Что является фундаментом характера

Обновлено: 17.05.2024

Основа характера человека: физиологические особенности

Характер развивается и формируется в течение жизненного пути человека под воздействием множества различных факторов, условий и, конечно же, воспитания. Но, не смотря на то, что характер является прижизненным приобретением человека, для его формирования и проявления необходима некая основа – отправная точка развития характера. Действительно, учеными было доказано, что как бы внешние условия не были схожи для разных людей и процесс их воспитания не был идентичным (например, дети в одной семье), у них формируются разные черты характера. Подобное различие психологами объясняется наличием у этих людей определенных различий в функционировании их ЦНС и разного типа темперамента.

Что такое характер

Само это понятие появилось еще в эпоху Античности и произошло от греческого слова «отпечаток». Действительно, характер проявляется в поведении человека и накладывает на него отпечаток, делая неповторимым, узнаваемым. И чем сильнее характер, тем более яркими и уникальными являются результаты деятельности личности. А вот человека, который лишен этой силы, то есть того внутреннего «Я», которое управляет поведением, часто называют бесхарактерным. Не в том смысле, что у него нет характера, а потому что его поступки определяются внешними обстоятельствами, а не внутренними убеждениями и нравственными качествами.

Характер – это сложная система свойств и качеств личности, поэтому их сочетание и степень выразительности делают каждого человека неповторимым. Черты характера, составляющие его структуру, принято делить на две большие группы:

  • биологически заданные (врожденные);
  • сформированные в процессе развития личности (приобретенные).

Биологические особенности человека

Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.

Биологические особенности человека

Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:

  • наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
  • усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
  • особая структура мозга и строение черепа;
  • умение прямо стоять и ходить;
  • отсутствие плотного шерстяного покрова;
  • развитый речевой аппарат.

Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.

Биологическая основа структуры характера

В основе характера лежат врожденные особенности высшей нервной деятельности:

  • скорость протекания нервных процессов;
  • сила этих процессов;
  • соотношение возбуждения и торможения в нервной системе.

Совокупность этих особенностей составляет темперамент или тип высшей нервной деятельности человека. Выделяют всего 4 типа темперамента (флегматик, меланхолик, сангвиник и холерик), но в чистом виде они практически не встречаются. Это комплексы черт, особенностей высшей нервной деятельности, которые присутствуют у человека в разных сочетаниях и разной степени выраженности. То есть если взять, например, такую парную характеристику, как интроверсия-экстраверсия, то человек может быть в большей или меньшей степени экстравертом или интровертом.

А таких характеристик, составляющих темперамент, несколько. Например:

  • ригидность и пластичность;
  • эмоциональная устойчивость и эмоциональная неуравновешенность, сенситивность (чувствительность) и т. д.

За счет их сочетания и создается уникальная биологическая основа для характера, и в процессе его формирования врожденные индивидуально-психологические черты переплавляются под влиянием среды, смешиваются с социальными качествами, приобретенными свойствами, особенностями и создается совершено уникальная личность.

Человек как биологическое и социальное существо

Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм

, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и
пансоциологизм
, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).

Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.

При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.

Структура характера: социально обусловленные черты

Наряду с врожденной, биологически заданной основой характер включает в себя свойства личности, которые формируются под воздействием социума в процессе воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.

Тут надо особо подчеркнуть, что человек не является пассивным объектом воздействия общества. Он активно взаимодействует со средой, пропускает через себя все, что он получает из окружающей действительности, переплавляет в своем внутреннем мире и уже на основе этого преобразованного опыта формируется его характер. Поэтому совершенно неправильно в недостатках собственного характера обвинять социум (семью, школу, общество в целом). Мы сами себя создает и сами несем ответственность как за положительные, так и за отрицательные свои качества. Доказательством может служить пример того, что в одной семье вырастают дети с совершенно разными характерами.

Характер имеет довольно сложную структуру, в которой наряду с биологической основой выделяют 4 группы качеств, которые формируются под влиянием социальной среды.

Нравственные черты

Честность

Нравственные или моральные качества личности связаны с принятыми в обществе нормами поведения, ценностями, идеалами и установками. Проявляются нравственные черты характера:

  • в социальной сфере;
  • в общении с людьми;
  • в отношении к ним и к общественно значимым ценностям.

Формирование этих черт характера – сложный процесс, который происходит не только под влиянием непосредственного окружения человека, но и под воздействием СМИ, художественной литературы, традиций, верований и преданий.

Разнообразие каналов воздействия и активное взаимодействие человека с ними, а также своеобразие его индивидуально-психологического склада обеспечивают уникальный набор нравственных черт, присущий каждому человеку. Среди наиболее значимых можно назвать следующие положительные моральные качества:

  • чувство долга – умение подчинять свои личные желания потребностям социума;
  • справедливость – способность различать добро и зло и стремление защищать добро и бороться против зла;
  • честность – верность своим обязательствам, стремление к правде, неприятие в своем поведении лжи;
  • вежливость – уважение других людей, соблюдение норм поведения в отношении каждого члена общества вне зависимости от социального положения или возраста;
  • преданность – верность другому человеку, социуму, идеалам, проявляющаяся даже в самых сложных обстоятельствах;
  • дружелюбие – умение не только уважать людей, но и испытывать к ним позитивные чувства, желание поддержать, помочь.

Это лишь самые основные положительные моральные качества, на самом деле их значительно больше, вы и сами можете продолжить этот список. Наряду с положительными, существуют и отрицательные черты, которых тоже немало:

  • лживость;
  • грубость;
  • наглость;
  • подлость;
  • трусость;
  • жадность и т. д.

Идеальных людей нет. Особенность характера любого человека в том, что в нем могут присутствовать как положительные, так и отрицательные качества, проявляясь в разных ситуациях, создавая неповторимый, индивидуальный облик человека. Например, мужчина, смело бросающийся на спасение людей из горящего здания, может отчаянно трусить перед походом к стоматологу.

Эмоциональные черты

Эмоциональные качества личности в значительной степени определяются свойствами темперамента. Например, повышенная возбудимость и экспрессивность холерика создают своеобразный эмоциональный фон, который характеризуется перепадами настроения, влюбчивостью, вспыльчивостью или чрезмерной жизнерадостностью. С другой стороны, в процессе воспитания уделяется серьезное внимание формированию способности сдерживать свои эмоции, контролировать их.

Поэтому эмоциональные черты во многом обусловлены социальным фактором и соответствующими нормами поведения, принятыми в обществе. Например, чрезмерная (на наш взгляд) эмоциональность итальянцев вполне допускается их культурой. А вот в Японии открытая демонстрация своих эмоций считается не слишком приличной.

Разнообразие проявления человеческих эмоций обуславливает и разнообразие эмоциональных черт. В отличие от нравственных качеств, среди эмоциональных сложно выделить положительные и отрицательные. Все дело в степени проявления этих черт и в их уместности. Согласитесь, жизнерадостность на свадьбе нормальна и даже приветствуется, а вот на похоронах выглядит явно неприличной.

Можно назвать следующие наиболее распространенные эмоциональные качества личности:

  • чувственность;
  • страстность;
  • холодность;
  • жизнерадостность;
  • мрачность;
  • влюбчивость;
  • впечатлительность;
  • сдержанность;
  • агрессивность;
  • робость и т. д.

Проявление эмоциональных качеств личности во многом связано с потребностью в общении, поэтому у менее общительных интровертов набор этих качеств и их выраженность отличается от экстравертированного типа личности.

Волевые черты

Успех деятельности человека и то, как его оценивают в обществе, во многом зависят от его способности регулировать и организовывать свое поведение, то есть от волевых качеств. Именно они позволяют сглаживать и преодолевать такие негативные черты характера, как лень, робость, застенчивость, нерешительность и т. д.

Волевые качества воспитываются с детства, формируются под влиянием социума и тесно связаны с осознанием необходимости подчинить свою свободу требованиям общества. Воля во многом определяет и степень активности человека, и его умение сдерживать себя. Большинство психологов считают волевые качества базовыми чертами личности, во многом определяющими содержание ее характера.

К ведущим волевым качествам относятся следующие:

  • выдержка – способность сдерживать свои эмоции и импульсивные действия;
  • терпение – умение волевым усилием поддерживать высокую интенсивность деятельности, несмотря на усталость или болезнь;
  • целеустремленность – осознанная постановка цели и умение ее добиваться;
  • принципиальность – наличие устойчивых принципов и следование им в любой ситуации;
  • самостоятельность – способность принимать независимые решения и организовывать деятельность для их выполнения;
  • ответственность за свою деятельность, поведение, идеи и т. д.

Волевых качеств намного больше, чем здесь перечислено, но даже эти основные доказывают, насколько значима для человека эта сфера характера.

Интеллектуальные черты

Креативность

Интеллектуальные качества характера – это то, что отличает нашу познавательную деятельность и накладывает отпечаток на все стороны личности. Потому что это не только умственные способности и качества внимания и памяти, но и интересы, увлечения, направленность познавательной активности.

Интеллектуальные черты во многом определяют способность человека осваивать новые виды деятельности, умение самостоятельно организовывать процесс познания. К базовым интеллектуальным чертам относятся следующие:

  • качества мышления (уровень интеллекта, гибкость, креативность или стандартность, логичность, интуитивность и т. д.);
  • любознательность – потребность в новых знаниях;
  • находчивость – умение быстро найти ответ на сложный вопрос;
  • сообразительность;
  • вдумчивость;
  • легкомысленность и т. д.

Интеллектуальные качества не только влияют на все остальные черты характера, но и участвуют в создании неповторимого образа человека. Недаром же говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму».

Леонгард. Классификация



Эмотивный тип — общение только с теми людьми, кто тебя понимает

Ученым были выделены различные типы, описывающие характер.

  1. Гипертимный. Повышенная контактность, словоохотливость, ярко выраженная мимика. Принадлежит энергичным оптимистам. Присутствуют минусы, а именно несерьезность в отношениях, обязанностях, легкомыслие.
  2. Дистимный. Характерна низкая контактность, человек немногословен, пессимист. Обладатель подобного нрава привык подчиняться. К минусам — медлительность. К плюсам — добросовестность, серьезное чувство справедливости.
  3. Возбудимый. Характерна низкая контактность, присутствует занудливость.
  4. Циклоидный. Характерны перепады настроения. Человек, то сверхобщительный, то замкнутый.
  5. Застревающий. Общительность умеренная, занудливость. Люди обидчивые, конфликтные, сильно чувствительны к несправедливости. Такие особы желают достичь высоких результатов, причем в любой сфере.
  6. Педантичный. Излишнее рвение на службе, постоянное занудство, серьезность, добросовестность.
  7. Эмотивный. Желание общаться только с теми людьми, кто его хорошо понимает. Излишне чувствительные особы, обидчивые, плаксивые, находятся в подавленном настроении. К плюсам относятся сострадательность, а также исполнительность.
  8. Тревожный. Низкая контактность, нерешительность. Такие люди очень редко идут на конфликт. Они дружелюбны, исполнительны и самокритичны.
  9. Демонстративный. Такие особые стремятся быть на первом месте, жаждут власти, очень контактные, легко адаптируются при общении с новыми людьми. Однако, лицемерные, зачастую эгоисты. К плюсам относятся неординарное мышление, артистизм.
  10. Экзальтированный. Повышенное желание разговаривать, влюбчивость. Также могут быть достаточно конфликтными. Они внимательны к близким людям, обладают искренними чувствами. К минусам относят паникерство, отчаянность.
  11. Интровертированный. Заниженная контактность, характерна оторванность от реального мира, замкнутость. Такие люди склонны к одиночеству, самоанализу, принципиальные.
  12. Экстравертированный. Открытые к новой информации, всегда выслушают, помогут. Они весьма исполнительные и болтливы. К минусам — необдуманность поступков, легкомыслие, склонность к сплетням.

Структура характера: содержание и форма

Одни и те же черты характера у разных людей проявляются по-разному. Поэтому в его структуре выделяют содержание и форму.

Содержание характера определяется базовыми ценностями человека, установками, идеалами, сформированными в процессе развития привычками. Содержание – продукт формирования личности, и в нем в наибольшей степени отражается влияние социального фактора. Определяющую роль в содержании характера играет мировоззрение как система взглядов человека и его отношения к людям, миру и своему месту в этом мире.

Однако люди различаются не только набором черт, но и формой их проявления в деятельности, типом поведения в обществе. В настоящее время стали популярными попытки классифицировать социотипы. Несмотря на различные подходы к таким классификациям, идеальную, которая подходила бы всем людям, найти не удается. Ни один тип не совпадает с реальным характером человека на 100 %. Почему? Потому что тип поведения как форма проявления характера у каждого человека уникальный. Он как отпечатки пальцев – никогда не повторяется.

Чтобы понять содержание характера человека, надо с ним пуд соли съесть. А уникальность формы на виду и заметна, если не с первого взгляда, то со второго точно. Даже если человек замкнутый, скрытный, то это тоже заметно с первого взгляда, и именно скрытность будет формой проявления его характера.

Основные факторы антропогенеза человека

Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.

Антропогенез человека

Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.

К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.

Труд первобытного человека

Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность

— способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.

Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

Речь человека

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

  • членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
  • логическое и аналитическое мышление;
  • потребность в социальном взаимодействии;
  • культурное и духовное развитие;
  • умение строить и создавать инструменты для труда;
  • способность к адаптации и обучению.

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество.

Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.

Передача знаний

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

При воспитании характера учитываем темперамент

Под «воспитанием» мы как раз и предполагаем обычно закладывание и развитие различных черт характера.

При воспитании нужно обязательно учитывать темперамент – это ведь основа характера. Некоторые свойства темперамента могут способствовать выработке каких-то черт характера, а формированию других они могут мешать. Во всем нужно соблюдать принцип разумности.

Грустно смотреть, когда родители пытаются через силу заставить быть усидчивым, выдержанным, аккуратным ребенка с преобладанием холерического типа темперамента. Сейчас широко известно слово «гиперактивность». Но почему-то насильно переучивать леворуких сейчас почти перестали, а насиловать психику подвижного ребенка до сих пор считается нормой. Хотя если дать возможность возбудимому чаду реализовать свой темперамент там, где это не принципиально, например, есть – стоя, танцуя после того, как прожевал все, что во рту; учить уроки, ходя по комнате, или даже бегая; писать не сразу весь текст, а по предложению, в перерывах дав возможность побаловаться, — тогда можно добиться огромных результатов, и даже постепенно приучить ребенка держать свой темперамент в узде, сформировав нужны черты характера. Ведь по мере развития характера темперамент оказывает все менее выраженное влияние на поведение человека.

Просто обычно такое гармоничное воспитание требует огромного терпения, времени, сил от родителей. Не все готовы на эти жертвы. Проще заставить, а в случае чего – наказать за неусидчивость и прочие биологические качества. Для меня это равнозначно тому, что наказывать за форму носа или разрез глаз.

Повторю еще раз: темперамент – врожденная характеристика, мы не можем его изменить. Мы можем лишь научиться жить, в какой-то степени управляя им.

А характер – формируется и изменяется.

Причем, формируется в поведении. Чтобы стать вежливым, нужно вежливо поступать. Чтобы стать честным – не врать. Чтобы стать миролюбивым и добрым – делать добрые дела и не ругаться. Чтобы не быть сварливым – не ворчать. И так далее.

Лучшим способом воспитания, как известно, является собственный пример. Правда, чтобы воспитать себя и стать достойным примером, нужно еще больше сил, времени, терпения…

Конечно, хорошо, когда эти привычки формируются с самого детства, ведь строить с нуля обычно проще, чем переделывать.

Темперамент — это то, с чем мы родились

Это наша биологическая характеристика. Сознательно повлиять на неё мы можем не намного больше, чем на размер своего сердца.

Темперамент определяет эмоциональность человека, скорость протекания его психических процессов, динамические свойства личности – например, силу, темп, скорость реакции на различные явления и события. Важно понимать, что темперамент характеризует скорее общий способ, направленность взаимодействия человека с миром. Он оказывает влияние на то, как мы реагируем на различные события, какие эмоциональные привычки имеем.

Слова, при помощи которых мы описываем темперамент: флегматичный, меланхоличный, холеричный, сангвиничный (по названиям 4 основных типов темперамента), а также подвижный, порывистый, спокойный, уравновешенный, возбудимый, энергичный, чувствительный, вспыльчивый.

Темперамент служит базой для развития характера, но при этом вовсе не предопределяет его.

Неумение сладить со своим темпераментом может привести к проблемам со здоровьем — чрезмерно впечатлительные натуры, не сумевшие смягчить природную возбудимость привычкой к рассудительности, более подвержены стрессу, чем люди со спокойным темпераментом. Ярким литературным примером предельно флегматичного человека, способного без особых эмоциональных потерь преодолеть любые жизненные невзгоды, является майор Мак-Наббс из книги Жюля Верна «Дети капитана Гранта».

Единство биологического и социального в становлении человека

Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.


Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:

  1. Натуралистический
    — превозносит значение природного начала в жизни человека.
  2. Социологический
    — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.

Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.

Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.

Что лежит в основе характера человека

Определение, структура

Человек в шляпе и плаще. Лица не видно

Характер формирует личность человека

Характером называется совокупность стержневых, существенных свойств конкретной личности, которые выделяют человека единицей общества. Его черты обусловлены особенностями социального типа, а именно отношением к труду, политическим убеждениям, взаимодействием с другими людьми.

Важным условием для развития характера является формирование убеждений и мировоззрения, идеалов. Он формируется при активном взаимодействии с окружающей средой, при наличии деятельности. Развивается под влиянием коллектива, общественного контроля и мнения.

Характер достаточно многогранен. Есть отдельные стороны, которые не могут изолированно существовать, они между собой связаны, образуют структуру.

Ананьев считал, что к основным свойствам относятся:

  • динамические проявления;
  • направленность;
  • коммуникативность;
  • привычки.

Мясищев в сотрудничестве с Ковалевым, рассматривали парные свойства характера, а именно:

    и сензитивность;
  • неуравновешенность и уравновешенность;
  • узкость и широта;
  • поверхность и глубина.

Левитов рассматривает такие черты:

  • динамичность;
  • сложность;
  • оригинальность;
  • твердость.

В основном исследователи выделяют два основных компонента:

Когда говорим о характере, часто смотрим на эмоциональность личности, учитываем то, к чему она равнодушна, что любит, а что противно – ведь, все эти моменты описывают личность. Можно понять, что существует связь между чувствами и свойствами характера.

Выделяют две группы черт.

Все черты делят на:

Характер проявляется системами отношений к:

Леонгард. Классификация

Парень и две девушки улыбаются и указывают пальцем в камеру

Ученым были выделены различные типы, описывающие характер.

Основа и процесс развития

Мама читает с сыном книгу

Большое влияние на формирование характера оказывает воспитание
  • воспитание;
  • нормы общества;
  • семья;
  • обучение;
  • моральные, а также нравственные принципы.

Понятие «характер» в переводе с греческого – «отпечаток». Некоторые люди считают, что человек рождается уже со своим характером, другие уверены, что он формируется в процессе жизнедеятельности. На самом деле, но процесс формирования характера влияет множество факторов, в том числе и наследственность. Ребенок до совершеннолетнего возраста не может нести ответственность за поступки, которые относятся к категории негативно воспринимаемых обществом, а именно: порча имущества, вранье, мелкие кражи. Дело в том, что у него еще нет сформированной нравственности, нет понятия, что плохо, что хорошо. Но нужно учитывать, что у ребенка происходит становление характера, а вся ответственность лежит на родителях, на типе их воспитание, а также на том, какой пример, они подают своему малышу. Возникает проблема раскрытия внутренних механизмов воспитания характера, формирования личности.

Ранее считалось, что при рождении человек являет собой чистую доску, на которой можно нарисовать характерологический узор. Теперь же выявлено, что во многом малыш берет от своих предков, наследует их черты, темперамент, но при этом малыш обладает своими особенностями психических реакций и нервной системы.

Проявление характера напрямую зависит от темперамента человека, например, взрывной и агрессивный будет наблюдаться у холериков. Также нужно учитывать, что на формирование характера может оказываться, как положительное, так и отрицательное влияние темперамента индивидуума, чем-то он может препятствовать, чем-то способствовать при развитии определенных черт. Важно, чтобы родители в процессе воспитания наказывали за плохие поступки и поощряли за хорошие, важно отмечать поступок, совершенный малышом, но не указывать на его личность.

Особое место в процессе развития характера играет роль родителей, воспитателя и учителя. Важный путь для формирования данного явления является сознательной работой и самовоспитанием, развитием волевых черт.

Теперь Вы знаете, что собой представляет психологическая основа характера. Как видите, он не является только тем, что заложено в нас генами. На развитие данного состояния влияет множество факторов, в том числе и процесс воспитания, влияние окружения, пример ближних, наследственность, общественный устрой.

Характер: сущность, природная основа, четыре элемента структуры.

Характер развивается и формируется в течение жизненного пути человека под воздействием множества различных факторов, условий и, конечно же, воспитания. Но, не смотря на то, что характер является прижизненным приобретением человека, для его формирования и проявления необходима некая основа – отправная точка развития характера. Действительно, учеными было доказано, что как бы внешние условия не были схожи для разных людей и процесс их воспитания не был идентичным (например, дети в одной семье), у них формируются разные черты характера. Подобное различие психологами объясняется наличием у этих людей определенных различий в функционировании их ЦНС и разного типа темперамента.

Темперамент как основа характера

Основы характера человека составляют и врожденные физиологические особенности человеческого организма (свойства НС, скорость реакции и т.д.), и закрепленные в процессе жизни психологические механизмы и формы поведения. Так А.В. Петровский говорил, что основой характера является сложившаяся система привычных для человека действий и поступков. Именно поэтому, о характере человека чаще всего судят, основываясь на его поступках, поведении и действиях. С.Л. Рубинштейн видел в характере личности закрепленную систему, которая включала в себя генерализованные обобщенные побуждения (здесь акцентировалось внимание на мотивационном генезисе свойств характера). Б.Г. Ананьев связывал характер с направленностью личности и ее своеобразными образами действий.

Несмотря на такое разнообразие в психологической науке идей и теорий, которые касаются особенностей характера, большинство ученых сходятся в общем мнении о том, что основой характера личности является темперамент. Такая закономерность понятна, ведь особенности и темперамента, и характера в первую очередь зависят от наличия у человека определенного типа нервной системы.

О том, что темперамент – основа характера, говорил И.П. Павлов, который называл характер переплетением врожденных свойств человека и приобретенных. Он понимал под характером фенотип, основой которого являются, прежде всего, особенности НС и конституции. Подтверждая эту идею, Б.М. Теплов видел в характере своеобразный рисунок человека, который вышивает сама жизнь на канве его темперамента.

Темперамент человека – это динамическая основа его характера, выражающаяся в определенном типе высшей нервной деятельности, который и определяет формирование в человеческом характере следующих полярных черт:

  • уравновешенности/неуравновешенности (проявляются в действиях и поступках);
  • подвижности/инертности (уровень активности человека);
  • в повышенном/пониженном тонусе (также проявление активности);
  • общительности/необщительности (в межличностном общении);
  • легкости/трудности вхождения или включенности в новое (новая среда, окружение, обстановка, обязательства, сфера деятельности и т.д.).

Темперамент оказывает существенное воздействие и на проявлении чувств, уровне выразительности движений, скорости речи, волевых проявлениях, интеллектуальных особенностях, трудовой деятельности и работоспособности человека. Он хотя и не определяет всех отношений личности, а также ее стремления и интересы, но оказывает непосредственное воздействие на уровень энергичности человека, его стойкость, уравновешенность, лабильность, воодушевленность и указывает на качественное своеобразие личности.

Необходимо отметить, что темперамент как основа характера может или способствовать, или же мешать формированию некоторых его черт. Именно поэтому для понимания особенностей характера человека необходимо знать для начала тип его темперамента. Так, например, холерику и сангвинику намного легче воспитать у себя решительность и инициативность, чем флегматику или меланхолику, но зато им лучше удается самоконтроль, сдержанность и ответственность (холерику неимоверно сложно развивать в себе сдержанность и самоконтроль, а сангвинику тяжело даются такие качества как самокритичность и требовательность).

На проявление характера человека всегда отражаются свойства преобладающего у него типа темперамента. Но, в тоже время, темперамент может не только усиливать проявление определенных черт характера, но и помогать их маскировать (потребность в этом возникает при определенных условиях и зависит от требований конкретного общества, моральных принципов и жизненной позиции). Необходимо также отметить, что в зависимости от некоторых свойств характера человека, его привычек и сформированных навыков, модель поведения людей с одинаковым типом темперамента может быть кардинально разная (в этом случае стоит вспомнить учение И.П. Павлова, который говорил о деятельных и ленивых флегматиках).

Итак, темперамент, являясь основой характера, может по-своему окрашивать его проявление и некоторые черты, придавая им при этом своеобразные формы. Например, такая черта характера как упрямство может легко превратиться у сангвиника в капризность. Но следует помнить, что хотя темперамент и воздействует на формы проявления самого характера, все-таки сам характер имеет еще большее влияние на темперамент, подчиняя при этом эмоциональную возбудимость воле и направленности личности (содержательная ее сторона).

Характеристика типов темперамента

В психологии сложно разделить характер индивида и его темперамент – в обоих случаях на процесс становления и формирования влияют физиологические основы организма, в частности высшие нервные функции. Особенности темперамента проявляются в поступках и поведении, что подчеркивает неразделимость обозначенных понятий. Краткая психологическая характеристика представителей разного типа темперамента:

  1. Холерик. Человек неуравновешенный, склонный к эмоциональным и физическим порывам. У него резко и часто меняется настроение, что сопровождается быстрым истощением нервной системы. Нервные процессы лишены стабильности, не сбалансированы. Отличается работоспособностью, однако, не умея регулировать равновесие между энергетическим потенциалом и энергетическими затратами, холерик быстро устает, ослабевает и не способен продолжать трудовую деятельность.
  2. Сангвиник. Человек подвижный, резвый, с живой, разнообразной мимикой, склонный к совершению импульсивных поступков и постоянному изменению положения тела. Быстро реагирует на события, отличается стремительной сменой впечатлений, легко, без сильных переживаний воспринимает неудачи и неприятности. Продуктивно работает, если ему нравится процесс или он заинтересован в достижении результата. Если поставленная перед ним задача не привлекает, сангвиник теряет к ней интерес и тогда дело не спорится, а движется медленно.
  3. Меланхолик. Человек, который постоянно переживает, испытывает чувство тревоги и беспокойства, часто беспочвенное. Остро воспринимает текущие события, трудно мирится с провалами и поражениями. Быстро и без веских причин обижается, страдает от непонимания со стороны окружающих. Меланхолик очень впечатлителен, не способен сдерживать аффективные эмоции.
  4. Флегматик. Невозмутимый, спокойный человек, который никогда не торопится, отличается медленными, плавными движениями, слабой эмоциональностью. Он не склонен проявлять чувства, твердо знает свои потребности и последовательно, не спеша, но уверенно продвигается к намеченным целям. Характер флегматика проявляется устойчивым, стабильным настроением. При выполнении работы не суетится, однако демонстрирует высокую производительность благодаря усердию и приложенным стараниям.

типы темперамента

Сильный, уравновешенный, инертный флегматик по представлениям Гиппократа и Галена отличается отстраненностью от действительности и погруженностью в свой внутренний мир. Для людей этого темперамента характерно расстройство личности шизоидного типа.

В этой же типологии физиологической основой, определяющей темперамент холерика, является неуравновешенность нервной системы, что проявляется поведенческими реакциями – агрессией и порывистостью. Холерики чаще страдают расстройством личности импульсивного типа.

Меланхоликов отличает подавленность и боязливость. У них чаще диагностируется расстройство личности тревожного типа. Для описания сангвиников оптимально подойдут определения: уверенный в себе, коммуникабельный, социально ориентированный, динамичный. У таких людей обычно выявляется гипомания – легкая степень мании, для которой характерно приподнятое, веселое настроение, раздражительность и вспыльчивость.

Физиологическая основа характера

Физиологические основы характера в психологии были изучены благодаря работам великого русского физиолога И.П. Павлова, которые были посвящены исследованию особенностей ВНД, свойств и типов нервной системы. Физиолог очень тесно сближал понятие темперамент и тип НС (но тут необходимо уточнить, что сам темперамент ученым понимался гораздо шире, нежели психологами). Физиолог подчеркивал, что тип является основной характеристикой нервной системы человека, которая отражается на всей его деятельности, поэтому она и должна рассматриваться как физиологическая основа характера.

И.П. Павлов создал классификацию типов нервной системы человека, в основу которой были взятии следующие характеристики:

  • сила нервных процессов (тормозного, раздражительного);
  • уравновешенность процессов (здесь имеется в виду процессы возбуждения и торможения) или же соотношение;
  • их подвижность.

Под силой НС ученый понимал количественный запас в клетке физиологических веществ. Соответственно у сильного типа этот запас большой, а у слабого – малый. Сила относиться к двум нервным процессам (и тормозному, и раздражительному) и указывает на выносливость и работоспособность клеток при воздействии сильных раздражителей. К сильным типам Павлов относил сангвиника, холерика и флегматика, а к слабому – меланхолика.

Что касается уравновешенности (соотношение процесса возбуждения с процессом торможения и наоборот), то Павлов выделил два типа — возбудимы и тормозной (они занимают крайние положения) и два типа, которые являются уравновешенными (или же центральными). И последний принцип, положенный физиологом в основу своей классификации, заключается в лабильности нервной системе и подвижности (насколько быстро и легко сменяют друг друга процессы возбуждения и торможения). Ниже, в таблице представлена связь типов темперамента с типами ВНД, под которыми понимается физиологическая основа характера.

Связь типа ВНД и типа темперамента

Типы темпераментаСила НСУравновешенностьПодвижность
Сангвиникисильныеуравновешенныеподвижные
Флегматикималоподвижные
Холерикинеуравновешенныеподвижные
Меланхоликислабыеинертные

Типы нервных систем является не только основой темперамента, но и обуславливает многие другие психические свойства личности, психические процессы и состояний, поэтому физиологической основной характера выступает не столько темперамент, сколько тип НС.

Следует отметить, что, несмотря на то, что И. Павлов вдел тип НС одной из основ характера, он все же четко разграничивал эти понятия. Так под типом НС он советовал понимать врожденные качества человека, а вот под характером – то, что нервная система приобретает в течение всей жизни человека благодаря воспитанию и полученному опыту. Итак, ученый разделял свойства типа ВНД (как природный задаток) и черты характера. Он говорил, что в черты характера человека входят определенные свойства типа, которые могут быть замаскированы или преобразованы, но в любом случае они являются приобретенными на протяжении жизненного пути личности (в опыте) в качестве систем установившихся связей.

Таким образом, характер человека не формируется на пустом месте, а находиться в тесной взаимосвязи с показателями (характеристиками) силы НС, а также ее подвижности и уравновешенности. Но наибольшим влиянием на характер обладает воспитание, а это значит, что главным является не сам тип нервной системы, который был унаследован человеком, а уровень пластичности его нервной организации. Необходимо отметить, что свойства типа ВНД тоже могут преобразовываться под влиянием определенных факторов и воздействием внешней среды.

Также физиологической основой характера выступает системность, под которой понимается выражение тенденций нервных связей к определенной интеграции (или объединению). В этом случае говорят о проявлении динамического стереотипа, который также может быть сформирован соответственно предъявляемым жизнью требованиям. Так, например, формирование силы характера с точки зрения физиологии стоит рассматривать как выработку подобной системности в деятельности коры головного мозга.

Итак, физиологические основы характера в психологии рассматриваются с точки зрения работы головного мозга и особенностей высшей нервной деятельности, а конкретнее это свойства нервной деятельности, системность, работа двух сигнальных систем и преобладание конкретного типа ВНД.

Читайте также: