Розетка прикуривателя своими руками

Обновлено: 28.03.2024

Ток и шоу: как не сжечь машину

Несколько лет назад по многим телеканалам проскочил интригующий сюжет: у дамы сгорела Honda Civic. Дескать, стала заряжать мобильник, а тут дым, вонь и полный караул… В общем, неприятная история. Но кто виноват?

Телевизионщики, примчавшиеся тогда за интервью, откровенно на нас обиделись: наше мнение их разочаровало, а ожидаемой скандальной сенсации не получилось. Потому что, на наш взгляд, никакая Honda не обязана отвечать за поведение неизвестного ей устройства. По-человечески даме, конечно, можно посочувствовать, но очевидным виновником возгорания было зарядное устройство неизвестного происхождения. А втыкать в гнездо всё подряд производители автомобилей, как правило, запрещают — и правильно делают. Те, кто с этим не согласен, могут мысленно поставить себя на их место: вы бы разрешили? Вот-вот — лучше не стоит…

В той истории суд принял сторону представителей автодилера и в иске отказал. Причина — «нарушение правил эксплуатации автомобиля». Аргументы типа «Все так делают» — не в счет: отвечать надо лично за себя.

Что можно и чего нельзя

Штекеры разнообразных устройств — найдите два одинаковых… А если учесть, что и гнезда на поверку тоже далеко не близнецы, то понятно, почему вероятность плохого контакта вовсе не является надуманной. И почему, кстати говоря, производители автомобилей запрещают пользоваться в своих машинах чем попало. Штекеры разнообразных устройств — найдите два одинаковых… А если учесть, что и гнезда на поверку тоже далеко не близнецы, то понятно, почему вероятность плохого контакта вовсе не является надуманной. И почему, кстати говоря, производители автомобилей запрещают пользоваться в своих машинах чем попало.

А что вообще можно втыкать в автомобильное гнездо? К сожалению, четкого разграничения, что можно делать, а чего нельзя, не существует. Мы проводили исследования на эту тему — результаты ясности не внесли. Одни автопроизводители разрешают пользоваться только приборами с собственным брендом на этикетке, другие кивают на обязательное соблюдение требований некоего стандарта SAE (а кто из автовладельцев его видел-то?), третьи категорически запрещают пользоваться гнездом прикуривателя для любых посторонних потребителей, четвертые оговаривают максимальный ток потребления…

Следует отличать гнездо прикуривателя от бортовой розетки. Исторически прикуриватель появился раньше — почти сто лет назад. На тех же Жигулях, к примеру, розетки отсутствовали — впрочем, гаджетов в продаже в те времена тоже не было. Сегодня мы активно боремся с курением, а потому прикуриватели уходят в историю. Зато розеток в машине бывает сразу несколько. При этом массу проблем порождает разнобой в конструкциях и размерах как самих гнезд, так и штекеров. В частности, в обычной розетке нет биметаллической пружины-захвата прикуривателя. На практике многие вилки любят выскакивать из гнезда или, хуже того, плохо контачить. Производители гаджетов используют неодинаковые штекеры — именно это обстоятельство и послужило, на наш взгляд, причиной упомянутого выше возгорания автомобиля.

Тепловентиляторы разных мастей. Мощность показанных моделей — от 150 до 200 Вт. Реальный ток доходит до 15 А — это очень много. При плохом контакте локальный нагрев гарантирован. Кроме того, подобные приборы обычно забывают отключать, поскольку они предназначены для долгосрочного использования. А с учетом того, что реальная польза от таких нагревателей смехотворная, без крайней необходимости их лучше не применять. Впрочем, насчет пользы — это мое личное мнение. Тепловентиляторы разных мастей. Мощность показанных моделей — от 150 до 200 Вт. Реальный ток доходит до 15 А — это очень много. При плохом контакте локальный нагрев гарантирован. Кроме того, подобные приборы обычно забывают отключать, поскольку они предназначены для долгосрочного использования. А с учетом того, что реальная польза от таких нагревателей смехотворная, без крайней необходимости их лучше не применять. Впрочем, насчет пользы — это мое личное мнение.

Почему на той машине не сгорел предохранитель? Кстати, обычно его номинал — 15 А, реже — 10 А (в Жигулях использовали 16 А). Теперь представьте, что происходит, если по какой-то причине прибор потребляет подобный ток в течение длительного времени, а контакт при этом «искрит». Солидная мощность начинает рассеиваться в розетке, которая быстро нагревается и… ну, дальше понятно. Если вокруг термопласт, боящийся нагрева, то и произойдет как раз то, что случилось с дамой. Пожар не пожар, а торпедка поплавилась. Ток при этом может оставаться в пределах допуска — это же не короткое замыкание! От себя добавлю, что на практике предохранители зачастую легко выдерживают и повышенный ток: это нехорошо, но — что есть, то есть…

Даже если вероятность возгорания мала, ни в коем случае не стоит его провоцировать. А мы частенько это делаем. Ниже — советы человека, который однажды пережил полноценный пожар, лишившись… Ладно, не хочу вспоминать.

Советы электрика

Автомобильные пылесосы — Smart Power, Агрессор и Heyner. Мощность — соответственно 85, 100 и 138 Вт. С точки зрения пожароопасности хороши тем, что при работе постоянно находятся в чьих-то руках, то есть под контролем. Хотя, честно говоря, применение для уборки салона мощного стационарного пылесоса представляется мне гораздо более логичным. Автомобильные пылесосы — Smart Power, Агрессор и Heyner. Мощность — соответственно 85, 100 и 138 Вт. С точки зрения пожароопасности хороши тем, что при работе постоянно находятся в чьих-то руках, то есть под контролем. Хотя, честно говоря, применение для уборки салона мощного стационарного пылесоса представляется мне гораздо более логичным.

С формальной точки зрения никогда не стоит забывать следующее: если возгорание все-таки произойдет, то на вашу сторону не станет никто.

  1. Производитель автомобиля — потому, что он не разрешал вам втыкать то, что вы воткнули.
  2. ГИБДД — потому, что, применив какой-либо гаджет, вы тем самым как бы внесли изменение в конструкцию автомобиля, а это запрещено.
  3. Продавец гаджета — потому, что он не знает, правильно ли вы воспользовались его устройством. Да и вообще, не в Китай же вы отправитесь жаловаться…
  4. Страховая компания — потому, что см. п. 1.

Если это понятно, но не отпугивает, едем дальше собственно к самим советам:

  • Даже если вы пользуетесь совсем слабеньким устройством, например, заряжаете телефон или отслеживаете дорожные измерители скорости, не ленитесь время от времени дотрагиваться до адаптера рукой, контролируя таким образом его температуру. Хуже точно не будет.
  • Старайтесь без особой необходимости не подключать к автомобильным розеткам заведомо мощные устройства с заявленной мощностью 180 и более Ватт. На мой взгляд, единственный реально полезный гаджет с подобной мощностью — это компрессор, но им пользуются нечасто и никогда не оставляют включенным без необходимости. А вот без автомобильного пылесоса, чайника или кофеварки вполне можно обойтись.
  • Приобретая разветвители сигналов на три, четыре и более устройств, не забывайте, что штатный предохранитель в машине — один на всех.
  • Никогда не покупайте мелочевку вроде разветвителей или зарядников у коробейников на перекрестках. Вероятность наткнуться на дрянное качество там слишком высока — вспомните сгоревшую Хонду. Лучше переплатите дилеру. Или хотя бы солидному сетевому магазину автозапчастей.
  • Спиральный провод гаджета, включенного в розетку, не должен быть слишком сильно натянут. Он может свалиться под педальный узел, а халтурно припаянный — попросту оторваться.
  • Покидая автомобиль, всегда вытаскивайте штекер из розетки. Причин несколько. Во-первых, не во всех автомобилях розетки обесточиваются, а потому тот же включенный холодильник быстро «высосет» аккумулятор. Во-вторых, любые неубранные гаджеты, даже недорогие, всегда привлекают внимание несознательных элементов общества. Да и пожары просто так никогда не возникают.
Чайник 12V-607 (в центре). Заявленная мощность — 180 Вт. Мерим ток — 15 А. Объем чайника — 0,9 л. Нетрудно прикинуть время кипячения с 20 С: 0,9 умножаем на 80 (72 ккал или 301 кДж), делим на 0,18 — получаем 1676 секунд или 28 минут. Кофеварка WAECO МC-01-12 (слева). Предупреждение от производителя: включать в цепь, защищенную предохранителем не менее 16А! И где ее взять? Кипятильник Airline мощностью 120 Вт (cправа). Время кипячения упомянутого выше объема воды составит никак не менее 42 мин. Чайник 12V-607 (в центре). Заявленная мощность — 180 Вт. Мерим ток — 15 А. Объем чайника — 0,9 л. Нетрудно прикинуть время кипячения с 20 С: 0,9 умножаем на 80 (72 ккал или 301 кДж), делим на 0,18 — получаем 1676 секунд или 28 минут. Кофеварка WAECO МC-01-12 (слева). Предупреждение от производителя: включать в цепь, защищенную предохранителем не менее 16А! И где ее взять? Кипятильник Airline мощностью 120 Вт (cправа). Время кипячения упомянутого выше объема воды составит никак не менее 42 мин.

Напоследок — жизненный анекдот про прикуриватели.

Коллега вез на Оке внука — в дороге мотор неожиданно перегрелся. Тыр-пыр: не работает электровентилятор системы охлаждения — сгорел предохранитель… Поменял, поехал, опять перегрев — снова сгорел предохранитель. И так несколько раз — что ж такое-то? Выяснил случайно: в гнездо прикуривателя внук от скуки засунул… металлический рубль! А цепь предохранителя заодно защищала тот самый вентилятор.

Что нельзя включать в прикуриватель и как сделать отдельный разъём

Современные смартфоны и другие мобильные гаджеты хоть и не имеют в комплекте подобного зарядника, однако возможность их подключения в прикуриватель через специальные переходники тоже имеется.

Но дело в том, что стандартная электроцепь прикуривателя рассчитана для работы непродолжительное время. Всего несколько секунд необходимо для нагрева спирали. Всё остальное время цепь прикуривателя находится хоть и под напряжением, но в режиме ожидания.

Если использовать прикуриватель долгое время, это обязательно приведёт к перегоранию предохранителя. А если в него воткнуть тройник и параллельно использовать, например, ещё и вентилятор во время длительной поездки, то может произойти оплавления гнезда предохранителя в самом блоке.

Так произошло однажды и со мной. Я обратил внимание, что у меня пропал звуковой сигнал. Покопавшись в "бортовой" книжке, узнал, что он "висит" на предохранителе, связанном цепью с прикуривателем. Сунулся в блок предохранителей, нашёл нужный. Попытался вытащить предохранитель, но вытащил только его корпус. Само его гнездо раскрошилось при попытке вытащить утконосиками металлические "флажки" предохранителя.

Сгоревшее гнездо и выносной разъём предохранителя. Сгоревшее гнездо и выносной разъём предохранителя.

Хорошо, есть знакомый автоэлектрик. Он припаял 2 провода внутри самого блока и вывел мне этот предохранитель наружу, чтобы был постоянно под рукой. Он сказал, что к нему часто обращаются с такой проблемой, пусть лучше он будет в постоянной доступности. Если бы он так не сделал, пришлось бы раскошеливаться на новый блок (3500 руб). Ладно хоть машина не загорелась.

Делаем вывод, что подключать различные автогаджеты в штатный прикуриватель автомобиля попросту нельзя. Необходимо делать отдельную розетку.

Отдельная розетка прикуривателя

Не знаю, есть ли сейчас отдельные розетки 12 В на автомобилях, но раньше по крайней мере были. Например на старом УАЗике-козлике. Находилась на кузове возле левого колена водителя. На моей "Шниве" точно нет.

Сейчас же в большинстве случаев установка такой розетки является дополнительной опцией при покупке нового авто или в автосервисе за отдельную плату.

Но разумеется, её можно поставить и самому. Необходимо выбрать место в автомобиле, чтобы оно было доступным и комфортным в использовании.

Схема подключения Схема подключения

Как видим ничего сложного. Здесь предохранитель на 25-30А необходим, если вы используете несколько потребителей или розеток, но у каждой отдельной розетки всё равно должен стоять свой предохранитель, соответствующий параметрам потребления.

Можно дополнительную розетку в целях безопасности подключить к замку зажигания, что и делают в сервисах. Но это по вашему усмотрению: если вы всё сделали качественно, усиленно и надёжно, думаю без замка зажигания вполне можно обойтись.

Сделал автомобильный прикуриватель для использования в доме

Недавно у меня возникла потребность запитать устройство, предназначенное для использования в автомобиле, в домашних условиях.

Так что же делать, если машины нет, а устройством воспользоваться хочется?

Скорее всего, существуют какие-то переходники для таких случаев, но мне нужно было здесь и сейчас (или хотя-бы "сегодня"). Поискав готовые решения на thingiverse, я разочаровался - ничего из готовых моделей мне не подошло. Как обычно, если хочешь что-то сделать хорошо - сделай это сам.

Моделирование

Разумеется, время проведенное на thingeverse я потратил с пользой - подсмотрел как реализованы контактные площадки для штекера. Мне отлично подходила реализация минусового контакта перфорированной металлической лентой, а плюсового головкой винта - просто потому, что моток ленты лежал у меня в кладовке, а винты М3 прямо передо мной на столе. Замерил свою ленту и штекер прикуривателя штангенциркулем, запустил Fusion 360 и в творческих мучениях наваял это:

Розетки в автомобиле своими руками

Розетки в автомобиле своими руками

11.05.2016

Автовладельцы, особенно любители путешествовать, периодически ощущают нехватку точек питания аксессуаров. Розетка прикуривателя — основное место подключения электроприборов к сети автомобиля. В статье пойдёт речь о том, сколько и каких розеток нужно в машине любителю активного отдыха. И что делать, если их не хватает.

Сколько нужно розеток прикуривателя

Опыт автотуризма подсказывает, что водителем и штурманом используется 3-5 гнёзд для переносного оборудования:

  • видеорегистратор;
  • навигатор;
  • мобильный телефон.

Продвинутые пользователи добавят ещё потребителей:

  • планшет или картплоттер для просмотра карты;
  • радар-детектор, чтобы не превышать скорость;
  • запасной мобильник для общения в роуминге;
  • рацию для разговоров по дороге, если ехать колонной.

Осталось добавить подогрев сидения, зарядку ноутбука, фотоаппарата и аккумуляторов для фонарей — и проблема встанет в полный рост. Что делать?

Самый простой способ — купить разветвитель (тройник) в прикуриватель и прикрепить его рядом с основным. По мере роста количества электроприборов использовать новые тройники или Y-образные разветвители.

Отрицательный момент — нужно контролировать суммарную мощность (читай — потребляемый ток) подключенного оборудования. Прикуриватель не рассчитан на токи свыше 10 ампер, общая нагрузка не должна превышать 120 ватт. Поэтому попытки использовать кипятильник с тепловентилятором пресекаем на корню.

Полезный совет:

Заранее найдите в блоке предохранителей фишку, отвечающую за работу прикуривателя. Наклейте рядом контрастную метку, прикрепите запасную плавкую вставку нужного номинала. Потом, когда ночью во время дождя будете её менять — скажете себе спасибо.

Запрещается менять перегоревший предохранитель на больший номинал! Тонкие провода не выдержат такой ток, изоляция расплавится, замыкание приведёт к пожару!

Устанавливаем дополнительные розетки

Осознав проблему, поставили на торпедо тройник. Но на задних сидениях детям хочется посмотреть мультики на планшете, в багажнике требует подключения холодильник для продуктов, под капотом не хватает разъёма для лампы-переноски, шинного компрессора или насоса для накачивания надувных мячей и лодок.

child.jpg
cold.jpg

В большинстве автомобилей с кузовом «универсал» розетки в багажнике и на задних сидениях уже предусмотрены, даже если не установлены с завода. Чтобы ими воспользоваться, покупаем оригинальные комплектующие, вынимаем заглушки, находим приклеенный поблизости провод, устанавливаем на место.

В случае, если «оригинал» непомерно дорог, но у вас есть опыт работы с автоэлектрикой — ставим дополнительные прикуриватели самостоятельно. В этом случае имеет смысл смонтировать глубокие гнезда от Жигулей-«классики» и «евро» от «десятого» семейства или «Калины». Причем тянуть провод (не менее 2,5 мм²) к устанавливаемым разъёмам желательно напрямую от аккумулятора. Приступая к работе, возьмите паяльник или обжимные клещи.

Поставьте предохранитель не далее 40 см от АКБ, сам провод закройте гофрированной трубкой, а места прохода через моторный щит надёжно защитите от перетирания и контакта с металлом.

Подключаем 220В в машине

Когда понадобится 220 вольт на борту, поищите по каталогам такую комплектацию вашей модели авто. Докупив оригинальные запчасти, вы получите безопасное решение вопроса. Если такой вариант отсутствует, приступаем к самодеятельности.

Для разового использования, чтобы зарядить фотоаппарат или телефон сетевым зарядником, подойдёт небольшой инвертор мощностью до 150 ватт. Его вставляем в прикуриватель. Если мощности не хватает — покупаем преобразователь 12/220В мощнее и подключаем напрямую к аккумулятору.

Если монтируете розетку в салоне — не оставляйте её под напряжением! Предусмотрите индикатор работы инвертора на панели и отключение (возможно, дистанционное), когда прибор не нужен.

При наличии начальных навыков вы сможете самостоятельно установить дополнительные розетки. Но если сомневаетесь — обратитесь к опытному автоэлектрику. После монтажа будете приятно удивлены уменьшению количества удлинителей и тройников, а также удобству пользования электроприборами.

Гнездо прикуривателя из обычного патрона для эл. ламп


Гнездо прикуривателя для домашнего использования можно собрать из простого патрона для электрической лампочки.

Небольшая переделка обычного патрона поможет вам использовать автомобильные гаджеты у вас дома или просто проверить работоспособность их.

Патрон может быть любым, я выбрал из пластмассы за их стойкость к падению в отличие от керамического и карболитового.


Доработка проста: из токопроводящей пластины вырезал вот такую заготовку (как на рисунке), и согнул её в виде цилиндра. У пластины имеется одна ножка под минусовой контакт. Плюсом останется центральный контакт. Для подсветки использовал светодиод с резистором на 150 Ом.

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля


В данной статье речь пойдет о том, как самому сделать такие провода для прикуривания, чтобы можно было завести машину с полностью севшим аккумулятором. Это может произойти, если надолго уйти и забыть выключить свет. Или же в сильные морозы. Что как раз имело место в средней полосе России пару недель назад — когда неожиданно температура опустилась до -27 и многие не смогли завестись, в том числе и мой сосед.

По этой причине по его просьбе я сделал ему провода для прикуривания, о которых и пойдет в статье речь.

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 1

Для жителей Сибири и северных районов России морозы — дело привычное и, обычно, к зиме автомобили у них хорошо подготовлены (см. последний раздел статьи). А вот для жителей средней полосы, особенно, живующих в крупных городах, неожиданно нагрянувший мороз может представить серьезную проблему.

Почему бы не «купить готовые провода»? Дело все в том, что качественных, в продаже просто нет. Из всех виденных, что-то более-менее приличное было в обзоре журнала «За рулем» и называлось «совет автоэлектрика». Но это изделие было специально сделано производителем для теста данного журнала — поэтому есть сомнения, что штатные изделия имеют такое же качество изготовления.

Почему нет в продаже? Дело в том, что качественный прикуриватель с учетом мнокогратных рыночных накруток обойдется покупателю в такую сумму, что его просто никто не будет покупать.

Поэтому полки автомагазинов ломятся от дорогого и в тоже время низкокачественного барахла, в основном, китайского (но есть и российского) производства. На упаковках написаны токи 500, 600 и даже 1000 ампер, но это все «китайские» амперы и их надо делить минимум на 10.

Конечно, эти прикуриватели помогают, но лишь в том случае если аккумулятор разряжен лишь незначительно. Или если зарядка длится долго (не менее 6-10 часов). Но готов ли кто-то прикуривать ваш автомобиль в течение такого времени? Обычно, если авто не заводится минут за 20-30, то хозяин закрывает авто и едет на автобусе.

Что такое качественный прикуриватель и зачем он нужен?

Я ранее писал о китайских и российских прикуривателях и писал что, к сожалению, практически всегда, они являются некачественными.

Даже прикуриватель от знаменитой американской марки Snap-On, стоимостью 12 тысяч рублей (по стостоянию на январь 2017 года) по результатам тестов оказался некачественным (что вдвойне обидно с учетом такой высокой цены).

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 2


Вот отзыв журнала «За рулем» по результатам теста:

Самое большое разочарование теста. Громкое имя и оглушительная цена — всё, чем запомнилось изделие. Мягкий морозостойкий провод — это хорошо, но уже при скромном токе 480 А падение напряжения превысило 2,0 В.

А что же такое качественный прикуриватель?

Качественный прикуриватель - это такой прикуриватель, который в силу своей конструкции способен обеспечить пропускание номинального тока стартера автомобиля-акцептора с минимальным падением напряжения (менее 1В) за время, достаточное для запуска двигателя автомобиля-акцептора (это время считается равным 30 секундам). Далее я буду писать «донор» — тот, кто дает прикурить, «акцептор» — кому дают прикурить.

Качество прикуривателя определяется следующими составляющими:

  • Провод, а именно жила и изоляция.
  • Зажимы — «крокодилы»
  • Соединения

Например, ПВХ изоляция на морозе дубеет и при изгибании провода трескается. Поэтому для проводов прикуривателя применяется изоляция из резины или силикона. Но многие производители в целях экономии делают изоляцию из ПВХ с добавлением дополнительных пластификаторов. В итоге, при -30 изоляция на проводах трескается и пользоваться таким прикуривателем просто опасно (несмотря на низкое напряжение в 12 вольт, закорачивание плюса аккумулятора на корпус автомобиля через трещину в изоляции приведет к печальным последствиям).

Аккумулятор легкового автомобиля имеет номинальное напряжение 12 вольт, при этом стартер в среднем легковом автомобиле имеет мощность, сопоставимую с варочной панелью. Например, порядка 7 киловатт (примерно такая мощность требуется для прокрутки коленвала двухлитрового двигателя). Отсюда путем нехитрых вычислений получаем номинальный ток стартера равным 7000/12 = 583 ампера. На самом деле, напряжение на заряженном аккумуляторе больше 12В (обычно 12.7), следовательно, ток меньше, но это не так принципиально — тут важно понимать откуда берутся такие огромные токи.

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 3

Именно такой ток должен выдать аккумулятор для того чтобы двигатель запустился. Этот ток указан на самом аккумуляторе как ток холодного запуска. А если аккумулятор сильно разряжен, то для запуска двигателя такой ток должен выдерживать не только кабель прикуривателя, но и «крокодилы», все транзитные соединения в прикуривателе, соединения с аккумуляторами автомобилей и т… д.

Если где-то будет слабое звено, из-за его сопротивления будет падать напряжение, а само соединение — сильно греться. В итоге при севшем аккумуляторе двигатель акцептора не сможет запуститься.

Так же очевидно, что сечение провод должен быть медным, иметь достаточно большое сечение и при этом быть максимально коротким (но настолько при этом чтобы можно было донянуться от клемм аккумулятора одного автомобиля до клемм другого — поэтому такие провода обычно не делают короче 2.5 метров). Крокодилы должны иметь мощные зажимы с большой прощадью контакта, а соединения должны быть надежными и иметь малое переходное сопротивление.

Как устроены типовые провода для прикуривания. имеющиеся в продаже?

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 4


Давайте рассмотрим типовой прикуриватель стоимостью от 500 до 1500 рублей с заявленным номинальным током 400-600-1000 ампер. Выглядят они почти все вот так:
(Фото взято с сайта dvizhok.su)

Состоят такие прикуриватели из жестяных крокодилов с медным покрытием, а так же проводов сечением от 2.5 до 4 квадратов (все зависит от щедрости как дядюшки Ляо, так и российского продавца, заказавшего у китайцев данный провод). При этом провода имеют ненормально толстую изоляцию — очевидно, что это делается с целью обмана покупателя (попытка показать что сечение реально больше, чем оно есть). Изоляция обычно состоит из ПВХ с повышенным содержанием пластификаторов. Провода крепятся к крокодилам за счет прижима скобами, прикрытыми изоляцией ручек.

Естественно, ни о каком токе в 600 ампер (и даже в 100!) тут не может быть и речи. Такие прикуриватели годятся только для прикуривания не сильно севших аккумуляторов. Либо необходимо длительно (в течение многих часов) заряжать аккумулятор автомобиля-акцептора малыми токами.

Давайте посмотрим поближе:

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 5

Конструкция «крокодила» не внушает доверия — все болтается. Сами «крокодилы» сделаны из омедненной жести с очень малой площадью контакта (фактически, «крокодил» контактирует с клеммой аккумулятора только тонкой боковой поверхностью одного зажима).

Медные жилы провода прижимаются к поверхности «крокодила» пучком (как на фото ниже). При этом сам провод за изоляци. прижимают скобы внутри ручки «крокодила» (к сожалению, фото крепления не сделал, но поверьте мне на слово — оно просто ужасное). Из-за некачественного провода жилы и изоляция легко перетираются, что и видно на фото:

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 6


А теперь посмотрим на провод «минуса» в разрезе. Рядом для сравнения провод ПуГВ сечением всего 10 мм2, который используется для сборки квартирных щитов с токами до 63 ампер. Абсолютно большую часть китайского провода занимает гипертрофированная изоляция, а сечение меди — примерно 2.5-3 квадрата.

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 7

Стоит ли выбрасывать деньги на подобное барахло? Ведь очевидно, что даже ток в 100 ампер (и даже в 50!) подобная конструкция не выдержит.

Такие прикуриватели подходят только для «прикуривания» незначительно севших аккумуляторов.

Выбор комплектующих для проводов прикуривателя.

Сперва следует начать с понимания того, на какой номинальный ток он должен быть рассчитан. Данная информация написана на самом аккумуляторе (ток холодного пуска). Возьмем в качестве примера ток одного стартера — 530 ампер.

Соответственно, все компоненты подбираются под данный ток. Ввиду сильно ограниченного ассортимента предлагаемых на российском рынке устройств, приходится иногда брать компоненты, рассчитанные на немного меньший ток. Но при грамотном подходе, в этом нет ничего страшного.

В качестве «крокодилов» выбраны зажимы производства итальянской фирмы AE с номинальным током в 500 ампер. Крокодилы состоят из цельной латуни, имеют соответствующую току площадь контакта. В каждой из ручек предусмотрена дырка под винт M4 для крепления провода, одна из дырок идет с нарезаной резьбой. Есть красный и черный вариант.

Далее следует выбрать провод. Есть несколько вариантов, в том числе с силиконовой изоляцией (эксплуатация при температуре до -60). Но таких температур не бывает в центральной части России, поэтому был выбран более дешевый (а главное — имеющийся в наличии в Электромонтаже на отрез) гибкий кабель для сварочных аппаратов с резиновой изоляцией — КГ / КОГ1 в исполнении У производства, с моей точки зрения, лучшего кабельного завода среди россиских — Кольчугино. Температура эксплуатации — до -40 градусов, чего более чем достаточно для данного региона. Перфекционистам или жителям Сибири / северных регионов имеет смысл выбрать кабель в исполнении ХЛ или провод с силиконовой изоляцией.

Сечение кабеля выбрано 35 мм2. Так же потребовалось решить две следующие проблемы — кабель 35 квадратов очень толстый, его невозможно прикрепить к данным «крокодилам» напрямую. Кроме того, качественное соединение «крокодила» с клеммой аккумулятора может быть обеспечено только если напряжение подводится одновременно к обоим сторонам зажима, а не к только одному как сделано на всех виденных мной прикуривателях.

Для этих целей был выбран кабель КОГ1 1x16 тоже производства Кольчугино. Он более гибкий, чем КГ, а кроме того позволит покдлючить основной провод к крокодилам (к каждой половине одного «крокодила» будет подходить по 16 квадратов меди).

Итого: 4 метра КГ 1x35, 2 метра КОГ 1x16, Весь кабель был закуплен в магазине Электромонтаж . Так же там были закуплены дополнительные детали для изготовления проводов прикуривателя — 4 гильзы ГМЛ на 35 мм2, 8 наконечников типа ТМЛ на 16 квадратов под винт М8, а так же винты М8 с полной резьбой максимально короткие. Наконечники типа ТМЛ покупал итальянские, производства ВМ — так как в ассортименте КВТ нет таких наконечников, которые были бы достаточно короткие и влезли бы по ширине. Если будете покупать наконечники, обязательно проверьте что они встанут — данные «крокодилы» имеют по краям бортики!

Все добро на одном фото. Еще будет использована клеевая термоусадка двух сечений, но я ее не покупал так как она есть у меня в наличии. К сожалению, если ее придется покупать «с нуля», то это обойдется очень дорого — особенно это касается термоусадки для защиты ГМЛ, требуется совсем немного, а продается она минимум метровым отрезком. Как вариант съэкономить — не изолировать термоусадкой провод, идущий от наконечников ТМЛ, а гильзы ГМЛ изолировать хб-изолентой с фиксацией ее на клей.

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 9


У меня были большие сомнения в правильности покупки луженых деталей (а именно ГМЛ и ТМЛ). Так как олово при низких температурах подвергается риску «заражения» оловянной чумой. Но с другой стороны, на просторах интернета я нашел температуру эксплуатации ТМЛ до -70, да и в любом авто куча паяных деталей и как-то все это не разваливается, да и в космос спутники с кучей паяных соединений летают.

Кстати, вот сечения КОГ1 1x16 и КГ 1x35 для сравнения с китайской продукцией:

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 10

Сборка проводов для прикуривателя

«Крокодилы» имеют заводские дырки под винты М4, но это никуда не годится! Дырки рассверливаются сверлом, далее в них нарезается резьба наметчиком для М8. Дырку, соответственно, надо сверлить на миллиметр уже, то есть сверлом 7 мм.

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 11

Далее берется наконечник ТМЛ и привинчивается к «крокодилу» винтом М8, после чего излишки винта срезаются ножовкой. Это нужно для того чтобы точно отмерить длину винта:

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 12

В результате все винты получаются укороченными. К сожалению, я не нашел в продаже таких коротких винтов, поэтому пришлось колхозить:

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 13

«Крокодилы» со снятыми ручками и установленными короткими винтами:

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 14

Далее кабель КОГ1 разрезается на 8 равных частей (получается по 25 см каждая) и зачищается. Длина «косички» должна быть такой чтобы она влезла в ТМЛ, привинченный винтом к дырке, а изоляция начиналась сразу там, где заканчивается пластик ручек. Оставить изоляцию нельзя — она слишком толстая, кабель не пролезет в просвет ручки «крокодила», кроме того, в этом случае не налезет пластиковая изоляция ручек.

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 15

Далее на «косички» опрессовываются наконечники ТМЛ. Это делается при помощи пресс-клещей ПК-35 от КВТ.

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 16


Конечно, лучше бы опрессовать не точкой, а шестигранником при помощи гидравлики, однако по роду своей деятельности я не работаю с большими сечениями и не имею гидравлических пресс-клещей. Впрочем, опрессовка точкой так же обеспечивает отменный контакт.

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 17

Далее насаживается клеевая термоусадка и усаживается феном. Если вы хотите съэкономить, этот шаг можно пропустить, но все же лучше сделать:

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 18

Далее это все закрепляется таким образом:

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 19

И одевается изоляция ручек. Если все правильно сделано, дырки в изоляции резать не надо:

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 20

После чего при помощи гильз ГМЛ делается основное соединение. Чтобы две жилы по 16 квадратов нормально влезли, с одной стороны гильза чуть зажимается плоскогубцами.

Опрессовывается тем же ПК-35. Я был даже удивлен как легко это делается для такого сечения:

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 21

После чего гильза и участки провода с обоих сторон изолируются клеевой термоусадкой. Вот что получилось (минусовой провод). Итоговая длина — 2.5 метра (а если считать от «носов» «крокодилов» то даже чуть больше):

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 22

Аналогичным образом делается второй провод (плюсовой):

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 23

И вот что получилось;

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 24

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 25

Провода для прикуривателя получились очень тяжелые, зато надежные. Из периодического обслуживания — только подтяжка болтов.

Так же я решил сделать дополнительную защиту от сверхтоков (на случай ошибочного подключения или короткого замыкания) — в отличие от китайщины, при КЗ такой кабель не сгорит, а вот что будет с аккумулятором, лучше не думать. Для этих целей были закуплены польские предохранители номиналом 500 ампер, а так же наконечники ТМЛ сечением 35 квадратов:

Электрика своими руками: Делаем качественные провода для прикуривания автомобиля - фото 26

Предохранители вставляются в середину каждого провода на болтовое соединение винтом М8 и изолируются термоусадкой. Но пока времни не было доделать, к тому же нигде нет мануалов о том какая же время-токовая характеристика у этих предохранителей и какое напряжение падает на них на номинальном токе. Решил пока подождать.

Как избежать или минимизировать использование проводов для прикуривания?

Для того чтобы машина заводилась в мороз в средней полосе, следует соблюдать три правила: иметь не очень старый и заряженный аккумулятор (чем выше заряд аккумулятора тем лучше он переносит мороз) с чистыми клеммами и колодками (окисление приводит к сильному падению напряжения), в двигатель должно быть залито «зимнее» менее вязкое масло, свечи должны быть «свежими» (если их срок службы подходит к концу, лучше заменить).

Для этого аккумулятор следует перед зимой подзаряжать от сети 230 вольт при помощи специального зарядного устройства для аккумуляторов. Дело в том, что учитывая реалии современных автомобилей и городов, ток генератора после вычета потребления всех потребителей (фары, кондиционер, вентилятор, бортовая электроника и т.д.) может быть недостаточным для полной зарядки аккумулятора за время поездки.

Естественно, для жителей, например, Норильска с их морозами этого будет недостаточно — насколько мне известно, там или вообще зимой на ночь забирают аккумулятор в тепло или используют специальню сигнализацию, которая за ночь несколько раз запускает двигатель для прогрева.

Важно! Если вы сделаете себе подобные провода и будете ими пользоваться, помните что когда заводится двигатель «акцептора», мотор «донора» должен быть заглушен! И, прежде чем заводить автомобиль «акцептор», хотя бы минут 15-20 следует через провода прикуривателя нужно подзарядить его аккумулятор (мотор «донора» должен при этом работать).

Подключаем электроинструмент к АКБ: полный провал покупных переходников

Толковые производители инструментов это понимают и комплектуют свой товар простейшими переходниками: то же гнездо, снабженное парой проводов с зажимами-крокодилами на концах для подсоединения непосредственно к АКБ. Батарея легко выдаст любой требуемый ток, а за сохранность предохранителей можно не беспокоиться. При этом не нужно задумываться о том, что на большинстве автомобилей бортовые розетки при выключенном зажигании ­обесточиваются.

Продают подобные изделия и по отдельности. Мы приобрели удлинители четырех брендов: один российский и три китайских. У всех одинаковые гнезда, с внутренним диаметром 21 мм. Отличия сводятся к размеру зажимов‑крокодилов, длине соединительных проводов и качеству сборки. Любопытно, что заявленный ток составляет максимум 10 А, что для практических целей откровенно мало.

Как проверяли

В ходе испытаний мы оценили аккуратность монтажа удлинителей: заделку проводов, качество пайки. Механические испытания свели к проверке на отрывание провода. Подобное часто случается, когда пытаешься перейти с подключенным инструментом из одной зоны работы в другую, не обращая внимания на то, ­ что штекер в розетке уже перекосило от натяжения.

«Автоэлектроника» УП-5, Россия. Удлинитель питания «Автоэлектроника» УП-5, Россия. Удлинитель питания

250 ₽
Длина 5 м
Заявленные электрические параметры 10 А (на упаковке — 5А)

Пайка и качество заделки неплохие. Крокодилы — маленькие, не­удобные. Чехарда с заявленным током: в инструкции указаны 10 А, на упаковке — только 5 А. Устройство существует в нескольких разновидностях (с длиной провода 3 м, 5 м и 10 м). Для работы с мощной нагрузкой однозначно непригодно: падение напряжения составляет почти 7 В! Не понравилось.

Airline ASP-1-01, КНР. Гнездо прикуривателя с крокодилами Airline ASP-1-01, КНР. Гнездо прикуривателя с крокодилами

200 ₽
Длина не указано
Заявленные электрические параметры 60 Вт, 5 А

Пайка и заделка — нормальные. Крокодилы — большие, цепляться за клеммы удобно. А вот провода очень короткие. При работе с мощной нагрузкой сильно раскаляются: руке горячо. Не понравилось.

AVS Energy CS-101, КНР. Удлинитель прикуривателя AVS Energy CS-101, КНР. Удлинитель прикуривателя

200 ₽
Длина 30 см
Заявленные электрические параметры 120 Вт, 10 А

Заделка и пайка лучше, чем у остальных. Крокодилы — нормальные. А провода короткие, пользоваться неудобно. При большой нагрузке сильно перегреваются. Не понравилось.

Rexant 16–0217, КНР. Удлинитель автоприкуривателя от аккумулятора Rexant 16–0217, КНР. Удлинитель автоприкуривателя от аккумулятора

200 ₽
Длина 5 м
Заявленные электрические параметры не указано

Заделка откровенно плохая — и на крокодилах, и в розетке. Крокодилы большие. Ток не указан. На длинных проводах при больших токах теряется половина входного напряжения — никакой мощный прибор работать не будет! Не понравилось.

Затем испытали каждый удлинитель при запредельном для него токе в 20 А: при меньших токах подобные изделия никому и не нужны. Все они показали себя хилыми — как механически, так и электрически. Случайно оторвать провод ничего не стоит: реально его удерживает только миниатюрная пайка. Использовать данные удлинители для работы с серьезными нагрузками нельзя — тоненькие провода начинают сильно греться. Маленькие крокодилы никуда не годятся: они не смогут «вцепиться» ни в аккумуляторную клемму, ни даже в специальную подкапотную планку для прикуривания.

Переходники с коротенькими проводами неудобны: и длины не хватит, и розетка со штекером будут елозить по моторному отсеку. У длинных же — другой недостаток. Воспользоваться мощным электрическим гайковертом не получится — примерно половина (!) напряжения бесследно пропадает на проводах.

Получается, выбирать не из чего. Поэтому предлагаем свой вариант такого переходника.

Лучший вариант — самодельный!

Берем провода сечением 2,5 мм² (подойдет бытовой многожильный провод), пару солидных «крокодилов» и современную автомобильную розетку. Оптимальная длина проводов — два метра. Аккуратно припаиваем, тщательно изолируем соединения и… всё!

Читайте также: