Можно ли использовать светодиодные светильники в детских садах

Обновлено: 27.03.2024

Освещение в детском саду | Главные требования и нормы

В детских помещениях учреждения должен обеспечиваться максимум естественного света. Его может не быть только в некоторых помещениях: душевых, уборных, умывальных, комнатах для персонала.

Совмещенное освещение практикуют, когда величина естественной освещенности не дотягивает до установленных норм. Это касается пасмурных дней, коротких световых дней осенью и зимой, детских садов, окруженных густой растительностью вблизи окон первого этажа.

Требования к аварийному освещению

Аварийное освещение в детском саду как на объекте с постоянным пребыванием детей дошкольного возраста имеет особенно важное значение. Согласно таблице 7.28 СП 52.13330.2016, на путях эвакуации шириной до 2 м, включая лестничные марши, нужно обеспечить не менее 50% нормируемой освещенности спустя 5 с после нарушения работы рабочего освещения и не менее 100% через 10 с. Другие требования к аварийному освещению:

  • Нормируемая освещенность на горизонтальной поверхности – не менее 5 лк.
  • Предельная равномерность освещенности Eмин./Eмакс. – не более 1:40.
  • Продолжительность работы аварийного освещения – 1 ч.

Наружное освещение детского сада

По таблице 7.21 СП 52.13330.2016 подходы, дорожки и подъезды детских учреждений относятся к классу объектов по освещению П4. Средняя освещенность территории детского сада на указанных участках составляет не менее 4 лк.

Нюансы использования светодиодных светильников

Относительно применения светодиодных светильников в детских садах в законодательстве есть некоторые не до конца понятные моменты. Они заключаются в том, что в п. 7.3.1 СП 52.13330.2016 говорится о том, что использование светодиодных источников света в дошкольных образовательных организациях не допускается.

Об этом также говорится в Письме Роспотребнадзора от 22.05.2017 № 001/6355-17-23 «О возможностях использования светодиодного освещения». Согласно законодательству, допустимо использовать только галогенные или люминесцентные лампы.

Можно ли использовать светодиодные светильники в детских садах

В действующих на территории Российской Федерации нормативно-правовых актах вопрос применения светодиодных светильников в дошкольных образовательных организациях (далее – детских садах) не урегулирован.

В соответствии с требованиями п. 8.2.10 СП 252.1325800.2016 и п. 7.3.1 СП 52.13330.2016 использование светодиодных источников света в детских садах не разрешается. Следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания. В результате применения на добровольной основе пункта 8.2.10 СП 252.1325800.2016 обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее по тексту – технический регламент), но добровольность применения предоставляет возможность использования проектировщиками других нормативных документов, не противоречащим требованиям технического регламента.

Санитарно-эпидемиологический свод правил СП 2.4.3648–20 в Перечнях документов, в результате применения которых на обязательной и/или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований законов (технических регламентов), полностью или частично отсутствует. Рассмотрим п. 2.8.5 раздела II СП 2.4.3648–20. В первом абзаце данного пункта указано, что система общего освещения обеспечивается в том числе светодиодными лампами, а во втором абзаце определены уровни искусственной освещенности для детей дошкольного возраста, то есть можно трактовать пункт 2.8.5 СП 2.4.3648–20 как возможность использования светодиодных источников света в детских садах.

Технический регламент принят в том числе в целях защиты здоровья граждан (п.1 ст.1 гл.1 № 384-ФЗ). Ответ на вопрос о противоречии или соответствии пункта 2.8.5 СП 2.4.3648–20 требованиям технического регламента очевидным (простым) не является.

Разъясните статус и приоритетность нормативных требований указанных сводов правил, и возможность применения светодиодного освещения в детских садах.

В системе общего освещения ДОО допускается использование потолочных светильников со светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

В принципе санитарные правила никогда не включаются в перечни документов по стандартизации, принимаемые в развитие технического регламента о безопасности зданий и сооружений, хотя бы потому, что они не являются документами по стандартизации (санитарные правила регистрируются Минюстом России в качестве нормативных правовых актов) .

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 781-II ГД).

Следует также уточнить статус сводов правил: они не являются нормативными правовыми актами, это разновидность документов по стандартизации, подлежащих применению на добровольной основе.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации":

  • документ по стандартизации - документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом (пункт 1);
  • свод правил - документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов (пункт 12).

Оценка соответствия проектной документации санитарно-эпидемиологическим требованиям (наряду с оценкой соответствия требованиям технических регламентов и иных обязательных требований) вынесена в самостоятельный предмет экспертизы проектной документации (пункт 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ).

Требования к обеспечению освещения установлены статьей 23 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.

Согласно статье 23 (часть 1) «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» в расположенных в надземных этажах зданий и сооружений помещениях с постоянным пребыванием людей должно быть обеспечено естественное или совмещенное, а также искусственное освещение, а в подземных этажах - искусственное освещение, достаточное для предотвращения угрозы причинения вреда здоровью людей. То есть применение каких-то конкретных источников света техническим регламентом никак не регламентируется.

СП 252.1325800.2016 "Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования", как и пункт 7.3.1 СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение", включены в "Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утв. приказом Росстандарта от 02.04.2020 N 687.

Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень добровольного применения, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технического регламента оценка соответствия требованиям технического регламента может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Можно ли использовать светодиодные светильники в детских садах

Ситуация с вопросом о применении светодиодов в системах освещения общеобразовательных учреждениях на сегодняшний день следующая.

1. Действующим нормативным документом обязательного исполнения в части применяемого типа ламп для общественных зданий до настоящего времени является свод правил СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Актуализированная редакция Естественное и искусственное освещение», часть пунктов которого включена в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в том числе и пункт 7.18, который гласит:

«7.18 Выбор источников света по цветовым характеристикам для общественных, жилых и вспомогательных помещений следует производить на основании приложения И с учетом 7.3 и 7.4.

В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания.

В остальных общественных помещениях использование галогенных ламп накаливания для общего освещения допускается только для обеспечения архитектурно-художественных требований».

2. Пункт 5.3.7 свода правил СП 256.1325800.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа» (документ включён «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») гласит:

«5.3.7 Источники света для общего освещения помещений общественных зданий в зависимости от разряда зрительных работ и требований к цветоразличению следует выбирать в соответствии с приложением И СП 52.13330.2011

Для общего освещения учреждений дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (включая компактные) лампы и лампы накаливания, в том числе галогенные. Применение светодиодных источников света в указанных помещениях не допускается».

Таким образом, до внесения изменений в «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с включением в него СП 52.13330.2016, пункт 7.3.1 которого допускает светодиодное освещение в школах, и соответствующих изменений в СП 256.1325800.2016, законные основания применения светодиодного освещения в общеобразовательных школах в настоящее время отсутствуют.

Допускается ли использовать светодиодные светильники в образовательных организациях?

В общеобразовательных организациях допускается применение светодиодных светильников в качестве основного освещения помещений.

Вучебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами(раздел VII СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» п. 7.2.2.).Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения (п. 7.2.3. СанПиН 2.4.2.2821-10). В учебных помещениях следует применять систему общего освещения.

2.Какие требования предъявляются к размещению светильников с люминесцентными лампами и со светодиодами?

3.Какие требования предъявляются к источникам света?

Световые приборы для общего и местного освещения, предназначенные к эксплуатации со светодиодами, должны иметь защитный угол, исключающий попадание в поле зрения прямого излучения.Осветительные установки, независимо от используемых источников света и световых приборов, должны обеспечивать нормативные требования к общему искусственному освещению.

4.Допускается ли использование светильников со светодиодами в учреждениях дошкольного и профессионально-технического образования?

В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.Однако замена ламп накаливания на новые источники света (компактные люминесцентные лампы, светодиоды) в эксплуатируемых осветительных установках допускается при соблюдении нормативных требований к общему искусственному освещению.

Допускается ли использовать светодиодные светильники в образовательных организациях?

В общеобразовательных организациях допускается применение светодиодных светильников в качестве основного освещения помещений.

Вучебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами(раздел VII СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» п. 7.2.2.).Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения (п. 7.2.3. СанПиН 2.4.2.2821-10). В учебных помещениях следует применять систему общего освещения.

2.Какие требования предъявляются к размещению светильников с люминесцентными лампами и со светодиодами?

3.Какие требования предъявляются к источникам света?

Световые приборы для общего и местного освещения, предназначенные к эксплуатации со светодиодами, должны иметь защитный угол, исключающий попадание в поле зрения прямого излучения.Осветительные установки, независимо от используемых источников света и световых приборов, должны обеспечивать нормативные требования к общему искусственному освещению.

4.Допускается ли использование светильников со светодиодами в учреждениях дошкольного и профессионально-технического образования?

В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.Однако замена ламп накаливания на новые источники света (компактные люминесцентные лампы, светодиоды) в эксплуатируемых осветительных установках допускается при соблюдении нормативных требований к общему искусственному освещению.

Можно ли использовать светодиодные светильники в детских садах


В игровых, спальнях групповых ячеек, обеспечивается наличие естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине учебных помещений (аудиторий, классов) более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

При использовании ЭСО (электронные средства обучения) с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.

Остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.

Конструкция регулируемых солнцезащитных устройств на окнах в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема.

Зашторивание окон в спальных помещениях проводится во время дневного и ночного сна, в остальное время шторы должны быть раздвинуты в целях обеспечения естественного освещения помещения.

Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением.

Уровни искусственной освещенности для детей дошкольного возраста:

  • в групповых (игровых) - не менее 400 люкс,
  • в музыкальном и физкультурном залах – 200 люкс,
  • в спальных комнатах – 75 люкс,
  • раздевальных в групповой ячейке- 200 люкс.

Осветительные приборы должны иметь светорассеивающую конструкцию: в помещениях, предназначенных для занятий физкультурой и спортом - защитную, в помещениях пищеблока, душевых и в прачечной - пылевлагонепроницаемую.

В спальных корпусах дополнительно предусматривается дежурное (ночное) освещение в рекреациях (коридорах).

Для равномерного освещения помещений используются отделочные материалы, создающие матовую поверхность светлых оттенков с коэффициентом отражения от панелей стен не менее 0,55, потолка, верхней части стен и оконных откосов - не менее 0,7, мебели - не менее - 0,45.

При использовании декоративных элементов с яркой цветовой палитрой их площадь не должна превышать 25% от общей площади поверхности стен помещения.

Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений.

Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы хранятся в отдельном помещении (месте) и направляют на утилизацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Особенности освещения в детских садах

Освещение в детском саду должно соответствовать ряду норм, так как от этого зависит здоровье детей. Если условия будут нарушены, то со временем это отразится на зрении. Поэтому есть ряд нормативных актов для дошкольных учреждений, в которых четко прописаны требования для всех помещений в садике, а также для игровых площадок и прилегающих территорий.

Качество освещения в детском саду должно быть идеальным.

Требования и нормативные документы

Чтобы правильно организовать освещение в детском саду, нужно знать требования и ориентироваться в них. Любые нарушения могут причинить вред зрению детей. Кроме того, контролирующие органы при несоответствии освещенности нормам могу наложить взыскание или даже запретить работу учреждения до устранения нарушений. При проектировании и планировании освещения стоит руководствоваться двумя основными нормативными актами:

Первое требование – чем больше естественного света в помещении, тем лучше. Поэтому при планировании строений проектировщики обычно стараются делать как можно больше оконных проемов. При этом учитываются такие показатели для разных помещений:

  1. Коридоры и кабинеты воспитателей – 200 люксов при показателе пульсации не выше 15%. Такие же нормативы применяются для раздевалок, медицинских кабинетов и изоляторов, в которых содержатся заболевшие дети.
  2. Группы детского сада, помещения для занятий музыкой и спортом, а также игровые комнаты должны иметь уровень освещенности в 400 люксов и показатель пульсации не больше 10%.
  3. Для спален достаточно освещенности в 150 лк, а пульсация может составлять до 15%.
Требования к освещенности спален в детском саду ниже, чем для других помещений.

Кроме общепринятых актов в каждом регионе могут быть дополнительные требования. Поэтому надо уточнять этот момент в организациях, контролирующих соблюдение условий освещенности.

Какой должна быть естественная/искусственная подсветка

В нормативной базе требования четко определены, поэтому разобраться во всех нюансах несложно. Чтобы не изучать большие документы с сотнями пунктов, можно разобрать основные моменты из них:

  1. Если есть возможность обеспечить оптимальный уровень освещенности за счет естественного света, нужно делать ставку именно на этот вариант. Чем больше света попадает через окна – тем лучше, поэтому идеальным решением являются окна группы с южной стороны, подойдет также юго-восток или юго-запад.
  2. Нередко невозможно обеспечить хорошее естественное освещение из-за разных причин: раскидистые деревья с густой кроной, растущие рядом с окнами, большие строения неподалеку, заслоняющие солнце. Также приходится приспосабливаться, если помещение изначально не было предназначено для детского сада и нужно адаптировать его к новым условиям.
  3. Недостаток естественного света может быть обусловлен и естественными причинами: плотная облачность, короткий световой день в зимний период, а также ранней весной и поздней осенью.
  4. Независимо от освещенности группы, игровые комнаты и другие помещения, в которых дети проводят много времени, должны иметь максимально возможное естественное освещение. А для соблюдения норм, указанных выше, следует использовать искусственные источники света.
  5. В некоторых помещениях естественного освещения может и не быть. Сюда относятся санузлы для персонала, кладовые, душевые кабинки, а также любые другие варианты, необходимые для обеспечения работы учреждения.
  6. Естественный свет должен падать на столы детей с левой стороны. Это стоит учитывать при планировании расстановки мебели в группе и других комнатах. Если ширина больше 6 метров, используют двухсторонний вариант, при котором окна должны быть с обеих сторон.
  7. При планировании и определении качества естественного освещения надо учитывать такой показатель, как коэффициент естественной освещенности (КЕО). Для детского сада он должен составлять 1,5%.
  8. При установке светильников в группах и других помещениях такого типа можно использовать любое оборудование с подходящими характеристиками, предназначенное для жилых комнат. А для коридоров и лестничных площадок выбирают модели усиленной конструкции, предназначенные для улицы.
По возможности надо обеспечивать максимально возможное количество естественного света.

Чтобы обеспечить лучшее качество освещения, как естественного, так и искусственного, нужно соблюдать еще несколько рекомендаций:

  1. На все оконные проемы устанавливаются жалюзи, чтобы регулировать интенсивность освещения. Кроме того, это защитит детей от яркого света, который бьет по глазам в утренние или вечерние часы.
  2. Использовать тканевые шторы светлых оттенков из натуральных материалов.
  3. Подбирать материалы отделки пола, стен и потолка светлых тонов, чтобы обеспечить высокий коэффициент отражения и улучшить естественное освещение.
  4. Мебель может быть как светлой, так и с фактурой натурального дерева. При этом поверхность должна быть матовой, чтобы исключить отражение света и блики.
Светлая отделка стен, потолка и пола увеличивает коэффициент освещенности в помещении.

Измерять коэффициент освещенности нужно правильно. Если окна расположены с одной стороны, то выбирать точку на полу в метре от стены, находящейся напротив окон. Если проемы есть с двух сторон, то подбирается произвольная точка по центру комнаты.

Организация искусственной подсветки внутри дошкольных учреждений

Если изучить требования, прописанные в СП-251, то в пункте 3.5.7 можно найти четкие указания относительно того, какие лампы можно использовать для детских учреждений:

  1. Люминесцентные лампы трех типов: ЛБ – нейтральный белый свет, ЛХБ – холодный оттенок и ЛЕЦ – естественный тон с улучшенными показателями цветопередачи. Также допускается применение компактных лампочек, вкручиваемых в стандартные патроны.
  2. Лампы накаливания. Если используется этот тип, то установленные нормы освещенности снижают на две ступени. При этом количество светильников обычно увеличивают.
  3. Галогенные лампы – это по сути усовершенствованный вариант стандартных изделий с вольфрамовой нитью. Качество света отличное, поэтому использовать в детских садах можно без ограничений.
Светильники с люминесцентными лампами встречаются в детских садах чаще всего. Что выбрать – теплый белый свет или холодный

Документация была принята в 2017 году, а основные нормы разрабатывались на год раньше. Поэтому позже были приняты некоторые дополнения, которые будут описаны ниже. Что касается особенностей установки элементов искусственного освещения, надо помнить следующие рекомендации:

  1. Если использованы люминесцентные светильники (лампы дневного света), то их нужно располагать линией вдоль стены, в которой есть оконные проемы. Расстояние до наружной стены при этом должно быть не меньше 120 см, от внутренней – как минимум 150 см.
  2. Если используются светильники других типов, то они подбираются по характеристикам, аналогичным люминесцентному оборудованию. Расположение тоже делается таким же, как описано выше.
  3. Если в кабинете есть доска, то ее следует дополнительно подсвечивать. Лампы можно ставить как сверху, так и по сторонам.
  4. Используемое в саду оборудование должно иметь небольшие габариты и обеспечивать равномерное освещение, чтобы были видны даже мельчайшие элементы. Не допускается наличие темных зон в углах или по краям.
  5. Обязательно наличие рассеивателей, свет не должен бить по глазам, даже если ребенок посмотрит на лампу.
Количество светильников подбирается по площади помещения, они могут располагаться и в 3 ряда.

Следует учитывать и уровень потребления электричества. Если выбирать современные энергосберегающие варианты, то можно снизить затраты на электроэнергию в разы.

При выборе светильников для коридоров, лестничных площадок и вспомогательных помещений учитывают внешние условия и необходимую яркость. Лучше отдавать предпочтение лампам в прочном корпусе, который сделан без использования стекла, чтобы обеспечить безопасность.

Разрешены ли светодиодные светильники

Многие специалисты считают, что лед-освещение для детского сада запрещено к использованию, так как об этом есть прямое указание в строительных нормах. Но они были разработаны еще в 2016 году, поэтому некоторые пункты утратили силу.

Но тут есть важное условие – чтобы обеспечить оптимальный уровень освещенности в разных помещениях детсада, надо согласовать нормы в надзорном органе, который контролирует соблюдение оптимальных показателей. Если раньше были обязательные нормы ГОСТ, то сейчас их нет. Новое законодательство пока еще даже не разрабатывается, поэтому лучше согласовывать решения, которые отличаются от тех, что прописаны в нормативных актах.

Светодиодные светильники могут быть в форме облаков или других элементов, идеально вписываясь в интерьер детского сада.

Подсветка игровых площадок в садах

Игровые площадки в садиках также требуют внимания, поэтому стоит учесть несколько важных рекомендаций:

  1. В дневное время обычно хватает естественного освещения, так как площадки располагают на открытом пространстве. Тут нет особых требований, единственное, что может создавать проблемы – густая растительность, деревья не должны располагаться вплотную к игровой зоне.
  2. При использовании искусственного освещения руководствоваться надо нормой горизонтальной средней освещенности в 10 люкс. Это минимум, по факту свет может быть и ярче, но при этом он не должен создавать дискомфорта детям.
  3. Следует использовать плафоны, чтобы свет был рассеянным. Использовать только светильники, предназначенные для установки на улице с высокой защищенностью от влаги и пыли. Расположение планируется заранее, важно, чтобы освещение было равномерным на большей части площадки. Проводку следует вести в соответствии с нормами безопасности.
  4. Лучше всего выбирать светодиодные светильники в противоударном корпусе, который выдержит попадание мяча или другого предмета. Они служат около 50 000 часов и потребляют мало электричества, поэтому более высокая стоимость компенсируется уже за год использования.
Освещать игровую площадку нужно качественно, чтобы не было мест, где света недостаточно.

Обеспечить хорошее освещение в детском саду или другом дошкольном учреждении очень важно, так как от этого зависит зрение ребенка. Чтобы исключить проблемы, надо руководствоваться установленными нормами и получать разрешения в уполномоченных органах, если это необходимо. По возможности обеспечивать как можно более качественное естественное освещение, не забывать о подсветка коридоров, лестниц и игровых площадок на улице.

В Череповце за год осветят территории всех детских садов

В помещениях детских дошкольных учреждений нежелательно использовать светодиодные источники освещения при организации систем искусственного освещения

Роспотребнадзор информирует, что в настоящее время в действующих санитарных правилах и нормах отсутствуют требования, запрещающие использовать светодиодное освещение в жилых, общественных зданиях, в общеобразовательных организациях и учреждениях начального профессионального образования, а также на производстве.

В частности, сообщается, что по результатам проведенного научного исследования были подготовлены и 25.12.2013 утверждены в установленном порядке изменения N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10, разрешающие использование светодиодов в школах.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования" в п. 2.4.2.3 допускают использование разных светильников, имеющих определенные светотехнические характеристики и конструктивное исполнение. Требования к типу источника света, а также к запрету использования светодиодов не предъявляются.

Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" также не содержат ограничений по применению светодиодов на рабочих местах.

Таким образом, в настоящее время санитарное законодательство ограничивает возможность использования светодиодных источников освещения при организации систем искусственного освещения только в помещениях детских дошкольных учреждений.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

Требования к светодиодным светильникам в образовательных учреждениях. Нормативные акты и "подводные камни".

Ну а, так как четких регламентирующих документов вроде бы нет, светодиодная индустрия моментально начала настойчиво продвигать все свои продукты в школы и университеты, в детские сады и интернаты, расхваливая и доказывая экономичность и энергоэффективность на все лады.

Кто-то из руководителей образовательных учреждений не торопится заменять освещение на светодиодное, кто-то ждет четких разъяснений или распоряжений со стороны госструктур, а кто-то уже вынужден менять светильники в связи с истекшим сроком эксплуатации текущего освещения, и зачастую, не имея четкой и прозрачной системы требований, ставит в своих учреждениях то, что по сути не соответствует даже ныне утвержденным нормам.

Как определить, какие светодиодные светильники разрешено устанавливать в образовательных учреждениях?

Давайте включим логику и почитаем действующие санитарные правила и нормы более вдумчиво, чтобы спрогнозировать изменения, которые будут более корректно регламентировать использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях, когда Министерство Здравоохранения закончит все работы над следующими поправками к действующему СанПиНу.

Какие конкретные типы текущих светодиодных светильников наиболее близко соответствуют тем требованиям, которые ныне действуют для освещения школ и детских садов, а также прочих образовательных учреждений?

Для этого достаточно более детально разобрать каждый подпункт соответствующего СанПин.

Ряд сегодняшних производителей светодиодного освещения ограничивается для этого первым пунктом:
7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
То есть, получают общий сертификат ТС, который объединил в себе ранее используемые Сертификат Соответствия и Гигиенический Сертификат. И с этим документом пытаются доказать директорам школ, что, мол, все в соответствии с нормами.

Но по факту отнюдь не все светильники на самом деле подойдут для освещения в классах и аудиториях.
Для этого достаточно внимательно изучить прочие пункты СанПин.

К примеру, буквально следующий пункт следует разобрать со всей тщательностью:
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

1) Спектр цветоизлучения в данном пункте указан весьма нечетко. С чем это связано на данный момент, догадаться несложно - большая часть текущего СанПиНа унаследовала текст из ранней версии, так как более конкретная классификация у люминесцентных ламп отсутствовала.
Теперь же, с появлением светодиодных аналогов и разнообразием их цветопередачи стоит заметить, что в данном случае следует применять светодиодные светильники с цветностью света от 2700К до 5000К. Именно этот диапазон температуры цвета принято относить к значениям тепло-белый (2700К-3500К), белый (4000К-5000К), естественно-белый (3500К-4500К).

С чем это связано?
Данный диапазон наиболее близок к естественному освещению в дневное время, и комфортно воспринимается зрением.
Если более мягкий и уютный тепло-белый (2700К-3500К) более рекомендован к установке в дошкольных учреждениях, то все прочие (от 3500К до 5000К) - к установке в классах школ и аудиториях ВУЗов.
Это связано напрямую с особенностями человеческого восприятия - тепло-белый цвет свечения действует на нас успокаивающе, умиротворяюще, ассоциируется с уютом и комфортом, а естественный белый повышает работоспособность, восприятие, тонизирует мозговую активность.

Следует отметить, что есть еще одна разновидность - холодный белый (свыше 5000К). Это свечение является наиболее ярким и высококонтрастным, но повышает утомляемость и при длительном воздействии в течение дня действует на человека угнетающе. Поэтому светильники с цветностью свыше 5000К не рекомендованы для образовательных учреждений.

3) Еще одна крайне важная деталь - показатель дискомфорта Мт. Это критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения. Показатель дискомфорта (М) характеризует степень неудобства или напряженности при наличии в поле зрения точечных источников повышенной яркости.
Именно поэтому все осветительные приборы (или источники света) в помещениях длительного пребывания людей имеют матовую защитную оболочку. В случае с лампами накаливания - это матовые плафоны, в случае с люминесцентными лампами - непосредственно колбы самих ламп.

Таким образом, чтобы соответствовать указанному показателю, все светодиодные источники света в помещениях образовательных учреждений необходимо также скрывать за матовым рассеивателем, так как точечная яркость светодиодов недостаточно комфортно нивелируется другими типами рассеивателей (призма, микропризма, колотый лед и прочее).

4) Опосредованно к показателю дискомфорта следует относить также и коэффициент пульсации. Он характеризует относительную глубину пульсации освещенности (в %) в заданной точке помещения при питании ламп от сети переменного тока. Неконтролируемая пульсация освещенности приводит к повышенной опасности травматизма при работе с движущимися и, в особенности, с вращающимися объектами, а также к зрительному утомлению. В нормах России для большинства зрительных работ установлено значение Кп не более 20.

Что касается светодиодных источников света, то все они работают от постоянного напряжения, и коэффициент пульсации светодиодных светильников, как правило, связан с тем, насколько качественно драйвер (блок питания светильника) преобразует переменный ток в постоянный. В подавляющем большинстве случаев, коэффициент пульсации светодиодных светильников <5%. Поэтому данным критерием практически можно пренебречь при подборе светильников в образовательные учреждения.

Итак, подведем итоги.

Согласно действующим нормативным документам, в дошкольных, общеобразовательных и высших учебных учреждениях следует применять светодиодные светильники, которые, помимо необходимых и достаточных значений общего светового потока, мощности, степени защиты, габаритов и накладного способа установки, соответствуют следующим параметрам:

1) Цветность света: 2700К-3500К - для дошкольных учреждений, 3500-5000К - для общеобразовательных и высших учебных заведений.
2) Тип рассеивателя: опаловый, матовый или молочно-белый
3) Индекс цветопередачи Ra > 80
4) Коэффициент пульсации < 5%

Зачастую при подборе светильника также возникает вопрос о материале рассеивателя. В нормативной документации нет никаких указаний к материалу рассеивателя для светильников, устанавливаемых внутри помещений образовательных учреждений, поэтому выбор материала рассеивателя оставляется на усмотрение руководства учебного учреждения.

Различные материалы обладают различной светопропускаемостью и износостойкостью, но в большинстве случаев, когда вопрос упирается в стоимость изделия, выбор падает на более дешевые материалы, такие как светотехнический полистирол или полиакрил (ПММА). В случаях же, когда необходима прочность рассеивателя к механическим повреждениям - применим более дорогой поликарбонат.

Читайте также: