Не ставят светильник под спудом

Обновлено: 27.04.2024

Светильник под спудом. Часть 1. Житие преподобного отца монаха Герасима Краснослобожца

Саровская пустынь. В XVIII и начале XIX века это был один из самых почитаемых в народе и авторитетных среди подвижников монастырей. Именно в Саров благословляли своих наиболее ревностных духовных чад опытные духовники. Пустынь славилась высоким подвижничеством, строгой монашеской жизнью. Именно в Сарове явился один из величайших (если не сказать – самый великий) святой нового времени – преподобный Серафим.

При воспоминании о преподобном Серафиме невольно возникает вопрос: откуда вдруг в российской глубинке, в глухих темниковских лесах, в небольшом монастырьке Тамбовской епархии мог появиться светильник, подобный великим подвижникам древнего православного Востока, истинный боговидец, созерцатель и носитель нетварного света? Преподобный Серафим, несомненно, был знаком с творениями учителей древнего православного монашества, но не более, чем любой другой усердный русский монах его времени. Рукописное собрание Саровской пустыни (РГАДА, ф. 357) располагает не бедной, но и не уникальной подборкой литературы по данному вопросу, а печатные издания славянских и русских переводов святых отцов и основоположников монашества в то время еще не получили такого распространения, как с середины XIX столетия. Так что предположить здесь опыт в значительной мере книжный было бы неверно. Говорить же исключительно о сверхъестественных откровениях – значит подвергаться опасности спутать великую святость с прелестью. Единственный вывод, который напрашивается сам собой: святость преподобного Серафима – плод гениального ученичества, умения усваивать и преумножать духовный опыт наставников, сподвижников, сомолитвенников и сотаинников.

Выдающаяся личность преподобного Серафима как бы невольно заслонила собой от взора потомков плеяду его предшественников и современников, подвизавшихся в Сарове. Собор саровских старцев поистине не менее велик и ярок, чем собор старцев оптинских. Однако в отличие от Оптиной пустыни, духовный расцвет которой приходится почти на столетие позже, Сарову не пришлось стать центром духовной жизни России своей эпохи. Расцвет Сарова во второй половине XVIII – начале XIX веков совпал с глубоким охлаждением к вере среди аристократии и образованных сословий. Даже среди представителей высшей церковной иерархии, в то время также нередко далеких от подлинного духа церковности, саровские подвижники часто не находили должного понимания. Редким исключением из этого ряда был митрополит Санкт-Петербургский Гавриил, который, будучи сам истинным иноком и ценителем подлинного монашеского опыта, стремился возродить духовную жизнь в своей епархии. Для этой цели он привлекал и саровских монахов. В том числе оттуда он взял настоятеля в Новгородский Юрьев монастырь, привлекал воспитанников Сарова и к миссионерской деятельности, особенно среди раскольников. Однако самой, пожалуй, выдающейся «находкой» митрополита Гавриила был валаамский игумен Назарий, приглашенный митрополитом на это место прямо из отходной пустынной келлии Сарова. Именно игумену Назарию удалось не просто начать дело возрождения пришедшего в упадок древнего Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, но и воссоздать на островах Валаамского архипелага целую монашескую колонию, включавшую, помимо основного монастыря, скиты, пустыни, келлии, – словом, поистине, русский Афон, сходство которого с идеалом монашества – Святой Горой состояло в преемственности духовного молитвенного опыта, а подчеркивалось уединенным положением и необычной природой архипелага. Однако и Валаам, несмотря на свою широкую известность, так же, как и Саров, остался тайной для мира, а многих подвижников его мы знаем, в лучшем случае, только по именам.

Итак, к величайшему сожалению, Саров, как и некоторые другие выдающиеся монастыри его духа и поколения (Площанская пустынь, Пешношский монастырь и др.), в силу ряда внешних причин не имел того влияния на духовную жизнь русского общества, какое имела с середины XIX века Оптина. Скорее именно к Сарову, а не к Оптиной, подходит определение «святыня под спудом», так как он, будучи целью паломничества и идеалом монастыря среди сословий традиционно благочестивых – крестьянства и купечества, не нашел среди них для себя ни летописцев, ни бытописателей, никого, кто бы стремился по мере своего понимания донести его свет до тех, для кого монашеские идеалы были поначалу чужды и непонятны.

Литература о Сарове крайне скудна. Кроме двух вполне серьезных книг иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Авеля (Ванюкова), воспитанника Сарова, принятого в лавру в период наместничества архимандрита Антония, можно назвать лишь упоминание о саровских подвижниках в Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря митрополита (тогда – архимандрита) Серафима (Чичагова). Только в этих работах, при всем почитании великого старца Серафима, все же настойчиво проводится мысль, что такое выдающееся явление могло произрасти лишь на плодородной почве живого монашеского опыта, носителями которого были саровские подвижники, ибо в противном случае великий преподобный был бы древом без корней, а не той маслиной плодовитой, от которой в значительной мере начался поворот высших сословий русского общества к вере и Церкви.

иеромонах Авель в предисловии к книге «Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся» [1] пишет: «Общежительная Саровская пустынь находится в Тамбовской епархии, на границах Нижегородской и Тамбовской губерний, на расстоянии от москвы в четырехстах, от города Арзамаса в шестидесяти, а от города Мурома Владимирской епархии в ста двадцати верстах, в лесу, на возвышенной горе, между двумя речками Сатисом и Саровкою, соединившимися вместе под монастырем. Мирские селения отстоят от монастыря верст на двадцать, и ближе нет жительства, как на пять верст, и притом с одной стороны. Местоположение пустыни очень красиво и восхищает душу всякого посетителя. Монашеское благочиние соблюдается со всей строгостью; трогательная продолжительная служба умиляет сердце; во время пения столпового, по чину Афонския горы, сладостное чувство наполняет душу, и в церкви особенно возбуждается благоговение к подвижникам, иноческими добродетелями в общежитии просиявшим. О сей пустыни по справедливости можно сказать, что в нынешнем веке это примерная пустынь. Она не только по внешности красива, но и внутренно украшена христианскими монашескими правилами и подвигами благочестивой жизни приснопамятных мужей, подвижников добродетели, каковы были: первоначальник иеросхимонах Иоанн, преемник его, ученик и сподвижник строитель Димитрий, благочестивый старец Ефрем, благоговейный муж Пахомий, смиренный Исаия, ревностный Питирим, строгий Иоаким, правдивый игумен Нифонт, пустынник игумен Назарий, иеросхимонах Дорофей, схимонах Марко, иеромонах Серафим, Иларион, иеродиакон Александр и другие. Подвиги сих мужей и поднесь сохраняются в памяти людей, чтущих благочестие. Подвижники сии совершенно преданы и полезны были обители; служа дня нея украшением духовным, в своей жизни достоподражательный пример подавали братии в твердом уповании на помощь Бога Всемогущаго, Которому Единому посвятили они на служение тело и душу свою. Они пребывали в безмолвии и вместе с тем в непрестанной молитве, беседуя всегда мысленно с Богом; при содействии благодати Божией, имели мудрое и тонкое познание сердца человеческого и, аки светильники, озаряли чистым светом учения Христова всех приближающихся к ним, указуя всякому истинный путь, ведущий к спасению. Сколь святыми добродетелями украшена была душа их! Какой духовной доблести в них недоставало! В вере тверды, в терпении непоколебимы, в молитве неутомимы, в воздержании постоянны, даже в тяжком предсмертном борении плоти бодры и сильны. Не изнемогая в благочестии, но горя несомненною верою, с теплою молитвою предавали они дух свой в руки Бога Живаго. Посему душеполезно воспомянуть некоторые черты из жизни их, назидательные мысли, какия любили они повторять, и их труды на пользу святой обители Саровской». Говоря о книге иеромонаха Авеля, нельзя не отметить тот факт, что о преподобном Серафиме говорится в ней как о первом среди равных подвижников саровских, а кроме монашеских поучений преподобного Серафима, ныне всем известных, приводятся аналогичные поучения его старших соверменников, например игумена Назария, весьма близкие к ним и по духу, и по стилю, что опять-таки говорит о наличии своеобразной саровской монашеской школы, вершиной которой и стал преподобный Серафим.


Однако в работу о. Авеля не вошли некоторые жизнеописания саровских монахов, содержащиеся в рукописных сборниках монастырской библиотеки. Причину этого нам объяснить трудно: эти рукописи относятся к концу XVIII – началу XIX веков и едва ли могли быть ему неизвестны. Скорее всего, это можно объяснить тем, что эти жития были вполне обычны и заурядны для добросовестных саровских монахов и не являлись выдающимися на фоне не только подвигов самого преподобного Серафима, но и других его сподвижников, таких как игумен-пустынник Назарий, саровский духовник иеромонах Иларион, отшельники схимонах Марко и иеродиакон Александр.

Что же касается жизнеописания первого поселенца Сарова, жившего там еще задолго до основания пустыни, Герасима Краснослобожца, оно крайне скудно и послужило лишь основанием для упоминания о нем в литературе.

Публикуемые жизнеописания интересны нам еще и тем, что, не являясь житиями прославленных святых и будучи предназначены только для внутреннего монастырского чтения, они, несмотря на свойственное эпохе и жанру обилие риторики, абсолютно лишены чисто агиографической приукрашенности и схематизма, достаточно откровенны в описании тех или иных искушений и представляют подвижников живыми людьми, а не абстрактными носителями определенного идеала святости. Особенно трогательны в них и некоторые детали: стоит обратить внимание, например, на то, что в тяжелой болезни схимонах Досифей, чтобы не утруждать братию уходом за собой, перестал сначала есть, а потом и пить.

Тексты жизнеописаний приводятся по следующим сборникам из Рукописного собрания Саровский пустыни (РГАДА, ф. 357): Герасима Краснослобожца – по сборнику № 135 лл. 144–147 об., Досифея, его ученика Савватия и иеромонаха Авраамия по сборнику № 325 того же собрания, сверено с Житием Досифея Саровского № 153.

/л. 144/ Житие преподобного отца монаха Герасима Краснослобожца

Сей преподобный отец Герасим где родился и воспитан, нам о том неизвестно; а пострижен в монашеский чин в Краснослобоцком Спаском монастыре; и по любви ко уединенной жизни изыде из того монастыря в самую глубочайшую пустыню, на место называемое старое городище, состоящее в темниковском большом лесу, между рек Сарова и Сатиса, на горе, где ныне стоит Саровская пустынь; и прииде к живущим тамо; пустынножительным монахам, им же бе наставник монах Феодосий. Пожив же с ними малое время остася един: ибо монах Феодосий преселися с своею братиею с того места во град Пензу /л. 144 об./ в некий монастырь в настоятеля. По отшествии же их преподобный отец Герасим препровождал жизнь свою богоугодно; пребывая всегда в посте и молитве. Преобучаше себе подвигу духовному и того добре навыче побеждая страсти душевныя и телесныя, житие стяжал смиренномудрое.

В мирския селения ретко да и то по необходимости из пустыни исходил, питая тело своими трудами, копал мотыкою землю и сеял хлеб каковой у него случался, а при том собирал по лесу всякой овощь, а когда хлеб печаше, всегда мешал пополам с мукою гнилую колоду и тем питаше тело свое; [ядши] на всякой день, аще и на праздник единожды в день, и егда кто к нему прихождаше /л. 145/ от мирских людей, для благословения и душеспасительной беседы или бывши в лесу потреб ради своих заходили к нему ночевать; тогда он той хлеб свой, смешанный с гнилою колодою представлял им ясти, тогда услаждашася в гортани их, аки мед; и насыщахуся им со удивлением видяще хлеб черный и смешанный как сказано з гнилою колодою, а вкус имеяше лучше чистаго; приходящие же людие всегда обретаху его на молитве: или в телесных трудах. То есть лес секушим, землю мотыкою копающим или иное делающа рукоделие; а когда обретаху на молитве тогда он претворялся аки спящей и по многократном от приходящего /л. 145 об./ творении Иисусовой молитвы отвещаваше по обычаю Аминь. Принима всякого приходящаго любезно; угощевав духовно от божественнаго писания а телесно вышесказанным хлебом и овощем лесным.

Сказоваше же приходящим к нему их же знаяше добродетельных быти людей, чудодействие: в нощь на праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы молящуся мне тепло, услышах в горе сей звон так великий, яко месту всему колебатися, и от того времени по многия дни таковый звон мне слышен бывает. Некие же слышаще от него сие, мняще сокровище некое сокровено в земли: и того ради бывает знамение сие, начаша копати землю, ищуще сокровища /л. 146/ но не обрета их. В едино время копающе обретоша шесть крестов каменных четвероконечных, а единой медной складной, и принесоша оныя к преподобному Герасиму вопрошающе его: отче святый жили ль в древния лета на сем месте христиане? он же отвеща им: Господь Бог есть на месте сем: яко сими святыми крестами ныне обретенными по воли Божией быти мню, что место сие прославлено от Бога будет по николиких же летех найде на него искушение таковое: разбойники приидоша в то место и начаша на болшой темниковской и арзамаской дороге разбои творити и грабительныя вещи часто приходяще в келию герасимову деляху свое и ему многие пакости творяху, еще же и [бортники] того места кадомских мордвы бортня /л. 146 об./ ссылаху его, претяще убивством аще не отидет с сего места.

Тогда виде он Герасим таку напасть от диавола себе нанесенную, зело бысть прискорбен и смятеся умом, не зная что сотворити, бояше бо ся: да не постраждет что злое от разбойник или мордвы, паче же от градских начальников за необъявление разбойников, подпаде яко человек малодушию: скорбяще о сем да помоляшеся усердно Богу, да покажет ему место, еже Самому Тому угодно ко спасению души его, яко же весть своими судьбами да избавит его от належащия нань беды, и тако ему молящуся и размышляющу приидоша к нему братия из краснослобожского спасского монастыря в котором от пострижен начаша просити /л. 147/ его от лица всей братии обители той, дабы он пришед к ним принял строительную должность. Тогда он разсмотрел что в рассуждении его вышеобъявленных обстоятельств сие бысть от Божия Промысла, преклонися на их прошение, и пойде к ним в монастырь с тем намерением аще Бог благоволит, то паки в то пустынное место, на нем же живяше возвратитися, ибо зело любляше то место, и бысть в реченном спасском монастыре строителем. Будучи же настоятелем не измени своего пустыннаго жития и правила; поживе же малое время в монастыре с братиею постави себе отшелническую келлию расстоянием от монастыря своего пять верст, на речке ряпке /л. 147 об./ и живяше тамо безмолвствуя с единым немым монахом братия же к нему из монастыря прихождаху благословения ради великия дела духовныя и монастырския по его благословению творяху, любяху бо его яко отца и наставника и никуда кроме той пустынной келлии его не отпускаху, понеже при нем обитель их изобиловала всяким изобилием.

И живяше в той пустынной келлии богоугодно многия лета и питаше тело свое яко же и в преждереченной саровской пустыне возделывая мотыкою землю сам сеяше хлеб и репу и другия овощи; излишнее же в монастырь свой отсылаше, и тако пожыве богоугодно до кончины своея, и еже в жизни своей сподобился от Бога благодать получити; и молитвою своею человеком недуги уврачевати. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веком аминь.

Толкования на Мф. 5:15

Я, говорит Он, возжег свет, а вы своим старанием должны поддерживать этот свет, — и это не для себя только самих, но и для других, которые должны воспользоваться его сиянием и руководствоваться им к истине. Злословие нимало не затмит вашего света, если вы должным образом станете проводить жизнь свою, если будете жить так, как подобает людям, которые должны обратить всю вселенную. Покажите жизнь вполне достойную благодати, чтобы благовествование ваше везде оправдывалось вашей доброй жизнью.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

См. Толкование на Мф. 5:14

Прп. Макарий Великий

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Сам, соделав их светом, повелел, чтобы чрез них просвещался мир, и говорит: «ниже вжигают светильника, и поставляют под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине. Тако да просветится свет ваш пред человеки» (Мф. 5:15-16) . А сие значит: не скрывайте дара, какой прияли от Меня, но сообщайте всем желающим.

Духовные беседы. Беседа 1.

Прп. Исихий Иерусалимский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Поэтому никто пусть не отказывается верить символу Креста, но блаженному и треблаженному древу Крестному поклоняется, – символу того Креста, который отверз нам врата небесные. Уже не «вжигают светильника и под спудом поставляют», под «спудом» же подразумеваю Закон, «но на свещнице», а под «светильником» – Слово. Под Законом, как под спудом, пребывало Слово и оставалось сокрытым для неверных, но когда взошло на Крест и тем самым было поставлено «на свещнице», тогда по всей вселенной воссияло.

Первое слово на Святую Пасху.

Прав. Иоанн Кронштадский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Церковь, как единая, сравнивается… с храминою (светит всем… в храмине).

Дневник. Том XVIII. 10 мая.

Блж. Иероним Стридонский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

См. Толкование на Мф. 5:14

Блж. Феофилакт Болгарский

И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме

Я, говорит, зажег неугасимый свет благодати. Пусть будет делом вашего подвига, чтобы свет вашей жизни светил и другим.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть)

Следовательно, и Я воспламенил вас светом Богопознания не с тем, чтобы сокрыть вас; но вот, Я полагаю вас на подсвечнике, т.е. на высоком месте учения, чтобы вы освещали всех, находящихся во вселенной.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Не ставят… под сосудом, который бы скрывал свет, иначе не для чего было бы и зажигать свечу. То же и в отношении к учителям веры христианской и ко всем христианам. Они должны светом веры и сообразной с верою жизни просвещать весь мир, распространять благо ее на всех. Христиане не должны ее скрывать, но исповедовать и распространять всюду, иначе не достигалась бы вполне высокая цель Христова.

Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Этот город находится на горе: то есть апостолы, пророки и другие учители, наставленные во Христе. А гора - это Христос, о Котором говорит Даниил: Вот камень отсеченный без содействия рук, сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан. 2:34-35). Теперь же другим сравнением евангелист хочет показать, почему Христос Сам открыто являет Своих святых и не позволяет им укрываться. Потому что те, кто зажигают свечу, зажигают ее не для того, чтобы поставить под сосудом, но на подсвечнике, чтобы светила всем в доме. А кто зажигает свечу? Отец и Сын. Что означает эта свеча? Божественное Слово, о Котором сказано: Слово Твое - светильник ногам моим (Пс. 118:105). Чтобы светила - то есть чтобы стало видно и озарилось, кто - в доме Церкви, а кто - в доме всех миров. Что означает подсвечник? Церковь, несущая Слово жизни. В соответствии с этим и Павел говорит: В котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни (Флп. 2:15-16). Соответственно, и всякий муж в Церкви, имеющий слово Божие, называется подсвечником. Сосуд же - это мирские люди, лишенные Бога и всего Божьего.

Прот. Иоанн Бухарев

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

См. Толкование на Мф. 5:14

Лопухин А.П.

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Мысль о городе, поставленном на верху горы, тотчас же обрывается, и Спаситель опять возвращается к речи о свете. Теперь ученики сравниваются с “светильником”, который “светит всем в доме”. Под λύχνος нельзя здесь разуметь “свечи” (как в русском переводе), но — лампу, налитую маслом, потому что свечи у греков и восточных были мало употребительны (Цан). Слово, переведенное в русск. под “сосудом”, слав. под “спудом”, есть латин. modius, хлебная мера, принятая и у греков, = 8,754 литра. По Морисону она равнялась евр. сате или сеа (Сата — древнееврейская мера объема сыпучих тел, третья часть ефы (ок. 6 л.). Прим. ред.). Δυχνία — собственно подставка для лампы, иногда устраивавшаяся до полутора метров в вышину (Евр. 9:2 — “светильник” в скинии, в Апокалипсисе упоминается о золотых светильниках 1:12; 2:1 и проч.).

Троицкие листки

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Вы на то и избраны Мною, чтобы светить всему миру: И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом (иначе для чего было бы и зажигать ее?), но на подсвечнике, и (светильник) светит всем в доме. Итак, не словом только учите, но и делом, и добрым примером своим.

Троицкие листки. №801-1050.

Митр. Иларион (Алфеев)

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Евангелие по Матфею 5:15

Этот город находится на горе: то есть апостолы, пророки и другие учители, наставленные во Христе. А гора - это Христос, о Котором говорит Даниил: Вот камень отсеченный без содействия рук, сделался великою горою и наполнил всю землю ( Дан. 2:34-35 ) . Теперь же другим сравнением евангелист хочет показать, почему Христос Сам открыто являет Своих святых и не позволяет им укрываться. Потому что те, кто зажигают свечу, зажигают ее не для того, чтобы поставить под сосудом, но на подсвечнике, чтобы светила всем в доме. А кто зажигает свечу? Отец и Сын. Что означает эта свеча? Божественное Слово, о Котором сказано: Слово Твое - светильник ногам моим ( Пс. 118:105 ) . Чтобы светила - то есть чтобы стало видно и озарилось, кто - в доме Церкви, а кто - в доме всех миров. Что означает подсвечник? Церковь, несущая Слово жизни. В соответствии с этим и Павел говорит: В котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни ( Флп. 2:15-16 ) . Соответственно, и всякий муж в Церкви, имеющий слово Божие, называется подсвечником. Сосуд же - это мирские люди, лишенные Бога и всего Божьего.

Блж. Иероним Стридонский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

См. Толкование на Мф. 5:14

Блж. Феофилакт Болгарский

И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме

Я, говорит, зажег неугасимый свет благодати. Пусть будет делом вашего подвига, чтобы свет вашей жизни светил и другим.

Евфимий Зигабен

Ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть)

Следовательно, и Я воспламенил вас светом Богопознания не с тем, чтобы сокрыть вас; но вот, Я полагаю вас на подсвечнике, т.е. на высоком месте учения, чтобы вы освещали всех, находящихся во вселенной.

Еп. Михаил (Лузин)

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Не ставят… под сосудом, который бы скрывал свет, иначе не для чего было бы и зажигать свечу. То же и в отношении к учителям веры христианской и ко всем христианам. Они должны светом веры и сообразной с верою жизни просвещать весь мир, распространять благо ее на всех. Христиане не должны ее скрывать, но исповедовать и распространять всюду, иначе не достигалась бы вполне высокая цель Христова.

Лопухин А.П.

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Мысль о городе, поставленном на верху горы, тотчас же обрывается, и Спаситель опять возвращается к речи о свете. Теперь ученики сравниваются с “светильником”, который “светит всем в доме”. Под λύχνος нельзя здесь разуметь “свечи” (как в русском переводе), но — лампу, налитую маслом, потому что свечи у греков и восточных были мало употребительны (Цан). Слово, переведенное в русск. под “сосудом”, слав. под “спудом”, есть латин. modius, хлебная мера, принятая и у греков, = 8,754 литра. По Морисону она равнялась евр. сате или сеа (Сата — древнееврейская мера объема сыпучих тел, третья часть ефы (ок. 6 л.). Прим. ред.). Δυχνία — собственно подставка для лампы, иногда устраивавшаяся до полутора метров в вышину ( Евр. 9:2 — “светильник” в скинии, в Апокалипсисе упоминается о золотых светильниках 1:12; 2:1 и проч.).

Митр. Иларион (Алфеев)

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

См. Толкование на Мф. 5:14

Прав. Иоанн Кронштадский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Церковь, как единая, сравнивается… с храминою (светит всем… в храмине).

Прп. Исихий Иерусалимский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Поэтому никто пусть не отказывается верить символу Креста, но блаженному и треблаженному древу Крестному поклоняется, – символу того Креста, который отверз нам врата небесные. Уже не «вжигают светильника и под спудом поставляют», под «спудом» же подразумеваю Закон, «но на свещнице», а под «светильником» – Слово. Под Законом, как под спудом, пребывало Слово и оставалось сокрытым для неверных, но когда взошло на Крест и тем самым было поставлено «на свещнице», тогда по всей вселенной воссияло.

Прп. Макарий Великий

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Сам, соделав их светом, повелел, чтобы чрез них просвещался мир, и говорит: «ниже вжигают светильника, и поставляют под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине. Тако да просветится свет ваш пред человеки» ( Мф. 5:15-16 ) . А сие значит: не скрывайте дара, какой прияли от Меня, но сообщайте всем желающим.

Свт. Иларий Пиктавийский

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

См. Толкование на Мф. 5:14

Свт. Иоанн Златоуст

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Я, говорит Он, возжег свет, а вы своим старанием должны поддерживать этот свет, — и это не для себя только самих, но и для других, которые должны воспользоваться его сиянием и руководствоваться им к истине. Злословие нимало не затмит вашего света, если вы должным образом станете проводить жизнь свою, если будете жить так, как подобает людям, которые должны обратить всю вселенную. Покажите жизнь вполне достойную благодати, чтобы благовествование ваше везде оправдывалось вашей доброй жизнью.

Троицкие листки

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Вы на то и избраны Мною, чтобы светить всему миру: И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом (иначе для чего было бы и зажигать ее?), но на подсвечнике, и (светильник) светит всем в доме. Итак, не словом только учите, но и делом, и добрым примером своим.

Толкования на Мк. 4:21

Пошли ко Христу – значит зажгли свечу. «Я свет миру» (Ин. 9:5), и от этого единственного Света мы зажгли огонь в своей душе. Зажгли затем, чтобы во свете идти за Светом. Зачем же мы глушим свой светильник? Зажжем – погасим, зажжем – погасим. Как неразумные дети. И сами знаем, что это плохая игра! Ведь мы страдаем и мучаемся, оставаясь во тьме. Кто же, зажегши лампу, спрячет ее в сосуд? Или поставит ее под кровать? Всякий ставит ее на подставке. И ты подвесь лампу души – Божий Свет – в высоту, чтобы не грязнилась она, чтобы свет ее освещал все пути сердца и было внутри тебя неугасимо светло, и чисто, и уютно. И помни: пошел за Христом – значит зажег свечу. Закрывать ее – совершать бессмыслицу вроде той, как прятать зажженную лампу в шкафу, а самому сидеть в темной комнате. Не закрывай же и не закрывайся от Божия Света!

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 21-23 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит

Здесь Господь научает апостолов быть светлыми по жизни и поведению. Как светильник поставляется для того, чтобы светить, так и ваша жизнь, – говорит, – будет видна всем, и все будут смотреть на нее. Поэтому старайтесь вести жизнь добрую; ибо вы поставлены не в углу, но служите светильником, а светильника не скрывают под кровать, но ставят на виду, на подсвечнике. И из нас каждый есть светильник, который должен быть поставлен на подсвечнике, то есть на высоте жизни по Богу, дабы мог светить и другим, а не под спудом чревоугодия и заботы о пище и не под кроватью бездействия. Ибо никто, занятый попечением о пище и преданный лености, не может быть светильником, светящим своей жизнью для всех. «И ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу». Что бы кто ни делал втайне: доброе или злое – все обнаружится и здесь, а особенно в будущем веке. Что было сокровеннее Бога? Однако и Он явился во плоти.

Климент Александрийский

И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике

Колодец, когда из него постоянно черпают, дает прозрачную воду; то, чего никто не потребляет, начинает портиться. Точно так же с железом: когда употребляют его в дело, оно сохраняется более чистым, в то время как неиспользование порождает на нем ржавчину. Одним словом, упражнение придает здоровое состояние и духу, и телу. Зажигая свечу, никто не ставит ее под сосуд, но на подсвечник (ср. Мф. 5:15, Лк. 8:16), чтобы она светила удостоенным одного и того же угощения. Ибо что пользы от мудрости, которая не делает мудрым способного воспринять ее?

Строматы.

Лопухин А.П.

И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике

«И сказал им». Притча о свече сказана, вероятно, в другое время – сам евангелист Марк, кажется, намекает на это тем, что отделяет ее от предшествующего выражением «и сказал». Но, тем не менее, он считал нужным именно здесь поместить эту притчу, потому что она как нельзя лучше разъясняет судьбу учения Христова о Царстве Божием. Это учение, как показывает притча о свече, пока скрывается Христом от народа и сообщается только в неприкровенном виде ученикам Его, но со временем оно должна быть открыто для всех, и потому ученики пока должны как можно внимательнее к нему относиться, чтобы впоследствии передавать его другим. См. также комментарии к Мф. 5:15.

Толкование на От Матфея 5:15

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 5:15 / Мф 5:15

Евангелие от Матфея 5 стих 15 — синодальный текст: И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Иоанн Златоуст (

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Я, говорит Он, возжег свет, а вы своим старанием должны поддерживать этот свет, — и это не для себя только самих, но и для других, которые должны воспользоваться его сиянием и руководствоваться им к истине. Злословие нимало не затмит вашего света, если вы должным образом станете проводить жизнь свою, если будете жить так, как подобает людям, которые должны обратить всю вселенную. Покажите жизнь вполне достойную благодати, чтобы благовествование ваше везде оправдывалось вашей доброй жизнью.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Макарий Великий (

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Сам, соделав их светом, повелел, чтобы чрез них просвещался мир, и говорит: «ниже вжигают светильника, и поставляют под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине. Тако да просветится свет ваш пред человеки» (Мф. 5:15−16) . А сие значит: не скрывайте дара, какой прияли от Меня, но сообщайте всем желающим.

Источник: Духовные беседы. Беседа 1.

Исихий Иерусалимский (вт.п.IV—

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Поэтому никто пусть не отказывается верить символу Креста, но блаженному и треблаженному древу Крестному поклоняется, — символу того Креста, который отверз нам врата небесные. Уже не «вжигают светильника и под спудом поставляют», под «спудом» же подразумеваю Закон, «но на свещнице», а под «светильником» — Слово. Под Законом, как под спудом, пребывало Слово и оставалось сокрытым для неверных, но когда взошло на Крест и тем самым было поставлено «на свещнице», тогда по всей вселенной воссияло.

Источник: Первое слово на Святую Пасху.

Иоанн Кронштадский (1829−1908)

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Церковь, как единая, сравнивается… с храминою (светит всем… в храмине).

Источник: Дневник. Том XVIII. 10 мая.

Феофилакт Болгарский (

И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме

Я, говорит, зажег неугасимый свет благодати. Пусть будет делом вашего подвига, чтобы свет вашей жизни светил и другим.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (

Ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть)

Следовательно, и Я воспламенил вас светом Богопознания не с тем, чтобы сокрыть вас; но вот, Я полагаю вас на подсвечнике, т.е. на высоком месте учения, чтобы вы освещали всех, находящихся во вселенной.

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Не ставят… под сосудом, который бы скрывал свет, иначе не для чего было бы и зажигать свечу. То же и в отношении к учителям веры христианской и ко всем христианам. Они должны светом веры и сообразной с верою жизни просвещать весь мир, распространять благо ее на всех. Христиане не должны ее скрывать, но исповедовать и распространять всюду, иначе не достигалась бы вполне высокая цель Христова.

Источник: Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Этот город находится на горе: то есть апостолы, пророки и другие учители, наставленные во Христе. А гора — это Христос, о Котором говорит Даниил: Вот камень отсеченный без содействия рук, сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан. 2:34−35). Теперь же другим сравнением евангелист хочет показать, почему Христос Сам открыто являет Своих святых и не позволяет им укрываться. Потому что те, кто зажигают свечу, зажигают ее не для того, чтобы поставить под сосудом, но на подсвечнике, чтобы светила всем в доме. А кто зажигает свечу? Отец и Сын. Что означает эта свеча? Божественное Слово, о Котором сказано: Слово Твое — светильник ногам моим (Пс. 118:105). Чтобы светила — то есть чтобы стало видно и озарилось, кто — в доме Церкви, а кто — в доме всех миров. Что означает подсвечник? Церковь, несущая Слово жизни. В соответствии с этим и Павел говорит: В котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни (Флп. 2:15−16). Соответственно, и всякий муж в Церкви, имеющий слово Божие, называется подсвечником. Сосуд же — это мирские люди, лишенные Бога и всего Божьего.

Лопухин А.П. (1852−1904)

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Мысль о городе, поставленном на верху горы, тотчас же обрывается, и Спаситель опять возвращается к речи о свете. Теперь ученики сравниваются с “светильником”, который “светит всем в доме”. Под λύχνος нельзя здесь разуметь “свечи” (как в русском переводе), но — лампу, налитую маслом, потому что свечи у греков и восточных были мало употребительны (Цан). Слово, переведенное в русск. под “сосудом”, слав. под “спудом”, есть латин. modius, хлебная мера, принятая и у греков, = 8,754 литра. По Морисону она равнялась евр. сате или сеа (Сата — древнееврейская мера объема сыпучих тел, третья часть ефы (ок. 6 л.). Прим. ред.). Δυχνία — собственно подставка для лампы, иногда устраивавшаяся до полутора метров в вышину (Евр. 9:2 — “светильник” в скинии, в Апокалипсисе упоминается о золотых светильниках 1:12; 2:1 и проч.).

Троицкие листки

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

Вы на то и избраны Мною, чтобы светить всему миру: И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом (иначе для чего было бы и зажигать ее?), но на подсвечнике, и (светильник) светит всем в доме. Итак, не словом только учите, но и делом, и добрым примером своим.

Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 24-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь: никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Принявший благодать Христову должен быть горящей свечой. Свечу не покрывают сосудом и не ставят под кровать, но ставят на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Христиане должны быть светом в мире. Их свет должен сиять перед людьми. Если Христос дал Своим ученикам наедине знать тайны Своего Царства, это не значит, что они должны быть сокрыты от всех. Они не только должны быть добрыми, но – творить добро. Время Церкви – от Первого до Второго Пришествия Христова – время, когда слово Божие должно быть проповедано всею жизнью тех, кто принял его.

«Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». То, что сокрыто сейчас, скоро откроется и станет известно всем. Иногда мы стараемся скрыть, что-нибудь от самих себя. Мы закрываем глаза на последствия некоторых наших поступков, хотя хорошо сознаем, что это значит. Мы уподобляемся человеку, который нарочно закрывает глаза на симптомы болезни, которая, он знает, есть у него. Иногда мы стараемся скрыть что-нибудь от людей, но все равно это выходит наружу. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», говорит поэт. Счастлив тот, кому нечего скрывать. Иногда мы стараемся скрыть что-нибудь от Бога. Нет ничего более бессмысленного. Грешник думает, что он окружен безопасными стенами и тьма, в которой он совершает свой грех, скрывает его от всех, но «очи Господа в тысячу крат светлее солнца». И перед каждым из нас всегда должно быть слово Писания: «Ты Бог, видящий меня» (Быт. 16, 23).

«Итак, наблюдайте, как вы слушаете, – говорит Господь, – ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Чем больше исполняем мы то, что нам дано было услышать, тем более приходим в меру возраста Христова. И чем меньше – тем меньше слово Божие делается закваской нашей жизни. Знание тайн Царствия Божия становится отвлеченным и не оказывает никакого влияния на то, как мы живем. «Кто имеет, тому дано будет» – кто имеет дары, и трудится, умножая их, будет иметь больше. Но кто закапывает свой талант – потеряет его. «А кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Люди только думают иметь – то, что они не употребляют.

«И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Исполнение воли Божией – то, что делает человека подлинным братом, сестрой или матерью Господа. Духовные отношения – самые высокие и святые в нашей жизни. Когда семейные узы обретают духовное измерение, – нет большего общения между людьми. Но когда семейные узы не имеют духовного измерения, мы начинаем понимать, что более глубокий смысл человеческого общения обретается за пределами семьи. Сам Господь в Своей семье встречается с тем, что Его братья и сестры (родственники по плоти) не веруют в Него (Ин. 7, 5). А иные из Его близких по плоти говорят, что Он «вышел из себя» (Мк. 3, 21).

Матерь Господа и братья Его стоят вне дома и зовут Его. Господь отвечает на эту просьбу как бы с некоторым упреком, уверяя слушающих Его, что Он пришел ради всех людей. Рожденный от Жены – от Пречистой Девы и Богородицы, Он соединен с Ней исключительным и вечным родством. Но в этом смысле Он не ближе к Ней, чем ко всем, кто соединен с Ним Духом Святым. И Он не ставит земное родство условием спасения тех, ради кого Он пришел в мир. Упоминание Господа о ниневитянах и царице Савской было началом введения язычников в тайну спасения, указанием на то, что вера – выше этнического наследия. Здесь же Господь являет, что вера – выше семейного наследия. Семья, рождаемая верой, становится первым родством в воле Божией, и ее не может превзойти, и не может исключить родство по крови. Потому наших семейных уз недостаточно, чтобы отделить нас от рода лукавого и развращенного.

Семья Божия – Святое Семейство – родство веры и жизни по воле Божией. Господь включает в Свою Семью всякого, кто творит волю Отца Небесного. Разумеется, не может быть противопоставления между семьей учеников Христовых и семьей Господа по плоти. Ясно, что слова: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» относятся и к родственникам Его. Мы знаем, что никто в роде человеческом не мог, как Матерь Божия, сказать: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему», которые определяли каждое мгновение Ее жизни. Но здесь – первое и единственное упоминание о братьях Господних рядом с Божией Матерью – в значении их ученичества, предваряющее, как сказано в книге Деяний, «единодушное пребывание в молитве и молении Церкви с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его» (Деян. 1, 14). Божия Матерь участвует в славе Своего Сына не просто потому, что Она родила Спасителя мира. Ее блаженство основано на том, что Она слышала, веровала, повиновалась, хранила и продолжала исполнять слово Божие до Креста Христова, до собственного Своего Успения, в полноте причастного Его Кресту и Воскресению.

Читайте также: