не во всех случаях законодательство требует получение разрешения на строительство. Например, часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации говорит о том, что не требуется получать разрешение на строительство для возведения киосков, навесов и других объектов, которые капительными не являются.

Так что же отличает капитальный объект от некапитального?

Понятие недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее - "ГК РФ"), согласно которой к недвижимым вещам относятся все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной в п. 38 Постановления Пленума от 23.06.2015 года № 25, при разрешении вопроса о признании объекта недвижимой вещью необходимо установить, что на нем по крайней мере полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы.

Таким образом, наиболее существенной технической характеристикой объекта, позволяющей квалифицировать его в качестве недвижимости, является наличие фундамента и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

С другой стороны, законодатель ввел в оборот понятие нестационарного торгового объекта. Примечание к пункту 3.14. «ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 771-ст), раскрывая понятие нестационарный торговый объект, относит к ним павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. При этом указанный ГОСТ Р, не раскрывает ответа на другой интересный вопрос.

Чем же стационарный павильон отличается от нестационарного?

«Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение…».

пп. 6) ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Аналогичным образом данный термин раскрывается в «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст).

«Объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (некапитальные объекты), - объекты, для размещения которых не требуется оформление разрешения на строительство, выполненные из легковозводимых конструкций без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения, в том числе летние павильоны, небольшие склады, а также торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли, теплицы, парники, беседки, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие подобные сооружения».

Читайте также: