Фундамент для русской избы

Обновлено: 18.05.2024

Сруб: последовательность сборки и названия "деловых частей". Часть 1

На нашем канале уже были выложены несколько публикаций, касающихся традиционного деревянного домостроения.

По просьбе одного из читателей, выкладываем еще одну статью, касающуюся так называемых «деловых частей» деревянного дома.

Колпино, примерно 1860-е годы Колпино, примерно 1860-е годы

Сначала пару слов о материале. Понятно, что чем больше толщина бревна – тем теплее будет дом. Поэтому наши предки старались использовать нижнюю, прикорневую часть деревьев с высоким ветвлением – сосну (так называемую «корабельную» или "кондовую"), кедр.

Сибирская сосна Сибирская сосна

Дубовые бревна применяли реже, в основном для капитальных сооружений. Дерево заготавливали обычно зимой, НО! Дело не столько в различии качеств зимней и летней древесины, а в том, что зимой на санях или с помощью упряжки было проще вывезти бревна из лесу, да и времени было больше. Лес заранее отмечали, подрубали по кругу кору в нижней части и оставляли сохнуть в стоячем положении. Таким образом, рубили дерево, УЖЕ прошедшую естественную сушку – мягкую, постепенную, не приводящую к растрескиванию.

В сруб бревна клали так, чтобы более плотная северная сторона дерева оказывалась снаружи. Вообще в современной терминологии старинные избы можно назвать «диким срубом», поскольку использовалось бревно естественной формы, не оцилиндрованное (что вполне понятно).

Современный "дикий" сруб. Массивные комлевые части бревен можно так и оставить, а можно спилить до определенного уровня Современный "дикий" сруб. Массивные комлевые части бревен можно так и оставить, а можно спилить до определенного уровня

Теперь снизу вверх. Как уже говорилось в одной из наших статей, чаще всего избы строили без фундамента в теперешнем понимании этого слова.

По углам могли использоваться массивные опоры из дерева – предварительно обожженные или мореные колоды. Другой вариант – использование валунов. Их располагали по всему периметру, подбирая по размеру так, чтобы нижний венец плотно ложился на эту опору.

Фундамент из плоских гранитных камней в музее Витославицы Фундамент из плоских гранитных камней в музее Витославицы

Была также разновидность «позёмной» избы, где нижний венец клали непосредственного на грунт. В этом случае для нижних венцов использовали долго не гниющую лиственницу или очень массивные дубовые бревна.

"Позёмная", то есть поставленная на грунт изба "Позёмная", то есть поставленная на грунт изба Необычный вариант "позёмного" сруба. Разреженная нижняя часть предназначена для вентиляции пространства под полом - что расположенный ниже вечно мерзлый грунт не оттаивал от домашнего тепла и не превращался в болото. Иркутская область Необычный вариант "позёмного" сруба. Разреженная нижняя часть предназначена для вентиляции пространства под полом - что расположенный ниже вечно мерзлый грунт не оттаивал от домашнего тепла и не превращался в болото. Иркутская область

При использовании каменного «ленточного фундамента» использовали в качестве гидроизоляционной прослойки бересту в несколько слоев.

Устройство нижних венцов при неровном участке Устройство нижних венцов при неровном участке

Если применяли кладку с использованием песка или глины (для скрепления валунов), в нижних венцах сруба устраивали продухи – небольшие отверстия шириной примерно в одно бревно и длиной раза в три-четыре больше. Они делались ниже уровня перекрытия первого этажа и позволяли вентилировать подпольное пространство. Несмотря на все меры предосторожности, нижние венцы подгнивали, их регулярно требовалось менять. На схеме ниже показан один из вариантов приподнятия угла сруба для замены нижнего венца.

Здесь 1 - это нуждающийся в замене венец, 2 - пригодные к использование венцы, 3 - подкладные клинья Здесь 1 - это нуждающийся в замене венец, 2 - пригодные к использование венцы, 3 - подкладные клинья

Собственно, само слово «венец» в приложении к рубленому дому – это прямоугольник из «связанных» по углам бревен. Для пятистенка или крестовика (популярные схемы домов с одной или двумя внутренними несущими стенами) бревна для этих внутренних стен сразу же врубались в основной прямоугольник.

В средней части дома хорошо видны выступающие бревна внутренней несущей стены В средней части дома хорошо видны выступающие бревна внутренней несущей стены

Связка получалась очень жесткая и прочная, такой сруб легко выдерживал большую нагрузку. Первый венец назывался «окладным», его делали больше по диаметру, чем остальные. Один из способов подготовки – окоренное бревно ставили на камни и медленно обжигали по всей поверхности.

Разметка участка и "окуривание" окладного венца. Поворачивали бревно над огнем с помощью всаженных в торцы топоров Разметка участка и "окуривание" окладного венца. Поворачивали бревно над огнем с помощью всаженных в торцы топоров

Это делалось, чтобы замедлить гниение, убрать «слабые» поверхностные слои дерева.

Хорошо видно, как гниль постепенно поражает выступающие части бревен Хорошо видно, как гниль постепенно поражает выступающие части бревен

Бревна сопрягали разными способами, наиболее древним считается «в чашу» (иначе «в обло»). При этом врубка для соединения бревен делается не на самом краю, а с небольшим отступом. Получается очень теплый, практически не промерзающий угол. Рубка «в лапу» позволяет экономить материал, но такой тепловой защиты не дает.

Еще варианты названий (приводятся по книге А.Соболева "Секреты старых мастеров-строителей"): в крюковую лапу, в курдюк, в лапоть,
в лапу потемком, в наград, в немецкий угол, в обло, в обрез, в охлуп,
в поганый угол, в погон, в полдерева, в полухвост, в поперечку, в потайной шип,
в привал, в приплотку, в присек (это и есть в крюк), в притычку,
в простой угол, в простую коровку, в прямую лапу, в разгонку,
в ровесницу, в рогатый угол, в родимый шип, в сарайную лапу,
в скобку, в сковородень, в темный угол, в торчь.

Варианты рубки Варианты рубки Усложненные способы Усложненные способы

Чтобы бревна плотнее прилегали друг к другу, в них вырубали паз. Сейчас это, конечно, делают с помощью дисковой пилы или других современных инструментов, а вот наши предки отлично обходились топором.

Для точной вырубки паза – «жёлоба» - вначале клали окоренное бревно на предыдущий венец, потом «процарапывали» с помощью специального инструмента линию будущего паза, после снимали бревно и вырубали жёлоб.

Устройство русской избы внутри и снаружи

русская изба снаружи: дымницы

Мы рассмотрим главнейшие типы изб конца XVII века и первой половины XVIII, которые сохранились до начала прошлого столетия или были зарисованы во второй половине ХIX века академиком Львом Владимировичем Далем, а также другими исследователями русского деревянного зодчества.

Что такое изба в архитектуре

Современный архитектурный термин «изба» означает русское традиционное крестьянское жилище срубной конструкции. Но у него есть и другие значения:

  1. внутреннее помещение деревянного дома;
  2. помещение государственного учреждения, орган центрального управления; приказ (на Руси XVI в.).

Происхождение слова «изба» не ясно, но распространено мнение, что это изменённое древнеславянское «истьба». Истьбою, истопкою в летописи называют отапливаемый жилой сруб. Этого же мнения придерживался и М. Красовский. Однако, в других славянских языках (чешский, польский, словацкий) слово «изба» определяет помещение для хранения имущества и продовольствия, т.е. без очага или печи.

2 способа строительства деревянных жилищ

Славяне избы строили из брёвен, которые укладывали горизонтальными рядами — венцами. На углах они врубались с остатком («в обло») или без остатка («в лапу»). Чем больше венцов, тем выше жилище. Длина стены определялась естественными размерами дерева.

В Европе стены бревенчатых домов устраивали из брёвен, расположенных вертикально.

Достоинством данного метода было то, что длина стен могла быть произвольной. Недостатком — то, при усыхании между брёвнами образовывались щели, в которых конопатка (утеплитель: пакля, мох, шерсть) держался плохо.

Метод, практиковавшийся славянами, был лишён этого изъяна. При усадке брёвна опускались одно на другое, что только увеличивало надёжность и плотность швов между брёвнами.

Курная изба

Самый древний вариант жилища — курная изба. Называли её так, потому что внутри устраивали очаг без дымохода.

Дым во время топки окуривал помещение, выходя через дверь, окно и специальное отверстие в крыше — «дымницу». Другие старинные названия этого вида избы — рудная или чёрная. Дымоход появился в XII в.

русская изба снаружи: дымницы

Дымовые деревянные трубы (дымницы)

В чёрных избах устраивали деревянные трубы («дымницы», «дымники»), удаляющие дым из-под крыши сеней. Трубы эти делали из досок и иногда их украшали резьбой и стамиками (столбиками).

Окна русской избы

Окна русской избы первоначально были волоковыми, в высоту одного бревна. Они закрывались изнутри деревянными задвижками либо сверху вниз, либо справа налево и имели очень малый просвет (задвижки волочили).

Позднее появились «красные» (или косящатые) окна. Это такие окна, просвет которых закрывается не щитом, а переплетом. Термин «косящатые» указывает на то, что в бревне проём для окна вырубался косо: снаружи он был шире и сужался ко внутренней поверхности стены. Это можно увидеть на первых двух рисунках ниже.

Делали так для того, чтобы рама окна плотно прилегала к проёму в любую погоду (влажной осенью, когда дерево набухает, и сухим летом, когда оно усыхает). Термин «красный» значит красивый.

Каким было косящатое или красное окно

Первоначально переплеты окон поднимались вверх, подобно щитам волоковых окон. Такие красные окна были распространены в избах Рязанской и Архангельской губерний. Высота косящатых окон была не менее трех диаметров бревна в срубе.

Окно русской избы с переплётом

Резной наличник окна

Вариант красного окна русской избы

Окна амбара деревни Шуньги Олонецкой губернии России

Оконные стекла до Петра были редкостью на Руси. Их место заменял бычий пузырь или слюда, высокая цена которой, исключала возможность употребления ее в крестьянских избах. Что касается художественной обработки резных наличников и наружных ставен, то они могли получить широкое применение опять-таки лишь в послепетровскую эпоху. В это время дорогой тес стал быстро вытесняться более дешёвыми досками, получавшимися путем распиловки бревен. До этого же времени рама окна («колода») обычно не закрывалась наличником. Резьба (или порезки) делались непосредственно на ней. Точно так же устраивали и украшали двери.

Полы в русской избе

Полы жилых помещений устраиваются или набивные (из земли или глины), или из досок по лагам («мостить по кладям» или брусьям). Если дом был двухэтажный, то полы второго этажа стлали по балкам («по матицам»). В больших избах их делали две, но обычно клалась одна матица.

Матица — это потолочная балка.Направление матицы всегда параллельно входной двери в избу. В середине, а иногда в двух местах, матицы подпираются стойками.

Полы же таких помещений, как большой сенник, делали из тонких бревен («кругляков»), просто притесанных друг к другу.

Кровля русской избы из тёса

Кровлю делали из двух слоев теса, между которыми прокладывали для устранения течи древесную кору, чаще бересту. Нижние концы тесин упирались в водотечники (№ 9 на рис. ниже), а верхние зажимали по коньку «охлупнем» (№1 на рис. ниже).

Охлупень — толстое выдолбленное бревно, заканчивающееся на фасаде корнем, обработанным в виде коня, оленьей головы, птицы и т.п.
Водотечник — выдолбленное в виде жёлоба бревно, служащее для отвода воды с кровли.

По верхнему ребру охлупня иногда ставили или решетку, или ряд стамиков (№12 на рис. ниже). Стамики имеют древнее происхождение.

Раскольники очень любили украшать ими свои моленные. Во время гонений полиция узнавала их тайные моленные именно по стамикам. Поэтому их стали избегать и стамики вывелись из употребления.

Чтобы сильный ветер не срывал доски кровли, их придавливали толстыми брёвнами — «гнётами» (№4 на рис.). Концы гнётов на обоих фронтонах скрепляли резными досками — «огнивами» (№2 на рис.). Если слеги (горизонтальные брусья под кровлей) не имели загнутых концов (последний рисунок ниже), то к ним прибивали доски, очень часто богато украшенные резьбой. Доски эти назывались «причелинами» или «подкрылками» (№ 3 на рис.) . Они оберегали торцы слег от загнивания. Л. В. Даль полагал, что причелины ведут свое начало от соломенных крыш, где они предохраняли солому от сползания на фронтон, и поэтому закладывались за крючья слег.

Причелина или подкрылка оберегает торцы от загнивания

Загнутые слеги и причелины соломенной крыши

Для того, чтобы свес крыши над фронтоном был больше, концы бревен верхних венцов постепенно удлиняли один над другим. Эти выступающие вперед концы назывались «повалами» (№ 8 на рис. выше) и зашивались иногда вместе с повальной слегой «малыми подкрылками» (резными досками, защищающими торцы повалов и слеги от загнивания). Сами фронтоны делали рублеными из бревен, которые тут носят название «самцов» (№ 14 на рис. выше).

Крыльца русской избы

Слово «крыльцо» или «крылец» Владимир Даль (отец архитектора Л.В. Даля) выводит от слова «крыло». Это — наружный вход в дом —лестница с пристроем, навесом, или сама по себе; каменная или дощатая площадка перед домом, со ступенями.

3 основных типа крылец

Приемы композиции крылец очень разнообразны, но все же их можно разделить на 3 основных типа:
  1. без лестниц или с двумя-тремя ступенями;
  2. с лестницами;
  3. крытыми нижними площадками перед маршем лестницы.
Первые устраиваются таким образом, что их свободная от перил сторона находится прямо против двери, и покрываются односкатной или двухскатной кровлей, поддерживаемой обычно двумя столбиками.

Крыльца русской избы по В. Суслову

Крылец русской избы по В. Суслову

Крыльцо русской избы по В. Суслову

Крыльцо по В. Суслову

Марши лестниц, у которых нет нижних площадок, оставляют без крыш, хотя, конечно, встречаются и исключения (последний рисунок).

Устройство древнерусской избы внутри

Начальной формой древнеславянского жилища был прямоугольный в плане сруб, называемый «клетью». Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от числа их, «двойней», «тройней» и т.д., или «хороминой». Так же называлась совокупность двух клетей, поставленных одна на другую. Нижняя клеть называлась «подклетом» или «порубом».

Устройство клети-истопки по существу везде одинаково. Планировка крестьянского дома была очень устойчивой: под одной крышей возводились собственно изба (отапливаемый сруб), клеть (холодная, летняя часть дома) и сени, их соединявшие.

Крестьянская изба в окрестностях города Дерпта (нынешний Тарту в Эстонии)

Пятистенка литовского крестьянина

Планы самых примитивных изб, ещё существовавших на рубеже ХIХ – ХХ веков, привёл историк архитектуры М. В. Красовский. Он отметил, что приёмы строительства жилищ прибалтийских и древнерусских народов совпадают.

«Поэтому мы можем в некоторых случаях найти у них то, что у русских уже исчезло совершенно или в значительной мере изменило свою прежнюю форму.» (М. В Красовский. Энциклопедия древнерусской архитектуры. Деревянное зодчество. С.-П., 1916 г., переизд. 2002, стр. 25)

Внутри избы делали очаг из камней и без трубы (курная изба). Он располагался ближе к двери, чтобы дым выходил через нее в сени. Из сеней дым поднимался на чердак и выходил наружу через дымницы. Около печи и вдоль всей задней стены избы устраивали нары для спанья.

Клеть служила для хранения в ней того домашнего скарба, который может пострадать от дыма, например, сундуков с платьем. В жаркое время года в ней спали.

Как изба, так и клеть, освещались маленькими «волоковыми» окнами, а сени оставались темными. Здание делали «поземным» («на пошве»), то есть ставили непосредственно на земле без фундамента, отчего и полы обычно были из утрамбованной земли или глины.

Что такое сени в избе и зачем они нужны

Сени — это входная часть традиционного русского дома. Это нежилое тёмное помещение, которое служило тепловым барьером между улицей и жилой частью. В сенях могли устраивать чуланы для хранения добра, снимать верхнюю одежду и обувь, держать какую-нибудь утварь (вёдра, корыта и пр.). Играли роль перехода из одной части дома в другую. Слово произошло от «сень» — защита, покров, убежище (по В. Далю).

Устройство русской избы внутри и снаружи в южной части России

По деталям крестьянские избы Малороссии (современная Украина) являются следующей ступенью развития, но размещение основных частей такое же. На рисунке хата Волынской губернии состоит из пятистенного сруба, большая часть которого отведена под теплое жилье, а меньшая разделена стеной на сени и чулан; к последним примыкает клеть. Печь, хотя и снабжена трубой, но остается по старой памяти у двери.

Русская изба. План Волынской губернии

План крестьянской избы на юге России

На этом плане, мы видим, что изба внутри имеет нары (коник), которые начинаются от печи и переходят в лавки для сидения у двух других стен.

Изба снаружи, у ее отапливаемой части, имеет земляную насыпь — завалинку. Её назначение удерживать тепло, поэтому с тех сторон, где нет окон, завалинка поднимается иногда почти под самую крышу. Для той же цели (сохранения тепла), все жилье несколько вкапывали в землю, так что в сени приходилось спускаться по ступеням.

Красный угол в русской избе

Здесь же можно видеть, что по диагонали от печи находится красный угол. На Руси слово «красный» значило «красивый». Это было самое почётное и торжественное место в избе. Его устраивали ещё в дохристианской Руси для почитания предков, хранения культовых символов и сакральных предметов.

Как продолжение этой традиции, со времён христианства в красном углу ставили иконы, сосуд с богоявленской водой, громничные свечи, веточки освящённой вербы, пасхальные яйца и другие религиозные предметы. Стены красного угла в большинстве случаев имели окна, т.к. выходили почти всегда на южную и восточную стороны. Под образами ставили стол. В волынском доме его ножки врыты в земляной пол.

Русская изба на юго-востоке России

Более развитый характер имеют старые избы донских казаков в бассейне нижнего и среднего Дона. Основной сруб здесь низкий и делится продольной капитальной стеной на две равные части. В доме были сени (А), кладовая (Б), чистая комната (В), спальня (Д) и кухня (Е). Три последних помещения отапливались одной печью, кроме которой в кухне имелся очаг для приготовления пищи.

План русской избы на Дону

Изба донских казаков

По берегам рек избы ставили на высоких подвалах, чтобы избегать затопления во время разлива. К крыльцам вели лестницы («ступеницы»). Галерейки («опасании») охватывали жилье с трех сторон и имели навесы.

Окна оформляли снаружи наличниками и снабжали для защиты от жгучих лучей южного солнца ставнями. Внешние стены выравнивали толстым слоем глины и белили известью. Крыши делали соломенные или тесовые.

Особенности древнерусской избы снаружи и внутри на подклети

Следующим по степени развития типом избы является тот, в котором всё здание поставлено на подклет. Делали это для облегчения доступа в избу во время зимы, когда на улице много снега. Подклет использовали для склада различных хозяйственных инструментов, хранения продуктов и содержания для мелкого скота.

При наличии подклета появилась необходимость в наружной лестнице ко входной двери сеней. Лестница почти всегда идет вдоль дворовой стены по направлению к улице и покрывается крышей. Такие лестницы называются «крыльцами». Их появление в русском зодчестве М. В. Красовский относит к Х веку, так как слово «крыльцо», и притом именно в этом значении, впервые встречается в летописном сказании об убиении в Киеве Феодора и Иоанна Варягов (первых христианских мучеников на Руси).

Крыльцо древнерусской избы

Крыльцо крестьянской избы в Нижегородской губернии

Первоначально крыльца делались с боков открытыми, как на рисунке выше. Позже их стали иногда закрывать досками и тогда пришлось отказаться от устройства окон в стене, вдоль которой идет крыльцо. Это нововведение привело к тому, что появилась необходимость повернуть печь хайлом (отверстие для выхода дымовых газов) к уличным окнам, иначе было темно готовить еду.

Но если изба устраивалась курной (без дымохода), то при таком повороте печи дым с трудом уходил из нее в сени. По этой причине печи стали выдвигать хайлом в сени и прорезать стену. Однако, в большинстве случаев, печи в таких жилищах имели трубы и это дало возможность отгородить в избе переборкой особое помещение — «стряпущую» (кухню), как на плане избы ниже.

План и рисунок русской избы Владимирской губернии

Рисунок фасада крестьянской избы Владимирской губернии России

В остальном изба внутри остается почти такой же:
  • вокруг избы идут лавки, но коник перешел от печи к противоположной стене;
  • в «красном» углу под образами — стол;

Появляются шкафы, столы и скамьи в стряпущей.

Полати в русской избе

Чтобы спать было теплее, устраивали «полати» — дощатый настил, который представлял собою продолжение верхней поверхности печи. Занимал половину площади избы (не считая стряпущей). Влезали на полати по ступеням, прилаженным к стенке печи.

Задняя изба или чистая половина

Иногда клеть таких изб обращалась в чистое помещение — в «боковушу», а складами для разного добра служили чуланчики в сенях с маленькими оконцами. В боковуше же делали коники, скамьи и ставили в красном углу стол. При дальнейшем развитии боковуша делалась теплой с печью, и тогда она получала название «задней избы».

Сложившийся таким образом тип избы вполне удовлетворял весьма незатейливым личным потребностям русского крестьянина и его семьи.

Горница: что это такое

Наконец, при очень многочисленной семье возникала необходимость в отдельном помещении. Тогда рубили избу по другую сторону ворот, но под одну крышу с главной избой, а над воротами (на горе) устраивали «горницу».

Горница — это холодная комната с маленькими окнами и полом, поднятым выше пола главной избы, как на рисунке ниже. Она соединяется непосредственно со стряпущей и подобно ей предоставляется в полное владение баб.

рисунок русской избы Ярославской губернии

Рисунок фасада русской избы с горницей Ярославской губернии Так определил горницу М. В. Красовский в своём «Курсе древнерусской архитектуры» в 1916 году. Но в конце ХХ века архитектурные словари дают уже несколько иные определения этого термина:
  1. чистая половина избы, обычно на подклете (С ловарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994);
  2. соединенная сенями с теплым жилым помещением парадная половина крестьянского дома, обычно неотапливаемая (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) ;
  3. изба на глухом подклете (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Русская изба в северной и других частях России

На севере России часто строили двухэтажные («двужирные») избы. Вероятно, раньше их называли «двужильными», т.е. избами в два жилья. По своему плану они повторяли схемы изб с подклетом, только подклет заменялся первым этажом. Но назначение помещений уже были другие:
  • подклет передней избы, становясь выше, чем в одноэтажных, вместо кладовой служил жилым помещением;
  • нижний ярус задней избы превращался в конюшню и хлев, а верхний служил сараем и сеновалом, причем для въезда в него телег и саней устраивается особый «взвоз» (бревенчатый наклонный помост, как на фото ниже).

двухэтажная русская изба

Рисунок двужирной избы со светёлкой в селе Гавриловском, Олонецкой губернии, Каргопольского уезда

В этом доме мы видим светёлку — жилую комнату в чердаке передней избы. Перед ней тянется балкон, явление в устройстве русской избы снаружи сравнительно позднее.

Таковы главные типы изб северных и центральных частей России. Что же касается изб на Урале и в Сибири, то они такие же, т.к. строились русскими переселенцами. Южные жилища отличаются тем, что печь часто ставили не у двери, а в противоположном углу, несмотря на то, что избы в большинстве случаев курные. Остаётся добавить, что в районах, где леса мало, избы строили тесные, низкие и очень часто без подклетов. Например, изба в Орловской губернии в ХIХ веке на рисунке ниже.

план русской избы в орловской губернии

План русской избы в Орловской губернии

Что такое светёлка

Это чердачное помещение обязательно с красным окном. Светёлки не отапливались и могли использоваться только в теплое время года как запасное жилое или спальное помещение. Там могли устраиваться на ночлег гости или молодежь, расстилая постельное принадлежности прямо на полу. В светёлку могли селить наемных работников. Иногда там хранилась верхняя одежда, уложенная в большие плетеные корзины – «коробейки». Вообще следует помнить, что светёлки появились в структуре русской избы достаточно поздно. Во многом их обстановка и характер использования зависели от традиций, сложившихся в той или иной конкретной семье. А вот «светлица» — это светлое помещение. Иногда светлицей был отдельный сруб, в каждой стене которого были окна. В самой светлой комнате занимались рукоделием или принимали гостей.

Как выглядела русская изба внутри

Архитектурно-скульптурное убранство русской избы являлось предметом широкого и богатейшего народного творчества — резьбы по дереву, росписи, вышивания и других ремёсел. На видео ниже можно увидеть внутреннее убранство русской избы XVII века.

Несколько труднее представить себе внутренний вид крестьянской избы более раннего времени.

В ХIX веке уже всюду, где живут побогаче, имелись самовары, лампы, бутылки и т.д.. Однако, наравне с этими изделиями городского рынка можно найти еще предметы прежней обстановки и утвари: по местам еще встречались старинного типа лавки, столы, шкапы и полки для икон (божницы), украшенные порезками (резьбой) и росписью.

Если же дополнить это образцами крестьянской утвари, хранящимися по нашим музеям: ткацкими станками, прялками, вальками, светцами, чашками, корцами, ковшами и т.п. , то можно довольно близко подойти к тому, что представлял собою внутренний вид крестьянских изб. Он был далеко не таким убогим, как это обыкновенно думают.

В наше время, к сожалению, разрушены традиции в строительстве жилых построек, культура обработки дерева, утрачены смелые конструкторские и инженерные приемы, увеличивающие долговечность деревянных зданий. Но мы можем воссоздать устройство русской избы внутри и снаружи, чтобы понять собственную природу и культуру.

Пишите комментарии.
Забирайте статью к себе на стену в соцсетях или в закладки, чтобы не потерять.

Что русские клали в основание домов

Эта странная традиция была распространена на Руси тысячелетиями и сохранялась вплоть до конца XVIII века, а в некоторых местах встречается и сейчас. Правда, не везде, а на северо-западе России: в Новгороде и на Ладоге; и в западной части Сибири, куда активно переселялись выходцы из новгородской земли.

Фото: Кириллица Кириллица

Отдельные случаи встречались в Суздале и в Залесском Ярополче; ученые тоже связывают их с перемещениями новгородцев. Речь идет о «строительной жертве», в качестве которой русские издревле использовали домашний скот – птицу, коров и коней, а то и людей. Несмотря на запрет подобного жертвоприношения Русской православной церковью, обряд продолжали практиковать и в XIX веке, используя для этого разные предметы: монеты, перстни, зерно и даже хлеб, а на Украине даже в это время в жертву приносили быков и коров.

Основа здания – череп?

Обычай этот уходит корнями в кровавые языческие времена, когда существовал культ головы – вместилища души и силы человека или животного. Из этого культа и проистекал обычай строить жилье – от княжеского терема до простой избы, – «на голове». Самые первые строительные жертвы были найдены в Новгороде советскими археологами еще в 1953 году. На Ильинском раскопе XI века были обнаружены останки жертвенного коня, причем голова его лежала отдельно от туши; на ногах животного сохранились путы, а рядом были положены кнут и свечи. Здесь же под остатками древних жилищ были найдены черепа быков с рогами. Оказалось, что неотъемлемой частью жертв у древних новгородцев и жителей Старой Ладоги были ковши и братчины – чаши для братания, которые символизировали вместилище души покойника. Например, в Старой Ладоге археолог Евгений Александрович Рябинин нашел заготовку ковша под наковальней древней кузницы. Закладывали под строение и лошадиные черепа – в том же Новгороде было найдено около сорока таких «закладок», что говорит о повсеместном распространении языческих поверий в Новгороде. Одни из них лежали под венцами домов справа от входа, а другие – под углами. Самая поздняя жертва датируется XV веком. Подобные «заклады» археологи встречали в Старой Русе, в Городке на Ловати, в Риге, в Суздале. Часто суеверные люди использовали черепа собак и домашних животных, которые закладывали под углы, но иногда клали черепа под фундамент русской печи, а на Рюриковом Городище в Приильменьи в качестве такой жертвы нашли останки целой коровы, а у хлебных печей, устроенных во дворах, обнаружили девять коровьих черепов, лежащих полукругом. В Ярополче Залесском в XII–XIII веках черепа коровы опускали в подвал и там закапывали. Такие же «заклады» в подполах обнаружили под Нижним Новгородом в поселении Нижнее Константиново-I.

При переселении в Сибирь русские принесли с собой и языческие пережитки. Например, в Ляпинском остроге (Ханты-Мансийский АО) под стеной острога кто-то закопал два собачьих черепа. Много «закладов» археологи нашли в Мангазее: это черепа и скелеты собак, магические круги из разных предметов, преднамеренно порванная кожаная обувь, сломанные ножи, женские гребни, украшения и даже нательные кресты! Самыми удивительным находками были деревянные и костяные фаллосы. Все эти «жертвы2 строители помещали под заваленками, под венцами, под фундаментами печей и даже просто под полом. Зачем же они были нужны?

Обычай этот действительно древний и уходит корнями в человеческие жертвоприношения, когда в основание строений, чтобы умилостивить богов, замуровывали то убитых рабов, то младенцев. Было это распространено не только в древнем Вавилоне или в Месопотамии, но и на Руси и практиковалось даже в христианские времена. Например в украинском городе Василёве на раскопках храма археологи нашли «закладную жертву» – тело мужчины, которого убили, расчленили и положили в каменный гроб под пол, дополнив погребение сожженной едой и костями жертвенных животных. А в в фундамент под стеной храма нелюди живьем замуровали двух годовалых детей. Стена в этом месте пошла трещинами, и язычники осуществили «ремонт», умилостивив своих кровожадных богов.

Умиротворяли друидских духов?

Есть версия, что жертва связана с умиротворением духов, обитающих в земле, которые всегда считались самыми кровожадными. Но российский этнограф Дмитрий Константинович Зеленин объяснял строительную жертву еще более древними верованиями – поклонением тотемам-деревьям и духам, которые в них якобы обитали. Так как на Руси дома строили из бревен, табу на вырубку деревьев, каждое из которых считалось священным, нарушалось. Кровавой жертвой славяне старались умилостивить духов, чтобы те не пришли мстить. Сначала им «отдавали» детей, женщин и мужчин, а позже стали приносить в жертву домашний скот и даже вещи. Язычники считали, что изображение мужского полового члена, закопанное под печкой, отпугнет чертей, шерсть – даст тепло, а воск – послужит оберегом.

Их спасал «дух» коня?

Что же касается конских черепов, то ученые относят традицию закладывать их под фундамент жилищ к культу коня, который существовал в Древней Руси. Древние славяне верили, что лошадь может не только унести от врага, но и отпугнуть его. Убивая жертвенную лошадь, они надеялись, что дух животного сохранит дом от несчастий. Если невозможно было принести в жертву коня, то под дом закладывали его изображение – игрушку, подвеску.

«Строительная жертва» жива?

К сожалению, никакие запреты церковников не повлияли на людей. Многие до сих пор при строительстве дома кладут под нижние венцы домов монеты и украшения. Правда, вместо кровавых жертв теперь делают жертвы бескровные, а часто даже церковными предметами – ладаном, освещенными церковными свечами, что только усугубляет грех людей перед Богом. Правда, в некоторых местах деньги стали чаще отдавать строителям, чтобы те «не ленились». Тем не менее, суеверия живучи. Например, в городе Ангарске Иркутской области, при ремонте в одном из домов в старой части города, которая была построена в конце 1940-х годов, под полом обнаружили скелет собаки. Была ли это «закладная жертва» судить сложно, но факт остается фактом.

«Дом-комплекс»: как были устроены жилища поморов

Чем дальше, чем чаще обращаемся мы к строительной мудрости наших предков, умевших комфортно жить в согласии с собой и природой, используя для отопления и вентиляции технологии, которые и сегодня удивляют своей красивой технологичностью.
Села Русского Севера всегда заметно отличались от остальных российских деревень: строгая красота фасадов, основательность и функциональность всех построек… Суровый климат заставлял ставить во главу угла теплосбережение: так появился теплый и крепкий комплекс «дом-двор», в котором жилье и хозпостройки были накрыты общей крышей.

В этой статье мы расскажем, как были устроены дома поморов, как они отапливались и как украшались.

Содержание

  • Устройство дома-комплекса
  • Конструктивные элементы дома поморов
  • Система отопления и вентиляции в доме поморов
  • Интерьер домов Русского Севера

Как был устроен дом-комплекс помора



Для жизни на суровом Севере поморы строили даже не дома, а целые комплексы, которые объединяли под одной крышей дом и хозяйственные постройки. Исследователи Русского Севера выделяли два вида такого жилья (они были наиболее распространенными)

  • Двухъярусный дом-двор: изба на высокой подклети и двухэтажный двор, в котором ворота и ввоз соединены одной крышей;
  • Одноярусный дом-двор под крышей на невысокой подклети.

Почти все дома поморов стояли на высоких подклетях. Подклеть фактически была первым этажом. В высокой подклети устраивали амбар, или зимнюю избу, или хлев для скота, в низкой делали погреб. Дома на берегах больших северных рек дополнительно укреплялись свайными сооружениями: заплотами или тынами.


1 — бревенчатая стена; 2 — стыки стен; 3 — значительный вынос крыши на фасаде; 4 — балкон, фронтон, крыльцо, вход; 5 — окна со ставнями; б — галерея-гульбище; 7 — полотенце, конек; 8 — причелина.

Почти все поморы были зажиточными и грамотными. Они много работали на себя, занимались и промыслыми, и строительством, и сельским хозяйством, поэтому в каждой усадьбе было много хозяйственных построек. Дворы были большими, на них размещались:

  • поветь с сеновалом,
  • помещения для скота,
  • помещения для строительства мореходных судов,
  • помещения для сушки сетей,
  • огород,
  • погреба,
  • амбары для хранения зерна.


За пределами усадьбы строили только баню – обычно на берегу водоема – мельницы, различные коптильни и салотопни и промысловые склады на сваях.

Треугольный фронтон дома накрывался двускатной крышей с большими свесами. Дом объединялся с хозяйственными постройками крытыми переходами (в них тоже делали кладовые) и лестницами, весь этот комплекс накрывался или удлиненным скатом крыши дома, или для хозпостроек делали отдельную односкатную крышу. Все хозяйственные постройки возводили так же прочно и на века, как дом. Обычно они тоже были двухэтажными, и пристраивались к дому коробом (продолжая его) или «глаголем» (смещенными в сторону).


Самой важной из хозяйственных построек была поветь (второй этаж хозяйственной части комплекса). Там устраивали сеновал и хранили весь инвентарь, необходимый в промысловом и крестьянском труде. Отдельно в повети выстраивалась кладовая, в которой хранили разные предметы из домашнего обихода.


С улицы в поветь был отдельный въезд, его называли взвоз – настил из тонких бревен, по которому на лошадях завозили сено, тяжелые бочки, доски. Взвоз заканчивался площадкой и двустворчатыми воротами в поветь. Эти ворота всегда архитектурно рифмовались с главными воротами дома: и те, и другие украшались порталом из тесаных плах одинаковой формы.

Амбары для зерна поднимали на камни или «ножки» из толстых бревен. Позже исследователи Русского Севера восхищались выразительностью этих построек: массивность амбаров подчеркивалась маленькими окошками и дверьми (кстати, двери в амбарах были двойными; за обычными сплошными делали еще маленькие, решетчатые, из оструганных планок – специально для проветривания).

Сам дом состоял из избы с большой русской печью и дополнительных помещений: горницы, повалуши (еще одной горницы, где летом спала вся семья), вышки-светелка, нередко с балконом, высокого крыльца под крышей. От хозяйственной части дом отделялся переходом, воздух в доме помора всегда был свежим, запахи скотного двора в него не проникали. В некоторых районах делали еще и зимнюю избу с отдельной печью – это была отдельная пристройка или часть дома, обычно в подклете.


Система отопления и вентиляции

Зимой жизнь поморской семьи была сосредоточена в избе, рядом с печью. Поморы ставили ее не вплотную к углу, а на некотором расстоянии, в запечье хранили кухонную утварь, вешали умывальник. До ХIХ века избы топили «по-черному»: сбоку от печки делали воловье окно с задвижкой, а над ним – дымник, деревянную вытяжную трубу. Печь ставили на высокий и массивный фундамент, или опечек, который закладывали в подклети. Чем выше был опечек, тем лучше.


Если опечек был невысоким, дым из устья печи стелился низко, и когда ее топили, приходилось открывать не только воловье окно, но и дверь – только так дым уходил в дымник, ценой постоянных сквозняков и детских простуд.

Если опечек был высоким, с вытяжкой дыма отлично справлялось одно воловье окно.


К середине ХIХ веку поморы почти полностью перешли на топку «по-белому». Новая система отопления была устроена мудро, с упором на теплосбережение: дым из печного устья уходил в кирпичный патрубок над шестком, шел по борову, который горизонтально проходил по чердаку, и только потом уходил в вертикальную трубу. Боров удерживал тепло, делал тягу слабее, а горение – медленнее, предотвращал пожары (искры пламени не вылетали наружу), и к тому же защищал печь от осадков.

Конструктивные элементы

Свои дома-дворы поморы ставили на фундамент из гранитных валунов. Строили – только из зимней древесины, тесаных крепких смолистых сосен. Избы рубили «в обло» - торчащие концы бревен в углах дополнительно утепляли постройку, а их еще и «обтяпывали» топором, чтобы закрыть поры дерева. На продольные пазы между бревен укладывали вычесанную коноплю или лен, а на них – сухой мох. Получалась замечательная защита от холода и ветра, а летом в таком доме всегда было прохладно.


Благодаря потайным пазам и врубкам бревна прилегали друг к другу так плотно, что между ними нельзя было просунуть лезвие ножа.

Пол (как мы помним, он был поднят над землей на высоту подклети) был двойным, а между черным и чистовым полами засыпали землю.

Потолок тоже утепляли: в верхний венец сруба врубали матицу, на нее настилали горбыли, оставляли для просушки, потом промазывали и заливали сверху густым раствором глины, смешанной с песком. На этот слой укладывали мох с сухими листьями и грубо обработанными стеблями льна, сверху засыпали землей. Чистовой потолок подшивали к стенам и матице на некотором расстоянии от чернового, получалась воздушная прослойка, которая удерживала тепло.


Отдельно стоит остановиться на крыше – ее поморы довели до совершенства с точки зрения теплосбережения и защиты от осадков. Важно, такая что крыша могла выдерживать очень толстый слой снега.

На схеме видно, что деревянные крючья – курицы удерживали водосточные трубы, выдолбленные из бревен. Эти трубы, или, как их называли, потоки, были гидроизолированы – изнури они в два ряда выкладывались тесом, а между ними – берестой.

И даже все эти знаменитые поморские «деревянные кружева», резные полотенца и причелины, которые кажутся сугубо декоративными элементами, защищали крышу от влаги.


В домах поморов всегда было так чисто и нарядно, как будто они приготовились к большому празднику. Во многом такое ощущение праздничности достигалось внутренней отделкой: гладкие бревенчатые стены от пола и до середины высоты помещения были обшиты гладко оструганными плашками «в дорожку» или «в елочку», печь расписана, пол устлан красивыми домоткаными дорожками.

Радовала глаз массивная мебель: стол на резных тяжелых ножках, с тяжелой столешницей, резные полки вдоль стен. На полках стояла великолепная глиняная соловецкая посуда, а то «корабельная», которую привозили ан кораблях из Голландии. Медная посуда была всегда начищена до блеска. В горнице стояла кровать с пирамидой подушек, горка с безделушками и книгами, на окнах – комнатные растения, даже лимонные деревца не были редкостью.

Выводы

Дома поморов были лучшим ответом на вызовы северного климата. Они позволяли не просто выжить, они позволяли жить с большим комфортном и достоинством. Мудрое устройство дома было отражением всего мудрого устройства жизни на Русском Севере – не зря поморы жили подолгу и до глубокой старости сохраняли хорошее здоровье и ясный ум.

На FORUMHOUSE вы можете почитать, как были устроены жилища долгожителей Алтая, Якутии и Абхазии, посмотреть фотоотчет по строительству дома из легкого самана, узнать, в чем отличие русского сруба от норвежского и канадского.

Посмотрите наше видео, которое рассказывает о «лубяной избушке» - доме, отделанном дранкой.

Читайте также: