Фундамент церкви пресвятой богородицы 11 века

Обновлено: 17.05.2024

Первая христианская церковь на Руси. А вы знаете, где она построена?

Где была построена первая христианская церковь на Русь? Казалось бы - очевидный вопрос. На эту тему в интернете огромное количество информации.

Вот ответ с первого же сайта, посвящённого этой теме:

Один из самых известных памятников архитектуры и истории в Киеве — остатки фундамента Десятинной церкви. Первый каменный храм Древней Руси был построен в X веке.
Десятинная церковь — первый каменный храм на Руси, возведенный в 989-996 годах на средства от княжеских доходов (то есть на десятину).
Летописи повествуют, что место сооружения храма — на Старокиевской горе, у княжеских палат — было выбрано не случайно. Именно там стоял двор первых варягов-христиан — Феодора (Тура) и его сына Иоанна, убитых язычниками в 983 году. Князь Владимир решил искупить грех за смерть киевских мучеников и начал строительство Десятинной церкви.

Запоминаем — первый храм был построен в Киеве князем Владимиром в 989-996 годах. Князь Владимир — креститель Руси, поэтому он и построил первый храм. Всё складно и красиво.

Теперь переносимся в другое уникальное место — на родину первой русской христианки — княгини Ольги. Потрясающий город Псков! Мы не знаем, когда он возник, какова его роль в истории Руси. Но с этим городом связана цепь очень удивительных событий, описание которых очень и очень противоречиво.

В житие святой Ольги говорилось, что, став христианкой, великая княгиня побывала в родных краях и остановилась на левом берегу Великой. Три солнечных луча пробились сквозь облако и указали ей на высокий безлюдный, заросший лесом мыс противоположного берега. Ольга предсказала, что "на месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет". Это предсказание сбылось. Сама княгиня взялась за его осуществление: прислала людей, которые построили Плесков град и на ее средства возвели в нем первую христианскую церковь во имя Святой Троицы.

Информация взята из энциклопедического справочника "Памятники истории и культуры Псковской области". Табличка с соответствующей надписью прикреплена к стене часовни.

Часовня в честь княгини Ольги на левом берегу Великой, где и произошли описываемые события Часовня в честь княгини Ольги на левом берегу Великой, где и произошли описываемые события

Как мы знаем — княгиня Ольга была бабушкой князя Владимира. В описании "жития святой Ольги" чётко сказано, что первая церковь в Пскове построена по указанию Княгини Ольги. То есть в это время Ольга жила и здравствовала! Но! Княгиня Ольга умерла в 969 году, а Русь крестили в 988 году (эти даты приводит церковь). Княгиня Ольга приняла крещение в 957 году.

Таким образом, княгиня Ольга могла построить церковь в Пскове в период между 957 и 960 годами.

Вспоминаем то, что запомнили ранее и задаём себе вопрос: так где же на Руси была построена первая христианская церковь?

И еще — небольшой штрих в заключение этого расследования. " Три солнечных луча пробились сквозь облако и указали ей на высокий безлюдный, заросший лесом мыс противоположного берега" — говорится в описании этого замечательного события! И опять Но! К настоящему времени в Пскове вскрыто в общей сложности 13 археологических слоев. Нижние слои — это поселения культур I тысячелетия. Каждое небольшое из древних поселений уничтожалось кем-то, кто тоже хотел здесь поселиться. И самыми интересными для нас в данном случае являются следы пожаров, уничтоживших поселение на этом безлюдном месте. Первый пожар относят к 860 году, а второй — к первому десятилетию 1000-х годов. Вот такая интересная история. Выводы, как говорится делайте сами.

Наша духовная мощь - в наших корнях. Поэтому нам так важно восстановить свою историю!

Вот такой великолепный вид на то самое пустынное место в наши дни. Вот такой великолепный вид на то самое пустынное место в наши дни.

Древнюю церковь в Зруге восстановят в рамках празднования 1100-летия Крещения Алании

Зругский храм Успения Божьей Матери, Северная Осетия, XI век, фото Феликса Киреева

Зругский храм Успения Божьей Матери, Северная Осетия, XI век, фото Феликса Киреева

К храму, расположенному в труднодоступном Зругском ущелье на высоте более 2000 м над уровнем моря, ведет узкая горная дорога, протяженность которой от Транскавказской автомагистрали составляет 9 км. Рукав реки Зругдон, протекающей по ущелью, с годами переместился правее и стал подмывать основание холма, на вершине которого располагается строение; две стены и кровля обрушились в реку. В течение многих лет специалисты, священнослужители, деятели культуры старались предотвратить гибель Зругского храма.

В рамках подготовки к празднованию 1100-летия Крещения Алании, стараниями архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида, Зругский храм включен в федеральную программу по сохранению объектов культурного наследия.

Согласно утвержденному проекту, специалисты планируют отодвинуть русло реки. «В данный момент на объекте идут работы по укреплению левого берега реки, затем будет укрепляться правый берег. Далее по плану строительство гидротехнического сооружения, которое послужит замедлению потока реки Зругдон. После укрепления правого берега рабочие приступят к отсыпке земляной насыпи с послойным уплотнением. После завершения этого этапа в грунт будут погружены сваи, на них сделают ростверк (верхняя часть свайного или столбчатого фундамента, распределяющая нагрузку от несущих элементов здания — Ред.), и уже на нем воссоздадут утраченную часть здания. Проведение работ рассчитано до конца 2021 года», — рассказал «Журналу Московской Патриархии» заместитель министра строительства и архитектуры РСО-Алания Константин Моргоев.

Зругский храм Успения Прествятой Богородицы, фото Феликса Киреева

Зругский храм Успения Прествятой Богородицы, фото Феликса Киреева

По словам директора ГБУ «Наследие Алании» Людмилы Габоевой, изначально рассматривались несколько вариантов спасения храма, в том числе разбор и перенос храма в сторону от обрыва, а также предложение ограничиться консервацией двух сохранившихся стен. «Была идея законсервировать стены и указать утраченный периметр. Но мы решили не только объем воссоздать, но и восстановить внутреннее пространство. Это принципиальный момент — внутреннее, намоленное пространство храма, а не только внешние границы. Да и потом, как можно сохранить штукатурку, если он будет открыт ветрам и непогоде? Трудно представить, как храм будет в таком виде существовать. Вернуть объем и наполнить пространство молитвой — вот наша задача», — сообщила Л. Габоева.

На стенах храма сохранились остатки росписей, которые датируются XII веком. Специалисты рассказывают, что еще 20 лет назад на стенах церкви можно было увидеть фрески, изображающие встречу Пресвятой Девы Марии и праведной Елисаветы, сцену распятия и другие сюжеты из Священного Писания. Сегодня на светлых стенах из травертина — лишь красные контуры изображений, но и они представляют большую ценность.

На данный момент работы в Зругском ущелье идут полным ходом. Дорога уже расширена, и на ней обустроены карманы для встречных автомобильных потоков. Специалисты укрепляют сохранившиеся стены Зругского храма. Воссоздание утраченного объема здания запланировано на будущий год. Восстановленная часть будет отличаться по фактуре камня и по внешнему облику от древних стен — это обязательное условие научной реставрации.

О чудесах Божией Матери в Десятинной церкви

Наместник Десятинного монастыря в Киеве архимандрит Гедеон (Харон) по происхождению грек, род которого восходит к византийской имперской знати. До своего назначения в Десятинную церковь в 2006 году отец Гедеон десять лет служил в Калифорнии, был настоятелем монастыря в честь святителя Иоанна Шанхайского. Однажды, будучи в Киеве проездом из Одессы в Москву, батюшка попал к митрополиту Киевскому Владимиру и неожиданным образом получил благословение остаться для служения в Десятинной церкви. Так устами приснопамятного Предстоятеля УПЦ Богородица благословила отца Гедеона служить в Своем храме – там, где издревле служили византийцы. За десять лет архимандрит Гедеон собрал многие свидетельства о чудесах Матери Божией, явленных в Десятинной церкви. Они составили целую главу готовящейся к изданию книги «Тератургима, или Чудеса нового века», куда вошли также и чудесные истории, впервые собранные и опубликованные порталом Православие.Ru.

Киев. Десятинная церковь

Киев. Десятинная церковь

Явление Божией Матери в Десятинной церкви

В 2006 году, на Пасху, спустя десятилетия после уничтожения третьего Десятинного собора в 1928 году, мы впервые совершили праздничную Божественную Литургию в скинии у Десятинной церкви. И через несколько дней, в четверг Светлой седмицы, в нашем храме было явление Царицы Небесной сразу после всенощного бдения праздника иконы «Живоносный Источник». Когда это произошло, люди еще находились в храме.

Пресвятая Богородица ступала как человек во плоти, был слышен звук Ее шагов

Пресвятая Богородица вошла в длинном белоснежном одеянии, с покрывающим голову омофором. Все, кто находился в храме, Ее видели. Она ступала, как человек во плоти, был слышен звук Ее шагов. Пречистая подошла к аналою, на котором была установлена наша единственная на тот момент писаная икона – Десятинная икона Божией Матери. Остальные были литографиями. В небольшой скинии этот огромный образ сразу выделялся. Богородица подошла к иконе, постояла возле нее, посмотрела, даже голову немного к ней склонила, как обычно делает человек, который что-то внимательно рассматривает.

На Светлой седмице всю неделю царские врата открыты. И Богородица, обойдя аналой с иконой, вошла царскими вратами в алтарь. Когда Она подняла к небу Свои пречистые руки и начала молиться, люди в исступлении упали на пол, и их тело и ум отключились (святой Паисий Святогорец говорил, что, когда благодать Божия приступает к человеку, он «сокрушается» или буквально «парализуется», кости его делаются мягки как воск).

Чудотворная Десятинная икона Божией Матери

Чудотворная Десятинная икона Божией Матери Что говорить о безмерной благодати молитвы Самой Царицы Небесной? Кто мог ее выдержать, стоя в нескольких метрах от места, где она возносилась? Как рассказывали потом мои духовные чада и прихожане, которые находились в этот момент в храме, − причем люди разного сословия, разного возраста, разного социального уровня, − все они испытали одинаковое состояние исхищения (выпадения) из реальности.

Я в это время со священнослужителями и своими друзьями беседовал после службы вне храма. Мы вышли и стояли буквально в десяти метрах от него на дорожке у скамейки. Потом я увидел краем глаза, что люди лежат на полу, схватившись за голову, и подумал: не дай Бог, что-то случилось. Мы находимся в особенном, весьма непростом месте. Войдя в храм, мы увидели, что люди поднимаются с пола все в слезах. Зашли батюшки – и мы тоже все стояли и плакали. Чувствовалось присутствие Царицы Небесной, Ее великая неизреченная благодать, которую грешному человеку трудно выдержать. Даже если кому-то рассказать, что тут вчера было Царствие Небесное, человек все равно не заплачет. А если он почувствует это сердцем, то, даже если молчать или сказать два слова, слезы сами польются ручьем. Вот такое случилось и с нами.

Это великое, внушающее страх и трепет событие, воочию показало, насколько важно и дорого нашей Владычице каноническое православное богослужение и принесение бескровной жертвы на избранном Ею в веках месте.

Десять лет Десятинной

Сергей Ерошкин. У Десятинной церкви

Сергей Ерошкин. У Десятинной церкви После этого благодатного посещения Пречистой наша Десятинная икона стала чудотворной. Все присутствовавшие видели, как Богородица зашла, но никто не видел, как Она вышла. И мы расценили это как то, что Она духом Своим осталась с нами. Чувствуем и видим это – братия и наши прихожане – по многим милостям и чудесам, которые у нас совершаются. В 2016 году на Пасху был юбилей этого события – десять лет, как на этом святом месте возобновлены богослужения, десять лет со дня явления Богородицы. Промыслительно оно было именно здесь: ведь Десятинная – первый на Руси собор Пречистой Богородицы – мать всех русских церквей. Отсюда начало утверждаться христианство на нашей земле. Это место – святое для всех русских людей. Здесь служили и молились все наши основатели, первосвятители и отцы, начиная от великого князя Владимира, который построил Десятинную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь молился первый митрополит Киевский Михаил. Святитель Петр (Могила), считавший за честь здесь служить, был настоятелем Десятинной церкви и инициатором ее возрождения после разрушения во время монголо-татарского нашествия.

Здесь бывали все русские императоры, которые обвязывали престол своими царскими лентами. О духовном и историческом значении Десятинной церкви написано множество томов и докторских диссертаций. Где в первые века христианства рукополагали священство, постригали в монашество? Где были архиереи? Где еще была такая служба по византийскому уставу? Где служили греки? Все здесь, мы это знаем. Только благодаря молитвам и предстательству Царицы Небесной здесь теперь возведен прекрасный храм. Она Сама нас тут держит и опекает.

Возвращение к жизни

Архимандрит Гедеон (Харон)

Архимандрит Гедеон (Харон) Самое яркое из чудес, случившееся вскоре, – возвращение к жизни рабы Божией Марии. Это было сразу через месяц после явления Богородицы. Ко мне пришел высокопоставленный чиновник договариваться о погребении своей мамы. Взрослый мужчина, немного старше меня. Его мать Мария находилась в реанимации известной больницы и уже не подавала никаких признаков жизни – дыхание принудительно поддерживалось аппаратами. Вопрос был в том, когда их отключать: врачи в один голос сказали, что вернуть женщину невозможно, и дали время родным договориться о месте на кладбище. Один из двух сыновей Марии, мой друг, сильно горевал, плакал, корил себя, что мама умерла, а он не успел с ней как следует попрощаться. Ему так хотелось ей еще что-то сказать, сделать, отдать сыновний долг. У нас тогда было только два подсвечника. И, сам того не желая, я вдруг сказал ему: «А ты возьми поставь два полных подсвечника свечей, помолись от всего сердца своими словами – и мама еще поживет». Он на меня вытаращился: «Как же? Она же уже практически умерла». И, как бы слушая свои слова со стороны, я снова повторил: «Еще поживет».

Человек фактически умер, врачи готовились констатировать смерть. И вдруг она поднялась, напугав сиделку

Он, как ни странно, поверил мне и спросил: «Сколько поживет?» – «А сколько ты хочешь?» – Он выпалил: «Полгода мне хватит попрощаться». – «Вот, значит, полгода мама еще поживет». Он пошел, поставил два полных подсвечника свечей, мы помолились и. мама ожила. Об этом знают все наши священнослужители и прихожане. Раба Божия Мария, которой тогда было за 70, вернулась к жизни из «точки невозврата». Главврач и весь медперсонал больницы были в шоке, это было колоссальное потрясение для всех. Человек фактически умер, они готовились констатировать смерть. И вдруг она поднялась, напугав сиделку.

Я потом соборовал Марию, мы с ней разговаривали. Она сама учительница, была завучем в школе в Белой Церкви под Киевом. Я приезжал к ним гости, и исцеленная приготовила обед из трех блюд и кормила нас. А через полгода мы ее похоронили. Она исповедовалась, причастилась, приготовилась. Каждое воскресенье ее дети приходят в храм и приносят большой букет роз в память мамы. Это поражающее воображение чудо, но было и множество других. Мы записали целую толстую книгу чудес, но их происходило так много, что потом мы уже и перестали записывать.

Приди и виждь

Интерьер Десятинной церкви. На аналое чудотворная икона

Интерьер Десятинной церкви. На аналое чудотворная икона

Был, например, такой случай. Маленький ребенок не держал голову, у него была страшная болезнь: атрофированы мышцы. Пришли молодые родители с этим ребенком, мы помолились у чудотворной иконы. И сразу после молебна у ребенка перестала шататься голова, мышцы укрепились – малыш исцелился.

Также у нас исцелился мужчина, который 15 лет страдал гнойным тромбофлебитом. Это страшное дело: человек не мог ходить, ноги гнили заживо. Встать он не мог, все тромбами забито, ноги черные. Когда мы служили молебен, то появился вдруг неизвестно откуда белый как молоко туман и поплыл по храму. Я еще посмотрел на него, но особого значения не придал. А дальше после молебна на наших глазах этот тяжко болящий мужчина встал из коляски и ушел своими ногами. После исцеления он вернулся, благодарил Пресвятую Богородицу и нас. Этот человек – приезжий и иногда приходит к нам на службы, братия его видит. Он провел в коляске 15 лет жизни, и за 15 минут у него затянулись все раны на ногах.

Еще одно чудо случилось пять лет назад. Приехала к нам семья: муж, чиновник высокого ранга в Киеве, и его тяжко болящая супруга. Они богатые люди, дети у них уже взрослые. Мужчина знал, что у нас чудотворная икона: «Батюшка, помолитесь, у моей жены четвертая стадия рака. Мы были в Германии, потратили там уйму денег. Врачи делали все, что могли, а потом сказали, чтоб мы ехали домой. Мол, пусть ваша жена побудет дома с внуками, сколько ей осталось – две, три недели или месяц». Жена была на транквилизаторах, сильных обезболивающих.

Мы отслужили молебен перед Десятинной иконой. Говорю им: «Просите Божию Матерь, Она все может. Попоститесь, приходите на исповедь и Причастие». Они все это исполнили. Оба исповедовались, покаялись, причастились Святых Таин. Женщина исцелилась полностью и сразу. Они потом поехали в Германию к тем же врачам. Когда доктора ее увидели, они были в сильном шоке. Исцеленная прошла полностью все обследование – ничего не нашли! Никаких следов болезни. Врачи стали спрашивать: «Что вы принимали? Простите, мы думали, вас уже похоронили». Они ответили: «Мы в церкви помолились». Когда они это услышали, с пониманием улыбнулись: видимо, им такие исключения из правил уже были знакомы. Сказали: «Ну, тогда можете к нам больше не приезжать». И вот эта пара тоже с благодарностью часто приходит, молится, мы с тех пор дружим. Они помогают нам, когда надо. Вся наша братия знает этого человека, не могу назвать его имя, потому что в городе оно известно.

Еще одно чудо исцеления случилось месяца полтора назад. Маленький ребенок страдал мочекаменной болезнью, и его ожидала сложная операция. Трудно представить, но у него обнаружили камни, которые нельзя было пробить ультразвуковым дробильным аппаратом. Накануне операции его привезли к нам. Мы отслужили молебен, помолились, попросили Божию Матерь о помощи, помазали миром животик. После этого ребенка увезли в больницу. Перед операцией обязательно положено контрольное УЗИ. Сделали обследование: а там ничего от прежних камней – чистые почки, даже песка нет.

Кругом все обуглилось, пластмассовые кондиционеры расплавились и свисали со стены, как мокрая тряпка. А иконы и мощи остались невредимы

Это только малая толика тех чудес, которые у нас происходят по молитвам Богородицы. В нашем монастыре нет ворот, поскольку мы находимся в археологической зоне, рядом фундамент древнего собора Пречистой, возведенного великим князем Владимиром. Но у нас вратарница Сама Царица Небесная, а послушники – ангелы Божии, которые нам очень помогают. Иначе тут и сутки находиться было бы невозможно. (В дохристианские времена на этом месте было языческое капище, и до сих пор нечистый гонит сюда своих служителей «подзарядиться энергией», вооружает на бесчинства и нападения. – Сост.)

Наш монастырь пытались сжечь сатанисты-язычники, обливали бензином чудотворную икону Царицы Небесной. Кидали в святой образ коктейль Молотова. Пожар в храме вспыхнул такой, что кругом все обуглилось, пластмассовые кондиционеры расплавились и свисали со стены как мокрая тряпка. А иконы, как и мощи, остались невредимы, только кивот по краям чуть взялся. Это великое и страшное чудо. Оно еще раз показывает, что Десятинная церковь – место великой благодати. Я никого в этом не убеждаю: приди и виждь.

Первый каменный храм православной Руси: история Десятинной церкви.

В 989 году, началось строительство первого каменного православного храма на Руси. Место его возведения, которым стала Старокиевская гора в Киеве, было выбрано не случайно, во-первых именно в этом месте в 978 году приняли смерть за веру первые мученики Федор Варяг и его сын Иоанн, а во-вторых оно находилось недалеко от княжьего терема.

На торжественной закладке краеугольного камня, правивший в то время князь Владимир Святославич, заявил, что церковь будет построена на десятую часть доходов от всех земель которыми он правит. Именно поэтому она и получила название Десятинной. В общей сложности строительство заняло 6 лет.

Внутреннее убранство храма, украсившего собой главную торговую площадь, составляли иконы, различная церковная утварь и дорогие сосуды из Херсонеса. Снаружи здание было отделано белым мрамором, а его западный вход украшали отлитые из бронзы статуи лошадей. После смерти князя в Десятинной церкви была создана усыпальница, где хранились мощи самого Владимира и его братьев Ярополка и Олега.

Первая Десятинная церковь существовала в почти неизменном виде до XII века, когда сначала была частично разрушена землетрясением, а затем дважды разграблена в ходе междоусобных войн. Позднее, в 1240 году, она и вовсе была полностью разрушена татаро-монголами.

После разрушения руины храма лежали нетронутыми почти 4 столетия и только во времена правления первых Романовых митрополит Петр Могила организовал в этих местах раскопки, в ходе которых в 1635 году были найдены и перезахоронены мощи князя Владимира.

Однако до полного восстановления старого здания в этот раз не дошло. По инициативе митрополита возле юго-западного угла древнего фундамента возвели лишь небольшой храм, который просуществовал до 1828 года.

храм возведенный по инициативе митрополита Петра Могилы храм возведенный по инициативе митрополита Петра Могилы

В начале 20-х годов XIX века про церковь вновь вспомнили и наконец решили восстановить. Восстановлению предшествовали серьезные раскопки растянувшиеся на 4 года. Именно благодаря раскопкам удалось найти остатки уникальных фресок и мозаик созданных еще в X-XI веках, а также полностью открыть план фундаментов старой церкви.

После завершения раскопок новый храм возводили в течении 14 лет. Архитектор решил не воссоздавать стиль древнего здания, придав новой десятинной церкви совершенно другой облик. Когда строительство было завершено, храм возведенный по инициативе Петра Могилы, был полностью разобран за ненадобностью.

Десятинная церковь 19 век. Десятинная церковь 19 век.

После освящения в 1842 году получившая новую жизнь и новый облик Десятинная церковь простояла меньше века и была полностью разрушена при Советской власти. С тех пор и по сей день она так и находится в руинах. Вопрос восстановления храма в очередной раз поднимался еще в начале 2000-х, но в итоге идею отвергли. Во-первых из-за того, что не осталось полных сведений об изначальном облике здания, а во-вторых ЮНЕСКО выступило против возведения современного здания на остатках древнего фундамента представляющего историческую ценность.

Фундамент - единственное, что осталось от первого каменного храма православной Руси.

Первый каменный храм Руси

Один из самых загадочных русских храмов, облик которого уже не смогут восстановить ученые.

Первый каменный храм на Руси – Успения Пресвятой Богородицы, больше известный как Десятинная церковь.

Любой курс истории русской архитектуры (и наш тоже) начинается с рассказа про эту постройку. Да, мы не знаем, как она выглядела на самом деле. Но сохранившиеся фундаментные рвы позволяют предположить, какой была планировка.

А отсюда уже можно подключать фантазию, ориентир на византийские церкви и знание законов строительной логики. Сочетание этих факторов подарило за последние полтора столетия историкам десятки вариантов реконструкций.

А что известно точно? Условно – так как летописи тоже иногда врут J

Начало строительства – около 989 г., строилась по заказу князя Владимира (того самого, Красно Солнышко, провозгласившего Русь Православной). До этого построек из камня, тем более такого размера, который был нужен заказчику, на Руси не было вообще. Соответственно строить из камня русские зодчие пока не умели, и в Киев были привезены греческие кадры. Не только строители – Анастас Корсунянин, один из «корсунских попов», открывших Владимиру ворота осажденного города, прибыл в столицу Владимира и стал первым настоятелем Десятинной церкви.

Те же летописи сообщают, что построена была церковь на месте гибели русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна (они были убиты язычниками незадолго до крещения Руси). Их мученический подвиг был одной из причин, по которым князь Владимир решил принять христианство.

Так это было или не так, мы уже не узнаем. Но факт остается фактом – Десятинная церковь – это самый первый каменный храм в Древней Руси. «Прототипом» для нее была Великая София Константинопольская, а более поздними «копиями» - большинство русских храмов.

Название «десятинная» прижилось больше, чем посвящение Успению Богородицы. Настолько на протяжении сотен лет впечатлило людей решение Владимира строить и содержать храм на 10% от всех княжеских доходов.

В этой церкви хранились мощи Св. Климента, папы Римского. Тут была усыпальница, где похоронили княгиню Анну, супругу Владимира. Сюда же были перенесены останки княгини Ольги.

В XII веке сначала храм перестроили после землетрясения, потом он был разграблен войсками князя Мстислава. В 1203 г. снова разграблен – войсками князя Рюрика. А в 1240 храм был окончательно разрушен, в дни взятия города войсками Батыя.

В 1630-х гг. на месте древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Так митрополит Петр Могила почтил память старейшей русской церкви.

К началу XIX века она обветшала, а начавшиеся расчистки помогли открыть фундаменты древнего храма. Церковь Петра Могилы была разобрана, и в 1828 г. был заложен новый храм, по проекту архитектора Василия Стасова. Ровно через 100 лет после закладки, в 1928 г., стасовская церковь была снесена.

История Киева: Десятинная церковь

Десятинная церковь - первая каменная церковь Киевской Руси. Она была построена на том месте, где, по приказу князя Владимира, языческому богу Перуну были принесены в жертву двое христиан - младенец Иоанн и отец его Федор.


Сооружена церковь была древнерусскими и византийскими мастерами в 989-996 гг. в период княжения Владимира Святославовича, который выделил на ее строительство десятую часть княжеских доходов - десятину. Отсюда и возникло название храма. Храм был заложен в честь Успения Божией Матери.

Церковь представляла собой крестово-купольный шестистолпный храм. В начале XI в. ее окружили галереями. Десятинную церковь украшала мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные платы (иконы, кресты и посуду привезли из Херсонеса Таврического (Корсуня). В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена - византийская царевна Анна, сюда же из Вышгорода привезли прах княгини Ольги. В конце 1240 орды хана Батыя, захватив Киев, уничтожили Десятинную церковь - последний тайник киевлян.

Раскопки руин церкви начались в 30-х гг. XVII в. по инициативе митрополита Петра Могилы. Тогда святителем Петром Могилой в руинах были найдены саркофаг князя Владимира и его жены Анны. Череп князя положили в церкви Преображения Господня (Спаса-на-Берестове), затем его перенесли в Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Кость и челюсть передали Софийскому собору. Оставшуюся часть останков опять похоронили.

Святитель на месте Десятинной церкви построил храм в честь свт. Николая, которая простояла до 1824 года. По завещанию Петр Могила оставлял на восстановление Десятинной церкви тысячу золотых. В 1758 церковь нуждалась в восстановлении, которое было проведено под надзором монахини Флоровского монастыря Нектарии (Долгорукой). Саркофаги были найдены и перезахоронены повторно. В 1824 митрополит Евгений Болховитинов поручил расчистить фундамент Десятинной церкви археологу К.А. Лохвицкому, а в 1826 гг. - Ефимову. Были найдены остатки мрамора, мозаики, яшмы. Раскопки не охранялись и потому их начали разворовывать.

2 августа 1828 освятили начало строительства новой церкви. По конкурсу строительство новой церкви поручили петербургском архитектору В. П. Стасову. Строительство нового храма в имперском, византийско-московском стиле, который не имел ничего общего с первоначальной строением, стоило более 100 тыс. рублей золотом. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь освятили митрополит киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф. Несколько кирпичей Десятинной церкви были заложены 31 июля 1837 в фундамент Красного корпуса Киевского университета, должно было символизировать связь Киевского университета Св. Владимира с просветительским наследием равноапостольного князя, как Крестителя Руси.


Читайте также: