Установка опор освещения в откосе

Обновлено: 26.04.2024

6.6.2 Устройство котлованов и фундаментов под опоры

6.6.2.1 Устройство котлованов под фундаменты следует выполнять согласно правилам производства работ, изложенным в СП 45.13330.

6.6.2.2 Котлованы под стойки опор следует разрабатывать механизированным способом, как правило, буровыми машинами. Разработку котлованов необходимо производить до проектной отметки.

6.6.2.3 Разработку котлованов в скальных, мерзлых, вечномерзлых грунтах допускается производить взрывами на "выброс" или "рыхление" в соответствии с требованиями, приведенными в [18].

При этом должна производиться недоработка котлованов до проектной отметки на 100-200 мм с последующей доработкой отбойными молотками,

6.6.2.4 Котлованы следует осушать откачиванием воды перед устройством фундаментов.

6.6.2.5 В зимнее время разработку котлованов, а также устройство в них фундаментов следует выполнять в предельно сжатые сроки, исключающие промерзание дна котлованов.

6.6.2.6 Сооружение фундаментов на вечномерзлых грунтах осуществляется с сохранением естественного мерзлого состояния грунта в соответствии с СП 45.13330.

6.6.2.7 Сборные железобетонные фундаменты и сваи должны отвечать требованиям СП 22.13330, СП 24.13330, СП 28.13330 и проекта типовых конструкций.

При монтаже сборных железобетонных фундаментов и погружении свай следует руководствоваться правилами производства работ, изложенными в СП 45.1330.

При устройстве монолитных железобетонных фундаментов следует руководствоваться СП 70.13330.

6.6.2.8 Сварные или болтовые соединения и стыки стоек с плитами фундаментов должны быть защищены от коррозии. Перед сваркой детали стыков должны быть очищены от ржавчины. Железобетонные фундаменты с толщиной защитного слоя бетона менее 30 мм, а также фундаменты, устанавливаемые в агрессивных грунтах, должны быть защищены гидроизоляцией.

Пикеты с агрессивной средой должны быть указаны в проекте.

6.6.2.9 Обратную засыпку котлованов грунтом надлежит выполнять непосредственно после устройства и выверки фундаментов. Грунт должен быть тщательно уплотнен путем послойного трамбования.

Шаблоны, используемые для устройства фундаментов, следует снимать после засыпки не менее чем на половину глубины котлованов.

Высота засыпки котлованов должна приниматься с учетом возможной осадки грунта. При устройстве обвалования фундаментов откос должен иметь крутизну не более 1:1,5 (отношение высоты откоса к основанию) в зависимости от вида грунта.

Грунт для обратной засыпки котлованов следует предохранять от промерзания.

6.6.2.10 Допуски при монтаже сборных железобетонных фундаментов даны в таблице 4.

Монтаж опор освещения: разбираемся с установкой, изучая технологическую карту

Монтаж фонарного столба на фундамент

Тема сегодняшней статьи – опоры освещения и схема установки. Статья носит ознакомительный характер, так как подобными работами занимаются только подготовленные специалисты, используя необходимое профессиональное оборудование.

Такая задача непосильна для выполнения своими руками. Но подобная информация может пригодиться многим, кто любит знать обо всем, к тому же при установке опор освещения на вашем придомовом участке, вы для себя сможете оценить точность и правильность выполнения работ.

Организация и порядок выполнения работ

Со стороны может показаться, что задача, в принципе, пустяковая – поднял краном столбы, поставил в скважины, забетонировал и готово. Но это только внешнее, обманчивое впечатление у нас – дилетантов.

На самом деле по этому вопросу разработаны СНиПы и технологические карты. По одной из них мы и отправимся сегодня в путешествие.

Область применения ТК

Устанавливаем опоры уличного освещения

Устанавливаем опоры уличного освещения

Технологическая карта, которую мы будем разбирать, разработана под монтаж и демонтаж опор уличного освещения и прочих конструкций, имеющих аналогичное строение, при помощи крано-бурового агрегата «BOSHUNG DELPHI S-111», оборудованного мачтовым перестановочным устройством типа Р65/С.

Схема крано-буровой установки «BOSHUNG DELPHI S-111»

Схема крано-буровой установки «BOSHUNG DELPHI S-111»

Справка! Подобные агрегаты устанавливаются на колесную платформу для самостоятельного передвижения. У нас в России распространены шасси на базе автомобиля «КАМАЗ».

  • Использование такой техники позволяет бурить скважины, устанавливать в них опоры, а также их извлекать при демонтаже.
  • В случаях, когда технологическая карта привязывается к условиям определенной строительной площадки, необходимо уточнить объем работ, выполнить калькуляцию затрат труда, технико-экономических показателей и график выполнения работ.
  • Карта предназначена для организации автоматизированного рабочего места для технологов, подрядчиков и заказчиков строительного производства.

Монтаж опор

Далее идет инструкция по порядку выполнения работ и требования к ним.

Бурение скважин под опоры

Бурение скважин под опоры

Прежде чем монтажники приступят к установке опор освещения, на строительной площадке должны быть выполнены следующие подготовительные мероприятия:

  • Согласно Правилам о договорах подряда на выполнение капитального строительства, должна быть получена вся рабочая документация в определенные сроки.
  • Далее согласуются графики поставки материалов, изделий и оборудования. При этом берется в расчет технологическая последовательность работ, которые будут выполняться на стройплощадке.
  • Согласно СНиП 3.01.01-85* и СНиП 12-03-2001 должны быть соблюдены все требования по противопожарной безопасности, охране окружающей среды и труда.
  • Далее разрабатывается проект и вся рабочая документация, с которой ознакамливаются бригадиры и инженерно-технические работники.

Если планируется, что работы будут выполняться на действующей проезжей части улицы или загородной магистрали, из-за чего может быть затруднено свободное движение транспортных средств, то в обязательном порядке разрабатывается проект по организации дорожного движения на время выполнения работ.

Установка опор освещения на автодорогах

Установка опор освещения на автодорогах

Перед тем, как приступать к работам, выполняется геодезическая разбивка осей трассы, по которой пройдут линии освещения для надежного закрепления опор. По итогу составляется акт, к которому прилагается схема с расположением знаков разбивки, а также все необходимые данные по привязке к высотной и базисной линии опорной сети.

Место под каждую скважину проходит инструментальную проверку положения осей опор и поверхности земли, после чего можно приступать к бурению.

Происходит это в следующей последовательности:

  • Установка приводится в рабочее положение, с размещением бура над разметочным контрольным колышком;
  • Затем производится бурение с откидыванием грунта;
  • По достижении нужной глубины, бур извлекается из скважины;
  • Далее установка переводится в положение для транспортировки и перемещается к следующей точке.

Сам гружу, сам вожу, сам бурю, сам ставлю

Сам гружу, сам вожу, сам бурю, сам ставлю

После начинается этап установки опор в скважины. При этом руководствуются требованиями СНиПов 3.03.01 – 87 и 3.05.06 – 85.

Для этих целей используется тот же агрегат, что и для бурения скважин, который имеет максимальную грузоподъемность в 3 т. 400 кг. Высота подъема крюка должная составлять 6м 2 см. Вот схема, на которой показана зависимость грузоподъемности от вылета крана.

Схема грузоподъемности подъемной установки

Схема грузоподъемности подъемной установки

Подъемный механизм Р65/С имеет две пары держателей опор для переноски столбов. Перед началом установки весь задействованный персонал должен быть ознакомлен с инструкцией по монтажу опор с применением этой установки. Все нужные данные имеются в руководстве укладчика столбов под Р65/С.

Процесс установки происходит следующим образом:

  • Установка подъезжает к намеченной скважине и занимает рабочее положение, выдвигая все четыре опоры;
  • Подбираются съемные грузозахватные приспособления;
  • Если требуется закрепить оттяжки, необходимо выполнить осмотр и строповку опоры;
  • После этого подается сигнал оператору, управляющему краном – визуально или по рации;
  • Оператор, манипулируя агрегатом, выполняет перемещение опоры, поднимая, опуская и совершая поворот стрелы при необходимости;
  • Затем делается расстроповка опор, оттяжки отцепляются.

Схема установки опоры освещения

Схема установки опоры освещения

Для того чтобы переместить опору, она стропится с помощью кольцевого стропа немного выше центра ее тяжести.

Монтажник, принимающий опору, должен находиться у скважины и направлять ее. К данной работе также предъявляются определенные требования, чтобы обеспечить оптимальный уровень безопасности.

Выполняется она в следующей последовательности:

  • Под руководством лица, который отвечает за безопасность на строительной площадке, в строго определенном месте устанавливается подъемник. В соответствии с технологической картой, по периметру вокруг него устанавливается разметка для обозначения зоны опасности.

Интересно знать! Если в опасную зону попадают дома с оконными проемами, то все они заколачиваются прочными щитами. Если работы производятся та территории автотрассы или городской проезжей части, на границах зоны опасности устанавливаются соответствующие дорожные знаки.

Опоры освещения: монтаж высокомачтовых осветительных комплексов

Опоры освещения: монтаж высокомачтовых осветительных комплексов
  • После всех подготовительных мероприятий, монтажник подает сигнал оператору, чтобы тот переместил стрелу крана для строповки.
  • Далее выполняется сама строповка.
  • Перед тем, как отдавать команду на перемещение, монтажник должен убедиться, что закрепление произведено надежно, на опоре отсутствуют незакрепленные детали, опора ни за что не сможет зацепиться при подъеме, и что вокруг отсутствуют посторонние люди.
  • Монтажник отдает команду поднять опору на 30 сантиметров над землей и снова убеждается в правильности строповки опоры. Важно, чтобы все ветви стропа имели одинаковое натяжение.
  • Далее он отходит от опоры на безопасное расстояние и сигнализирует оператору о перемещении опоры до места установки.
  • Монтажник должен принять опору в месте установки на высоте, не превышающей 1 метр от уровня грунта. Немного подталкивает ее для ориентации согласно схеме установки, и старший монтажник отдает команду опустить ее еще ниже до уровня в 40 – 50 сантиметров.
  • Убедившись, что ориентация выполнена правильно, отдается последняя команда на полное погружение опоры. При этом монтажник продолжает контролировать направление движения.

На фото - ориентирование опоры по скважине монтажниками

  • Перед тем как убрать стропы опора надежно закрепляется.
  • За счет чего обеспечивается надежность фиксации? Для этого требуется соблюсти установленную проектом глубину заделки, установить ригели, анкерные плиты и тщательно утрамбовать прилегающий грунт при его засыпке, послойно. После выполняется бетонирование.

Владельцы подъемной техники обязаны разработать надежные методы строповки грузов. Им должны быть обучены сотрудники, выполняющие монтаж.

Монтажникам и операторам выдается схема строповки, изображенная графически. Все работы производятся только в присутствии лица, ответственного за безопасность.

Схемы строповки опор: а) перемещение; б) установка

Схемы строповки опор: а) перемещение; б) установка

Что касается зоны опасности, то ее величина определяется согласно СНиП 12-03-2001 по следующей формуле: R = 0,5d + l + 3,5; где:

Демонтаж опор освещения

Гидравлический домкрат для извлечения столбов из грунта

Гидравлический домкрат для извлечения столбов из грунта

Конечно же, мы не можем обойти стороной процесс демонтажа осветительных опор. Данная операция производится при помощи гидравлического домкрата (корчевателя столбов) СР-89/2. На фото выше показан принцип захвата опоры и принцип установки устройства.

Для домкратов этого класса предъявляются следующие требования:

Интересно знать! Трос под такие приспособления изготавливается из стали или полистирола. Стальной вариант делают кольцевым или крученным.

Извлечение опор происходит по следующей инструкции:

  • Корчеватель требуется установить вертикально относительно столба. При этом опорная площадка должна располагаться максимально близко к столбу и опираться на грунт без уклона – при необходимости предварительно его поверхность выравнивают. Сектора для переноса столбов располагаются как можно ближе к грунту, чтобы хода домкрата хватило на подъем, штанга корчевателя должна полностью погрузиться в гнездо опорной площадки.
  • С обратной стороны от столба устанавливается агрегат Р65/С и при помощи кольцевого стропа столб стропится по его центру тяжести.
  • Домкрат соединяется с выходами гидравлических инструментов установки Р65/С при помощи специальных гидравлических шлангов.
  • В основании опора обвязывается кольцом тросом, который крепится на секторах переноса.
  • Оператор агрегата выполняет подъем корчевателем, при этом синхронно с ним поднимается стрела крана, чтобы удерживать столб на поднятой высоте. При этом монтажники следят за тем, чтобы домкрат не отклонился от вертикальной оси.
  • Если у домкрата не хватило хода, чтобы полностью вытянуть столб из грунта, его трос отцепляется, он снова переводится в стартовое положение и процедура повторяется, и так до полной выемки опоры.

После того, как опора извлечена, монтажники отцепляют домкрат от столба, и кран переносит его на грунт или сразу грузит в автотранспорт.

Обязательные требования для проведения описанных работ

Как вы понимаете, персонал, осуществляющий все перечисленные манипуляции, должен быть подготовлен соответствующим образом. При этом ответственные лица должны обеспечить полное соблюдение норм и правил на строительной площадке. В этой главе мы перечислим основные требования, которые должны соблюдаться неукоснительно.

Требования по приемке выполненных работ

Последующие работы на столбах выполняются только после качественной приемки

Последующие работы на столбах выполняются только после качественной приемки

Прежде чем допустить установленную опору к эксплуатации необходимо убедиться в том, что все работы выполнены качественно.

По этому вопросу разработан ряд технологических требований:

  • Все работы по устройству скважин, установке и извлечению опор под уличное освещение могут производиться только при наличии полного комплекта утвержденной документации.
  • Контроль над качеством проведения работ должен осуществляться только специализированными службами, входящими в состав строительных организаций.
  • Процесс производственного контроля состоит из нескольких частей: проверка документации (соответствие комплектности и достаточности технической информации); проверка самих опор под уличное освещение (проверка сертификатов соответствия, паспортов, а так же визуальный контроль опор на наличие дефектов); контроль рабочих процессов; приемка уже установленных опор.
  • Все результаты проверок заносятся в специальный журнал.
  • Что касается операционного контроля, то он состоит в том, чтобы окончательно убедиться в отсутствии дефектов, а также проверить правильность технологии монтажа. Результаты также заносятся в журнал, но уже производства работ.

По результатам проверки составляется акт по качеству выполненных работ.

Общие требования по безопасности и охране труда

Безопасность превыше всего

Безопасность превыше всего

Те, кто служил в армии, наверняка помнят такую присказку, стандартную у всех замполитов, что устав написан кровью. Так вот, данная мудрость относится не только к армейскому уставу, но и к любой технике безопасности, где цена – это человеческая жизнь.

Далее будет перечислен список общих требований по безопасности при проведении работ при монтаже и демонтаже опор уличного освещения:

Техника безопасности во всем

Техника безопасности во всем
  • Оператор установки должен понимать условную сигнализацию. При этом он должен знать массу поднимаемого груза, чтобы сопоставить ее с возможной грузоподъемностью агрегата.
  • Используемый агрегат должен оснащаться табличкой, в которой указываются грузоподъемность, регистрационный номер и дата следующего технического осмотра.
  • Чтобы избежать несчастный случаев, действия монтажников и оператора установки должны быть согласованны.
  • Прежде чем приступать к подъему груза, оператор должен убедиться в исправности агрегата и грузоподъемных захватов и стропов.
  • Нельзя превышать максимальную грузоподъемность установки.
  • В инструкции от производителя имеются данные о максимальной силе ветра, при которой разрешается выполнять работы. Также запрещено выполнять работы в сильный снегопад, туман, дождь и любой другой ситуации, когда оператор не в состоянии различить подаваемые ему сигналы от монтажников и разглядеть груз.

Работы выполняются в ясную, безветренную погоду

Работы выполняются в ясную, безветренную погоду

Эксплуатирующие установку организации совместно с ее владельцами обязаны:

  • Разработать технологические карты, проекты производства работ и проект организации дорожного движения (при необходимости).
  • Ознакомить с данными документами все лица, ответственные за безопасность проведения работ, под расписку.
  • Предоставить исправные грузозахватные приспособления, прошедшие необходимую проверку, которые будут соответствовать характеру и массе перемещаемого груза. Помимо этого каждому работнику выдаются отличительные знаки.
  • Вывесить на строительной площадке список, в котором будут указаны список грузов для перемещения и их масса. Операторы и монтажники получают копии данного списка на руки.
  • Обеспечить проверку подъемной установки на максимальную грузоподъемность в сроки, установленные руководством по эксплуатации.
  • Установить порядок пломбирования агрегата, а также сигнализации между оператором и монтажниками.

Также они обязаны убедиться в выполнении следующих правил:

Даже монтаж в чистом поле требует соблюдения безопасности

Даже монтаж в чистом поле требует соблюдения безопасности
  • К месту работ по перемещению опор освещение не должны допускаться лица, не имеющие непосредственного отношения к работе.
  • Если во время работы возникла необходимость выполнить осмотр или ремонт конструкции подъемной установки, то перед этим обязательно глушится двигатель автомобиля.
  • Все работы на установке должны выполняться в соответствии с проектом выполнения работ, а именно: параметры агрегата по вылету, грузоподъемности и высоте; обеспечение безопасного расстояния от действующих воздушных сетей электропередачи, мест передвижения пешеходов и автотранспорта, строений и мест складирования стройматериалов; соблюсти установку и работу установки рядом с откосами выемок; составить перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение способа строповки.
  • Лица ответственные за безопасность работ агрегата, монтажники (электролинейщики) и операторы (машинисты) под расписку ознакамливаются с проектом проведения работ.

При погрузке и разгрузке запрещено нахождение людей в кузове

При погрузке и разгрузке запрещено нахождение людей в кузове
  • Запрещена выгрузка опор, а также их опускание в кузов автомашины, если в нем находятся люди.
  • Во время разгрузки/погрузки у подъемного механизма должны быть установлены все выносные опоры. Если агрегат располагается на мягкой почве, то необходимо под опоры уложить прочные подкладки большей площади.
  • Оператор обязан следить за тем, чтобы при разгрузке/погрузке автомашины не нарушалось ее равновесие.
  • Во время перемещения опор под ними не должно никого находиться. Возле поднятого груза может находиться монтажник, но только до тех пор, пока высота не превысит 1-го метра.
  • Строповка выполняется надежно согласно с утвержденными схемами строповки. Стробы выбираются, исходя из массы и габаритов груза, при этом нужно, чтобы угол между ними не был больше 90 градусов.
  • Если требуется опору переместить горизонтально, то предварительно она должная быть поднята на высоту 50 сантиметров от всех окружающих ее предметов, за которые она может зацепиться.
  • В пределах перемещения опоры не должны находиться люди.
  • Во время перерывов в работе, а также после ее окончания не допускается оставление груза в подвешенном состоянии.
  • В начале подъема груз поднимается на высоту в 20-30 сантиметров, чтобы иметь возможность убедиться в правильности строповки.
  • Если подъем осуществляется в непосредственной близи от зданий и прочих объектов, запрещается нахождение монтажников между ними и грузом.

Установка в работе

Установка в работе

При работе подъемной установки запрещено:

  • Пребывание людей рядом с установкой;
  • Начинать перемещение опоры, ели неправильно рассчитан центр тяжести и она находится в неустойчивом положении;
  • Начинать подъем, если опора присыпана грунтом, заложена прочими грузами или примерзла к земле;
  • Протягивать опору по земле;
  • Пытаться оттягивать опоры в подвешенном состоянии – для ее разворота применяются оттяжки и крючья соответствующего размера;
  • Приступать к работе, если неисправны тормоза или приборы безопасности;
  • Запускать установку, если на ней находятся посторонние люди.

Согласитесь, перечень требований не маленький, и это при том, что мы не перечисляли требований по пожарной и экологической безопасности. Именно поэтому монтаж опоры освещения должен выполняться только работниками, прошедшими специальную подготовку.

Если вы желаете увидеть, как проходит данный процесс воочию, то можете просмотреть видео, которое мы для вас подобрали.

Опора освещения металлическая: особенности, способы изготовления и монтажа

Освещение моста

Для улиц, дворов жилых зданий, дорог, заправочных станций, автостоянок, теннисных кортов, спортивных и детских площадок, дачных участков, мостов и многих других территорий требуется освещение. При этом опоры для него изготавливаются из стали, алюминия, железобетона.

Высоким спросом пользуется опора освещения металлическая. Виды, особенности и способы изготовления таких конструкций, подскажет статья.

Виды металлических опор для освещения

Такие изделия классифицируются по предназначению и конструкции.

Основные виды опор объединены в таблицу:

Для освещения магистралей

Для освещения магистралей

Уличные опоры

Уличные опоры

Для парков и зон отдыха

Для парков и зон отдыха

Специальные

Специальные

Трубчатые

Силовые

Для проводки контактных сетей

Для проводки контактных сетей

Граненые опоры

Граненые опоры

Преимущества опор

Металлические опоры освещения имеют ряд существенных преимуществ, по сравнению с железобетонными конструкциями.

К ним относятся:

  • Прочность изделия. Стойкость опоры большой высоты, обеспечивает изготовление ее восьмигранной или конической формы, которая разрабатывалась специально, чтобы выдерживать ветровые нагрузки и вибрации, без оказания на них отрицательного воздействия.

Совет: Металлические опоры для наружного освещения частных участков, следует выбирать небольшой высоты, а форму задавать по своему усмотрению, учитывая ландшафт участка или дизайн здания.

  • Долговечность. Для увеличения срока службы, изделия изготавливаются из высококачественной стали, покрытой защитным антикоррозионным покрытием.
  • Большой выбор ассортимента, для использования в различных условиях.
  • Металлу, в отличие от бетона или дерева, можно придавать всевозможный внешний вид.

Технология изготовления металлических опор

Технология получения готовой опоры для освещения предлагает:

  • Для изготовления стальных опор берется рулонная или листовая горячекатаная углеродистая или низколегированная конструкционная сталь, прочностью до К55.
  • Рулоны разматываются, правятся полосы и отрезаются на мерные заготовки длиной до 12 метров, но не менее 4 метров. Цена опор зависит от наличия защитного покрытия и высоты конструкции.
  • Полосы подаются для очистки от грязи и посторонних предметов.
  • Контролируются размеры заготовок.
  • Заготовка поступает на универсальный листогибочный пресс с усилием 2000 тонн.

Гибка заготовки

Гибка заготовки

Таким образом, изготавливаются гладкие конические и граненные пирамидальные опоры для освещения.

Оборудование для изготовления металлических опор

Оборудование для изготовления металлических опор

На линии можно изготовить:

Познакомиться с процессом изготовления опор можно по видео.

Выбор опор для освещения

Требования, которым должно отвечать уличное освещение, регламентируют СНиПы.

  • Яркость освещения для каждой территории.
  • Расположение столбов.
  • Расстояние между опорами.
  • Тип фундамента.
  • Вид кронштейнов.

Все объекты, расположенные на улице, имеют определенную категорию и норму по горизонтальной освещенности площади:

При интенсивности движения более двух тысяч транспортных средств в один час, сильно запыленных дорогах, светильник по степени защиты должен соответствовать исполнению IP54.9.

Металлические опоры наружного освещения выбираются, прежде всего, с учетом экономичности материала.

  • Чугун.
  • Сталь оцинкованная.
  • Алюминий.

Совет: Любая металлическая опора освещения должна иметь повышенную прочность и стойкость к климатическим воздействиям.

Расчет количества, порядок установки, как будут расположены опоры металлические освещения, выбор системы и типа источника света, должны соответствовать СНиПу.

На улицах и дорогах, схема размещения светильников может быть:

Односторонняя схема расположения опор

Односторонняя схема расположения опор
  • Двухсторонней шахматной.

Двухстороннее шахматное размещение столов

Двухстороннее шахматное размещение столов
  • Двухсторонней прямоугольной.
  • Осевой.

Осевое расположение опор

Осевое расположение опор
  • Двухрядной прямоугольной по осям движения.
  • Двухрядной прямоугольной по осям улицы.

Двухрядное освещение улицы

Двухрядное освещение улицы

Расстояние между опорами зависит от используемого осветительного прибора, его мощности, высоты от земли, типа освещения.

Основные требования к размещению опор на дорогах:

На частях дорог, имеющих радиус закругления 60-250 метров, светильники размещаются с внешней стороны. Если это невозможно – их устанавливают с внутренней стороны, с большим шагом. На ЖД переездах, переходах для пешеходов, шлагбаумах располагаются два светильника по диагонали возле каждой единицы.

При выборе высоты опоры необходимо иметь в виду:

  • Основной элемент газосветного прибора необходимо размещать над уровнем земли от 3-х метров, но не ниже, чем 0,5 метра от уровня крыши здания.
  • Можно светильники размещать от земли на расстоянии 0,9-3 метра на мостах и парапетах, если это лишь один из экономичных вариантов.
  • От светильника до электропередачи по воздушной линии или сети общего пользования расстояние должно быть свыше 0,6 метра.
  • Консольные светильники можно размещать под углом 15-30° к горизонту.
  • При необходимости проезда механизированной снегоуборки, допускается смещать опоры от проезжей части, но не более чем на половину высоты опоры.

После выбора высоты и количества металлических опор, можно приступать к их монтажу своими руками.

Установка металлических опор освещения

Металлическая опора наружного освещения

Металлическая опора наружного освещения

Столбы для освещения могут быть прямостоечными или фланцевыми.

Прямостоечное и фланцевое крепление опоры

Прямостоечное и фланцевое крепление опоры

Инструкция монтажа прямостоечной опоры предлагает:

  • Пробурить скважину глубиной не менее 1,2 метра. При этом необходимо обеспечить запас ее по ширине, для заливки бетона.
  • Роется траншея к фундаменту для прокладки кабеля.
  • В скважину ставится опора освещения.

Совет: Для увеличения прочности, металлический столб дополнительно следует армировать.

  • В стенки скважины забивается арматура, и сваркой фиксируется к опоре: по вертикали и по центру.
  • Прокладывается кабель внутри полой опоры.
  • В скважину заливается бетонная масса, и тщательно уплотняется строительным вибратором, чтобы предотвратить образование пустот.
  • Устанавливаются светильники.
  • Подключается электричество.

Установка фланцевых опор

Опора наружного освещения металлическая с фланцем устанавливается в таком порядке:

  • Выбирается место установки по существующим правилам.
  • Роется котлован до 100 см глубиной.
  • В него ставится закладной элемент.
  • Заливается бетон.
  • После схватывания раствора монтируется опора.
  • Она устанавливается вертикально, и крепится болтами и гайками к закладной детали.

Крепление металлической опоры на фланце

Крепление металлической опоры на фланце

Установка опор освещения в откосе

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТАНОВКА ГРАНЕНЫХ ОПОР НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ МАРКИ ОГС

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту - ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке граненых опор наружного освещения марки ОГС.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - описание решений по организации и технологии производства работ по установке граненых опор наружного освещения марки ОГС, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по установке граненых опор наружного освещения марки ОГС.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по установке граненых опор наружного освещения марки ОГС, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на общий объём монтажных работ:

- опора наружного освещения ОГС(ф)-0,7-10 - 10 шт.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке граненых опор наружного освещения марки ОГС.

2.2. Работы по установке граненых опор наружного освещения марки ОГС, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке граненых опор наружного освещения марки ОГС, входят следующие технологические операции:

- геодезическая разметка мест установки опор;

- бурение скважин под закладной элемент;

- устройство фундаментов опор.

- подготовку металлоконструкций опоры к монтажу;

- монтаж металлоконструкций опоры освещения.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: полноповоротный стреловой автомобильный кран КС-3577-3 (=14,0 т, =15,5 т, =14,0 м); седельный тягач КамАЗ-54115-15 с бортовым полуприцепом СЗАП-93271 (грузоподъемность Q=25,0 т); бурильная машина БМ-205Д на базе пневмоколесного трактора МТЗ-82 (глубина бурения до 2,0 м, диаметр бурения от 200 до 550 мм); передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (3-фазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг); экскаватор траншейный цепной ЭТЦ-165 на базе пневмоколесного трактора МТЗ-82 (ширина прорезаемой траншеи 140, 190, 270, 400 мм; глубина разрабатываемой траншеи h=1,6 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (Р=60 кг); передвижной компрессор фирмы Atlas Copco XAS 97 Dd (=5,3 м/час, =0,7 МПа, =940 кг).


Рис.1. Грузовые характеристики автомобильного стрелового крана КС-3577-3



Рис.2. Траншеекопатель ЭТЦ-165

Рис.3. Компрессор Atlas Copco XAS 97 Dd



Рис.4. Автобетоносмеситель CБ-159А

Рис.5. Глубинный вибратор


Рис.6. Седельный тягач КамАЗ-54115-15 + полуприцеп СЗАП-93271




Рис.7. Бурильная машина БМ-205Д

2.5. Для монтажа опор освещения применяют следующие строительные материалы: бетонная смесь кл. В 25, W6, F200, отвечающая требованиям ГОСТ 7473-2010; гравийно-песчаная смесь, состоящая из крупного или средней крупности песка (40%) и гравия (60%), отвечающая требованиям ГОСТ 25607-94; трубный фундамент ФМ-0,273-2,0-420; монтажные болты М38 по ГОСТ 52643-2006* из стали 40Х класса прочности 6.8; гайки М38 по ГОСТ 52645-2006** из стали марки 35 класса прочности 6; шайбы плоские по ГОСТ 52646-2006*** из стали марки ВСт5пс2; шайбы пружинные по ГОСТ 6402-70*; граненые опоры наружного освещения марки ОГС(ф)-0,7-10,0 (длиной =10 м, m=256 кг); полиэтиленовые трубы ПЭ100 SDR 11 DN 635,8 мм, соответствующие требованиям ГОСТ 18599-2001; силовой кабель АВВГ-0,66 кВ сечением 34 мм, соответствующий требованиям ГОСТ 16442-80; лак БТ N 577, отвечающий требованиям ГОСТ 5631-79; лента сигнальная (ширина 250 мм, толщина 1,0 мм, цвет - красный), соответствующая требованиям ГОСТ Р 12.4.026-2001.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ Р 52643-2006, здесь и далее по тексту;

** Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ Р 52645-2006, здесь и далее по тексту;

*** Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ Р 52646-2006, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Рис.10. Трубный фундамент ФМ-0,273-2,0-420

=2,0 м; =273 мм; А=500 мм; Б=420 мм

Рис.11. Опора освещения ОГС(ф)-0,7-10,0

=162 мм; =341 мм; А=500 мм; В=420 мм; d=38 мм; Н=10 м

2.6. Работы по установке граненых опор наружного освещения марки ОГС следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Установка опор освещения в откосе

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016 г. N 993-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32947-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 8 сентября 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь устанавливаемые металлические опоры, а также железобетонные опоры, изготавливаемые из тяжелого бетона, и композитные опоры для стационарного наружного электрического освещения (далее - опоры), а также для подвески кабелей электрической сети наружного освещения, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования (далее - дороги) и устанавливает технические требования.

Металлические и композитные опоры предназначены для эксплуатации в климатических зонах со среднемесячной минимальной температурой воздуха до минус 40°С в I-III районах по ветровым и гололедным нагрузкам согласно [1].

Железобетонные опоры предназначены для эксплуатации при расчетной температуре наружного воздуха (средней температуре воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства) до минус 55°С включительно, в районах сейсмичностью до 7 баллов включительно, в I-IV районах по ветровым и гололедным нагрузкам согласно [1], а также в среде с агрессивной степенью воздействия на железобетонные конструкции.

Настоящий стандарт не распространяется на опоры для контактных сетей городского электрифицированного транспорта.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.307 (ИСО 1461-89, ст СЭВ 4663-84) Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 9.402 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию

ГОСТ 12.3.009 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 1050 Металлопродукция из нелигированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия

ГОСТ 1759.0 Болты, винты, шпильки и гайки. Технические условия

ГОСТ 2246 Проволока стальная сварочная. Технические условия

ГОСТ 5264 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 8050 Двуокись углерода газообразная и жидкая. Технические условия

ГОСТ 8732 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент

ГОСТ 9467 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы

ГОСТ 10354 Пленка полиэтиленовая. Технические условия

ГОСТ 10434 Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования

ГОСТ 10704 Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент

ГОСТ 10922* Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие технические условия

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 57997-2017.

ГОСТ 11534 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 13015 Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 14771 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 14776 Дуговая сварка. Соединения сварные точечные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18105 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 18321 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 20477 Лента полиэтиленовая с липким слоем. Технические условия

ГОСТ 21130 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 23009 Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Условные обозначения (марки)

ГОСТ 23118 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия

ГОСТ 23518 Дуговая сварка в защитных газах. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 24297 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 24379.1 Болты фундаментные. Конструкции и размеры

ГОСТ 27772 Прокат для строительных стальных конструкций. Общие технические условия

ГОСТ 32949 Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Методы контроля

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 допустимая боковая статическая нагрузка: Максимальная поперечная нагрузка, прикладываемая к верхней части ствола опоры.

3.2 звено: Элемент опоры, соединяемый сваркой или посредством болтового соединения с другими звеньями, либо самостоятельный элемент опоры.

3.3 индекс тяжести травм при ускорении; ASI: Значение, рассматриваемое в качестве оценки тяжести травм для пассажиров автомобиля при столкновении с опорой и рассчитанное для трех компонентов ускорения транспортных средств.

3.4 композит: Твердый продукт, состоящий из двух (или более) материалов, отличных друг от друга по форме, и (или) фазовому состоянию, и (или) химическому составу, и (или) свойствам, скрепленных физической связью и имеющих границу раздела между обязательным материалом (матрицей) и ее наполнителями, включая армирующие наполнители.

3.5 композитная опора: Опора конической формы, выполненная из композитных материалов.

3.6 номинальная высота композитной опоры: Расстояние по вертикали от основания опоры до вершины опоры.

3.7 опора стационарного электрического освещения: Конструкция для закрепления светильников наружного освещения, а также подвески кабелей электрической сети наружного освещения.

3.8 пассивная безопасность: Совокупность конструктивных средств, позволяющих избежать или снизить тяжесть травмирования участников движения при дорожно-транспортных происшествиях.

3.9 прямостоечная опора: Опора, устанавливаемая непосредственно в котлован в грунте с последующей заливкой бетоном.

3.10 ревизионный люк: Специальная дверца в опоре, предназначенная для монтажа и обслуживания инженерных коммуникаций (электрокоммутирующего оборудования).

3.11 теоретическая скорость головы в момент удара; THIV: Скорость головы пассажира в момент удара о поверхность внутри транспортного средства в результате столкновения с опорой.

3.12 ствол: Основной элемент опоры в виде стержня или трубы.

3.13 фланцевая опора: Опора, устанавливаемая на фундаментный блок c помощью имеющегося у основания опоры фланца.

3.14 электрический щиток: Устройство, устанавливаемое в опоре и предназначенное для подведения электроэнергии питающей сети, а также защитного заземления.

Читайте также: