Освещение смотровой ямы в гараже своими руками

Обновлено: 23.04.2024

Как сделать освещение в гараже своими руками?

Для большинства владельцев автомобилей гараж является не только местом стоянки машины, но собственной мастерской, позволяющей выполнять мелкий ремонт четырехколесного агрегата. Ввиду отсутствия источников естественного освещения даже в светлое время суток все ремонтные операции производятся при искусственном освещении в гараже. Поэтому качество ремонта и других работ будет напрямую зависеть от грамотного выбора и обустройства освещения. Рассмотрите порядок выполнения освещения в гараже своими руками.

Варианты осветительных приборов для гаража

В зависимости от типа прибора, освещение в гараже может выполняться:

  • Лампами накаливания;
  • Люминесцентными лампами;
  • Галогенными лампами;
  • Светодиодными осветительными приборами.

Основным отличием вышеприведенных вариантов является соотношение генерируемого светового потока в Люменах на 1 Ватт электроэнергии. Поэтому прежде, чем выбирать конкретный тип устройств для стационарного освещения, рассмотрите все за и против для каждого из них.

Преимущества и недостатки осветительных приборов.

Лампочки накаливания отличаются относительно небольшой себестоимостью, они куда менее капризны в эксплуатации. Но, в сравнении с другими типами ламп, дают световой поток всего 7 – 17 Лм/Вт. Также они боятся разгерметизации стеклянной колбы.

Люминесцентные лампы имеют в разы большую стоимость, чем накаливания, но выдают порядка 45 Лм/Вт, что делает их куда более экономными. Но стеклянная колба такой лампы наполняется смесью газов и ртути, что может нанести вред при разгерметизации. Еще один существенный недостаток – лампа требует время на разогрев, пока достигается заявляемый уровень светового потока. А при температуре менее +5ºС такая лампа плохо загорается.

Галогенные светильники выдают от 15 до 22 Лм/Вт, но в отличии от предыдущих, их необходимо запитывать от низкого напряжения – 12 В. Также эти лампы боятся прикосновения голыми руками, из-за чего они очень требовательны при монтаже и эксплуатации.

Светодиодные лампы могут обеспечивать порядка 120 Лм/Вт, из-за чего они считаются самыми экономными лампами. Важным преимуществом светодиодных прожекторов является независимость от разгерметизации колбы – светодиоды будут обеспечивать ту же освещенность даже при разбитой колбе. К недостаткам таких ламп относятся чувствительность к форме и величине питающего напряжения.

Требования к освещению в гараже

Все предъявляемые требования можно разделить на три категории:

Пошаговая инструкция организации освещения в гараже

Чтобы обеспечить полноценное освещение помещения владельцу гаража необходимо придерживаться предложенной последовательности. Предварительно выбирается тип осветительного оборудования.

Выбор схемы электропроводки в гаражном помещении

Схема электропроводки составляется исходя из типа светильников (точечные или общие) и потребностей гаражного помещения. Определитесь с местом расположения проводки (скрытая или наружная). Отобразите на схеме общий вид гаража, на ней отметьте:

После этого все данные переносятся на схему проводки. Пример таких схем приведен на рисунках.

Рис. 1: Схема освещения в гараже Рисунок 2: Схема освещения без ямы Рис. 3: Схема освещения на два вывода

Расчет количества и мощности точек освещения

Для начала определяется мощность освещения, необходимая для гаража. К примеру, вы выбрали светодиодные светильники по 20 Вт и определились, что будет достаточно 5 Вт для одного квадратного метра. Измерьте площадь гаража, к примеру, размеры гаража 6 м × 4 м = 24 м2.

Количество точек рассчитывается по формуле: N = (S × Pм)/Pл, где S – площадь всего помещения, Pм – мощность освещения для одного квадратного метра, Pл – мощность одной лампочки. Для вышеприведенных параметров получим расчет N = (24 × 5) / 20 = 6. Соответственно, понадобится установить 6 светильников, но их расположение в гараже должно обеспечивать равномерное освещение, поэтому следующим этапом является выбор места и способа их расположения.

Выбор расположения источников света

В зависимости от выбранного типа светильников и площади помещения освещение можно реализовать и одним осветительным устройством по центру потолка. Но это не всегда обеспечит нужный уровень освещенности возле колес, бамперов, под капотом и т.д. Поэтому при выборе расположения искусственного освещения в гараже следует руководствоваться такими принципами:

  • Точечные светильники должны не только удаляться на равное расстояние друг от друга, но и направляться строго в рабочую область с разных сторон. Не допускайте бесполезного рассеивания потока по стенам и потолку. Рис. 4: Пример расположения светильников на потолке
  • Помимо устройств общего освещения можно использовать переносные светильники, которые обеспечат свет в труднодоступных местах. Для них установите достаточное количество доступных розеток по периметру. Рисунок 5: Пример установки переносного светильника
  • Если на потолке вы устанавливаете один светильник, то его лучше монтировать на поворотный кронштейн, который позволит изменять угол и перераспределять световой поток.
  • При высоте потолка от 3 м и более необходимо обеспечить подачу света с трех уровней на разной высоте, к примеру, первый на высоте 0,4 – 0,5 м от пола, второй 0,75 – 1 м и третий 1,5 – 1,8 м. Конкретную высоту следует подбирать на месте, в соответствии с индивидуальными особенностями помещения.
  • При наличии слесарного стола или верстака над ним целесообразно установить отдельный элемент освещения, направленный на поверхность стола, передвижное точечное освещение и группу розеток для подключения электроинструмента. Рис. 6: Освещение стола

Необходимые инструменты и материалы

Для разметки стен под прокладку проводки используйте уровень, разметочные карандаши. Нанося на стенах линии для штробления, размещения кабельных каналов или гофры, обозначайте точки крепления светильников и розеток.

Из инструментов возьмите те, которые помогут в установке освещения и крепления под него: перфоратор для сверления стен и шуруповерт для монтажных работ. Шуруповерт можно заменить и обычной отверткой, но она потребует куда больших усилий и времени.

Из материалов вам понадобятся устройства освещения (светильники, лампы, светодиодные ленты) и выключатели под них. Для точки ввода и распределения электрической сети возьмите щиток с УЗО. Розетки и электрические провода выбираются из расчета нагрузки на них. Для этого суммируется мощность приборов, запитываемых от них, по которым определяется минимальное сечение по таблице 1.

Таблица 1 выбор сечения провода

К примеру, на один провод вы планируете подключить 10 светильников по 100 Вт, соответственно суммарная мощность составит 1000 Вт или 1 кВт. Для них будет достаточно медного проводника 1,5 мм 2 или алюминиевого на 2,5 мм 2 . Также должен обеспечиваться запас по сечению.

Другой вариант – кабель, питающий группу розеток для переносных светильников и печей отопления, допустим, вы используете 3 печи по 2,5 кВт и 2 переносных светильника на 0,5 кВт. В сумме получим мощность 3 × 2,5 + 2 × 0,5 = 8,5 кВт. Для второго варианта подойдет кабель питания на 6 мм 2 по меди или 10 мм 2 по алюминию.

Основные работы пошагово

Монтаж освещения в гараже условно можно разделить на такие этапы:

  1. разметка – перенесите ранее составленную схему подключения на стены гаража; Рис. 7: Разметка стен , если планируете скрытую проводку или установите кабельные каналы для открытого способа;
  2. монтаж проводки – разместите и закрепите кабель в штробах или лотках; Рис. 8: Укладка провода в штробы
  3. установка коробок – выполните монтаж коробок под розетки, выключатели, для разведения проводов; Рисунок 9: Установка распределительной коробки
  4. монтаж стационарных светильников – в зависимости от способа крепления выбранных приборов освещения, установите их на потолок и стены гаража; Рис. 10: Монтаж светильника
  5. подключение проводов – соедините кабель с выводами розеток, выключателей и светильников; Рис. 11: Подключение розеток и выключателей
  6. установка стекол на светильники, розеток и выключателей – поместите точки питания и коммутационные устройства в подрозетники и коробки;
  7. опробуйте работоспособность – перед отделочными работами запитайте освещение гаража от источника электроэнергии, возможно где-то не загорится лампа или будет отсутствовать напряжение в розетке;
  8. отделочные работы – после опробования работоспособности и устранения недочетов закройте штробы или лотки, установите декоративные панели на розетки и выключатели, закройте плафоны освещения гаража.

Освещение смотровой ямы

В отличии от всего остального помещения смотровая яма характеризуется повышенной влажностью, которая несет угрозу не только металлическим элементам, но и человеку. Так как влага может стать причиной поражения электрическим током, ранее считалось, что питание смотровой ямы должно осуществляться от безопасного напряжения питания в 12 В, которое не может нанести вред человеку. Но с появлением защитных автоматов, питание можно выполнить и от сети 220 В, при условии наличия УЗО с током отключения не менее 30 мА и светильником с уровнем защиты от 1 до 3 согласно п.6.1.14 ПУЭ.

По отношению подсветке смотровой ямы, она направляется вверх. Из-за малого пространства, светильники должны как можно меньше выступать или вообще утапливаться вровень со стенкой.

Светильник в углублении

Рис. 12. Светильник в углублении

Монтаж электропроводки отличается от гаражной осветительной необходимостью защитить ее от контакта с водой на случай затопления. Для этого используют пластиковую гофру, делают проводку скрытой в стене, уплотняют и герметизируют электрически контакты.

Герметизация проводки в пластиковой гофре

Рис. 13: Герметизация проводки в пластиковой гофре

Монтаж и установка электрического щитка

Электрический щиток предназначен для перераспределения электрической энергии от ввода к потребителям через защитные автоматы. Для монтажа выбирается наиболее удобное место при входе. Если вы устраиваете освещение смотровой, для него можно смонтировать отдельный щиток.

Установка автоматов в щиток

Рис. 14: Установка автоматов в щиток

В щитке установите автоматы соответствующего номинала, согласно расчета нагрузок для каждой группы потребителей, которую вы производили при выборе сечения проводов. Большинство щитков наборные, поэтому количество УЗО в них вы можете устанавливать в зависимости от составленной схемы. К примеру, отдельно для общего освещения, отдельно для розеток и слесарного уголка. Такой принцип секционирования позволит отключать только тот участок, на котором произошло повреждение, в то время как все остальное помещение будет получать питание.

Подключение распределительного щитка

Рисунок 15: Подключение распределительного щитка

Полезные советы от электрика

  • Если вы разделили все освещение на определенные зоны, целесообразно устанавливать выключатель непосредственно возле нее. К примеру, возле слесарного стола, возле капота и т.д. При желании можно установить проходные выключатели, которые позволят включать и выключать освещение, как от входа, так и с самой зоны.
  • На случай отключения электроэнергии сделайте аварийное освещение в гараже. Для этого отлично подойдут галогенные лампы или led светильники на 12 В. Если во время ремонта пропадет электропитание, вы всегда сможете продолжить, запитав аварийное освещение от аккумулятора.
  • При наличии прожектора у входа, подключайте его через датчик движения, так вы сэкономите на освещение улицы и сможете создать своеобразную сигнализацию.
  • Для большей эффективности световой поток от стационарного освещения в гараже должен быть рассеянным, чего можно достигнуть при помощи плафонов и отражателей. А вот переносную локальную подсветку можно делать одним пучком света для определенной точки. и проложите третью жилу в проводке, это позволит предотвратить электротравмы и возгорание из-за замыкания на корпус.
  • При выборе материалов и устройств приобретайте продукцию известных производителей.

Видео руководства

Света много не бывает (освещение смотровой ямы)


Всем привет! Наконец добрался по освещения смотровой ямы, давно мечтал, надоело бегать с переноской по машиной затрачивая время на установку лампы под правильным углом, решил осветить все! Приобрел самый малый и самый дешевый диодный фонарь по 10Ватт — 4шт (235 руб за ед.), и далее рассказ по фото)


Полный размер


Полный размер


Полный размер


Полный размер


Полный размер


Полный размер


Полный размер


Полный размер Вот так освещает, благодаря наклону перекрестному фонарей, освещается даже моторное пространство со стороны капота, видно теперь всё!

Комментарии 103

Без машины

Это 12 вольтовых прожектор?


Он вроде и правильно, только зайчиков от них нахватаешься. Нужны рассеиватели.


Стационарное освещение, а не переносное. Изоляция двойная. Возьмем к примеру вану и стиралку в ней. Да узо но все же там условия серьезней. И чем яма отличается, от просто стаять в гараже возле розетки? (это я про многочисленные коментарии непонимающих ). А так я уже шестой год без ямы корячусь. Недавно сорудил мини эстакаду с лежаком. И переноску маленькою триногу из такого фонаря. На стекло вырезал засчитное из обычного. Но нем уже видны искры от болгарки. И треснуто)))


Каждый обустраивается по своему, , будет мешать переделает, , так красиво


Хенасе какие тут тбшники все собрались)))
За рамки не цепляешься?



Получилось збс, про опасность скажу так если включить просту лампу с удлинителем то вероятность что шарахнет больше чем вот так
Яма понравилась


Не слушай не кого . Делай как тебе нравится. Как говорит мой знакомый " каждый дрочит как хочет" лично мне нравится идея.



вот это скобы) их вместо ступенек использовать можно)


Да нет, так кажется


как конструктор по испытанию скажу "точно можно использовать")))


Спасибо за одобрение)


Ни кто не мешает заменить готовые модули, на чипы 10 вт+ 1,5 ом сопротивление и общий блок питания 12в 6,3а. Тогда и волки будут сыты и … Когда с мороза или обильного снегопада машину загоняешь, а в гараже даже +5. через час с неё ручьем. Надеяться именно меня пронесет, может только отчаянный оптимист.


ещеб розетку туда и светильник такой же на проводе чеб подсвечивать трудноосвещаемые места. будет норм.


Чтоб убило, так наверняка.


я бы вот ещё на что обратил внимание: у таких прожекторов драйвер смонтирован прямо на излучателе, и электролиты отсутствуют как класс. Поэтому у них крайне-высокие пульсации 66-100%. Глаза сложатся в кучку очень быстро. Рекомендую предельно ответственно подойти к этому вопросу, как минимум, проверить пульсации


Как я Вас понимаю…
Делал освещение в яме на 220. Что там было, крышу снесло у публики напрочь.)))



Спасибо, одну воду знатоки ТБ пишут про 220 — опасно и т.д.


220 v. в канаву вообще жесть !


В чем собственно риски? Прошу прокомментировать



)) понял, ответа просто нет, одна вода в комментариях, ничего полезного


В чем собственно риски? Прошу прокомментировать

В яме повышенная влажность и условия ограниченного пространства. Два фактора повышающие риск получения вреда здоровью. Но как говорится что вы будете делать на новый год — кататься на санках! А если снега не будет? Нас это огорчит но не остановит.


Влажность не повышенная в гараже, да и регион у нас особенно с сухим климатом, прошу посмотреть где на карте располагается г.Астрахань., осадков очень мало, зимы без снега бывают. Ограничение пространства на 70мм — ерунда.


Сухая яма это как самовнушение идущего по улице человека с полными штанами. С машины зимой течет ручьем. Летом после мокрой дороги тоже сухости не добавляет. Или у вас машина где-то в вакуме эксплуатируется?


У вас дома в ванной комнате освещение 12вальт или только душ со свечкой принимаете? И розетки нет на 220вальт в ванной?)) У меня жена волосы сушит мокрые феном на 220, опасно тоже? Причем тоже в ванной комнате после душа)) Очень опасно — точно нужно что-то делать))


Для вас будет шоком, но в душевой кабинке с наружи 12в бп, а внутри свет от 12 в. Зачем это делают глупые люди непонятно. Можно хоть сколько стебаться на эту тему, но я присутствовал на похоронах людей пострадавших в душевых от электричества. Они точно не планировали помирать в 30л, оставив детей сиротами. Колхоз дело добровольное, хочешь вступай не хочешь корову заберем.


В яме повышенная влажность и условия ограниченного пространства. Два фактора повышающие риск получения вреда здоровью. Но как говорится что вы будете делать на новый год — кататься на санках! А если снега не будет? Нас это огорчит но не остановит.

Будет по факту даже менее 70мм



я то думал, что придумать со штатным светом в яму, ибо гараж такой же — 2 этажа(цоколь), идею возьму за основу)! спс


Хорошая бюджетная идея, скорее всего будут свои не удобства, но думаю со временем доработаешь))))


Тем, кто пишет про 220 в подвале.
Не парьтесь вы. Оно автору не нужно. Вам нужно 12-36 В, мне нужно, а автору — нет. Он и так проживёт. И, дай бог, не дёрнет его.
Так-то попасть под фазу и чтобы серьёзно даже в таких случаях 1 на 10000. Так что, он и ещё многие люди будут живы даже с полным пофигом до ТБ. Просто они не видели как люди на проводах залипают и как в станки заматывает.
Да и те, кто видели последствия, иногда забивают на ТБ. Чего уж тут писать — слова уж точно не убедят взрослого человека.


У вас дома тоже везде 12/36? Прошу описать риски возможные? Дрель, УШМ, и т.д вы в руки тоже только 12/36 вольт берете? Так можно и до абсурда дойти.


Конечно не только 12/36. Но там где сыро и можно хорошо "заземлиться ногами" стационарные вещи только низковольтные. Кроме того, грамотные диф автоматы несколько снижают риски.

Поясню, почему говорю о стационарных вещах таких, как освещение. Когда используешь дрель/болгарку, то все её соединения видны и периодически осматриваются. А про то, что вроде всегда на месте висит — забываешь в итоге крысы погрызли, или просто перетёрлось. и вот уже хватанул за провод и всё.

Так-то просто нужно хоть как-то оценивать риски при работе. А всем подряд говорить что в подвале 220 это нормально и все так делают — ну просто не стоит. Вы-то может и понимаете как это безопасно эксплуатировать, а вот кто-то из неопытных читателей может и залипнуть.

У меня лично, диф автоматы и в сырости освещение на 24 В. У нормального инструмента обычно двойная изоляция, или защитное заземление. Да, не у всего моего инструмента так, но тут опять-же на диф автоматы надежда есть.


Тем, кто пишет про 220 в подвале.
Не парьтесь вы. Оно автору не нужно. Вам нужно 12-36 В, мне нужно, а автору — нет. Он и так проживёт. И, дай бог, не дёрнет его.
Так-то попасть под фазу и чтобы серьёзно даже в таких случаях 1 на 10000. Так что, он и ещё многие люди будут живы даже с полным пофигом до ТБ. Просто они не видели как люди на проводах залипают и как в станки заматывает.
Да и те, кто видели последствия, иногда забивают на ТБ. Чего уж тут писать — слова уж точно не убедят взрослого человека.

Увы не уловили сути про подвал и 220, и пишите про голые провода какие-то и где вы только их нашли. Лично я с током на ты и прекрасно знаю когда меня ударить может. Вы телефон на зарядку устанавливаете в диэлектрических перчатках, ботах стоя только на резиновом коврике?


Да я тоже с током дружу и не боюсь. Но такие не все. Кто-то ноль берёт от защитного земляного провода на корпусе ямы и считает что всё нормально…
А про телефон и зарядку — были случаи когда китайская зарядка не имела гальванической развязки от сети и людей убивало через наушники. Сам таких зарядок, не видел, но я их не все разбираю :)

Освещение смотровой ямы в гараже

Собираясь оборудовать смотровую яму самостоятельно, обратите внимание на планировку ламп и светильников. Ведь освещение в смотровой яме должно выполнять определенные задачи, отвечать требованиям безопасности и помогать автолюбителю, а не бить в глаза. Иначе осматривать автомобиль и проводить всякие процедуры типа замены масла в коробке передач будет не слишком комфортно, а иногда и затруднительно.

Из-за конструкции смотровой ямы здесь невозможно организовать естественное освещение в дневное время. Ведь любой источник естественного света будет перекрыт самим автомобилем.

В статье мы разберем:

  • принципы устройства правильного света в смотровой яме;
  • виды светильников;
  • принцип прокладки электропроводки.

Особенности устройства правильного освещения

Обычно к освещению смотровой ямы в гараже предлагаются следующие требования:

  • безопасность (на первом месте!);
  • экономное потребление электроэнергии;
  • достаточная яркость для выполнения осмотра и для мелкого ремонта автомобиля;
  • качественное боковое освещение и хороший свет снизу, на днище автомобиля;
  • равномерное освещение без теней;
  • лампа не должна слепить газа.

освещение смотровой ямы

Выбирая светильник для гаража, помните, что осветительные приборы, предназначенные для эксплуатации в домашних условиях вряд ли подойдут для неотапливаемого помещения. Выбирая осветительные приборы в магазине, отдайте предпочтение тем, которые подходят для улицы. Подробно о планировании электроснабжения в гараже без отопления написано в этой статье. Также в статье мы отразили некоторые идеи обустройства освещения смотровой ямы. Коротко перечислим основные тезисы.

  1. Освещение смотровой ямы возможно только при использовании понижающего трансформатора. Их размещают на одном щитке со счетчиком.
  2. В яме категорически запрещено устанавливать в яме выключатель и розетку. Ведь если возле ямы разольется вода, она может попасть в розетку, которая расположена ниже уровня пола. Это приведет к короткому замыканию.
  3. Если планируется монтаж переносного светильника, рекомендуется выбрать низковольтовую модель. Альтернативой переноске выступает туристический светильник-фонарик, который крепится на голову.
  4. Проводка должна быть скрытого типа, обладать надежной гидроизоляцией.

Рекомендации по выбору осветительных приборов для ямы

К осветительным приборам для монтажа в ремонтную яму выносятся такие требования:

  • возможность использования в нишах;
  • повышенная защита корпуса от влаги и механических повреждений, так как инструмент во время работы может выпасть из рук и задеть светильник;
  • надежность и длительный срок работы без необходимости замены лампочек;
  • заземление у светильника с металлическим корпусом.

Если вы задумали многоуровневую подсветку смотровой ямы гаража, желательно остановить выбор на стационарных светильниках, которые имеют шарниры. С их помощью можно изменять направление светового луча, чтобы ориентировать его на необходимое место.

Расположение светильников необходимо так, чтобы свет, который идет от них, не был выше уровня глаз. Оптимально, если под лучом будут руки работающего человека и части днища автомобиля.

освещение в смотровой яме в гараже

Варианты светильников, которые могут использоваться в яме:

  • светильники, имеющие напряжение 36 В;
  • 12-ти вольтовые светодиоды;
  • безопасные лампы на аккумуляторах, чтобы передвигать их в необходимое место.

Самые популярные светильники для гаражной ямы

Последнее время увеличилось количество положительных отзывов о LED светильниках для освещения ремонтной ямы. Они безопасны, так как на них подается низкое напряжение. Кроме того, они яркие и потребляют мало энергии.

На форумах встречаются и совсем экзотичные варианты со светодиодами, например, использование в смотровой яме светодиодной ленты.

свет в смотровой яме

Кстати, налобные фонарики, о которых было сказано выше, часто используются автолюбителями. Выбирая такой прибор, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

Нередко автолюбители не скупятся и приобретают налобный фонарик с большой степенью защиты. Однако как показывают отзывы, если пользоваться налобным светильником только в сухом гараже, переплачивать за защиту нет необходимости.

Как сделать освещение в яме: пошаговая инструкция

По оценкам владельцев гаражей, которые сделали освещение в яме своими руками, на все материалы и осветительные приборы уходит около 2300-2500 рублей:

Если текстовая инструкция непонятна, рекомендуем посмотреть неплохое видео об освещении в смотровой яме.

Смотровая яма в гараже своими руками из кирпича

В гаражном помещении смотровая яма становится просто незаменимой. С ней можно регулярно проводить практически профессиональный технический осмотр, делать плановую замену деталей, а также ремонт, по необходимости. Конечно, если автолюбитель уделяет своей машине достаточное время, сам занимается ее ремонтом и осмотром, ему просто необходимо соответствующим образом обустроить помещение. Сегодня мы узнаем, как может быть построена смотровая яма в гараже своими руками из кирпича. Определим все наиболее важные этапы, полезные советы, выясним, по какому алгоритму строить яму. Кроме того, рассмотрим конкретный алгоритм работы по возведению смотровой ямы из кирпича.

Подготовка

В первую очередь понадобится провести комплексные подготовительные работы. Сейчас мы выделим все наиболее важные моменты.

Грунтовые воды

Большое значение имеет один фактор риска – уровень подъема грунтовых вод. От этого во многом зависит конечный успех работы по строительству смотровой ямы. В некоторых случаях приходится отказаться от устройства такой ямы или погреба. Нужно быть заранее готовым к тому, что уровень вод окажется критичным.

К сожалению, в некоторых населенных пунктах вовсе нет геологических специализированных служб, где производят соответствующие изыскания. Но вы можете самостоятельно определить уровень подъема грунтовых вод с достаточно высокой точностью. Это делается следующим образом. Вам нужно выкопать шурф глубиной 2,5 метра. Следите, до какого уровня поднимется вода. Когда подтверждаются худшие прогнозы, то есть воды залегают слишком близко к уровню земли, от строительства смотровой ямы лучше отказаться. Конечно, чисто теоретически, можно обеспечить гидроизоляцию даже в такой ситуации, но тогда яма будет напоминать больше бункер, потребуются большие усилия и вложения в строительство, а опасность затопления все равно сохранится.

Грамотно определяем размеры смотровой ямы

Смотровая яма в гараже своими руками из кирпича

Очень важно сразу точно определить оптимальные параметры смотровой ямы. Она не должна быть слишком большой, но в тесноте работать тоже неудобно. Все должно быть грамотно подобрано, безусловно, в соответствии с габаритами автомобиля.

Остановимся на методах определения ключевых параметров.

  • Длина ямы. Учитывайте параметры автомобиля. Обычно стандартная длина смотровой ямы для легковой машины составляет примерно 4-5 метров. Чтобы обустроить удобный спуск с приставной или монолитной лестницей, надо добавить еще один метр. Это хорошие параметры, которые ориентированы на комфортное, рациональное использование смотровой ямы. Вам уже не понадобится регулярно передвигать автомобиль в ходе проведения ремонтных работ, как это бывает, если яма слишком маленькая, короткая.
  • Ширина. Здесь для вас ключевую роль играет расстояние между колесами машины. Стандартный параметр для современных легковых автомобилей – яма с шириной 75-80 см. Такой ширины будет вполне достаточно, при этом она не слишком большая.
  • Глубина. Тут все строго индивидуально. Конечно, в смотровой яме работают стоя. Некоторые выкапывают неглубокие ямы, чтобы не провоцировать давление и протекание грунтовых вод, однако работать сидя на табуретке неудобно. Лучше сделать хорошую глубокую смотровую яму. К росту автолюбителя прибавляется примерно 15 см. Когда возникают какие-то сомнения относительно глубины (например, когда в яме планируется работа нескольких людей с разным ростом), разумеется, лучше сделать ее больше. Ведь при необходимости под ноги просто можно сделать небольшой помост.

Когда параметры определены, надо сделать чертеж, а на нем прописать все точные размеры. Потом эта схема переносится на место строительства, выкапывания котлована.

Методы строительства

Процесс строительства во многом будет зависеть от метода обустройства смотровой ямы. Оптимальный вариант – закладывать основу сразу, еще на этапе возведения ленточного фундамента и цоколя гаража. В таком случае и котлован тоже выкапывает экскаватор. Параллельно идут и работы по гидроизоляции, вентилированию и утеплению ямы с гаражным помещением в целом.

Но достаточно часто приходится заниматься строительством уже после возведения коробки гаража. Конечно, тогда и копать котлован приходится вручную.

Обратите внимание на один существенный момент. Вам понадобится грунт от разработки, чтобы потом засыпать им пазухи, а также повышать уровень пола в помещении. Дело в том, что пол гаража делают по отметке выше, чем дорога, на которую автомобиль выезжает.

Строим смотровую яму

Пришло время подробно рассмотреть, как строить смотровую яму из кирпича своими руками. Начнем с уточнения некоторых моментов.

Уточняем размер котлована

Мы уже говорил о параметрах смотровой ямы. Но важно запомнить: котлован должен быть больше ямы! Учитывайте следующие параметры.

Вам предстоит выкладывать выравнивающий слой, который будет состоять из гравия, щебенки и песка. Стандартная толщина такого слоя – 50-100 мм. Это надо прибавить к глубине.

Из бетона с маркой 150-200 выполняется днище, толщина которого составляет примерно 100 мм. Это тоже отражается на глубине котлована.

Ширина и длина тоже увеличивается, поскольку толщина кирпичных стен составляет 250 мм, когда ведется строительство в один кирпич. Кроме того, между кладкой и стенкой котлована надо оставлять зазор примерно в 30-40 мм, чтобы затем сделать гидроизоляцию снаружи и уплотняющую засыпку грунтом.

Алгоритм работы

Вам понадобится щебенка, бетон марки 200, цемент, гравий и песок, а также гидроизолирующие листовые материалы (изолон), штукатурка, кисти с лопатами, уровень, приставная стремянка, металлический уголок, доски, пенополистирол для утепления, металлические трубы и решетки для устройства вентиляции.

Переходим к пошаговой инструкции.
  1. В первую очередь вся разметка с чертежа переносится на пол гаража в том месте, где вы и решили делать смотровую яму.
  2. Затем нужно вырыть котлован. Дно тщательно зачищается, после чего идет обустройство пола в яме. В процессе работы в яму лучше спускаться по приставной лестнице.
  3. После выравнивания пола выполняется устройство горизонтальной гидроизоляции днища. Используйте рулонные материалы, например, известный изолон. Материал популярный, проверенный. Можно взять рубероид, в крайнем случае – толстую полиэтиленовую пленку.
  4. Обязательно выведите края гидроизолирующего материала на 50 см за границы дна ямы. Потом их заворачивают, прикрепляют к наружной поверхности кирпичной кладки.
  5. Важный этап – бетонирование днища. Здесь надо сразу учесть размеры бетонной основы. Если яма планируется с шириной в 75 см, прибавляют толщину кирпичной кладки (50 см по периметру), а также делают запас 5-10 см. В результате ширина составляет 140 см. По такой же схеме высчитывается и ширина бетонной базы.
  6. Армирование опционально, хотя для большей надежности и долговечности лучше все-таки уложить армирующую металлическую сетку. Если вы взяли бетонную смесь М-200, а толщина бетонного дна составляет более 80-ти см, вполне допустимо обойтись и без армирования.
  7. Потом наступает время, когда необходимо дать возможность бетону застыть. На это уйдет минимум 3 дня.
  8. Теперь пора начинать кладку кирпичных стен смотровой ямы. Тщательно делайте порядовки, используйте уровень, чтобы кладка была отрегулирована по горизонтали. Здесь достаточно стенок в один кирпич. Не забывайте, что вам нужно оставить зазор между стенками котлована и кладкой.
  9. Выполняйте тщательное оштукатуривание стен с двух сторон. Хорошее решение – штукатурить кладку параллельно с возведением стен. Так, выложив 4 ряда, надо покрыть их слоем штукатурки снаружи и внутри.
  10. Уделите больше внимания наружной отделке стен. Необходима качественная обмазочная гидроизоляция. Используйте битумную мастику, горячий битум. Выполняется такая гидроизоляция обязательно в два слоя. Без этого не обойтись, поскольку именно такая мера позволит предотвратить появление сырости в смотровой яме. В противном случае стены будут вытягивать влагу из земли.
  11. Когда кладка полностью завершена, сделана наружная гидроизоляция, приходит очередь засыпки имеющихся пазух. Тут вам пригодится оставшийся от копания котлована грунт. Его засыпают по 15 см, тщательно трамбуют, потом делают следующий слой. Такая послойная трамбовка тоже очень важна. Лучшее решение – добавить в грунт глину. Уплотненный глиняный слой станет надежной дополнительной преградой для проникновения влаги, а также монолитной опорой для кладки.

Если вы хотите проводить в смотровую яму освещение, сразу предусмотрите в кладке ниши для осветительных приборов. Также стоит сделать дополнительную большую нишу для хранения наиболее востребованного инструмента, гаечных ключей.

Обустраиваем смотровую яму

Важно провести достаточно объемную дополнительную работу, чтобы полностью обустроить смотровую яму в гараже.

Они пригодятся для осветительных приборов и инструментов. Предусмотреть их нужно в процессе кладки кирпичных стен. Оптимальные размеры для стандартной ниши следующие: глубина в 12 см, высота в 25-30 см, а длина примерно 50-75 см.

Сбор воды

Приямок – очень полезная вещь в смотровой яме. Ведь даже при безупречной гидроизоляции вам понадобится как-то избавляться от влаги, которая может заноситься на колесах, капать с автомобиля. Оптимальный вариант – сделать сборник жидкости на дне смотровой ямы. Для этого к одному углу делается минимальный уклон. Там выкапывается небольшое углубление. Оно тоже цементируется, чтобы края не обваливались. Поскольку можно случайно наступить туда, приямок накрывается прочной решеткой.

Вентиляция

Желательно сделать принудительную или естественную вентиляцию в смотровой яме. Используйте металлические трубы, небольшой вентилятор. Вентилирование поможет быстро устранять из ямы все вредные испарения, а также предотвращать образование конденсата. И находится в таком пространстве гораздо комфортнее, безопаснее.

Укрепление краев ямы

Смотровая яма в гараже своими руками

Края ямы должны быть хорошо укреплены. Обязательно этим займитесь, чтобы яма не осыпалась, выдерживала давление колес автомобиля. Вам понадобится металлический уголок № 45-50. Из него сваривается обрамляющая рамка по всему периметру смотровой ямы. Чтобы рамка была надежно зафиксирована, к внешним боковым сторонам надо приварить анкерные выпуски с диаметром 6-10 мм. Они должны располагаться через каждые 25 см. Когда пол гаража дополнительно бетонируется, они входят в бетонную основу.

Закрываем яму

Чтобы оградить яму от всех внешних воздействий, ее желательно закрывать на те периоды, когда не используется. Стоит учесть этот момент уже на этапе сваривания уголков для рамки. Сварите их так, чтобы доски удобно вставлялись в нее по узкой стороне.

Ограничители для колес

Продумайте момент заезда автомобиля в зону над смотровой ямой. Чтобы колеса даже случайно в нее не попали, необходимо специально установить для них ограничители. Для этого берите металлический профиль: уголок, швеллер или трубы. Металлическое обрамление должно возвышаться над полом, ограждая яму от заезда машины.

Утепление

Хорошее решение – утеплить смотровую яму. Для этого подойдут листы пенополистирола, которые можно просто наклеить на стены из кирпича.

Освещение

Позаботьтесь и об освещении пространства ямы. В заранее подготовленные ниши установите лампы, проведите в пластиковых каналах кабели. Освещение обеспечит комфортную работу в любое время.

Пошаговая инструкция с фото от гаражника

Инструкция с фото по шагам позволяет получить наглядное представление о процессе работы по строительству смотровой ямы из кирпича своими руками.

Видео: учимся делать смотровую яму

Вы сумеете лучше разобраться во всех тонкостях строительства смотровой ямы в гараже, если посмотрите следующий материал на видео. Можно сделать яму своими руками. Главное, запомнить все важные советы, алгоритм работы. Полное представление будет получено после просмотра следующего ролика: в нем подробно рассказывается и показывается на конкретном примере, как выполнять строительство смотровой ямы в гараже.

Как сделать освещение в смотровой яме?

Многие автовладельцы предпочитают самостоятельно проводить ремонт своей машины, используя для этой цели гаражные помещения. Важно понимать, что работа в смотровой яме будет трудной и менее продуктивной при отсутствии света.

В связи с тем, что конструкция ремонтной ямы не позволяет пользоваться дневным светом, необходимо позаботиться о том, чтобы сделать электрическое освещение в смотровой яме своими руками. Это не настолько сложно, как может показаться на первый взгляд.

Требования к освещению в смотровой яме гаража

Любой водитель знает, что от того, насколько хорошо оборудована смотровая яма, будет зависеть комфортная работа и возможность длительного нахождения в ней. Наличие лампочек или светильников помогает автолюбителю беспрепятственно провести осмотр узлов и деталей и различные виды ремонта.

Освещение смотровой ямы своими руками

Освещение смотровой ямы в гараже должно быть достаточно ярким, но не резким, чтобы не ослеплять глаза. Оно должно проводиться с применением понижающего трансформатора, размещенного в электрощитке вместе с прибором учета электроэнергии. Проводка должна быть скрыта и надежно защищена от попадания воды. Кроме того, не стоит забывать, что в смотровой яме нельзя оборудовать выключатель и розетку. Может произойти короткое замыкание, если на них попадет влага.

Особенности выбора осветительных приборов для смотровой ямы

При выборе приборов для освещения ремонтной ямы необходимо учитывать несколько важных моментов:

  • Стационарные приборы, оснащенные шарнирами, позволят направлять луч света в нужную сторону;
  • Лучше приобретать приборы, которые можно монтировать в ниши, поскольку это гораздо удобнее, и позволяет рационально использовать рабочее пространство в яме;
  • Нужно обращать внимание на срок службы ламп, а также на наличие защиты корпуса от механических повреждений и попадания воды.

Наибольшей популярностью пользуются несколько видов ламп, которые автовладельцы выбирают для обустройства системы освещения в смотровой яме. Каждый вид ламп имеет свои преимущества и недостатки. Так, недорогие лампы накаливания требуют большого количества электроэнергии. При этом сильно выделяют тепло и имеют короткий срок службы. Люминесцентные лампы хорошо освещают пространство, но требуют наличия стабилизаторов. Недостатками можно считать относительно непродолжительный срок службы и низкую устойчивость к перепадам температур.

Светодиодные лампы и светодиодные ленты — отличный вариант в плане качества. Изделия имеют хороший уровень освещения, их можно использовать при низких температурах, и они имеют приятный для глаза свет. К тому же, срок эксплуатации светодиодов достигает нескольких десятков тысяч часов. Единственным недостатком ламп считается их высокая стоимость.

Освещение смотровой ямы в гараже

Не стоит забывать, что в некоторых случаях удобно пользоваться таким полезным прибором, как переносной светильник с лампочкой. Длина кабеля в таком светильнике должна быть не менее 4 м. Также он имеет специальный крючок, позволяющий зафиксировать его в нужном месте. Налобные фонарики — еще одно удобное устройство, позволяющее автолюбителю осветить рабочую поверхность.

Проведение работ по обустройству освещения

Вопрос, как сделать освещение в смотровой яме своими руками, интересует многих автолюбителей. Первое, о чем нужно знать, — это то, что проведение работ возможно, если установлен электрощиток и гараж подключен к единой электросети. Немаловажно иметь опыт проведения электромонтажных работ, иметь в наличии некоторые инструменты и материалы: лампы, кабель-канал, кабель, метизы, шуруповерт, перфоратор, нож, клеммы и др.

Для началам нужно сделать разметку, где будут оборудованы светильники в смотровой яме, и измерить периметр, чтобы знать длину провода, который понадобится. Затем на отмеченных местах оборудуются ниши для светильников, и производится прокладка проводки в яме и к электрощиту. Провода, соединяющие светильники, можно изолировать в гофре или кабель-канале. После этого устанавливается выключатель и понижающий трансформатор, так как напряжение не должно превышать 42 В. Лампы для обеспечения защиты от повреждений можно поместить в специальный корпус из металла.

Установить светильники в смотровой яме не составляет большого труда и не требует много времени. Зато это позволит более качественно и быстро выполнять осмотр днища автомобиля и ремонт.

Читайте также: