Фундамент математических навыков закладывается

Обновлено: 01.05.2024

Считать не вредно: зачем на самом деле ребенку нужна математика

Педагоги, психологи и методисты рассказывают, какие скиллы прокачивает царица наук и почему так важно изучать этот непростой предмет.

Мы часто слышим: математика — царица наук. Но чем же так полезно для детей решение задач и примеров?

Действительно, изучая математику, ребенок развивает одновременно логическое и абстрактное мышление. С помощью законов логики он не толькоучится понимать пути решения той или иной задачи, но и в целом познает рациональный мир, который его окружает.

Именно поэтому в IQ-тесте уровень интеллекта представляет собой умение мыслить логически.

Абстрактное же мышление помогает выделять задания в определенные классы, подбирая общие решения, вместо того, чтобы корпеть над каждой задачей в отдельности. Такой навык применим и в обычной жизни, где ребенку предстоит преодолевать трудности — абстрактное мышление поможет ему вспомнить прошлый опыт и применить его наилучшим образом.

Кроме того, полученные знания помогут и в старших классах, ведь в математике изучение одной темы основывается на ранее пройденном материале.

Так, неусвоенная таблица умножения аукнется при изучении умножения дробей, отрицательных чисел».

Также учитель отмечает положительное воздействие точной науки на дисциплину в целом: « С помощью математики ребенок приобщается к культуре выполнения заданий в целом, поэтому даже гуманитарные вузы требуют, чтобы абитуриенты сдавали экзамен профильного уровня. Особенно важно в этой связи олимпиадное движение, которое помогает детям развить математические навыки за пределами основной программы и « отшлифовать» их с помощью нестандартных задачек ».

Так, например, заинтересовать детей одной из самых важных школьных дисциплин помогает ежегодная олимпиада «Я люблю математику» , которую для учеников 1-5 классов проводят Центр педагогического мастерства Москвы и проект Яндекс.Учебник.

Участие в олимпиаде бесплатное: в этот раз решить интересные интерактивные задачки помогают любимые персонажи мультфильма «Фиксики».

В ходе исследований Университета Дьюка в США ученые установили, что решение математических задач не только тренирует мозг, но и положительно влияет на психологическое здоровье. По их мнению, это отсутствие эмоциональных переживаний, которые мешают человеку в повседневной жизни, а также в достижении целей и задач.

Оказалось, во время занятий математикой включаются части мозга, ответственные за развитие навыков психологической и эмоциональной саморегуляции.

Несмотря на то что долгое время связь между эмоциями и математикой считалась неочевидной, исследователи полагают, что регулярные занятия позволяют предотвратить депрессию и тревожность.

По словам педагога-психолога московской школы 2065 Ольги Корсаковой, математика выполняет те же функции по расширению картины мира, что и иностранный язык:

« Понимание математического языка дает преимущество во многих сферах жизни. Например, находясь в поиске правильного решения, ребенок открыт к получению опыта через определенные трудности. Изучая математику в начальной школе, дети учатся концентрироваться, анализировать, быстрее запоминать и прогнозировать. Эти навыки в будущем помогут избавиться от “каши в голове”, точнее формулировать мысль при общении, самостоятельно принимать решения», — уверен психолог.

Если дети не любят математику, которой занимаются в школе, то можно показать им другую математику, более интересную и увлекательную. В этом помогут интерактивные олимпиады и развивающие игры.

Чтобы побороть страх перед сложным предметом и повысить мотивацию ребенка, методисты Яндекса разработали олимпиаду таким образом, что школьнику понадобятся не только знания, полученные на уроках, но и смекалка и немного воображения.

« Говоря словами Ломоносова: математика ум в порядок приводит.

Если перевести это на современный язык, элементарная математика развивает умение критически мыслить, аргументировать свою позицию, быть внимательным к деталям и даже более терпеливым.

Изучая математику глубже, дети учатся, например, оценивать вероятность того или иного события и использовать имеющийся арсенал средств не только в привычной ситуации, но и в неизвестной.

В этой связи очень важно заинтересовать школьников предметом, а именно — показать возможности математики для решения практических задач в жизни здесь и сейчас. Ведь согласно исследованиям современное поколение чаще задается вопросом « зачем?», а не « почему?» .

К примеру, чтобы понять, успеем ли мы на встречу, нужно прикинуть в уме, использовать единицы времени, понятие скорости — без знания математики не обойтись. И это важно донести до детей. Также мотивационными “крючками” могут стать олимпиады, которые стимулируют детей решать необычные задания с помощью смекалки, что часто не получается в рамках привычной школьной математики» , — делится Марина Рогатова, ведущий методист Яндекс.Учебника по математике.

В книге « Думай, как математик» доктор технических наук Барбара Оакли подчеркивает, что благодаря математике мы стремимся вникнуть в суть вещей и не полагаемся на магические силы.

Так и ребенок, начиная свой путь в познании этой науки, приобретает сразу несколько полезных привычек — не домысливать, а использовать точные термины и формулы, вместо механической зубрежки информации учиться ее усваивать и понимать.

Согласитесь, такие навыки пригодятся ребенку не только за школьной партой, но и во взрослой жизни!

В каком возрасте закладывается фундамент математических способностей ребенка? ?

Часто можно встретить мнение, что в младшей школе дети просто проводят свое время, если нет пострадавших - уже хорошо, а об образовательных результатах говорить рано. Но при этом, например, владение языками очень важно развивать именно в раннем возрасте. Так ли это с математикой?

Математика

Мне кажется, что основы математических способностей закладываются ещё до школы, в 4-6 лет, и потом в начальной школе. Но подвох этого вопроса в том, что считать математическими способностями. Очень часто взрослые смешивают понятия, и принимают быстрый устный счёт за успех в математике. Математика намного больше, чем арифметика. Кто-то умеет думать и рассуждать, и легко может найти пересечение множеств или указать на противоречие. Кто-то силён в пространственных головоломках. Все эти умения говорят о развитии математического мышления.

Дети разные, кто-то силён в геометрии, но пока не быстро считает. Кто-то отлично рассуждает, но не быстро решает геометрические задачи.

Скорость счёта - то, что проще всего заметить - не связана напрямую с математическими способностями и развитым мышлением.

Больше про это почитать можно у нас на сайте.

Мышематика - игровой подход в обучении математике. И мы как раз делаем упор не только на счёт, но и на развитие геометрии и пространственного мышления, и на развитие логики.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития детей. Задача состоит не только в том, как правильно держать ручку, писать, считать, но и в умении думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в образовательной области «Познание» одна из задач звучит как «Формирование элементарных математических представлений». Кроме того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые согласно ФГОС должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты,то среди них можно выделить следующие:

1) «Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели»

2) «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, может преобразовывать способы решения задач (проблем)»

3) «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции».

Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Формы работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста разнообразны, их использование зависит от конкретной учебной задачи, режимного момента, развивающей среды и т. д. : организованная образовательная деятельность, дидактические игры, опыты, эксперименты, математические праздники, досуги, повседневные бытовые ситуации, беседы, самостоятельная деятельность детей.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольниковпедагог использует разнообразные методы обучения:

При выборе метода учитывается ряд факторов:

1) программные задачи, решаемые на данном этапе;

2) возрастные и индивидуальные особенности детей;

3) наличие необходимых дидактических средств и т. д. ;

Методы предполагают организацию упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. С точки зрения проявления детьми активности, самостоятельности, творчества в процессе выполнения можно выделить репродуктивные (подражательные) и продуктивные упражнения.

Упражнения бывают коллективными — выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными — осуществляются отдельным ребенком у доски или стола воспитателя. Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля.

Индивидуальные, выполняя те же функции, служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности.

Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д. ; в старших они приобретают характер поиска, соревнования.

Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

На занятии по ФЭМП дети и развивают речь, и конструируют, и рисуют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурство, кроме того обязательно использование оздоровительных технологий, - то есть на одном занятии присутствуют практически все образовательные области

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, — которая увлекает.

Особое значение имеют выбор дидактического материала в соответствии с задачами обучения, наличие в нем познавательного содержания. Обучающее воздействие обеспечивает лишь такой дидактический материал, в котором четко выделен рассматриваемый признак (величина, количество, форма, пространственное расположение) кроме этого дидактический материал должен соответствовать возрасту детей, быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым.

Обучение обследовательским действиям должно соединяться со словесным обозначением способов работы с материалом.

Целесообразность использования дидактического материала определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаний, ради которых и нужны средства наглядности.

В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:

1) комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

2) оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

3) методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;

4) сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;

5) учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.

Взаимодействие с родителями

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

В детском саду рекомендовано использовать следующие формы работы с родителями детей:

2) Оформление папок – передвижек;

3) Проведение открытых математических уроков;

4) Мастер – классы с использованием логически – математических игр.

Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие родителей всегда актуально. Используя проектную деятельность для развития математических представлений детей, педагоги тем самым активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а также уделяют внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Такие проекты по математике, позволяют воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике, учитывая их потребности, возможности, желания в образовательном процессе.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Современное гуманистически ориентированное.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».Обучению дошкольников началам математики.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 «Ромашка» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Храмова Марина.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Актуальность Перед современным воспитателем остро стоит проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабевала.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 58 САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

План по самообразованию «Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС ДО». Актуальность: Федеральные государственный образовательный стандарт основной.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Аннотация. В статье рассматривается дошкольный возраст как благоприятный период для социального развития, посредством социальных отношений.

Развитие математических способностей у дошкольников средствами игровой деятельности в условиях реализации ФГОС до

Развитие математических способностей у дошкольников средствами игровой деятельности в условиях реализации ФГОС до Игра- это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного.

Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников»

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или как их называют компонентов.

Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть, как далеко может пойти это развитие.

Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует, прежде всего, указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений.

Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются, прежде всего, в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике дошкольники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математическим способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.

Крутецкий В. А. в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей (компонентов математических способностей):

) Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;

) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;

) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;

) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;

) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);

) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;

) Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;

) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.

. Формирование математических способностей детей дошкольного возраста. Логическое мышление

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система “Гармония”, “Школа 2100” и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению “проблем с математикой».

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Логические приемы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование – в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий “подвох” и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логические задачки могут быть следующими:

У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3)

Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребенка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

Доказано, что в качестве общей методологии математического развития ребенка младшего возраста может быть рассмотрено моделирование. Являясь специфической опосредованной формой мышления, моделирование, будучи сформировано в специальном обучении, выступает впоследствии как универсальная, общая интеллектуальная способность ребенка, а для дошкольника – и как основное средство продуктивной интеллектуальной деятельности. В математике использование этой методологии требует построения сенсорно воспринимаемых ребенком адекватных моделей изучаемых понятий, а также построения системы моделирующих действий ребенка, связанных не только с изучением предлагаемой ему модели, но и позволяющих ребенку самому построить модель этого понятия, и через процесс ее построения осознать основные свойства и отношения изучаемых математических объектов. При таком подходе к формированию начальных математических представлений учитывается не только специфика математики – науки, изучающей количественные и пространственные характеристики реальных объектов и процессов, но и происходит обучение общим способам деятельности с математическими моделями реальной действительности и способам построения этих моделей.

Являясь общим приемом изучения действительности, моделирование позволяет эффективно формировать такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления. Таким образом, можно считать, что данный подход будет обеспечивать формирование и развитие математического мышления ребенка. Данный методический подход к обучению математике на дошкольном этапе является преемственным и способствующим математическому развитию ребенка на дошкольном и начальном школьном этапах обучения, поскольку ориентирован на эффективное достижение тех же целей, что и процесс обучения математике в школе.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают,что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.

Для ребят дошкольноговозраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим,одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны – отсутствие цели в игре, а с другой – игра есть средство целенаправленного формирования личности.

В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх.Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди – его родители и педагог.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Заложить фундамент знаний в математике легче, чем натаскивать на выполнение заданий

Математика считается самым сложным предметом в школьной программе. Как помочь подростку быстро освоить этот предмет и подтянуть уровень математики всего за 7 дней, а также почему у современного школьника такие проблемы с этим предметом, ответил в интервью газете «БИЗНЕС Online» эксперт в области технологий обучения Шамиль Ахмадуллин.


Шамиль Ахмадуллин

«СПРОСИТЕ У СВОЕГО РЕБЕНКА, СКОЛЬКО БУДЕТ СЕМЬ УМНОЖИТЬ НА ВОСЕМЬ?»

– Шамиль Тагирович, почему у современных школьников такие проблемы с математикой?

– Действительно, математика – самый сложный из предметов ЕГЭ и ОГЭ, и подготовка к ней не так проста. Мы работали с большим количеством ребят, и в процессе работы выявили три основные причины, которые мешают школьнику хорошо сдать экзамены по математике.

Первая, как бы банально это не звучало: школьники НЕ умеют считать или делают это очень медленно.

Эта проблема есть у подавляющего большинства учеников нематематических классов. И это более чем в 50 процентах случаев причина ошибок в заданиях ЕГЭ и ОГЭ. Калькуляторы и телефоны вошли в жизнь современного школьника с детства и так плотно, что навык счета полностью атрофировался. Напоминаю, на экзаменах пользоваться калькулятором запрещено, а воспользоваться им нелегально вряд ли получится. Условия контроля во время экзаменов постоянно ужесточают.

Спросите у своего сына или дочери, сколько будет 17 плюс 8 или 7 умножить 8, и посмотрите, как быстро будет посчитан в уме ответ? В идеале это должно занимать не более 2 секунд. О каком решении задач по тригонометрии или логарифмах может идти речь, если, даже понимая, как нужно решить эти задания, школьник, скорее всего, ошибется?

Вторая причина: отсутствие в голове четкой структуры математики. В действительности математика – очень структурированный предмет. Есть шесть основных блоков, которые нужно знать и понимать связи между ними. У большинства ребят в голове абсолютная «каша» – представление предмета как чего-то необъемлемого, от этого и страх, и сильный стресс при подготовке.

Третья причина: непонимание того, что нужно знать, а что можно, как говорится, вывести за скобки. В математике достаточно маленький объем информации, которую нужно знать, и навыков, которые нужно уметь делать. Все остальное можно вывести. Вот этого умения различать так не хватает многим ребятам. К счастью, этому легко научить. И мы знаем, как это сделать.

— Как максимально эффективно подготовиться к экзаменам?

—Для начала нужно определить, слабые места ребенка. Мы, например, проводим масштабное тестирование по всем темам в зависимости от класса ребенка и выявляем все слабые блоки и навыки.

Далее идет проработка слабых блоков и доведение их до совершенства. Таким образом достигаются максимальные результаты.


«РЕШЕНИЕ ВАРИАНТОВ ЕГЭ ИЛИ ОГЭ – САМЫЙ НЕЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ»

— Сколько заданий нужно решить ребенку для того, чтобы получить в результате максимальный балл на экзамене?

— Несколько тысяч. Но эта цифра не должна пугать. Слово «прорешать» можно поставить в кавычки. Как обычно происходит подготовка даже с опытным репетитором? Ребенку дают задания и просят довести до ответа. В итоге за час ребенок решает заданий 10, а иногда и один-два, если задание повышенного уровня сложности. При правильной подготовке в час должно решаться несколько сотен заданий.

– Но большинство репетиторов всегда требуют доведения именно до ответа. Чем ваш способ лучше?

– Умение выстроить алгоритм решения – один навык, умение рассчитать задание – абсолютно другой. Правильно считать ребенок учится до этого, и у нас есть полная уверенность, что расчеты будут сделаны верно. При этом так мы разбираем в десятки, а то и сотни раз больше заданий за одно и то же время, чем среднестатистический ученик при подготовке с репетитором.

Это только один из десятков методик эффективного обучения, которые мы применяем.


Пособия Шамиля Ахмадуллина

«ПОВЫСИТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И СНИЗИТЬ ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В НЕСКОЛЬКО РАЗ»

— Что вы посоветуете родителям и выпускникам?

— Есть множество различных технологий, позволяющих повысить результативность обучения и снизить время обучения в несколько раз.

Один из них – интенсив. Это самый эффективный способ быстро довести до высокого уровня какие-либо навыки или компетенции. Так готовят военных и спортсменов. Тренинг в таком формате для ребят мы и проводим.

— Расскажите подробнее об этом тренинге.

— Это «живые» занятия в Казани длительностью по 6 часов в день в течение 7 дней, они пройдут с 3 по 9 января. Количество участников – от 3 до 6 человек. Заниматься с большим количеством ребят не имеет смысла – не будет результатов. То есть максимум мы возьмем только 6 человек. Ребята сильно повысят свой уровень математики. Обычно средний результат в этом тренинге +25 баллов к текущему уровню ЕГЭ и минимум +1 балл к ОГЭ.

На первой стадии до Нового года ребята пройдут индивидуальное тестирование, на основании которого мы разработаем индивидуальную «траекторию» подготовки для каждого из ребят.

Далее уже на занятиях проработаем слабые места и доведем их до высокого уровня. При этом мы выработаем у ребят умение самостоятельно учиться и готовиться к экзаменам по математике. А главное – дадим понимание математики на абсолютно новом уровне.

— Как попасть на ваш тренинг?

— Во-первых, обязательно нужно будет пройти собеседование. Подросток должен сам хотеть успешно сдать экзамены, поэтому мы отсекаем всех тех, кого заставляют идти силком родители. Это не тренинг по мотивации, и ребята должны приходить с пониманием, зачем им это нужно. Во-вторых, нам не очень важен текущий уровень школьника. Записаться на собеседование и задать все вопросы можно по телефону 245-17-03 либо оставив заявку на сайте.

Читайте также: