Требования к заземлению мостовых кранов

Обновлено: 24.04.2024

Ростехнадзор разъясняет: Проведение электроизмерительных, электромонтажных работ на подъемных сооружениях

Ответ: В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом федерального государственного энергетического надзора и осуществляет контроль и надзор в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).

В соответствии с пунктом 46.1. Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда Российской Федерации от 24.07.2013 № 328н » (далее - ПОТЭЭ) – к командированному персоналу относятся работники организаций, направляемые для выполнения работ в действующих, строящихся, технически перевооружаемых, реконструируемых электроустановках, не состоящие в штате организаций - владельцев электроустановки. То есть работники специализированной организации, эксплуатирующие электроустановки потребителя являются командированным персоналом.

Согласно пункта 46.7. ПОТЭЭ - командирующая организация несет ответственность за соответствие присвоенных командированному персоналу групп и прав, предоставляемых ему в соответствии с пунктом 46.3 Правил, а также за соблюдение им Правил. К работам допускается подготовленный персонал, прошедший стажировку. Для этого в соответствии с пунктом 46.3. ПОТЭЭ - командирующая организация в сопроводительном письме должна указать цель командировки, а также работников, которым будет предоставлено право выдачи наряда, право быть ответственными руководителями, производителями работ, членами бригады, а также подтвердить группы этих работников.

В соответствии с пунктом 2.12.14. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) - при высоте подвеса светильников до 5 м допускается их обслуживание с приставных лестниц и стремянок. В случае расположения светильников на большей высоте разрешается их обслуживание с мостовых кранов, стационарных мостиков и передвижных устройств при соблюдении мер безопасности, установленных правилами безопасности при эксплуатации электроустановок и местными инструкциями.

Согласно пункта 2.6. ПОТЭЭ - работы, выполняемые на высоте более 5 м от поверхности земли, перекрытия или рабочего настила, над которыми производятся работы непосредственно с конструкций или оборудования при их монтаже или ремонте с обязательным применением средств защиты от падения с высоты, относятся к специальным работам. Работники, обладающие правом проведения специальных работ, должны иметь об этом запись в удостоверении о проверке знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением № 2 ПОТЭЭ.

  • а) работы на высоте с применением средств подмащивания (например, леса, подмости, вышки, люльки, лестницы и другие средства подмащивания), а также работы, выполняемые на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более;
  • б) работы без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также работы, выполняемые на расстоянии менее 2 м от не ограждённых перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м.

На основании вышеизложенного, работы по замене электроламп в светильниках с настила мостового крана относятся к специальным работам.

Вопрос от 25.09.2018:

В управление поступило обращение о разъяснении периодичности проверки заземления электрических кранов, с определением его сопротивления, понятие заземления электрических кранов, целесообразность ежегодной проверки, что входит в проверку, а также периодичность измерения сопротивления заземления рельсовых путей ПС?

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии с п.п.216, 217, 218 ФПН по ПС:

Периодическое комплексное обследование рельсовых путей проводится специализированными организациями и включает выполнение комплекса работ, в том числе подготовку результатов комплексного обследования: оформление инструментальных замеров, включая измерения сопротивления его заземления, и составление ведомости дефектов. Комплексное обследование рельсовых путей (наземных и надземных) должно проводиться не реже одного раза в три года, а также после подтоплений, наводнений, землетрясений, селей, произошедших на территории нахождения ПС.

В соответствии с п. 174 «г» ФНП по ПС:

состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления проверяется при техническом освидетельствовании.

Согласно п. 169 ФНП по ПС: ПС в течение срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

а) частичному - не реже одного раза в 12 месяцев;

б) полному - не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых ПС (ПС для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также других ПС, используемых только при ремонте оборудования, для которых полное техническое освидетельствование проводят 1 раз в 5 лет).

Пунктом 170 ФНП по ПС установлены случаи, после которых проводится внеочередное полное техническое освидетельствование ПС, а также п.62 ФНП по ПС предусмотрено, что после монтажа и наладки ПС к акту о монтаже прилагаются протоколы замера сопротивления изоляции проводов и системы заземления.

В соответствии с п. 172 ФНП по ПС:

Результатом технического освидетельствования является следующее:
а) ПС и его установка на месте эксплуатации соответствуют требованиям эксплуатационной документации и настоящих ФНП;
б) ПС находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.

Согласно п. 194 ФНП по ПС: записью в паспорте действующего ПС, подвергнутого периодическому техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что ПС отвечает требованиям настоящих ФНП, находится в работоспособном состоянии и выдержало испытания.

В соответствии с п.255 ФНП по ПС:

Эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что:
д) на ПС выявлены технические неисправности, в том числе: неработоспособность заземления, гидро-, пневмо- или электрооборудования, указателей, ограничителей (ограничители рабочих параметров и ограничители рабочих движений), регистраторов, средств автоматической остановки, блокировок и защит (приведены в паспорте или руководстве по эксплуатации ПС).

Таким образом, проверка заземления электрических кранов (ПС) при периодических технических освидетельствованиях целесообразна и необходима для обеспечения безопасной эксплуатации подъемных сооружений.

Согласно п. 1.7.28. Правил устройства электроустановок: «Заземление - преднамеренное электрическое соединение какой-либо точки сети, электроустановки или оборудования с заземляющим устройством».

Заземление электроустановок, в том числе кранов, выполняется в соответствии с утвержденной проектной документацией, выполненной согласно требованиям Правил устройства электроустановок.

Согласно п. 3.6.3. ПТЭЭП для видов электрооборудования, не включенных в настоящие нормы, нормы и сроки испытаний и измерений параметров должен устанавливать технический руководитель Потребителя с учетом инструкций (рекомендаций) заводов-изготовителей.

В разделе 26 приложения 3 ПТЭЭП указаны требования к проверке заземляющих устройств, в том числе кранов. При этом установлено, что проверка наличия цепи заземления проводится не реже 1 раза в год.

При возникновении несогласованности требований правил применяются те требования, которые не ведут к снижению надежности и безопасности эксплуатации электроустановок.

Вопрос от 10.07.2015 - Журнал "Безопасность труда в промышленности":

На вопросы читателя отвечает начальник Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора М.А. Климова.

Согласно Инструкции о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний (измерений) — электролабораторий, введенной в действие письмом Минэнерго России от 13 марта 2001 г. № 32-01-04/55, регистрация электролабораторий не нужна, если испытания и измерения в процессе монтажа, наладки и эксплуатации электрооборудования не требуют оформления протоколов или других официальных документов. При этом в организации должны быть в наличии необходимые поверенные приборы, методики измерений, электротехнический персонал, прошедший проверку знаний и имеющий соответствующую группу по электробезопасности согласно требованиям, которые определены в главе XXXIX Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. № 328н ».

Таким образом, организация может проводить испытания (измерения) изоляции проводов, сопротивления заземления электрических кранов (кран-балок) в соответствии с нормами, указанными в приложении № 3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — ПТЭЭП), утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6, с составлением документов для собственных нужд в целях проверки электробезопасности.

Требования к заземлению мостовых кранов

Краны мостовые и козловые. Общие технические требования

Cranes. Overhead traveling and portal bridge cranes. General technical requirements

Дата введения 2020-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "РАТТЕ" (АО "РАТТЕ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 сентября 2019 г. N 122-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2019 г. N 940-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34589-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2020 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2021 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к конструкции мостовых и козловых (полукозловых) кранов на стадиях проектирования и изготовления. Положения стандарта могут быть также реализованы при реконструкции и модернизации указанных машин.

Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования".

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к конструкции мостовых и козловых (полукозловых) кранов, а также их механизмов, электрооборудования и систем управления. Требования настоящего стандарта распространяются на стадии проектирования и изготовления мостовых, козловых и полукозловых кранов в соответствии с ГОСТ 33709.1 и ГОСТ 33709.5 (далее - "краны", если не требуется уточнение), а также кранов металлургических и специальных, кранов, применяемых на объектах использования атомной энергии, предназначенных для работы в условиях повышенной агрессивности атмосферы, повышенной концентрации вредных веществ, во взрыво- и пожароопасных средах, для транспортирования ядовитых или взрывчатых веществ и других опасных грузов в части, не противоречащей специальным требованиям к этим кранам.

Настоящий стандарт не определяет конструктивную схему кранов и их массогабаритные показатели, которые должны соответствовать требованиям заказчика или техническому заданию.

Настоящий стандарт применим ко всем новым кранам, изготовленным по истечении одного года после его утверждения. Он не имеет целью требовать замены или модернизации существующего оборудования, однако при проведении модернизации необходимо руководствоваться требованиями настоящего стандарта. Если их выполнение влечет за собой существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения оборудования в соответствие с этими требованиями должен определять изготовитель (проектировщик), а при его отсутствии - эксперт, последующие изменения должны быть выполнены владельцем (пользователем) в течение одного года.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.030 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 12.2.058 Система стандартов безопасности труда. Краны грузоподъемные. Требования к цветовому обозначению частей крана, опасных при эксплуатации

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 12969 Таблички для машин и приборов. Технические требования

ГОСТ 13556 Краны грузоподъемные. Краны башенные. Общие технические требования

ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 20304 Манекены посадочные трехмерный и двухмерный. Конструкция, основные параметры и размеры

ГОСТ 30546.1 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям и методы расчета их сложных конструкций в части сейсмостойкости

ГОСТ 30631 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации

ГОСТ 31191.1 (ИСО 2631-1:1997) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 1. Общие требования

ГОСТ 31271 Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54767-2011 (ИСО 4310:2009) "Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний".

ГОСТ 32575.1 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 32575.5 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 32576.1 Краны грузоподъемные. Средства доступа ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 32576.5 Краны грузоподъемные. Средства доступа ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 32579.1 Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 32579.5 Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 5. Краны мостового типа

ГОСТ 33166. Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33166.5 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 33169 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Подтверждение несущей способности

ГОСТ 33173.1 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33173.5 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 33709.1 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33709.5 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 33710 Краны грузоподъемные. Выбор канатов, барабанов и блоков

ГОСТ 34017 Краны грузоподъемные. Классификация режимов работы

ГОСТ 34018.1 Краны грузоподъемные. Крепежные устройства для рабочего и нерабочего состояний. Часть 1. Основные принципы

ГОСТ 34020 Краны грузоподъемные. Допуски для колес, рельсовых путей кранов и их грузовых тележек

ГОСТ 34021 Краны грузоподъемные. Измерение погрешности установки ходовых колес

ГОСТ 34022 Краны грузоподъемные. Эксплуатационные документы


ГОСТ 34465 Краны грузоподъемные. Органы управления. Расположение и характеристики. Часть 1. Общие положения


Не действует в Российской Федерации.

ГОСТ 34587 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Требования к изготовлению

ГОСТ 34588 Краны грузоподъемные. Предупреждающие значки и пиктограммы. Общие принципы

ГОСТ ИСО 7752-5 Краны мостовые и козловые. Органы управления. Расположение и характеристики

ГОСТ ISO 12100 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска

ГОСТ IEC 60825-1 Безопасность лазерной аппаратуры. Часть 1. Классификация оборудования, требования и руководство для пользователей

Требования к заземлению мостовых кранов

ГОСТ Р 56944-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пути рельсовые крановые надземные.

Общие технические условия

Cranes. Overhead crane railways. General specifications

Дата введения 2017-04-01

1 РАЗРАБОТАН Московским архитектурным институтом (Государственная академия) (МАРХИ), МГТУ им.Н.Э.Баумана, Акционерным обществом "РАТТЕ"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 289 "Краны грузоподъемные"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Надземные рельсовые крановые предназначены для передвижения во время эксплуатации внутри цехов и на эстакадах грузоподъемных мостовых кранов (включая опорные и подвесные), полукозловых и полупортальных кранов, передвижных консольных кранов, монорельсовых грузовых тележек, электрических и ручных передвижных талей.

До последнего времени в Российской Федерации не существовало национальных стандартов, устанавливающих параметры и размеры надземных рельсовых путей крановых, требований к их конструкциям и устройству, специфике обслуживания и ремонта, а также необходимых требований к надежности данного оборудования.

Настоящий стандарт ликвидирует имеющийся пробел в нормативных документах на указанный тип подъемных сооружений и способствует повышению надежности и безопасности эксплуатации современного грузоподъемного оборудования, для которого они предназначены.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на надземные рельсовые крановые пути (далее - надземные рельсовые пути), предназначенные для передвижения во время эксплуатации внутри цехов и на эстакадах грузоподъемных мостовых кранов (включая опорные и подвесные), полукозловых и полупортальных кранов, передвижных консольных кранов, монорельсовых грузовых тележек, а также электрических и ручных талей (далее - кранов).

Настоящий стандарт устанавливает требования к проектированию, изготовлению, монтажу, ремонту и безопасной эксплуатации указанных надземных рельсовых путей, а также требования по обеспечению безопасности при эксплуатации кранов на надземных рельсовых путях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51685 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

ГОСТ Р ИСО 4016 Болты с шестигранной головкой. Класс точности С

ГОСТ Р ИСО 8765 Болты с шестигранной головкой с мелким шагом резьбы. Классы точности А и В

ГОСТ 12.4.107 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Канаты страховочные. Технические условия

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 2591 Прокат сортовой стальной горячекатаный квадратный. Сортамент

ГОСТ 4121 Рельсы крановые. Технические условия

ГОСТ 5915 Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 7173 Рельсы железнодорожные типа Р43 для путей промышленного транспорта. Конструкция и размеры

ГОСТ 8239 Двутавры стальные горячекатаные. Сортамент

ГОСТ 8240 Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент

ГОСТ 11371 Шайбы. Технические условия

ГОСТ 11530 Болты для рельсовых стыков. Технические условия

ГОСТ 11532 Гайки для болтов рельсовых стыков. Технические условия

ГОСТ 13015 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 15526 Гайки шестигранные класса точности С. Конструкция и размеры

ГОСТ 19115 Шайбы пружинные путевые. Технические условия

ГОСТ 19127 Накладки двухголовые к рельсам типа Р43. Конструкция и размеры

ГОСТ 19281 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия.

ГОСТ 19425 Балки двутавровые и швеллеры стальные специальные. Сортамент.

ГОСТ 20372 Балки стропильные и подстропильные железобетонные. Технические условия.

ГОСТ 24741 Узел крепления крановых рельсов к стальным подкрановым балкам. Технические условия

ГОСТ 25546 Краны грузоподъемные. Режимы работы

ГОСТ 28648 Колеса крановые. Технические условия

ГОСТ 32576.1 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 32576.5 Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 33184 Накладки рельсовые двухголовые для железных дорог широкой колеи. Технические условия

ГОСТ 33709.1 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил и/или классификаторов) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта (документа) с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта (документа) с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт (документ) отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1, [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 верхнее строение рельсового пути кранового: Совокупность элементов конструкции пути, установленных на подкрановые строительные конструкции (или подвешенных к ним), воспринимающих и передающих нагрузки от колес крана на подкрановые строительные конструкции.

3.2 заземление: Преднамеренное электрическое соединение рельсовых нитей надземного рельсового пути с заземляющим устройством.

3.3 заземляющее устройство: Совокупность заземлителя и заземляющих проводников.

3.4 заземлитель: Проводник (электрод) или совокупность металлических соединенных между собой проводников (электродов), находящихся в соприкосновении с землей или ее эквивалентом.

3.5 заземляющий проводник: Проводник, соединяющий заземляемые части рельсовых нитей кранового пути с заземлителем.

3.6 естественный заземлитель: Находящиеся в соприкосновении с землей или ее эквивалентом электропроводящие части коммуникаций, зданий и сооружений производственного или иного назначения, используемые для целей заземления.

3.7 монорельс: Рельсовый путь крановый с одним рельсом, предназначенный для передвижения электрических талей, тележек с ручной тягой (кошек) или самоходных грузовых тележек, снабженных механизмом подъема груза. На монорельсе могут устанавливаться пересечения, стрелки, поворотные круги и стыковочные устройства для перехода тележек на кран-балки.

3.8 копир: Разновидность отключающего устройства, представляющего собой штырь, предназначенный для воздействия на поворотный рычаг концевого выключателя при наезде или съезде с него.

3.9 надземный рельсовый путь крановый: Рельсовый путь крановый, опирающийся на подкрановые строительные конструкции или подвешенный к ним.

3.10 опорные элементы: Элементы, воспринимающие крановые нагрузки от рельсов и передающие их на строительные конструкции.

3.11 отключающая линейка: Разновидность отключающего устройства, представляющего собой пластину, начало и окончание которой выполнено в виде наклонных плоскостей, и предназначенную для воздействия на поворотный рычаг концевого выключателя при его наезде или съезде с нее.

3.12 отключающее устройство: Устройство, обеспечивающее воздействие на ограничитель передвижения крана для предотвращения его перемещения за пределы рабочей зоны.

3.13 подкрановые строительные конструкции: Строительные конструкции (подкрановые балки, фермы, подкраново-подстропильные балки и фермы), предназначенные для опирания (подвески) рельсового пути кранового, восприятия нагрузок от подъемного сооружения в процессе эксплуатации и обеспечения пространственной жесткости и устойчивости каркаса сооружения.

3.14 промежуточные скрепления: Устройства, обеспечивающие соединение рельсов со строительными конструкциями.

3.15 путевое оборудование: Устройства (тупиковые упоры, отключающие устройства, страховочные канаты, знаки безопасности и др.), обеспечивающие безопасную эксплуатацию грузоподъемного крана.

3.16 рельсовая нить: Непрерывный ряд рельсов, примыкающих концами друг к другу, воспринимающих и передающих крановые нагрузки от колес крана на опорные элементы пути.

3.17 рельс: Стальная горячекатаная балка единого специального профиля или имеющая составной профиль, состоящий из частей, скрепленных с применением крепежных элементов или сваркой.

3.18 рихтовка: Комплекс мероприятий, проведение которых необходимо для приведения положения рельсовых нитей (с заданной погрешностью) в проектное планово-высотное положение.

3.19 старогодные рельсы: Отремонтированные или годные к эксплуатации рельсы, ранее использовавшиеся на железных дорогах или других объектах промышленности.

3.20 стык: Разъемное или неразъемное (сварное) место соединения конца предыдущего рельса с началом последующего в одной рельсовой нити.

3.21 тупиковый упор: Устройство, предназначенное для гашения скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях при отказе отключающего устройства или тормозов механизма передвижения крана.

4 Обозначения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения:

- нагрузка, направленная вдоль надземного рельсового пути и вызываемая наездом крана на тупиковый упор, кН;

- скорость передвижения крана в момент наезда на тупиковый упор, принимаемая равной половине номинальной, м/с;

Требования к заземлению мостовых кранов

ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ КРАНОВЫЕ

Проектирование, устройство и эксплуатация

Tracks overland rail cranes. Design, arrangement and exploitation

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет.

Введение

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: от 22.07.2008 г. - Примечание изготовителя базы данных.

Свод правил разработан авторским коллективом ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (руководитель темы - д-р. техн. наук Л.А.Андреева, инженеры: И.П.Потапов, С.Е.Васильев, А.В.Багинов, И.В.Музыкин).

1 Область применения

Настоящий свод правил распространяется на наземные рельсовые крановые пути (далее - крановые пути) башенных и стреловых строительно-монтажных кранов на рельсовом ходу (далее - кранов) с нагрузкой колеса на рельс не более 325 кН.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 20-85 Ленты конвейерные резинотканевые. Технические условия

ГОСТ 809-2014 Шурупы путевые. Общие технические условия

ГОСТ 5180-2015 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 5812-2014 Костыли для железных дорог. Общие технические условия

ГОСТ 7173-54 Рельсы железнодорожные типа Р43 для путей промышленного транспорта. Конструкция и размеры

ГОСТ 7392-2014 Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия

ГОСТ 7394-85 Балласт гравийный и гравийно-песчаный для железнодорожного пути. Технические условия

ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия

ГОСТ 11530-2014 Болты для рельсовых стыков. Технические условия

ГОСТ 11532-2014 Гайки для болтов рельсовых стыков. Технические условия

ГОСТ 13556-91 Краны башенные строительные. Общие технические условия

ГОСТ 16017-2014 Болты закладные для рельсовых скреплений железнодорожного пути. Технические условия

ГОСТ 19115-91 Шайбы пружинные путевые. Технические условия

ГОСТ 19127-73 Накладки двухголовые к рельсам типа Р43. Конструкция и размеры

ГОСТ 19912-2012 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием

ГОСТ 20022.5-93 Защита древесины. Автоклавная пропитка маслянистыми защитными средствами

ГОСТ 22343-2014 Клеммы раздельного рельсового скрепления железнодорожного пути. Технические условия

ГОСТ 23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия

ГОСТ 32694-2014 Подкладки костыльного скрепления железнодорожного пути. Технические условия

ГОСТ 33184-2014 Накладки рельсовые двухголовые для железных дорог широкой колеи. Технические условия

ГОСТ Р 12.4.026-2015* Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 12.4.026-2015, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 50571.22-2000 (МЭК 60364-7-707-84) Электроустановки зданий. Часть 7. Требования к специальным электроустановкам. Раздел 707. Заземление оборудования обработки информации

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

СП 14.13330.2014 СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах

СП 22.13330.2011 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция"

СП 45.13330.2012 "СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты"

СП 47.13330.2012 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция"

СП 48.13330.2012* "СНиП 12-01-2004 Организация строительства"

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 48.13330.2011, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

СП 119.133330.2012* "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм"

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 119.13330.2012, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 база крана: Расстояние между осями опор (тележек) крана, измеренное по его продольной оси.

3.2 балластный слой: Элемент верхнего строения кранового пути, служащий для распределения нагрузок от колес крана через опорные элементы на земляное полотно.

3.3 боковое плечо балластного слоя: Расстояние по горизонтали от торца опорного элемента (полушпалы или продольной поверхности железобетонной балки) до края балластного слоя.

3.4 верхнее строение кранового пути: Совокупность элементов конструкции пути, укладываемых на земляное полотно, воспринимающих и передающих нагрузки от колеса крана на земляное полотно.

заземление: Преднамеренное электрическое соединение данной точки системы, или установки, или оборудования с локальной землей посредством заземляющего устройства.

3.6 заземлитель: Проводник (электрод) или совокупность металлических соединенных между собой проводников (электродов), находящихся в соприкосновении с землей или ее эквивалентом.

3.7 заземляющий проводник: Проводник, соединяющий заземляемые части рельсовых нитей кранового пути с заземлителем.

защитный слой (земляного полотна): Специально сформированный верхний слой земляного полотна из несвязного грунта непосредственно под балластной призмой, предназначенный для обеспечения несущей способности и предупреждения остаточных деформаций рабочей зоны земляного полотна.

3.9 зона кранового пути: Площадка, ограниченная длиной и шириной .

3.10 зона растекания: Область земли, в пределах которой возникает заметный градиент потенциала при стекании тока с заземлителя.

3.11 колесная формула тележки (каретки) крана: Последовательное перечисление расстояний между осями в тележке (каретке) крановой опоры.

3.12 крановый путь: Конструкция, содержащая рельсы, образующие рельсовую колею, воспринимающая, передающая крановые нагрузки на основание и обеспечивающая безопасную работу крана на всем протяжении его передвижения.

3.13 нивелирование рельсовых нитей кранового пути: Совокупность инструментальных измерений и вычислительных действий, в результате которых определяют разности высот (превышения) и высоты (отметки) точек наблюдения относительно плоскости и составляют продольные и поперечные профили пути.

3.14 нижнее строение кранового пути: Земляное полотно или искусственное сооружение, обеспечивающее заданную несущую способность кранового пути и водоотвод.

3.15 опорные элементы: Элементы, воспринимающие крановые нагрузки от рельсов и передающие их на балластный слой.

3.16 отключающее устройство: Устройство, обеспечивающее отключение в заданной точке кранового пути механизма передвижения крана при его перемещении за пределы рабочей зоны.

3.17 планово-высотная съемка: Комплекс геодезических работ по определению фактического положения в пространстве (в профиле и в плане) рельсовых нитей кранового пути.

3.18 плечо земляного полотна: Расстояние по горизонтали от нижнего края балластного слоя до бровки земляного полотна.

3.19 поперечный уклон: Разность отметок головок рельсов в поперечном сечении кранового пути, отнесенная к расстоянию между осями рельсов.

3.20 продольный уклон: Разность отметок головок рельсов, отнесенная к расстоянию между точками измерения.

3.21 промежуточные скрепления: Устройства, обеспечивающие соединения рельсов с подрельсовым опорным элементом.

3.22 путевое оборудование: Набор конструктивных элементов для крепления рельсов кранового пути.

ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7

5.4.56. Заземление и зануление должны быть выполнены в соответствии с требованиями гл. 1.7. Считается достаточным, если части, подлежащие заземлению или занулению, присоединены к металлическим конструкциям крана, при этом должна быть обеспечена непрерывность электрической цепи металлических конструкций. Если электрооборудование крана установлено на его заземленных металлических конструкциях и на опорных поверхностях предусмотрены зачищенные и незакрашенные места для обеспечения электрического контакта, то дополнительного заземления не требуется. ¶

Рельсы кранового пути должны быть надежно соединены на стыках (сваркой, приваркой перемычек достаточного сечения, приваркой к металлическим подкрановым балкам) одна с другой для создания непрерывной электрической цепи. В электроустановках, для которых в качестве защитного мероприятия применяется заземление или зануление, рельсы кранового пути должны быть соответственно заземлены или занулены. ¶

При установке крана на открытом воздухе рельсы кранового пути, кроме того, должны быть соединены между собой и заземлены, при этом для заземления рельсов необходимо предусматривать не менее двух заземлителей, присоединяемых к рельсам в разных местах. ¶

5.4.57. При питании крана кабелем должны быть выполнены кроме требования 5.4.56 также требования гл. 1.7, предъявляемые к передвижным электроустановкам. ¶

5.4.58. Корпус кнопочного аппарата управления крана, управляемого с пола, должен быть выполнен из изоляционного материала или заземлен (занулен) не менее чем двумя проводниками. В качестве одного из проводников может быть использован тросик, на котором подвешен кнопочный аппарат. ¶

Заземление мостового крана — безопасное перемещение грузов


Мостовой кран (рис. 1) — это устройство, используемое для перемещения грузов в большом закрытом помещении, где он монтируется на потолок или стену. Заземление мостового крана осуществляется с применением естественных коммуникаций из металла, проложенных в земле либо заземляющего контура.

Монтаж искусственных заземлителей

Если естественные заземлители (трубы, арматура и пр.) не подходят для мостового крана, то необходимо выполнить монтаж заземляющего контура. Для этих целей понадобится угловая сталь размером 50 х 50 и толщиной не менее 4 мм и длиной 5 м. Уголки забиваются по контуру на глубину, при которой верхний край стального уголка выступает из земли на 0,5 м. Расстояние между заземлителями должно составлять около 2,5–3 м, а их соединение необходимо проводить с помощью стальных полос с сечением не менее 48 мм.

Магистрали заземления для зданий с напряжением электросети до 1000 В выполняются из стальной полосы сечением не менее 100 мм2, а ответвления от магистрали к конкретным электрическим установкам — стальной полосой не менее 24 мм 2 .

Как проводится заземление мостового крана?


Перед тем как проводить заземление мостового крана, необходимо подобрать провод, который будет соединять части электрооборудования и стальные полосы. Для заземления отлично подойдет провод ПуВ — медная жила с изоляцией из поливинилхлорида. Этот провод выдерживает напряжение до 1000 В и имеет 1-й класс гибкости. Хорошо подходит и провод ПуГВ с медной жилой и ПВХ-оболочкой с классом 5.

В мостовом кране заземлению подлежат корпуса двигателей, кожухи аппаратов, стальные трубы, используемые для прокладки проводов, корпуса пускорегулирующих резисторов и другие элементы.

Заземление металлических элементов осуществляется через подкрановые пути и выполняется через контакт между рельсами (рис. 2) и ходовыми колесами крана.

Стенки рельс соединяются перемычками или сваркой, образуя непрерывную цепь. Выбранный провод присоединяется к рельсам с помощью сварки, к корпусам двигателя и аппаратам — с применением болтовых соединений для надежного контакта. После этого заземляющий провод соединяется с магистралью заземления.

Читайте также: