Заземление для пожарных стволов требования

Обновлено: 23.04.2024

Что такое заземление для пожарных стволов и машин

Во время борьбы с возгоранием на участке, где есть оборудование, контактная сеть под напряжением, руководители тушения должны исключить возможность поражения током сотрудников, принимающих участие в ликвидации пожара.

Но не всегда получается отключить подачу электричества в месте тушения. И тогда струя огнетушащего вещества (воды, пены) может попасть на находящуюся под напряжением установку и стать проводником тока.

Опасно также и наведенное напряжение на пожарном автомобиле.

Для защиты личного состава от поражения электрическим током применяются специальные устройства. Что это такое, их конструкция, принцип действия, параметры, назначение. Нормативные документы, определяющие правила использования – об этом в статье.

Содержание

Переносное заземление

Так называется неотъемлемый элемент, применяющийся на энергетических предприятиях. Он требуется при выполнении мероприятий по подготовке рабочего места.

Что это такое

Переносное заземление (ЗП) – это специальное изделие, предназначенное для снятия напряжения с отдельных участков оборудования, на котором нет стационарных заземляющих устройств.

ЗП состоит из контактных элементов, токопроводящей изолированной части. Иногда комплектуется электродом для удобного крепления в почве.


Назначение

Переносное заземление применяется в качестве средства защиты от поражения электротоком.

ЗП обязательно должно присутствовать при:

  • работе в распределительных устройствах подстанций (ЗПП-ПТР), на воздушных линиях электропередачи (ЗПЛ-ПТР).
  • пожаротушении, где используется для:
    • снятия наведенного напряжения с техники (ЗПМ-ПТР – заземление пожарных машин);
    • отвода электротока от рукавов для подачи огнетушащего вещества (ЗПС-ПТР – заземление пожарных стволов).

    Рассмотрим подробнее ЗП, применяемое для обеспечения безопасности работ при тушении возгораний.

    Модификации

    Защитные устройства, которые используются в целях предотвращения поражения током личного состава противопожарной службы во время тушения огня, реализуются в двух вариантах:

    1. Переносное заземление для пожарных машин (ЗППМ).
    2. Заземление переносное для пожарных стволов (ЗПС).

    Отличие этих двух модификаций состоит только в крепежных элементах. ЗППМ оснащается струбцинами на обоих концах провода. Сейчас предлагаются модификации ЗППМ-16, 25, 35, 50.

    Для ЗПС устанавливаются специальные кольца для удобства крепления к стволу. Самая распространенная модель – ЗПС-1н, но предлагаются и ЗПС-16, 25, 35.


    Принцип действия

    Конструктивно заземление состоит из гибкого провода, изготовленного из меди. Изоляция выполняется из морозостойкого эластичного материала.

    На концах изолированного проводника крепятся струбцины. Они могут быть в стандартном виде, круглыми. На некоторых моделях одна сторона комплектуется заземляющим штырем с изолирующей рукояткой. Места изгиба провода защищаются от излома прозрачной пластиковой трубкой.

    Механизм действия основан на снижении потенциала токопроводящей части до безопасного для человека уровня.

    В момент возникновения напряжения на наконечнике ствола, пожарном автомобиле за счет нулевого потенциала заземлителя через провод протекает ток, выравнивающий разницу потенциалов. Говоря простым языком, напряжение уходит в землю.

    Технические характеристики

    Так как ЗП – это защитная конструкция, то очень важно сохранение нормативных параметров на все время его применения. Поэтому большую роль играют:

    1. Медный провод. Он должен быть высокого класса гибкости, с негорючей полиуретановой изоляцией.
    2. Опрессовка концов провода, надежное соединение со струбциной.
    3. Наличие заземлителя. Если нет специального электрода, то заземлять оборудование можно на пожарные гидранты, опоры ЛЭП, скважинные трубы и т. д.

    Остальные технические характеристики, указываемые в паспорте к ЗП, зависят от сечения провода. Минимально разрешенное составляет 16 мм2. Перечислим параметры для переносного заземления с проводом сечением 16 мм2:

    1. Расстояние между концевыми струбцинами (длина провода) минимум 8 метров.
    2. Токи стойкости:
      • термической – 213 кА в течение трех секунд;
      • электродинамической – 14 кА.
    3. Минимальный диаметр кольцевого зажима (по внутренней поверхности) – 8,5 см.
    4. Масса изделия – 2,2 кг.
    5. Длина*ширина*высота упаковки – 30*25*5 см.
    6. Температура эксплуатации – от –45 до +40 °C.

    На заметку. Выбирать ЗП по фото нельзя, все они выглядят примерно одинаково. Но, например, заземление переносное для пожарных стволов ЗПС 1н с сечением провода 16 мм2 и длиной 10 метров можно купить за 3,5 тысячи рублей, а цена на такое же устройство, где сечение 25 мм2 и длина провода 30 м, составляет 12 300 р.

    Область применения

    ЗПС и ЗППМ устанавливаются на пожарные стволы и автомобили. Основная цель такого устройства – защита сотрудника при возникновении электрического напряжения во время тушения пожара.


    Инструкция по эксплуатации

    В руководстве, которое прикладывается к ЗП, указываются:

    • технические характеристики изделия;
    • комплектация (само устройство, упаковка, прилагаемые документы);
    • описание конструкции.

    Важной частью инструкции является порядок работы с изделием:

    • достать ЗП из упаковки, ознакомиться с правилами эксплуатации;
    • если есть шина для заземления, то прикрепить сначала один конец ЗП к ней, затем второй – к стволу или пожарному автомобилю;
    • при отсутствии заземляющей шины вбить в грунт электрод, закрепить на нем струбцину, после чего другой конец монтируем на объекте заземления.

    Также в инструкции указываются гарантии предприятия-изготовителя. Как правило, при соблюдении условий транспортировки, эксплуатации, хранения гарантийный срок составляет два года (отсчет с момента первого применения).

    Важно. Если устройство работало при коротком замыкании, после использования оно изымается из эксплуатации.

    Еще в документе обозначаются правила хранения изделия:

    • ЗП содержится в упаковке производителя;
    • температура поддерживается в пределах от одного до сорока градусов Цельсия;
    • влажность воздуха при +25 °С не превышает 80 процентов.

    Нормативно-правовые требования

    Применение заземления для машин и стволов регламентируется правилами охраны труда в подразделениях МЧС Приказом №285.

    Изделия должны проектироваться и производиться в соответствии с ГОСТ Р51853-2201.

    ГОСТ, определяющий степени защиты людей от поражения электротоком – 12.2.007.0.

    Изолирующие части ЗП регламентируются ГОСТ 20494.

    Правила размещения

    Заземление, устроенное в соответствии с нормативными требованиями, снимает напряжение с орудий труда и оборудования, защищая людей от электрических поражений.

    Безопасная работа осуществляется при:

    1. Обеспечении динамической и термической устойчивости ЗП к короткому замыканию.
    2. Создании надежных контактов в местах сочленений. В точках «плохих» соединений происходит нагрев, обгорание, возможен обрыв.
    3. Качественном креплении струбцин, выдерживающих практические динамические воздействия.

    Места расположения заземления в обязательном порядке указываются при помощи специального знака. Это может быть выполненная прямо на стене пиктограмма или размещенная над местом крепления ЗП табличка.

    В базовую комплектацию пожарных автомобилей ЗППМ не входит. Но перечень профильных требований указывает, что на пожарной передвижной установке должно быть выделено место для закрепления ЗППМ. Причем расположение этой точки подразумевает связь со всеми крупными металлическими узлами машины (корпус, шасси).

    Выводы

    Производить работы на оборудовании, в контактных сетях, где может возникнуть наведенное, полученное в результате короткого замыкания статическое напряжение, без заземления запрещено.

    Сейчас выпускаются модификации заземляющих устройств разного назначения.

    Изделия, позволяющие обезопасить работу пожарных при ликвидации возгорания, оснащаются не только стандартными струбцинами, но и специальными кольцами, позволяющими крепить провода на пожарных стволах.

    При применении ЗП важно правильно размещать крепления. После короткого замыкания, которое приняло на себя ЗП, в дальнейшем использовать устройство нельзя.

    Если соблюдать правила эксплуатации и хранения, то ЗП может защищать личный состав подразделения два года и больше.

    Заземление переносное для пожарных стволов ЗПС


    Купить в 1 клик Арт. ЗПС

    Наши менеджеры с удовольствием ответят на ваши вопросы,
    а также помогут вам офомить покупку, по номеру:

    Обозначения: ЗПC-16 ЗПC-25 ЗПC-35 ЗПC-50 ЗПC-70

    Заземление переносное ЗПС служит для защиты работающих на пожарных машинах при появлении на машине наведенного напряжения, а также при попадании из ствола струи на токоведущие части электроустановок, которые находятся под напряжением.

    Описание

    Заземление переносное для пожарных стволов ЗПС представляет собой заземляющий проводник, выполненный из гибкого медного провода в прозрачной оболочке, опрессованный на концах медными наконечниками. С помощью болтовых соединений наконечники крепятся к заземляющей струбцине с одной стороны и к пожарному стволу (непосредственно или через специальное кольцо) с другой стороны. Дополнительно о применении заземлений можно почитать в нашей статье.

    Тип заземления: ЗПС-16 ЗПС-25 ЗПС-35 ЗПС-50 ЗПС-70
    Номинальное напряжение, кВ до 1
    Сечение заземляющего провода, мм 2 16 25 35 50 70
    Ток термической стойкости, кА/3с 2,3 3,6 5,1 7,2 10,1
    Ток электродинамической стойкости, кА 14,0 22,0 31,0 44,25 61,75


    Комплект средств защиты до 1000 В со стендом (СС-1)

    Обновление комплекта средства защиты до 1000В (КСЗ-1)

    Электробезопасность — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих вредное и опасное воздействие на работающих от электрического тока и электрической дуги. Электробезопасность включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Правила электробезопасности регламентируются правовыми и техническими документами, нормативно-технической базой. Знание основ электробезопасности обязательно для персонала, обслуживающего электроустановки и электрооборудование.

    © Энергобезопасность 2013 - 2021. Копирование материалов без письменного согласия запрещено.

    Энергобезопасность — официальный партнер краснодарского предприятия «Электроприбор»


    ×

    звоните нам в любой рабочий день с 10:00 до 19:00
    или закажите обратный звонок и мы с удовольствием вам перезвоним

    Заземление пожарных машин

    Заземление пожарных машин

    Пожарная безопасность

    Для предупреждения поражения током во время тушения огня проводится заземление пожарных машин и стволов. ОТВ, попав на электроустановку, становятся дополнительным проводником электричества. Кроме того, часто возникает наведенное напряжение на самой машине. Для защиты спасателей от таких случаев используют устройства переносного заземления.

    Содержание

    Назначение оборудования

    Этот класс защитных устройств предупреждает поражение током сотрудников спасательной службы во время тушения огня, которое возможно в двух случая:

    1. При возникновении наведенного напряжения на автомобиле. Оно появляется при внешних источниках электромагнитных колебаний на отдельных частях конструкции машины. Ток расходится по деталям и при отсутствии заземления может стать причиной серьезного поражения людей электричеством. Риск становится в разы больше, если рядом с машиной находится электроустановка.
    2. При попадании ОТВ из ствола на электропроводящее место установки, в частности на электромотор насоса.

    Переносное заземление для пожарных машин

    При работе пожарной техники на объекте используется защитное заземление. Оно бывает двух типов:

    • переносное заземление для пожарных машин (ЗППМ);
    • заземляющее устройство для стволов (ЗПС).

    При заборе воды из водонапорной системы заземляют только стволы. В этом случае отдельно заземлять насос не требуется.

    Конструктивные особенности и технические характеристики

    По своему устройству самое простое заземляющее оборудование представляет собой часть медного провода в полиуретановой оболочке, которая не ограничивает гибкость, выдерживает большой перепад температур от -50 до +60°С и защищает медь от окисления. Концы провода должны быть обязательно опрессованы, и уже к ним при помощи болтов крепятся металлические струбцины. Одну из них подсоединяют к автомобилю, а вторую – к заземлителю. Струбцины обязательно покрывают антикоррозийным составом с высокой проводимостью.

    Место заземления пожарных машин на промышленных объектах обязательно отмечено специальным знаком. На практике заземлителем может быть любая металлическая деталь, уходящая в землю: пожарный гидрант, трубы колодцев, скважин, шурфов, опоры ЛЭП.

    Заземление пожарных машин - знак

    Если проводится заземление стволов, то на одном конце провода чаще всего вместо струбцины крепится кольцо. Если его нет, то провод можно крепить непосредственно к пожарному оборудованию.

    Если необходимо заземлять стволы и насосы, используемые в ручном режиме, то всегда применяют отдельные устройства.

    Основные требования к заземлению пожарных машин

    Защиту от поражения электрическим током дает не только правильная эксплуатация заземляющих устройств, но и их соответствие утвержденным требованиям.

    1. Переносные устройства должны обладать термической и динамической устойчивостью к току короткого замыкания. Это возможно при соблюдении определенных параметров: для 1000 В сечение медного провода должно быть 16 мм 2 , более 1000 В – 25, 35, 50, 70, 95 или 120 мм 2 .
    2. Прочный контакт, являющийся гарантией исправности струбцин или зажимов при коротком замыкании.
    3. Монтаж струбцин должен быть без свободного хода, чтобы во время динамических нагрузок их не сорвало с провода.
    4. Все соединения переносных заземлений должны быть с продолжительной термической устойчивостью, чтобы избежать перегрева во время работы и обеспечить автоматическое отключение оборудования.

    Стандартно в заземляющих устройствах для пожарных стволов и автомобилей используют медный провод сечением 16 и 25 мм 2 . Длина его при этом не имеет никакого значения, главное, чтобы после подключения не ограничивалась свобода маневрирования самим стволом. Обычно используют провод длиной от 10 до 40 метров.

    Кроме этих требований при монтаже оборудования учитываются и требования по структурным параметрам самих устройства. Например, для стволового заземляющего оборудования пользуются таблицей.

    Основные требования к заземлению пожарных машин

    Размещение заземления

    Правила размещения заземляющих устройств определены ПУЭ, ГОСТом Р 51853-2001 и профильной документацией к конкретному оборудованию. В них выделяют два важных пункта:

    1. В местах заземления пожарных машин на подстанциях устанавливаются специальные знаки.
    2. Все места, предусмотренные для размещения ПА и ствольщиков, обязательно должны иметь заземлители. Их располагают возле входных дверей электрических распределительных установок, возле кабельных сооружений, возле гидрантов и непосредственно у входа в здание.

    Размещение заземления для пожарных машин

    Если возгорание произошло на электростанции, то боевой расчет обязан встречать человек, знающий места расположения заземляющих проводов.

    В обязательную комплектацию пожарного автомобиля переносное заземление не входит. Необходимое количество проводников определяется на каждом объекте с указанием места их хранения. Для отработки навыков использования оборудования устраивают площадки-тренажеры.

    Требования и размещение заземления для пожарных машин и стволов

    При ликвидации пожара на любом объекте строительства могут возникнуть сложности, затрудняющие действия пожарных подразделений. Частый случай поражения током при пожаротушении — когда струя воды, пены или аналогичного огнетушащего средства, попадая на часть электроустановки, которая находится под напряжением, становится проводником. Усугубляется положение при возникновении наведенного напряжения на пожарной машине.

    Для защиты сотрудников противопожарной службы от последствий подобных ситуаций делается заземление для пожарных стволов и машин.

    Для защиты пожарных от поражения током следует заземлить пожарную машину

    Назначение переносного заземления

    Такой класс защитных устройств направлен на предотвращение поражения током сотрудников противопожарной службы во время ликвидации пожара вследствие:

    1. Возникновения наведенного напряжения на автомобиле. Под воздействием внешних источников электромагнитных колебаний на проводящих частях конструкции машины иногда возникает наведенное напряжение. Распространение такого тока по деталям пожарной техники может привести к серьезным травмам сотрудников противопожарной службы. Риск поражения током значительно возрастает, если рядом с противопожарной техникой находится мощная электрическая установка.
    2. Попадания огнетушащего средства из ствола на токопроводящее место электроустановки. Противопожарная техника оборудована специальным насосом с электрическим мотором. Для обеспечения безопасности во время эксплуатации такого элемента необходимо устройство его заземления.

    Основная функция системы — защитное заземление. Для ее реализации применяют два типа заземлений:

    Если подача воды происходит из водопроводной системы, то целесообразнее заземлить только стволы. В таком случае можно обойтись без устройства подобной защиты для пожарных насосов.

    Важно! Заземление пожарных машин посредством переносных заземляющих конструкций позволяет защитить сотрудников пожарной части как от наведенного, так и от статического напряжения.

    Переносные заземляющие устройства конструктивно несложны.

    Переносное заземление: технические характеристики

    Обобщив данные подобных защитных конструкций, можно выделить стандартные аспекты производства их комплектующих:

    1. Применение медного провода высокого класса гибкости, в полиуретановой оболочке.
    2. Опрессовка концов провода.
    3. Крепление струбцин из металла (на концы провода).
    4. Наличие заземлителя. В роли такого элемента может быть металлическая конструкция различной конфигурации. Основное требование — заземлитель должен соприкасаться с землей. Такими конструкциями, исходя из практики пожаротушения, могут быть: опоры линий электропередач, пожарные гидранты, трубы шурфов или скважин. Возле промышленных объектов можно монтировать специальный штырь-заземлитель.
    5. Соединение струбцин. Один элемент прикрепляется к машине, а второй — к заземлителю.

    Обратите внимание! Присоединяя заземляющую конструкцию к стволам, практичнее прикреплять на один конец провода вместо струбцины кольцо. При отсутствии такого приспособления осуществить соединение со стволом можно без такого дополнения.

    Несмотря на структурную простоту, технические характеристики всех элементов такой конструкции должны соответствовать параметрам, утвержденным профильной документацией.

    Переносное заземление для пожарной машины со струбцинами

    ЗППМ-25 (переносное заземляющее устройство для пожарных машин)

    Важно! Для заземления пожарных стволов и насосов, которые применяются в ручном режиме, необходимо всегда использовать отдельные устройства.

    При водопроводной подаче жидкости, обеспечивающей огнетушение, предусмотрен вариант заземления только стволов (без насосов).

    Заземление для пожарных стволов

    Конструкция защитного устройства заземления такого типа — стандартная: заземляющий проводник, опрессованный на концах, крепится с одной стороны к струбцине, а с другой — к стволу.

    Переносное заземление для пожарного ствола

    ЗПC-25 (переносное заземляющее устройство для пожарных стволов)

    При монтаже и обустройстве конструкции обязательно учитываются требования профильной документации по структурным параметрам заземляющих устройств.

    Технические характеристики переносных заземляющих устройств

    В зависимости от комплектации оборудования и наличия дополнительных приспособлений профильные правила могут быть дополнены специальными рекомендациями.

    Основные требования

    Правильно устроенное заземление снимает напряжение с различных объектов и оборудования, защищая человека от поражения током. Добиться безопасной работы техники и высоких эксплуатационных характеристик заземляющей конструкции можно лишь с учетом профильных нормативных требований, а именно:

    1. Термическая и динамическая устойчивость переносных заземлений к токам короткого замыкания. Это возможно при наличии у проводников следующих параметров: а) сечение провода переносного заземления для 1000 В: 16 мм²; б) сечение провода в переносном заземлении для более 1000 В: 25 мм², 35 мм², 50 мм², 70 мм², 95 мм² или 120 мм².
    2. Реализация надежного контакта. Если контакт плохой, то струбцины или зажимы при коротком замыкании могут нагреться и обгореть.
    3. Качественный монтаж струбцин. Эти элементы должны выдерживать значительные динамические нагрузки. Их необходимо монтировать прочно во избежание рассоединения (срыва).
    4. Продолжительная термическая устойчивость соединений переносных заземлений. Важна на протяжении всего времени эксплуатации заземлителя и необходима для автоматического отключения напряжения при перегреве контактов.

    Внимание! Когда ток протекает по заземляющему спуску, нагреваются проводники. Это довольно опасно, ведь даже медь плавится при 1083 °C.

    Необходимо знать также специальные правила расположения переносных заземляющих устройств.

    Размещение заземляющих конструкций

    Исходя из регламентирующих материалов ПУЭ (шестое и седьмое издание); ГОСТ Р 51853-2001 (Заземления переносные для электроустановок), а также аналогичной профильной документации, можно выделить несколько правил размещения таких заземляющих устройств. Основные требования:

    1. На местах монтажа заземления для подстанций, а также мест расположения заземления пожарных машин, необходимо наличие соответствующих знаков.
    2. Все места, на которых размещены пожарные автомобили и располагаются ствольщики (пожарные, которые держат стволы), должны быть оборудованы заземлителями. Чаще всего заземлители располагаются: возле входных дверей электрических распредустановок; вблизи кабельных сооружений; возле гидрантов или у входа в само здание.

    Важно! В соответствии с инструкцией по пожаротушению, при пожаре на электростанции встречать пожарный отряд должен человек, осведомленный о местах нахождения заземляющих проводов.

    В комплектации пожарных машин переносное заземление не предусмотрено как обязательный структурный элемент безопасности. Упоминание о заземляющем устройстве переносного типа оговорено в перечне профильных требований по эксплуатации пожарной машины. Этими правилами утверждено, что обустройство места для крепления такого типа заземляющего устройства — обязательно. Место электрически должно быть связано со всеми основными металлическими составляющими машины (надстройка, шасси и т.п.).

    Применение и особенности монтажа переносного заземления

    Переносное заземление выполняет функцию сведения к нулю напряжения. Используется для защиты людей, находящихся на обесточенных токопроводящих элементах оборудования, от удара электричеством при случайной подаче тока на отключенный участок или при возникновении наведенного напряжения. Смысл заземления сводится к вызыванию короткого замыкания в пределах заземленного или закороченного участка.

    Особенности монтажа переносного заземления

    Составляющие переносного заземления

    В составе комплекта переносного заземления имеется три главных элемента:

    • токопроводящий элемент;
    • контакт;
    • изолирующий слой или сразу несколько изоляторов.

    Согласно особенностям конструкции, переносные системы делятся на:

    • бесштанговые;
    • штанговые;
    • штанговые с металлическими компонентами.

    Бесштаноговые системы состоят из следующих частей:

    • токопроводящего элемента (гибкого провода);
    • контактного элемента (струбцины, зажимов фаз вместе с крепежом);
    • изоляции, произведенной из гибкого поддерживающего и контролирующего фала.

    Штанги изолирующие оперативные и штанги переносного заземления включают в себя:

    На картинке выше представлена схема штангового заземления, где цифрами обозначены ее элементы:

    1. Зажимы фаз.
    2. Штанги.
    3. Провод закорачивающий.
    4. Провод заземляющий.
    5. Зажимы.

    Конструктивными частями заземлительной системы со штанговыми компонентами из металла являются:

    • токопроводящий элемент с металлическими компонентами (стыкуется с гибким проводом);
    • зажим контактов, присоединенный к струбцине со звеном из металла;
    • штанга-изолятор из диэлектрика, соединенная с токопроводящим элементом и фалами.

    На рынке представлены устройства защиты с одной и тремя фазами. Трехфазные системы имеют один проводник заземления и выполняют закорачивающую и заземляющую функцию для трех фаз. Однофазная защита предназначена для защиты работников, занятых на электрических установках с напряжением выше 110 кВт. Такой подход обусловлен тем, что при наличии нескольких фаз между ними необходимо определенное расстояние, а это приводит к излишней громоздкости конструкции.

    Переносное заземление - устройство и установка

    На картинке выше показано переносное заземление с наличием электродинамических ножей. Цифрами обозначены следующие его элементы:

    1. Провод заземления.
    2. Провод закорачивающий.
    3. Зажимы.
    4. Ножи.
    5. Штанги-диэлектрики.

    Обратите внимание! Одно из применений переносных систем — защита работников, занятых ремонтом воздушных линий и распределительных электроустановок.

    Заземление для пожарной техники

    Пожарные автомобили защищаются переносными заземлительными системами, которые позволяют работать в условиях попадания на токопроводящие части оборудования водяных струй. В состав переносного заземления для пожарных машин входят:

    • заземляющий проводник (подвергнутый опрессовке гибкий провод из меди в прозрачной оболочке);
    • наконечники;
    • струбцины.

    Наконечники прикрепляются болтами к струбцине с одной стороны и к стволу пожарного автомобиля — с другой.

    Заземление для воздушных линий

    Чтобы предотвратить поражение током людей при электромонтажных работах на воздушных линиях, используются две разновидности однофазных и трехфазных заземлений:

    1. Системы, оснащенные цельной штангой-изолятором. Такие приспособления ставят с монтажных вышек. Также для подъема наверх могут использоваться монтажные когти и лазы.
    2. Заземлители переносного типа с составной штангой, содержащей токопроводящие металлические элементы. Использование таких устройств имеет место в случае ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи, в тех случаях, когда работы проводятся с траверсов. Заземлители производятся в однофазной комплектации, поскольку удлиненная штанга в купе с металлическими деталями слишком много весит. А вот однофазные модификации удобны в работе, так как не вынуждают электромонтеров физически перегружаться.

    Защита на распределительном оборудовании

    При наведении напряжения от соседних цепочек или непроизвольно направленном напряжении на распределительные устройства возможно поражение током. В таких случаях применяются переносные заземлители, которые могут разниться в методах установки в распределительные устройства. Монтаж фазных струбцин осуществляется на наконечники в виде шаров или цилиндров, на токопроводящие шины, а также на участки местонахождения плавких предохранителей. По конструкции все виды устройств одинаковы, а место проведения монтажных работ выбирается исходя из поставленных задач и характеристик той или иной установки.

     Подключение элементов заземления к распределительному щитку

    Нормы по заземлительным системам

    Требования к переносным заземлениям диктуются следующими обстоятельствами:

    1. Абсолютной динамической прочностью. Надежность зажимов должна соответствовать стандартам, чтобы не ломаться в руках электриков.
    2. Термоустойчивостью. Это требование продиктовано термическими воздействиями на заземление, возникающими в результате коротких замыканий. Конструкция должна быть устойчива к горению, плавлению, деформациям от перегрева при очень высоких температурах. Следствием отсутствия термоустойчивости станет высокое напряжение на обгоревших концах.

    Сечение проводников

    В целях соблюдения параметров механической прочности наименьшее сечение проводников должно составлять:

    1. Для электрических установок напряжением свыше 1000 В — 25 квадратных миллиметров.
    2. Для электрических установок напряжением менее 1000 В — 16 квадратных миллиметров.

    Меньшие сечения не допускаются нормативами. Для электрических установок напряжением от 6 до 10 кВт при больших токах короткого замыкания не обойтись без проводников со сверхбольшими сечениями (от 120 до 185 квадратных миллиметров). С подобными сечениями очень сложно работать, а потому в таких ситуациях позволяется применение нескольких переносных заземлителей, которые размещаются параллельно в непосредственной близости друг от друга.

    Для расчета нужного сечения проводников применяется формула:

    S = (Iуткз √tф) / 272,

    Показатель tф можно считать тождественным временной выдержке основной защиты реле присоединения электрической установки. Выключатель установки должен останавливать короткое замыкание на участке переносного заземления. Необходимо избегать ситуаций, когда понадобится делать заземления разных сечений для распределительных устройств одинакового напряжения, поэтому в качестве временной выдержки принимается самый большой показатель.

    Сечения проводников внутренней сети

    Если в сети имеется заземленная нейтраль, проводниковое сечение подбирается исходя из тока однофазного короткого замыкания. А вот в случае с изолированной нейтралью понадобится высокая термоустойчивость при двухфазном замыкании.

    Требования, предъявляемые к переносным заземлениям, исключают возможность использования изолированной проводки, поскольку изоляционный слой препятствует визуальному обнаружению дефектов жил проводника. В результате повреждений становится меньше сечение, а это может стать причиной короткого замыкания.

    Конструктивные возможности зажимов должны обеспечивать их прочную фиксацию на токопроводящих элементах при помощи специального штангового устройства. Закорачивающие провода соединяются с зажимами напрямую — без переходников. Такой норматив обусловлен тем, что в переходных наконечниках могут иметься низкокачественные контакты. Такие контакты сложно рассмотреть, но при замыканиях они подвержены возгоранию.

    Закорачивающие провода трехфазного заземлителя стыкуются между собой и проводником заземления с помощью опрессовки или сварки. Также соединение можно выполнить болтами, однако в этом случае понадобится дополнительная обработка – соединение припоем. Причем припой должен быть твердым, так как пайка запрещена по той причине, что нагрев устройства во время эксплуатации приведет к плавлению припоя и разрушению соединения.

    Также следует сказать и о том, какие требования устанавливаются к маркировке переносных заземлений. На всех устройствах должно быть указано номинальное напряжение электрической установки, сечение проводников и инвентарный номер.

    Требования к участкам наложения

    Согласно техническим правилам, монтаж переносных заземлителей осуществляется на все фазовые элементы отключенного от электрического питания участка. Питание отключается во всех местах соединения, от которых может подаваться напряжение. При этом также следует учитывать обратную трансформацию. По одному заземлению должно быть на каждой стороне — это условие диктуется требованиями безопасности. Участок можно оградить от токоведущих элементов разъединителями, выключателями или автоматами. Также с этой целью можно удалить предохранители.

    Между участками наложения необходим явный разрыв, который будет отделять устройства от токоведущих элементов с напряжением. Дистанция между токопроводящими частями под напряжением должна соответствовать нормам безопасности.

    Переносное заземление в системах распределения закрытого типа устанавливается на токоведущих элементах. Выбираются участки, специально предназначенные для установки заземления. С таких мест удаляется лакокрасочный слой, а контур выделяется черными полосками.

    Важно! Зачищенные от красящего вещества участки должны оснащаться местами для установки струбцины или иметь зажимы.

    Различные виды струбцины для монтажа

    Если в электрической установке по техническим причинам нельзя установить переносное заземление, понадобятся дополнительные меры, которые позволят увеличить безопасность работы. Чтобы избежать случайной передачи напряжения, необходимо оградить верхние контакты или ножи жесткой изоляцией или резиновыми прокладками.

    Инструкция по установке

    Прежде чем начнется установка переносного заземления, нужно проверить отсутствие напряжения. Согласно требованиям технического регламента, установочные работы должны осуществлять два человека. Чтобы протестировать наличие напряжения, заземление подключается к зажиму «Земля».

    Обратите внимание! Во время электромонтажных работ необходимо соблюдать меры предосторожности, в частности, на руки нужно надеть перчатки из диэлектрика.

    Следует заметить, что нормативы запрещают применение проводников, не предназначенных для заземлительной функции. Также не следует стыковать провода методом скручивания.

    Установка выполняется в таком порядке:

    1. Соединяем проводник-заземлитель и заземляющие провода.
    2. Проверяем с помощью указателя напряжения его наличие или отсутствие на токопроводящих участках.
    3. Устанавливаем зажимы на токопроводящие элементы. Используем для этого штанги.
    4. При помощи штанги выполняем крепления.

    Иногда применение штанги не позволяет закрепить зажимы. В таком случае их можно зафиксировать вручную. Такие работы можно осуществлять только в перчатках-диэлектриках.

    При установке переносной защиты можно стоять на бетонном полу, на земле, на деревянной лестнице. В любом случае под ногами должна быть диэлектрическая поверхность. Запрещается подниматься на какие-либо конструкции с целью проверки отсутствия напряжения.

    Напряжение не наводится на токопроводящие элементы лишь в случае наличия заземления. Сразу после отключения напряжения нельзя прикасаться к токоведущим элементам, не используя защитные перчатки.

    Чтобы удалить заземлительную систему, все работы осуществляются в обратном порядке. Вначале устройство убирается с токопроводящих участков, затем отключаются заземляющие устройства.

    Электромонтажные работы отличаются повышенной опасностью. Нарушение техники обращения с электричеством часто приводит к трагедиям. Поэтому не следует пренебрегать средствами безопасности и подвергать себя ненужным рискам.

    Читайте также: