В здании поменяли светильники на светодиодные надо делать удорожание основного средства

Обновлено: 25.04.2024

Суть постановления о замене люминесцентных ламп на светодиодные

Если коротко – к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, добавляется очень важное требование по замене светильников. Доля осветительных приборов с исп. светодиодов, т.е. светодиодных светильников, должна составлять:

  • в 2017 году – более 10% от всего объёма осветительных приборов;
  • в 2018 году – более 30% от всего объёма осветительных приборов;
  • в 2019 году – более 50% от всего объёма осветительных приборов;
  • в 2020 году – более 75% от всего объёма осветительных приборов.

Зачем нужно постановление о светодиодных лампах

Получается, что в 2016 году Правительство РФ запустило процедуру перехода государственных структур на светодиодное освещение. Несомненно, чтобы удовлетворить требование из постановления правительства о применении светодиодных светильников, потребуются очень большие финансовые вложения, но у замены светильников на светодиодные есть экономическое обоснование. Современное освещение не требует обслуживания (замены ламп) и тратит в 2-3 раза меньше электроэнергии, соответственно не нужно будет платить за обслуживание и существенно снизится плата за электричество.

Светодиодные светильники армстронг

Замена светильников на светодиодные, как энергосберегающая программа

Давайте посчитаем на конкретном примере, сколько средств поможет сэкономить это требование о замене ламп. Потребление обычного растрового светильника типа ЛПО 4х18 ≈ 99 Вт. (72 Вт – потребление 4-ёх ламп по 18 Вт каждая, остальное дополнительно потребляет ПРА(дроссели)). Световой поток такого светильника составляет приблизительно 2800 Лм. Такая модель требует периодическую замену вышедших из строя ламп/дросселей – приблизительно 70 рублей в год (стоимость 1 дросселя и 1 лампы в сумме). В качестве альтернативы рассмотрим современную модель светильник светодиодный Пересвет ОФИС-600х600-27. Потребляет он 27 Вт, световой поток 3200 Лм. Расходы на обслуживание такого светильника – 0 рублей в год.

Стоимость электроэнергии возьмём 4 рубля 50 копеек за киловатт – она очень сильно разнится, обычно в крупных городах она дороже в небольших – дешевле. В 2018 году будет 247 рабочих дней. Каждый рабочий день светильники будут работать по 9 часов. Если всё перемножить, то получим такие данные:

Для ЛПО 4х18 – 99 * 9 * 247 = 220 киловатт. 220 * 4,5 = 990 рублей

Для Пересвет ОФИС-600х600-27 – 27 * 9 * 247 = 60 киловатт. 60 * 4,5 = 270 рублей

К расходам на ЛПО 4х18 добавим расходы на обслуживание – 70 рублей в год. Получится, что на ЛПО 4х18 мы за год израсходуем 990 + 70 = 1060 рублей, а на Пересвет ОФИС-600х600-27 всего лишь 270 рублей.

Таблица сравнения светильника ЛПО 4х18 со светильником Пересвет ОФИС-600х600-27

Разница составила 790 рублей – именно столько рублей в год можно экономить, проведя замену люминесцентных светильников армстронг на светодиодные. Но даже если проводить замену светильников в небольшом здании какой-либо гос структуры, там будет не 1 светильник, а 50 – 100 штук. Возьмём среднее – 75 штук:

790 * 75 = 59 250 рублей – экономия за год.

Для полноты картины, посчитаем за какой период окупится это капиталовложение. Стоимость замены светильников на светодиодные (для потолков армстронг) составляет около 200 рублей за штуку. Посчитаем, сколько будет стоить покупка 75 светильников MBRLED ОФИС-600х600-27 и установка их вместо старых ЛПО 4х18:

75 * 200 + 75 * 1500 = 127 500 рублей

Если поделить эту сумму на 59 250 рублей, то получим примерный срок, за который окупится замена светильников на светодиодные:

127 500 / 59 250 = 2,15 (2 года и 2 месяца)

В нашем случае получается, что примерно на 2-ой год и 3-ий месяц постановление правительства о замене светильников на светодиодные начнёт приносить прибыль в 59 250 рублей каждый год, а если учесть, что электроэнергия с каждым годом дорожает, то эта цифра будет увеличиваться.

Влияние на рынок освещения

Постановление, которое часто по ошибке называют закон о переходе на светодиодное освещение, существенно повлияет и на рынок светотехники, который и без этого последние несколько лет постоянно растёт. Данный факт положительно скажется на экономике нашей страны, возможно даже возобновятся разработки Российских светодиодов.

Энергоэффективные светодиодные светильники на замену люминесцентным

О компании «Е-Светильник»

Мы являемся официальным дилером и партнером ведущих производителей светодиодных светильников в РФ и продаём светодиодные светильники высокого качества на территории Екатеринбурга, Свердловской области, а так же в других регионах России.

На нашем сайте присутствуют как светильники премиум сегмента, так и недорогие светильники, что позволяет каждому покупателю подобрать для себя товар.

В здании поменяли светильники на светодиодные надо делать удорожание основного средства

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение приобретает потолочные светодиодные светильники для замены старых (в связи с моральным износом и требованиями по энергосбережению).
В каких случаях расходы производятся по подстатье КОСГУ 344, а в каких - по подстатье КОСГУ 346? На какую подстатью КОСГУ бюджетному учреждению отнести расходы на приобретение потолочных светодиодных светильников?
3 июня 2021


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок применения подстатей КОСГУ при оплате расходов на приобретение потолочных светодиодных светильников будет зависеть от решения комиссии по поступлению и выбытию активов об отнесении их к объектам основных средств или материальным запасам.
В случае если будет принято решение об отнесении потолочных светодиодных светильников к материальным запасам, то расходы на их приобретение для замены морально устаревших либо непригодных к дальнейшей эксплуатации прежних светильников могут быть отнесены на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Группировка материальных запасов по аналитическим счетам "Материальные запасы" (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Учет строительных материалов (для бюджетной сферы).

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП К СИСТЕМЕ ГАРАНТ НА 3 ДНЯ!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

В здании поменяли светильники на светодиодные надо делать удорожание основного средства

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Автономным учреждением в 2019 году произведен ремонт освещения внутренних помещений в здании (заменены старые светильники на новые). Старые светильники эксплуатировались с момента сдачи здания в эксплуатацию и на учете в муниципальном автономном учреждении не состояли. Светильники закуплены по статье 310 КОСГУ и установлены собственными силами штатным работником учреждения.
Возможно ли списание установленных светильников после произведенного ремонта?
11 декабря 2019


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Демонтаж светильников в связи с их заменой на новые не является достаточным основанием для их списания.

Обоснование вывода:
При принятии решения уполномоченным должностным лицам учреждения необходимо учесть следующее. Согласно положениям п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. В качестве отдельных инвентарных объектов может быть учтено оборудование соответствующих единых функционирующих систем. Так, например, должностными лицами учреждения может быть рассмотрена возможность квалификации произведенных работ по монтажу светильников в качестве работ по модернизации части единой функционирующей системы здания.
Условия отнесения конкретных видов имущества к объектам основных средств приведены в п.п. 38, 39 Инструкции 157н.
Как правило, светильники используются в деятельности учреждения более года, поэтому их следует учитывать в составе основных средств на счете 0 101 00 000 "Основные средства".
Установка (монтаж) светильников не является основанием для их списания. Решение об их списании может быть принято в следующих случаях (п. 51 Инструкции N 157н):
- хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов;
- частичной ликвидации (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию);
- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
- в связи с моральным и физическим износом;
- нецелесообразности дальнейшего использования;
- непригодности, невозможности или неэффективности восстановления;
- передачи в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
- в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством РФ.
Кроме того, ведение учета светильников после их установки обеспечит более полный контроль за их использованием и сохранностью.
Следует отметить, что постановка на учет таких материальных ценностей оформляется соответствующими первичными учетными документами, утвержденными приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, а именно - Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), Актом приема-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103), приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

20 ноября 2019 г.

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП К СИСТЕМЕ ГАРАНТ НА 3 ДНЯ!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

В здании поменяли светильники на светодиодные надо делать удорожание основного средства

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В казне администрации сельского поселения учитываются сети уличного освещения, в составе которых есть светильники. Светильники как отдельные объекты не учитываются. Администрация произвела замену светильников на сетях уличного освещения в рамках программы энергосбережения. В части замененных светильников проведена инвентаризация. Выявлены пригодные и не пригодные к использованию светильники. Пригодные светильники планируется использовать в качестве запасных частей к сетям уличного освещения.
Какими бухгалтерскими проводками оприходовать пригодные к использованию светильники и как быть со светильниками, которые не пригодны к эксплуатации?
9 июля 2020


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие к учету пригодных для использования светильников отражается в корреспонденции со счетом 0 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления" по справедливой стоимости.
Не пригодные к эксплуатации светильники на балансовых счетах не отражаются, а принимаются к учету в условной оценке на забалансовый счет 02 до момента утилизации.

Обоснование вывода:
Демонтированные в ходе замены светильники, которые орган местного самоуправления планирует использовать в дальнейшей деятельности, полностью соответствуют понятию актив (п. 36 Стандарта "Концептуальные основы"). Такие объекты подлежат балансовому учету.
Принятие к учету подобного имущества осуществляется в составе материальных запасов на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н).
Согласно п. 22 Стандарта "Запасы", п. 25 Инструкции N 157н первоначальной стоимостью таких материальных запасов является их справедливая стоимость, определяемая методом рыночных цен. Для этого комиссией по поступлению и выбытию активов изучаются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, размещенные в открытом доступе, а именно:
- данные о ценах, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, в средствах массовой информации или специальной литературе;
- экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в профильной комиссии) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
В случае если определить стоимость образованных материальных запасов по каким-либо причинам невозможно, то такие активы отражаются в составе запасов в условной оценке: один объект - один рубль.
Принятие к учету материальных запасов (в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, иных материалов (возвратных материалов), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" и кредиту счета 0 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления" (абзац 7 п. 23 Инструкции N 162н). Принятие к учету пригодных для использования светильников отражается в корреспонденции со счетом 0 401 10 199.
В свою очередь, материальные ценности учреждения, не соответствующие критериям активов, учитываются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" (п. 335 Инструкции N 157н). Следовательно, не пригодные к эксплуатации светильники на балансовых счетах не отражаются, а принимаются к учету на забалансовый счет 02 до момента утилизации. При этом в случае одностороннего оформления акта учреждением объекты отражаются на забалансе в условной оценке: один объект, один рубль.

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП К СИСТЕМЕ ГАРАНТ НА 3 ДНЯ!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Можно задать вопрос, вышел спорный. Светодиодный светильник уличного освещения стоимостью 4990,00 рублей отнести к основным средствам или материальным запасам, как видит практика служат меньше года, часто требуют ремонта.

9 декабря 2020

Просмотр полного текста ответа и возможность задать вопросы доступны при покупке тарифа

Похожие вопросы

Бюджетный учет 12 мая 2019

Бухгалтерский учет 21 февраля 2018

Бюджетный учет 22 ноября 2017

  • Годовая Карта
  • Курсы
  • Экспресс‑курсы
  • Вопросы экспертам
  • Корпоративное обучение
  • Статьи

Центр поддержки

Обратная связь

Используем Cookies для корректной работы сайта, персонализации
пользователей и других целей, предусмотренных Политикой.
Политика обработки персональных данных

Отражение в бухгалтерском учете затрат на установку более энергосберегающих уличных светильников и замену ламп накаливания

При отсутствии законодательно установленной обязанности организации по применению энергоэффективных технологий допускаем, что расходы на замену части объектов внешнего благоустройства, при условии установки менее энергоемких, могут увеличивать первоначальную стоимость основных средств или включаться в налоговую базу иным образом, например в качестве расходов на ремонт основных средств.

Также полагаем, что в бухгалтерском учете затраты при замене объектов уличного освещения могут учитываться в составе капитальных вложений и увеличивать стоимость основных средств (формировать самостоятельный объект учета) или признаваться в качестве материальных расходов. Также материальными расходами признаются затраты на приобретение энергосберегающих ламп для замены ламп накаливания.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль организаций

Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ).

Расходы, обуславливающие повышение энергетической эффективности организации, прямо в главе 25 НК РФ не упомянуты; в то же время при расчете налоговой базы учитываются (в виде амортизационных отчислений) затраты, понесенные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения основных средств (пп. 3 п. 2 ст. 253, ст.ст. 259-259.2, п. 5 ст. 270, п. 3 ст. 272, ст. 322 НК РФ).

Но для признания в таком качестве необходимо, чтобы затраты:

- были вызваны изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;

- обуславливались совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществлялись по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;

- проводились комплексно и повышали технико-экономические показатели основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Насколько мы можем судить, замена ламп накаливания на лампы с иным принципом работы не относится к вышеуказанным мероприятиям, осуществляемым в отношении основных средств, а соответствующие расходы на приобретение последних могут быть включены при расчете налоговой базы в материальные расходы (пп.пп. 2 и 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Касательно же замены уличных светильников отметим: приборы уличного освещения относятся к объектам внешнего благоустройства. В отношении признания амортизационных начислений по ним не выработано четкой позиции (смотрите, например, письма Минфина России от 03.08.2012 № 03-03-06/1/386, от 27.01.2012 № 03-03-06/1/35, от 18.10.2011 № 03-07-11/278, от 20.05.2011 № 03-03-06/4/49, от 07.07.2009 № 03-03-06/1/443, от 04.12.2008 № 03-03-06/4/94). По мнению финансового ведомства и налоговых органов, в общем случае затраты на благоустройство прилегающей к зданию территории непосредственно к данному зданию не относятся, не связаны с производственной деятельностью организации и, соответственно, должны учитываться отдельно в составе объектов внешнего благоустройства, при этом амортизация по таким объектам в целях налогообложения начисляться не должна.

При таком подходе допускаем, что расходы на замену части объектов внешнего благоустройства, при условии установки менее энергоемких, могут увеличивать первоначальную стоимость основных средств, если соответствуют условиям п. 2 ст. 257 НК РФ, или включаться в налоговую базу иным образом, например в качестве расходов на ремонт основных средств на основании ст. 260 НК РФ (смотрите постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 № 11АП-9559/12).

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее - ПБУ 10/99).

Согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

прочие затраты (п. 8 ПБУ 10/99).

Полагаем, что на основании п. 14 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (и принимая во внимание Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359) и п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» затраты при замене объектов уличного освещения могут учитываться в составе капитальных вложений и увеличивать стоимость основных средств (формировать самостоятельный объект учета) или признаваться в качестве материальных расходов.

Также материальными расходами признаются затраты на приобретение энергосберегающих ламп для замены ламп накаливания.

Проект модернизации освещения на промышленном предприятии: как снизить риски

В стремлении контролировать себестоимость продукции и снижать расходы на энергетические ресурсы предприятия часто обращаются к проектам модернизации освещения как производственных, так и административных помещений, а также уличного освещения. Замена светильников на светодиодные ведёт — кроме существенной экономии на оплате электроэнергии — к повышению освещённости и безопасности, снижению аварийности и травматизма, росту производительности труда. Анализ показывает, что качественная световая среда после модернизации освещения вдвое сокращает количество несчастных случаев, на 16 % повышает качество выполненной работы, на 8 % — производительность труда, количество брака снижается почти на 30 %.

Планирование и актирование экономии для проектов модернизации освещения — одни из самых простых проектов, если сравнивать их с другими мероприятиями по повышению энергоэффективности. В то же время можно отметить ряд интересных моментов.

Выбор технического решения

Обычно приходится выбирать из нескольких вариантов, каждый из которых обладает определёнными преимуществами. Очевидно, что не всегда самое дешёвое по первоначальной стоимости решение будет самым выгодным с учётом эксплуатации, поэтому целесообразно вести расчёты расходов на протяжении жизненного цикла. Здесь на помощь приходит показатель общей (совокупной) стоимости владения (Total Cost of Ownership, TCO) — сумма всех затрат на приобретение и эксплуатацию светильника за весь период жизненного цикла (первоначальная стоимость, монтаж, техническое обслуживание, расходные материалы, стоимость потребляемых энергоресурсов, ремонта и даже утилизации).

Для проектов по освещению влияющими факторами являются отношение светоотдачи к потреблению электроэнергии, соответствие выбранного решения конкретным условиям эксплуатации, реальный технический ресурс оборудования, гарантия производителя и её фактическая реализация.

Рассмотрим расчёт для выбора решения из двух предлагаемых для конкретного проекта. Предоставленные данные основаны на опыте компании «Энерком», исполнителя проектов модернизации освещения (табл. 1).

Проект модернизации освещения на промышленном предприятии: как снизить риски . 3/2018. Фото 1

Вариант 1: круглосуточный режим работы

Необходимо поменять светильники на производственных площадках площадью 80 тыс. м². До финала дошли два светильника — один стоимостью 1700 руб. и другой 4500 руб. за штуку, соответственно. Проведём расчёт стоимости владения с учётом предполагаемого режима работы (табл. 2). Поскольку наибольший из сроков службы двух светильников составляет шесть лет, произведём расчёт на этот период. При круглосуточном режиме работы светильники будут эксплуатироваться за этот срок 52 560 часов (8760 часов в год).

Проект модернизации освещения на промышленном предприятии: как снизить риски . 3/2018. Фото 2

Более дешёвую модель при этом придётся один раз заменить, ведь её срок службы вдвое меньший — три года. Затраты на электроэнергию рассчитаем как произведение потребления, наработки в часах и тарифа.

Действительно, более дорогое решение (светильник В) на протяжении шестилетней эксплуатации оказывается более выгодным, если светильники работают круглосуточно.

Вариант 2: работа по графику

Лидерство в экономичности, однако, зависит от режима работы светильников. Если те же модели сравнивать для помещений, где они работают десять часов в сутки (3650 часов в год или 21 900 часов за шесть лет), картина изменится (табл. 3).

Проект модернизации освещения на промышленном предприятии: как снизить риски . 3/2018. Фото 3

Как видим, при таком режиме функционирования более дорогой светильник не оправдывает себя. Во сколько обходится пилотный проект На предприятиях широко распространена практика реализации пилотных проектов. Поставщики идут на это, чтобы заказчик мог убедиться в реально достигаемой экономии и понаблюдать за работой оборудования. Сюда же можно отнести ситуацию, когда из-за нехватки средств на модернизацию предприятие действует пошагово и заменяет освещение постепенно, в рамках текущих бюджетов.

Как можно видеть в исходных данных из примера выше, это может обходиться недёшево в части недополученной экономии. Так, из 80 тыс. м² производственных площадей 53 тыс. м² работают в круглосуточном режиме, поэтому для упрощения будем принимать в расчёт именно эту площадь. До модернизации в зонах с круглосуточной эксплуатацией установлено 8900 светильников ЛПО 2×36 с фактическим потреблением 85 Вт. Покажем сравнительный расчёт для одного светодиодного и действующего люминесцентного светильников (табл. 4).

Проект модернизации освещения на промышленном предприятии: как снизить риски . 3/2018. Фото 4

Получается, что светодиодный светильник позволяет предприятию экономить 31 копейку на каждый киловатт-час. Тогда, если предприятие не осуществляет такую замену светильников, за год оно теряет (переплачивает) в зонах с круглосуточным освещением: 0,31 руб. × 8760 часов × 8900 шт. = 24 168 840 руб., а, например, за три года, которые может длиться пилотный проект, — более 72 млн руб. Каждый месяц наблюдения за пилотом из десяти светильников будет вести к недополучению в виде экономии порядка 2 млн руб.

Таким образом, установка пилотных светильников в небольших зонах экономию приносит ничтожную, а упущенная выгода может составлять миллионы рублей. Каждый раз, принимая решение о реализации пилотного проекта в освещении, необходимо провести оценку, сколько будет стоить такая перестраховка.

Выбор светильника

Сегодняшняя специфика светотехнического рынка в России такова, что на нём представлен огромный выбор моделей и производителей с большим разбросом цен и качества. Выбирать заказчикам приходится из предложений более 1000 производителей и более 700 дилеров. Неудивительно, что выбор иногда затруднителен. Необходимо обеспечить качество и гарантированную работу с достижением запланированной экономии, при этом не переплатив за покупку. К сожалению, государственный надзор за качеством светильников на рынке отсутствует, безоговорочно верить сертификатам соответствия нельзя, и нужны дополнительные ориентиры.

Можно назвать как минимум две инициативы самих участников рынка, направленные на повышение прозрачности и независимое информирование потребителей о параметрах качества.

Лидеры и аутсайдеры

Многие компании светотехнического рынка объединены в Ассоциацию «Честная позиция», которая проводит проект «Соответствие в светотехнике». Происходит закупка светильников на дистрибьюторском рынке, а затем они проходят испытания в независимых лабораториях как на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза (ТС), так и на выполнение заявленных технических характеристик.

В 2017 году для испытаний были выбраны наиболее востребованные типы светильников — офисный 600×600 мм и промышленный ДСП IP65. 84 модели прошли подобные испытания, которые показали, что 56 % приборов не соответствовали требованиям действующих техрегламентов ТС либо заявленным характеристикам. Подавляющее большинство не смогли выполнить условия по электромагнитной совместимости. Ознакомиться с результатами испытаний можно на сайте Ассоциации «Честная позиция» в разделе «Направления работы» — «Соответствие в светотехнике».

Одновременно есть возможность увидеть и лучшие примеры проектов и продукции. Впервые на светотехническом рынке появилась собственная независимая профессиональная премия, поддержанная как крупнейшими игроками, так и в целом многими компаниями сообщества. Евразийская светотехническая премия «Золотой Фотон» организована консалтинговой компанией «Лайтинг Бизнес Консалтинг» при поддержке Минэнерго России, Минстроя России, Ассоциации «Честная позиция», АПСС (Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе), Международной выставки декоративного и технического освещения, электротехники и автоматизации зданий Interlight powered by Light + Building.

В 2017 году в 30 номинациях независимое жюри рассмотрело более 100 заявок от 34 компаний, определив в каждой номинации по три лауреата и одному победителю премии.

Однако, прежде чем быть представленными на суд жюри, все светильники подверглись испытаниям в лабораториях, аккредитованных в Росаккредитации, и без положительного заключения не допускались к конкурсу. Таким образом, более 100 номинантов — это решения, чьё качество однозначно подтверждено. 57 дипломов-лауреатов — это не просто соответствие продукции и проекта техническим характеристиками и требованиям рынка ЕврАзЭс, но результат отбора независимого жюри, наиболее качественные и инновационные проекты.

Что касается победителей Премии (15 дипломов), их решения не просто качественные — это решения завтрашнего дня, идущие в авангарде отрасли.

Выбор контрагента и взаимодействие в проекте

Можно порекомендовать ряд шагов, позволяющих снизить риски при реализации проекта.

1. Чёткая формулировка технического задания (ТЗ) на достижение требуемого уровня освещённости, экономии электроэнергии и формирование договора с оплатой по факту выполнения параметров ТЗ.

2. Любые формы расчёта на условиях рассрочки или постоплаты — например, всё более широко для проектов модернизации освещения в промышленности применяются энергосервисные контракты. Идут поставщики и на рассрочку оплаты, когда «чистый энергосервис» неприменим по тем или иным причинам.

3. Аккуратный расчёт технико-экономического обоснования проекта.

4. Оценка параметров пилотного проекта, выбор его масштаба и срока с учётом рисков и упущенной выгоды. Можно рекомендовать ориентироваться на порог стоимости пилота (закупка плюс СМР) в размере порядка упущенной выгоды на протяжении трёх месяцев от ограничения масштаба модернизации лишь пилотной зоной.

5. Прямые гарантийные обязательства производителя в качестве обязательного условия договора.

В помощь заказчику, выбирающему поставщика светильников, послужат рекомендации Евгения Долина, генерального директора и члена Правления Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС):

«Прежде всего, поставщик должен предоставить технические условия (ТУ) изготовителя, подписанные руководителем компании-изготовителя, подтверждающие заявляемые продавцом потребительские свойства. Кроме того, надо проверить наличие сертификатов Таможенного союза на электромагнитную совместимость и электробезопасность устройства. Важно сличить написание, проверить, что предлагаемое изделие соответствует описанному в сертификатах и ТУ.

Следующий шаг — запросить заверенные копии или оригиналы протоколов испытаний на представленный сертификат. К сожалению, в большинстве случаев поставщик не может представить подобные протоколы. Это однозначно должно насторожить заказчика. Крупный заказчик может познакомиться и с производством светильников. Добросовестный поставщик будет рад показать производство, официальный дистрибьютор зарубежного поставщика представит договор о дистрибуции и материалы о производстве, в том числе видео.

В ряде случаев заказчики ограничены требованиями закупок отечественного оборудования — здесь можно посоветовать запросить документ, подтверждающий статус российского происхождения продукции (присваивается Минпромторгом России в соответствии с Постановлением Правительства РФ №719-ПП)».

Пример проекта

В качестве примера инновационного проекта можно привести создание управляемой системы освещения для 24 пролётов центрального складского комплекса, расположенного в Твери. Проект стал победителем Евразийской светотехнической премии «Золотой Фотон» в номинации «Промышленное освещение». Он реализован консорциумом из трёх компаний — Ассоциация «Русский свет», ООО «МГК «Световые технологии» и компания Deus разработали, создали и внедрили в эксплуатацию систему управления освещением на базе IP-камер.

Были разработаны модуль видеоаналитики и специальный интерфейс в платформе ME6 с разноплановым функционалом. Для передачи видеопотока на стене каждого пролёта складского помещения была размещена видеокамера RVi-IPC32S. Пролёты оснастили светодиодными светильниками HB LED моделей 150 и 228.

Такое решение обещает впечатляющие результаты:

  • снижение энергозатрат на 50 %;
  • повышение срока эксплуатации осветительной установки в два раза;
  • при использовании системы управления для 24 пролётов склада срок окупаемости внедрения комплексного решения составит менее трёх лет.

И первые месяцы эксплуатации подтверждают реальность расчётов.

Михаил Иванов, независимый эксперт КБ «Стрелка», член жюри Премии: «Этот проект надо отметить за очень прогрессивную связку осветительного оборудования с камерами наблюдения. Камеры точнее фиксируют зоны, где есть человек, чем датчики, и позволяют осуществлять более тонкую настройку. Несомненно, это шаг к “умным” решениям».

Резюме

В целом светотехнический рынок сегодня предлагает заказчикам широкую гамму продукции и решений. Не ошибиться с выбором — задача непростая, но решаемая, тем более что всё больше поставщиков готовы не просто продавать, а сопровождать своё решение и конфигурировать его под нужны заказчика. А в случае успеха наградой будут и качество световой среды, и повышение производительности и безопасности, и ощутимая экономия на оплате электроэнергии.

Читайте также: