Фундамент казахстанской идентичности и единства общенациональные ценности

Обновлено: 01.05.2024

Актуальные проблемы укрепления общеказахстанской идентичности

В настоящее время Казахстаном накоплен богатый опыт в укреплении взаимопонимания и дружбы граждан различной этнической и религиозной принадлежности. В Казахстане сформирована собственная модель межэтнического согласия, получившая высокую оценку в мировом сообществе. Но, несмотря на это, процесс сохранения и укрепления этнической и религиозной идентичности народов Казахстана был и остается весьма важной и актуальной задачей. Это вызвано тем, что общество не стоит на месте, тот уровень согласия, который был вполне удовлетворителен вчера, становится недостаточным для решения сегодняшних задач, и тем более – завтрашних. Их решение требует более глубокого единства, притом, что вызовы внутреннего и особенно внешнего свойства все нарастают.

Авторы пришли к выводу, что одним из решений данной проблемы является осознание общности судьбы каждым представителем этноса страны. Большую роль в сохранении осознанной идентичности играет объединительная идея, получившая название в казахстанской модели «Мəңгілік ел».

На протяжении веков на исторической земле казахов перекрещивались судьбы многих народов носителей различных культур, религий и традиций. В результате сложилась уникальная ситуация, когда вместе с казахами мирно живут представители 140 этносов и 40 конфессий. При этом длительное совместное проживание различных этносов сформировало в обществе устойчивые традиции толерантности.

В полиэтничном обществе формирование и укрепление национального единства является базовым условием обеспечения безопасности и независимости государства, реализации стратегических приоритетов его социально-экономического и политического развития.

Актуальность сплочения и консолидации казахстанского общества значительно возрастает в современных условиях, когда перед Казахстаном стоят задачи по реализации планов новой индустриализации, обеспечения инновационно-технологического прорыва страны в ХХI веке.

В этой связи, целью идеи «Мəңгілік ел»является обеспечение национального единства в Казахстане на основе гражданской идентичности, патриотизма, духовно-культурной общности, сохранения стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия в обществе.

Под национальным единством понимается целостность существования этнических общностей в составе единого государства, высокая степень самоидентификации граждан страны с Республикой Казахстан, с существующей системой ценностей и идеалов, которые близки абсолютному большинству казахстанцев и консолидируют общество в единое целое.

Объединяющим началом и предметом заслуженной гордости всех поколений казахстанцев является наша общая история.

С обретением независимости общими ценностями народа Казахстана стали свободный выбор своей собственной судьбы, сопричастность к строительству нового государства, совместная ответственность за судьбу страны и будущих поколений ее граждан.

В то же время разнообразие и диалог этнических культур в стране являются источником постоянного обогащения и развития всех казахстанцев.

В казахстанском обществе глубоко укоренились нравственные ценности, почитание старших, уважение к институту семьи, традиции гостеприимства.

Все это способствует укреплению взаимопонимания и дружбы граждан различной этнической и религиозной принадлежности.

Сегодня в Казахстане сформирована собственная модель межэтнического согласия, получившая высокую оценку в мировом сообществе.

Приоритеты обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия отражены в программной работе Президента Н.А. Назарбаева «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана», Концепции формирования государственной идентичности РК. Эта тема всесторонне раскрыта в книгах Главы государства «В потоке истории», «Критическое десятилетие», его докладах на сессиях Ассамблеи народа Казахстана и других выступлениях.

Одним из главных инструментов национальной политики стала созданная в 1995 году Ассамблея народа Казахстана (АНК), объединяющая 818 этнокультурных объединений. Их руководители входят в состав АНК, а также малых ассамблей. 46 этносов имеют свои этнокультурные центры.

В 2007 году в рамках конституционной реформы Ассамблея получила право избирать девять депутатов Мажилиса Парламента. Таким образом, введен конституционный механизм представительства интересов этнических групп в Парламенте. В 2008 году принят Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире.

Важнейшим направлением деятельности государства в сфере межэтнических отношений стало проведение сбалансированной языковой политики. Согласно Конституции, государственным языком является казахский, в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана.

В 1673 школах обучение ведется на русском языке. Действует 81 школа, в которых обучение полностью ведется на узбекском, таджикском и уйгурском языках. В 108 школах языки 22 этносов Казахстана преподаются в качестве самостоятельного предмета. Открыто 195 специализированных этнолингвистических центров, где дети и взрослые могут изучать языки 30 этносов. Для изучения родных языков выделяются бюджетные средства воскресным школам.

Уделяется большое внимание развитию многообразия культурной и информационной сферы. Так, кроме казахских и русских театров успешно функционируют 4 национальных (этнических) театра: узбекский, уйгурский, корейский и немецкий. Причем три из них единственные на территории СНГ.

Газеты и журналы выпускаются на 15 языках, радиопередачи выходят на 8, телепередачи на 11 языках, государством выделяются средства на поддержку деятельности 19 этнических СМИ, а всего их 33.

Стало традицией ежегодно проводить массовые народные празднования Наурыза, Масленицы, объявлены выходными религиозные праздники Курбан-айт и православное Рождество.

Начиная с 2003 года в нашей стране проводятся съезды лидеров мировых и традиционных религий, в которых принимают участие видные религиозные деятели и представители различных конфессий.

Таким образом, в Казахстане накоплен уникальный опыт национальной политики, обеспечивающей мирное сосуществование множества различных этносов и конфессий. При этом главным фактором успешности казахстанской модели межэтнического согласия выступает сохранение баланса интересов населяющих страну этнических групп, не допускающего привилегированного положения одних и ущемления прав других.

Вместе с тем существует ряд факторов, который может оказывать отрицательное влияние на межэтническую ситуацию.

В частности, это усиление этнорелигиозных противоречий в различных частях мира, в том числе и в некоторых соседних странах. Потенциальную опасность представляет проникновение в Казахстан извне различных форм этнорелигиозного экстремизма и радикализма. Этническую окраску могут приобретать имеющиеся в обществе локальные социальные и бытовые проблемы. Возможные упущения в работе по воспитанию молодого поколения содержат опасность для преемственности традиций межэтнической и межкультурной толерантности населения полиэтничного Казахстана.

Эти и другие аспекты требуют повышенного внимания как со стороны государства, так и всего общества.

Консолидация казахстанского общества – задача предельно актуальная. Да, в Казахстане имеется ощутимый уровень согласия, как этнического, так и конфессионального. И это наше достояние, которым надо дорожить. Но согласие и единство – это не состояние, это процесс. Как это всегда бывает при качественном реформировании страны, а нам необходимо это реформирование, тот уровень согласия, который был вполне удовлетворителен вчера, становится недостаточным для решения сегодняшних задач, а тем более – завтрашних. Их решение требует более глубокого единства, притом, что вызовы внутреннего и особенно внешнего свойства все нарастают. Качественная модернизация Казахстана, реальный переход его на инновационные технологии потребует ощутимого напряжения сил казахстанского общества, и здесь единство общества, концентрация его усилий на прорывных направлениях развития являются необходимыми.

Сегодня как никогда Казахстан расширяет свою идентичность – он совмещает западные и исламские ценности, западные и восточные формы экономического и финансового развития. Это необходимо, так как сохранение идентичности предполагает расширение ее содержания. Отсутствие осознанной идентичности крайне опасно и для государства, и для общества, и для человека. Это отсутствие ведет к распаду любой общности, всякой личности. «Для общества гораздо страшнее нищеты атомизация нации», – подчеркивает Н.Нарочницкая. «Если разрушить социальную ткань, то формируются целые категории граждан с психологией люмпенов, которые не ассоциируют себя ни с государством, ни с социумом, они не участвуют в его поступательном развитии. Это серьезная проблема для властей любой страны» [1].

Среди других проблем, связанных с сохранением идентичности на страновом и личностном уровне, огромное значение имеет процесс сохранения религиозной идентичности. Для Казахстана последняя задача означает сохранение особого статуса ислама и православия с частичным приятием (или неприятием) католицизма, новых протестантских и нео-ориенталистских религиозных течений. Процесс этот – сложный и многомерный.

Казахстану надо сознательно удерживать имеющийся уровень духовной идентичности – это позволит сохранять и государственную, и общественную, и личностную идентичность. Поэтому почти единственным путем противостояния глобалистскому вызову бездуховности в Казахстане является государственная поддержка исламу и православию, как традиционным религиям, издавна здесь существующим, и духовная (на основе ислама и православия) консолидация казахстанского общества.

Осознанию общности судьбы должна способствовать объединительная идея, на роль которой выдвигались и выдвигаются такие идеи, как:

  1. идея гражданского общества;
  2. казахская национальная идея;
  3. идея евразийства;
  4. идея «экологического возрождения» и конечно идея «Мəңгілік ел».

Социально-экономическое самочувствие населения является также очень важным фактором, влияющим на консолидацию и проблемы государственного строительства. Понятно, что переход к рыночным отношениям способствовал расслоению общества, а условия глобализации усилили ситуацию разделения на «субъекты» и «объекты» глобализации, как на уровне государств, так и на уровне индивидов.

Одним из определяющих факторов социально-экономического самочувствия населения является неоднозначное отношение к вопросу о легитимности распределения общественного богатства на заре обретения Казахстаном независимости. Такая ситуация характерна практически для всех постсоветских республик. Так, свое негативное отношение к перераспределению общественного богатства в России неоднократно высказывал лауреат Нобелевской премии по экономике (2001) Джозеф Стиглиц. Он отмечал, что вместо того чтобы увеличить темпы роста экономики они (команда Т.Гайдара) разрушили ее, опираясь на еще более фантастические, чем у К.Маркса, представления о природе капитализма [2].

Исследователи отмечают, что во многих странах мира (и даже в отсталых) сложился слой американизированной или европеизированной элиты, получившей образование на Западе, который превращается в космополитов «не в силу осознания единства мира или мышления глобальными категориями, но в том смысле, что их связь с национальным социумом резко ослаблена и они существуют в своем оторванном от реальности мире» [3]. Другие исследователи отмечают, что «культурная деградация, культурный гедонизм элиты, больше не способной поддерживать идею духовного превосходства, сильнее подтачивали стены мировых империй, чем полчища варваров, или армии неприятелей» [4].

Социокультурная консолидация, единый порыв народа нашей республики, возможность их осуществления имеет два основных структурных аспекта: социальный и национальный. Первый – забота о человеке, то есть каждый человек должен почувствовать, что государство в лице всех структур действительно заботиться о нем: это ответственная работа каждого чиновника на своем месте, борьба с коррупцией. Кроме того, каждый член общества должен почувствовать, что он может действительно влиять на общественные процессы через систему выборов, неправительственные организации, общественные организации. То есть реально должен действовать принцип обратной связи, в основе которого в системе человеческих сообществ должны лежать два основных принципа демократии – избирательность и подотчетность.

Таким образом, для реализации идеи «Мəңгілік ел»необходимо сконцентрировать усилия государства и общества на решении следующих основных задач:

О проекте Указа Президента Республики Казахстан "Об утверждении Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства"

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства».

Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов

Об утверждении Концепции укрепления и развития
казахстанской идентичности и единства

ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию укрепления и развития казахстанской идентичности и единства.
2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

Президент
Республики Казахстан Н.Назарбаев

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 18 декабря 2015 года № 1012

Концепция укрепления и развития
казахстанской идентичности и единства Содержание

1. Паспорт
2. Введение
3. Анализ ситуации
4. Мировая практика в сфере формирования идентичности и единства
5. Цель и задачи Концепции
6. Механизмы реализации Концепции
7. Ожидаемые результаты

1. Паспорт

Наименование: Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства
Основной разработчик: Министерство культуры и спорта Республики Казахстан.
К разработке привлекались Министерство образования и науки Республики Казахстан, Ассамблея народа Казахстана (далее – АНК), Национальная Академия наук Республики Казахстан, Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан, Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан, Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан, Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, Ассоциация социологов Казахстана, Конгресс политологов Казахстана, объединение юридических лиц «Гражданский альянс Казахстана», Общенациональное движение «Казахстан - 2050», общественное объединение «Клуб главных редакторов Казахстана», «Союз писателей Казахстана» и другие творческие союзы.
Основные исполнители: АНК, центральные государственные и местные исполнительные органы Республики Казахстан, Республиканское государственное учреждение «Қоғамдық келісім» при Президенте Республики Казахстан, Ассоциация кафедр ЮНЕСКО и АНК на базе вузов, институты гражданского общества (по согласованию).
Сроки реализации: 2015 - 2025 годы.

2. Введение

Необходимость разработки настоящей Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства (далее – Концепция) обусловлена задачами Стратегии «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства», а также четвертого направления «Идентичность и единство» Плана нации Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. «100 конкретных шагов: современное государство для всех» по формированию нации единого будущего.
Концепция основывается на Конституции Республики Казахстан, законах Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана», «Об образовании», «О языках», «О культуре», Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан, Доктрине национального единства Казахстана, Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана.
Концепция базируется на следующих главных принципах:
1) базовый вектор – общенациональная патриотическая идея «Мәңгілік ел», выдвинутая Президентом страны Назарбаевым Н.А.;
2) консолидирующие ценности общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік ел» – гражданское равенство, трудолюбие, честность, культ учености и образования, светская страна;
3) фундамент казахстанской идентичности и единства – общенациональные ценности, основанные на культурном, этническом, языковом и религиозном многообразии;
4) казахстанская идентичность и единство – это непрерывный поколенческий процесс. Он базируется на том, что каждый гражданин, независимо от этнического происхождения, связывает свою судьбу и будущее с Казахстаном. Единое прошлое, совместное настоящее и общая ответственность за будущее связывают общество в одно целое: «У нас одно Отечество, одна Родина – Независимый Казахстан». Осознанность этого выбора – главное объединяющее начало.
При разработке Концепции учтены предложения государственных органов и неправительственных организаций, научной и творческой интеллигенции. Концепция обсуждена во всех регионах Казахстана.
Концепция выступает основой для принятия системы правовых, социально-экономических, политических, управленческих мер, направленных на укрепление и развитие казахстанской идентичности и единства.
Секретариат АНК представляет ежегодный отчет Главе государства о работе центральных государственных и местных исполнительных органов по реализации данной Концепции, а также общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік ел».

3. Анализ ситуации

Казахстан состоялся как независимое и демократическое государство. В стране созданы все необходимые политико-правовые, социально-экономические, культурно-нравственные основы казахстанской идентичности и единства.
Во-первых, с момента обретения независимости Первый Президент – Лидер нации Назарбаев Н.А. последовательно проводит политику государственного строительства.
Основополагающим документом, определившим характер нового независимого Казахстана, ценности и приоритеты развития страны, стал Закон Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан».
4 июня 1992 года были утверждены Государственные символы Республики Казахстан – Флаг, Герб и Гимн.
Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года гарантировала равенство прав всех граждан независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности.
Конституция закрепила гражданский принцип построения казахстанской идентичности и единства народа на основе признания этнического, языкового, культурного, религиозного многообразия.
В Конституции утверждены концепты общественного согласия, политической стабильности и казахстанского патриотизма.
Знаковым символом формирования казахстанской идентичности и единства стала новая столица Казахстана – Астана.
Во-вторых, сегодня в Казахстане успешно реализована уникальная модель общественного согласия и общенационального единства. Ее автор и архитектор – Президент Назарбаев Н.А.
Для консолидации полиэтнического и поликонфессионального общества успешно работает институт АНК.
АНК играет ключевую роль в укреплении казахстанской идентичности и единства, является конституционным органом, обеспечивающим стабильность и согласие в обществе.
С 2007 года АНК делегирует своих представителей в Мажилис Парламента Республики Казахстан.
Статус АНК закреплен Законом Республики Казахстан от 20 октября 2008 года «Об Ассамблее народа Казахстана».
Выстроена система поддержки и развития культуры, языка и традиций всех этносов, проживающих в Казахстане.
Во всех регионах действуют свыше 900 этнокультурных объединений, 192 этнопросветительских комплекса, дома Дружбы.
Весомый вклад в укрепление и развитие казахстанской идентичности и единства вносят Научно-экспертный совет АНК и научно-экспертные группы в регионах, советы общественного согласия АНК, советы матерей АНК, Центр медиации АНК, Клуб журналистов АНК, кафедры АНК, Ассоциация предпринимателей АНК.
Для обеспечения деятельности АНК создано Республиканское государственное учреждение «Қоғамдық келісім» при Президенте Республики Казахстан.
Аналогичные структуры созданы при аппаратах акимов областей, городов Алматы и Астаны.
Якорные принципы единства и согласия сформулированы как «Единство в многообразии», «Одна страна – одна судьба».
В-третьих, проводится взвешенная государственная языковая политика.
Глава государства Назарбаев Н.А. неоднократно отмечал, что необходимо приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время необходимо создавать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране этносов могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его.
Реализуются государственные программы функционирования и развития языков, образования и науки до 2020 года.
Глава государства Назарбаев Н.А. в Послании народу Казахстана от 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» обозначил развитие трехъязычного образования на казахском, русском и английском языках как залог консолидации общества, роста его конкурентоспособности.
В-четверых, выработаны принципы общества всеобщего труда как ориентира социальной модернизации казахстанского общества.
В Программной статье Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда» от 2012 года труд в условиях глобальной конкуренции обозначен главным фактором достижения социального благополучия, обеспечивающего формирование среднего класса как гаранта стабильности.
В Послании Главы государства от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол – путь в будущее» обозначены приоритеты дальнейшего развития экономики и социальной сферы, направленные на повышение качества и производительности труда.
В-пятых, в Стратегии «Казахстан-2050» определены принципы нового казахстанского патриотизма, который обозначен важным условием вхождения страны в число 30-ти развитых стран мира.
Фундамент нового казахстанского патриотизма – это равноправие всех граждан и их общая ответственность за успешное развитие Казахстана.
В-шестых, в Послании Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана 2014 года «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» выдвинута общенациональная патриотическая идея «Мәңгілік ел».
Общенациональная патриотическая идея «Мәңгілік ел» – это система ценностей, формирующих казахстанскую идентичность и единство, общественное согласие.
Первое. Независимость Казахстана и Астана.
Второе. Общенациональное единство, мир и согласие в нашем обществе. Гражданское равенство – это фундамент успешного и устойчивого государства.
Третье. Светское общество и высокая духовность.
Четвертое. Экономический рост на основе индустриализации и инноваций.
Пятое. Общество всеобщего труда, где ценности трудолюбия, честности, культ учености и образования являются основой благополучия.
Шестое. Общность истории, культуры и языка.
Седьмое. Национальная безопасность и активное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.
Сегодня Казахстан вышел на качественно новый этап развития и укрепления казахстанской идентичности и единства.
Переход к новому этапу государственного строительства определен пятью институциональными реформами, выдвинутыми Президентом Назарбаевым Н.А.
Цель нового этапа – формирование нации единого будущего.
Современные тенденции развития глобальной экономики и мировой политики порождают новые вызовы и риски.
Одним из ключевых направлений политики государства в этих условиях является консолидация нации, которая наиболее эффективно может быть осуществлена на гражданской основе.
Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. заложил магистральные направления по формированию нации единого будущего:
1) базовое ядро – казахстанская идентичность на принципе гражданства и общенациональная патриотическая идея «Мәңгiлiк ел»;
2) утверждение общенациональных ценностей верховенства права;
3) укрепление межконфессионального согласия;
4) средний класс – основа формирования казахстанской идентичности и единства;
5) формирование эффективных социальных лифтов для всех граждан Казахстана без каких-либо различий и ограничений;
6) развитие триединства языков: казахского, русского и английского.
Казахстанская идентичность строится на системе равных возможностей для личного и профессионального роста, гарантий безопасности для себя и своих детей, качества жизни, стабильности.
Формирование нации единого будущего базируется на эффективной реализации всех пяти институциональных реформ Плана нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех» и включает:
1) формирование профессионального государственного аппарата (меритократия, прозрачные социальные лифты, качественные государственные услуги для граждан);
2) верховенство закона (справедливое правосудие, равные права, профессиональная и прозрачная полиция, «нулевая терпимость» к правонарушениям);
3) индустриализацию и экономический рост (укрепление среднего класса, расширение возможностей для малого и среднего бизнеса, новые рабочие места, благоприятный бизнес-климат);
4) транспарентное и подотчетное государство (подотчетность государственного аппарата перед обществом, местное самоуправление, общественные советы, открытый процесс принятия решений, гражданское участие).
В целом развитие и укрепление казахстанской идентичности и единства обусловлено логикой нового этапа государственного строительства и опирается на модель мира и согласия Назарбаева Н.А.

4. Мировая практика в сфере формирования гражданской
идентичности и единства

Мировая практика показывает многообразный опыт формирования идентичности и единства.
Изучение международного опыта, в частности, стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), показывает, что в современном мире нет единых стандартов в сфере укрепления и развития идентичности и единства.
Ориентиром являются международные документы: Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций (далее – ООН) (1948 г.), Конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), международные пакты ООН о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), рекомендации ОБСЕ и Совета Европы.
Казахстаном ратифицированы более 180-ти международных документов в сфере социально-культурного и гуманитарного развития.
Общие базовые направления этнополитики стран ОЭСР, которые внедрены в Казахстане:
1) запрет дискриминации и полное равенство перед законом;
2) укрепление духа культурного многообразия, особенно посредством образования, а также недопустимость идентификации терроризма и экстремизма с любой религией, культурой, этносом;
3) обеспечение права этносов пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, пользоваться родным языком, недопустимость насильственной ассимиляции;
4) участие всех этносов в общественных делах;
5) обеспечение доступа этносов к теле- и радиовещанию, поддержка печатных средств массовой информации на языках этносов.
В странах ОЭСР государственная политика в сфере идентичности и единства опирается на конкретные факторы – меритократию, транспарентную работу профессионального государственного аппарата, верховенство закона, эффективную экономику, подотчетность государства, качество жизни.
В Казахстане данная работа предусмотрена Планом нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех».
При реализации Концепции будет внедрен следующий опыт стран ОЭСР:
1) в области развития неправительственных организаций (далее – НПО) – публичное обсуждение проектов, программ; применение интернет-технологий для развития общественного мониторинга; грантовая поддержка НПО; развитие благотворительности;
2) в области образования – внедрение трехкомпонентной языковой основы обучения; реализация эффективных образовательных технологий в области образования и производственного обучения;
3) в области совершенствования молодежной политики – модернизация работы молодежных советов и молодежных ресурсных центров по опыту стран-членов ОЭСР; внедрение международного опыта по формированию ежегодного Национального доклада «Молодежь Казахстана»;
4) в области спорта – формирование современного научного потенциала отрасли; дальнейшее развитие взаимодействия Казахстана с международными спортивными организациями; совершенствование методов работы с детьми и молодежью; подготовка и развитие спортивного резерва; внедрение в стандарты высшего образования новых специальностей.
Кроме того, опыт ОЭСР будет внедрен в таких проектах, как: модернизация культурной политики, медиа-сферы; форматов работы с организациями соотечественников, проживающих за рубежом, а также музеев; создание кино и телепроектов; формирование и продвижение общенационального и региональных брэндов внутри страны и за рубежом; формирование здоровой нации; международный опыт по изучению консолидирующих ценностей.

5. Цель и задачи Концепции

Цель Концепции – укрепление и развитие казахстанской идентичности и единства, основанных на принципе гражданства и ценностях общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік ел».
Задачи Концепции:
1) создание единой системы работы государственных органов всех уровней и институтов гражданского общества по укреплению и развитию казахстанской идентичности и единства на принципе гражданства, нового казахстанского патриотизма на основе ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік ел»;
2) формирование поколения «Мәңгілік ел», сплоченного вокруг стратегических целей развития страны, воспитанного на принципах казахстанской идентичности и единства, нового казахстанского патриотизма;
3) формирование общества труда и профессионалов, в котором культивируются такие ценности, как семья, дружба, единство, а также трудолюбие, честность, ученость и образование, трехъязычие;
4) реализация центральными государственными и местными исполнительными органами государственных программ и проектов, направленных на укрепление исторической памяти и духовно-культурного наследия народа, а также мер по развитию светского характера государства, основанного на принципах духовного единства казахстанского общества;
5) создание механизма мониторинга, отчетности и контроля деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов по реализации мероприятий Концепции, а также приоритетов формирования нации единого будущего.
Система укрепления казахстанской идентичности и единства выстраивается на основе взаимодействия государства, институтов гражданского общества и граждан в следующих сферах:
1) наука и образование;
2) культура, литература, искусство, спорт, туризм;
3) средства массовой информации;
4) НПО, политические партии;
5) бизнес и социальное предпринимательство;
6) государственная служба.
Вся работа по укреплению и развитию казахстанской идентичности и единства будет выстраиваться под эгидой АНК и вокруг общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік ел» по следующим векторам.
Первое. Идентичность на принципе гражданства.
Второе. Продвижение общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік ел» – системы ценностей, отражающих опыт нации за годы независимости.
Третье. Триединство языков.
Четвертое. Генерация поколения «Мәңгілік Ел».
Реализация Концепции строится на принципах системности, вертикальной и горизонтальной взаимосвязи социальных институтов, органов государственного управления, неправительственного сектора, бизнес-структур и граждан страны.

6. Механизмы реализации Концепции

Для достижения целей и задач Концепции будет реализована работа в следующих направлениях.
1. Общенациональная патриотическая идея «Мәңгілік ел».
Обеспечит закрепление ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік ел» в общественном сознании и культуре, системах государственного управления, образования и воспитания.
2. Общенациональный проект «Большая страна – большая семья».
Реализация комплекса социальных, информационных и научно-образовательных проектов, направленных на укрепление казахстанской идентичности и единства и формирование нации единого будущего.
В числе приоритетных проектов: детско-юношеский культурно-просветительский проект «Поколение +»; создание общенационального календаря праздников; модернизация системы использования государственных символов; дальнейшее распространение успешного опыта отдельных регионов по формированию культурно-туристических кластеров и этнодеревень; развитие благотворительности и медиации под эгидой АНК, а также советов общественного согласия АНК, как институтов общественного контроля; новая Концепция развития АНК.
Результатом реализации проекта будет новый вектор развития АНК, которая станет координатором благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля и медиации.
3. Общенациональный проект «Менің елім».
Предусматривается модернизация Концепции культурной политики Республики Казахстан, в том числе в сфере литературы, театрального, музыкального, хореографического, исполнительского и циркового искусства. Разработка и реализация Концепции развития физической культуры и спорта до 2025 года.
Приоритетное внимание будет уделено укреплению семейных отношений, морально-этических и духовно-нравственных ценностей на основе общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік ел».
Предусмотрено внедрение нового формата работы с Всемирной ассоциацией казахов.
Общенациональный план развития НПО в Республике Казахстан позволит повысить эффективность взаимодействия государства и НПО в рамках социальной модернизации общества.
Формирование и продвижение общенационального и региональных брендов будут способствовать росту узнаваемости и популярности Казахстана в мире.
Масштабный интернет-проект «Энциклопедия Казахстана» станет страновым путеводителем и платформой для виртуального общения.
Модернизация форматов работы ведущих казахстанских музеев позволит сделать их центрами социальных событий общества.
4. Общенациональный проект по продвижению идеи общества всеобщего труда.
Труд в условиях глобальной конкуренции – главный фактор достижения социального благополучия.
Будут реализованы специальные проекты по продвижению историй успехов казахстанцев и повышению престижа человека труда.
5. Общенациональный проект «Нұрлы болашақ».
Главная цель проекта – успешная социализация молодежи и совершенствование патриотического воспитания на новом этапе государственного строительства в рамках реализации второго этапа Концепции государственной молодежной политики до 2020 года.
Внедрение ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік ел» в учебные программы позволит воспитывать подрастающее поколение в духе нового казахстанского патриотизма.
В целях внедрения трехъязычного образования будет реализована специальная Дорожная карта, модернизированы государственные программы по развитию и функционированию языков и развитию образования и науки до 2020 года, а также реализован информационный План мероприятий по продвижению трехъязычного образования. Будет создан Общенациональный центр по изучению казахстанских ценностей.
6. Общенациональный информационный проект по продвижению нации единого будущего.
Будут внедрены новые концептуальные подходы по модернизации и дальнейшему развитию отечественных средств массовой информации, реализованы информационная кампания «Нация единого будущего», медиа-план «100 шагов в будущее».
Для медийного сопровождения хода реализации всех направлений Плана нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех» функционирует сайт «100kadam.kz».
В рамках специального комплексного плана «Мәңгілік ел» предполагается создание кинокартин, телесериалов и передач об истории и исторических личностях, казахстанской культуре и современной жизни страны.
Этапы реализации Концепции.
1. 2015 - 2020 годы:
1) совершенствование законодательства об Ассамблее народа Казахстана;
2) дальнейшее развитие системы советов общественного согласия в стране;
3) формирование системы медиации АНК и системы благотворительности АНК;
4) формирование системы общественного контроля;
5) модернизация законодательства и внедрение новых форм государственной поддержки НПО (гранты и премии).
2. 2021 - 2025 годы:
1) завершение перехода системы образования на трехъязычие;
2) расширение участия НПО в местном самоуправлении;
3) совершенствование формирования системы общественного контроля в стране;
4) утверждение ценностей «Мәңгілік ел» как основы культуры общества;
5) создание условий для укрепления нового казахстанского патриотизма;
6) развитие и укрепление механизмов и инфраструктуры сферы идентичности и социализации подрастающего поколения.

7. Ожидаемые результаты

Эффективная реализация Концепции будет способствовать системному развитию концепта нации единого будущего, обеспечит успешное продвижение модели Назарбаева Н.А. и утверждение ее незыблемости.
Первое. В общественном сознании будут сформированы новые установки и базовые концепты нации единого будущего:
1) нация всеобщей культуры и прогресса;
2) интеллектуальная нация;
3) нация труда и профессионалов;
4) инновационная нация;
5) нация здорового образа жизни.
Второе. Будет обеспечено достижение практических результатов в укреплении и развитии казахстанской идентичности и единства на принципе гражданства.
В сфере совершенствования работы государственных органов и АНК:
1) развитие новых функциональных направлений АНК как координатора работы государственных органов всех уровней и институтов гражданского общества в области укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, координации благотворительности, развития медиации и общественного контроля;
2) создание механизма межведомственной координации и взаимодействия государственных органов всех уровней и институтов гражданского общества по реализации мероприятий направления «Идентичность и единство» Плана нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех»;
3) внедрение нового механизма мониторинга, отчетности и контроля деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов в сфере укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, общественного согласия;
4) модернизация системы работы центральных государственных и местных исполнительных органов, гражданского общества по укреплению казахстанской идентичности и единства на принципе гражданства и ценностях общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік ел» как основы нации единого будущего;
5) формирование новой инфраструктуры институтов по укреплению общественного согласия и единства народа.
В сфере культуры, образования, молодежной, семейно-демографической и гендерной политики:
1) продвижение базовых концептов и подходов к формированию нового казахстанского патриотизма как основы нации единого будущего;
2) модернизация инфраструктуры и условий для развития трехъязычия, как главного условия повышения конкурентоспособности нации;
3) модернизация работы в сфере образования и молодежной политики на принципах нового казахстанского патриотизма, казахстанской идентичности и единства;
4) модернизация семейно-демографической и гендерной политики, ее ценностной основы по укреплению института семьи, ценностей материнства и детства;
5) новые стратегические подходы к развитию культуры, туризма и спорта как сегментов экономики и социальной занятости;
6) популяризация массовой физической культуры и спорта, здорового образа жизни, развитие национальных и олимпийских видов спорта и рост спортивных достижений страны на международной арене.
Главным результатом реализации Концепции станет дальнейшее укрепление общественного согласия, казахстанской идентичности и единства, формирование нации единого будущего для успешного вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее развитых государств мира.

"Қазақстандық бірегейлік пен бірлікті нығайту және дамыту тұжырымдамасын бекіту туралы" Қазақстан Республикасының Президенті Жарлығының жобасы туралы

Қазақстан Республикасы Президентінің 2015 жылғы 18 желтоқсандағы № 1012 қаулысы

Қазақстан Республикасының Үкіметі ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:
«Қазақстандық бірегейлік пен бірлікті нығайту және дамыту тұжырымдамасын бекіту туралы» Қазақстан Республикасының Президенті Жарлығының жобасы Қазақстан Республикасы Президентінің қарауына енгізілсін.

Утвержденная Концепция базируется на следующих главных принципах:
1) базовый вектор – общенациональная патриотическая идея «Мәңгілік Ел», выдвинутая Президентом страны Назарбаевым Н.А.;
2) консолидирующие ценности общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» – гражданское равенство, трудолюбие, честность, культ учености и образования, светская страна;
3) фундамент казахстанской идентичности и единства – общенациональные ценности, основанные на культурном, этническом, языковом и религиозном многообразии;
4) казахстанская идентичность и единство – это непрерывный поколенческий процесс. Он базируется на том, что каждый гражданин, независимо от этнического происхождения, связывает свою судьбу и будущее с Казахстаном. Единое прошлое, совместное настоящее и общая ответственность за будущее связывают общество в одно целое: «У нас одно Отечество, одна Родина – Независимый Казахстан». Осознанность этого выбора – главное объединяющее начало.

Цель Концепции – укрепление и развитие казахстанской идентичности и единства, основанных на принципе гражданства и ценностях общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел».

Задачи Концепции:
1) создание единой системы работы государственных органов всех уровней и институтов гражданского общества по укреплению и развитию казахстанской идентичности и единства на принципе гражданства, нового казахстанского патриотизма на основе ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел»;
2) формирование поколения «Мәңгілік Ел», сплоченного вокруг стратегических целей развития страны, воспитанного на принципах казахстанской идентичности и единства, нового казахстанского патриотизма;
3) формирование общества труда и профессионалов, в котором культивируются такие ценности, как семья, дружба, единство, а также трудолюбие, честность, ученость и образование, трехъязычие;
4) реализация центральными государственными и местными исполнительными органами государственных программ и проектов, направленных на укрепление исторической памяти и духовно-культурного наследия народа, а также мер по развитию светского характера государства, основанного на принципах духовного единства казахстанского общества;
5) создание механизма мониторинга, отчетности и контроля деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов по реализации мероприятий Концепции, а также приоритетов формирования нации единого будущего.

Читайте также: