Освещение перед подъездом многоквартирного дома закон

Обновлено: 17.05.2024

Предписания по вопросам самовольных приквартирных тамбуров в МКД следует выдавать не УК, а собственникам и нанимателям жилья

Предписание о приведении в прежнее состояние самовольно перепланированного помещения должен выдавать лишь орган, который согласовывает перепланировки, и лишь в адрес собственника или нанимателя указанного помещения. Правовая позиция применена в рамках дела, которое дважды добиралось до Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (Определение Верховного Суда РФ от 22 сентября 2020 г. № 307-ЭС19-13837).

Неравнодушные к общему имуществу МКД жители были недовольны тем, что другие – тоже неравнодушные к общему имуществу соседи – захватили части общих коридоров, установив отсекающие двери, и фактически присоединили получившиеся тамбуры к своим квартирам. Этот факт расценили как плохую работу УК, нарушение ею лицензионных требований, о чем и нажаловались в орган жилнадзора.

ОГЖН провел по обращению проверку и убедился, что все так и есть:

  • допущено переоборудование нежилых помещений МКД, а именно, общих коридоров (лифтовых холлов) со 2-го по 9-й этаж лестничной клетки № 3 без соответствующих решений в установленном порядке – установлены металлические двери (решетки), отсекающие квартиры,
  • таким образом, увеличена площадь жилых квартир за счет общего имущества МКД, при том что ОСС об уменьшении общего имущества не проводился,
  • следовательно, нарушены ст. 36, ст. 40 Жилищного кодекса, а также пункт 1.7.1 Правил № 170,
  • поскольку нарушения эти касаются содержания общего имущества, а содержит его именно УК по договору с собственниками, то она, во-первых, виновна в этом нарушении, а во-вторых, ей его и расхлебывать.

По итогам проверки УК получила предписание с формулировкой "устранить нарушение".

УК сочла, что, согласно предписанию, ей нужно будет ввязываться в судебные тяжбы с жителями о демонтаже дверей и решеток, что не входило в ее планы, – и вместо того оспорила в суде предписание органа ГЖН.

Поначалу суды отказывались признавать предписание незаконным, поскольку на УК не возложена обязанность по обращению с исковыми заявлениями в суд, а предписано устранить нарушения в рамках имеющихся у нее прав. Однако суд округа вернул на пересмотр (это и "засилил" ВС РФ летом прошлого года), упомянув о том, что УК, возможно, является ненадлежащим адресатом предписания, а сам этот документ нужно оценить на предмет того, что же конкретно он требует от УК.

На втором "круге" рассмотрения дела все судебные инстанции единодушно согласились с УК, отметив следующее:

  • в силу ст. 29 ЖК РФ несогласованные переустройство /перепланировка помещения в МКД являются самовольными (ч. 1), а обязанность привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, установленными органом, осуществляющим согласование, возложена на лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме (ч. 2, ч. 3);
  • по иску органа, осуществляющего согласование, суд вправе принять решение в отношении собственника помещения в МКД о продаже такого несогласованного помещения с публичных торгов либо о расторжении договора соцнайма – в отношении нанимателя (ч. 5);
  • исходя из ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, а также правовой позиции, сформулированной в п.11 Обзора судебной практики ВС РФ 4 (2018), утв. Президиумом ВС РФ 26 декабря 2018 года, предписание о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние должно выдаваться, во-первых, собственнику или нанимателю указанного помещения, а во-вторых, предписание должно выдаваться органом, осуществляющим согласование,
  • УК не является ни собственником, ни нанимателем переустроенных помещений,
  • а орган ГЖН не наделен полномочиями по согласованию перепланировок (согласно местному законодательству, такие полномочия возложены на администрации районов города);
  • со своей стороны, УК предпринимала попытки пресечь нарушения, отправив 32 уведомления с просьбой представить разрешительную документацию на произведенную перепланировку либо произвести демонтаж самовольных перегородок;
  • следовательно, предписание не является законным и обоснованным, а требования УК подлежат удовлетворению.

Верховный Суд РФ поставил точку в деле, отказав органу ГЖН в его пересмотре.

Отметим, однако, что суды обратили внимание на то, что УК пыталась – чем могла – противостоять нарушениям. Таким образом, они косвенно признали целесообразность такого воспитательного воздействия на владельцев несогласованных тамбуров.

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Какие требования энергоэффективности зданий считать первоочередными

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

О правилах проживания и установки оборудования в МКД

Управляющие организации нередко остаются крайними в спорах собственников о нарушениях правил проживания и установки дополнительного оборудования в МКД. О том, как УО обезопасить себя от возможного привлечения к ответственности из-за незаконного использования ОИ собственниками и третьими лицами, рассказала Сусана Киракосян.

Почему УО и ТСЖ нужно знать правила проживания в МКД

Когда кто-то: собственник или наниматель помещения, члены их семей, управляющие домом организации или третьи лица – нарушает правила проживания в МКД, неизбежно происходит конфликт. О способах решения таких конфликтов рассказала на онлайн-семинаре 25 октября наш постоянный эксперт, кандидат юридических наук, доцент, старший советник ALTHAUS Legal и практикующий юрист Сусана Киракосян.

Ниже смотрите демоверсию онлайн-семинара.

Последние два года суды активно рассматривают споры, связанные с пользованием общим имуществом. Если обратиться к статистике судебных споров в целом, можно утверждать, что споры относительно пользования общим имуществом МКД являются вторыми после дел о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги.

Поговорим о том, как оставаться в рамках правового поля и наладить взаимоотношения с собственниками по вопросам пользования общим имуществом многоквартирного дома. Начнём с обязанностей управляющих организаций по вопросам соблюдения правил проживания в МКД.

  • законности размещения рекламных конструкций, кондиционеров и иного оборудования;
  • нарушений со стороны провайдеров связи;
  • способов защиты интересов собственников помещений;
  • исковой давности и случаев, когда применить её нельзя.

О размещении на общем имуществе МКД объектов рекламы и информации

Нормативная основа правил проживания в МКД

Наличие общего имущества – существенное условие управления многоквартирным домом. Некоторые полагают, что общего имущества не существует, так как права на него не регистрируются Росреестром. Однако Сусана Киракосян обратила внимание, что понятие общего имущества закреплено в Жилищном кодексе РФ. Более того, оно подтверждено рядом других нормативно-правовых актов и судебной практикой.

В силу закона общее имущество возникает вне зависимости от факта регистрации в Росреестре.

Существует точка зрения, что в многоквартирном доме не может быть ничего частного и личного. Эта идея называется концепцией поэтажной собственности, в которой говорится о том, что дом – это составная часть земельного участка. Значит, нет частных квартир, есть доли в общем имуществе. Предлагается даже отменить регистрацию прав на помещение и сделать регистрацию доли в праве.

Особое внимание спикер уделила соседскому праву. В каждом доме есть свой заведённый порядок пользования общим имуществом. Подробнее о том, как применяется такое право, узнайте в видеозаписи онлайн-семинара.

Должна ли управляющая организация стирать граффити со стен дома

Какие правила проживания в МКД существуют

Содержание помещений и общего имущества многоквартирного дома считается обязанностью собственников помещений в МКД (ст. ст. 200 – 211 ГК РФ, ст. ст. 30, 39, 156, 158 ЖК РФ, ПП РФ № 491).

  • поддерживать свои помещения в надлежащем состоянии;
  • использовать помещения по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ;
  • не допускать бесхозяйственного обращения с помещением;
  • соблюдать правила содержания общего имущества;
  • нести расходы по содержанию собственного помещения и общего имущества.

Однако обязанность по содержанию общего имущества собственники помещений в многоквартирном доме возлагают на управляющие домом организации, поэтому мы рекомендуем УО периодически информировать собственников об их обязанностях. Такие сведения можно размещать на информационных стендах.

Если собственник нарушает одно из перечисленных правил, его можно привлечь к ответственности: гражданско-правовой, административной, а в некоторых случаях даже уголовной. Всё, за что не наказан собственник, может стать ответственностью и риском управляющего многоквартирным домом.

Суды о законности монтажа кондиционера на стене МКД

Какие нарушения совершают собственники и как с этим бороться

  • нарушение тишины и покоя соседей;
  • нарушение правил содержания домашних животных;
  • залитие;
  • захламление мест общего пользования, складирование мусора;
  • курение в местах общего пользования – в подъездах, лифтах, на детских площадках;
  • незаконная перепланировка и переоборудование.

О том, что грозит собственникам помещений за совершение таких нарушений и как происходит привлечение к ответственности, смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.

Об обязательных для УО работах по содержанию общего имущества дома

Что УО стоит знать об установке оборудования в МКД

Установка дополнительного оборудования в помещениях общего имущества МКД – довольно распространённая ситуация. Оборудование устанавливают собственники помещений и третьи лица.

  • отвечают за надлежащее состояние общего имущества;
  • представляют интересы собственников помещений при заключении договоров о пользовании общим имуществом;
  • представляют интересы собственников помещений при защите их интересов в суде в случае незаконной установки оборудования;
  • размещают договоры на пользование общим имуществом в ГИС ЖКХ;
  • несут ответственность при причинении вреда общему имуществу, жизни и здоровью собственников при пользовании ОИ, если не докажут, что вред причинён не по их вине;
  • по инициативе ГЖИ из-за ненадлежащего содержания ОИ могут лишиться лицензии.

О новых правилах размещения в МКД оборудования операторов связи

Что нужно для установки оборудования в МКД

1. Согласие собственников помещений.

В Жилищном кодексе РФ за собственниками помещений закреплено право на своё усмотрение совершать любые действия в отношении принадлежащего им имущества. Именно они на общем собрании имеют право принимать решения о порядке пользования ОИ в МКД (ч. 3 ст. 181.2 ГК РФ, ст. ст. 46, 48 ЖК РФ).

Кворум для принятия решения об использовании общего имущества должен составлять не менее ⅔ от общего числа голосов всех собственников помещений в МКД (ч. ч. 3, 3.1 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Однако если для установки оборудования требуется реконструкция, которая влечёт за собой уменьшение размера ОИ, требуется единогласное решение всех собственников (ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).

В видеозаписи онлайн-семинара Сусана Киракосян рассказала о различных точках зрения судов по вопросам уменьшения общего имущества.

Есть и случаи, когда согласие собственников не требуется. Например, если оборудование должно быть установлено в силу закона. К такому оборудованию относится оборудование для инвалидов и таблички о месте для курения. Также согласие собственников не понадобится, если установка дополнительного оборудования предусмотрена проектной документацией на МКД.

Если собственники на общем собрании приняли решение сдавать общее имущество в аренду, обязательно нужно составить договор о пользовании общим имуществом. О том, какие положения обязательно включить в такой договор при возмездном или безвозмездном пользовании, узнайте в видеозаписи онлайн-семинара.

2. Учёт интересов собственников помещений.

Первое, о чём стоит помнить: собственники должны получать выгоду от использования общего имущество. При этом само использование общего имущества должно быть законным.

При возмездном использовании общего имущества собственники должны утвердить размер платы за него: фиксированный или исходя из площади конструкции. При безвозмездном использовании ОИ собственникам помещений должны быть компенсированы расходы от такого использования.

Если общее имущество МКД используется незаконно, с пользователя можно взыскать неосновательное обогащение.

3. Разрешение уполномоченного органа.

Разрешение уполномоченного органа потребуется не во всех случаях. Оно необходимо, если многоквартирный дом относится к объектам культурного наследия. Тогда для установки любого оборудования на фасаде или крыше требуется разрешение органа охраны объектов культурного наследия (ст. 51.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

Что касается порядка установки кондиционеров, антенн и иного оборудования в МКД, то он нередко регламентирован местными правилами благоустройства, в которых определён орган для согласования установки такого оборудования.

4. Соответствие требованиям безопасности.

Оборудование не должно создавать угрозу проживанию в МКД, в том числе безопасности третьих лиц. Установка оборудования должна выполняться в соответствии с техническими и иными требованиями законодательства. После установки такого оборудования ответственные лица должны обеспечивать его безопасную эксплуатацию и ремонт.

Как защитить ОИ от незаконного использования

Для того, чтобы защитить общее имущество, предъявляется негаторный иск. Негаторным называется иск собственника имущества об устранении нарушений его права, не связанных с лишением владения. В его отношении не существует сроков исковой давности.

В самом исковом требовании Сусана Кирякосян рекомендует указать требование к демонтажу соответствующего оборудования и проведению ремонта того места, где оно установлено. Кроме этого заявитель вправе потребовать судебную неустойку (ч. 1 ст. 308.3 ГК РФ). Рассмотрение примеров судебных дел смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.

  1. Иск может предъявить собственник или иной законный владелец.
  2. Иск рассматривается только при неправомерном пользовании ответчиком ОИ (Определение ВС РФ от 12.10.2015 № 309-ЭС15-6673).
  3. Не требуется доказательств вины ответчика, достаточно установления волевого характера его поведения.
  4. Требуется доказать материально-правовой интерес истца и фактическое нарушение его субъективного права (Определение ВС РФ от 28.10.2014 № 307-ЭС14-3535).
  5. Поведение истца должно быть добросовестным, а заявленный способ защиты целесообразным.

Верховный Суд РФ о перепланировке и реконструкции помещений в МКД

О чём ещё мы поговорили

В ходе онлайн-семинара Сусана Киракосян поделилась судебными решениями, которые помогут при защите общего имущества от противоправного захвата.

Затронули тему обустройства кондиционеров. Разобрали, когда для их установки нужно согласие собственников помещений, а когда его не требуется.

Эксперт рассказала об отличиях вывесок и рекламных конструкций. Она привела примеры судебных решений об оспаривании законности их установки.

Поговорили и о наболевшем – на тему доступа операторов связи к общему имуществу МКД. В записи онлайн-семинара вы узнаете, может ли провайдер без согласия собственников установить своё оборудование в помещениях ОИ и должен ли он платить собственникам помещений за размещение такого оборудования.

Проведите общее собрание собственников помещений в МКД по вопросу сдачи общего имущества в аренду с помощью сервиса «ОСС на 100%». Узнайте, как работает сервис.

Освещение придомовой территории

Подборка наиболее важных документов по запросу Освещение придомовой территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Освещение придомовой территории

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 N 19АП-2947/2021 по делу N А14-10198/2019
Требование: О взыскании за счет средств муниципальной казны стоимости потребленной без договора электрической энергии.
Решение: Требование удовлетворено. Принимая во внимание, что опоры уличного освещения не запитаны на внутридомовой системе энергоснабжения (из ВРУ МКД), арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что уличное освещение придомовой территории многоквартирных домов N 22- N 24 по ул. 20-летия Октября не может являться общим имуществом в многоквартирном доме.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 18.06.2020 N 33-851/2020
Категория спора: Поставка электроэнергии.
Требования абонента: 1) Об оспаривании акта о безучетном потреблении; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об аннулировании начисленной задолженности.
Требования ресурсоснабжающей организации: 4) О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Материалами дела установлено, что в отношении физического лица установлен факт бездоговорного потребления электрической энергии.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Удовлетворено. Как верно указано судом первой инстанции, то обстоятельство, что осветительный прибор был установлен не лично Ю.Т., но имел для нее потребительскую ценность, факта самовольного подключения к сетям ООО "ВСК" не исключает. Осветительный прибор (прожектор) принадлежал Ю.Т., что она сама подтвердила своим заявлением от , и использовался для освещения ее придомовой территории, что повлекло бездоговорное потребление электрической энергии.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Освещение придомовой территории

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения Факт выполнения обществом работ и их принятия для обеспечения потребностей муниципального образования (устройство наружного освещения придомовых территорий многоквартирных домов) судами установлен. Ответчик не оспорил объем и качество выполненных работ, их стоимость и сроки выполнения. Администрация не представила также доказательств фактического выделения средств на оплату выполненных работ. В связи с этим вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении иска за счет средств казны муниципального образования основан на законе. "

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Исследование проблем правовой охраны окружающей среды в городах: методологический аспект
(Лисина Н.Л.)
("Экологическое право", 2018, N 4) Сравнительно недавно Правительство Российской Федерации стало внедрять новую модель развития городов, ориентированную на комфортную городскую среду, благоустройство территорий муниципалитетов. В 2017 - 2018 гг. на эти цели было выделено значительное финансирование, и планируется финансирование в последующие годы. Проводятся уборка, озеленение, организуется освещение общественных мест, во многих городах обустраиваются придомовые территории, реконструируются существующие скверы и парки, возводятся новые тысячи квадратных метров жилья и т.п. Д.А. Медведев на одной из дискуссионных площадок форума, посвященного проблематике городской среды, высказался о целях и перспективах указанной работы, указав, что "главная цель - не квадратные метры, а жилье в комфортной среде, отвечающей подходам XXI века. и чем красивее и удобнее город, тем больше туда едет квалифицированных специалистов, а те, кто вырос в этом городе, не ходят оттуда сбежать как можно быстрее" .

Нормативные акты: Освещение придомовой территории

Постановление Госстроя РФ от 23.02.1999 N 9
(ред. от 12.10.2000)
"Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства" В эту статью себестоимости включаются расходы по уборке придомовой территории, а также содержанию и освещению мест общего пользования жилых домов; очистке дымоходов; обслуживанию лифтов; противопожарным мероприятиям; дезинфекции и дератизации, озеленению; вывозу твердых бытовых отходов, другие расходы по обеспечению санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004"
(утв. Госстроем России) замена и установка фотовыключателей, реле времени и других устройств автоматического или дистанционного управления освещением общедомовых помещений и придомовых территорий;

Уличное освещение на придомовой территории

Подборка наиболее важных документов по запросу Уличное освещение на придомовой территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Уличное освещение на придомовой территории

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 N 19АП-2947/2021 по делу N А14-10198/2019
Требование: О взыскании за счет средств муниципальной казны стоимости потребленной без договора электрической энергии.
Решение: Требование удовлетворено. Принимая во внимание, что опоры уличного освещения не запитаны на внутридомовой системе энергоснабжения (из ВРУ МКД), арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что уличное освещение придомовой территории многоквартирных домов N 22- N 24 по ул. 20-летия Октября не может являться общим имуществом в многоквартирном доме.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Уличное освещение на придомовой территории

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения Факт выполнения обществом работ и их принятия для обеспечения потребностей муниципального образования (устройство наружного освещения придомовых территорий многоквартирных домов) судами установлен. Ответчик не оспорил объем и качество выполненных работ, их стоимость и сроки выполнения. Администрация не представила также доказательств фактического выделения средств на оплату выполненных работ. В связи с этим вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении иска за счет средств казны муниципального образования основан на законе. "

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Гражданско-правовая ответственность управляющей организации в сфере ЖКХ
(Пастухов М.М.)
("Власть Закона", 2018, N 2) Управляющая организация призвана осуществлять контроль и поддержание надлежащего состояния придомовой территории. Рассмотрим типичную ситуацию, в которой истец обратился в суд с требованием взыскать с управляющей организации денежную сумму в счет компенсации расходов на медицинские препараты и обследования, транспортных расходов, а также морального вреда. Данные требования мотивированы тем, что истец, двигаясь по тротуару придомовой территории, поскользнулся и упал. Территория была не убрана, не обработана реагентами, отсутствовало уличное освещение. После падения у истца резко ухудшилось состояние здоровья, и он вынужден был обратиться за медицинской помощью .

Нормативные акты: Уличное освещение на придомовой территории

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Методические рекомендации по организации деятельности старост сельских населенных пунктов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров"
(утв. МЧС России 05.07.2017 N 2-4-71-29-28) 6.3.3. контролировании содержания мест общего пользования, малых архитектурных форм, придомовых территорий (окос сухой травы, несанкционированные свалки мусора);

Освещение мест общего пользования

Подборка наиболее важных документов по запросу Освещение мест общего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Освещение мест общего пользования

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 157 "Размер платы за коммунальные услуги" ЖК РФ
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения") Суд, частично удовлетворяя требование общества 1 к обществу 2 о взыскании долга за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды, разъяснил, что исходя из положений части 1 статьи 157 во взаимосвязи с положениями части 2 статьи 154, статьи 162, подпункта 3 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ, пунктов 13, 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, подпункта "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, на управляющую организацию как на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность по внесению платы за электрическую энергию, поставленную для освещения мест общего пользования и на общедомовые нужды, в отношении жилых домов, находящихся в ее управлении в период потребления ресурса. То обстоятельство, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах перечисляют плату за полученную ими электрическую энергию непосредственно истцу, с которым у них заключены самостоятельные договоры, не исключает обязательства управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирных домов и не освобождает ответчика от обязанности оплатить стоимость электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Освещение мест общего пользования

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как определяется плата за электроэнергию на общедомовые нужды?
("Электронный журнал "Азбука права", 2021)

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности при проведении капитального ремонта многоквартирных домов: как снизить расходы на коммунальные ресурсы"
(выпуск 6)
(Кривошеев А.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2020) 2. Установка систем автоматического контроля

Нормативные акты: Освещение мест общего пользования

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 31.07.2021)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") 44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Освещение перед подъездом многоквартирного дома закон

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

14 ноября 2017

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на обращение в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению ЖК РФ, Правила № 491 не содержат.

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее - ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Учитывая вышеизложенное, Минстрой России полагает, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.

А.В. Чибис

Обзор документа

Минстрой России считает, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Приложение 1. Нормы освещенности придомовых территорий

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте также: