Что служит фундаментом правовой культуры

Обновлено: 25.04.2024

Прочитайте онлайн Право. 10–11 класс. Профильный уровень | § 69. Правовая культура и правосознание

Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство, является неотъемлемым элементом культуры. Оно способствует приобщению человечества к культуре, ее совершенствованию и расцвету. Состояние и уровень правовой культуры, в свою очередь, отражает особенности культуры в целом.

Понятие «культура» происходит от латинского слова colere – возделывать, обрабатывать, улучшать почву. Этот термин первоначально был связан с сельским хозяйством. Производное от него слово cultura (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) имело, таким образом, значительно более широкое значение. В частности, им выражалось и определенное состояние души. Цицероном слово «культура» было связано со словом «душа»: cultura animi– культура души, духовная культура.

Итак, древние римляне называли культурой деятельность, связанную с возделыванием, обработкой, улучшением чего-либо. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля значение этого слова определяется так: «Обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное».

В последнее время слово «культура» приобрело универсальное значение. Оно постоянно используется в научной и популярной литературе, в газетах и журналах, звучит по радио и телевидению. Ученые и публицисты говорят о материальной и духовной, политической и правовой, нравственной и эстетической культуре. Все чаще употребляют понятие «экономическая культурa». Диапазон значений поистине замечателен: культура поведения, культура быта, культура дискуссий, культура дворянской усадьбы, культура возделывания картофеля, культура Просвещения…

В правоведении понятие «правовая культура» употребляют, говоря об обществе в целом и об отдельной личности.

Правовая культура общества – это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Она является составной частью культуры общества и включает в себя право, правовые нормы, правоотношения, правовые учреждения и другие элементы.

Правовая культура личности представляет собой единство глубоких правовых знаний, уважения к праву (положительного отношения к праву) и правомерного (правопослушного) поведения.

Фундаментом, на котором стоит правовая культура, является нравственная и политическая культура. Эти три вида культуры личности самым непосредственным образом поддерживают, усиливают друг друга.

Без формирования и развития правовой культуры невозможно построить правовое государство. Человек, не обладающий ею, чувствует себя в обществе и государстве бесправным «винтиком» или внутренним эмигрантом. Только тот, кто обладает правовой культурой, осознает свою роль полноправного и активного гражданина страны, неравнодушного к ее проблемам и трудностям.

Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоуважения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства, политически недееспособен…

Как и все действительно ценное, правовая культура создается постепенно. Раньше всего закладывается фундамент – элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без них правовая культура невозможна. Развиваясь, взрослея, человек познает законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые сведения о политике.

Представления о том, «что такое – хорошо и что такое – плохо», помогают получить первые, самые простые знания в области права: какие действия закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют снисхождение. Лишь затем появляется интерес к различным отраслям права, к его принципам и аксиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых систем. Сведения по криминалистике, судебному процессу, дознанию, работе прокуратуры и другим вопросам часто приобретаются случайно, например, из детективов или телевизионных сериалов.

Без правовых знаний человек беспомощен. В правовых коллизиях без них не разобраться. Но одних знаний и даже умений ими пользоваться для покорения вершин правовой культуры явно недостаточно. Всем известно, что закоренелые преступники нередко знают закон и конкретные нормы права намного лучше, чем законопослушные граждане. Как утверждал ироничный мастер афоризма Г. Лихтенберг (1742–1799), «чтобы поступить справедливо, нужно знать немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право». Другими словами, если не воспитаны положительные чувства, позитивные отношения, юридические знания и умения сами по себе остаются нейтральными, не оказывают существенного влияния на формирование правовой культуры. Право приобретает личностную значимость, осознается как ценность только при условии, что к нему сформированы определенные отношения, чувства. Человек с возмущением видит, что беспорядок берет верх над порядком, он презирает преступников, ему не безразлично, что своеволие празднует победу над законом. В конечном счете у него формируется чувство законности, но не такое, как у расследующего убийство старухи-процентщицы Порфирия Петровича из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, а сопряженное с чувствами доброты, милосердия и сострадания.

Уже этот уровень развития правовой культуры достоин уважения. Человек с развитыми правовыми чувствами вряд ли станет правонарушителем, он будет стараться вести себя в соответствии с законами, быть законопослушным гражданином, что не так уж и плохо. Будет лучше, если он осознает необходимость хотя бы элементарной правоохранительной активности, умения и способности защищать права, свои собственные и окружающих его людей.

Правовая культура тесно связана с правосознанием. Правосознание – один из компонентов правовой культуры, главный защитник человека, запутавшегося в хитросплетениях социальных норм. В самом общем виде правосознание – это результат и процесс отражения права в сознании людей. Оно проявляется в совокупности знаний права и отношения к нему (оценок как права, так и путей его реализации).

Правосознание существует на обыденном, профессиональном (специальном) и теоретическом уровнях. Обыденное правосознание действует в рамках повседневных жизненных проявлений людей. Для него характерна опора на правовые чувства (долга, справедливости, свободы, независимости и др.), привычки поведения. Знания ограниченны и используются редко.

Профессиональное правосознание характерно для тех, кто специально занимается правовой деятельностью, прежде всего для юристов. У них правовые знания достаточно полны и систематизированы, они помогают им исполнять различные правоохранительные роли: судьи, адвоката, прокурора, милиционера.

Самый высокий уровень правового сознания – теоретический. Речь идет не только о глубоком знании права, но и о способности творчески вносить в само право элементы новизны, подвергать действующее право анализу, обобщать в этой сфере, мыслить категориями правовой философии. Теоретическим правовым сознанием обладают ученые-правоведы, преподаватели.

Вопросы для самоконтроля

1. Как право связано с культурой?

2. Что такое правовая культура в широком значении слова?

3. Что такое правовая культура человека?

4. Каковы основные элементы правовой культуры?

5. Что служит фундаментом правовой культуры?

6. Почему нужно овладевать правовой культурой?

7. Что такое правосознание?

Ядро, сама суть правовой культуры, а тем более культуры права, заключается в тех юридических ценностях, которые накоплены веками и которые лишь тогда проявляют себя как ценности, когда «овладевают» всем обществом, непрерывно, шаг за шагом, совершенствуясь и обогащаясь. Тут непременно нужны и время, и непрерывность процесса, и известные предпосылки (хотя бы минимум нравственного здоровья общества, само формирующееся демократическое гражданское общество!), а главное – уже достигнутый уровень правовой культуры. Далеко не достаточно пусть самых настойчивых и энергичных акций по «правовому воспитанию», чтобы в обществе чуть ли не в одночасье утвердилась действительная правовая культура.

Но если это верно, то неужели должны пройти десятки и десятки, а то и сотни лет для того, чтобы оказалось возможным достичь достаточно высокого уровня культуры в области права? Такой культуры (воистину замкнутый круг), без которой, в свою очередь, невозможно решить другие наши задачи (С. Алексеев).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Как ни покажется парадоксальным, право отнюдь не так засушено, не столь удалено от эмоций и чувств, как это представляют многие публицисты, весьма мало с правом знакомые. Закон нужен и там, где разыгрываются страсти человеческие, где звенит злато и льется кровь. Закон почти всегда – на острие человеческих чувств. (Право – это нравственный минимум.) Если знакомиться с правом не только в тиши библиотек и учебных аудиторий, айв судах, в камерах предварительного заключения, в колониях для малолетних и взрослых преступников, то окажется, что его влияние на развитие эмоциональной сферы огромно. Достаточно напомнить, что художественное творчество давно освоило сферу столкновения человека и закона.

§ 69. Правовая культура и правосознание. Правовая деятельность

Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство, является неотъемлемым элементом культуры. Оно способствует приобщению человечества к культуре, ее совершенствованию и расцвету. Состояние и уровень правовой культуры, в свою очередь, отражает особенности культуры в целом.

Понятие «культура» происходит от латинского слова colere – возделывать, обрабатывать, улучшать почву. Этот термин первоначально был связан с сельским хозяйством. Производное от него слово cultura (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) имело, таким образом, значительно более широкое значение. В частности, им выражалось и определенное состояние души. Цицероном слово «культура» было связано со словом «душа»: cultura animi– культура души, духовная культура.

Итак, древние римляне называли культурой деятельность, связанную с возделыванием, обработкой, улучшением чего-либо. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля значение этого слова определяется так: «Обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное».

В последнее время слово «культура» приобрело универсальное значение. Оно постоянно используется в научной и популярной литературе, в газетах и журналах, звучит по радио и телевидению. Ученые и публицисты говорят о материальной и духовной, политической и правовой, нравственной и эстетической культуре.

Все чаще употребляют понятие «экономическая культура». Диапазон значений поистине замечателен: культура поведения, культура быта, культура дискуссий, культура дворянской усадьбы, культура возделывания картофеля, культура Просвещения…

В правоведении понятие «правовая культура» употребляют, говоря об обществе в целом и об отдельной личности.

Правовая культура общества – это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Она является составной частью культуры общества и включает в себя право, правовые нормы, правоотношения, правовые учреждения и другие элементы.

Правовая культура личности представляет собой единство глубоких правовых знаний, уважения к праву (положительного отношения к праву) и правомерного (правопослушного) поведения.

Фундаментом, на котором стоит правовая культура, является нравственная и политическая культура. Эти три вида культуры личности самым непосредственным образом поддерживают, усиливают друг друга.

Без формирования и развития правовой культуры невозможно построить правовое государство. Человек, не обладающий ею, чувствует себя в обществе и государстве бесправным «винтиком» или внутренним эмигрантом. Только тот, кто обладает правовой культурой, осознает свою роль полноправного и активного гражданина страны, неравнодушного к ее проблемам и трудностям.

Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоуважения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства, политически недееспособен…

Как и все действительно ценное, правовая культура создается постепенно. Раньше всего закладывается фундамент – элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без них правовая культура невозможна. Развиваясь, взрослея, человек познает законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые сведения о политике.

Представления о том, «что такое – хорошо и что такое – плохо», помогают получить первые, самые простые знания в области права: какие действия закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют снисхождение. Лишь затем появляется интерес к различным отраслям права, к его принципам и аксиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых систем. Сведения по криминалистике, судебному процессу, дознанию, работе прокуратуры и другим вопросам часто приобретаются случайно, например из детективов или телевизионных сериалов.

Без правовых знаний человек беспомощен. В правовых коллизиях без них не разобраться. Но одних знаний и даже умений ими пользоваться для покорения вершин правовой культуры явно недостаточно. Всем известно, что закоренелые преступники нередко знают закон и конкретные нормы права намного лучше, чем законопослушные граждане. Как утверждал ироничный мастер афоризма Г. Лихтенберг (1742–1799), «чтобы поступить справедливо, нужно знать немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право». Другими словами, если не воспитаны положительные чувства, позитивные отношения, юридические знания и умения сами по себе остаются нейтральными, не оказывают существенного влияния на формирование правовой культуры. Право приобретает личностную значимость, осознается как ценность только при условии, что к нему сформированы определенные отношения, чувства. Человек с возмущением видит, что беспорядок берет верх над порядком, он презирает преступников, ему не безразлично, что своеволие празднует победу над законом. В конечном счете у него формируется чувство законности, но не такое, как у расследующего убийство старухи-процентщицы Порфирия Петровича из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, а сопряженное с чувствами доброты, милосердия и сострадания.

Уже этот уровень развития правовой культуры достоин уважения. Человек с развитыми правовыми чувствами вряд ли станет правонарушителем, он будет стараться вести себя в соответствии с законами, быть законопослушным гражданином, что не так уж и плохо. Будет лучше, если он осознает необходимость хотя бы элементарной правоохранительной активности, умения и способности защищать права, свои собственные и окружающих его людей.

Правовая культура тесно связана с правосознанием. Правосознание – один из компонентов правовой культуры, главный защитник человека, запутавшегося в хитросплетениях социальных норм. В самом общем виде правосознание – это результат и процесс отражения права в сознании людей. Оно проявляется в совокупности знаний права и отношения к нему (оценок как права, так и путей его реализации).

Правосознание существует на обыденном, профессиональном (специальном) и теоретическом уровнях. Обыденное правосознание действует в рамках повседневных жизненных проявлений людей. Для него характерна опора на правовые чувства (долга, справедливости, свободы, независимости и др.), привычки поведения. Знания ограниченны и используются редко.

Профессиональное правосознание характерно для тех, кто специально занимается правовой деятельностью, прежде всего для юристов. У них правовые знания достаточно полны и систематизированы, они помогают им исполнять различные правоохранительные роли: судьи, адвоката, прокурора, полицейского.

Самый высокий уровень правового сознания – теоретический. Речь идет не только о глубоком знании права, но и о способности творчески вносить в само право элементы новизны, подвергать действующее право анализу, обобщать в этой сфере, мыслить категориями правовой философии. Теоретическим правовым сознанием обладают ученые-правоведы, преподаватели.

Правовая деятельность. Для правильного понимания, использования и соблюдения норм российского права, для получения консультаций по разнообразным юридическим вопросам граждане (физические лица) и юридические лица обращаются к профессиональным юристам. Юридическая помощь в Российской Федерации оказывается судом, прокуратурой, адвокатами, работниками юридических служб предприятий и организаций, оказывающих юридические услуги, нотариусами, патентными поверенными. Их деятельность направлена на защиту прав и законных интересов граждан.

Рассмотрим основные юридические специальности.

Адвокат – юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь физическим и юридическим лицам. Он дает консультации, представляет интересы клиентов в суде, осуществляет защиту обвиняемого в судебном процессе.

Нотариус – юрист, должностное лицо, специально уполномоченное совершать нотариальные действия: удостоверяет сделки, оформляет наследственные права, изготовляет копии документов и выписки из них, дает разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, разъясняет права и обязанности, предупреждает о последствиях совершаемых сделок.

Судья – должностное лицо государства, носитель судебной власти в РФ. Судьи наделены в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие.

Прокурор – должностное лицо органов прокуратуры, осуществляющий прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами, соблюдением прав и свобод граждан.

Вопросы для самоконтроля

1. Как право связано с культурой?

2. Что такое правовая культура в широком значении слова?

3. Что такое правовая культура человека?

4. Каковы основные элементы правовой культуры?

5. Что служит фундаментом правовой культуры?

6. Почему нужно овладевать правовой культурой?

7. Что такое правосознание?

8. Что относится к правовой деятельности?

9. В чем состоят особенности разных юридических специальностей? Приведите примеры из жизни.

Ядро, сама суть правовой культуры, а тем более культуры права, заключается в тех юридических ценностях, которые накоплены веками и которые лишь тогда проявляют себя как ценности, когда «овладевают» всем обществом, непрерывно, шаг за шагом, совершенствуясь и обогащаясь. Тут непременно нужны и время, и непрерывность процесса, и известные предпосылки (хотя бы минимум нравственного здоровья общества, самоформирующееся демократическое гражданское общество!), а главное – уже достигнутый уровень правовой культуры. Далеко не достаточно пусть самых настойчивых и энергичных акций по «правовому воспитанию», чтобы в обществе чуть ли не в одночасье утвердилась действительная правовая культура.

Но если это верно, то неужели должны пройти десятки и десятки, а то и сотни лет для того, чтобы оказалось возможным достичь достаточно высокого уровня культуры в области права? Такой культуры (воистину замкнутый круг), без которой, в свою очередь, невозможно решить другие наши задачи (С. Алексеев).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Правовая и политическая культура: сходство и различия.

2. Зачем обывателю правовая культура?

3. Правосознание как форма общественного сознания.

4. Правовая защита.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 2. Правосознание и правовая культура

Глава 2. Правосознание и правовая культура Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, чувств людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений.Правосознание определяется уровнем развития общества и в первую очередь

§ 2.4. Правовая культура

§ 2.4. Правовая культура К понятию "правосознание" тесно примыкает понятие "правовая культура", которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером.В юридической науке нет единого понимания термина "культура" вообще, "правовая культура". Так, проф.

21. Правовая культура и правовое воспитание

21. Правовая культура и правовое воспитание Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.Формы правовой культуры:• правовая культура

Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства.Государство гарантирует лицам,

1.8. Правосознание и правовая культура

1.8. Правосознание и правовая культура Правосознание: понятие, структура, виды Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Оно существует непрерывно, поскольку в обществе всегда

Правовая культура: понятие и виды

Правовая культура: понятие и виды Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, всегда обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем. Выражается в достигнутом социумом уровне правовой действительности: в состоянии

Глава двадцатая. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

1.5 Правосознание и правовая культура

1.5 Правосознание и правовая культура Нормы права, содержащиеся в различных источниках права, а также правоотношения, которые складываются на основе норм, призваны вызвать угодные законодателю варианты поведения людей. Для этого соответствующие предписания,

Глава 22. Правосознание и правовая культура

Глава 22. Правосознание и правовая культура § 1. Понятие правосознания Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право

§ 4. Правовая культура

§ 4. Правовая культура Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры

Глава 28 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Глава 28 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 28.1 Понятие правосознания и его структура Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы

28.3 Правовая культура: понятие, элементы, формы действия

28.3 Правовая культура: понятие, элементы, формы действия К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером. Как справедливо отмечается в отечественной юридической

8. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

8. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Правосознание – совокупность идей, взглядов, чувств, традиций и переживаний, сложившихся в обществе и выражающих отношение людей к праву. Оно находит свое выражение в таких правовых понятиях, как правомерность, неправомерность,

Что служит фундаментом правовой культуры

Право. 10–11 класс. Профильный уровень

Государство и право существуют на протяжении тысячелетий. Это одни из самых древних институтов, при помощи которых общество решает важнейшие проблемы своего бытия. С тех пор как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемым компонентом всех процессов и событий, происходивших в его истории. В тесной связи с политикой, основным институтом которой является государство, и правом развивались экономика, культура, социальные отношения. Право, как и государство, относят сегодня к категории тех ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов. Вот почему в учебнике, который вы держите в руках, право рассматривается в неразрывном единстве с государством, особенностями его развития, формами правления, видами политических режимов и т. д.

Знание истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизнедеятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. От понимания происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в XXI в.

Учебник по курсу «Право», предназначенный для профильного уровня, состоит из 12 глав и 70 параграфов. В первых двух главах рассмотрены ключевые вопросы истории и теории государства и права. Особое внимание уделено истории и общей характеристике современного состояния права Российской Федерации, а также вкладу российских мыслителей в развитие правовой теории. Последующие девять глав представляют собой систематический обзор важнейших отраслей российского права: конституционного, гражданского, налогового, семейного, трудового, административного, уголовного. Отдельная глава посвящена правам и свободам человека. Характеристика общих принципов сочетается с обстоятельным анализом современной нормативной базы и конкретных правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Завершает учебник глава о правовой культуре общества и личности.

Оптимальное содержание правового материала сосредоточено в основном учебном тексте параграфов. Однако очень важны дополнительные и методические материалы, помещенные после параграфов, объединенные в рубрики.

Вопросы для самоконтроля помогут проверить, насколько глубоко вы усвоили содержание параграфа.

Это интересно. Цель рубрики – побудить учащихся к осмыслению сложных, дискуссионных вопросов, сформулировать свое мнение по проблемам, вызывающим разногласия. Именно поэтому представленные оценки, суждения, позиции не всегда совпадают с точкой зрения автора.

«Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию». В этой рубрике даны практические рекомендации, как вести себя в тех или иных конкретных ситуациях. Как правило, они связаны с темой параграфа. Многие рекомендации посвящены защите прав потребителей, самых массовых и чаще других нарушаемых прав россиян.

В первых двух главах содержатся также термины и краткие сведения о крупнейших мыслителях в области государства и права.

Темы для рефератов и обсуждения завершают каждый параграф.

В конце учебника помещен краткий юридический словарь. В него включены те понятия и термины, которые не раскрыты подробно в основном учебном тексте. Словарь поможет вам лучше подготовиться к урокам, выполнить творческие задания, тесты, написать реферат.

Предлагаемый учебник адресован в первую очередь учащимся старших классов общеобразовательных учреждений, изучающим курс «Право» на профильном уровне. Вместе с тем он может быть полезен для тех старшеклассников, знакомство которых с проблемами политики, государства и права ограничивается изучением курса «Обществознание» на базовом или профильном уровне.

Из истории государства и права

§ 1. Происхождение государства и права

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация, скорее, характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишенной нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то Его произволением созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский (1224 или 1225–1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384–322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Теория договора, сторонниками которой являются Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла.

Т. Джефферсон, американский политический деятель

Теория насилия формировалась в XIX–XX вв. в трудах Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения – государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.

Правовая культура: понятие, классификация, структура, функции

Судейский молот

  • в узком смысле под правовой культурой подразумевают систему взаимоотношений, сложившуюся между людьми и различными организациями в результате их длительного взаимодействия. Естественно, подобные взаимоотношения регулируются нормами права и находятся под охраной государства.
  • в широком смысле к данному понятию относят весь багаж юридических знаний, накопленный человечеством ранее и реализуемый людьми в повседневной жизни, в отношениях друг с другом, в трудовой деятельности и иных сферах. В этом смысле правовая культура является основой законопослушного поведения граждан.

Сущность описываемого феномена заключается в знании, уважении индивидом норм права и их соблюдении. По этой причине правовая культура во многом перекликается с правосознанием, поскольку отчасти тоже базируется на понятиях о правомерности и неправомерности тех или иных деяний.

Помимо этого, в ее состав включается поведение, соответствующее не только юридическим нормам, но и требующее от каждого члена общества соблюдения норм морали, прав других людей, а также выполнения им взятых на себя обязательств. По этой причине указанное понятие требует от человека развития ряда положительных личных качеств, включая честность, совестливость и справедливость.

Структура правовой культуры

К структуре раскрываемого явления относят перечень компонентов, из которых и складывается позитивное правовое поведение граждан. Существуют три группы указанных компонентов:

  • познавательные;
  • поведенческие;
  • ценностно-ориентационные.

К группе познавательных компонентов относят полноту юридической информированности граждан, уровень правовой образованности населения, знание и понимание отдельным человеком действующих внутри страны законов.

К поведенческим компонентам относят устойчивые формы правомерного поведения, заключающиеся в повседневном осознанном соблюдении и исполнении человеком законов и различных оговоренных в законодательстве обязанностей, а также в использовании им своих прав. При этом гражданин сознательно отказывается от применения любых противозаконных средств при решении спорных ситуаций, выбирая в качестве единственной приемлемой для себя модели правомерное поведение.

К группе ценностно-ориентационных компонентов относят различные правовые установки, касающиеся, в частности, желания гражданина соблюдать закон, его готовности воспринимать, усваивать и оценивать правовую информацию, отстаивать свои законные интересы и др. Эти установки оказывают существенное воздействие на мировоззрение индивидуума.

Следовательно, именно уровень развития правовой культуры является основным показателем той роли, которую играет право в жизни конкретного социума.

Как формируется правовая культура?

Формирование правовой культуры всегда протекает поэтапно. Изначально образуется своеобразный фундамент этого феномена, основанный на человеческих взаимоотношениях и способах разрешения возникающих между индивидами споров. В дальнейшем первичные знания и правила взаимоотношений между членами социума конкретизируются, в них выделяются отдельные, самостоятельные отрасли и направления (к примеру, семейное, гражданское, уголовное право). Параллельно растет и уровень правосознания граждан, увеличивается степень их юридической информированности и понимания ими ценности права как способа законного и наиболее справедливого урегулирования споров между людьми.

Но для формирования полноценной правовой культуры недостаточно одних лишь знаний о праве, остающихся на обыденном, повседневном уровне. Немалое значение имеет и оценка правовой практики. Она заключается в оценке индивидуумом не только нравственной, но и правовой стороны любого явления или события, при которой человек делает выводы о законности либо о незаконности данного события в правовом контексте.

Ступени правовой культуры

  • Правовая культура личности. Это степень правового воспитания и образования отдельной личности, ее способность пользоваться нормами права для собственной защиты и твердое намерение выстраивать свое поведение исключительно в рамках закона;
  • Правовая культура социальной группы. Это степень правового воспитания и образования уже не отдельного человека, а группы людей, определенного слоя общества. Различные социальные группы отличает различный уровень правовой культуры – к примеру, люди, имеющие юридическое образование и работающие в правовой сфере отличаются большим, по сравнению с другими группами граждан, уважением к праву и его институтам;
  • Правовой культура социума. Это масштаб юридического воспитания и образования уже в пределах всего общества.

В целом, правовая культура является важнейшей составляющей любого правового государства, сильнейшим стимулом по воспитанию в гражданах чувства взаимного уважения друг к другу, а также доверия к закону и правопорядку.

Уровни правовой культуры

В науке принято выделять три уровня правовой культуры, к числу которых относятся:

  1. Обыденный уровень. Для данного уровня характерна определенная ограниченность при понимании индивидом сути права, а равно и некоторая поверхностность его суждений и взглядов. Естественно, такой культурный уровень не позволяет человеку объективно осмыслить и понять все стороны практики правоприменения и юридической деятельности в целом. Однако именно наличие у граждан обыденного уровня правовой культуры делает их законопослушными и ответственными, учит не только выполнять свои обязанности, но и защищать собственные права.
  2. Профессиональный уровень. Характерен для лиц, имеющих юридическое образование и осуществляющих профессиональную деятельность в данной сфере. Ежедневное соприкосновение юристов со специфическими понятиями и терминологией способствует выработке у них собственного, более высокого, по сравнению с обыденным, уровня правовой культуры, для которого характерно понимание юридических проблем и задач, глубокие познания в области права и следование нормам профессионального поведения.
  3. Теоретический уровень. Встречается у профильных научных работников и состоит из совокупности обширных научных знаний в области права, а также гипотез, идей и теорий, касающихся поиска сути и толкования учеными содержания различных правовых норм. Данный уровень достигается коллективными усилиями большого числа теоретиков и дополняется опытом практических работников, а потому для него характерно понимание сущности правовых явлений и порядка взаимодействия юридической сферы с другими сферами человеческой деятельности.

Все перечисленные выше уровни правовой культуры тесно связаны между собой, они взаимно дополняют и взаимно обуславливают собственное существование. К тому же, различный уровень решаемых человеком задач требует от него соответственного уровня правовой культуры (к примеру, находящийся на обыденном уровне понимания права индивидуум не сможет полноценно участвовать в законотворческой деятельности).

Функции правовой культуры

На правовую культуру возлагается сразу несколько важных функций, а именно:

  • Познавательная, под которой понимается изучение и освоение людьми юридического опыта прошлых эпох и поколений, а также перенимание полезных особенностей указанного опыта;
  • Регулятивная, основной задачей которой является формирование и обеспечение существования стабильного правопорядка;
  • Нормативно-ценностная, главной целью которой стало сопоставление человеком совершаемых им поступков с известными ему образцами правомерного поведения (с осуждением неправомерных действий и поощрением правомерных поступков);
  • Коммуникативная функция обеспечивает гражданам возможность вести диалог между собой, чтобы обсуждать и согласовывать важные для них личные, групповые и общественные интересы;
  • Прогностическая функция относится в первую очередь к сферам правотворчества, укрепления правопорядка, к области реализации гражданами их прав и свобод и к любым вопросам, касающимся внесения изменений в действующую правовую систему.

Отличия правовой культуры от правосознания

Правосознание отличается от правовой культуры наличием в его составе ряда теорий, отражающих отношение социума и отдельных граждан к юридическим нормам, а правовая культура выражается, прежде всего, в положительном отношении индивидуумов к правовой сфере и юридическим институтам. По этой причине правовую культуру относят к более широким, нежели правосознание, понятиям, отражающим уровень знания гражданами собственных прав и обязанностей, состоянием правосудия и правоохранительной системы, соблюдением законов представителями власти и т.д.

К высшей степени проявления правовой культуры причисляют правовую активность отдельной личности, выражающуюся как в строгом соблюдении индивидуумом законов, так и в его активной деятельности, затрагивающей области применения права и правового регулирования.

Значение правовой культуры

Наличие правовой культуры помогает оптимизировать работу правоохранительной системы, наладить взаимодействие между различными группами населения и слоями общества, предупредив возможную конфронтацию между ними. К тому же, высокий уровень правовой культуры прямо влияет на правоприменительную и правотворческую сферы, повышая эффективность их работы и помогая усовершенствовать взаимоотношения между различными государственными институтами.

Помимо этого, правовая культура включает в свой состав практику правового общения между гражданами и представителями власти, развитость юридической науки, соблюдение прав человека и ряд других важных аспектов. В ее состав входит и правосознание, но исключительно в развитых формах его выражения. Следовательно, правовая культура объединяет в себе весь спектр ценностей, относящихся к правовой деятельности человека, включая правовые отношения между государством и гражданином, юридический менталитет населения, сферы правопорядка и правоприменения.

Заключение

Таким образом, именно наличие развитой правовой культуры является обязательным условием как для сознательного исполнения людьми принятых законов, так и для предотвращения правового произвола государства по отношению к гражданам. Наличие у населения научно обоснованных юридических представлений относится к важнейшей гарантии по сохранению правопорядка внутри страны, без которого невозможно стабильное и поступательное развитие современного государства.

Читайте также: