Правильность подключения заземления опор контактной сети к рельсовым цепям проверяют

Обновлено: 06.05.2024

Заземление опор контактной сети.

8.1. Металлические опоры и конструкции крепления контактной сети и BЛ напряжением выше 1000 В на железобетонных и деревянных опорах должны быть заземлены на тяговую рельсовую сеть.

8.2. Заземление опор выполняют индивидуальным или групповым с присоединением заземляющих спусков к тяговым рельсам или средним выводам путевых (дополнительных или специальных) дроссель трансформаторов с соблюдением требований п. 2.3 инструкции ЦЭ-191.

8.3. Максимальная длина провода группового заземления на участках постоянного тока не должна превышать при Т-образной схеме подключения 1200 м (2х600) для железобетонных и 600 м (2x300 металлических опор, а при Г-образной схеме соответственно 600 и 300 М. Если при этом среди железобетонных опор есть опоры с оттяжками, имеющими изоляцию на высоте ниже 2,5 м, расстояние от них до точки присоединения группового заземлений к рельсам не должно превышать 300 м.

При переменном токе максимальная длина провода группового заземления независимо от типа опор для Т-обратной схемы составляет 400 м (2x200), для Г-образной схемы -200 м. Для групп чередующихся металлических и железобетонных опор наибольшую длину провода группового заземления определяют как для металлических опор. Во всех конкретных случаях при выборе длины провода группового заземления следует руководствоваться требованиям п.2.1.1. инструкции ЦЭ-191.

8.4. Конструктивное выполнение индивидуальных и групповых заземлений опор должно соответствовать требованиям гл. 4 Инструкции ЦЭ-191.

8.5. На электрифицированных участках переменного тока заземляют:

а) наглухо (см. табл. 24, схема I Инструкции ЦЭ-191):

- опорам, расположенные в общедоступных местах (см. п. 2.2.4 Инструкции ЦЭ-191);

- если при этом опоры имеют меньшее сопротивление заземления, чем допускается по требованиям СЦБ (см. табл. 2.1 Инструкции ЦЭ-191 ), то на таких опорах следует устанавливать дополнительные изолирующие элементы для изоляции опор от анкерных болтов фундаментом (см. табл. 2.4, схема II Инструкции ЦЭ-191) или для изоляции заземляемых конструкций крепления контактной сети и заземляющих проводов от опоры (см табл. 2.4, схема V Инструкции ЦЭ-191);

- все остальные опоры при индивидуальном или групповом заземлении, имеющие сопротивление заземления выше допустимых по требованиям СЦБ (см. табл. 2.1 Инструкции ЦЭ-191).

б) через искровые промежутки (см. табл. 2.4, схема III Инструкции ЦЭ-191):

- опоры при индивидуальном и групповом заземлении, имеющие сопротивление заземления ниже допустимого по требованиям СЦБ (см. табл. 2.1 Инструкции ЦЭ-191).

8.6. На участках постоянного тока заземляют:

а) наглухо (см. табл. 2.4, схема 1 Инструкции ЦЭ-191):

опоры при индивидуальном заземлении, с сопротивлением цепи заземления не менее 10 000 Ом, которое обеспечивается установкой изолирующих втулок в отверстия для закладных деталей и прокладок под хомуты;

б) через искровые промежутки - при индивидуальном заземлении опор имеющих сопротивление заземления ниже 10 000 Ом, а также при групповом заземлении в катодных зонах потенциалов рельсов (см. табл. 2.4, схема III Инструкции ЦЭ-191);

в) через диодные заземлители - при групповом заземлении опор в анодных и знакопеременных зонах (см. табл. 2.4, схема III Инструкции ЦЭ-191);

г) через диодно-искровые заземлители - независимо от зоны потенциалов рельсов при групповом заземлении опор, имеющих сопротивление ниже допустимых по требованиям СЦБ (см. табл. 2.1 Инструкции ЦЭ-191 ).

8.7. Места присоединения спусков групповых заземлений с диодными и диодно-искровыми заземлителями к рельсам должны быть удалены от мест присоединения к рельсам разрядников контактной сети не менее чем на 100 м.

8.8. Ригельные опоры и опоры гибких поперечин при неизолированных поперечном и верхнем фиксирующих тросах заземляют только с одной стороны. Если на опоре гибкой поперечины имеется разрядник, заземление устанавливают со стороны этой опоры. При изолированных гибких поперечинах заземляют обе опоры.

Порядок действия работников на станциях, оборудованных устройствами электрического контроля свободности путей и стрелочных участков, по обеспечению безопасности движения поездов, в период снегопада, гололеда, при выгрузке балласта, очистке путей машинами и других случаях.

В целях предупреждения случаев потери шунтовой чувствительности рельсовых цепей, а так же принимая во внимание, что содержание в чистоте поверхностей головок рельсов является основным условием шунтирования рельсовых цепей при занятии их подвижным составом, на дороге устанавливается следующий порядок:

9.1. Контроль за чистотой поверхности головок рельсов на путях, оборудованных рельсовыми цепями, должны осуществлять: электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки при выполнении графика технологического процесса, в соответствии с п.п. 3.1.- 3.3. инструкции ОАО «РЖД» ЦШ-720-09; дорожные мастера и бригадиры пути - при осмотре пути на околотках; комиссии, возглавляемые начальником станции или его заместителем – при проведении месячных комиссионных осмотров содержания стрелочных переводов, путей, устройств сигнализации, централизации и блокировки и связи.

9.2. При обнаружении на головках рельсов слоя ржавчины, песка, балласта, льда, мазута, напрессованного снега, работник, проводивший проверку, обязан сделать запись в журнале осмотра формы ДУ-46 о необходимости очистки или обкатки рельсов, а также обязательной проверки дежурным по станции перед приемом (отправлением) поездов и маневровой работой фактической свободности пути или стрелочного участка, порядком, установленным техническо-распорядительным актом станции, Приложением №13 к ИДП, инструкцией ЦШ-530-11. Содержание записи дежурный по станции обязан передать диспетчерам дистанции СЦБ и пути, причастным работникам (бригадиру пути, дорожному мастеру, электромеханику СЦБ при нахождении их на станции, начальнику станции). Работникам пути принять меры по очистке головок рельсов от слоя ржавчины, песка, балласта, льда, мазута, напрессованного снега. Дежурному по станции принять меры по обкатке путей и стрелочных участков в соответствии с записью в журнале осмотра формы ДУ-46. На промежуточных станциях ДСП обязан сообщить ДНЦ о необходимости обкатки участка, пути. Электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки обязан выключить из зависимости указанные стрелочные участки и пути.

9.3. Очистку головок рельсов на станциях и перегонах, оборудованных рельсовыми цепями, от щебня, песка, шлака, мусора, мазута и других материалов, а также от гололеда и снега в процессе содержания производят работники дистанций пути. В местах смены локомотивов очистку пути от мазута осуществляется силами локомотивного депо.

9.4. При работе на станции снегоуборочных и щебнеочистительных машин, а также автодрезин и мотовозов, дежурный по станции обязан внимательно следить за их продвижением по светосхеме табло или мониторе.

9.5. Запрещается на приемо-отправочных путях, оборудованных рельсовыми цепями, оставлять одиночные вагоны, дрезины и локомотивы. Если невозможно избежать оставления на пути одиночных вагонов или локомотивов, дежурный по станции обязан поставить стрелки, ведущие на этот путь, в «охранное» положение, а на станциях оборудованных электрической централизацией, кроме того, навесить на рукоятки колпачки красного цвета. При оставлении дрезины на приемо-отправочных путях, оборудованных рельсовыми цепями, навесить предупреждающие таблички «Дрезина».

Колпачки и таблички могут быть сняты с пульта управления (выносного табло) только после того, как дежурный по станции убедится в свободности пути от вагона, дрезины или локомотива.

9.6. Машинистам одиночно следующих локомотивов, как правило, не разрешается применять песочницу при остановке на станциях. В случае остановки одиночных локомотивов с применением песка на путях и стрелочных секциях станций, оборудованных изоляцией, а также перегонах, имеющих автоблокировку и рельсовые цепи переездной сигнализации, машинист обязан принимать немедленные меры к передвижению локомотива на место, очищенное от песка с соблюдением условий безопасности движения. Особое внимание обращать на состояние рельсов при остановке одиночных электровозов, на которых при пользовании песочницами песок подается под все колесные пары. В случае необходимости подачи песка под колесные пары при проходе локомотивов избегать попадания песка на стрелки. Начальникам депо инструктировать машинистов локомотивов, что наличие песка на головках рельсов исключает шунтирование рельсовой цепи скатами локомотивов.

9.7. Если по условиям работы в указанных случаях необходимо применить песочницу, машинист обязан доложить дежурному по станции по радио или громкоговорящей связи или поездному диспетчеру при нахождении станции на диспетчерском управлении о применении песочницы. Дежурный по станции (диспетчер поездной) извещает работников дистанции пути о необходимости очистки головок рельсов от песка, а до очистки, при приеме поездов поступает так, как изложено в пункте 9.9. настоящей инструкции.

9.8. В парках приема станций с изоляцией путей, с которых производится надвиг на горку или используемых в качестве вытяжки для формирования с толчка, учитывая, что локомотив, как правило, осуществляет надвиг только с применением песочницы, и рельсовые цепи этих путей засоряются песком и не обеспечивают контроль занятости их при остановке на эти пути одиночных локомотивов или группы вагонов, дежурный по станции обязан убедиться по табло, что при оставлении локомотивов или групп вагонов на этих путях, контроль занятости обеспечивается. При отсутствии контроля занятости дежурный по станции при приеме, отправлении, пропуске поездов и маневровой работе должен действовать согласно Приложению №8 к ПТЭ «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации», а так же техническо-распорядительному акту станции.

9.9. В случае если дежурный по станции обнаружил, что на пульт-табло или мониторе появилась ложная свободность путей, стрелочных секций или первых участков удаления при фактической занятости их подвижным составом, он должен немедленно сделать запись в журнале осмотра формы ДУ-46 и оповестить поездного диспетчера, причастных работников дистанции сигнализации, централизации блокировки, пути, электроснабжения и начальника станции.

До устранения причин нарушения нормальной работы рельсовых цепей дежурному по станции прием и отправление поездов и маневровые передвижения осуществлять при запрещающих показаниях светофоров порядком, установленным Приложением №8 к ПТЭ «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации», а также техническо–распорядительным актом станции.

9.10. С целью очистки головок рельсов малодеятельных участков станции от ржавчины, на основании записи работника дистанции сигнализации, централизации и блокировки начальник станции обязан организовать обкатку рельсовых цепей. Центр организации работы железнодорожных станций ежегодно разрабатывает график обкатки малодеятельных участков. Начальник станции в соответствии с графиком обкатки малодеятельных участков, согласованным с Диспетчерским центром управления перевозками, заместителем начальника дирекции инфраструктуры - начальником отдела инфраструктуры и утвержденным Центром организации работы железнодорожных станций, обязан обеспечить своевременную обкатку указанных участков, имеющих ржавую поверхность головок рельсов для исключения потери шунтовой чувствительности рельсовых цепей.

9.11. Если путь приема или стрелочный изолированный участок занят подвижным составом на срок более трех суток, дежурный по станции обязан: оформить запись в журнале формы ДУ-46, о необходимости выключения рельсовых цепей из зависимости; сообщить об этом диспетчеру дистанции сигнализации, централизации и блокировки (электромеханику СЦБ при наличии его на станции).

В целях предупреждения случаев потери шунтовой чувствительности на участках параллельных ответвлений рельсовых цепей стрелочных секций, ведущих на приемо-отправочный путь, выключенный из централизации необходимо:

- электромеханику дистанции сигнализации, централизации и блокировки, исключить перевод «охранных» стрелок путем изъятия предохранителей, или дужек на кроссовом стативе, или опусканием курбельной заслонки стрелочного электропривода (с оформлением записи в журнале формы ДУ-46);

- работнику, указанному в ТРА станции, запереть остряки данных стрелок на закладку и навесной замок. При необходимости перевода «охранных» стрелок, дежурный по станции переводит их курбелем и порядком установленным техническо-распорядительным актом станции убеждается в свободности рельсовой цепи, стрелочной секции и наличии габарита подвижного состава к соседнему пути.

В случаях невозможности исключения перевода «охранных» стрелок по причине схемных решений или технологии маневровой работы станции, дежурный по станции обеспечивает обкатку таких участков еженедельно, на основании записи работника дистанции сигнализации, централизации и блокировки, оформленной в журнале формы ДУ-46. В случае невыполнения требований в установленные сроки работник дистанции сигнализации, централизации и блокировки производит выключение рельсовой цепи в соответствии с требованиями п.5.5 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ (ЦШ-530-11).

После уборки вагонов включение изолированного участка производится электромехаником дистанции сигнализации, централизации и блокировки только в дневное время и после его осмотра, при этом в необходимых случаях электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки обязан потребовать обкатки пути от ржавчины. Выключение и включение изолированного участка электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки оформляет соответствующими записями в журнале формы ДУ-46.

9.12. Запрещается работникам всех служб при производстве строительных работ и выгрузке грузов на путях с электрической изоляцией загрязнять головки рельсов балластом, песком, шлаком, снегом и другими материалами.

9.13. Если при работе невозможно избежать загрязнения рельсов, руководитель работ, являющийся представителем соответствующей службы или выделенный для надзора представитель соответствующей службы, обязан до начала работ оформить об этом запись в журнале осмотра формы ДУ-46, и только после разрешения и подписи дежурного по станции приступать к выполнению работ. После окончания работ руководитель работ, являющийся представителем соответствующей службы или выделенный для надзора представитель соответствующей службы должен проверить состояние головок рельсов, и если последние загрязнены, организовать очистку их и сделать соответствующую выписку в журнале формы ДУ-46.

9.14. В тех случаях, когда производится постановка на изолирующие участки подвижного состава для выгрузки и возможно загрязнение головок рельсов, эти рельсовые цепи выключаются из зависимости без сохранения пользования сигналами. Руководитель работ обязан за трое суток до дня предстоящей работы, согласовать выгрузку указанных грузов с начальником станции и дать заявку диспетчеру дистанции сигнализации, централизации и блокировки.

До начала выгрузки, руководитель работ, являющийся представителем соответствующей службы или выделенный для надзора представитель соответствующей службы, обязан оформить запись в журнале осмотра формы ДУ-46 о выгрузке и роде груза с указанием места выгрузки и количества выгружаемых вагонов; электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки - о выключении соответствующих рельсовых цепей из зависимости без сохранения пользования сигналами.

Электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки, после постановки вагонов на указанный путь для выгрузки, с разрешения дежурного по станции выключает рельсовую цепь из зависимости.

По окончании выгрузки и уборки подвижного состава с изолированного участка пути или стрелочной секции, руководитель работ совместно с дорожным мастером проверяют наличие габарита и чистоту головки рельсов. Электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки проверяет рельсовую цепь стрелочной секции или станционного пути на шунтовую чувствительность и измеряет напряжение на путевом реле. После выполнения всех проверок, оформляются соответствующие записи в журнале осмотра формы ДУ-46: руководитель работ, являющийся представителем соответствующей службы или выделенный для надзора представитель соответствующей службы : о наличии габарита и очистке головок рельсов; электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки – о включении изолированного участка в зависимость.

9.15. После работы снегоуборочных машин и других путевых агрегатов на станции электромеханик дистанции сигнализации, централизации и блокировки и дорожный мастер производят проверку состояния элементов рельсовых цепей. При отсутствии или неисправности приварного соединителя, обязательно должно быть выполнено измерение переходного сопротивления в рельсовом стыке прибором ИСРС-01, ИПС-01 или Ц-4380. Для приведения величины сопротивления стыка до нормативного, работники пути незамедлительно должны установить дублирующий или пружинный соединитель и в трехдневный срок произвести приварку соединителя. Результаты совместной проверки оформляются в журнале формы ДУ-46.

Аналогичную проверку и восстановление проводит дорожный мастер на перегоне.

На станциях 4-5 класса работу по механической уборке снега производить в соответствии с актом обследования на возможность работы снегоуборочной техники без присутствия работника дистанции сигнализации, централизации и блокировки

10.Все работы, связанные с подключением различного рода заземлений, разрядников, отсосов и т.д. производить только по согласованию с дистанциями сигнализации, централизации и блокировки и непосредственном участии старшего электромеханика или электромеханика дистанции сигнализации, централизации и блокировки, а при необходимости при участии работника дистанции электроснабжения.

11.При выполнении всех работ, указанных в данном разделе, работники соответствующих хозяйств обязаны строго руководствоваться при производстве путевых работ - требованиями «Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути», утвержденной распоряжением от 29.12.2012 г. №2791р, «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ» утвержденной распоряжением от 29.12.2012 г. №2790р; при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ – требованиями «Инструкции по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки» № ЦШ-720-09, утвержденной распоряжением ОАО РЖД №2150 от 22.10.2009 года, «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ» №ЦШ-530-11, утвержденной распоряжением ОАО №РЖД от 20.09.2011г №2055р.

Приложение №1

к Инструкции о порядке

эксплуатации рельсовых цепей

на Октябрьской железной дороге

ПАСПОРТ

На изолирующий стык

Дата __________/выполнения работ/

место ____________________/станция, перегон, стрелочный перевод, сигнал/

_________________________/номер изолирующего стыка/

перечень работ____________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________/выполненных при профилактической переборке изолирующего стыка/

Требования, предъявляемые к изолирующему стыку:

1. Отсутствие неисправных стыковых и предстыковых шпал, а также провеса и потайных толчков. При этом изолирующий стык на три метра от места стыкования рельсов должен быть уложен на щебень и иметь водоотводы.

2. Расположение стыка в средине шпального ящика.

3. Отсутствие касания балласта элементов изолирующего стыка или рельсов. Верхняя поверхность балластного слоя при железобетонных шпалах должна быть на одном уровне с верхней поверхностью средней части шпал. При деревянных шпалах верхняя поверхность балластного слоя на всем промежутке между шпалами должна быть ниже на 30мм.

4. Регулировка зазоров с закреплением рельсов. При деревянных шпалах с костыльным скреплением рельсы, стыкующиеся в изолирующем стыке, закрепляются по каждой рельсовой нити противоугонами в «замок» на тринадцати шпалах с обеих сторон стыка.

5. Наличие одинакового зазора в стыке по всей высоте рельса, должен составлять 5-10мм и 15-20мм для изолирующего стыка с композитными накладками.

6. Боковые изолирующие прокладки в изолирующих стыках сборной конструкции с «двухголовыми» металлическими накладками должны быть целыми и выступать из-под накладок на 4-5мм.

7. Покраска торцов поверхностей рельсов должна производиться на расстоянии на 100мм от торца рельсов краской ПФ.

8. Заделка отверстий на торцах накладок производится паклей, пропитанной маслом.

Правильность подключения заземления опор контактной сети к рельсовым цепям проверяют

ИНСТРУКЦИЯ
по заземлению устройств энергоснабжения
на электрифицированных железных дорогах

Настоящая Инструкция содержит общие требования к выполнению заземлений на электрифицированных железных дорогах и конкретные технические решения по заземлению устройств тягового и нетягового электроснабжения и связанных с ними сооружений и конструкций.

В основу Инструкции положены ГОСТ 12.1.030-81 "Электробезопасность. Защитное заземление, зануление". Правила устройств электроустановок (ПУЭ-87, раздел I глава 1-7), Правила эксплуатации электроустановок потребителей* (ПЭ), утвержденные Госэнергонадзором 31.03.92 г., Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей** (ПТБ), утвержденные Главгосэнергонадзором 21.12.84 г., а также инструктивные и нормативные материалы МПС, обобщение результатов научных исследований и эксплуатационного опыта, накопленного на сети дорог.

** На территории Российской Федерации действуют "Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок" (ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00). Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

Инструкция предназначена для работников, связанных с проектированием, строительством и техническим обслуживанием устройств электроснабжения, связи, СЦБ, пути, искусственных сооружений и конструкций на электрифицированных железных дорогах.

Инструкция подготовлена Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) при участии Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ), Трансэлектропроекта и согласована с отделом охраны труда и окружающей среды ЦК Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России, управлениями сигнализации, связи и вычислительной техники, электрификации и электроснабжения, Главным управлением пути МПС, отделом охраны труда и техники безопасности Управления социального развития.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Инструкция распространяется на заземление:

1.1.1. Конструкций и устройств тягового электроснабжения (стационарных и передвижных тяговых подстанций), постов секционирования (ПС), пунктов параллельного соединения контактной сети (ППС), пунктов группировки переключателя контактной сети станций стыкования (ПГП), опор контактной сети, опор питающих и отсасывающих линий, отсасывающих трансформаторов, автотрансформаторных пунктов, установок компенсации реактивной мощности, разъединителей, разрядников.

1.1.2. Трансформаторных подстанций нетяговых потребителей, питаемых от линий ДПР и воздушных линий электропередачи (ВЛ) 6 (10) кВ, проложенных по опорам контактной сети и находящихся в зоне, в которой должны заземляться все металлические элементы конструкций.

1.1.3. Искусственных сооружений, на которых установлены опоры или находятся узлы крепления проводов контактной сети, питающих или отсасывающих линий тягового электроснабжения, а также линий ДПР и ВЛ 6 (10) кВ, проложенных по опорам контактной сети.

1.1.4. Конструкций и устройств нетягового электроснабжения, на которых может оказаться напряжение при падении на них проводов, тросов или других деталей контактной сети при их повреждении (напольные устройства СЦБ, мосты и путепроводы, прожекторные мачты, отдельно стоящие опоры освещения, ВЛ и т.п.).

1.1.5. Линий связи, волноводов, ВЛ напряжением ниже 1000 В, прокладываемых по опорам контактной сети.

1.1.6. Пунктов подготовки пассажирских поездов с электрическим отоплением.

1.2. Инструкция устанавливает порядок выполнения и технического обслуживания заземлений, конструкций и устройств, упомянутых в п.1.1. Инструкции* на электрифицированных участках постоянного и переменного тока, исходя из требований обеспечения

* В дальнейшем везде при ссылках на пункты (пп.) и приложения подразумевается настоящая Инструкция.

1.2.1. Надежной работы защиты от токов короткого замыкания (к.з.) в устройствах электроснабжения и в системах электроснабжения нетяговых потребителей.

1.2.2. Электробезопасности обслуживающего персонала.

1.2.3. Нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки и электрической централизации.

1.2.4. Ограничения утечки тягового тока и защиты от электрокоррозии.

1.3. Инструкция не распространяется

1.3.1. На временные заземления устройств тягового и нетягового электроснабжения, путевого инструмента и других устройств, устанавливаемых на период производства ремонтных работ по соответствующим правилам техники безопасности.

1.3.2. На заземление трансформаторных подстанций, распределительных устройств, воздушных и кабельных линий железнодорожных нетяговых потребителей на электрифицированных ж.д., кроме перечисленных в п.1.1. Инструкции; их заземление выполняется по требованиям ГОСТ 12.1.030-81, "Правил эксплуатации (ПЭ) электроустановок потребителей" и "Правил техники безопасности (ПТБ) при эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных Главгосэнергонадзором 21.12.84 г., "Электротехнические устройства СНиП 3.05.06-85" в части раздела "Заземляющие устройства".

1.3.3. На заземления конструкций, устройств и коммуникаций, осуществляемые по условиям защиты их от электромагнитного влияния электротяги.

1.3.4. На заземления молниеотводов защиты сооружений к оборудованию тяговых подстанций от прямых ударов молнии, выполняемые в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и Руководящими указаниями по расчету зон защиты стержневых и тросовых молниеотводов.

1.4. Для электрифицируемых участков железных дорог заземление конструкций и установку защитных устройств предусматривают в проектах электрификации и осуществляют до пуска участка в эксплуатацию. Принимать в эксплуатацию электрифицированные участки до осуществления всех мер, предусмотренных проектом, запрещается.

1.5. Пояснение терминов и основных понятий, применяемых в Инструкции, приведено в Приложении 1.

1.6. Инструкция составлена так, что требования некоторых пунктов Инструкции, не содержащие указаний на род тока электрифицированных железных дорог (постоянный или переменный), распространяются на устройства независимо от рода тока.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЗЕМЛЕНИЮ КОНСТРУКЦИЙ
И УСТРОЙСТВ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

2.1. Требования по обеспечению надежной работы защиты от токов короткого замыкания
в системе тягового электроснабжения

2.1.1. Контур цепи короткого замыкания должен иметь электрическое сопротивление, обеспечивающее отключение участка контактной сети с нарушенной изоляцией соответствующими фидерными выключателями тяговой подстанции, ПС, ППС.

2.1.2. Конструкции или устройства, на которые возможно попадание напряжения контактной сети вследствие нарушения изоляции или соприкосновения с проводами, должны иметь электрическое соединение с тяговой рельсовой сетью (заземление на тяговую рельсовую сеть).

2.1.3. Заземлению на тяговую рельсовую сеть подлежат все конструкции, на которых крепятся провода контактной сети или провода воздушных линий электропередачи, проложенных по опорам контактной сети, независимо от расстояния до проводов и элементов, находящихся под напряжением, а также все другие металлические сооружения, конструкции и устройства, расположенные в опасной зоне, определяемой по рис.2.1* (зона А). Для тоннелей зоны заземления конструкций определяются проектом.

* Здесь и далее, в оригинале рисунки не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.

2.1.4. При применении группового заземления сопротивление его троса не должно снижать ток к.з. (для наиболее удаленной от места присоединения к рельсам точки группового заземления) ниже значений, обеспечивающих надежную работу защиты от токов к.з.

2.1.5. В системе тягового электроснабжения допускается по разрешению Управления электрификации и электроснабжения (ЦЭ МПС) применение защит от токов к.з., не требующих заземления опор контактной сети и других конструкций на рельсы; при этом требования к надежности и быстродействию защиты сохраняются теми же, что и для максимальной токовой защиты.

2.1.6. Тяговая рельсовая сеть должна быть электрически непрерывной от любого участка пути до пунктов присоединения отсасывающих линий тяговых подстанций; отсасывающие линии тяговых подстанций подключают к главным путям рельсовой сети с соблюдением установленных требований по обеспечению нормальной работы рельсовых цепей.

2.1.7. От каждого участка тяговой рельсовой сети должен быть обеспечен двусторонний отвод токов путем соединения его со смежными участками пути, с рельсами параллельных путей через междупутные электрические соединители (перемычки) и т.п. Преимущественным является использование обеих рельсовых ниток пути для пропуска тяговых токов и токов к.з.

В случае невозможности обеспечения второго выхода току на смежные и параллельные пути на данном участке пути должны использоваться для пропуска тока обе рельсовые нити.

2.1.8. Запрещается включение в тяговую рельсовую сеть и в отсасывающие линии тяговых подстанций электрических аппаратов и устройств, одним из рабочих состояний которых может быть электрический разрыв цепи (разъединители, выключатели); исключение составляют случаи, когда обеспечивается несколько цепей отвода токов от участка пути или полностью исключается возможность разрыва цепи во включаемом устройстве (например, применение силовых полупроводниковых устройств с достаточной степенью дублирования).

При сближении или пересечении электрифицированных направлений, электроснабжение которых в нормальном режиме осуществляется раздельно, но предусмотрено взаимное резервирование питания, допускается в отсасывающую перемычку, объединяющую тяговые рельсовые сети обоих направлений, включать нормально разомкнутый разъединитель. Разъединитель механически или электрически блокируется с разъединителем резервного питания так, чтобы замыкание или размыкание последнего происходило при включенном положении разъединителя рельсовой сети.

Таким же способом в соответствии с Указаниями по проектированию защиты от искрообразования на сооружениях с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями при электрификации железных дорог выполняют секционирование рельсовой сети на электрифицированных путях и тупиках, с которых осуществляется слив или налив таких жидкостей.

2.1.9. Сборные неизолированные стыки тяговых рельсовых нитей оборудуют гибкими приварными медными соединителями сечением не менее 70 мм на участках постоянного тока и не менее 50 мм на участках переменного тока с поверхностью контакта в месте приварки каждого не менее 250 мм. На боковых путях станций (кроме путей со сквозным пропуском поездов), подъездных путях, малодеятельных ответвлениях участков переменного тока разрешается применять двойные приварные соединители из стального троса диаметром 6 мм каждый.

Допускаются и другие разрешенные МПС способы, обеспечивающие электрическое сопротивление рельсового стыка на участках постоянного тока не более сопротивления 3 м целого рельса при их длине 12,5 и 6 м - при большей длине и на уравнительных рельсах бесстыкового пути.

2.1.10. Двух- и многопутные электрифицированные участки оборудуют таким наибольшим количеством междупутных электрических соединителей, которое допустимо по условиям нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки или электрической централизации.

Для участков постоянного и переменного тока - в соответствии с п.6.3. Инструкции по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами, утвержденной 04.07.87 г. ЦЭ-3551 (в дальнейшем именуемой Инструкцией). Во всех случаях длина обходных шунтирующих цепей по смежным и параллельным путям и перемычкам (длина I, рис.2.2, г) независимо от длины рассматриваемой рельсовой цепи должна быть не менее 10 км. При тональных рельсовых цепях длина обходных шунтирующих цепей должна быть не менее 2 км.

На электрифицированных путях, не оборудованных рельсовыми цепями автоблокировки или электрической централизацией, устанавливают междурельсовые соединители через каждые 300 м, междупутные соединители - через каждые 600 м. Эти соединители могут быть изготовлены из стального провода диаметром не менее 12 мм (постоянный ток) и не менее 10 мм (переменный ток) или из стальной полосы 40x5 мм и прокладываться изолированно от земляного полотна и балласта.

2.1.11. Электрические тяговые соединители - междупутные, междроссельные, дроссельные, междроссельные в однониточных рельсовых цепях, стрелочные (рис.2.2) - должны быть медными и не менее чем двухпроводными, с площадью сечения каждого провода не менее 70 мм (постоянный ток) и 50 мм (переменный ток). Длина междупутной перемычки не должна быть более 100 м.

2.1.12. При использовании тяговой рельсовой сети электрифицированных путей в качестве фазы для электроснабжения нетяговых потребителей и в качестве естественного заземлителя для заземления устройств грозозащиты и защиты от электромагнитных влияний должны соблюдаться требования пп.2.1.7, 2.1.9.

2.1.13. Допускается использовать рельсовые нити неэлектрифицированных путей для заземления сооружений и конструкций, если они оборудованы стыковыми соединителями (п.2.1.9) и имеют электрическое соединение с рельсами электрифицированных путей в соответствии с п.2.1.7 Инструкции. Изоляция этих рельсовых нитей от земли на участках постоянного тока должна соответствовать требованиям Инструкции ЦЭ-3551.

2.1.14. При тональных рельсовых цепях для выравнивания потенциала рельсов и снижения влияния асимметрии тягового тока на рельсовые цепи должны устанавливаться выравнивающие (симметрирующие) дроссель-трансформаторы (дроссели): на участках постоянного тока на расстоянии не более 2 км друг от друга, как правило, 1 дроссель на блок-участок; на участках переменного тока - на расстоянии не более 3 км друг от друга.

2.2. Требования по обеспечению электробезопасности

2.2.1. Для обеспечения электробезопасности обслуживающего персонала и других лиц на электрифицированных дорогах конструкции и устройства, перечисленные в п.1.1, должны быть заземлены способом, обеспечивающим отключение режима к.з. При этом напряжение на заземляемых конструкциях и устройствах не должно превышать нормируемых значений, принятых действующими нормативными документами для соответствующей продолжительности срабатывания защиты.

2.2.2. Защитному заземлению подлежат все металлические части конструкций и устройств, доступные для прикосновения человека и не имеющие других видов защиты, обеспечивающих электробезопасность.

2.2.3. Сопротивление защитного заземления не должно превышать значений, нормируемых для данного типа электроустановок.

Если на заземленных конструкциях и устройствах с помощью выравнивающих сеток и контуров обеспечиваются допустимые напряжения прикосновения, то собственное сопротивление заземляющего устройства по условиям электробезопасности не нормируется.

2.2.4. Допускается в цепь заземления включать защитные устройства, создающие разрыв цепи заземления в нормальном режиме, но обеспечивающие его замыкание при возникновении опасных напряжений на защищаемых конструкциях или устройствах, а также выполнение требований п.2.1.1. Напряжение срабатывания защитного устройства не должно превышать 1200 В.

Сооружения и конструкции на участках переменного тока, расположенные в общедоступных местах (посадочные платформы, места посадки и высадки пассажиров, не имеющих посадочных платформ, оборудованные переезды и переходы на уровне железнодорожных путей, места систематической погрузки и выгрузки, пешеходные и сигнальные мостики), заземляют только наглухо двумя проводниками. На участках постоянного тока в цепь заземления включают диодные заземлители, заземление через которые в проводящем направлении эквивалентно глухому заземлению.

2.2.5. Узлы крепления устройств контактной сети на железобетонных конструкциях (опорах, мостах), если они расположены выше 2,5 м от уровня земли или посадочной платформы, заземляют как и в необщедоступных местах (т.е. с включением при необходимости в цепь заземления защитных устройств).

2.2.6. Заземление устройств, на которых обслуживающим персоналом периодически производятся технологические операции (включение, отключение и т.п.), должно быть глухим и выполнено двумя заземляющими проводниками, видимыми на всей их длине.

2.3. Требования по обеспечению нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки
и электрической централизацию (СЦБ)

2.3.1. Подключение конструкций и устройств к рельсовым цепям СЦБ не должно нарушать нормального функционирования рельсовых цепей во всех режимах работы: нормальном, шунтовом, контрольном, а также в режиме автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН).

2.3.2. При однониточных рельсовых цепях заземления конструкций и устройств подключают только к тяговым нитям этих цепей, при двухниточных рельсовых цепях - к средним выводам путевых (дополнительных) дроссель-трансформаторов или ближнему рельсу.

При тональных рельсовых цепях заземления, кроме того, подключают к выравнивающим дроссель-трансформаторам, специально устанавливаемым для канализации тягового тока по рельсам. Во всех случаях сопротивление сигнальному току утечки в землю через все присоединенные к дроссель-трансформатору (дроссель) или рельсу конструкции не должно быть ниже значений, приведенных в табл.2.1.

Место подключения
заземляемой конструкции
к рельсовой цепи

Сопротивление сигнальному току утечки в землю через заземляемую на рельсовую сеть конструкцию, не менее

Текущий ремонт заземлений опор

Проверяют подключение заземления к тяговому рельсу. При двухниточной рельсовой цепи обращают внимание на то, чтобы в пределах одного блок-участка заземления всех опор были присоединены к одной рельсовой нити. При двойном заземлении расстояние между точками подключения проводов к рельсу не должно превышать 200 мм. Между рельсами и опорой контактной сети заземляющий проводник должен быть изолирован от земли, окрашен и хорошо виден. Проверяют состояние полушпалы и крепление к ней заземляющего проводника.
На металлической опоре проверяют подключение заземляющего проводника. Оно должно быть выполнено болтовым соединением. Подключение заземления к основным уголкам опоры не допускается. На железобетонной опоре проверяют подключение заземляющего проводника к спуску провода заземления, проложенному с полевой стороны опоры. Спуск провода должен быть натянут и окрашен. Индивидуальное заземление подключают к тяговому рельсу наглухо или через искровые промежутки.

Проверка и ремонт индивидуальных заземлений

Групповые заземления.

Проверяют длину L троса группового заземления, расстояние от изолятора или анкеровки до места подключения к тяговому рельсу, марку троса и стрелу его провеса. В качестве примера в табл. 20 приведены данные для троса ПБСМ-70. Общая длина одной секции провода группового заземления из стального троса не должна превышать 300 м, из биметаллического троса — 400 м на дорогах переменного тока и 600 м на дорогах постоянного тока. Натяжение троса должно быть не более 4 кН. Высота подвески троса от уровня земли должна быть не менее 5 м. У изолирующих стыков рельсовой цепи трос группового заземления должен быть секционирован. Проверяют узлы крепления троса на опорах, присоединения заземляющего провода к тросу и тяговому рельсу. Необходимо убедиться в отсутствии уменьшения площади сечения цепи консоль—рельс. Проверяют состояние заземляющих спусков на железобетонной опоре. Групповые заземления должны подключаться на расстоянии 0,5 L к тяговому рельсу или средней точке путевого дроссель-трансформатора двумя заземляющими проводниками либо наглухо, либо через искровые промежутки, либо через диодный заземлитель.

Групповые заземления


Таблица

Проверка рельсовой цепи

Тяговый ток от электроподвижного состава к тяговой подстанции, а также ток короткого замыкания проходят по рельсовым цепям. На рисунке жирными линиями выделен тяговый рельс, красными стрелками показано прохождение тягового тока и зелеными — тока короткого замыкания в рельсовых нитях.
Осматривая рельсовые цепи, обращают внимание на целость стыковых электрических соединителей, качество их приварки и сечение, наличие изоляции рельсов от земли.
Проверяют состояние междурельсовых и междупутных электрических соединителей, места их подключения к рельсу и прохода междупутных электрических соединителей под рельсом, сечение проводов и изоляцию их от земли.
Подключение отсасывающего фидера тяговой подстанции осматривают с особым вниманием. Не допускается уменьшение площади сечения и ослабление крепления зажимов. Обращают внимание на места подключения заземления опор контактной сети на рельс в пределах каждого блок- участка. Заземления должны быть подключены только к одному тяговому рельсу или к средней точке дроссель-трансформатора.

Проверка рельсовой цепи

Проверяют надежность крепления проводов заземления вблизи рельсов и под ними. Касание рельсов должно быть исключено. Обращают внимание на отсутствие соприкосновения проводов заземления с посторонними конструкциями. Измеряют габарит проводов заземления и отсасывающих фидеров. Он должен быть не менее 100 мм ниже уровня головки рельса. Путевой дроссель-трансформатор отсасывающего фидера должен находиться не ближе 1425 мм от оси пути и не выше 200 мм от уровня головки рельса. На станциях проверяют наличие и состояние изоляции неэлектрифицированных путей, тупиков. Неэлектрифицированные пути должны быть отделены двумя, а тупиковые упоры — одним изолирующим стыком. При осмотре вентильного блока в тяговой рельсовой цепи проверяют надежность крепления электрических соединителей к вентильным блокам, герметичность корпуса. Вольтметром постоянного тока проверяют наличие вентильных свойств блока. Если при движении э. п. с. на блоке будет несколько вольт, то блок исправен. При неисправности блока его немедленно шунтируют. Исправность отдельных вентилей проверяют мегаомметром на 500 В после их отсоединения от шин.

Читайте также: