Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома

Обновлено: 23.04.2024

Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома

III. Работы и услуги по содержанию иного общего имущества

в многоквартирном доме

23. Работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме:

сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;

влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;

мытье окон;

очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов);

проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.

24. Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года:

очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;

сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;

очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);

очистка придомовой территории от наледи и льда;

очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2018 N 1572)

(см. текст в предыдущей редакции )

уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.

25. Работы по содержанию придомовой территории в теплый период года:

подметание и уборка придомовой территории;

очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2018 N 1572)

(см. текст в предыдущей редакции )

уборка и выкашивание газонов;

прочистка ливневой канализации;

уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.

26. Работы по обеспечению вывоза, в том числе откачке, жидких бытовых отходов:

содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения;

вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории;

вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории.

(п. 26 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232)

(см. текст в предыдущей редакции )

26(1). Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

В настоящем перечне понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".

(п. 26(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2018 N 1572)

(см. текст в предыдущей редакции )

26(2). Организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

(п. 26(2) введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 N 1572)

27. Работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.

28. Обеспечение устранения аварий в соответствии с установленными предельными сроками на внутридомовых инженерных системах в многоквартирном доме, выполнения заявок населения.

29. Проверка состояния и при необходимости выполнение работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома.

(п. 29 введен Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649)

30. Работы и услуги, предусмотренные разделами I и II настоящего перечня, которые могут повлиять на обеспечение условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома, выполняются с учетом обеспечения такого доступа.

Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

14 ноября 2017

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на обращение в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению ЖК РФ, Правила № 491 не содержат.

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее - ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Учитывая вышеизложенное, Минстрой России полагает, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.

А.В. Чибис

Обзор документа

Минстрой России считает, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Какие требования энергоэффективности зданий считать первоочередными

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Какие требования энергоэффективности зданий считать первоочередными

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Новые СанПиН: полезные для УО и ТСЖ рекомендации Роспотребнадзора

17 мая Роспотребнадзор издал методические рекомендации по выполнению санитарно-эпидемиологических требований новых СанПиН 2.1.3684-21. Узнайте, какие рекомендации по соблюдению правил и норм дало ведомство, как часто УО должны делать влажную уборку в подъездах домов и как содержать контейнерную площадку для ТКО.

Новые СанПиН 2.1.3684-21 вступили в силу 1 марта 2021 года и вызвали вопросы у организаций и экспертов ЖКХ

СанПиН 2.1.3684-21 вступили в силу с 1 марта 2021 года. В них прописаны правила и нормы по содержанию контейнерных площадок, территорий и помещений, качеству воды, воздуха и почвы. Документ утверждён постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 и будет действовать до 1 марта 2027 года.

Новые правила и нормы напрямую касаются управляющих многоквартирными домами: организаций, ТСЖ и кооперативов. Исполнение требований законодательства к санитарно-эпидемиологическому благополучию жителей МКД входит в перечень их обязанностей.

Когда СанПиН 2.1.3684-21 были утверждены, новость о документе быстро распространилась в профессиональном сообществе и вызвала негативную реакцию экспертов, законодателей и организаций, работающих в ЖКХ. Причина тому – п. 126 СанПиН 2.1.3684-21, где прописано требование к ежедневной влажной уборке мест общего пользования МКД с применением моющих и чистящих средств. Исполнение этого требования может привести к значительному росту размера платы за жилое помещение для собственников.

Об этом в Роспотребнадзор, Правительство и Госдуму России писали управляющие организации, законодатели и профильные ассоциации. Член партии «Единая Россия», депутат Мосгордумы Александр Козлов просил приостановить действие правил и доработать их вместе с экспертами ЖКХ.

В итоге Роспотребнадзор направил в Минстрой РФ письмо, в котором дал первые разъяснения по применению СанПиН 2.1.3684-21.

Роспотребнадзор выпустил методические рекомендации с разъяснениями отдельных положений СанПиН 2.1.3684-21

В письме Минстрою РФ ведомство признало, что требование по ежедневной влажной уборке в МКД – техническая неточность. Периодичность проведения уборки в доме определяют собственники помещений на общем собрании и отражается в договоре управления.

Эту же точку зрения на толкование нормы об уборке Роспотребнадзор отразил в Методических рекомендациях от 17.05.2021 МР № 2.1.0246 – 21 по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, вошедших в СанПиН 2.1.3684-21 (далее – МР). Рекомендации коснулись и других пунктов документа, которые напрямую касаются работы управляющих домами.

Согласно п. 1.2 МР, нормы и правила 2.1.3684-21 могут использовать в своей работе граждане, юрлица, ИП, органы власти и муниципалитеты, в том числе при проектировании, строительстве и реконструкции объектов. Документ содержит несколько тематических разделов. Среди них пояснения по содержанию городских и сельских территорий, обеспечению качества питьевой воды, содержанию зданий и помещений и обращению с ТКО.

Рассмотрим рекомендации, которые важны для управляющих домами в их работе по содержанию общего имущества собственников: кратности влажной уборки в доме и организации контейнерных площадок для ТКО.

Частоту влажной уборки в МКД устанавливают собственники на общих собраниях или застройщик

В п. 8.2 МР Роспотребнадзор подробно остановился на определении периодичности влажной уборки полов в местах общего пользования многоквартирных домов. В п. 126 СанПиН 2.1.3684-21 указано, что делать это следует с применением моющих и чистящих средств ежедневно. Но в МР ведомство отметило, что частота уборки должна соответствовать нормам жилищного законодательства.

  • решении ОСС при непосредственном управлении домом;
  • договоре управления с УО;
  • порядке, определённом в Уставе ТСЖ или кооператива;
  • договоре оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества согласно ч. 1.1 ст. 164 ЖК РФ;
  • решении застройщика в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ.

При проведении санэпиднадзора за содержанием помещений общего пользования МКД Роспотребнадзор рекомендовал учитывать требования жилищного законодательства к кратности влажной уборки в домах.

О новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора

Собственник площадки для ТКО отвечает за её содержание и вправе подать запрос на оценку её соответствия нормам НПА

  • Нельзя промывать и дезинфицировать контейнеры прямо на площадках (п. 8.1 МР). Где это делать, должны определить органы местного самоуправления.
  • Проводить уборку, дезинсекцию и дератизацию контейнерной площадки может собственник площадки самостоятельно или специализированные организации по договору с ним.
  • Кратность вывоза ТКО с мест их накопления зависит от температуры воздуха. При плюс 5°C и выше – раз в сутки. При плюс 4 °C и ниже – не реже раза в трое суток.

В п. 2.1 МР Роспотребнадзор дал пояснения по оценке соответствия контейнерных площадок требованиям в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Такая оценка проводится согласно п. 2 правил обустройства мест накопления ТКО, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039.

Заключение о соответствии площадки установленным требованиям составляет территориальный орган Роспотребнадзора, например, по запросу собственника площадки. Ведомство делает это при наличии сведений, позволяющих дать соответствующую оценку месту накопления ТКО (п. 2.2 МР).

Согласно п. 2.3 МР, заключение оформляется на бланке территориального органа Роспотребнадзора. Шаблон такого заключения представлен в приложении к МР:

Семинар от Ассоциации «Р1»: вопросы управления домами в 2021 году

Управляющие домами должны разрабатывать программу контроля качества и безопасности воды

Согласно п. 78 СанПиН 2.1.3684-21, управляющие организации должны проводить производственный контроль качества питьевой и горячей воды. Как отметила Глава Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец, после устранения аварий на внутридомовых инженерных сетях дома УО должна промыть и продезинфицировать систему водоснабжения с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности воды (п. 82 СанПин 2.1.3684-21).

  • перечень контролируемых показателей качества питьевой воды и их гигиенические нормативы;
  • методики определения показателей;
  • план пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода и в точке, ближайшей к границе эксплуатационной ответственности дома;
  • количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований, по каждому пункту отбора проб;
  • календарные графики отбора проб воды и проведения их испытания.

Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы водоснабжения индивидуально и указаны в приложении 2 к СанПиН 2.1.3684-21.

Почему рекомендации Минстроя РФ не могут нарушать права жителей МКД

Рекомендации носят необязательный характер, но УО должны исполнять требования СанПин 2.1.3685-21

  • При проведении оценки уровня шума в жилых помещениях применяются нормативы из п.п. 100, 104 СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Дератизацию и дезинсекцию в местах общего пользования многоквартирных домов проводят УО, ТСЖ или кооперативы, в помещениях МКД – их собственники.
  • В соответствии с п. 133 СанПиН 2.1.3684-21, не допускается захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений в МКД.

Отметим, что рекомендации любых министерств и ведомств, в том числе Роспотребнадзора, не являются нормативно-правовыми актами и не содержат обязательных для исполнения правил поведения. Как отметил Верховный суд РФ, они носят рекомендательный характер. Но при этом УО следует соблюдать нормы СанПиН 2.1.3684-21 – это обязательные требования к управляющим домами (ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).

    ;;; для выполнения новых требований.

Надеемся, что они будут вам полезны для выполнения обязательных требований новых СанПиН 2.1.3684-21.

Освещение придомовой территории

Подборка наиболее важных документов по запросу Освещение придомовой территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Освещение придомовой территории

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 N 19АП-2947/2021 по делу N А14-10198/2019
Требование: О взыскании за счет средств муниципальной казны стоимости потребленной без договора электрической энергии.
Решение: Требование удовлетворено. Принимая во внимание, что опоры уличного освещения не запитаны на внутридомовой системе энергоснабжения (из ВРУ МКД), арбитражный суд области пришел к правомерному выводу о том, что уличное освещение придомовой территории многоквартирных домов N 22- N 24 по ул. 20-летия Октября не может являться общим имуществом в многоквартирном доме.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 18.06.2020 N 33-851/2020
Категория спора: Поставка электроэнергии.
Требования абонента: 1) Об оспаривании акта о безучетном потреблении; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об аннулировании начисленной задолженности.
Требования ресурсоснабжающей организации: 4) О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Материалами дела установлено, что в отношении физического лица установлен факт бездоговорного потребления электрической энергии.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Удовлетворено. Как верно указано судом первой инстанции, то обстоятельство, что осветительный прибор был установлен не лично Ю.Т., но имел для нее потребительскую ценность, факта самовольного подключения к сетям ООО "ВСК" не исключает. Осветительный прибор (прожектор) принадлежал Ю.Т., что она сама подтвердила своим заявлением от , и использовался для освещения ее придомовой территории, что повлекло бездоговорное потребление электрической энергии.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Освещение придомовой территории

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения Факт выполнения обществом работ и их принятия для обеспечения потребностей муниципального образования (устройство наружного освещения придомовых территорий многоквартирных домов) судами установлен. Ответчик не оспорил объем и качество выполненных работ, их стоимость и сроки выполнения. Администрация не представила также доказательств фактического выделения средств на оплату выполненных работ. В связи с этим вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении иска за счет средств казны муниципального образования основан на законе. "

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Исследование проблем правовой охраны окружающей среды в городах: методологический аспект
(Лисина Н.Л.)
("Экологическое право", 2018, N 4) Сравнительно недавно Правительство Российской Федерации стало внедрять новую модель развития городов, ориентированную на комфортную городскую среду, благоустройство территорий муниципалитетов. В 2017 - 2018 гг. на эти цели было выделено значительное финансирование, и планируется финансирование в последующие годы. Проводятся уборка, озеленение, организуется освещение общественных мест, во многих городах обустраиваются придомовые территории, реконструируются существующие скверы и парки, возводятся новые тысячи квадратных метров жилья и т.п. Д.А. Медведев на одной из дискуссионных площадок форума, посвященного проблематике городской среды, высказался о целях и перспективах указанной работы, указав, что "главная цель - не квадратные метры, а жилье в комфортной среде, отвечающей подходам XXI века. и чем красивее и удобнее город, тем больше туда едет квалифицированных специалистов, а те, кто вырос в этом городе, не ходят оттуда сбежать как можно быстрее" .

Нормативные акты: Освещение придомовой территории

Постановление Госстроя РФ от 23.02.1999 N 9
(ред. от 12.10.2000)
"Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства" В эту статью себестоимости включаются расходы по уборке придомовой территории, а также содержанию и освещению мест общего пользования жилых домов; очистке дымоходов; обслуживанию лифтов; противопожарным мероприятиям; дезинфекции и дератизации, озеленению; вывозу твердых бытовых отходов, другие расходы по обеспечению санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004"
(утв. Госстроем России) замена и установка фотовыключателей, реле времени и других устройств автоматического или дистанционного управления освещением общедомовых помещений и придомовых территорий;

Освещенность придомовой территории

Подборка наиболее важных документов по запросу Освещенность придомовой территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Освещенность придомовой территории

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Форма: Должностная инструкция дворника (профессиональный стандарт "Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) 13) требования к освещенности придомовой территории;

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Форма: Требование (претензия) собственника жилья о ненадлежащем исполнении товариществом собственников жилья обязательств по управлению многоквартирным домом
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) С учетом вышеизложенных норм жилищного законодательства ТСЖ должно обеспечивать требуемое санитарное состояние и нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках в подъездах, их освещенность искусственным светом, уборку придомовой территории и т.д.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Освещенность придомовой территории

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Жилищно-коммунальные услуги: права потребителей"
(Корягин А.Е., Соколова И.Е.)
("Библиотечка "Российской газеты", 2013) - если нарушаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (нормы освещенности придомовых территорий, оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий, допустимые уровни шума, проникающего в помещения жилых зданий, предельно допустимые уровни вибрации в помещениях жилых зданий, предельно допустимые уровни инфразвука на территории жилой застройки и в жилых зданиях, допустимые уровни электромагнитных полей для населения, допустимая напряженность магнитного поля);

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
(постатейный)
(Коржов В.Ю., Панин А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010) Уровни освещенности придомовых территорий установлены приложением N 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".

Нормативные акты: Освещенность придомовой территории

Читайте также: