Требования к заземлению металлических сооружений ржд

Обновлено: 03.10.2022

163. Какие сооружения подлежат заземлению?

Все металлические сооружения (мосты, путепроводы, опоры), на которых крепятся элементы контактной сети, детали крепления контактной сети на железобетонных опорах, железобетонных и неметаллических искусственных сооружениях, а также отдельно стоящие металлические конструкции, расположенные на расстоянии менее пяти метров от частей контактной сети, находящихся под напряжением, должны быть заземлены или оборудованы устройствами защитного отключения при попадании на сооружения и конструкции высокого напряжения.

Заземлению подлежат также все расположенные в зоне влияния контактной сети и воздушных линий переменного тока металлические сооружения, на которых могут возникать опасные напряжения.

Требования к заземлению металлических сооружений ржд

ГОСТ Р 58320-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭЛЕКТРОУСТАНОВКИ СИСТЕМ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Требования к заземлению

Electrical installations of traction power supply systems for direct current railway. Earthing requirements

ОКС 29.280
ОКПД2 42.12.10

Дата введения 2019-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь построенные или реконструируемые электроустановки системы тягового железнодорожного электроснабжения постоянного тока и устанавливает требования к их заземлению. Настоящий стандарт также распространяется:

- на электрические сети напряжением до 1000 В и напряжением свыше 1000 В, предназначенные для электроснабжения нетяговых потребителей электроэнергии, проложенные полностью или частично по опорам контактной сети, питающих, отсасывающих и шунтирующих линий;

- искусственные сооружения, по которым проложены электрифицированные железнодорожные пути;

- пункты подключения пассажирских вагонов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 9.602 Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии

ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 12.1.038 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов

ГОСТ 839 Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи. Технические условия

ГОСТ 1516.3 Электрооборудование переменного тока на напряжения от 1 до 750 кВ. Требования к электрической прочности изоляции

ГОСТ 10434 Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования

ГОСТ 12393 Арматура контактной сети железной дороги линейная. Общие технические условия

ГОСТ 14312 Контакты электрические. Термины и определения

ГОСТ 17703 Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы, заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 24291 Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения

ГОСТ 26522 Короткие замыкания в электроустановках. Термины и определения

ГОСТ 27744 Изоляторы. Термины и определения

ГОСТ 30030 Трансформаторы разделительные и безопасные разделительные трансформаторы. Технические требования

ГОСТ 30331.1 (IEC 60364-1:2005) Электроустановки низковольтные. Часть 1. Основные положения, оценка общих характеристик, термины и определения

ГОСТ 32484.1 (EN 14399-1:2005) Болтокомплекты высокопрочные для предварительного натяжения конструкционные. Общие требования

ГОСТ 32895 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения

ГОСТ 33889 Электросвязь железнодорожная. Термины и определения

ГОСТ 34062-2017 Тяговые подстанции, трансформаторные подстанции и линейные устройства тягового электроснабжения железной дороги. Требования безопасности и методы контроля

ГОСТ IEC 60934 Выключатели автоматические для оборудования (СВЕ)

ГОСТ Р 12.1.009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения

ГОСТ Р 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 50030.2 (МЭК 60947-2:2006) Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 2. Автоматические выключатели

ГОСТ Р 50571.5.54-2013 (МЭК 60364-5-54:2011) Электроустановки низковольтные. Часть 5-54. Выбор и монтаж электрооборудования. Заземляющие устройства, защитные проводники и защитные проводники уравнивания потенциалов

ГОСТ Р 53431 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения

ГОСТ Р 55056 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ Р 55602 Аппараты коммутационные для цепи заземления тяговой сети и тяговых подстанций железных дорог. Общие технические условия

ГОСТ Р 57077 Соединения контактные, разборные и разъемные, для соединения заземляющих проводников с рельсом железнодорожного пути. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р МЭК 60050-195 Заземление и защита от поражения электрическим током. Термины и определения

СП 226.1326000.2014 Электроснабжение нетяговых потребителей. Правила проектирования, строительства и реконструкции

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53431, ГОСТ Р 55056, ГОСТ Р 12.1.009, ГОСТ 14312, ГОСТ 17703, ГОСТ 24291, ГОСТ 26522, ГОСТ 27744, ГОСТ 32895, ГОСТ 33889 и ГОСТ Р МЭК 60050-195, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 заземление электроустановки (системы тягового электроснабжения) на тяговую рельсовую сеть: Преднамеренное электрическое соединение какой-либо точки электроустановки (системы тягового электроснабжения) с тяговой рельсовой сетью.

3.2 электроустановка системы тягового электроснабжения: Электроустановка, предназначенная для передачи электроэнергии от железнодорожной тяговой подстанции к электроподвижному составу и обратно, или электроустановка, на которую напряжение системы тягового электроснабжения может попасть вследствие электрического контакта, нарушения изоляции или электромагнитной индукции.

3.3 общедоступные места: Посадочные платформы, места посадки и высадки пассажиров, не оборудованные посадочными платформами, переезды и пешеходные переходы в одном уровне с железнодорожными путями, пешеходные мосты.

3.4 глухое заземление (электроустановки системы тягового электроснабжения на тяговую рельсовую сеть): Заземление (электроустановки системы тягового электроснабжения на тяговую рельсовую сеть), при котором в цепи между элементом, подлежащим заземлению, и заземлителем отсутствуют коммутационные аппараты.

4 Общие требования

4.1 Металлические сооружения или их отдельные конструкции, на которые возможно попадание напряжения системы тягового электроснабжения вследствие нарушения изоляции либо вследствие соприкосновения с проводами, подлежат заземлению на тяговую рельсовую сеть. Для однониточных рельсовых цепей цепь заземления подключают к тяговой рельсовой нити, для двухниточных рельсовых цепей - только к одной, ближней рельсовой нити. На участке, ограниченном изолирующими стыками, запрещается использовать сразу обе рельсовых нити для подключения заземлений. Запрещается соединять электрически связанные объекты с несколькими разнесенными точками рельсовой сети.

К сооружениям или их отдельным конструкциям, на которые возможно попадание напряжения вследствие нарушения изоляции, относятся сооружения или конструкции, имеющие электрический контакт с арматурой изоляторов, на которых подвешены или закреплены провода системы тягового электроснабжения.

К сооружениям или их отдельным конструкциям, на которые возможно попадание напряжения вследствие соприкосновения с проводами системы тягового электроснабжения, относятся сооружения или конструкции, полностью или частично расположенные в зоне А, показанной на рисунках 1 и 2.

Не допускается электрическое соединение металлических сооружений или их отдельных конструкций, подлежащих заземлению на тяговую рельсовую сеть, с какими-либо заземляющими устройствами или системами уравнивания потенциала, не предусмотренными в разделах 5-16.

1 - поверхность земли; 2 - уровень головки рельса; 3 - верхний из проводов (несущий трос, контактный провод, усиливающий провод, дополнительный провод, провод питающей линии, провод отсасывающей линии, провод шунтирующей линии, а также провода линий электропередачи систем "провод - рельсы", "два провода - рельсы" и "контактный провод - дополнительный провод - рельсы"); 4 - крайний из проводов (несущий трос, контактный провод, усиливающий провод, дополнительный провод, провод питающей линии, провод отсасывающей линии, провод шунтирующей линии, а также провода линий электропередачи систем "провод - рельсы", "два провода - рельсы" и "контактный провод - дополнительный провод - рельсы")

Рисунок 1 - Расположение зоны А (ограничена пунктирной линией) при уровне поверхности земли ниже уровня головки рельса

1 - поверхность земли; 2 - уровень головки рельса; 3 - верхний из проводов (несущий трос, контактный провод, усиливающий провод, дополнительный провод, провод питающей линии, провод отсасывающей линии, провод шунтирующей линии, а также провода линий электропередачи систем "провод - рельсы", "два провода - рельсы" и "контактный провод - дополнительный провод - рельсы"); 4 - крайний из проводов (несущий трос, контактный провод, усиливающий провод, дополнительный провод, провод питающей линии, провод отсасывающей линии, провод шунтирующей линии, а также провода линий электропередачи систем "провод - рельсы", "два провода - рельсы" и "контактный провод - дополнительный провод - рельсы")

Рисунок 2 - Расположение зоны А (ограничена пунктирной линией) при уровне поверхности земли выше уровня головки рельса

4.2 Металлические сооружения или их отдельные конструкции, не удовлетворяющие условиям, указанным в 4.1, на тяговую рельсовую сеть не заземляют. Не допускается электрическое соединение с тяговой рельсовой сетью сооружений и их отдельных частей, для которых необходимость такого соединения прямо не предусмотрена в разделах 5-16.

4.3 Тяговая рельсовая сеть должна быть электрически непрерывной от места подключения заземляющего проводника любого из металлических сооружений или их отдельных конструкций, указанных в 4.1, до места подключения отсасывающих линий тяговых подстанций и пунктов преобразования напряжения.

4.4 Каждый участок тяговой рельсовой сети, ограниченный изолирующими стыками, должен обеспечивать двусторонний отвод тока, вызванного нормальной работой системы тягового электроснабжения и короткими замыканиями в этой системе, в смежные или параллельные участки тяговой рельсовой сети. Исключения допускаются при полном отсутствии смежных или параллельных участков тяговой рельсовой сети, в этом случае отвод тока, вызванного нормальной работой системы тягового железнодорожного электроснабжения и короткими замыканиями в этой системе, допускается выполнять односторонним. Схемы отвода тяговых токов выполняют в соответствии с требованиями, утверждаемыми владельцем инфраструктуры.

4.5 Тяговую рельсовую сеть железнодорожных путей, на которых осуществляют слив или налив горючих или легковоспламеняющихся жидкостей, соединяют с тяговой рельсовой сетью смежных или параллельных путей через разъединитель. Разъединитель должен быть оборудован блокировкой с секционным разъединителем контактной сети таким образом, чтобы отключение тяговой рельсовой сети пути, на котором осуществляется слив или налив горючих или легковоспламеняющихся жидкостей, при неотключенной контактной сети того же пути было невозможным.

Во всех остальных случаях в тяговой рельсовой сети и отсасывающих линиях тяговых подстанций и пунктов преобразования напряжения коммутационные аппараты не применяют.

4.6 Требования к тяговой рельсовой сети, обеспечивающие функционирование рельсовых цепей, устанавливают в соответствии с нормативными документами владельца железнодорожной инфраструктуры.

4.7 Требования по защите от коррозии подземных сооружений - по ГОСТ 9.602.

Требования к заземлению металлических сооружений ржд

ИНСТРУКЦИЯ
по заземлению устройств энергоснабжения
на электрифицированных железных дорогах

Настоящая Инструкция содержит общие требования к выполнению заземлений на электрифицированных железных дорогах и конкретные технические решения по заземлению устройств тягового и нетягового электроснабжения и связанных с ними сооружений и конструкций.

В основу Инструкции положены ГОСТ 12.1.030-81 "Электробезопасность. Защитное заземление, зануление". Правила устройств электроустановок (ПУЭ-87, раздел I глава 1-7), Правила эксплуатации электроустановок потребителей* (ПЭ), утвержденные Госэнергонадзором 31.03.92 г., Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей** (ПТБ), утвержденные Главгосэнергонадзором 21.12.84 г., а также инструктивные и нормативные материалы МПС, обобщение результатов научных исследований и эксплуатационного опыта, накопленного на сети дорог.

** На территории Российской Федерации действуют "Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок" (ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00). Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

Инструкция предназначена для работников, связанных с проектированием, строительством и техническим обслуживанием устройств электроснабжения, связи, СЦБ, пути, искусственных сооружений и конструкций на электрифицированных железных дорогах.

Инструкция подготовлена Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) при участии Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ), Трансэлектропроекта и согласована с отделом охраны труда и окружающей среды ЦК Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России, управлениями сигнализации, связи и вычислительной техники, электрификации и электроснабжения, Главным управлением пути МПС, отделом охраны труда и техники безопасности Управления социального развития.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Инструкция распространяется на заземление:

1.1.1. Конструкций и устройств тягового электроснабжения (стационарных и передвижных тяговых подстанций), постов секционирования (ПС), пунктов параллельного соединения контактной сети (ППС), пунктов группировки переключателя контактной сети станций стыкования (ПГП), опор контактной сети, опор питающих и отсасывающих линий, отсасывающих трансформаторов, автотрансформаторных пунктов, установок компенсации реактивной мощности, разъединителей, разрядников.

1.1.2. Трансформаторных подстанций нетяговых потребителей, питаемых от линий ДПР и воздушных линий электропередачи (ВЛ) 6 (10) кВ, проложенных по опорам контактной сети и находящихся в зоне, в которой должны заземляться все металлические элементы конструкций.

1.1.3. Искусственных сооружений, на которых установлены опоры или находятся узлы крепления проводов контактной сети, питающих или отсасывающих линий тягового электроснабжения, а также линий ДПР и ВЛ 6 (10) кВ, проложенных по опорам контактной сети.

1.1.4. Конструкций и устройств нетягового электроснабжения, на которых может оказаться напряжение при падении на них проводов, тросов или других деталей контактной сети при их повреждении (напольные устройства СЦБ, мосты и путепроводы, прожекторные мачты, отдельно стоящие опоры освещения, ВЛ и т.п.).

1.1.5. Линий связи, волноводов, ВЛ напряжением ниже 1000 В, прокладываемых по опорам контактной сети.

1.1.6. Пунктов подготовки пассажирских поездов с электрическим отоплением.

1.2. Инструкция устанавливает порядок выполнения и технического обслуживания заземлений, конструкций и устройств, упомянутых в п.1.1. Инструкции* на электрифицированных участках постоянного и переменного тока, исходя из требований обеспечения

* В дальнейшем везде при ссылках на пункты (пп.) и приложения подразумевается настоящая Инструкция.

1.2.1. Надежной работы защиты от токов короткого замыкания (к.з.) в устройствах электроснабжения и в системах электроснабжения нетяговых потребителей.

1.2.2. Электробезопасности обслуживающего персонала.

1.2.3. Нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки и электрической централизации.

1.2.4. Ограничения утечки тягового тока и защиты от электрокоррозии.

1.3. Инструкция не распространяется

1.3.1. На временные заземления устройств тягового и нетягового электроснабжения, путевого инструмента и других устройств, устанавливаемых на период производства ремонтных работ по соответствующим правилам техники безопасности.

1.3.2. На заземление трансформаторных подстанций, распределительных устройств, воздушных и кабельных линий железнодорожных нетяговых потребителей на электрифицированных ж.д., кроме перечисленных в п.1.1. Инструкции; их заземление выполняется по требованиям ГОСТ 12.1.030-81, "Правил эксплуатации (ПЭ) электроустановок потребителей" и "Правил техники безопасности (ПТБ) при эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных Главгосэнергонадзором 21.12.84 г., "Электротехнические устройства СНиП 3.05.06-85" в части раздела "Заземляющие устройства".

1.3.3. На заземления конструкций, устройств и коммуникаций, осуществляемые по условиям защиты их от электромагнитного влияния электротяги.

1.3.4. На заземления молниеотводов защиты сооружений к оборудованию тяговых подстанций от прямых ударов молнии, выполняемые в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и Руководящими указаниями по расчету зон защиты стержневых и тросовых молниеотводов.

1.4. Для электрифицируемых участков железных дорог заземление конструкций и установку защитных устройств предусматривают в проектах электрификации и осуществляют до пуска участка в эксплуатацию. Принимать в эксплуатацию электрифицированные участки до осуществления всех мер, предусмотренных проектом, запрещается.

1.5. Пояснение терминов и основных понятий, применяемых в Инструкции, приведено в Приложении 1.

1.6. Инструкция составлена так, что требования некоторых пунктов Инструкции, не содержащие указаний на род тока электрифицированных железных дорог (постоянный или переменный), распространяются на устройства независимо от рода тока.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЗЕМЛЕНИЮ КОНСТРУКЦИЙ
И УСТРОЙСТВ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

2.1. Требования по обеспечению надежной работы защиты от токов короткого замыкания
в системе тягового электроснабжения

2.1.1. Контур цепи короткого замыкания должен иметь электрическое сопротивление, обеспечивающее отключение участка контактной сети с нарушенной изоляцией соответствующими фидерными выключателями тяговой подстанции, ПС, ППС.

2.1.2. Конструкции или устройства, на которые возможно попадание напряжения контактной сети вследствие нарушения изоляции или соприкосновения с проводами, должны иметь электрическое соединение с тяговой рельсовой сетью (заземление на тяговую рельсовую сеть).

2.1.3. Заземлению на тяговую рельсовую сеть подлежат все конструкции, на которых крепятся провода контактной сети или провода воздушных линий электропередачи, проложенных по опорам контактной сети, независимо от расстояния до проводов и элементов, находящихся под напряжением, а также все другие металлические сооружения, конструкции и устройства, расположенные в опасной зоне, определяемой по рис.2.1* (зона А). Для тоннелей зоны заземления конструкций определяются проектом.

* Здесь и далее, в оригинале рисунки не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.

2.1.4. При применении группового заземления сопротивление его троса не должно снижать ток к.з. (для наиболее удаленной от места присоединения к рельсам точки группового заземления) ниже значений, обеспечивающих надежную работу защиты от токов к.з.

2.1.5. В системе тягового электроснабжения допускается по разрешению Управления электрификации и электроснабжения (ЦЭ МПС) применение защит от токов к.з., не требующих заземления опор контактной сети и других конструкций на рельсы; при этом требования к надежности и быстродействию защиты сохраняются теми же, что и для максимальной токовой защиты.

2.1.6. Тяговая рельсовая сеть должна быть электрически непрерывной от любого участка пути до пунктов присоединения отсасывающих линий тяговых подстанций; отсасывающие линии тяговых подстанций подключают к главным путям рельсовой сети с соблюдением установленных требований по обеспечению нормальной работы рельсовых цепей.

2.1.7. От каждого участка тяговой рельсовой сети должен быть обеспечен двусторонний отвод токов путем соединения его со смежными участками пути, с рельсами параллельных путей через междупутные электрические соединители (перемычки) и т.п. Преимущественным является использование обеих рельсовых ниток пути для пропуска тяговых токов и токов к.з.

В случае невозможности обеспечения второго выхода току на смежные и параллельные пути на данном участке пути должны использоваться для пропуска тока обе рельсовые нити.

2.1.8. Запрещается включение в тяговую рельсовую сеть и в отсасывающие линии тяговых подстанций электрических аппаратов и устройств, одним из рабочих состояний которых может быть электрический разрыв цепи (разъединители, выключатели); исключение составляют случаи, когда обеспечивается несколько цепей отвода токов от участка пути или полностью исключается возможность разрыва цепи во включаемом устройстве (например, применение силовых полупроводниковых устройств с достаточной степенью дублирования).

При сближении или пересечении электрифицированных направлений, электроснабжение которых в нормальном режиме осуществляется раздельно, но предусмотрено взаимное резервирование питания, допускается в отсасывающую перемычку, объединяющую тяговые рельсовые сети обоих направлений, включать нормально разомкнутый разъединитель. Разъединитель механически или электрически блокируется с разъединителем резервного питания так, чтобы замыкание или размыкание последнего происходило при включенном положении разъединителя рельсовой сети.

Таким же способом в соответствии с Указаниями по проектированию защиты от искрообразования на сооружениях с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями при электрификации железных дорог выполняют секционирование рельсовой сети на электрифицированных путях и тупиках, с которых осуществляется слив или налив таких жидкостей.

2.1.9. Сборные неизолированные стыки тяговых рельсовых нитей оборудуют гибкими приварными медными соединителями сечением не менее 70 мм на участках постоянного тока и не менее 50 мм на участках переменного тока с поверхностью контакта в месте приварки каждого не менее 250 мм. На боковых путях станций (кроме путей со сквозным пропуском поездов), подъездных путях, малодеятельных ответвлениях участков переменного тока разрешается применять двойные приварные соединители из стального троса диаметром 6 мм каждый.

Допускаются и другие разрешенные МПС способы, обеспечивающие электрическое сопротивление рельсового стыка на участках постоянного тока не более сопротивления 3 м целого рельса при их длине 12,5 и 6 м - при большей длине и на уравнительных рельсах бесстыкового пути.

2.1.10. Двух- и многопутные электрифицированные участки оборудуют таким наибольшим количеством междупутных электрических соединителей, которое допустимо по условиям нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки или электрической централизации.

Для участков постоянного и переменного тока - в соответствии с п.6.3. Инструкции по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами, утвержденной 04.07.87 г. ЦЭ-3551 (в дальнейшем именуемой Инструкцией). Во всех случаях длина обходных шунтирующих цепей по смежным и параллельным путям и перемычкам (длина I, рис.2.2, г) независимо от длины рассматриваемой рельсовой цепи должна быть не менее 10 км. При тональных рельсовых цепях длина обходных шунтирующих цепей должна быть не менее 2 км.

На электрифицированных путях, не оборудованных рельсовыми цепями автоблокировки или электрической централизацией, устанавливают междурельсовые соединители через каждые 300 м, междупутные соединители - через каждые 600 м. Эти соединители могут быть изготовлены из стального провода диаметром не менее 12 мм (постоянный ток) и не менее 10 мм (переменный ток) или из стальной полосы 40x5 мм и прокладываться изолированно от земляного полотна и балласта.

2.1.11. Электрические тяговые соединители - междупутные, междроссельные, дроссельные, междроссельные в однониточных рельсовых цепях, стрелочные (рис.2.2) - должны быть медными и не менее чем двухпроводными, с площадью сечения каждого провода не менее 70 мм (постоянный ток) и 50 мм (переменный ток). Длина междупутной перемычки не должна быть более 100 м.

2.1.12. При использовании тяговой рельсовой сети электрифицированных путей в качестве фазы для электроснабжения нетяговых потребителей и в качестве естественного заземлителя для заземления устройств грозозащиты и защиты от электромагнитных влияний должны соблюдаться требования пп.2.1.7, 2.1.9.

2.1.13. Допускается использовать рельсовые нити неэлектрифицированных путей для заземления сооружений и конструкций, если они оборудованы стыковыми соединителями (п.2.1.9) и имеют электрическое соединение с рельсами электрифицированных путей в соответствии с п.2.1.7 Инструкции. Изоляция этих рельсовых нитей от земли на участках постоянного тока должна соответствовать требованиям Инструкции ЦЭ-3551.

2.1.14. При тональных рельсовых цепях для выравнивания потенциала рельсов и снижения влияния асимметрии тягового тока на рельсовые цепи должны устанавливаться выравнивающие (симметрирующие) дроссель-трансформаторы (дроссели): на участках постоянного тока на расстоянии не более 2 км друг от друга, как правило, 1 дроссель на блок-участок; на участках переменного тока - на расстоянии не более 3 км друг от друга.

2.2. Требования по обеспечению электробезопасности

2.2.1. Для обеспечения электробезопасности обслуживающего персонала и других лиц на электрифицированных дорогах конструкции и устройства, перечисленные в п.1.1, должны быть заземлены способом, обеспечивающим отключение режима к.з. При этом напряжение на заземляемых конструкциях и устройствах не должно превышать нормируемых значений, принятых действующими нормативными документами для соответствующей продолжительности срабатывания защиты.

2.2.2. Защитному заземлению подлежат все металлические части конструкций и устройств, доступные для прикосновения человека и не имеющие других видов защиты, обеспечивающих электробезопасность.

2.2.3. Сопротивление защитного заземления не должно превышать значений, нормируемых для данного типа электроустановок.

Если на заземленных конструкциях и устройствах с помощью выравнивающих сеток и контуров обеспечиваются допустимые напряжения прикосновения, то собственное сопротивление заземляющего устройства по условиям электробезопасности не нормируется.

2.2.4. Допускается в цепь заземления включать защитные устройства, создающие разрыв цепи заземления в нормальном режиме, но обеспечивающие его замыкание при возникновении опасных напряжений на защищаемых конструкциях или устройствах, а также выполнение требований п.2.1.1. Напряжение срабатывания защитного устройства не должно превышать 1200 В.

Сооружения и конструкции на участках переменного тока, расположенные в общедоступных местах (посадочные платформы, места посадки и высадки пассажиров, не имеющих посадочных платформ, оборудованные переезды и переходы на уровне железнодорожных путей, места систематической погрузки и выгрузки, пешеходные и сигнальные мостики), заземляют только наглухо двумя проводниками. На участках постоянного тока в цепь заземления включают диодные заземлители, заземление через которые в проводящем направлении эквивалентно глухому заземлению.

2.2.5. Узлы крепления устройств контактной сети на железобетонных конструкциях (опорах, мостах), если они расположены выше 2,5 м от уровня земли или посадочной платформы, заземляют как и в необщедоступных местах (т.е. с включением при необходимости в цепь заземления защитных устройств).

2.2.6. Заземление устройств, на которых обслуживающим персоналом периодически производятся технологические операции (включение, отключение и т.п.), должно быть глухим и выполнено двумя заземляющими проводниками, видимыми на всей их длине.

2.3. Требования по обеспечению нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки
и электрической централизацию (СЦБ)

2.3.1. Подключение конструкций и устройств к рельсовым цепям СЦБ не должно нарушать нормального функционирования рельсовых цепей во всех режимах работы: нормальном, шунтовом, контрольном, а также в режиме автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН).

2.3.2. При однониточных рельсовых цепях заземления конструкций и устройств подключают только к тяговым нитям этих цепей, при двухниточных рельсовых цепях - к средним выводам путевых (дополнительных) дроссель-трансформаторов или ближнему рельсу.

При тональных рельсовых цепях заземления, кроме того, подключают к выравнивающим дроссель-трансформаторам, специально устанавливаемым для канализации тягового тока по рельсам. Во всех случаях сопротивление сигнальному току утечки в землю через все присоединенные к дроссель-трансформатору (дроссель) или рельсу конструкции не должно быть ниже значений, приведенных в табл.2.1.

Место подключения
заземляемой конструкции
к рельсовой цепи

Сопротивление сигнальному току утечки в землю через заземляемую на рельсовую сеть конструкцию, не менее

Как выполнить заземляющее устройство для мостового сооружения?

Перед Техническим Центром ZANDZ была поставлена задача выполнить расчёт заземляющего устройства для одного из проектируемых мостов, т.к. не соблюдались требования по использованию ж/б конструкций в качестве естественных заземлителей.

Заземляющее устройство для мостового сооружения

Рассмотрим далее, какое решение было принято в ходе решения данной задачи.

Данные для расчета:

количество опор: 3 шт. с одной стороны реки и 2 шт. с другой;

удельное сопротивление грунта – 100 Ом*м.

Задача:

рассчитать заземляющее устройство для опор моста с целью подключения металлоконструкций на поверхности.

Мероприятия выполнены в соответствии с:

Комплекс мероприятий по обеспечению необходимых требований к заземляющему устройству моста представлен следующими решениями:

В качестве токоотвода применяется стальная омеднённая (толщина медного покрытия не менее 70 мкм) проволока d8 мм (GL-11149).

Для соединения проката по длине и в узлах используется универсальный зажим GL-11551A.

Все металлические элементы, размещенные на поверхности моста, необходимо присоединить к токоотводу при помощи фальцевых зажимов GL-11545А.

В качестве вертикального заземлителя используются омедненные стальные электроды длиной 3 м в местах опусков токоотводов.

В качестве горизонтального заземлителя используется омедненная стальная полоса сечением 30х4 мм, объединяющая все вертикальные электроды. Расстояние до фундамента объекта - не менее 1 м. Заглубление полосы 0,5 - 0,7 м.

Согласно ПУЭ-7 изд., п.1.7.55 - Заземляющие устройства защитного заземления электроустановок зданий и сооружений и молниезащиты 2-й и 3-й категорий этих зданий и сооружений, как правило, должны быть общими.

Металлоконструкция каждой опоры должна быть присоединена к заземляющему устройству.

Подключение к заземляющему устройству выполняется при помощи зажимов ZZ-005-064.

Расчет сопротивления заземляющего устройства:

Сопротивление вертикального электрода:

Расчёт заземляющего устройства

где ρэкв – эквивалентное удельное сопротивление грунта - 100 Ом·м;

L – длина вертикального электрода - 3 м;

d – диаметр вертикального электрода - 0,014 м;

T – заглубление - расстояние от поверхности земли до заземлителя - 2 м;

Расчёт заземляющего устройства

где t – заглубление верха электрода - 0.5 м

Сопротивление горизонтального электрода:

Расчёт заземляющего устройства

Расчёт заземляющего устройства

где ρ – удельное сопротивление грунта - 100 Ом·м;

b - ширина горизонтального электрода - 0,03 м;

h - глубина заложения горизонтального проводника - 0,5 м;

Lгор2 – длина горизонтального электрода - 126 м;

Lгор3 – длина горизонтального электрода - 173 м

Полное сопротивление заземляющего устройства:

Расчёт заземляющего устройства

Расчёт заземляющего устройства

где n – количество комплектов, вертикальные заземлители - 4 шт.(2 опоры), 6 шт.(3 опоры), горизонтальный заземлитель – 1 шт. ;

Kисп – коэффициент использования, 0,75 (2 опоры), 0,69 (3 опоры)..

Расчетное сопротивление заземляющего устройства составляет 2,02 Ом для 2х опор, и 1,63 Ом для 3х опор.

Размещение оборудования показано на рисунке 1.

Заземление моста

Рисунок 1 – Расположение оборудования.

Перечень необходимых материалов приведен в таблице 1.

Таблица 1 – Перечень потребности материалов.

У вас возникли вопросы по заземлению мостовых сооружений? Обращайтесь в Технический Центр ZANDZ!

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей

Раздел 2. Электрооборудование и электроустановки общего назначения

Глава 2.7. Заземляющие устройства

2.7.1. Настоящая глава распространяется на все виды заземляющих устройств, системы уравнивания потенциалов и т.п. (далее — заземляющие устройства). ¶

2.7.2. Заземляющие устройства должны соответствовать требованиям государственных стандартов, правил устройства электроустановок, строительных норм и правил и других нормативно-технических документов, обеспечивать условия безопасности людей, эксплутационные режимы работы и защиту электроустановок. ¶

2.7.3. Допуск в эксплуатацию заземляющих устройств осуществляется в соответствии с установленными требованиями. ¶

При сдаче в эксплуатацию заземляющего устройства монтажной организацией должна быть предъявлена документация в соответствии с установленными требованиями и правилами. ¶

2.7.4. Присоединение заземляющих проводников к заземлителю и заземляющим конструкциям должно быть выполнено сваркой, а к главному заземляющему зажиму, корпусам аппаратов, машин и опорам ВЛ — болтовым соединением (для обеспечения возможности производства измерений). Контактные соединения должны отвечать требованиям государственных стандартов. ¶

2.7.5. Монтаж заземлителей, заземляющих проводников, присоединение заземляющих проводников к заземлителям и оборудованию должен соответствовать установленным требованиям. ¶

2.7.6. Каждая часть электроустановки, подлежащая заземлению или занулению, должна быть присоединена к сети заземления или зануления с помощью отдельного проводника. Последовательное соединение заземляющими (зануляющими) проводниками нескольких элементов электроустановки не допускается. ¶

Сечение заземляющих и нулевых защитных проводников должно соответствовать правилам устройства электроустановок. ¶

2.7.7. Открыто проложенные заземляющие проводники должны быть предохранены от коррозии и окрашены в черный цвет. ¶

2.7.8. Для определения технического состояния заземляющего устройства должны проводиться визуальные осмотры видимой части, осмотры заземляющего устройства с выборочным вскрытием грунта, измерение параметров заземляющего устройства в соответствии с нормами испытания электрооборудования (Приложение 3). ¶

2.7.9. Визуальные осмотры видимой части заземляющего устройства должны производиться по графику, но не реже 1 раза в 6 месяцев ответственным за электрохозяйство Потребителя или работником им уполномоченным. ¶

При осмотре оценивается состояние контактных соединений между защитным проводником и оборудованием, наличие антикоррозионного покрытия, отсутствие обрывов. ¶

Результаты осмотров должны заноситься в паспорт заземляющего устройства. ¶

2.7.10. Осмотры с выборочным вскрытием грунта в местах наиболее подверженных коррозии, а также вблизи мест заземления нейтралей силовых трансформаторов, присоединений разрядников и ограничителей перенапряжений должны производиться в соответствии с графиком планово-профилактических работ (далее — ППР), но не реже одного раза в 12 лет. Величина участка заземляющего устройства, подвергающегося выборочному вскрытию грунта (кроме ВЛ в населенной местности — см. п.2.7.11), определяется решением технического руководителя Потребителя. ¶

2.7.11. Выборочное вскрытие грунта осуществляется на всех заземляющих устройствах электроустановок Потребителя; для ВЛ в населенной местности вскрытие производится выборочно у 2% опор, имеющих заземляющие устройства. ¶

2.7.12. В местности с высокой агрессивностью грунта по решению технического руководителя Потребителя может быть установлена более частная периодичность осмотра с выборочным вскрытием грунта. ¶

При вскрытии фунта должна производиться инструментальная оценка состояния заземлителей и оценка степени коррозии контактных соединений. Элемент заземлителя должен быть заменен, если разрушено более 50% его сечения. ¶

Результаты осмотров должны оформляться актами. ¶

2.7.13. Для определения технического состояния заземляющего устройства в соответствии с нормами испытаний электрооборудования (Приложение 3) должны производиться: ¶

  • измерение сопротивления заземляющего устройства;
  • измерение напряжения прикосновения (в электроустановках, заземляющее устройство которых выполнено по нормам на напряжение прикосновения), проверка наличия цепи между заземляющим устройством и заземляемыми элементами, а также соединений естественных заземлителей с заземляющим устройством;
  • измерение токов короткого замыкания электроустановки, проверка состояния пробивных предохранителей;
  • измерение удельного сопротивления грунта в районе заземляющего устройства.

Для ВЛ измерения производятся ежегодно у опор, имеющих разъединители, защитные промежутки, разрядники, повторное заземление нулевого провода, а также выборочно у 2% железобетонных и металлических опор в населенной местности. ¶

Измерения должны выполняться в период наибольшего высыхания грунта (для районов вечной мерзлоты — в период наибольшего промерзания грунта). ¶

Результаты измерений оформляются протоколами. ¶

На главных понизительных подстанциях и трансформаторных подстанциях, где отсоединение заземляющих проводников от оборудования невозможно по условиям обеспечения категорийности электроснабжения, техническое состояние заземляющего устройства должно оцениваться по результатам измерений и в соответствии с п.п.2.7.9-11. ¶

2.7.14. Измерения параметров заземляющих устройств — сопротивление заземляющего устройства, напряжение прикосновение, проверка наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами — производится также после реконструкции и ремонта заземляющих устройств, при обнаружении разрушения или перекрытия изоляторов ВЛ электрической дугой. ¶

При необходимости должны приниматься меры по доведению параметров заземляющих устройств до нормативных. ¶

2.7.15. На каждое, находящееся в эксплуатации, заземляющее устройство должен быть заведен паспорт, содержащий: ¶

  • исполнительную схему устройства с привязками к капитальным сооружениям;
  • указана связь с надземными и подземными коммуникациями и с другими заземляющими устройствами;
  • дату ввода в эксплуатацию;
  • основные параметры заземлителей (материал, профиль, линейные размеры);
  • величина сопротивления растеканию тока заземляющего устройства;
  • удельное сопротивление грунта;
  • данные по напряжению прикосновения (при необходимости);
  • данные по степени коррозии искусственных заземлителей;
  • данные по сопротивлению металлосвязи оборудования с заземляющим устройством;
  • ведомость осмотров и выявленных дефектов;
  • информация по устранению замечаний и дефектов.

К паспорту должны быть приложены результаты визуальных осмотров, осмотров со вскрытием грунта, протоколы измерения параметров заземляющего устройства, данные о характере ремонтов и изменениях, внесенных в конструкцию устройства. ¶

2.7.16. Для проверки соответствия токов плавления предохранителей или уставок расцепителей автоматических выключателей току короткого замыкания в электроустановках должна проводиться проверка срабатывания защиты. ¶

2.7.17. После каждой перестановки электрооборудования и монтажа нового (в электроустановках до 1000 В) перед его включением необходимо проверить срабатывание защиты при коротком замыкании. ¶

2.7.18. Использование земли в качестве фазного или нулевого провода в электроустановках до 1000 В не допускается. ¶

2.7.19. При использовании в электроустановке устройств защитного отключения (далее — УЗО) должна осуществляться его проверка в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя и нормами испытаний электрооборудования (Приложение 3). ¶

2.7.20. Сети до 1000 В с изолированной нейтралью должны быть защищены пробивным предохранителем. Предохранитель может быть установлен в нейтрали или фазе на стороне низшего напряжения трансформатора. При этом должен быть предусмотрен контроль за его целостностью. ¶

Инструкция разработана по заданию Отдела механизации строительства Госстроя СССР Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству Госстроя СССР (ЦНИИОМТП).

Для инженерно-технических работников строительных и проектных организаций.

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция является обязательной при устройстве, эксплуатации и перебазировании рельсовых путей строительных башенных кранов с нагрузкой от колеса на рельс до 28 тс, а также для кранов с нагрузкой от колеса на рельс до 30 тс с восемью ходовыми колесами.

В специфических условиях эксплуатации указанных кранов рельсовые пути должны сооружаться по специальному проекту.

1.2. Рельсовые пути для строительных башенных кранов, не указанных в п.1.1, изготавливаются по указаниям, изложенным в инструкциях по эксплуатации таких кранов.

1.3. К специфическим условиям эксплуатации строительных башенных кранов относятся условия, вызываемые необходимостью их работы:

Читайте также: