Проверка заземления мостовых кранов

Обновлено: 05.05.2024

ОБЗОР ОБСЛУЖИВАНИЕ КРАНОВ

Затраты, понесенные в результате незапланированного простоя из-за механических или электрических сбоев на важнейших производственных и технологических кранах, могут быть значительными. Всего несколько часов незапланированного простоя могут стоить многие тысячи рублей. Хуже того, неожиданная поломка критически важного компонента без надлежащих запасных частей может привести к месяцам ожидания подходящих запасных частей ЗипПС. Лучший способ избежать незапланированных простоев и снизить эксплуатационные расходы - это проактивное обслуживание крана и создание критически важного запаса запасных частей для вашего важного кранового оборудования.

Программа планового технического обслуживания от СК:КРАН-ЭКСПЕРТ - это инвестиция, которая приносит дивиденды в виде уменьшения количества поломок и увеличения срока службы оборудования. Регулярное обслуживание может выявить потенциальные проблемы до того, как они возникнут, что даст вам время для заказа деталей и запасных частей на ранней стадии и выполнения ремонта в периоды регулярного простоя.

Позвольте опытным специалистам по обслуживанию СК:Кран-Эксперт защитить ваши вложения:

  • Мы разрабатываем программы профилактического обслуживания в соответствии со спецификациями производителей кранов с оглядкой на ФНП.
  • Мы предоставляем услуги на месте 24/7/365 еженедельно, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно.
  • Мы настраиваем сервис в соответствии с вашими конкретными эксплуатационными требованиями
  • Наши технические специалисты обеспечат вашу безопасность, а также соблюдение Федеральных нормативных правил, правилами РосТЕХнадзора и стандартов вашей компании.
  • В наших автомобилях есть общие запасные части и важные детали для вашего оборудования.

Согласно ГОСТ-18322-73, техническое обслуживание - это комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности изделия при подготовке и использовании по назначению.

Единая система планово-предупредительного обслуживания и рациональной эксплуатации России.



  • Проверка работоспособности кранов
    - оперативные выезды на проверочные диагностики обеспечивают 100% наших клиентов достоверным списком, как проблемных, так и исправных элементов тельфера и крана. Проверки часто необходимы для поддержки местной дежурной крановой службы, а также являются неотъемлемым приложением к комплексному объему услуг договор на обслуживание кранов.
  • Обслуживание кранов по графику
    если вы выбираете безаварийность заключите договор на техническое обслуживание ГПМ с нашей компанией. Мы предоставим техническое обслуживание, включая ТО1 и ТО2, ППР на основании дефектной ведомости, подготовленной нашими специалистами. Наши специалисты выедут на место немедленно, по звонку, если возникнут замыкания по работе оборудования.
  • Определить риски и опередить поломки
    - грамотная и своевременная диагностика, нахождение больных мест на кране с составлением графика ремонта кранов, выбор объема сервисного вмешательства, подбор надежных расходников на собственной базе и выполнение в технологические перерывы, позволит продлить работоспособность крана на годы. Полный порядок в документации и состоянии крана обеспечит бесконфликтные проверки оборудования. Мы соблюдаем график проверок, вовремя информируем о необходимости замены узлов. Устраняем дефекты на ранней стадии.
  • Техническое освидетельствование кранов
    – важный этап в подтверждении безопасной работы оборудования. Любой кран подвергается полному техническому освидетельствованию по результатам монтажа, после реконструкции и капитально-восстановительного ремонта. Ежегодно все ГПМ проходят частичное освидетельствование. СККЭ представляет услуги в регламентированные сроки по полному или частичному освидетельствованию ГПМ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Компания может произвести полное (ПТО) и частичное (ЧТО) освидетельствование с подвозом грузов для стратегической и динамической нагрузки, изготовить дубликаты паспортов крана и сопутствующую документацию. По итогам проведенного освидетельствования будет выдана документация:
    • акт о проведении полного или частичного освидетельствования.
    • перечень дефектов, выявленных в ходе обследования.
    • акт проведения динамических испытаний.
    • акт испытания статической нагрузкой.
    Полно функциональное сопровождение на всем пути подъёмных сооружений.

    Когда на производстве используется единичное грузоподъемное оборудования, например, - МОСТОВОЙ КРАН +ПОДЪЕМНИК, и кран – не основной инструмент, возникает соблазн неполного или неквалифицированного обслуживания небезопасных кранов. Компания «Кран Эксперт» предлагает аутсорсинг обслуживания кранов с выполнением организационных работ, производственного контроля, ведению документации и обследования механизмов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

    Заземление мостовых кранов: особенности и правила

    Все без исключения оборудование с электрическим приводом (в т.ч. и мостовые краны) обязательно должно заземляться. Заземление выполняется для того, чтобы обезопасить работников производства от поражения электрическим током.

    Это может произойти в случае прикосновения к металлическим частям крана, которые не являются деталями электрооборудования, но случайным образом оказавшимися под напряжением в результате повреждения изоляции электроцепей.

    Заземление

    Для заземления отлично подойдет провод ПуВ — медная жила с изоляцией из поливинилхлорида

    Заземление – это специализированная система электрического соединения частей крана с землей с помощью различных заземляющих устройств.

    Обязательно заземляться должны:

    1. Металлические оболочки;
    2. Крановые металлоконструкции;
    3. Защитные трубы электропроводки и кабелей;
    4. Корпуса электроаппаратов.

    В зависимости от того, какое напряжение и система энергоснабжения питающей сети, используют разные схемы заземления.

    Заземление двигателей и корпусов крановой электроаппаратуры совершают надежным электрическим соединением (контактом) с металлоконструкцией крана. Потому для этого на поверхностях, которые контактируют, оставляют неокрашенные зачищенные места.

    В свою очередь, металлоконструкции кранов заземляются через крановый путь, а стыки рельсов между собой прочно соединяют приваркой соединительных перемычек, сваркой или приваркой к стальным подкрановым балкам для того, чтобы обеспечить надежную непрерывную электрическую цепь.

    Заземление крановых путей, которые находятся в промышленных зданиях, совершают соединением их с главным контуром заземления частей строительной конструкции. Находящиеся на открытом воздухе крановые пути должны заземляться со специальными заземлителями.

    Величина сопротивления цепи заземление растеканию тока, которая измеряется любым прибором, не должна быть более 10 Ом.

    Четырехжильный кабель обычно заземляется путем нулевого провода линии, а это значительно надежнее и проще. Начиная с 1976 года стали выпускать грузовые электромагниты, которые получают питание благодаря трехжильного кабеля, одна жила которого используется с целью заземления устройства.

    Наблюдение состояния цепи заземления должно производиться одновременно с совершением работ, которые относятся к ремонту кранового электрооборудования, и не меньше, чем раз в год.

    Особенности техобслуживания мостового крана

    Устранение мелких неполадок и регулировочные работы машинист должен проводить непосредственно перед каждой сменой. Проводя текущий ремонт, необходимо произвести осмотр и регулирование механического отдела крана, заменить изношенные фрикционные накладки тормозных устройств и отрегулировать тормоза, предохранительные устройства, подшипники узлов, устранить течь из корпусов редукторов и сменить масло.

    Содержание

    Особенности технического обслуживания мостовых кран-балок

    Обслуживание и ремонт мостовых кранов предполагает:

    • разборку всех крановых составляющих механизмов;
    • их последующую сборку;
    • ремонт буферов;
    • замену изношенных подшипников качения;
    • замену крепежных и фиксирующих деталей;
    • замену уплотнений, ходовых колес, тормозных шкивов;
    • замену металлоконструкций, грузовых крюков и т.д.

    Чтобы производить своевременную замену изношенных элементов, нужно знать нормы допустимого износа крановых деталей. Когда износ достиг нормы, они обязаны заменяться новыми РТМ.

    Допустимая норма износа грузовых крюков не должна превышать 10% изначальной высоты сечения. Так же и с износом стенок грузовых барабанов: при достижении свыше 10% изначальной толщины следует заменить барабан.

    Тормозные шкивы должны заменяться, когда уменьшается первоначальная толщина обода на 20%. Если на поверхности трения шкива есть канавки глубиной больше 1 мм, то поверхность трения нужно протачивать. После проточки закаленный слой обода шкива должен быть толщиной не меньше 1 мм.

    ходовые колеса

    Следите за износом реборда ходовых колес!

    Также не должен превышать свой износ и реборд ходовых колес: это 50% от их первоначальной толщины. Если зубья зубчатых муфт кранов среднего режима работ износились на 25%, то муфту нужно заменить. Краны тяжелого режима работы смену муфт подразумевают после износа зубьев на 20% от исходной толщины.

    Трещины, возникающие в результате усталостного разрушения материала и пластической деформации, являются основанием для замены какой-либо нагруженной детали кранового механизма.

    Последовательность процедуры ремонта мостового крана

    Чтобы остановить мостовой кран для ремонта, его нужно отключить от сети электричества и провести подготовительную работу по обеспечению безопасности ремонтных рабочих: избавить производственный участок цеха, на котором выполняется ремонт, от вещей и предметов, который мешают проведению ремонтных работ, приготовить техдокументацию на ремонтируемые детали и узлы, выдать рабочим наряд-допуск на совершение ремонта. В этом допуске и распоряжении по цеху должна указываться дата остановки крана для совершения ремонта и имя ответственного за проводимый ремонт и безопасность рабочих.

    Техническое обслуживание мостовых кранов

    Схема троллея мостового крана

    Для начала важно отключить и закрыть на замок рубильник главных троллеев крана. При условии, что в цеховом пролете проводят эксплуатацию, нескольких кранов и полностью обесточить троллеи невозможно, то в таком случае троллеи ограждают и изолируют или же отключают секцию троллеев ремонтного участка, затем вывешивают информационную табличку « Троллеи под напряжением! ». После того, как кран остановили на ремонт, машинист должен включить рубильник в кабине управления и повесить табличку « Не включать: работают люди! ».

    Ремонтным рабочим и машинисту не разрешается открывать и снимать защитные ограждения и кожухи электрооборудования крана. Также запрещено самостоятельно без опытных слесарей подключать электрический переносной инструмент к электросети крана.

    При ремонте крановые редукторы внимательно осматривают, сливную пробку и смотровой люк тщательно протирают от смазочного материала и грязи, чтобы они не попали в полость редуктора.

    Затем, открыв сливную пробку, в специально подготовленную емкость сливают отработанное масло.

    После – снимают смотровой люк и чистят обтирочным материалом полость редуктора от продуктов износа. Машинисту важно соблюдать правила пожарной и личной безопасности.

    После проведения чистки полости редуктора ее нужно заполнить смазочным материалом. Заполнение свежим маслом контролируется маслоуказаниям геля.

    При техническом обслуживании и ремонте мостовых кранов тормозные устройства подвергают осмотру и регулированию, если есть необходимость – производится замена изношенных фрикционных накладок и пальцев шарниров рычажной системы тормоза.

    Последовательность произведения регулирования тормоза с электромагнитным приводом

    Техобслуживание мостовых кранов

    Для установки нормального хода якоря электромагнита расконтривают гайки 2, 3 и 4, находящиеся на тяге 1

    Для начала устанавливается нормальный ход якоря электромагнита (нужно освободить гайку от стопорной шайбы и, придерживая ключом гайку в неподвижном состоянии, вращать за квадратную заточку шток тормоза на его конце, покуда изначальный ход якоря не станет равным половине номинального хода).

    Следующее действие – отрегулировать замыкающуюся пружину на нужный тормозной момент. Для этого нужно гайку закручивают шайбой и за квадратную заточку вращают шток. При этом нужно поджимать пружину до такой длины, при которой возникнет тормозной момент. В конце регулирования затягивают гайки и регулируют до равномерности отхода тормозных колодок от шкива: нужно вращать отжимную гайку и перемещать вдоль штока до упора в тормозной рычаг.

    Потом ключом удерживают гайку, а шток вращают до прикосновения якоря электромагнита с сердечником; рычаги тормоза должны быть разведены на нормальный ход якоря. В конце регулировки болт нужно затянуть, а отжимную гайку прижать к гайкам.

    Во время техобслуживания тормозов в полость толкателя доливают масло, соответствуя нужному уровню. Смешивать масла разных марок запрещается. Если эксплуатация крана проходит на открытом воздухе при температуре ниже -10, то маслу свойственно загустевать, а время срабатывания толкателя увеличится.

    Также нельзя разбавлять масло керосином с целью снижения вязкости: керосин может разъесть изоляцию обмоток приводного двигателя насоса толкателя. И тогда толкатель может выйти из строя. Чтобы сменить тормозные колодки в тормозе с электромагнитным приводом, нужно развести тормозные рычаги отжимной гайкой до прикосновения сердечника с якорем.

    Обслуживание мостовых кранов

    Установочные величины для регулирования тормозов ТКТ и ТКТГ

    В тормозе с гидравлическим толкателем руками вытаскивают шток толкателя и удерживают в таком положении, при этом положив под приводной рычаг на крышку толкателя металлический или деревянный брусок.

    Затем выбить пальцы шарниров из крепления колодок и продвинуть их по поверхности трения шкива до такого положения, при котором колодку возможно вытянуть сквозь зазор между шкивом, штоком и тормозным рычагом.

    Во время ремонта в изношенных рычагах отверстия растачивают до большего диаметра и делают новые пальцы под больший размер отверстия.

    Восстановление ходовых колес производится путем ручной наплавки износостойкой проволокой. Затем под номинальный размер протачивают и еще раз подвергают поверхность колес термообработке.

    7.12. Заземление

    Металлоконструции кранов с электрическим приводом при питании электродвигателей от внешней сети, а также все металлическое электрооборудование (корпуса электродвигателей, кожухи аппаратов, металлические оболочки проводов и кабелей, защитные трубы и т. п. ), которое не входит в электрическую цепь, но может оказаться под напряжением вследствие повреждения изоляции, должно быть заземлено в соответствии с требованиями гл. 1—7 Правил устройства электроустановок.

    Заземление кранов, передвигающихся по наземным рельсовым путям (башенных, козловых), выполняется в зависимости от системы энергоснабжающей сети — с глухо заземленной или изолированной нейтралью трансформаторов (генераторов). При глухо заземленной нейтрали (глухое заземление нейтрали является обязательным в четырехпроводной сети переменного тока) заземление осуществляется путем соединения металлоконструкций крана и крановых путей с заземленной нетралью через нулевой провод линии, питающей кран.

    Для этой цели необходимо:
    а) заземляющую жилу четырехжильного кабеля, подающего питание на кран, одним концом присоединить к заземляющему зажиму (болту) подключательного пункта (например, распределительного силового шкафа, пускового ящика или щитка с рубильником и предохранителями и т. п. ), а другим концом — к заземляющему зажиму (болту) крана; таким присоединением осуществляется требуемая ПУЭ (1-7-19) металлическая связь корпусов электрооборудования с заземленной нейтралью установки;
    б) проложить соединительный проводник между подключательным пунктом и рельсовыми путями крана; концы проводника приварить к корпусу подключательного пункта и ближайшему рельсу; корпус подключательного пункта должен быть присоединен к нулевому проводу питающей линии;
    12*
    в) приварить электродуговой сваркой перемычки между всеми стыками рельсов, а также между двумя нитками рельсов в начале и конце пути; для перемычек между стыками рельсов, а также в качестве соединительных проводников следует применять круглую сталь диаметром 6—9 мм или полосовую сталь толщиной не менее 4 мм и сечением не менее 48 мм2; приварка перемычек производится по нейтральной оси рельсов на расстоянии 500 мм от их концов; запрещается приваривать перемычки и соединительные проводники к подошве рельсов;
    г) соединить рельсы в разных местах с повторными заземлителями (естественными или искусственными) не менее чем двумя проводниками; соединение рельсов с заземлителями выполнить сваркой.

    В качестве естественного повторного заземлителя в первую очередь следует использовать проложенную в земле водопроводную сеть или металлические конструкции зданий и сооружений, имеющие соединение с землей. При отсутствии естественных заземлителей применяются искусственные заземлители (забитые в землю стальные трубы, угловая сталь, металлические стержни и т. п. ). Таким соединением рельсов с заземлителями выполняется требование ПУЭ (1-7-39) об обязательном повторном заземлении нулевого провода.

    Схемы присоединения крановых путей к искусственным очагам заземления приведены на рис. 7. 7 и 7, 8.

    Рис. 7. 7. Схема заземления крановых путей:
    а — расположение очагов заземления у торцов путей; б— расположение очагов заземления вдоль путей; 1 — очаг заземления: 2—крановый путь; 3 — распределительный щит; 4 — четырехжильный кабель: 5 — перемычка; 6 — соединительный проводник; 7 — башенный кран Заземляющий контур выполняется в виде очага заземления, состоящего из трех соединенных между собой стержней длиной 2—3 м, вертикально расположенных в земле по треугольнику или в ряд па расстоянии 3 м друг от друга. Допускается также горизонтальное расположение стержней.

    В качестве заземлителей следует применять некондиционные стальные трубы, сталь угловую 50X50 и 60X60 мм или стальные стержни диаметром 16—20 мм. Вертикальные заземлители забивают в предварительно вырытую траншею глубиной 600—700 мм таким образом, чтобы оставались концы длиной 100—200 мм, к которым приваривают соединительные проводники (см. рис. 7. 8, а, б). Соединение рельсов с очагом заземления необходимо выполнять двумя проводниками.

    Повторное заземление должно иметь сопротивление растеканию тока не более 10 Ом. Сопротивление заземляющего устройства, к которому присоединены нейтрали генераторов и трансформаторов, не должно быть более 4 Ом (1-7-38 ПУЭ).

    Рис . 7.8. Соединение вертикальных заземлителей между собой и крановыми путями:
    а — в токопроводящем грунте; б — в истоко доводящем грунте;
    1 — заземлитесь; 2 — соединительный проводник; 3— слой земли; 4 — слой соли

    Применение: в
    электроустановках напряжением до 1000 В с глухо заземленной нейтралью местного заземляющего устройства (например, выполнять заземление башенного, козлового кранов только через подкрановый путь), не связанного с нулевым проводом сети, запрещается, так как оно не обеспечивает безопасности людей.

    При изолированной нейтрали заземление осуществляется либо путем присоединения подкрановых путей к заземляющему контуру, либо путем выполнения местного очага заземления (с сопротивлением не более 4 Ом), к которому присоединяются с помощью сварки рельсы кранового пути. В этом случае также целесообразно использовать проложенную в земле водопроводную сеть. Соединение рельсов в стыках перемычками и обеих ниток путей между собой выполняется, как и в предыдущем случае.

    Заземление металлоконструкций мостовых кранов и установленного на них электрооборудования можно выполнять через подкрановые пути. Заземление тележек на кранах и поворотных частей крана обеспечивается контактом через рельсы и ходовые колеса или опорно-поворотные устройства.

    Присоединение заземляющего провода к рельсовым путям крана должно выполняться при помощи сварки, а присоединение к корпусам электродвигателей, аппаратов и т. п. — при помощи болтовых соединений, обеспечивающих надежность контакта (контргайки, контрящие шайбы).

    В тех случаях, когда электрооборудование крана установлено на его заземленной металлоконструкции и между ними имеется надежный контакт, при котором замеренное сопротивление заземления не превышает установленной нормы, присоединение добавочных заземляющих проводников не обязательно. При управлении краном (электроталью) с пола корпуса кнопочных аппаратов управления, выполненные не нз изоляционного материала, должны быть заземлены не менее чем двумя проводниками: жилой гибкого кабеля и тросиком, прикрепленным с наружной стороны гибкого кабеля.

    Если стреловой самоходный крап (автомобильный, пневмоколесный и т. п. ) имеет собственную электростанцию, расположенную на его раме, то устройство заземления для такого крана не требуется.

    В электролизных установках мостовые краны обслуживают серию электролизеров (ванн), работающих под напряжением 500 В и выше. На этих кранах Правилами по кранам предусматривается устройство трехступенчатой изоляции грузозахватного органа от «земли». Необходимость такой изоляции вызывается рядом причин, одной из которых является возможность поражения током обслуживающего персонала при одновременном прикосновении к крюку крана и электролизеру во время работы. Изоляция также предохраняет от возникновения токов короткого замыкания, которые могут быть очень большими, что может привести к несчастным случаям и вызвать повреждение оборудования. Изоляция производится текстолитовыми пластинами, прокладками, втулками.

    Обычно в мостовых кранах пути изолируют от железобетонных балок и колонн здания, подтележечные пути от крана, а механизм подъема от тележки. Изоляция осуществляется путем подкладывания под рельсы текстолитовых подкладок. Крепежные болты и шпильки изолируются текстолитовыми втулками и шайбами.

    Сопротивление каждой ступени изоляции должно быть не менее 10 МОм. Изоляция электрооборудования, проводов и кабелей должна быть рассчитана на случай приложения к ним напряжения от груза при повреждении или перекрытии ступеней защитной изоляции.

    Испытание заземляющих устройств по нормам и в объеме, предусмотренном Правилами устройства электроустановок, производится при сдаче устройства в эксплуатации и периодически не реже одного раза в год. Результаты измерения сопротивления должны оформляться протоколом.

    В электроустановках напряжением до 1000 В с глухо заземленной нейтралью при приемке в эксплуатацию, а также периодически в процессе эксплуатации 1 раз в 5 лет должно производиться измерение полного сопротивления петли «фаза-нуль» для наиболее удаленных, а также наиболее мощных электроприемников, но не менее 10% от их общего количества.

    Внеплановые проверки производятся при капитальных ремонтах и реконструкции сети (ЭП-13-28 ПТЭ).

    Выполнение дополнительных контуров заземления подкрановых путей иногда вызывает определенные трудности в достижении нормируемого сопротивления току растекания. Трестом «Киевэлектромонтаж» разработано устройство для автоматического отключения башенных кранов при обрыве нулевого провода, пробоев изоляции, исчезновения одной фазы электропитания. Госгортехнадзором СССР (письмо №06-13-15г/531 от 29 апреля 1971 г. ) разрешена установка такого автомата безопасности на башенных кранах взамен заземления крановых путей.

    12.2. Осмотр кранов

    Объем осмотра крана при техническом освидетельствовании регламентирован ст. 278 Правил по кранам. Объем осмотра зависит также от типа крана (мостовой, башенный, железнодорожный, автомобильный и т. п. ) и рода привода (электрический, механический, ручной).

    При техническом освидетельствовании (полном или частичном) должны быть осмотрены и проверены в работе все механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза и аппараты управления, а также проверены освещение, сигнализация и регламентированные Правилами по кранам габариты (ст. 246, 247). У кранов мостового типа, люк выхода на настил моста которых снабжен блокировкой, должно быть проверено отсутствие напряжения на троллейных проводах, расположенных на кране, при открытой крышке люка, а также после закрытия ее лицом, находящимся на галерее крана. Включение троллейных проводов должно быть возможным только при закрытии люка и нажатии пусковой кнопки на защитной панели. Отсутствие напряжения проверяется указателем напряжения или переносным вольтметром; применение контрольных ламп допускается при линейном напряжении до 220 В включительно (п. БП-2-25 ПЭТ и ТБ). Непосредственно перед проверкой отсутствия напряжения должна быть установлена исправность применяемого для этих целей указателя или другого прибора на токоведущих частях, расположенных поблизости и заведомо находящихся под напряжением (п. БП-2-25 ПТЭ И ТБ).

    Кроме того, при техническом освидетельствовании должны быть проверены:

    Работы, предусмотренные п. «а», «б», «д»
    п «е», могут быть проведены до технического освидетельствования. В этом случае результаты осмотром и проверок должны оформляться актом, а результаты проверки состояния заземления протоколом.

    Документы хранятся вместе с паспортом крана до следующего технического освидетельствования.

    У кранов, транспортирующих ковши с жидким металлом или шлаком, при наличии трех подъемов физическими методами контроля должны быть проверены крюки и детали подвесок у механизмов, участвующих в подъеме или кантовке ковшей. Крюки и детали их подвесок у механизмов литерных кранов, не участвующих в подъеме или направке ковшей с жидком металлом или шлаком, проверяются в порядке, предусмотренном для кранов общего назначения.

    Осмотр канатов

    Осмотру должны быть подвергнуты все установленные на кране канаты: грузовые, стреловые, вантовые и т. п. При осмотре следует убедиться:

    Осмотр производится при отключенном рубильнике.
    Если со времени последнего освидетельствования крана была произведена замена каната, то проверяется наличие сертификата и соответствие запаса прочности каната данным табл. 5. 1; при этом диаметр каната должен соответствовать величине, указанной в паспорте крана.

    Осмотр крановых путей

    Оценка состояния вновь уложенного кранового пути производится на основании данных инструментальной проверки и визуального осмотра.

    При этом руководствуются:

    Данные паспорта для кранов, указанных в п. «б», и данные проекта для кранов, указанных в п. «в» в части допусков на укладку рельсов подкранового пути, должны соответствовать табл. 4. 6.

    Периодичность инструментальной проверки пути башенных строительных кранов установлена инструкцией СН 78—73. Инструментальная (геодезическая) проверка пути мостовых кранов производится после его укладки или ремонта. При эксплуатации кранов периодичность проверки устанавливается графиком планово-предупредительных ремонтов с учетом режима работы кранов и состояния подкрановых сооружений. Обычно ежегодная геодезическая проверка предусматривается только для кранов тяжелого и весьма тяжелого режимов работы. Внеочередная проверка пути таких кранов производится в случаях, когда при визуальном осмотре установлены сдвиги рельсов, искривление пути и другие неисправности (письмо Госгортехнадзора СССР № 13— 15г/1734 от 19 декабря 1972 г. ). Для всех остальных кранов периодичность геодезической проверки также устанавливается графиком ППР.

    Осмотр металлоконструкций Общий осмотр крановой металлоконструкции (в соответствии с ТУ 823. 210— 600 ММФ) следует начинать с главных элементов, через которые непосредственно передается нагрузка. К таким элементам относятся пояса, главные фермы стрел, несущие балки и фермы перегрузочных мостов и портальных крапов и т. д. В результате общего осмотра устанавливают степень искривления плоскости главных ферм, балок и опорных рам, что можно определить при помощи натянутого шнура и промерами рулеткой. Далее детально осматривают отдельные стержни верхнего и нижнего поясов и раскосы в фермах. В сплошных балках осмотру подлежат пояса и вертикальная стенка. Вспомогательные элементы крановой металлоконструкции осматривают по окончании проверки главных элементов.

    При обследовании элементов металлоконструкций с аварийными повреждениями необходимо учитывать следующее:

    При осмотре сварных соединений особое внимание следует уделять выявлению трещин. Трещины могут возникать и развиваться не только в самих сварных швах, но и в примыкающей к ним околошовной зоне основного металла. Особо тщательно нужно осматривать расчетные швы и места наиболее вероятного появления трещин:

    В условиях кружения (например, при решетчатых крановых стрелах) усталостные трещины нередко появляются и на участках элементов, не имеющих явно выраженных концентраторов напряжений.

    Образование усталостных трещин в портальных кранах с шарнирно сочлененной укосиной обычно наблюдается у вершины стрелы, где они развиваются в основном под действием крутящих моментов, вызываемых боковым отклонением груза. Такие трещины начинают появляться через несколько лет работы крана. В однотипных кранах усталостные трещины локализуются в определенных местах металлоконструкции. При их появлении на одном из кранов должны быть взяты под наблюдение аналогичные точки конструкций всех остальных кранов.

    При выявлении трещин поверхности металла, сварных швов и околошовной зоны должны быть очищены от грязи. Те места, где имеются трещины в краске и потеки ржавчины из них, нужно очищать до металла и осматривать через лупу. При очередной окраске металлоконструкций сварные швы и околошовные зоны в местах наиболее вероятного появления трещин необходимо очищать от старой краски независимо от ее состояния и тщательно осматривать металл с помощью лупы. Чтобы убедиться в наличии трудно различимых трещин, следует острым зубилом снять тонкую стружку металла по направлению предполагаемой трещины.

    Заземление мостового крана — безопасное перемещение грузов


    Мостовой кран (рис. 1) — это устройство, используемое для перемещения грузов в большом закрытом помещении, где он монтируется на потолок или стену. Заземление мостового крана осуществляется с применением естественных коммуникаций из металла, проложенных в земле либо заземляющего контура.

    Монтаж искусственных заземлителей

    Если естественные заземлители (трубы, арматура и пр.) не подходят для мостового крана, то необходимо выполнить монтаж заземляющего контура. Для этих целей понадобится угловая сталь размером 50 х 50 и толщиной не менее 4 мм и длиной 5 м. Уголки забиваются по контуру на глубину, при которой верхний край стального уголка выступает из земли на 0,5 м. Расстояние между заземлителями должно составлять около 2,5–3 м, а их соединение необходимо проводить с помощью стальных полос с сечением не менее 48 мм.

    Магистрали заземления для зданий с напряжением электросети до 1000 В выполняются из стальной полосы сечением не менее 100 мм2, а ответвления от магистрали к конкретным электрическим установкам — стальной полосой не менее 24 мм 2 .

    Как проводится заземление мостового крана?


    Перед тем как проводить заземление мостового крана, необходимо подобрать провод, который будет соединять части электрооборудования и стальные полосы. Для заземления отлично подойдет провод ПуВ — медная жила с изоляцией из поливинилхлорида. Этот провод выдерживает напряжение до 1000 В и имеет 1-й класс гибкости. Хорошо подходит и провод ПуГВ с медной жилой и ПВХ-оболочкой с классом 5.

    В мостовом кране заземлению подлежат корпуса двигателей, кожухи аппаратов, стальные трубы, используемые для прокладки проводов, корпуса пускорегулирующих резисторов и другие элементы.

    Заземление металлических элементов осуществляется через подкрановые пути и выполняется через контакт между рельсами (рис. 2) и ходовыми колесами крана.

    Стенки рельс соединяются перемычками или сваркой, образуя непрерывную цепь. Выбранный провод присоединяется к рельсам с помощью сварки, к корпусам двигателя и аппаратам — с применением болтовых соединений для надежного контакта. После этого заземляющий провод соединяется с магистралью заземления.

    Ростехнадзор разъясняет: Проведение электроизмерительных, электромонтажных работ на подъемных сооружениях

    Ответ: В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом федерального государственного энергетического надзора и осуществляет контроль и надзор в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).

    В соответствии с пунктом 46.1. Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда Российской Федерации от 24.07.2013 № 328н » (далее - ПОТЭЭ) – к командированному персоналу относятся работники организаций, направляемые для выполнения работ в действующих, строящихся, технически перевооружаемых, реконструируемых электроустановках, не состоящие в штате организаций - владельцев электроустановки. То есть работники специализированной организации, эксплуатирующие электроустановки потребителя являются командированным персоналом.

    Согласно пункта 46.7. ПОТЭЭ - командирующая организация несет ответственность за соответствие присвоенных командированному персоналу групп и прав, предоставляемых ему в соответствии с пунктом 46.3 Правил, а также за соблюдение им Правил. К работам допускается подготовленный персонал, прошедший стажировку. Для этого в соответствии с пунктом 46.3. ПОТЭЭ - командирующая организация в сопроводительном письме должна указать цель командировки, а также работников, которым будет предоставлено право выдачи наряда, право быть ответственными руководителями, производителями работ, членами бригады, а также подтвердить группы этих работников.

    В соответствии с пунктом 2.12.14. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) - при высоте подвеса светильников до 5 м допускается их обслуживание с приставных лестниц и стремянок. В случае расположения светильников на большей высоте разрешается их обслуживание с мостовых кранов, стационарных мостиков и передвижных устройств при соблюдении мер безопасности, установленных правилами безопасности при эксплуатации электроустановок и местными инструкциями.

    Согласно пункта 2.6. ПОТЭЭ - работы, выполняемые на высоте более 5 м от поверхности земли, перекрытия или рабочего настила, над которыми производятся работы непосредственно с конструкций или оборудования при их монтаже или ремонте с обязательным применением средств защиты от падения с высоты, относятся к специальным работам. Работники, обладающие правом проведения специальных работ, должны иметь об этом запись в удостоверении о проверке знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением № 2 ПОТЭЭ.

    • а) работы на высоте с применением средств подмащивания (например, леса, подмости, вышки, люльки, лестницы и другие средства подмащивания), а также работы, выполняемые на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более;
    • б) работы без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также работы, выполняемые на расстоянии менее 2 м от не ограждённых перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м.

    На основании вышеизложенного, работы по замене электроламп в светильниках с настила мостового крана относятся к специальным работам.

    Вопрос от 25.09.2018:

    В управление поступило обращение о разъяснении периодичности проверки заземления электрических кранов, с определением его сопротивления, понятие заземления электрических кранов, целесообразность ежегодной проверки, что входит в проверку, а также периодичность измерения сопротивления заземления рельсовых путей ПС?

    Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

    В соответствии с п.п.216, 217, 218 ФПН по ПС:

    Периодическое комплексное обследование рельсовых путей проводится специализированными организациями и включает выполнение комплекса работ, в том числе подготовку результатов комплексного обследования: оформление инструментальных замеров, включая измерения сопротивления его заземления, и составление ведомости дефектов. Комплексное обследование рельсовых путей (наземных и надземных) должно проводиться не реже одного раза в три года, а также после подтоплений, наводнений, землетрясений, селей, произошедших на территории нахождения ПС.

    В соответствии с п. 174 «г» ФНП по ПС:

    состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления проверяется при техническом освидетельствовании.

    Согласно п. 169 ФНП по ПС: ПС в течение срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

    а) частичному - не реже одного раза в 12 месяцев;

    б) полному - не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых ПС (ПС для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также других ПС, используемых только при ремонте оборудования, для которых полное техническое освидетельствование проводят 1 раз в 5 лет).

    Пунктом 170 ФНП по ПС установлены случаи, после которых проводится внеочередное полное техническое освидетельствование ПС, а также п.62 ФНП по ПС предусмотрено, что после монтажа и наладки ПС к акту о монтаже прилагаются протоколы замера сопротивления изоляции проводов и системы заземления.

    В соответствии с п. 172 ФНП по ПС:

    Результатом технического освидетельствования является следующее:
    а) ПС и его установка на месте эксплуатации соответствуют требованиям эксплуатационной документации и настоящих ФНП;
    б) ПС находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.

    Согласно п. 194 ФНП по ПС: записью в паспорте действующего ПС, подвергнутого периодическому техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что ПС отвечает требованиям настоящих ФНП, находится в работоспособном состоянии и выдержало испытания.

    В соответствии с п.255 ФНП по ПС:

    Эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что:
    д) на ПС выявлены технические неисправности, в том числе: неработоспособность заземления, гидро-, пневмо- или электрооборудования, указателей, ограничителей (ограничители рабочих параметров и ограничители рабочих движений), регистраторов, средств автоматической остановки, блокировок и защит (приведены в паспорте или руководстве по эксплуатации ПС).

    Таким образом, проверка заземления электрических кранов (ПС) при периодических технических освидетельствованиях целесообразна и необходима для обеспечения безопасной эксплуатации подъемных сооружений.

    Согласно п. 1.7.28. Правил устройства электроустановок: «Заземление - преднамеренное электрическое соединение какой-либо точки сети, электроустановки или оборудования с заземляющим устройством».

    Заземление электроустановок, в том числе кранов, выполняется в соответствии с утвержденной проектной документацией, выполненной согласно требованиям Правил устройства электроустановок.

    Согласно п. 3.6.3. ПТЭЭП для видов электрооборудования, не включенных в настоящие нормы, нормы и сроки испытаний и измерений параметров должен устанавливать технический руководитель Потребителя с учетом инструкций (рекомендаций) заводов-изготовителей.

    В разделе 26 приложения 3 ПТЭЭП указаны требования к проверке заземляющих устройств, в том числе кранов. При этом установлено, что проверка наличия цепи заземления проводится не реже 1 раза в год.

    При возникновении несогласованности требований правил применяются те требования, которые не ведут к снижению надежности и безопасности эксплуатации электроустановок.

    Вопрос от 10.07.2015 - Журнал "Безопасность труда в промышленности":

    На вопросы читателя отвечает начальник Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора М.А. Климова.

    Согласно Инструкции о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний (измерений) — электролабораторий, введенной в действие письмом Минэнерго России от 13 марта 2001 г. № 32-01-04/55, регистрация электролабораторий не нужна, если испытания и измерения в процессе монтажа, наладки и эксплуатации электрооборудования не требуют оформления протоколов или других официальных документов. При этом в организации должны быть в наличии необходимые поверенные приборы, методики измерений, электротехнический персонал, прошедший проверку знаний и имеющий соответствующую группу по электробезопасности согласно требованиям, которые определены в главе XXXIX Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. № 328н ».

    Таким образом, организация может проводить испытания (измерения) изоляции проводов, сопротивления заземления электрических кранов (кран-балок) в соответствии с нормами, указанными в приложении № 3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — ПТЭЭП), утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6, с составлением документов для собственных нужд в целях проверки электробезопасности.

    Замеры сопротивления изоляции кранов и заземления крановых путей

    Замер сопротивления изоляции кранов и заземления производится с целью проверки безопасности подъемных сооружений (ПС). Периодичность проверки регламентируется требованиями СанЭпидемСтанции, Пожарной инспекции и Госэнергонадзора и зависит от типа оборудования (нормативных требований к нему) и условий эксплуатации. В то же время, существуют общие требования к электрофизическим измерениям мостовых кранов. Замеры обязательно производятся при сдаче-приемке оборудования, а также при выполнении планового и внеочередного технического обслуживания ПС.



    Замеры сопротивления изоляции

    • Сопротивление постоянному току;
    • Коэффициент абсорбции (уровень влажности) и коэффициент поляризации (возможность перемещения заряженных частиц).

    Замер заземления крановых путей производится с помощью профессиональных приборов, типа MRU-101. Оптимальные параметры – диапазон от 9,99 Ом до 0,1 кОм, погрешность менее 2%. Рекомендуемые условия проведения испытаний – использование грунта с максимальным удельным сопротивлением. Для получения достоверных результатов показатель замеров умножают на корректирующие коэффициенты, которые рассчитываются исходя из следующих факторов:

    • Текущее состояние грунта и величина его удельного сопротивления;
    • Климатические особенности региона;
    • Конфигурация и тип устройства заземления.

    Замер заземления крановых путей осуществляется путем создания искусственной цепи для тока через проверяемый контур. Для этого специалисты устраивают дополнительный контур заземления недалеко от испытуемого устройства. Оба контура подключают к одному источнику напряжения. При прохождении тока через проверяемое устройство, в нем наблюдается падение напряжения, что фиксируется с помощью зонда.

    Читайте также: