Нужен ли проект на замену светильников

Обновлено: 28.04.2024

Нужен ли проект на замену светильников

Вопрос:

Какие документы необходимо оформлять для целей бухгалтерского и налогового учета при выполнении текущего ремонта арендованных помещений собственными силами организации?

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьей 616 ГК РФ, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Исходя из этой обязанности, арендатор должен производить осмотр помещений с целью установления исправности его состояния.

В случае, когда в результате осмотра обнаружены какие либо неисправности, комиссией (сотрудником), проводящим осмотр составляется документ (акт или дефектная ведомость), содержащий перечень неисправностей.

На основании данного документа составляется смета (калькуляция) в которой указывается перечень необходимых работ, объем работ, перечень необходимых материалов и их количество, перечень специалистов, необходимых для выполнения данных работ (например, столяр, маляр, плотник и т.п.) и планируемое время для выполнения указанного объема работ.

Приказом руководителя принимается решение о произведении ремонта, и назначении бригады для выполнения работ, а так же ответственного лица. Соответствующим службам дается указание на отпуск материалов для выполнения указанных работ.

Ответственное лицо оформляет требования на материалы, получает материалы со склада, передает в работу бригаде, осуществляет руководство и контроль за выполнением работ.

После окончания работ (или месяца, в зависимости от того, что произошло ранее) ответственное лицо составляет материальный отчет о количестве фактически израсходованных материалов, закрывает наряды членам бригады, составляет документ о выполненной работе (акт или отчет), в котором содержится перечень фактически выполненных работ и их объем.

Руководитель утверждает и подписывает составленные документы, после чего они передаются в бухгалтерию.

В соответствии со статьей 9 Закона РФ «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Но требования к документу такие, которые позволяют идентифицировать хозяйственную операцию, определить денежное выражение и количественные характеристики.

  1. Акт осмотра, дефектная ведомость – основа для расчета сметы.
  2. Смета на выполнение работ позволит определить необходимое количество материалов для закупки (или отпуска со склада), а так же позволит планировать занятость рабочих.
  3. Материальный отчет об использованных материалах и акт о выполненных работах позволят определить обоснованность списания материальных затрат на текущий ремонт.
  4. Наряды на выполнение работ рабочими – основание для начисления заработной платы, и отнесение ее на расходы по ремонту.
  5. Акт выполненных работ необходим для определения даты и полной стоимости текущего ремонта.

В соответствии с п.1 ст.252 Налогового Кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под экономической оправданностью понимается установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение дохода, Определение ВАС РФ от 17.12.2009 N ВАС-13640/09 по делу N А45-1139/2009-17/24

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, приведенный выше перечень документов позволяет признать расходы для целей налогообложения оправданными, выраженными в денежной форме и документально подтвержденными.

Предлагаю следующие формы документов:

  1. Дефектная ведомость
  2. Смета на проведение текущего ремонта
  3. Приказ о проведении ремонта
  4. Материальный отчет о фактическом использовании материалов
  5. Акт выполненных работ по текущему ремонту

Предлагаемые формы могут быть изменены, дополнены, исходя из характера операций и особенностей деятельности предприятия.

Это всего лишь модель минимального и достаточного (по мнению консультанта) документального оформления расходов по текущему ремонту помещений.

Комиссия в составе:

Должностное лицо (должность и фамилию указать) произвело плановый (внеплановый) осмотр помещений _________________________ по адресу ________________________________, используемых по договору аренды №____ от ______________ площадью ______ кв.м.

В ходе осмотра обнаружены следующие повреждения и неисправности:

Выявленные дефекты, повреждения, неисправности

Необходимые для устранения работы

Поверхность стен имеет дефекты (сколы, трещины, отверстия и т.п.)

Выравнивание стен, покраска

Пол в помещении имеет дефекты (провалы, неровности, трещины и т.п.)

Выравнивание песчано-цементной смесью, покраска

Осветительные приборы вышли из строя

Замена осветительных приборов, выключателей и т.п.

Должностное лицо (должность и фамилию указать)

С выводами комиссии (должностного лица) ознакомлен

Генеральный директор ______________ (______________)

на проведение текущего ремонта

помещений _________________________ по адресу ________________________________, используемых по договору аренды №____ от ______________ площадью ______ кв.м.

Андрей Богатенков. Энергосервис на замене освещения в местах общего пользования МКД – советы заказчику

Собственники квартир рады сэкономить на оплате коммунальных ресурсов, и одна из возможностей – замена освещения в местах общего пользования МКД на энергоэффективное. Такие проекты могут давать до 60% экономии, и для них не обязательно тратить собственные деньги. Разберемся, как подготовить и реализовать энергосервисный контракт на освещении в многоквартирном доме, в том числе, как на уровне региона доработать типовую документацию.

Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем

Кому будут полезны рекомендации, приведенные ниже?

  • жителям многоквартирных домов, желающих сэкономить на оплате за электроэнергию на освещении мест общего пользования – они могут требовать со своей управляющей компании формирования и обнародования плана по мероприятиям повышения энергоэффективности (чем закреплено это обязательство УК?);
  • управляющим компаниям как потенциальным сторонам энергосервисного договора (контракта);
  • Региональным центрам энергоэффективности и другим ответственным за вопросы повышения энергоэффективности на территории в части подготовки типовой документации в помощь сторонам.

Нормативная и законодательная база энергосервиса

  1. Статья 19 федерального закона №261-ФЗ. Важная формулировка: «Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком». Данный вид контрактов подразумевает и услуги, и строительно-монтажные работы, однако, если указать один из этих пунктов, окажется, что логика контракта не соответствует его предмету.
  2. Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 №636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» утвердило, как определяется начальная максимальная цена контракта (НМЦК, НМЦД).
  3. Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и «О рекомендуемых формах энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения, внешнего (уличного) освещения и систем отопления посредством установки индивидуальных тепловых пунктов в жилом секторе и организациях коммунального комплекса»; Минэкономразвития России от 07.06.2017 №15627-НП/Д07и «О методических рекомендациях для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов)»;
  4. Статья 154 Жилищного кодекса РФ. Плата за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги наравне с платой за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также за холодную воду и горячую воду.

Видим, что необходимая законодательная и нормативная база создана. Нет препятствий для заключения энергосервисных контрактов на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения объектов.

Решение общего собрания собственников для заключения энергосервисного контракта в МКД не нужно!

Заключение энергосервисного контракта на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения (именно такая формулировка правильная) не подпадает под действие статьи 44 ЖК РФ, которая регулирует вопросы, решаемые общим собранием жильцов.

Эти действия являются прямой ответственностью управляющей компании. Если УК государственная (муниципальная), необходимо проведение торгов по федеральному закону №223-ФЗ (по полному циклу, от планирования до закрытия) и заключение государственного (муниципального) энергосервисного контракта. Если частная – она может стать стороной энергосервисного договора.

В настоящее время на территории города Москвы заключена почти 1000 энергосервисных контрактов по внутреннему освещению МОП, начиная с 2014 года. Это позволяет давать определенные рекомендации. В частности, как доработать рекомендованную Минэкономразвития России форму энергосервисного контракта под специфику региона, а заказчикам учесть все необходимое и обезопасить себя от возможных проблем при реализации.

Типовая документация на энергосервис на освещении МОП МКД

Важно сделать ссылку на применение расчетно-измерительного способа определения объема потребления энергетического ресурса. Он утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 04.02.2016 №67 с Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Данную методику (раздел по внутреннему освещению) необходимо обязательно включать в состав приложений к контракту, это значительно увеличивает процент проектов, которым суждено жить. Не всегда линии внутреннего освещения выведены на отдельный счётчик, т.е. невозможно взять из показаний учета базовую линию и отчетный уровень потребления, возможно, часть помещений не входят в контракт, и так далее; единственный выход – пользоваться не просто цифрой со счетчика, а расчетами по утвержденной методике

Состав работ и оборудования. В зависимости от потребностей, может включать не только собственно светильники, но и датчики движения, другое инженерное оборудование, а также автоматизированные системы контроля освещения. С учетом текущего разнообразия светильников, датчиков и развития систем управления освещением, цена на полный комплекс работ по модернизации системы внутреннего освещения мест общего пользования кардинально не изменит экономику проекта. Все это необходимо указать в форме приложения к контракту «Перечень энергосберегающих мероприятий».

Срок проведения строительно-монтажных работ. Рекомендуем указывать не более 120 календарных дней от даты заключения контракта, включаем данное требование и в Техническое задание, и в проект контракта.

Режим работы оборудования. Также необходимо оформить в виде приложения к контракту, указав время включения, выключения и снижения мощности по группам светильников, например:

  • Группа 1 – светильники, работающие в темное время суток без снижения мощности (диммирования);
  • Группа 2 – светильники, работающие в темное время для которых предусмотрен режим снижения мощности (диммирования);
  • Группа 3 – светильники, работающие круглосуточно.

Дополнительная экономия. Очень желательно прописать в контракте, как будет распределяться дополнительная экономия, если она возникнет. Причем, чтобы не было лишних разногласий, рекомендуем решение, что вся дополнительная экономия остается у Заказчика работ. Энергосервисная компания при подготовке заявки или заключении договора оценила состав работ, текущее состояние внутреннего освещения МОП и предложила свою цену – процент от экономии. И если такое положение не включить, энергосервисная компания имеет возможность запланировать минимально возможный размер экономии, который в любом случае достигнет, тогда все остальное будет считаться доп.экономией. Такая ситуация менее выгодна заказчику, предполагая минимальные обязанности ЭСКО по экономии, максимальные обязанности Заказчика по платежам. Как говорили в известной рекламе, «Мы не халявщики, мы партнеры!». Вот и энергосервисная компания должна стать для УК настоящим партнером.

Акт приемки монтажа энергосберегающего оборудования. Обязателен для оформления и подписания, проверки качества монтажа и дальнейшего расчета получаемой экономии.

Двухсторонние обязательства Заказчика и Исполнителя. Оформляются в соответствующих разделах контракта.

Переход права собственности. По истечении срока действия Контракта Оборудование, созданное или установленное, включается в состав общего имущества многоквартирного дома в установленном порядке. Оборудование, проектная документация, паспорта и сертификаты на оборудование передаются в Управляющую компанию по акту приема-передачи без дополнительной платы.

Досрочное расторжение. Необходимо расписать, в каких случаях возможно досрочное расторжение контракта, порядок определения остаточной стоимости Оборудования и услуг Исполнителя, иначе придется долго доказывать свою правоту в Арбитражном суде.

Уступка прав требования. Лучше указать, что уступка прав требования допускается, в настоящее время бурно развивается рынок факторинга энергосервисных контрактов, и это может быть выгодно обеим сторонам. Пример предложения .

Документооборот. Чем точнее распишем сроки и состав документов, которыми обмениваются стороны, тем меньше вероятность оказаться в Арбитражных судах.

Состав приложений (рекомендации от эксперт-бюро EnergiaVita)

Приложение № 1 Техническое задание на выполнение электромонтажных работ с целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования электрической энергии на освещение мест общего пользования многоквартирных домов.

Приложение № 2 Объем потребления электрической энергии Заказчиком за Базисный год.

Приложение № 3 Снабжение МКД и тарификация.

Приложение № 4 Фактическое помесячное (поквартальное) потребление электрической энергии за Базисный год. Показатели экономии электрической энергии (планируемые).

Приложение № 5 Стоимость единицы электрической энергии.

Приложение № 6 Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Приложение № 7 Календарный план выполнения работ.

Приложение № 8 Форма Акта достигнутой экономии электрической энергии.

Приложение № 9 Форма Акта внедрения мероприятий по энергосбережению.

Приложение № 10 Режим работы Оборудования.

Приложение № 11 Форма Акта приема-передачи оборудования.

Приложение № 12 Форма Акта приемки монтажа энергосберегающего оборудования в многоквартирном доме.

Приложение № 13 Методика определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (Утверждена приказом Минэнерго России от 4 февраля 2016 года №67).

И последний совет. Необходимо предусмотреть формирование гарантийного или подменного форда оборудования в объеме от 2 до 5% от общего количества светильников. Это позволит службам Заказчика оперативно заменять вышедшее из строя оборудование, без привязки к срокам замены оборудования, прописанным в контракте. Если лимит фонда выбран – в действие вступает Технический регламент гарантийного обслуживания. Если лимит фонда не выбран к окончанию срока действия контракта – остатки фонда возвращаются Исполнителю по Акту.

В следующей статье – про энергосервис по тепловой энергии, также для МКД и бюджетных учреждений.

Всегда ли энергосервис должен приносить экономию? Как быть, если до проекта не соблюдались нормы освещенности? Кто должен следить за выполнением норм после реализации энергосервисного контракта?

Станислав ЛЕРМОНТОВ,
Главный конструктор
ООО «Комплексные Системы»

С появлением энергосервисных контрактов (ЭСК) началась демонстрация нового сериала под названием «ЭСК. Их воплощение и последствия». По мере возможности я смотрю этот достаточно увлекательный сериал. Однако, по законам жанра, в большинстве серий сюжеты разворачиваются вокруг неудачных, но, соответственно, самых увлекательных моментов. По этой причине я вполне допускаю, что, не видя полной картины, составляю своё мнение однобоко и слишком пессимистично. К сожалению, результаты удачно реализованных ЭСК зачастую остаются за кадром, а некоторые, анонсируемые как успешные, на поверку таковыми не оказываются.

Энергосбережение стало новым трендом, но, что гораздо опаснее, в наших условиях оно превращается в самоцель. Обязательность отчётности муниципалитетов по проведению энергосберегающих мероприятий вкупе с дефицитом средств превращает, как это у нас часто бывает, благое намерение в фарс, что теперь усугубляется обязанностью местных властей заключать ЭСК при отсутствии собственных средств.

Зачастую инфраструктура городских и сельских поселений находится в удручающем состоянии. Допустим, на улицу протяжённостью сто метров стоит всего две покосившиеся опоры со светильниками. При этом увеличение количества опор и светильников для получения нормативной освещённости, разумеется, требует средств, которые не вписываются в идеологию ЭСК. Что и кому может дать замена этих двух светильников на более современные? Муниципалитету – возможность отчитаться о проведённом мероприятии и рапортовать о двух- или даже трёхкратном снижении энергопотребления? Однозначно. А что это даст жителям улицы или проезжающим автомобилистам? Ровным счётом ничего: как была тьма египетская – так и осталась. Опасность же здесь заключается в том, что данной улицей теперь займутся очень нескоро, так как по реестрам будет значиться, что работы по модернизации освещения на данном объекте уже проведены. И тут напрашивается вопрос: заключение ЭСК на объекте с неготовой инфраструктурой – это преступление, или того хуже – ошибка?.

Итак, если рассматривать проводимые мероприятия с точки зрения не только экономии энергоресурсов, но и улучшения качества инфраструктуры, а значит и качества жизни людей, то кто, по идее, должен их контролировать? Само население у нас, к сожалению, слишком пассивно (за редким исключением). Мне кажется, что здесь свою лепту должны вносить и такие организации как Горсвет и ГИБДД – ведь это их зона ответственности. Они должны ратовать за то, чтобы после проведения работ объект соответствовал всем нормативам и был годен к эксплуатации. Более того, главы муниципалитетов и администраций должны быть в первую очередь заинтересованы в улучшении освещённости улиц, ведь это не только снижение числа ДТП, но и один из самых заметных для электората результатов. Что, в свою очередь, резко увеличивает шансы победы на очередных выборах. Почему это не всегда происходит? Возможно, хорошее освещение может высветить плохую дорогу, которую всё никак руки не доходят отремонтировать? Или считается, что по темноте ночью мимо хулиганов ты ещё может и проскользнёшь, а вот в свете фонаря тебя сразу заметят и ограбят?

Следующий вопрос: а обязан ли вообще ЭСК приносить фактическую экономию? На самом деле – совершенно необязательно. Согласно утверждённой методике определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, утверждённой приказом Минэнерго России от 04.02.2016 N 67, экономия должна считаться относительно нормативов, а не фактического энергопотребления. То есть, если на длинной улице висят два фонаря, то эффект считается не относительно того, сколько они потребляют, а относительно того, сколько бы они потребляли, если бы создавали на этой улице нормативную освещённость. Сравнивать седалище с перстом не рекомендуется по нормативу. Таким образом, после правильного проведения энергосберегающих мероприятий, фактическое потребление ресурса вполне может и увеличиться! Однако, в подавляющем большинстве случаев, эффект считают именно на основании текущего фактического потребления.

У данного подхода, правда, есть и обратная сторона. Иногда бывает, что улица старыми светильниками освещена слишком хорошо. Соответственно, снизив освещённость до нормируемой, можно получить дополнительную экономию. Однако, такие действия, как правило, приводят к громким возмущениям общественного мнения и скандалам в СМИ. Сделать хуже, чем было – один из самых простых способов политического самоубийства для администрации, и про это также нельзя забывать.

Отдельно стоит вопрос закупки качественного оборудования для ЭСК. Слишком велик соблазн для получения скорейшей окупаемости использовать наиболее дешёвые светильники со, скажем так, «компромиссным» качеством. Каким же образом можно в таких условиях получить качественное оборудование? Первая мысль – прописать требования к светильнику в Техническом задании. Однако даже это никак не определяет надёжность закупаемого оборудования. Гипотетически, светильник может полностью соответствовать всем требованиям по светоотдаче, типу кривой силы света (КСС) и т.д., но умереть при первых заморозках/дожде/просто так через полгода, так как для получения минимальной цены был использован самый дешёвый блок питания, сэкономили на качестве сборки и т.д. Понятно, что в итоге поставщик должен будет устранить все неполадки за свой счёт, однако светопляска на улицах однозначно не прибавит популярности администрации. В связи с этим, в ТЗ начинают досконально прописывать какую-то определённую, желаемую модель светильника, внося уже совсем некорректные требования типа точных габаритов, массы, количества светодиодов и т.д.

Вследствие того, что администрации, как правило, не располагают специалистами-светотехниками достаточной квалификации, составление ТЗ в итоге отдаётся на откуп какому-то определённому производителю/поставщику. Опытные люди, читая ТЗ, практически сразу могут определить, под кого конкретно оно написано. Существует ли выход из сложившейся ситуации? На мой взгляд – да. Предметом закупки должны быть не светильники, а освещённость, яркость дорожного покрытия и другие параметры, отвечающие за потребительские качества и важные именно для эксплуатации осветительной установки в целом. При этом государственные контрольные органы должны иметь возможность (и обязательно ею пользоваться) выборочно контролировать заявленные характеристики светильников и, в случае выявления несоответствия, аннулировать контракт с соответствующими штрафными санкциями и занесением исполнителя в «чёрный список». Параметры освещения улиц должны контролировать ГИБДД и Горсветы при приёмке объекта в процессе реализации ЭСК. Это сделает невозможным проведение бесполезных для жителей ЭСК при отсутствии необходимой инфраструктуры, а также использование светильников с заведомо нечестными характеристиками.

Ещё одним моментом, на который следует обратить внимание, является хайп на тему «умного города». При этом людей, которые понимают, что же такое концепция умного города – единицы. Всё чаще в ТЗ на поставку осветительного оборудования встречаются светильники с возможностью удалённого управления и отслеживания состояния. В этом случае также следует понимать, где данные системы эффективны, а где – нет. Применение сложного удалённого управления для светильников мощностью 50 Вт на настоящий момент экономически нецелесообразно, поскольку модуль управления по стоимости сравним, если не превышает стоимость самого такого светильника. Окупаемость этого модуля за счёт потенциальной экономии электроэнергии может и не наступить за весь срок службы светильника.

Совершенно очевидно, что средств для того, чтобы сразу и всё сделать хорошо, у муниципалитетов нет. Натягивание скудного бюджета на проблемы, требующие решения напоминает… нет, не натягивание совы на глобус, а попытку заткнуть ведро пробкой от бутылки. На этом основании часто слышу вопрос: «Что лучше: сделать плохо, но сейчас, или хорошо, но никогда?». И эту мысль я считаю самой вредной и контрпродуктивной. Делая плохо, но сейчас, ты, скорее всего, не решаешь проблему, а маскируешь её, откладывая неизбежные действия на потом. Возможно – передаёшь эту проблему по наследству следующему руководителю. Достаточно подлый шаг.

Постановление № 1289 и энергосервисные контракты на замену освещения на примере Тамбовской области

Продолжаем публиковать мнения экспертов по реализации в муниципалитетах постановления №1289, в том числе в части обязательного заключения энергосервисных контрактов при отсутствии бюджетного финансирования.

Владислав ЛЯМИН,
Директор ООО «Тамбовагрохимуслуги»
(поставка и монтаж светодиодного оборудования,
опыт работы в отрасли более 10 лет,
лауреат Евразийской светотехнической
премии «Золотой Фотон» 2019

Постановление Правительства РФ от 7 октября 2019 г. № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды» накладывает на организации, финансируемые из бюджетов различных уровней, а также организации с участием государства, новые обязательства по повышению энергетической эффективности.

Этим постановлением Правительство РФ установило новые требования к вышеуказанным учреждениям не только по снижению потребления энергетических ресурсов и воды, но и по заключению энергосервисных контрактов. Бюджетные организации обязаны осуществить действия, направленные на заключение энергосервисного контракта, в случае, если мероприятия утвержденной программы не обеспечены бюджетным финансированием. Это говорит о том, что при нынешней экономической политике у муниципалитетов нет денег на реализацию программ энергосбережения.

Модернизация ради экономии или качества инфраструктуры

И первый вопрос, а что должно стать результатом реализации энергосервисного контракта. Является ли снижение потребления энергии единственной и высшей целью? Или мы хотим на муниципальных объектах получать услуги, качество которых соответствует нормативам, с минимальными затратами на энергию?

Пример. Энергосервисный контракт, село Пичаево, районный центр Тамбовской области. Замена 264 светильников и дополнительная установка 25 светильников. На первый взгляд, всё хорошо, и можно будет отчитаться. Однако при ознакомлении с Техническим заданием выяснилась интересная деталь. В ТЗ указаны 33 улицы и количество светильников на них. При помощи Яндекс-карт удалось измерить протяжённость этих улиц. Эти данные позволили оценить ориентировочный шаг опор. Ниже приведены некоторые результаты для иллюстрации.

Кол-во
светильников,
шт

Расчётный
шаг
опор, м

Последние две улицы в таблице – самые «светлые». Любому светотехнику из этой таблицы становится понятно, что осветить эти объекты в соответствии с требованиями СП 52.13330 без кратного увеличения количества опор невозможно. Существует рекомендация, согласно которой пролёт между соседними опорами при одностороннем размещении светильников не должен превышать пятикратной высоты установки светильников. Данная рекомендация полностью подтверждается светотехническими расчётами. Таким образом, на улице, где высота опор освещения не превышает 8 м, пролёт не должен превышать 40 м. Как видно из таблицы, добиться качественного освещения путём исключительно замены светильников ни на одной улице из перечня не представляется возможным.



Аналогичная картина во многих городах, ПГТ и сёлах, в каких-то в большей степени, в каких-то в меньшей. В Тамбове, областном центре, есть много улиц, на которых нужно проводить значительные объёмы строительно-монтажных работ по прокладке кабеля, установке опор и монтажу светильников. Получить более-менее нормальное освещение без этого не получится. Если пройтись по муниципальным зданиям, то картина не лучше: старая проводка, древние светильники на люминесцентных лампах с электромагнитными пускорегулирующими аппаратами (ЭмПРА), обладающие низким КПД и коэффициентом мощности. Как следствие – низкая освещённость и высокий уровень пульсации светового потока.

Прежде чем устанавливать целевые уровни снижения потребления ресурсов для бюджетных учреждений, нужно определить, а сколько этих ресурсов необходимо и достаточно сегодня, при условии соблюдения норм СНиП, САНПиН, СП и других нормативных документов. В связи с этим необходима разработка новых или корректировка ранее утвержденных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности со стороны бюджетных организаций.

Организация муниципальных закупок

Существует ещё один тяжкий для психики здорового человека момент. Ежедневно отслеживаю госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики – от школ и судов до организаций Горсвета и научных организаций, где есть инженеры. Волосы дыбом встают, когда читаешь технические задания. Там есть ограничения по мощности «не менее … Вт», по цветовой температуре для внутреннего освещения «не менее 6500 К». Что такое пульсации светового потока и уж, тем более, какие по ним есть нормируемые значения – авторы ТЗ явно плохо себе представляют. Гарантийные обязательства прописывают 24 месяца. Требуют температуру корпуса. Прописывают светоотдачу светового модуля и так далее и тому подобное. Все это вопиющая неграмотность с точки зрения светотехники.

Звучало также предложение передать областным (городским) центрам энергосбережения составление планов по энергосбережению. Эти центры есть везде. Однако, судя по размещённым закупкам, они не помогают ни методически, ни в составлении планов энергосбережения, ни хотя бы в составлении технических заданий.

В комиссиях Заказчиков, в уполномоченных органах по государственным и муниципальным закупкам должны обязательно присутствовать технические специалисты и представители региональных центров энергоэффективности. Только тогда можно будет говорить о реальных программах энергосбережения.

Практические кейсы. Энергосервисные контракты на замену освещения в Тамбовской области

В Тамбовской области с 2016 года выполнено 11 энергосервисных контрактов по уличному освещению. Кратко их опишу, выводы делайте сами.

  1. Город Кирсанов, районный центр
    Закупка №0164300015516000013
    Размещено: 16.06.2016
    Срок контракта 7 лет
    Единственный участник и победитель конкурса – компания «ААА Инжиниринг», город Москва.
    Светильники поставляет компания «Новый Свет», город Рязань.
    Стоимость контракта 12 676 951,05 руб.

Причина была простая. Заказчик не разбирается в этом вопросе, а компания «Новый Свет» не выпускала на тот момент светильники с линзами, в том числе с КСС – Ш. Однако цена светильника с КСС-Д подходила для получения максимальной прибыли энергосервисной компанией.

Кривой силы света не обошлось. Поставщик, компания «Новый Свет», в паспортах завысила световой поток, по сравнению с ies-файлами (в этих файлах находится вся измеренная лабораторией фотометрическая информация) на эти светильники. В свою очередь, компания «ААА Инжиниринг» завысила эти значения по сравнению с паспортами от компании «Новый Свет». При этом Заказчик даже не пытался контролировать эти параметры и не затребовал светотехнические расчёты.

В 2017 году я приезжал и обследовал улицы: уже через год был массовый выход светильников из строя. Качество освещения ужасное, что видно и на фото. (Автор и редакция понимают, что фото не является стопроцентно объективным свидетельством, однако все же решили привести их, поскольку они сделаны автором как свидетелем обстановки в обсуждаемых поселениях, собственноручно).




На фото – эффект установки светодиодных светильников по энергосервисному контракту, г. Кирсанов, фото сделаны в июле 2017 г.

  1. Город Мичуринск, районный центр
    Закупка №0164300012716000053
    Размещено: 26.07.2016
    Стоимость контракта 34 778 906,25 руб.
    Единственный участник и победитель конкурса – компания «ААА Инжиниринг», город Москва.
    Светильники поставляет компания «Новый Свет», город Рязань.

Всё то же самое, что и в Кирсанове. КСС – Д. Ложные данные по световому потоку. Отсутствие светотехнических расчётов.

В Мичуринск также приезжал в 2017 году. Опять массовый выход из строя светильников. Освещение очень низкого качества.

В этом энергосервисном контракте уже прогресс: две заявки, правда, конкурента не допустили. И в техническом задании уже прописали КСС – Ш. Это у компании «Новый Свет» наконец-то появились светильники с линзами! А в остальном – без изменений. Недостоверные данные по световому потоку светильников. Отсутствие светотехнических расчётов. Полное бездействие Заказчика.



  1. Город Уварово, районный центр
    Закупка №0164300006917000066
    Размещено: 30.05.2017
    Заявки компаний Корпорация «Ледтехнолоджи» и ООО «СРР Энерго» отклонены, как не соответствующие требованиям.
    К конкурсу допущен единственный поставщик АО «ААА Инжиниринг».
    Светильники компании «Новый Свет».
    Стоимость контракта 38 708 681,99 руб.

Всё без перемен. «Новый Свет» и «ААА Инжиниринг» дают сильно завышенные параметры светового потока. Светотехнических расчётов нет. Заказчик бездействует.

Единственный энергосервисный контракт, в котором скрыта информация о светильниках.

Всё то же самое, что и в Знаменке. Светильники «Победа», несоответствие требованиям постановления Правительства РФ №1356, отсутствие светотехнических расчётов.



В техническом задании были прописаны требования к светильникам мощностью 50, 75 и 100 Вт, совершенно случайно совпавшие с характеристиками светильников серии «Кедр 2.0» производства компании ООО «ЛЕД-Эффект». Одним из основных требований ТЗ являлась величина светоотдачи светильников не менее 140 лм/Вт. «ААА Инжиниринг» предложил светильники «Тополь М 2.0» той же фирмы, с такими же характеристиками. На сайте производителя светильник «Тополь М 2.0» отсутствует, есть только «Тополь М» со светоотдачей 100 лм/Вт. При этом его цена в 3 раза ниже, чем у «Кедр 2.0». В связи с этим закрадываются определённые сомнения в равнозначности светоотдачи светильников «Тополь М 2.0» и «Кедр 2.0». Для подтверждения или опровержения факта установки на объекте светильников со светоотдачей 140 лм/Вт (в соответствии с ТЗ) требуется проверка в лаборатории и, надеюсь позже мы получим эти результаты. К надёжности светильников претензий пока нет: из 1300 штук на данный момент вышло из строя не более 10.

С другой стороны, данный контракт фактически бесполезен при замене светильников 1-в-1, и сейчас увидим, почему. Однако, ни у Заказчика, ни у энергосервисной компании не возникло сомнений относительно полезности их контракта для жителей и автомобилистов.

Примеры. Дорога шириной 6-7 метров. Расположение опор одностороннее, с шагом 30-35 метров. Высота опор 9 метров. Вдоль опор обочина. Противоположная сторона ограждена. Вплотную к ограждению находится лесополоса. На опорах стоят старые крепления, благодаря чему светильники «задраны» под 45°. Они освещают дорогу, но вместе с ней и лес на противоположной стороне. Установка новых консолей с оптимальным углом наклона, подбор правильной КСС и меньшая мощность светильника позволили бы качественно осветить дорогу с минимальными энергозатратами.

Отдельно хочется остановиться на освещении нескольких улиц города. Опоры стоят на расстоянии 8 – 20 метров от проезжей части, где сплошной линией растут деревья и высокие кустарники. Через и сквозь них пытаются осветить проезжую часть.

Другой пример, перекрёсток. Главную дорогу пересекает второстепенная, и через 10 метров железнодорожные пути. В радиусе 60 метров ни одной опоры со светильником. Такие тёмные пятна встречаются часто. Попадаются даже места, где опоры есть, а светильников нет. Причины отсутствия светильников неизвестны. Могу предположить, что установка дополнительных светильников и опор может привести к удорожанию ЭСК и увеличению срока окупаемости.

Про светильники «ЭКОНЕКС» ничего не могу сказать, не сталкивался. А про бессмысленность этого энергосервисного контракта из-за большого шага опор писал выше.

  1. РП Мучкапский, районный центр
    Закупка № 0164300040519000010
    Размещено 30.07.2019
    Единственный участник и победитель АО «ААА Инжиниринг».
    Стоимость контракта 8 318 481,66 руб.

Замена 370 светильников. Энергосервисный контракт выполнен.

Но 07.07.2020 появляется закупка № 0164300040520000009 «Установка энергосберегающих фонарей уличного освещения в р.п. Мучкапский, Мучкапского района, Тамбовской области». Начальная цена 741 319,00 рублей. На 27 улицах посёлка требуется установка 60 светильников. Технические характеристики те же самые, что и в энергосервисном контракте. В смете указывается только монтаж светильников. Опоры есть. Могу предположить, что замена 370 светильников не обеспечивала необходимое освещение улиц. При этом установка дополнительных была экономически невыгодна энергосервисной компании. Поэтому энергосервисный контракт проводили исходя из экономических показателей. А потом выделили деньги из муниципального бюджета для установки дополнительных светильников и получения требуемой освещённости.

Вот и возникает вопрос: а зачем такой энергосервисный контракт?

Был еще энергосервисный контракт по освещению в школе. Из всей информации известно одно: в спортивном зале установили светильники «Победа».

Сейчас реализуется энергосервисный контракт по освещению в городской больнице №3. Честно говоря, терзают смутные сомнения. ЭСК в больнице очень тяжело окупается.

Проблемы энергосервиса для решения задач муниципалитета

Главный принцип энергосервисных контрактов – получить максимальную прибыль при минимальных затратах, в это же время о качестве и соответствии нормам, большинство энергосервисных компаний, с которыми доводилось сталкиваться в Тамбовской области, не задумываются. Муниципалитетам, заключившим энергосервисный контракт, приходится оплачивать светильники, зачастую, непонятного качества, монтаж светильников и кредитные проценты. Чаще всего контракты заключаются на 7 лет. И что получают муниципалитеты? Про качество писал. Нормативную освещённость? Чаще обычного – нет. Её просто невозможно получить без установки большого количества дополнительных опор со светильниками, переноса опор, увеличения высоты установки светильников.

Длительный срок службы? Тоже под вопросом. Даже если установлены качественные светильники, что будет после окончания энергосервисного контракта? Срок службы качественного светильника, с учётом потерь светового потока, примерно 12 лет.

Через 5 лет после окончания энергосервисного контракта можно будет ожидать массового выхода светильников в короткий срок. На этот момент у муниципалитетов не будет базы для нового энергосервисного контракта и придётся искать средства для замены большого количества светильников.

Предлагаемая схема работы по замене уличного освещения в муниципалитете

Рассмотрим на примере, как было бы целесообразно действовать для модернизации уличного освещения в г. Тамбове.

Все улицы разбиваются на 4 группы:

  1. Улицы, на которых проводится только замена светильников, при этом получается максимальная экономия (годовая экономия больше, чем вложенные средства)
  2. Улицы, на которых проводится только замена светильников, но экономия ниже, чем в первой группе (годовая экономия меньше, чем вложенные средства)
  3. Улицы, где высокая годовая экономия от прямой замены светильников, но требуются дополнительные расходы на установку новых опор, прокладку кабеля, увеличение высоты установки светильников, закупку дополнительных светильников для достижения нормированного освещения.
  4. Улицы с низкой экономией и большими дополнительными затратами, необходимыми для получения освещения согласно СНиП, СанПиН, СП и других нормативных документов.

Все этапы программ должны подкрепляться инженерными и экономическими расчётами.

Замена светильников начинается с 1 группы улиц, для получения максимальной экономии бюджета муниципалитетов. После замены светильников на улицах 1 группы, начинается замена на улицах 2 группы. Приступая к замене освещения на улицах 3 и 4 группы, необходимо будет выполнить проекты, по установке дополнительных опор и прокладке кабеля.

Растянутые на 7-8 лет программы энергосбережения позволят на каждом этапе применять всё более новые технологии, которые будут увеличивать эффективность мероприятий по энергосбережению.

Технические изделия, применяемые для энергосбережения, имеют свой срок службы. Устанавливая их поэтапно, создаём условия и поэтапной замены в будущем, когда они будут выходить из строя, что позволит снизить нагрузку на региональные и муниципальные бюджеты.

Читайте также: