Заземление усилителя звука дома

Обновлено: 24.04.2024

РАЗВОДКА ЗЕМЛИ ЗВУКОВЫХ УСТРОЙСТВ

Многолетняя радиолюбительская практика показала, что правильная разводка «земли» является исключительно важным фактором для качественного звуковоспроизведения различных устройств – усилителей, радиоприемников, СД – проигрывателей и т.д. Часто коррекция в разводке «земли» покупных аудиоустройств позволяла значительно поднять качество звука, во всяком случае в разы более значительно, чем замена конденсаторов на суперконденсаторы, ОУ на супер ОУ и т.п. Именно для коррекции уже существующих устройств и был разработан описываемый метод. Хотя и все вновь изготавливаемые устройства желательно проектировать по данному методу. К сожалению в общедоступной литературе способы разводки «земли» зачастую очень противоречивы и неверны. Так что читаем и наслаждаемся одним из правильных вариантов.

Теоретическая часть

Сперва разберемся откуда могут появиться искажения из вне устройства, например при соединении блока усилителя с блоком тюнера. Казалось бы все искажения сигнала определяются только внутренними недостатками блоков (радиоэлементов, самой схемой, дефектами монтажа и т.д.). Но это не так. Вот схема обычного соединения блоков:


Символами e1…e4 обозначены электрические потенциалы гнезд (штекеров) блоков и оплетки межблочного кабеля. Символами i1…i4 обозначены потенциалы центральных жил межблочного кабеля и гнезд. Причем потенциалы измерены относительно земли – рельса, закопанного в землю. Так вот эти электрические потенциалы при отключенном межблочном кабеле могут достигать нескольких тысяч Вольт! У меня неоднократно были случаи, когда от работающих блоков прилично било током. При этом звук был неплохим. Самое главное в том, что при соединенном кабеле должна быть строго постоянной разность между потенциалами e и i. Это – полезный сигнал. Если эти потенциалы относительно земли изменяются синхронно, т.е разница между потенциалами всегда равна «0», то все нормально. Никаких искажений извне не привносится. Но на практике так не бывает. Между всеми этими потенциалами существует, хоть и маленькая, но разность. И эта разность и портит звук – дает фон, искажения, снижает стереоэффект, глубину сцены и т.д. Виной тому – наличие электрического сопротивления у оплетки кабеля, центральной жилы кабеля и переходного сопротивления на соединении (контакте) штекеров и гнезд.

При этом электрическим сопротивлением центральной жилы кабеля и центральных контактов штекеров и гнезд можно пренебречь, ведь эти элементы в принципе не могут нести сколь-нибудь значительной силы тока, чтобы создать разность потенциалов i4 – i1. Посмотрите – к обоим гнездам блоков сигнал от схем идет через резисторы 1 кОм и 10 кОм. Эти значения резисторов в сотни тысяч раз больше, чем сопротивление центральной жилы и переходное на контактах. Так что вопрос по центральной жиле в этой статье рассматривать вообще не будем. Безусловно на центральную жилу идут радионаводки, но это тема другой статьи.

Совсем иное дело – внешняя оплетка межблочного кабеля и корпусов гнезд. Предположим, что межблочный кабель отстыкован. Каков тогда потенциал e1? Бывали у меня случаи, когда при подключении антенного кабеля к тюнеру проскакивали искры, да и током то же било. Так что антенный кабель несет в себе свой неизвестный и довольно мощный электрический потенциал относительно земли. Этот антенный потенциал прямиком идет на корпус выходного гнезда тюнера. С другой стороны тюнер подключен к розетке 220 В. И потенциал от вторичной обмотки трансформатора, связанный с сетью, так же прямиком идет на выходное гнездо, ведь невозможно сделать сетевой трансформатор без емкостной связи обмоток.

А теперь посмотрим, каков потенциал на входном гнезде усилителя e4. Безусловно это свой потенциал от розетки 220 В, особенно, если она в другой комнате, да и на другой фазе трехфазного напряжения. Но есть и некий потенциал от кабеля на колонки. И, если кабель на колонки длинный и идет параллельно с другими проводами, то влияние этого кабеля на потенциал e4 может быть значительным (как антенна). Вот и получается, что между потенциалами e4 и e1 при отключенном межблочном кабеле всегда существует разность и эта разность очень пагубно отражается на звуке, т.к. она может быть в сотни раз больше полезного сигнала как по напряжению, так и по току. Соответственно и появляется задача привести эту разность e4 - e1 как можно ближе к нулю. Конечно, соединив гнезда тюнера и усилителя межблочным кабелем, разность e4 - e1 снижается в тысячи раз, но не до нуля. Поэтому множество аудиофилов наперебой рассказывают как здорово улучшился звук усилителя после постановки дорогого фирменного межблочного кабеля. И им можно поверить. Хотя до полного нуля еще далеко. Так же возникает довольно забавный и курьезный вывод: чем длиннее кабель на колонки, тем дороже должен быть кабель межблочный. Ну и возможно влияние на качество звука даже сетевого кабеля.

Естественно возникает вопрос: А какие же еще меры (кроме дорогого межблочного кабеля) способны уменьшить разность e4 - e1 ? Их много, например:

  • Передача сигнала по световоду. Но это – другая тема;
  • Передача сигнала по балансной схеме. То же другая тема;
  • Увеличение напряжения сигнала. Конечно, можно, но толку немного;
  • Использовать позолоченные гнезда или из более дорогих металлов. Так же сетевые розетки - можно для особых гурманов;
  • Использовать как можно более короткий межблочный кабель. Обязательно;
  • Делать все в одном корпусе с соединительными проводами наименьшей длины, без межблочных кабелей. - Можно;
  • Питать устройства из одной розетки. – Обязательно, только так. Можно переворачивать сетевую вилку (менять фазу);
  • Использовать специальные сетевые фильтры; Желательно;
  • Не укладывать разные кабели вместе и параллельно. Обязательно;
  • Попробовать соединить корпуса блоков. Можно, но эта мера может дать и отрицательный результат;
  • Использовать специальные сетевые трансформаторы с изолирующей обмоткой (лентой) и большей изоляцией обмоток. Полезно;
  • Использовать «лучи серебряного веера», о чем дальше. Пожалуй эта мера обладает наиболее значительным эффектом. Конечно есть и другие меры, но, представляется, что они уже не такие значимые.

Вот, пожалуй, это все основное про соединение блоков и внешнее воздействие. Далее поговорим про разводку «земли» внутри блоков. Для разбора возьмем схему простенького усилителя, условную, образную, с внутренним питанием:


Виртуально спаяем данную схему на плате, причем с разводкой так как нарисована схема. Какой получим звук с точки зрения разводки «земли»? - Да никакой – полную ерунду. «Земляной» провод А – К на всем протяжении принимает на себя токи разных элементов и эти токи, благодаря ненулевому сопротивлению провода, взаимодействуют друг с другом. Сперва хотелось показать на схеме эти токи, но их так много, что схема превратилась бы в черное пятно. Для примера возьмем обратную связь – резисторы R7, R8. Они задают коэффициент деления выходного сигнала или что то же самое – коэффициент усиления нашего усилителя. Откуда в теории должен быть взят сигнал на делитель? Да, разумеется с выхода усилителя, однако мы берем сигнал с точки Н на участке провода П – Л с большим током. Это и не выход усилителя – точка Л и не выход транзисторов – точка П. Вообще непонятно, что за сигнал в этой точке, тем более, что она рядом с точкой М цепи Цобеля, ток по которой совсем не слабый.

Еще хуже обстоит дело с земляной точкой Е делителя напряжения. В точке Е собирается столько токов, что ни о какой «земле», то есть нулевом потенциале и говорить не приходится. Ну и что в результате приходит на операционный усилитель? Да никто не скажет что. Этот сигнал лишь условно можно назвать «входным деленным в заданное число раз» - он очень «грязный» с хаосом различных помех. Что делать? Давайте посмотрим на точку А, потенциал которой самый «чистый». В эту точку еще не успели подмешаться никакие токи – эта точка на самом входе в усилитель и только эту точку можно назвать нулевой. С другой стороны оно и естественно – точка А это входной сигнал, а именно от него все и строится в усилителе. Поэтому направляем точку Е в точку А. Ну а точку Н в точку П. Вот сейчас на операционный усилитель приходит «чистый» сигнал обратной связи, без подмешавшихся каких-либо других сигналов от смежных элементов. Так же и точки Б и В направляем в нулевую точку А – а как иначе – зачем точкам Б и В ловить помехи?! Следующая задача – куда послать конденсаторы С2 и С3, чтобы обеспечить самое «чистое» питание ОУ? Попробуем в точку А, озаботившись тем, как бы не испортить нулевой потенциал точки А сильным током, текущим через эти конденсаторы. Да нет проблем! Сильный ток от С2 и С3, пришедший в точку А никоим образом не изменил работу схемы. Нулевой потенциал точки А каким был, таким и остался.

Отсюда можно сделать очень важный, фундаментальный вывод, что точка А обладает тремя важнейшими свойствами:

  1. Задает чистый нулевой потенциал для любых элементов схемы;
  2. Принимает на себя любые внутренние токи схемы и обеспечивает невлияние этих токов друг на друга; Наверное, по другому можно сказать: убирает все токовые петли;
  3. Точка А – это единственная точка схемы, которую можно назвать нулевой или «землей». Других точек с такими свойствами в схеме нет. Соответственно и направляем в точку А все остальные элементы.

Вот что получилось:


Это – почти идеальный вариант разводки «земли». Здесь нет элементов, которые бы взаимно влияли друг на друга. Так же есть четкая «привязка» к нулевому потенциалу. Хорошо видно, что провода расходятся веером от нулевой точки – и это уже почти «серебряный веер», о котором дальше. Однако, больно уж длинные эти провода… Возникает вопрос: а нельзя ли найти решение где длина проводов минимальна и где геометрически расположить точку А, ведь усилитель имеет еще и блоки тембра, громкости, переключения и т.д. – вход-то с межблочного кабеля совсем в другом месте. Давайте будем корректировать схему.

Одно из важнейших условий качественного звука – это «чистое», качественное питание выходных транзисторов, учитывая, что ток на них максимальный. Принято считать, что питаются выходные транзисторы от блока питания. Это безусловно правильно, но не совсем верно. Выходные транзисторы питаются от конденсаторов, а блок питания (трансформатор + диоды) только заряжает эти конденсаторы. Естественно, что длина проводов от выводов транзисторов до выводов конденсаторов должна быть минимальной – чтобы не было потерь напряжения вместе с открывающимся транзистором, не было влияния на другие элементы. Потому конденсаторы являются собственностью транзисторов, но не блока питания. Мне же встречалось много усилителей, где конденсаторы стояли на шасси с трансформатором и длинные провода уходили в основную плату, а иногда даже через разъем. Это – грубые ошибки.

Так же и стык конденсаторов должен иметь провода как можно короче, буквально выводы соединены вместе и как можно ближе к транзисторам. Как же тогда тянуть стык этих конденсаторов к точке А, т.е. к нулевой точке? Да, вот, никак. Не получается тянуть куда-то стык конденсаторов. Зато получается саму нулевую точку поставить на стык конденсаторов. Так что нулевая точка теперь становится точкой И! Смотрите схему ниже.


Именно от точки И и будут расходиться веером лучи на все основные точки усилителя и его блоков, включая и входные гнезда. Именно точка И становится нулевой или «землей». Именно эта точка замыкает на себе все токи, обеспечивая невлияние их друг на друга. Иначе и быть не может: самый большой ток требует и самого большого уважения, самых толстых и коротких проводов и наиболее правильной разводки. Конечно возникает вопрос: а не будет ли падения напряжения на луче (участке до входного гнезда) И – А? Да, видимо, незначительное и будет, но это падение напряжения пониже, чем если увеличивать длину проводов с большим током на выходные транзисторы и конденсаторы. Хотя, в принципе геометрическое положение нулевой точки можно смещать по площади усилителя, особенно, если усилитель многоканальный. В результате практически может быть что-то среднее между схемами рисунков 3 и 4. Например вот такое для стереоусилителя:


Остается вопрос: как же доработать остальные блоки винтами нулевого потенциала? Да примерно так же, как и усилитель – от этого винта (именно винт становится центром веера) должны расходиться лучи в несколько точек блока: на корпус (хотя и сам винт может быть на корпусе), на входные гнезда, на выходные гнезда, на земли всех плат, на выводы конденсаторов блока питания и отдельных плат, на внутренние экраны, ну а куда еще – по обстоятельствам – чтобы все основные элементы получили чистый нулевой потенциал именно с винта нулевого потенциала. Лучи, конечно, должны быть из посеребреного провода. Примерно так:


Конечно винт нулевого потенциала должен быть как можно ближе к гнездам.

Еще вопрос: а где купить провод? Мне он достается бесплатно – на аэродромах со списанных самолетов его снимают километрами. Есть он и в магазинах – в белой фторопластовой оболочке. Сечение – чем больше, тем лучше (в разумных пределах).

На схеме рис.5 буквой Ф обозначен сетевой фильтр. Он обязателен. Можно прямиком ставить сетевые фильтры от импульсных блоков питания, или какие-то другие – схем много. Можно и с гальванической развязкой с сетью. Так же желательно поставить резистор снятия статического электричества – от нулевой точки на любой сетевой провод. Номинал – несколько МегаОм. Или два таких резистора на оба сетевых провода (образовав среднюю точку). Нулевой провод самой сети (розетки) 220 В лучше вообще никуда не использовать. Хорошо, если сетевой трансформатор имеет экранирующую обмотку – ее послать на нулевую точку усилителя.

Ниже приведены фотографии практической реализации разводки земли «Серебряным веером» в радиоприемнике «Tecsun-PL600». В целом радиоприемник очень неплохой, но звук был плохеньким: дребезжащим, резким, колючим. Хотелось его просто выключить. Создавалось впечатление, что микросхема УНЧ CXA1622 вообще не приемлема для аудио задач. Но после доработки, приемник стало приятно слушать, а звук некоторых станций на FM просто ласкает слух. Пожалуй это была одна из самых действенных доработок аудиоаппаратуры методом «серебряного веера» в моей практике. Центром веера (нулевой точкой) взята точка минуса батарей (как собственно и в самой разводке земли приемника). Эта доработка очень красноречиво показывает как велико сопротивление печатных проводников, как это сопротивление пагубно отражается на звуке и как вредно подключать на один земляной проводник большое количество элементов. В этом приемнике были и другие доработки, пошедшие на пользу. Они описаны в статье «Доработка FM тюнеров для повышения качества радиоприема» Волкова И (есть в интернете).


На данном фото хорошо видны лучи «Серебряного веера». Их всего шесть. Вообще этого числа хватило. Хотя можно было бы и побольше лучей сделать, если они так резко изменяют звук.


Есть положительный результат применения «серебряного веера» в автомагнитолах. При этом действуют два полезных фактора – это правильная разводка земли и умощение высокотоковых проводников. Звук становится почище и погромче, искажения наступают при большей громкости. Зачастую производитель автомагнитол делает странную разводку земли – например берет нулевую точку от входного гнезда питания в одну сторону, от минуса основного конденсатора в другую сторону, потом от УНЧ, от одного несвязанного блока на другой. Или одновременно от этих точек в разные места. А, представляется, что правильная разводка земли в автомагнитолах должна выполняться по следующим требованиям: все земляные проводники должны идти из одной «нулевой» точки – центра веера.

Центром веера должны быть нулевые выводы микросхемы УНЧ (как самые высокотоковые). Обычно этих нулевых выводов на микросхеме четыре. При этом довольно сложно организовать на плате саму нулевую точку на выводах УНЧ – слишком кучно сделаны выводы микросхемы и вообще мало места. Тогда можно (удобно) организовать эту нулевую точку где-то между нулевыми выводами УНЧ и минусом основного конденсатора. Или на минусовом выводе основного конденсатора в сторону УНЧ. Вообще любая современная микросхема авто УНЧ имеет входы типа балансных и может несколько компенсировать «гуляние» нуля выводов выходных транзисторов – это полезно, но все равно нулевая точка должна быть как можно ближе к микросхеме УНЧ.

Ну а дальше разводить лучи к входному гнезду питания, к минусу основного конденсатора, ко всем винтам крепления платы с корпусом, ко всем экранам, ко всем силовым транзисторам питания, ко всем конденсаторам питания микросхем, к преобразователям напряжения, к входным и выходным гнездам, к СД приводу, ну и ко всем другим основным точкам.

Также очень желательно подпаять дополнительный конденсатор питания к основному. При этом лучше его подпаять непосредственно на плюсовые выводы микросхемы – их два (дополнительно связать вместе) ну и на нулевую точку (которую организовали). Всю разводку, естественно, делать посеребренным проводом. Еще полезно подпаять неэлектролитические емкости в цепь питания УНЧ – параллельно с основным конденсатором питания.

Примеры разводки земли Серебряный веер

Вот фотопримеры «серебряного веера»:


На данном рис.9 хорошо видны нанесенные лучи «серебряного веера», а так же видно, как хорошо разведена сама плата в смысле организации земли. Все дорожки широкие, много мест связки со второй стороной платы. Хоть и китайская магнитола, а плата великолепная. Питание микросхемы УНЧ (слева вверху) выполнены самыми мощными дорожками, которые мне встречались. Здесь не видны дополнительно поставленные емкости – они с другой стороны платы. Это один из крайне немногих примеров, когда «серебряный веер» не так уж и нужен.

И совсем другое дело следующая плата:


Здесь дорожки, питающие УНЧ невооруженным глазом сложно было разглядеть. Они такие узкие, что просто удивительно, как они не перегорали даже на средней мощности. Кстати слева внизу видны все-таки сгоревшие ранее дорожки. Разводка земли настолько хреновая, что даже нет места для толковой организации центра веера – нулевой точки. А, ведь, микросхема УНЧ совсем не слабая – TDA7560. И это чудо изобрела солидная западная фирма «VDO» - подразделение Филипс. Ужас! Здесь просто невозможно обойтись без «серебряного веера». Часть лучей невидна – она с другой стороны платы. На этой стороне уже некуда подпаиваться.

Вероятно, что толстый луч, посланный на выносной автоусилитель также поможет качеству автозвука, но сам не проверял.

Ниже фото доработки стационарного ресивера Грюндиг R1.


Это блок тюнера ресивера. Видны два отрицательных момента:

  1. Первый – нет прямой связи землей двух микросхем тюнера (по центру и выше). Земляной провод идет по периметру платы. Земля одной микросхемы в нижней точке, а второй в верхней точке периметра. Но: справа цифровая микросхема на этой земле, а слева антенный кабель. Поэтому на верхнюю микросхему придет очень «грязная» земля. Это прямиком отразится на звуке.
  2. Второй недостаток. Сама земля подводится к плате посредством крепления винтом к шасси. Но со временем контакт окисляется и контактирует с шасси через губку окислов. На этом фото хорошо видна эта губка (серая, пористая). Естественно, что это то же прямиком отразится на звуке в худшую сторону.


Здесь виден разъем на земляной точке УНЧ. Хорошо бы эту точку сделать нулевой и послать на землю аудио-микросхем тюнера, но эта точка идет на участок земли цифровой микросхемы тюнера. Аудио микросхемы тюнера берут землю с шасси. А шасси вообще непонятно откуда берет землю – обнаружить не смог. Как-то странно. Да и контакт какой-то слабенький, наверняка тоже окислившийся.



Так выглядел ресивер до теперешней доработки (на тюнере видны проводки предыдущей доработки, но не по нашей теме – УКВ конвертер). В целом ресивер давал неплохой звук, поэтому основную плату не снимал и печатную разводку платы не корректировал. Только лишь применил элементы разводки «серебряным веером» где смог в этом состоянии. Центром веера взята точка соединения основных конденсаторов УНЧ. Эта и есть нулевая точка. Вот что получилось.


Видны лучи веера. Но еще один луч – на тюнер подпаян попозже. Луч слева послан на экранирующую обмотку трансформатора, а раньше она была просто на шасси. Далее луч на винт внешнего подключения «корпуса» (направо). Два луча на входные гнезда. И луч на цифровую микросхему тюнера (внизу). Благо, можно подпаяться к лепестку земли между конденсаторами без съема платы.

Так добавлен нулевой потенциал на все основные элементы тюнера. Т.е. полукруглый хвостик (провод) идет с нулевой точки основной платы и несет с нее чистый нулевой потенциал. Все соединения выполнены пайкой и обеспечивают невлияние никаких цепей друг на друга и четкую привязку именно к нулевому потенциалу. Можно было бы сделать два хвостика с некоторым разнесением влево и вправо по плате.


Ну и естественный вопрос. Как изменилось качество звука? К сожалению за чисто УНЧ сказать не могу. Особого изменения не заметил. Нужен источник звука исключительно высокого качества и такие же колонки. А этого у меня нет. Но! Очень сильно греет душу осознание того, что внутри усилителя все в порядке с землей – нет никаких гнилых соединений, неверной разводки. Можно четко соединять блоки нулевым проводом. Конечно лучей можно было бы и побольше сделать, но плату–то не снимал - иногда так приходится делать.


И конечно для оценки нужны искушенные уши. Еще лучше музыкальный слух. У меня с этим не слишком хорошо. Так что доработка любой аудиоаппаратуры сводится в основном к устранению явных ошибок и явных звуковых искажений, которых в любой аппаратуре можно найти множество. Ну а вести оценку как изменилась глубина сцены, играет гитара Блэкмора или Хендрикса – это уже к специалистам более высокого уровня.

Тюнер стал воспроизводить значительно чище, но он подвергнут и другим доработкам, описанным в статье «Доработка FM тюнеров» Волкова И. Стало слышно, что одна радиостанция во всем FM эфире передает звук, который явно ниже уровня колонок. Очень занятно. Остальные радиостанции передают звук несколько вверх. Ну, или просто на уровне колонок, где качество звука этой радиостанции пониже. В целом ресивер получился очень высокого качества для конкретно своего бюджета.

Важно отметить, что применение «серебряного веера» полностью исключает принцип разводки земли по методу «сильноточной», «слаботочной земли» с разделением этих земель. Это – взаимоисключающие методы. Здесь земля одна.

Естественно возникает вопрос – что делать, если земля имеющегося устройства разведена на сильноточную и слаботочную? Ответ прост – не смотреть особо как и что там разведено, а четко организовать новую нулевую точку и разводить лучи к основным точкам устройства, как указано выше. То есть надо просто «перебить» существующую разводку наложением новой разводки. Количество лучей – чем больше, тем лучше. Провод обязательно посеребренный. Старую землю не трогать.

А как быть, если земля идет через штепсельные разъемы, через винты, от корпуса и т.п.? - Да немедленно организовывать нулевую точку и разводить лучи именно пайкой. Что и как штатно разведено в устройстве – безразлично.

В любом случае, как бы ни была разведена земля в устройстве метод «серебряного веера» только улучшит звук – убедился неоднократно.

Когда же применение «серебряного веера» не оправдано и не нужно? Ответ прост: никогда. В моей практике этот метод никогда не приносил отрицательных результатов и никогда не приносил вреда звуку. Конечно, иногда, могут быть устройства, где разделены земли цифровых блоков, оптических, световых или еще каких-то блоков. Там четко надо выделить аудио часть и дорабатывать только ее.

Также попадались устройства с платой, где три слоя печатной разводки (двухслойная плата) – там качество звука очень высокое, даже не хочется что-то паять. Видимо земли там достаточно и нет смысла добавлять еще. Но это редко.

Часто кажется, что на односторонней плате вообще невозможно качественно развести землю. Невозможно в принципе. Уж очень сложная должна быть плата. Поэтому именно на односторонних платах разводка «серебряным веером» должна быть обязательна. Сам всегда делаю устройства только на двусторонних платах с обширной землей.

Остается вопрос влияния радиопомех на вновь образованные замкнутые контура. Наверное есть добавка помех, но она очень незначительная, т.к. в устройстве уже есть масса контуров по самим радиодеталям – резисторам, конденсаторам, транзисторам и т.д. Так что можно не беспокоиться.

Послесловие

Ну, вот, пожалуй и все. На сем премудрости «Серебряного веера» закончились. Конечно все эти работы делаются на свой страх и риск. Необходимо иметь опыт подобных работ. И прежде, чем прокладывать какой-либо луч на какую-либо точку, желательно прозвонить эту точку – действительно ли она на нуле. И еще хочется сказать: уверен что тот, кто хоть один раз воспользуется данным методом, уже всю жизнь будет им пользоваться и получать отличные результаты!

Также у меня возникают вопросы – оправдано ли заменять конденсаторы, ОУ, резисторы на супердорогие в не HI-END покупных устройствах? Думаю, что нет. Обычных качественных деталей достаточно. Попробуйте метод «серебряного веера» и Вы, возможно, со мной согласитесь – звук улучшится более значительно.

Влияет ли заземление усилителя на качество звука?

Может не напруга, а просто статика. Меня иногда от своего уся тоже щекочет статика.

Пользователь

12-01-2014 18:41:25

Цитата
andrey malyy малый пишет:
бля. ты че бухой ?


Бухой, не бухой , жду ответа ПО ДЕЛУ.
Влияет или нет? И только личный опыт!

Пользователь

12-01-2014 18:46:03

Цитата
Vyacheslav пишет:
Слишком большие усища

Ну мот быть, но абстичь ну не как , панимать жешь нада. Это же шо голый. Пущай уж щекочет.

Пользователь

12-01-2014 21:09:33

Из личного опыта - на корпусе аппарата может висеть некоторый потенциал . Он образуется во-первых - из элементов сетевого фильтра , который некоторые производители устанавливают с усилитель штатно ( до обмотки силового транса ). Этот фильтр - катушки и конденсаторы имеет общую точку соединения конденсаторов . Эта точка соединена с корпусом ( шасси ) аппарата и с третьим контактом сетевого разъема ( если питающий шнур съемный ) . Особенность фильтра в том ,что он требует соединения этой земляной точки с заземлением или занулением питающей сети . Если этого не сделано - на корпусе аппарата будет потенциал близкий к половине сетевого напряжения ( 100-110 вольт ) . Но - поскольку напряжение это проходит через конденсаторы малой емкости - то ток небольшой . Особенность в том - что поскольку все аппараты системы соединены между собой кабелями - стало быть этот потенциал передается на корпуса всех аппаратов системы . Если фильтр в усилок или другой аппарат не установлен штатно - тогда второй варант проникновения потенциала на корпус аппарата . Это то ,что транс ( особенно если он НЕ ТОРОИДНЫЙ ) в аппарате закреплен прямо к шасси ( без изолирующих прокладок )- а обычно Ш-образные трансы так и крепят . Поскольку в обмотках транса есть напряжение , то часть его наводится на сам сердечник транса и через него - стекает на корпус аппарата . Этот потенциал мал но его ощущаешь кожей при легком проведении пальцами по непокрашенным частям корпуса . Убить не убьет - но потенциал есть . Смысл в фазировке вилок в розетках определённо есть .

Изменено: vs music - 12-01-2014 21:10:46

Пользователь

12-01-2014 21:17:50

Выяснить, действительно есть опасный потенциал или нет , легко - достаточно мультиметром померить напряжение между двумя точками - корпус аппарата и ноль розетки . И второй замер - корпус аппарата и фаза розетки . Если покажет наличие вольтажа ( а может быть до 100-110 вольт ) - значит так и есть и аппарат надо заземлять ( или занулять - учитывая особенность сетевой проводки в наших домах ).

Пользователь

12-01-2014 21:24:37

В случае если сетевого фильтра в усилителе нет ( а так раньше и делали в основном ) и потенциал образуется в результате наводки на сердечник транса - тогда замер мультиметром может не показать наличие напряжения между корпусом и нулем или фазой розетки . Тогда для уменьшения эффекта наводки можно просто перевернуть вилку в розетке питания . Но - предварительно придется отсоединить кабели от ВСЕХ УСТРОЙСТВ системы ( для размыкания их общего контура ). И у каждого аппарата пробовать переворот вилки в розетке . Фазировка вилок бывает заметна на качестве звучания многих аппаратов .

Влияет ли заземление усилителя на качество звука?

Из-за тупости цивилизации, тоже почти каждый год, моча бьёт в мозг с этим вопросом.
Ответить на оный никто не сможет, акромя Бога, но он не посещает сей форум, впрочем и страну тоже.
Только личный эксперимент, если есть возможность с проводкой настоящей земли, а не защитного ноля, то сами и сделаете эксперимент именно на своей системе. Заземление обязательно влияет на звук, но на каждой системе по своему. Некоторые бренды производящие СД проигрыватели пренебрегают заземлением, типа для цифры это не нужно, но если заземлён усилитель, то по межблочным шнурам распространяется на всю технику. Опять же от схемотехники зависит, корпус и схема по разному могут конектится.

«Денег нет, но вы держитесь»

Пользователь

13-01-2014 05:37:54

Цитата
vs music пишет:
Фазировка вилок бывает заметна на качестве звучания многих аппаратов .

Всё что выше написал Виктор, аксиома. Только с фазировкой есть трудности, некоторые производители технологически не соблюдали полярность подсоединения к трансу, по русски, всё перепутали падлы. Поэтому у некоторых любителей, хорошо звучат в противофазе, например усь. и СД плейер, но это как правило исключение.

«Денег нет, но вы держитесь»

Пользователь

13-01-2014 05:46:42

Цитата
Новачук Дмитрий пишет:
Но они, эти устройства включены в разные розетки и между собой на прямую не связаны , только опосредованно:

Это самое интересное, если розетки от разных фаз, то просто прекос фазы от забав соседа и пойдёшь в мастерскую, а если фаза одна, то и разные розетки не при делах. А насчёт опосредованно, то Виктор написал, что по другим коннектам вся аппаратура будет под напругой.

Цитата
Новачук Дмитрий пишет:
Я хотел кофе пойти попить, а теперь что делать?

«Денег нет, но вы держитесь»

Пользователь

13-01-2014 06:08:37

Цитата
vs music пишет:
По поводу влияния заземления на изменения звука- спросите Изю . Он чего-то такое делал у себя дома недавно , мы с ним переписывались по этому делу .думаю он тайну выдаст

«Денег нет, но вы держитесь»

Пользователь

13-01-2014 08:11:23

Тайна проста, хотя использовал провода для линии с тремя жилами, третью жилу заизолировал и не стал подсоединять. Начитался про защитный ноль такого, что волосы дыбом, а настоящую землю в многоквартирном доме нет возможности, акромя несколько тысяч долларов по индивидуальному проекту. Но даже без земли и защитного зануления, выделенка дала положительные эффекты, даже на говнозаписях система перестала подгуживать и середина с верхами прочистились.

Я не знаю, как я писал раньше, вполне возможно, что земля у меня занулена. Но одну розетку в другой комнате с сетевым фильтром я занулил и всё вроде нормально. Холодильник и ноутбук исправно работают. Также отдельно работает и стиральная машинка. а в остальном , спасибо за информацию.

Нужно ли помимо фонокорректора заземлять проигрыватель и усилитель?

Друзья, нуждаюсь в ликбезе. Сетап стандартный: виниловый проигрыватель, фонокорректор, усилитель, акустика. Поскольку сеть в доме оборудована заземлением и, основываясь на ряде советов в сети, провод заземления я кинул от фонокорректора к заземляющему контакту в розетке. Без него, я проверял, действительно сильно фонят колонки. Но! Фон остаётся и слышен в колонках, например, если включить все компоненты и выкрутить погромче громкость на усилителе.

Вопрос в чём: нужно ли вышеупомянутым образом заземлить сам проигрыватель и усилитель? Можно ли это сделать цепью, то есть, кинуть заземляющий провод от усилителя к вертушке, а от него — на фонокорректор, от которого, собственно, уже проведён провод до заземления в розетке?

Ответы

Господи, ну кто ж такое советует-то, а. Провод от фоника нужно соединять с контактом проигрывателя. Это земляная петля, а не громоотвод. Вы б ещё к батарее бы примотали:)))

Не обижайтесь, но на эту тему здесь было уже приличное число вопросов.

Ну и в конце концов неужели так сложно открыть мануал и посмотреть - куда же всё-таки подключаются провода?

Ну хорошо, а усилитель при этом нужно заземлять? Кто такое советовал, сейчас не могу вспомнить, сейчас поищу

Если есть СПЕЦИАЛЬНАЯ клемма заземления, можно соединить все три, от вертушки к фонику и от фоника к усилителю. Но в принципе достаточно только между вертушкой и фонокорректором.

Вот здесь так и советует человек

Кошмар. )) Да я б за такие обои.

Откройте всё-таки мануал. Поверьте, вреда это вам не нанесёт. Там прямо картинками показано, что и куда подсоединяется.

А следуя советам товарисча из видео, вы в лучшем случае спалите аппарат или квартиру, в худшем - получите увесистый удар током, и возможно с печальными последствиями.

Да я б за такие обои

Да, обои похожи на чей-то ночной кошмар))


это вам в "картинках".

И никаких розеток.


соединил земли вертушки и фоно - сильный гул в динамиках. Дополнительно кинул землю от вертака к усилителю - то же самое. Что я делаю не так?

Может кабель неисправен, или внутренняя разводка. Но ещё раз повторюсь - кидать землю на розетку нельзя. В данном случае "заземление" - создание эдакого контура, а не заземление в прямом смысле.

провод заземления я кинул от фонокорректора к заземляющему контакту в розетке

Так делать нельзя. Вот так и хочется сказать: "А мануал пробовали читать!"

У вас проблема кабеля и(или) всего остального.

Выкладываете ваш сетап со всеми подробности, будем помогать в поиске неисправности, если таковая есть. Может у вас вообще, все в пределах норм, установленных производителем - такое не исключено.

Мануал читал, и сделал всё так, как в нём написано - соединил земли Аудиотехники 120Х с Pro-Ject Phonobox. Кабель штатный, прилагавшийся к проигрывателю. Усилитель (Денон 800) не заземлял. Всё оборудование Межблочные кабели - бюджетные аудиоквесты. При таком варианте сильное гудение из правого динамика на небольшой громкости усилителя. После того, как кинул провод от фонокорректора к заземлению розетки (в сетевом фильтре, к самой розетке ничего не подключено) - сильное гудение пропало. Но на максимуме громкости есть слабое фоновое гудение из того же динамика. Заземление в сети есть, дом новый. Пробовал отдельно соединять усилок с фоником и усилок с вертушкой - результат тот же - сильное гудение (если не заземлять к розетке).

Вот и подсоединяйте согласно инструкции. У вас три способа есть подключения: с фоника от вертушки, с фоником Phonobox, с фоником, встроенным в усилитель.

Ну, для начала, у вашего проигрывателя Сигнал/шум: > 50 дБ всего. Поэтому не выкручивайте на максимум РГ. Да ведь и кабель нужен специальный для проигрывателя винила к фонокорректору, с раздельной землёй общей и сигнальной. С обычным гораздо сложней получить нужный результат или даже не получится вообще. Сейчас у вас имеет место или неисправность кабеля, нарушение земли, возможно блок питания фоника неисправен

В усилителе есть встроенный фонокорректор? Попробуйте к нему.

Не лезьте в розетку. Это опасно! В вашем усилителе, как и в Phonobox, вообще не предусмотрено заземление с питающей сеть.

Соединил "земли" вертушки и усилителя, к которому и подключил вертак. Т.е. убрал Phonobox из этой сети. Результат тот же - фоновое гудение, которое слышно даже если проигрыватель выключен. То есть фон появляется именно при соединении этих двух компонентов межблочным кабелем RCA. Пробовал разные кабели , всё то же самое. При этом гудение наиболее сильно без соединения этих компонентов заземляющим кабелем (GND-GND). При соединении "земель" фон становится чуть тише. Провод от GND усилителя к заземляющему контакту розетки (не задействованной) полностью убирает фон. Как быть? Лезть во внутренности вертушки и физически удалять встроенный фонокорректор не хотелось бы. К сетевому фильтру сейчас подключены только вертушка и усилитель, работающих рядом электроприборов нет.

В принципе, это гудение при воспроизведении музыки не слышно, его слышно только в паузах, но это же всё равно не то.

не слышно, его слышно.

Вот сколько это в Дб? Вполне допускаю, что это может быть нормой производителя для этой вертушки. Ведь, к примеру, Pro-Ject Debut имеет значительно лучшее соотношение сигнал/шум.

Если скоммутировать, все как по схеме ниже, то все будет хорошо. У того же Pro-Ject Debut сделано именно так.

Поскольку сеть в доме оборудована заземлением

то есть третий контакт в розетке есть и это земля? у нас в доме землей считается нулевой провод. он и на щиток выведен в коридоре


Имеются в виду вот эти контакты

если они не пустые. тогда нормально. попробуй прозвони с нулевой фазой.

Тут дело не в самих розетках а в схеме заземления всего дома

Настоящей сетью с заземлением является именно трёхпроводное подключение - фаза/ноль/земля. Всё отдельно.

да знаю я. просто наша электросеть так вышла из положения.

Возможно у вас образовалась земляная петля. Попробуйте убрать земляной контакт из сетевого подключения проигрывателя и фоника. Ну или отпаять в межблчнике, но в розетке проще.

Головка имеет одно правильное подключение согласно схемы.


В этом случае можно получить -80 Дб реально. Обратите внимание на конструкцию кабеля и раздельные земли на вертушке , ни один провод от самой головки (их 4) не имеет соединения с землей вертушки - это очень важно. Но, я думаю, в вашей АТ120 земли соединены. Пользователи писали, что нужно физически убирать встроенный фоник и делать разводку кабеля тонарма согласно этой схемы.

Кроме того, головка может ловить наводки транса и мотор самой вертушки - это тоже сложно решаемо.

И ни каких розеток.

Можно проверить саму головку: или поставить другую, или проверить эту на другом проигрывателе. Но сначала проверить правильно ли и надёжно подключены проводники к головке.

Фон также может присутствовать и от самой аппаратуры, а также от недостаточной фильтрации блоков питания или низкого напряжения и т.д и т.п. Всё в каждом случае индивидуально

Попробуйте при проигрывании пальцем чуть сверху прижать шпиндель а другой рукой возьмитесь за заземляющую гайку на усилителе. Я серьёзно. После того, как я выпаял штатную плату фонокорректора в проигрывателе Dual CS-435, появился фоновый шум, который уходил при таком зажатии. Ни малейшего понятия, почему так происходило, но в итоге пришлось сделать дополнительное заземление от металлического каркаса, на котором был неподвижно закреплен шпиндель. Конечно, это жуткий колхоз и на аппарате без вмешательств такого быть не должно, но вдруг.

С подобным фоном сам борюсь. До этого был "гул" сильный. Если и у вас это, то попробуйте покрутить коннекторы кабеля между вертушкой и фоно корректором. Типа, чтоб лучше вошли в гнёзда. там минусовой контакт не всегда хорошо "контачит" (изв за товтологию). Мне помогло. А с фоном мои поиски продолжаются. Именно, при переходе иглы с песни на другую слышно. Думаю, всё из-за дешёвого встроенного фоно корректора.

У меня большой фон идёт от включенного ТВ, в выключенном состоянии - тишина. Возможно, у автора тоже что-то из компонентов даёт такой фон.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Тема: Правильная земля

Расскажите пожалуйста как правильно нужно разводить землю внутри, допустим, полного стерео усилителя.

Есть вариант соединения экранов всех сигнальных проводов: вобщем сигнал передаем по двум проводам в общей экранирующей оплетке. Один проводник сигнальный, второй земляной. Экранирующие оплетки все на ОТ. Земляные проводники на землю соответствующих плат.

Все экранирующие оплетки соединяются с землей только с одной стороны либо на плате "приемнике" либо на ОТ

Читайте также: