Доходный дом лидвалей фундамент

Обновлено: 15.05.2024

Доходный дом лидвалей фундамент

вернуться к странице

Доходный дом Лидвалей.

С архитектурной точки зрения дом Лидваля — это своего рода энциклопедия декоративных и пластических приемов. Разнообразные формы эркеров и окон, где даже стекла были с алмазной гранью по краям, и освещаемые солнцем, они переливались всеми цветами радуги, богатство декора и отделочных материалов превратили этот комплекс в один из самых ярких образцов стиля северный модерн, хотя зачастую его называют даже самым выразительным и характерным образцом этого стиля.

Говорят, что вплоть до самой смерти в 1945 году в Швеции, куда Лидваль эмигрировал в 1918 году, Федор Иванович беспокоился о сохранности дома и при любой возможности справлялся, не пострадал ли он во время Отечественной войны. Ведь дом Лидваль не просто построил по заказу своей матери, но и посвятил ей.

Доходный дом А. К. Леммериха

фото

Один из домов крупного жилого комплекса, возведенного Ф. И. Лидвалем.

Пятиэтажный дом построен в 1904 г.

Его владелец - инженер-технолог А. К. Леммерих.

В Адресной книге Яблонского на 1896 участок показан принадлежащим технологу А. К. Леммериху, а его завод - машиностроительным. Завод этот упоминается дважды в разделе "Машиностроительное производство и двигатели. в подразделах "Разные машины" и "Двигатели газовые, паровые и керосиновые".

В ВПб на 1908 завод показан принадлежащим Товариществу на вере "А. К. Леммерих и Ко". Совладельцем завода был инженер Любберс Бруно Карлович, живший на Кронверкской, 1. Завод упоминается в двух разделах: среди чугуннолитейных и машиностроительных. Где тут лили чугун за 4 года до приведенного снимка, трудно себе представить. В ВПб на 1909 А. К. Леммерих показан владельцем машиностроительного и чугунно-литейного завода в последний раз. В ВПб на 1910 он только товарищ председателя политехнического общества.

фото

Стены первого этажа покрывает отделочный коричневый кирпич. Верхние этажи покрыты фактурной штукатуркой. Немногочисленные декоративные элементы - неглубокие ниши в простенках первого этажа, вставки из красного кирпича. (по материалам [ 22 ])

Дом N 19, построенный в 1904 г., принадлежал A. K. Леммериху, председателю Санкт-Петербургского Политехнического общества.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

В доме N 19 кв. 9 с 1906 по 1938 г. занимап пействительный член Академии педагогических наук РСФСР, заслуженный деятель науки, профессор-химик В. Н. Верховский. В 1911 г. вышел его «Элементарный курс химии», в 1934 г. и в 1947 г. - учебник по неорганической химии. В 1937 г. он пишет учебник по химии для средней школы. Труды В. Н. Верховского переведены на многие языки мира, в том числе на японский и китайский. Он избирается в числе первых действительных членов в Академию педагогических наук. В 1947 г. В. Н. Верховский скончался.
Квартира Верховских долгое время была местом встреч писателей, артистов, художников. В 1910-е гг. здесь бывали А. А. Блок, Вяч. Иванов, М. А. Кузмин, В. А. Пяст, А. Белый, Саша Черный, М. А. Врубель. Несколько раз был Ф. И. Шаляпин. С конца 1920-х гг. на смену им пришли М. А. Волошин, Иван Новиков, В. А. Каверин, С. Я. Маршак, Ю. Н. Тынянов, академик С.В.Лебедев и его жена художница А. П. Остроумова-Лебедева.
В этом же доме в 1915-1917 гг. жил поэт, переводчик, драматург П. П. Потемкин.
Квартиру 15 этого дома в 1920-е гг. занимал Н. П. Анциферов, литературовед, известный своими исследованиями по истории Ленинграда и Москвы и их пригородов. Им написаны такие замечательные книги, как «Душа Петербурга» и «Петербург Достоевского». Н. П. Анциферов был одним из зачинателей советского краеведения, воспитателем многочисленных музейных работников. Из тех, кто посещал Н. П. Анциферова, кроме учеников, был историк, профессор Университета И. М. Гревс, один из основоположников семинарской школы и экскурсионного метода в университетском образовании.
В квартире 20 проживал полковой комиссар П. В. Мухин, военком линкора «Октябрьская революция». По ложному обвинению арестован 16 февраля 1937 г. и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян I сентября 1937 г.
B 1906-1917 гг. в квартире 31 дома N 19 проживал русский революционер-народник М.П.Сажин, участвовавший в революционном движении с 1860-х гг. Находясь за границей, он сблизился c M. A. Бакуниным, участвовал в Парижской Коммуне, в 1873 г. по процессу «193-х» за революционную пропаганду осужден на пять лет каторги. В 1906-1916 гг. работал в журнале «Русское богатство». Был членом Всесоюзного общества политкаторжан.
С 1917 по 1919 гг.в этой квартире жила В.Н.Фигнер, в 1915 г. вернувшаяся из эмиграции. У В.Н.Фигнер бывали ее брат - оперный артист Н. Н. Фигнер.
В начале 1930-х гг. жил А. А. д'Актиль (Френкель), вошедший в литературу 1930-х гг. как писатель-сатирик и юморист. В 1914-1917 гг. печатался в журналах «Новый сатирикон», «Стрекоза». С 1922 г. постоянно жил в Петрограде. Сотрудничал в «Красной газете», редактировал журнал «Красный ворон» (затем переименнованный в «Бегемот»), «Красные огни». Редактор журнала «Смехач». Автор стихотворений, фельетонов, куплетов, романсов. В 1920 г. по заданию РВС 1-й Конной армии написал «Марш Буденного». В 1930-е гг. вместе с И. Дунаевским написал «Марш энтузиастов». Много работал для Л.Утесова. Он является автором песен, положенных на музыку И. О. Дунаевским для кинокомедии «Светлый путь». Самые трудные дни блокады провел в Ленинграде. В начале 1942 г. эвакуировался в Пермь, где в конце ноября скончался.

(Привалов В. Улицы Петроградской стороны. Дома и люди. М.: Центрполиграф, 2013. С.540-543, nikspb )

В этом доме жили:

1921 - 1925 историк, филолог, краевед Н. П. Анциферов (ВПг на 1922. ч. 2 Стб. 159, ВЛд на 1924. O. X. C. 11, на 1925. C 16)

1906 - 1937 химик В. Н. Верховский (ВПб на 1907. O. III. C. 124, на 1908.. С. 132, на 1909. С. 137, на 1910. С. 149,

на 1911. С. 154, на 1912. С. 153, на 1913. С. 107, на 1914. С. 113, ВПг на 1915. С. 112, на 1916. С. 117, на 1917. С. 107,

на 1923. O. XI. C. 95, ВЛд на 1924. O. X . C. 47, на 1925. С. 58, на 1926. O. XI. C. 62, на 1927. С. 78, на 1928. С. 97, на 1929. С. 106, н

а 1930. С. 90, на 1931. С. 79, на 1933. O. XV. C. 80, на 1935. O. XIV. C. 69; список абонентов ЛГТС на 1937 г. С.32)

1915 - 1916 инженер-техник А. К. Леммерих (ВПг на 1916. O. III. C. 391)

1911 - 1914 зоолог Е. Н. Павловский (ВПб на 1912. O. III. C. 670, на 1913. С. 472, на 1914. С. 492) (добавил Val 39 )

Доходный дом И. Б. Лидваль (начало)

фото

Построен в 1899-1904 гг. арх. Ф. И. Лидвалем на участке, принадлежавшем его матери И. Б. Лидваль.

Новый тип доходного дома с открытым озелененным двором-курдонером.

Дом представляет собой целый комплекс разноэтажных зданий, отличающихся живописной асимметрией корпусов, многообразием форм окон, сочетаниями природного камня (талькохлорита), разнофактурной штукатурки и гладкой керамической плитки.

Фасады украшены скульптурными рельефами с изображениями птиц, зверей и стилизованными растениями.

фото

фото

Чертеж дома
И.Б. Лидваль
1902. ЦГИА СПб
(добавил
Vladimir-2013 )

фото

Ежегодник ОАХ СПб
1906 Вып.1 С.59

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

У дома Лидваля, Кронверкский пр.
До 1917 г. (добавил Ладада)

фото

Из книги: Ф.Лидваль.
[Альбом снимков его
работ. С вступ. статьей
А. Оль]. СПб.,1914.

фото

фото

фото

В 1800-х гг. территория в начале Каменноостровского пр., между М. Посадской ул. и Кронверкским пр., принадлежала придворному отставному комиссару П. Апраксину. С 1820-х гг. владельцем стал тайный советник Х. Бек, затем - дворянка Зелинская.

В 1849 г. здесь стоял двухэтажный деревянный дом штаб-лекаря Н. А. Брауна и двухэтажный каменный дом механика Е. И. Гленни.

В 1857 г. южная часть участка перешла к жене купца А. А. Кумберг. Был построен трехэтажный жилой дом и 4 нежилых потройки по проекту гражд. инж. Р. Б. Бернгарда. В нежилых строениях муж владелицы Иоганн Андреас Кумберг разместил ламповую и бронзовую фабрики. В 1875 г. фабрика стала заводом бронзовых изделий.

В 1863-1889 гг. часть участка Кумбергов приобрел Маклотлин и возвел здесь две деревянных нежилых постройки. В 1876-1877 гг. возводятся новые каменные постройки по проекту В. Г. Шаламова. в 1895 г. - по проекту Э. Ф. Шитта.

В 1896 г. весь участок делится на два: один отошел к С. В. Фелькелю, другой остался у А. А. Кумберга. Фелькель строит новые дом на своем участке.

В 1898 г. оба участка покупает Яков Петрович Кокс.

В несохранившемся доме 1 в 1897-1899 гг. жил архитектор М. Е. Месмахер.

В 1898 г. участок Кокса купила (в кредит) Ида (Амалия) Балтазаровна Лидваль, мать арх. Ф. И. Лидваля, который и выполнил проектирование дома и застройку участка. Ида Лидваль до кончины в 1915 г. жила в кв. 18 своего дома, в кв. 23 жил Ф. И. Лидваль.

Здание состоит из четырех разноэтажных корпусов. Строительство комплекса началось в 1899 г. со стороны М. Посадской ул. В 1900 г. четырехэтажный корпус с флигелями был возведен. В 1901-1902 гг. сооружен пятиэтажный поперечный корпус, замыкающий двор-курдонер. Цоколь дома сложен из гладко обработанных плит красного гранита, облицовка нижнего этажа и арх. детали выполнены из горшечного камня. В этом корпусе размещались: приемная комната, комнаты для дворников, швейцаров, машины электрического освещения, водяное отопления, 4 прачечных и гладильных.

Северное трехэтажное крыло (1902-1903) являлось семейным особняком Лидвалей с апартаментами. В этом корпусе были установлены майоликовые печи, фаянсовые умывальники, мраморные камины. Потолки и стены в комнатах были деревянные, отделанные дубом и березой.

В 1903-1904 гг. завершилось строительство южного корпуса.

На стене лестницы северного корпуса сохранилась (?) мозаичная картина. В парадных устанавливались мраморные и изразцовые камины.

Кроме жилых корпусов во дворе был каменный двухэтажный каретный сарай.

Кованая решетка со стороны Каменноостровского пр. возобновлена в 1995 г.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Фото - Mary, 2009.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Фото - Mary 2009.

фото

Фото - owlat
2010.

(Анциферов Н. Дом Лидваля // Экскурсии в современность / Под редакцией Н. А. Кузнецова и К. В. Ползиковой-Рубец.

Л. Издательство книжного сектора ЛГОНО, 1925., добавил miraru1 )

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Здание в 1907 г. премировали на 1-м городском конкурсе "лучших фасадов".

В первом этаже левого крыла находилось техническое бюро архитектора.

В 1902 г. в кв. 6 жил арх. Фёдор Фёдорович фон Постельс.

В 1904 г. в кв. 16 жил арх. Адольф Робертович Гавеман.

В 1905-1907 к. жил арх. Андрей Петрович Вайтенс.

В 1909 г. жил худ. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

В 1915-1930 гг. - актер Александринского театра Юрий Михайлович Юрьев (1872-1948).

До 1918 г. здесь жил и работал арх. Фёдор Иванович Лидваль. (по материалам [ 52 ]. С. 37-61, [ 22 ], Mary)

В этом доме жили:

1904 - 1905 А. П. Вайтенс (архитектор) (ВПб на 1905. С.98)

1902 - 1904 А. Р. Гавеман (архитектор) (ВПб на 1903. С.140, на 1904. С.137)

1903 - 1918 Ф. И. Лидваль (архитектор) (ВПб на 1904. С.378, на 1905. С.372, на 1906. С.385, на 1907. С.409, на 1908. С.437,

на 1909 С.458, на 1910 С.494, на 1911 С.518, на 1912 С.522, на 1913 С.367, на 1914. С.383, на 1915. С.382, на 1916. С.395, на 1917. С.399).

На фасаде дома в 1996 г. была установлена мемориальная доска (арх. В. В. Попов) с ошибочными датами в тексе

(см. фото доски и текст)

1897 - 1899 М. Е. Месмахер (архитектор) (ВПб на 1898. С.346, на 1899. С.348)

1905 - 1906 А.Н. Куропаткин (воен. деятель) (ВПб на 1906. С.362)

1900 - 1902 Ф. Ф. Постельс (архитектор) (ВПб на 1901. С.345, на 1902. С.509)

1926 - 1933 А. Н. Теренин (физик-химик, академик) (ВЛд на 1927. С.433, на 1928. 542, на 1929. С.594, на 1930. С.567,

на 1931. С.400, на 1933. С.374) (добавил Valery 39 )

1939, 1940: Детский сад Петроградского района № 31 - Кировский пр., 1/3 (Ленинград - 1939. С. 266), (Ленинград - 1940. С. 334)

1965, 1976, 1978, 1982, 1988: Детский сад Петроградского района № 20 - Кировский пр., 1/3 ([ 108 ]. С. 34),

(Краткий справочник ЛГТС-1976. С. 88); (Список абонентов ЛГТС-1978, С. 47), (Список абонентов ЛГТС-1982. С. 52), ([ 125 ]. С. 100)

В 1982 г. Районная инспекция Госстраха Петроградского р-на на Б. Пушкарской, 47 .

1988: Районная инспекция Госстраха Петроградского р-на, Кировский пр., 1/3.

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения

Доходный дом лидвалей фундамент

Чужой компьютер

Сергей Васильев

Сергей Васильев

перейти к странице

Сергей Васильев

.
Сергей Васильев запись закреплена

Доходный дом И. Б. Лидв..

Доходный дом И. Б. Лидваль на Каменноостровском проспекте, дом 1-3 - Малая Посадская улица, дом 5.

Я живу в доходном доме Лидваль (Петербург) The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга

Я живу в доходном доме Лидваль (Петербург)

Модерновые доходные дома, сталинские высотки, дома-коммуны и многоэтажки 1970-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике «Где ты живёшь» The Village рассказывает о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. В новом выпуске мы узнали у руководителей бара-бургерной «Бюро» Петра Лобанова и Даши Синявской, как устроена жизнь в доходном доме Иды Лидваль на Каменноостровском проспекте. А архитектор Илья Филимонов рассказал, почему гипотетические градозащитники начала XX века не допустили бы постройку столь скандального по тем временам здания.


дима цыренщиков

АРХИТЕКТОР: Фёдор Лидваль

Доходный дом
И. Б. Лидваль

АДРЕС: Санкт-Петербург,
Каменноостровский проспект, 1–3; Малая Посадская улица, 5; Кронверкский проспект, 15

ПОСТРОЙКА: 1899–1904 годы

ВЫСОТА: 5 этажей

ЖИЛЬЁ: 44 квартиры




ИЛЬЯ ФИЛИМОНОВ

член Союза архитекторов России, организатор и вице-президент архитектурного фестиваля «Артерия»

«МНЕ НРАВИТСЯ ЭСТЕТИКА МОДЕРНА, но доводы её противников понятны: их не устраивает непоследовательность архитектуры этого направления. Если не ошибаюсь, Иван Фомин (известный русский и советский архитектор, начинал с модерна, но в начале ХХ века перешёл к жанру неоклассицизма. — Прим. ред.) за эту непоследовательность и ругал модерн. По моему же мнению, нашему городу эстетика северного модерна — эстетика гранита — близка и приятна, она роднит нас с финнами.

Для своего времени модерн был передовым направлением. В этом смысле дом Лидваль — удачный городской пример. Он нарушает каноны, к которым привык обыватель конца XIX — начала ХХ века. Например, не стоит на «красной линии»: бытовало заблуждение, что дома должны стоять чётко по линии, образуя ровный фронт улицы. В большинстве случаев так и было, но дом Лидваль — одно из исключений: он как бы уходит вглубь Каменноостровского проспекта, и само здание предваряет открытый просторный двор. В какой-то мере дом Лидваль поддерживает имидж Петроградской стороны как ближнего пригорода Петербурга конца XIX века.

Модерн учит нас тому, что город должен меняться и развиваться. Гипотетические градозащитники начала ХХ века не дали бы построить такое здание, как дом Лидваль. Градозащитников возмутили бы несимметричность, окна странной формы. Если смотреть на дом со стороны Троицкого моста, на последнем этаже и вовсе виден какой-то странный балкон. Плюс активное применение животного и растительного орнаментов — «мракобесие»! Всё это шло вразрез со сложившимися архитектурными канонами. На тот момент это была передовая архитектура, которую многие не понимали, но со временем она стала частью истории.

Нашим современникам можно было бы поучиться у архитекторов конца XIX — начала ХХ века, среди прочего, аккуратности обращения с деталями и принципам подбора пропорций. Из нынешних архитекторов, работающих в стилистике модерна, прежде всего стоит назвать Михаила Александровича Мамошина и его проекты, из последних — дом на Чернышевского, 4 (имеется в виду элитный комплекс «Таврический», сданный в 2011 году. — Прим. ред.). Причём Мамошин не копирует модерн: он его переосмысливает и развивает».











Четырёхкомнатная квартира

150 м 2

Шестикомнатная квартира

180 м 2

Восьмикомнатная квартира

203 м 2






Пётр Лобанов

сооснователь баров «Бюро»

Даша Синявская

маркетолог баров «Бюро»

ПЁТР: Наша семья переехала в дом Лидваль в начале 1990-х, когда мне было два года. До этого мы жили в Автове, а потом выгодно поменялись квартирами, расселив четырёхкомнатную коммуналку, которая была здесь до нас.

Квартира прошла через три ремонта. Изначально тут был красивый белый рояль — он достался от предыдущих жильцов и стоял в спальне. Благодаря роялю квартира напоминала об имперском стиле. На рубеже 2000-х родители сделали ремонт с частичной перепланировкой, а в 2010-м — ещё один. Но со временем квартира обшарпалась, кроме того, здесь было очень темно — гнетущая атмосфера, похоже на замок из «Собаки Баскервилей». Родители уехали жить за город, а мы с Дашей остались здесь. Для нас двоих здесь было слишком много комнат. В общем, год назад мы взяли пибовский план, посмотрели, какие стены можно снести. И сделали оупенспейс, благодаря чему в квартире стало на порядок светлее.

Дом Лидваль — памятник архитектуры, но охранные ограничения касаются в основном элементов фасада, которые мы при ремонте, конечно, не трогали. Более того, меняя окна, мы оставили старую расстекловку, и по цвету рамы — такие же, как во всём доме: специально сделали их деревянными, а не пластиковыми. Что касается внутреннего устройства, то в спальне осталась печь — она рабочая, хоть и дореволюционная. Печь хорошо сохранилась: когда делали ремонт, вызывали трубочистов — так что тяга есть, её можно топить. Но в этом нет необходимости. Зато мы часто топим камин в большой комнате, особенно когда приходят гости — получается очень уютно. Кстати, камина, в отличие от печи, не было: видимо, его демонтировали в советское время, так что остался только канал. Его обнаружили родители, почистили и сделали новый камин.

Ещё из необычного: в квартире — на 150 квадратных метров площади — три выхода. Один, правда, за шкафом. В принципе, неплохо иметь выход на две лестничные клетки.

ДАША: Это распространённая история в старом фонде, например на Васильевском острове. Дело в том, что в таких домах жили необычные люди, с прислугой. И чтобы прислуга не ходила через главный ход, делали ещё один, чёрный. Мы живём на первом этаже, так что третий вход, подозреваю, — дворницкая. Но точно неизвестно.

В доме очень тихо. Шумоизоляция здесь за счёт двора-курдонёра. Даже если мы сейчас откроем окна, шумно не будет. Двор как бы впитывает звуки.



Высота потолков

3,5 метра

Санузел раздельный
Площадь кухни

23 м 2


ПЁТР: При строительстве продумали аспекты акустики. И это то, что отличает старый фонд от новостроек: архитекторы подходили к делу с умом. Строили не только ради денег. В самом доме тоже отличная шумоизоляция: мы тут чуть ли не на голове стояли, когда были помоложе — и ничего, никто из соседей ни разу не пришёл. Наверное, шкаф должен упасть, чтобы в соседней квартире что-то услышали.

Форма управления домом — товарищество собственников жилья (ТСЖ). Но оно номинальное. У нас нет собраний и никакие работы по облагораживанию территории практически не проводят. Могли бы летом включать фонтан, а вместо асфальта двор замостить брусчаткой. Да миллион вещей можно было бы сделать, но инициативы нет. ТСЖ сделали, чтобы можно было использовать ничейные помещения чердаков и подвалов — таким образом они не ушли КУГИ (комитет по управлению городским имуществом — Прим. ред.), а остались за жильцами. Там, впрочем, ничего особо нет: иногда просто кто-то что-то складирует.

Никакого соседского сообщества в доме Лидваль нет. Впрочем, тут и жильцов не так много: на каждую парадную (всего их с лицевой стороны три) — по восемь-десять квартир. И люди все — очень состоятельные, мультимиллионеры. Со статусами: владельцы заводов-пароходов. Но при этом не хотят ничего вкладывать в общее имущество и делать таким образом свою же жизнь лучше. Куча олигархов, которым всё равно, где они живут. Мы тут самая бедная семья и, получается, больше всех хотим что-то поменять. Специфика ещё и в том, что соседи много времени проводят за границей. Плюс у нас большая разница в возрасте, нет общих интересов. Но в целом тут все вежливые, все друг с другом здороваются.

Здание состоит из нескольких корпусов, часть выходит на Малую Посадскую улицу — но там, в отличие от лицевого корпуса, нет ничего примечательного. Можно сказать, дом Лидваль, который все знают, — это только лицевая часть с курдонёром. В левом и правом крыле нашей части дома есть нежилые помещения. Слева — государственный детсад, я туда ходил в детстве. Справа был офис Росгосстраха, но сейчас он съехал. В каждой из наших трёх «лицевых» парадных сидят охранники, причём из ГУ МВД. Это, наверное, такой понт родом из бандитских 1990-х: тебя охраняет настоящий мент.

Из плюсов дома — месторасположение. Центр, напротив метро. Плюс есть зелёная зона, что уникально для центра. Мы с Дашей бегаем у Петропавловки. Ещё высокие потолки и общедомовая вентиляция. Она не современная: просто при постройке сделали вентиляционные каналы, которые дают циркуляцию воздуха в доме. И наконец, из плюсов — газовая колонка: мы не зависим от летних отключений воды. Из минусов: старые коммуникации. При последнем ремонте пришлось много всего переделывать, на это ушли миллионы рублей. Мы даже думали, не продать ли квартиру: ремонт стоил как новое жильё на севере города. Но сейчас рады, что остались, обожаем квартиру и никуда не переедем.

Из местных легенд (это, впрочем, чистая правда): в 1990-е в доме Лидваль на пятом этаже жил известный криминальный авторитет Костя Могила. Он на тот момент был гангстером номер один в городе. Я отлично помню то время. Приходил из школы с огромным портфелем за спиной, а меня не пускали во двор, потому что оттуда выезжал Костя Могила и его тысяча охранников. А когда Костя Могила выходил из дома, все должны были сидеть по квартирам; он спускается — и во всей парадной выключают свет, чтобы было видно, целятся ли в него. В начале 2000-х годов Костю Могилу всё же застрелили, но уже в Москве.

Я живу в Толстовском доме (Петербург) The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга

Я живу в Толстовском доме (Петербург)

Модерновые доходные дома, сталинские высотки, дома-коммуны и многоэтажки 1970-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике «Где ты живёшь» The Village рассказывает о самых необычных домах двух столиц и их обитателях. В новом выпуске мы узнали у супругов Нади и Жени, как устроена жизнь в знаменитом Толстовском доме на улице Рубинштейна. А главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов рассказал, почему проект Фёдора Лидваля — до сих пор эталон эстетской и комфортной среды.

Архитектор: Фёдор Лидваль
(при участии Ричарда Китнера и Дмитрия Смирнова)

Доходный дом графа
М. П. Толстого

(Толстовский дом)

Адрес: улица Рубинштейна, 15–17; набережная Фонтанки, 54

Постройка: 1910–1912

Высота: 6 этажей




Владимир Фролов

главный редактор журнала
«Проект Балтия»

Так называемый Толстовский дом — это доходный дом графа Михаила Павловича Толстого, родственника знаменитого русского писателя.

Типология доходных домов была распространена в Петербурге со второй половины XIX века. На рубеже XIX–XX веков доходные дома развиваются уже в крупные объёмно-пространственные композиции, целые дома-кварталы. Складывается прототип того, что сегодня называется «жилой комплекс». Оба феномена, кстати, возникают в результате роста капиталистической экономики. Впрочем, в чисто художественном плане современные ЖК едва ли можно поставить на одну ступень с доходными домами эклектики, неоклассицизма или ар-нуво. А Толстовский дом тем более вне досягаемости: это работа Фёдора Лидваля — одного из лидеров так называемого северного модерна.

Качество пропорций и деталировки Толстовского дома очевидны, но, в принципе, уровень, на котором решали подобные задачи финские, латвийские или эстонские коллеги, мог и не уступать петербургскому. Однако, в отличие от аналогичных проектов в других городах на Балтике, здесь мы имеем дело с объектом, значение которого выходит за рамки чисто архитектурного. Это уже градостроительный феномен столичного масштаба.

Городское пространство начала XX века становится более проницаемым, динамичным, в нём возникают новые элементы, например пассажи, которым Вальтер Беньямин посвятил известный текст. Буржуа-фланёр, степенно прогуливающийся по улицам, — уже достаточно многочисленный вид городского жителя. Именно ему соответствуют дворы-курдонёры архитекторов Бенуа или Сюзора, а также внутренняя улица в Толстовском доме. Заметим, что эта улица имеет и свой собственный курдонёр — ответвление на середине пути между улицей Рубинштейна и набережной Фонтанки. Градостроительный смысл проекта Лидваля — в том, чтобы участить сетку улиц, обогатить урбанистическую ткань, но и создать полуприватную зону, где любой прохожий оказывается вблизи частных владений, — то есть обеспечить то самое ощущение добрососедства, что так по душе нам сегодня в западноевропейских городах.

После революции вся эта эстетская и комфортная буржуазная среда уступила место парадным пространствам коммунизма для разного рода массовых шествий. Всерьёз вернулись мы к разговору о ней только в последние годы, с усилением роли среднего класса. Однако уютное полуобщественное пространство, с успехом созданное Лидвалем и другими архитекторами прошлого, сегодня оказывается невоспроизводимым — и дело не только в качестве фасадной архитектуры, но и в самом подходе к придомовым территориям. Пассаж в Толстовском доме в наши дни перекрыт с обеих сторон решёткой с воротами, и жителей здания можно понять. Тем не менее этот двор — часть петербургской легенды, и он ждёт своего часа, чтобы стать доступным для новых фланёров. А вот созданный сравнительно недавно и похожий по габаритам и форме проход в жилом здании на Шпалерной улице (имеется в виду жилой комплекс «Дом на Шпалерной улице» архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнёры». — Прим. ред.) вряд ли будет когда-либо столь же интересен для прохожих. По двум причинам: он нефункционален (не соединяет точки, стремящиеся к соединению), а также крайне неприветлив (приподнят над уровнем улицы так, чтобы прохожий чувствовал, что в этом элитном дворе его не ждут). Так что современным архитекторам и застройщикам есть чему поучиться у Лидваля.










Надя, художник: Эту квартиру в Толстовском доме я нашла почти три года назад, когда искала варианты покупки собственного жилья. Квартирой владела бабушка — преподаватель русского языка и литературы. Сама она живёт в деревне под Выборгом, а квартира 15 лет пустовала. Мы интересовались у бабушки, почему она не сдавала квартиру.

Женя, логист: Она ответила: «Здесь же плохие условия, нет ничего для жизни. Как это можно сдавать?»

Надя: Бабушка продавала квартиру за 2,5 миллиона рублей. При этом было понятно, что жильё в Толстовском доме стоит дороже — даже в том плачевном состоянии, в котором мы всё здесь застали.

Женя: Мы, по сути, покупали местоположение. Сносили всё, что здесь было, и создавали с нуля. Снимали паркет и слои половых лаг, счищали огромный слой штукатурки. Изначально тут были жуткие обои с сальными пятнами. Однажды я ткнул пальцем в стену — отвалился огромный кусок штукатурки. Здесь не было водоснабжения — только две кривые трубы, торчащие из пола.

Надя: Дверь в наше помещение была без замка, поэтому отсюда утащили всё что можно. Кроме того, тогда на этаже жили алкоголики, и есть подозрения, что они бывали в квартире. Сейчас алкоголиков на этаже нет, всё прилично.

Женя: В итоге отсюда уехало четыре газели строительного мусора.

Надя: Одна из бабушек на этаже после ремонта меня возненавидела. Полгода назад я к ней подошла и спросила: «Почему вы меня так не любите?» Она ответила: «За что тебя любить, ты же тварь!» Я подумала: «Что же, логично», — и пошла дальше по своим делам.

Женя: К счастью, она живёт на другой стороне этажа и мы редко пересекаемся.

Надя: В своё время Толстовский дом получил большое количество премий: за устройство водоснабжения, вентиляцию, отопление. Здесь есть своё ТСЖ, которое так и называется — «Толстовский дом» — оно располагается в чёрном дворе (имеются в виду технические дворы Толстовского дома. — Прим. ред.). Начальник ТСЖ — искусствовед Марина Колотило, автор публикаций про Толстовский дом. Она устроила небольшой музей в помещении ТСЖ: там есть несколько исторических фотографий дома, одна из них — с Михаилом Боярским.

Толстовский — бывший доходный дом, планировка здесь не менялась. Многие спрашивают: «Почему у вас такой длинный коридор и такие маленькие квартиры? Это перекроенная коммуналка?» Приходится объяснять: «Нет, ребята! Вы можете зайти в „Википедию“ и прочитать, что всегда так и было: большой коридор и маленькие квартирки».

Капремонт Толстовскому дому не требуется. Износ здания — меньше 40 процентов. При строительстве использовали супертехнологии того времени.

Женя: В остальных парадных — по две-три огромные квартиры на этаже. А у нас — жильё для приказчиков средней руки.

Надя: В нашей парадной 114 квартир. Есть общие кухни и санузлы на этаже (хотя во всех квартирах, в том числе в нашей, можно было сделать и собственные). На общей кухне собираются бабушки.

Женя: Первое время мы пользовались общими помещениями, пока не было ничего своего.

В качестве особенности Толстовского дома можно назвать окна-холодильники в квартирах. Некоторые жильцы их закладывают, некоторые — оставляют. Раньше туда, вероятно, выставляли продукты для охлаждения. Мы сначала использовали эту нишу как окошко для кота, а теперь это окошко для цветка.

Надя: Также на этаже два общих балкона. Один выходит в сторону Дворцовой площади, с него очень удобно смотреть салют, прекрасный вид. А второй — с видом на мусорку.

Женя: Однажды с этого второго балкона кто-то скинул свёрнутый трубкой ковёр. Видимо, было лень отнести на помойку. Ковёр пробил навес над контейнерами и попал точно в мусорку.

Надя: В этих дворах паркуются недешёвые машины, так что это было рискованное мероприятие. Но человек, выбросивший ковёр, справился и не попал в автомобиль.

Какие тайны хранит самый помпезный доходный дом для элиты, построенный 100 лет назад в Петербурге

Отписаться можно в любой момент.



Этот величественный дом на Каменноостровском проспекте – один из архитектурных шедевров, построенных в северной столице отцом петербургского модерна Фёдором Лидвалем. Здание украшают грибы, звери, совы и прочие интересные элементы. В начале прошлого века это был один из самых помпезных доходных домов, возведенных в Петербурге для элиты. Да и сейчас жить здесь очень престижно.

Дом расположен в начале Каменноостровского проспекта. /Фото:chulga.livejournal.com

Один из корпусов дома Лидваль. /Фото:spb-projects.ru

Дом для матери

Территория в начале Каменноостровского проспекта, на которой на рубеже XIX-XX веков был возведен знаменитый дом, много раз меняла хозяев. В конце прошлого столетия ее купил Яков Кокс, объединив располагавшиеся здесь ранее два участка в один, и вскоре продал эту землю в кредит Иде Лидваль – матери выдающегося питерского зодчего. Архитектор Федор Лидваль, который по праву считается отцом петербургского модерна и мастером так называемого северного модерна (стиля, получившего распространение главным образом в скандинавских странах), лично спроектировал этот доходный дом для своей матери.

Невероятный дом. /Фото:the-village.ru

Интересно, что здание на Каменноостровском проспекте было первой самостоятельной постройкой Фёдора Лидваля. И, надо сказать, этот первый опыт оказался более чем удачным. Кстати, дом расположен не на красной линии, а как бы уходит вглубь.

До самой смерти Ида Лидваль прожила в этом доме (она скончалась за два года до революции), в квартире №18. А в квартире №23 жил сам великий архитектор – вплоть до своей эмиграции в 1918 году.

Дом Лидваль. 1914 год.

Дом Лидваль. 1914 год.

Отец петербургского модерна

Считается, что именно Фёдор Лидваль определил архитектурный облик Петербурга начала прошлого века, и по значимости этого выдающегося мастера, пожалуй, можно сравнить с Шехтелем – отцом модерна московского.

Каждая деталь восхищает. /Фото:chulga.livejournal.com

У дома Лидваль несколько корпусов с разным числом этажей, объединенные курдонером, причем один из корпусов представлял собой фактически семейный особняк Лидвалей с апартаментами.

Навершие портала, на котором указана дата постройки корпуса. Справа заяц, а слева - сова. /Фото: gradpetra.net

Здание отделано натуральными материалами разной фактуры (цоколь – из красного гранита, этажи облицованы горшечным камнем, керамикой, штукатуркой). У этого необычного для начала прошлого века здания нет строгой симметрии, к тому же, у него странная форма окон. Необычны затейливые оконные проемы, некоторые из которых венчают арки и наличники, а также балконы и эркеры.

При взгляде на дом с близкого расстояния сразу бросается в глаза буква L на кованых перилах – по фамилии первоначальных владельцев – Lidvall.

Буква L на балконе напоминает о первой владелице. /Фото:phgk.ru

Ещё один интересный балкон. /Фото:chulga.livejournal.com

Как истинное здание в стиле модерн доходный дом Лидваль изобилует невероятными декоративными элементами. Тут и совы, и зайцы, и птицы, и ветви, и много других интересных образов.

Звери и грибы. /Фото:chulga.livejournal.com, the-village.ru

От Каменноостровского проспекта дом отделен изысканной кованой решеткой, которая установлена на столбах, выполненных из финского гранита. Пилоны-фонари у ворот – тоже гранитные.

В парадных дома изначально были установлены камины из мрамора и с изразцами. Интересно, что при такой затейливой планировке в комнатах доходного дома не было острых либо тупых углов.

В доме были все атрибуты, необходимые для современной жизни: электричество, водяное отопление, прачечные и гладильные. Во дворе располагались конюшни. Были предусмотрены комнаты для швейцаров, дворников (некоторые из них по сути выполняли роль охранников) и так далее.

Что касается жильцов, заселившихся в квартиры, то среди них было немало выдающихся ученых, финансистов, деятелей искусств.

После постройки дом Лидваль получил премию на 1-м конкурсе лучших фасадов Петербурга. И, конечно же, этот проект вошел в учебники для начинающих архитекторов.

Жить здесь престижно и сейчас

После революции квартиры доходного дома были оборудованы под коммунальные, сюда заселили простых людей с окраин города. Некоторым прежним жильцам позволили остаться (и, конечно же, при этом потесниться), но были и те, кого выселили, причем, увозить с собой мебель, картины, предметы интерьера выезжавшим не разрешалось.

Здесь и сейчас непростые жильцы. /Фото:mycdn.me

Здесь и сейчас непростые жильцы. /Фото:mycdn.me

Согласно сохранившимся документам, в квартире покойной Иды Лидваль поселили А.С. Коровина с женой и дочерьми и А.А. Антипова. Комнату, в которой находились вещи Иды Лидваль, закрыли и опечатали. В 1930-40-х годах в квартире №18 жил композитор и музыковед Валериан Богданов-Березовский.

В советские годы в этом доме также жили известные люди своего времени – ученые, деятели искусства, переводчики. Кроме того, в здании располагались различные организации.

Лестница в парадной. /Фото:the-village.ru

Сейчас в доме Лидваль, как и в дореволюционные времена, живут обеспеченные люди. Квартиры здесь стоят дорого, ведь, помимо того, что здание расположено в самом центре Питера в непосредственной близости от метро, жилищные условия тут тоже неплохие. В доме отличная шумоизоляция, высокие потолки, большие окна, светлые просторные помещения. Да и квартир немного: в каждой парадной (подъезде) всего лишь около десятка.

Кстати, любителям открывать для себя интересные здания города на Неве будет наверняка интересно узнать, чем знаменита единственная сталинская высотка в Питере и какое отношение к этому зданию имел Виктор Цой.

Почему уехал из России архитектор, который создал новый облик Питера: Архитектор Лидваль и его великолепные дома

Отписаться можно в любой момент.



Фёдор Лидваль для Петербурга – все равно что Лев Кекушев или Фёдор Шехтель для столицы. Если Шехтель (то же можно сказать и о Кекушеве) – отец московского модерна, то Лидваль – отец модерна петербургского или, если так можно выразиться, отец северного модерна в городе на Неве. Именно здания Лидваля формировали новый облик Петербурга в начале прошлого столетия, когда улицы города стали активно застраиваться доходными домами и другими масштабными и смелыми, по тем временам, зданиями.

У Фёдора Лидваля шведские корни (этой национальности были и отец его, и мать), так что северный модерн и скандинавские мотивы были ему близки, возможно, на подсознательном уровне. Родители Фёдора жили в Петербурге.

Будущий велкий архитектор окончил в Петербурге художественную академию им. Штиглица и Высшее художественное училище, в котором, кстати, ему преподавал сам Леонтий Бенуа. Лидваль всегда считал себя его последователем. Бенуа сильно повлиял на его творчество.

Доходный дом шведской церкви св. Екатерины, перестроенный по проекту Ф. Лидваля. /Фото:Светлана Ширяева, wikipeda.org

Карьера Лидваля как архитектора в Петербурге шла в гору – у него было немало заказов. Однако революция вынудила его покинуть страну. Он перебрался в Швецию, где продолжал заниматься любимым делом, правда, уже не в таких масштабах, как раньше. Скончался Фёдор Лидваль в столице Швеции, дожив до 75 лет.

В Стокгольме архитектор из Петербурга продолжил строить жилые дома. /Фото:I99pema, wikipedia

В Стокгольме архитектор из Петербурга продолжил строить жилые дома. /Фото:I99pema, wikipedia

Доходный дом Нобеля

Здание, расположенное на Лесном проспекте, до революции было спроектировано и построено для рабочих завода Эммануила Нобеля – племянника «того самого» Альфреда Нобеля.

Здание несимметрично. /Фото:steeper.fandom.com

У здания интересная аркада, соединяющая левую и правую части, которые несимметричны. Также несимметрично по отношению к центру постройки расположена башенка, впрочем, отсутствие симметрии как раз характерно для модерна.

Доходный дом Эммануила Нобеля, фрагмент фасада. /Фото:fotokto.ru

В квартирах этого дома до сих пор сохранились камины и старинные двери.

Здание Азовско-Донского банка

Этот дом на Большой Морской относится к модерну лишь отчасти (в нем есть немало черт неоклассицизма), но это не делает его менее интересным.

Доходный дом Эйлерса. /Фото:glavguide.com

Здание нарядное, помпезное. У него восхитительные ионические колонны и пилястры. Стены изобилуют мини-скульптурами, а между окнами четвертого этажа расположены необычные медальоны. В районе первого этажа можно увидеть барельефы «Азия» и «Африка» (их сделал для проекта петербургский скульптор Василий Кузнецов).

Интерьеры здания были отделаны мрамором разного цвета, специально доставленным из-за границы.

Гостиница «Астория»

Гостиница «Астория» на Большой Морской – очень известный проект, к которому приложил руку Фёдор Лидваль, хотя с архитектурной точки зрения она, возможно не так интересена, как его некоторые другие здания. Работал он над проектом вместе с Николаем Козловым и Константином Эйлерсом.

«Астория» в наши дни/ Фото:lookmytrips.com

Лаконичная и в то же время величественная «Астория» – завершающее здание всей архитектурной композиции Исаакиевской площади.

Доходный дом Толстого

Одно из довольно известных зданий Петербурга, доходный дом Толстого (его еще называют Толстовским домом), тоже построен по проекту Лидваля. Интересно, что этот масштабный дом считается прообразом современных жилых комплексов.

Толстовский дом. /Фото: slums.ru

Архитектор сделал внутри комплекса не унылый двор-колодец, какие можно нередко встретить в Петербурге, а благоустроенное пространство для отдыха и прогулок.

Кстати, возле дома и внутри него снимали немало известнейших фильмов, например, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Приключения принца Флоризеля», «Зимняя вишня».

Доходный дом Эйлерса

Этот доходный дом на улице Рентгена был построен в начале прошлого века – еще до того, как улица получила имя великого физика. Заказчиком был Герман Эйлерс, тесть Лидваля. А проектировал дом Фёдор Лидваль вместе с братом своей жены – Константином Эйлерсом.

Доходный дом Эйлерса. /Фото:glavguide.com

У бывшего доходного дома Эйлерса невероятно красивый передний фасад, заслуживающий, пожалуй, отдельного рассказа.

Доходный дом Мельцера

Одной стороной этот доходный дом выходит на Большую Конюшенную, а другой – на Волынский переулок, а его башенка заметна издалека тем, кто гуляет по Невскому проспекту.

Доходный дом Мельцера/ Фото: Alex

Считается, что доходный дом Мельцера – одно из самых красивых зданий, спроектированных великим мастером. Тут можно увидеть и кирпичную кладку, и штукатурку, и гранит, и другие камни, и все это вместе смотрится не безвкусно, а талантливо, красиво и грандиозно.

У Лидваля есть и другие замечательные проекты. Например, он построил интересный доходный дом для своей матери, Иды Лидваль. Предлагаем прочитать, какие тайны хранит этот помпезный дом для элиты.

Читайте также: