Заливка бетоном опор освещения

Обновлено: 04.05.2024

Заливка бетоном опор освещения

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016 г. N 993-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32947-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 8 сентября 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь устанавливаемые металлические опоры, а также железобетонные опоры, изготавливаемые из тяжелого бетона, и композитные опоры для стационарного наружного электрического освещения (далее - опоры), а также для подвески кабелей электрической сети наружного освещения, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования (далее - дороги) и устанавливает технические требования.

Металлические и композитные опоры предназначены для эксплуатации в климатических зонах со среднемесячной минимальной температурой воздуха до минус 40°С в I-III районах по ветровым и гололедным нагрузкам согласно [1].

Железобетонные опоры предназначены для эксплуатации при расчетной температуре наружного воздуха (средней температуре воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства) до минус 55°С включительно, в районах сейсмичностью до 7 баллов включительно, в I-IV районах по ветровым и гололедным нагрузкам согласно [1], а также в среде с агрессивной степенью воздействия на железобетонные конструкции.

Настоящий стандарт не распространяется на опоры для контактных сетей городского электрифицированного транспорта.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.307 (ИСО 1461-89, ст СЭВ 4663-84) Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 9.402 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию

ГОСТ 12.3.009 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 1050 Металлопродукция из нелигированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия

ГОСТ 1759.0 Болты, винты, шпильки и гайки. Технические условия

ГОСТ 2246 Проволока стальная сварочная. Технические условия

ГОСТ 5264 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 8050 Двуокись углерода газообразная и жидкая. Технические условия

ГОСТ 8732 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент

ГОСТ 9467 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы

ГОСТ 10354 Пленка полиэтиленовая. Технические условия

ГОСТ 10434 Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования

ГОСТ 10704 Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент

ГОСТ 10922* Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие технические условия

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 57997-2017.

ГОСТ 11534 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 13015 Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 14771 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 14776 Дуговая сварка. Соединения сварные точечные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18105 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 18321 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 20477 Лента полиэтиленовая с липким слоем. Технические условия

ГОСТ 21130 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 23009 Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Условные обозначения (марки)

ГОСТ 23118 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия

ГОСТ 23518 Дуговая сварка в защитных газах. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 24297 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 24379.1 Болты фундаментные. Конструкции и размеры

ГОСТ 27772 Прокат для строительных стальных конструкций. Общие технические условия

ГОСТ 32949 Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Методы контроля

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 допустимая боковая статическая нагрузка: Максимальная поперечная нагрузка, прикладываемая к верхней части ствола опоры.

3.2 звено: Элемент опоры, соединяемый сваркой или посредством болтового соединения с другими звеньями, либо самостоятельный элемент опоры.

3.3 индекс тяжести травм при ускорении; ASI: Значение, рассматриваемое в качестве оценки тяжести травм для пассажиров автомобиля при столкновении с опорой и рассчитанное для трех компонентов ускорения транспортных средств.

3.4 композит: Твердый продукт, состоящий из двух (или более) материалов, отличных друг от друга по форме, и (или) фазовому состоянию, и (или) химическому составу, и (или) свойствам, скрепленных физической связью и имеющих границу раздела между обязательным материалом (матрицей) и ее наполнителями, включая армирующие наполнители.

3.5 композитная опора: Опора конической формы, выполненная из композитных материалов.

3.6 номинальная высота композитной опоры: Расстояние по вертикали от основания опоры до вершины опоры.

3.7 опора стационарного электрического освещения: Конструкция для закрепления светильников наружного освещения, а также подвески кабелей электрической сети наружного освещения.

3.8 пассивная безопасность: Совокупность конструктивных средств, позволяющих избежать или снизить тяжесть травмирования участников движения при дорожно-транспортных происшествиях.

3.9 прямостоечная опора: Опора, устанавливаемая непосредственно в котлован в грунте с последующей заливкой бетоном.

3.10 ревизионный люк: Специальная дверца в опоре, предназначенная для монтажа и обслуживания инженерных коммуникаций (электрокоммутирующего оборудования).

3.11 теоретическая скорость головы в момент удара; THIV: Скорость головы пассажира в момент удара о поверхность внутри транспортного средства в результате столкновения с опорой.

3.12 ствол: Основной элемент опоры в виде стержня или трубы.

3.13 фланцевая опора: Опора, устанавливаемая на фундаментный блок c помощью имеющегося у основания опоры фланца.

3.14 электрический щиток: Устройство, устанавливаемое в опоре и предназначенное для подведения электроэнергии питающей сети, а также защитного заземления.

Монтаж опор освещения: разбираемся с установкой, изучая технологическую карту

Монтаж фонарного столба на фундамент

Тема сегодняшней статьи – опоры освещения и схема установки. Статья носит ознакомительный характер, так как подобными работами занимаются только подготовленные специалисты, используя необходимое профессиональное оборудование.

Такая задача непосильна для выполнения своими руками. Но подобная информация может пригодиться многим, кто любит знать обо всем, к тому же при установке опор освещения на вашем придомовом участке, вы для себя сможете оценить точность и правильность выполнения работ.

Организация и порядок выполнения работ

Со стороны может показаться, что задача, в принципе, пустяковая – поднял краном столбы, поставил в скважины, забетонировал и готово. Но это только внешнее, обманчивое впечатление у нас – дилетантов.

На самом деле по этому вопросу разработаны СНиПы и технологические карты. По одной из них мы и отправимся сегодня в путешествие.

Область применения ТК

Устанавливаем опоры уличного освещения

Устанавливаем опоры уличного освещения

Технологическая карта, которую мы будем разбирать, разработана под монтаж и демонтаж опор уличного освещения и прочих конструкций, имеющих аналогичное строение, при помощи крано-бурового агрегата «BOSHUNG DELPHI S-111», оборудованного мачтовым перестановочным устройством типа Р65/С.

Схема крано-буровой установки «BOSHUNG DELPHI S-111»

Схема крано-буровой установки «BOSHUNG DELPHI S-111»

Справка! Подобные агрегаты устанавливаются на колесную платформу для самостоятельного передвижения. У нас в России распространены шасси на базе автомобиля «КАМАЗ».

  • Использование такой техники позволяет бурить скважины, устанавливать в них опоры, а также их извлекать при демонтаже.
  • В случаях, когда технологическая карта привязывается к условиям определенной строительной площадки, необходимо уточнить объем работ, выполнить калькуляцию затрат труда, технико-экономических показателей и график выполнения работ.
  • Карта предназначена для организации автоматизированного рабочего места для технологов, подрядчиков и заказчиков строительного производства.

Монтаж опор

Далее идет инструкция по порядку выполнения работ и требования к ним.

Бурение скважин под опоры

Бурение скважин под опоры

Прежде чем монтажники приступят к установке опор освещения, на строительной площадке должны быть выполнены следующие подготовительные мероприятия:

  • Согласно Правилам о договорах подряда на выполнение капитального строительства, должна быть получена вся рабочая документация в определенные сроки.
  • Далее согласуются графики поставки материалов, изделий и оборудования. При этом берется в расчет технологическая последовательность работ, которые будут выполняться на стройплощадке.
  • Согласно СНиП 3.01.01-85* и СНиП 12-03-2001 должны быть соблюдены все требования по противопожарной безопасности, охране окружающей среды и труда.
  • Далее разрабатывается проект и вся рабочая документация, с которой ознакамливаются бригадиры и инженерно-технические работники.

Если планируется, что работы будут выполняться на действующей проезжей части улицы или загородной магистрали, из-за чего может быть затруднено свободное движение транспортных средств, то в обязательном порядке разрабатывается проект по организации дорожного движения на время выполнения работ.

Установка опор освещения на автодорогах

Установка опор освещения на автодорогах

Перед тем, как приступать к работам, выполняется геодезическая разбивка осей трассы, по которой пройдут линии освещения для надежного закрепления опор. По итогу составляется акт, к которому прилагается схема с расположением знаков разбивки, а также все необходимые данные по привязке к высотной и базисной линии опорной сети.

Место под каждую скважину проходит инструментальную проверку положения осей опор и поверхности земли, после чего можно приступать к бурению.

Происходит это в следующей последовательности:

  • Установка приводится в рабочее положение, с размещением бура над разметочным контрольным колышком;
  • Затем производится бурение с откидыванием грунта;
  • По достижении нужной глубины, бур извлекается из скважины;
  • Далее установка переводится в положение для транспортировки и перемещается к следующей точке.

Сам гружу, сам вожу, сам бурю, сам ставлю

Сам гружу, сам вожу, сам бурю, сам ставлю

После начинается этап установки опор в скважины. При этом руководствуются требованиями СНиПов 3.03.01 – 87 и 3.05.06 – 85.

Для этих целей используется тот же агрегат, что и для бурения скважин, который имеет максимальную грузоподъемность в 3 т. 400 кг. Высота подъема крюка должная составлять 6м 2 см. Вот схема, на которой показана зависимость грузоподъемности от вылета крана.

Схема грузоподъемности подъемной установки

Схема грузоподъемности подъемной установки

Подъемный механизм Р65/С имеет две пары держателей опор для переноски столбов. Перед началом установки весь задействованный персонал должен быть ознакомлен с инструкцией по монтажу опор с применением этой установки. Все нужные данные имеются в руководстве укладчика столбов под Р65/С.

Процесс установки происходит следующим образом:

  • Установка подъезжает к намеченной скважине и занимает рабочее положение, выдвигая все четыре опоры;
  • Подбираются съемные грузозахватные приспособления;
  • Если требуется закрепить оттяжки, необходимо выполнить осмотр и строповку опоры;
  • После этого подается сигнал оператору, управляющему краном – визуально или по рации;
  • Оператор, манипулируя агрегатом, выполняет перемещение опоры, поднимая, опуская и совершая поворот стрелы при необходимости;
  • Затем делается расстроповка опор, оттяжки отцепляются.

Схема установки опоры освещения

Схема установки опоры освещения

Для того чтобы переместить опору, она стропится с помощью кольцевого стропа немного выше центра ее тяжести.

Монтажник, принимающий опору, должен находиться у скважины и направлять ее. К данной работе также предъявляются определенные требования, чтобы обеспечить оптимальный уровень безопасности.

Выполняется она в следующей последовательности:

  • Под руководством лица, который отвечает за безопасность на строительной площадке, в строго определенном месте устанавливается подъемник. В соответствии с технологической картой, по периметру вокруг него устанавливается разметка для обозначения зоны опасности.

Интересно знать! Если в опасную зону попадают дома с оконными проемами, то все они заколачиваются прочными щитами. Если работы производятся та территории автотрассы или городской проезжей части, на границах зоны опасности устанавливаются соответствующие дорожные знаки.

Опоры освещения: монтаж высокомачтовых осветительных комплексов

Опоры освещения: монтаж высокомачтовых осветительных комплексов
  • После всех подготовительных мероприятий, монтажник подает сигнал оператору, чтобы тот переместил стрелу крана для строповки.
  • Далее выполняется сама строповка.
  • Перед тем, как отдавать команду на перемещение, монтажник должен убедиться, что закрепление произведено надежно, на опоре отсутствуют незакрепленные детали, опора ни за что не сможет зацепиться при подъеме, и что вокруг отсутствуют посторонние люди.
  • Монтажник отдает команду поднять опору на 30 сантиметров над землей и снова убеждается в правильности строповки опоры. Важно, чтобы все ветви стропа имели одинаковое натяжение.
  • Далее он отходит от опоры на безопасное расстояние и сигнализирует оператору о перемещении опоры до места установки.
  • Монтажник должен принять опору в месте установки на высоте, не превышающей 1 метр от уровня грунта. Немного подталкивает ее для ориентации согласно схеме установки, и старший монтажник отдает команду опустить ее еще ниже до уровня в 40 – 50 сантиметров.
  • Убедившись, что ориентация выполнена правильно, отдается последняя команда на полное погружение опоры. При этом монтажник продолжает контролировать направление движения.

На фото - ориентирование опоры по скважине монтажниками

  • Перед тем как убрать стропы опора надежно закрепляется.
  • За счет чего обеспечивается надежность фиксации? Для этого требуется соблюсти установленную проектом глубину заделки, установить ригели, анкерные плиты и тщательно утрамбовать прилегающий грунт при его засыпке, послойно. После выполняется бетонирование.

Владельцы подъемной техники обязаны разработать надежные методы строповки грузов. Им должны быть обучены сотрудники, выполняющие монтаж.

Монтажникам и операторам выдается схема строповки, изображенная графически. Все работы производятся только в присутствии лица, ответственного за безопасность.

Схемы строповки опор: а) перемещение; б) установка

Схемы строповки опор: а) перемещение; б) установка

Что касается зоны опасности, то ее величина определяется согласно СНиП 12-03-2001 по следующей формуле: R = 0,5d + l + 3,5; где:

Демонтаж опор освещения

Гидравлический домкрат для извлечения столбов из грунта

Гидравлический домкрат для извлечения столбов из грунта

Конечно же, мы не можем обойти стороной процесс демонтажа осветительных опор. Данная операция производится при помощи гидравлического домкрата (корчевателя столбов) СР-89/2. На фото выше показан принцип захвата опоры и принцип установки устройства.

Для домкратов этого класса предъявляются следующие требования:

Интересно знать! Трос под такие приспособления изготавливается из стали или полистирола. Стальной вариант делают кольцевым или крученным.

Извлечение опор происходит по следующей инструкции:

  • Корчеватель требуется установить вертикально относительно столба. При этом опорная площадка должна располагаться максимально близко к столбу и опираться на грунт без уклона – при необходимости предварительно его поверхность выравнивают. Сектора для переноса столбов располагаются как можно ближе к грунту, чтобы хода домкрата хватило на подъем, штанга корчевателя должна полностью погрузиться в гнездо опорной площадки.
  • С обратной стороны от столба устанавливается агрегат Р65/С и при помощи кольцевого стропа столб стропится по его центру тяжести.
  • Домкрат соединяется с выходами гидравлических инструментов установки Р65/С при помощи специальных гидравлических шлангов.
  • В основании опора обвязывается кольцом тросом, который крепится на секторах переноса.
  • Оператор агрегата выполняет подъем корчевателем, при этом синхронно с ним поднимается стрела крана, чтобы удерживать столб на поднятой высоте. При этом монтажники следят за тем, чтобы домкрат не отклонился от вертикальной оси.
  • Если у домкрата не хватило хода, чтобы полностью вытянуть столб из грунта, его трос отцепляется, он снова переводится в стартовое положение и процедура повторяется, и так до полной выемки опоры.

После того, как опора извлечена, монтажники отцепляют домкрат от столба, и кран переносит его на грунт или сразу грузит в автотранспорт.

Обязательные требования для проведения описанных работ

Как вы понимаете, персонал, осуществляющий все перечисленные манипуляции, должен быть подготовлен соответствующим образом. При этом ответственные лица должны обеспечить полное соблюдение норм и правил на строительной площадке. В этой главе мы перечислим основные требования, которые должны соблюдаться неукоснительно.

Требования по приемке выполненных работ

Последующие работы на столбах выполняются только после качественной приемки

Последующие работы на столбах выполняются только после качественной приемки

Прежде чем допустить установленную опору к эксплуатации необходимо убедиться в том, что все работы выполнены качественно.

По этому вопросу разработан ряд технологических требований:

  • Все работы по устройству скважин, установке и извлечению опор под уличное освещение могут производиться только при наличии полного комплекта утвержденной документации.
  • Контроль над качеством проведения работ должен осуществляться только специализированными службами, входящими в состав строительных организаций.
  • Процесс производственного контроля состоит из нескольких частей: проверка документации (соответствие комплектности и достаточности технической информации); проверка самих опор под уличное освещение (проверка сертификатов соответствия, паспортов, а так же визуальный контроль опор на наличие дефектов); контроль рабочих процессов; приемка уже установленных опор.
  • Все результаты проверок заносятся в специальный журнал.
  • Что касается операционного контроля, то он состоит в том, чтобы окончательно убедиться в отсутствии дефектов, а также проверить правильность технологии монтажа. Результаты также заносятся в журнал, но уже производства работ.

По результатам проверки составляется акт по качеству выполненных работ.

Общие требования по безопасности и охране труда

Безопасность превыше всего

Безопасность превыше всего

Те, кто служил в армии, наверняка помнят такую присказку, стандартную у всех замполитов, что устав написан кровью. Так вот, данная мудрость относится не только к армейскому уставу, но и к любой технике безопасности, где цена – это человеческая жизнь.

Далее будет перечислен список общих требований по безопасности при проведении работ при монтаже и демонтаже опор уличного освещения:

Техника безопасности во всем

Техника безопасности во всем
  • Оператор установки должен понимать условную сигнализацию. При этом он должен знать массу поднимаемого груза, чтобы сопоставить ее с возможной грузоподъемностью агрегата.
  • Используемый агрегат должен оснащаться табличкой, в которой указываются грузоподъемность, регистрационный номер и дата следующего технического осмотра.
  • Чтобы избежать несчастный случаев, действия монтажников и оператора установки должны быть согласованны.
  • Прежде чем приступать к подъему груза, оператор должен убедиться в исправности агрегата и грузоподъемных захватов и стропов.
  • Нельзя превышать максимальную грузоподъемность установки.
  • В инструкции от производителя имеются данные о максимальной силе ветра, при которой разрешается выполнять работы. Также запрещено выполнять работы в сильный снегопад, туман, дождь и любой другой ситуации, когда оператор не в состоянии различить подаваемые ему сигналы от монтажников и разглядеть груз.

Работы выполняются в ясную, безветренную погоду

Работы выполняются в ясную, безветренную погоду

Эксплуатирующие установку организации совместно с ее владельцами обязаны:

  • Разработать технологические карты, проекты производства работ и проект организации дорожного движения (при необходимости).
  • Ознакомить с данными документами все лица, ответственные за безопасность проведения работ, под расписку.
  • Предоставить исправные грузозахватные приспособления, прошедшие необходимую проверку, которые будут соответствовать характеру и массе перемещаемого груза. Помимо этого каждому работнику выдаются отличительные знаки.
  • Вывесить на строительной площадке список, в котором будут указаны список грузов для перемещения и их масса. Операторы и монтажники получают копии данного списка на руки.
  • Обеспечить проверку подъемной установки на максимальную грузоподъемность в сроки, установленные руководством по эксплуатации.
  • Установить порядок пломбирования агрегата, а также сигнализации между оператором и монтажниками.

Также они обязаны убедиться в выполнении следующих правил:

Даже монтаж в чистом поле требует соблюдения безопасности

Даже монтаж в чистом поле требует соблюдения безопасности
  • К месту работ по перемещению опор освещение не должны допускаться лица, не имеющие непосредственного отношения к работе.
  • Если во время работы возникла необходимость выполнить осмотр или ремонт конструкции подъемной установки, то перед этим обязательно глушится двигатель автомобиля.
  • Все работы на установке должны выполняться в соответствии с проектом выполнения работ, а именно: параметры агрегата по вылету, грузоподъемности и высоте; обеспечение безопасного расстояния от действующих воздушных сетей электропередачи, мест передвижения пешеходов и автотранспорта, строений и мест складирования стройматериалов; соблюсти установку и работу установки рядом с откосами выемок; составить перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение способа строповки.
  • Лица ответственные за безопасность работ агрегата, монтажники (электролинейщики) и операторы (машинисты) под расписку ознакамливаются с проектом проведения работ.

При погрузке и разгрузке запрещено нахождение людей в кузове

При погрузке и разгрузке запрещено нахождение людей в кузове
  • Запрещена выгрузка опор, а также их опускание в кузов автомашины, если в нем находятся люди.
  • Во время разгрузки/погрузки у подъемного механизма должны быть установлены все выносные опоры. Если агрегат располагается на мягкой почве, то необходимо под опоры уложить прочные подкладки большей площади.
  • Оператор обязан следить за тем, чтобы при разгрузке/погрузке автомашины не нарушалось ее равновесие.
  • Во время перемещения опор под ними не должно никого находиться. Возле поднятого груза может находиться монтажник, но только до тех пор, пока высота не превысит 1-го метра.
  • Строповка выполняется надежно согласно с утвержденными схемами строповки. Стробы выбираются, исходя из массы и габаритов груза, при этом нужно, чтобы угол между ними не был больше 90 градусов.
  • Если требуется опору переместить горизонтально, то предварительно она должная быть поднята на высоту 50 сантиметров от всех окружающих ее предметов, за которые она может зацепиться.
  • В пределах перемещения опоры не должны находиться люди.
  • Во время перерывов в работе, а также после ее окончания не допускается оставление груза в подвешенном состоянии.
  • В начале подъема груз поднимается на высоту в 20-30 сантиметров, чтобы иметь возможность убедиться в правильности строповки.
  • Если подъем осуществляется в непосредственной близи от зданий и прочих объектов, запрещается нахождение монтажников между ними и грузом.

Установка в работе

Установка в работе

При работе подъемной установки запрещено:

  • Пребывание людей рядом с установкой;
  • Начинать перемещение опоры, ели неправильно рассчитан центр тяжести и она находится в неустойчивом положении;
  • Начинать подъем, если опора присыпана грунтом, заложена прочими грузами или примерзла к земле;
  • Протягивать опору по земле;
  • Пытаться оттягивать опоры в подвешенном состоянии – для ее разворота применяются оттяжки и крючья соответствующего размера;
  • Приступать к работе, если неисправны тормоза или приборы безопасности;
  • Запускать установку, если на ней находятся посторонние люди.

Согласитесь, перечень требований не маленький, и это при том, что мы не перечисляли требований по пожарной и экологической безопасности. Именно поэтому монтаж опоры освещения должен выполняться только работниками, прошедшими специальную подготовку.

Если вы желаете увидеть, как проходит данный процесс воочию, то можете просмотреть видео, которое мы для вас подобрали.

Устройство фундамента под опоры освещения

Устройство фундамента под опоры освещения

Закладные элементы, которые служат основой при монтаже опор уличного освещения, бетонируются в грунте. Основание из железобетона надежно удерживает опоры, предотвращая их падение, без проблем эксплуатируется долгие годы даже в сложных климатических условиях.

Виды опор и назначение

Согласно принятой классификации, опоры бывают силовыми и несиловыми. Они отличаются по конструкции, особенностям установки, несущей способности. Несиловые применяют для фиксации осветительного оборудования, питающий кабель к которому проводится под землей.

Для силовых моделей опор прокладка кабеля предусмотрена по воздуху. Их используют для освещения городских улиц, трасс, магистралей, для прокладки самонесущих изолированных проводов между населенными пунктами, поддержки линий питания, которые эксплуатируются электротранспортом – от трамваев до троллейбусов. Допустимый уровень нагрузок может достигать 3 тонн и зависит от того, из какого материала выполнена конструкция и какие габариты у обустраиваемого основания.

Для того чтобы эксплуатация опор была максимально длительной, бесперебойной, важна правильная установка фундаментов, которые будут устойчивы к нагрузке, оказываемой проводами. Если фундамент будет залит некорректно, сократится эксплуатационный ресурс опор, повысится вероятность их падения при сильных порывах ветра.

Существует и другая классификация силовых опор по форме. Их подразделяют на трубчатые, конические, граненые. Трубчатые имеют круглое сечение, а поэтому нагрузка равномерно распределяется по их поверхности. В производстве таких опор применяют большое количество стали, что неминуемо ведет к увеличению веса и цены.

Основой для граненных опор служит стальной прокат толщиной от 4 мм, кромки свариваются с помощью одного-двух продольных швов. Среди преимуществ таких конструкций числятся легкость, низкая стоимость, минимальные затраты на транспортировку и монтаж. Их поверхность может дополнительно защищаться с помощью антикоррозийной обработки слоем горячего цинка.

Способы установки опор освещения

типы фундаментов опор освещения

Выделяют две технологии монтажа опор освещения:

  1. Фланцевая. При монтаже применяют закладной фундамент под опору освещения из железобетона. Этот метод оптимален для легких опор и позволяет грамотно их центрировать.
  2. Прямостоечная. Основой для опор служат предварительно пробуренные в грунте отверстия. Фиксацию осуществляют с помощью бетонного раствора. Такая технология дешевле фланцевой.

Рассмотрим установку опор на примере их фиксации к фундаменту с помощью металлических фланцев, приваренных снизу и предусмотренных в базовой комплектации опор. Допустимо применение готовых монолитных блоков, к которым уже приварены шпильки. Основой для блоков предварительно подготовленная песчано-гравийная подушка. Когда опора установлена на фундамент, фланец фиксируется с помощью гаек.

Другая технология устройства фундамента под опоры освещения подразумевает применение бетонного раствора вместо готовых блоков. Работы в данном случае осуществляются в строго выверенной последовательности:

  1. В грунте обустраивается отверстие нужных размеров с круглым или прямоугольным сечением. На сыпучих грунтах при монтаже фундамента приходится дополнительно устанавливать опалубку. Она армируется с помощью металлической рамы, к которой приварены анкерные болты.
  2. Яма заполняется бетонным раствором. Когда раствор застыл и высох, на что уходит от 2 до 5 дней, монтируется сама опора.

Документы, регулирующие установку (СНИПы, ГОСТы)

Нормы монтажа опор освещены в нормативах СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические устройства» (пункт «Сборка и установка опор»). Кроме этого, при установке ориентируются на «Правила устройства электроустановок ПУЭ» (седьмое издание).

Расчет фундамента под опору освещения

При расчетах следует учитывать нагрузку на фундамент, которую оказывает столб, арматура, кронштейны и сами светильники. Принимают во внимание и другие факторы:

  • Ветровая нагрузка – варьируется в зависимости от региона. При сильных порывах ветра возможны колебания опоры, что нужно учитывать при проведении технических расчетов и монтаже.
  • Высота опоры освещения.
  • Тип кронштейна.
  • Характеристики грунта (ключевое значение имеет несущая способность почвы, нормативной прочностью при сжатии принято считать показатель в 150 Н/кв. м).

расчет фундаментов опор освещения пример

При установке одностоечной или узкобазовой опоры проводят расчеты по деформациям с учетом величины нормативной нагрузки. Важны и все характеристики грунта – от показателя консистенции до угла внутреннего трения. Эти параметры в обязательном порядке учитываются для типовых фундаментов.

Фундамент для опоры освещения

Существует два основных способа установки опор освещения. В первом случае опору устанавливают непосредственно в котлован и бетонируют, во втором случае сначала готовят фундамент, а затем на него устанавливают опору.

Соответственно, опоры освещения изготавливают либо под прямостоечный способ установки (с подземной частью), либо под фланцевый (в этом случае нижняя часть трубы оканчивается фланцем).

Фундамент для опоры освещения

Способ установки зависит от следующих факторов:
• тип опоры;
• планируемая нагрузка на опору;
• тип грунта;
• условия эксплуатации (климат, ветровая нагрузка).
Первый способ (прямостоечный) подразумевает меньшее число технологических операций, но у него есть и свои минусы. Этот способ имеет ограничения по типу грунта. Кроме того, демонтировать отслужившую свой срок или повреждённую опору возможно только вместе с бетонным блоком, что крайне трудоёмко. Фланцевую же опору можно легко отсоединить от фундамента и установить новую.
В настоящее время всё чаще практикуются различные способы установки опор на готовый фундамент. Обычно для этого используют металлические закладные детали, которые устанавливают в грунт и затем бетонируют. Закладные детали бывают двух типов:
Фланцевые – Сплошной металлический фундамент изготавливается из трубного проката, в верхней части приваривается фланец для установки опоры, в нижней углубляемой в грунт части прорезается отверстие для подводки кабеля. Закладная деталь устанавливается фланцем вверх, котлован бетонируется.

В свою очередь металлический фундамент встречается нескольких конструкций:
• прямой с фланцевым соединением;
• прямой, соединение «стакан»;
• консольный;
• выносной.
Обычные прямые конструкции наиболее распространены, такой фундамент устанавливается в грунт непосредственно в точке установки опоры освещения. При не совпадении точек устройства фундамента и установки опор, применяют консольные и выносные фундаменты. Они позволяют сместить точку в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Обычно опора освещения крепится к фундаменту напрямую через фланец, но возможен и вынос опоры на определённое расстояние от закладной детали при помощи консоли. Этот способ незаменим в тех случаях, когда специфика участка не позволяет заложить фундамент прямо под опорой.

ФУНДАМЕНТ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ

Цельный металлический фундамент для опор освещения с фланцевым присоединением. Фундамент устанавливается в землю, непосредственно на него раскрепляется осветительная мачта или опора. Ниже в таблице приведены основные размеры и параметры металлических фундаментов для опор различного типа. В конструкции фундамента предусмотрено окно под ввод электрического кабеля

КОНСОЛЬ ФУНДАМЕНТа МЕТАЛЛИЧЕСКОГО

Для установки осветительной опоры в месте не допускающем устройство фундамента предусмотрено использование консоли фундамента. Точки устройства подземного фундамента и установки опор могут быть разнесены в горизонтальной плоскости на расстояние до 2м

ФУНДАМЕНТ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ВЫНОСНОЙ

Для установки осветительной опоры в месте недопускающем устройство фундамента предусмотрено использование выносного фундамента. Точки устройства подземного фундамента и установки опор могут быть разнесены в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

между собой. После

детали бетоном на

Стержней с резьбой. На

Анкерный фундамент для мачт и опор освещения производится по Техническому заданию Заказчика или по разработанному проекту. Высота фундамента, количество и диаметр стержней назначаются проектировщиком в зависимости от параметров грунтов в месте установки, ветровой нагрузки на надземную часть осветительной мачты или опоры, а также назначения и типа самой опора.

Фундамент для опоры изготавливается отдельно, а затем устанавливается в грунт, путем заливки закладной детали бетоном. Это так называемая фундаментная плита.
Тип, габариты, мощность (несущая способность) фундаментов опор рассчитываются в каждом конкретном случае в зависимости от следующих параметров:
• Регион эксплуатации (ветровая нагрузка, глубина промерзания и состав грунта)
• Назначение опоры, мачты
В зависимости от типа фланцевой опоры выбирается ответный фланец закладной детали.

410

411

Часто для установки опор используют металлические фундаментные блоки, которые вообще не нуждаются в бетонировании – они вдавливаются или вбиваются в грунт. Это позволяет свести к минимуму земляные работы и сделать их менее шумными, что весьма важно в условиях городской среды. Внешне они похожи на фланцевую закладную деталь с дополнительной защитой от коррозии.
В последнее время всё большей популярностью пользуются свайно-винтовые фундаменты. Они представляют собой сваи с винтообразными лопастями, которые вворачиваются в грунт. Несомненные достоинства винтовых свай – лёгкость монтажа, отсутствие предварительных земляных работ и возможность использования в проблемных грунтах без применения тяжёлой техники.

Металлические опоры освещения: виды, преимущества, особенности проектирования и этапы монтажа

Металлические опоры — главные несущие элементы конструкций, используемых для освещения:

  • автомобильных дорог;
  • спортивных площадок и комплексов;
  • стадионов;
  • территорий промышленных объектов;
  • мостов;
  • аллей, скверов, парков и других рекреационных объектов;
  • коттеджных поселков;
  • придомовых территорий и пр.


Металлические опоры освещения на автомобильной дороге

Именно благодаря опорам освещения электрические приборы надежно фиксируются. За счет правильного выбора и размещения конструкций обеспечивается соблюдение норм, прописанных в СНиПах.

Чаще всего используют металлические опоры освещения. Расскажем, почему именно эти конструкции так популярны.

Преимущества металлических опор освещения

Перечислим все достоинства металлических опор освещения:

  • Малый вес. Металлоконструкции легче железобетонных аналогов. Транспортировка и монтаж значительно упрощаются.
  • Привлекательный внешний вид. Производители предлагают интересные дизайнерские решения.
Декоративная металлическая опора освещения
  • Стойкость к коррозии. Это обеспечивают цинковые покрытия. Обычно они имеют толщину 80 и более мкм.
  • Высокая прочность. Металлоконструкции выдерживают значительные ветровые и силовые нагрузки. 2000–3000 кг — при высоте прямостоечной опоры до 10 м. До 1300 кг — при высоте фланцевой конструкции до 13 м.
  • Некоторые модели на этапе эксплуатации поддаются изменениям. Можно, к примеру, варьировать высоту и диаметр.
  • Долговечность. При соблюдении условий эксплуатации металлические опоры освещения служат более 75 лет.

Первые — растрескиваются. В самых худших случаях части опор падают на автомобили. Металлические — лишь слегка изгибаются. При наличии ограничительных тумб удары амортизируются.

Столкновение с металлической опорой

Особенности изготовления металлических опор освещения

Для изготовления металлических опор освещения берут рулонную или листовую горячекатаную углеродистую или низколегированную оцинкованную конструкционную сталь. Показатель прочности — до К55.

Вначале рулоны разматывают и нарезают на заготовки нужной длины. Полосы очищают от грязи. Производят контроль качества.

Далее заготовки поступают на листогибочный пресс. Технология выглядит так.

Читайте также: