Высота установки уличного светильника

Обновлено: 17.05.2024

Высота фонарного столба по гост

Настоящие стандарты и нормативные документы распространяются на уличное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов уличной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов. Настоящие стандарты обязательно применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок уличного освещения.

Нормы уличного освещения регламентирует СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение

Нормы уличного освещения в Москве. Нормы МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»

Также стоит учесть требования ГОСТ Р 55706-2013 Освещение наружное утилитарное.

Нормы освещенности уличного освещения ограничивают яркость светильников в установке под углами.

Угол наклона светильника должен быть 80 и 90 градусов от вертикали по направлению к дороге.

Максимальное значение яркости

Угол установки 80 град — 30 Кд

Угол установки 90 град — 10 Кд

на 1000 Лм светового потока светильника.

При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65 градусов от вертикали.

Яркость светильника под углом 80, 85 и 90 градусов от вертикали по направлению дороги не должна превышать предельных значений:

Угол установки 80 град — 50 Кд

Угол установки 85 град — 30 Кд

Угол установки 90 град — 10 Кд

соответственно на 1000 Лм светового потока светильника.

Нормы освещения автозаправочных станций и стоянок

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
Автозаправочные станции
1 Подъездные пути с улиц и дорог:

Категорий А и Б

Нормы уличного освещения

Ниже приведем общие нормы освещения для всех типов. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.

Нормы уличного освещения в городе

Освещаемые объектыСредняя освещенность Еср, лк не менееРаспределение освещенности Емин / Еср не менее
1П1
. Площадки перед входами Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов, спортивных, развлекательных и торговых объектов
200,30
2П2
. Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и пред заводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха
100,30
3П3
. Пешеходные улицы, главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов
60,20
4П4
. Тротуары отделенные от проезжей части дорог и улиц, основные проезды микрорайонов, подъезды, проходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений
40,20
5П5
. Второстепенные проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов
20,10
6П6
. Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов
10,10

Нормы освещения улиц

Регламентирует эти положения СНиП СН 541-82 (с 1995 г.), благодаря чему повышается экономичность и безопасность осветительной системы уличного освещения, а также надежность приборов и удобство их эксплуатации. После того как были внедрены светодиодные лампы, документ СНиП СН 541-82 откорректировали с учетом особенностей этого рода осветительных приборов (2011 г.).

  1. В обязательном порядке должно быть организовано уличное освещение всех архитектурных объектов и памятников. При этом допускается использовать направленный или рассеянный свет.
  2. Качество освещения обуславливается светоотражательными свойствами покрытия дороги.
  3. В качестве опорной конструкции лампы могут выступать столбы или тросы.
  4. Некоторые виды светодиодных осветительных приборов, в частности, «сетка» и «линейка» имеют боле длительный срок службы и уровень интенсивности излучения, соответственно, они должны устанавливаться с учетом этих особенностей.
  5. Если нет возможности использовать столбы или другие опоры для монтажа светильников уличного освещения, допускается их расположение на фасаде здания, но лишь при выполнении следующих условий:
  • Экономичность такой осветительной системы;
  • Возможность производить обслуживание светильника и лампы;
  • Организация эффективного управления;
  • Обеспечение надежности функционирования приборов уличного освещения, для чего следует предусмотреть средства их защиты от прямого попадания воды и снега с крыши.



Нормы и требования освещенности лампами

Кроме того, каждый из обслуживаемых участков должен освещаться посредством лампы определенной мощности.

Нормы уличного освещения в городе

Ниже приведем перечень норм освещения в городе. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.

Высота размещения светильников на улицах городов, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учётом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012. Но в любом случае высота установки светильников должна быть не менее 8 м. до головки рельса для трамвайных путей и не менее 9 м от уровня проезжей части для троллейбусных маршрутов. Таблица взята

Нормы уличного освещения

Освещаемые объектыСредняя освещенность Еср, лк не менееРаспределение освещенности Емин / Еср не менее
1А1
. Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города (за пределами центра города) — с пропускной способностью более 10 000 ед/ч
300,35
2А2
. Прочие федеральные дороги и основные улицы (за пределами центра города) — с пропускной способностью 7 000 — 9 000 ед/ч
200,35
3А3
. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали
А1
(в центре города) — с пропускной способностью 4 000 — 7 000 ед/ч
200,35
4А4
. Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра (в центре города) — с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч
200,35
Магистральные дороги и улицы районного значения. Клас дороги — Б
5Б1
. Основные дороги и улицы города районного значения (за пределами центра города) — с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч
200,35
6Б2
. Основные дороги и улицы города районного значения (в центре города) — с пропускной способностью 2 000 — 5 000 ед/ч
150,35
Улицы и дороги местного значения. Клас дороги — В
7В1
. Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением (жилая застройка за пределами центра города) — с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч
150,25
8В2
. Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах и выход на магистрали (жилая застройка в центре города) — с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч
100,25
9В3
. Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон (в городских промышленных, коммунальных и складских зонах) — с пропускной способностью 500 — 2 000 ед/ч
60,25
Обособленный трамвайный путь
10Обособленный трамвайный путь10

Монтаж столбов для уличного освещения

Установка осветительных приборов предварительно согласовывается с заинтересованными ведомствами. Самовольно устанавливать уличные опоры запрещается и наказывается штрафом. В России получить разрешение на устройство освещения не сложно. Это делается ещё на стадии создания проекта сооружения или комплекса. Возможно создание отдельного проекта на освещение территории, улицы или объекта.

Разработка проекта

Уличный столб независимо от вида, высоты и назначения устанавливается только в соответствии с ранее разработанным проектом. При создании проекта учитываются следующие данные:

  • Рельеф местности
  • Необходимый уровень освещённости
  • Устройство системы управления осветительными приборами
  • Количество и тип осветительных приборов
  • Способы монтажа конструктивных элементов
  • Соответствие нормам электробезопасности
  • Подключение к электропитанию и пр

В процессе разработки проектной документации обязательно учитываются существующие линии коммуникаций.

Правила размещения осветительных опор

Расстояние между уличными столбами для освещения регламентируется СНиП. При расчёте расстояния учитывается уровень освещённости, высота столбов, тип источника света (люминесцентный, светодиодный и пр.). Строительные нормы содержат указания на требуемые расстояния от опоры до бордюра (не менее 1 м) или края дороги (не менее 1,5 м).

Способы монтажа столбов

Установка опор освещения производится одним из следующих способов. Первый способ подразумевает монтаж путём погружения нижней части столба в грунт. Такой способ обычно используют для деревянных и железобетонных конструкций. Демонтаж при этом произвести невозможно.

Второй способ заключается в установке опоры на предварительно подготовленный фундамент. В этом случае при необходимости осветительный столб может быть без проблем перенесен в другое место. Такой способ применяют для дорогостоящих металлических и иногда для железобетонных опор. Фундамент заливается из бетона или собирается из металлоконструкций.

Монтаж столбов для уличного освещения

Ещё один способ заключается в закреплении в фундаменте трубы, в которую затем вставляется уличный столб и фиксируется специальными креплениями. В этом случае труба придаёт конструкции дополнительную устойчивость и защищает от воздействия агрессивных сред.

Управление уличным освещением

Все дорожное и городское освещение должно иметь единую систему централизованного управления. При больших расстояниях между объектами или при наличии природных препятствий, их допускается разделить на районные схемы управления освещением. Но в любом случае они должны иметь централизованное управление по средству телефонной или радиосвязи.



Схемы управления наружным освещением

  • Согласно норм ПУЭ управление городским освещением может осуществляться автоматически. Но при этом, в любом случае, должна быть обеспечена возможность принудительного ручного управления освещением. Это необходимо для выполнения ремонтных работ, при неисправности автоматических систем управления и в случае экстренных ситуаций.



Освещение тоннелей

  • Схема освещения города должна быть двухуровневой, если у нас имеются такие объекты, как подземные переходы, тоннели и другие, относящиеся ко второй степени по уровню надежности электроснабжения. Второй уровень означает, что прекращение электроснабжения таких объектов недопустимо. Все остальное освещение города относится к третьему уровню надежности.
  • Двухуровневая система управления обозначает, что часть светильников работает днем, а часть и днем, и ночью. Возможен вариант трех- и более уровневой системы управления. Тут главным фактором является цена, которая для многоуровневых систем несколько выше.



Управление включение отдельных светильников

  • Многоуровневая система управления освещением допускается и для систем освещения города. Но при этом согласно п. 6.5.25 ПУЭ не допускается одновременное отключение двух смежных светильников. То есть глубокой ночью, для снижения потребления допускается отключить до 50% освещения города.



Шкаф наружного освещения

  • Управление наружным освещение придомовых территорий, а также зон перед общественными зданиями осуществляется из этих зданий. Для этого они должны иметь специальный щит наружного освещения. Не подключать к нему, можно только светильник над входом в здание. Он может быть подключен к внутридомовым сетям.

Нормирование уличного освещения

Для установки светильников на территории улиц главным документом является СНиП 23-05-95. Он устанавливает нормы уличного освещения и требования к нему. Кроме того, имеется ряд отраслевых норм, в которых расписаны основные требования к освещению транспортных магистралей, переулков, площадей,

парковых зон, исторических памятников и т.д. В этих документах указаны нюансы освещения конкретных объектов, которые необходимо неукоснительно выполнять при их освещении.

Уличное освещение выполняют по специально разработанному проекту. Он должен быть выполнен специалистами, имеющими лицензию, права и необходимые разрешения, а также имеющие соответствующую квалификацию для осуществления таких работ. При этом они должны придерживаться требований СН 541-82, утвержденными приказом № 13 Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре.

Принципы построения уличного освещения

Если вам кажется, что организация уличного освещения города это просто, то вы глубоко ошибаетесь. Ведь при создании городского освещения проектировщики должны учитывать не только требуемы параметры освещенности.

При расчетах учитываются такие показатели как: зернистость и отраженная составляющая асфальтного покрытия, запыленность улиц, количество осадков, ширина улиц, окружающая цветовая гамма, световые шумы и многое, многое другое. И все это, исходя из концепции развития города на ближайшие 10 лет.



Односторонняя схема освещения дороги

  • Конечно обсуждать каждый из этих критериев мы не будем. Ведь для полного раскрытия этой тематики научно-исследовательские институты составляют целые трактаты. И своими руками такие системы не построить. Но вот на основных аспектах принципа построения мы остановимся.



Двухрядное шахматное расположение светильников

  • Начнем с освещения автомобильных дорог. Оно может быть выполнено двумя способами – за счет установки светильников на специальных опорах и за счет подвеса светильников на тросах.
  • Какую схему и где применять, решают путем расчета. Одним из основных параметров в этом расчете является ширина дорожного покрытия. Так, при ширине дорожного покрытия до 12 метров рекомендуется применять одностороннюю схему установки светильников на столбах. При ширине до 18 метров рекомендуют применять двухрядную систему с шахматным расположением светильников на столбах. При ширине до 32 метров прямоугольную шахматную схему.



Двухрядная система освещения

  • Если у нас имеется разделительная полоса между полосами движения, как на видео, то при ширине дороги в одну сторону до 12 метров рекомендуется использовать двухрядную систему освещения — это когда светильники устанавливаются на столбах, и один светильник освещает одну полосу движения, а второй вторую.



Схемы освещения автомобильных дорог

  • Что касается подвеса светильников на тросах, то однорядную схему рекомендуют использовать для дорог с шириной до 18 метров. Для дорог шириной до 36 метров рекомендуется использоваться двухрядную схему.

Обратите внимание! Все это, не более чем рекомендации нормативного документа. Окончательный выбор проекта освещения осуществляется, исходя из расчета и удобства обслуживания таких светильников.

  • Важной составляющей схемы освещения городов является должный уровень света над перекрестками, пешеходными переходами и переездами. Для них так же разработаны определенные рекомендации. Так, для освещения пешеходных переходов устанавливается по одному светильнику с каждой стороны дороги. Причем они должны быть расположены справа от пешехода, переходящего дорогу. Расстояние между этими светильниками должно составлять 1,5 размера ширины дороги.



Схема освещения закруглений дороги, переездов, перекрестков и пешеходных переходов

Как определяется расстояние между столбами освещения на трассе и в городе

Расстояние между фонарными столбами в городе и любом другом месте именуется пролетом. Его величину регламентируют специализированные документы: СНиП и ГОСТ. В них четко прописываются величины пролета для разной местности, в том числе городской, сельской или частной территории.

При расчете пролетов учитывается специфика опор, состоящих из двух частей:

  • источника света. Осветительный прибор располагается, как правило, наверху опоры. Мощность источника подбирается с учетом местности, где он будет располагаться. Так, для автодорог требуются светильники большой мощности, а в парковых зонах могут устанавливаться менее мощные модели;
  • опора. Его главная характеристика – высота. Также важно учитывать, что опоры освещения одновременно могут выступать и опорами для ЛЭП (линии электропередач);

В условиях города чаще устанавливают опоры высотой 9 м, поскольку эта величина наиболее оптимальна в отношении удобства обслуживания.

Главные факторы в определении пролета между фонарными столбами

Основной фактор в определении по СНиПу расстояния между опорами освещения – формирование пересекающихся осветительных конусов. С учетом этого при расчете необходимо брать во внимание следующие параметры:

  • требуемая освещенность в районе, где будет произведен монтаж (центр или окраина города, дача или деревня);
  • мощность и тип источников света, а также их количество;
  • вид устанавливаемых линз на светодиодных матрицах;
  • высоту расположения источника освещения на опоре.
Необходимые данные для определения шага опор освещения Необходимые данные для определения шага опор освещения

На схеме представлена большая часть данных, которые необходимы для определения шага опор освещения. В числе параметров:

  • высота подвеса светодиодного светильника на опорах Н (м);
  • шаг мачтовых опор вдоль дороги L (м);
  • вылет середины светильника от края проезжей части l (м);
  • ширина дорожного полотна W (м);
  • угол наклона консоли со светильником α (°).
Чем выше будет находиться осветительный прибор на столбе, тем меньше будет освещенность на уровне дорожного полотна. В связи с этим расстояние между двумя столбами на дороге будет уменьшаться и наоборот. На рисунке ниже на примере показано, как меняется степень освещенности поверхности, которая находится от источника света на определенном расстоянии. Та же зависимость наблюдается, когда на опорах освещения увеличивают высоту установки источников света.

Но здесь важно не забывать про мощность используемых ламп. Даже если источник света будет установлен выше, расстояние между электрическими столбами в городе или другой местности можно не менять, а выбрать более мощные источники света, которые обеспечат нормативную освещенность дорожного полотна. Зависимость пролета от величины подвеса и мощности светильника наглядно представлена в таблице ниже.

Как определяют интервал между опорами освещения

Существует среднее значение пролета между фонарями, которое находится в пределах 35-45 м. Максимально этот параметр может достигать 65 м. При расчете обязательно принимают во внимание требования к средней горизонтальной освещенности дорожного покрытия. Она измеряется в люксах (лк) и определяется несколькими параметрами:

  • загруженностью трассы – наибольшей интенсивностью движения в обоих направлениях;
  • категорией объекта по освещению;
  • типом автомобильной дороги.

Требования к средней горизонтальной освещенности автодороги отражены в пункте 4.1, таблице 1 ГОСТ Р 54305-2011. Для удобства данные приведены в виде таблицы.

Еще одно правило при расчете расстояния между столбами освещения на трассе или в городе – зависимость шага от высоты подвеса светильников. Оно не должно превышать следующих соотношений:

  • 7:1 – при шахматном размещении;
  • 5:1 – при осевом, прямоугольном и одностороннем расположении.

Что еще учитывают в процессе монтажа опор освещения

До момента установки опор рассчитывают не только пролет, но и ряд других параметров. Здесь необходимо придерживаться следующих правил:

  • между столбом и бордюром должно быть не менее 1 м в случае скоростных магистралей, не менее 0,5 м при установке опор для любых других дорог, и 0,3 м – для автодорог, запрещенных для движения тяжеловесных фур и других большегрузов;
  • при отсутствии бордюра от края дорожного полотна до самой опоры оставляют не менее 1,75 м.

Опоры освещения на заказ

Обратившись в компанию «КСО-1», вы сможете заказать опоры освещения разных типов: силовые и несиловые, граненые, круглоконические и трубчатые, а также декоративные. Помимо этого, мы производим мачты освещения и мачты мобильной связи. При необходимости мы производим монтаж, соблюдая требуемое расстояние между опорами освещения в городе или любом другом районе установки.

Лёгкая установка уличных светильников для дачи и дома

В этой статье я расскажу, как установить уличные светильники в грунт и фонари-столбы.

Светильники, встраиваемые в грунт, позволят вам красиво подсветить и выделить различные зоны вашего сада. При установке обязательно следуйте инструкции производителя.

1. Вам понадобится

  • светильники, встраиваемые в грунт, или уличные фонари-столбы (большой выбор в Леруа, и цены невысокие, советую )
  • электрический кабель для наружных работ
  • гофрированная труба для наружных работ для защиты электрического кабеля
  • песок
  • бетон
  • дюбели, шурупы
  • рулетка
  • совковая и штыковая лопаты
  • уровень
  • пластиковый лоток
  • мастерок
  • кусачки
  • щипцы для снятия изоляции
  • отвертки
  • отвертка-индикатор
  • строительный карандаш
  • перфоратор
  • стремянка
Внимание! Прежде, чем начать выполнение работ, отключите общую подачу электричества!

2. Прокладка кабеля в земле

Щиток

Питание вашей наружной электрической установки от общего распределительного устройства. Поставьте дифференциальную защиту на 30 мА в начале вашей новой цепи. От неё отведите одну, или несколько линий, в зависимости от ваших потребностей. Линии должны быть защищены автоматами (10А на освещение, 16А на розетки).

Требования и нормы по высоте фонарных столбов

Высота фонарного столба зависит от назначения конструкции. Поэтому перед установкой следует разобраться с основными нормативами, чтобы не допустить ошибок и подобрать вариант в соответствии с требованиями. Кроме того, имеет значение и материал изготовления, так как от этого напрямую зависит прочность, стойкость к неблагоприятным воздействиям и ветровым нагрузкам.

Максимальная и минимальная высота фонарных столбов

Освещение подбирается под конкретные условия.

Чтобы разобраться со всеми требованиями, проще всего изучить нормативную документацию – ГОСТ 32947-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Технические требования» и ГОСТ Р ЕН 40-7-2013 «Опоры освещения из полимерных композиционных материалов, армированных волокном. Технические требования». Там есть все необходимые данные относительно параметров изделий и требований к ним. Что касается высоты, можно выделить несколько аспектов:

  1. Минимальная высота светильников для пешеходных и парковых зон составляет 3 метра, при этом максимум зависит от конкретных условий. Обычно нет смысла ставить фонари очень высоко, поэтому средний размер опор равен 6 метров. Для площадок и больших пространств возможно поднятие источников света выше, чтобы увеличить площадь освещения и уменьшить число светильников.
  2. Для городских улиц, проезжих частей во всех типах населенных пунктов минимальная высота столбов не должна быть меньше 6 метров, это необходимый минимум для проезда среднетоннажного грузового транспорта. Что касается максимума, то чаще всего опоры делают не выше 13,5 метров. Но в отдельных случаях по специальному заказу могут изготавливаться изделия до 22 метров, чаще всего для изготовления применяют железобетон или оцинкованную сталь.

На улицах с автомобильным движением высота фонарей должна быть намного больше.

Кстати! Высота столба освещения – это не только его надземная часть. Если он устанавливается путем бетонирования, то в земле располагается от 120 до 300 см, поэтому общая длина получается больше.

Что влияет на высоту установки светильников

Чтобы разобраться с этим моментом, надо учитывать целый ряд факторов. Только так можно определить оптимальное расположение источника света, чтобы обеспечить хорошую видимость и исключить любые проблемы в процессе эксплуатации. Надо помнить следующее:

    светильника, который будет установлен на опоре. Чем он больше, тем выше следует располагать плафоны, чтобы обеспечить оптимальный уровень освещения и не создавать дискомфорта для зрения. Для освещения автомобильных обычно диапазон от 6 до 13,5 метров. Что касается пешеходных зон и частных территорий, для них выбирают высоту от 3 метров, все зависит от мощности лампы.

Чем выше расположен светильник, тем большую территорию он охватывает, но при этом освещенность снижается. Во дворах частных домов фонари могут быть любой высоты.

Если после установки фонаря оказалось, что свет слишком яркий или наоборот, тусклый, не нужно переставлять светильник. Проще всего заменить лампу, выбрав вариант с подходящей мощностью.

Виды опор освещения по высоте

Высота уличного фонаря зависит от назначения и места установки. Выделяется три основных разновидности, у каждой из них свои особенности, которые надо знать:

    Декоративные, чаще всего имеют высоту от 3 до 6 метров, на них обычно используют светильники торшерного типа. Плафонов может быть от одного до нескольких в зависимости от необходимой яркости и места установки. Этот вариант подходит для частного сектора, а также для парковых зон, аллей, пешеходных дорожек и т.д. Также декоративные опоры часто используют около общественных зданий, архитектурных сооружений, фонтанов и т.д.

Декоративные варианты могут иметь разные конфигурации и размеры.

Высота столба уличного освещения приспосабливается под окружающие условия, учитываются все объекты, которые могут создавать помехи.

Правила монтажа фонарных столбов и металлических опор для освещения

На какой высоте на опоре должны размещаться светильники

Есть отдельные нормативы, прописанные в ГОСТ и других документах, которые стоит учитывать при определении высоты расположения светильника:

  1. Для дачи или двора частного дома нужно подбирать высоту, исходя из особенностей участка и целей освещения. Обычно для этого используют декоративные опоры, которые могут быть украшены декором. Лучше всего расположить источник света так, чтобы предотвратить его случайное повреждение.
  2. При планировании установки фонарей на проезжей части учитывать расположение деревьев, кроны не должны заслонять световой поток. Если по дороге движутся троллейбусы, минимальная высота фонарей должна быть не менее 9 м, для улиц с трамвайными путями – от 8 м и больше.
  3. Также важно учитывать и расстояние между фонарными столбами. Расстановка опор должна быть такой, чтобы соотношение высоты и шага расположения опор было не больше, чем 1:7, а если использована шахматная схема установки, то не более, чем 1:5. Это позволяет обеспечить равномерное освещение и отсутствие затененных участков.

Для обеспечения равномерного освещения нужно подбирать не только высоту столбов, но и расстояние между ними.

По ГОСТ 55706-2013 фонари следует располагать над проезжей частью на высоте не менее 6,5 метров. Они должны быть на кронштейнах, обращенных в сторону дороги или подвешены на тросах.

Высота установки зависит от места расположения фонаря. Так, на трассе их ставят выше, чем в городе. В пешеходных зонах нет жестких нормативов, тут обычно исходят из безопасности и декоративной составляющей.

Особенности монтажа и подключения уличных фонарей

Наружное освещение на участке при доме в деревне или даче - это не только эстетика и комфорт, это еще и вопрос безопасности. Поэтому к вопросу обустройство подсветки территории надо отнестись серьезно – просчеты при планировании могут обойтись дорого, в том числе и в прямом смысле.

Рекомендации по управлению освещения

Важным моментом является выбор схемы управления и подключения уличного освещения. Проще всего сделать так, чтобы светильники управлялись вручную – включение и выключение от оператора. Но современная бытовая электротехника позволяет даже мастеру средней квалификации создавать схемы автоматического управления осветительными приборами или создавать динамические спецэффекты.

Все светильники надо объединить в группы по функциональному назначению. Например, часть приборов должны отключаться автоматически с первыми лучами солнца. Они подключаются через фотореле. Другие должны светить несколько дольше, они подключаются через другое реле освещенности с иным уровнем срабатывания. Третья группа светильников должна управляться только вручную. Их подключают через обычный выключатель. Все это надо продумать еще на этапе проектирования, до закупки комплектующих и начала монтажа.

Особенности монтажа и подключения уличных фонарей

Так выглядит типовая схема подключения светильников наружного и ландшафтного освещения к распределительному щиту 220 вольт.

На каждую группу светильников должна быть собрана своя схема управления:

  1. Групповой автомат и автомат защиты линии освещения должны быть обязательно. Помимо защитной функции, они служат коммутационными аппаратами, позволяющими отключить весь щит или одну линию для проведения ремонта или других работ.
  2. Трехпозиционный переключатель. Им выбирают вид управления – ручной или автоматический, плюс есть положение «Отключено». Если ручной режим не нужен, или отсутствует схема автоматики, можно не ставить. Но на перспективу можно смонтировать.
  3. Ручной выключатель освещения. Позволяет управлять светильниками в ручном режиме. Пригодится и на время ремонта в случае выхода из строя схемы автоматики.
  4. Фотореле. Включает освещение в сумерках, выключает на рассвете. Дает значительную экономию электроэнергии.
  5. Магнитный пускатель. Нужен для увеличения нагрузочной способности фотореле. Если мощность контактов реле освещенности достаточна для коммутации осветительной нагрузки, можно не ставить.

Вместо фотореле можно установить контроллер, который будет управлять освещением по заданной программе. Он может быть промышленный или самодельный (в том числе на базе Ардуино). В этом случае возможности управления освещением значительно расширяются.

Выбор оборудования и расходных материалов

С определенной степенью условности все светильники делят на:

  • фасадные – освещают территорию, непосредственно прилегающую к дому;
  • подвесные – подвешиваются на стенах, столбах и строительных конструкциях;
  • мачтовые – устанавливаются на специальных опорах, представляющих со светильником единую конструкцию;
  • ландшафтные – подсвечивают элемента ландшафта и архитектуры;
  • маркерные – обозначают элементы ландшафта, например, дорожки.

Тематическое видео: Выбор декоративных уличных прожекторов.

Все светильники, кроме прямой функции создания светового потока, несут еще и декоративное назначение. Поэтому выбор прибора - всегда задача владельца, и здесь его фантазия ограничена только исполнением осветительных устройств по степени защиты по ГОСТ 14254-2015.

Для организации электрических линий, питающих фонари, надо применять только медную проводниковую продукцию. Хотя сейчас и наблюдается тенденция к повсеместному допуску алюминиевых проводников, но с технической точки зрения медь имеет только преимущества, хотя проигрывает в экономике. Сечение проводников для сетей освещения зависит от нагрузки, но в большинстве случаев для обеспечения пропускной способности по току достаточно 1,5 кв.мм. Также надо учесть, что фонари могут располагаться на значительном расстоянии от распределительного шкафа, поэтому надо провести дополнительную проверку на потери напряжения. Падение напряжения в линии зависит от:

  • сечения (чем оно больше, тем меньше потери);
  • материала жил (у меди удельное сопротивление ниже, чем у алюминия – потери будут меньше);
  • длины линии.

Для проверки проще всего воспользоваться онлайн-калькулятором. Напряжение на самом дальнем светильнике не должно быть ниже исходного более чем на 5%. Если это условие не выполняется, надо увеличить сечение кабеля или провода на один шаг и повторить расчет.

Как сделать уличные фонари из подручных материалов

Не менее важен вопрос выбора способа прокладки питающей проводниковой продукции. И здесь эстетическая функция выходит на первый план. Из этих соображений открытый способ отметается сразу. Исключение – небольшие участки проводки, выполняемые подвесным способом, когда без этого обойтись нельзя. Например, прокладка от фасада к фасаду. И выполняется такой монтаж на высоте не менее трех метров. Удобно использовать для этих целей изолированный провод с несущим тросом (СИП). Такой провод не требует дополнительной несущей конструкции, которую обязательно надо применять в случае подвеса кабеля. Сначала протягивается металлический трос, потом к нему по все длине крепится кабель. Но наиболее эстетичной считается подземная прокладка электрических линий. Для нее наиболее пригоден кабель с бронированной оболочкой, но он дорог. Поэтому чаще всего прибегают к прокладке обычного кабеля (например, ВВГ) в трубах.

Поэтапное выполнение (монтаж и подключение)

Начинать работу по организации освещения участка надо с нанесения на план расположения светильников. Для выбора количества осветительных приборов можно воспользоваться СНиП (или более современными СП – актуализированными СНиП). Для домашнего применения они не обязательны, но их изучение позволит сориентироваться в минимально необходимом количестве светильников.

Таблица норм освещенности основных уличных объектов.
ТерриторияГлавные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионовТротуары, подъезды, проходы и центральные аллеиБоковые аллеи и вспомогательные входы парковОткрытые автостоянки на улицах всех категорий, проезды между рядами гаражей боксового типа
Минимальная освещенность, лк6416

Нормы освещенности общественных территорий можно соотнести с несущими примерно ту же функцию участками частных владений и пересчитать люксы в люмены. Для этого освещенность в люксах надо разделить на площадь освещаемой территории в квадратных метрах. Получится минимально необходимый световой поток, под который надо подобрать мощность осветительных приборов и их количество.

Требования и нормы по высоте фонарных столбов

Так как прокладка кабеля или самонесущего провода подвесным способом в таких случаях неприемлема по эстетическим резонам, в 99% случаев выбирается подземное обустройство линий. Поэтому на план надо нанести и будущие траншеи. Пока все на бумаге, проект легко оптимизировать и минимизировать в плане объемов работ. После начала выемки грунта сделать это будет сложнее.

Особенности монтажа и подключения уличных фонарей

План расположения оборудования.

Согласно этому плану, надо выкопать от распределительного щита траншеи глубиной 70 см, а в местах установки светильников на земле – ямки размером чуть больше основания. В траншеях надо обустроить песчаную подушку толщиной 100 мм.

Особенности монтажа и подключения уличных фонарей

Готовая траншея.

После этого надо уложить кабель (если выбран вариант с бронированной оболочкой) либо пластиковые трубы диаметром 22 мм для защиты линий от повреждения. В местах будущей установки источников освещения труба выводится на поверхность, потом снова уходит в землю к следующему светильнику. К этому моменту должна быть полная ясность, как группируются светильники.

Особенности монтажа и подключения уличных фонарей

Схема соединения групп светильников.

Важно! Желательно предусмотреть в нескольких местах выход кабеля из-под грунта для монтажа розеток.

В зависимости от схемы у каждого места установки может быть два или три выхода трубы. Для каждой группы осветителей используется свой «трубопровод».

Особенности монтажа и подключения уличных фонарей

Вывод труб на поверхность.

После с помощью троса в трубу затягиваются отрезки кабеля с запасом на выходе 30-40 см для будущего подсоединения.

Особенности монтажа и подключения уличных фонарей

Кабель, готов к монтажу.

Далее можно засыпать трубу песком слоем 100..150 мм и закопать. Очень полезно поверх песчаной подушки положить сигнальную ленту. При земляных работах в будущем она предупредит о том, что глубже проходит кабельная линия.

Особенности монтажа и подключения уличных фонарей

Сигнальная лента.

В итоге должен получиться такой «бутерброд»:

Особенности монтажа и подключения уличных фонарей

Разрез траншеи после окончания работ.

Следующий шаг – установка уличных фонарей. Она выполняется согласно конструкции устройства и инструкции изготовителя:

  • некоторые осветительные приборы требуют обустройства и заливки бетонных фундаментов;
  • другие имеют подпятник, требующий лишь гравийной засыпки для дренажа;
  • для подвесных фонарей не нужно ничего.


Освещение придомовой территории частного дома

После этого можно выполнить соединение проводников кабеля в распредкоробках. Удобно для этого использовать клеммы Vago или подобные. Для защиты монтажа его желательно залить специальным эпоксидным компаундом.

Важно! После окончания монтажа и полного застывания компаунда (но до подключения ламп светильников и питающей стороны) надо измерить сопротивление изоляции мегомметром на 1000 В. Rиз не должно быть меньше 1 МОм.

Особенности монтажа и подключения уличных фонарей

Распределительная коробка, залитая компаундом.

Последним шагом выполняется подключение уличных светильников, их окончательная сборка, подключение питающей стороны кабеля к распределительному щиту. После этого можно подавать напряжение, опробовать схему коммутации, настраивать автоматику и, в итоге, наслаждаться качественно выполненным освещением.

Высота установки уличного светильника

6.3.1. Для наружного освещения могут применяться любые источники света (см. п. 6.1.11).

Для охранного освещения территорий предприятий применение разрядных ламп не допускается в случаях, когда охранное освещение нормально не включено и включается автоматически от действия охранной сигнализации.

6.3.2. Осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы) могут устанавливаться на специально предназначенных для такого освещения опорах, а также на опорах воздушных линий до 1 кВ, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта всех видов токов напряжением до 600 В, стенах и перекрытиях зданий и сооружений, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений независимо от отметки их расположения, могут быть подвешены на тросах, укрепленных на стенах зданий и опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.

6.3.3. Установка светильников наружного освещения на опорах ВЛ до 1 кВ должна выполняться:

1. При обслуживании светильников с телескопической вышки с изолирующим звеном, как правило, выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ при размещении светильников и проводов ВЛ с разных сторон опоры. Расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода ВЛ должно быть не менее 0,6 м.

2. При обслуживании светильников иными способами - ниже проводов ВЛ. Расстояние по вертикали от светильника до провода ВЛ (в свету) должно быть не менее 0,2 м, расстояние по горизонтали от светильника до опоры (в свету) должно быть не более 0,4 м.

6.3.4. При подвеске светильников на тросах должны приниматься меры по исключению раскачивания светильников от воздействия ветра.

6.3.5. Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м.

При установке светильников над контактной сетью трамвая высота установки светильников должна быть не менее 8 м до головки рельса. При расположении светильников над контактной сетью троллейбуса - не менее 9 м от уровня проезжей части. Расстояние по вертикали от проводов линий уличного освещения до поперечин контактной сети или до подвешенных к поперечинам иллюминационных гирлянд должно быть не менее 0,5 м.

6.3.6. Над бульварами и пешеходными дорогами светильники должны устанавливаться на высоте не менее 3 м.

Наименьшая высота установки осветительных приборов для освещения газонов и фасадов зданий и сооружений и для декоративного освещения не ограничивается при условии соблюдения требований п. 6.1.15.

Установка осветительных приборов в приямках ниже уровня земли разрешается при наличии дренажных или других аналогичных устройств по удалению воды из приямков.

6.3.7. Для освещения транспортных развязок, городских и других площадей светильники могут устанавливаться на опорах высотой 20 м и более при условии обеспечения безопасности их обслуживания (например опускание светильников, устройство площадок, использование вышек и т.п.).

Допускается размещать светильники в парапетах и ограждениях мостов и эстакад из негорючих материалов на высоте 0,9-1,3 м над проезжей частью при условии защиты от прикосновений к токоведущим частям светильников.

6.3.8. Опоры установок освещения площадей, улиц, дорог должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от лицевой грани бортового камня до внешней поверхности цоколя опоры на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением и не менее 0,6 м на других улицах, дорогах и площадях. Это расстояние разрешается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия маршрутов городского транспорта и грузовых машин. При отсутствии бортового камня расстояние от кромки проезжей части до внешней поверхности цоколя опоры должно быть не менее 1,75 м.

На территориях промышленных предприятий расстояние от опоры наружного освещения до проезжей части рекомендуется принимать не менее 1 м. Допускается уменьшение этого расстояния до 0,6 м.

Читайте также: