Место заземления пожарных машин требования

Обновлено: 02.05.2024

Место заземления пожарных машин требования

пожаров и проведении аварийно-спасательных работ

на сетях электроснабжения

320. Тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на сетях и сооружениях электроснабжения во избежание поражения электрическим током проводятся при условии их полного обесточивания, за исключением оборудования, находящегося под напряжением до 0,4 кВ, снять напряжение переменного и постоянного тока с цепей вторичной коммутации которого невозможно из-за недопустимости потери управлением оборудованием, что может привести к тяжелым последствиям для технологии энергетического производства и режима работы энергосистемы, и строгого соблюдения требований охраны труда, установленных Правилами.

321. Токоведущие части электроустановок, находящиеся под напряжением, отключаются (обесточиваются) и заземляются при пожаре работниками, эксплуатирующими электроустановку, из числа оперативного или оперативно-ремонтного персонала, имеющими соответствующую квалификацию и допуск к работе, самостоятельно или по указанию руководителя тушения пожара.

Электрические сети и установки напряжением выше 0,38 кВ отключают работники эксплуатирующей организации с выдачей письменного разрешения (допуска) к тушению пожара. Пожарные автомобили и пожарные стволы должны быть заземлены при подаче пены или воды на тушение электроустановки личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара.

Места расстановки пожарных автомобилей, присоединения заземлений пожарных машин и стволов к заземлителям при тушении пожара в распределительных устройствах подстанций напряжением 35 кВ и выше согласовываются с эксплуатирующей организацией и отмечаются в плане (карточке) тушения пожара или ином документе, определяющем порядок взаимодействия персонала организации, эксплуатирующей электроустановку, с личным составом пожарной охраны, в том числе, при допуске к тушению пожара.

Электрические провода и иные токоведущие части, находящиеся под напряжением до 0,38 кВ включительно, отключаются по указанию руководителя тушения пожара в случаях, если они:

1) опасны для людей и участников тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ;

2) создают опасность возникновения новых очагов пожара.

Отключение токоведущих частей осуществляется работниками эксплуатирующей организации, имеющими соответствующую квалификацию и допуск к работе в электроустановке.

322. Отключение электропроводов путем резки допускается при фазном напряжении сети не выше 220 В и только тогда, когда иными способами нельзя обесточить сеть.

В случае резки проводов линий электропередачи или связи опоры, на которых проводится резка, во избежание их падения из-за одностороннего или нерасчетного тяжения должны быть предварительно укреплены, установлена и огорожена опасная зона возможного падения опоры, в которой запрещено нахождение людей. Резка провода с подъемом человека на такую опору запрещена.

Отключение осуществляется личным составом подразделений, допущенным к обесточиванию находящихся под напряжением установок и имеющим группу по электробезопасности не ниже II группы, с соблюдением требований правил охраны труда и техники безопасности, а также с учетом особенностей технологического процесса.

323. Тушение пожаров электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 0,4 кВ, а также электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 10 кВ, размещенного на объектах использования атомной энергии, в специальных фортификационных сооружениях, которое по условиям технологии производства не может быть обесточено, разрешается выполнять без снятия напряжения с выполнением следующих условий:

невозможность снятия напряжения определяется эксплуатирующей организацией с доведением информации до руководителя тушения пожара;

необходимость тушения пожара на элементах оборудования, находящегося под напряжением до 0,4 кВ (до 10 кВ) на цепях вторичной коммутации, определяется эксплуатирующими организациями и подтверждается выдачей письменного допуска начальника смены энергетического объекта либо иного уполномоченного лица.

Руководитель тушения пожара имеет право приступить к тушению электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 0,4 кВ, а также электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 10 кВ, размещенного на объектах использования атомной энергии, в специальных фортификационных сооружениях, только после получения письменного разрешения (допуска) к тушению пожара, проведения инструктажа участников тушения пожара представителями энергетического объекта, создания условий визуального контроля за электроустановками и с соблюдением следующих условий:

для тушения пожара подразделение пожарной охраны должно иметь в боевом расчете ручные пожарные стволы с регулируемым расходом и геометрией струи, прошедшими натурные испытания в целях определения тока утечки;

личный состав, привлекаемый для тушения пожара, должен быть обеспечен специальными защитными средствами (диэлектрическими перчатками, галошами, ботами, коврами и специальной защитной одеждой пожарного);

ручные пожарные стволы и насос пожарного автомобиля должны быть заземлены при помощи гибких проводов с медными жилами, снабженных специальными струбцинами для подключения к заземленным конструкциям (гидрантам водопроводных сетей, опорам отходящих высоковольтных линий и другим конструкциям);

запрещается применение в качестве огнетушащих веществ всех видов пен (за исключением компрессионной), морской воды или иных солевых и минералосодержащих водных растворов, а также воды с добавлением пенообразователей и смачивателей.

324. При возникновении пожара персоналом энергообъекта выдается письменный допуск на тушение энергетического оборудования, находящегося под напряжением до 0,4 кВ.

Оборудование электростанций и подстанций, находящееся под напряжением выше 0,4 кВ, перед допуском к тушению пожара обесточивается.

На объекты с энергетическим оборудованием напряжением до 0,4 кВ, которое не может быть обесточено при пожаре, разрабатываются планы (карточки) тушения пожара.

325. Пожары на оборудовании, находящемся под напряжением до 0,4 кВ, допускается тушить распыленными струями воды, подаваемой из заземленных ручных пожарных стволов, с расстояния не менее 5 м.

Тушение компактными струями воды не допускается.

При тушении пожара воздушно-механической пеной с объемным заполнением помещения (тоннеля) пеной, производится предварительное закрепление пеногенераторов, их заземление, а также заземление насосов пожарных автомобилей. При подаче воды от внутреннего водопровода заземляются только стволы.

Работа водителя пожарного автомобиля допускается только в диэлектрических ботах и перчатках.

326. При тушении электроустановок распыленными струями воды личным составом пожарной охраны выполняются следующие требования:

1) работать со средствами пожаротушения в диэлектрических перчатках и ботах (сапогах);

2) находиться на расстоянии до электроустановок, определяемом требованиями правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждаемых Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528);

3) заземлить пожарный ствол и насос пожарного автомобиля.

327. Личному составу пожарной охраны организации запрещается:

1) самостоятельно производить отключения и прочие операции с электрооборудованием;

2) осуществлять тушение пожара в сильно задымленных помещениях с видимостью менее 5 м;

3) использовать в качестве огнетушащего вещества морскую воду, а также воду с добавлением пенообразователей, смачивателей и солей.

328. Личный состав пожарной охраны не реже одного раза в год проходит инструктаж и участвует в совместных учениях (занятиях) на специальных полигонах (тренажерах) или выведенном в ремонт оборудовании для изучения и отработки действий по ликвидации пожаров в электроустановках.

Позиции ствольщиков, с учетом безопасных расстояний до конкретных электроустановок, определяются и уточняются в ходе проведения пожарно-тактических учений (занятий) и отмечаются в плане (карточке) тушения пожара.

329. При выполнении развертывания по прибытии к месту вызова личный состав пожарной охраны:

1) определяет расстановку сил и средств, исходя из обстановки на пожаре, а также с учетом маршрутов движения к очагу горения и мест заземления, согласованных с оперативным персоналом энергообъекта;

2) заземляет ручной пожарный ствол, подключая его с помощью специальных струбцин и провода к заземляющему устройству (контуру заземления) в указанном месте;

3) прокладывает рукавную линию от пожарного автомобиля до позиции ствольщика;

4) заземляет насос с помощью специальных струбцин и провода путем подключения в указанном месте к стационарному контуру заземления или заземленным конструкциям.

После ликвидации горения личным составом пожарной охраны:

а) прекращается подача огнетушащих веществ;

б) отсоединяются струбцины от контура заземления и заземляющих устройств;

в) осуществляется отход с позиций по безопасным маршрутам, указанным руководителем тушения пожара или оперативным должностным лицом на пожаре.

Применение и особенности монтажа переносного заземления

Переносное заземление выполняет функцию сведения к нулю напряжения. Используется для защиты людей, находящихся на обесточенных токопроводящих элементах оборудования, от удара электричеством при случайной подаче тока на отключенный участок или при возникновении наведенного напряжения. Смысл заземления сводится к вызыванию короткого замыкания в пределах заземленного или закороченного участка.

Особенности монтажа переносного заземления

Составляющие переносного заземления

В составе комплекта переносного заземления имеется три главных элемента:

  • токопроводящий элемент;
  • контакт;
  • изолирующий слой или сразу несколько изоляторов.

Согласно особенностям конструкции, переносные системы делятся на:

  • бесштанговые;
  • штанговые;
  • штанговые с металлическими компонентами.

Бесштаноговые системы состоят из следующих частей:

  • токопроводящего элемента (гибкого провода);
  • контактного элемента (струбцины, зажимов фаз вместе с крепежом);
  • изоляции, произведенной из гибкого поддерживающего и контролирующего фала.

Штанги изолирующие оперативные и штанги переносного заземления включают в себя:

На картинке выше представлена схема штангового заземления, где цифрами обозначены ее элементы:

  1. Зажимы фаз.
  2. Штанги.
  3. Провод закорачивающий.
  4. Провод заземляющий.
  5. Зажимы.

Конструктивными частями заземлительной системы со штанговыми компонентами из металла являются:

  • токопроводящий элемент с металлическими компонентами (стыкуется с гибким проводом);
  • зажим контактов, присоединенный к струбцине со звеном из металла;
  • штанга-изолятор из диэлектрика, соединенная с токопроводящим элементом и фалами.

На рынке представлены устройства защиты с одной и тремя фазами. Трехфазные системы имеют один проводник заземления и выполняют закорачивающую и заземляющую функцию для трех фаз. Однофазная защита предназначена для защиты работников, занятых на электрических установках с напряжением выше 110 кВт. Такой подход обусловлен тем, что при наличии нескольких фаз между ними необходимо определенное расстояние, а это приводит к излишней громоздкости конструкции.

Переносное заземление - устройство и установка

На картинке выше показано переносное заземление с наличием электродинамических ножей. Цифрами обозначены следующие его элементы:

  1. Провод заземления.
  2. Провод закорачивающий.
  3. Зажимы.
  4. Ножи.
  5. Штанги-диэлектрики.

Обратите внимание! Одно из применений переносных систем — защита работников, занятых ремонтом воздушных линий и распределительных электроустановок.

Заземление для пожарной техники

Пожарные автомобили защищаются переносными заземлительными системами, которые позволяют работать в условиях попадания на токопроводящие части оборудования водяных струй. В состав переносного заземления для пожарных машин входят:

  • заземляющий проводник (подвергнутый опрессовке гибкий провод из меди в прозрачной оболочке);
  • наконечники;
  • струбцины.

Наконечники прикрепляются болтами к струбцине с одной стороны и к стволу пожарного автомобиля — с другой.

Заземление для воздушных линий

Чтобы предотвратить поражение током людей при электромонтажных работах на воздушных линиях, используются две разновидности однофазных и трехфазных заземлений:

  1. Системы, оснащенные цельной штангой-изолятором. Такие приспособления ставят с монтажных вышек. Также для подъема наверх могут использоваться монтажные когти и лазы.
  2. Заземлители переносного типа с составной штангой, содержащей токопроводящие металлические элементы. Использование таких устройств имеет место в случае ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи, в тех случаях, когда работы проводятся с траверсов. Заземлители производятся в однофазной комплектации, поскольку удлиненная штанга в купе с металлическими деталями слишком много весит. А вот однофазные модификации удобны в работе, так как не вынуждают электромонтеров физически перегружаться.

Защита на распределительном оборудовании

При наведении напряжения от соседних цепочек или непроизвольно направленном напряжении на распределительные устройства возможно поражение током. В таких случаях применяются переносные заземлители, которые могут разниться в методах установки в распределительные устройства. Монтаж фазных струбцин осуществляется на наконечники в виде шаров или цилиндров, на токопроводящие шины, а также на участки местонахождения плавких предохранителей. По конструкции все виды устройств одинаковы, а место проведения монтажных работ выбирается исходя из поставленных задач и характеристик той или иной установки.

 Подключение элементов заземления к распределительному щитку

Нормы по заземлительным системам

Требования к переносным заземлениям диктуются следующими обстоятельствами:

  1. Абсолютной динамической прочностью. Надежность зажимов должна соответствовать стандартам, чтобы не ломаться в руках электриков.
  2. Термоустойчивостью. Это требование продиктовано термическими воздействиями на заземление, возникающими в результате коротких замыканий. Конструкция должна быть устойчива к горению, плавлению, деформациям от перегрева при очень высоких температурах. Следствием отсутствия термоустойчивости станет высокое напряжение на обгоревших концах.

Сечение проводников

В целях соблюдения параметров механической прочности наименьшее сечение проводников должно составлять:

  1. Для электрических установок напряжением свыше 1000 В — 25 квадратных миллиметров.
  2. Для электрических установок напряжением менее 1000 В — 16 квадратных миллиметров.

Меньшие сечения не допускаются нормативами. Для электрических установок напряжением от 6 до 10 кВт при больших токах короткого замыкания не обойтись без проводников со сверхбольшими сечениями (от 120 до 185 квадратных миллиметров). С подобными сечениями очень сложно работать, а потому в таких ситуациях позволяется применение нескольких переносных заземлителей, которые размещаются параллельно в непосредственной близости друг от друга.

Для расчета нужного сечения проводников применяется формула:

S = (Iуткз √tф) / 272,

Показатель tф можно считать тождественным временной выдержке основной защиты реле присоединения электрической установки. Выключатель установки должен останавливать короткое замыкание на участке переносного заземления. Необходимо избегать ситуаций, когда понадобится делать заземления разных сечений для распределительных устройств одинакового напряжения, поэтому в качестве временной выдержки принимается самый большой показатель.

Сечения проводников внутренней сети

Если в сети имеется заземленная нейтраль, проводниковое сечение подбирается исходя из тока однофазного короткого замыкания. А вот в случае с изолированной нейтралью понадобится высокая термоустойчивость при двухфазном замыкании.

Требования, предъявляемые к переносным заземлениям, исключают возможность использования изолированной проводки, поскольку изоляционный слой препятствует визуальному обнаружению дефектов жил проводника. В результате повреждений становится меньше сечение, а это может стать причиной короткого замыкания.

Конструктивные возможности зажимов должны обеспечивать их прочную фиксацию на токопроводящих элементах при помощи специального штангового устройства. Закорачивающие провода соединяются с зажимами напрямую — без переходников. Такой норматив обусловлен тем, что в переходных наконечниках могут иметься низкокачественные контакты. Такие контакты сложно рассмотреть, но при замыканиях они подвержены возгоранию.

Закорачивающие провода трехфазного заземлителя стыкуются между собой и проводником заземления с помощью опрессовки или сварки. Также соединение можно выполнить болтами, однако в этом случае понадобится дополнительная обработка – соединение припоем. Причем припой должен быть твердым, так как пайка запрещена по той причине, что нагрев устройства во время эксплуатации приведет к плавлению припоя и разрушению соединения.

Также следует сказать и о том, какие требования устанавливаются к маркировке переносных заземлений. На всех устройствах должно быть указано номинальное напряжение электрической установки, сечение проводников и инвентарный номер.

Требования к участкам наложения

Согласно техническим правилам, монтаж переносных заземлителей осуществляется на все фазовые элементы отключенного от электрического питания участка. Питание отключается во всех местах соединения, от которых может подаваться напряжение. При этом также следует учитывать обратную трансформацию. По одному заземлению должно быть на каждой стороне — это условие диктуется требованиями безопасности. Участок можно оградить от токоведущих элементов разъединителями, выключателями или автоматами. Также с этой целью можно удалить предохранители.

Между участками наложения необходим явный разрыв, который будет отделять устройства от токоведущих элементов с напряжением. Дистанция между токопроводящими частями под напряжением должна соответствовать нормам безопасности.

Переносное заземление в системах распределения закрытого типа устанавливается на токоведущих элементах. Выбираются участки, специально предназначенные для установки заземления. С таких мест удаляется лакокрасочный слой, а контур выделяется черными полосками.

Важно! Зачищенные от красящего вещества участки должны оснащаться местами для установки струбцины или иметь зажимы.

Различные виды струбцины для монтажа

Если в электрической установке по техническим причинам нельзя установить переносное заземление, понадобятся дополнительные меры, которые позволят увеличить безопасность работы. Чтобы избежать случайной передачи напряжения, необходимо оградить верхние контакты или ножи жесткой изоляцией или резиновыми прокладками.

Инструкция по установке

Прежде чем начнется установка переносного заземления, нужно проверить отсутствие напряжения. Согласно требованиям технического регламента, установочные работы должны осуществлять два человека. Чтобы протестировать наличие напряжения, заземление подключается к зажиму «Земля».

Обратите внимание! Во время электромонтажных работ необходимо соблюдать меры предосторожности, в частности, на руки нужно надеть перчатки из диэлектрика.

Следует заметить, что нормативы запрещают применение проводников, не предназначенных для заземлительной функции. Также не следует стыковать провода методом скручивания.

Установка выполняется в таком порядке:

  1. Соединяем проводник-заземлитель и заземляющие провода.
  2. Проверяем с помощью указателя напряжения его наличие или отсутствие на токопроводящих участках.
  3. Устанавливаем зажимы на токопроводящие элементы. Используем для этого штанги.
  4. При помощи штанги выполняем крепления.

Иногда применение штанги не позволяет закрепить зажимы. В таком случае их можно зафиксировать вручную. Такие работы можно осуществлять только в перчатках-диэлектриках.

При установке переносной защиты можно стоять на бетонном полу, на земле, на деревянной лестнице. В любом случае под ногами должна быть диэлектрическая поверхность. Запрещается подниматься на какие-либо конструкции с целью проверки отсутствия напряжения.

Напряжение не наводится на токопроводящие элементы лишь в случае наличия заземления. Сразу после отключения напряжения нельзя прикасаться к токоведущим элементам, не используя защитные перчатки.

Чтобы удалить заземлительную систему, все работы осуществляются в обратном порядке. Вначале устройство убирается с токопроводящих участков, затем отключаются заземляющие устройства.

Электромонтажные работы отличаются повышенной опасностью. Нарушение техники обращения с электричеством часто приводит к трагедиям. Поэтому не следует пренебрегать средствами безопасности и подвергать себя ненужным рискам.

Требования и размещение заземления для пожарных машин и стволов

При ликвидации пожара на любом объекте строительства могут возникнуть сложности, затрудняющие действия пожарных подразделений. Частый случай поражения током при пожаротушении — когда струя воды, пены или аналогичного огнетушащего средства, попадая на часть электроустановки, которая находится под напряжением, становится проводником. Усугубляется положение при возникновении наведенного напряжения на пожарной машине.

Для защиты сотрудников противопожарной службы от последствий подобных ситуаций делается заземление для пожарных стволов и машин.

Для защиты пожарных от поражения током следует заземлить пожарную машину

Назначение переносного заземления

Такой класс защитных устройств направлен на предотвращение поражения током сотрудников противопожарной службы во время ликвидации пожара вследствие:

  1. Возникновения наведенного напряжения на автомобиле. Под воздействием внешних источников электромагнитных колебаний на проводящих частях конструкции машины иногда возникает наведенное напряжение. Распространение такого тока по деталям пожарной техники может привести к серьезным травмам сотрудников противопожарной службы. Риск поражения током значительно возрастает, если рядом с противопожарной техникой находится мощная электрическая установка.
  2. Попадания огнетушащего средства из ствола на токопроводящее место электроустановки. Противопожарная техника оборудована специальным насосом с электрическим мотором. Для обеспечения безопасности во время эксплуатации такого элемента необходимо устройство его заземления.

Основная функция системы — защитное заземление. Для ее реализации применяют два типа заземлений:

Если подача воды происходит из водопроводной системы, то целесообразнее заземлить только стволы. В таком случае можно обойтись без устройства подобной защиты для пожарных насосов.

Важно! Заземление пожарных машин посредством переносных заземляющих конструкций позволяет защитить сотрудников пожарной части как от наведенного, так и от статического напряжения.

Переносные заземляющие устройства конструктивно несложны.

Переносное заземление: технические характеристики

Обобщив данные подобных защитных конструкций, можно выделить стандартные аспекты производства их комплектующих:

  1. Применение медного провода высокого класса гибкости, в полиуретановой оболочке.
  2. Опрессовка концов провода.
  3. Крепление струбцин из металла (на концы провода).
  4. Наличие заземлителя. В роли такого элемента может быть металлическая конструкция различной конфигурации. Основное требование — заземлитель должен соприкасаться с землей. Такими конструкциями, исходя из практики пожаротушения, могут быть: опоры линий электропередач, пожарные гидранты, трубы шурфов или скважин. Возле промышленных объектов можно монтировать специальный штырь-заземлитель.
  5. Соединение струбцин. Один элемент прикрепляется к машине, а второй — к заземлителю.

Обратите внимание! Присоединяя заземляющую конструкцию к стволам, практичнее прикреплять на один конец провода вместо струбцины кольцо. При отсутствии такого приспособления осуществить соединение со стволом можно без такого дополнения.

Несмотря на структурную простоту, технические характеристики всех элементов такой конструкции должны соответствовать параметрам, утвержденным профильной документацией.

Переносное заземление для пожарной машины со струбцинами

ЗППМ-25 (переносное заземляющее устройство для пожарных машин)

Важно! Для заземления пожарных стволов и насосов, которые применяются в ручном режиме, необходимо всегда использовать отдельные устройства.

При водопроводной подаче жидкости, обеспечивающей огнетушение, предусмотрен вариант заземления только стволов (без насосов).

Заземление для пожарных стволов

Конструкция защитного устройства заземления такого типа — стандартная: заземляющий проводник, опрессованный на концах, крепится с одной стороны к струбцине, а с другой — к стволу.

Переносное заземление для пожарного ствола

ЗПC-25 (переносное заземляющее устройство для пожарных стволов)

При монтаже и обустройстве конструкции обязательно учитываются требования профильной документации по структурным параметрам заземляющих устройств.

Технические характеристики переносных заземляющих устройств

В зависимости от комплектации оборудования и наличия дополнительных приспособлений профильные правила могут быть дополнены специальными рекомендациями.

Основные требования

Правильно устроенное заземление снимает напряжение с различных объектов и оборудования, защищая человека от поражения током. Добиться безопасной работы техники и высоких эксплуатационных характеристик заземляющей конструкции можно лишь с учетом профильных нормативных требований, а именно:

  1. Термическая и динамическая устойчивость переносных заземлений к токам короткого замыкания. Это возможно при наличии у проводников следующих параметров: а) сечение провода переносного заземления для 1000 В: 16 мм²; б) сечение провода в переносном заземлении для более 1000 В: 25 мм², 35 мм², 50 мм², 70 мм², 95 мм² или 120 мм².
  2. Реализация надежного контакта. Если контакт плохой, то струбцины или зажимы при коротком замыкании могут нагреться и обгореть.
  3. Качественный монтаж струбцин. Эти элементы должны выдерживать значительные динамические нагрузки. Их необходимо монтировать прочно во избежание рассоединения (срыва).
  4. Продолжительная термическая устойчивость соединений переносных заземлений. Важна на протяжении всего времени эксплуатации заземлителя и необходима для автоматического отключения напряжения при перегреве контактов.

Внимание! Когда ток протекает по заземляющему спуску, нагреваются проводники. Это довольно опасно, ведь даже медь плавится при 1083 °C.

Необходимо знать также специальные правила расположения переносных заземляющих устройств.

Размещение заземляющих конструкций

Исходя из регламентирующих материалов ПУЭ (шестое и седьмое издание); ГОСТ Р 51853-2001 (Заземления переносные для электроустановок), а также аналогичной профильной документации, можно выделить несколько правил размещения таких заземляющих устройств. Основные требования:

  1. На местах монтажа заземления для подстанций, а также мест расположения заземления пожарных машин, необходимо наличие соответствующих знаков.
  2. Все места, на которых размещены пожарные автомобили и располагаются ствольщики (пожарные, которые держат стволы), должны быть оборудованы заземлителями. Чаще всего заземлители располагаются: возле входных дверей электрических распредустановок; вблизи кабельных сооружений; возле гидрантов или у входа в само здание.

Важно! В соответствии с инструкцией по пожаротушению, при пожаре на электростанции встречать пожарный отряд должен человек, осведомленный о местах нахождения заземляющих проводов.

В комплектации пожарных машин переносное заземление не предусмотрено как обязательный структурный элемент безопасности. Упоминание о заземляющем устройстве переносного типа оговорено в перечне профильных требований по эксплуатации пожарной машины. Этими правилами утверждено, что обустройство места для крепления такого типа заземляющего устройства — обязательно. Место электрически должно быть связано со всеми основными металлическими составляющими машины (надстройка, шасси и т.п.).

Место заземления пожарных машин требования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Общие технические требования. Методы испытаний

Fire fighting technics. Fire extingushing trucks. General technical requirements. Test methods

Дата введения 2009-05-01
с правом досрочного применения

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны" (ФГУ ВНИИПО) МЧС России

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 104-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые основные пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для доставки личного состава пожарных подразделений, огнетушащих веществ и оборудования к месту вызова и для подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения.

В стандарте устанавливаются основные параметры, общие технические требования и методы испытаний ПА, создаваемых на базовых автомобильных шасси грузоподъемностью до 12 т включительно.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-95* Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2.601-2006, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 4.332-85 Система показателей качества продукции. Автомобили пожарные тушения. Номенклатура показателей

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 9.402-80* Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9.402-2004, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.012-90* Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12.1.012-2004, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.1.033-81 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения

ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Цвета сигнальные и знаки безопасности

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 112-78 Е Термометры метеорологические стеклянные. Технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 2349-75 Устройства тягово-сцепные системы "крюк-петля" автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 3940-84 Электрооборудование автотракторное. Общие технические требования

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52230-2004, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 6134-87* Насосы динамические. Методы испытаний

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 6134-2007, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 6465-76 Эмали ПФ-115. Технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7877-75 Рукава пожарные напорные прорезиненные из синтетических нитей. Общие технические условия

ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости

ГОСТ 9544-93* Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9544-2005, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 14167-83 Счетчики холодной воды турбинные. Технические условия.

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18099-78 Эмали МЛ-152. Технические условия

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 18374-79 Эмали ХВ-110 и ХВ-113. Технические условия

ГОСТ 20306-90 Автотранспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний

ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий

ГОСТ 21752-76 Система "человек-машина". Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования

ГОСТ 21753-76 Система "человек-машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 22061-76* Машины и техническое оборудование. Система классов точности балансировки. Основные положения

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ ИСО 1940-1-2007, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 22576-90 Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 26336-84 Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы

ГОСТ 28352-89* Головки соединительные для пожарного оборудования. Типы, основные параметры и размеры

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с Изменением N 1)

8 Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям

8.1 Подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине:

а) с двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;

б) с одной продольной стороны - к зданиям и сооружениям вышеуказанных классов с меньшей высотой при выполнении одного из следующих условий:

- оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию;

- при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой;*

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

- при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий;

в) со всех сторон - к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.

На территории, расположенной между подъездом для пожарных автомобилей и зданием или сооружением не допускается размещать ограждения (за исключением ограждений для палисадников), воздушные линии электропередачи, осуществлять рядовую посадку деревьев и устанавливать иные конструкции, способные создать препятствия для работы пожарных автолестниц и автоподъемников.

Примечание. Под проездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.), по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств. Под подъездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения, по которому возможно как указанное передвижение пожарных автомобилей, так и стоянка с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов и выполнения действий по тушению пожара и проведению спасательных работ. Планировочные решения проездов, подъездов принимаются исходя из габаритных размеров мобильных средств пожаротушения, а также высоты объекта защиты для обеспечения возможности развертывания и требуемого вылета стрелы пожарной автолестницы и пожарного автоподъемника.

При наличии отступлений от требований нормативных документов в части устройства пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа пожарных для проведения пожарно-спасательных мероприятий, возможность обеспечения деятельности пожарных подразделений на объекте защиты должна подтверждаться в документах предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, разрабатываемых в установленном порядке.

8.4 К зданиям с площадью застройки более 10000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

8.6 Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

- 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

- 4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

- 6,0 метров - при высоте здания более 46 метров.

8.7 В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8.8 Расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен или других ограждающих конструкций жилых и общественных зданий, сооружений должно составлять:

- для зданий высотой до 28 метров включительно - 5-8 метров;

Указанные расстояния для производственных, складских зданий и сооружений, в том числе на территориях производственных объектов следует принимать в соответствии с требованиями раздела 6 и [2].

8.9 Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

Ширина ворот автомобильных въездов на огражденные территории должна обеспечивать беспрепятственный проезд пожарных автомобилей.

Заземление пожарных машин

Подборка наиболее важных документов по запросу Заземление пожарных машин (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Заземление пожарных машин

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Какие расходы отражаются по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ
(КонсультантПлюс, 2021) Расходы на противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества

Нормативные акты: Заземление пожарных машин

Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495
(ред. от 12.07.2021)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации") сливать горючее из автоцистерн, эксплуатировать резервуары, заправочные колонки и трубопроводы без их заземления;

Читайте также: