Что является фундаментом нравственности

Обновлено: 19.05.2024

Классическая литература это нравственный фундамент

Духовно-нравственный потенциал русской классической литературы

«Предназначение человека есть стремление к нравственному совершенству».

Система образования пока ещё не вышла из полосы реформ. Остаётся много нерешенных проблем, и к таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа и насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.п.). Бездуховность, низкая нравственность, грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени – все это разрушают человека, человека и государство.

В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.

Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без неё невозможно добиться серьёзного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.

Если судить о понятии «нравственность» по словарям русского языка, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Мы считаем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно – нравственное воспитание – это организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно – нравственное воспитание – интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства.

Иван Александрович Ильин, выдающийся русский философ, правовед, литературный критик, православный мыслитель писал: « Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка»…»

Воспитание – это всегда воспитание ценностей, воспитание отношения человека к миру, к себе, к другим, к Богу. И обращение к понятию общечеловеческих ценностей, которое сейчас так часто употребляется, далеко не решает всех, даже отправных проблем. Прежде всего потому, что слишком часто это понятие используется во вполне корыстных целях: скрытно подменить им ценности свои собственные, выдав их за общечеловеческие. Например, исходя из того, что западные, особенно американские, ценности есть всеобщий образец, многократно делались попытки именно их выдать за общечеловеческие. Но С. Хантингтон (американский политолог, создатель геополитической концепции «столкновения цивилизаций»), сам американец, проведя анализ ста сравнительных исследований о ценностях в различных странах, заключил, что западные ценности имеют самый низкий статус во всем остальном мире.

Кроме того, общечеловеческие ценности – все же достаточно абстрактное понятие, в то время как отношения к миру, к своей стране, к природе, к ближним формируется в гораздо более нежном возрасте, чем тот, когда доступны такие абстракции. И думая о том, что же положить в основу воспитания, нельзя не прийти к выводу, что искать эти ценности надо не где-то на стороне, а в истории нашей Родины, в истории тысячелетней православной России. Это никак не умаляет прав тех граждан, которые не относят себя к православным. Феодосий Печерский (православный монах) ещё в XI веке писал в одном из своих посланий: «Милостынею же милуй не только свою веру, но и чужую: аще же видишь нагого, голодного, зимою ли, бедою одержима, аще то будет жидовин ли, сорочин ли, болгарин ли, еретик ли, латинин ли, от поганых ли – всякого помилуй, и от беды избави, яко же можеши». Анализ других традиционных для России религий показывает, что в основных нравственных требованиях и запретах они близки. В воспитании надо прежде всего помнить о ценностях своей страны, своего народа, своего языка и совей культуры.

Какие же это ценности?

Это ценности честного труда, труда на благо своей страны, своей семьи да и на свое собственное благо. В своде христианского учения написано: «Телесный труд необходим для человека. Первым людям ещё в раю заповедано было возделывать и хранить его…Составляя необходимое условие жизни, телесный труд развивает и укрепляет тело…и сообщает ему естественную красоту. Напротив, держание тела в покое, сонливость, нега не только разстроивают здоровье человека, но и расслабляют душевные его силы».

Величайшая ценность, за которую русская Православная Церковь всегда выступала, – это единство и целостность России. Этим исполняется давний завет Иисуса Христа, который говорил, что «если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, то не может устоять дом тот».

Дело культуры – помогать тому, чтобы «природа» служила человеческому духу, т.е. тому, что делает человека человеком. Культура воплощает душу нации. Каждая нация не существует как таковая, в своей индивидуальности, в своей неповторимой ценности, до тех пор, пока существует, живет, развивается, возобновляет свою традицию её культура.

В «Предисловии к роману “Обрыв “» И. А. Гончаров утверждал: «Мыслители говорят, что ни заповеди, ни Евангелие ничего нового не сказали и не говорят, тогда как наука прибавляет ежечасно новые истины. Но в нравственном развитии дело состоит не в открытии нового, а в приближении каждого человека и всего человечества к тому идеалу совершенства, которого требует Евангелие, а это едва ли не труднее достижения знания. Если путь последнего неистощим и бесконечен, то и высота человеческого совершенства, по Евангелию, так же недостижима, хотя и не невозможна! Следовательно – и тот и другой пути параллельны и бесконечны! И то и другое одинаково трудноодолимы».

Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании самосознания современного общества, в его гуманизации. Она несет в себе художественную, эстетическую память народа, нравственные установки.

На сегодняшний день преодолены однозначные подходы к развитию русской литературы XIX – XX вв, изменились оценки многих литературных фактов, созданы вариативные программы, пособия, учебники. Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.

Современные методики и технологии педагогического воздействия озабочены более инновациями, а старое незаслуженно забыто. В итоге воспитывается и формируется «свободная личность», не связывающая себя с нравственными ориентирами и духовными повелениями и устремлениями, личность не соотносящая себя и свои мысли, слова и поступки с высшим, свободная от каких-либо обязательств по отношению к совести и вечности. Такая личность самодостаточна и автономна. К повелениям долга, к зову творчества она прислушиваться не готова и не склонна.

Современный учитель-словесник работает в условиях такого сокрушительного духовного и нравственного слома, который в России вряд ли когда-нибудь наблюдался. Все, что наработано веками подвижниками духа и совести, летит под откос, все исконно народное, традиционное выхолащивается, теряет силу примера или запрета, в том числе «великий и могучий» русский язык, а ведь прежде он вольготно произрастал и ветвился в оазисах русской изящной словесности. В руках у преподавателя литературы – самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве, юности…Это могучая духовная защита, опора и очень чуткий, надежно выверенный историей и национальными традициями культурный компас – ограда от зла, тьмы и нищеты душевной и духовной.

Художественное освоение жизни в русской классической литературе никогда не превращалось в сугубо эстетическое занятие, оно всегда преследовало живую духовно – практическую цель. Русский писатель, журналист, издатель, музыковед В. Ф. Одоевский так сформулировал, например, цель своей писательской работы: «Мне бы хотелось выразить буквами тот психологический закон, по которому ни одно слово, произнесенное человеком, ни один поступок не забываются, не пропадают в мире, но производят непременно какое-либо действие; так что ответственность соединена с каждым словом, с каждым, по-видимому, незначащим поступком, с каждым движением души человека».

Любовь к великой литературе даром никому не даётся; её нужно заслужить через духовный и трудный путь приобщения к тем ценностям и святыням, которые в ней заключены и которые она утверждает.

Русская литература – это противоядие пошлости и нравственному уродству.

Один из героев Томаса Манна назвал русскую литературу «святой». Ни одна из литератур христианской Европы, несмотря на их неоспоримое богатство и художественное своеобразие, не поднималась на такую духовно – нравственную высоту, какая стала доступной литературе русской, основанной на ценностях православно – христианских, питавшую русскую жизнь много столетий. На это неоднократно обращали внимание западноевропейские писатели. Классик австрийской литературы начала XX века Стефан Цвейг писал: «Раскройте любую книгу из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой детей, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами… – чего хотят люди? – Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один».

Не внешний жизненный успех, не богатство, не мнение в глазах окружающих, не звания и чины, а внутренний мир человека независимо от его положения в обществе, жгучая совестливость оказались в центре внимания нашей классической литературы. И за этим стояла высота православно – христианских идеалов, которые нашу классику питали, на которых воспитывались многие поколения русских писателей.

Русский писатель не мыслил себе красоты в отрыве от добра и правды. Более того, правду и добро он ставил всегда на первое место, не будучи слишком озабочен «чистой» красотой. Об этом хорошо сказал Тургеневу Мериме: «Ваша поэзия ищет прежде всего правды, а красота потом является сама собою…».

Иногда говорят, что идеалы русской классики слишком далеки от современности и недоступны нашей молодёжи. Это неправда. Идеалы её в своем существе соприродны человеку. Они не могут быть недоступными для молодёжи, но они для неё трудны. Классика – это и я пытаюсь донести до сознания своих студентов – не развлечение. К ней неприложимы расхожие читательские оценки: «нравится – не нравится». Приобщение к высокой литературе – не забава, а напряженный труд. Если тебе не нравится, например, Некрасов, значит ты ещё духовно не дорос до него. Сделай усилие, надломи свой эгоизм, свою самоудовлетворенность и самоуспокоенность. Классика никогда не льстит нашему самолюбию, не потакает порокам и слабостям человеческим. Она зовет человека вперед, она его тревожит, раздражает, делая явными тайные грехи и несовершенства. Эти ценности никак не зависят от наших мнений о них и от нашего к ним отношения. Они абсолютны, как земля, небо и солнце.

Литературный критик, философ, публицист Н. Н. Страхов писал: «В таких великих произведениях, как «Война и мир», есть также превосходный пробный камень всякого критического и эстетического понимания, а вместе и жесткий камень преткновения для всякой глупости и всякого нахальства. Кажется, легко понять, что не «Войну и мир» будут ценить по вашим словам и мнениям, а вас будут судить по тому, что вы скажете о «Войне и мире» ».

«Пока жива и здорова наша поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье русского народа», – писал Страхов.

Главному герою своего романа «Господа Головлёвы» Салтыков – Щедрин неспроста даёт кличку Иудушка, вызывающую прямые ассоциации с Иудой Искариотом, предавшим Иисуса Христа за тридцать серебреников. Он получает такую кличку за постоянное надругательство над словом. Атмосфера всеобщей лжи особенно тяжело переживалась человеком. «Как ни страстно привязан я к литературе, однако должен сознаться, что по временам эта привязанность подвергается очень решительным испытаниям, – с горечью писал сатирик во время работы над романом. – Когда прекращается вера в чудеса – тогда и самые чудеса как бы умолкают. Когда утрачивается вера в животворящие свойства слова, то можно с уверенностью сказать, что и значение этого слова умалено до металла звенящего. И кажется, что именно до этого мы и дошли». Лживое обращение человека со словом Салтыков – Щедрин приравнивал к самому злостному богохульству.

В смутные для России годы Тургенев создает стихотворение в прозе «Русский язык». Горькое сознание глубочайшего национального кризиса, переживаемого тогда Россией, не лишило Тургенева надежды и веры. Эту надежду и веру давал ему наш язык: «…Для выражения многих и лучших мыслей – он удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе. Странное дело! Этих четырех качеств – честности, простоты, свободы и силы нет в народе – а в языке они есть…» И подумав, он добавил: «Значит будут и в народе». Сомневающимся в будущности России маловерам Тургенев настойчиво повторял: «И я бы, может быть, сомневался… – но язык? Куда денут скептики наш гибкий, чарующий, волшебный язык? Поверьте, господа, народ, у которого такой язык, – народ великий!»

Судьбы народа не определяются только сиюминутными состояниями его жизни, которые порой повергаются в уныние и растерянность. Судьбу народа во многом ведет и определяет дух языка, на котором он говорит и в котором скрыта энергия многовековой исторической памяти. Именно эта энергия дает направление народному кораблю в его плавании по капризным волнам моря житейского, спасая его корабль от случающихся уклонений, от подводных камней, от водоворотов и прочих подстерегающих его на неверных зыбях катастроф.

В чем же своеобразие духа русского литературного языка, какова определяющая его особенность?

Утонченная и сложная иерархия ценностей, организующая наш национальный язык, является показателем его высокой и самобытной культуры, в которой заключен дух народа вместе с тысячелетней его историей.

Русское словесно – художественное творчество и национальное ощущение мира уходят настолько глубоко своими корнями в религиозную стихию, что даже течения, внешне порвавшие с религией, все равно оказываются внутренне с нею связанными. Вот почему Пушкин утверждал: «… Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер…».

Вряд ли на земле русской есть человек, сердце которого не замирало в сладкой тревоге при звуках «Вечернего звона». Вопреки трагическому содержанию, какой – то «свет вечерний» излучают слова, поющие «о юных днях в краю родном, где я любил, где отчий дом». Ощущая хрупкость надежд на земное счастье, православный человек издревле связывал свои упования не только с земным, но и с небесным отечеством, преодолевал повседневные беды России, создавая в ней и над нею пленительный в своей красоте и нетленности, торжествующий над временем вечный образ «святой Руси».

Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» напоминает о семени, посеянном Богом в душу человека из миров иных. Это семя или этот источник дает человеку надежду и веру в бессмертие.

И. С. Тургенев острее многих русских писателей чувствовал кратковременность и непрочность человеческой жизни на земле, неумолимость и необратимость стремительного бега исторического времени.

В сознании русского писателя иерархия ценностей не людьми придумана, не художником изобретена. Не человек в этом мире является «мерою всех вещей»; эта мера объективна и существует независимо от наших субъективных желаний и пристрастий. Она явлена нам свыше, как солнце, как небо, как звезды, её можно почувствоватьв гармонии национального пейзажа, где все соразмерно, организовано, прилажено друг к другу, её можно ощутить в музыке родного языка.

Лирическая поэма Н. А. Некрасова «Рыцарь на час», одно из самых проникновенных произведений о сыновней любви поэта к матери, к родине, пронизано глубоко национальными исповедальными мотивами. Подобно Дарье, Матрене Тимофеевне, другим героям и героиням своего поэтического эпоса, Некрасов в суровый судный час обращается за помощью к материнской любви и заступничеству, как бы сливая в один образ мать человеческую с Матерью Божией.

Рядом с культом женской святости в поэзии Некрасова мы получили, по словам литературоведа, критика Н. Н. Скатова, «единственный в своем роде поэтически совершенный и исторически значимый культ материнства», который только и мог создать русский национальный поэт.

К вере русский человек шел не только через мистическое самоуглубление и отречение от мира, но и через доброе дело, через труд праведный, согретый молитвою. Он считал, что вера без дела мертва, что «спасен будет тот, кто спасает», «работа великая» – самый надежный способ духовного спасения.

В современных условиях, когда больное общество наше понеслось под уклон ускоренного нравственного разложения и распада, недостаточен и ущербен эстетически вкусовой подход к изучению отечественной классики в школе, а затем и в вузе. Во имя национального спасения и во исцеление искаженных и смятенных душ, потерявших ориентиры, спутавших все понятия о добре и зле, необходим решительный поворот к изучению жизнеутверждающих, духоносных основ русской классической литературы.

Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.

Если способности определяют общие цели обучения, то критерии литературного развития помогают выявить его уровни, реализуя глобальные качества способностей конкретных явлений. Критерии литературного развития студентов во многом должны определять формы и направленность процесса обучения литературных произведений. Эти критерии разнообразны, но только примененные комплексно могут дать целостную картину уровня отношений учащихся с искусством слова. Это: начитанность учащихся, направленность их читательских интересов, круг литературных явлений; социально-нравственная проблематика произведений искусства; объем историко-и теоретико-литературных знаний; уровни развития разных сторон читательского восприятия; способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью студентов.

Литературное творчество студентов является одним из способов самовыражения личности, стимулируется художественными впечатлениями, подсказывающими форму проявлений реальных чувств и мыслей. Жизненные впечатления – основа литературного творчества. Каждый писатель-классик дает читателю новый ракурс видения жизни и обогащает стилистическими формами её отражение в искусстве. Знакомя студентов с произведениями известных писателей, обязательно говорю о людях, их качествах, их отношениях к обществу, о дружбе, любви, различных чертах человеческого поведения. Тем самым учу студентов разбираться в людях, учу их жить, вырабатывать моральные принципы. Литература – это человековедение. И никакой другой предмет, считаю, не может идти в сравнении с литературой по силе воспитательного воздействия слова. Ведь смысл изучения литературы не в том, чтобы научить так же гениально писать, как, например, Пушкин, высокая культура – это прежде всего система высоких ценностей.

Учу студентов с помощью диалога слышать, слушать, прислушиваться, вместе, сообща решать важные проблемы, понимать себя и другого; стараться находить в классической литературе ответы на вопросы, волнующие их сейчас, и в то же время общечеловеческие вопросы, поставленные в произведениях, сделать их проблемами. В диалоге со студентами невольно обращаюсь к их собственному опыту. В разговоре о значении литературы вообще они высказали такие мнения:

«Я думаю, что уроки литературы научили меня глубже понимать жизненные ценности…». «В произведениях можно найти ответы на многие вопросы, волнующие человека. Они (произведения) помогают разобраться в себе, научиться понимать жизнь» «Благодаря классическим произведениям, я стал задумываться над тем, зачем я живу. Становится легче жить, когда понимаешь зачем».

При изучении темы «Лирика» даю задание студентам попробовать сочинить (кто может) несколько строк стихотворения или написать лирическую миниатюру под классическую музыку. Это своеобразный настрой для восприятия достаточно трудной темы, поскольку она требует эмоционального отклика, душевного сопереживания. Ведь лирика – это самовыражение личности, твой собственный, неповторимый взгляд на мир, твоё переживание мгновения. Ведь это же хорошо, когда в человеке есть чувство прекрасного, просыпается желание творить, вызванное соприкосновением с искусством!

Внеклассная работа по литературе позволяет студентам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений, которые, в свою очередь, оказывают оздоравливающий эффект на духовное развитие студентов. Это впечатления музейные, театральные, музыкальные, архитектурные и др.

Любой музей (литературный – имени А. Серафимовича, М. А. Шолохова; памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы и др.) представляет собой центр научного документирования региона. Именно в музее сосредоточены материальные свидетельства (документы) развития истории, культуры, которые, став музейными предметами, несут в себе подлинную информацию, имеющую большое научное и культурное значение.

Документальная, научная и культурная ценность музея дают возможность считать его образовательно-воспитательным центром, осуществляющим процесс передачи культурных норм, лучших традиций, опыта поколений с учетом тех требований, которые общество выдвигает в различные исторические периоды.

Еще А. Н. Островский писал: «Если отнять у молодежи изящные удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, – юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем придется»

Одним из таких увлечений, способных благотворно влиять на нравственное здоровье общества, бесспорно, является увлечение студентов сценической деятельностью. Как форму отчета по творчеству писателей, считаю литературные вечера («Хочу я веровать добру» – о Лермонтове, « Но не хочу, о други, умирать…» – о Пушкине), литературные гостиные (о М. Цветаевой, А. Ахматовой, С. Есенине и др.), литературные конкурсы («Играем Чехова»), устные журналы (210 лет В. И. Далю) и т д

Во многих педагогических исследованиях таких авторов как Ю. И. Рубина, Т. Ф. Завадская, А. П. Ершова, В. М. Букатов, Л. М. Некрасова, А. В. Гребенкин отмечается, что благотворное воздействие театрального искусства на личность может осуществляться несколькими, тесно переплетающимися между собой путями как по линии восприятия искусства, так и по линии воспитания созидательных навыков юных любителей театра. В педагогике достаточно четко определились следующие их характеристики:

• навыки культурного зрителя и, в первую очередь, навыки восприятия театрального спектакля, а также развитие умения анализировать произведение театрального искусства и адекватно выражать свое отношение к происходящему на сцене;

• навыки сценического действия, то есть умения достигать целей персонажа в условной сценической ситуации;

• навыки коллективного творчества, соблюдения ансамбля, умения взаимодействовать, логично и взаимообусловлено;

• навыки выразительного поведения, учет наличия зрителя при акте творчества, причастность зрителя к качеству течения представления; соучастие и сопереживание;

• навык диалогичного поведения, сюжетности действия, то есть выявления целей и мотивов каждого поворота сценической истории.

Этот, далеко не полный перечень с достаточным основанием демонстрирует воспитательный и образовательный потенциал сценической деятельности, способный приобщить многих студентов к постижению особенностей человеческого бытия, поисков истины и ощущения красоты и многогранности окружающего мира.

Особенно запоминающимися для студентов являются встречи с настоящим театром. Миссия искусства театра в этом процессе – отображать на сцене «жизнь человеческого духа», обращаться к миру мыслей и чувств Человека, являясь проводником в эту и по сей день во многом загадочную область человеческого бытия. Желание играть на сцене, действовать в условиях вымысла, в предлагаемых обстоятельствах, перевоплотившись в другого – это лишь первый, поверхностный слой мотивов, которые привлекают студентов к театру.

Выездные мероприятия – это не менее важный источник духовного становления студентов. Они наглядно прослеживают связь между разными видами искусства в пределах русской литературы: «Литература и театр», «Литература и музыка», «Литература и живопись», «Литература и кино», «Литература и архитектура» и т.д. Литература сознательно ставится на первое место, она является опорным центром, который более знаком студентам и от которого их легче вести к осознанию незнакомых явлений. Невольно наблюдаешь, чувствуешь, что во время прикосновения к истории их душа открывается для новых впечатлений.

«В культуре должно быть родительское начало. Цивилизация служит удобству, культура требует труда души» (Валентин Семенович Непомнящий – институт мировой литературы – знаменитый пушкинист). Леонид Хейфец (режиссер, педагог, народный артист РФ) сказал жестоко и точно: «Высокую культуру нужно навязывать! Скажете, а как же свобода? Ответ: когда твой ребёнок упрямо идёт на красный свет – тащи его за шиворот, и никакой свободы! Вообще свобода – великая положительная ценность только тогда, когда она занимает свое место в системе других ценностей: правды, любви, целомудрия, ответственности, совестливости. А если свобода подменяет собою все ценности, если остаётся одна, она истребляет все вокруг – и себя тоже».

Смысл образования не только в получении знаний. Кто нам нужен «на выходе»? Многогранная личность, культурный, интеллигентный человек или узкий специалист, отбросивший всякие гуманистические химеры?

Значение образования и воспитания – в решении той сверхзадачи, которую не решить набором специальных знаний. «Надо раз навсегда установить и признать, – настаивал русский философ И. А. Ильин, – что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации».

Вся русская литература – о причудливом «пейзаже русской души» (Н. А. Бердяев) и драме души русского человека, где «дьявол с Богом борется» (Ф. М. Достоевский). В сердечной тревоге русские философы и писатели искали те здоровые силы, которые могли бы спасти Россию. И сегодня, вглядываясь в наследие русских мыслителей и художников, зададимся вопросом: где то здоровое ядро нации, которое давало России силу сохранить себя в исторических испытаниях? На что можно опереться новой России? Это вопрос о ценностях русской духовности. Ценности – это тот стержень, который образует лицо нации; это тот компас, который предопределяет историческую судьбу нации. На ценностях вырастает и национальная культура.

Итак, размышляя о духовно-нравственном потенциале русской литературы и отечественной культуры в целом, о воздействии – интеллектуальном, духовном и нравственном – русской словесности на умы, сердца и души наших студентов, хочется обратиться к воистину «неупиваемой чаше» нашей духовности – к духовному наследию подлинно русского интеллигента, Человека высокой духовности и нравственности – Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, который дал в конце прошлого века очень точную оценку веку грядущему: «XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, или его не будет совсем…»

Помогите с вопросом.

Нравственность предполагает действие человека в отношении внешнего мира, не имеющее принудительного характера, основанное на внутренней свободе, совершаемое по собственному внутреннему побуждению, а не из страха внешнего наказания.

Следует заметить, что никого нельзя силой заставить любить ближнего или совершить подвиг самоотвержения. Только добровольная жертва имеет нравственную цену. Решающим здесь является голос совести, признающий над собой высший закон и свободно его исполняющий. Принуждение к нравственности есть безнравственность. Как свободное существо, человек вправе исполнять писанный в сердцах закон или от него уклоняться. За это он ответственен не перед человеком, а перед Богом, непогрешимым судьей всякого нравственного поступка и всякого решения совести. Человеческий же суд наступает там, где есть посягательство на чужое право. Здесь наступает область принуждения. Отсюда ясно, что государство, как принудительный союз, не должно вторгаться в область чисто нравственных отношений. Оно не призвано устанавливать нравственный порядок на земле. Это дело свободного союза - церкви, которая является посредником между человеком и Богом. Если же государство, со своей принудительной властью, приходит на помощь церкви, или если оно, по собственному желанию, стремится карательными мерами установить господство нравственного закона, оно становится притеснителем совести. Стремясь утвердить нравственность, оно само подает пример безнравственности. Если церковь свободною проповедью не сможет воздействовать на сердца людей, то государство карательными мерами тем более не сможет это сделать. Наоборот, этим оно может только усилить зло, породить лицемерие, возмущая совесть и низводя религию на степень орудия политических целей.
Но если государство не призвано устанавливать нравственный порядок в обществе, то в собственной, принадлежащей ей области оно может поступать нравственно или безнравственно и этим содействовать или противодействовать установлению нравственного порядка. Оно может ставить себе нравственные или безнравственные цели, оно может употреблять нравственные или безнравственные средства.

Цель государства - общее благо, по существу своему есть цель нравственная, так как нравственные требования состоят именно в деятельности на пользу других, следовательно и на общую пользу. В этом смысле можно сказать, что призвание государства состоит в установлении нравственного порядка в обществе. Подчиняя частные цели общественной, оно тем самым устанавливает порядок, который соответствует нравственным законом. Через это, нравственное основание становится существенным элементом самой государственной деятельности. Но начало общего блага может быть принято односторонне или даже превратно, и тогда оно теряет свой нравственный характер. Если оно понимается исключительно как практический интерес известной группы людей, - а таковым является большей частью то, что называется государственной пользой, - оно может быть в тягость для других, а это противоречит нравственным требованиям. Например, действия во благо своей партии, территории, народа, ущемляющие интересы других, пренебрежение их правами, являются безнравственными действиями. Деятелей такого рода нельзя назвать благодетелями человечества. К той же категории принадлежит и всякое насильственное порабощение. Польза победителей есть несчастье для побежденных. Нередко и самое благо граждан может быть понято превратно. Как показывает история, все гонения на совесть, все производимые стеснения человеческой свободы происходят во имя общего блага. И что всего хуже, под этой мечтой часто скрываются личные цели и амбиции правителей: властолюбие, гордость, тщеславие, алчность, все человеческие пороки, которые проявляются тем с большей силой, чем менее они встречают препятствия.

Что является фундаментом нравственности и для чего она дана человеку?

В Совете Европы в Страсбурге (Франция) прошел семинар "Нравственные основы и эволюция прав человека в поликультурном обществе". Это мероприятие, организованное комиссаром СЕ по правам человека, Советом по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, а также при содействии представительства Московского Патриархата в Страсбурге, было приурочено к председательству России в Комитете министров Совета Европы.

В работе семинара приняли участие видные светские и религиозные деятели, философы и богословы, правозащитники и парламентарии.

"Когда нравственность будет соединена со свободой человека, тогда всякая система прав и свобод будет сбалансирована и станет фундаментом для создания мирной и свободной жизни", – эти слова председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о свободе и совести ярче всего отражают суть дискуссий, состоявшихся в ходе встречи.

На семинаре также прозвучали выступления комиссара СЕ по правам человека Томаса Хаммарберга, секретаря Папского совета "Справедливость и мир" епископа Джампаоло Крепальди, председателя Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Эллы Памфиловой, Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина.

Понятие "права человека" – одно из наиболее востребованных в современном обществе. Многочисленные общественные и государственные институты активно ведут работу в этом направлении, а основные "права" стали базисной платформой для конституций многих стран и нашли свое отражение в международных соглашениях и хартиях.

В условиях сегодняшнего времени, когда идет процесс сближения государств, особенно в Европе назрела необходимость выработки единого понимания прав человека, в которое каждый народ, каждая культура должны внести свой вклад и свою самобытность. В то же время понятие "права человека" не может быть рассмотрено без моральной основы, нравственной канвы.

По глубочайшему убеждению митрополита Кирилла, назвавшего права, свободу и нравственную ответственность "фундаментальными ценностями человеческой природы", необходимо связать их в одно целое, "тогда права и свободы не будут раскрепощать демонов, опасных для существования человеческой личности, семьи, общества и человеческой цивилизации". Этот призыв Русской православной церкви поддерживают различные религиозные конфессии: Римско-католическая церковь, другие православные церкви, а также и мусульмане, и буддисты, и иудеи.

Как отметил в своем выступлении представитель РПЦ в Страсбурге игумен Филарет, "в условиях глобализации не существует не только морального консенсуса, но и согласия относительно природы человека и его естественных прав", поэтому "мы сегодня неизбежно приходим к осознанию необходимости обсуждать и переосмысливать мировоззренческие и идеологические основания этого понятия.. . Необходимо искать нового согласия в диалоге всех сил, представленных в Европе. Невозможно достичь реального согласия исключительно методами давления, политического или экономического, или же с помощью призывов к отказу от убеждений, опирающихся на культурные и религиозные традиции с большой историей. Тем более это невозможно в области моральных основ".

За "круглым столом" переговоров, прошедших в Совете Европы, были рассмотрены вопросы концепции прав человека и их эволюции, отношение к правам человека в различных религиозных сообществах, проблемы эмигрантов в Европе, сделана попытка проанализировать накопившиеся проблемы и найти пути для диалога.

Выбор места для диалога был не случаен: само понятие "права человека" пришло к нам с Запада, и Совет Европы, старейшая общественная организация, за время своего существования накопила большой опыт, знания и навыки в этой области. В то же время СЕ показал, что готов к сотрудничеству с различными культурами, организациями и религиозными к

Что такое Нравственность и кто такой нравственный Человек

Нравственность и рождаемая ею мораль (правила поведения, др.) ранее формировалась Религией, заповедями (Духовными Законами в религиозной трактовке), сейчас во многом разрушена. Конечно её необходимо возрождать и формировать целенаправленно.

Что является основой Нравственности? Что рождает Нравственность и что её разрушает

Что такое нравственность

Именно из-за отсутствия в современно обществе адекватных представлений о Добре и Зле, нравственность пребывает в упадке, люди поражены пороками и невежеством, а общество в целом быстро разлагается.

Потому знания о добре и зле, о том, что делает человека Достойным, Сильным, Успешным, а что его делает ничтожным, падшим, глупым и беспомощным, являются самыми востребованными в обществе!

В идеале, воспитанием Нравственного и Достойного Человека должно заниматься государство. И делать это нужно начинать с детских лет. С детства нужно формировать достойную личность, нравственного человека, гражданина и патриота, как это делалось во все времена в великих Империях и Духовно-рыцарских орденах.

Нравственность


--> Содержание статьи Как развить это качество в себе положительное качество характера Сложность прокачки

фото литрес скидка промокод

Определение нравственности

Нравственность — качество человека, которое характеризуется неким индивидуальным сводом правил, набором качеств, которыми руководствуется человек в своей жизни.

Посмотреть 2 других определения нравственности можно в конце этой статьи.

Дальше мы рассмотрим примеры нравственности из жизни, ответим на вопрос «как стать нравственным» и как развить это качество самостоятельно с помощью книг, упражнений и тренингов.

Что такое нравственнность

Нравственность — это внутренние качества, которыми руководствуется человек, а также этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственность формирует взгляд человека на мир, его внутренние ориентиры и цели, влияет на выбор, отношение к другим, к природе, к себе.

Нравственность — внутренняя оценка человеком своего поведения и поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится как доброе и благое. Безнравственное — недопустимое, нехорошее, вредное.

Нравственные качества человека формируются в самом детстве, но он может совершенствовать и развивать их в течение всей жизни.

Чем более развиты у человек восприятие других людей и эмпатия, тем больше человек в своей нравственности думает о добре для других. Нравственно то, что делает человека счастливым, не причиняя вреда другим.

Нравственность является синонимом к слову «мораль». Но все же различия между ними присутствуют. Мораль — это свод установившихся в обществе нормативов поведения. Эти правила навязываются человеку извне;, например обществом, соседями, церковью. А нравственность — это внутренние границы человека, самоконтроль. Нравственный человек более сложный и глубокий, чем моральный.

Читайте также: