Что является фундаментом основой проведения любого занятия с детьми дошкольного возраста

Обновлено: 17.05.2024

Рекомендации воспитателям: «Как подготовиться и провести занятие»

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

  • Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия
  • Составить план – конспект, который включает в себя:

— программное содержание (образовательные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные)

— оборудование (наглядный материал: демонстрационный или раздаточный)

— предварительную работу с детьми (если необходимо)

— ход занятия и методические приёмы

Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

  • Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
  • К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
  • При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

  • Создавать интерес к предстоящей работе
  • Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
  • Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

Полезно пополнить свои собственные знания о предмете занятия: прочитать художественный очерк, навести справку у знающих лиц, детально ознакомиться с местом и объектом экскурсии, чтобы быть во всеоружии на занятии, так как дети могут задать такой вопрос, что для простого и понятного ответа на него необходимо самому иметь достаточные знания.

Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.

Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех группах физкультминутки проводятся систематически. Обычно это кратковременные перерывы (1,5–2 мин). Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 10 мин.

4-го года жизни – 12занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни – 15занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни — 15 занятий продолжительностью не более 30 минут.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей.

Методические рекомендации по разработке занятия в детском саду

hello_html_m37d80f7c.jpg

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.

Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский.

Ян Амос Коменскийв педагогическом труде«Великая дидактика» действительно охарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное искусство обучения всех всему», разработал правила организации школы (понятия – школьный год, четверть, каникулы), четкое распределение и содержание всех видов работы, обосновал дидактические принципы обучения детей на уроках. Кроме того, он одним из первых выдвинул идею о том, что начало планомерного воспитания и обучения лежит в дошкольном возрасте, разработал содержание обучения детей дошкольного возраста и изложил их в педагогическом труде «Материнская школа».

К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей играя, учение – это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом, была поднята проблема существования различий между обучением детей на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе.

А.П. Усова разработала основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрыла сущность обучения в детском саду; обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладеть дети.

К первому уровню она отнесла элементарные знания, которые дети приобретают в процессе игр, жизнедеятельности, наблюдения и общения с окружающими людьми; ко второму, более сложному уровню, отнесла знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. При этом А.П. Усова выделила три уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей, умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать поставленных целей. При этом она подчеркивала, что первого уровня дети достигают не сразу, а только к концу дошкольного детства, под влиянием целенаправленного и систематического обучения.

Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.

Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе.

В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

Просматривается еще одна важная тенденция – построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, – это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:

индивидуальная, групповая, фронтальная

Использовать данные формы организации обучения можно как на занятиях, так и в повседневной жизни. В ДОУ может быть выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметно-игровая, трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

Характерные особенности занятия.

Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно:

начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенный учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.

Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.

Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

В структуре занятий в детском саду отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений. Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей на занятии, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей с помощью различных научных методик.

Далее рассмотрим структуру занятия, и познакомимся с правилами составления конспекта занятия. Конспект занятия нужно научится составлять, чтобы научиться моделировать предстоящую деятельность с детьми, научившись качественно составлять конспект занятия, вы научитесь проводить занятия на высоком уроне.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Поскольку на данный момент, в системе дошкольного образования реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС), то требования, предъявляемые к содержанию образовательной деятельности, условиям реализации программы и результатам обучения должны быть учтены, в том числе в занятиях. Поэтому у занятий имеется определенная структура, состоящая из следующих этапов:

1.Образовательная область.

2.Тема занятия и возрастная группа.

3.Цель.

4.Обучающая задача.

5.Воспитательная задача.

6.Развивающая задача.

7.Демонстрационный материал.

8.Раздаточный материал.

9.Виды деятельности, реализуемые на занятии.

Ход занятия:

1.Организационный момент и мотивация.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Формирование новых знаний.

4.Закрепление полученных знаний.

5.Итог.

6.Рефлексия.

Рассмотрим подробнее каждый пункт из структуры занятия.

1.Образовательная область.

Данный пункт прописывается, поскольку в соответствии с ФГОС, педагог реализует содержание пяти образовательных областей (пункт 2.6): познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

В одном занятии может быть реализовано содержание одной, нескольких или даже всех областей, но это должно быть реально! Например, в каждом занятии есть физкультурные минутки и динамические паузы, но если не предусмотрено формирование основных движений, развитие психофизических качеств или приобщения детей к здоровому образу жизни, нет смысла указывать область физическое развитие.

Важно понимать, что, по сути, образовательные области – это направления развития личности ребенка. Поэтому педагоги должны стремиться реализовывать их по максимуму, чтобы обеспечить разностороннее развитие личности детей!

После изучения ФГОС, и определения образовательной области, нужно соотнести содержание с конкретным возрастом ребенка! Каждая возрастная группа сильно отличается друг от друга. В зависимости от возрастных возможностей ребенка будет отбираться конкретное доступное содержание, методы, средства и формы работы, также возраст влияет на длительность занятий!

Поэтому далее мы определяем:

2.Тема занятия и возрастная группа.

Тема должна соответствовать возрасту детей с точки зрения реализации программы. В программе всегда указано, что должен знать, уметь ребенок в каждой возрастной группе. Поэтому при затруднениях можно обратиться к одной из программ. Так же тема занятия, обязательно должна соответствовать теме недели, определенной в детском саду. Это важно, поскольку, в детских садах, реализуется система блочно-тематического планирования. Например, тема недели «Бабочки», значит, считаем бабочек, рисуем бабочек, наблюдаем за бабочками, учим стихи и составляем рассказы о бабочках, изучаем роль в природе бабочек, танцуем как бабочки и т.д. И в конце недели проводится итоговое мероприятие, викторина, развлечение или праздник!

Далее определяются цели и задачи предстоящей деятельности.

3.Цель.

4.Обучающая задача.

5.Воспитательная задача.

6.Развивающая задача.

Это целевой компонент педагогической системы. Однако, необходимо понимать, что в данном случаи мы определяем цель и задачи на одно занятие, поэтому они должны быть достижимы за одно занятие.

Воспитательные и развивающие задачи всегда достигаются за длительный срок и это нормально! Поскольку нельзя воспитать качества личности и развить познавательные психические процессы за один раз! Эти процессы вообще проходят всю жизнь человека. Поэтому они диагностируются три раза в год обязательно и по мере необходимости.

Что касается обучающей задачи, она должна разбивать цель на конкретные элементы, расшифровывать ее. Внимательно читаем цель. Думаем, что конкретно нужно делать, чтобы ее решить. Например, если цель формирование умения уравнивать группы предметов. То для этого нужно, чтобы дети научились сравнивать количество предметов в группе, например, поэлементно соотнося предметы друг с другом, были знакомы с натуральным рядом, умели пользовать обозначениями больше, меньше и равно. Умели группировать предметы. Значит, задача будет звучать как: формировать умение поэлементного соотнесения элементов совокупности предметов, закрепить знания о натуральном ряде чисел, упражнять в счете предметов, учить обозначать в речи отношения «больше», «меньше», «поровну», продолжать учить группировать предмету по определенному признаку.

Остальные примеры смотрите в шаблоне по формулировке цели и задач, который находится ниже в таблице 1.

Шаблонные фразы для формулировки ЦЕЛИ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ОКОНЧАНИЕ.

-Формирование знаний
- Обобщение знаний
-Закрепление знаний
-Совершенствование умение примерять
-Создание условий для развития
-Активизация

Шаблонные фразы для формулировки ЗАДАЧ

(знание, умение, навыки)

(отношения, личность, самостоятельность)

Создавать условия для развития…

(память: образная; мышление: наглядно-образная, внимание, восприятие, воображение; речь: связанная, пополнять словарный запас, грамотность речи, звуковая культура, творческое; психофизические качества)

Тема: город Кунгур

Цель: Формирование представлений о городе Кунгуре.

Обучающая задача: познакомить с датой основания, формировать знания о названии улиц, знакомить с достопримечательностями, информировать о знаменитых людях.

Воспитательная задача: формировать интерес к городу, воспитывать чувство патриотизма.

Развивающая задача: способствовать развитию памяти, мышления речи, создавать условия для развития мелкой моторики.

Цель: Закрепление знаний об овощах.

Обучающая задача: актуализировать знания о внешнем виде и названиях овощей, обобщить знания об уходе за овощами, уточнить, чем отличаются овощи и фрукты, закрепить знания о пользе овощей для организма.

Воспитательная задача: воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважение к труду взрослых.

Развивающая задача: способствовать развитию внимания, мышления.

Цель: Формирование умения составлять рассказ, обучение способам вырезания снежинок.

Обучающая задача: учить правильно, держать ножницы, сгибать бумагу, резать по намеченной линии, формировать умение составлять предложение по схеме, создавать условия для использования в рассказе прилагательных.

Воспитательная задача: воспитывать познавательный интерес, формировать умение слушать других не перебивая.

Развивающая задача: создавать условия для развития восприятия, воображения, речи.

ПОМНИТЕ, ЧТО ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДОВ.

ПОЭТОМУ, ЕСЛИ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ВОЗНИКАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ С НАПИСАНИЕ ХОДА ЗАНЯТИЯ, ТО НАПРОТИВ КАЖДОЙ ЗАДАЧИ, НАПИШИТЕ, КАКИМ МЕТОДОМ ВЫ МОЖЕТЕ ЕЕ РЕШИТЬ.

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Следующим этапом будет определение необходимого оборудования. Материалы используются обязательно, по ряду причин. Во-первых: существуют дидактические принципы: наглядность, доступность, природосообразность. Исходя из принципов, хочется отметить, что у детей раннего возраста (с 1 до 3 лет) наглядно-действенное мышление, и ведущая предметно-манипулятивная деятельность, у детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) наглядно-образное мышление и ведущая игровая деятельность. Отсюда вытекает следующий компонент в структуре занятия:

7.Демонстрационный материал.

8.Раздаточный материал.

Прописывать и продумывать использование обязательно и того и другого!

Существует двух частная модель построения образовательного процесса, совместная деятельность педагога и детей , работа с демонстрационным материалом. Самостоятельная деятельность детей, работа с раздаточным материалом, который планируется на каждого ребенка! Так же это связано с учением Льва Семеновича Выготского, о зонах ближайшего и актуального развития. Зона ближайшего развития, обозначает, что ребенок может выполнить какое-либо задание с помощью взрослого, работа с демонстрационным материалом, этап формирования новых знаний, хотя и на других этапах это возможно. Зона актуального развития гласит, что сейчас ребенок выполняет действия с помощью взрослого, со временем сможет делать все самостоятельно, работа с раздаточным материалом, этап актуализации и закрепления знаний.

Следующий важный момент, продиктован пунктом 2.7 настоящего ФГОС. В котором, указано, что воспитание и обучение детей, должно строиться с учетом различных видов деятельности, специфических для детей дошкольного возраста. Из этого мы понимаем, что должны реализовывать деятельностный подход, опираясь на понятие деятельность.

Деятельность – это форма активного взаимодействия с объектами окружающего мира, с целью удовлетворения своих потребностей. Каждый человек самостоятелен в своей деятельности. Поэтому мы должны, во-первых: создать потребность в выполнении определенной задачи, для этого нужна мотивация, во-вторых: создать условия для активного взаимодействия с педагогом, материалами и т.д.

Поэтому следующий компонент в структуре занятия – это:

9.Виды деятельности, реализуемые на занятии.

Конкретные виды деятельности по возрастам прописаны в ФГОС, разделение идет на младенческий, ранний и дошкольный возраст. Если привести их к общему знаменателю выделят следующие виды детской деятельности:

Важно заранее определить, какие виды деятельности, будут использованы вами на занятии. Далее их нужно указывать в скобках, на каком этапе в ходе занятия они реализовались.

Деятельность предполагает, что дети будут активны! Просто слушать – это не активность, даже если, вы включили презентацию с картинками.

После такого огромного блока планирования, переходим непосредственно к ходу занятия . Первым этапом, которого является:

1.Организационный момент и мотивация.

На данном этапе, педагог планирует, как будут расположены дети. Сидеть полукругом на стульчиках перед воспитателем, сидеть за столами линейно или полукругом, стоять в круге и т.д. Либо будут перемещаться во время занятия. Определились, не забываем прописать.

Мотивация – это важнейший этап! Поскольку именно благодаря мотивации мы создаем потребность в предстоящей деятельности, заинтересовываем, ставим проблему. Мотивация помогает связать логично все этапы занятия! В дошкольном возрасте используется игровая мотивация. Например, к нам в гости пришел Зайчик, у него беда, он не знает……. К нам в группу пришло письмо от лесных жителей и они просят…….Сегодня к нам пришла посылка от Феи Математики, чтобы ее открыть нам нужно выполнить задания, хотите узнать, что в ней…..Сегодня мы отправимся в путешествие в лес, лето, сказку, вообще придумываем, место может каким угодно! Так же, может быть, сегодня мы превратимся в ученых (выдаем халаты или увеличительные стекла), станем лесными зверями (раздаем маски), и узнаем, как вы будете зимовать.

После определения мотивации, следующий этап:

2.Актуализация опорных знаний.

Данный этап проводится, для того, чтобы повторить ранее изученное или знакомое детям из повседневной жизни. Т.е. сделать актуальным на данный момент. На данном этапе используются: вопросы, загадки, дидактические игры и игровые упражнения, ребусы. Дети должны отвечать и выполнять задания сами! Данный этап чем-то похож на проверку домашнего задания в школе, или когда, узнают, что проходили на прошлом уроке.

. ВАЖНО. Не забывайте про активизацию детей! Давайте фишки за ответы, за ответы по руке, звездочки за правильно выполненное задание. Пользуйтесь мотивацией, напоминайте детям, что это Зайчик смотрит, он хочет поиграть, мы ему помогаем. Так же помните о возрасте! Дети не любят слушать друг друга, поэтому если спрашиваете одного, а другим делать не чего, вы их не активизируете, получатся проблемы с дисциплиной! Поэтому если один отвечает, то другим нужно дать установку, слушать, если ребенок отвечает правильно –хлопаем, не правильно – топаем! Или поднимают карточки или флажки или смайлики для голосования, согласен – поднимаем одно, не согласен другое.

. ВНИМАНИЕ. Этап должен быть насыщенным, разнообразным и интересным! Не может быть одна загадка и три вопросы и все! Чем разнообразнее методы работы, тем эффективнее получится включить детей в работу.

Физкультурные минутки и пальчиковые гимнастики можно проводить после каждого этапа!

3.Формирование новых знаний.

На данном этапе происходит выдача новой информации, ранее не знакомой детям, либо раскрываются новые стороны знакомой информации. Используются методы: рассказ, объяснение, показ, наблюдение, эксперимент и т.д. Однако, помните, что дети по прежнему должны быть активны! А так же вспомните себя! Вам легко сходу повторять за преподавателем, и не глядя в конспекты отвечать на вопросы и выполнять задания? А перед нами дети! Писать они не умеют! На помощь нам придут карточки для фиксации! Например, мы наблюдаем за воробьем. Для этого заранее готовим карточки на каждого ребенка, так, чтобы дети могли фиксировать, при этом, активно обращались к источнику информации (объект для наблюдения).

Вверху размещаем картинку воробья, далее думаем, что конкретно будем рассматривать, за чем наблюдать, что знания об этой птице сформировать! Например, ниже будет строчка, контур птички разных размеров, детям нужно посмотреть на эталон и обвести нужное. Далее цветовые пятнышки, рассмотреть и обвести. Затем разной формы клювы, и снова рассмотреть и обвести, или стрелочками соотнести.

Затем перо, змеиная кожа, шерсть, чешуя. Рассмотреть обвести. Сюда можно включить такие характеристики как: наличие и форма крыльев, глазки, чем питается, как двигается, видим ли уши и т.д. Далее, когда вы попросите ребенка описать птицу, за которой вы наблюдали, он сморит в карточку и отвечает! Так ему будет проще ее нарисовать, найти среди других и т.д.

ПРИМЕР НИЖЕ ПОСЛЕ ВСЕГО ТЕКСТА.

ТАК ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРО АКТИВИЗАЦИЮ И МОТИВАЦИЮ. НАБЛЮДАЕМ ЗА СОСТОЯНИЕМ ДЕТЕЙ. ПОСКОЛЬКУ ДАННЫЙ ЭТАП ЧАСТО ТРЕБУЕТ ПОВЫШЕНОГО ВНИМАНИЯ СО СТОРОНЫ ДЕТЕЙ, ТО ЛУЧШЕ ПРОВЕСТИ ФИЗКУЛЬТУРНУЮ МИНУТКУ.

После того, как произошло знакомство с новой информацией, ее нужно закрепить. Как в школе на уроках русского языка, выучили правило, делаем упражнение.

4.Закрепление полученных знаний.

На данном этапе, необходимо закрепить, привести в систему, дать возможность поупражнять полученные знания и/или умения. Чаще всего используются игровые упражнения, дидактические игры и различные самостоятельные задания.

. ПОМНИТЕ. Что задание должно быть конкретным! Исключите рисунки на свободную тему. Подготовке дидактическую игру, задание из рабочей тетради и т.д. Например, нарисуйте осень, это не правильно! Дети не справятся! Если, вы изучали с детьми признаки осени, и хотите, чтобы они их нарисовали, то дайте им лист бумаги, на котором заранее нарисована линия земли, ствол дерева, ветки кустарника, дом с крышей, картинки детей в разной одежде по сезонам, вырезанные и положенные рядом. И дайте задание, сделать эту картинку осенней, как попросил наш гость! Количество заданий будет зависеть от их сложности и объема.

. ТАК ЖЕ ПОМНИТЕ ПРО АКТИВИЗАЦИЮ И МОТИВАЦИЮ.

В конце занятия нужно подвести итоги, чтобы систематизировать и упорядочить полученный материал.

5.Итог.

Итог подвести просто. Для этого используются вопросы к детям, типа:

«Кто к нам сегодня приходил?», «Куда мы отправлялись в путешествие?»

«Чем мы сегодня занимались, во что играли, кому и как помогли?» т.е. вопросы по содержанию занятия.

После подведения итогов, начиная со средней группы, проводится рефлексия.

6.Рефлексия.

Рефлексия – это оценка себя, с объяснением причин удач и неудач. С детьми это необходимо проводить, чтобы они учились адекватно оценивать себя и свою работу, понимали, что деятельность оценивается от цели к результату и принимали для себя критерии успешной учебной деятельности, которая у них только формируется. Для этого нужно либо их выполнять, либо нет! Хочешь положительную оценку выполняешь! Критерии общие:

Если ты внимательно слушал, не отвлекался, выполнил все задания, то подними зеленый кружок.

Если ты внимательно слушал, не отвлекался, выполнил все задания, но я тебе помогала, то подними желтый кружок.

Если ты не внимательно слушал, отвлекался, мешал другим, не выполнил задания, то подними красный кружок.

Далее следует спросить нескольких детей, почему они подняли кружок такого цвета. Кружки могут заменяться на любой материал.

Обратим внимание, что в первом случаи оценка положительная, во втором акцент на уровень самостоятельности, третий случай негативная оценка. Следует, отметить детей с негативной самооценкой и подчеркнуть, что в следующий раз они будут внимательно слушать и выполнять задания, тогда они смело оценят себя зеленым, например.

Структура обучающих и развивающих занятий с дошкольниками. Консультация для воспитателей

Специально организованная форма работы с детьми - это целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие педагогов и детей, т. е. занятия.

Современные дошкольные образовательные программы предусматривают занятия, гибкие по целям и задачам, вариативные по формам и методам проведения. Главное условие для этого — творчество и профессионализм педагога.

Содержание конкретного занятия с детьми в ДОУ разрабатывается на основе требований реализуемой образовательной программы по данному разделу с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущих разделов программы, а также общих задач воспитания и развития и направлено на достижение основных целей обучения:

- образовательных, включающих усвоение ребенком определенного объема знаний, умений и навыков;

- развивающих, ориентированных на познавательную сферу дошкольника и включающих развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, способностей;

- воспитательных,связанных с формированием личности ребенка: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера.

Современный педагог должен не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и развивать их возможности, воспитывать личность.

Развивающие и воспитательные цели достигаются в ходе решения задач развития качеств психической деятельности и познавательных процессов (сосредоточенность и произвольность внимания, дифференцированного восприятия, развитие умений сравнивать, классифицировать и т. д.); формирования отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются (усваиваются) на данном занятии, к собственной деятельности; установления отношений и взаимодействия со сверстниками, а также освоения

правил и норм поведения в условиях обучающих занятий.

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить его главную цель, зависящую от того, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.

Так, на обучающем занятиинакапливается необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем дети, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.

Соответственно, в образовательном процессе должны использоваться различные виды занятий.

Интегрированное занятие включает в себя разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Интегрированное занятие может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих раздел образовательной программы, объединенных одной темой или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

Весьма эффективными оказываются интегрированные блоки. Они могут состоять из классических и/или интегрированных занятий, объединенных общей темой и проводимых на протяжении определенного отрезка времени. Интеграция содержания различных областей знания позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и более эффективным.

Тематическое занятие. Обобщающее занятие, построенное по лексическому принципу. Каждое занятиепосвящено отдельной теме: времена года, явления общественной жизни, творчество композиторов и т. д. На протяжении всего занятия сохраняется элемент непредсказуемости, новизны, удивления и восхищения от соприкосновения с прекрасным.

Доминантное занятие. Занятие, на котором доминирует один из видов деятельности. Оно, с одной стороны, позволяет выявить уровень развития каждого ребенка, его творческий потенциал, с другой - способствует коррекции отставания детей в тех или иных видах деятельности.

По целям и задачам различают занятия:

• обучающие,

• развивающие,

По сюжетно-тематическому оформлению:

• занятие-путешествие (например, сказочное путешествие в страну «Времена года», на Северный полюс, в жаркие страны и т. д.);

• занятие-экспериментирование (дети знакомятся со свойствами разных веществ и экспериментируют с воздухом, водой, бумагой, тканью и т. д.);

• занятие-проектирование решения проблемы, т. е. занятие - научное исследование (дети совместно с взрослым проводят исследования для получения новых знаний (например, знакомятся с органами вкуса и обоняния, исследуют различные запахи и вкусы и т. д.);

• занятие-экскурсия (организованное целевое посещение театра, музея, библиотеки и других объектов социальной инфраструктуры вашего населенного пункта; природных объектов и т. д.);

• занятие, воспроизводящее прогулки на природу в тот или иной сезон;

• занятие - дидактическая игра (использование в содержании занятия нескольких дидактических игр, связанных общим сюжетом);

•занятие-развлечение (театрализованное занятие, совмещающее, например, психомоторное и музыкальное развитие);

•занятие-посиделки (ознакомление дошкольников с народными праздниками (например, «Масленица») и приобщение к ним);

• занятие - посещение гостей;

•занятие-сказка (развитие детей посредством различных видов деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой сказки или мультфильма);

• занятие-прослушивание сказки;

занятие-беседа (познавательная беседа: в ходе занятия, опираясь на свой жизненный опыт и имеющиеся представления, дети получают новые знания.

Основным содержанием является рассказ педагога. Для занятия отбирается наиболее сложный материал, при освоении которого дети получают новые способы деятельности, материал, наиболее значимый с точки зрения умственного и нравственного воспитания. Занятиетребует привлечения разнообразных наглядных пособий: реальных предметов, фотографий, иллюстраций, видеоматериалов.Обобщающая беседа: целью данного занятия является повторение и закрепление полученных знаний и представлений. Оно направлено на формирование у детей способностей к обобщению и систематизации накопленных впечатлений. Беседа может быть построена на коротких рассказах детей о своем личном опыте. Ее можно провести в виде викторины);

• занятие с эмоциональным погружением (проводится в таких областях, как приобщение детей к физической культуре, формирование психомоторных умений и способностей);

• занятие-конкурс (дети участвуют в конкурсах,проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами: КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда и др.);

• занятие-викторина (все задания на занятии-викторине, как правило, объединены одной общей темой (например, «В гостях у сказки»).

Следует помнить, что для того, чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Нередко в практике такие занятия называют развивающими. Однако они - лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ РЕБЕНКА, УМЕНИИ БООПРЕДЕЛЯТЬ И ПЕРЕОПРЕДЕЛЯТЬ ЗАДАНИЯ, ИДУЩИЕ ОТ ВЗРОСЛОГО.

Обучающие и развивающие занятия строятся по различным схемам.

Модель построения обучающего (традиционного) занятия

Деятельность воспитателя Деятельность ребенка

Мотивация деятельности Возникновение интереса к новой деятельности, готовность к восприятию

Изложение учебного материала Восприятие

Закрепление учебного материала Осмысление

Подведение итогов занятия, индивидуальная оценка детей Возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельностью

Определение новых целей Возникновение интереса к предстоящей новой деятельности, ожидание ее

Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий,поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация-восприятие-осмысление», и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющем большинстве случаев.

Модель построения развивающего занятия

Воспитатель Ребенок

Создание проблемной ситуации Возникновение состояния «Хочу знать»

Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, дополнительная мотивация

Управление самостоятельным поиском Самостоятельный поиск

Совместное подведение итогов, выдвижение гипотез

Развивающее занятие обеспечивает творческое усвоение знаний. Технология такого занятия включает проблемные методы введения знаний, продуктивные задания на их воспроизведение, что помогает детям самостоятельно сформулировать тему занятия или вопрос для исследования, обеспечивает мотивацию к усвоению нового материала.

Поиск решения проблемы организуется побуждающим к гипотезам диалогом, который представляет собой отдельные вопросы, стимулирующие мысль ребенка. Продуктивные задания на воспроизведение обеспечивают выражение знания в разной форме, углубляют понимание нового материала. Каждый ребенок должен сам и по-своему выразить полученное на занятии знание и представить на суд педагогу и сверстникам собственный продукт. (Отсюда и название - «продуктивные задания»).

Отличие развивающего занятия в том, что оно обеспечивает более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.

Публикации по теме:

Календарь природы

Календарь природы Наблюдение в природе– это специально организованное воспитателем, целенаправленное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Родительский клуб как форма организации взаимодействия с родителями по формированию детской субкультуры. Тема: «Родительский клуб как форма организации взаимодействия с родителями по формированию детской субкультуры». «От того как прошло детство,.

Читайте также: