Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше

Обновлено: 28.03.2024

V. Требования охраны труда, предъявляемые к помещениям
для хранения транспортных средств

50. Высота помещений для хранения транспортных средств (расстояние от пола до низа выступающих строительных конструкций или инженерных коммуникаций и подвесного оборудования) и высота над рампами и проездами должна быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого транспортного средства, подлежащего хранению в помещении, но не менее 2 м.

Высота проходов на путях эвакуации работников должна быть не менее 2 м.

51. Полы в помещениях для хранения транспортных средств должны быть стойкими к воздействию агрессивных веществ и иметь уклоны для стока воды в сторону трапов и лотков дренажной системы.

Температура в помещениях не должна быть ниже 5 °C.

52. Вдоль стен, у которых устанавливаются транспортные средства, должны предусматриваться колесоотбойные устройства, обеспечивающие расстояние не менее 0,3 м от крайней точки транспортного средства до стены, либо до отступающего от стены конструктивно неподвижного элемента помещения.

53. Полы в помещениях для хранения транспортных средств должны иметь разметку, определяющую места установки транспортных средств и границы проездов. Расстояние между двумя параллельно стоящими транспортными средствами должно позволять открывать двери кабины транспортных средств.

VI. Требования охраны труда, предъявляемые к размещению
технологического оборудования

54. Технологическое оборудование, инструмент и приспособления должны в течение всего срока эксплуатации отвечать требованиям Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.

55. Вспомогательное оборудование должно располагаться так, чтобы оно не выходило за пределы установленной для рабочего места площадки.

VII. Требования охраны труда при техническом обслуживании
и ремонте транспортных средств

56. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств должны производиться в ремонтно-механических мастерских, постах, оснащенных необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, инструментом и приспособлениями.

Во время работы на линии водителю разрешается устранять неисправности, не требующие разборки механизмов. В остальных случаях для проведения ремонтных работ транспортное средство должно быть отбуксировано в ремонтно-механическую мастерскую.

57. Работы с повышенной опасностью в процессе технического обслуживания и ремонта транспортных средств должны выполняться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ с повышенной опасностью (далее - наряд-допуск), оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами (рекомендуемый образец наряда-допуска приведен в приложении к Правилам).

Нарядом-допуском определяются содержание, место, время и условия производства работ с повышенной опасностью, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ.

Порядок производства работ с повышенной опасностью, оформления наряда-допуска и обязанности должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ, устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.

58. Оформленные и выданные наряды-допуски регистрируются в журнале, в котором рекомендуется отражать следующие сведения:

Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше

16. Территории трамвайных и троллейбусных парков (депо) (далее - парк (депо) должны быть ограждены.

17. Территория депо в темное время суток должна быть освещена.

18. Люки водостоков и прочих подземных сооружений должны находиться в закрытом положении. При производстве ремонтных и земляных работ на территории парка (депо) открытые люки, траншеи и ямы должны быть ограждены.

В местах перехода через траншеи должны устанавливаться переходные мостики шириной не менее 1 м с перилами высотой не менее 1,1 м.

19. Летом проезды для движения транспортных средств и пешеходные дорожки необходимо очищать от грязи, зимой - от снега и наледи (в случае обледенения - обрабатывать противогололедными средствами).

20. В парке (депо) должен быть утвержден работодателем схематический план размещения подвижного состава на территории парка (депо) с указанием пожарных проездов, проездов для служебного автотранспорта и проходов для работников.

Схематический план должен быть размещен на территории парка (депо) в доступном для обозрения месте.

21. Зона мойки должна быть оборудована устройством приема отработанной воды и отстойником грязи.

22. Осмотровые канавы независимо от их длины и назначения должны иметь не менее 2 выходов. Выходы из канав не должны перекрываться габаритами городского электротранспорта, который находится над канавой.

Глубина осмотровой канавы должна обеспечивать доступ к деталям, узлам и агрегатам, расположенным в нижней части транспортных средств, обеспечивать технологические операции с использованием оборудования для поднятия кузова и выполнения работ для замены подкузовного оборудования.

Осмотровую канаву запрещено использовать для стоянки, технического обслуживания и ремонта других транспортных средств.

23. Осмотровые канавы для троллейбусов должны иметь направляющие реборды на всю их длину и колесоотбойник (рассекатель) на въезде.

Полы осмотровых канав должны быть оборудованы дренажной системой.

Осмотровые канавы и приямки диагностического и смотрового отделений должны быть оборудованы канализацией для отвода воды.

На рассекателях, ребордах и прилегающих к осмотровым канавам зонах должна быть нанесена сигнальная разметка, а в помещениях вывешены предупреждающие знаки безопасности с поясняющей надписью "Осторожно! Возможность падения с высоты".

24. Светильники должны располагаться в нишах осмотровых канав и должны быть защищены от механических повреждений.

25. Осмотровые канавы должны иметь:

1) ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше 50 В;

2) розетки с влагозащищенными разъемами для подключения ручных переносных электрических светильников напряжением не выше 24 В;

3) лестницы (постоянные ступени) для спуска и подъема с двух сторон;

4) переходные мостики шириной не менее 0,8 м.

26. В производственных помещениях для осмотра оборудования, размещенного на крыше городского электротранспорта, необходимо предусматривать специальные вышки с площадками, оборудованными перилами высотой не ниже 1,1 м со сплошной зашивкой по низу на высоту не менее 0,15 м.

Выход с площадки вышки на крышу городского электротранспорта должен быть оборудован дверцами или откидными перилами. Зазор между перилами площадки вышки и внешним контуром крыши городского электротранспорта должен быть не более 0,2 м.

27. Ворота в здании, в котором проводятся техническое обслуживание и ремонт городского электротранспорта, должны быть оборудованы механическим приводом и фиксатором, удерживающими полотно ворот в плотно закрытом или полностью открытом положении.

Проем ворот должен быть оборудован воздушно-тепловой или воздушной завесой.

28. Ворота в здании для въезда и выезда городского электротранспорта должны иметь вырез в верхней части для пропуска контактного провода и должны быть изолированы в целях защиты металлического каркаса ворот от прикосновения к контактному проводу. Расстояние от изоляции каркаса ворот до контактного провода должно быть не менее 0,2 м.

Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше

к помещениям для технического обслуживания, проверки

технического состояния и ремонта транспортных средств

22. Помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния и ремонта транспортных средств и их агрегатов (далее - производственные помещения) должны обеспечивать выполнение технологических операций в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств.

23. Запрещается загромождение въездных (выездных) и запасных ворот как внутри, так и снаружи производственных помещений. Доступ к ним должен быть постоянно свободным.

24. Полы в помещениях окрасочных участков, краскоподготовительных отделений, в помещениях для производства противокоррозионных работ, в газогенераторных, а также на складах для хранения пожаровзрывоопасных материалов (жидкостей), баллонов с горючим газом должны быть выполнены из материалов, не дающих искры при ударе о них металлическими предметами.

25. Кузнечно-рессорный и сварочный участки должны размещаться в помещениях, стены и полы которых выполнены из несгораемых материалов.

26. При выполнении медницко-жестяницких работ работниками разных профессий (медником и жестянщиком) должны быть оборудованы раздельные помещения для выполнения этих работ.

27. Для работы с кислотными и щелочными аккумуляторами следует предусматривать отдельные аккумуляторные участки, расположенные в сообщающихся между собой отдельных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией и изолированных от других помещений:

помещение для зарядки аккумуляторов;

помещение для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита;

помещение для ремонта аккумуляторов.

При одновременной зарядке не более 10 аккумуляторных батарей на аккумуляторном участке допускается иметь помещения для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита и ремонта аккумуляторов.

Стены и пол помещений аккумуляторных участков должны облицовываться керамической плиткой.

28. Для выполнения окрасочных работ должны предусматриваться помещения для постов окраски и сушки изделий и для приготовления красок.

29. Размеры окрасочной камеры должны обеспечивать безопасный подход работника к окрашиваемому изделию. Проходы между стенкой камеры и окрашиваемым изделием должны иметь ширину не менее 1,2 м.

30. Помещения, в которых размещаются посты мойки автотранспортных средств, агрегатов и деталей, должны отделяться от других помещений глухими стенами с пароизоляцией. Стены должны облицовываться керамической плиткой или другим влагостойким материалом.

31. Площадки для наружной шланговой мойки транспортных средств должны иметь твердое влагостойкое покрытие с уклоном в сторону колодцев и лотков, расположение которых должно исключать попадание сточных вод на территорию организации.

32. Участок для постоянной установки ацетиленового генератора должен быть изолированным, одноэтажным, без чердачных и подвальных помещений, иметь легкосбрасываемые конструкции покрытий и непосредственный выход через дверь, открывающуюся наружу.

На входной двери участка должна быть надпись "Посторонним вход запрещен".

33. Для обеспечения безопасного доступа к агрегатам, узлам и деталям, расположенным в нижней части транспортных средств, в процессе выполнения технического обслуживания и ремонта транспортных средств должны использоваться напольные механизированные устройства (гидравлические и электрические подъемники, передвижные стойки, опрокидыватели) либо устраиваться осмотровые канавы и эстакады.

34. Размеры осмотровых канав и эстакад устанавливаются в зависимости от типа транспортных средств и применяемого оборудования.

36. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи должны иметь выходы в производственное помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м. Максимальное расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м.

37. При наличии одного выхода из осмотровой канавы в ее стене, противоположной выходу, должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода.

38. Длина тупиковой осмотровой канавы должна соответствовать размеру ремонтируемого (осматриваемого) транспортного средства, которое при установке на канаву не должно закрывать ведущую в канаву лестницу и запасный выход.

39. Выходы из траншей и тоннелей необходимо ограждать металлическими перилами высотой не менее 1,1 м.

40. Выход из одиночной тупиковой канавы должен быть со стороны, противоположной заезду транспортного средства.

41. Лестницы из прямоточных канав, траншей и тоннелей не должны располагаться на путях движения транспортных средств.

42. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи, а также ведущие в них лестницы должны быть защищены от сырости и грунтовых вод.

43. Стены осмотровых канав, траншей и тоннелей, соединяющих их, должны быть облицованы керамической плиткой или покрыты другими влагостойкими и масло-бензостойкими материалами светлых тонов.

44. Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше 50 В и розетки с влагозащищенными разъемами для подключения ручных переносных электрических светильников напряжением не выше 12 В.

45. Освещение осмотровой канавы светильниками напряжением 220 В допускается при соблюдении следующих условий:

1) проводка должна быть скрытой, осветительная аппаратура и выключатели должны иметь электроизоляцию и гидроизоляцию;

2) светильники должны быть закрыты стеклом и защищены решеткой;

3) металлические корпуса светильников должны быть заземлены.

46. Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь рассекатели и направляющие (предохранительные) реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение транспортных средств в канавы или с эстакад во время их передвижения.

Реборды могут иметь разрывы для установки домкратов, роликовых тормозных стендов.

Тупиковые осмотровые канавы и эстакады со стороны, противоположной заезду транспортных средств, должны иметь стационарные упоры для колес заезжающих транспортных средств (колесоотбойные брусья).

На рассекателях, ребордах и прилегающих к осмотровым канавам зонах должна быть нанесена сигнальная разметка <1>, а в помещениях вывешены предупреждающие знаки безопасности с поясняющей надписью "Осторожно! Возможность падения с высоты".

<1> ГОСТ Р 12.4.026-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2016 г. N 614-ст (Стандартинформ, 2016)

47. Для перехода через осмотровые канавы должны предусматриваться съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.

Количество переходных мостиков должно быть на одно меньше количества мест для устанавливаемых на канаве транспортных средств.

Неэксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны полностью перекрываться переходными мостиками или щитами.

48. Посты для технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния транспортных средств должны оснащаться специальными упорами (башмаками), устанавливаемыми под колеса, и козелками (подставками), устанавливаемыми под транспортными средствами.

49. Помещение для регулировки приборов газовой системы питания непосредственно на транспортных средствах должно быть изолировано от других производственных помещений.

Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше

для технического обслуживания, проверки технического

состояния и ремонта транспортных средств

27. Помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния и ремонта транспортных средств и их агрегатов (далее - производственные помещения) должны обеспечивать безопасное осуществление производственных процессов и выполнение технологических операций в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств.

28. Запрещается загромождение въездных (выездных) и запасных ворот как внутри, так и снаружи производственных помещений. Доступ к ним должен быть постоянно свободным.

29. Наружные ворота помещений для осуществления производственных процессов в районах со средней месячной температурой наружного воздуха в самый холодный месяц года минус 15 °C и ниже необходимо оборудовать воздушно-тепловыми завесами при наличии одного из следующих условий:

1) при количестве пяти и более въездов или выездов в час, приходящихся на одни ворота;

2) при расположении постов технического обслуживания на расстоянии 4-х и менее метров от наружных ворот;

3) при количестве двадцати и более въездов в час, приходящихся на одни ворота в помещении хранения транспортных средств.

Включение и выключение воздушно-тепловых завес должно осуществляться автоматически.

При температуре воздуха зимой ниже минус 25 °C должны дополнительно устраиваться тамбур-шлюзы.

30. В производственных помещениях полы должны быть ровными и прочными, иметь покрытие с гладкой, но не скользкой поверхностью.

Полы в помещениях окрасочных участков, краскоподготовительных отделений, в помещениях для производства противокоррозионных работ, в газогенераторных, а также на складах для хранения пожаровзрывоопасных материалов (жидкостей), баллонов с горючим газом должны быть выполнены из материалов, не дающих искры при ударе о них металлическими предметами.

Рабочие места в помещениях с холодным полом должны быть оснащены деревянными переносными настилами (решетками).

31. Кузнечно-рессорный и сварочный участки должны размещаться в помещениях, стены и полы которых выполнены из несгораемых материалов.

32. При выполнении медницко-жестяницких работ работниками разных профессий (медником и жестянщиком) должны быть оборудованы раздельные помещения для выполнения этих работ.

33. Для работы с кислотными и щелочными аккумуляторами следует предусматривать отдельные аккумуляторные участки, расположенные в сообщающихся между собой отдельных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией и изолированных от других помещений:

помещение для зарядки аккумуляторов;

помещение для хранения кислот (щелочей) и приготовления электролита;

помещение для ремонта аккумуляторов.

При одновременной зарядке не более 10 аккумуляторных батарей на аккумуляторном участке допускается иметь помещения для приготовления электролита и для ремонта аккумуляторов. При этом зарядку аккумуляторов следует производить в помещении для ремонта аккумуляторов в вытяжных шкафах при включенной вытяжной вентиляции, сблокированной с зарядным устройством.

34. Для выполнения окрасочных работ должны предусматриваться помещения:

1) для постов окраски и сушки изделий;

2) для приготовления красок.

35. Размеры окрасочной камеры должны обеспечивать безопасный подход работника к окрашиваемому изделию. Проходы между стенкой камеры и окрашиваемым изделием должны иметь ширину не менее 1,2 м.

36. Если окраска изделий осуществляется без окрасочных камер, то проемы ворот в окрасочное помещение (из смежного) должны быть оборудованы тамбур-шлюзом длиной, равной половине ширины ворот, увеличенной на 0,2 м.

37. Помещения, в которых размещаются посты мойки автотранспортных средств, агрегатов и деталей, должны отделяться от других помещений глухими стенами с пароизоляцией. Стены должны облицовываться керамической плиткой или другим влагостойким материалом.

38. Площадки для наружной шланговой мойки транспортных средств должны иметь твердое влагостойкое покрытие с уклоном в сторону колодцев и лотков, расположение которых должно исключать попадание сточных вод на территорию организации.

39. Междуэтажные проемы должны ограждаться перилами. Высота перил должна быть не менее 1,1 м с промежуточным горизонтальным элементом и сплошной обшивкой по низу высотой не менее 0,15 м.

40. При выполнении сварочных работ необходимо соблюдать требования Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ <12>.

41. Сварочные посты должны располагаться в кабинах из негорючего материала площадью не менее 3 м 2 . Между стенками кабин и полом должен быть зазор от 50 мм до 100 мм.

Стены помещений сварочных участков и кабины должны окрашиваться в серый, желтый или голубой тона с матовой поверхностью.

42. Участок для постоянной установки ацетиленового генератора должен быть изолированным, одноэтажным, без чердачных и подвальных помещений, иметь легкосбрасываемые конструкции покрытий и непосредственный выход через дверь, открывающуюся наружу.

На входной двери участка должна быть надпись "Посторонним вход запрещен".

43. Для обеспечения безопасного доступа к агрегатам, узлам и деталям, расположенным в нижней части транспортных средств, в процессе выполнения технического обслуживания и ремонта транспортных средств должны использоваться напольные механизированные устройства (гидравлические и электрические подъемники, передвижные стойки, опрокидыватели) либо устраиваться осмотровые канавы и эстакады.

44. Размеры осмотровых канав и эстакад устанавливаются в зависимости от типа транспортных средств и применяемого оборудования.

46. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи должны иметь выходы в производственное помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м. Максимальное расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м.

47. При наличии одного выхода из осмотровой канавы в ее стене, противоположной выходу, должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода.

48. Длина тупиковой осмотровой канавы должна соответствовать размеру ремонтируемого (осматриваемого) транспортного средства, которое при установке на канаву не должно закрывать ведущую в канаву лестницу и запасный выход.

49. Выходы из траншей и тоннелей необходимо ограждать металлическими перилами высотой не менее 1,1 м.

50. Выход из одиночной тупиковой канавы должен быть со стороны, противоположной заезду транспортного средства.

51. Лестницы из прямоточных канав, траншей и тоннелей не должны располагаться на путях движения транспортных средств.

52. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи, а также ведущие в них лестницы должны быть защищены от сырости и грунтовых вод.

53. Стены осмотровых канав, траншей и тоннелей, соединяющих их, должны быть облицованы керамической плиткой или покрыты другими влагостойкими и масло-бензостойкими материалами светлых тонов.

54. Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше 50 В и розетки с влагозащищенными разъемами для подключения ручных переносных электрических светильников напряжением не выше 12 В.

55. Освещение осмотровой канавы светильниками напряжением 220 В допускается при соблюдении следующих условий:

1) проводка должна быть скрытой, осветительная аппаратура и выключатели должны иметь надежную электроизоляцию и гидроизоляцию;

2) светильники должны быть закрыты стеклом и защищены решеткой;

3) металлические корпуса светильников должны быть заземлены.

56. Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь рассекатели и направляющие (предохранительные) реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение транспортных средств в канавы или с эстакад во время их передвижения.

Реборды могут иметь разрывы для установки домкратов, роликовых тормозных стендов.

Тупиковые осмотровые канавы и эстакады со стороны, противоположной заезду транспортных средств, должны иметь стационарные упоры для колес заезжающих транспортных средств (колесоотбойные брусья).

На рассекателях, ребордах и прилегающих к осмотровым канавам зонах должна быть нанесена сигнальная разметка <13>, а в помещениях вывешены предупреждающие знаки безопасности с поясняющей надписью "Осторожно! Возможность падения с высоты".

<13> ГОСТ Р 12.4.026-2015 "ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2016 г. N 614-ст).

57. На полу осмотровых канав должны быть уложены прочные деревянные решетки.

58. Для перехода через осмотровые канавы должны предусматриваться съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.

Количество переходных мостиков должно быть на одно меньше количества мест для устанавливаемых на канаве транспортных средств.

Не эксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны полностью перекрываться переходными мостиками или прочными щитами.

59. Посты для технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния транспортных средств должны оснащаться специальными упорами (башмаками), устанавливаемыми под колеса, и козелками (подставками), устанавливаемыми под транспортными средствами.

60. Рабочие места и площадки, в том числе эстакады, расположенные на высоте 1 м и более над уровнем пола (земли), должны ограждаться перилами высотой не менее 1,1 м с одним средним промежуточным горизонтальным элементом и нижней боковой сплошной обшивкой по низу (бортиком) высотой не менее 0,15 м.

61. Помещение для регулировки приборов газовой системы питания непосредственно на транспортных средствах должно быть изолировано от других производственных помещений.

Требования к осмотровой канаве (смотровой яме)

Приложения к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018г. №59н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте"

III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (производственным зданиям и сооружениям, производственным помещениям и производственным площадкам) и организации рабочих мест

Требования охраны труда, предъявляемые к помещениям для технического обслуживания, проверки технического состояния и ремонта транспортных средств

44. Размеры осмотровых канав и эстакад устанавливаются в зависимости от типа транспортных средств и применяемого оборудования.

46. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи должны иметь выходы в производственное помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м. Максимальное расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м.

47. При наличии одного выхода из осмотровой канавы в ее стене, противоположной выходу, должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода.

48. Длина тупиковой осмотровой канавы должна соответствовать размеру ремонтируемого (осматриваемого) транспортного средства, которое при установке на канаву не должно закрывать ведущую в канаву лестницу и запасный выход.

49. Выходы из траншей и тоннелей необходимо ограждать металлическими перилами высотой не менее 1,1 м.

50. Выход из одиночной тупиковой канавы должен быть со стороны, противоположной заезду транспортного средства.

51. Лестницы из прямоточных канав, траншей и тоннелей не должны располагаться на путях движения транспортных средств.

52. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи, а также ведущие в них лестницы должны быть защищены от сырости и грунтовых вод.

53. Стены осмотровых канав, траншей и тоннелей, соединяющих их, должны быть облицованы керамической плиткой или покрыты другими влагостойкими и масло-бензостойкими материалами светлых тонов.

54. Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше 50 В и розетки с влагозащищенными разъемами для подключения ручных переносных электрических светильников напряжением не выше 12 В.

55. Освещение осмотровой канавы светильниками напряжением 220 В допускается при соблюдении следующих условий:

1) проводка должна быть скрытой, осветительная аппаратура и выключатели должны иметь надежную электроизоляцию и гидроизоляцию;

2) светильники должны быть закрыты стеклом и защищены решеткой;

3) металлические корпуса светильников должны быть заземлены.

56. Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь рассекатели и направляющие (предохранительные) реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение транспортных средств в канавы или с эстакад во время их передвижения.

      • Реборды могут иметь разрывы для установки домкратов, роликовых тормозных стендов.
      • Тупиковые осмотровые канавы и эстакады со стороны, противоположной заезду транспортных средств, должны иметь стационарные упоры для колес заезжающих транспортных средств (колесоотбойные брусья).
      • На рассекателях, ребордах и прилегающих к осмотровым канавам зонах должна быть нанесена сигнальная разметка, а в помещениях вывешены предупреждающие знаки безопасности с поясняющей надписью "Осторожно! Возможность падения с высоты".

      57. На полу осмотровых канав должны быть уложены прочные деревянные решетки.

      58. Для перехода через осмотровые канавы должны предусматриваться съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.

          • Количество переходных мостиков должно быть на одно меньше количества мест для устанавливаемых на канаве транспортных средств.
              • Неэксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны полностью перекрываться переходными мостиками или прочными щитами.

              Приложения №4 к "Общесоюзным нормам технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта" ОНТП 01-91 утвержденным концерном "Росавтотранс" 07 августа 1991 г.

              СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА К ПРЕДПРИЯТИЯМ, ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ

              Устройства и сооружения для осмотра автомобилей

              20. Для обеспечения доступа к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава, в процессе выполнения работ ТО и ТР преимущественно должны использоваться напольные механизированные устройства (гидравлические и электрические подъемники, передвижные стойки, опрокидыватели и т.п.). В отдельных случаях в соответствии с требования технологического процесса допускается устройство осмотровых канав .

              21. Размеры осмотровых канав должны проектироваться с учетом следующих требований :

                  • длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины подвижного состава;
                  • ширина осмотровой канавы должна устанавливаться, исходя из размеров колеи подвижного состава с учетом устройства наружных или внутренних реборд;
                  • глубина осмотровой канавы должна обеспечивать свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава и составляет:
                    • для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса - 1,3-1,5 м
                    • для грузовых автомобилей и автобусов - 1,1-1,2 м
                    • для внедорожных автомобилей-самосвалов - 0,5-0,7 м.

                    22. Проездные осмотровые канавы, располагаемые параллельно друг другу, должны, как правило, объединяться тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канавы - открытыми траншеями.

                    23. На тупиковых осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес автомобилей.

                    V. Требования охраны труда, предъявляемые к помещениям для хранения транспортных средств

                    50. Высота помещений для хранения транспортных средств (расстояние от пола до низа выступающих строительных конструкций или инженерных коммуникаций и подвесного оборудования) и высота над рампами и проездами должна быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого транспортного средства, подлежащего хранению в помещении, но не менее 2 м.

                    Высота проходов на путях эвакуации работников должна быть не менее 2 м.

                    51. Полы в помещениях для хранения транспортных средств должны быть стойкими к воздействию агрессивных веществ и иметь уклоны для стока воды в сторону трапов и лотков дренажной системы.

                    Температура в помещениях не должна быть ниже 5°С.

                    52. Вдоль стен, у которых устанавливаются транспортные средства, должны предусматриваться колесоотбойные устройства, обеспечивающие расстояние не менее 0,3 м от крайней точки транспортного средства до стены, либо до отступающего от стены конструктивно неподвижного элемента помещения.

                    53. Полы в помещениях для хранения транспортных средств должны иметь разметку, определяющую места установки транспортных средств и границы проездов. Расстояние между двумя параллельно стоящими транспортными средствами должно позволять открывать двери кабины транспортных средств.

                    VI. Требования охраны труда, предъявляемые к размещению технологического оборудования

                    54. Технологическое оборудование, инструмент и приспособления должны в течение всего срока эксплуатации отвечать требованиям Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.

                    55. Вспомогательное оборудование должно располагаться так, чтобы оно не выходило за пределы установленной для рабочего места площадки.

                    VII. Требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств

                    56. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств должны производиться в ремонтно-механических мастерских, постах, оснащенных необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, инструментом и приспособлениями.

                    Во время работы на линии водителю разрешается устранять неисправности, не требующие разборки механизмов. В остальных случаях для проведения ремонтных работ транспортное средство должно быть отбуксировано в ремонтно-механическую мастерскую.

                    57. Работы с повышенной опасностью в процессе технического обслуживания и ремонта транспортных средств должны выполняться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ с повышенной опасностью (далее - наряд-допуск), оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами (рекомендуемый образец наряда-допуска приведен в приложении к Правилам).

                    Нарядом-допуском определяются содержание, место, время и условия производства работ с повышенной опасностью, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ.

                    Порядок производства работ с повышенной опасностью, оформления наряда- допуска и обязанности должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ, устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.

                    58. Оформленные и выданные наряды-допуски регистрируются в журнале, в котором рекомендуется отражать следующие сведения:

                    Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше


                    КАНАВЫ и СМОТРОВЫЕ ЯМЫ на АВТОСЕРВИСЕ

                    Вы наверное удивитесь, если узнаете, что каждая вторая яма на белорусских автосервисах не соответствует требованиям нормативной документации.

                    Даже в новых автосервисах ямы часто не соответствуют нормативной документации.

                    Давайте разбираться с этим важным вопросом!

                    Примеры обычных «неправильных» ям и канав:

                    А) на въезде на яму нет рассекателя, который не позволяет колесу попасть в яму, а также нет ограничителей по всей длине ямы

                    Б) вход в яму организован по ходу движения автомобиля

                    В) нет вентиляции (приточная и вытяжная)

                    Г) яма не облицована светлой плиткой

                    Д) в яме нет освещения, ниш для инструмента

                    Е) пол не имеет уклона к приямку

                    Ж) глубина ямы больше норматива

                    З) в конце тупиковой ямы нет ограничителей для движения автомобиля (упоры)

                    И) нет ограждения ямы и поручней для схода в яму

                    К) прочие несоответствия..

                    На фотографиях – смотровые ямы выполненные с нарушениями требований нормативной документации.

                    Как сделать яму или канаву правильно?

                    Нужно выполнить требования описанные в нормативной документации. Требования к смотровым ямам и канавам смотрите ниже.

                    Требования к ямам канавам на СТО

                    ПОСТ №190 Минздрава от 06.12.12 Санитарные нормы и правила

                    24. Осмотровые канавы должны быть защищены от проникновения грунтовых вод, стены облицованы плиткой, оборудованы нишами для размещения осветительной аппаратуры, инструмента и запасных частей. Полы должны иметь уклон в сторону трапа или приямка.

                    ТКП 45-3.02-241-201 1 (02250)

                    СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

                    Строительные нормы проектирования

                    5.2.1 Осмотровые канавы следует проектировать с учетом следующих требований:

                    — длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины ТС;

                    — ширина осмотровой канавы должна устанавливаться исходя из размеров колеи ТС с учетом устройства наружных или внутренних реборд;

                    — глубину осмотровой канавы, обеспечивающей свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу ТС, следует принимать, м:

                    1,3–1,5 — для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса;

                    1,1–1,2 — для грузовых автомобилей и автобусов;

                    0,5–1,2 — для внедорожных автомобилей-самосвалов.

                    На въездной части осмотровой канавы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15 м для ТС классификаций М1, М2, N 1 и высотой 0,20 м — для других ТС.

                    5.2.2 Проездные осмотровые канавы , располагаемые параллельно друг другу, должны объединяться тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канавы — открытыми траншеями.

                    Высота тоннеля в свету должна быть не менее 2 м , ширина тоннеля — не менее 1 м .

                    Ширину траншеи следует принимать, м:

                    1,2 — без размещения оборудования в траншее;

                    2,0–2,2 — при размещении оборудования в траншее.

                    Для входа в осмотровые канавы следует предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м
                    в количестве:

                    — для тупиковых осмотровых канав, объединенных траншеями, — не менее одной лестницы
                    на три осмотровые канавы;

                    — для индивидуальных проездных осмотровых канав, объединенных тоннелями, — не менее одной лестницы на четыре осмотровые канавы;

                    — для проездных осмотровых канав поточных линий — не менее двух лестниц на каждые поточные линии, расположенные с противоположных сторон (расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м );

                    — для тупиковых осмотровых канав, не объединенных траншеями, — по одной лестнице на каждую осмотровую канаву.

                    5.2.3 На тупиковых осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес ТС.

                    Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников и розетки для включения переносных ламп напряжением 12 В.

                    Для обеспечения подъема ТС на осмотровых канавах следует предусматривать передвижные или стационарные канавные подъемники.

                    Осмотровые канавы должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.

                    5.2.4 Стены канав, приямков, траншей или тоннелей должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов.

                    5.3.2.3 Запрещается вывешивание оси ТС без фиксации передвижного канавного подъемника на

                    рельсах и без соответствующих специальных подставок, установленных на башмаки стоек канавного

                    Установку специальных подставок на башмаки стоек канавного подъемника следует производить

                    из осмотровой канавы.

                    6.9 Размеры осмотровых канав должны быть определены в зависимости от типа ТС, применяе-

                    мого технологического оборудования и должны соответствовать [4].

                    6.10 Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвей-

                    ерами, должны иметь направляющие реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение ТС в канаву или с эстакады во время его передвижения

                    Тупиковые канавы дополнительно должны иметь стационарные упоры для колес ТС, высота ко-

                    торых и их расположение согласно [13].

                    Длина тупиковой канавы зависит от размера ремонтируемого

                    ТС, которое должно полностью устанавливаться на канаву, не закрывая входную лестницу и запасной выход.

                    6.11 Для работы спереди и сзади ТС и для перехода через осмотровую канаву необходимо поль-

                    зоваться переходными мостиками шириной не менее 0,8 м, а для спуска в осмотровую канаву и

                    подъема из нее – специальными лестницами.

                    Количество переходных мостиков должно быть равным количеству мест, устанавливаемых на

                    осмотровой канаве ТС, минус один. Неэксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны перекрываться прочными щитами, переходными мостиками.

                    6.13 Помещения и осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не за-

                    громождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки, не препятствующие использованию технологического оборудования.

                    При проектировании и организации рабочих мест на автосервисе привлекайте специалистов имеющих опыт работы на СТО, контролируйте проектировщиков!

                    За справками и консультациям обращайтесь в компанию "Сервисмен"

                    Читайте также: