Высота установки светильников на автомобильных дорогах

Обновлено: 02.05.2024

Требования и нормы по высоте фонарных столбов

Высота фонарного столба зависит от назначения конструкции. Поэтому перед установкой следует разобраться с основными нормативами, чтобы не допустить ошибок и подобрать вариант в соответствии с требованиями. Кроме того, имеет значение и материал изготовления, так как от этого напрямую зависит прочность, стойкость к неблагоприятным воздействиям и ветровым нагрузкам.

Максимальная и минимальная высота фонарных столбов

Освещение подбирается под конкретные условия.

Чтобы разобраться со всеми требованиями, проще всего изучить нормативную документацию – ГОСТ 32947-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Технические требования» и ГОСТ Р ЕН 40-7-2013 «Опоры освещения из полимерных композиционных материалов, армированных волокном. Технические требования». Там есть все необходимые данные относительно параметров изделий и требований к ним. Что касается высоты, можно выделить несколько аспектов:

  1. Минимальная высота светильников для пешеходных и парковых зон составляет 3 метра, при этом максимум зависит от конкретных условий. Обычно нет смысла ставить фонари очень высоко, поэтому средний размер опор равен 6 метров. Для площадок и больших пространств возможно поднятие источников света выше, чтобы увеличить площадь освещения и уменьшить число светильников.
  2. Для городских улиц, проезжих частей во всех типах населенных пунктов минимальная высота столбов не должна быть меньше 6 метров, это необходимый минимум для проезда среднетоннажного грузового транспорта. Что касается максимума, то чаще всего опоры делают не выше 13,5 метров. Но в отдельных случаях по специальному заказу могут изготавливаться изделия до 22 метров, чаще всего для изготовления применяют железобетон или оцинкованную сталь.

На улицах с автомобильным движением высота фонарей должна быть намного больше.

Кстати! Высота столба освещения – это не только его надземная часть. Если он устанавливается путем бетонирования, то в земле располагается от 120 до 300 см, поэтому общая длина получается больше.

Что влияет на высоту установки светильников

Чтобы разобраться с этим моментом, надо учитывать целый ряд факторов. Только так можно определить оптимальное расположение источника света, чтобы обеспечить хорошую видимость и исключить любые проблемы в процессе эксплуатации. Надо помнить следующее:

    светильника, который будет установлен на опоре. Чем он больше, тем выше следует располагать плафоны, чтобы обеспечить оптимальный уровень освещения и не создавать дискомфорта для зрения. Для освещения автомобильных обычно диапазон от 6 до 13,5 метров. Что касается пешеходных зон и частных территорий, для них выбирают высоту от 3 метров, все зависит от мощности лампы.

Чем выше расположен светильник, тем большую территорию он охватывает, но при этом освещенность снижается. Во дворах частных домов фонари могут быть любой высоты.

Если после установки фонаря оказалось, что свет слишком яркий или наоборот, тусклый, не нужно переставлять светильник. Проще всего заменить лампу, выбрав вариант с подходящей мощностью.

Виды опор освещения по высоте

Высота уличного фонаря зависит от назначения и места установки. Выделяется три основных разновидности, у каждой из них свои особенности, которые надо знать:

    Декоративные, чаще всего имеют высоту от 3 до 6 метров, на них обычно используют светильники торшерного типа. Плафонов может быть от одного до нескольких в зависимости от необходимой яркости и места установки. Этот вариант подходит для частного сектора, а также для парковых зон, аллей, пешеходных дорожек и т.д. Также декоративные опоры часто используют около общественных зданий, архитектурных сооружений, фонтанов и т.д.

Декоративные варианты могут иметь разные конфигурации и размеры.

Высота столба уличного освещения приспосабливается под окружающие условия, учитываются все объекты, которые могут создавать помехи.

Правила монтажа фонарных столбов и металлических опор для освещения

На какой высоте на опоре должны размещаться светильники

Есть отдельные нормативы, прописанные в ГОСТ и других документах, которые стоит учитывать при определении высоты расположения светильника:

  1. Для дачи или двора частного дома нужно подбирать высоту, исходя из особенностей участка и целей освещения. Обычно для этого используют декоративные опоры, которые могут быть украшены декором. Лучше всего расположить источник света так, чтобы предотвратить его случайное повреждение.
  2. При планировании установки фонарей на проезжей части учитывать расположение деревьев, кроны не должны заслонять световой поток. Если по дороге движутся троллейбусы, минимальная высота фонарей должна быть не менее 9 м, для улиц с трамвайными путями – от 8 м и больше.
  3. Также важно учитывать и расстояние между фонарными столбами. Расстановка опор должна быть такой, чтобы соотношение высоты и шага расположения опор было не больше, чем 1:7, а если использована шахматная схема установки, то не более, чем 1:5. Это позволяет обеспечить равномерное освещение и отсутствие затененных участков.

Для обеспечения равномерного освещения нужно подбирать не только высоту столбов, но и расстояние между ними.

По ГОСТ 55706-2013 фонари следует располагать над проезжей частью на высоте не менее 6,5 метров. Они должны быть на кронштейнах, обращенных в сторону дороги или подвешены на тросах.

Высота установки зависит от места расположения фонаря. Так, на трассе их ставят выше, чем в городе. В пешеходных зонах нет жестких нормативов, тут обычно исходят из безопасности и декоративной составляющей.

Высота установки светильников на автомобильных дорогах

ГОСТ Р 58107.1-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Нормы и методы расчета

General use automobile roads lighting. Norms and methods of calculation

Дата введения 2019-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всесоюзный научно-исследовательский светотехнический институт имени С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия, освещение искусственное"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы расчета стационарного искусственного освещения автомобильных дорог общего пользования (далее - дороги) вне населенных пунктов, включая объекты дорожного и придорожного сервиса.

Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации вновь устраиваемого или реконструируемого стационарного искусственного освещения дорог.

Настоящий стандарт не распространяется на:

- освещение дорог, не относящихся к автомобильным дорогам общего пользования, таких как дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, дороги, предназначенные для временного использования, дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях;

- освещение автодорожных тоннелей и проездов под путепроводами;

- архитектурное, функционально-декоративное и рекламное освещение элементов обустройства дорог, расположенных в пределах полосы отвода и на придорожной полосе.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 33175 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Методы контроля

ГОСТ 33382 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация

ГОСТ Р 54984 Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля

ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55708 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

ГОСТ Р 56228 Освещение искусственное. Термины и определения

ГОСТ Р 58107.2 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Метод измерения освещенности на дорожном покрытии мобильным способом

ГОСТ Р 58107.3 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Метод измерения яркости дорожного покрытия мобильным способом

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, ГОСТ Р 56228, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 яркость дорожного покрытия L, кд•м: Яркость дорожного покрытия в заданной точке, создаваемая осветительной установкой (ОУ), в направлении водителя транспортного средства (наблюдателя), находящегося в стандартных условиях наблюдения по отношению к указанной точке.

3.2 стандартные условия наблюдения: Условия, при которых глаз наблюдателя расположен на высоте 1,5 м над дорожным покрытием и удален от заданной точки на расстояние, при котором значение угла между линией зрения, направленной в указанную точку, и плоскостью дороги лежит в интервале (1,0±0,5)°.

3.3 средняя яркость дорожного покрытия , кд•м: Яркость дорожного покрытия относительно наблюдателя, расположенного на оси заданной полосы движения, усредненная по заданному участку дороги.


3.4 общая равномерность яркости : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к ее среднему значению .

3.5 продольная равномерность яркости : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к ее максимальному значению , определенное по оси полосы движения, на которой расположен наблюдатель.


3.6 освещенность на дорожном покрытии , лк: Освещенность на дорожном покрытии в заданной точке, создаваемая ОУ.


3.7 средняя освещенность , лк: Освещенность на дорожном покрытии, усредненная по заданному участку дороги.

3.8 равномерность освещенности : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытия* к ее среднему значению .

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


3.9 пороговое приращение яркости , %: Мера слепящего действия прямого света осветительных приборов (ОП) в ОУ на водителя транспортного средства.

3.10 коэффициент периферийного освещения SR: Отношение средней освещенности на поверхности обочины дороги к средней освещенности на поверхности полосы движения, примыкающей к обочине.

3.11 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги, проезжая часть которого постоянна по ширине, прямолинейна и имеет длину, которая определяется стандартными условиями наблюдения.

1 Прямолинейность проезжей части участка определяется следующими условиями: продольный уклон - не более 30%, радиус кривизны для кривых в плане - не менее 3000 м, радиус кривизны в продольном профиле - не менее 70000 м для выпуклых поверхностей дорог и не менее 8000 м для вогнутых поверхностей дорог.

2 Минимальная длина участка со стандартной геометрией соответствует 60 м плюс длина трех пролетов между ОП.

3.12 участок с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги, имеющий отклонения от стандартной геометрии

Примечание - Примерами участков с нестандартной геометрией являются: повороты, кольцевые пересечения, переходно-скоростные полосы, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

3.13 коэффициент эксплуатации MF: Отношение средней освещенности на участке дороги, создаваемой ОУ к концу установленного срока эксплуатации, к средней освещенности на том же участке, создаваемой ОУ в начале эксплуатации.

4 Нормы освещения

4.1 Проезжая часть дорог

4.1.1 Для дорог со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют: среднюю яркость , общую и продольную равномерности яркости дорожного покрытия, среднюю освещенность и равномерность освещенности на дорожном покрытии.

Для дорог с нестандартной геометрией или с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, цементобетонное и др.), а также дорог, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России (см. приложение А) или выше 66° северной широты европейской части России, нормируют среднюю освещенность и равномерность освещенности на дорожном покрытии.


Пороговое приращение яркости и коэффициент периферийного освещения SR нормируют для проезжей части дорог независимо от их геометрии и типа покрытия.

4.1.2 Нормы освещения дорог в зависимости от категории дорог приведены в таблице 1.

Категория дороги по ГОСТ 33382


, не менее


, не менее


, не менее


, %, не более

Высота установки светильников на автомобильных дорогах

ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Daylighting and artificial lighting

__________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 52.13330.2016 с СП 52.13330.2011 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2017-05-08

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук" (НИИСФ РААСН) и Общество с ограниченной ответственностью "ЦЕРЕРА-ЭКСПЕРТ" (ООО "ЦЕРЕРА-ЭКСПЕРТ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

Введение

Свод правил устанавливает нормы естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий и сооружений, а также нормы искусственного освещения селитебных территорий, площадок предприятий и мест производства работ вне зданий.

Актуализация выполнена авторским коллективом: федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук" (канд. техн. наук И.А.Шмаров, канд. техн. наук В.А.Земцов, инж. В.В.Земцов, инж. Л.В.Бражникова, канд. техн. наук Е.В.Коркина); ООО "ЦЕРЕРА-ЭКСПЕРТ" (инж. Е.А.Литвинская) при участии ООО "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова" (инж. А.Ш.Черняк, канд. техн. наук А.А.Коробко); Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России (д-р мед. наук Т.Е.Бобкова); Федеральное государственное автономное учреждение "Научный центр здоровья детей" Минздрава России (канд. биол. наук Л.М.Текшева); Программа развития ООН (инж. А.С.Шевченко), ЗАО "Светлана-Оптоэлектроника" (канд. техн. наук А.А.Богданов) ОАО НИПИ "ТЯЖПРОМ-ЭЛЕКТРОПРОЕКТ" (инж. З.К.Гобачева).

Изменение N 1 к СП 52.13330.2016 разработано авторским коллективом: федеральное государственное учреждение "Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук" (НИИСФ РААСН) (канд. техн. наук И.А.Шмаров, канд. техн. наук В.А.Земцов, Л.В.Бражникова), Ассоциация "Росэлектромонтаж" (В.Н.Коротков), ОАО "ВНИПИнефть" (А.А.Полякова), ООО "ЦЕРЕРА-ЭКСПЕРТ" (Е.А.Литвинская).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование зданий и сооружений различного назначения, места производства работ вне зданий, площадки промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железнодорожные пути площадок предприятий, наружное освещение городов, поселков и сельских населенных пунктов, автотранспортных тоннелей.

1.2 Настоящий свод правил также распространяется на проектирование устройств местного освещения, поставляемых комплектно со станками, машинами и производственной мебелью.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на освещение подземных выработок, морских и речных портов, аэродромов, железнодорожных станций и их путей, спортивных сооружений, помещений для хранения сельскохозяйственной продукции, размещения растений, животных, птиц, а также на проектирование специального технологического и охранного освещения при применении технических средств охраны.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 21.607-2014 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации наружного электрического освещения

ГОСТ 111-2014 Стекло листовое бесцветное. Технические условия

ГОСТ 5406-84 Эмали НЦ-25. Технические условия

ГОСТ 9754-76 Эмали МЛ-12. Технические условия

ГОСТ 10982-75 Эмаль ЭП-148 белая для холодильников и других электробытовых приборов. Технические условия

ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 23166-99 Блоки оконные. Общие технические условия

ГОСТ 24940-2016 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ 26824-2018 Здания и сооружения. Методы измерения яркости

ГОСТ 30826-2014 Стекло многослойное. Технические условия

ГОСТ 31364-2014 Стекло с низкоэмиссионным мягким покрытием. Технические условия

ГОСТ 32997-2014 Стекло листовое, окрашенное в массе. Общие технические условия

ГОСТ 33017-2014 Стекло с солнцезащитным или декоративным твердым покрытием. Технические условия

ГОСТ 33086-2014 Стекло с солнцезащитным или декоративным мягким покрытием. Технические условия

ГОСТ 33392-2015 Здания и сооружения. Метод определения показателя дискомфорта при искусственном освещении помещений

ГОСТ 33393-2015 Здания и сооружения. Методы измерения коэффициента пульсации освещенности

ГОСТ EN 410-2014 Стекло и изделия из него. Методы определения оптических характеристик. Определение световых и солнечных характеристик

ГОСТ Р 54350-2015 Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 54815-2011/IEС/РAS 62612:2009 Лампы светодиодные со встроенным устройством управления для общего освещения на напряжения свыше 50 В. Эксплуатационные требования

ГОСТ Р 56926-2016 Конструкции оконные и балконные различного функционального назначения для жилых зданий. Общие технические условия

ГОСТ Р 57795-2017 Здания и сооружения. Методы расчета продолжительности инсоляции

СП 98.13330.2012 "СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии"

СП 363.1325800.2017 Покрытия светопрозрачные и фонари зданий и сооружений. Правила проектирования

СП 367.1325800.2017 Здания жилые и общественные. Правила проектирования естественного и совмещенного освещения

СП 419.1325800.2018 Здания производственные. Правила проектирования естественного и совмещенного освещения

СП 426.1325800.2018 Конструкции фасадные светопрозрачные зданий и сооружений. Правила проектирования

СП 439.1325800.2018 Здания и сооружения. Правила проектирования аварийного освещения

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

СанПиН 2.2.4.3359-16 Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийное освещение: Освещение, предусматриваемое в случае выхода из строя питания рабочего освещения.

3.2 автодорожный тоннель: Часть дороги для проезда автомобильного транспорта, имеющая перекрытие над проезжей частью, которое препятствует естественному освещению дорожного покрытия и тем самым ухудшает водителю условия видимости дорожной обстановки.

1 Понятие тоннеля распространяется и на солнцезащитные экраны, примыкающие к порталам тоннеля.

2 Под понятие тоннеля не подпадает галерея, определяемая как часть дороги, перекрытие которой на всем протяжении имеет одну или обе светопроницаемые стены.

3.3 акцентирующее освещение: Выделение светом отдельных деталей на менее освещенном фоне.

3.4 антипаническое освещение: Вид эвакуационного освещения для предотвращения паники и безопасного подхода к путям эвакуации.

3.5 боковое естественное освещение: Естественное освещение помещения через световые проемы в наружных стенах.

3.6 верхнее естественное освещение: Естественное освещение помещения через фонари, световые проемы в стенах в местах перепада высоты здания.

3.7 внутренняя зона тоннеля: Участок тоннеля, примыкающий к переходной зоне и заканчивающийся у начала выездной зоны, а при ее отсутствии - у выездного портала.

3.8 выездная зона тоннеля: Участок тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к внутренней зоне и заканчивающийся у выездного портала.

Высота установки светильников на автомобильных дорогах


ГОСТ Р 55706-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ

Классификация и нормы

Road Lighting. Classification and requirements

* В ИУС 10-2014 ГОСТ Р 55706-2013

приводится с ОКС 91.040. -

Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.

Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.

Настоящий стандарт не распространяется на освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.

Методы расчета нормируемых параметров по ГОСТ Р 55708, методы измерений нормируемых параметров - по ГОСТ Р 55707.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55707 Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров

ГОСТ Р 55708 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 улично-дорожная сеть: Совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах территории населенного пункта.

3.2 категория объекта: Градостроительная характеристика объекта улично-дорожной сети, определяемая значимостью объекта и его размещением в пределах территории населенного пункта.

3.3 дорога: Обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

3.4 улица: Пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, с пешеходными и велосипедными дорожками.

3.5 улица местного значения: Улица, обеспечивающая непосредственный доступ к зданиям и дворовым территориям с минимальным сквозным транспортным движением.

3.6 перекресток: Транспортный узел, в котором две или более дороги соединяются или пересекаются в одном уровне.

3.7 транспортная развязка: Место пересечения или разветвления двух или более дорог в разных уровнях с одним или более соединяющими съездами, обеспечивающими перемещение между этими дорогами.

3.8 конфликтный участок: Участок проезжей части, в пределах которого транспортный поток может разделяться на несколько направлений, пересекать пути движения других участников движения или в пределах которого изменяется ширина проезжей части.

3.9 участники движения: Лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения - водители или пассажиры транспортных средств и пешеходы.

3.10 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и скверов в темное время суток.

3.11 общая равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.

3.12 продольная равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному ее значению по оси полосы движения.

3.13 равномерность освещенности; : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытии к среднему.

3.14 пороговое приращение яркости; , %: Мера слепящей блескости, характеризующая увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие.

3.15 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, проезжая часть которого представляет собой плоское прямоугольное полотно длиной определяемой стандартными условиями наблюдения.

1 Стандартные условия наблюдения: глаз водителя расположен на высоте 1,5 м над уровнем дорожного покрытия и удален от точки наблюдения на расстояние, при котором линия зрения направлена в расчетную точку под углом (1±0,5)° к плоскости полотна дороги.

2 Для участков со стандартной геометрией проезжей части нормируют яркость дорожного покрытия.

3.16 участок дороги с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, имеющий отклонения от стандартной геометрии: повороты, развилки, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

Примечание - Для участков с нестандартной геометрией проезжей части нормируют освещенность на дорожном покрытии.

3.17 коэффициент эксплуатации; : Отношение освещенности в заданной точке, создаваемой осветительной установкой (далее - ОУ) к концу установленного срока эксплуатации, к освещенности в той же точке в начале эксплуатации.

Примечание - Величина, обратная коэффициенту запаса.

4 Классификация

4.1 Категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, установлены в таблице 1.

Примечание - Классификация объектов улично-дорожной сети установлена в [1].

4.2 Классы по освещению пешеходных пространств установлены в таблице 2.

Класс объекта по осве-
щению

Основное назначение объекта

Расчет-
ная скорость движе-
ния, км/ч

Число полос движе-
ния

Пропуск-
ная способ-
ность, тыс. ед/ч

А
Магист-
ральные дороги и улицы общего-
родского назначения

За пределами центра города*

Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города

Все виды транспорта, движение непрерывное, пересечения в разных уровнях

Прочие федеральные дороги и основные улицы

Все виды транспорта, движение непрерывное и регулируемое, пересечение с магистралями в одном или разных уровнях

В центре города

Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали класса А1

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Основные исторические проезды центра, внутренние транспортные связи центра города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Б
Магистрали и улицы районного значения

За пределами центра города

Основные дороги и улицы города районного значения

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В центре города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В
Улицы местного значения

Жилая застройка за пределами центра города

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, иногда общественный пассажирский, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

Жилая застройка в центре города

Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В городских промышленных, коммунальных и складских зонах

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-
складских зон

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

* Центр города - территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями.

Класс объекта по освещению

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы городских парков, санаториев, выставок и стадионов

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

Второстепенные проезды и проходы на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков, центральные аллеи парков административных округов

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

5 Нормы освещения

5.1 Нормы освещения проезжей части улиц, дорог и площадей

5.1.1 Для участков улиц, дорог и площадей со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют среднюю яркость дорожного покрытия , общую и продольную равномерности яркости и пороговое приращение яркости .

Нормы средней освещенности на дорожном покрытии, ее равномерности и предельного значения силы света ОП в зоне слепимости применяют при проектировании освещения улиц, дорог и площадей:

- на участках с нестандартной геометрией;

- с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, бетонные плиты и другие материалы);

7.5.2 Освещение пешеходных переходов

7.5.2.1 Освещение наземных пешеходных переходов (в одном уровне с проезжей частью) должно обеспечивать пешеходам возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия, а водителям транспортных средств - видеть пешеходов на фоне дорожного покрытия проезжей части. В целях усиления распознаваемости зоны перехода для ее освещения целесообразно использовать светильники с источниками света, имеющими цветность, контрастную по отношению к цветности источников света, применяемых в светильниках для освещения проезжей части улицы.

Примечание - Например, для дороги, освещаемой светильниками с натриевыми лампами высокого давления, на переходе целесообразно использовать светильники с металлогалогенными лампами или светодиодные светильники.


7.5.2.2 На наземных пешеходных переходах улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать повышение средней освещенности не менее чем в 1,5 раза по сравнению с нормой освещенности на пересекаемой проезжей части. Повышение освещенности достигают уменьшением шага опор и установкой дополнительных или более мощных светильников.

Светораспределение светильников и их расположение относительно наземного пешеходного перехода должны обеспечивать видимость пешехода на фоне дорожного покрытия проезжей части и не оказывать слепящего действия на водителей. Светильники следует размещать перед переходом по отношению к направлению транспортного движения. На улицах и дорогах с двусторонним движением светильники устанавливают перед переходом относительно обоих направлений движения.

Для снижения слепимости водителей следует использовать светильники с асимметричным светораспределением (кососветы), ориентируя максимум силы света в сторону перехода.


7.5.2.3 Значения средней освещенности на покрытии подземных и надземных пешеходных переходов приведены в таблице 7.13.

Таблица 7.13 - Значения средней освещенности подземных и надземных пешеходных переходов

Освещаемые объекты


, лк, не менее


7.5.2.4 Равномерность освещенности на покрытия подземных и надземных переходов должна быть не менее 0,3.

В подземных и надземных пешеходных переходах используют светильники с защитным углом не менее 15° или с диффузными или призматическими рассеивателями.

7.5.3 Освещение автодорожных тоннелей

7.5.3.1 Транспортные зоны (проезжая часть), служебно-технические и вспомогательные помещения тоннеля должны иметь искусственное рабочее и аварийное освещение, включающее в себя эвакуационное и резервное освещение.

7.5.3.2 В зависимости от характера движения (одностороннее или двустороннее в одной трубе) и интенсивности транспортного потока тоннели подразделяются на три класса по освещению в соответствии с таблицей 7.14.

Таблица 7.14 - Классификация тоннелей по освещению

Интенсивность движения на одну полосу, ед./ч

Одностороннее

Двустороннее

До 500 включ.

От 500 до 1500 включ.

До 100 включ.

От 100 до 400 включ.

7.5.3.3 Рабочее освещение транспортной зоны тоннеля должно предусматривать дневной и ночной режимы.

7.5.3.4 Для дневного режима в транспортной зоне следует выделять четыре яркостные зоны тоннеля: пороговую, переходную, внутреннюю и выездную. Кроме того, перед въездным порталом выделяется подъездная зона. Расположение зон тоннеля приведено в приложении Ж.

7.5.3.5 Длину пороговой зоны следует принимать равной РБТ, значения которого в зависимости от расчетной скорости движения транспортного потока должны соответствовать указанным в таблице 7.15.

Таблица 7.15 - Расстояние безопасного торможения (РБТ)

Расчетная скорость движения, км/ч

7.5.3.6 Продольное распределение яркости дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля должно быть постоянным, а во второй половине - линейно спадать, достигая к концу этой зоны 40% значения средней яркости в первой половине пороговой зоны. Отношение средней яркости дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля к яркости адаптации , определяемой в соответствии с приложением Ж, должно быть не менее значений, указанных в таблице 7.16.


Таблица 7.16 - Нормируемые значения отношения средней яркости дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны тоннеля к яркости адаптации

Класс тоннеля


, %, при PБT, м

До 60 включ.

В тоннелях, имеющих при въезде участки с открытыми проемами в стенах или солнцезащитные экраны перед въездным порталом, пороговая зона отсчитывается от начала этих участков. В этом случае распределение яркости в пороговой зоне определяется с учетом действия дневного света и должно иметь характер такой же, как и при искусственном освещении.

7.5.3.7 Яркость дорожного покрытия в первой половине пороговой зоны коротких тоннелей относительно нормируемой яркости длинных тоннелей определяется согласно таблице 7.17

Таблица 7.17 - Освещение коротких тоннелей в дневном режиме

Длина тоннеля, м

Радиус кривой въездного пути участка в плане, м

Относительный уровень освещения в сравнении с нормируемым по таблице 7.14, %

7.5.3.8 В переходной зоне тоннеля продольное распределение яркости дорожного покрытия при удалении от пороговой зоны должно носить плавно спадающий характер. Отношение яркости в каждой точке переходной зоны к средней яркости в первой половине пороговой зоны должно быть не менее соответствующих значений стандартной кривой спада относительной яркости в переходной зоне , приведенной в приложении Ж. Допускается ступенчатый спад относительной яркости , при котором каждая ступень отношения должна быть не ниже стандартной кривой спада относительной яркости переходной зоны, а перепад яркости при переходе от одной ступени к следующей не должен превышать отношения 3:1. Пример ступенчатого спада яркости показан на рисунке Ж.3 приложения Ж. Конец переходной зоны определяют в месте, где значение яркости переходной зоны тоннеля спадает до троекратного значения средней яркости внутренней зоны тоннеля .

Для дополнительного комфорта водителя в случае ступенчатого спада яркости рекомендуется увеличивать длину переходной зоны на расстояние, проезжаемое транспортным средством с проектной скоростью за время 1-2 с.

7.5.3.9 В тоннелях с двусторонним движением в одной трубе пороговую и переходную зоны следует устраивать со стороны каждого портала.

7.5.3.10 Следует предусматривать автоматическое регулирование дневного режима освещения пороговой и переходной зон тоннеля в зависимости от яркости адаптации в подъездной зоне в данный момент времени, обеспечивая при этом нормируемое значение отношения в соответствии с таблицей 7.17.


7.5.3.11 Во внутренней зоне тоннеля нормируемые значения средней яркости дорожного покрытия должны соответствовать данным таблицы 7.18.


Таблица 7.18 - Нормируемые значения средней яркости дорожного покрытия внутренней зоны

Освещение улиц, дорог и площадей

7.32 Классификация улично-дорожной сети городских поселений производится в соответствии с таблицей 14. Значения нормируемых параметров принимаются согласно таблице 15.

7.33 Освещение проезжей части участков улиц, дорог и площадей городских поселений со стандартной геометрией с регулярным транспортным движением следует проектировать исходя из норм средней яркости дорожных покрытий , слепящего действия и общей и продольной равномерности распределения яркости дорожного покрытия и . 7.34 Освещение проезжей части участков улиц, дорог и площадей городских поселений с нестандартной геометрией с регулярным транспортным движением следует проектировать исходя из норм средней горизонтальной освещенности дорожных покрытий , слепящего действия и равномерности распределения освещенности . 7.35 Освещение проезжей части улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России, следует проектировать исходя из норм средней горизонтальной освещенности , слепящего действия и равномерности распределения освещенности дорожного покрытия .

Читайте также: